Чистопрудный бульвар д. Чистопрудный бульвар (проезд чистопрудного бульвара)

Чистопрудный бульвар

Бульвар получил свое название по находящемуся на нем Чистому пруду. Из бульваров, устроенных на месте стен бывшего Белого города и составляющих зеленое ожерелье вокруг древнейшей части Москвы, Чистопрудный бульвар является наиболее привлекательным: летом - густой тенью своих аллей, зимой - катком на его пруду.

Бульвар был устроен в первой половине XIX века, но местность, занимаемая им, известна с XVI века, когда неподалеку находился «Животинный двор» - рынок, на который пригоняли для продажи коров, овец и свиней. В XVII веке возле этого рынка стояли «Государев боевой двор» и «Государев мытный двор». На первом били скот на мясо, на втором - взимали пошлину с пригоняемого на рынок скота. Пробыл тут рынок долго, и только в 1723 году его перевели в Замоскворечье, к Калужским воротам. Жившие слободой на Мясницкой улице мясники торговали мясом в лавках у Мясницких ворот. Они покупали скот на Животинном дворе и, не желая платить за убой на государственном боевом дворе, сами убивали его у своих лавок, разделывали на мясо, а отходы выбрасывали в находившиеся вблизи пруды, отчего они в то время не без основания назывались «Погаными»: смрад и вонь от них, особенно летом, заражали всю окрестность.

Кости от рогатого скота и свиней выбрасывались в «нейтральную зону» - на межу со Сретенской слободой, где ныне проходит Костянский переулок.

А. Д. Меншиков, любимец Петра I, приобрел в 1699 году возле Мясницких ворот большое владение, занимаемое ныне Почтамтом, построил в нем каменные палаты, великолепную церковь, известную под именем «Меншиковой башни», развел сады с оранжереями и приказал очистить пруды. С тех пор они и стали называться «Чистыми прудами».

В 1710 году мясные лавки были удалены от Мясницких ворот за Земляной город (кольцо Садовых улиц). На их месте появились фартина (кабак), харчевни, лавки и дворы торговых людей. Дальше, между Лобковским переулком и Покровскими воротами, располагались Лесные ряды, в которых продавали разные строительные материалы: лес, кирпич, известь и т. п. Из-за рядов в это время вытекал ручей Рачка, проходивший мимо Покровских ворот и далее по современным Колпачному, Большому Ивановскому и другим переулкам; ручей впадал в Москву-реку около бывшего Воспитательного дома.

Перед тем как был устроен Чистопрудный бульвар, на его концах построили двухэтажные дома «одинаковой фасады» для размещения в них гостиниц. Один из этих домов, впоследствии перестроенный, до сих пор стоит у Покровских ворот. Другой снесли в 1934 году и на его месте построили вестибюль станции метро «Чистые пруды».

В конце XVIII века Лесные ряды перенесли за Красные ворота, но на месте стены Белого города были еще ямы и стояли штабели выбранного при ее разборке кирпича. Этот пейзаж мог наблюдать двухлетний А. С. Пушкин, проживавший в 1801 году в современном доме № 7 по Чистопрудному бульвару (№ 2 по Большому Харитоньевскому переулку), когда няня выводила его гулять на улицу (старый этот дом не сохранился).

1 марта 1831 года Пушкин с женой, вскоре после свадьбы, был здесь, на Чистых прудах, в современном доме № 12 у Пашковых и участвовал в санном катании, устроенном хозяевами. В тех самых санях, где сидели Пушкины, находились 12 человек, в том числе хозяева Пашковы и молоденькая племянница хозяина Е. П. Сушкова, впоследствии известная поэтесса графиня Ростопчина. Дело было на Масленицу.

В доме № 9 по Чистопрудному бульвару, который в пушкинское время принадлежал генеральше Яковлевой, жил с сентября 1826 года по май 1827 года польский поэт Адам Мицкевич, у которого, возможно, бывал и Пушкин. Дом не сохранился.

В 1849–1854 годах на протяжении 377 саженей от Мясницких до Покровских ворот по сторонам бульвара стояли по правой, четной, стороне 8 дворов, из которых каждый в среднем имел площадь 2172 квадратных сажени, или около одного гектара. По левой же, нечетной, стороне на то же расстояние приходилось 17 дворов со средней площадью в каждом - 541 квадратная сажень, или около 0,25 гектара.

Дворы по четной стороне принадлежали в то время Почтамту, IV округу путей сообщения, Казенной запасной аптеке, Приказу общественного призрения, церкви Троицы на Грязях, двум полковникам и одному купцу. Из 17 дворов по нечетной стороне 9 принадлежали мелким дворянам и чиновникам, 7 - купцам и только один - княгине.

Различалась и застройка бульвара по той и другой его стороне. По четной - стояли большие двухэтажные каменные дома с обширными дворами и садами. По нечетной же стороне - одноэтажные деревянные с маленькими дворами и без садов.

Дом, где жил А. С. Пушкин в детстве, находился на левой, нечетной, стороне бульвара.

В 1907 году у Мясницких ворот, в начале Чистопрудного бульвара, была образована площадка для переезда с одной его стороны на другую, укоротившая бульвар на 15 сажен. Она существует и сейчас - позади вестибюля станции метро.

В 1912 году на Чистых прудах в специально построенном круглом здании была устроена панорама Бородинского сражения работы художника Ф. А. Рубо, но в 1915 году в связи с войной 1914–1918 годов она была свернута и увезена из Москвы. В 1920-х годах на ее месте построили огромный дом Министерства заготовок.

Из книги Урбанистика. часть 2 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

Бульвар Первый бульвар был устроен поверх земляных укреплений, вызванных к жизни развитием артиллерии, в итальянской Лукке. Второй устроен в голландском Антверпене, по решению Городского совета в 1578 г. Но подлинная карьера бульвара началась в Париже, когда по

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

Бульвар Капуцинок По бульвару Капуцинок (boulevard des Capucines) прошел первый парижский омнибус. В доме N14 в 1895 году впервые был показан кинофильм братьев Люмьер. Позднее и чуть дальше, на бульваре Пуассоньер, появятся большие кинотеатры – настоящие памятники архитектуры, которые

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

Бульвар Итальянцев и бульвар Монмартр В XIX веке завсегдатаи кафе на бульваре Итальянцев (boulevard des Italiens) и продолжающем его к западу бульваре Монмартр диктовали Парижу моду на наряды, манеры и нравы. В Париже Бальзака и Оффенбаха то были бульвары par excellence, где лакеи, скрестив

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Бульвар Пуассоньер Днем бульвар Пуассоньер (boulevard Poissonni?r) – оживленное место торговли, ночью – не менее оживленное место развлечений. В доме N32 находится Caf? Brabant, в котором Эмиль Золя собирал писателей натуралистической школы. Дом N1 – кинотеатр Rex, построенный в 1932 году на

Из книги Из истории московских улиц автора Сытин Петр Васильевич

Бульвар Монпарнас Главная улица квартала, бульвар Монпарнас (boulevard du Montparnasse) начинается у футуристического фасада Монпарнасского вокзала, перед которым стоит 200-метровая черная башня. До самого последнего времени Tour Montparnasse была высочайшим небоскребом в Европе. У

Из книги автора

Бульвар Сен-Мишель Бульвар Сен-Мишель (Boulevard Saint-Michel), очарование которого восходит к давно прошедшим временам, всё ещё очень популярен, в том числе и среди молодёжи, благодаря своим фастфуд-ресторанам и магазинам. Он тянется вниз к Сене, мимо ещё одного места с руинами

Из книги автора

ЗАГРЕБСКИЙ БУЛЬВАР 2 ноября 1973 года проезд во Фрунзенском районе, проходивший от улицы Димитрова до улицы Олеко Дундича, был назван Загребским бульваром. Как говорилось в постановлении, «в честь» югославского города Загреба. Во Фрунзенском районе многие улицы называются

Из книги автора

БУЛЬВАР НОВАТОРОВ Магистраль проходит от Трамвайного проспекта до безымянной площади на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицко-го. Название присвоено 16 января 1964 года, как сказано в постановлении, «в честь новаторов в области производства, науки и

Из книги автора

ПОЭТИЧЕСКИЙ БУЛЬВАР Этот проезд проходит в Выборгском районе от улицы Есенина до улицы Руднева. Свое название он получил 3 марта 1975 года. В постановлении о присвоении говорится, что «проезд расположен в районе наименования улиц, посвященных деятелям

Из книги автора

СИРЕНЕВЫЙ БУЛЬВАР Сиреневый бульвар проходит между улицами Есенина и Руднева. Название его присвоено 4 декабря 1974 года. В постановлении о наименовании было сказано: «…проезд расположен в районе наименования улиц, посвященных деятелям искусства. В оформлении бульвара

Из книги автора

Гоголевский бульвар Гоголевским бульвар в 1924 году был назван по стоявшему на нем с 1909 года памятнику Н. В. Гоголю. Прежнее его название - «Пречистенский бульвар». Когда проходите по тенистому Гоголевскому бульвару от Арбатской площади к Пречистенским воротам, то уже с

Из книги автора

Никитский бульвар В настоящее время так называется не только бульвар, но и проезды по его сторонам между площадью Арбатских ворот и площадью Никитских ворот. Последние и дали прежнее название бульвару - «Никитский», как от крепостных ворот Белого города получили свои

Из книги автора

Тверской бульвар Тверской бульвар широко известен всей читающей публике. Он упоминается в произведениях Пушкина, Лермонтова, в романах Льва Толстого, в очерках Чехова и других писателей. Бульвар был устроен и открыт в 1796 году.Первоначально бульвар был обсажен

Из книги автора

Страстной бульвар Страстной бульвар получил свое название по стоявшему вблизи него Страстному женскому монастырю. Бульвар, устроенный в начале XIX века, тянулся от Тверской улицы до Петровки одной аллеей. С 1872 года часть его между Большой Дмитровкой и Петровкой вошла в

Из книги автора

Петровский бульвар Дорога от Петровских ворот идет под гору, к Трубной площади, Эта часть Бульварного кольца и носит название Петровского бульвара, которое относится как к самому бульвару, так и к проездам по его сторонам.Бульвар назван по Петровским воротам и

Из книги автора

Сретенский бульвар Сретенский бульвар раньше доходил почти до самых Мясницких ворот. Сейчас он ограничен проездом в Уланский переулок и построенным в 1885 году на его бывшем участке зданием Тургеневской читальни. Сретенский бульвар - самый короткий на Бульварном кольце.

Чистопрудный бульвар 14 - доходный дом церкви Троицы на Грязех, 1908-1909 - памятник позднего, национального модерна.
Дом по проекту арх. Л. Л. Кравецкого и П. К. Микини украшен сказочными зверями работы С. И. Вашкова.
Работы Вашкова крайне интересны - и прежде всего это церквоь в Клязьме (см. р. архитектура части 11, 12 и 14 и 18)

Изюминка дома - это, конечно, фигурный узор, ковром покрывающий третий и четвертый этажи. Рисунки в виде зверей, птиц и растений выполнены из терракоты (обожженной глины) по эскизам художника Сергея Вашкова, привлеченного к этой работе артелью «Мурава».

2.

3.

4.

Человеку, далекому от архитектуры, барельефы сказочных созданий, скорее всего, не скажут ни о чем, но искушенный взгляд сразу заметит сходство с убранством Дмитриевского собора во Владимире (XII век). Стены собора снаружи украшены более чем 600 рельефами с изображениями птиц и зверей, мифических и реальных, а также скульптурными ликами святых и серафимов.
Ученик Васнецова, С.И. Вашков по-своему интерпретировал древние изображения (увеличил их, что было характерно для стиля модерн) и переселил их в Москву на Чистые пруды.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Даже ничего не зная об истории создания этих рисунков, можно просто любоваться ими, а то и убивать время, пытаясь сосчитать, сколько на фасаде львов, сколько грифонов, сов, оленей и невиданных зверей, которых трудно распознать...
По счастью, работы Вашкова с течением времени сохранились практически в полном объеме (кстати, сам художник поселился в этом доме), а вот архитектурный проект (авторы - Л. Кравецкий и П. Микини) претерпел изменения.
Многие - почти все - доходные дома надстраивались сверху, то же самое произошло и с этим домом в 1944-45 годах. Изначально 4-этажный, дом лишился верхних боковых шатровых квадратных башен и вырос еще на два, а с углов - на три этажа (эта надстройка выглядит чужой стилю модерн, который стремился уйти от прямых углов - по нижней части здания еще можно видеть, что углы «сглажены» и декорированы).

Информация частично взята с

Чистопрудный бульвар – один из 10 бульваров Бульварного кольца Москвы, расположенный в Басманном районе Центрального административного округа столицы России. Несмотря на свое название, Бульварное кольцо выполнено в форме подковы, т.е. оно не замкнуто, а ограничено с юга Москва-рекой. Возникнув на месте разобранной стены Белого города, вот уже несколько столетий к ряду, Бульварное кольцо радует москвичей и гостей столицы красивыми пейзажами и уникальными памятниками архитектуры.

Чистопрудный бульвар начинается у площади Мясницкие ворота, откуда ведется нумерация домов, и заканчивается площадью Покровские ворота. Этот бульвар является самым большим по площади из всех бульваров Бульварного кольца Москвы, но втором (после Тверского) по протяженности. С внутренней стороны на Чистопрудный бульвар можно выйти с Архангельского переулка, а с внешней стороны к нему примыкают Большой Харитоньевский переулок и улица Макаренко.

История происхождения Чистопрудного бульвара – одна из наиболее интересных из всех историй возникновения бульваров Бульварного кольца Москвы. О местности, на которой на сегодняшний день располагается Чистопрудный бульвар, было известно еще с начала 16 века, так в это время здесь располагалась скотобойня Животинный двор, позже преобразованная в Государев боевой двор. Бойкая торговля мясом, проходившая неподалеку, дала название примыкающей к бульвару Мясницкой улице. Рядом было болото, поэтому все отходы мясобойни сбрасывались именно туда, из-за грязи и зловонного запаха этот водоем назвали Поганый пруд.

Так как местность в районе Чистых прудов лежит на вершине пологого холма, то в таких местах часто бывают болота, откуда берут начало небольшие речки. Так было и здесь. Из пруда вытекал ручей Рачка (сейчас он находится в коллекторе) и с южной стороны впадал в Москва-реку. В 1699 году любимчик Петра I помещик А.Д. Меншиков приобрел участок земли на Мясницкой улице. В глубине двора он выстроил так называемую Меншикову башню, возле которой и располагался тот самый небольшой пруд. В 1710 году по инициативе помещика на улице свернули торговлю мясом, еще чуть позже перенесли на другое место скотобойню. Помещик приказал очистить пруд от грязи, в частности от отходов мясной торговли, и строжайше запретил загрязнять его, поэтому вскоре пруд стали называть Чистый. Стало использоваться название Чистые пруды, хотя фактически пруд только один. После смерти Меншикова его дом сменил нескольких владельцев, впоследствии его передали в ведение Московского почтамта.

Однако, существует еще одна версия происхождения названия Чистопрудный бульвар. Согласно книге "О Московитских делах", написанной курляндцем Я. Рейтенфельсом, название возникло из-за того, что на этих прудах иноверцы балты поклонялись своим языческим богам. Ведь в допетровские времена слово "поганый" не использовалось в значении "грязный", а отождествлялось со словом язычник, поскольку происходило от латинского "paganus" - "языческий". Вышеупомянутая книга повествует о том, что именно на Поганом пруде в Москве иноверцы поклонялись своим богам. Помимо того, есть еще одна не менее интересная легенда, связанная с зарождением Москвы. По этой версии на месте нынешнего Чистопрудного бульвара стояло село, принадлежавшее боярину Степану Кучке. Однажды князь Юрий Долгорукий, рассерженный плохим приемом боярина, приказал его убить, а тело бросить в пруд, от чего последний стал называться Поганым. Необходимо отметить, что в наши дни пруд подпитывается водой из городского водопровода, труба которого находится напротив дома 12а.

Значительной вехой в истории Бульварного кольца и всех его бульваров стал пожар в Москве 1812 года. Не прошел этот пожар бесследно и для Чистопрудного бульвара. Были снесены остатки стены Белого города, в торцах бульвара выстроены два гостиничных здания. Необходимо отметить, что здание гостиницы у Покровских ворот дошло до наших дней почти в первозданном виде, а вот гостиница у Мясницких ворот, к сожалению, не уцелела. На ее месте открыли станцию метро Чистые пруды.

Застройка Чистопрудного бульвара окончательно оформляется к середине 19 века, когда очерчивается четкое разграничение между внутренней и внешней его сторонами. Так, внутренняя сторона бульвара была застроена двухэтажными домами московских богачей и казёнными учреждениями, а внешняя – одноэтажными домами людей победнее. В конце века на Чистопрудном бульваре появляются трех- и четырехэтажные доходные дома, которые в послевоенное время были надстроены до шести-семи этажей.

В 1959 году в самом начале Чистопрудного бульвара поставили памятник А.С. Грибоедову, созданный скульптором А.А. Мануиловом. Это место было выбрано неслучайно, ведь довольно продолжительное время писатель жил в доме №42 по Мясницкой улице. Еще один интересный факт заключается в том, что на месте нынешнего памятника Грибоедову раньше стоял памятник идеологу русского анархизма М. Бакунину, выполненный по проекту скульптора М. Ковалева. Абстрактно-футуристическая манера, в которой был выполнен постамент, стала отпугивать москвичей, поэтому его очень быстро убрали.

Весьма интересна архитектура Чистопрудного бульвара в Москве. Угловой трехэтажный дом № 1 принадлежал купцу Гусятникову, именем которого был назван соседний переулок. В нем располагался продуктовый магазин, здание уцелело во время пожара 1812 года. Тоже под номером 1 стоит двухэтажное каменное строение с орнаментом, имитирующим резьбу по камню. В доме № 1а на Чистопрудном бульваре располагался приют для престарелых медиков, а изначально здание было предназначено для фармацевтического общества. На Чистопрудном бульваре был еще один приют, так называемый "Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного общества", расположенный в доме № 4. Под номером 3а расположены два дома, оба построенные в конце 19 века. В левом жила великая русская актриса Гликерия Федотова.

По четной стороне Чистопрудного бульвара расположен комплекс домов №2, который был сооружен в 1858 году для станции почтовых карет. Позднее дом был передан Московскому телеграфу. После того, как старое главное здание почтамта (располагавшаяся на Мясницкой улице) было занято биржей, сюда переместилась и основная часть почтамта. В примыкающем здании располагаются служебные помещения почтамта и квартиры работников.

Привлекает внимание дом № 12а, построенный в 1927 году для Кожсиндиката по проекту архитектора А.П. Голубева и инженера Е. Израиловича. Для своего времени это шестиэтажное строение (седьмой этаж был достроен в 1948 году) было очень прогрессивным, оно представляло собой корпус из легких железобетонных конструкций. Впоследствии в этом здании последовательно размещались: Наркомат легкой промышленности, Министерство хлебопродуктов, Министерство заготовок, Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества. Однако историческая ценность этого места заключается в том, что ранее здесь находилось деревянное здание панорамы "Бородинская битва", построенное по проекту военного инженера П.А. Воронцова-Вельяминова. Открытие панорамы состоялось 29 августа 1912 года. Потом Бородинская панорама была перенесена на Кутузовский проспект. Дом № 13 – еще одно здание дореволюционной постройки на Чистопрудном бульваре, возраст которого составляет порядка 150 лет. В советский период были достроены верхние этажи. Тоже дореволюционным является здание № 15 (доходный дом Эпле) отличается старинной облицовкой стен грубо околотыми с наружной стороны камнями.

Знаменательным является строение № 19а, что на Чистопрудном бульваре. На сегодняшний день здесь располагается театр Современник, хотя само здание со стилизованной под античность колоннадой было построено в 1912 году, как кинотеатр Колизей. Здание № 21 хранит память о массе замечательных русских писателей, композиторов, певцов. С 1898 по 1904 год в квартире второго этажа этого дома жил писатель Н.Д. Телешов, ставший инициатором организации литературного кружка Среда, который переехал в соседний дом № 23. В 1907 году в нижнем этаже этого дома была открыта частная Современная библиотека, позднее она была национализирована, а в 1921 году переименована в библиотеку имени Ф.М. Достоевского. Этот дом связан еще с одной известной фамилией, в квартире № 2 жил выдающийся советский кинорежиссер С. М. Эйзенштейн.

С Чистопрудного бульвара в Москве хорошо видна церковь Архангела Гавриила, расположенная в Архангельском переулке. Храм был построен в 1705-1707 годах по приказу А.Д. Меншикова. По легенде он приказал выстроить на месте стоявшей здесь деревянной церкви новый храм в виде высокой башни. Из-за назначения Меньшикова губернатором Санкт-Петербурга, работу над церковью так и не закончили. Лишь в 1787 году ее завершил известный московский масон Г.З. Измайлов, украсив ее масонскими символами. В середине 19 века по распоряжению митрополита Филарета все масонские изображения и надписи были уничтожены. В апреле 2006 года на Чистопрудном бульваре в Москве появился памятник Абаю Кунанбаеву (скульптор М. Айнеков, архитектор В. Романенко).

В. СОРОКИН, почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член общества "Старая Москва". Фото И. Константинова.

Виктор Васильевич Сорокин, посвятивший всю жизнь изучению истории Москвы, почти четыре десятилетия делится с читателями журнала интереснейшими архивными находками, пишет об истории улиц, расположенных в Белом городе. Темы последних публикаций: Неглинка (№№ 5, 6, 1993 г.), Рождественка (№№ 11, 12, 1994 г; №№ 1, 3, 4, 1995 г.), Лубянка (№№ 11, 12, 1995 г.), Мясницкая (№№ , , , 2000 г.).

Для украшения дома № 4 по Чистопрудному бульвару архитектор А. П. Попов использовал элементы древнерусского зодчества.

Двухэтажный флигель дома № 10 по Чистопрудному бульвару перестроен в 1876 году архитектором А. Е. Вебером. Фасад украшен декоративными венками, розетками, маскаронами и летящими голубями.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Лепные украшения на доме № 10 по Чистопрудному бульвару.

Памятные места Чистопрудного бульвара и примыкающих переулков (в черте Белого города). Художник М. Аверьянов.

Резные каменные украшения этого строения (Чистопрудный бульвар, 14) выполнены по мотивам убранства Дмитровского собора во Владимире.

Дом № 7, расположенный в Потаповском переулке, в прошлом был частью дворца Пашковых, фасад которого смотрел в сторону Чистопрудного бульвара.

Архангельский переулок, дом № 15а. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) - памятник архитектуры XVIII века.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Детали скульптурных украшений западного фасада Меншиковой башни.

Каменная крепостная стена Белого города построена для защиты от иноземных захватчиков в 1585-1593 годах "государевым мастером Приказа каменных дел" Федором Савельевичем Конем. Укрепления начинались у Водовзводной башни Кремля и проходили по территории современного Бульварного кольца. Стена, достигавшая высоты 10 метров, была сложена из белого камня и большемерного кирпича. Из 27 крепостных башен Белого города 10 имели ворота.

Тема настоящей публикации - "В Белом городе у Чистых прудов (между Мясницкими и Покровскими воротами)". В XVI веке за Мясницкими воротами находились бойни. Мясные отходы попадали в пруды, образовавшиеся из запруды протекавшей здесь речки Рачки (в ней водились раки). Речка протекала мимо церкви Троицы на Покровке, по Колпачному и Подкопаевскому переулкам, пересекала Подколокольный переулок и улицу Солянку, затем впадала в реку Москву выше устья Яузы. В настоящее время заключена в трубу. Грязные пруды получили название "Поганых".

Во время правления Петра I движение на улицах, проходивших через Мясницкие и Покровские ворота, стало более оживленным. Одна дорога вела в дворцовое село Преображенское и Немецкую слободу, другая - от Ильинских ворот - к дворцовым селам Рубцово, Семеновское, Измайлово. Между этими дорогами под защитой стены Белого города оказалась старинная Гавриловская патриаршая слобода с церковью, домами, садами и огородами прихожан. Царедворцы обратили внимание на эти земли. А. Д. Меншиков начал скупать дворы у жителей Гавриловской слободы, построил новую церковь Архангела Гавриила (см. "Наука и жизнь" № 4, 1989 г.), разбил сады, привел в порядок пруды, которые с тех пор стали называть Чистыми. В доме переводчика посольского приказа Андрея Кревета, рядом с Меншиковой башней, первоначально помещалась основанная Петром I Школа математических и навигацких наук.

Чистопрудный бульвар

2. Владение Московского городского почтамта (см. "Наука и жизнь" № 11, 2000 г.). В конце 1820 - начале 1830-х годов к угловому владению Московского почтамта со стороны Чистых прудов начинают пристраивать кузнечные мастерские, сараи для экипажей и почтовых карет. Двор обнесли железной оградой. В 1840-1850-х годах по проекту архитекторов А. Кавоса и Г. Боссе строят более удобные помещения для обслуживания посетителей. Позднее двухэтажные здания надстраивают до шести этажей. В 1860-х годах в одном из дворовых флигелей обосновалось Общество любителей художеств (под председательством А. С. Уварова), где устраивались выставки картин, проводились публичные художественные чтения. Свои произведения читали известные авторы: А. Н. Островский, А. Н. Плещеев, А. Ф. Писемский, А. А. Фет, А. Н. Майков и др.

4. Трехэтажный дом при Московском почтамте был заложен в мае 1895 года по проекту архитектора А. Попова. Строительство обошлось в 23 тысячи рублей. Главный фасад, выходящий на Чистопрудный бульвар, решен в так называемом "кирпичном" стиле с использованием элементов древнерусского зодчества: колонн, капителей, ромбовидных вставок, кокошников. Первоначально кирпич был неотштукатурен, позднее его стали красить. В здании разместился "Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства". Во дворе дома в 1913 году находилась ветеринарная лечебница А. А. Петрова. После 1917 года дом приспособи ли под учреждения и квартиры. В 1922 году здесь разместилось "Трудовое объединение химчистки" - артель "Гамма". В одной из квартир в 1929 году жил Александр Васильевич Свешников, бывший тогда хормейстером Второго МХАТа. Потом в здание переехала ведомственная поликлиника Московского почтамта.

6. Местность, на которой находится этот дом, была хорошо освоена еще до возведения каменных стен Белого города в конце XVI века. Участок входил в состав Гавриловской патриаршей слободы, впервые упомянут в грамоте 1551 года. На сохранившихся планах XVIII века этот отрезок занимали прислужники церкви. В 1793 году здесь поселился штаб-лекарь Иван Мартынович Крейзель с дочерью Элеонорой. Потом дом приобрел статский советник, выдающийся московский медик, автор трехтомного сочинения "История медицины в России" Вильгельм (Василий Михайлович) Рихтер (1765-1822). Родился он в Москве в семье лютеранского пастора. Окончил Московский университет и стал там профессором. Для учащихся в Благородном университетском пансионе основал больницу, работал директором родильного отделения при Московском воспитательном доме, позже стал лейб-медиком. Во время войны 1812 года пострадало и его жилище. В 1817 году территорию этого владения приобрела графиня Елизавета Федоровна Мусина-Пушкина (1758-1835), вдова действительного тайного советника и дипломата Алексея Семеновича Мусина-Пушкина (1730-1817). Ее склеп из мрамора, украшенный четырьмя колоннами, до сих пор сохранился на московском Введенском кладбище (участок 3). Елизавета Федоровна возвела строение, которое современники называли дворцом. В 1835 году участок с домом переходит к полковнику Ивану Петровичу Мусину-Пушкину (1783-1863), а потом к его сыну Ивану, жена которого была благотворительницей и почетным членом Совета дамского попечительства о бедных.

В середине 1870-х годов владелица разрешила популярному тогда доктору медицины Виктору Степановичу Богословскому открыть в этом доме "Пневматическую лечебницу" с постоянными кроватями и "Водолечебницу". В 1891 году владение приобретает Общество Московской - Киевско-Воронежской железной дороги. Тогда же по проекту архитекторов Д. Чичагова и С. Соколова здание перестраивается, а в 1896 году надстраивается третьим и четвертым этажами. После 1917 года здесь расположились Управление Московского центрального радиоузла и несколько факультетов Московского института инженеров транспорта.

В 1925 году здание передано Народному комиссариату просвещения РСФСР. Народным комиссаром просвещения был А. В. Луначарский, его заместителем - М. Н. Покровский. Членом политико-просветительного комитета назначили Н. К. Крупскую. В секторе науки (быв. Главнаука) работали разнообразные группы: естественно-научная, социально-экономическая, педагогическая, научно-художественная, краеведческая, подготовка кадров по научным командировкам, комитет по изучению мордовской культуры. Большую работу проводила экспертная комиссия по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ), председателем которой был М. Н. Покровский, а заместителем - О. Н. Шмидт. Для педагогов издавались журналы: "На путях к новой школе", "Коммунистическое просвещение", "Что читать деревне", "Красный библиотекарь", "Будь готов", "Клуб", "Советское искусство". Всероссийское общество охраны природы объединяло 1200 человек. В стенах нынешнего дома № 6 возникла библиотека по вопросам педагогики, но скоро ее фонды увеличились, и она переехала в другое здание (ныне это Центральная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского). В 1930-х годах в здании помещалось Всероссийское Бетховенское общество. Клубный зал Наркомпроса вмещал 300 человек. Дом связан с именем писателя Михаила Булгакова, который бывал здесь по литературным и театральным делам. В романе "Мастер и Маргарита" есть упоминание о том, что в этом доме якобы находилась "Акустическая комиссия". В 1934 году Наркомпрос посетил писатель Герберт Уэллс. На стене здания установлены две мемориальные доски: одна - в память Н. К. Крупской (1959), другая - в память А. В. Луначарского (1986).

8. Первые сведения о застройке этой территории относятся ко второй половине XVIII века, когда на ней находилось пять самостоятельных владений. Значительную часть площади занимали сады с прудами, строения большей частью деревянные, но главные возведены из камня. Известно, что здесь до 1756 года было владение Василия Кузмича Думашева (1695-1753), дворцового служителя князя Александра Даниловича Меншикова. С 1756 по 1780 год хозяин владения - армянский купец Арон Израилевич Израилев, потом - князь, тайный советник Иван Андреевич Вяземский. В 1774 году владение приобретает Николай Максимович Походяшин, провиантмейстер, владелец медноплавильных заводов, славившийся богатством. Его брат - Григорий Максимович Походяшин - был масоном и помощником в делах известного просветителя, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова. От него в 1785 году владение переходит к Евгению Петровичу Кашкину (1736-1796), участнику русско-турецкой войны. Он был генерал-губернатором Тобольской губернии, потом наместником Ярославской, Вологодской, Тульской и Калужской губерний. Его сын Дмитрий (1771-1843) - генерал-майор, писатель и переводчик, а внук Сергей Николаевич Кашкин (1799-1868) - декабрист, член Северного общества и тайной декабристской организации "Практический союз". В 1780-х годах к этому владению примыкают еще два - Екатерины Михайловны Протасовой, вдовы генерала, и Екатерины Ивановны Бахметевой. В 1803 году владения переходят к Аграфене Алексеевне Дурасовой (р. 1775), жене, а затем вдове генерал-лейтенанта Михаила Зиновьевича Дурасова (р. 1772). Фасад главного корпуса Дурасовых зафиксирован в "Альбоме" М. Ф. Казакова. С конца XVIII века в центре усадьбы находится главный дом, существую щий и поныне. В 1833 году владение купила "Комиссия для строения в Москве", которую к 1850 году сменило Правление IV округа путей сообщения. После 1917 года владение использовалось для издательско-типографской деятельности.

В 1930 году в глубине участка выстроен пятиэтажный корпус для типографии. В 1950-е годы корпус, возведенный на старом основании, надстроен до шести этажей и соединен с вновь выстроенным (архит. И. Бибиков, А. Назаров и др.). Здесь помещалось издательство "Московский рабочий", основанное в 1922 году, до 1991 года выпускавшее литературу по москвоведению. Издавались журналы: "Городское хозяйство Москвы", "Архитектура и строительство Москвы". Историко-краеведческая редакция в 1970-1980 годах выпустила несколько популярных серий ("Биография московского дома", "Биография московского памятника"), издавались краеведческая литература по Подмосковью, путеводители по Москве.

В начале XVIII века через проезд шла городская стена Белого города от Мясницких ворот к Покровским. По "актовым книгам" Москвы того времени можно проследить, как начали формироваться здесь жилые участки. Владение артиллерии контролера Григория Федоровича Корина - 75 сажень по улице и до 30 сажень в межах. В 1752 году располагались владения доктора Л. Л. Блюментроса и Сергея Ивановича Свиньина, а по третьей стороне примыкало владение Василия Думашева. С 1752 по 1780 год хозяин этой территории - подпоручик, затем капитан Сергей Васильевич Шереметев, после него - некий прапорщик Козлов, а уже с начала XIX века хозяином становится Сергей Степанович Овчинников, московский купец Барашевской слободы, отец многочисленной семьи. В 1863 году имение переходит к семье купца Тупицына (до 1917 года).

Семья Тупицыных многие годы занималась мучной торговлей и носила звание потомственных почетных граждан. Огромная территория владения была занята садом и различными хозяйственными строениями во дворе, конюшней, сараями и жилыми флигелями по улице. Современные два строения по Чистопрудному бульвару возникли в 1871-1873 годах по проекту архитектора Августа Егоровича Вебера. Первое здание двухэтажное, а второе - трехэтажное (надстроено до шести этажей). В начале ХХ века во владении размещались: Российское телеграфное ведомство, Лечебное заведение Карла Эрнста, Акционерное общество Моргана, доставлявшее графит. Жил артист оперной труппы Московского Императорского театра Александр Николаевич Герасименко. Занимал квартиру купец Рудольф Левинсон, снабжавший покупателей бельем и различной галантерей. Его сын Николай (1888-1966) стал историком-москвоведом, археологом, пушкинистом. Учился в Московском реальном училище при евангелистской лютеранской церкви Святого Михаила, участник общества "Старая Москва". Свою жизнь посвятил вопросам ремонта и реставрации исторических памятников Москвы и Подмосковья. После 1917 года вел большую работу по спасению конфискованных частных коллекций, занимался спасением музеев-усадьб, московских особняков XVII-XIX веков. Будучи экспертом отдела комиссии музеев в Наркомпросе он с 1926 по 1930 год обследовал около 500 усадьб. С 1932 года работал в Государственном историческом музее (в отделе изделий из металла). Принимал участие в археологических работах при строительстве метрополитена. В 1930-х годах вместе с Н. П. Чулковым, П. Н. Миллером написал книгу "Пушкинская Москва" (изд. 1937 г.), имевшую большой успех. Во время сноса Красных Ворот он собственноручно вытащил из груды кирпича снятую и подготовленную для сдачи в утиль медную фигуру трубящей "фамы" (ангела) и принес в Исторический музей. Ценные металлические изделия кузнечной работы, найденные при разборке древних стен и строений, он также доставлял в Исторический музей. Умер в 1966 году и похоронен на московском Введенском кладбище.

10а. На особняке, на правой части пристройки, обращает на себя внимание художественный декор с миниатюрными розетками, венками, в центре которых изображен летящий голубь, поддерживаемый ленточками.

12. В середине XVIII века эту территорию занимали несколько владений. На сохранившемся плане 1763 года мы видим в центре двор семьи подпоручика Петра Алексеевича Чирикова. Сзади примыкал сад Ивана Федоровича Мичурина (1700-1763) - знаменитого архитектора. Он участвовал в составлении генерального плана Москвы (1734-1739), в строительстве колокольни Троице-Сергиевой лавры (с 1740 года), строил Андреевскую церковь в Киеве (по проекту В. В. Растрелли в 1748-1763 годах). С одной стороны был двор Екатерины Салтыковой, а с другой - находился сад аптекаря Сульса, за ним по соседству с садом Мичуриных - двор князя Барятинского. Во дворе Чириковых располагались в основном деревянные постройки. Восточная половина участка представляла собой сад, в середине которого находился большой пруд, а около него размещались бани и кузница.

В 40-е годы XVIII века здесь было владение князя Дмитрия Васильевича Голицына. Второе владение, примыкавшее к нему, принадлежало Лаврентию Лаврентьевичу Блюментросту (1692-1755), знаменитому медику. Он родился в Москве, учился в школе пастора Глюка (воспитателя Екатерины I), а потом был лейб-медиком Петра I. Первый президент российской академии, открытой 25 декабря 1725 года. Современник о нем отзывался так: "Господин президент Блюментрост - человек большой учености, исключительного ума и редкой обходительности". Назначен старшим врачом Московского Генерального госпиталя и директором Московской госпитальной школы. Подготовил большое количество медиков для Москвы. В 1754 году императрица Елизавета Петровна в резолюции на проекте Московского университета начертала: "А кураторами быть камергеру Шувалову и Лаврентию Блюментросту". Потом его владение переходит к Екатерине Алексеевне Салтыковой (урожденной княгине Троекуровой), вдове генерал-майора графа Владимира Семеновича Салтыкова (1705-1751). После нее хозяином стал Андрей Яковлевич Маслов, а от него к 1790 году вся эта объединенная территория переходит к Дарье Ивановне Пашковой, жене, а затем вдове коллежского асессора Александра Ильича Пашкова. Их наследники: сын Иван Александрович (1758-1828), внук Сергей Иванович (1801-1883) и его жена Надежда Сергеевна, урожденная княгиня Долгорукова (1811-1880). С этой семьей был знаком А. С. Пушкин.

На месте хозяйственных строений, стоявших по границам владения, Пашковы устроили парадный двор. В 1789-1792 годах выстроен главный дом в стиле классицизма, с колонным портиком на обоих фасадах и проездом в центре. Разбили новый сад, в южной части сохранили и облагородили заросший пруд.

Дом Пашковых славился гостеприимством. Здесь жила поэтесса Додо Сушкова (1811-1858) - жена графа Ростопчина. Рано лишившись матери, она воспитывалась у деда и бабушки - Ивана Александровича и Евдокии Николаевны Пашковых. Пашковы каждый год отмечали масленицу и устраивали для знакомых "санное катание". 31 марта 1831 года А. С. Пушкин с женой оказались в одних санях с Додо Сушковой. Пушкин был в восторге от своей собеседницы. У Пашковых часто собирались их друзья. В. М. Булгаков в январе 1832 года писал своему брату: "Вчера пели цыгане у Пашковых. Надобно признаться, что хор их имеет нечто необыкновенное и гармонию, пение удивительное, какая-то непонятная смесь унылого с веселым, то грустно, то со стула поднимает: так бы и пошел плясать".

Частые застолья с приглашением музыкантов, артистов, многочисленных знакомых из литературной среды и почти ежедневная игра в карты лишили Пашкова его огромного состояния. Владение поступает в казну, которая передает его для размещения казенной запасной аптеки. Архитектор Е. Д. Тюрин приспосабливает барские хоромы для конторы и склада медикаментов. К середине XIX века крылья главного дома получили пристройки вдоль границ двора. Пруд в саду к этому времени почти зарос. В перестроенной усадьбе разместил ось окружное инженерное управление. С боков со стороны бульвара были воздвигнуты многоэтажные дома. Из соседнего Потаповского переулка (д. 7) можно еще видеть оставшиеся стены Пашковского особняка.

12а. На месте бывшего здесь пруда в год столетия Бородинского сражения по проекту военного инженера П. А. Воронцова-Вельяминова приступили к строительству деревянного здания для панорамы "Бородинская битва". Художник - основоположник русской школы панорамной живописи Франц Рубо (1856-1928). Готовое полотно панорамы длиной 113, шириной 15 метров было доставлено из мюнхенской мастерской художника. На нем запечатлен момент боя в 12 часов 30 минут 26 августа 1812 года, когда наши войска получили значительные преимущества перед противником. 29 августа 1912 года состоялось торжественное открытие панорамы "Бородино", как ее тогда называли, и через два дня она стала доступна для всеобщего обозрения. После празднеств руководство соседних учреждений стало добиваться сноса деревянного здания, как крайне опасного в пожарном отношении. В начале 1918 года здание пришло в полную негодность, живописное полотно сняли. Вновь доступно публике оно стало лишь в канун 150-летнего юбилея: 18 октября 1962 года открыт новый музей на Кутузовском проспекте. На месте разобранного здания панорамы в 1925-1927 годах воздвигли шестиэтажный дом, а потом надстроили еще один этаж. В группу строений, воздвигнутых на территории бывшей усадьбы Пашковых, входит административное здание (1926 г., архит. А. П. Голубев), построенное для кожсиндиката (потом здание Министерства заготовок республики) с квартирами для сотрудников. В 1929-1931 годах здесь было выстроено здание для семей военных. В домах №№ 12 и 12а жили многие известные артисты.

14. Доходный дом церкви Троицы на Грязях спроектировал в 1908-1909 годах архитектор Лев Кровецкий, а возвел архитектор Петр К. Микини, художник - С. Вашков. Декор выполнен по мотивам резного каменного убранства древнего Дмитровского собора во Владимире. На рельефах запечатлен причудливый животный мир (фантастические звери и птицы). Первоначально четырехэтажный дом отличался выразительным силуэтом и был увенчан двумя шатровыми башнями. Фасад украшен терракотовым барельефом, стилизованным в несколько гротесковой манере, выполнен художественной артелью "Мурава". В доме поселился автор декора С. Вашков, где и скончался в ноябре 1914 года. В 1945 году дом надстроен двумя верхними этажами, что привело к уничтожению ряда верхних барельефов, нарушило композиционное единство замысла.

16. В середине XVIII века здесь находилась большая часть обширной усадьбы выдающегося архитектора того времени Ивана Федоровича Мичурина. В восточной части владения находился пруд, стояли небольшие каменные палаты и деревянные хозяйственные постройки. После смерти Мичурина владение перешло к его сыну, который в 1770 году оставил за собой лишь часть владения, примыкавшую к Покровке, остальное продал отставному майору Н. И. Толмачеву. Проданная часть владения к началу XIX века увеличила территорию Пашковых. Пруд осушили, старые палаты снесли. Появился особняк с флигелем, который в 1843 году надстроен вторым этажом. Тогдашние владельцы - А. П. Мартень, а потом И. Н. Ярцов. В 1850-х годах появилась надстройка третьего этажа. В 1871 году по духовному завещанию владелец Е. В. Молчанов, прикупивший еще два маленьких владения, передал имущество в дар церкви Троицы на Грязях. В 1908 году выстроен четырехэтажный дом, фасад которого декорировал художник С. В. Малютин по мотивам древнерусской миниатюры. Сохранился также корпус, выстроенный в конце XVIII века.

Одно из самых интересных в декоре фасада зданий в Москве - бывший доходный дом при храме Троицы на Грязех или, как его окрестили в простонародье, дом со зверями - находится на Чистопрудном бульваре.

Выполненное в стиле модерн здание начала 20-го века приобрело свою известность благодаря уникальным терракотовым барельефам фантастических животных, украшающих плоскости стен третьего и четвёртого этажей. На фасаде можно разглядеть сов и уток, грифонов, драконов, львов, химер, необычные растения и цветы, а к некоторым существам сложно даже подобрать название. Барельефы были выполнены художественной артелью "Мурава" по эскизам московского художника Сергея Вашкова, ученика Васнецова и одного из признанных мастеров московского модерна. Они появились не случайно - Вашков, будучи специалистом в области религиозного искусства, был восхищён средневековыми барельефами на стенах Дмитриевского собора города Владимира: его фасад украшают около 600 барельефов, изображающих святых, а также реальных и мифических животных. Они-то и стали прототипом мифических существ, заселивших фасад доходного дома - художник их не скопировал, но переосмыслил и "адаптировал" под архитектуру начала 20 века: существа стали заметно крупнее, а их прорисовка стала более гротескной и ироничной, что было характерно для модерна того времени.

Интересно, что после окончания строительства дома Сергей Вашков и сам в нём поселился.

Дом построили в 1908-1909 годах по проекту архитектора Льва Кравецкого и инженера-строителя Петра Микини. Деньги на строительство здания дала церковь - его возводили как доходный дом при храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, и планировалось, что часть квартир выделят под проживание нуждающимся прихожанам, а остальные будут сдавать в наём для получения прибыли. Изначально возведённый по оригинальному проекту дом был 4-этажным, но после Великой Отечественной войны, в 1945 году, он был перестроен по проекту архитектора Б.Л. Топаза и приобрёл высоту в 6-7 этажей. Верхний ряд барельефов при этом был уничтожен, но в целом мифический бестиарий хорошо сохранился. Последние изменения в облике дома произошли в 2000-х годах: именно тогда он приобрёл теперешний бледный голубовато-зелёный цвет, а барельефы побелели.

На сегодняшний день здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Кстати, увидеть, как дом со зверями выглядел до реконструкции, можно в замечательном советском фильме "Подкидыш" (1939) - похождения потерявшейся в Москве девочки Наташи начались как раз с выхода из его подъезда.

Ну а посмотреть, как здание выглядит сейчас, можно и в живую: достаточно приехать на Чистые пруды - Чистопрудный бульвар, дом 14.