Истории людей выживших на титанике. Сколько людей погибло на "Титанике"? Подлинная история катастрофы. Даниэль Бакли переоделся в женщину, чтобы попасть в спасательную шлюпку

Невероятные факты

Гибель Титаника –одна из главных трагедий 20 века.

Это страшное событие ок ружено множеством мифов, домыслов и слухов.

Но мало кто знает, что произошло с пассажирами рокового рейса, которым удалось выжить в самой страшной морской катастрофе века.

Следующая подборка документальных фото даст полное представление того, что же произошло дальше с теми, кому удалось спастись с тонущего корабля.


Пассажиры Титаника фото

Фредерик Флит (Frederick Fleet)



На этом фото 24-летний британский моряк Фредерик Флит спустя несколько дней после гибели Титаника. Парень был первым, кто заметил айсберг.

Он принимал участие в двух мировых войнах. В 1965 году после затяжной депрессии Флит свел счеты с жизнью.

Что касается событий на Титанике, события развивались примерно следующим образом:

10 апреля 1912 года судно вышло в свое первое и последнее плаванье. Огромный лайнер на всех парах мчался из Саутгемптона в Нью-Йорк.

14 апреля 1912 года в 23.39 вечера Фридрих Флит прямо по курсу заметил айсберг, который в итоге и погубил Титаник.

Через два часа и 40 минут, столкнувшись с огромной глыбой, он пошел ко дну.

Из 2224 человек на борту "непотопляемого" корабля только около 700 человек вместилось в спасательные шлюпки, благодаря чему остались живы.

Оставшиеся 1500 человек погибли, оставшись на тонущем корабле или умерли в течение нескольких минут после попадания в холодные воды северной части Атлантического океана.

Незадолго до рассвета 15 апреля флотилия выживших была замечена пароходом Карпатия, который прибыл на место гибели Титаника. К 9 утра все оставшиеся в живых пассажиры были на борту Карпатии.

Фото айсберга Титаника

Айсберг, потопивший Титаник.



Выжившие пассажиры Титаника в шлюпках подплывают к теплоходу Карпатия, 15 апреля 1912 года.



Все те же выжившие пассажиры после кораблекрушения в шлюпках.





Эскиз тонущего Титаника.



Эскиз тонущего корабля, нарисованный выжившим пассажиром Джоном Тайером (John B. Thayer). Спустя некоторое время рисунки были дополнены господином П.Л. Скидмор (P.L. Skidmore) уже на борту парохода "Карпатия", апрель 1912 года.

Выжившие пассажиры "Титаника" пытаются согреться на борту теплохода "Карпатия".



Когда Карпатия направилась в Нью-Йорк, было решено отослать радио- сообщения. Так новость о сучившейся трагедии распространилась довольно быстро.

Люди были в шоке, родственники пассажиров находились в панике. В поисках информации о своих близких, они атаковали офисы судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке, а также в Саутгемптоне.

Некоторые из богатых и знаменитых выживших пассажиров и жертв были идентифицированы до прибытия Карпатии в порт.

А вот близкие и родные пассажиров более низкого класса, а также семьи членов экипажа продолжали оставаться в неведении о судьбе своих родных.

Отсутствие связей не позволяло им узнать новости сразу и они должны были ждать в мучительной неизвестности.

Карпатия прибыла в гавань Нью-Йорка в дождливый вечер 18 апреля. Корабль был окружен более чем 50 буксирами, на которых были журналисты. Они кричали, окликали выживших, предлагая деньги за интервью из первых рук.

Репортер одного из крупных американских изданий, который на тот момент оказался на борту "Карпатии", уже успел опросить оставшихся в живых. Он поместил свои заметки в плавучую коробку для сигар и бросил их в воду, чтобы редактор издания мог выловить послание и получить сенсацию первым.

После того, как все спасательные шлюпки были спущены на воду на пирсе номер 59, принадлежавшем компании White Star Line. Сам корабль пришвартовался у пирса номер 54. Под проливным дождем судно встретила встревоженная толпа из 40 000 человек.

Люди ждут новостей за пределами офиса судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке.



Спасательные шлюпки, благодаря которым выжило несколько сот человек.



Спасательные шлюпки у причала судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке, апрель 1912 года.

Люди в ожидании прибытия Карпатии в Нью- Йорк.



Огромные толпы родных и близких стоят под дождем, ожидая прибытия парохода "Карпатия" в Нью-Йорк, 18 апреля 1912 г.

Около 40 тысяч человек в ожидании Карпатии.



Те, кому удалось выжить в роковом рейсе на Титанике, в Нью-йорке были встречены в порту родными и близкими, а также многочисленными представителями СМИ.

Кто-то скорбел о погибших, кто-то хотел взять автограф, а кто-то пытался взять интервью у выживших.

На следующий день Сенат США созвал специальное слушание о катастрофе в старом отеле Waldorf-Astoria.

Весь экипаж Титаника насчитывал 885 человек, из которых 724 человека было родом из Саутгемптона. Из рокового рейса домой не вернулись, по крайней мере, 549 человек.

Выжившие члены экипажа.



Выживший экипаж слева направо первый ряд: Эрнест Арчер, Фридрих Флит, Уолтер Перкис, Джордж Саймонс и Фредерик Клахен.

Второй ряд: Артур Брайт, Джордж Хогг, Джон Мур, Фрэнк Осман и Генри Этш.

Люди окружили выжившего с Титаника.



Толпа людей в порту Девонпорт окружили выжившего с "Титаника" мужчину, чтобы услышать из первых уст, как все было на самом деле.

Выплата компенсаций пострадавшим.



Апрель 1912 года

Дж. Хэнсон, сидящий справа, окружной секретарь Национального союза моряков и пожарных. Люди вокруг него –выжившие пассажиры "Титаника", которые получают компенсации, как пострадавшие в катастрофе.

Родственники в ожидании спасшихся пассажиров Титаника.



Люди ждут на железнодорожной платформе Саутгемптона своих родных и близких, выживших при крушении Титаника.

Родственники в Саутгемптоне встречают своих близких.



Родственники в ожидании выживших членов экипажа.



Родственники находятся в ожидании выживших членов экипажа "Титаник", которые должны сойти на берег в Саутгемптоне.

Люди возвращаются в свои дома в Англии. Катастрофа унесла 549 жизней членов экипажа. Всего из Саутгемптона было 724 тех, кто работал на судне, начиная моряком и заканчивая поваром или почтальоном.

Родственники за несколько минут до встречи с выжившими родственниками.




Выжившие на Титанике

Родственники приветствуют выживших в кораблекрушении родственников, прибывших в Саутгемптон.



Выживший член экипажа целует супругу, которая ожидала его на суше в Плимуте, 29 апреля 1912 год.



Стюарды на даче показаний после кораблекрушения.



Выжившие стюарды стоят возле здания суда. Их приглашают для дачи показаний комиссии, занимающейся расследованием катастрофы Титаника.

Выживший пассажир "Титаника" Раздает автографы прохожим.



Люди, выжившие на Титанике

25. Братьям Паско, членам экипажа злополучного судна, посчастливилось выжить всем четверым.



Сироты Титаника



Апрель 1912 года

Чудом спасшихся двух малышей поначалу не могли идентифицировать.

Позже дети были идентифицированы как Мишель (4 года) и Эдмонд (2 года) Навратил. Чтобы попасть на корабль, их отец взял имя Луи Хоффман и использовал для детей вымышленные имена Лоло и Мамон.

Отец, с которым дети плыли в Нью-Йорк, погиб, в результате чего и возникли трудности с настоящими именами братьев.

Однако, позже их, все же, смогли идентифицировать и малыши благополучно воссоединились со своей матерью.


На этой фотографии уже подросшие Эдмонд и Мишель Навратил со своей мамой.

Оператор Гарольд Томас Коффин допрашивается сенатским комитетом в Waldorf-Astoria в Нью-Йорке, 29 мая 1912 год.



29. Ребенок Титаника


Медсестра держит новорожденного Люсьена П. Смита. Его мать Элоиза была беременна им, когда возвращалась вместе со своим мужем после медового месяца на борту "Титаника".

Отец малыша погиб в катастрофе.

Впоследствии Элоиза вышла замуж за другого выжившего пассажира страшного рейса, Роберта П. Даниэля.


И наконец, фотография самого Титаника в день, когда он вышел в свой первый и последний роковой рейс...

Истории, которые нужно рассказать!

Когда 10 апреля 1912 года «Титаник» покинул Саутгемптон и отправился в свой первый рейс, он был самым большим и роскошным кораблём в мире. Трагично, что лайнер судоходной компании «White Star» так никогда и не добрался до Нью-Йорка. Он столкнулся с айсбергом 14 апреля 1912 года в 23:40 и затонул в Северной Атлантике в 2:20 ночи 15 апреля. Тогда погибло более 1500 пассажиров и членов экипажа, и только 705 людям удалось пережить эту страшную морскую катастрофу.

Это событие ошарашило весь мир, ведь многие люди изначально считали, что роскошный лайнер был непотопляемым. Данная трагедия до сих привлекает внимание, многих интересует, как действовали пассажиры и экипаж в ту роковую ночь. Большинство из нас знают вымышленную историю о Джеке и Роуз или слышали о «Непотопляемой Молли Браун», но есть и ещё и несколько интригующих, но малоизвестных рассказов.

1. Алекс Маккензи

24-летний Алекс Маккензи так никогда и не ступил на борт «Титаника», несмотря на то, что он уже упаковал свой багаж и стоял в очереди к трапу на борт роскошного лайнера. Родители купили ему билет на первый рейс судна в качестве подарка. Неожиданно Алекс услышал голос, который предупредил его, что он погибнет, если отправится в путешествие на разрекламированном судне.

Голос прозвучал настолько чётко, что Алекс стал озираться, чтобы увидеть, кто говорит, но рядом никого не оказалось. Решив, что он ослышался, Маккензи продолжил двигаться по направлению к трапу, но вдруг он услышал это послание ещё раз. Он снова проигнорировал его – только затем, чтобы услышать голос ещё раз, на этот раз намного громче. Тогда Алекс послушался и отказался от поездки, решив вернуться в свой родной город Глазго, где ему предстояло объяснить своим родителям, почему он отказался подняться на борт величайшего судна в мире.

2. Эдит Рассел


Многие люди мечтали о том, чтобы оказаться пассажиром первого класса на борту «Титаника», но только не Эдит Розенбаум (позже известная как Эдит Рассел). Она не могла избавиться от плохих предчувствий. Эдит поднялась на борт «Титаника» во время его первой остановки в Шербуре, во Франции, она возвращалась из Парижа с показа французской моды. В письме к своему секретарю Эдит написала: «Мы отправляемся в Квинстаун. Я просто ненавижу покидать Париж и буду рада вернуться сюда снова. Я собиралась отдохнуть в этой поездке, но я не могу избавиться от депрессии и предчувствия беды. Как же мне хочется, чтобы всё это поскорее закончилось!».

Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, Эдит попросила стюарда принести из её каюты первого класса музыкальную шкатулку в форме поросёнка. Она стояла на шлюпочной палубе, вцепившись рукой в эту музыкальную шкатулку и отказывалась садиться в спасательную шлюпку, пока не посадят всех женщин и детей. Вдруг кто-то выхватил завёрнутую в одеяло шкатулку, решив, что это ребёнок, и бросил её в шлюпку. Не желая расставаться со столь любимой вещью, Эдит прыгнула в шлюпку. Музыкальная шкатулка спасла ей жизнь.

3. Два беспризорника в море


Поскольку взрослых пассажиров-мужчин во время гибели «Титаника» в спасательные шлюпки не сажали, отец был вынужден поместить двоих своих сыновей в лодку, в то время как сам он остался на борту корабля. Малыши могли говорить только по-французски и не имели при себе никаких именных вещей, поэтому на спасательном судне «Карпатия» никак не могли установить их личность. Чтобы найти во Франции семью мальчишек, газеты напечатали статьи о двух «морских беспризорниках» и опубликовали их фотографии.

Между тем мать отчаянно искала своих двоих сыновей, которые бесследно исчезли. История о двух беспризорниках настигла её в Ницце, во Франции. После того как женщина описала приметы своих детей в службе спасения, мальчики были опознаны как четырёхлетний Мишель и двухлетний Эдмон. Мальчики были похищены их отцом, Мишелем Навратилом, который путешествовал на корабле под псевдонимом «Мистер Хоффман» и надеялся начать в США новую жизнь со своими детьми.

4. Эдвард и Этель Беане


Пассажиры второго класса Эдвард и Этель Беане собирались отпраздновать на борту «Титаника» своё недавнее бракосочетание. Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, молодожёнов из Англии это не обеспокоило, так как они, как и многие, считали, что судно было непотопляемым. Они не беспокоились до тех пор, пока пассажир из соседней каюты не предупредил их дважды о серьёзности ситуации.

Этель неохотно спустилась в спасательную шлюпку, оставив Эдварда на борту корабля. В то время как Этель плавала в безопасном месте, её мужу пришлось прыгать за борт, чтобы воссоединиться со своей женой. Эдвард плыл от тонущего корабля, пока не нашёл спасение на лодке. К счастью, счастливая пара воссоединилась, чтобы продолжить свою семейную жизнь.

5. Томас Миллар


После смерти своей жены и за три месяца до первого рейса «Титаника» Томас Миллар решил устроиться на роскошный лайнер компании «White Star» в качестве помощника палубного механика. Он сделал это, чтобы обеспечить будущее своих двоих сыновей, Томаса и Руддика.

Миллар оставил своих детей на попечение тётки в деревне неподалёку от Белфаста. Он надеялся, что сумеет начать в Соединённых Штатах новую жизнь, к которой позже присоединятся его сыновья. Перед тем как отправиться в Америку, Томас дал каждому из своих сыновей по одному пенни и сказал им, что они не должны их тратить до тех пор, пока он не вернётся. Томас Миллар так никогда и не вернулся к своим сыновьям, потому что потерял свою жизнь на борту корабля. В то время как Томас младший истратил свой пенни, монетка Руддика по-прежнему хранится в семье Милларов как символ любви отца к своим детям.

6. Отец Фрэнсис Браун


Отец Фрэнсис Браун был пассажиром первого класса на борту «Титаника». Он был одним из тех людей, у которых сохранилось много редких фотографий из жизни на борту судна. Священник-иезуит был страстным фотографом; билет на первый рейс «Титаника» он получил в подарок от своего дяди. Взволнованный тем, что он оказался на борту роскошного судна, и осознавая, что он присутствует на историческом событии, отец Браун сделал много фотографий, которые после катастрофы были опубликованы в печатных изданиях по всему миру.

В то время как большинство пассажиров «Титаника» направлялись в Нью-Йорк, отец Браун был одним из восьми пассажиров, которые покинули судно во время его захода в Квинстаун (теперь известный как Коба) в Ирландии, последний порт перед путешествием через Атлантику. Несмотря на то, что богатая пара предлагала оплатить оставшуюся до Нью-Йорка часть путешествия, священник был отозван с корабля своим руководством. Поэтому отец Браун пережил катастрофу, как и сделанные им фотографии, которые теперь дают нам представление о жизни на том злополучном судне.

7. Два кузена


На борту «Титаника» находились два кузена, но ни один из них не знал о присутствии своего дальнего родственника. Уильям Эдви Райерсон был стюардом, который обслуживал обеденный зал салона первого класса. Он мало что знал о своём троюродном брате, Артуре Райерсоне, который также присутствовал на борту судна в качестве пассажира первого класса вместе со своей женой Эмили и их тремя детьми.

Семья Артура направлялась в свой родной город Куперстаун (штат Нью-Йорк), после того как им сообщили, сын Артура скончался. У Уильяма и Артура был общий прапрадед, но они были абсолютно из разных кругов. Уильям родился в рабочей семье в Порт-Довере (штат Онтарио, Канада), в то время как Артур жил обеспеченной жизнью.

Пока Уильям рассаживал пассажиров по спасательным шлюпкам, Артур договаривался с членами экипажа о том, чтобы его 13-летнего сына Джона поместили в спасательную шлюпку вместе с женой и дочерьми. Артур был единственным членом семьи, который погиб во время морской катастрофы, в то время как Уильям спасся с тонущего корабля на спасательной шлюпке.

8. Графиня Ротес


В путешествие через Северную Атлантику на «Титанике» отправились и некоторые из самых богатых людей в мире, и одной из почётных пассажирок на борту лайнера была Люси Ноэль Марта, графиня Ротес. Она отправилась в США вместе со своей кузиной Глэдис Черри и горничной, Робертой Майони. Её целью было встретиться со своим мужем и двумя детьми, чтобы начать новую жизнь в США.

Графиню и её кузину разбудили, когда корабль столкнулся с айсбергом. Капитан Смит дал указание, чтобы все вернулись в свои каюты и надели спасательные жилеты. Примерно в 1:00 ночи графиня вместе со своей кузиной и горничной погрузились в шлюпку №8, которая была первой из спущенных на воду. Том Джонс, матрос спасательной шлюпки, быстро угадал в графине строгого руководителя и приказал ей управлять лодкой. Она сидела у руля шлюпки и более часа управляла ею, после чего поменялась местами со своей кузиной, чтобы попытаться успокоить невесту-испанку, потерявшую на корабле своего жениха.

Графиня гребла вёслами в течение всей ночи и морально поддерживала пассажиров до тех пор, пока к месту крушения не прибыла «Карпатия».

Она оказывала помощь не только во время путешествия на шлюпке. Графиня оставалась на борту «Карпатии» и после того, как корабль причалил в Нью-Йорке, оказывая помощь тем пассажирам, которые потеряли всё в результате крушения. По возвращении в Шотландию графиня Ротес купила серебряные часы с надписью «15 апреля 1912 года, графиня Ротес», которые послала Тому Джонсу в качестве подарка и в знак благодарности за его усилия на борту спасательной шлюпки. Он ответил на её подарок письмом, поблагодарив за доброту и мужество, и прислал ей медную табличку со спасательной шлюпки. Матрос и графиня переписывались до самой её смерти в 1956 году.

9. Джеймс Муди


Ещё одним героем на борту корабля был Шестой офицер Джеймс Муди, который решил остаться на борту несмотря на то, что ему предлагали место в спасательной шлюпке. 24-летний младший офицер получал за свою службу на корабле небольшое жалование в размере $37 и собственную каюту на время пребывания на борту «Титаника».

Перед тем как «Титаник» отправился в свой первый трансатлантический рейс, Муди невольно спас жизнь шести членам экипажа, которым не разрешил взойти по трапу из-за того, что они опоздали. Когда корабль столкнулся с айсбергом, молодой офицер был на посту и ответил на вызов Лукута Фредерика Флита, спросив его: «Что ты видишь?». Флит ответил: «Айсберг, прямо перед нами!».

Когда капитан объявил, что судно затонет в течение нескольких часов, офицер Муди спустил на воду спасательные шлюпки №12, 14 и 16. Пятый офицер Гарольд Лоу предложил Муди управлять шлюпкой №14, что было нормальным для офицеров низшего звена. Но Муди отклонил предложение Лоу. Несмотря на низкий ранг, Муди остался на корабле и помогал первому офицеру Мердоку, пока вода не стала затапливать шлюпочную палубу. Муди неоднократно предлагали стать командиром шлюпки, но он всякий раз мужественно решал остаться на корабле, чтобы спасти как можно больше жизней и наблюдать за катастрофой до самого конца. Второй помощник Лайтоллер был последним человеком, который видел Муди живым в 2:18 ночи, когда тот пытался спустить на воду разборные спасательные шлюпки.

10. Джек Филлипс


Джек Филлипс был старшим радистом на борту «Титаника» и работал в паре с младшим оператором Гарольдом Брайдом. Двое мужчин занимались приёмом и отправкой с помощью азбуки Морзе сообщений от пассажиров, а также принимали метеорологические предупреждения для капитана.

Перед катастрофой Филлипс получил с других кораблей многочисленные предупреждения об айсбергах, Брайд доставил многие из них капитану. Тем не менее, из-за большого количества пассажирских сообщений Филлипс был не в состоянии доставлять капитану Смиту все предупреждения; он считал, что капитан получил уже достаточно предупреждений об опасности айсбергов. Когда с парохода «Калифорниэн» поступило очередное сообщение об айсберге, Филлипс ответил: «Заткнись! У меня переговоры с мысом Кейп-Рейс!». Впоследствии Филлипса стали называть одним из виновников крушения.

Тем не менее, когда судно столкнулось с айсбергом в 400 морских милях от Ньюфаундленда, Филлипс предпринял всё возможное, посылая сигналы бедствия с целью обеспечить спасение пассажиров и членов экипажа. 25-летний телеграфист оставался на своём посту даже тогда, когда капитан освободил его от исполнения обязанностей. Он неустанно отправлял сообщения ближайшим судам до 2:17, когда корабль уже опускался на дно океана.

Его связь с «Карпатией» помогла спасти 705 пассажиров. Многие корабли позже сообщили, что сообщения Филлипса были абсолютно четкими, несмотря на тот хаос, который творился вокруг него. К сожалению, несмотря на наличие у него складной шлюпки, Джек Филлипс погиб во время морской катастрофы.

До декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», гибель «Титаника» оставалась самой крупной по количеству жертв катастрофой на море в мирное время. Неформально является самой знаменитой катастрофой XX века.

1496 человек погибли в этой катастрофе. Основная часть людей погибла от переохлаждения, поскольку температура океанской воды составляла −2°С. Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место трагедии прибыл пароход «Карпатия» и подобрал выживших в шлюпках. Спаслось 712 пассажиров и членов экипажа.

Фредерик Флит, впередсмотрящий на «Титанике», который первым заметил айсберг. Он выжил и в дальнейшем участвовал в первой и второй мировых войнах. В 1965 году покончил жизнь самоубийством.

Люди ждут новостей возле офисов Уайт Стар Лайн в Нью-Йорке.

Апрель 1912 года. Шлюпки Титаника у причала Уайт Стар Лайн, в Нью-Йорке.

18 апреля 1912. Люди ждут прибытия парохода Carpathia, с выжившими в катастрофе «Титаника», в Нью-Йорке.

Выжившие члены экипажа, первый ряд: Ernest Archer, Frederick Fleet, Walter Perkis, George Symons и Frederick Clench. Второй ряд: Arthur Bright, George Hogg, John Moore, Frank Osman и Henry Etches.

Толпа в Девонпорте слушает пережившего трагедию «Титаника».

Секретарь Национального Союза матросов и пожарников выплачивает денежное вознаграждение оставшимся в живых членам экипажа «Титаника».

Родственники ждут на железнодорожной платформе, прибытия в Саугемптон, выживших в катастрофе «Титаника».

29 апреля 1912. Родственники ждут выживших в катастрофе «Титаника», на берегу, в Саутгемптоне.

29 апреля 1912.Родственники встречают выживших в катастрофе «Титаника», после их возвращения в Саутгемптон.

29 апреля 1912. Выжившие в катастрофе «Титаника» стюарды, ждут допроса комиссии по расследованию причин аварии.

29 апреля 1912. Четыре члена экипажа «Титаник», братья Паско, которые выжили, вернулись в Саугемптон.

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд Навратил. Они известны как сироты Титаника — Луис и Лола. Они плыли на Титанике со своим отцом М. Навратил, который погиб во время катастрофы. Поскольку дети были малышами и не говорили по-английски, они не могли идентифицировать себя. Франкоязычная пассажирка первого класса Маргарет Хейс взяла на себя заботу о мальчиках, пока их мать, Марсель, не узнала из газетных статей их по фотографиям. Марсель отправилась в Нью-Йорк, и там воссоединилась со своими сыновьями 16 мая 1912 года.

Луис и Лола.

Радист Harold Thomas Coffin перед сенатской комиссией, на Waldorf-Astoria в Нью-Йорке.

На этой фотографии, сделанной в ноябре 1912 года, медсестра держит на руках новорожденного Люсьена П. Смита. Родители Люсьена, Элоиза и Люсьен П. Смит-старший, поженились в феврале 1912 года и возвращались на «Титанике» из свадебного путешествия. Ей было восемнадцать, ему двадцать четыре; она спаслась, он погиб. На борту «Карпатии» Элоиза познакомилась с еще одним спасшимся пассажиром «Титаника» - Робертом Уильямсом Дэниэлом. Стоит отметить, что Дэниэл был одним из тех мужчин, кто спасся не потому, что сел в шлюпку с палубы корабля, а потому, что прыгнул в воду и доплыл до уже спущенной шлюпки.

Они поженились в августе 1914 года, правда, девять лет спустя, в 1923-м, развелись. В том же 1923-м Элоиза вышла замуж в третий раз, а Роберт женился во второй (но не в последний - оба они побывали в браке по три раза). В 1935 году он был избран сенатором штата Вирджиния и работал в этой должности до своей смерти в 1940-м, а его сын от третьего брака, тоже Роберт Уильямс Дэниэл, был в 1972 году избран в Палату представителей США и работал там до 1983-го. Роберту-младшему было четыре года, когда его отец умер, а сам он дожил почти до столетней годовщины гибели «Титаника» - его не стало 4 февраля 2012 года.

Корреспонденты "МК" раскрывают новые тайны самого знаменитого лайнера

Ученые поведали "МК" новые обстоятельства гибели знаменитого лайнера. Корреспонденты "МК" нашли в Петербурге потомков честного кассира с «Титаника», а также выяснили, что выживших в кораблекрушении расстреляли в лагерях.

«ТИТАНИК» СГУБИЛИ ЛУНА И КАПИТАН

Ученые продолжают выяснять новые обстоятельства гибели знаменитого лайнера

Об этой трагедии написаны сотни книг, сняты десятки фильмов, но она по-прежнему будоражит умы исследователей. Среди последних работ, посвященных одной из самых громких катастроф ушедшего века, — исследования Сэмюэля Хэлперна и группы астрономов под руководством Дональда Олсона. «МК» связался с обоими авторами, чтобы узнать их точку зрения на события вековой давности.

«Винить можно лишь капитана судна»

Напомним, что, согласно результатам расследования 1912 года, айсберг, с которым столкнулся «Титаник», был замечен за 37 секунд до столкновения. Судно же поменяло курс почти мгновенно, но аварии было уже не избежать.

Однако Сэмюэль Хэлперн и его коллеги, выпустившие к столетию трагедии книгу со своим новым исследованием, полагают, что теоретически корабль мог не столкнуться с айсбергом. За основу авторы взяли воспоминания тех людей, чьи показания не использовались при расследовании сто лет назад. Речь идет о Фредерике Флите, который был на наблюдательном мостике в ту ночь, и рулевом Роберте Хикэнсе. Их свидетельства позволили установить, что айсберг был замечен на самом деле за минуту до столкновения и, если бы приказ сменить курс был отдан даже на 20 секунд раньше, катастрофы можно было избежать. Однако Уильям Мердок, старший помощник капитана судна, бывший ответственным офицером на мостике в ночь трагедии, не стал этого делать, поскольку смена курса также грозила катастрофой — корма могла при повороте задеть айсберг. Мердок медлил, рассчитывая, что корабль и так минует опасность.

Так кого же винить в гибели судна? Об этом «МК» побеседовал с самим Сэмом Хэлперном.

— Что сподвигло вас на изучение крушения «Титаника» и как долго вы этим занимаетесь?

— По роду своей деятельности я системный аналитик и исследователь. Катастрофа же «Титаника» — одна из многочисленных тем, интересующих меня.

— Что не устраивает вас в официальной версии тех событий?

— Расследование причин катастрофы по горячим следам, в 1912 году, не включало в себя многих очевидных для того времени фактов. Этими данными мы располагаем сейчас. Тогда же специалисты, занимавшиеся изучением причин трагедии, отдавали предпочтения, например, показаниям некоторых выживших офицеров, игнорируя в то же время свидетельства других людей.

Что касается событий той трагической ночи, то было много факторов, которые привели к катастрофе. Один из них — человеческий. Людям вообще свойственно совершать ошибки.

— Был ли у экипажа корабля, по вашему мнению, шанс спасти судно после столкновения?

— Нет, судьба «Титаника» была предрешена тогда, когда айсберг пробил пять основных перегородок в корпусе судна, в результате чего вода стала поступать в передний отсек, три первых трюма и бойлерную.

— Можно ли говорить о том, что катастрофа стала результатом ошибки лишь одного человека, Уильяма Мердока?

— Нет. Если кого-то и надо винить в катастрофе, то это должен быть капитан судна Эдвард Джон Смит. Именно он мог спасти судно намного раньше, если бы направил корабль южнее, еще до того, как взял курс на Нью-Йорк в 17.50. К тому моменту по радиосвязи прозвучало не одно предупреждение о том, что впереди по курсу льды и что к ночи корабль окажется в месте, где полно айсбергов. Эдвард Смит сам взял на себя риск и не отклонился от курса, в этом была его фатальная ошибка.

— Последовала ли какая-то официальная реакция на вашу последнюю книгу?

— Я не совсем понимаю, что в данном случае может служить официальной реакцией, но те отзывы, что получила моя книга, написанная в соавторстве с еще десятью людьми, были положительными.

«Мы лишь объяснили, откуда на пути «Титаника» взялось столько айсбергов»

А вот коллектив американских астрономов из университета города Остин, что в штате Техас, не отрицает общепринятой версий обстоятельств трагедии. Однако исследователи во главе с Дональдом Олсоном решили установить, чем было вызвано обилие айсбергов, с одним из которых столкнулся «Титаник».

По их мнению, огромную роль сыграло положение Луны относительно Земли. В частности, в январе 1912 года Земля приблизилась на максимально возможное расстояние к Солнцу, а уже на следующий день Луна достигла перигея — ближайшей к Земле точки своей орбиты. Гравитационное воздействие Солнца и Луны на Землю привело к повышению уровня моря. А это, в свою очередь, «освободило» огромные айсберги, которые при нормальном уровне воды стояли бы на одном месте, постепенно уменьшаясь в размерах. Однако активность небесных тел в конечном счете отпустила здоровые глыбы в плавание, и одна из них встретилась с «Титаником». Руководитель исследовательской группы Дональд Олсон поделился с «МК» своими соображениями по поводу влияния небесных тел на события на Земле и судьбу «Титаника».

— Как вы пришли к тому, что связали катастрофу «Титаника» и астрономические аномалии?

— Наша группа из Техасского университета уже очень давно занимается изучением необычайно высоких приливов, вызванных различными астрономическими явлениями, и их влияния на события в истории человечества. В журнале «Sky&Telescope» мы уже публиковали статьи, связанные с «Бостонским чаепитием», битвой за Тараву в 1943 году, вторжением Юлия Цезаря в Британию в 55 году до н.э., высадкой войск в Нормандии в 1944 году, известной как «День Д», «Кентерберийскими рассказами» Джеффри Чосера. Приливы сыграли решающую роль в ноябре 1943 года, когда десант из морских пехотинцев высадился на Тараве. Из-за того, что десантный корабль наткнулся на риф, морским пехотинцам пришлось высаживаться на прибрежную зону под шквальным огнем. Снижение уровня приливов в тот период мы связываем с лунным апогеем и тем, что Луна находилась в четвертой четверти. Оба этих явления наблюдались за день до высадки десанта.

В другой статье мы говорим о возрастающей Луне во время «Бостонского чаепития». В этом случае, все произошло совсем иначе, нежели с высадкой на Тараве. Приливы в бостонской гавани возросли на фоне новолуния и лунного перигея. И вновь оба явления наблюдались одновременно, накануне «Бостонского чаепития». События «Дня Д», на которые также оказали влияние приливы, рассматриваются в нашей статье 1994 года, вышедшей к 50-летию высадки войск в Нормандии.

Кроме того, мы проанализировали приливные течения, чтобы установить место, где Цезарь высадился в ходе вторжения в Британию в 55 году до н.э. На фоне подобных опытов неудивительно, что мы взялись за изучение дат самых высоких приливов, связанных с лунным перигеем, имевших место в январе 1912 года, и с помощью Фергюса Вуда связали это с айсбергом, погубившим «Титаник».

Идея о том, что эта катастрофа может быть связана с астрономическими явлениями, возникла у нас уже давно, еще в начале 90-х годов прошлого века. Статья ждала подходящего момента для публикации — такого, как столетие со дня катастрофы.

— Как ваше исследование соотносится с основной версией событий?

— Мы лишь добавляем к уже известным фактам результаты наших исследований. То есть мы связываем лунный перигей, наблюдаемый в январе 1912 года, с активными приливами и — как следствие — обилием отколовшихся айсбергов, которые оказались на пути корабля спустя 3,5 месяца.

— Что касается трагической ночи — какие конкретные астрономические обстоятельства могли спровоцировать катастрофу?

— Мы знаем, что ночь с 14 на 15 апреля 1912 года была безлунной. Это значит, что видимость была плохая и увидеть айсберг на том расстоянии, когда еще имелся шанс удачно сманеврировать, было трудно.

— Были ли у «Титаника» шансы спастись?

— После столкновения корабля с айсбергом их уже не было — гибель была неизбежной. Разумеется, к трагедии в конечном счете привело именно столкновение с айсбергом. «Титаник» не замедлил ход даже после того, как получил несколько предупреждений по радио о том, что впереди опасность. Судно полным ходом шло на айсберги, и это самое главное. Наша же работа объясняет, почему в ту ночь в том месте было так много айсбергов на пути корабля.

— В своей статье вы пишете о том, что 4 января 1912 года Луна достигла перигея, приблизившись к Земле на столь малое расстояние, на которое не приближалась 1400 лет. Теперь, когда мы знаем, что это может повлечь за собой, интересно — когда подобное явление случится в следующий раз?

— Это может произойти не раньше, чем в 2257 году.

Русский офицер спас француженку

В Петербурге живут потомки честного кассира с «Титаника»

Точные пофамильные списки пассажиров «Титаника» так и не удалось восстановить. Но доподлинно известно, что на борту лайнера было немало подданных Российской империи, в том числе несколько петербуржцев. Их родственники до сих пор живут в городе.

Выживших в кораблекрушении расстреляли в лагерях


В тот злополучный рейс отправились около трех десятков россиян. Из-под Ростова-на-Дону целая партия крестьян переселялась в Уругвай. Там их уже ждали родственники. Некоторым удалось спастись, и они благополучно добрались до Америки. Но спустя 17 лет, стосковавшись по родине, вернулись в СССР и вскоре были расстреляны.

С ростовскими крестьянами на нижней палубе в третьем классе плыл и осетинский парень — Мурзакан Кучиев. Ему повезло: перед самым столкновением корабля с айсбергом он вышел на верхнюю палубу. Когда началась паника, осетин содрал спасательный жилет с кого-то из людей и кинулся в воду. Там он нашел стул, взгромоздился на него и так и плавал, пока почти окоченевшего его не подобрала спасательная шлюпка с парохода «Карпатия». На этом же судне в Америку доплыл и казак с Кавказа Михаил (фамилия его не сохранилась). Он смог продержаться несколько часов в ледяной воде. В Штатах он разбогател и в 1914-м вернулся домой. Но в 1930-е Михаила сослали в Сибирь, где он и пропал.

Были на «Титанике» также эстонцы, армяне, евреи — все с российскими паспортами.
Петербуржцев на борту лайнера оказалось трое. Двое из них по происхождению были англичанами, но уже давно обрусевшими. Артур Джи возглавлял шлиссельбургскую мануфактурную фабрику, в Питере прожил больше тридцати лет. Его путь лежал в Мексику, где Джи хотел развивать свой бизнес. Вторым был мистер Смит — агент по продаже американских и английских стальных изделий. В Петербурге он уже успел обзавестись семьей. Оба они ушли на дно.

У третьего петербуржца с «Титаника» была реальная возможность спастись. Но он благородно уступил место в шлюпке женщине. Михаилу Михайловичу Жадовскому шел 69-й год. За плечами у него были сражения Русско-турецкой войны. Отставной капитан, он некогда служил в 4-м лейб-гвардии стрелковом Императорской фамилии батальоне. Его отец — генерал Жадовский — жил на Дворцовой набережной, в доме 24. У Михаила Михайловича имелись жена и четверо сыновей, также военнослужащих. Но дела отставного офицера, видимо, складывались не очень благополучно. Иначе зачем бы он согласился подработать на «Титанике» кассиром.

Во время кораблекрушения Жадовский имел полное право, захватив кассу и документы, сесть в лодку и спастись. Уже стоя у борта, он отдал деньги боцману, занявшему место в шлюпке, и сказал: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет, и жить все равно осталось немного, а деньги и без меня будут доставлены по назначению». Свое место он уступил француженке Жозефине де Латур. Она выжила, и спустя несколько месяцев после трагедии один из сыновей Михаила Жадовского получил от нее письмо, в котором и были описаны последние минуты жизни русского офицера, кассира с «Титаника».

В Петербурге сейчас живут родственники этого отважного человека. О его истории они знают немногим больше, чем было сказано в письме Жозефины.

— В советские годы вообще многие Жадовские говорили, что просто однофамильцы с тем человеком, как-никак он был офицер, дворянин. И о нем старались не вспоминать, — объяснил Иван Жадовский «МК в Питере».

КОМУ ТРАГЕДИЯ, А КОМУ ДОХОД

Гибель «Титаника» — как повод пополнить казну

Благодаря «беспроволочному телеграфу» Маркони, установленному на «Титанике», о том, что случилось в Атлантике в ночь на 15 апреля 1912 года, мир узнал почти сразу. Человечество было в шоке. «Титаник», который объявлялся первым в истории судном, непотопляемым ни при каких условиях, камнем пошел ко дну спустя всего 2 часа после столкновения с ледяной глыбой, унеся с собой более полутора тысяч жизней. Это было не просто кораблекрушение, это было крушение надежд. Катастрофа развеяла миф о непогрешимости мировой индустриальной мощи, о том, что человек способен подчинить себе дикую природу. «Люди всегда будут оплакивать гибель «Титаника» как одну из величайших трагедий в истории», — писала тогда лондонская «Таймс».

9 апреля 1912 года. «Титаник» в порту Саутгемптона за день до отплытия в Америку.

14 апреля исполнилось 105 лет со дня легендарной катастрофы. «Титаник» — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул.


На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.

Вот как рассказывали об этой трагедии журнал "Огонекъ" и журнал "Новая Иллюстрація":

Обеденный зал на «Титанике», 1912 год.

Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год.

Парадная лестница «Титаника», 1912 год.

Пассажиры на палубе «Титаника». Апрель, 1912.

У оркестра «Титаника» было два состава. Квинтет возглавлял 33-летний британский скрипач Уоллас Хартли, в него входили еще один скрипач, контрабасист и два виолончелиста. Дополнительное трио музыкантов из бельгийского скрипача, французского виолончелиста и пианиста было нанято для «Титаника», чтобы придать Caf? Parisien континентальную нотку. Трио играло также в холле ресторана лайнера. Многие пассажиры считали судовой оркестр «Титаника» лучшим из тех, что они когда-либо слышали на кораблях. Обычно два состава оркестра «Титаника» работали независимо друг от друга - в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все восемь музыкантов впервые играли вместе. Они играли самую лучшую и веселую музыку до последних минут жизни лайнера. На фото: Музыканты судового оркестра «Титаника».

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели «Титаника» и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты.
Среди других участников оркестра выживших не оказалось… Один из спасенных пассажиров «Титаника» напишет позже: «В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы». На фото: Похороны дирижера и скрипача судового оркестра «Титаника» Уоллас Хартли. Апрель 1912.

Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта кабельного судна «Mackay Bennett», которым управлял капитан DeCarteret. Судно «Mackay Bennett» одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана DeCarteret, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.

Спасательная шлюпка «Титаника», снятая одним из пассажиров парохода «Карпатия». Апрель, 1912.

Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».

22 апреля 1912 года. Братья Мишель (4 года) и Эдмонд (2 года). Считались «сиротами Титаника» до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции. Отец погиб во время крушения лайнера.

Мишель умер в 2001 году последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на «Титанике».

Группа спасенных пассажиров «Титаника» на борту «Карпатии».

Ещё одна группа спасенных пассажиров «Титаника».

Капитан Эдвард Джон Смит (второй справа) с командой корабля.

Рисунок тонущего “Титаника” после катастрофы.

Пассажирский билет на «Титаник». Апрель 1912.