Владимир. Золотые ворота. Золотые Ворота (Исторический облик)

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Золотые Ворота во , являются выдающимся памятником древнерусской архитектуры, ежегодно привлекая повышенное внимание со стороны гостей города. Они были построены в 1164 году, во времена правления владимирского князя Андрея Боголюбского, помимо оборонительных целей исполняя роль триумфального сооружения, символизирующего величие и силу княжеской власти. Именно через них в город въезжали княжеские дружины, возвращавшиеся с полей сражений, где их шумно встречал народ. Белокаменные ворота сделаны в технике полубутовой кладки, широко распространённой во владимиро-суздальском зодчестве. Вместе с ещё тремя воротами в город, несохранившимися до наших дней, Золотые Ворота образовывали единый комплекс, служивший важным звеном оборонительной системы Владимира.

Золотые Ворота представляют собой массивное трехъярусное сооружение, по краям которого размещаются невысокие мощные башни с характерными средневековыми зубцами. Над вторым ярусом, посередине которого хорошо просматривается изображение Иисуса Христа, раньше размещалась Ризоположенская надвратная церковь, гостеприимно встречавшая всех, кто приходил во Владимир с миром. В наши дни на её месте находится экспозиция военно-исторического музея. Под сводами часовни обращает на себя внимание внушительная диорама, где представлены февральские события 1238 года, когда монголо-татарские орды хана Батыя захватили Владимир, несмотря на героическое сопротивление его защитников. Диорама снабжена музыкальными и световыми стереоэффектами, из-за чего выглядит максимально реалистично и зрелищно.

Вот уже более 50 лет Золотые Ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и служат неотъемлемой его частью. Здесь посетители могут увидеть оружие и воинское снаряжение разных лет, включая боевые болты метательной машины, использовавшиеся для выстрелов на дальние расстояния, наконечники стрел и копий образца XII – XIII веков, воинскую кольчугу русских витязей, трофейный польский арбалет, кремневые ружья эпохи правления Екатерины II, солдатские мушкетоны Великой Отечественной войны 1812 года, трофейное турецкое оружие и многие другие исторические экспонаты.

С давних пор Золотые Ворота овеяны множеством легенд и мифов, многие из которых исследователи до сих пор не могут ни подтвердить, ни опровергнуть. В любом случае, данное сооружение считается одним из символов , который часто можно увидеть на рекламных проспектах посвящённых городу или на сувенирной продукции, охотно раскупаемой туристами.

  • Вопрос В каких городках есть "Золотые ворота"?Сколько ступеней в "Золотых воротах" Когда они были постоены?
    Описание Как употребляются настоящее время?

    SM дата: в архиве

  1. Ответ 1.г. Владимир Золотые Ворота.В южной стене Золотых ворот, обращенной к сохранившемуся земельному валу, находится лестница. 64 ступени, устроенные в шестиметровой толще стенки, ведут в надвратную церковь.монумент архитектуры и музей.В 60-е годы XII века н.э. во Владимире были построены праздничные въездные ворота городка - Золотые ворота.Эти ворота даже своим заглавием должны были показывать, что стольный город Северо-Восточной Руси - Владимир - ни в чем не уступает Киеву. В конце XVIII в. всвязи с воплощением новейшей постоянной планировки городка валы, примыкавшие к стенкам Золотых ворот, были срыты.Это ослабило конструкции воротных опор. Для укрепления ворот по углам были пристроены контрфорсы, заключенные в круглые башни.В это же время были переложены из старенького камня своды ворот, а на их возведена новенькая церковь из кирпича. В настоящее время подлинным является только основной кубический размер ворот с проездом; надвратная же церковь была вполне перестроена, и ее начальные формы неопознаны. Золотые ворота - монумент древнерусской фортификации. Построены из белоснежного камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как основная боевая и проездная башня вновь сделанной им крепости.Из 5 наружных ворот крепости сохранились одни - Золотые.Здание представляет собой высшую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой в центре.Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка.Вверху башни, над арочным просветом помещалась церковь Положения риз Богородицы - маленькая вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница.Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил 2-ой боевой площадкой.С 2-ух сторон башню сжимала земельная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви.В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-монгольской орды: татары просочились в город не через ворота, а в пролом древесной стенки на валу.невзирая на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначимые ремонты, вид Золотых сохранился практически без конфигураций до конца XVIII - начала XIX вв., но надвратная церковь "стояла без пения праздна почти все лета". лишь в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена поновой из кирпича и освящена в 1810 г.Открытый обход вокруг церкви перевоплотился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена только в 1870 г...http://sobory.ru/article/?object=00994Владимир, фото: http://slavarik.narod.ru/Zolotie1.jpg 2.Киев Золотые ворота (укр. Золоті ворота) - исторический заезд в Киев.заглавие «Золотые ворота» также носят близкорасположенный театр и станция Киевского метро.Золотые ворота - главные, триумфальные ворота старого Киева.Свое заглавие получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших подобные функции. Золотые ворота были одними из трёх больших городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром.стройку ворот вкупе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037. В 1240 ворота сильно пострадали во время осады и взятия городка полчищами Батыя.Из записей путников XVI-XVII вв и рисунков А. Ван Вестерфельда (1651) понятно, что уже к этому времени Золотые ворота были полуразрушенными. Золотые ворота оставались воротами в город (нередко использовавшимися в церемониальных целях) до XVIII века, хотя со временем всё больше преобразовывались в руины. В 1832 были приняты 1-ые меры по их сохранению.В 1970-х около руин был построен павильон, в котором размещался маленькой музей, посвящённый истории Золотых ворот.В 1982, к 1500-летию Киева, Золотые ворота были вполне реконструированы, невзирая на то, что не сохранилось достоверных изображений либо планов того, как они выглядели в древности.http://ru.wikipedia.o

    Ветлужанка дата: в архиве

  2. Ответ Прославленную столицу Атлантиды традиционно называют Городом Золотых Ворот. Золотые ворота (укр. Золоті ворота) - исторический заезд в Киев.Так же сохранился монумент "Золотые воротв " во Владимире.

    Елена kot дата: в архиве

  3. Ответ В Киеве есть.Стоят эти ворота отреставрированные как монумент. Вокруг мини-парк.ранее использовались как заезд в город.

    OLka дата: в архиве

  4. Ответ Jest Zolotye vorota v Kieve - glavnye triumfalnye vorota drevnego Kieva, stroitelstvo upominaetsya v letopisyax pod 1037 godom, takzhe jest vorota vo Vladimire , postroennye v 1164 godu, vsio ispolzujetsya kak pamiatniki arxitektury

    Natalie дата: в архиве

  5. Ответ Золотые Ворота (США) - пролив, соединяющий залив Сан-Франциско с Тихим океаном. Золотые Ворота - мост в городке Сан-Франциско, проходящий через пролив Золотые Ворота.Золотые ворота (Киев) - исторический заезд в Киев.. Золотые ворота - станция метро в Киеве. Находится рядом с Золотыми воротами. Золотые ворота (Владимир) - выдающийся монумент древнерусской архитектуры.Золотые ворота Карадага (Крым)Золотые ворота у Масличной горы (Израиль)Золотые ворота.Двухступенчатый порог на реке Хангарул в Забайкалье.

Является одним из самых красивых городов России. Туристы со всех уголков страны и мира съезжаются сюда, чтобы посмотреть памятники военного русского зодчества. Самым известным, среди которых из года в год остается памятник – . Истории точно неизвестно, в каком году были построены ворота, поэтому годом их основания принято считать 1164, когда ворота были освящены. Вероятнее всего, что ворота были сооружены княжескими умельцами и мастерами. Свидетельством тому является оставленный на одном из блоков княжеский знак. Злотые ворота были включены в линию городских валов, которая имела в общей сумме пять входных ворот. Однако до наших дней дошли только одни из пяти — . Кроме своих оборонных функций они еще и являлись украшением, так как оформляли парадный въезд в самую богатую часть города. В этом смысле они не имеют аналогов среди архитектуры европейского средневековья. За всю свою историю ворота пережили множество перестроек и реконструкций. Поэтому на сегодня они имеют несколько иной облик, отличный от первоначального вида, но все равно мы можем ощутить их величие. Существует легенда, в которой рассказывается о том, почему князь назвал ворота именно «золотыми». Согласно легенде, во время строительства входного проезда, ворота обрушились и засыпали 12 человек. Никто не сомневался, что все погибли, однако князь Андрей принес на место происшествия икону Богоматери и начал молится о спасении несчастных. Когда начали разбирать завалы, все люди оказались живы и невредимы. Именно тогда в 1164 году князь и приказал построить над воротами церковь и назвать их Золотыми. Довольно интересным событием в истории ворот является то, что однажды в арке застряла карета Екатерины II. Для решения этой проблемы, ворота трогать не стали, а лишь вырыли рвы, которые примыкали бы к воротам.

Примерно последние полвека Золотые ворота входят в состав , объединяющего уникальные архитектурные памятники Владимирской области. В церкви, расположившейся над воротами, находится экспозиция, которая посвящена военно-историческим событиям города. Главное место в экспозиции занимает диорама, рассказывающая события 1238 года, когда во Владимир ворвалась татарская орда. Также вниманию посетителей представлено военное снаряжение и оружие разного времени.

Важным достижением является то, что в 1992 году Золотые ворота были включены в список Всемирного наследия . Любопытные туристы всего мира с удовольствием посещают этот исторический памятник, желая побольше узнать о культуре далекого 12 века России.

Страна
Субъект Федерации Владимирская область
Городской округ город Владимир
Координаты 56°08′00″ с. ш. 40°25′00″ в. д.
Внутреннее деление 3 района
Основан 990 год
Площадь 124,59 км²
Высота центра 150 м
Население 356 168 человек (2017)
Плотность 2858,72 чел./км²

Золотые ворота аэросъёмка (Владимир):

Мост Золотые Ворота в американском городе Сан-Франциско - один из самых известных мостов в мире . 27 мая 2012 года этому мосту исполнилось 75 лет. Любимец кино и сериалов, Золотые Ворота оставался самым большим висячим мостом в мире на протяжении 27 лет и является самым популярным местом у самоубийц на Земле.

Немного истории. Мост Золотые ворота соединяет город Сан-Франциско и южную часть округа Марин. До 1937 года на месте моста была лишь паромная переправа, которая сильно тормозила развитие города.

Посмотрим как строилось это грандиозное сооружение:

Вот как изначально выглядела эта бухта..

Кликабельно 4000 рх

Сан-Франциско, 1910 год. (Фото National Park Service):

Строительство моста Золотые Ворота началось 5 января 1933 года и длилось более 4 лет. (Фото Library of Congress):

Мост построен в стиле арт-деко. Его архитектор - Ирвинг Морроу. На фотографии показано начало строительство в 1933 году. (Фото):

Так продвинулось строительство за год. 1934 год. (Фото Redwood Empire Association | AP):

Почти 4 годя спустя. 1935 год. (Фото AP):

Утром 27 мая 1937 года мост Золотые Ворота открыли, но только для пешеходов, и первые 12 часов он принадлежал только им. (Фото Redwood Empire Association | AP):

Вскоре на мост въехали первые автомобили. Это произошло по сигналу самого Рузвельта из Белого дома. (Фото Ernest K. Bennett | AP):

Мост Золотые Ворота на протяжении 27 лет был самым большим висячим мостом в мире : с момента открытия в 1937 году и до 1964 года. (Фото Library of Congress):

Немного характеристик: длина моста - 1 970 метров, длина основного пролёта - 1 280 метров, масса - 894 500 тонн. (Фото AP):

Вершина опоры. Высота над водой - 230 метров, 1968 год. (Фото Library of Congress):

Огромный грузовой корабль под мостом. (Фото Kike Calvo via AP Images):

В 1987 праздновался 50-летний юбилей моста Золотые Ворота. 24 мая 1987 года движение было перекрыто, и по мосту прошло приблизительно 300 000 человек. (Фото Paul Sakuma | AP):

Интересный факт: 18 мая 2004 года по мосту первый раз перебежал оленёнок, задержав движение на целых 20 минут. (Фото Courtesy of the Golden Gate Bridge | AP):

Ограничение скорости на мосту составляет ~72 км/час. В среднем раз в год здесь случаются аварии, во время которых машина выезжает на встречную полосу и сталкивается со встречной. 27 января 2005. (Фото Justin Sullivan | Getty Images):

Мост Золотые Ворота является «печальным рекордсменом» и одним из самых популярных у самоубийц мест в мире . По статистике, на этом мосту кто-нибудь кончает жизнь самоубийством каждые 2 недели. 2 место по этому показателю удерживает лес Аокигахара у подножия горы Фудзи в Японии. (Фото Robert Galbraith | Reuters):

За 75 лет существования моста по неофициальным данным более 1 200 человек покончили жизнью самоубийством, бросившись с Золотых Ворот в воду.

Падение человека с 75-метровой высоты длится 4 секунды. Тело ударяется о воду на скорости 142 км/ч, что почти всегда приводит к летальному исходу. (Фото Gabriel Bouys | AFP | Getty Images):

Вдоль моста установлены специальные телефоны, по которым самоубийцы могут позвонить в службу психологической поддержки. Надписи около этих телефонов сообщают: «Надежда есть. Позвони. Последствия прыжка с этого моста фатальны и трагичны». (Фото David Allen Corby):

Фирменный цвет моста. Его обслуживает команда из 38 маляров. (Фото Justin Sullivan | Getty Images):

Группа высшего пилотажа на фоне моста Золотые Ворота в Сан-Франциско, 9 октября 2008 года. (Фото Robert Galbraith | AP):

Во время международной экспедиции российский фрегат «Паллада» на всех парусах прошел под мостом Золотые ворота 25 июля 2005 года. (Фото John M. Harris | AP):

Новогодняя ночь-2012. (Фото Darvin Atkeson):

Летом и в начале осени можно наблюдать завораживающее зрелище, как туман накрывает залив и Золотые Ворота:

Во время знаменитых туманов мост Золотые Ворота выглядит особенно таинственно:

Золотые Ворота из космоса. Вид с МКС , 6 ноября 2010. (Фото НАСА):

27 мая 2012 в Сан-Франциско было празднование 75-летнего юбилея моста Золотые Ворота. Прошла необычная выставка обуви в память о тех, кто прыгал с моста, чтобы покончить с жизнью. (Фото Noah Berger | AP):

Ну и, конечно, праздничный фейерверк. Сан-Франциско, 17 мая 2012. (Фото Ezra Shaw | Getty Images):

Мост Золотые Ворота в Сан-Франциско. 75-летний юбилей.

Ну и еще немного про сам мост …

Мост “Золотые Ворота” (Golden Gate ) за время своего существования стал настоящим символом не только Сан-Франциско, но визитной карточкой США. Этот висячий мост считается одним из самых больших в мире, и является предметом гордости у американцев.

Этот мост отличается не только своими эстетическими достоинствами, его заслуга еще и в другом. Он соединил Сан-Франциско с Северной Калифорнией, и этим спас калифорнийскую экономику от глубокого кризиса. Властям Сан-Франциско даже не пришлось изыскивать средства на его возведение. Все строительные расходы — а это 35 млн. долларов — взяли на себя шесть округов, расположенных на другом берегу пролива, ведь теперь, наконец, они могли быстро, без особых хлопот, доставлять свои товары в крупнейший город штата.

Еще в 1921 г. опытный инженер Джозеф Берман Штраус (1870-1938), построивший уже не один мост, изложил свой план возведения моста над проливом Золотые Ворота, отделявшим Сан-Франциско от калифорнийского округа Марин. Этот план был подкупающе привлекателен. Ведь добраться до города из северных округов штата можно было только окольным путем, проделав огромное расстояние в объезд или же переправившись на пароме. Впрочем, проект вызывал и немало опасений. Еще никогда прежде не доводилось строить мост с такой большой длиной пролета. Кроме того, сильные течения, возникавшие здесь во время прилива, очень затрудняли работу. Спрашивалось, как закрепить сваи моста, как спасти их от обрушения?

И все же в 1923 г., после долгих колебаний, власти Калифорнии приняли закон о финансировании строительства моста. Еще шесть лет продолжались бюрократические проволочки и шли политические дебаты. Наконец, Штраус получил заказ.

За свою жизнь инженер из Цинциннати возвел четыре сотни мостов. Но на этот раз ему предстояло придумать нечто особенное, разработать совершенно новую технологию, чтобы построить мост через пролив Золотые Ворота.

Труднее всего было сооружать фундамент для южной опоры моста. Глубина воды в этом месте превышала 90 м; она бурлила, как в открытом море. Во время приливов и отливов возникало такое быстрое течение, что работу приходилось прекращать — ее можно было вести лишь в те короткие часы, когда огромные волны успокаивались и прилив сменялся отливом или наоборот. Вдобавок дно в этом месте оказалось каменистым — тем сложнее было закладывать здесь фундамент высотой 34 м. Котлован для него приходилось пробивать, взрывая подводные бомбы.


Кликабельно 1920 рх, кому на обои?

Наконец, когда по обеим сторонам пролива были сооружены опоры и натянуты стальные тросы, полотно моста начали возводить сразу с обеих сторон, причем работы велись с одинаковой скоростью, чтобы избежать провисания тросов. Во время строительства этого моста рабочих впервые заставили облачиться в защитные каски. Внизу натянули сеть, и это, в самом деле, спасло жизни 19 рабочим, нечаянно соскользнувшим с моста. И все-таки десять человек не удалось уберечь — они разбились при падении.

Своим обликом этот легендарный мост обязан супружеской паре архитекторов — Ирвижу и Гертруде Морроу. Они проектировали опоры, похожие, скорее, на башни и разрабатывали весь дизайн моста. Именно благодаря им он получился таким изящным и легким. Ирвинг Морроу выбрал и самую подходящую расцветку для моста, и самую выгодную схему освещения.

По его замыслу, когда на пролив опускалась ночь, опоры моста должны были постепенно растворяться в темнеющем небе — в эти часы ярко выделялось бы лишь освещенное полотно. Однако придуманная им система подсветки требовала немалых расходов и, по соображениям экономии от нее отказались, вспомнив о ней лишь через полвека, когда готовились отмечать юбилей моста «Золотые Ворота». Тогда, наконец, давний план был воплощен в жизнь.

Мост «Золотые Ворота» — это классический образец висячего моста, типичного для второй половины XIX в. Он крепится на железобетонных опорах, состоящих из пяти секций. Опоры вздымаются над водой почти на 230 м. Высота же южного пилона, если считать еще и фундамент, окажется даже больше трех с половиной сотен метров.

Мост подвешен на двух громадных тросах длиной 2300 м; они достигают в толщину почти метра и весят 24 500 т каждый. Понятно, что в те времена ни один строительный кран не мог поднять такую тяжесть. Тросы пришлось скручивать из отдельных стальных нитей с помощью пневматической натяжной машины. В общей сложности, они состоят из 27 500 нитей диаметром 5 мм каждая; нити скручены в жгуты (всего их — 61), а те переплетены в один-единственный трос. Общая длина всех стальных нитей составляет 129 тыс. км — этого достаточно, чтобы три раза обогнуть экватор. Многочисленные пары канатов, которые спускаются отвесно вниз от каждого троса, поддерживают полотно моста.

По мосту «Золотые Ворота» проложены шестиполосная автострада и пешеходная дорожка. Высота полотна — 67 м над уровнем воды. Ежегодно мост минует около 120 тыс. автомобилей. Его строительство окупилось очень быстро. Уже через четверть века после его открытия общая сумма пошлин, собранных за проезд, в 4 раза превысила все расходы.

Своё название мост получил из-за одноимённого пролива. “Золотые ворота” - именно так называется пролив, который соединяет Тихий океан и залив Сан-Франциско. Столь романтичное название проливу дал военный топограф Джон Фримонт.

Уже вскоре после своего официального открытия, за мостом закрепилось другое, совсем не романтичное название – “мост самоубийц”. Первое самоубийство случилось здесь спустя несколько недель после открытия моста, а к концу 20 века количество погибших здесь людей превысило тысячу человек! На данный момент официальная статистика не ведётся, но известно, что раз в две недели на мосту гибнет один человек!

Кликабельно 1920 рх

Мост окрашен в ярко-оранжевый цвет. Краску для моста подбирал один из архитекторов проекта Ирвинг Морроу. Такой цвет не только делает мост хорошо заметным даже в густом тумане, что здесь не редкость, но и защищает его! Дело в том, что в состав краски этого цвета входит ряд компонентов, которые отлично защищают металлические конструкции от ржавчины. Мост красят чуть ли не ежедневно, но только в тех местах, где это действительно необходимо.

За эти годы мост зарекомендовал себя очень прочной конструкцией. Самое большое испытание “Золотым воротам” пришлось пережить во время ураганной бури 1951 года. Штормовой ветер в те дни достигал скорости 130 км/час, а мост отклонился по горизонтали на целых 8 метров. Когда ураган закончился, выяснилось, что серьёзных повреждений на мосту не обнаружено!

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Исторический памятник поражает своим величием, несмотря на то, что до наших дней он дошел не полностью. Дубовые створки ворот были покрыты золоченными пластинами, по этой причине ворота и получили свое название – Золотые.

Памятник интересен своей историей, архитектурой и посетить его обязательно стоит. Наверху строения расположен музей, в котором открыта экспозиция, представляющая оружие и воинское снаряжение прошедших веков - наконечники копий и стрел, оружие времен Екатерины и Отечественной войны с Наполеоном, а также трофейное оружие XVII-XIX веков.

Ваше внимание, несомненно, привлечет и небольшая диорама с музыкальным и дикторским сопровождением, рассказывающая о штурме Владимира ханом Батыем в 1238 году. Плата за вход в музей совсем невысокая, но представление у экспозиции-диорамы, длящееся всего 15 минут, будет интересно и взрослым, и детям.

Золотые ворота во Владимире - адрес

Владимир, Дворянская улица, 1А.

Как добраться до Золотых ворот во Владимире

Золотые ворота находятся в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 20-25 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира , например, смотровая площадка , Успенский и Дмитриевский соборы.

Золотые ворота - режим работы в 2019 г.

Режим работы военно-исторической экспозиции в Золотых воротах

  • Ежедневно с 10:00 до 18:00
  • По субботам время работы продлено до 19:00
  • Третий вторник каждого месяца - санитарный день

Золотые ворота - стоимость билетов в 2019 г.

  • Взрослые - 150 руб.
  • Дети до 16 лет - бесплатно
  • Дети с 16 лет, студенты и пенсионеры (граждане РФ и СНГ) - 75 руб.

Из истории

В 1157 году князь Андрей Боголюбов, сын Юрия Долгорукого, перенес столицу своего княжества из Суздаля во Владимир и стал укреплять город. Вокруг Владимира были насыпаны валы протяженностью в 5 км, а также построена деревянная крепостная стена с башнями и семью воротами. Одни из них назывались Золотыми, они строились 6 лет – с 1158 по 1164 год на западной стороне стены и служили парадным въездом во Владимир.

Кроме того, были сооружены Серебряные ворота, ведущие в Суздаль , Ивановские – в Иваново , Торговые и Волжские, Медные и Иринины ворота.

Согласно преданию, князь Андрей, искренне любивший город, хотел порадовать горожан и открыть Золотые ворота в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Строители не стали дожидаться усадки здания и сразу после завершения кладки навесили ворота. В результате створки упали и придавили 12 горожан.

Тогда князь с молитвой обратился к Царице Небесной, прося ее спасти пострадавших: "Если Ты не спасешь этих людей, я, грешный, буду повинен в их смерти". Мольба Андрея была услышана и совершилось чудо: когда ворота были подняты, оказалось, что все придавленные ими люди остались живыми и невредимыми.

После убийства Андрея Боголюбского в 1174 году великокняжеский стол занял его младший брат Всеволод Большое гнездо, которого также называли Всеволодом III.

До нас памятник истории и архитектуры дошел в сильно искаженном виде. Впервые проездная арка была, вероятно, разрушена в 1238 году во время штурма города татаро-монгольским войском. Страдали ворота и от частых пожаров, после которых проводилась их реставрация. Последней глобальной перестройкой стали работы, выполненные в конце XVIII века.

По легенде, причиной этой реконструкции могла стать большая лужа, в которой застряла карета Екатерины II. Императрица не смогла проехать через арку и приказала срыть валы сбоку от пролета и устроить проезд для своей кареты.

Так или иначе, но в 1795 году валы с севера и юга от арки были срыты, а для укрепления Золотых ворот с двух сторон были подведены контрфорсты (вертикальные конструкции для поддержки стен), замаскированные круглыми башнями. Кроме того, обветшавший к этому времени свод был укреплен и над ним была сооружена новая Ризоположенская надвратная церковь из кирпича. В таком виде сооружение дошло до нашего времени.

В 1991 году Золотые ворота встречали мощи Серафима Саровского, которые перевозили из Санкт-Петербурга в Дивеево (Дивеевский монастырь расположен в Нижегородской области) .

Описание

Строение отличается высотой и стройностью пропорций. Огромные дубовые створки были покрыты позолоченными листами меди. К воротам примыкали деревянные стены крепости Нового города.

Высота строения составляет 14 метров. Золотые ворота Владимира - главные, парадные, они вели в самую богатую часть города, где жил Владимирский князь и бояре. Соответственно и функции это сооружение выполняло самые важные:

  • Золотые ворота служили въездом во Владимир в самых торжественных случаях – они открывались для важных гостей и после удачных военных походов
  • Сооружение играло и оборонительную роль, над ним находилась боевая площадка для защиты города от атакующего врага
  • Переливающиеся на солнце Золотые ворота служили украшением главного въезда во Владимир, подчеркивали власть и могущество князя, то есть выполняли и декоративную функцию. Есть предположение, что створки ворот украшали не обычные золотые листы, а золотая наводка по гравированному рисунку (подобно дверям Богородице-Рождественского собора в Суздале)
  • Учитывая, что наверху, на боевой площадке, находилась надвратная церковь, сооружение имело и религиозное значение.

Золотые ворота выполнены в форме проездной арки с полусферическим сводом, вокруг которой устроены изящные башни. Перед валом был вырыт глубокий ров, через него перекинули деревянный неподъемный мост, который в случае опасности сжигался.

Самой древней частью Золотых ворот является проездная арка с массивными пилястрами (укреплениями, поддерживающими арку с двух ее сторон). Белокаменные стены сложены из бутового камня на крепкой известковой основе. К нашему времени стены ушли в землю примерно на 1,5 метра, значит в начале XII века они были еще выше. Свод был сооружен из более легкого пористого туфа.

Такая высота проездной арки создавала трудности при обороне западного въезда в город. Поэтому примерно в середине арки была устроена перемычка, а сбоку были прикреплены петли для навески полотнищ. Эти петли и паз для засова сохранились до нашего времени.

Хотя первоначально дубовые ворота были покрыты золоченной медью, в настоящее время золота на них мы не увидим, поскольку золотые пластины со створ были сняты и спрятаны жителями города, когда возникла угроза взятия Владимира войском хана Батыя. Юнеско внесло эту реликвию в перечень утерянных объектов.

Существует и другая версия утраты Золотых ворот, согласно которой хан Батый снял золото и погрузил его в обоз. Однако, далеко ценный груз он увести не смог. Тонкий лед Клязьмы треснул и обоз ушел под воду.

Японцы предлагали расчистить дно реки, а вместо платы взять все, что они найдут на дне. Но наши археологи не согласились с такими условиями.

Памятник архитектуры был создан княжескими мастерами, подтверждением этого являются два княжеских знака Рюриковичей, сохранившиеся на камнях строения. В настоящее время Ризоположенская церковь не действует.

Золотые ворота во Владимире - официальный сайт

Экспозиция является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru


По мнению историков, в XII веке Золотые ворота были уникальным сооружением не только на Руси, но и во всей Европе. В западных странах крепостные башни играли лишь оборонительную роль, а во Владимире Золотые ворота, кроме этой функции, служили парадным въездом и важным декоративным элементом.