Где находится рюген. Остров Рюген: легендарное государство славян. Транспортная инфраструктура Рюгена

Разбираюсь с материалами из последнего путешествия - информации очень много даже по отдельным объектам, а еще немало ниточек, связывающих одно с другим, и даже не знаю, с какого конца начинать, голова кругом идет. :-) Поскольку в прошлых постах было много разговоров о немецком острове Рюген, то с него и начну, раз интерес к нему больше. Стоило бы сперва рассказать о мысе Аркона, как наиболее "раскрученном" месте, но я решила начать с того, как мы оказались в одном замке, сами о том даже не подозревая. :-)) Все-таки судьба приводит в правильные места даже против воли. Заодно и вводную часть про Рюген добавлю. Под катом будут как наши фотографии, так и из других источников, старинные изображения. Некоторые считают, что именно из этих мест пошла цивилизация Земли Русской, но я давать такие обобщающие оценки не берусь - и, более того, не хотела бы спорить на славянскую тему, хорошо?

Фото А.Л.


Итак, остров Рюген, северо-восточная часть нынешней Германии, куда нас занесла судьба в мае этого года:

Живописный Рюген находится в Передней Померании, в земле Мекленбург, возле польской границы. Его омывают прохладные воды Балтийского моря. Площадь Рюгена - 926 кв. км, это самый большой немецкий остров. Протяженность пляжей составляет 140 км. Форма острова причудлива, берега сильно изрезаны, их изгибы образуют множество заливов, бухт, полуостровов и мысов. Ширина Рюгена на юге достигает 41 км, максимальная протяженность с севера на юг - 52 км. Здесь проживает порядка 100 000 человек. Рюген - это архипелаг, состоящий из 18 островов и полуостровов. С континентом он соединяется трехкилометровой плотиной, так что доехать сюда можно и на поезде, и на машине. Самым крупным городом и столицей острова является Берген.
http://www.fitonline.ru/cities/2306/

Добавлю только, что общая длина побережий Рюгена превышает длину материковых берегов страны.

Как я раньше писала, гостиница на острове Рюген была забронирована почти в последний момент. Ничего свободного близ мыса Аркона в наличии не оказалось и предложила поискать варианты по всему острову. Жребий выпал на город Берген-на-Рюгене:

И я уже не успела тогда перед поездкой собрать по Бергену достаточно информации, кроме как на ходу глянуть в Википедию:-(Русская Википедия немногословна по отношению к этому месту:

Бе́рген-на-Рю́гене (нем. Bergen auf Rügen) - город в Германии, районный центр, расположен в земле Мекленбург - Передняя Померания. Входит в состав района Рюген. Подчиняется управлению Берген ауф Рюген. Население составляет 14,2 тыс. человек (2009); в 2003 г. - 15,1 тысяч. Занимает площадь 41,77 км². Город подразделяется на 13 городских районов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%F0%E3%E5%ED-%ED%E0-%D0%FE%E3%E5%ED%E5

Герб города и найденная на просторах Интернета карта:


Так вот, заехали мы в Берген-на-Рюгене, проехали через город (фото из Вики):

Улицы там примерно такие:

Город мало чем и сейчас отличается от своих старинных изображений (по крайней мере в своей старой части):

Я вообще неравнодушна к таким вот небольшим городкам с невысокими зданиями, имеющими давнюю историю:

Время в них словно останавливается, как на этих открытках начала 20 века:

Если убрать современные машины с улиц, Берген будет выглядеть почти так же:


Да даже и как на более ранних изображениях, разве что покрытие дорог претерпело изменения:

А вот что за замок на двух последних изображениях? Это уже позднее сооружение, но через него вышла информация о более ранней славянской крепости.

Брокгауз и Ефрон сообщают следующую информацию о городе (главное выделяю жирным шрифтом):

Bergen - главный город острова Рюгена, возле Штральзунда, расположенный на возвышенности почти в центре острова; имеет старинную, построенную в XII столетии церковь, монастырь для воспитания благородных девиц, обширную больницу, сиротский приют, кожевенные заводы, красильни, ветряные мельницы. Жителей Берген насчитывает 3732, занимающихся преимущественно земледелием и скотоводством. Город Берген построен, как свидетельствуют о том сохранившиеся исторические документы, в начале XIII столетия и первоначально назывался "деревней Гэра" (Göra), но уже в 1294 г. носил название "Villa Berghe", a в 1613 г. приобрел от герцога Филиппа Юлия Померанского городские привилегии. Приблизительно в 1 км к СВ от Бергена находится возвышение Ругард (самый возвышенный пункт на острове) с остатками обширных валов, будто бы окружавших до начала XIV столетия укрепленный замок рюгенских князей. На этом возвышении поставлен памятник Эрасту Морицу Арндту.
http://www.vseslova.com/brokgauz_efron4/page/bergen__glavnyiy_gorod_ostrova_ryugen.26817/
- только сейчас не Эраст, а Эрнст правильнее.

Ругардский холм на старинной гравюре:

Тут можно поподробнее рассмотреть сооружение на холме. Надпись внизу гласит: "Башня Арндта на острове Рюген".

Башня названа в честь этого человека:

Эрнст Мориц Арндт (нем. Ernst Moritz Arndt, 26 декабря 1769, Грос Шоритц - 29 января 1860, Бонн) - немецкий писатель и депутат Франкфуртского национального собрания. Арндт принимал участие в мобилизации народа против оккупации Германии Наполеоном. Арндт считается одним из выдающихся лириков эпохи освободительных войн против Наполеона. Деятельность Арндта оценивается по-разному: ведь он был не только германским патриотом
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F0%ED%E4%F2,_%DD%F0%ED%F1%F2_%CC%EE%F0%E8%F6

Тут о нем чуть подробнее (ниже в посте я еще вернусь к его творчеству):

Арндт (Arndt) Эрнст Мориц (26.12.1769, Шориц на о. Рюген, - 29.1.1860, Бонн), немецкий писатель. Окончив Йенский университет, был профессором истории. Принимал участие в борьбе против Наполеона (1806). Бежал в 1812 в Россию; в 1813 вернулся в Германию. Политическую позицию А. характеризуют антифеодальные идеи, он идеолог освободительной войны против Наполеона, хотя и с тенденцией узко националистической, за что его критиковал Ф. Энгельс. В 1848 избран депутатом франкфуртского Национального собрания, но не шёл дальше требований конституционной монархии. Автор "Истории крепостного права в Померании и на острове Рюген" (1803), "Песен для немцев" (1813), книги "Военные песни" (1815), сборника статей "Дух времени" (т. 1-4, 1806-18). Лучшие стихи А. сохранились в немецкой поэзии. В 1840 опубликовал автобиографию "Воспоминания из внешней жизни".
http://slovari.yandex.ru/%D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82-%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%86%20%D0%90%D1%80%D0%BD%D0%B4%D1%82/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%90%D1%80%D0%BD%D0%B4%D1%82%20%D0%AD%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82%20%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%86/

И теперь становится понятен смысл граффити в заглавной картинке к посту. Недалеко от гостиницы и башни находится такая коробка трансформаторной подстанции, изображающая Арндта, весьма удивленно созерцающего памятник самому себе:


Фото А.Л.

Башня построена в 1877 г., через 17 лет после смерти Арндта:

О башне подробнее на немецком: http://www.ruegen-inselinfo.de/sehenswert/ernst-moritz-arndt-turm.html
Там же об Арндте: http://www.ruegen-inselinfo.de/persoenlichkeiten/ernst_moritz_arndt.html

Даже открытки выпускались с приветом с Рюгена и видом Арндта и его башни. Можно сравнить с современным граффити. :-))

Так вот, подъезжаем мы к нашей гостинице, и первое, что я вижу на фоне закатного неба и только что зашедшего солнца:


Фото Р.Р.

Собственно, вот - гостиница и башня друг рядом с другом:

Гостиница на старой открытке - интересно, что других гостиниц в Бергене я на старых открытках пока не обнаружила:

И в наши дни, если смотреть от башни Арндта:


Фото А.Л.

Почему я сразу не обратила внимание на название гостиницы, до сих пор не понимаю. Зеленые валы - все, что осталось от древнего славянского городища, на территории которого и построены башня и отель. Потому последний на сайтах часто называется "ам Ругард" - "на Ругарде"!


Фото А.Л.

Интересный пост на тему местоположения городища Ругард, из которого приведу тут пару цитат:

В окрестностях города Берген, являющегося административным центром острова Рюген, до сих пор сохранились руины древнего славянского городища. Городище это в народной традиции называют Ругард, что, видимо, можно перевести со славянского как «город ругов». Хотя правильнее будет даже не «Ругард», а «Руйгард» - именно в такой форме зафиксировано самое раннее его название в дарительной грамоте 1258 года. Как ни странно, городище это редко становилось у историков «претендентом» на столицу руян, хотя, казалось бы, всё говорит именно за это. Как известно, самым знаменитым городом руян была Аркона на севере Рюгена. Тут находилась главная языческая святыня того времени – храм Святовита – тут же неподалёку находился и огромный «селёдочный» рынок, к которому сплывались купцы со всего юга Балтики. Но, как по средневековым описаниям, так и по результатам археологических раскопок, получается, что Аркона была городом-храмом, где постоянно проживали, возможно, одни лишь жрецы, княжеская же резиденция находилась где-то в другом месте.
http://nap1000.livejournal.com/20567.html

Про мыс Аркона я еще напишу отдельно, пока пара аэрофоток:

На мой взгляд, наиболее вероятно, что резиденцией руянского «короля» был всё же Ругард. Всеми, без исключения, исследователями признаётся, что Ругард был в своё время одним из важнейших городов Рюгена. Основание Ругарда датируют второй половиной 8 века, он продолжал существовать и после датского завоевания в 12 веке.

План городища Ругард:

Ругард расположен не только в самом центре Рюгена, но и в самой высшей его точке. В 19 веке на территории славянского городища была построена обзорная башня, с которой «виден почти весь остров». Насчёт «всего острова», конечно, перебор, но надо признать видимость тут действительно отличная. Такое место просто идеально для княжеского замка, к тому же выход к заливу также был совсем неподалёку.
Преемником Ругарда стал город Берген – место прибывания руянских князей и столица Рюгена от принятия христианства и до наших дней. В Бергене же находится и одна из старейших, самых первых церквей Рюгена, построенная в 1180 г. первым рюгенским христианским князем Яромаром. В основании её вмурован камень с изображением ещё языческих времён, что также говорит об особом значении этого места. Другой подобный камень вмурован в стену церкви неподалёку от Арконы.
Ругард, таким образом, занимал второе по влиянию на Рюгене, после Арконы, место уже в силу одного своего стратегически важного расположения. Так же как и Аркона, он контролировал крупный торгово-ремесленный центр. Отсюда можно было контролировать и весь остров, и, имея выход в море, в тоже время максимально обезопасить крепость.
Ругард, с большой долей вероятности бывший резиденцией «короля», расположен не только в самом географическом центре острова, но и на самой высшей его точке на уровнем моря, на горе – правителю действительно издревне полагалось быть «в центре», возвышаться над всеми.
http://nap1000.livejournal.com/20567.html

Неподалеку от Арконы - это в Алтенкирхене. Мы там побывали и о том также будет отдельный рассказ. На старой открытке - монастырь Бергена, где погребен Яромар:

И поподробнее об этом славянском князе, сделавшем Берген столицей Рюгена, каковой город является и по сей день (исправлена опечатка в одной дате):

Яромар I родился около 1141 г. на острове Рюген. Согласно Померанской хронике Томаса Канцова, он был младшим сыном князя Ратислава и принцессы Гюцковской, чье имя в истории не сохранилось.
После поражения в войне с Данией в 1168 г. и крещения руян, Яромар, как и его братья принял христианство. Бывшее главное капище руян в крепости Аркона (ныне Яромарсбург) было уничтожено, а на его месте датчане построили собор. Тогда же князь Теслав, брат Яромара, признал вассальную зависимость Ругии от правителей Дании, и Ругия стала называться княжеством Рюген.
Яромар заключил союз с влиятельными в Дании кланами Хвиде и Гален, закрепив его династическими браками. Сам он женился на принцессе Хильдегарде Датской. В это же время впервые на территории княжества стали селиться христиане-германцы, со временем ассимилировавшие местное славянское население. В 1180 г. князь перенес столицу княжества из Хареца в Ругард (ныне Берген-на-Рюгене).
В 1185 году в новой столице Яромар начал строительство церкви Святой Марии (Мариенкирхе). В 1193 году строительство было завершено, и князь призвал монахов-цистерцианцев из Дании основать при церкви первый в княжестве монастырь. Так появилось аббатство Берген.
Яромар I, князь Рюгена умер 4 августа 1218 г. на Рюгене и похоронен в церкви, основанного им аббатства Берген.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80_I

Так что ночевали мы тут практически в замке, известном как минимум с 7 века, пусть от него остались лишь валы и эта башня:


Фото А.Л.

Об этом же свидетельствует и информационный щит там:


Фото А.Л.

К башне Арндта, что на месте замка, можно подняться:


Фото А.Л.

Информация у входа в башню:


Фото А.Л.

И вид сверху с высоты 27 метров (фото из Интернета):

Сейчас это место расположено в заповеднике и хорошо, что здесь невозможна застройка и эта земля сохранит в неприкосновенности все свои тайны, ожидающие своего исследователя:


Фото А.Л.

А древностей тут немало и без древнеславянского городища:


Фото А.Л.

Кстати, о древностях. Как и полагается любому историческому месту, тут есть свои легенды и наиболее интересны те, что относятся к замку Ругард, тем более что к ним приложил руку все тот же Арндт:

Вторая часть легенды вводится словами: «Nun begab es sich lange nach diesen Tagen» ("много времени прошло с тех дней") и, соответственно, относится к более позднему времени. Действие этой части привязано к другому месту - г. Берген на Рюгене. Берген, как известно, немецкий топоним, но это лишь калька славянского названия Гора, актуального вплоть до XIII в. Берген в настоящее время - главный город острова. Между тем он имеет долгую, еще славянскую, историю: здесь на горе Ругард - высшей точке Рюгена - в IX-X вв. находилось еще одно славянское городище, сыгравшее важную роль в истории рюгенских славян. Именно здесь в легенде появляется имя принцессы Сванвите, «дочери короля Рюгена». Далее Э.М. Арндт рассказывает об обстоятельствах сватовства Сванвите, о расстройстве свадьбы, клевете завистливого принца, жестоком наказании принцессы отцом и возвращении Сванвите к нему после многих лет заточения в башне. Чтобы искупить грех и доказать свою невиновность, Сванвите предлагает отправить ее к крепостному валу Гарца, чтобы добыть сокровища старого короля: «Тебе известно предание, - говорит она отцу, - будто под старым крепостным валом в Гарце, где жили паши языческие предки, зарыт богатый клад. И это предание, которое я часто слышала в детстве, говорит, будто эти сокровища может достать только принцесса, что ведет свое происхождение от тех старых королей» .

Принцесса Сванвите - то звено, которое связывает обе части легенды: легендарная девушка из рода вендских «королей» с именем, производным от имени самого Свантевита. В легенде в поэтической форме неоднократно подчеркнуто, что она потомок славян, именно ей дозволено коснуться славянских сокровищ, жадный и недружелюбный старик приветливо кивает именно ей, она здесь госпожа, как он и ее предки «королевского» рода: «И она оглядела все сверкающие горы драгоценностей в этом просторном зале, которые долгими веками копили ее предки, и тут она увидела в углу золотое кресло и сидящего на нем маленького серого человечка, который приветливо кивнул ей, словно хотел заговорить со своей правнучкой. Но ничего не ответила она ему, только тихо махнула рукой. И на это приветствие серый дух поднялся и исчез, и на его место пришли богато одетые слуги и встали в почтительном молчании за принцессой, готовые к любому приказанию своей госпожи» .

Заключительные элементы композиции традиционны для немецких легенд о кладах: принцесса нарушила запрет молчания, тотчас же захлопнулись двери, исчезли лестницы, и девушка не смогла выбраться наружу, так и оставшись навеки в подземелье вместе с сокровищами. «Повсюду говорят, что будто бы принцесса жива еще и сидит под землей в крепости Гарца, в той кладовой, и вынуждена вместе со своим древним седым прадедом сторожить драгоценности. И никто не может сказать, как это стало известно на земле. Может быть, маленький серый человек, что бродит у крепостного вала по ночам, рассказал <...> И весть о таинственном исчезновении под землей принцессы Сванвите облетела всех, будто сидит она в темном подземелье и жива, и однажды ее кто-нибудь спасет» .
http://bvsv.livejournal.com/17123.html

Руины Ругарда на картине Карла Фридриха Шинкеля, 1821 г.:

Сама легенда, кому интересно:

Принцесса Сванвита (рюгенское предание)

Недалеко от города Гарц на Рюгене находится озеро, рядом с которым в стародавние времена стоял замок языческих королей. Когда этот замок много лет назад был взят и разрушен христианами, там остался жить старый языческий король, который был очень богат, но настолько жаден, что всегда возлежал рядом со своими сокровищами из золота и драгоценных камней, накопленными в огромном зале глубокого подземелья. После того, как христиане разорили замок, он так и остался погребённым внизу, и должен был умереть жалкой голодной смертью. Но его душа не смогла удалиться от земных благ, и король превратился в чёрного пса, который день и ночь сторожил груды золота. Иногда его видели и в человеческом обличье, когда он в кольчуге и в шлеме скакал на белом коне через город и озеро. Изредка вместо шлема на его голове была золотая корона. Другие же встречали его ночью в лесу близ Гарца по пути в Позериц, одетого в чёрную вязаную шапку и с белым посохом в руке.

Многими годами позже в городе Берген на Рюгене правил король, у которого была прекрасная дочь по имени Сванвита. К ней приезжали свататься многие чужеземные принцы. Но она всех отвергала, кроме датского принца Петера, который был красивым и статным мужчиной, и очень ей понравился. Так они обручились, и вскоре должна была состояться свадьба. Это очень разозлило польского принца, который тоже хотел стать её женихом, и, потому как он был коварного нрава, то начал распространять среди людей слухи, будто бы принцесса вела распутную жизнь и однажды провела ночь вместе с ним. Он рассказывал это настолько правдоподобно, что все ему поверили. Женихи уехали прочь, и вместе с ними датский принц, который больше не хотел даже слышать о помолвке. В конце концов, история дошла до короля, который поверил ей так же, как и остальные. Он был вне себя от гнева и заточил принцессу в мрачную башню, подальше от своих глаз.

В этой башне принцесса провела больше трёх лет, напрасно горюя и думая о том, как доказать отцу свою невиновность. Тут и началась история про старого языческого короля, потому что у чистой и юной девы хватило храбрости в Иванову ночь (Летнее солнцестояние – прим.), после полуночи нагишом взобраться на крепостной вал у озера и бродить там до тех пор, пока она не наткнулась прямо на то место, на котором после разрушения замка осталась засыпанная дверь и лестница, ведущая в подземелье с сокровищами старого короля. Она спустилась туда и набрала столько золота и драгоценных камней, сколько смогла унести, и с рассветом вернулась назад. То, что она сама не осилила, ей помог старый король. И она получила столько добра, что его хватило бы на всю жизнь. Но она не должна была за всё это время оглядываться назад или произнести хоть одно-единственное слово, иначе погибла бы. То же самое произошло бы с ней, если она не была бы целомудренной девой.

Между тем, старый король явился принцессе Сванвите в её одиночной темнице, и они замыслили план, как доказать её отцу и всему миру, что она чиста и невинна и что их обманул коварный поляк. Она попросила короля исполнить задуманное, и чтобы он её так же вывел. Тот согласился.
Когда спустя некоторое время снова наступила Иванова ночь, принцесса отправилась из Бергена в Гарц, и как только часы на церковной колокольне пробили полночь, она скинула с себя одежду и взошла на крепостной вал, по которому принялась ходить взад-вперёд с веточкой зверобоя, которую она взяла с собой. Не долго пришлось ей так бродить, и вскоре принцесса скользнула вниз, попав в огромный зал, где горели тысячи огней, отчего там было светлее, чем в самый ясный полдень. Стены зала были отделаны мрамором и украшены алмазными зеркалами, повсюду лежали груды серебра, золота и драгоценных камней. В заднем углу восседал король, который охранял все эти сокровища. Это был маленький серый человечек, который кивнул принцессе, чтобы приободрить её. Но она и не боялась, поприветствовав короля легким жестом руки. И вдруг появилось огромное множество богато одетых слуг и служанок. Они стали наполнять её руки золотом и драгоценностями. И как только принцесса получила достаточно, она отправилась в обратный путь, а слуги со служанками последовали за нею. Так она поднялась на много ступенек, как вдруг решила оглянуться, чтобы посмотреть, идут ли всё ещё сопровождавшие с сокровищами за ней. Но тут случилась беда: старый король неожиданно обратился в огромного чёрного пса, который с разверзнутой пастью и горящими глазами ринулся к принцессе. От страха она воскликнула: «О, Господи!» И в тот же миг с громким ударом захлопнулась дверь, обрушилась лестница и принцесса упала вниз, в подземелье, в котором внезапно погасли огни. И вот многие века сидит она там, чтобы помогать старому языческому королю оберегать его сокровища.

Она сможет освободиться только тогда, когда какой-нибудь чистый и неженатый юноша отважится в Иванову ночь спуститься в подземелье тем же способом, что и принцесса. Он должен трижды поклониться перед ней, поцеловать, и, взяв за руку, вывести наверх. При этом нельзя произносить ни единого слова. Кто выведет так принцессу, тот станет её суженым и обретёт столь много сокровищ, что за них можно будет купить целое королевство.
Уже многие пробовали совершить этот поступок, но никто ещё не смог возвратиться. Поговаривают, что старый чёрный пёс, наверное, так ужасен, что все, кто его видят, вскрикивают от страха. Последний раз, лет тридцать или сорок назад, в том подземелье исчез сын сапожника.
Temme J.D.H. Die Volkssagen von Pommern und Rügen. – Berlin, 1840. – S. 244-247.
http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=1156.0

Дисклеймер:
У меня нет ни малейшего желания влезать в споры норманистов, славистов и прочих, давать какие-либо оценки давним событиям и оценивать степень их значения в истории. Я не специалист по истории данного региона, и вижу только то, что факт существования славянской цивилизации на Рюгене имел место, сами немцы это давно уже признают и материала для исследований тут еще поле непаханое для желающих, для того, чтобы делать какие-то окончательные выводы.
Но то, что это место неоднозначное и очень интересное - бесспорно!

Несколько ссылок


Многие из вас наверняка знают мыс Аркона, на котором установлены маяки. На этом фото видны остатки славянской крепости Аркона, известной как крепость Яромарса. Отчетливо виден лишь вал, защищавший когда-то вкупе с частоколом крепость. Светлые участки на поверхности - места раскопок, которые предпринимались вследствие продолжающегося обрушения берега мыса. В башне перед валом находится среди прочего маленькая выставка экспонатов крепости Аркона.

Примерно так, как представлено на эскизе, выглядела в прошлом святыня западных славян, которая одновременно служила для убежищем для обитателей здешних мест. К сожалению вследствие обрушения (эррозии - прим. переводчика) берега важные части крепости были разрушены. Большое время Арконы началось с 1068 года уничтожением храма Сварожича в Ретре (ныне - Feldberg). Ровно 100 лет Аркона была центром славянского поклонения богам. В 1136 году Аркона впервые была осажена христианскими данами (christlichen Danen). Уничтожение храма, а с ним и обычая поклонения, удалось данам однако лишь 15 июня 1168 г. Саксо Грамматикус (Saxo Grammaticus) - свидетель захвата и летописец данов, оставил нам детальное описание сего. Вместе с захватом пал последний бастион славянских святынь, после которого началась христианизация ранов (Ranen). Ах да, кое-что ещё изменилось в 1168 году: налог должн был и в дальнешьшем уплачиваться, но теперь не священнику, а епископу.


Вот как описывает портрет бога Свантевита (Svantevit) Саксо Грамматикус: (цитируется из книги: "Боги, мифы и обычаи острова Рюген", Ингрид Шмидт, издательство Хиншторф, Росток, 2002г. Ingrid Schmidt ”Gotter, Mythen und Bräuche von der Insel Rügen”, Hinstorff Verlag Rostock 2002)

“В храме стояло огромное изваяние бога, превышающее рост человека, удивительно выделяющееся четырьмя головами и шеями. Две из голов, казалось, смотрят - одна на грудь, другая как бы назад, остальные же две смотрят - одна налево, другая направо. Бороды сделаны бритыми, волосы созданы так, словно мастер ваял их руянцев (местных жителей). На фигуре справа был рог из различных металлов, который священник ежегодно наполнял жидкостью (напитком), чтоб потом по её качествам предсказать будущий урожай. Левая рука опиралась на лук (в других переводах - рука держала лук). Рубаха была сделана до локтей; нижние части рук были сделаны из разных сортов дерева и так причудливо соединены с коленями, что при первом взгляде трудно было распознать место их соединения. Ноги покоились как бы на полу и уходили в землю. Рядом висели уздечка, седло и другие о атрибуты божества; его завораживающую внешность усиливал меч чудовищной величины, лезвие и рукоять которого выделялись мастерской обработкой и серебрились. Божество предназначалось для праздничного служения... ” (I. Schmidt, S. 44)

Во время праздника урожая священник на основании испарившейся из рога жидкости предсказывал результаты будущего урожая. От другого современника - Хельмольда из Босау (Helmold von Bosau) мы узнаём, что священник после этого выпивал содержимое рога и наполнял его снова. Кроме того, из даров природы приготавливался медовый пирог, который должен был быть таким большим, чтоб скрывал священника под собой. Если это не удавалось, то считалось, что и будущий урожай будет не богат. Ни один поход, ни одно путешествие по морю, ни одна торговая сделка не предпринимались без обращения к оракулу. Лошадь Свантевита, ведомая священником, должна была перейти три воткнутых в землю и связанных воедино копья. Если она переходила это препятствие, ступая вперёд левой ногой, сделка считалась заранее неудачной.

Цитата из книги Озара Ворона - " ":

Откуда есть пошла Русская земля?… этот вопрос еще печерский монах-летописец поставил в подзаголовок своему великому труду – «Повести временных лет». Так откуда же, кто создал эту Державу «от финских хладных скал до пламенной Тавриды»? Летопись говорит так: три северных народа – словене ильменские, кривичи и меря – прогнали собиравших с них дань варягов, но захлебнулись в усобицах. «Восста род на род, и не бысть в них правды». Устав от резни, три народа послали за море, к варягам-руси, со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите княжить и володеть нами по праву». И откликнулись три брата – Рюрик, Синеус, Трувор. «И от тех варягов прозвалась Русская земля»...


Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус. Илья Глазунов. 1986


Французский путешественник Ксавье Мармье записал в первой половине ХIХ века интересное ободритское (Земля Мекленбург-Передняя Померания) предание:

В VIII веке народом ободритов-рериков правил князь Годлав. У него были три сына, сильных и храбрых, жаждущих славы: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувар Верный. Так как они не могли испытать себя на родине, братья отправились на восток, где прославились в битвах. Они приходили на помощь к угнетенным, совершили много подвигов в «страшных боях», а затем пришли в Руссию. Русский народ в это время находился под игом «долгой тирании, против которой больше не осмеливался восстать». Братья вдохнули в него мужество, возглавили собранное войско и уничтожили власть угнетателей. После того, как мир и порядок в Руссии были восстановлены, братья решили вернуться домой, к отцу. Однако освобожденный от гнета народ упросил их остаться и взять на себя бразды правления. Рюрик получил в управление Nowoghorod, Сивар – Pleskow, а Трувар – Bile-Jezoro.

Примечательна эта древнерусская форма названия Пскова – Плесков! Пишет Озар Ворон в своей книге - Вряд ли такую деталь могли выдумать в далеком Мекленбурге.

Данные современной археологии говорят что первые следы ильменских словен на Новгородской земле - основе будущей Руси, относящиеся к культуре "погребальных сопок" (VI-VII века), - являются четко западнославянскими. В IХ-Х веках в Новгород приходит вторая крупная волна переселенцев из Славянского Поморья Балтики из Бодричан (Мекленбург) - земель союза Ободритов. В Ободритский союз входило, и доминировало в нем, племя вагров - «Вагирская марка», они же варги, они же варны, они же варины, они же варяги, они же русь…


Мыс на котором стояла Аркона


Озар Ворон пишет:

Исследователи много раз пытались установить месторасположение загадочного острова русов(много раз упоминаемого в исторических хрониках). Однако известен реальный остров, обладающий всеми свойствами описанной арабами родины русов. Он невелик – что-то около трех дней пути и с юга на север, и с востока на запад. Он был когда-то покрыт лесами и болотами. Ключевым признаком можно счесть отсутствие на острове земледелия и в то же время множество жителей. Такая плотность населения вовсе нехарактерна для, скажем, Скандинавии или северной Руси. Его население «все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили». Они, по словам Гельмольда, «пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению». Их правитель, по мнению Гельмольда, единственный из всех славянских правителей носит титул короля. Вспомним, что королем с первых же дней западные авторы величают правителя русов. Гильфердинг, комментируя описание Гельмольдом и другими немецкими авторами, говорит о священном характере его власти. «Он, - пишет российский ученый. – Может, даже и не назывался князем, а носил высший титул».

Этот остров – остров Рюген.


На карте отмечены славянские названия населённых пунктов острова Рюген


Племя, обитавшее на нем, звалось издревле ругами. И ругами же средневековые германские документы постоянно называют киевских русов! Напротив, житие Оттона Бамбергского называет жителей Рюгена rutheni - русины, русы!


Остров Рюген. Жрец и священный конь Святовита. Илья Глазунов. 1986


Остров Рюген – по-славянски Руян – был главной святыней западных славян. Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехглавому кумира Святовита, шли пилигримы из далекой, уже два века вроде бы христианской Чехии. Впрочем, популярность четырехликого кумира не исчерпывалась западными славянами – каменные кумиры о четырех лицах, смотрящих на все стороны света, обнаружены на Украине – один в селе Иванковицы, другой (это, пожалуй, самый знаменитый славянский кумир) – в реке Збруч.

Бронзовый кумир Святовита найден в Рязани, в слоях, опаленных батыевым пожаром. И даже в столице православной Болгарии, в Преславе, найден маленький костяной кумирчик, озирающий стороны света своими четырьмя ликами. Предполагают, что остров Буян, знакомый всем по пушкинской сказке, и пришедший в нее из заговоров, где он – местопребывание Христа, богородицы, святых, сменивших в заклятьях православных ворожей древних Богов – и есть Руян, Рюген. К нему, к его святыням, к храмам многоликих Богов в Арконе, Ругарде и Коренице, взывали неграмотные старухи-знахарки, сами не зная того. Здесь было средоточие всей веры, всего упования языческого славянства. И не только славянства – датский король Свейн жертвовал добычу в храм Арконы, а в самих храмах, кумирах и ритуалах ученые видят много общего с религией кельтов. Седая же древность спит на берегах Рюгена – она помнит друидов, уничтоженных Цезарем...

Девять веков назад, на побережье Балтийского моря, над белоснежными скалами этого острова, который сейчас называется Рюген (федеральная земля Мекленбург - Передняя Померания), возвышался город Аркона. Остров как уже было сказано населяли руяне-русы. Вот как их описывали раннесредневековые хронисты:" Руяне, у других называемые руанами,- это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. (...) пренебрегая совершенно выгодами от земледелия, они всегда готовы совершать нападения на море, возлагая свою единственную надежду и все богатство на корабли."

Храм Святовита в Арконе был главным святилищем славянского Поморья, а ране почитались, прочими балтийскими славянами, как священный народ, имеющий особую близость к богам, без согласия которого, не принималось ни одно важное решение.


Идол Святовита установленный в Арконе польскими язычниками в 90-ых годах

Когда, после непрестанной четырехсотлетней борьбы с франкскими, германскими, датскими крестителями, народы Балтийских славян один за другим, были порабощены, Аркона стала последним вольным славянским городом чтящим праотеческих Богов. И оставалась таковой, до своего уничтожения в 1168 году.


Воин Рус


Историк XIX века Гильфердинг писал о руянах-русах следующее:

"Как люди натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и Балтийские Славяне; едва ли был на свете народ упорнее. Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен Славянских.."


Герб Руяна-Рюгена 13 века. Руянские короли Вислав II и Вислав III


В ходе этих войн руяне утратили свою независимость в 1168 г., город-храм Аркона была разрушена, святилище Святовита (Свентовита) уничтожено. Как свидетельствуют датские летописи, король Руяна - Яромир стал вассалом датского короля, а остров - частью епископства Роскилле. К этому периоду относится обращение руян в христианство.

В 1234 г. руяне освободились от датского владычества и предприняли экспансию на побережье современной немецкой земли Мекленбург - Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд. В 1282 г. князь Вислав II заключил с королем Германии Рудольфом I соглашение, получив Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. Далее славяне Рюгена, находясь в составе различных немецких государственных образований, в течение последующих нескольких веков постепенно полностью онемечились. В 1325 г. умер последний руянский князь Вислав III. Полностью руянский диалект прекратил существование к XVI веку.

Никогда не забывайте, наши славные предки – варяги - венды - русы – создали крупные торговые города на Балтике, которыми восхищались все европейские путешественники того времени, вошедшие позднее, под германизированными именами, в "Ганзейский Союз". Они первыми из европейцев проложили Волжский и Днепровский торговые пути, они господствовали в международной Балтийской торговле. Они создали Новгородскую и Киевскую Русь. Их викингские дружины не пускали германоязычных викингов на Балтику, в следствие чего последним приходилось довольствоваться побережьями Франции и Англии... И над этим славянским миром царила гордая Аркона... По меткому замечанию Вадима Казакова - Воистину наш символ продолжения Славянства и символ Духовной опоры. Ни одна другая славянская святыня не была так хорошо всем известна как Аркона. И все это благодаря её Святости и Могуществу; Святыня, которая бросала на колени европейских монархов и покоряла народы...

И поэтому больно писать о её последних днях... Слава ей в веках!

Славянское племя руян поселилось на острове Ругия примерно в 6-м веке. Удачное географическое положение и другая, самобытная вера вызывало у соседей, особенно у датчан, ненависть. Рассказывает Павел Жуков.

Как и подобает островным жителям, руяне обладали мощным как торговым, так и военным флотом. Их корабли неоднократно наведывались в Скандинавские и Прибалтийские страны с целью грабежа. Более того, даже некоторые территории, входившие в состав Дании, платили руянам дань. И в XII веке между датчанами и жителями острова началась война.

Аркона — столица и культурный центр

Главным городом руян была Аркона, которая являлась не просто столицей, а настоящим культурным и духовным центром всего острова. Особое место в городе занимал храм бога Святовита, который описал датский историк и путешественник Саксон Грамматик: «Город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм». Капище было внушительных размеров — более трехсот метров.

Первые славяне поселились на острове Ругия в VI веке


При храме в момент наивысшего расцвета островного славянского государства находились три сотни отборных солдат, считавшихся чуть ли не личной дружиной самого четырехликого Святовита.

А вот так Грамматик в своем труде «Деяния данов», созданном в XIV веке, описал храм главного божества руян: «Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей. В ней имелся единственный вход. Сам же храм заключал в себе два ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок».

Святовит — верховное божество руян

Примерно в XI веке руяне достигли пика своего могущества. Они были полноправными хозяевами Балтийского моря, которое соседние народы называли не иначе как Морем Ругов.

Войны за выживание

В начале XII века расстановка сил в Балтийском регионе начинает меняться. Руяне, несмотря на сильный флот и мощную армию, оказываются в невыгодном положении. Дело в том, что жители острова очутились в окружении христиан, которым очень хотелось распространить свою веру как можно дальше. А главным врагом руян стала Дания.

В 1136 году между двумя государствами произошел первый конфликт. Закончился он для руян трагично — король Дании Эрик II захватил Аркону. Но разрушать город не стал. Более того, он вернул захваченные земли, но с одним условием — руяне должны были отказаться от веры предков и принять христианство. Островные славяне согласились, но новую религию так и не приняли.

Это спровоцировало дальнейшие войны. За семь лет (с 1159 года по 1166-й) то датчане, то саксонцы нападали на остров. Руяне сопротивлялись отчаянно, но справиться с гораздо более сильным противником у них не получилось. Датский король Вальдемар I сумел одолеть последнего руянского князя Яромира.

В 1168 году Аркону полностью разрушили, а статую бога Святовита сожгли. Князь Яромир избежал смертной казни. Он признал себя вассалом Вальдемара I, а свой остров — частью епископства Роскилле. Но датчанам этого, конечно, было мало. Они хотели, чтобы славянское племя стало христианским. И Яромир согласился. Руян насильно крестили, а тех, кто отказывался предавать веру предков, убивали.

Датчане хотели обратить язычников-руян в христианство

Интересно и то, что по условиям мирного договора та земля, где раньше находился храм Святовита, теперь переходила в непосредственное подчинение церкви. «Довеском» шла обязательная помощь руян Дании в случаи войны и ежегодная дань.

В 1185 году датчане начали возведение церкви на полуострове Виттов в Альтенкирхине. А в качестве строительного материала они использовали руины Арконы. Поэтому там до сих пор жив «камень Свантевита». Его даже описал в «Саксонской хронике» за XVI век Давид Хитреус: «Изображение идола руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого-либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом».

Сохранилось упоминание и в «Истории Каменной епархии» от XVII века: «Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы «Древний Вит». С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом».

Последние из славян

В 1234 году жителям Руяна удалось скинуть датское владычество. Они даже расширили территорию своего государства и основали город Штральзунд. Но это, конечно, были уже не те руяне, что хозяйничали в Балтике два столетия назад. Они стали христианами, свои исконные традиции, по большей части, заменили на датские или немецкие. Даже родной язык и то стал забываться.

В 1168 году Аркона была полностью разрушена

К концу XIII века славяне-руяне уже практически полностью потеряли свою культуру и самобытность. Процесс онемечивания шел стремительно и неумолимо.

А в 1325 году умер последний руянский князь Вислав III. На нем славянская ветвь правителей острова оборвалась. А в 1404 году поочередно ушли из жизни последние мужчина и женщина, которые еще помнили язык своих предков. С их смертью прекратил свое существование и славянский руянский диалект. Остров Руян уже безоговорочно стал Рюгеном, а его жители — носителями только немецкой культуры и языка.

Славяне не смогли справиться с онемечиванием

На сегодня почти все эти земли относятся к Германии, к ее федеральной земле Макленбург-Передняя Померания. А о том, что там когда-то жило гордое и грозное славянское племя, напоминают лишь руины их главного города — Арконы. Да и то, территория городища из-за частых оползней, становится все меньше. Так что, недалек тот день, когда и последний след руян исчезнет.

Остров Рюген находится на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря. Рюген был заселён примерно с 4000 года до н.э. В 7 веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавши здесь, на побережье Померании, славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моря на торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром на мысе Аркона.

Славянские прибрежные поселения, расположенные в большом количестве на всех речных торговых путях, имели огромное значение в торговле на Балтийском (Варяжском) море. Много скандинавских купцов жили постоянно в некоторых крупных рыночных центрах западных славян.

Ныне большие территории южного побережья Балтийского моря принадлежат Германии, и она хранит множество славянских топонимов — Росток, Любек, Шверин (Зверин), Лейпциг (Липск), Берлин — («берлога» — логово бера-медведя). .

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит…»
А.С. Пушкин.

Сохранилось древнерусское сказание о дивном острове: «Там на море-Окияне, на острове Буяне бел-ключ камень Алатырь лежит … Прадуб древний, неохватен и могуч, стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает». » Ирий — это Рай на седьмом небе, а алатырь — это янтарь!

На острове Руяне, на высоком 40-метровом мысу, обращённом на восток, археологи обнаружили храмовый город-государство руссов — Аркона — Ярконь — ярый конь — солнечный белый конь Святовита.

Аркона — лежит на вершине высокого белого берега острова Рюген, и с трёх сторон омывается водами Балтийского моря. Городище-святилище Аркона сейчас занимает площадь с востока на запад 90 метров, и с севера на юг — 160 метров, хотя археологи предполагают, что размеры святилища были в три раза больше.

У северного склона горы в святилище Аркона находится святой источник и к нему проложена дорожка.

«Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей) . Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами ,- это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.» - Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»)

Археологические раскопки святилища Аркона проводились в 1921 г., 1930 г., 1969 -1971 годы. В окрестностях городища Аркона расположены 14 поселений и большой курганный могильник, напоминающий курганные погребения северо-западной Руси.

По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями, защищая свою территорию. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века.


Археологи открыли два основных поселений на острове Рюген (Rьgen):
(1) Гавань в Ralswick на острове Рюген была торговым центромс 8 до 10 века. В гавани археологи нашли двадцать (20) домов, с примыкающими к ним участками побережья Балтийского моря, и удобными пристанями для торговых кораблей. Жители — скандинавы и славяне занимались различными ремеслами и торговали с иностранными купцами. За городской чертой на возвышенности, были найдено более 400 курганов, захоронения скандинавов и славян схожие.

(2) Святилище Аркона — языский храм и крепость Ругов (Rugieris). Святилище Аркона располагалось на вершине мыса, защищённого со стороны моря крутым обрывом, а со стороны суши — двойным полукольцом насыпных валов и рвами с водой. Святилище охраняли 300 воинов-ругов. В центре святилища Аркона находилось древнее капище, окружённое бревенчатым частоколом с большими воротами. Внутрь капища мог входить только верховный жрец бога Святовита. .

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. «Ругии - многочисленный и могущественный народ, живший в северной Германии, по берегу моря, между Одером и Вислой. Во время переселения народов Ругии присоединились к готам и переселились в области по среднему течению Дуная.

В 1325 году умер последний князь руян Вислав-3, и остров Рюген (Rьgen) был завоеван герцогом Померании. В 1405 году на острове Рюген умерла последняя жительница говорившая по-славянски — .

Почитание языческого бога Святовита в народе было настолько сильным, что новая христианская религия была вынуждена считаться с нею. Именно поэтому христианские церкви строили на древних языческих капищах, а камни с изображениями языческих богов встраивали в стены христианских храмов. Имена языческих богов превращали в христианские святыни, так капище языческого Святовита было превращено в храм Святого Вита на острове Рюген.

В эпоху борьбы с язычеством и насаждением христианства в Британии известен епископ со странным славянским именем Свитун Винчестерский (St. Swithun of Winchester), умерший 2 июля 862 года и погребённый у стен строившегося Винчестерского собора.

Завещание Св. Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) было выполнено через сто лет, когда был наконец-то достроен Винчестерский собор и 15 июля 971 года монахи перенесли останки Святого Свитуна внутрь нового великолепного Винчестерского собора, посвященного Святой Троице, святому Петру (Saint Peter), святому Павлу (Saint Paul) и святому Свитуну (Saint Swithun).

Согласно легенде, во время церемонии перезахоронения Св. Свитуна Винчестерского обрушился сильнейший дождь, и впоследствии проливные дожди также шли в каждую годовщину смерти епископа. В Британии Св. Свитуна Винчестерского почитают «покровителем погоды» — это указывает на связь христианского епископа с древними языческими традициями, которые он принял на себя для привлечения язычников в христианский храм. Согласно древним народным приметам, если на святого Свитуна идёт дождь, то дождь будет продолжаться 40 дней (If it rains on St. Swithun’s Day, it will rain for forty days).

Символами святого Свитуна являются яблоки с посаженных епископом деревьев. В Англии говорят, что не следует есть яблоки раньше Дня святого Свитуна.

В 1005 году епископ Винчестерского собора Эльфеах (Ælfheah, англо-саксон.: «elf-high»; ook Alfegus, Alfege) был избран новым архиепископом Кентерберийским. Уходя из Винчестерского собора , епископ Эльфеах (ок. 953 — 19 апреля 1012 г.) взял с собой в Кентербери святую реликвию собора- голову Св. Свитуна , умершего в 863 году. Епископ Эльфеах был убит викингами в 1012 год у. В позднесаксонский период Свитуну приписывали силу, излечивающую раненых в бою воинов , калек и возвращающую зрение слепым.

До 1316 года голова Свитуна хранилась в Кентербери, далее следы реликвии теряются. Но в конце 14 века голова Свитуна появляется в Нормандии в соборе Эвре (Evreux), который начал отмечать праздник св. Свитуна

В Норвегии в 1125 год у святому Свитуну был построена приходская Римско-католическая церковь Св. Свитуна (норвеж.: Sankt Svithun kirke) в Ставангере (Stavanger) и хранились мощи святого Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) из Винчестера. Интересное сходство имён Swīþhūn = Свидун и «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» - «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира», «Viðurr at vígum» - «Видур в боях» («ВЕДУН» ); — из Перечня в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира». Proto-Germanic: * - «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; Danish: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish: Woen)

Именно под знамёнами Святовита войны участвовали во всех сражениях, бог Святовит вёл их в бой, как Один бог войны , которому приносили человеческие жертвы поверженных врагов и христиан. Воин мог завоевать в бою благосклонность Одина бросив копьё в своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla ).

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...
Мимо острова крутого,
Мимо города большого...

Остров РУЯН

Остров Руян лежит против датского побережья и занимает площадь почти в 1000 кв. км; все его берега изрезаны глубокими и укромными заливами и бухточками, а некоторые топонимы Божий Камень или Святая Гора - удивительным образом напоминают о мифическом камне - Алатырь.

По свидетельству древнего историка Геpаpда Меpкатоpа «Космогpафия»: "На острове том живали люди-идолопоклонники - раны или рутены (руги, руяне), именуемые люты, жестоки в бою, таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли, и всем окрестным госyдаpствам грозны и противны были. Язык у них был словенский да вандальский. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы и грамоте, а не только воинским делам прилежные охотники были".

Население острова Руяна "все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили, они", по словам Гельмольда, "пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы и к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению". Аркона славилась далеко за пределами земли руян. Ей подчинялись окрестные племена, а знаменитому арконскому храму преподносили дары властелины соседних княжеств и королевств. Слава Арконы являлась одним из самых ярких показателей расцвета славянской культуры того времени.

По мнению Гельмольда, правитель Руяна единственный из всех славянских правителей носит титул короля. Вспомним, что королем с первых же дней западные авторы величают правителя русов. Немецкие документы называют "королями" только двух славянских правителей — владыку Восточноевропейской державы и правителя маленького островка у побережья Балтики. Напомним - правители Польши и Чехии для них всего лишь "князья"! По сообщениям Ибн Русте и Гардизи глава русов носит титул "хакан-рус". Хакан - титул императорский! Более того, на востоке этим словом обозначали царя-жреца, священного владыку. А Гильфердинг, комментируя описание Гельмольдом и другими немецкими авторами, и говорит о священном характере его власти.

До какой степени доходило почтение славян к правителю священного острова, показывает Саксон Грамматик. Он поведал о случае, происшедшем во время одного из набегов ругов-русинов на соседей. Князь ругов, Яромир, напал на двоих воинов другого племени. Сразил одного, но копье застряло в теле. Тут подскочил другой, замахнулся, и вдруг узнал правителя ругов. Вражеский воин бросил оружие и рухнул ниц.
Вот он, священный "хакан-рус"!

Все арабы отмечают поражавшее даже их, людей Востока, гостеприимство русов, обитателей острова. И северогерманский автор хроники II в. Адам Бременский с уважением пишет о русо-славянах, непосредственных соседях германских племен: «Несмотря на бесконечные войны (балтийских славян) варягов с германцами и упорное нежелание первых отрекаться от древних обычаев и принимать «истинную веру», последние всё равно восхищались мужеством, прямотой и честью язычников. Гельмольд в своих «Славянских хрониках» пишет: «Хотя ненависть к христианству и жар заблуждений были у руян сильнее, чем у других славян, однако они обладали и многими природными добрыми качествами. Люди эти чрезвычайно гостеприимны и более всего почитают своих родителей. Среди них никогда не встретишь человека, оставленного в беде или нищете. Если кто-то заболел или ослаб из-за старости, то его берут на попечение. Гостеприимство и забота о престарелых людях считаются у славян первыми добродетелями», а относительно руян он добавляет: «Руяне - очень храброе русо-славянское племя, без решения которого, сообразно с законом, не предпринимаются никакие общественные постановления. Их боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях с богами, или скорее демонами, которым они воздают больше почитания, чем остальным».

И на самом деле, у русов, хранимых силу и знания Светлых Богов, есть главная заповедь: «Чтить родителей своих и Предков, а Предки суть Боги Наши, а мы Их дети».

Арконский храм был центром самого города и всей городской жизни. Он был самым высоким строением в городе, перед ним находилась большая площадь, на которой собиралось вече - народное собрание. Посвящён он был солнечному божеству варяжских русов и славян - Световиту.

Хотя само имя Бога и говорит о том, что он является покровителем солнца и света, такое восприятие передаёт представления древних славян лишь поверхностно. Световит равно почитался покровителем жизни и войны, в храме изображались его символы - меч и рог изобилия. Для славян-солцепоклонников Светило являлось олицетворением самой жизни, и они вдохнули в великий образ ведического видения мира, коим был солнечный Световит, все возможные её проявления, выражавшиеся и в изобилии, приносимом трудом, и в ярости воинов. Световита также почитали как олицетворение высшей мудрости, его почтительно именовали Дедом. Световит - это воплощение жизни, Природы, которая окружала славян и частью которой они себя осознавали. Храм Световита был символом Арконы. В нём находилось свещенное воинское знамя руян - Станица - которое несли впереди войска перед сражением В самом храме жил огромный орёл, считавшийся, наряду со знаменем, символом Световита и варяжских русо-славянов. Изображение орла было одним из основных символов руян, оно находились как в храме, так и на стягах, щитах, ладьях многом другом.

На протяжении последних веков Руян, ставший Рюгеном, попеременно принадлежал датским, шведским и немецким князьям. На мысе Аркона отчетливо видны остатки гигантских земляных укреплений - древней крепости балтийских славян.

Норманнскую теорию многие знают как «призвание варягов». Призвание варягов действительно имело место, но кто же такие варяги? Современная историческая наука с уверенностью может сказать, что варягами восточные славяне называли всех выходцев с Балтийского (Варяжского) побережья. А оно отнюдь не всегда принадлежало по преимуществу германцам. Вплоть до XI-XII веков все южные и восточные берега Варяжского моря (Балтики) были заселены славянами-венедами - бодричами (ободритами) и лютичами. Именно их в основном и называли варягами. Из этих русо-славянских племён происходил и Рюрик, основатель первой русской правящей династии. Из них происходили, и великие военные вожди того времени: Одоакр, низложивший последнего римского императора, и Вещий Олег, покоритель «второго Рима» - Царьграда.

Итак, остров Рус, Руян, Буян, Рюген, главная святыня русов и славян. Именно к его обитателям из кровавого безвременья усобиц взывали ильменские словене. Защищаясь от нечисти, их потомки и спустя тысячу лет обращались к силам, обитающим на священном острове. Именно оттуда откликнулись на их призыв варяги-русы. Именно благодаря им, благодаря русичам: Рюрику, Вещему Олегу, Святославу - родоначальникам государей, укреплявших и хранивших державу Сынов Сокола и семь веков правивших ею, сама Русь возродилась в очередной раз!

Варяги славились по всей тогдашней Европе как отважные воины и искусные мореплаватели. По сути, само слово «варяги» обозначало не какой-либо народ, а людей, ведущих образ жизни воинственных мореходов. Когда воинственные варяги шли в бой на врага, то боевым кличем их было: «Вар! Вар!», что означало «в землю!» загнать врага, отсюда пошло и слово «варвары». Постоянно они ходили в походы на соседей, а с началом агрессивной экспансии германцев-крестоносцев на восток стали вести с ними практически непрерывные войны.

Исследователь балтийских славян А. Гильфердинг приводит свидетельства датского миссионера XII века Гельмольда и других современников о том, что варяги, «передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом - морские разбои».

Вот уж, сколько лет главным героем спора о происхождении Руси является князь Рюрик, о котором в «Повести временных лет» сказано, что он был варягом, призванным в 862 году вместе с братьями на княжение в Новгород из-за моря. Русские же учёные считали: Русь не могла получить государственность из рук германцев, а германские историки стояли на своём: Русь как государство образованна их соотечественниками. В подтверждении того, что князь Рюрик был из роду Русичей, можно уже не мало найти тому летописных доказательств. А между тем это имя было широко известно, в том числе и в раннем средневековье, на Балтике. Историк Сергей Переверзенцев в книге «Руги» пишет:

«…само слово «Русь» не славянское. И те древние русы, знаменитые братья Рюрик, Синеус и Трувор, которые в IX веке встали во главе славянских племён, не были славянами. Более того, выяснилось, что на карте древней Европы имя «Русь» встречается в самых разных местах. Например, четыре разных Руси были в Прибалтике. В Восточной Европе имя «Русь» можно найти не только на берегах Днепра, но и в Карпатских горах, и в устье Дуная, и на побережье Азовского и Каспийского морей, и в Крыму, и в Западной Европе, на территории современной Австрии, а ещё в Тюрингии и Саксонии».

Сегодня уже много различных летописных, исторических и современных источников вправе заявить об огромных территориях Руси!

Действительно, древние русы, жили на огромных просторах Евразии. Были они из первых переселенцев Европы, в том числе и на южном и на западном берегах Балтийского моря, где их знали под разными именами - руян, ругов, ободритов, лютечей….

Чешский историк Любор Нидерли как честный историк не мог не видеть, что руяне, или руги, выпадают из славянской общности: и народ этот более древний, и обычаи у него иные. Исторический парадокс заключается в том, что память о древних русских святынях сохранилась благодаря германским хронистам, которые люто ненавидели наших предков, их веру и принимали участие в разрушении наших святынь.

Датский историк Саксон Грамматик (1140-1208) в 9 книгах «Деяния данов» наложил древнейшие саги и исторические события, происходившие в Северной Европе с древности до конца ХII века. Саксон был любопытен и много страниц хроники посвятил описанию быта и нравов наших русских предков. И вновь вернёмся в священный град Световита - средоточие исконной веры руссов и славян, сохранившимся в легендах как остров Буян. Например, вот как описал свои наблюдения древнего ритуала, который славяне называют дожинками. Из наблюдений Саксона:

«На свежескошенном поле волхв читал молитву, обращённую к Матери Сырой Земле, просил у неё прощение за то, что люди ранят её тело сохой, взращивают на ней жито - пшеницу. Благодарил за богатый урожай. Потом жнецы расстилали на земле белую скатерть, выставляли на неё еду, дары земли, и начинали совместную трапезу». Возможно, от этого ритуала и пошла легенда о скатерти-самобранке, ведь ели прямо на Земле-кормилице, которая и на будущий год принесёт такие же дары.

Саксон заключил, что в этих примитивных трапезах и заключается «языческая» вера, которую во имя Христа его соотечественники решили уничтожить. Однако он изменил своё первоначальное мнение, когда оказался на острове Руяне и увидел Аркону. Увиденное поразило датского монаха, что он едва успевал макать перо в походную чернильницу, чтобы описать свои впечатления (см. описание города Арконы в главе «Кап Аркона на Рюгене»).

Итак, реконструкция прошлого базируется в основном на летописных данных. Сами же летописцы были обыкновенными людьми со своим пристрастиями и предпочтениями. Они оставляли хроники, которые должны были прославить их народ в веках. Поэтому события национальной истории ими приукрашивались, а всё чужеземное представлялось как уродливое и агрессивное. Летописи погубленного народа, понятное дело, сохраниться не могли! Они просто сразу уничтожались!

Все в мире помнят о 300 спартанцах, но мало кто не знает, что у нас были свои 300 славянских "витязей"!

Священный город Аркона, являлся в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально «витязями».

Явление было уникальным, так как особых войск при храмах у других народов в Европе не существовало. Храмовое войско считалось у полабских славян священным. Оно состояло из посланцев-юношей знатных славянских родов. Причем эти юноши уже на всю жизнь оставались профессиональными воинами. Триста витязей - золотопоясников (движд, дваждырождённых), храмовых воинов Арконы, держали под своим контролем все окрестные племена и народы Балтики. С коих брали дань миром, а с иных мечом собирали.

Как и в Арконе, при храмах других богов, в других племенных центрах, также, содержалось по 300 витязей, «рекрутируемых» из лучших семей полабских племен - ведь это были, по существу, необходимые охранные войска священных градов-крепостей. Поэтому в битвах, например, против германцев впереди полабских войск выступали по 300 витязей на конях, одноцветных с конем божества: например, на белых конях 300 витязей Святовита, на черных - 300 витязей Триглава.

О происхождении слова «витязь»: Слово «витязь» состоит из корня «вит», то есть свет, местоимения «аз,яз» и окончания «ь» (еръ), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается «вит я есть» или я есть свет.

Рассмотрим значения слов: Святой и светлый - братья-близнецы: слова, имевшие один смысл. Почитавшие СВЕТ славяне страну свою, данную им в удел, издревле называли СВЕТЛОЙ и ещё РУСЬЮ. Что тоже означает «светлая»: во всех славянских и вообще во всех индоевропейских языках корень РУС связуется с понятием СВЕТЛЫЙ, ОГНЕННО-СВЕТЛЫЙ. Русичи - народ русоволосый - солнечный. Иудохристиане, подделывая свою чужеродную, чужеземную религию под народные представления, присваивали и извращали светлые ведические понятия, вкладывая в них своё, церковное содержание: слова «священный», «свято» - есть искаженное христианами «светлый», то есть солнечный. Так и СВЕТОРУСЬЕ они переиначили в «Святую Русь».

Исходя из этого, солнечного бога-покровителя Арконы именуют Световитом, а не Святовитом. Точно так же князя русичей, победившего хазар, следует называть Светославом, а не Святославом. Подобная древняя форма написания имён не исчезла полностью, она сохранилась у некоторых славянских народов, например, у болгар.

Земли полабских слявян были знамениты храмами ведических богов, которые имелись (помимо Арконы) в Радигоще, Ретре, Корбеле и др. городах. Боги назывались именами с окончанием «вит» («вити» санскр. - свет, весь обитаемый мир). Причем их огромные, вырезанные из дерева куммиры были многоголовыми: Световит, Перевит, Коревит, Яровит. От полабских богов - «витов» - и более ни откуда - произошло слово «витязь». Слово было в употреблении у чехов, наиболее близких этнически к полабским славянам, а «vitezky» означало у них - «победоносный». То есть «витязь» значит «я есть бог» (в смысле как проводник). Считается, что казаки-характерники во время боя напрямую общаются с самим Родом. И, кстати, если вспомнить казаков, их обычай носить усы и чуб (варяги-русы брили головы и бороды почти поголовно, как о том сообщают арабы и византийцы. Их Бог Перун изображался с "серебряными усами", а на миниатюрах Радзивилловской летописи - с воинским чубом на голове), а еще ранее: "Сами славяне, вопреки привычному нам образу "древнего русича" с волосами до плеч и бородою лопатой, коротко стригли, а то и брили волосы и бороды. Знатные воины - лютичи (по Титмару) - могли в знак высокого рода и воинской удали оставлять на макушке, или на передней части черепа клок не сбритых волос.

Арконский куммир Световита имел обритые головы и бороды "сообразно народному обычаю", по словам Саксона Грамматика. Только жрецы носили длинные волосы и бороды "вопреки обыкновению".
Так что, легендарные казаки-характерники являются носителями ведических традиций и знаний храмовых витязей Арконы...Ведь казаки - это и есть войско Бога Рода, которому Он дал Каз (отсюда указ, приказ, наказ) - охранять Его небесные и земные пути. Отсюда и идёт «казак», причём это слово читается, что слева направо, что справа налево - одинаково.

Русы, крепко держали северные моря в державной длани. Морское государство русов были частью обширного славянского мира от Лабы (Эльбы) и Донная (Дуная) до Урала и от Варяжского (Балтийского) до Чермного (Черного) моря. Остров Руян был частью союза ободритов (бодричей), находился также в тесном военном и политическом союзе с лютичами (самым сильным славянским союзом). Полабские славяне (бодричи, лютичи) противостояли натиску германских племен вплоть до 11 века, более 350 лет держались в самом центре уже христианизированной Европы.

Но вечные проблемы - междоусобицы... Славяне противостояли не только германцам, но и друг другу: смертным боем бились бодричи с лютичами, вплоть до призвания в помощь рыцарей-крестоносцев. Раздоры и междоусобицы потрясали западно-славянский мир. Таким образом, ослабление влияния русов на Балтику и другие северные моря было связано с ослаблением позиций западных славян в Европе вообще. Вскоре после падения Арконы вся Полабия, раздираемая братоубийственными войнами лютичей (велетов) и ободритов после двухсот лет кровавой борьбы была аннексирована Германией. Прибалтийский славянский венедский этнос прекратил своё существование, так считают многие, но говорят даже сейчас почти в самом центре давно онемеченной земли можно услышать славянскую речь.