Самые знаменитые готические соборы. Самые красивые готические соборы: подборка для туристов-эстетов


Готический стиль изумителен, он не подвластен времени и поражает своими формами. В архитектуре он считается одним из самых выразительных стилей, придуманных человечеством. Это не только классические средневековые религиозные сооружения и замки, но и современные жилые постройки. Предлагаем обзор поразительных примеров мировой архитектуры в готическом стиле.

Готический стиль имеет несколько форм, но все они прекрасны. Готику Франции, Англии и Италии нельзя сравнивать, так как она уникальна. Франция – это страна, где он зародился и приобрел свою душу. В нём построены церкви 12 столетия и современные религиозные сооружения. В этом стиле все прекрасно – от формы до деталей.





Собор святого Стефана был построен в 1147 году и является одним из самых выдающихся и красивых сооружений, выполненных в готическом стиле. Он считался церковью-матерью католицизма Австрии и резиденцией архиепископа. Собор выдержал испытание временем и пережил многие исторические события. Крыша уникального и самого узнаваемого здания в Вене покрыта разноцветной черепицей. Мало кому известно, что северная башня была зеркальным отражением южной. В 1511 году к северной башне добавили верхушку в стиле ренессанса, которую жители Вены называют «наконечник в виде водонапорной башни». Во время Второй мировой войны колокола собора, которые были на южной башне, бесследно исчезли. Колокола северной башни сохранились и до сих пор действуют. Самой старой частью собора считается Римская башня и «ворота великана».


Мирский замок является впечатляющим образцом готической архитектуры 16 столетия. Он находится в Гродненской области и является одним из самых интересных туристических объектов Беларуси. Трёхэтажный готический замок был построен графом Ильиничем в 1500-х годах, а Николай Радзивил, второй владелец замка, закончил его строительство уже в стиле ренессанса. Во дворе замка, у северных стен, разбиты итальянские сады.


Мирский замок пережил разрушение во время войны с Наполеоном. Николай Святополк-Мирский приобрел замок и начал его реконструкцию, которую закончил его сын, наняв архитектора Теодора Бурже. Семья Мирских владела замком до 1939 года. Сегодня он является национальным памятником культуры и почитается местными жителями и туристами.




Собор Антверпенской Богоматери, принадлежащий римско-католической церкви, находится в Антверпене, Бельгия. Строительство на месте бывшей часовни 9-12 веков началось в 1352 году и продолжилось до 1521 года. Сегодня собор считается самым большим и поразительно красивым сооружением в готическом стиле в Нидерландах и Бельгии. В 1533 году в нём произошел пожар, и часть собора была уничтожена. С 1559 года он являлся резиденцией архиепископа. За время военных действий с 1800-х до 1900-х годов собор несколько раз был поврежден и реставрирован, но ни огонь ни войны не смогли уничтожить это величественное сооружение, которое стало бессмертным. Последняя реставрация памятника готической архитектуры началась в 1965 году и закончилась в 1993 году.


Строительство еще одного шедевра готической архитектуры, Кельнского собора, началось в 1248 году и продлилось до 1473 года, но не было завершено, и продолжилось в 19 столетии. Собор, символ римско-католической церкви и немецкой готической архитектуры, находится в Кельне, Германия, является резиденцией архиепископа и входит в число памятников, внесенных в список мирового культурного наследия.


Это самый большой готический собор в Северной Европе и второй по высоте собор в мире. В нём очень много реликвий, на которые можно посмотреть. Собор был спланирован наподобие Собора Амьенской Богоматери. В основе – латинский крест и высокие готические своды. В можно полюбоваться витражами, высоким алтарем, оригинальной мебелью – этот собор является настоящим сокровищем.




Бургосский собор, творение 13 столетия, находится в Испании, принадлежит римско-католической церкви и посвящен Деве Марии. Строительство и реконструкция длились с 13 до 16 столетия, как раз тогда в соборе появились элементы в стиле ренессанса. В 1984 году его внесли в список всемирного культурного наследия. В соборе находится множество исторически и культурно ценных объектов – от статуй 12 апостолов до капеллы Реликвий и предметов искусства, статуй ангелов, рыцарей.




Расположенный в Праге Собор Святого Вита, величественный памятник готической архитектуры, в реальности намного красивее, чем о нем рассказывают. Его почитают не только за красоту, но и потому, что этот он считается главным культовым сооружением Чехии. Он также и самый большой в стране. В соборе находятся гробницы римских императоров и королей Богемии.




Легкие, будто бы взмывающие ввысь соборы, украшенные остроконечными башенками и стрельчатыми арками, – пожалуй, самое впечатляющее наследие Средних веков. Мы с удовольствием ими любуемся, однако не всегда задумываемся, так ли похожи друг на друга готические церкви в разных странах Западной Европы, и вообще менялся ли вид этих построек на протяжении эпохи готики?

Рассвет готической архитектуры

В этой статье мы не будем говорить о технической части. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Эти темы требуют отдельного разговора. Зато сейчас мы расскажем о чем-то не менее, а для кого-то и более интересном: о том, как в Западной Европе появилась и расцвела готическая храмовая архитектура, а также о том, чем французские соборы отличаются от английских или, скажем, от немецких.

Можно смело сказать, что её заказчик, аббат Сугерий, совершил революцию в строительстве храмов того времени. Он решился заменить привычные тяжеловесные стены на более легкие, что стало возможным за счет новой системы распределения нагрузки. Так, свод выстроили на каркасе из выступающих «ребер» – нервюр, а по бокам добавили распоры – полуарки аркбутаны и вертикальные опоры – контрфорсы. Новая система позволила сделать постройку не только воздушнее, но и значительно светлее, благодаря появлению огромных окон, украшенных многоцветными .

Французская готика и ее лучшие примеры

Новый стиль всем настолько полюбился, что опыт Сен Дени вскоре применили при строительстве собора Парижской Богоматери – того самого, главного храма Франции. А потом – при возведении Ланского собора. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет.

Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2.

Нельзя не вспомнить и о великолепном, будто бы резном, Буржском соборе, в крипте которого и по сей день находится надгробие Жана Беррийского, одного из главных меценатов готической эпохи.

Чуть позже возвели величественные соборы в Реймсе, который на сегодняшний день лучше других сохранил свои первозданные витражи и скульптуры. А также собор в Амьене, что отличается высотой свода (42,3 м) и самой большой вместимостью – его площадь составляет 8000 м2.

С течением времени соборы, казалось, становились все легче и выше, а витражи, обогащенные разнообразием новых оттенков, многочисленнее и сложнее.

Апофеоз витражного готического искусства можно наблюдать в королевской капелле Сен Шапель, сплошь состоящей из лучистых разноцветных стекол.

Верхняя капелла базилики Сент-Шапель, Wikimedia


Богаче становилось и скульптурное убранство храмов. На фасадах, алтарных перегородках и в других частях соборов поселились не только традиционные ангелы, апостолы или аллегорические фигуры, но и крестьяне, ремесленники за работой, а также и вовсе фантастические существа: гротескные химеры, горгульи, драконы.

Всё, что мы рассказали, относится к французским соборам, образцам готического стиля в Европе. Итак, подведем итог: французский собор в целом – это высоченные ажурные башни, легкие стрельчатые арки, порталы и окна. Он украшен многочисленными скульптурами – выразительными, динамичными и неизменно изящными, а также «каменным кружевом» архитектурных деталей (фронтоны-вимперги, растительные завитки и шипы).

Другие европейские соборы готики Средневековья

Французским соборам подражали, их копировали, но в каждой стране по-своему, в соответствии со своими региональными особенностями, с техническим и материальным оснащением. Например, в Англии получил распространение не городской, а монастырский собор, более приземистый и протяженный, окруженный огромным количеством пристроек, и имеющий всего одну доминанту – башню. Среди самых известных английских готических храмов – собор в Солсбери, Дареме и, конечно, Кентерберийский собор, резиденция архиепископа.


Для Германии типичны соборы романско-готического стиля. Согласитесь, зачем перестраивать старый собор-долгострой, если можно просто завершить постройку в новом стиле. Помимо них, в Германии есть и образцы чистой готики. Например, церковь Богоматери в Трире, церковь св. Елизаветы в Марбурге, Магдебургский собор и наконец, жемчужина готического стиля – Кельнский собор.

Немецкая готика строже, чем французская, ей присущи более четкие геометрические формы и относительно малое количество скульптурного декора.

Лишь Кёльнский собор сильно напоминает французские храмы и так же, как и они, является примером долгого строительства.

Испанской готике (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо) свойственно смешение с мавританской архитектурой, что, конечно же, связано с былым арабским владычеством.

А в Италии готика никогда не обладала чистотой французского «классического» стиля. Дело в том, что она никогда не забывала Античность, и уже в конце Средних веков там вовсю расцвел Проторенессанс, положивший начало эпохе Возрождения. Наверное, самой готической постройкой Италии является выстроенный из белого мрамора Миланский собор.

Интересно, что это совершеннейшее чудо архитектуры строилось очень долго – 550 лет, и за это время в его создании успели принять участие 180 архитекторов, скульпторов и художников.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Наиболее известные готические соборы

Готический собор, при всем богатстве составляющих его элементов, строится по одним и тем же канонам. Это можно утверждать как о его архитектурном плане, так и всей системе декора - экстерьера и интерьера. Из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»: «Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики. - А. М.) только оболочку. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестных ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает, как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы - все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам...»

Франция
Церковь аббатства Сен-Дени (XII в.)

Сложившаяся каркасная система готического собора появилась в церкви аббатства Сен-Дени (12в.). Настоятеля этого монастыря, регента и королевского советника, по праву можно назвать "крестным отцом" готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства "патрона и апостола Франции" святого Дионисия (Сен-Дени). Храм должен был придать значение и величие монастырю как древней усыпальнице французских королей. К сожалению, подробное описание всех этапов строительства храма, то, что сейчас определяет сущность готического стиля, утрачено.

Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости; в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты.
Собор в Шартре (XII - XIV вв.) .

Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (1134-50) имеет основание, полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее.

Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145-65) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. После пожара 1194 г. здание было отстроено заново. Архитекторы Шартра мыслили здание уже как единое целое, подразделяющееся на соподчиненные части, между которыми существует тесная связь. Интерьер раскрывается навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов, которым придан ясный и четкий порядок.

Стена имеет трехчастное деление на аркаду опор, трифорий и окна. Служебные колонны, поднимаясь от основания устоя, собираются во втором ярусе в пучки и почти непрерывным движением возносятся к сводам. Зодчие сумели придать вертикальным тягам ощущение свободного и одухотворенного подъема. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе.

Шартр - один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывались в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.

В высоких окнах Шартра витражи XII в., с яркими насыщенными тонами, соседствуют с более темной гаммой красок окон XIII в. Тематика изображений в окнах Шартра была чрезвычайно разнообразна.


Наряду со сценами из Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми - в нижней части представлено около ста сюжетов из жизни ремесленников, пожертвовавших собору витражи; одна из витражных роз посвящена крестьянам. Мастерством исполнения выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери (Богоматерь «прекрасного окна»), цикл «Житие св. Евстафия», а также цикл «Карл Великий».
Скульптурное убранство «Королевского портала» на западном фасаде собора сохранилось сравнительно хорошо.

Статуи-колонны в углублениях шартрских порталов включены в общую структуру архитектурного образа. С одной стороны, они служат физической опорой, «столпами», также и в переносном смысле - в аллегорическом и сюжетном плане для тимпанов и расположенных в них новозаветных сцен.
Венский готический собор .;

Собор в Реймсе (1211-1330 гг.) .;

Собор Нотр-Дам в Реймсе .;.
Город в сердце Шампани издавна был местом коронования французских королей. Существовавшая в XII в. базилика погибла в пожаре 1210 г. Строительство нового собора началось незамедлительно, уже в 1211 г., и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе - это история нескольких поколений зодчих. На основании надписей «лабиринта», сложного мозаичного орнамента пола, известны имена архитекторов и этапы возведения грандиозного здания. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию».

Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма; отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Движение начинают глубокие порталы со стрельчатыми арками и охватывающие их треугольники вимпергов. Во втором ярусе поток разделяется, затухает в центре и обретает стремительную динамику по бокам: круглой «розе» с пологой аркой над ней противостоят боковые окна, которые предваряют победный взлет башен, подчеркнутый коротким всплеском вимперга между ними.

Но фасад Реймского собора пронизан не только вертикальным движением - он пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Порталы отделяются от стены и «наступают» на расположенное перед ними пространство площади, их воронкообразные ниши как бы вовлекают его в себя.

Скульптурное убранство собора в Реймсе по праву считается вершиной французской готической пластики. Наиболее сильно влияние античности в Реймсе проявилось в произведениях 1211-25 гг. Скульптура св. Петра с так называемого портала «Страшного суда» на северном трансепте является ярким примером античного влияния в пластике Реймса.
Собор в Амьене (1218 - 1260 гг.) .;

Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. Возведение здания начали с продольной части, хор строили позже.

Западный фасад был завершен в основном в XIII в., его верхняя часть достраивалась в XIV и обновлялась в XV вв. Расположение частей фасада живописно - не случайно в процессе строительства возникли разные по высоте и рисунку башни. «Лабиринт», разобранный в начале XIX в., донес имена строителей. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын.

Работы в основном были закончены в 1288 г. Также как и в Реймсе, примером для зодчих служил собор в Шартре, однако образец был заметно модифицирован. В Амьене взаимодействуют два осевых направления: травеи нефов вторят трансепту; средняя из семи капелл хора, значительно выдвинутая вперед, подчеркивает продольную ось плана.

Пологие стрельчатые арки завершают интерьер, рождая чувство свободного движения пространства, которое было также достигнуто путем абсолютного увеличения размеров здания. Собор в Амьене - крупнейший среди готических храмов Франции и один из крупнейших в Европе. Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42, 3 м.
Собор в Бурже (1194г.) .;


Собор Парижской Богоматери (1163 г. - XIV в.) .;

Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет.

Собор должен был вмещать в себя всех жителей города - 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы - послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч.

Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.

Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна - а многоцветные картины с десятками фигур.
Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его - 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность.


Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно. К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал.

Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.
Французская готика. Бургундия. Странноприимный дом.
Германиия .;
Кёльнский собор (1248 г.- XIX век) .;

Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248- 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения.

Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш. Собор в Вормсе (XII в.) .;
Собор Нотр Дам в Ульме .;

Наумбургский собор .
Англия .
Собор Вестминстерского аббатства (XII-XIV вв.) в Лондоне .
; центральный неф


Собор в Солсбери . (1220-1266 гг.);


Собор в Эксетере (1050 г.) .;

Собор в Линкольне (конец XI в.) .

Собор в Глостере (XI-XIV вв.) .

Чехия .
Готическая архитектура Праги .;

Собор святого Вита (1344-1929 гг.)


Италия .;
Палаццо Дожей .;

Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж

Миланский собор (1386г. - XIX в.) .



Готическая архитектура. Конструкция готического собора. Аркбутаны Миланского собора .
Палаццо д"Оро (Золотой дворец) в Венеции .

папский дворец
Севильский кафедральный собор

Готический стиль берет свое начало во Франции, где в XII веке он сменил романский. Позже он охватил всю Западную Европу, пока Ренессанс, спустя четыре века, не потеснил его. Готический стиль прослеживается во всех средневековых произведениях витражах, книжной миниатюре, фреске и скульптуре. Но наиболее полно он проявил свое величие в церковной архитектуре. Готический собор той эпохи отличается богато украшенным фасадом, колоннами, многоцветными витражными окнами, арками с заостренным верхом, а также характерными узкими и высокими башнями. Стены и крыши украшают изящно выполненные скульптуры Самые величественные памятники готики можно встретить на территориях двух европейских стран - Франции и Испании.

Готический квартал Барселоны

Это самая старинная часть легендарного города и самый популярный у туристов Побывать здесь и не посетить жемчужину квартала — кафедральный готический собор (XIII—XV века) - это кощунство.

Прогуливаясь по извилистым улочкам квартала, можно увидеть остатки Римской стены, базилику Ла-Мерсе, руины Дворца готическую церковь XIV века Санта-Мария-дель-Пи и Королевский дворец, откуда своими поданными правили графская династия Барселоны и короли Арагоны. Осмотрев древние сооружения, можно прогуляться по Королевской площади и площади Святого Иакова. После утомительных, но таких интересных экскурсий гости города направляются в арт-кабаре «Четыре кошки». Оно славится не только своей историей, но и своими всемирно известными посетителями. Сюда любили захаживать Пабло Пикассо со своим другом Антонио Гауди, Русиньоль, Исаак Альбенис, Рамон Касас и Гонсалес.

Готические соборы Франции

Самыми значительными произведениями средневекового архитектурного искусства во Франции признаны соборы Шартра, Амьена, Анжера, Реймса и, конечно, Парижа. Историки считают, что самым первым готическим зданием стала церковь Сен-Дени. Ее проект создал аббат Сугерий. Во время ее строительства избавились от множества опор и внутренних стен. Так церковь стала более грациозна в сравнении с религиозными сооружениями которые иногда называют «крепостями Бога».

Готический собор Шартра, находящийся в 90 км от Парижа, построен на месте более достояние которой - святая плащаница Девы Марии, хранящаяся с 876 года - перешло в собор Шартрской Богоматери. Всемирно известный туристы посещают по двум основным причинам. Во-первых, это представитель высокого готического стиля времен его наивысшего расцвета, а во-вторых, это место, где в течение многих веков короновались почти все французские монархи. Величественный готический собор Нотр-Дам де Пари представлять не нужно. Его прославил на весь мир своим произведением «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго еще в первой половине позапрошлого века. Храм Разума, такое ему дали название во времена французской революции, строили несколько веков. Каждый год его посещают 14 миллионов человек. Многие из них стремятся побывать поблизости одной из главных святынь христиан всего мира - тернового венца Иисуса Христа, который хранится в соборе с 18 августа 1239 года.