Пароход Султанша – речной Титаник. Пароход султанша

Крупнейшая катастрофа за всю историю плавания людей по рекам July 14th, 2016

Как то мы обсуждали одно крушение парохода с многочисленными жертвами - и я был уверен, что это самая крупная трагедия на реке.

Оригинал взят у vikond65 в Напрасно старушка ждет сына домой...

В ночь на 27 апреля 1865 года на Миссисипи произошла крупнейшая катастрофа за всю историю плавания людей по рекам и одновременно - крупнейшая техногенная авария эпохи стимпанка. В два часа пополуночи на американском пароходе "Султана" произошел взрыв паровых котлов, вызвавший мощный пожар, в результате которого деревянное судно за два часа полностью выгорело и затонуло. При этом сразу погибли 1653 человека, а из 741 спасенного многие имели сильные ожоги и иные тяжелые травмы. Около 200 из них умерли в течение следующих двух недель, таким образом, общее число жертв катастрофы превысило 1800 человек. Погибших было значительно больше, чем на печально знаменитом "Титанике".

"Султана" представляла собой довольно большой плоскодонный четырехпалубный речной "колесник" длиной 80 метров с полным водоизмещением 1700 тонн. До гражданской войны по Миссиссипи ходило много таких пароходов, но часть из них была уничтожена в ходе боевых действий, другие подверглись переделке в импровизированные канонерки и броненосцы. В результате к весне 1865 года на реке остались всего три крупных пассажирских парохода - "Султана", "Паулина Кэрролл" и "Олива", перед которыми поставили задачу отвезти домой освобожденных из плена солдат и офицеров Союза.

За перевозку каждого бывшего военнопленного правительство США платило капитанам судов по 10 долларов, поэтому они набивали свои посудины людьми сверх всякой меры, не считаясь ни с удобствами, ни с нормами безопасности. С другой стороны, сами солдаты, проведшие годы в тяжелых условиях плена, стремились поскорее попасть домой. Поэтому теснота и неудобство их не смущали, никто не отказывался от поездки. "Султана" имела штатную пассажировместимость 385 человек, однако 24 апреля она вышла из Виксбурга, имея на борту 2239 освобожденных пленников и 74 обычных пассажира, купивших места в каютах, а также 85 членов экипажа.

Корабль был перегружен настолько, что борта в центральной части лишь на полметра возвышались над водой, а верхние палубы опасно прогибались и их пришлось укреплять деревянными подпорками. Люди буквально стояли впритык друг к другу, имея возможность лишь сесть поджав ноги, а некоторым пришлось размещаться даже в котельном и машинном отделениях. Зато капитан Кэсс Мэйсон рассчитывал получить за этот рейс более 23 тысяч долларов - очень солидную сумму по тем временам. Разумеется, ни он, ни его пассажиры не подозревали, что "Султана" никогда не достигнет пункта назначения, а большинству из них осталось жить лишь трое суток.

Из-за перегруза, спешки и необходимости преодолевать встречное течение кочегарам приходилось постоянно держать запредельное давление в котлах. И в конце концов котлы не выдержали. К катастрофе привело еще и то, что при недавнем ремонте котельной установки "Султаны" судоремонтники решили сэкономить, использовав некондиционные, слишком тонкие железные листы и заклепки из некачественного металла. Но это выяснилось лишь намного позже.

Взрыв разнес надстройки над котельным отделением и кочегарку, разбросав горящие угли по всему судну, отчего оно моментально вспыхнуло. Из-за тесноты тушить пожары было невозможно, да никто и не пытался. Вскоре "Султана" превратилась в гигантский пылающий костер. Пламя, раздуваемое ветром, поднималось на десятки метров, пожирая сухую древесину. Люди в панике толпами бросались за борт, однако, из-за весеннего половодья ширина Миссиссипи в месте катастрофы достигала пяти километров, вода была ледяной, а бывшие пленники - ослаблены длительным голоданием, поэтому шансов доплыть до берега у них не было.

Экипаж и пассажиры "Султаны" могли погибнуть все, но, к счастью для уцелевших, в этот момент поблизости проплывал речной броненосец "Эссекс". На нем увидели взрыв и поспешили на помощь. Однако на броненосце имелись всего две шлюпки, которым пришлось делать много ходок, доставляя спасенных на берег. Это отнимало много времени, и далеко не все дождались спасения. Десятки, если не сотни людей утонули, окоченев от переохлаждения, а некоторые умерли уже в шлюпках или на берегу.

Общее число выживших оценивалось в 550 человек. Главного виновника трагедии - капитана Мэйсона среди них не было, смерть освободила его от суда. Почему-то избежал ответственности и комендант Виксбургского порта капитан Фредерик Спид, разрешивший отправку судна с фатальным перегрузом. Он объяснял свой поступок желанием помочь исстрадавшимся в плену солдатам поскорее добраться до дома, однако, ходили упорные слухи, что подлинной причиной была взятка.

Несмотря на масштабы трагедии, оне не произвела на американское общество того впечатления, какового она несомненно заслуживала. На фоне эйфории от завершения долгой, кровавой войны и огромных, по американским меркам, потерь в этой войне, гибель еще 1800 человек осталось почти незамеченной.
На заставке - современный рисунок американского художника с изображением гибели "Султаны". Рисунок не совсем точный, так как, по воспоминанием выживших, обе трубы парохода рухули сразу после взрыва, раздавив многих людей на передней палубе.

Погрузка "Султаны" в Виксбурге перед отправкой в последний рейс.

Не очень качественный, но очень показательный снимок, сделанный виксбургским фотографом-любителем за несколько минут до отплытия судна. Хорошо видно, насколько оно было переполнено.

Один из четырех жаротрубных котлов "Султаны", ставших причиной гибели судна.

В мировой истории речных катастроф гибель «Султанши» занимает особое место: по числу жертв оно стоит на первом месте и является одной из самых тяжелых катастроф в истории торгового флота США в мирное время.

Пассажирский колесный пароход «Султанша» был построен в верховьях Миссисипи в 1863 году. В то время он считался одним из самых больших и роскошных пароходов страны. Его вместимость составляла 1719 регистровых тонн. Он имел три палубы, на которых были размещены просторные салоны, залы и каюты. Мощная паровая коромысловая машина обеспечивала судну ход до 23 километров в час. В начале апреля 1865 года командование штаба генерала Улисса Гранта отдало приказ погрузить в Виксберге на «Султаншу» партию бывших военнопленных северян, которые почти два года содержались южанами в лагерях тюрьмах Андерсонвиля, Кахабы, Мейсона и Фиско. Бывших пленников было много, а по Миссисипи тогда совершали регулярные рейсы всего три пассажирских парохода - «Оливковая ветвь», «Паулина Кэролл» и «Султанша», другие пароходы были уничтожены или выведены из строя в ходе военных действий.

«Султанша» была рассчитана на перевозку 276 каютных и 400 палубных пассажиров. Капитану Мэссону приказали принять на борт 2239 освобожденных из плена северян. На судне уже находилось 70 каютных пассажиров, не считая 85 членов экипажа Таким образом, когда пароход вышел из Виксберга, на его борту было 2394 человека - в три с лишним раза больше допустимой нормы. От других пассажирских пароходов Миссисипи «Султанша» отличалась котлами особой конструкции - geoglobus.ru. Весенняя вода реки, с большой примесью глины, была непригодна для питания этих котлов. Капитану Мэссону во время плавания из Нового Орлеана приходилось делать по просьбе старшего механика парохода Нэйта Уинтрингера остановки почти у каждой пристани и продувать котлы. Так, после продувки и чистки в Виксберге их пришлось чистить на следующее утро в Хелене.

К вечеру 26 апреля «Султанша» прибыла в Мемфис. Здесь опять продули котлы и погрузили уголь, сто 240 килограммовых бочек сахара, десяток овец и пятьдесят свиней. В полночь того же дня «Султанша» отошла от пристани Мемфиса и продолжала свой путь вверх по реке. Ночь выдалась темной и холодной. За штурвалом стоял сам Мэссон. Через два часа ему предстояло миновать окруженные многочисленными отмелями острова, обозначенные в лоции как «Старая курица с цыплятами». Заметить отмели мог только опытный лоцман, хорошо знавший эти места. Вахту в машине нес второй механик Клеменс. Его беспокоил правый котел, который в Новом Орлеане дал течь.

Один из очевидцев катастрофы, солдат Честер Берри, 21 года, взятый в плен южанами у Фредериксбурга, писал в своих воспоминаниях: «Когда мы садились на пароход, на его палубах царило веселье, словно на свадьбе. Я никогда в жизни не видел более радостной толпы, чем эти бедные голодные парни. Большинство из них долгое время находились в плену, некоторые даже по два года, многие из них были ранены. В счастливом ожидании скоро увидеть отчий дом они не обращали внимания на эту страшную тесноту. На нижних палубах солдаты лежали вплотную друг к другу. У всех была одна заветная мечта - быстрее попасть домой».

На «Султанше» солдаты заполнили не только палубы, где они лежали вповалку, но и все внутренние проходы, коридоры, трапы и даже часть котельного отделения. К двум часам ночи на пароходе все погрузились в тяжелый сон. «Султанша», пройдя неосвещенную пристань Тэглеман, уже миновала первые острова «Старой курицы с цыплятами».

После Мемфиса пароход прошел всего восемь миль. Наступил четверг, 27 апреля. Судовые часы показывали 2 часа 40 минут утра. В это время и взорвался правый паровой котел «Султанши». Судя по описаниям очевидцев, взрыв был очень сильный, но не очень громкий, он скорее походил на резкий выхлоп сжатого воздуха. Пробитые палубы рухнули под тяжестью огромной массы человеческих тел. Одна дымовая труба упала за борт, вторая обрушилась на бак парохода. Не прошло и минуты, как всю среднюю часть судна охватил огонь. Построенный из дерева и отделанный изнутри деревом, пароход стал легкой добычей огня. Разрушения на «Султанше» оказались огромными - geoglobus.ru. Как уже говорилось, проломленные взрывной волной, не выдержав веса толпы, палубы обрушились. Большая часть спавших на них солдат погибла в первые же минуты. Огонь, раздуваемый ветром, с невероятной быстротой превратил пароход в гигантский факел, плывущий вверх по реке: паровая машина «Султанши» и левый котел не пострадали, продолжали вращаться гребные колеса парохода. Машину некому было остановить.

В момент взрыва старший механик «Султанши» Нэйт Уинтрингер находился в котельном отделении. Он видел, что стоявший рядом его помощник Клеменс исчез в дыму. В своем отчете суду Уинтрингер писал: «Сначала я оцепенел от ужаса. Это был какой то кошмар. Выскочив наверх, я увидел, что кругом в воде плавают люди. Со всех сторон до меня доносился один и тот же крик: „Погасите огонь!“ Пламя все увеличивалось. Кругом царил страшный хаос. Я понял, что огонь заставит меня покинуть палубу. Выломав из окна какой то каюты деревянную штору, я прыгнул за борт».

Один из очевидцев катастрофы - лейтенант Джо Эллиот с удивлением отмечал в своих воспоминаниях, что многие солдаты от взрыва даже не проснулись, их заставил подняться на ноги лишь быстро распространившийся по судну огонь. Лейтенант писал: «Я не понимал, что творится вокруг меня. Все это казалось кошмарным сном. Я встал и в каком то охватившем меня забытьи пошел на корму парохода. На моем пути находился женский салон. От мужского салона его отделял матерчатый занавес. Я откинул его, чтобы пройти дальше, но какая то дама преградила мне путь. „Что вам здесь нужно, сэр?“ - спросила она. Но я не обратил на нее внимания и проследовал дальше. Пройдя женский салон, я оказался на корме парохода и по трапу поднялся на верхнюю палубу. Оттуда вдоль борта я посмотрел на нос судна. Картина была ужасная. Палубы обрушились, одна труба упала за борт, среди языков пламени метались солдаты. Выскакивая из огня, они бросились в воду, прыгали по одному и по нескольку человек. Вода повсюду была усеяна плававшими людьми. Прыгая за борт, солдаты ударялись не о воду, а о головы уже ранее прыгнувших туда, калеча и их и себя…»

Когда произошел взрыв, других судов поблизости не было. Ширина реки в этом месте достигала трех миль. Чуть ниже по течению от пристани Тэглеман на берегу реки находился военный форт северян Пикеринг, недалеко от которого стоял на якоре речной броненосец «Эссекс». Его вахтенный начальник Эрншоу в два часа ночи видел проходивший мимо вверх по реке большой колесный пароход, ярко освещенный огнями. Мичман Эрншоу не видел самого взрыва, так как в это время находился на нижнем деке корабля. Услышав грохот, он выбежал на верхнюю палубу и постучал в дверь каюты командира броненосца лейтенанта Берри. Он доложил: «Близ нашей якорной стоянки взорвался большой колесный пароход. Горит, искры летят в небо».

Через день лейтенант Берри докладывал своему начальству: «Я тут же отдал приказ готовить шлюпки к спуску на воду, это было исполнено незамедлительно. На восьмивесельном катере, который спустили раньше других гребных судов, я направился на стремнину реки. Это было примерно за два часа до рассвета. Еще было совсем темно, небо затянуло тучами. Горевший пароход ушел вверх по реке. Единственным ориентиром для нас были крики раненых и тонущих людей. Первый человек, которого подняли мы с воды в наш катер, настолько окоченел, что отогреть мы его не смогли. Второй, которого мы нашли, тоже вскоре умер. Потом мы стали спускаться вниз по течению, к форту Пикеринг. Стоящий на берегу часовой форта выстрелил в нас и крикнул, чтобы мы причалили к берегу. Мы вынуждены были подойти к нему в то время, когда совсем рядом несчастные молили о помощи, но уже не могли больше держаться на воде. Мы догребли до берега. Часовой приказал мне выйти из катера на берег. Я спросил его, почему он в нас стрелял. Он ответил, что следовал инструкции. Я объяснил этому стражу, что случилось на реке и что мы спасаем тонущих. Он ничего не ответил, и мы снова направились на стремнину. Там мы встретились с нашей гичкой, которая спасла тонущих. Люди настолько окоченели в воде, что их грузили в шлюпки, словно мертвецов».

Когда лейтенант Берри доставил вторую партию спасенных его катером людей, часовые пикетов форта Пикеринг опять начали стрельбу. Несмотря на то что война между Севером и Югом кончилась и был подписан мирный договор, отдельные группы плантаторов южан продолжали вести в низовьях Миссисипи партизанскую войну. Командование северян приказало всем сторожевым постам фортов тщательно следить за неизвестными лодками и не допускать высадки южан в этом районе.

Часовые форта Пикеринг продолжали стрелять до рассвета, пока командир форта полковник Каппнер лично не обошел все пикеты и не отменил приказа открывать огонь по неизвестным лодкам.

«Султанша» оставалась на плаву около часа. Когда ее борта прогорели ниже ватерлинии, она, все еще объятая пламенем, со страшным шипением, в клубах дыма и пара скрылась под водой, с ней затихли и последние крики людей, пытавшихся найти у ее борта спасение. Тех, кто, ухватившись за плавающие обломки, выдержал адские муки ледяной воды, течение реки увлекло вниз. Их проносило мимо Мемфиса, на набережных которого еще горели ночные газовые фонари.

Число погибших во время катастрофы «Султанши», убитых взрывом, погибших в огне, утонувших и пропавших без вести, оказалось огромным и составило по первоначальным подсчетам 1653 человека, число спасенных - 741. Из 12 пассажиров, представительниц «Христианского комитета женщин», спаслась только одна - geoglobus.ru. Из офицеров «Султанши» в живых остался лишь старший механик парохода Нэйт Уинтрингер. В течение недели в больницах Мемфиса, куда доставили пострадавших, от увечий и ожогов умерло около 70 человек. Таким образом, число жертв этой катастрофы превысило 1700 человек.

Новинка: речной круиз по Миссисипи: Новый Орлеан - Мемфис 8 дней http://royal-cruise.ru/predlogday/?iNewsId=280 Захватывающее путешествие по Миссисипи, на люкс теплоходе Queen of the Mississippi принесет массу незабываемых впечатлений даже самым искушенным путешественникам! Маршрут круиза: Новый Орлеан, Дубовая аллея, Батон-Руж, Сент-Фрэнсисвилл, Натчез, Виксберг, Мемфис Даты: 12.11.16, 01.04.17, 08.04.17*, 15.04.17, 22.04.17, 06.05.17, 13.05.17*, 20.05.17, 27.05.17* Цены: от 4540 USD Программа круиза по Миссисипи: День 1. Новый Орлеан Город Большой Свободы, где чувствуется невероятная атмосфера беззаботности и легкости восприятия окружающего мира. Французский квартал является старейшим в городе, здесь царит дух французской старины. Знаменитая Бурбон-Стрит - настоящее украшение французского квартала, где можно насладиться хорошей музыкой, произведениями искусства и разнообразными блюдами луизианской кухни. В сердце французского квартала Нового Орлеана находится известная площадь Джексона, спроектированная архитекторами под впечатлением от Площади Вогезов в Париже. Характерным местным элементом считаются различные "колдовские объекты", такое культовое место и могила королевы Вуду – Мэри Лаво на кладбище Сен-Луи. По сути Мари Лаво - это и есть дух Нового Орлеана. Именно здесь произошло самое мощное взаимопроникновение африканской и европейской культур. Приветственный коктейль от капитана и знакомство с экипажем. Ужин. День 2. Дубовая аллея Плантация "Дубовая Алея" расположена на берегу реки Миссисипи, между Новым Орлеаном и Батон-Руж. Дубовые аллеи часто называют "Великая дама большой речной дороги". Четверть мили нависающих гигантских дубовых деревьев с 300 летней историей сростаются своими узловатыми кронами и ветвями, образовывая изумительную живую арку. Полученные ощущения, заставят Вас вернуться в фильм «Унесенные ветром». Знакомство с историей Большого дома и дегустация мятного джулепа (напиток из коньяка или виски с водой, сахаром, льдом и мятой), являющийся традиционным напитком в этом регионе. День 3. Батон Руж Прибытие в Батон-Руж, столицу Луизианы. Знакомство с богатым южным образом жизни, с особенностями празднования карнавала «Марди Гра» и стиля жизни Креолов и Каджунов. День 4. Сент-Фрэнсисвилл Прибытие в городок Сен Франсисвиль, который находится в дельте реки Миссисипи. Главная улица Роял Стрит напоминает времена французской колониальной эпохи, с ее старинными рыночками, уникальными магазинчиками хэнд-мэйд изделиями и, конечно, музыкальными пластинками. Посещение старого крытого рынка и торговой улицы где представленны объекты искусства и драгоценные изделия. День 5. Нанчез Натчез - город Паломничества, где нет никакой суеты и спешки. Натчез в довоенное время был очень популярен среди богатых людей. Их особняки, сохранились и по сей день, такие, как великолепный и роскошный Стэнтон - Холл, наименее пострадавший во время Гражданской войны. Плантации Мелроуз, кирпичного особняк на берегу реки, бывшая штаб-квартира войск США во время Гражданской войны - Розалии Менсон, дом Вильяма Джонсона. Посещение Еола Отель для шоппинга. День 6. Виксбург Виксбург - город, уникально сочетающий в себе местную культуру, характер, искусство, приключения и южное гостеприимство. Осмотр значимого довоенного особняка Анчука, что на языке индейцев племени Чокто означает "счастливый дом". Известная всем Кока - Кола была разлита по бутылкам именно в Виксбурге, в то время и начался процесс её производства. Теперь здесь располагается музей. Отправление на музей «Поля боя», посвященный крупной военной операции Гражданской Войны в США. День 7. На борту День 8. Мемфис. Мемфис был основан 22 мая 1819 года и считается очень молодым городом. Одну из улиц города под названием Бил-Стрит У.К.Хэнди воспел в одной и своих песен, поэтому многие меломаны считают именно Мемфис родиной блюза. Отель Лоррейн является одним из самых удивительных мест: М. Л. Кинг был убит в одной из его комнат. Сегодня здесь открыт интересный музей, который полностью посвящен известному бойцу за права всех афроамериканцев. Среди других популярных городских достопримечательностей можно выделить: Картинную галерею Брукса, Конфедератский парк, Индейскую деревню-музей Чукалисса, Музей естественной истории и промышленности, Викторианский квартал, а также музей города Мемфис.

Благодаря мастерству знаменитых актеров, режиссеров и постановщиков весь современный мир вот уже добрый десяток лет восхищается историей «Титаника», корабля, погрузившегося в воды Атлантического океана вместе с более чем 1.5 тысячей человек. Но никто из пришедших в кинотеатр, чтобы в очередной раз насладится этой драматической и вместе с тем романтической историей даже не подозревает того, что случившееся с «Титаником» было не единственной катастрофой, о которой стоит помнить и знать.

Практически за полстолетия до крушения «Титаника», Америку, едва оправившуюся от Гражданской войны, ожидало еще одно потрясение – на реке Миссисипи потерпел крушение пароход «Султанша», на борту которого находилось более чем 2200 человек, 1700 из них погибли.

Гибель британского парохода «Титаник»

Начинался 1865 год, а это значит, что войне, раздиравшей страну надвое, пришел конец, Север победил, Юг – проиграл, настало время для налаживания мирной жизни и обмена пленными.

В апреле 1865 года из Виксберга на пароходе «Султанша» вверх по Миссисипи была отправлена первая партия солдат северных штатов, бывших в плену. Все они были сильно измучены, некоторые были ранены, были также и такие, кто пробыл в плену не менее 2-х лет. Солдаты с большим энтузиазмом восприняли весть о скором возвращении на родину, потому приказ грузится на пароход, вместимость которого в мирное время не превышала 700 человек, их нисколько не расстроил.

«Султанша» была единственным пароходом, выстроенным во время войны и оставшимся на плаву. За два года до описываемых событий она считалась самым большим и комфортабельным пароходом, имевшим кают-компании, залы-рестораны и даже танцевальные площадки. Трехпалубное судно могло вместить груз весом более 1.7 тысяч тонн и при этом развить скорость до 23 узлов в час.

Хорошо знакомый с такими характеристиками судна, его капитан Мэссон нисколько не обеспокоился тем, что на борт погрузили практически 2400 человек, так как все они вели себя смирно и особых условий содержания не требовали.

Беспокойство и у капитана и у его помощника вызывало совсем другое – котлы парохода по своей конструкции заметно отличались от котлов, установленных на других пароходах, для нормальной их работы требовалась чистая речная вода, найти которую в бурлящей от весеннего паводка грязной Миссисипи было невозможно. Опасаясь проблем с котлами, капитан вел пароход очень медленно, стараясь заходить во все попутные порты и производить там необходимую их чистку от глины и речного ила.

Ночью 26 апреля пароход достиг Мемфиса, где в очередной раз встал на чистку, по завершении которой немедленно выдвинулся в дальнейший путь. К 2 часам ночи 27 апреля пароход подошел к весьма опасным островам, обойти которые не сев на мель, мог далеко не каждый опытный лоцман. Опасной операцией руководил сам капитан лично. И вот когда опасность практически миновала, раздался ужасающей силы взрыв, который люди, спавшие на палубах и в трюмах даже не почувствовали, они просто не успели проснуться, взорвался один из котлов , поглотив в своем пламени несколько сотен спящих солдат.


Настоящий ад на пароходе «Султанша»

«Султанша» была деревянным пароходом, потому огонь быстро распространялся по палубам, тушить его было некому, большая часть механиков и матросов - погибла, а солдаты, еще не проснувшиеся и страшно измученные не могли понять, что случилось. Шлюпки на воду также спустить не удалось, большая их часть оказалась за бортом самопроизвольно сразу же после первого взрыва, заметно наклонившего пароход .

На реке начался настоящий ад, на пароходе нельзя было укрыться от огня и жара, а в воде людей поджидали холодные тиски мороза и нестерпимого колючего ветра. Люди, прыгая в воду в панике, топили своих товарищей и сами шли на дно. Вода была очень холодной, практически нестерпимой.

Спасения ждать было неоткуда, вблизи не проходило ни одного корабля и только тогда, когда пламя парохода заметил дежуривший на берегу солдат, была послана помощь. Спасатели вытаскивали из воды даже не людей, а окоченевшие полутрупы, многие из которых не доживали до берега, или же умирали в больницах. Спасательную миссию осложняли выстрелы часовых, которым никто не объяснил, какая страшная трагедия произошла, и они, исполняя свой долг, палили во все, что двигалось по реке. Приказ прекратить стрельбу ко всем постам дошел только к рассвету, к счастью никто не пострадал.

Спасти удалось чуть более 200 человек, число погибших достигло цифры в 1700 человек, среди которых имелись также женщины и дети, плывшие на «Султанше» в качестве обычных пассажиров парохода. Несколько сотен пассажиров сочли пропавшими без вести, так как тела их обнаружить не удалось. Спасти удалось только одну женщину и одного маленького ребенка. Виновников трагедии не выявляли, так как всем и так было ясно, что причиной всему случившемуся стал всего-навсего несчастный случай.

«Султанша» (27 апреля 1865 года)

Американский пассажирский пароход сгорел после взрыва парового котла на Миссисипи близ Мемфиса. Число погибших составило 1653 человека, спасенных - 741 человек.

В мировой истории речных катастроф гибель «Султанши » занимает особое место: по числу жертв оно стоит на первом месте и является одной из самых тяжелых катастроф в истории торгового флота США в мирное время.

Пассажирский колесный пароход «Султанша » был построен в верховьях Миссисипи в 1863 году. В то время он считался одним из самых больших и роскошных пароходов страны. Его вместимость составляла 1719 регистровых тонн. Он имел три палубы, на которых были размещены просторные салоны, залы и каюты. Мощная паровая коромысловая машина обеспечивала судну ход до 23 километров в час.

В начале апреля 1865 года командование штаба генерала Улисса Гранта отдало приказ погрузить в Виксберге на «Султаншу » партию бывших военнопленных-северян, которые почти два года содержались южанами в лагерях-тюрьмах Андерсонвиля, Кахабы, Мейсона и Фиско . Бывших пленников было много, а по Миссисипи тогда совершали регулярные рейсы всего три пассажирских парохода - «Оливковая ветвь », «Паулина Кэролл » и «Султанша ». Другие пароходы были уничтожены или выведены из строя в ходе военных действий.

«Султанша » была рассчитана на перевозку 276 каютных и 400 палубных пассажиров. Капитану Мэссону приказали принять на борт 2239 освобожденных из плена северян. На судне уже находилось 70 каютных пассажиров, не считая 85 членов экипажа. Таким образом, когда пароход вышел из Виксберга , на его борту было 2394 человека - в три с лишним раза больше допустимой нормы.

От других пассажирских пароходов Миссисипи , «Султанша » отличалась котлами особой конструкции. Весенняя вода реки, с большой примесью глины, была непригодна для питания этих котлов. Капитану Мэссону во время плавания из Нового Орлеана приходилось делать по просьбе старшего механика парохода Нэйта Уинтрингера остановки почти у каждой пристани и продувать котлы. Так что после продувки и чистки в Виксберге их пришлось чистить на следующее утро и в Хелене .

К вечеру 26 апреля «Султанша » прибыла в Мемфис . Здесь опять продули котлы и погрузили уголь, сто 240-килограммовых бочек сахара, десяток овец и пятьдесят свиней. В полночь того же дня «Султанша » отошла от пристани Мемфиса и продолжала свой путь вверх по реке.

Ночь выдалась темной и холодной. За штурвалом стоял сам Мэссон . Через два часа ему предстояло миновать окруженные многочисленными отмелями острова, обозначенные в лоции как «Старая курица с цыплятами ». Заметить отмели мог только опытный лоцман, хорошо знавший эти места. Вахту в машине нес второй механик Клеменс . Его беспокоил правый котел, который в Новом Орлеане дал течь.

Один из очевидцев катастрофы, солдат Честер Берри, 21 года, взятый в плен южанами у Фредериксбурга , писал в своих воспоминаниях: «Когда мы садились на пароход, на его палубах царило веселье, словно на свадьбе. Я никогда в жизни не видел более радостной толпы, чем эти бедные голодные парни. Большинство из них долгое время находились в плену, некоторые даже по два года, многие из них были ранены. В счастливом ожидании скоро увидеть отчий дом они не обращали внимания на эту страшную тесноту. На нижних палубах солдаты лежали вплотную друг к другу. У всех была одна заветная мечта - как можно быстрее попасть домой ».

На «Султанше » солдаты заполнили не только палубы, где они лежали вповалку, но и все внутренние проходы, коридоры, трапы и даже часть котельного отделения.

К двум часам ночи на пароходе все погрузились в тяжелый сон. «Султанша », пройдя неосвященную пристань Тэглеман , уже миновала первые острова «Старой курицы с цыплятами ».

После Мемфиса пароход прошел всего восемь миль. Наступил четверг, 27 апреля. Судовые часы показывали 2 часа 40 минут утра. В это время и взорвался правый паровой котел «Султанши ». Судя по описаниям очевидцев, взрыв был очень сильный, но не очень громкий, он скорее походил на резкий выхлоп сжатого воздуха. Пробитые палубы рухнули под тяжестью огромной массы человеческих тел. Одна дымовая труба упала за борт, вторая обрушилась на бак парохода. Не прошло и минуты, как всю среднюю часть судна охватил огонь. Построенный из дерева и отделанный изнутри деревом, пароход стал легкой добычей огня.

Разрушения на «Султанше » оказались огромными. Как уже говорилось, проломленные взрывной волной, не выдержав веса толпы, палубы обрушились. Большая часть спавших на них солдат погибла в первые же минуты. Огонь, раздуваемый ветром, с невероятной быстротой превратил пароход в гигантский факел, плывущий вверх по реке: паровая машина «Султанши » и левый котел не пострадали, продолжали вращаться гребные колеса парохода. Машину некому было остановить.

В момент взрыва старший механик «Султанши » Нэйт Уинтрингер находился в котельном отделении. Он видел, что стоявший рядом его помощник Клеменс исчез в дыму. В своем отчете суду Уинтрингер писал: «Сначала я оцепенел от ужаса. Это был какой-то кошмар. Выскочив наверх, я увидел, что кругом в воде плавают люди. Со всех сторон до меня доносился один и тот же крик: «Погасите огонь!» Пламя все увеличивалось. Кругом царил страшный хаос. Я понял, что огонь заставит меня покинуть палубу. Выломав из окна какой-то каюты деревянную штору, я прыгнул за борт ».

Один из очевидцев катастрофы - лейтенант Джо Эллиот с удивлением отмечал в своих воспоминаниях, что многие солдаты от взрыва даже не проснулись, их заставил подняться на ноги лишь быстро распространившийся по судну огонь. Лейтенант писал: «Я не понимал, что творится вокруг меня. Все это казалось кошмарным сном. Я встал и в каком-то охватившем меня забытьи пошел на корму парохода. На моем пути находился женский салон. От мужского салона его отделял матерчатый занавес. Я откинул его, чтобы пройти дальше, но какая-то дама преградила мне путь. «Что вам здесь нужно, сэр?» - спросила она. Но я не обратил на нее внимания и проследовал дальше.

Пройдя женский салон, я оказался на корме парохода и по трапу поднялся на верхнюю палубу. Оттуда вдоль борта я посмотрел на нос судна. Картина была ужасная. Палубы обрушились, одна труба упала за борт, среди языков пламени метались солдаты. Выскакивая из огня, они бросились в воду, прыгали по одному и по нескольку человек. Вода повсюду была усеяна плававшими людьми. Прыгая за борт, солдаты ударялись не о воду, а о головы уже ранее прыгнувших туда, калеча их и себя... »

Когда произошел взрыв, других судов поблизости не было. Ширина реки в этом месте достигала трех миль. Чуть ниже по течению от пристани Тэглеман на берегу реки находился военный флот северян «Пикеринг », недалеко от которого стоял на якоре речной броненосец «Эссекс ». Его вахтенный начальник Эрншоу в два часа ночи видел проходивший мимо вверх по реке большой колесный пароход, ярко освещенный огнями.

Мичман Эрншоу не видел самого взрыва, так как в это время находился на нижнем деке корабля. Услышав грохот, он выбежал на верхнюю палубу и постучал в дверь каюты командира броненосца лейтенанта Берри . Он доложил: «Близ нашей якорной стоянки взорвался большой колесный пароход. Горит, искры летят в небо ».

Через день лейтенант Берри докладывал своему начальству: «Я тут же отдал приказ готовить шлюпки к спуску на воду, это было исполнено незамедлительно. На восьмивесельном катере, который спустили раньше других гребных судов, я направился на стремнину реки. Это было примерно за два часа до рассвета. Еще было совсем темно, небо затянуло тучами. Горевший пароход ушел вверх по реке. Единственным ориентиром для нас были крики раненых и тонущих людей.

Первый человек, которого мы подняли с воды в наш катер, настолько окоченел, что отогреть мы его не смогли. Второй, которого мы нашли, тоже вскоре умер. Потом мы стали спускаться вниз по течению, к форту «Пикеринг». Стоявший на берегу часовой форта выстрелил в нас и крикнул, чтобы мы причалили к берегу. Мы вынуждены были подойти к нему в то время, когда совсем рядом несчастные молили о помощи, но уже не могли больше держаться на воде.

Мы догребли до берега. Часовой приказал мне выйти из катера на берег. Я спросил его, почему он в нас стрелял. Он ответил, что следовал инструкции. Я объяснил этому стражу, что случилось на реке и что мы спасаем тонущих. Он ничего не ответил, и мы снова направились на стремнину. Там мы встретились с нашей гичкой, которая спасала тонущих. Люди настолько окоченели в воде, что их грузили в шлюпки, словно мертвецов ».

Когда лейтенант Берри доставил вторую партию спасенных его катером людей, часовые пикетов форта «Пикеринг » опять начали стрельбу. Несмотря на то что война между Севером и Югом кончилась и был подписан мирный договор, отдельные группы плантаторов-южан продолжали вести в низовьях Миссисипи партизанскую войну. Командование северян приказало всем сторожевым постам фортов тщательно следить за неизвестными лодками и не допускать высадки южан в этом районе.

Часовые форта «Пикеринг » продолжали стрелять до рассвета, пока командир форта полковник Каппнер лично не обошел все пикеты и не отменил приказа открывать огонь по неизвестным лодкам.

«Султанша » оставалась на плаву около часа. Когда ее борта прогорели ниже ватерлинии, она, все еще объятая пламенем, со страшным шипением, в клубах дыма и пара скрылась под водой. С ней затихли и последние крики людей, пытавшихся найти у ее борта спасение. Тех, кто, ухватившись за плавающие обломки, выдержал адские муки ледяной воды, течение реки увлекло вниз. Их проносило мимо Мемфиса , на набережных которого еще горели ночные газовые фонари.

Число погибших во время катастрофы «Султанши », убитых взрывом, погибших в огне, утонувших и пропавших без вести, оказалось огромным и составило по первоначальным подсчетам 1653 человека, число спасенных - 741. Из 12 пассажиров, представительниц «Христианского комитета женщин », спаслась только одна. Из офицеров «Султанши » в живых остался лишь старший механик парохода Нэйт Уинтрингер . В течение недели в больницах Мемфиса , куда доставили пострадавших, от увечий и ожогов умерло около 70 человек. Таким образом, число жертв этой катастрофы превысило 1700 человек.