Как составить идеальный маршрут своего путешествия. Предпосылки возникновения и этапы становления печатных изданий о путешествиях

Рассмотрены процесс возникновения и развития печатных изданий о путешествиях и этапы их становления, приведены определения литературного жанра «путешествие», проанализирована деятельность классиков русской литературы и публицистики по созданию путевых заметок. Первым этапом возникновения и становления туристской прессы в России следует считать ХIХ в., когда появляются первые журналы о путешествиях и географии: «Журнал новейших путешествий», «Известия русского географического общества», «Вокруг света», «Всемирный путешественник», «Русский турист» и др. Второй этап, охватывающий первую треть ХХ в. и довоенные годы, интересен тем, что издания туристской и спортивной тематики составляют чуть более 1% от всей периодики и в то же время являются агитационными и просветительскими, поднимая темы не только путешествий, но и здорового образа жизни. Третий этап (1946-1990 гг.) - это время идеологического и тематического развития туристской прессы. Пропаганда спорта, спортивного туризма, физической культуры, которые являются неотъемлемой частью жизни советского человека, становится основной задачей практически всех изданий, а особая роль здесь, естественно, отводится туристским СМИ. После 1990 г. условно начинается четвертый этап развития журналистики путешествий - «тревел-журналистики» (от англ. travel journalism). Туристская пресса в этот период переживает трансформацию, коммерциализацию, дифференциацию, глобализацию и, как результат, типологическое обновление всего класса.

Ключевые слова: журналистика путешествий, тревел-журналистика, туристская пресса, травелог, литература путешествий.

В современной журналистике туристская тематика широко представлена во всех видах массовой коммуникации - в газетах, журналах, телевизионных передачах, Интернет-ресурсах. Рост популярности изданий туристской тематики обусловлен значительным интересом аудитории к путешествиям, к получению новых знаний об истории и традициях стран и народов, памятниках природы и архитектуры всего мира.

Начало журналистике путешествий или тревел-журналистике было положено развитием и трансформацией литературного жанра «путешествие», который и заложил основы нового публицистического направления. Исследованием жанра «путешествие» как литературного явления занимались Н.Г. Чернышевский , В.М. Гуминский , В.А. Михайлов , Н.М. Маслова , Ю.М. Лотман , В.А. Шачкова , Ю.В. Ростовская и др.

Н.Г. Чернышевский акцентировал внимание на разноплановой сущности «путешествия», критик так характеризовал этот жанр: «Соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, - людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что они живут в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, - путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие - это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю дает оно все, что только хочет найти он» [Чернышевский, 1986, С.368-394]. Тем не менее, это определение еще не дает четкого понимания принадлежности жанра к тому или иному виду литературно-публицистической деятельности.

В.М. Гуминский считает, что путешествие - это жанр, в основе которого лежит «описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров» . Здесь речь идет скорее о документальном, нежели художественном повествовании, основанном на конкретных фактах и достоверных данных, собранных в процессе путешествия. Автор занимает позицию наблюдателя и исследователя чужого мира, противопоставляя его своему привычному, сравнивает и предлагает читателю художественное описание, используя изобразительно-выразительные средства языка, дает оценку, но с точки зрения носителя и для носителей своей национально-культурной традиции.

Однако В.М. Гуминский не исключает и иного поворота, говоря о том, что «помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные - эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературных путешествий - повествования о вымышленных, воображаемых странствиях с доминирующим идейно-художественным элементом, в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия» . Такой литературный принцип «путевых записок» на начальном этапе развития «путешествия» является его формообразующим признаком, вместе с тем, становление жанра происходило на протяжении нескольких веков.

Прототипами печатных изданий о путешествиях можно считать историко-географические сочинения философов античных времен. Первые описания ионийских логографов и периклов VI в. н.э. получили дальнейшее развитие в историко-географических сочинениях Геродота, Страбона («География»), Тацита («Германия» - около I в.н.э.), а также Юлия Цезаря («Записки о Галльской войне» - 58-50 гг. до н.э.).

Современный французский ученый Ролан Ле Унен посвятил свою работу «Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествиях» историческому исследованию, охватив период от античности до XV в. В частности, он приходит к выводу о том, что «путевые записки - очень старый жанр, имеющий в своей основе историю путешествия Геродота (около 484 до н.э. - около 425 до н.э.) в Персию, Египет и в Вавилон в V в. до н.э. и «Анабасис» Ксенофонта (не позже 444 до н.э. - не ранее 356 до н.э.) [Ле Унен, 1990]. Книга Марко Поло (1254-1324 гг.) способствовала превознесению богатства и чудес Индии и Китая, первое путешествие вокруг света Фернана Магеллана (1519-1522 гг.) успешно описано Антонио Франческо Пигафетта (от 1480 г. - после 1534 г.) и т.д.

Другой исследователь А.А. Майга, продолжая тему, поднятую Роланом Ле Уненом, полагает, что развитие торговых путей, в том числе и через Европу и Азию способствует распространению и расширению искомого жанра. Основными вехами в области «туристических записок» являются «Книга о разнообразии мира» Марко Поло (1299 г.), рассказ Петрарки о походе на Мон-Ванту (1336 г.), путевые рассказы паломников, в частности, записки знаменитого марокканского путешественника Ибна Баттута (1304-1377 гг.), которые рассматриваются как путеводители для паломников и арабских и европейских купцов по описанию маршрутов, валют, кулинарных и иных традиций различных стран [Майга, 2014, С.254].

Таким образом, мы наблюдаем, как функции путевых записок и очерков расширяются, и они становятся уже не только инструментами передачи географических знаний, но и популяризаторами культуры стран и мест путешествий и паломничеств, отражают местные традиции и этнографические реалии.

Распространение бумаги, которое обогнало книгопечатание в Европе почти на сто лет, и изобретение печатного станка приводят к взрыву литературы путешествий в эпоху Возрождения.

«Именно в то время… травелог представал в виде отчетов миссионера, дипломата или дневника ученого. А к концу XVI в. больше развивались очерки купцов, таких как Франсуа Бернье, который посетил Индию (1605-1688 гг.) и стал первым европейцем в Кашмире; или Жан-Батист Тавернье (1605-1689 гг.), совершивший за сорок лет пять путешествий в через Турцию, Сирию, Ирак и Иран, преодолевший на своем пути более 240 000 км по дороге в Персию» [Майга, 2014, С.254].

Черты литературного жанра, по мнению исследователя Норманда Дуарона, путевые записки приобретают только в конце первой половины XVII в. Он считает, что «начиная с 1632 г. термин “récitdevoyage”, т.е. “рассказ о путешествии” (или “травелог”. - А.Р. ), появился в литературе как самостоятельный жанр. Это то время, когда “рассказ о путешествии” признают и современные читатели, и путешественники, как четко сформированный литературный жанр, обладающий собственным стилем, поэтикой и риторикой…» [Дуарон, 1988].

Таким образом, если для XV-XVII вв. характерны путевые заметки, содержащие географическую и этнографическую информацию, то в XVIII в. (время научных географических экспедиций) путевые очерки начинают приобретать литературную форму. Уже в XIX в. путевой дневник становится не результатом путешествия, а его целью. Путешественники создают свои материалы для образовательных периодических изданий.

Одним из таких был учрежденный в 1888 г. журнал «National Geographic» (официальный печатный орган Географического общества). В нем публиковали свои материалы знаменитые путешественники и писатели - Фредерик де Стендаль, Виктор Гюго, Жорж Санд, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, и многие другие.

Появление фотографии, телеграфа и телефона дало следующий толчок развитию и популяризации жанров, связанных с путешествиями, например, путевого репортажа. Ярким примером служит «журналистский трюк» владельца газеты «The New York World» Джозефа Пулитцера, который в 1889 г. оплатил журналисту Нелли Блай (настоящее имя - Элизабет Кокрейн) кругосветное путешествие. Реклама гласила: «Нелли Блай со своим несессером отправляется в невиданное до сих пор человечеством путешествие». Передвигаясь на различных видах транспорта по маршруту героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», Нелли Блай с мест остановок отправляла Пулитцеру по телеграфу короткие репортажи, которые издание публиковало на первых полосах. Так, в Амьене Блай взяла интервью у самого Жюля Верна. Тираж газеты многократно вырос, сенсация удалась, Нелли Блай за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд проделала путь в 24899 миль и вернулась в Нью-Йорк, побив рекорд вымышленного персонажа Верна и заложив основы путевого репортажа и очерка. Толпы восторженных читателей встречали репортера нью-йоркской газеты на каждой станции по всему пути следования. Весь англоязычный мир следил за перемещениями самой известной путешественницы и читал путевые заметки, а позднее и книгу «В 72 дня вокруг света», где Блай описала свои приключения. Путевые репортажи и книга вызвали большой интерес не только к путешествиям, но и к исследуемому нами жанру.

Первые признаки зарождения жанра «путешествие» в России можно проследить в XVIII в. Знаменитые писатели создавали путевые заметки, очерки, дневники и время от времени публиковали их в периодических изданиях. Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, А.И. Герцен, А.Н. Островский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.Е. Салтыков-Щедрин, а также другие классики русской литературы и публицистики внесли свой вклад в становление жанра.

Несомненно, одним из значительных явлений русской литературы в XVIII в. является роман «Путешествие из в ». Вслед за английским писателем Лоренсом Стерном, издавшем в 1767 г. «Сентиментальное путешествие», А.Н. Радищев избирает новый для себя и в целом для литературы жанр - «путешествие», и даже обозначает его в названии своего произведения. Он один из первых, как отмечают исследователи, кто «сочетает беллетристику с публицистикой» [Ростовская, Виктовская, 2015]. И с этим сложно спорить, но важен более всего тот факт, что писатель в лучших русских литературных традициях закладывает начало жанра - просветительского путешествия, тем самым обогащая его и расширяя художественные и идейные возможности замысла. В начале романа, в «Посвящении» своему другу Алексею Кутузову, автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала» [Радищев, 2015]. Поэтому форма подачи материала в романе не соответствует в полной мере определению литературного жанра «путешествие». «Сквозным сюжетом “Путешествия” является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, новые идеалы и “правила”, ради которых стоило жить и работать, история идейного и морального обновления путешественника» [Лебедева, 2000, С.347].

А.Н. Радищев уделяет значительное внимание острым социально-политическим вопросам: крепостничеству, неизбежности насильственного свержения самодержавия и революции, приводит в тексте разговоры с попутчиками и другими людьми о будущем России, свои размышления о том, каким должен быть дворянин и крестьянин. «Новый в русской литературе жанр “путешествий” открывал перед литературой большие возможности изображения жизни народа, раскрытия нравственного облика человека, “чувствительного к крестьянскому состоянию”, ненавидящего рабство и ищущего путей к общественной деятельности» [Макогоненко, 1971, С.10].

Но большие творческие возможности жанр просветительского путешествия давал не только литераторам, но и публицистам. Характерные материалы можно обнаружить и в прессе XVIII в. Например, в 1772 г. в журнале Н.И. Новикова «Живописец» был опубликован очерк «Отрывок Путешествия В*** И*** Т***», наиболее сильное и значительное выступление по крестьянскому вопросу, о котором Н. А. Добролюбов писал: «Тирада эта очень резка, и, кажется, тогдашнее благочиние вообще строго посмотрело на эту статью. Некоторых мест из нее даже нельзя было напечатать» . В «Отрывке…» автор рассказывает о случае, который произошел с ним в деревне с говорящим названием «Разоренная», взывает к совести «жестокосердечного тирана», подразумевая барина, а может и самого государя, которые заставляют терпеть лишения и несправедливое жестокое отношение «младенцев» - крепостных крестьян. Этот путевой очерк несомненно имеет просветительский характер, а «создание образа Путешественника, человека, открыто обвиняющего дворянский корпус, желающего служить истине, вступающего на опасную стезю общественной просветительской деятельности, - большая удача Новикова, важная художественная победа писателя. “Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!” - восклицает Путешественник» [Макогоненко, 1971, С.10].

Д.И. Фонвизин также пробовал свои силы в жанре просветительского путешествия, жизнь русской провинции он исследовал в «Повествовании мнимого глухого и немого», впервые напечатанном в ежемесячном журнале Академии наук «Собеседник любителей российского слова» в 1783 г.

Но произведение оказалось под запретом Екатерины II из-за острой сатиры, направленной против самодержавия, поэтому до нас дошли только первые несколько глав, опубликованных в журнале. Замысел и опыт писателя, использованные им новые формы и средства выразительности заложили фундамент жанра просветительского путешествия в целом, открыли его новые сатирические грани в частности.

Таким образом, жанр «путешествие», получивший широкое распространение в России в конце XVIII - начале ХIХ в., наряду с описанием особенностей быта, природы, мест и проч., представляя собой пересказ событий, произошедших с автором в пути, и разговоров на злободневные темы, давал возможность поднимать острейшие общественно-политические вопросы. Некоторые авторы писали произведения, используя форму путешествия, даже не выходя из-за стола, черпая информацию и вдохновение лишь в собственном воображении, но это давало им возможность затронуть острые проблемы царской России. Очевидно, некоторые из них, как и герой Радищева, полагали, что если «открыть монарху правду» о бедствиях, рабстве и унижении русского народа, то все будет немедленно исправлено.

Однако такой подход был неприемлем для Н.М. Карамзина, «Письма русского путешественника», опубликованные в 1791 г. в «Московском журнале», служили отличным образовательным и просветительским материалом для читателей конца XVIII в. В своих очерках он сообщал множество информации о культуре, быте, искусстве, национальных особенностях людей Запада, приводил описания музеев, архитектурных памятников. В предисловии к письмам автор указывает на то, что они создавались не в кабинете, а в пути - «описывал свои впечатления не на досуге, не в тишине кабинета, а где и как случалось, дорогою, на лоскутках, карандашом», и предупреждает читателя: «А кто в описании путешествий ищет одних статистических и географических сведений, тому, вместо сих “Писем”, советую читать Бишингову “Географию”» [Карамзин, 1980].

В произведении Н.М. Карамзина, наряду с проводимыми идеями об отмене крепостного права и происшествиями, появляются описания увиденных мест, природы, традиций, особенностей быта и проч. Жанр «путешествие», представленный в форме путевого очерка, начинает переживать трансформацию.

Литературно-политический журнал «Русская мысль» на протяжении полутора лет (1893-1994 гг.) опубликовал 19 путевых заметок А.П. Чехова, которые потом в том числе вошли в книгу «Остров Сахалин», как и те, что были запрещены цензурой. «Опасные» с точки зрения цензоров очерки были посвящены описанию того тяжелого положения, в котором находилось население, много внимания автор уделил медицинской помощи, наказаниям, побегам и проч.

XIX в. ознаменован целым рядом событий, положивших основу для появления первых журналов о путешествиях - «Журнала новейших путешествий» (1809 г., бывший «Гений времен»), «Известий русского географического общества» (1865 г.), «Вокруг света» (1861 г.), «Всемирного путешественника» (1867 г.), «Русского туриста» (1899 г.) и др. К предпосылкам их появления можно отнести волну географических открытий, возрастающий интерес к естественным наукам, в том числе географии, изобретение Куком «“организованного” туризма в качестве коммерческого продукта» [Ростовская, Виктовская, 2015], создание географических обществ, некоторые политические события и проч.

«Журнал новейших путешествий», издаваемый Федором Шредером и Николаем Гречем, выходил в Петербурге с октября 1809 г. по сентябрь 1810 г., ежемесячно. В связи с тем, что журнал был создан по модели немецкого географического издания «Allgemeine geographische Ephemeriden», Греч выбирал из него материалы для русской версии, их переводили и публиковали. В «Журнале новейших путешествий» размещались воспоминания и отчеты о путешествиях, географических открытиях, например, «Путешествие для открытий в Австралии с 1800 до 1804 г., изданное Перроном», «Путешествие Оливьера в Персию и Малую Азию в 1796 г.», главы из книг, в том числе глава из книги Крузенштерна «Описание жителей острова Нукагивы», литературные описания экспедиций - «История географических открытий» А. Гаспари и др. Большинство материалов сопровождалось географическими картами.

После закрытия журнала Н. Греч продолжил тему путешествий в знаменитом журнале «Сын Отечества», создав в нем специальный раздел «Путешествия». Публикации отличались высокой научностью, так как в основном они были посвящены серьезным географическим экспедициям и совершенным во время них открытиям, или представляли собой дневниковые записи, содержащие в себе фиксацию произошедшего.

Литераторы также продолжали свою деятельность по созданию путевых очерков, но публиковали их в прессе, не имеющей географической направленности. Например, М.П. Погодин на протяжении всего 1843 г. публиковал свой «Дорожный дневник» в «Москвитянинах». Рост интереса аудитории к путевым очеркам объясняется тем, что поездки куда-либо в XIX в. требовали значительных финансовых вложений, а значит, были доступны не каждому. Те, кто не мог позволить себе путешествовать, покупали журнал и читали о них, а автору это давало возможность получить доход или окупить совершенное путешествие. А.И. Герцен в очерке «Путевые записки г. Ведрина» отмечает, что путевые очерки издавались авторами как для «покрытия издержек, неминуемых при путешествиях, так отчасти для пользы и удовлетворения читателей» .

В 1821 г. во Франции было создано первое в мире географическое общество. «Это произошло в эпоху, когда в Европе возрастал неподдельный интерес в отношении других территорий, что, во многом, было связано с расширением колониальной экспансии государств континента» [Ростовская, Виктовская, 2015]. Русское географическое общество было учреждено Указом императора Николая I в 1845 г. в Санкт-Петербурге. В 1865 г. начал выходить журнал «Известия императорского русского географического общества». Он существует по сей день, хотя его название за это время менялось шесть раз. Сейчас журнал известен как «Известия Русского географического общества».

В 1867 г. А. Ильин и С. Зыков начали издавать в Санкт-Петербурге еженедельный журнал «Всемирный путешественник» (после 1871 г. ежемесячный - «Всемирный путешественник, иллюстрированный журнал путешествий и географических открытий»). Публикации традиционно для издания такой тематики были посвящены путешествиям, географии, известиям из провинции России, отчетам Русского географического общества и зарубежных географических сообществ. В 1878 г. «Всемирный путешественник» перестает существовать как отдельное издание, трансформируясь в отдел журнала «Природа и люди».

Туристская пресса создавалась и развивалась на волне растущего интереса к путешествиям и стремления к знаниям о мире самых широких слоев населения. Результатом такого интереса стал выход в свет в 1861 г. научно-популярного журнала-долгожителя «Вокруг света». Он имел подзаголовок «Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений», который, являясь лишь формальностью, помогал редактору М.О. Вольфу обойти цензурные запреты. Начиная с первых номеров, в издании публиковались очерки об азиатской части России и населявших ее народностях, о Санкт-Петербурге, поморском селе Холмогоры и проч., значительное внимание уделялось этнографии, географии, путешествиям, естествознанию, открытиям, спорту и проч. Но в 1868 г. Вольф из-за финансовых трудностей был вынужден прекратить издание журнала.

Свою деятельность «Вокруг света» возобновил лишь в 1885 г. в качестве журнала «путешествий и приключений на суше и на море». После 1908 г. публиковались очерки о путешествиях, совершенных специально по заданию редакции, что сразу стало характерной чертой издания и вывело его на совершенно иной, более высокий уровень. Если в 1897 г. тираж журнала составлял 12000 экземпляров, то в 1908 г. он достиг 48 000 экземпляров. Именно в этот период успешного функционирования «Вокруг света» начали формироваться журналистские черты и принципы, характерные для современных изданий туристкой тематики. К сожалению, в 1917 г. журнал, как и многие другие издания, приостановил свой выход.

В послереволюционные годы газеты и журналы в России начинают потихоньку развиваться. В 1918-1919 гг. существует 23 периодических издания, рассказывающих о физической культуре, спорте и туризме, что составляет 1,1% по отношению к общей массе журнальной периодики [Ростовская, 2012, С.206-213]. В этот период туризм воспринимается как одна из составляющих физической культуры и спорта. Данная тенденция отразилась на содержании журналов о туризме, в которых основной акцент делается на спортивной тематике, а не на путешествиях. Кроме спортивной тематики туристская пресса публиковала приключенческие, географические и научные материалы. Примерами таких изданий стали вновь начавший свой выход в 1927 г. журнал «Вокруг света» и выходивший с 1925 по 1931 г. «Всемирный следопыт».

В 20-е гг. XX в. начинает развиваться советское туристское движение, в рамках которого профсоюзы и Наркомпрос организовывают поездки для учащихся и рабочих, но массового характера в этот период непосредственно сам туризм не обретает. Однако растущие тиражи туристских изданий подтверждают значительный интерес читательской аудитории к тематике путешествий и туризма. Например, если тираж советского журнала «Всемирный следопыт» в 1925 г. составлял всего 15 тысяч экземпляров, то в 1929 г. он насчитывал уже 100 тысяч. Тем не менее статьи про туризм на страницах таких ведущих изданий, как «Вокруг света» и «Всемирный следопыт» не могли охватить данную тематику в полной мере, в связи с этим в 1928 г. начало выходить приложение к «Всемирному следопыту» - «Всемирный турист».

В 1930-е гг. всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) проводило активную работу по вовлечению населения в туристские экскурсии, походы, по развитию сети туристских маршрутов и баз. Печатным органом организации был журнал «Всемирный турист», который позже стал называться «На суше и на море». На страницах издания публиковались очерки, путевые заметки авторитетных путешественников, ученых, геологов и проч.

С наступлением войны количество периодических изданий значительно сократилось, многие прекратили свое существование или приостановили выпуск. К их числу относятся «Вокруг света» и «На суше и на море».

В послевоенные годы ситуация с изданиями о физической культуре, спорте и туризме изменилась в лучшую сторону. Произошла структурная перестройка индустрии туризма в целом, ее география расширилась, восстановилась материально-техническая база, большей популярностью начали пользоваться путешествия внутри страны, организовывались слеты и соревнования, создавались новые туристские клубы и секции, школы туристской подготовки, появлялись федерации туризма, маршрутно-квалификационные комиссии. Данная стратегия развития туризма в послевоенном советском государстве позитивно отразилась на укреплении позиций и функционировании изданий туристской тематики, которые способствовали удовлетворению информационных потребностей читателей, публиковали материалы про туризм и путешествия.

Так, научно-популярный журнал «Вокруг света» возобновил свою деятельность в 1946 г., позиционируя себя как «научно-художественный ежемесячный журнал путешествий, приключений и фантастики ЦК ВЛКСМ». Он публиковал путевые очерки, отчеты из экспедиций, информацию развлекательного и познавательного характера, в том числе и о зарубежных странах, фантастические рассказы и приключенческие повести и главы романов. Сочетание тематики путешествий и литературных текстов обеспечивало изданию высокие тиражи и небывалую популярность среди населения. Кроме того, любая информация о зарубежных странах вызывала повышенный интерес у читателей в связи с «железным занавесом», обеспечивающим надежную изоляцию граждан СССР практически от всего мира.

В 1966 г. возобновил выход еще один туристский журнал предвоенного периода - «На суше и на море», но уже под другим названием - «Турист». Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС), который осуществлял руководство деятельностью профсоюзов в СССР вплоть до 1990 г., сформулировал задачи журнала следующим образом: «Содействовать дальнейшему развитию туризма в нашей стране, как важного средства организации активного отдыха и воспитания миллионов трудящихся. Особенно молодежи… Рассказывая об успехах советского народа в коммунистическом строительстве, широко знакомя читателей с памятниками материальной и духовной культуры, природными богатствами и достопримечательностями родной страны, с героическим прошлым нашего народа и его революционными традициями, журнал должен активно способствовать воспитанию убежденных борцов за коммунизм, пламенных патриотов Советской Родины».

«Турист» создал разветвленную сеть корреспондентов по всей стране, освещал походы, экскурсии, спортивные путешествия и мероприятия, вопросы краеведения, рассказывал о работе туристских организаций, баз, слетов и проч. Журнал «Турист», в отличие от «Вокруг света» с его художественно-публицистическими и литературными текстами, имел более информационно-пропагандистскую направленность, делал акцент на развитии активного туризма внутри страны. В общем, соответствовал требованиям времени, ВЦСПС и, несомненно, потребностям читателей. В 2014 г. «Турист» отметил свое 85-летие и продолжает существовать.

Кроме «Вокруг света» и «Туриста», в послевоенный период издавались специализированный журнал «Туристские обзоры» для работников сферы туризма (выходил по мере необходимости) и журнал «Путешествие в СССР» (позднее - «Путешествие в Советский Союз») для иностранных туристов, выходивший раз в квартал и имевший определенную идеологическую нагрузку.

Вплоть до 90-х гг. ХХ в. издания туристской тематики в большей степени были посвящены вопросам, проблемам, маршрутам и событиям внутреннего туризма, «Вокруг света» в своем сегменте оставался монополистом в освещении зарубежной жизни. Однако интерес населения к событиям, происходившим за границей, культуре и особенностям быта людей других стран и национальностей с каждым годом возрастал, но мог быть удовлетворен только в результате трансформации системы СМИ, связанной с изменением политического курса страны.

Принятие закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» в 1990 г. дал начало развитию новой российской периодики и изменению облика старой, в том числе и туристской. Значительное сокращение тиражей изданий происходило за счет центральной прессы, однако в условиях свободной конкуренции и развивающегося рынка масс-медиа количество новых газет и журналов продолжало расти. В конкурентной борьбе издатели периодических СМИ о путешествиях и туризме осознали необходимость адресного выхода на свои потенциальную и целевой аудитории. Чтобы удержать читателя, удовлетворить его интересы, внутри ниши была проведена более глубокая дифференциация изданий по тематике - научная, профессиональная, развлекательная, спортивная и т.д.

Стабилизация экономической ситуации, произошедшая после 1993 г., и окончательное обрушение «железного занавеса» привели к развитию массового международного туризма и туристских организаций. Теперь читателям требовалась информация не только познавательного, но и информационно-вспомогательного характера. Так, выходят издания, посвященные путешествиям за границу, - «Вояж» (1994 г.), «Вояж и отдых» (1995 г.) и др. Потребность в специализированной информации появляется и у профессионалов индустрии туризма, поэтому возникают издания для специалистов отрасли - газета «Туринфо» (1993 г.), журнал «Турбизнес» (1998 г.) и др.

Конец ХХ - начало XXI в. ознаменован появлением на российском медиарынке зарубежных конкурентов в сфере туристской прессы - «GEO» (1998 г.), «National Geographic» (2003 г.) и «Discovery» (2009 г.). Приход на российский рынок транснациональных медиахолдингов характеризуется, прежде всего, экспансией глянцевых изданий с высоким уровнем полиграфии, перераспределением доходов в сфере туристских СМИ в частности и увеличением доли рекламы издательского сегмента в целом, переходом «количества в качество», т. е. небольшие издания закрываются, а оставшиеся заметно повышают показатели по тиражу, волосности, доходности и качеству.

Основная тенденция в структурно-тематическом развитии туристской прессы данного периода заключаются в сочетании познавательного и практического аспектов. Научно-популярные журналы публикуют, кроме познавательных, литературно-художественных, теоретических и научных материалов, информацию прикладного характера, в то время как развлекательные информационно-рекламные издания туристской тематики размещают на своих страницах базисную информацию, исторические и географические сведения и проч.

Новые для российского медиаландшафта типы туристской прессы появляются в 2000-е гг.: детские («Пашка», «GEOленок») и инфлайты (бортовые издания).

Активное развитие туристской прессы, начавшееся несколько столетий назад, продолжается и в настоящее время. Ее основной исторической чертой является стремление к достоверному изображению мира, познанного путешественником.

Литературный жанр «путешествие», реализованный при помощи путевых заметок, очерков и дневников, публиковавшихся как отдельными книгами, так и в периодических изданиях, волна географических открытий, интерес к естественным наукам, в том числе географии, обусловили появление такого класса прессы, как «туристская», основным видовым признаком которой является тематика.

Первым этапом возникновения и становления туристской прессы в России следует считать ХIХ в., когда появляются журналы о путешествиях и географии: «Журнал новейших путешествий», «Известия русского географического общества», «Вокруг света», «Всемирный путешественник», «Русский турист» и др.

Второй этап , охватывающий первую треть ХХ в. и довоенные годы, интересен тем, что издания туристской и спортивной тематики составляют чуть более 1% от всей периодики и в то же время являются агитационными и просветительскими, поднимая темы не только путешествий, но и здорового образа жизни.

Третий этап (1946-1990 гг.) - это время идеологического и тематического развития туристской прессы. Пропаганда спорта, спортивного туризма, физической культуры, которые являются неотъемлемой частью жизни советского человека, становится основной задачей практически всех изданий, а особая роль здесь, естественно, отводится туристским СМИ. Пользуются популярностью и овеяны романтической славой профессии геологов, географов и полярников, туризм пока воспринимается, как поход с рюкзаком и палаткой по необъятным просторам нашей страны. Опыт продвижения внутреннего туризма, которым занимаются СМИ в этот период, будет востребован на последующих этапах развития исследуемого феномена.

После 1990 г. условно начинается четвертый этап развития журналистики путешествий - «тревел-журналистики» (от англ. travel journalism ), под которой понимается «особое, современное на сегодняшний день направление в масс-медиа, сосредоточенное на представлении информации о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и проч.» [Шуляк, 2013, С.89].

Растущий интерес к путешествиям и туризму, повышение платежеспособности граждан, расширение географии туристских маршрутов и направлений, технологический прогресс способствуют развитию не только печатных изданий данной тематики, но и . Туристская пресса в этот период переживает трансформацию, коммерциализацию, дифференциацию, глобализацию и, как результат, типологическое обновление всего класса.

Туристские СМИ могут и должны играть важную, если не главенствующую, роль в развитии внутреннего туризма. Именно этим и обусловлена новая качественная ступень в деятельности и развитии отечественной туристской журналистики, которая тесно связана с поворотом государственной политики в сторону популяризации культурного наследия страны, формирования высокоразвитого и патриотического гражданского общества, знающего отечественную историю, многонациональную культуру, культурно-исторические традиции, природно-географические возможности и потенциал регионов России.

Список литературы

1. Герцен А.И. Путевые записки г. Ведрина // Русская журналистика XVIII-XIX веков. Тексты / Под ред. Б.И. Есина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 320 с.
2. Гуминский В.М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С.314-315.
3. Добролюбов Н. А. Русская сатира екатериниского времени // Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч. - М., 1935. - Т.2. - 562 с.
4. Дуарон Н. Искусство путешествовать. Понятие дневника о путешествии классической эпохи // Поэтика. Нантер, 1988. - №73. - С.83-108.
5. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. - М.: Правда, 1980. - 608 с.
6. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М., 2000. - 416 с.
7. Ле Унен Р. Что такое дневник о путешествии? Виды рассказов о путешествиях // Литералы. - Париж, 1990. - №7. - С.11-27.
8. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. - Л.: Наука, 1984. - 720 с.
9. Майга А.А. Литературный травелог: специфика жанра // Филология и культура. Philology and Culture. - 2014. - №3(37). - 347 с.
10. Макогоненко Г. Русская проза в эпоху просвещения // Русская проза XVIII века. М.Д. Чулков, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, A.H. Радищев, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин. - М., 1971. - 716 с.
11. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма (становление и развитие жанра «путешествия»в публицистике). - М.: МГУ, 1977. - 153 с.
12. Михайлов В.А. Энциклопедия жанра литературного путешествия в произведениях русских писателей XVIII-XIX веков: Дис... канд. филол. наук. - Волгоград, 1999. - 199 с.
13. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - Санкт-Петербург: Азбука, 2015. - 288 с.
14. Ростовская Ю.В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - №2. - С.206-213. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
15. Ростовская Ю.В., Виктовская Н.Г. Туристическая пресса: этапы становления // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. - 2015. - №2(18) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
16. Чернышевский Н.Г. Письма об Испании B.П. Боткина. СПб., 1857 г. // Н.Г. Чернышевский. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1986. - Т.1. - C.368-394.
17. Шачкова В.А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - №3. - С.277-281. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
18. Шуляк Ю.Ю. «Вокруг света»: влияние времени на композиционно-графическую модель издания // Современная медиасреда: функциональные, тематические, профессиональные аспекты. Взгляд молодых исследователей: Межвуз. сб. науч. работ студентов и аспирантов. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. - Вып.13.

Revenko A.A. Background Origin and Stages of Publications about Travels

In modern journalism tourist themes well represented in all forms of mass media - newspapers, magazines, television broadcasts, Internet - resources. The rise in popularity of tourist publications subjects due to the significant interest of the audience to travel, to gain new knowledge about the history and traditions of the countries and peoples, monuments of nature and architecture around the world. There are considered emergence process and development process of prints about travels and stages of their becoming in the article, definitions of literary genre «travels» listed, analysis of activities of the classics of Russian literature and journalism, who created travel notes made. The first stage of becoming in travel press in Russia was in 19 century, when first magazines about travels and geography appeared: «Latest travel magazine», «News of Russian Geographical Society», «Around the world», «World traveler», «Russian tourist» and etc. The second stage, which was in the first third of 20 century and pre-war years, is interesting that part of travel and sport press is up just over 1% of periodicals, and at the same time they were not only agitators and educators of travels, but agitators and educators of healthy lifestyle. The third stage (1946-1990 years) is time of ideological and thematic development of the tourism press. The main goal of mostly all press is promotion of sport, sport travel, physical culture, and special role in here plays travel media. After 1990 the fourth stage starts, which names travel journalism. Tourism press in this period experiencing transformation, commercialization, differentiation, globalization and, as a result, typological update the entire class.

The beginning of journalism travel or travel-journalism was supposed to development and transformation of the literary genre of «journey», which laid the foundations for a new journalistic direction. Over time, the functions of travel notes and sketches are expanding, and they are not only instruments of transmission of geographical knowledge, but also the culture of the countries and popularizers of travel destinations and pilgrimages to refect local traditions and ethnographic realities.

The growing interest in travel and tourism, improving the solvency of the citizens, expanding the geography of tourist routes and trends, technological advances contribute to the development not only of publications on this topic, but also the tourist internet resources.

Tourist media can and should play an important, if not dominant role in the development of domestic tourism. It is with this and related new qualitative step in the operation and development of domestic tourism journalism, which, in turn, is an important turning state policy towards the promotion of the cultural heritage of the country, the formation of a highly patriotic and civil society, knowing the national history, multinational culture, cultural historical traditions, natural and geographical features and potential of the Russian regions.

Keywords: travel journalism, travel-journalism, travel press, travelogue, travel literature.

Для начала, определимся с терминологией. Маршрут путешествия в данной статье, подразумевает базовый план путешествия — места, которые мы хотим посетить и логистика путешествия (т.е порядок посещения мест и способ перемещения), а также количество дней в каждом из мест.

Маршрут путешествия. Этап первый: каркас путешествия

Каркас будущего путешествия — это первые главные решения путешественника, которые определяют дальнейшие усилия по подготовке путешествия. Прежде всего это — выбор страны (или стран), выбор формата путешествия, определение количества дней в путешествии и определение бюджета. Притом, все эти решения, тесно связаны между собой.

Выбор страны и формата путешествий

Куда поехать — вопрос риторический) Определиться с направлением и форматом будущего путешествия помогут собственные вкусы и предпочтения, а также блоги, фото, видео о путешествиях и социальные сети.

Вкусы и предпочтения во многом определяют формат будущего путешествия — одним хочется провести следующий отпуск, блаженствуя на пляже, вторые бредят дикими сафари и покорением горных вершин, а третьи хотят просто одеть рюкзак на плечи и провести пару недель — месяцев, блуждая по удаленным уголкам мира.

Этап второй: разработка маршрута

Итак, вы нашли время, деньги, попутчиков и приступаете, собственно, к планированию маршрута. На выходе у вас должен получиться список мест в определенном порядке, а также расписанное количество дней по каждому из мест и карта маршрута. Самый простой способ — не изобретать велосипед и выбрать себе .

Если по вкусу не нашлось, действуйте в следующем порядке.

Направления для путешествий

Прежде всего почитайте обзоры регионов и направлений в и определитесь с теми направлениями, которые вы хотите посетить (зафиксируйте желанные направления списком в произвольном порядке). Сделайте по актуальному маршруту он-лайн папку на Pinterest и сохраняйте все полезные ссылки. Хорошая идея также сделать первый драфт карты (пользуйтесь картами Google) и тоже сохранить её в своих закладках.

Количество дней и общая логистика путешествия

Узнайте более подробно о каждом из направлений в созданном списке. Чем заниматься и как добираться — главные вопросы, ответы на которые помогут вам составить первый драфт маршрута. На данном этапе, возможно, придется отказаться от некоторых направлений.

Определите по каждому направлению количество дней. Постройте общую логистику путешествия (откуда-куда-как долго- за сколько денег). При этом, понимания того, что из пункта А в пункт Б можно добраться на автобусе за столько-то часов абсолютно достаточно для того, чтобы спланировать маршрут путешествия.

Не тратьте время и силы на детальное планирование каждого дня и пребывания в каждом месте. Вам не нужно перерывать интеренет в поиске точной информации на каком углу останавливается нужный вам автобус, в какую сторону нужно повернуть от гостиницы, чтобы добраться до нужной вам достопримечательности и где тот ресторан, в котором кому-то когда-то понравилось.

Главное, сориентироваться с длительностью пребывания на месте и узнать, что важно «не пропустить» в том или ином месте (наши вам в этом точно помогут). Остальное — вы увидите и узнаете на месте. В гостинице возьмете карту, на которой будут отмечены достопримечательности. Гуляя пешком, найдете место, где вам (а не кому-то) вкусно и приятно покушать. На месте также всегда можно купить экскурсию, найти нужные рынки-магазины-салоны-массажи и тд и тп.

Жилье и бюджет

Следующий шаг — определитесь с форматом жилья, а также бюджетом для каждого направлении из списка.

Выбирайте жилье, ориентируясь не только и не столько на свой бюджет, сколько на специфику места . Очень часто, правильно подобранное жилье делает пребывание в том или ином месте более ярким. А также, что немаловажно, позволяет прочувствовать «правильную» атмосферу. И наоборот, неправильно подобранное жилье запросто может испортить впечатление о месте. Обратите внимание, речь здесь идет не о цене, а об удачном выборе расположения гостиницы/гест-хауза и формата жилья в «своей» ценовой категории.

В по каждому из мест вы найдете обзоры «где жить», для городов — ориентация в городе и обзоры районов, для курортных направлений — обзоры пляжей, для национальных парков — обзоры близлежащих деревень и кемп-сайтов. В каждом из обзоров выделяются разные форматы жилья. Это делается для того, чтобы читатели имели возможность определиться со своим желанным форматом.

— Если вы хотите сначала все спланировать, бронировать потом — читайте обзоры, выбирайте район/пляж/место, переходите по соответствующим ссылкам, включайте фильтры цен и подбирайте жилье уже фокусно, не тратя время на «пальбу из пушки по воробьям». Варианты понравившегося жилья сразу сохраняйте в своих он-лайн закладках, чтобы когда придет время не нужно было снова тратить время на поиск.

— Если вы привыкли совмещать поиск и бронирование — сохраняйте в закладки наши обзоры «Где жить», чтобы, когда вы будете готовы к бронированию все было под рукой, а дальше уже по вышеописанной схеме. Такой подход упростит и ускорит процесс.

На этом этапе, важно получить более — менее похожий на финальный драфт бюджета. Хотя не исключено, что вам еще придется, корректировать количество дней в том либо ином месте, либо же менять логистику передвижений или сами направления (в зависимости от финансовых возможностей и приоритетов).

Этап третий: финализация маршрута

Основная работа уже проделана на втором этапе. У вас есть маршрут, осталось купить авиабилеты и после этого финализировать маршрут путешествия. После покупки авиабилетов, вам, возможно, придется финально скорректировать маршрут путешествия. Зачастую запланированное количество дней может измениться на плюс-минус 2-3 дня, в зависимости от авиабилетов).

Осталось финализировать маршрут по датам. Существует два подхода.

Финализация и бронирование по маршруту

Первый, так называемая, жесткая финализация. Расписываете даты по маршруту и делаете все необходимые бронировки, включая местный транспорт и жилье. Первым делом, бронируйте внутренние авиаперелеты и поезда, так как, возможно при бронировании в зависимости от наличия и стоимости билетов придется смещать график.

После этого, бронируете все жилье по маршруту, ориентируясь на свой ориентировочный бюджет (см. рекомендации выше). На выходе — у вас все готово к путешествию. Все ваучеры на руках. Мелкие вопросы (а-ля местные автобусы, лодки и туры можно без проблем решать на местах). Осталось ехать и получать удовольствие ни о чем не думая и не переживая.

Плавающий маршрут путешествия

Второй подход — это плавающая финализация. Этот подход работает лучше всего. Если вы едете в длительное путешествие (месяц-два), а также в путешествуете в межсезонье. У вас есть на руках тот же маршрут, расписанный по датам. , корректируете при необходимости график. Бронируете жилье по приезду/прилету по известным, неплавающим датам.

А дальше ориентируетесь на месте — где-то вам захочется остаться подольше, откуда-то уехать пораньше. Не заморачивайтесь с конкретным выбором жилья до поездки. Берите с собой наши обзоры «Где жить» по каждому из направлений. Бронируйте жилье в следующем пункте по маршруту на месте, когда вы точно знаете дату отъезда/приезда. Часто вам придется бронироваться «сегодня на завтра», поэтому такой подход не работает в высокий сезон. Жилье будет либо «лучшим из худшего» либо дорогим. В несезон же напротив можно забронировать отличное жилье с хорошими скидками.

Учтите, вам придется тратить время на поиск и бронирование жилья на месте. И поэтому, если вы едете в путешествие не больше, чем на три недели, лучше все таки делайте жесткую финализацию маршрута.


Итак, мы в Турции. Турция - независимая республика, занимающая территорию частично в Европе и частично в Азии, которая играла важную роль в мировой истории, как мост, соединяющий Восток и Запад. Она привлекает туристов со всего мира, благодаря прекрасной погоде и климату, теплому морю и нескончаемым пляжам. Туры в Турцию популярны благодаря изобилию исторических участков. Отдых в Турции это теплое и чистое море, замечательные пляжи, а также большой выбор видов развлечений. Кроме отдыха на пляжах и активного отдыха, туры предлагают разнообразные экскурсии, где вы сможете ознакомиться с уникальной культурой, традициями, обычаями и историей страны. Турция – страна необыкновенно интересная и красивая. Поэтому одним мгновением тут не ограничиться.


Стамбул Стамбул - город богатейшей истории, с уникальным местоположением - разделяемый проливом Босфор, он находится одновременно и в Европе, и в Азии.Стамбул Главная достопримечательность города - собор Св. Софии. Этот грандиозный храм сооружен в гг. К достопримечательностям Святой Софии относятся покрытая медью "плачущая колонна" (говорят, что если положить руку в её отверстие и загадать желание, то оно обязательно сбудется). Ещё одна достопримечательность - Мечеть Ахмедие (гг., "голубая мечеть"),. Стены Ахмедие покрыты плиткой легкого голубого цвета, отражающей солнечные лучи, что придает ей особое очарование. Именно отсюда паломники отправляются в Мекку. Султанский дворец Топкапы является одной из самых крупных достопримечательностей Стамбула. Построен в 1466 г. по приказу султана Мехмеда-Завоевателя. Мост через Босфор, соединивший европейский и азиатский берега Турции, стал ещё одним символом этой страны. По длине это четвертый мост в мире.. Недалеко от Стамбула расположен турецкий "Диснейленд" - самый большой в Европе и четвертый по величине в мире парк развлечений Татилья


Анкара Анкара - столица и второй по величине город страны. Сейчас это город министерств и посольств, университетов и медицинских центров, а также центр виноделия и крупный транспортный узел страны.Анкара Историческим центром города считается башня Ак Кале ("Белый замок"), обнесенная двойной стеной, по которой можно проследить бурную историю Анкары. Ещё один символ города - мечеть Хаджи-Байрам (XV в.), построенная рядом с руинами знаменитого храма Августина и Рома, на стенах которого высечены очерки из римской истории и перечень деяний Августа. Настоящее место паломничества местных жителей - величественное сооружение мавзолея Ататюрка (1953 г.). Здесь хранится саркофаг основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля - первого правителя страны.


Туристической столицей турецкого Средиземноморья считается Анталья, привлекающая туристов богатым историческим наследием и уникальной природой. По оценкам ЮНЕСКО этот район признан одним из самых экологически чистых мест на планете.Анталья Один из символов города - Ворота Адриана, воздвигнутые в честь посещения города римским императором Адрианом в 130 г. до н. э. В Анталье много древних памятников, из которых особенно хороши "символ Антальи" - построенный турками- сельджуками минарет Йивли, а также мечеть Эски Джами, построенная по образцу византийской церкви в 1373 г., надгробные памятники жены султана Баязеда II и Мехмет-бея, бывший монастырь "танцующих дервишей" Мевлевихане с выставкой современного искусства, и разрушенный в свое время молнией Срезанный минарет. На выезде из Антальи в Кемер расположен замечательный водный парк "Акваленд" - самый старый из водных парков Антальи, рассчитанный на 1500 человек и построенный по мировым стандартам на территории площадью 40 тыс. кв. м.


Белек, находящийся между Анталией и Сиде, считается признанным гольф- центром региона. Находящийся в непосредственной близости от развалин древних городов Перге, Аспендос и Сиде, и обладающий целым рядом первоклассных гостиничных комплексов, окруженных сосновыми, кедровыми и эвкалиптовыми лесами.Белек Следует посетить великолепный кипарисовой-эвкалиптовый национальный парк-заповедник "Каньон Кепрюлю" площадью 500 гектаров. В заповеднике есть возможность для занятий альпинизмом, верховой ездой и всеми видами водных развлечений, но наиболее популярен рафтинг по горной реке Кюпрючай.


Добро пожаловать в Египет! Египет одно из немногих исламских государств, открытых для туризма. Эта прекрасная страна фараонов и пирамид, древних памятников и интересных музеев, превосходных пляжей и богатого кораллами и диковинными рыбами Красного моря не перестает привлекать туристов со всего мира. С каждым годом путешествия в Египет становятся все более популярными. Ежегодно его посещают более 5 млн. человек. Познакомимся с особенностями данной страны.


Каир Здесь перед вашим взором предстанут ажурные минареты мечети Мухаммеда Али и мечети султана Калана. В Египетском музее вас встретит национальная коллекция в десять раз богаче и полнее, чем в Британском музее. Незабываемые экскурсии вы сможете совершить на папирусную и ювелирную фабрики, а также в Музей парфюмерии. Вы увидите гигантский акведук от Нила к Цитадели, башню Бейт Аль Сеннар и здание старейшего арабского университета "Аль- Азхар".


Гиза "Визитная карточка" Египта - пирамиды. Пирамид здесь около сотни - больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Расположены они вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами. Самые известные из пирамид - на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Здесь, в Гизе, и стоят три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина. У подножия плато Гиза расположены погребальные храмы и Большой Сфинкс.


Порт-Саид - город, по египетским меркам, совсем юный. Расположенный в 200 км северо-восточнее столицы страны, он построен в середине прошлого века вместе с Суэцким каналом, у его северного входа. Порт- Саид - своего рода морские ворота Египта. В Национальном музее в Порт- Саиде представлены образцы материальной культуры египтян с дофараоновых времен до наших дней.


Греция - страна героев и богов, невиданных памятников архитектуры и простых доброжелательных жителей. Как гласит народная поговорка - "В Греции все есть!". Обратимся к её достопримечательностям.


Афины Столица греческого государства носит имя древнегреческой богини мудрости и познания - Афины. Это город сюрпризов и контрастов, прекрасный и многообразный, всегда улыбающийся. В архитектуре и искусстве гармонично переплетаются стили разных эпох и направлений. В какой бы части города Вы не находились, отовсюду виден величественный Акрополь, с его великолепными храмами и музеем, где хранятся подлинные шедевры древнегреческой скульптуры Храм Парфенон - потрясающий шедевр архитектуры, построенный по чертежам Фидия, славен своими совершенными и безупречными контурами. Театр Герода Аттика расположен к западу от театра Диониса. Полукруглая сцена характерна для римской эпохи, поскольку сцены в греческих театрах круглой формы. Олимпейон (храм богов Олимпа) – развалины величественного храма Зевса, от которого остались пятнадцать колонн. Арголида - северо-восточная область полуострова Пелопоннес. Ваш путь по национальной дороге ведёт к Коринфскому каналу, где Вы сможете полюбоваться этим грандиозным сооружением конца прошлого века.


Австрия - достаточно компактная страна, обладающая однако разнообразием пейзажей и многообразием культурного наследия. Величественные города, очаровательные деревушки, парящие горы, раскидистые равнины, королевские курорты минеральных вод, альпийские озера - все это создает живописную картину. Познакомимся с её столицей.


Турист, впервые попавший в Вену, прежде всего устремляется на Штефансплатц - площадь Святого Стефана со знаменитым собором, по имени которого она названа. Собор Святого Стефана является символом Вены, а Святой Стефан – покровителем столицы Австрии. Собору более 800 лет. Величественный комплекс императорского дворца Хофбург (XIII XIXвв.) вмещает ряд правительственных организаций страны и ОБСЕ. В помещении дворца расположена Испанская школа верховой езды. Бельведер, построенный Лукасом фон Хильдебрандтом как летняя резиденция для одного из самых великих полководцев своего времени принца Евгения Савойского, находился когда-то за городскими стенами. Шёнбрунн Шёнбрунн - летняя резиденция Габсбургов – также входит в число обязательных посещений.

conjure (Колонка №25: Дневник путешествий). В этом посте вы сможете узнать, что же такое дневник путешественника и идеи по его ведению...



Традиция ведения дневников в путешествии имеет достаточно глубокие корни и сложилась задолго до рождения на свет молескинов с их удобными форматами, заточенными под собирание рецептов, винных карт, создания эскизов и собирания приятных мелочей в дороге.

У немцев есть замечательная поговорка: "Reisen - bildet", котоую можно вольно перевести как "Путешествие помогает стать образованным". Очень многим знакомы истории художников, поэтов или просто праздных молодых людей, пускавшихся ещё несколько веков назад в путешествие, чтобы укрепить свои знания иностранных языков, рассеять любовную тоску или просто посмотреть мир - других посмотреть, себя показать.

У французского живописца и графика Эжена Делакруа был целый ряд эскизных блокнотов, которые он зарисовывал акварельными набросками костюмов к своим будущим полотнам, путешествуя по Греции, Марокко и другим странам.

C художниками прошлого всё более или менее понятно, зачем им нужны были живые зарисовки. Отправиться в путешествие было чуть ли ни единственным выходом, чтобы собрать правдоподобную информацию о нравах и обычаях какой-то страны, чьи просторы рождались потом на полотнах в ателье художника вдали от оригинала. Какую же роль играют современные дневники путешественника для творческого человека? Нужны ли они вообще и какая от них польза?

Как и во времена, когда за книгами нужно было ходить в библиотеку, а за картинками отправляться в утомительное путешествие, например, на лошадях, современные дневники служат в первую очередь очень хорошей опорой собственной памяти.

Рисуя всё вокруг себя, даже просто, чтобы скоротать время ожидания отлёта, отъезда, блюда в ресторане, начинаешь замечать какие-то вещи, маленькие детальки, на которые бы никогда не потратил и секунды, просто пробегая мимо. А именно такие мелочи и становятся настоящими находками, а также рассказывают о стране и о её людях куда больше, чем помпезные замки, площади и скульптуры.

Такие блокнтоты, зарисованные в пути, передают наше настроение, дух того, места, где мы находились, а иногда и рассказывают истории, которые мы уже несколько дней спустя просто забудем.

В путешествии можно порисовать вдоволь людей с натуры, поупражняться в анатомии.

Вклеить счета или какие-то находки, напоминающие о том месте, где побывал.

С собой в дорогу я стараюсь брать какую-то компактную тетрадку, помещающуюся в походную сумку. Тетрадка, в которой можно было бы в перерывах на еду или ожидание атобуса делать зарисовки, записывать события дня или неожиданно подмеченные детали.

Свои наброски я сначала делаю карандашом или фломастером, а вечером, в комнате отеля, достаю привезённые краски и кисточки.

Также я стараюсь взять с собой в дорогу материалы, которые могут мне пригодиться - карты города, фотографии достопримечательностей, которые хотелось бы посмотреть или какие-то сведения о них. Ведь всё равно, отправляясь в дорогу, очень часто намечаешь себе план, куда бы хотелось сходить, на что посмотреть.

Потом я либо вклеиваю привезённое с собой, либо рисую уже на месте с натуры, дополняю находками и реже, когда приезжаю домой, дополняю блокнот собственными фотографиями из поездки.

Уже несколько месяцев спустя такую тетрадку очень приятно открыть, пролистать и вспомнить приятные моменты, которые не потерялись, благодаря такому дневнику путешествий.


А как вы храните воспоминания из путешествий?

Эта статья написана для тех туристов, которые только планируют путешествовать по миру самостоятельно. Чего не стоит бояться, на что обратить внимание, каков алгоритм бронирования путешествия - обо всем этом и многом другом пойдет речь ниже.

Преимущество самостоятельного бронирования авиабилетов

Организовывать свое путешествие самостоятельно выгодно по нескольким причинам:

  1. Экономия без потери комфорта. Когда Вы покупаете авиабилеты через кассу, то приходится дополнительно доплачивать определенные сборы. Кроме того большинство авиакомпаний не имеют своих касс за пределами крупных городов и в любом случае будет выгоднее купить билет на самолет через Интернет, чем тратить время в поисках нужных авиакасс. На поисковых сервисах можно найти выгодные предложения всего за несколько минут и тут же сделать покупку.
  2. Полная свобода передвижения и планирования маршрута. Изменить даты вылета или отменить какой-то рейс можно и вне дома, главное, чтоб под рукой был интернет.
  3. Участие во всевозможных акциях. Постоянный мониторинг сайтов авиаперевозчиков дает возможность находить акционные предложения. Тоже касается и поисковиков по отелям.
  4. Надежность и безопасность. Покупка билетов самостоятельно позволяет лишний раз перепроверить надежность авиаперевозчика.
  5. Легкое изменение дат и возврат денег. Купив билет на самолет и получив его по электронной почте, Вы всегда можете вернуть за него деньги, если вылет не состоялся по каким-то независящим от Вас причинам. Изменить даты туристической путевки чаще всего невозможно, а при самостоятельной организации путешествия этот момент решается довольно просто.

Мифы, которые мешают путешествовать новичкам

Попробовав один раз сформировать свое путешествие своими силами, дальше это делать становится все легче и легче. Тем не менее, среди новичков существуют свои мифы:

  1. Оформить визу самостоятельно сложно. Обычно так говорят те люди, которые никогда не брали визы сами. Этому вопросу посвящена целая серия статей на данном сайте. В них все подробно расписано. Ознакомившись с этими материалами, Вы сможете спокойно оформить визу без помощи третьих лиц.
  2. Самостоятельно - ненадежно. Следует понимать, что большинство подобных мифов распространяется специально - туристическим фирмам как-то надо же жить. Если все начнут ездить заграницу самостоятельно, то турагентства просто обанкротятся.

Допустим, Вы купили путевку через посредника. Вам выдают путевку и говорят, что в аэропорту прилета Вас встретят и поселят в отель. Если с компанией, которая предоставила подобную услугу, в период до намеченной даты вылета что-то случилось, то деньги Вам вред ли вернут. Еще хуже, если фирма обанкротится, когда Вы находитесь на отдыхе. В таких случаях туристам могут отказать в обратном перелете, ведь туроператор не оплати авиабилеты. В отелях - выгоняют на улицу, ведь номера не проплачены. Подобных примеров много. Возникает вопрос: так какой вариант путешествия более ненадежный? Напрямую заплатив отелю и авиакомпании, Вы точно уверены, что получите в полном объеме и то, и другое. При этом по факту уже никто не скажет, что места Вашего класса нет или желаемый номер занят. Более 50% американцев и более 60% европейцев путешествуют именно самостоятельно.

  1. Я потеряюсь еще в аэропорту. Этот миф можно услышать от каждого второго новичка туриста. Если первый раз еще могут возникнуть какие-то вопросы, то на второй точно будет проще. Чтоб не теряться, просто нужно предварительно ознакомиться с картой аэропорта.
  2. Я не знаю английский - я не смогу сам… Если Вы едите не в Англию и не в США, то там английский будет таким же неродным языком, как и для Вас. Местные его могут знать так же плохо, как и Вы, и поверьте, разговор сложится. Тайца с его плохим английским будет понять куда проще, чем англичанина. Не бойтесь объяснять на пальцах - это работает.

Еще хорошо до поездки выучить парочку простых слов на местном языке. Особенно запомните, как называются блюда, которые Вы хотите попробовать в ресторане - это то знание, которое всегда кстати.

  1. Если я буду делать все сам - все равно ничего не получится. Это скорее относится к психологии человека в целом. Попробуйте, и в случае положительного результата Вы станете однозначно увереннее в себе.
  2. Обо мне может заботиться только турфирма. Турагентства тоже иногда ставят в тупик. Например, Вы летите на отдых с пересадками, первый рейс задержался и Вы опоздали на второй. Турагентство, скорее всего, скажет, чтоб Вы купили новый билет за свой счет, а по приезду домой этот вопрос как-то будет решаться. Если Вы покупаете билеты сами, то можете изначально спланировать больший люфт между рейсами.

  1. В отелях со мной даже не захотят разговаривать. Это полная чушь, поскольку если после бронирования у Вас возникли какие-то вопросы, Вы всегда можете связаться с отелем по электронной почте или телефону и Вас с радостью проконсультируют.

Упрощенный алгоритм бронирования авиабилетов

В данном случае Вы выступаете покупателем. Для того чтоб приобрести билет Вы делаете запрос в поисковые сервисы. Естественно в поисковых сервисах Вы никаких билетов не покупаете, а только ищите варианты перелетов до того места, куда Вы хотите попасть. После обращения к поисковым сервисам идут запросы к различным системам бронирования, которые в свою очередь «опрашивают» разные авиакомпании. После этого у Вас появляется информация по наиболее выгодным предложениям по авиаперелетам в интересующем направлении.

Выбрав рейс, который Вам наиболее понравился, Вы даете поисковому сервису «добро» на бронирование билета. Затем поисковый сервис обращается или в авиакомпанию, или в систему бронирования, в которой он нашел билеты, и последние еще раз подтверждают, что в настоящий момент есть билеты на выбранную дату и время. Последний этап - прямая связь с системой бронирования или авиакомпанией и покупка у них билетов.

Если авиакомпания подтверждает наличие билетов по тем ценам, которые Вас устраивают, то билет блокируется из поиска на 20 минут. При этом за это время Вы должны успеть заполнить форму на авторизацию и совершить оплату через банк. Автоматический запрос на авторизацию в банк подтверждает Вашу кредитоспособность. Деньги снимаются напрямую из банка, потому что ни одна авиакомпания или поисковый сервис данные Вашей карточки не узнает. При этом важно в браузере видеть защищеннуюhttp-связь. Таким образом, когда Вы обращаетесь в банк, и последний подтверждает наличие средств у Вас на карте, он их там блокирует, и Вы покупаете билет. Через 2-3 дня деньги списываются со счета, а билет Вы получаете уже в течение часа после бронирования.

Таблица стоимости авиабилетов (по различным регионам)

Один из самых задаваемых вопросов среди новичков - что такое низкие цены и что такое высокие цены относительно конкретного региона? Как понять цена в принципе обозначена дешевая или дорогая. На примере Москвы ниже будут представлены цены по разным направлениям.

Понятие «дешевые авиабилеты»

(тарифы «эконом» туда-обратно)

Страна

Лучшая цена

Средняя цена по направлению

Цена на регулярные рейсы (всегда доступные билеты)

Европа (€)

Германия

Хорватия

Африка и Ближний Восток ($)

Иордания

Филиппины

Америка ($)

Бразилия

Аргентина

Нужно понимать, что это ориентировочные цифры. Вполне реально найти и более выгодные варианты или наоборот дорогие. По акциям можно натолкнуться на билеты в Европу и за €50 в две стороны, а в сезон в Таиланд и за $800 не найти.

Планирование путешествия

Сначала рассмотрим случай, когда главным критерием выступает время, то есть когда Ваш отпуск намечен на конкретные даты.Период поездки определен, и теперь нужно решить, куда же поехать. Вот очередность Ваших действий:

  1. Определяете тип отдыха (экскурсионный, пляжный, зимний).
  2. Определяете список стран (по сезону/месяцу), куда можно отправиться.
  3. Просмотрите реальные цены на перелет и проживание в выбранные страны на то время, которое Вас интересует.
  4. Установите «Агент цен» по разным странам.«Агент цен» - это подписка на рассылку от поисковых сервисов, которая позволяет получать информацию о выгодных предложения по конкретному маршруту.
  5. Вылавливайте выгодные предложения и пользуйтесь ими.

Второй критерий, который может быть ключевым при планировании путешествия - это место. То есть, Вы точно знаете место, куда хотите поехать, но дат поездки пока нет. План действий:

  1. Определите тип отдыха места, куда хотите ехать.
  2. Выберите сезоны отдыха (здесь Вам поможет сайт http://www.meteonovosti.ru/).
  3. Установите «Агент цен» по нескольким датам.
  4. Ожидайте спецпредложения от авиаперевозчиков по интересующему Вас направлению.
  5. Покупайте билеты.

Алгоритм планирования поездки

Когда Вы решили, куда и когда Вы едите, стоит понимать, как лучше покупать авиабилеты. Есть два варианта: прямой маршрут с возвратом и маршрут кольцевой. Пример прямого маршрута: Москва-Гонконг-Сингапур-Куала-Лумпур-Гонконг-Москва. В этом случае нужно сразу брать билет Москва-Гонконг в 2 конца, а потом уже на все остальные перелеты по региону. Пример кольцевого маршрута: Москва-Берлин-Рим-Аликанте-Москва. То есть Вы летите по кругу, не возвращаясь ни в один з промежуточных городов.

Алгоритм планирования поездки по маршруту с возвратом:

  1. Проверка всех составляющих (наличие авиасоединения между городами и т.п.).
  2. Покупка билетов на дальние направления. В зависимости от этих билетов дальше Вы уже будете корректировать остальной маршрут.
  3. Покупка билетов на внутренние рейсы. Купив сначала билеты на внутренние рейсы, Вы можете потом переплатить за дальний перелет, в результате чего вся поездка окажется крайне дорогой. Обычно проблем с билетами на внутренние рейсы не бывает.

  1. Покупка отелей максимальной продолжительности. Зачастую в этих гостиницах хочется отдохнуть с максимальным комфортом и к их выбору стоит относиться более критично.
  2. Покупка остальных отелей.
  3. Покупка или планирование прочего сервиса (трансфер, аренда авто и т.п.).

Алгоритм планирования поездки по кольцевому маршруту:

  1. Продумывание проекта маршрута.
  2. Проверка всех составляющих.
  3. Покупка билетов последовательно, начиная с самого выгодного предложения. Допустим, Вы хотите лететь по следующему маршруту: Москва-Берлин-Рим-Аликанте-Москва. То есть получается 4 перелета или как их еще называют 4 плеча маршрута. В данном случае первым делом нужно рассматривать билет Москва-Берлин и Аликанте-Москва и анализировать, какой из них более выигрышный. Предположим, перелет Москва-Берлин оказался выгоднее. В таком случае Вы покупаете его, потом Берлин-Рим, затем Рим-Аликанте и уже в конце Аликанте-Москва. Последовательность соблюдать обязательно, поскольку важно учесть все возможные нестыковки.

Теперь рассмотрим вариант, когда самый выгодный перелет из Аликанте до Москвы. В таком случае Вы вторым покупаете билет из Рима в Аликанте, третьим - из Берлина в Рим, четвертым - из Москвы в Берлин. Для чего это делается? Билеты могут исчезнуть (быть раскупленными прямо во время бронирования), а такая последовательность позволит Вам сэкономить максимальное количество денег при разных неожиданных ситуациях. Нужно учитывать, что когда Вы начинаете бронирование, билет на 20 минут удаляется из системы. Если Вы видите, что билет был, но вдруг куда-то исчез, то очень может быть, что кто-то другой просто в этой же время проверят билет на те же самые даты. Повторите поиск через 20 минут - билет может опять появиться.