Кораблекрушение на волге. Что привело к трагедии с «Александром Суворовым» в Ульяновске

5 июня 1983 года четырехпалубный пассажирский теплоход "Александр Суворов" (проекта 92-016, приписан Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону) совершавший круиз Москва-Ростов-на-Дону в 22.45 минут, зашел под несудоходный пролет Ульяновского моста.


В результате столкновения теплохода с мостом, у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Погибло 176 человек. В качестве основных причин катастрофы по официальной версии стали халатность команды теплохода и железнодорожников. Первым инкриминировали халатность при несении вахты и ошибочный выбор для прохода теплохода несудоходного пролета. Вторым - неспособность обеспечить правильную световую сигнализацию на нужном пролете моста. Но общей версией стал пресловутый "человеческий фактор".


После аварии теплоход оттащили на судоремонтный завод в Измаиле, где полностью восстановили. После чего теплоход был передан в собственность Волжского пароходства и сменил ростовскую прописку на нижегородскую. Теплоход и сейчас работает на российских круизных линиях. В прошедшие выходные, 31 мая, "Алесандр Суворов" вновь напомнил о себе. Совершавший круиз выходного дня Москва-Тверь-Москва, при шлюзовании во втором шлюзе Канала Москвы, произошел удар теплоход винтовым комплексом о часть шлюзовой стенки, в результате чего винты были повреждены и теплоход изменив маршрут ушел на ремонт, а круиз был прерван.



"Теплоход по имени Смерть.."

"Вечер был веселым. Во время ужина по громкой связи поздравили повариху с днем рождения. В ресторане раздались аплодисменты: на “Суворове” вкусно готовили. Потом объявили - будет разыгран аукцион. Поэтому все устремились в зал на верхней палубе - и не только ради аукциона: многим хотелось посмотреть по телевидению детектив “Возвращение “Святого Луки”.

До моста - пять минут хода. На часах - 22 часа 45 минут. Видимость ясная, хотя и сумерки. В рубке вахтенный штурман, он же старший помощник капитана Владимир Митенков, рядом с ним рулевой Уваров. Капитан Владимир Клейменов отдыхал в каюте - предстояло вахтить ночью.

Некоторые пассажиры видели, как на мост на полной скорости влетел товарный состав, когда “Суворову” оставалось до него метров сто. Теплоход шел на предельной скорости - 25 километров в час.

Все шло обычно. Кроме одного - и в том ужас, - теплоход шёл в шестой пролет моста, через который суда и меньших габаритов пройти не могли!

Береговая диспетчерская служба, увидев, что судно движется к шестому пролету, пришла в панику, но принялась предупреждать по радио вахтенных на “Суворове”. Диспетчеры успели даже предупредительные ракеты пустить в полном отчаянии, потому что было уже ясно: остановить судно или заставить его, как “Титаник” от айсберга, хоть чуть отклониться уже невозможно.

Не сбавляя скорости, “Суворов” врубился в пролет...

Многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, удара даже и не заметили - в точности, как на “Титанике”, - в корпусе он отозвался глухим, неясным гулом. К тому же в репродукторах звучала музыка.

Этот тихий, быстро погасший удар, срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа набитым людьми.

Тяжелый железнодорожный состав громыхал наверху. И казалось что не сильный удар для многих оставшийся не замеченым так потряс фермы моста что вагоны опрокинулись и вниз на “Суворова” посыпались уголь, зерно, бревна.

Теплоход остановился не сразу. Инерция скорости и огромная масса протащили его под мостом, и еще метров триста после него. И только потом “Суворов” замер на глади реки.

* * *

Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: “Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим - сидим как тараканы...” Он отмахнулся, не захотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел.

Он ощутил удар. Какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир Петрович выскочил из каюты и бросился наверх по трапам, Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул.

Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: “Скажите маме, что я жива...” И тут же умерла.

Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой...

Перед началом фильма многие заглядывали в зал, но, увидев столпотворение, уходили. Акоп А, с женой тоже попытался войти, но душно показалось. Спустились в каюту. Почувствовав, что судно содрогнулось, он побежал наверх и отпрянул: потоки крови, оторванные конечности, головы, вывороченные внутренности...

Двоих приятелей спасла бутылка водки. Следователь попросил объяснить, как это могло случиться: жены погибли, а они живы? А просто: жены тянули кино смотреть, а у них интерес был другой - выпить хотелось, остались. Теперь молятся на эту бутылку.

Капитан Клейменов выжил. По сведениям, Клейменова подобрали возле опоры моста, на дамбе. Он был в одних плавках и не помнил, как оказался здесь. Судя по всему, его выбросило с высоты двенадцати метров. По его рассказу, он еще вытащил из реки погибающего человека и только потом потерял сознание. Это на одном допросе. На другом заявил, что сознания не терял.

* * *

Набат трагедий пробудил гниль - мародеров. Они стянулись на берега вниз по реке, вылавливали трупы и снимали все, что можно снять: джинсы, обувь...

Весь город содрогнулся от ужаса. На предприятиях Ульяновска были Мобилизованы рабочие, собрались отряды студентов. Работали в больницах, на транспорте. Катастрофически не хватало гробов...

Перед следствием стояло много и задач и одна из них - отыскать на дне ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого. Медэкспертиза должна найти ответ: почему “Суворов” двинулся в заведомо не проходимый пролет?

На рассвете 6 июня никто не представлял объема беды. Ни один из членов правительственной комиссии, ни один из следователей не смог бы назвать количество жертв.

Хирурги работали как в полевом госпитале. Непрерывно резали и штопали людей. Невероятная сложность в работе в том заключалась, что были только рваные раны. Безумно сложно было их промывать, обрабатывать. Мелкая угольная крошка и в особенности зерна, которыми раны присыпало, окрашенные кровью, делались невидимыми. “Гораздо легче было бы, если бы была просто грязь...”.

Экипаж “Суворова” жил на борту. Шли допросы.

Всех интересовала та повариха, которую поздравляли с днем рождения: как она отмечала праздник? При этом можно не сомневаться, что она станет отрицать какое бы то ни было застолье. Очень многие считали тогда, что другой причины, кроме как пьянство, толкнувшее огромный теплоход к прохождению моста с неслыханными нарушениями правил, - нет. Предполагали даже, что в роковые минуты теплоходом вообще никто не управлял.

В 1983 году, эксперты пришли к мнению: четыре факта привели к катастрофе:

Халатность первого штурмана;
- халатность рулевого;
- отсутствие сигнальных огней на мосту, в темное время суток;
- на шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Такой сигнал есть в виде ромба для судов идущих вниз по Волге, и прямоугольник для судов по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником.

И еще. Капитаны судов неоднократно писали в управление Куйбышевской железной дороги о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация. Вина железнодорожников в аварии была тоже.

Следствие разыскало свидетелей заходивших в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков шел 18-й раз под этим мостом и видимо чувствовал себя слишком уверено. Это погубило 176 человек. Тела этих двоих подняли со дна Волги. Алкоголя в крови не обнаружили.

Следствие пришло к выводу, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, телесных повреждений на нем не было обнаружено, и поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам.

В заключении капитан “Суворова” пробыл около шести лет, потом был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.

Леонид Репин
"Комсомольская Правда" 16.05.1998

Глазами очевидцев

Ликвидировать последствия катастрофы в числе прочих помогали курсанты военных училищ. Вот что рассказал один из них:

— Это случилось в воскресенье. Многие ребята с левого берега опоздали из увольнения. Стало известно, что произошло что-то страшное, много жертв. Буквально через два дня наш взвод собрали по тревоге и отвезли в областную больницу. Почти сутки мы работали в тамошнем морге. Тела привозили в огромных рефрижераторах (их почему-то еще называли «Алками»). В каждой помещалось 18-19 тел. Часть тел была сильно изувечена, часть слегка помята. Мы их разгружали, спускали вниз, помогали обмывать, одевать и укладывали в гробы. Каждому клали мешочек с личными вещами — для опознания. Советская власть тогда четко работала. За эти сутки у нас перебывало четыре или пять комиссий. Следили, чтобы все делалось надлежащим образом.

— В том году я был начальником Заволжского РОВД, — продолжает Вячеслав Евсюк. — Около 23.00 меня вызвали на место аварии. Я еще не знал, что произошло. Было уже темно. Я увидел несколько вагонов со стройматериалами и цистерну с бензином. Вагон со стройматериалами был разрушен. Цистерна осталась неповрежденной. Иначе даже страшно представить, что могло произойти. Опоры моста погнулись. Железнодорожное полотно сдвинулось на 30-40 сантиметров. Теплоход виднелся ниже по течению. Вместо верхней палубы была абсолютно ровная поверхность… Движение было перекрыто, образовалась огромная пробка. Мне велели сопроводить автомобили по мосту на небольшой скорости. Я побежал к колонне. Ощущения были довольно странные. Каждый шаг гулко отдавался в ночи. Сел в первую же легковушку, за нами тронулись остальные. Пробка начала рассасываться.

Работники милиции и прокуратуры опросили практически всех оставшихся в живых пассажиров. Две бабушки рассказали, что перед самой катастрофой они сидели на верхней палубе, вязали носки, наблюдая, как теплоход приближается к мосту. Одна сказала: «Мы не пройдем под мост. Слишком уж низко он нависает!». Другая возразила: «Не может быть! У них мост разводной». Но на всякий случай спустились в каюту. Буквально через минуту страшный удар снес верхнюю палубу. Обе старушки остались живы.

Многих выбросило за борт. К месту происшествия спешили работники транспортной милиции и рыбаки на моторных лодках. Немало людей удалось спасти. Спасенных высаживали на берег и снова возвращались к месту аварии.

— На следующее утро мы осмотрели теплоход, — рассказывает Вячеслав Иванович. — По одной из версий, экипаж отмечал день рождения работника ресторана, и судном никто не управлял. Мы спустились в ресторан, там стояли накрытые столы. Видимо, удар почти не ощущался. Даже фужеры с вином не опрокинулись. Как выяснилось, члены экипажа в застолье не участвовали. Что касается погибших, называли самые разные цифры — от 176 до 600.

Ульяновский врач-травматолог Александр Симиндейкин до сих пор вспоминает о том дне: «Меня разбудили и сказали, что надо срочно ехать в больницу. На улицах я увидел целую вереницу карет «скорой помощи». Пострадавших везли в областную клинику нескончаемым потоком. Там сразу же развернули шесть операционных. Мы не паниковали, дорога была каждая минута».

Опознание длилось дней шесть или семь. Дольше летом тела хранить не могли. Тех, кого не успели опознать, похоронили в братской могиле на Нижней Террасе. На месте захоронения поставили скромный обелиск.

Поврежденный участок моста после удара теплохода

rechnoi_dozor



Крест памяти погибших в катастрофе.

Гибель парохода «Титаник» после столкновения с айсбергом в 1912 году на десятилетия вперёд стала символом всех крупных морских катастроф, произошедших в мирное время. К концу XX столетия у людей вновь стала появляться иллюзия, что трагедии подобного рода ушли в историю. Расплата за подобные заблуждения всегда получается жестокой.

31 августа 1986 года в Цемесской бухте близ Новороссийска произошла катастрофа, которую впоследствии стали называть «советским Титаником». Но, в отличие от истории 1912 года, в данном случае не было никакого айсберга — крушение явилось исключительно делом человеческих рук.

Трофейный «Берлин»

Советский круизный пароход «Адмирал Нахимов» был спущен на воду в марте 1925 года в немецком Лоббендорфе, получив название «Берлин». В первые годы своего существования «Берлин» совершал рейсы из Германии в Нью-Йорк. К концу 1930-х годов трансатлантические рейсы стали невыгодными, и судно перевели на круизы по Средиземному морю.

С началом Второй мировой войны «Берлин» был переоборудован в госпитальное судно и в таком качестве использовался вплоть до 1945 года. В январе 1945 года он подорвался на мине близ порта Свинемюнде и затонул на небольшой глубине. В 1947 году судно было поднято советскими водолазами и отправлено на частичный ремонт в доки Кронштадтского порта. Ставший трофеем пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов», после чего отправился на Родину, в Германию. В ГДР пароход подвегся капитальному ремонту и в 1957 году вошёл в состав Черноморского морского пароходства.

«Берлин», 1920-е годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Престижный отдых и специальные операции

«Адмирал Нахимов» стал в СССР символом престижного круизного отдыха, доселе незнакомого советским гражданам. Впрочем, иногда он использовался и в других целях. Так, во время Карибского кризиса на его борту перебрасывали на Кубу советских военнослужащих, а в 1979 году — кубинских военнослужащих для выполнения секретной миссии в Африке.

В истории «Адмирала Нахимова» были и рейсы с паломниками в Саудовскую Аравию, и плавание с участниками Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Пароход обладал исключительной репутацией — за почти три десятка лет его эксплуатации в СССР с его участием не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия.

Время, однако, давало о себе знать — в 1980-х годах «Адмирал Нахимов» сменил дальние рейсы на круизы по Чёрному морю. Круизы эти пользовались бешеным успехом у неизбалованных жителей СССР.

Прогулочная палуба «Адмирала Нахимова» в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Рейс Одесса - Батуми - Одесса

29 августа 1986 года «Адмирал Нахимов» выходил в очередной рейс по маршруту Одесса - Батуми - Одесса с заходами в Ялту, Новороссийск и Сочи. Завершиться круиз должен был 5 сентября. Покинув Одессу, пароход благополучно добрался до Ялты, а затем в 14:00 31 августа прибыл в Новороссийск. В 22:00 лайнер должен был покинуть порт и взять курс на Сочи. На его борту находилось 1243 человека: 346 членов экипажа и 897 пассажиров.

Капитаном «Адмирала Нахимова» с 1984 года являлся Вадим Марков , опытный моряк, имевший за плечами работу на линиях загранплавания. Свой корабль капитан Марков знал отлично, да и никаких опасностей выход из порта не сулил.

Согласно сообщению поста регулирования движения судов (ПРДС), в этот момент к порту Новороссийска подходил единственный корабль — сухогруз «Пётр Васёв», вёзший канадский ячмень. Командовал сухогрузом капитан Виктор Ткаченко , который сообщил, что пропустит выходящий из бухты пароход.

«Пётр Васёв» идёт навстречу

С задержкой в 10 минут от расписания «Адмирал Нахимов» отшвартовался и устремился к выходу из порта. Пароход прошёл ворота порта, вышел на курс 154,2 и стал следовать по направлению к буям Пенайских банок, которые находились на выходе из бухты.

На борту царило спокойствие. Часть пассажиров отправилась спать, кто-то собирался на киносеанс, молодёжь была на дискотеке в музыкальном салоне, часть людей находилась в барах.

В это время капитан Ткаченко ещё раз подтвердил, что «Пётр Васёв» пропустит «Адмирала Нахимова». Ту же информацию по радиосвязи Ткаченко передал второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» Александру Чудновскому , который в 23:00 принял вахту у капитана Маркова. Ткаченко и Чудновский договорились о том, что суда разойдутся правыми бортами. Капитан Ткаченко ориентировался на показания САРП — системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Данные этого устройства говорили о том, что суда благополучно разойдутся.

Но находившийся на «Адмирале Нахимове» Чудновский, наблюдавший за ситуацией визуально, уже примерно в 23:05 обнаружил, что суда идут на опасное сближение. Вахтенный снова связался с Ткаченко, уточнив: «Пётр Васёв» точно пропускает пароход? Капитан Ткаченко подтвердил: да, всё в порядке.

«Пётр Васёв». Фото: Commons.wikimedia.org

«Работать немедленно назад!»

Тем временем и на «Петре Васёве» были те, кто видел, что ситуация развивается в опасном направлении. Помощник капитана Зубюк обращал внимание Ткаченко на то, что пеленг на «Адмирала Нахимова» практически не меняется, что говорит о возникшей угрозе столкновения. При этом Зубюк указывал на огни парохода, говорившие о том, что суда приближаются к столкновению.

Капитан Ткаченко ещё несколько минут с необъяснимым упрямством смотрел только на прибор. И лишь затем, наконец посмотрев туда, куда указывал Зубюк, с ужасом понял — «Пётр Васёв» на большой скорости летит прямо на «Адмирала Нахимова».

Капитан Ткаченко стал отдавать команды в машинное отделение — «средний вперёд», «малый вперёд». Эти полумеры уже не помогали, и последней командой Ткаченко стала: «Стоп, полный назад!». Однако тяжёлый сухогруз не может изменить направление движения моментально. «Пётр Васёв» продолжал идти на «Адмирала Нахимова». На пароходе вахтенный помощник капитана Александр Чудновский передал по радио на сухогруз: «Работать немедленно назад!». Рулевому «Адмирала Нахимова» была отдана команда: «Лево на борт!».

«Нахимов» ушёл на дно за 8 минут

Это не помогло — в 23:12 произошло столкновение. «Пётр Васёв» на скорости 5 узлов вошёл под углом 110° в середину правого борта парохода. В подводной части балкер вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров в районе переборки между машинным и котельным отделением. «Адмирал Нахимов» продолжал по инерции двигаться вперёд, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту, которая в итоге составила около 80 квадратных метров.

Огромная пробоина привела к стремительному затоплению парохода. Всего за 30 секунд водой было заполнено машинное отделение. Корабль стал валиться на правый борт. Аварийное освещение, включившееся взамен отключившегося основного, проработало всего две минуты. Многие люди были заблокированы в каютах внутри гибнущего судна. Всё, что успели члены команды, — спустить на воду надувные плоты. Через 8 минут после столкновения, в 23:20, «Адмирал Нахимов» ушёл под воду, оставив на поверхности сотни борющихся за жизнь людей. Среди них не было помощника капитана Александра Чудновского. Моряк, понимая, что судно гибнет, вынес себе смертный приговор — спустившись в свою каюту, он заперся в ней и вместе с «Адмиралом Нахимовым» ушёл на дно.

Гибнущих людей спасали более 60 судов

Первым к месту катастрофы подошёл небольшой лоцманский катер ЛК-90, направлявшийся к «Петру Васёву» для проводки его к причалу. «Адмирал Нахимов» затонул на глазах членов экипажа катера.

В 23:35 ЛК-90 приступил к спасению людей. На борт маленького судёнышка подняли 118 человек, что значительно больше допустимой нагрузки. Потом спасённых стали передавать на другие подошедшие корабли. В это время капитан порта Новороссийск Попов отдал приказ всем плавсредствам следовать в район катастрофы для спасения людей. Буксиры, малые и рейдовые катера, катера погранвойск, «кометы» на подводных крыльях — всего 64 судна приняли участие в спасательной операции.

Работать приходилось в сложных условиях — сильный ветер, волны до двух метров. Но моряки делали всё возможное и невозможное. Курсанты Новороссийского высшего инженерно-морского училища, поднятые по тревоге, выходили в море на яликах, сами рискуя погибнуть.

В спасательной операции участвовала и команда сухогруза «Пётр Васёв», поднявшая на борт 36 человек. Из 1243 человек, находившихся на борту, погибли 423: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. Среди погибших было 23 ребёнка.

Кто виноват?

Из Москвы прибыла большая правительственная комиссия во главе с первым зампредом Совета министров СССР Гейдаром Алиевым , а вместе с ней и многочисленная следственная группа.

Под суд в итоге пошли оба капитана — Виктор Ткаченко и Вадим Марков получили по 15 лет лишения свободы. Маркову, чудом уцелевшему в катастрофе, поставили в вину отсутствие на мостике. В момент катастрофы капитан находился в каюте начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова , куда был приглашён на ужин. В отличие от Маркова, генерал Крикунов погиб вместе с семьёй.

За тридцать лет в катастрофе «Адмирала Нахимова» кого и чего только ни обвиняли — и аномальную зону, и советский строй, и ветхость судна, и диверсантов… История про обычный «человеческий фактор» многим резала слух. «Адмирал Нахимов» забрал ещё две человеческие жизни уже после крушения — два водолаза погибли, поднимая тела жертв на поверхность. После этого работы на судне были прекращены, и тела 64 человек так и остались внутри корпуса «Адмирала Нахимова».

Капитан «Петра Васёва» уехал в Израиль и погиб в кораблекрушении.

В 1992 году, после распада СССР, президенты России и Украины помиловали осуждённых капитанов.

Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году капитан «Адмирала Нахимова» скончался от рака.

Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить. В 2003 году яхта, которой управлял Виктор Тальор, потерпела крушение у берегов Ньюфаундленда. Обломки яхты и останки людей нашли на побережье Канады.

Район Цемесской бухты, где на глубине 47 метров лежит «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы. Постановка на якорь, погружения водолазов и подводных аппаратов, а также любые действия, нарушающие покой места захоронения, в указанном районе запрещены.

Семь лет назад затонул пассажирский теплоход "Булгария". У людей было около трёх минут, чтобы выбраться из огромного корабля, который стремительно скрывался под водой.

10 июля 2011 года совершавший круиз по маршруту Казань - Болгар - Казань двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария" затонул на обратном пути. Из-за перегруза, непрофессионализма экипажа и плохого технического состояния судна погибли 122 человека, среди которых 28 несовершеннолетних. Катастрофа стала крупнейшей на Волге по числу жертв в современной России.

Многие ехали в Болгары семьями или шумными компаниями. Те, кто выжил, до сих пор винят себя, что остальных не удалось спасти, даже если это было физически невозможно.

Она была беременна

Евгений и сыграли свадьбу 25 июня 2011 года, а через пару недель отправились в путешествие. Молодые люди знали, что Лейсан была на 15-й неделе беременности, и подбирали имя будущему ребёнку. Девушка знала, что родится сын, но пока не решалась сказать, - всё хотела сделать сюрприз.

Молодые люди встречались ровно год и жили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра - похожи и внешне, и характером. У них даже отчества были одинаковые - Айдарович и Айдаровна.

Денег особо не было, Женя только недавно устроился на работу, чтобы обеспечивать семью. Решили, что небольшой круиз на теплоходе потянут, - надо же себя порадовать. Да и отправлялись вместе с друзьями.

Утром 9 июля Женя и Лейсан летели сломя голову к речному порту: были уверены, что теплоход отходит от причала в 9:00. Уже на месте вспомнили, что до отправления ещё 12 часов, - "Булгария" стартовала из Казани вечером. Ну что поделать? Пришлось вернуться. Возвращаться перед дорогой считается плохой приметой, но кто об этом в 20 лет задумывается?

И вот он - вечер. На пристани выстроился ряд теплоходов. Все они стояли гордо, прямо и поражали своей какой-то статью, что ли. Поодаль от них примостилась "Булгария". Она словно заманивала людей, "приветливо" наклонившись направо. На крен обратили внимание все пассажиры, правда, значения никто не придал: ну неприятно, но не критично же?!

До Болгар дошли еле-еле. Особо пассажиры не жаловались: многие из них - дети, которые вообще слабо представляют, как должен выглядеть теплоход. Остальные считали, что это просто "неудобства", и продолжали веселиться. Дождь и шторм, конечно, раздражали, но что тут поделаешь, - бывает. В конце концов никто не ждал VIP-судна за тысячу, ну максимум за 3,5 тысячи рублей, уплаченных за путёвку.

Утром 10 июля всех высадили в Болгарах и отправили на экскурсию. Туристы чертовски устали - душно, много ходить, да и у многих был довольно весёлый вечер. Поэтому по возвращении на борт многие просто рухнули отдыхать.

Не стал исключением и Евгений, а Лейсан отправилась прогуляться по палубе. Она стала одной из первых, кто увидел, как судно заваливается на бок и наполняется водой. Девушка бросилась в каюту - разбудила спящего мужа. Молодожёны схватились за руки и побежали наверх. Пробежали по коридору по колено в воде, подбирались к двери, ведущей к спасению, как вдруг теплоход пошатнулся, водой захлестнуло всё вокруг.

Лейсан внезапно исчезла в потоке, она просто выскользнула у меня из рук. Я не удержал её, - рассказывал Евгений Лайфу.

Молодой человек сразу бросился за женой: стал нырять в кромешной темноте в поисках супруги. Под руки попадалась какая-то мебель, чьи-то вещи, и тут вдруг... человек. Схватил за шкирку, вытащил - ребёнок, лет семь. Вытолкнул к выходу. Ещё раз - может, сейчас Лейсан?! Но на Женю посмотрела пенсионерка. Терёшин спас две жизни. Но его родные - жена и неродившийся сын - остались на дне Волги.

Самого парня вынесло воздушной пробкой из подводной могилы. Спустя несколько минут пассажиров подобрала "Арабелла". Когда сошли с неё, на берегу уже стояли родственники и его, и жены. Молодого человека увезли в больницу. Две недели под капельницами, работа с психологом из Москвы, непрекращающиеся кошмары во сне. Последние, впрочем, виделись ещё не один год.

Жену похоронили на родине матери в посёлке Апастово. Женя же не мог представить, что делать. Покончить с собой? Пойти и разнести к чёртовой матери офис турфирмы, которая продала путёвки, зная, что теплоход может утонуть? Всё время его оберегали и родители, и родные жены.

Как-то Лейсан приснилась своей маме и поручила ей: "Смотрите там за ним, оберегайте", - вспоминал Евгений.

Он не раз говорил, что, если бы только успел, постарался как можно больше раз сказать Лейсан, как он её любит.

Опоздай. Просто опоздай

Девушка к двадцати трём годам окончила Казанский кооперативный институт, работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Очень любила купаться. Так что прогулка на теплоходе по любимой Волге для неё казалась чудесным вариантом отдыха.

Опоздай, ну опоздай же". Девушка приехала на речной вокзал за несколько минут до отправления.

Теплоход как-то не внушал доверия, но ребята, подшучивая про "Титаник", двинулись на борт. На то, что судно кренится, старались не обращать внимания: ну и правда, что тут сделаешь - бывает.

В Болгаре молодые люди отстали от экскурсии и рисковали не успеть на теплоход, но заплатили таксисту по двойной таксе, чтобы не опоздать.

Девушки прогуливались по палубам, когда увидели, как теплоход слишком сильно стал наклоняться. Они бросились в каюты, пробираясь через потоки воды, хлеставшие из дверей. Вся компания бросилась к выходу.

Альбина ухватилась за лестницу, при этом держа сестру за руку. Вдруг хлынул мощный поток воды, из-за которого руки расцепились. Короткий крик, который вскоре исчез под водой.

Альбина даже не могла броситься за сестрой - не умела плавать. Руслан искал возлюбленную, но безуспешно. Айгуль так и не выбралась. Альбине и Руслану удалось спастись. Руслан потом долго ещё не мог говорить, только смотрел на воду, надеясь, что каким-то чудом его невесту доставят на берег живой.

О том, как и чем сейчас живёт Альбина, ничего не известно. О Руслане, впрочем, тоже немного. Судя по его странице в одной из соцсетей, в 2012-м году он начал встречаться с девушкой, в 2014-м женился. И просто пытается жить дальше.

Выжил один

Сиринэ Шарапова с 11-летней дочкой Камилой и мужем Ниязом отправилась в небольшое путешествие на "Булгарии" вместе с 37 другими семьями сотрудников завода, поставляющего строительные материалы на универсиаду. Так на предприятии решили поощрить людей, усиленно работающих перед спортивным мероприятием.

У Шараповых как раз сорвался отпуск в Крыму, так как Сиринэ попросту не успевала всё закончить. Поэтому решили прокатиться на "Булгарии" - хоть что-то. Вообще, 46-летняя мать семейства всегда думала совершить длинное путешествие по воде. Вся семья плавала хорошо.

Даже если что-то случится - выплывем, - уверенно говорила она.

Нияз за 13 лет вместе привык, что жена всегда была активной. На теплоходе, машине, поезде - как угодно. Она летать только не любила: боялась разбиться.

Жизнь с ней никогда не была серой. Конечно, без трудностей не обходилось, на блюдечке нам ничего не приносили. Но Сиринэ была мудрой. Всегда могли сесть вдвоём - всё обсудить и решить, - рассказывал позже Нияз "Аргументам и фактам".

Он занимался бизнесом, так получалось, что чаще мог уехать с работы, чтобы забрать дочь с танцев, из школы. Даже получалось пару часов погулять и посекретничать.

Шли пешком и разговаривали обо всём на свете. Она хорошо училась. Год с одной четвёркой закончила. Занималась танцами, играла на пианино, - вспоминает мужчина.

Дочь женщины от первого брака - Гузель - позже рассказывала, как Камилу в семье называли "будущий президент", - девочка была крайне ответственна. Делать уроки или разучивать очередную мелодию шла сама, без напоминаний. А вот на каникулы её в этот раз никуда не получалось свозить, как-то поощрить. И тут звонит супруга и радостно сообщает, что они едут на день на теплоходе до Болгара.

Ну хоть дочка развеется, - подумал тогда Нияз.

Да и жене нужен был отдых: в последнее время постоянно родственники умершие снились. Могла несколько раз за ночь проснуться. В семье думали, что это от нервов: очень переживала из-за работы, хотела, чтобы всё успели в срок.

Мысли, которые преследовали Шараповых по пути в Болгар: не теплоход, а сплошное разочарование, питание скудное, обстановка самая простецкая, судно кренится всё время. Ладно, в следующий раз можно поехать на нормальном...

https://static..jpg" alt="" data-layout="wide" data-extra-description="">

Алмаз Хайретдинов из Арска в четыре года остался без родителей из-за трагедии на Волге. Родные только через год решились сказать мальчику, что мама Раиля и папа Айнур больше никогда не вернутся.

Спите спокойно, мамочка и папочка, - сказал ребёнок, уезжая с могилы.

Отдыхать на "Булгарии" поехали 28-летний Айнур с Раилей, которая на год его младше. В двухдневное путешествие их позвала сестра Айнура Ильмира и её супруг Альберт Аглиев. Сначала мужчины и вовсе думали отказаться от затеи: не было кают с душем. Но потом под уговоры жён согласились.

Чего-то особенного о начале поездки они не помнят: на крен не обращали особого внимания, а вечером, как и многие, поужинали, потанцевали. Утром погуляли по Болгару. А по возвращении решили посидеть в каюте у брата и его жены. Супруги уже думали пойти к себе, когда услышали: "Все на левый борт!"

Аглиевы бросились в свою каюту, что по соседству, за спасательными средствами. Затем понеслись наверх. В коридоре Раили и Айнура не было - наверное, наверху уже, решили супруги.

Поток воды почему-то шёл снизу - как фонтан. Мы выскочили на палубу, поплыли. Если бы не муж, я бы не вынырнула с опрокинувшегося корабля, - призналась Ильмира, которая плохо умела плавать.

Они спаслись в той катастрофе. А вот родители Алмаза остались на дне Волги.

Мать Раили кричала мне в лицо: "Зачем ты выплыла, зачем вернулась, если не спасла своего брата?!" - рассказывала позже МК Ильмира.

Общая трагедия не объединила семью. Бабушки мальчика - - ещё на поминках начали выяснять, кто же будет опекуном ребёнка. Рос он вместе с родственниками отца, но бабушка по материной линии не собиралась отказываться от внука. Как-то договориться, чтобы он был и с теми, и с другими, было невозможно.

Суд в итоге вынес решение в пользу родственников отца. Мальчик до сих пор живёт с ними. А его тетя в соцсетях выкладывает снимки - вот родственники собрались за большим столом, вот - Алмаз во время выступления кружка, видимо, по народным танцам, вот мальчик тренируется.

Все дети, которые остались сиротами после крушения "Булгарии", были взяты под временное опекунство: в восьми случаях их забрали бабушки, в одном - тётя.

Владельцем теплохода значилось "Камское речное пароходство", а арендовал (фрахтовал) её "Агроречтур" во главе со Светланой Инякиной. Как позже утверждали спасшиеся члены экипажа, именно "Агроречтур" отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара, несмотря на его опасения. В противном случае он мог поплатиться работой и кошельком. В июле 2014 года глава компании получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ сообщали, что Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей уменьшили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В интервью ещё в 2012 году она призналась, что хочет и дальше заниматься речными судами. Как выйдет на свободу.

Старпома судна - Рамиля Хаметова - приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года.

Чиновники Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов в феврале этого года вышли на свободу. Каждого из них приговорили более чем к пяти годам тюрьмы, однако позже зачли время, проведённое в СИЗО.

В этот день, 5.06.1983 года теплоход "Александр Суворов" на полном ходу врезался в Ульяновский мост.
В результате катастрофы погибло не менее 176 человек, большинство из которых женщины. Некоторые эксперты до сих пор считают, что это был теракт...

«Александр Суворов» — круизный четырёхпалубный самоходный теплоход проекта 92-016 (тип «Валериан Куйбышев»), относится к самым крупным советским речным пассажирским судам. Он был построен в городе Комарно, Чехословакия, в 1981 году.


Теплоход "Александр Суворов". Ростовская набережная. Весна 1983 года. Фото А. Чеботарёва.

5 июня 1983 года теплоход шел по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону — Москва. Во время ужина по радио поздравили с днём рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие. После этого большинство пассажиров перешли на верхнюю палубу, где были танцы, и в кинозал теплохода, в котором показывали отечественный детектив «Похищение «Святого Луки».

В 21:40 «Александр Суворов» на полном ходу врезался под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу. В течение 15—20 секунд рубка со всем оборудованием, кинозал, трубы, шлюпбалки были снесены.

Скорость теплохода перед столкновением составляла 25 км/час, то есть была близка к максимальной. После столкновения у теплохода заглохли двигатели по причине смятия выхлопных труб, но теплоход по инерции прошёл за мостом ещё около 300 м.

Из-за аварии пролётное строение железнодорожного моста было смещено на 40 см. В это время по мосту следовал грузовой поезд со скоростью 70 км/ч, массой 3 300 тонн, в составе 53 вагонов, 11 из которых сошли с рельсов. Часть вагонов опрокинулись, их груз (уголь, зерно, бревна) частично попали на теплоход. В фермах моста застряла цистерна с топливом и только чудом она не рухнула на теплоход и не взорвалась.

Число погибших, по разным данным, составило не менее 176 человек. Неопределённость связана с тем, что во время рейса «Александр Суворов» был перегружен. Помимо 330 пассажиров, на его борту находились 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала. Также на теплоходе находились знакомые и родственники членов экипажа.

Большое число жертв объясняется тем, что в момент столкновения большая часть пассажиров находилась в кинозале и на танцплощадке на верхней палубе, полностью уничтоженной столкновением с фермой моста.

Слева капитан судна В.В.Клеймёнов.

Воспоминания участника событий...

"Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: «Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим...» Он отмахнулся, не захотелось. Она ушла. Больше он её живой не видел...
Он ощутил удар. Теплоход замедлял движение. Владимир Петрович выскочил из каюты и бросился наверх по трапам, Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул. Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у неё не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: «Скажите маме, что я жива...» И тут же умерла." (С) «Комсомольская правда»,16.05.98.

Ещё в течение месяца после трагедии вплоть до Куйбышева (Самара) к берегу прибивало обезображенные тела. На ульяновских предприятиях были мобилизованы рабочие, собирались отряды студентов, которые работали в больницах и на транспорте.

Жертв могло быть и больше. Многие оставшиеся после катастрофы пассажиры прыгали в воду с целью спастись. Пострадавших доставляли в ульяновские больницы, благодаря своевременному оповещению лечащего персонала и приезду врачей из близлежащих больниц удалось спасти много пассажиров.

В том же году эксперты пришли к мнению, что к катастрофе привели следующие причины: халатность первого штурмана Евгения Митенкова, халатность рулевого, отсутствие сигнальных огней на мосту в тёмное время суток, на шестом пролёте, через который такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролёт.

Штурман визуально засомневался сможет ли судно войти под пролет и запросил размеры пролета у диспетчера Ульяновского речного порта, на что получил ответ: «13,8». Запросив повторно, он получил тот же ответ и сказал: «Совсем плохо!» Штурман визуально видел, что габарит меньше, но, получив от диспетчера правильную цифру габарита пролёта в 13,8 метров, при котором теплоход проходит, продолжил движение. Вероятно штурман решил, что виной темное время суток и визуальные эффекты зрения. То, что теплоход идёт не в свой пролёт, заметил и охранник на мосту. Он попытался привлечь внимание вахтенных звуками выстрелов, но это оказалось бесполезным. Теплоход на полном ходу врезался в мост. Штурман Евгений Митенков погиб в катастрофе.

Многие даже сейчас считают что это был теракт. Не заметить, что судно идет не в тот пролет практически невозможно, нужно быть полным идиотом или в стельку пьяным. Штурман и рулевой были опытными и проходили сотни подобных мостов. Береговые диспетчерские службы даже пустили предупредительные ракеты и не заметить их было сложно. Теракт рассматривался и следствием, но доказать ничего не смогли. Ряд экспертов считают что рулевого и штурмана заставили изменить курс, а затем убили.

Рубка не была снесена. Но когда мертвого штурмана вытащили из нее у него было разбито лицо, на лице имелась ножевая рана, был выбит зуб и разбиты губы. Странно и то что корабль не снизил ход у моста, это обычное дело.

После суда капитан судна Владимир Клеймёнов был осуждён на 10 лет лишения свободы, поскольку суд признал, что он не смог обеспечить дисциплины на судне, хотя во время столкновения с мостом он не присутствовал на капитанском мостике.

После трагедии судно было восстановлено. Вообще этому судну с именем великого полководца не везет. Не моряк Суворов.... 30 мая 2008 года теплоход следовал по каналу имени Москвы от Северного речного порта Москвы в Тверь. При прохождении шлюза судно коснулось его бортом, в результате этого вышло из строя рулевое управление. В результате полученных повреждений теплоход не смог продолжить движение... к счастью, все пассажиры отделались легким испугом.

Инфа и фото (С) интернет

На днях произошел аварийный случай на море - столкновение турецкого судна с рабочими опорами строящегося моста в Крым. По этому поводу сделал пост со своим мнением как обезопасить мост. Этот случай навел на воспоминание о невероятной катастрофе на Волге. Предлагаю вашему вниманию.

Катастрофа с теплоходом «Александр Суворов»

Следуя по маршруту туристического круиза Ростов-на-Дону - Москва, 5 июня 1983 годав 22:45 теплоход «Александр Суворов», на полном ходу зашёл под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и задел конструкцию.

Советский теплоход «Александр Суворов» налетел на мост через Волгу около города Ульяновска. Погибли 176 человек. 7 июня 1983 года Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС) передало сообщение «От Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР. 5 июня с. г. на Волге, вблизи г. Ульяновска, произошла авария пассажирского теплохода «Александр Суворов», повлекшая за собой человеческие жертвы. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».

Удивительно, но в заявлении агентства катастрофа названа аварией… Теплоход «Александр Суворов», приписанный к Ростову, являлся флагманом Волго-Донского пароходства, его экипаж считался одним из лучших. Судно отличалось роскошью. Каюты его были прекрасно отделаны. Во время злополучного рейса «Суворов» был перегружен. Помимо 330 пассажиров, на его борту находились 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала. Были и люди, чьих имен не найти ни в одном туристическом списке. Это знакомые членов экипажа, родственники, которым надо было в Москву…

Но что же все-таки произошло 5 июня Вечер был веселым. Во время ужина по громкой связи поздравили повариху с днем рождения. В ресторане раздались аплодисменты на «Суворове» была отменная кухня. Потом объявили аукцион. Поэтому все сразу устремились в зал на верхней палубе - и не только ради аукциона многим хотелось посмотреть по телевидению детектив «Возвращение «Святого Луки». 22 часа 45 минут. До моста - пять минут хода. Видимость ясная, хотя и сумерки. В рубке вахтенный штурман, он же старший помощник капитана Владимир Митенков, рядом с ним рулевой Уваров. Капитан Владимир Клейменов отдыхал в каюте ему предстояло держать вахту ночью.

Мост, оборвавший столько жизней, в Ульяновске единственный. Длина - 2200 метров. Через этот мост проходит железная дорога через Волгу в Сибирь. Некоторые пассажиры видели, как на мост на полной скорости влетел товарный состав, когда «Суворову» до него оставалось метров сто. Теплоход шел на предельной скорости - 25 километров в час.

Все шло обычно. Кроме одного - теплоход шел в шестой пролет моста, через который и суда меньших габаритов пройти не могли. Береговая диспетчерская служба, увидев, что судно движется к шестому пролету, пришла в ужас и начала предупреждать по радио вахтенных на «Суворове». Никакого ответа не последовало. Диспетчеры, в полном отчаянии, успели пустить предупредительные ракеты, так как было ясно остановить судно или заставить его хоть чуть отклониться уже невозможно. Не сбавляя скорости, «Суворов» врезался в пролет. Удар теплохода искривил, разрушил рельсовый путь, и мост вышел из строя, прервав движение из европейской части страны на восток.

Многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, удара даже и не заметили - в точности, как на «Титанике», - в корпусе он отозвался глухим, неясным гулом. К тому же в репродукторах звучала музыка. Этот тихий, быстро погасший удар срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа забитых людьми. Тяжелый железнодорожный состав громыхал наверху. И, казалось бы, несильный удар, для некоторых оставшийся незамеченным, до такой степени потряс фермы моста, что вагоны опрокинулись, и вниз, на теплоход, посыпались уголь, бревна, зерно… Теплоход остановился не сразу. Инерция скорости и огромная масса протащили его под мостом и еще метров триста после. И только потом «Суворов» замер на глади реки.

Страшную картину восстанавливали свидетели . Владимир П. сразу после ужина пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала «Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим - сидим как тараканы…» Он отмахнулся, ему не хотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел. Владимир ощутил какой-то растянутый, не резкий, но жуткий удар, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир выскочил из каюты и бросился наверх по трапам. Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул. Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, он пошел наверх.

Его глазам открылось страшное зрелище. Горы окровавленных шевелившихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла «Скажите маме, что я жива…» И тут же умерла. Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Она лежала с проломленной головой… Всего несколько дней она не дожила до своего дня рождения. Перед началом фильма многие заглядывали в кинозал, но, увидев столпотворение, уходили. Акоп А. с женой тоже попытались войти, но стало душно. Спустились в каюту. Почувствовав, что судно содрогнулось, он побежал наверх и отпрянул потоки крови, оторванные конечности, головы, вывороченные внутренности…

Акоп сбросил пиджак и принялся размахивать им, стараясь привлечь внимание на берегу или на проходившем мимо судне. Но помощь явилась только через сорок минут. Двоих приятелей спасла бутылка водки. Следователь попросил объяснить, почему жены их погибли, а они живы Выяснилось, что жены, нарядившись, отправились смотреть кино, в то время как мужья предпочли распить в каюте бутылку водки…

В этой катастрофе чудом выжил и капитан «Суворова» Клейменов. Он не сразу осознал, что случилось. Клейменова подобрали возле опоры моста, на дамбе. Он был в одних плавках и не помнил, как оказался здесь. Судя по всему, его выбросило с высоты двенадцати метров. Сначала он рассказывал, что вытащил из реки погибающего человека и только потом потерял сознание. Однако на другом допросе заявил следователю, что сознание не терял.

Весь город содрогнулся от ужаса. На предприятиях Ульяновска были мобилизованы рабочие, собрались отряды студентов. Работали в больницах, на транспорте. Катастрофически не хватало гробов, и люди, никогда прежде не предполагавшие, что когда-нибудь придется гробы сколачивать, брались за работу. Хирурги работали, как в полевом госпитале. Их работу осложняло то, что у пострадавших были только рваные раны. Очень сложно было их промывать и обрабатывать. Мелкая угольная крошка и в особенности зерна попали в раны и, окрашенные кровью, делались невидимыми. Гораздо легче было бы, если бы была просто грязь…

Попасть в Ульяновск сразу после трагедии было практически невозможно город закрыли, документы проверяли даже при выходе с железнодорожного вокзала. В транспорте, на улицах люди ни о чем другом, кроме как о катастрофе, говорить не могли. Но никто не знал ничего! Распространились слухи, будто сбежали несколько рецидивистов, захватили судно, и катастрофа - это дело их рук. Говорили еще, что экипаж на «Суворове» был пьян отмечали день рождения кого-то из своих. Возле трапа самолета сотрудники КГБ спрашивали, нет ли среди прилетевших родственников пострадавших. Отозвавшихся отвозили в штаб, искали фамилии по спискам пассажиров теплохода, давали первую и обрывочную информацию.

Администрации гостиницы, где жили родственники несчастных, запрещалось выдавать любую информацию, даже просто фамилии. Перед следствием стояло много задач, и главная - отыскать на дне ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого. Медэкспертиза должна найти ответ на вопрос почему «Суворов» ринулся в заведомо непроходимый шестой пролет.

На рассвете 6 июня никто не представлял масштаба трагедии. Ни один из членов правительственной комиссии, возглавляемой членом ЦК Г. Алиевым (впоследствии президент Азербайджана), и ни один из членов следственной бригады не смог бы назвать количество жертв. Изуродованные, расчлененные, размозженные, раздавленные тела не поддавались учету…

Трудность была еще и в том, что так и не удалось выяснить точное количество пассажиров. Капитан обязан был знать, сколько человек на борту его судна. Он не знал. Не знал и старпом. Но старпом (как и вахтенный штурман, как и рулевой, как и радист с женой, которая тоже была в экипаже) погиб. Всех интересовала та повариха, которую поздравляли с днем рождения. Очень многие считали тогда, что другой причины, кроме как пьянство, нет. Предполагали даже, что в роковые минуты теплоходом вообще никто не управлял. Евгений Иванович Честнов, один из экспертов по делу о катастрофе, уверен, что главными виновниками трагедии были погибшие. Главными, но не единственными. У Честнова есть основания считать виноватыми и железнодорожников.

Тогда, в 1983 году, эксперты выделили четыре причины, приведшие к катастрофе

1) халатность первого штурмана;

2) халатность рулевого;

3) отсутствие сигнальных огней на мосту (были сумерки);

4) никем не включенные сигнальные огни.

На шестом пролете, через который такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судоходный пролет. Такой сигнал в виде ромба - для судов, идущих вниз по Волге, и прямоугольник - для судов, по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником…

Особая история с сигнальными огнями. Оказывается, за включение огней никто не отвечал. За электропроводкой следил один, за лампы отвечал другой, а включал - путевой обходчик. И еще деталь. Капитаны неоднократно сообщали в Управление Куйбышевской железной дороги (Ульяновск - это их участок) о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация. И старший судоходный инспектор Ульяновского участка С. Корешков писал начальнику отделения железной дороги и заведующему промышленно-транспортным отделом обкома партии.

Короче говоря, вина железнодорожников высвечивалась. Но министром путей сообщения тогда был Бешев - сталинский еще министр, и Алиев, как считает эксперт, его прикрывал. Следователь Генеральной прокуратуры, ведший дело «Суворова», рассказал, что удалось разыскать свидетелей, заходивших за несколько минут до катастрофы в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков восемнадцатый раз шел под мостом и, видимо, чувствовал себя слишком уверенно. Это погубило 176 человек.

Тела этих двоих подняли со дна Волги. Алкоголя в крови не обнаружили. Следствие пришло к выводу, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, телесных повреждений на нем не было обнаружено, и, поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам лишения свободы. В заключении капитан «Суворова» пробыл около шести лет, потом его освободили по состоянию здоровья он страдал гипертонией. Но дома, на свободе, он прожил недолго. Он умер в 1990 году от инфаркта, до последнего часа мучаясь от своей причастности к ужасным событиям…

Еще одна авария с теплоходом "Суворов"

30 мая 2008 года произошла ещё одна авария с пассажирским теплоходом «Александр Суворов». Теплоход, следовал по каналу имени Москвы от Северного речного порта Москвы в Тверь. По некоторым данным на борту судна находились около 300 пассажиров. При прохождении шлюза судно коснулось его бортом, в результате этого вышло из строя рулевое управление. В результате полученных повреждений теплоход не смог продолжить движение. Сразу после столкновения шлюз был наполнен водой, в результате чего теплоходу удалось выйти обратно. Все пассажиры были возвращены в Москву на автобусах, в результате происшествия никто не пострадал. В настоящий момент, насколько это известно, теплоход продолжает совершать круизные рейсы, в частности из Санкт-Петербурга на Валаам.

См. пост за 23/03/16: Уголовное дело заведено после столкновения турецкого сухогруза с Керченским мостом. Какой выход для безопасности Моста?

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.