Катастрофа парохода «индигирка»: страшная морская трагедия в ссср

На почетном месте в Музее морского флота во Владивостоке можно видеть небольшой макет памятника, установленного в японской деревне Саруфуцу. Этот экспонат возвращает нас к трагедии века, которая долгое время скрывалась от всех, - история гибели парохода «Индигирка».

8 декабря 1939 года из бухты Нагаева во Владивосток под командованием 58 летнего капитана Н. Лапшина вышел пароход «Индигирка», принадлежавший «Дальстрою». На его борту находились около полутора тысяч человек (точная цифра до сих пор не установлена) 700 промысловых рабочих и членов их семей, 750 освобожденных из под стражи и 60 заключенных под конвоем. Тот рейс «Индигирки» был последним в навигации 1939 года. Желающих попасть на пароход было очень много. Только что была объявлена амнистия, неожиданно принесшая свободу более чем полутора тысячам колымских зеков. На пристань амнистированных перевозили открытыми полуторками. Поздней осенью на Колыме холодно, уголовники, пользуясь отсутствием охраны, избивали и раздевали ехавших вместе с ними «политиков», потом выбрасывали на обочину.

Жестокий шторм несколько дней выматывал людей. На подходе к проливу Лаперуза в перерывах между натисками пурги с мостика ненадолго увидели огонь маяка Анива и, пройдя его, проложили курс между рифом Камень Опасности и берегом острова Хоккайдо. Вскоре после смены вахты в полночь на 12 декабря заступивший на вахту второй помощник капитана В. Песковский сквозь пургу увидел огни и принял их за маячные. Это действительно был огонь маяка, но японского, на мысе Соя Мисаки острова Хоккайдо. Ошибка оказалась роковой. Пароход на полном ходу наскочил на риф Тодо у северного берега Хоккайдо. Судно получило пробоину по всей длине корпуса. Удары волн и ветра в одно мгновение перебросили его через риф, опрокинув на борт, и выбросили на прибрежную отмель в 700 метрах от берега.

В эфир полетел сигнал SOS (по некоторым источникам SOS не посылался, связь велась шифром). Вскоре вода вывела из строя радиопередатчик, связь оборвалась. Моряки и пассажиры остались одни в борьбе со стихией. Большинство из них сразу же оказались в воде. Остальные через иллюминаторы вытащили одеяла, одежду, закрывая от волн и пронизывающего ветра женщин и детей. Их на судне было более ста - geoglobus.ru. Вышли из строя механизмы, погас свет. С каждым часом судно все больше погружалось. Тех, кто уже не мог самостоятельно выбраться на палубу, вытаскивали на канате через отверстие, прорезанное по приказу капитана. На незатопленном борту по всей его длине натянули канат, за который держались люди. С большим трудом удалось спустить шлюпку, на которой десять добровольцев попытались добраться до берега. С большим трудом она достигла береговой полосы. В воде навсегда остались пять моряков. Остальные, промокшие и еле живые, в кромешной тьме разыскали рыбацкую хижину и, обессилев, рухнули на пороге.

Тем временем капитан решил послать на берег еще одну, последнюю, шлюпку. Как только шлюпка коснулась воды, волны смыли четверых. Остальные шестеро, обрубив канат, исчезли в ночи. Но до берега удалось добраться только двоим.

В поселке Саруфуцу первым о катастрофе узнал рыбак Дзин Гиньитиро. В дверь его дома громко постучали - на пороге стояли пять чуть живых иностранцев. Хозяин усадил их около печки, дал водки. По жестам понял, что в море большая беда. Пошел будить жившего по соседству брата Дзин Гиндзо. Тот в испуге стал уверять, что это вовсе не потерпевшие с корабля, а высадившийся на остров советский десант, - ведь отношения между нашими странами после конфликта на Халхин Голе были довольно сложными. Тем не менее братья сообщили о спасшихся русских в порт Вакканай. Начальник полицейского управления городка Вакканай Такэси, которому было доложено о кораблекрушении, был в полном замешательстве. С одной стороны, не направлять спасательные суда нельзя, с другой - посылать их в такую непогоду - явное безумие. Спасать врага, жертвуя своими людьми, не хотелось. Было принято решение командировать на место происшествия помощника полицейского инспектора и с ним еще трех человек.

Полицейский инспектор Тоэиси Исаму приказал трем судам приступить к спасательным работам. Японские экипажи в течение нескольких часов прилагали все усилия, чтобы спасти людей. Одно судно было зафрахтовано военными, и майор Танабэ Райти, отдавая приказ о выходе в море в сильный шторм, брал на себя большую ответственность. Если бы с кораблем что-нибудь случилось, то майору не оставалось бы ничего другого, как сделать себе харакири. На рассвете жители Саруфуцу увидели лежащее на боку судно, на котором стояли люди, взывая о помощи. Деревушка ничем помочь не могла. А шторм не ослабевал, выбрасывая на побережье тела погибших. Жители попробовали спустить небольшое рыболовное судно, но оно тут же опрокинулось. Члены молодежной организации, отрядов самообороны поселка вытаскивали на берег тела, перевязывали тех, кто подавал признаки жизни, кормили спасенных.

12 декабря в 16 часов информация о гибели парохода «Индигирка» была передана посольству СССР в Токио. В это время ситуация на судне стала критической. «Индигирка» сильно накренилась. Волны продолжали омывать людей, чьи силы были на исходе.

Японцы попытались снова завести маленькую рыболовную шхуну «Тенхо Мару». Но и она, отойдя от причала, в конце концов перевернулась. К счастью, японским спасателям удалось благополучно добраться до берега. В это время на место происшествия прибыли представители полицейского управления городка Вакканай, врач, переводчики - geoglobus.ru. Три парохода «Карафуто Мару», «Сосуи Мару» и «Санте Мару» только 13 декабря около двух часов ночи смогли выйти из порта Вакканай на место катастрофы. Рискуя жизнью, экипажи пытались спасти людей. В результате к 13 часам в безопасное место были доставлены 395 человек. Жители поселка не смыкая глаз, всю ночь и утро продолжали убирать трупы, приводить в чувство оставшихся в живых. Спасенных согревало сердечное тепло простых японцев, которые поделились с ними своей одеждой. Когда пострадавшие ехали на санях до железнодорожной станции, в каждом поселке их поздравляли с благополучным исходом. В Вакканай были доставлены 402 человека, их посадили на пароход «Карафуто Мару», и 14 декабря он отбыл в Отару.

15 декабря консул острова Хоккайдо посетил пострадавших. Он находился с ними до тех пор, пока их не отправили на родину на пароходе «Ильич». Но возвращение домой оказалось трагическим: капитана «Индигирки» Н. Лапшина приговорили к расстрелу, больше повезло его второму помощнику В. Песковскому, который получил десять лет лишения свободы. А на побережье у поселка Саруфуцу волны продолжали выбрасывать трупы. Все погибшие по согласованию с Советским правительством были кремированы, а затем отправлены в СССР спецпоездом. Однако позже японцы обнаружили еще 30 трупов советских граждан. Они были похоронены на кладбище у храма около деревни Саруфуцу. На могиле установили деревянное надгробие с соответствующей надписью на японском.

По данным японских газет, всего было спасено 430 человек, в том числе 35 женщин и 22 ребенка. 741 человек погиб.

Гибель парохода «Индигирка» - одна из самых трагических катастроф в мировой истории кораблекрушений. Однако пребывание на его борту заключенных сделало это событие малоизвестным. Его пытались предать забвению. Но не забыли о гибели несчастных в поселке Саруфуцу. Ежегодно 12 декабря местные жители отмечали день их памяти. В 1969 году у местной администрации возникла идея установить на месте надгробия настоящий памятник. В 1970 году было создано «Общество по сооружению памятника погибшим при кораблекрушении судна „Индигирка“». 12 октября 1971 года состоялось открытие монумента. По задумке японского архитектора И. Кендзи, пьедестал выполнен из серого дальневосточного гранита. Сам памятник представляет собой пятиметровую металлическую скульптуру в виде трех взявшихся за руки стилизованных фигур, защищающих человеческую жизнь. Своеобразный символ помощи в общей беде...

August 18th, 2014 , 09:45 pm

И тогда я начал искать «Tsinanfu»...
Поиски привели меня на сайт http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=1805476 , где красавец TSINAN запечатлён на рейде Сиднея.

"Индигирка"- "Ripon”...


Дальнейшая истоия "Индигирки", да не одной, а двух, которую я нашёл на сайте владивостокских дайверов http://владскуба.рф/tourism/rustourism/93-wreck-indigirka.html , потрясла меня. Очень рекомендую к прочтению...

Рэки острова Карамзина: история и мифы

"Ах пароход "Индигирка"!
Это случилось в середине декабря 1939 года.
В северном море разразилась снежная буря, вдруг появились огромные волны, и большой пароход, наскочивший на подводный камень, из-за качки, оказался затопленный водой и в одно мгновение перевернулся на бок.
Жена ищет мужа, а дети зовут мать. Они обнимают друг друга.
Но в конце концов силы покидают их.
Японские жители, узнав об этой катастрофе, рискуя жизнью, изо всех сил ведут спасательные работы невзирая на то, что в беду оказались люди чужой страны. Разве можно оценить эти идущие от всех души поступки?!
Но какая беда! Все-таки более 700 человек погибло в море.
И только слышен печальный шум волн. Души умерших остаются здесь навечно.
Ах пароход “Индигирка”! Пароход “Индигирка”!
Облака плывут низко-низко, слышно, как плывут волны на побережье Онисибэцу, где мы вспоминаем о прошедшей трагедии.
Уже прошло много лет теперь на прибрежном холме у моря, откуда вдали при закате солнца видна их Родина, поставлен памятник душами умерших.
На побережье очень печально дует ветер. "
Исикава Кикё

Впервые об “Индигирке” я услышал, еще будучи учащимся начальных классов, когда отец сводил меня в музей ДВМП. Я был потрясен рассказом экскурсовода о том, как конвоиры расстреливали заключенных, пытавшихся выбраться из затопленных трюмов.
История трагедии.
Из обвинительного заключения по делу № 156 по обвинению ЛАПШИНА Н. Л. по ст. 59-3 п. “в” ч. II УК РСФСР, ПЕСКОВСКОГО В. Л., КРИЩЕНКО Т. М. по ст. 59-3 п. “в” ч. I УК и КОПИЧИНСКОГО И. П. по ст. 193-17 п. “б” УК РСФСР.
“Пароход “Индигирка” … 8 декабря 1939 года в 10 часов вышел из Нагаево с назначением следовать во Владивосток без груза, с пассажирами на борту 1134 чел. и экипажем - 39 чел.
12 декабря 1939 года в 2 часа 20 минут по местному времени пароход “Индигирка”, следуя рейсом из Нагаево во Владивосток, потерпел аварию в проливе Лаперуза, наскочив на подводные камни “Тоддо” (широта 45о 21" норд; долгота 142о 11" ост). В результате аварии погибло судно, 741 чел. пассажиров и четыре члена экипажа.
Количество спасательных принадлежностей на судне ограничивалось двумя шлюпками вместимостью по 40 чел. каждая, спасательными поясами по количеству членов экипажа и 12 спасательными кругами, между тем как на борту находилось 1173 чел. (пассажиров и экипажа).
При неблагоприятных для плавания метеорологических условиях и возможности ошибок в счислении капитан ЛАПШИН и вахтенный 2-ой помощник капитана ПЕСКОВСКИЙ ни разу не приняли мер к определению местонахождения судна путем промера глубин. Считая, что открывшийся огонь относится к маяку “Камень опасности”, капитан ЛАПШИН и вахтенный помощник капитана ПЕСКОВСКИЙ в 1 час 30 минут легли на компасный курс 192о (-12о вест) и, пройдя за 20 минут 3,3 мили в 1 час 50 минут, легли на компасный курс 282о (-12о вест). Примерно в 2 часа 15 минут впереди, по носу, открылся берег, судно следовало полным ходом и ЛАПШИН при виде опасности не дал полных ход назад, а преступно рискуя, решил избежать опасности, сделав поворот вправо, не уменьшая хода, когда же поворот на ветер не удался, ЛАПШИН дал команду “лево на борт”, но судно примерно минут через пять после того, как открылись признаки берега, получило удар подводной частью левого борта о банку, после чего машине была дана команда “стоп”. С того момента машина вышла из строя, т.к. гребной винт от удара о камни заклинился о рудар-пис.
Гибель Индигирки Получив пробоину, судно находилось до 2-х часов 40 минут на плаву, затем сдрейфовав около одной мили на зюйд-вест, получило ряд ударов правым бортом о подводные камни и начало крениться на правый борт. В 2 часа 50 минут судно окончательно легло на грунт правым бортом, углубившись в воду на 9 метров, и возвышалось над уровнем моря на 4 метра.
В момент первого удара о подводные камни по радио был передан сигнал о помощи “SOS”, но помощь из вне немедленно оказана не была, по причине отсутствия каких-либо судов вблизи.
Пассажиры охваченные паникой, при отсутствии каких-либо спасательных принадлежностей, бросились из трюмов на палубу, метались по палубе и при появлении крена падали за борт. Среди пассажиров находилось 50 человек подследственных и 835 чел. бывших заключенных, отбывшие срок наказания, которые сопровождались конвоем. В панике один из конвоиров подверг выходящих из трюма пассажиров оружейному обстрелу. В спущенную на воду шлюпку правого борта уселось восемь членов команды судна и два пассажира, при этом четверо из команды уселись в шлюпку самовольно. Указанными лицами фалины были перерезаны и шлюпка отошла от борта. Из лиц, покинувших судно, в шлюпке остались живыми и вышли не берег четыре члена команды и один пассажир.
13 декабря в полдень к месту аварии прибыл плавающий под японским флагом пароход “Карафуто-Мару” и находящиеся на борту п/х “Индигирка” оставшиеся в живых пассажиры и члены экипажа были сняты. В трюмах погибшего п/х “Индигирка” оставались еще пассажиры, которые не могли проникнуть наверх, т.к. судно лежало на борту и люки были залиты водой. Капитан ЛАПШИН покинул судно и перешел на борт парохода “Карафуто-Мару”, не взирая на то, что в трюмах погибшего судна, которым он командовал, оставались еще живые люди (до 200 чел.).
Находящиеся в трюмах люди были извлечены японскими властями только 16 декабря 1939 года путем прорезов в бортах судна, а в четвертом трюме не было сделано и этого.
Таким образом было спасено только 27 человек, которые еще в силах были хвататься за спускаемые японцами концы, а слабосильные и больные в силу своей слабости за концы удержаться не в силах, были обречены на гибель. Руководство, покидая потерпевшее судно, даже не предупредило оставшихся в трюмах людей, что наверху известно о их существовании и что им будет оказана какая-либо помощь в спасении, в результате чего пассажиры, просидев в беспомощном состоянии четверо суток, сделали для себя вывод, что о их существовании наверху ничего неизвестно, кончали жизнь самоубийством, путем перерезания вен и утоплением в воду. Из общего количества людей, находившихся на борту парохода “Индигирка”, было спасено 428 чел. (в том числе 35 чел. членов команды) и погибло 745 чел. (в том числе 4 чел. судоэкипажа).”
Второй раз информация о судне попалась на глаза в конце 90-х. Я только начал заниматься подводным плаванием и искал в интернете описание интересных мест для погружений в Японском море. На сайте водолаза из Хасанского района я нашел информацию о том, что у острова Карамзина есть два затопленых судна: “Индигирка” и японский эсминец “Хибики”. И с тех пор я, да и другие дайверы во Владивостоке, эти суда так и называли: “Индигирка” и “Хибики”. На том сайте были размещены подводные фотографии затонувших судов, сделанные автором, и приведен рисунок (вид сбоку и сверху) “Хибики”, взятый из другого источника. Сразу отмечу, что этот рисунок к Хибики никакого отношения не имеет. Но об этом во второй части статьи.
И в третий раз я столкнулся с “Индигиркой” в феврале 2013 года – когда нашел в интернете статью о том, что дайверы из Томска в 2012 году у о-ва Карамзина близи Владивостока нашли пароход “Индигирка” и установили на корпусе судна мемориальную табличку в память погибших. Вот что написано на ресурсе tomsk.bezformata.ru об экспедиции сибиряков: "Это судно в 1923 году служило транспортом на тех же торговых линиях, что и пароход «Томск». С «Индигиркой» связана политическая история: в 1939 году, когда на судне перевозили около тысячи заключенных, пароход затонул у мыса Соя японского острова Хоккайдо. Погибло более 700 человек. В советское время эту историю не предали огласке, а судно было поднято и перезатоплено в советских водах. Об этом мало кто знает, но это была одна из крупнейших морских катастроф в истории человечества. В официальных сводках история «Индигирки» по вполне понятным причинам практически не упоминается, при этом там же сказано, что пароход был утилизирован на металл в сороковых годах. После проведённого нами обследования останков судна мы можем смело говорить, что это неправда – «Индигирка» лежит, разорванная пополам авиационной бомбой, у берегов острова Карамзина.
В трюмах парохода до сих пор ещё можно обнаружить вещи того времени – например одежду и посуду. С судна перед затоплением не был снят винт и некоторые другие изделия из цветных металлов, что наводит на мысли о том, что его старались затопить как можно скорее. История парохода полна загадок и спорных моментов, разъяснением которых занимаются в настоящее время в клубе СКАТ.
Командой СКАТа на останках судна, ставшего могилой для нескольких сотен человек, была установлена мемориальная доска «В память о морских катастрофах»
Оказывается, что это и есть та самая “Индигрика”, трагедия которой так впечатлила меня в детстве! Судно лежит, можно сказать, под боком, а я не нем ни разу не был! На “Хибики” нырял часто, а вот на “Индигирку” как-то не пришлось.
Пока навигация закрыта, есть время освежить в памяти историю судна.
В первую очередь начал с поиска информации о пароходе. И сразу выяснилось, что в те годы на Дальнем Востоке эксплуатировались, как минимум, две “Индигирки”.
Первая “Индигирка”. Чтобы не путаться, буду называть ее “Индигирка-Цинанфу”.
Из Реестра ДВМП “Индигирка”
Тип и назначение: Пароход грузо-пассажирский.
Год постройки: 1886.
Место постройки: Англия.
Грузовместимость GT(gross tonnage): 2336.
В Доброфлоте: 1914-1924 гг.
Судно было куплено в 1914 году. Работало на Приморском побережье и Северных линиях.
В 1920 году захвачено эмигрантским правлением Доброфлота во время ремонта в Шанхае.
Возвратилось во Владивосток в 1923 году.
В 1924 году вошло в состав ДВМП.
В 1933 году было передано Экспедиции подводных работ особого назначения, затем – Тихоокеанскому флоту.
Технические характеристики:
Вместимость (в брутто-регистровых тоннах): 2336
Длина (в метрах): 96
Ширина (в метрах): 11,6
Высота борта (в метрах): 6,7
Мощность машины (в лошадиных силах): 1500
Скорость (в узлах): 10
Это последний из четрырех однотипных пароходов (“Changsha 1”,” Chingtu”, “Taiyuan 1”, “Tsinan 1”), построенных компанией Scott & Co.,CD, Greenock, Scotland в конце 19 века. Первое название – "Tsinan", в 1909 году переименован в “Tsinanfu”, 17.4.1914 приобретен Доброфлотом и переименован в “Индигирку”. Пароход имел стальной корпус, две палубы, две мачты, одну дымовую трубу. “Индигирка-Цинанфу” могла перевозить 15 пассажиров первого класса, 28 пассажиров второго класса, 28 пассажиров третьего класса плюс 150 палубных пассажиров (в китайских водах).
23.06.1941 г. “Индигирка-Цинанфу” была включена в состав ТОФ в качестве артиллерийского блокшива. В конце 1940-х гг. разобрана на металл.
Вторая “Индигирка”. Ее назову “Индигирка-Рипон”.
Пароход “Индигирка”, тип “Lake”, был построен компанией Manitowoc Shipbuilding Company , Manitowoc, Wisconsin, США. Спущен на воду 29 декабря 1919 года под именем “Lake Galva” и сдан в мае 1920 года под именем “Ripon”. В 1926 году судно было переименовано в ”Malsah”, в 1928 году в “Commercial Quaker”, в 1938 году пароход был приобретен СССР, переименован в “Индигирку” и передан Дальстрою.
“Индигирка”
Тип и назначение: Пароход грузовой.
Технические характеристики:
Вмеситмость (в брутто-регистровых тоннах): 2336
Длиан (в метрах): 77,24
Ширина (в метрах): 13,38
Высота борта (в метрах): 7,89
Мощьность машины (в лошадиных силах): 1500
Скорость (в узлах): 10
Вмеситмость (в брутто-регистровых тоннах): 2869
Команда: 41 человек
Корпс стальной.
Какая из этих двух “Индигирок” погибла в 1939 году? В музее ДВМП есть стенд, посвященный трагедии, но нет информации, помогающей идентифицировать судно. В музее МГУ им. адм. Г.И.Невельского та же картина. Отдельно хочу поблагодарить сотрудников музеев за внимательное и доброжелательное отношение!
Продолжил поиски в интернете. Как известно, интернет знает все. Главное, правильно задать вопрос – и тогда с большой долей вероятности можно получить правильный ответ. И я такой ответ получил. Точнее, два правильных отвтета:
1. Погибла "Индигирка-Цинанфу" 2. Погибла "Индигирка-Рипон"
Пароход "Индигирка" (бывш. "Цинан"/"Цинанфу").
Эту фотографию приводят П.Осадчий и В. Щербак в своих книгах, а также многие другие авторы на англо- и русскоязычных сайтах - даже если в статье описывается совершенно другое судно.
Пароход "Индигирка" (бывш. “Lake Galva”/ “Ripon”/ ”Malsah”/ “Commercial Quaker").
Причем оба ответа были аргументиваны.
Ниже привожу неполный перечень аргументов.
В том, что в 1939 году перевозил заключенных и рыбаков и погиб грузо-пассажирский параход “Индигрка-Цинанфу” уверены:
1. Петр Осадчий. В книге “Спасите нас на суше” в главе об “Индигирке” привел фотографию “Индигрки-Цинанфу”.
2. Владимир Щербак. В книге “Знаменитые корабли Владивостока” дает ту же фоторгафию “Индигрки-Цинанфу”, приводит ее технические характеристики и пишет, что “Индигирка” была приобретена в начале XX века Добровольным флотом.
3. В списке Регистра Ллойда “Индигирка-Рипон” указана как действующая и в 1939, и в 1940 годах, и, по крайней мере, вплоть до 1946 года (т.е. через семь лет после крушения у берегов Японии).
4. Ллойд также считает, что у берегов Хоккайдо в 1939 году погибла “Индигрка-Цинанфу”.
Lloyd Lloyd Lloyd
5. Музей им. В. Арсеньева в 1998 году приобрел макет "Индигирки". Вот что писала газета "Владивосток" в номере от 18.12.1998 г.: "Музей им. В. Арсеньева пополнился уникальным экспонатом - макетом “Индигирки” с потрясающей деталировкой интерьера. Судьба этого бушпритного судна, одного из первых представителей Добровольного флота, поистине легендарна по своей трагичности. Его называют вторым “Титаником”. В ночь с 12 на 13 декабря 1939 года “Индигирка” напоролась на мель у острова Хоккайдо. Погибли 745 человек."
6. В том, что "Индигирка-Рипон" была на плаву и эксплуатриовалсь до 1942 года, были уверены и в военно-морской разведке США. В "Naval Intelligence Reports (ONI-208R), 1942" "Индигирка-Рипон" указана как судно, входящее в состав Советского флота. Хотя в последующих изданиях отчета этой информации уже нет.
В том, что погибла “Индигирка-Рипон”, уверены:
1. Капитан Юрий Александрович Пудовкин. В одном из интервью он рассказывал следующее: “Что касается “Индигирки” – их у нас на Дальнем Востоке было по меньшей мере четыре.
Первая – постройки начала ХХ века – имела бушприт. На ней работал мой отец.
Вторая “Индигирка” – лейка. Это суда-грузовики с двумя сплошными трюмами, построенные в 20-х годах в США для Великих озер. Их длина составляла 76,5 метра, ширина – 13,5 метра, вместимость – 2700 регистровых тонн, мощность паровой машины, которая работала на угле, – 1500 лошадиных сил, скорость – 10 узлов. Советский Союз закупил их около 20 штук. Они ходили на север, хотя ледовых подкреплений не имели. В декабре 1939 году на пути из Магадана в Приморье во время шторма и сильного снегопада “Индигирка” типа лейка села на мель на северной оконечности острова Хоккайдо, на мысе Соя, и затонула. Погибли около 700 человек. Эта трагедия легла в основу повести Л. Князева “У врат блаженства”.
Третья “Индигирка” была усиленным ледовым судном, построенным в Европе.
Четвертая “Индигирка” – рефрижератор, она работала в "Востокрыбхолодфлоте" ”.
2. В том, что погибла “Индигирка-Рипон”, уверены и в ДВМП. В книге “ДВМП: рейс длиною в 125 лет” в главе, посвященной гибели “Индигирки”, приведена фотография парахода “Бурят” с указанием, что это однотипное с “Индигрикой-Рипон” судно (т.е. тип “Lake”).
3. Martin J. Bollinger автор книги “Stalin’s Slave Ships. Kolyma, the Gulag Fleet, and the Role of the West”.
Список судов, когда-либо эксплуатировавшихся в Доброфлоте-ДВМП, приведен в Реестре Пароходства. В Доброфлоте-ДВМП работали: “Индигрка-Цинанфу”, “Бурят” (бывш. “Лейк Фарлей”), а также еще шесть судов типа “Lake”: “Камчатнефть” (бывш. “Коммершиал Алабама”), “Камчадал” (бывш. “Лейк Фенсдел”), “Москальво” (бывш. “Коммершиал Орлиниан”), “Монгол” (бывш. “Лейк Фаблюс”), “Туркмен” (бывш. “Лейк Феррона”) и “Чукча” (бывш. “Лейк Фендом”). Пароходству никогда не принадлежала “Индигирки-Рипон”.
Какому ведомству (судовладельцу) принадлежала “Индигирка-Рипон”? И точна ли информация о том, что затонувшая у берегов Японии “Индигирка” относится к типу “Lake”?
Ответ есть на сайте профессора МГУ им. адм. Г.И.Невельского Болотова Валерия Павловича, организатора и вдохновителя конференций, посвященных морским катастрофам.
“ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по делу № 156 по обвинению ЛАПШИНА Н. Л. по ст. 59-3 п. “в” ч. II УК РСФСР, ПЕСКОВСКОГО В. Л., КРИЩЕНКО Т. М. по ст. 59-3 п. “в” ч. I УК и КОПИЧИНСКОГО И. П. по ст. 193-17 п. “б” УК РСФСР.
Пароход “Индигирка”, принадлежащий Дальстрою ГУСДС НКВД СССР 8 декабря 1939 года в 10 часов вышел из Нагаево с назначением следовать во Владивосток без груза, с пассажирами на борту 1134 чел. и экипажем - 39 чел….”
Итак, на основании собранной информации можно сделать следующие выводы:
1. В Доброфлоте/Совторгфлоте/ДВМП с 1914 по 1933 года эксплуатировалась “Индигирка-Цинанфу”. Других “Индигирок” в то время у ДВМП не было.
2. Погибшая “Индигирка” была пароходом типа “Lake”.
3. Погибшая “Индигирка” принадлежала Дальстрою.
4. Дальстрою принадлежала “Индигирка-Рипон”.
С большей долей вероятности можно считать, что погибла “Индигирка-Рипон”.
Почему же возникла такая путаница? Возможно, ответ на этот вопрос смог дать Martin J. Bollinger в книге “Stalin’s slave ship. Kolyma, the Gulag Fleet, and rhe Role of the West”.
С первым вопросом разобрались: у берегов о-ва Хоккайдо потерпела кораблекрушение “Индигирка-Рипон”. Остался второй вопрос: а та ли “Индигрика” затоплена у берегов о-ва Карамзина?
Олег Матвеев в статье “Неизвестная трагедия в проливе Лаперуза” пишет:
“Решать судьбу затонувшей “Индигирки” на пароходе “Свердловск” в Японию отправилась специальная правительственная комиссия в составе 7 человек, которая прибыла в порт Отару 5 января 1940 года. С помощью водолазов ЭПРОН (Экспедиции подводных судно было тщательно обследовано, а из трюмов извлечены остававшиеся там трупы пассажиров. Причем за все услуги, оказанные японской стороной советской комиссии в виде транспорта, водолазного оборудования и другого снаряжения, японцы взимали достаточно высокую плату наличными. По результатам работы комиссии, с учетом полученных “Индигиркой” повреждений, было признано экономически нецелесообразным ее подъем и восстановление.
А в самом начале февраля все тот же “Свердловск” доставил во Владивосток свой страшный груз - урны с прахом 396 погибших. Еще примерно столько же тел обнаружить так и не удалось.”
Сотрудники музея МГУ им. адм. Г.И.Невельского и профессор Болотов В.П. также уверены, что "Индигирка-Рипон" все еще покоится у берегов Хоккайдо.
Надо отметить, что в спасении пассажиров "Индигирки" принимали участие не только японские спасатели, но и простые рыбаки поселка Саруфуцу, у берегов которого судно потерпело бедствие. 19 декбрая 1939 года Дзин Гэндзо, Сато Коитиро и другие спасли несколько пассажиров. Обвязав головы жгутом из полотенца (хатимаки) и в одних набедренных повязках (фундоси), они добирались до "Индигирки" на лодках по ледяному и бурному морю. Они разбили иллюминатор парохода и, проникнув через него, спасли трех человек. Их выхаживали у Хосой Дзинъсиро, который являлся председателем рыбопромышленного кооператива.
О трагедии 39-го года в поселке помнят и в наши дни. 12 октября 1971 года на холме у поселка Саруфуцу, на месте захоронения погибших на пароходе "Индигирка", установлен памятник. Скульптор из Отару И. Кендзи создал пятиметровую скульптурную группу в виде трех овальных фигур, взявшихся за руки, символизирующих защиту человеческой жизни, образно выполненную в виде шара, расположенного внутри группы.
В день поминовения погибших в море из порта Саруфуцу выходит катер, огибает остатки судна, видные с берега, люди бросают в море цветы, поминают тех, кому поставлен памятник на высоком холме.
Вернемся к интервью капитана Пудовкина Ю.А.: “Третья “Индигирка” была усиленным ледовым судном, построенным в Европе”. Скорее всего это сухогруз, дизельэлектроход “Индигирка”, тип “Лена” усиленного ледового класса, построен в Голландии. Судно было спущено на воду 8 сентября 1956 г. и сдано в эксплуатацию в марте 1957 г.
Технические характеристики:
Длина наибольшая: 130,19 м.
Ширина наибольшая: 18,88 м.
Высота борта: 11,2 м.
Осадка: 8,07 м.
Скорость: 13,2 уз.
Количество трюмов: 6
Валовая вместимость: 7761 рег.т.
Чистая вместимость: 4285 рег.т.
Дедвейт: 6450 т.
Судно было списано в 1982 году.
Могла ли быть затоплена у острова Карамзина именно эта “Индигирка”? Учитывая, что портом приписки судна был Мурманск, а судно принадлежало ММП, считаю, что это маловероятно.
И “четвертая “Индигирка” – рефрижератор, она работала в "Востокрыбхолодфлоте"”. Это приемно-транспортный рефрижератор теплоход “Индигирка”, тип “Яна”. Судно было построено в ФРГ в 1956 году. Порт приписки Владивосток.
Технические характеристики:
Длина наибольшая: 111,37 м.
Ширина наибольшая: 14,54 м.
Высота борта: 8,30 м.
Осадка: 6,24 м.
Скорость: 14,0 уз.
Валовая вместимость: 3782 рег.т.
Чистая вместимость: 1800 рег.т.
Дедвейт: 3616 т.
Судно было списано в 1985 году.
Так какое же судно лежит возле о. Карамзина? Для того, чтобы провести идентификацию судна и получить ответ на этот вопрос, водолазный центр Владскуба совместно с водолазным центром Сквалус и региональным отделением Русского Географического общества летом 2013 года планирует провёл эскпедицию на о-в Карамзина..."(с)

Гибель теплохода «Индигирка» в декабре 1939 года стала одной из самых крупных катастроф советского флота. Технические детали крушения корабля описаны неплохо, однако в этой истории поражает другое: поведение людей, большинство из которых составляли заключенные из колымских лагерей ГУЛАГа, а также начальники и НКВДшники.

Теплоход для перевозки «груза»

«Индигирка» вышла из колымского порта Нагаево 8 декабря 1939 года. Были последние дни навигации, морской путь в то время был единственным способом связи с «Большой землей», и магаданское начальство — а фактическим правителем там был НКВД — спешило доставить сотни зеков на пересуд во Владивосток. Навигация закрылась бы, и их пришлось держать на Колыме до мая 1940 года. Именно этим и объясняется, что грузовой теплоход, не предназначенный для перевозки людей, был забит ими под завязку.

«Индигирка» была самым маленьким судном в «Дальстрое» — лагерном тресте, управлявшем Дальним Востоком. Его водоизмещение составляло 2,7 тысячи тонн, длина — 77 метров, грузовой отсек — 4,7 тысячи кубометров. Каюты были рассчитаны только на 12 пассажиров. Теплоход считался относительно новым и полностью исправным, он был построен в США в 1919 году, в 1937 году прошел капитальный ремонт и год спустя продан американцами в СССР.

На его борту находились 39 человек экипажа и 1134 пассажира. Из общего числа пассажиров 820 человек отправлялись во Владивосток на пересуд. Фактически это означало, что отбывшим сроки на Колыме добавляли новый — обычно от 5 лет и выше (для политических по стандартному обвинению по 58-й, антисоветской статье). Однако политические, по воспоминаниям очевидцев, составляли лишь около 20% перевозимых «Индигиркой» заключенных. Остальные были отпетыми уголовниками — то, что их везли на пересуд во Владивосток, а не судили на месте, в Магадане, означало, что они совершили тяжкие преступления (от бандитизма и убийств в лагере до воровства золота с приисков).

Около 50 человек были уже бывшими зеками — вышедшими на волю по первой бериевской амнистии . Еще 60 пассажиров отправлялись в «шарашки» на европейскую часть СССР: Берия, возглавив НКВД в конце 1938 года, создал систему закрытых институтов, в которых ученые и инженеры из числа заключенных работали на ВПК. Забегая вперед, скажем, что в этот рейс «Индигирки» должен был попасть изобретатель и будущий создатель советской космической программы Сергей Королев, но он задержался в колымской больнице и уехал на материк другим кораблем. Около 200 пассажиров были вольнонаемными, то есть свободными людьми. Всех пассажиров набили в трюмы корабля (для зеков один отсек, для амнистированных и свободных — другой). Зеков сопровождал вооруженный конвой НКВД из 28 человек под руководством Копичинского, который на Колыме имел репутацию садиста.

Так как теплоход считался грузовым, на нем находились лишь две спасательные шлюпки вместимостью по 40 человек каждая и 55 спасательных кругов. Плавсредства соответствовали инструкции и документам корабля, согласно которым членов экипажа и пассажиров на «Индигирке» не может быть больше 50 человек. Все, что находилось в трюме, официально считалось «грузом».

Сбились с курса

Днем 11 декабря, когда «Индигирка» подошла к проливу Лаперуза, начался шторм и сильный снегопад. Вечером теплоход прошел мыс Анива на самом юге Сахалина (южная половина острова принадлежала тогда японцам). На этом мысе был установлен маяк. Так как на судне не было груза, то оно имело большую парусность, а потому ночью его стало сносить к югу, к острову Хоккайдо.

Рабочие «Дальстроя». Фото: wikipedia.org

В полночь 12 декабря вахту принял второй помощник капитана Песковский, но капитан Лапшин остался на мостике вместе с ним. Для Лапшина это были тринадцатый час работы за сутки, но он, как потом объяснял на следствии, не мог оставить помощника одного, так как тот был еще неопытным штурманом. В 01:30 ночи они заметили в море два огня, приняв их за огни встречного корабля. Капитан приказал отклониться от курса. Поскольку погода была плохой, а судно сильно качало, капитан отказался от промера глубин. Примерно в 02:15 «Индигирка» налетала на подводные скалы.

Гребной винт от удара о камни заклинило, и машина вышла из строя. В днище судна раздался страшный грохот, на борту погас свет. «Индигирку» сильно накренило.

Корабль наскочил на скалу Морской Лев, находящуюся в 1400 метрах от побережья у поселка Саруфуцу в округе Соя на острове Хоккайдо. Как оказалось, капитан Лапшин не только не приказал мерить глубины, но и не обращал внимания на навигационные приборы — он проходил этот маршрут десятки раз и был уверен, что пройдет его и с закрытыми глазами.

Через двадцать минут после аварии «Индигирка» имела крен 70 градусов. Рулевая, штурманская и радиорубка сорвались и ушли в море. Волнами была смыта группа пассажиров, находившихся на верхней палубе.

Самая большая пробоина образовалась в носовой части корабля, как раз там, где находились зеки. Капитан Лапшин отдал приказ вывести всех людей из трюмов, но конвоиры из НКВД у трюма открыли стрельбу из револьверов и винтовок по выходящим. По разным данным, ими были убиты от 10 до 30 заключенных.

Однако зеки, точнее, те самые отпетые уголовники, просто смяли цепочку НКВДшников и устремились на волю — нет, не спасаться с корабля, а грабить и насиловать пассажиров из вольных. Как позднее вспоминали очевидцы, были зарезаны около десятка амнистированных — к ним уголовники испытывали наибольшую ненависть.

Во время этой морской катастрофы, случившейся в проливе Лаперуза в декабре 1939 года, погибли, по официальным данным, 745 человек, включая 4 членов экипажа. Принадлежащий «Дальстрою» грузовой пароход «Индигирка» шел из Нагаева во Владивосток, и у него на борту было свыше тысячи пассажиров (хотя «Индигирка» являлась иключительно грузовым судном).
Катастрофа произошла из-за того, что «Индигирка» наткнулась ночью на подводные камни. Получив три сильных удара, судно перевернулось на бок.

Пассажиры были в основном зеками

Согласно обвинительному заключению и показаниям капитана парохода Н. Л. Лапшина, «Индигирка» везла большое количество заключенных – в основном пассажирами на судне были именно зеки (свыше 800 человек) и их конвоиры. Как сказано в обвинительном заключении, перевозка пассажиров на грузовом судне была грубейшим нарушением.
Исходя из официальной версии, капитан проявил преступную небрежность и дезориентировал курс парохода, вследствие чего в условиях 9-бального шторма и пурги произошла в катастрофа – пароход получил правым бортом несколько ударов о подводные камни, судно накренилось и ушло под воду на 9 метров. Штормовыми волнами десятки людей смыло за борт. Все это происходило в проливе Лаперуза неподалеку от мыса Соя.
По показаниям арестованного впоследствии капитана «Индигирки» Н. Л. Лапшина, на судне началась паника – из спасательных средств всего несколько шлюпок. Зеки резали охрану (несколько человек были убиты), в свою очередь огонь по взбунтовавшимся осужденным открыли и стрелки НКВД (по разным данным было застрелено около 20 человек).
Одну из шлюпок спустили на воду и в нее уселись 8 человек (в основном, члены экипажа), из которых четверо – самовольно. До берега добрались только пятеро, остальные погибли.

Как их спасали

Только 13 декабря ближе к полудню к месту аварии подошел японский пароход «Карафуто-Мару». Часть пассажиров и членов экипажа «Индигирка» были сняты с потерпевшего крушение парохода. Но в трюмах еще оставались порядка 200 человек, в том числе, женщины и дети. Помощь к ним пришла от японцев только через 3 дня. Борта судна резали автогеном, но вскрыли не все трюмы, в результате чего спасли только 27 человек.
Многие из пассажиров, не дожидаясь спасения, кончали с собой – топились или вскрывали вены. Как утверждали некоторые выжившие, все спасенные дети (их точное количество неизвестно) впоследствии умерли.

На японской территории

Японцы формально находились в состоянии войны с СССР (сравнительно недавно отгремела бытва у Халхин-Гола). Спасшимся и доставленным в порт Вакканай пассажирам сотрудники НКВД приказали уничтожить все документы, а зекам велели называться сеья рабочими «Дальстроя». Спаслись 428 пассажиров и членов команды парохода. Как вспоминал один из уцелевших пассажиров, работник рыбзавода Николай Тарабанько, японцы относились к ним хорошо, оказали необходимую медпомощь. Однако чекисты и советский консцул Тихонов пристально следили за тем, чтобы пассажиры не вступали в контакт со своими спасателями и не брали у них никаких вещей.

Возвращение на родину

В конце декабря на пароходе «Ильич» спасенных пассажиров и членов экипажа вывезли в СССР. Еще по пути конвоиры начали избивать зеков, которые, по их мнению, «дали слабину» в общении с японцами. Двух заключенных, якобы участвовавших в убийстве чекистов на «Индигирке», расстреляли и выбросили трупы за борт.
Долгое время бывшие пассажиры затонувшего парохода из числа вольных по прибытии на родину не могли восстановить уничтоженные в Японии документы, многих из них подозревали в шпионаже в пользу японцев.
За преступную халатность, повлекшую массовую гибель людей, судили четырех должностных лиц – капитана судна Н. Л. Лапшина (он был расстрелян как саботажник и японский шпион), двух его помощников, В. Л. Песковского и Т. М. Крищенко (они получили от 5 до 8 лет лагерей). Кроме того, 4 года из отмеренных 10 лет отсидел и начальник зековского конвоя П. И. Копичинский. Копичинский потом даже продолжил служить в системе ГУЛАГа.
… «Индигирка» так и лежит на морском дне у берегов Японии. В поселке Сарафуцу (японское село губернаторства Хоккайдо) установлен памятник жертвам катастрофы. Полный список погибших до сих пор неизвестен.

Весь мир был потрясен трагической гибелью Титаника, затонувшего в холодных водах океана в 1912 году. Но мало кто знает, что российский пароход Индигирка, следовавший в порт Владивостока, спустя всего 27 лет повторил судьбу Титаника.

Рано утром 8 декабря 1939 года пароход Индигирка, собственность Дальностроя, вышел из порта Нагаево курсом на Владивосток. Согласно плану транспорт должен был совершать свой путь с остановками и подбирать рабочих, окончивших работы по разгрузке леса, и возвращавшихся со своими семьями домой. Командиром парохода был назначен капитан дальнего плавания Н.Л. Лапшин, в качестве его помощников выступили капитан малого плавания Т.М. Крищенко и штурман малого плавания В.Л. Песковский. Пассажиров подбирали вплоть до выхода в открытое море, всего к этому моменту на судне было 1173 человека вместе с командой.

История путешествия парохода Индигирка с заключенными на борту

Путешествие в это время года и без того опасное из-за сильных штурмовых ветров, леденящей воды и плохой видимости еще больше осложнялось численностью людей, среди которых были женщины и дети в количестве не менее 120 человек. К тому же перед самым отбытием на пароход завели группу заключенных под конвоем сотрудников НКВД. Преступников везли во Владивосток на пересмотр дела, на пароходе их поместили в отдельный трюм под усиленной охраной, запретив рабочим даже смотреть в их сторону.

Индигирка шла хорошо без сбоев полным ходом, преодолев уже большую часть расстояния, когда погода на море начала сильно портиться, пошел густой пушистый снег, сквозь который ничего не было видно, все трюмы были забиты людьми, но места всем не хватило, потому многие так и остались на палубе.

Собственность Дальностроя — пароход Индигирка

Поздней ночью 11 декабря пароход вошел в пролив Лаперуза и продолжил спокойно двигаться дальше, но внезапно раздался сильный толчок, люди, бывшие в трюмах - попадали на пол, а те, что были на палубе - выпали за борт, прямо в ледяную воду. «Индигирка» наскочила на подводные камни «Тоддо». Борта парохода начало заливать водой, люди, бывшие в трюмах и оказавшиеся в полной темноте, подняли панику, многие пытаясь выбраться, хватались за соседей, стягивая на дно и их.

Спасательных шлюпок на транспорте оказалось всего две, но каждая из них рассчитана была только на 40 человек максимальной нагрузки, что вполне соответствовало количеству экипажа. Имелось также несколько спасательных жилетов и 12 спасательных кругов, естественно, что такого количества было никак недостаточно на более чем 1000 человек.

Капитан парохода отдал приказ лечь на левый борт и дать задний ход, но машины уже не работали, команде едва удалось вовремя поставить клапаны на паровые котлы, чтобы те, будучи полностью залиты водой не взорвались. Судно несколько раз развернуло, и его правый борт увяз в грунте, погрузившись на глубину 9 метров, тогда как большая его часть задралась кверху на 4 метра над поверхностью воды.

Паника на корабле

В панике об имевшихся лодках вспомнили немногие, только 8-10 человек догадались спустить одну из них на воду и постараться отплыть подальше от корабля, но удалось выжить далеко не всем из них, потому как затея сама по себе была опасна в условиях бушующих волн и близости подводных камней.

На следующий день 12-го числа ближе к вечеру прояснилось, и спасшиеся пассажиры увидели берег острова Хоккайдо, откуда им усиленно махали руками люди. Рано утром следующего дня пришло спасение в виде двух японских шхун, команда которых приступила к эвакуации пассажиров, бывших на палубе парохода. Некоторые из пассажиров были сильно обморожены, другие имели огнестрельные раны, поскольку были бывшими заключенными, по которым охваченные паникой конвоиры открыли огонь.


Спасенные пассажиры Индигирки

После того, как японцы эвакуировали большую часть пассажиров, и перевезли в ближайший порт Отару, выяснилось, что в трюмах тонущего судна могут находиться еще люди. И действительно, вернувшееся из повторного рейса японское судно привезло еще около 30 человек живых, среди них много детей.

К спасенным прибыл советский посол в Японии, а также сотрудники миссии Красного креста, им отвели отдельное помещение, обогрели и накормили, предоставили одежду, а тем временем в Советском союзе уже началось расследование по поводу гибели парохода, в которой обвинили спасшегося капитана и его помощников. Было доказано, что именно трагическая ошибка команды стоила жизни 744 людям, спасено же было всего 433 человека, из которых многие впоследствии тяжело болели и более не могли получить работу у себя на родине, так как их подозревали в симпатии к японцам.

Возвращение на Родину

Отечество встретило пассажиров и команду «Индигирки» совсем не радостно, членов экипажа ожидал суд и трибунал, а пассажиров долгое время таскали по допросным комнатам, желая убедиться в том, что они не перешли на сторону врага и не стали шпионами.


Мемориальная доска, установленная близ поселка Саруфуцу

В итоге дело о гибели «Индигирки» закрыли только к концу 1940 года, наказание понесли капитан, его помощники, а также начальник порта, отдавший приказ грузить на грузовой пароход, где не было ни коек, ни кают такое количество пассажиров.

Тела погибших, также найденные японцами , были перевезены на берег и захоронены близ поселка Саруфуцу, где 12 октября 1971 года был установлен памятник в виде трех взявшихся за руки скульптур, окружающих круглый шар, символизирующий жизнь. Местные жители свято чтят память мертвых, ежегодно поминая их траурными венками, спущенными на воду.