Самолёты президентов разных стран. Борт номер один: на чем летают главы государств


Давно известно, чтобы путешествовать быстро и комфортно, нужно выбирать самолет. Этого правила придерживаются и лидеры государств. Они готовы отдать большие средства, к разочарованию людей, которыми они руководят, чтобы приобрести самый шикарный и модный самолет. Предлагаем обзор самых дорогих и роскошных президентских бортов, оборудованных по последнему слову техники, со столовыми, спа салонами и комнатами, дизайну которых позавидуют самые роскошные гостиницы и королевские дворцы.


Стоимость самолета - 37 миллионов долларов, и когда он впервые появился, то вызвал интерес во всем мире. Несмотря на мнение, что это слишком дорогой самолет, президент Ганы не отказался от его приобретения. Falcon 900 Ex – это один из двух самолетов серии Falcon 7X. Он создан для длительных перелетов, оборудован топливными баками, которые без дозаправки обеспечивают перелёт на растояние более 8 000 км. Самолет также оснащен двигателями TFE731-60 и улучшенной электроникой. Скорость самолета 950км/ч, но может набрать и до 1040км/ч.


Президент России путешествует по миру самолетом Ил-96-300, стоимость которого составляет 50 миллионов долларов. Он оснащен четырьмя турбодвигателями PS-90и является первым широкофюзеляжным самолетом в СССР. Качественная навигационная и спутниковая системы обеспечивают безопасный полет. На борту могут разместиться 262 пассажира. В 2015 году Министерство обороны заказало новую версию самолета. Он может не без дозаправки преодолевать расстояние 3500 км. Существует в единственном варианте.


Мощный самолет Airbus A319 еще недавно был представлен на выставке в Дубае. Его стоимость 81 миллион долларов, а принадлежит он президенту Бразилии Дилме Русеф. На борту пассажиры оказываются в полном комфорте и роскоши. К их услугам предоставляются вычурные кресла, приятное освещение и единственный выход. Это очень экономный самолет с низкой степенью выбросов. На борту самолета можно разместить 160 пассажиров. Длительность полета составляет 3750 км.


Ма Инцзю приобрел частный самолет Boeing 737 за 90 миллионов долларов. Он оснащен новыми крыльями, форма которых улучшает качество полета, системой приземления и другими техническими новинками. Новый Boeing 737 летает быстрее и выше, а топлива расходует на 22% экономнее по сравнению с ранними моделями. Самолет обладает высокими аэродинамическими характеристиками, низким уровнем шума и роскошным салоном, оснащенным светодиодным освещением и всем необходимым для комфортного полета.


За такой же самолет Airbus A319CJ, как и у Джорджо Наполитано, необходимо будет выложить 90 миллионов долларов. Самолет построен для грузовых и пассажирских перевозок с комфортом. Оснащенный авиадвигателем CFM56s самолет является мечтой любого пилота. Он оборудован шестью экранами управления и контроля, боковой ручкой управления и электродистанционной системой управления (fly-by-wire). В этом самолете все создано для безопасности пассажиров. Иногда уходит до полгода, чтобы подготовить его к полету.


Стоимость широкофюзеляжного, с четырьмя турбовентиляторными двигателями самолета Airbus A340-200 составляет 166 миллионов долларов. Он оснащен стеклянной кабиной пилотов, светодиодным освещением, бортовым развлекательным центром.


Самолет, принадлежащий Бараку Обаме, называют «самолетом судного дня». Стоимость самолета, а таких всего четыре, 220 миллионов долларов. Детальные характеристики, по понятным причинам, не разглашаются. Единственное, что известно, он может пережить ядерный взрыв, столкновение с астероидом и серию террористических атак.


Разрекламированный, как экономный и мобильный, самолет президента Франции Франсуа Олланда стоит 240 миллионов долларов. Airbus A330-200 рассчитан на короткие и долгие перелеты. На борту можно разместить 247 пассажиров, поэтому салоны оснащены так, чтобы можно было проводить деловые встречи и совещания лидеров государств в воздухе. Самолет оборудован светодиодным освещением, супер удобными креслами и койками для экипажа.


Был ли тунисский президент доволен самолетом стоимостью 238 миллионов долларов или нет, но после отставки Зин эль-Абидин Бен Али правительство страны решило продать самолет. Несмотря на цену и технические характеристики, его использовали очень редко. На борту могут разместиться 250 пассажиров. Дальность полета составляет 15-16 тысяч км, а скорость 890 км/ч. Самолет способен подняться на высоту 13 000 м.


Известный как Конрад Аденауэр Airbus A340-313 стоимостью 238 миллионов долларов впечатляет и отвечает всем техническим и эстетическим требованиям. Кроме перевозки глав государств, самолет участвовал в благотворительных рейсах, например, эвакуировал ливанских беженцев в 2011 году. Без дозаправки он способен преодолеть расстояние 15-16 тысяч км и взять на борт 143 пассажира. Кроме салона для VIP персон, здесь много спальных мест.


Бангладеш не ассоциируется с роскошью, но когда речь идет о Boeing 777-300ER, стоимость которого 260 миллионов долларов, то возникают сомнения. Появился он в государстве в 2011 году. В самолете с двумя двигателями от General Electric салоны первого и бизнес класса. Борт способен преодолевать большие расстояния, а благодаря небольшому весу экономит горючее на 22%. Самолет летает из Бангладеш в Европу без посадки и дозаправки.


Если есть лишних 275 миллионов долларов, то можно приобрести самолет, который перевозит главу Иордании. Это экономный самолет в плане расхода топлива, оснащенный по последнему слову техники, чтобы политический лидер чувствовал себя комфортно и находился в безопасности. Если это и не самый дорогой самолет, зато один из самых безопасных. Двигатели от Rolls-Royce легкие, но мощные, а сам самолет может преодолеть расстояние более 12 000 км.


Традиционно культура Японии основана на натуральности и простоте. Но то же самое нельзя с точностью отнести к Boeing 747-400, стоимость которого составляет 300 миллионов долларов. Он впечатляет во всех отношениях. Во-первых, скорость - 916 км/ч, самолет может без дозаправки преодолеть расстояние 12300 км. Во-вторых, он обладает первоклассными аэродинамическими характеристиками. Самолет управляется сразу двумя экипажами.


Президент Йемена летает самолетом Boeing 747SP, стоимость которого составляет 300 миллионов долларов. К сожалению, в 2015 году он был серьезно поврежден во время пожара в аэропорту, поэтому президент вынужден использовать для визитов самолеты других марок. В Йемене сегодня идет гражданская война. Из 45 самолетов в стране осталось 13, и власти всеми силами пытаются их спасти.


Стоимость самолета – 325 милионов долларов. Boeing 747-200B является потомком Boeing 747-100. Он тяжелее и мощнее. Самолет может преодолеть расстояние 12 000 км. Четыре двигателя позволяют самолету развить скорость 968 км/ч. Он используется президентом США для официальных визитов. Этот борт не только поражает своими техническими характеристиками, но и внутренним убранством.


СамолетAir Force One по своим характеристикам очень похож на самолет президента США, который носит прозвище «Судный день», но об этом самолете известно намного больше. Стоимость его – 325 миллионов долларов. На борту президент Обама провел многочисленные встречи и заседания. Почему бы и нет? Ведь интерьер самолета роскошный, на борту много помещений для работы и отдыха, оснащенные по последнему слову техники. Самолет способен без дозаправки пролететь 13 000 км, а на борт взять более 100 пассажиров.


Много критики получил в свой адрес президент Зимбабве Мугабе, когда приобрел самолет за 400 миллионов долларов. Полиции и Службе безопасности страны всегда приходится расчищать территорию от граждан перед посадкой или взлетом самолета, так как собираются толпы зевак. Он действительно красив: цветные полосы по бортам напоминают национальный флаг страны.


Самолет стоимостью 500 миллионов долларов, Airbus A380 приобретен принцем Саудовской Аравии. Он больше похож на летающую пятизвездочную гостиницу. На борту можно разместить 800 пассажиров. Кроме того, в коллекции принца такой самолет не один, а целых четыре. На борту есть все необходимое для уютной и роскошной жизни, включая сауну, спа салон, столовую, где могут пообедать 20 счастливчиков. Есть помещение, которое называют «Волшебный ковер» - эта комната поражает красотой и богатством всех.


Если вы король Абдула, то это ваш самолет, за который вы заплатили 520 миллионов долларов. Boeing 747 идеален во всем. На его борту есть даже настоящий фонтан. На оформление интерьера было истрачено 150 миллионов долларов. Прозвище самолета, «Летающий дворец», полностью соответствует действительности.


Стоимость реактивного пассажирского самолета по прозвищу Dreamliner 600 миллионов долларов. Это действительно самолет мечты! Это – самый дорогой борт в мире. Не только цена впечатляет, но и технические характеристики, интерьер и экстерьер самолета. Внешне он похож на гигантского змея, парящего в небе. Самолет развивает скорость до 1609 км/ч.
Есть удивительный шанс заглянуть внутрь Приглашаем на экскурсию.

История борта №1 насчитывает более семи десятилетий. Первый в России перелет главы государства выполнил Генералиссимус Советского Союза Иосиф Сталин. В далеком 1943 он вместе с Молотовым, Ворошиловым и Берией прибыли на Тегеранскую конференцию.

С тех пор многое изменилось. Начать хотя бы с того, что Сталин для перелета использовал оригинальный американский «Дуглас» С-47 . По одной из версий, тогда перелет выполнялся на лицензионной копии американца Ли-2 индивидуальной сборки.

Другой советский лидер Никита Хрущев в отличие от предшественника пользовался бортом №1 куда чаще. Для трансатлантического путешествия Генсек выбрал специальный Ту-114 (гражданская версия бомбардировщика Ту-95). С этим лайнером произошла курьезная ситуация. Американские трапы оказались недостаточно длинными, поэтому советской делегации пришлось спускаться при помощи лестницы пожарной машины.

На пути к совершенствованию самолета президента России

Леонид Брежнев отдал предпочтение стремительному Ил-62. Советские инженеры смогли сделать флагман гражданской авиации. Преемники Брежнева – Андропов и Горбачев использовали его для деловых поездок ради официальных визитов в другие страны.

К воздушному судну, который перевозит первых лиц государства, предъявляются особые требования в вопросах безопасности и надежности. Известно об одном неприятном инциденте, произошедшем с «брежневским» Ил-62. Пересекая воздушный коридор Алжира, лайнер попал под обстрел французских «Миражей». До сих пор осталось невыясненным – был ли огонь случайной ошибкой, провокацией или же попыткой диверсии.

Когда встал вопрос, каким будет первый самолет президента России, который тоже стал первым в истории страны, было решено сменить советский флагман Ил-62 на Ил-96. Он получил бортовой номер RA96012. О воздушном судне Бориса Ельцина до сих пор ходят легенды.

Некоторые утверждают: борт №1 президента России мог похвастаться дизайном интерьера работы Глазунова, увеличенной дальностью полета. Наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет ПЗРК, особой системой спасения первого лица государства при падении. Так это или нет, доподлинно не известно. Ряд источников, наоборот, утверждает, что Ельцин был далек от тяги к роскоши. Президентский лайнер не обладал красивым интерьером. «Дизайнерские недоработки были скрыты незатейливыми шторками, внутреннее пространство разделялось картонными перегородками».

К 2017 году в составе Специального летного отряда «Россия» находятся девять Ил-96-300 различных модификаций. Поэтому ответ на вопрос «На чем летает Путин» весьма прост. В парке главы государства имеется девять самолетов и два вертолета. Чаще всего президент РФ использует для многочисленных деловых поездок, участия в саммитах, форумах, официальных встречах флагман Ил-96-300ПУ (М) с номером R96016. Это модернизированная версия предшественника, на котором летал Ельцин. Впервые он поднялся на воздух в 2003 году. Впрочем, Путин может отдать предпочтение Ту-154М, Ту-134, Ил-62М и ЯК-40. Все перечисленные воздушные судна сопровождают главенствующий борт №1 президента России на случай форс-мажора. При возникновении экстренной ситуации Владимир Путин пересядет на другой, и благополучно доберется до места назначения. Кроме того, периодически президент пересаживается на другой самолет в связи с особенностями аэропорта и обстановки в пункте назначения.

Чем оснащен самолет Путина Ил-96

Борт, на котором президент Российской Федерации осуществляет рабочие поездки и наносит официальные визиты, имеет соответствующее оснащение. Оно позволит принять высокопоставленных и первых лиц других стран, защитить российского лидера от угроз, попыток диверсий.

Защита Ил-96 гарантируется с воздуха и с земли. В воздушном пространстве сопровождение самолета президента России обеспечивают опытные пилоты специального звена прикрытия. На земле трудится внушительное количество диспетчеров и техников, отвечающих за работу ряда устройств ПВО, которые контролируют моменты взлета и посадки – именно эти отрезки связаны с наибольшим риском.

Самолет Путина оснащен комплексом дополнительных мер безопасности. По заверениям ряда источников, у самолета президента России имеется собственное бортовое устройство ПВО, которое при помощи пуска антиракеты нейтрализует торпедированную ракету злоумышленников. Установлены специальные маскирующие покрытия, благодаря которому воздушное судно становится фактически неуязвимым для систем наведения ракеты и постановки помех. Что уж говорить о всевозможных средствах связи, в том числе и спутников. Такое обилие электронной начинки обусловлено необходимостью, а не прихотью.

Во время перелета для встречи с иностранными коллегами президент России работает. Под его контролем находится невообразимое множество задач, которые не терпят отлагательств. Поэтому самолет Путина должен быть не только надежно защищен от всевозможных угроз, но и представлять собой мобильный вариант рабочего кабинета. Под рукой у Владимира Путина есть все для управления страной: компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи.

То, какими техническими «примочками» может похвастать самолет президента России Путина внутри – заслуга сотрудников оборонного предприятия, расположенного в Омске. Они разработали и установили уникальную радиоэлектронную «начинку» авиалайнера, благодаря которой российский лидер транслирует зашифрованные специальным кодом сообщения с любой высоты в любую точку мира.

Внутреннее убранство борта №1 президента России

Помимо вопросов безопасности и технологического оснащения самолета Путина многих интересует интерьер авиалайнера. «Летающий рабочий кабинет» главы государства обязан быть комфортабельным, ведь должны быть созданы все условия для удобства работы, отдыха первого лица страны, приема высокопоставленных гостей.

По сведениям некоторых СМИ, на отделку внутреннего убранства ушло несколько миллионов рублей. Около 15 миллионов стоили деревянные покрытия из орехового шпона. Никаких золотых унитазов, к разочарованию любителей позлословить, на самолете Путина не установлено. Имеется мини-спортзал, комнаты для отдыха VIP-гостей, столовая, бар и душевые кабины. В целях безопасности оснащен всем необходимым медицинский блок для оказания экстренной медпомощи.

Над внутренней отделкой салона работали ювелиры из Златоуста. По неподтвержденным данным стены украшают гравюры на исторические темы от умельцев Павлово-Посадской швейной фабрики. За планировку, чтобы точно исключить «картонные перегородки», о которых сообщалось раньше, были ответственны работники Diamonite Aircraft Furnishings Ltd. Отмечается, что внутренний облик Ил-96-300 выполнен преимущественно в светлых тонах, при этом предпочтение отдавалось российскому триколору.

Самолет президента России выполнен в строгом, классическом стиле. Это разрешает без стеснения принять высокопоставленных гостей и создать для России соответствующий имидж. Некоторые главы государств слегка переусердствуют в желании продемонстрировать богатство и мощь страны. К примеру, у принца Саудовской Аравии Алвалида бин Талала бин Абдулазиз Аль-Сауда на личном трехэтажном Airbus A380 расположен внушительных размеров бассейн и зал с симфоническим оркестром, который скрашивает музыкальным сопровождением перелет королевской особы.

Технические характеристики и особенности борта №1

Россия относится к числу тех немногих стран, которые могут позволить себе самостоятельно полностью создать самолет для президента благодаря развитой авиапромышленности. Разработчиком лайнера является авиакомплекс имени Ильюшина. Модель Ил-96-300, которая стала базовой для борта №1, имеет взлетный вес 250 тонн, способен развивать скорость, превышающую 900 километров в час. Дальность беспосадочного полета превышает девять тысяч километров – но это показатель серийных образцов. Насколько долго способен продержаться без посадки в воздухе самолет Путина не известно. Информация засекречена в целях безопасности.

  • Размах крыла: 60,1 метр;
  • Площадь – 391,6 метров квадратных;
  • Длина самолета 55,35 метров;
  • Высота – 17,57 метров;
  • Диаметр фюзеляжа – 6,08 метров;
  • Длина пассажирской кабины — 41 метр;
  • Максимальная ширина – 5,7 метров;
  • Максимальная высота – 2,61 метр;
  • Объем – 350 кубических метров.

«…командующий ВВС Александр Новиков доложил, что к полету готовы два самолета. Первый поведет генерал-полковник Голованов, второй - полковник Грачев. Верховному предложили лететь с Головановым, но Сталин усмехнулся: «Генерал-полковники самолеты водят редко, полетим с полковником...» … Вместе они и прибыли в Тегеран - Сталин, Молотов, Ворошилов и мой отец» (из книги воспоминаний Серго Берия).


Визит Сталина на Тегеранскую конференцию в ноябре 1943 г. стал первым авиапутешествием Первого лица государства в отечественной истории. Подробности этого события достаточно скудны: известно лишь, что для полета был выбран оригинальный американский «Дуглас» С-47 (по другим данным – его лицензионная копия Ли-2 индивидуальной сборки). В полете «Борт №1» сопровождал эскорт из 27 истребителей ВВС РККА.

Никита Хрущев, наоборот, был заядлым авиапутешественником и регулярно пользовался самолетами во время своих мировых турне. Наибольшую известность приобрела история его визита в США (1959 год). Для трансатлантического путешествия Хрущев выбрал Ту-114, самый крупный турбовинтовой самолет в мире, он же - гражданская версия межконтинентального бомбардировщика Ту-95. Помимо Генсека, на борту авиалайнера находилась его семья и свита из 63 сопровождающих лиц. Не обошлось без конфуза – по прибытию на авиабазу Эндрюс выяснилось, что все американские трапы имеют недостаточную длину, чтобы дотянуться до двери высоченного ТУ-114. Советской делегации пришлось спускаться по лестнице пожарной машины.


Визит Н.С. Хрущева в США. Авиабаза Эндрюс под Вашингтоном

Любимым авиалайнером Леонида Брежнева был стремительный красавец Ил-62 – флагман гражданской авиации Советского Союза. Этим же самолетом летали преемники Брежнева – Юрий Андропов и Михаил Горбачев. За все время самолет ни разу не подвел своих VIP-пассажиров, всякий раз он уверенно отрывался от полосы и, спустя несколько часов, аккуратно приземлялся на другом конце Земли. Предельно надежная техника. Лишь однажды, находясь в воздушном пространстве Алжира, «брежневский» Ил-62 попал под обстрел французских «Миражей». К счастью, все обошлось (до сих пор доподлинно неизвестно, что это было – ошибка, провокация или попытка диверсии).

Первый Президент Российской Федерации пожелал сменить пожилой Ил-62 на более современный широкофюзеляжный лайнер Ил-96 (специальная модификация Ил-96-300ПУ – «пункт управления»). До сих пор об этом самолете (бортовой номер RA96012) ходят легенды: эксклюзивный дизайн интерьеров от Ильи Глазунова, покраска в Голландии, внутренняя отделка в Швейцарии, бронестекла и электронные замки кают, ценные породы дерева, инкрустация драгоценными камнями, гобелены и раритетные произведения искусства. Наконец, системы связи и дистанционного управления РВСН в случае начала конфликта с применением ядерного – наличие спецоборудования выдаёт характерный плексигласовый «желоб» на фюзеляже самолета. Кроме того, «ельцинский» Ил-96-300ПУ отличался от гражданских версий «девяносто шестых» увеличенной дальностью полета и, по неофициальным данным, наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет ПЗРК, а также системой спасения Первого лица из падающего самолета (парашюты или катапультируемая капсула – тут уже неистощимая народная фантазия уходит в бесконечность).


Тот самый, RA96012


Если не принимать во внимание различные домыслы сомнительно качества и адекватности, то Ил-96 - просто изящный самолет с благородными линиями и гармоничным обликом, обладающий, к тому же, отменной надежностью – за все 20 лет эксплуатации самолетов этого типа, не было отмечено ни одной крупной аварии, повлекшей за собой гибель людей. Согласитесь, звучит впечатляюще на фоне непрекращающихся сообщений о катастрофах «Боингов» и «Эйрбасов»! Высокая безопасность Ил-96 отчасти объясняется теорией вероятностей (всего порядка 30 построенных машин) и специфическими эксплуатантами – качество обслуживания самолетов в летном отряде Управления делами Президента наверняка выше, чем у любой частной авиакомпании.

В настоящий момент в составе Специального летного отряда «Россия» находятся четыре Ил-96-300 различных модификаций. Флагманом является Ил-96-300ПУ(М), бортовой номер R96016 – модернизированный вариант «ельцинского» Ил-96-300ПУ, впервые поднявшийся в воздух в 2003 году. Настоящий «Летающий Кремль» с рабочим кабинетом Президента, комнатами для совещаний, конференц-залом и салоном «люкс» для сопровождающих лиц и гостей на борту самолета. Под рукой у Первого лица государства находится всё необходимое для управления огромной страной: компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи. Уникальная радиоэлектронная «начинка» авиалайнера, разработанная на одном из оборонных предприятий г. Омска, позволяет транслировать сообщения, зашифрованные специальным кодом, с любой высоты в любую точку мира.


Из других особенностей супер-самолета – на борту имеется мини-спортзал, комнаты отдыха для VIP-гостей, столовая, бар, душевые кабины и даже медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи. Во избежание повторения инцидента 1959 г., когда Никите Хрущеву пришлось спускаться по лестнице пожарного автомобиля, на новом российском самолете имеется встроенный нижний трап. Кроме того, «путинский» самолет оборудован модернизированными двигателями ПС-90А.
Ил-96-300ПУ(М) строился по специальному заказу в г. Воронеже, над внутренней отделкой работали лучшие ювелиры из Златоуста, салон украшают гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павлово-Посадской шелковой фабрики. Планировкой помещений и техническим обустройством самолета занимались специалисты из Diamonite Aircraft Furnishings Ltd. Салон выполнен в преимущественно светлых тонах, предпочтение отдано цветам российского флага.

Несмотря на звучащие порой возмущения по поводу богатого убранства салона Ил-96-300ПУ(М), следует заметить, что это не просто самолет для личного пользования. На борту Ил-96-300ПУ(М) регулярно присутствуют зарубежные гости, дипломатические миссии и представители СМИ. Самолет Президента – это особый символ, создающий имидж нашей страны в глазах иностранцев.
К разочарованию злопыхателей, здесь нет никаких «золотых унитазов», интерьеры Флагмана выдержаны в «державном» стиле с намеком на Имперские амбиции России. Благородно, красиво и качественно, без лишней «мишуры» и прочих вульгарных элементов кричащей роскоши.

Одним словом, президентский "Ил" - комфортабельный летающий офис для деловых поездок по всему миру - ничего похожего на «дорогую игрушку» саудовского Принца Алвалида бин Талал бин Абдулазиз Аль-Сауда, который повелел разместить на борту личного трехэтажного «Эйрбас» А380 огромный бассейн и концертный зал с симфоническим оркестром!
Высокая стоимость «правительственного Ила» в большей степени обусловлена установленным на борту комплексом секретного радиоэлектронного оборудования и особыми мерами, связанные с обеспечением безопасности полета правительственного "борта".

В декабре 2012 года воздушный флот Специального летного отряда «Россия» пополнился еще одним Ил-96-300 (бортовой номер RA96020), пришедшем на замену своим предшественникам. В конце нынешнего 2013 года Управление делами Президента получит второй заказанный «Ил» (бортовой номер RA96021).

Специальные правительственные самолеты существуют во всех стран мира. Президент США летает на комфортабельном бело-голубом Боинг-747 «Air Force One». Канцлер Германии – на европейском авиалайнере «Эйрбас» А340 с личным именем «Конрад Аденауэр». Президент Украины для своих визитов пользуется небольшим самолетом бизнес-класса Ан-74. Однако, большинство сильных мира сего, вынуждено передвигаться на зарубежной авиатехнике. Лишь считанные единицы стран обладают развитой авиапромышленностью, способной самостоятельно создать самолет для Первых лиц своего государства. Здесь можно с гордостью констатировать, что Высшие должностые лица России продолжают летать на отечественной авиатехнике.

Дальнемагистральный пассажирский самолет Ил - 96-300.

Размеры
Размах крыла: 60,1 м; длина самолета 55,35 м; высота самолета 17,57 м; площадь крыла 391,6 м2; угол стреловидности по линии 1/4 хорд - 30 градусов; диаметр фюзеляжа 6,08 м;

Размеры пассажирской кабины
Длина 41 м;
максимальная ширина 5,7 м;
максимальная высота 2,61 м;
объем 350 куб.м.

Двигатели
ТРДД Пермского моторостроительного КБ ПС-90А с реверсивными устройствами(4х156,9 кН, 4х16000 кгс)

Массы и нагрузки
Максимальная взлетная масса - 230 т; максимальная посадочная масса - 175 т; масса пустого снаряженного - 119 т; максимальная масса без топлива - 157 т; максимальная коммерческая нагрузка - 40 т, максимальный запас топлива - 122 т (150400л).

Летные данные
Крейсерская скорость на высоте 10100 м - 850-900 км/ч; скорость захода на посадку - 260-270 км/ч; дистанция сбалансированного взлета - 2600 м, потребная посадочная дистанция - 1980 м; практическая дальность полета с резервом топлива: с максимальной коммерческой нагрузкой 7500 км, с коммерческой нагрузкой 30 т - 9000 км; с коммерческой нагрузкой 15 т - 11000 км.

Конструктивные особенности и технико-экономические характеристики
Крыло со сверхкритическим профилем и концевыми аэродинамическими поверхностями. Расчетный ресурс 60 000 летных часов (12 000 посадок в течение 20-летнего срока службы), трудоемкость техобслуживания 11 человеко-часов на 1 час полета, время подготовки к повторному вылету 45 мин. Расход топлива на пассажиро-километр находится в пределах 23 г.

Оборудование
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает эксплуатацию самолета по минимуму категории IIIА ИКАО. Используется встроенная аналоговая электродистанционная система управления полетом и система оптимизации режимов полета, встроенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации и радионавигационной системы "Омега", электронная система отображения информации с шестью индикаторами на ЭЛТ и ИЛС. Имеется аппаратура встроенного контроля, автоматическая система отображения информации о центровке самолета.

Производство и выпуск
Выпускается серийно с 1992 года.

Состояние программы
Сертификация самолета по российским нормам была завершена к концу 1992 года. К настоящему моменту Ил-96 соответствует второй категории ИКАО, т.е. может совершать взлет и посадку при самой минимальной видимости.

Разработчик
Авиакомплекс им. С. В. Ильюшина.

Но что для обычного человека лишь средство передвижения, то для президента кабинет, дом, бомбоубежище и даже мобильный госпиталь. “Умный журнал” приглашает прогуляться по личным самолетам лидеров разных стран.

Дэвид Кэмерон и его “Борт аскетизма”

Собственный самолет для служебных перелетов появился у премьер-министра Великобритании совсем недавно. Для этих целей был переоборудован борт Airbus A330 с возможностью дозаправки в воздухе.

Новый борт, который также доступен для рабочих перелетов старших министров и членов королевской семьи, стоил британским налогоплательщикам 10 миллионов фунтов (более 831 миллиона рублей). Правительство настаивает, что использование отдельного самолета позволит сэкономить более 700 тысяч фунтов в год (58 миллионов рублей) на чартерных авиарейсах. Премьер-министр уверяет, что оснащение самолета проводилось в условиях жесткой экономии с использованием наиболее “скромных” отделочных материалов. Пользователи Сети уже предложили назвать “Борт номер один” “Бортом аскетизма”. В передней части самолета находится VIP секция с двумя креслами. Секция оборудована шторками, позволяющими закрыться и провести полет в тишине.

В центральной части находится 58 мест бизнес-класса для перевозки больших делегаций, путешествующих вместе с руководством.

Прежде для служебных перелетов правительство арендовало самолеты чартерных компаний. Несколько раз Дэвид Кэмерон пользовался услугами лоукостеров — авиаперевозчиков, берущих за свои услуги сниженную цену, взамен на отказ от некоторых привычных услуг: предварительного бронирования мест, отсутствия развлекательных видеопанелей и т.д. Так, летом 2015 года политик вместе с телохранителями был замечен в самолете эконом-класса, направляющимся в Португалию, где премьер планировал провести отпуск с женой и детьми. Кэмерон попал в объектив камеры 16-летней школьницы, которая делала селфи. Девушка также отметила, что во время перелета политик с аппетитом уплетал чипсы с паприкой.

Что ж, теперь британский премьер-министр может спокойно наслаждаться чипсами за закрытой шторой правительственного лайнера.

Барак Обама и его “Самолет апокалипсиса”

Термин “Борт номер один” (“Air Force One”) был придуман именно в США при администрации 34-го президента Дуайта Эйзенхауэра. Позывной используется в качестве обозначения летательного аппарата, на борту которого находится президент. В дальнейшем термин стал применяться и в других странах тоже. Два президентских самолета модели Boeing VC-25 — военная модификация лайнера Boeing 747 введены в эксплуатацию в 1990 году во времена президента Джорджа Буша-старшего. Стоимость каждого из них составляет 325 миллионов долларов (20,7 миллиардов рублей). Обычно президентскому рейсу предшествует конвой транспортных самолетов, несущих кортеж автомобилей, вертолетов и другого необходимого оборудования. Барак Обама стал четвертым по счету главой государства, использующим этот лайнер в качестве “Борта номер один”.

Интерьер был оформлен в 1987 году по проекту Нэнси Рейган — жены тогдашнего 40-го президента США Рональда Рейгана. По замыслу обстановка должна была соответствовать стилю, типичному для юго-западных штатов. Кроме того, на борту предполагалось установить дополнительную защиту от электромагнитного импульса. Проект оказался настолько трудоемким, что самолет был введен в эксплуатацию лишь при 41-м президенте США Джордже Буше-старшем, а не при 40-м, как было запланировано изначально.

Место для президента расположено в центральной части самолета, оно включает спальню с двумя диванами, которые раскладываются в кровать, туалет, душ и личный кабинет. Кресла для журналистов расположены ближе к хвостовой части, они соответствуют уровню первого класса.

Пищу можно приготовить на двух кухнях, которые позволяют накормить до 100 человек за один раз. На борту VC-25 всегда имеется операционный стол, запас необходимых медикаментов и, конечно, медицинский персонал. Салон разделен на гостевые места, места для старшего обслуживающего персонала, секретной службы, охраны и представителей СМИ.

VC-25 разрабатывался как один из “Самолетов судного дня”: в случае уничтожения всех наземных командных пунктов управления, Борт номер один должен будет их заменить, став генеральным штабом президента, министра обороны и других членов военного руководства.

Самолет способен преодолевать без дозаправки расстояние, равное примерно ⅓ длины Экватора. Это позволяет американскому лидеру совершать перелеты из Вашингтона практически в любую точку мира, не беспокоясь о количестве топлива.

Шесть летающих дворцов Владимира Путина

Перевозку воздушным авиатранспортом всех должностных лиц РФ обеспечивает Специальный летный отряд “Россия”. На сегодняшний день количество воздушных судов, перевозящих главу российского государства и главных министров, равняется шести. Планируется, что к 2018 году их количество увеличится еще на два.

С 1996 года основным президентским самолетом является Ил-96-300ПУ - модифицированный вариант пассажирского Ил-96. Две буквы в аббревиатуре означают “пункт управления”. Аппарат оснащен оборудованием, позволяющим управлять вооруженными силами в случае ядерного конфликта и имеет увеличенную дальность без дозаправки. Первый самолет подобной модификации использовался тогдашним главой государства Борисом Ельциным с 1996 года. На этом же аппарате некоторое время пришлось полетать и президенту Путину.

Ил-96-300ПУ образца 1996 года:




Новый самолет для Владимира Путина был построен в 2003 году. На борту имелось три бара, комната отдыха с двумя кроватями и рабочий кабинет площадью 10 квадратных метров. В 2010 году Дмитрий Медведев, который на тот момент занимал президентский пост, заявил о своем намерении расширить авиапарк еще на два аналогичных аппарата Ил-96-300ПУ, но оба они были переданы в пользование уже после окончания его срока — в 2012 и 2014 году. 25 апреля 2013 года было решено расширить авиапарк еще на один Ил-96-300ПУ стоимостью 5,2 миллиардов рублей и один Ил-96-300 модификации “Салон” для транспортировки крупных делегаций. До конца 2018 года планируется пополнить летный отряд еще двумя машинами модели Ил-96-300ПУ. Стоимость каждого лайнера составит около 5 миллиардов рублей. От обычных рейсовых самолетов эти машины отличаются дорогой отделкой и усовершенствованной аппаратурой связи, позволяющей вести конфиденциальные переговоры и при необходимости управлять ядерными силами страны.

Интерьер одного из новых президентских самолетов:






Вот как выглядела обстановка президентского Ил-96-300ПУ в 2013 году:

На фото Владимир Путин во время встречи на борту президентского самолета с семьей младшего сержанта Баира Банзаракцаева, погибшего при ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке. Фото РИА Новости.

Владимир Путин и сын Баира Банзаракцаева Галсан играют на борту президентского самолета. Фото РИА Новости .

Франсуа Олланд и самолет имени чужой жены

С ноября 2010 года французский президентский флот получил в пользование самолет Airbus A330-200, потратив на это обновление около 176 миллионов евро (12,5 миллиардов рублей).

На борту имеется частное пространство для отдыха, кровать, гардеробная и санузел, офис, кухня, звукоизоляционная переговорная на 12 человек, оборудование, позволяющее передавать зашифрованные секретные сообщения, мини-операционная, пространство для журналистов и бизнес-экспертов. Также оборудование позволяет перевозить освобожденных заложников, в том числе раненных.

С 2002 по 2010 год в качестве главных самолетов президентской республики использовались два аппарата Airbus A319. 25 марта 2009 года тогдашний президент Николя Саркози вместе с четырьмя министрами собирались совершить перелет в Африку, но когда самолет выруливал на взлетную полосу, у него сломался один из двигателей. Президенту и сопровождающим пришлось ждать целый час, пока им не предоставили другой борт.

Вскоре после инцидента было принято заменить главный борт президента Франции. После покупки нового самолета правительство решило продать оба старых А319. Первый приобрело правительство Сенегала за 32 миллиона евро (2,2 миллиарда рублей), а второй - сингапурская компания Genting Singapore PLC. Французский президентский флот также включает в себя два самолета Falcon 7Х, купленных в 2009 и 2010 годах. Он подходит как для близких, так и для дальних расстояний. Самолет вмещает 16 человек и хорошо подходит для тех случаев, когда взлетная полоса слишком коротка, чтобы вместить большой Airbus A330. Во время президентского срока Николя Саркози один из двух правительственных аппаратов Falcon 7Х получил имя “Карла Один” в честь его супруги Карлы Бруни и “Борта номер один”.

Ангела Меркель и ее “игрушечный” самолет

До 2011 года руководство Германии использовало для рабочих перелетов Airbus A310, доставшийся ему в наследство от ГДР. 30 марта 2011 года авиакомпания Lufthansa передала в ведомство канцлера лайнер Airbus A340, который в течение 10 лет возил пассажиров. Он и стал основным самолетом канцлера и правительства. Борт получил имя первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра и был переоборудован под правительственные нужды. Всего главный самолет Германии способен вместить 143 пассажира. Это в два раза больше, чем помещается в Boeing 747, который использует Барак Обама, хотя они примерно равны по размеру.

На борту имеются апартаменты для первого лица: спальня, душ, рабочий кабинет, конференц-зал на 12 персон, звукоизолированное помещение для конфиденциальных разговоров. Для сопровождающей делегации предусмотрено 116 посадочных мест. Кроме того, подчеркивается, что оборудование рассчитано на перевозку людей с ограниченными возможностями и транспортировку больных и раненых. Система безопасности включает систему “свой-чужой” и противоракетную защиту. Лайнер способен без дозаправки совершать перелеты в 13500 километров, позволяя немецкому лидеру без посадок добираться из Берлина в Пекин, Вашингтон и даже Рио-де-Жанейро.

Вскоре после “Конрада Аденауэра” правительство получило в распоряжение второй аналогичный самолет по имени бывшего президента ФРГ Теодора Хойса.

Салон самолета Bombardier Global 5000

Для внутренних перелетов канцлер и члены другие руководства используют два самолета Airbus 319, пополнивших немецкий правительственный авиапарк в 2010 году. Каждый из них рассчитан на 44 пассажира. Для перелетов на близкие расстояния у немецких политиков есть четыре небольших лайнера Global 5000 канадской фирмы Bombardier (произносится как Бомбардье́), вмещающих всего 13 пассажиров и способных преодолевать без посадок около 8900 километров.

В связи с “компактностью” этого летательного аппарата произошла довольно забавная история. В июне 2016 года в Сети появилась фотография Bombardier Global 5000 Меркель и Falcon 7X Франсуа Олланда рядом с Boeing 747-400 британской рок-группы Iron Maiden. Фото было сделано в аэропорту Цюриха. На фоне огромного “Боинга” самолетики Меркель и Олланда выглядели смешными и игрушечными.

Группа Iron Maiden прибыла в Швейцарию с концертом, а Меркель и Олланд прилетели для участия в открытии железнодорожного туннеля. “Уважаемые пассажиры, наш вылет задерживается на несколько минут, так как самолет Ангелы Меркель застрял в одном из наших двигателей”, — язвили пользователи в комментариях.

Совершает международные визиты и отправляется в поездки по стране. Сам вид этого летательного аппарата должен внушать уважение к России, символизируя ее технический уровень, экономическую мощь и гигантские размеры. Когда заходит на посадку или взлетает борт номер 1 Путина, президента нашей страны, эмоции всех, кто наблюдает это зрелище, соответствуют этому важному моменту. Это наш самолет, он принадлежит всему народу, в него вложен труд многих коллективов, а построен он на деньги налогоплательщиков. Люди имеют право знать о том, что у него внутри, насколько он надежен и удобен, каким образом глава государства может выполнять свои обязанности во время дальних перелетов.

Сталинский спецавиаотряд

Путешествовать на самолетах глава государства теоретически мог уже в тридцатые годы, когда надежность аэропланов достигла должного уровня. Так и было, хотя И. В. Сталин, несмотря на свое пристрастие к авиации, предпочитал все же наземный транспорт. В военном 1943 году он прибыл на по воздуху из Баку, на американском «Дугласе» Си-47. В то время в СССР уже было налажено производство лицензионных транспортных самолетов этого типа (Ли-2 или ПС-84), но в США усовершенствовали некоторые узлы, поэтому выбран был C-47 из числа поставляемых по договору ленд-лиза. Особое военное подразделение для правительственных перевозок было образовано через два дня после начала войны (МАГОН), но пользовались этой авиагруппой особого назначения другие члены высшего руководства и военачальники. Других случаев сталинских полетов, кроме рейса в Тегеран и обратно, история не сохранила. Скорее всего, их не было.

От Хрущева до Ельцина

Другое дело - Н. С. Хрущев. Став Первым секретарем он оценил авиационное правительственное наследство, состоявшее из обычных пассажирских и других скромных двухмоторных самолетов и нашел его слишком скромным. В 1956 году был создан особый авиаотряд (АОН), в распоряжение которого тут же поступили новейшие Ил-18, Ту-104 и громадные Ту-114. В общем-то, представительские функции, возложенные на эту технику и обслуживающий ее персонал, вполне соответствовали тогдашней мировой практике, и самому главному начальнику Советского Союза действительно требовались такие машины, чтобы не выглядеть среди мировых лидеров «бедным родственником». В брежневские времена эта традиция была продолжена, символом могущества СССР стал великолепный лайнер Ил-62. Первый борт номер 1 Путина, Ил-96, достался ему от Ельцина. Самолет неоднократно переделывали, меняли интерьер и оборудование и, в конце концов, заказали четыре новые машины.

«Россия», Государственная транспортная компания

В. В. Путин часто наносит визиты. Он проводит в воздухе вчетверо больше времени, чем его предшественник на президентском посту Б. Н. Ельцин. Во время полета ему также приходится исполнять нелегкие обязанности главы государства. То в Пекине, то в Париже, то в Рио-де-Жанейро совершает посадку борт номер 1 Путина. Фото, сделанные корреспондентами мировых СМИ, краем захватывают белоснежный самолет, на котором прилетел президент. Кажется, что он всегда один и тот же, но это не так. На самом деле их в настоящее время четыре, а вскоре будет пять, и это только однотипных. Государственная транспортная компания «Россия» обладает парком более чем из Среди них по паре Илов-62, Ту-134, Яков-40 и вертолетов Ми-8. Все они снабжены комплексом необходимого для управления страной оборудования. Но самый главный борт номер 1 Путина, фото которого чаще всего попадает на страницы печатных и интернет-изданий - это, конечно же, Ил-96-300ПУ, летающий пункт управления или «воздушный Кремль».

Наш самолет для нашего президента

Выбор марки и типа воздушного судна особой проблемы не представлял. Из всех пассажирских лайнеров еще во времена Ельцина был выбран самый большой, красивый, надежный, стабильный в воздухе и удобный Ил-96. Он и сегодня - борт номер 1 Путина. Какой самолет мог бы лучше выполнить эту функцию?

Мысль о том, чтобы Федерации летал на иностранном самолете, возможно, и приходила в голову некоторым сторонникам «западных ценностей» в период большой дружбы с США, но купить представительский "Боинг" в ельцинские времена все же не решились. Экономические трудности девяностых годов - общеизвестный исторический факт, кроме того, широкофюзеляжный отечественный лайнер оказался достаточно хорошим. Таким он остается и по сей день, борт номер 1 Путина. Модель Ил-96-300, ставшая базовой, имеет взлетный вес до 250 тонн, может развивать скорость свыше 900 км/ч, а что касается дальности беспосадочного перелета, то о ней известно, что она превышает 9 тысяч километров (показатель для серийных образцов), но насколько именно, пока держится в секрете. Все узлы и детали в этом самолете российского производства, в том числе и двигатели ПС-90А, возможно, не столь экономичные, как изделия фирм Pratt & Whitney или Rolls Royce, но зато надежные. К тому же собирались моторы с особой тщательностью. Стоимость обычного экземпляра колеблется вокруг эквивалента 60 миллионов долларов США. Каждый президентский борт номер 1 «Россия» обошелся казне в разы дороже.

Ельцинский борт № 1

Впервые вопрос оформления интерьера был поднят администрацией Президента Б. Н. Ельцина после избрания его на высокий пост. До этого вкусы руководителей государства были относительно невзыскательными, например, Л. И. Брежнев любил в полете поиграть в домино, из-за чего полированный стол приходилось часто ремонтировать (но не менять). Самолет Горбачева тоже новым демократическим ельцинским соратникам не понравился, как и обстановка внутри нового Ил-96, а потому интерьер был заказан в Швейцарии (Jet Aviation AG). Немало заработала и фирма-подрядчик Mercata Trading, ставшая посредником в этой сделке. Иностранные дизайнеры основывали свою разработку на эскизах Глазунова (не Ильи, а его сына, Ивана). Внутри российский борт номер 1 того времени был образцом роскоши и комфорта. В нем появились спальни (две), конференц-зал (на 12 персон), удобные сиденья для свиты и кабинки для душа. Но главным было другое новшество: в самолете располагался целый мобильный медицинский центр, в котором появилась возможность осуществлять контроль над здоровьем Президента, а оно оставляло желать лучшего. В Хельсинки к «другу Биллу» в марте 1997 года Ельцина доставил уже новый борт № 1.

Потребность в новой машине

С точки зрения государственной безопасности заказ правительственного объекта за рубежом представляется довольно авантюрным делом. На памяти у многих участников событий случай, произошедший во время пожара в посольстве США (1991), когда в течение короткого времени и в сложных условиях советские разведчики успели установить множество «жучков». А в случае с самолетом, который в течение года стоял в Швейцарии (стране, конечно же, нейтральной, но и для шпионов довольно привлекательной), не воспользоваться случаем установить любые подслушивающие устройства могли только очень ленивые сотрудники иностранных спецслужб. К тому же особенности местного налогообложения и оплаты труда предполагали очень высокую стоимость работ. На момент избрания нового Президента такой самолет в ГТК был всего один, а в качестве дублирующего использовался старый Ил-62, на котором летал еще М. С. Горбачев. Было совершенно ясно, что следующий борт номер 1 (Путина) должен полностью строиться и комплектоваться в России. Так надежнее, к тому же начинка (главным образом электронная) требовалась совершенно новая, обусловленная высокой мобильностью нового руководителя страны.

Английский дизайн в русском исполнении

К сожалению, дизайн не наш «конек», по крайней мере пока. Поэтому без иностранной помощи в этой области россияне не посчитали нужным обходиться и в этот раз. Однако в контракте была весьма существенная оговорка: все работы фирма Dimonite Aircraft Furnishings Ltd производит на территории РФ, выполняются они нашими специалистами и преимущественно из отечественных материалов. Таким образом, решались сразу две задачи. Во-первых, гарантировалось соответствие интерьера самым высоким мировым эргономическим стандартам. Во-вторых, участие в этом проекте предоставляло российским дизайнерам возможность очень многому научиться, чтобы в дальнейшем можно было обходиться без иностранной помощи. Борт номер 1 Путина должен был стать образцом идеального сочетания высокой функциональности, удобства, комфорта и отличного дизайна, граничащего с роскошью, достойной главы великой страны, но не переходящей границ хорошего вкуса.

Режим секретности

Для того чтобы оценить информационные возможности воздушной ставки Президента, следует понимать, что представляет собой его наземная резиденция. Из Кремля глава государства имеет возможность управлять всей страной в мирное время, а в случае вооруженного конфликта он, являясь Верховным Главнокомандующим, должен осуществлять руководство войсками, в частности отдавать приказ (при необходимости) о применении тактического или стратегического ядерного оружия. Нет никаких сомнений в том, что каналы связи, предназначенные для передачи подобных распоряжений, имеют многократное дублирование и чрезвычайную надежность. На земле наладить такую систему тоже очень непросто, но во время полета задача значительно усложняется. В основном тайны борта номер 1 касаются именно этого технического вопроса. Да и самая обычная связь тоже максимально засекречена. Любое слово Президента, сказанное в разговоре с Министром обороны или руководителем регионального уровня, относится к информации особой важности, не подлежащей несанкционированному разглашению. Это же касается и электронной переписки.

Бесперебойное функционирование коммуникаций обеспечивает, как правило, еще один самолет, следующий тем же курсом, что и борт номер 1 Путина. Сопровождение осуществляет летающий ретранслятор.

Вся электронная аппаратура и средства спецсвязи, находящиеся на борту президентского самолета и в распоряжении наземных особых коммуникационных служб, изготовлены в России (по всей видимости, в городе Омске) и имеют уникальные алгоритмы шифрации и дешифрации. Подключиться к ним кому-либо постороннему невозможно.

Безопасность

Ил-96 по своей сути - обычный гражданский авиалайнер. Рядовые граждане могут задаваться вопросом о том, насколько безопасен в сегодняшнее непростое время борт номер 1 Путина. Защита есть, но ее детали и механизмы реализации, конечно же, держатся в строгой секретности.

Служба безопасности Президента вполне отдает себе отчет в том, что лицо № 1 в государстве может стать объектом покушения не только на земле, но и во время авиаперелетов. Ни разу не сообщалось о том, что во время рейса борт номер 1 Путина сопровождают истребители, но, вполне возможно, что они присутствуют в воздушном пространстве. Вместе с тем наличие такого эскорта за рубежом представляется проблематичным по причине многих юридических норм, регламентирующих движение самолетов, а над своей страной Президент не опасается атак вражеских перехватчиков. Что касается возможности поражения «летающего Кремля» ракетой «земля-воздух», то и против такой угрозы есть средства, но они держатся по понятным причинам в тайне. Можно предположить, что только постановкой радиоэлектронных помех они не ограничиваются.

Персонал

То, что в коллектив Государственной транспортной компании «Россия» нанимают людей особых, даже обсуждению не подлежит. Профессиональные качества пилотов, техников и бортпроводников должны соответствовать важности их трудовых обязанностей. Для каждой из машин подобраны два экипажа, работающие посменно, плюс один командир, несущий главное бремя ответственности. Известно, что заслуженный пилот С. Анциферов пилотирует борт номер 1 Путина. Сопровождение в полете осуществляют десять бортпроводников, половину которых составляют женщины. В структуре ГТК нет как такового отдела кадров, на работу принимает мандатная комиссия. Учитывается не только профессионализм, но и такие важные личные качества, как уровень интеллекта, смелость и патриотизм (это уже забота Федеральной Службы Охраны). Нанятого работника не сразу допускают на спецсамолеты, существует определенный Что касается оплаты, то ее размер не разглашается, остается лишь догадываться, что она вполне достойная.

Золотая сантехника?

Подробное описание президентского самолета доступно широкой общественности и широко обсуждается. Как и всякий момент быта знаменитых людей, интерьер салонов получил не только одобрительные отзывы. И рядовые обыватели, и лидеры оппозиции (не отличающиеся, кстати, особой аскетичностью) упорно муссируют слухи о том, в какую сумму обошелся казне борт номер 1 «Россия». Фото сантехники и даже ножек столов, покрытых желтым металлом, безапелляционно объявляются доказательством того, что они золотые (называлась даже цена унитаза - 75 тыс. долларов). Так ли это на самом деле, или использовался нитрид титана, достоверно неизвестно, а задавать такие вопросы по меньшей мере неэтично. Если, к примеру, у дамы спросить, настоящие ли бриллианты ее украшают или бижутерия, то она может и обидеться. Интерьеру дизайнеры стремились придать максимально роскошный вид, а уж какими средствами они обошлись, может остаться тайной. Известно лишь, что самолет обошелся немногим дороже ельцинского. И это при том, что аппаратуры на нем намного больше, и она действительно недешевая.