Кремль Ростовский: описание, история. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль. Ростовский областной музей изобразительных искусств. Отличия надвратных церквей

Музеи Ростова Великого
Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль"

Основан 28 октября (10 ноября) 1883 года как Музей церковных древностей. Расположен на территории архитектурного ансамбля бывшего архиерейского дома (Ростовского кремля), который сформировался в основном во второй половине XVII века в результате строительной деятельности митрополита Ростовского и Ярославского Ионы III (Сысоевича). Музей имеет филиалы: в селе Богослов -- церковь Иоанна Богослова на р. Ишне (1693 год), памятник деревянного зодчества, и в поселке Борисоглебский -- архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря (XVI-XVII века).

Основные экспозиции музея:

Картинная галерея
В фондах Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" хранится около 92 тысяч предметов, достойное место среди которых занимает коллекция русского изобразительного искусства XVIII-XX веков. Многие произведения экспонировались на выставках в России и за ее пределами: в Третьяковской галерее, Русском музее, Академии художеств, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в галерее Тейт в Лондоне, нью-йоркском музее С. Гуггенхейма, музеях Финляндии, Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Японии, Кореи, США.

Древнерусское искусство
В экспозиции отдела древнерусского искусства выставлены иконы, созданные в XIII -- нач. XX в.в. Большинство икон в экспозиции музея объединены местным происхождением, а так же их общим звучанием образов святых, которое отличает ростовскую икону от икон других русских городов. Ростов в течение многих веков был центром древней епархии, что вызывало бережное отношение к традициям. На ростовских иконах в образах святых нет психологической напряженности. Гармония неярких красок, спокойный ритм линий, прозрачная живопись создают мягкие созерцательные образы.

Музей финифти
Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль" обладает одной из крупнейших в России коллекций ростовской финифти, насчитывающей около 2,5 тыс. миниатюр XVIII-XX вв. Начало собранию было положено в конце XIX века, но в основном коллекция наиболее активно пополнялась в конце 1920-х гг., когда шло массовое закрытие церквей и монастырей. В некоторых случаях предметы старины изымались из ризниц еще действующих храмов. В музейном собрании представлены эмали, некогда украшавшие церковную утварь всех монастырей и храмов Ростова. К сожалению, почти все они потеряли связь с предметами, для которых предназначались, последние были использованы как лом драгоценного металла. Музейная коллекция ростовской финифти пополнялась не только за счет изъятий из храмов. В 1927 г. от оправляльщика Ф.И. Лаврентьева поступило около 530 предметов, в основном в виде отдельных пластин. В комплектовании коллекции приняли участие наследники крупнейших организаторов промысла, скупщиков начала XX в. Фуртова, Завьялова, Кузнецова, Виноградова. 75 эмалевых миниатюр поступило из собрания одного из основателей музея А.А. Титова, который содержал мастерскую по производству финифти, а также способствовал популяризации промысла, представляя его на различных выставках. Собрание эмалей пополнялось и в 1970 - 1990-х гг. за счет приобретений дореволюционной финифти у частных лиц и современных произведений у самих мастеров.

Ямские колокольчики и бубенцы

Поддужный колокольчик вместе с бубенцами как непременный атрибут троечной запряжки был исключительно русским национальным явлением, даже символом России на протяжении полутора веков. Появившись во второй половине XVIII столетия, когда была упорядочена ямская гоньба и приведены в порядок дороги, поддужный колокольчик помещался на каждой почтовой или фельдъегерской тройке как сигнальное средство, отличающее государственную повозку от обывательской, и постепенно выходил из обращения по мере разрастания сети железных дорог и сокращения ямских перевозок. Пик популярности ямских колокольчиков приходится на первую половину XIX века. В декабре 1836 г. по просьбе Почтового ведомства был даже издан специальный закон, запрещающий неслужебным повозкам ездить со звоном и вносить сумятицу в работу почтовой службы. Тогда-то и появились бубенцы, запрет на которые не распространялся, и частные владельцы могли подвешивать их на лошадь в неограниченном количестве.

Ростов Великий – старинный город на берегу озера Неро. Видел он немало сражений, был не раз сожжен, но выстоял и снова и снова восстанавливался и расцветал. Сердцем города является конечно же Ростовский кремль, а точнее бывшая резиденция Митрополита, где сегодня располагается музей-заповедник. Именно сюда стремятся попасть тысячи туристов, которые едут в Ростов.

Ростов Великий (или Ярославский) имеет долгую историю. Первыми на эти земли пришли не славяне, а финские народы, в окрестностях даже сохранились остатки древнего городища Сари. Но уже в 862 году, здесь был город Ростов. Эта дата – самое раннее упоминание о Ростове, но уже даже не как о поселении, а как о городе.

В 911 году здесь уже была поставлена первая христианская церковь, заметьте, ведь Русь крестили только в 988-990 годах. Но старая вера крепко держала умы ростовчан, и местным священникам приходилось спасаться бегством, а некоторые и погибли от рук горожан, как например, епископ Леонтий, который позже был причислен к лику святых.
Старейший каменный храм города – Успенский собор, выстроен в 1162 году. Правда первый вариант храма сгорел, а тот, что дошел до наших дней построен в 1411 году, а среди мастеров оформлявших собор был и Дионисий. С этим храмом связано много поверий. Здесь крестили Варфоломея, известного миру как Сергий Радонежский. Здесь правил службу Иоанн Кронштадский. А в 1913 году здесь молился последний русский царь.
А вспомните современный мультфильм «Алеша Попович», где люди прятались в церкви от Тугарина Змея. Это здесь в этом храме. А сам Алеша, кстати, был сыном его настоятеля.


Стоит отметить, что город долгое время не имел хорошей защиты, поэтому не раз страдал от набегов татаро-монгольского ига, был выжжен в период смуты и получил серьезные разрушения в период литовской интервенции. Укрепили Ростов с помощью земляных валов и крепости, но так как к тому времени Ростов находился уже в середине страны, и необходимость в крепости отпала, поэтому в XVII веке решено было строить каменную резиденцию митрополита, которую мы знаем как Ростовский Кремль. Начало строительства пришлось на 1660 годы, когда в Ростов приехал митрополит Иона, и целых тридцать лет возводил свое детище.

Это было великолепное сооружение, изумительная панорама которого восхищает и сегодня. Ростовский Кремль хорош со всех ракурсов: с остатков городских валом и с берегов Озера Неро.


Церкви, хозяйственные постройки, звонница, судный пристав, гостиный двор, митрополичьи покои, Белая палата, одиннадцать башен и т.д – все это единый комплекс, между собой соединеный переходами и крытыми галереями.

Особо стоит отметить, звонницу. Она построена в конце XVII столетия и имела тринадцать колоколов. Каждый из них имел свое собственное имя: «Лебедь», «Полиелейный», «Голодарь», который звонил только в период поста. Но самым большим был «Сысой», названный в честь отца основателя Ростовского Кремля, митрополита Ионы Сысоевича.


Но очень скоро архиерейский двор был перенесен в Ярославль а Кремль, как начали называть двор паломники, который в Ростов привлекали мощи преподобного Димитрия, остался пустовать. Все остальные годы Кремль существовал на пожертвы паломников и верующих.

В 1883 году на территории Кремля открывается музей. В палатах были выставлены экспозиции, а само учреждение взяли под свое крыло цесаревич Алексей и будущий царь Николай Александрович.

Сегодня Ростовский Кремль – это Государственный музей-заповедник и одна из самых посещаемых достопримечательностей не только города, но всего края. Да и как не посетить место, которое и без этого знакомо каждому, кто хоть раз смотрел легендарный фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Да именно по этим переходам бегал вороватый князь Милославский, именно здесь трапезничал «советский» Иван Васильевич, да и что там говорить пировали они здесь «заморской, баклажанной икрой».

Если Вы путешествуете самостоятельно, на посещение Ростовского кремля вам понадобится минимум пол дня. А если вы хотите посетить все выставки, то и одного дня может не хватит.


Сколько стоит вход

На входе в Кремль расположены кассы, где можно приобрести билеты на выставки.

Единый полный билет (включая смотровую и музейный кинотеатр) на все выставки стоит 400 рублей.

Можно купить и отдельные билеты на выставки и мастер-классы. Полный прайс-лист можно посмотреть на сайте музея.

Просто прободить по Кремлю стоит 50 рублей.

Предлагается приобретение билетов на такое интересное действо как Концерт колокольного звона. Стоит это удовольствие не дешево - 1500 рублей с человека. Колокольный звон (сокращенную версию) можно послушать и бесплатно, надо только уточнить на кассе, во сколько звонят колокола.

Выставки Ростовского Кремля

В бывших архиерейских палатах, разположилось несколько постоянных экспозиций, но кроме этого музей постоянно меняет и добавляет целые ряд переносных выставок, которые посвящены разным датам. Это выставки, посвященные Великой Победе, в этом году они представлены очень широко, выставки ростовской финифти и многое другое.
Среди постоянны выставок туристы могут посетить экспозицию «Медальярный кабинет». Здесь представлены все оригиналы и копии медалей, от самых первых, которыми награждались воины «За Полтавскую баталию 1709» года до, последних награждений Сочинской олимпиады.


В Белой Палате (той самой, где принимал послов и пировал Иван Грозный-Бушма) расположена экспозиция церковных древностей. Здесь собраны экспонаты церковной утвари, крестов, старинных книг и документов, которые удалось собрать историкам и археологам. Выставка рассказывает о периоде XVI-XVIII веков, и здесь есть довольно ценные предметы, которые являются реликвиями.


Немного схожа с ней по тематики экспозиция «Древне русское искусство», размещенная в восьми комнатах Самуилова корпуса. Кстати, именно с этой экспозиции и началась история музея. Здесь и фрески, и картины, и церковное облачение, и даже позолоченное кадило, которому уже четыреста лет. Глядя на эти роскошные экспонаты. Украшенные драгоценными камнями и металлами, понимаешь, что на церковь раньше люди не жалели денег.

Символ русской тройки – заливистые бубенцы, представлены в экспозиции «Ямские колокольчики». Здесь можно узнать историю, откуда вообще появилась эта традиция, какие были бубенцы и как их различали – все таки колокольное мастерство стало одной из визитных карточек Ростова, ну как Тульские оружейные заводы. А также здесь можно увидеть самые настоящие сани.

Водяная башня

Обязательно поднимитесь по крутой деревянной лестнице на Водяную Башню. Виды оттуда открываются такие, что в сказке не сказать!



Музей финифти «Ростовский кремль» должен войти в обязательную программу каждой экскурсии. Каждой, во-первых, потому как за один раз вы вряд ли сможете по достоинству оценить всю коллекцию, которая насчитывает более трех тысяч экспонатов, а во вторых здесь можно не только посмотреть на красивые безделушки, но и попробовать самому что-то сотворить на мастер-классе.


После осмотра экспозиции, можно приобрести изделия из ростовской финифти от официальной фабрики (про то, где находится Фабрика Ростовская Финифть, и что можно купить в магазине при фабрике можно почитать здесь ).


Экспозиция «Древнейшее прошлое Ростовской земли» познакомит нас с мамонтами и доисторическими носорогами, которые бродили в этой местности в период палеолита, а также с первыми людьми и бытом и жизнью в каменном веке.
Несколько выставочных залов в Красной палате Государских хором занимает экспозиция, которая рассказывает об истории Ростова в период с VII по XV века. Именно в этот период зарождался город, и уже тогда он был довольно крупным и стратегически важным. Недаром сюда направляли княжеских наследников Киевской Руси, чтобы те учились править, кстати, сказать Ростов был довольно «строптивым» городом и не охотно подчинялся.

Здесь представлено оружие Х века, княжеские печати Ярослава Мудрого, старинные статуэтки и многое другое.

В церкви Одигидрии на территории Кремля располагается выставка «Сияет злато и лазурь», которая рассказывает о периоде барокко в церкви. Здесь представлены роскошные облачения священников, богатые иконы, изумительные надгробия, которые сами по себе являются уникальными предметами искусства.

Про экспозицию в музее Церкви Одигитрии можно подробно почитать вот тут.


А если вы устанете от просмотра множества музейных выставок и захотите отдохнуть, сделать это можно в Гостином дворе, расположенном на первом этаже Красной палаты. Здесь в интерактивном режиме можно посетить виртуальные выставки и узнать подробную информацию об интересующем вас разделе.

Питание на территории Ростовского кремля

На территории можно и подкрепиться, например в уютном садовом домике. Найти его можно на территоррии яблонева сада.


Гостиница на территории Ростовского кремля

Мало кто знает, но на территории Ростовского кремля есть гостиница, которая называется "Дом на погребах". В гостинице всего 24 номер и они редко бывают пустыми. Но если бронировать заранее, то возможно Вам повезет. Вот сайт гостиницы.

Официальный сайт музея Ростовский кремль

Ростовский кремль - это тот объект культурного наследия, который должен посетить каждый турист. А посетивши единожды, захочется приезжать сюда еще и еще.

Строго говоря, кремль вРостове - это вовсе не кремль, то есть не городское укрепление, а резиденция архиереев Ростово-Ярославской епархии, которую в давние времена называли архиерейским или митрополичьим двором. Но потом из-за высоких стен, появившихся во второй половине XVII века, двор иерарха стали именовать крепостью, то есть кремлем. Однако основательные стены служили в те времена уже не столько для защиты, сколько чтобы наглядно показать всем величие Ростовской епархии.

Самый красивый вид на Кремль открывается со стороны озера Неро. Если хотите сделать красивые фотографии - обойдите кремль со стороны озера.

Архитектурный ансамбль Ростовского кремля

«Кремль» состоит из трех частей: в центре ансамбля находится митрополичий двор , на территории которого есть пруд, построено несколько церквей и административных зданий; на север от него - Соборная площадь , на которой находятся Успенский собор и звонница; на юг - Митрополичий сад , примыкающий к берегу озера Неро. Вся территория обнесена крепкими стенами с 11 башнями.

Самое известное здание кремля и одновременно старейшее здание города - величественный пятиглавый Успенский собор , сооруженный в 1508-1512 годах. Остальные постройки появились на территории архиерейского двора позже - большинство из них относится ко второй половине XVII века.

В основном архитектурный ансамбль кремля появился в период правления митрополита Ионы: иерарх обустраивал свое имение и хотел, чтобы оно было подобно небесному граду Иерусалиму. Во времена Ионы появляются и двухэтажный корпус Судного приказа (50-60-е годы XVII столетия), и надвратная церковь Воскресения , соединившая находившимися под ней Святыми воротами Соборную площадь с архиерейским двором, и домашний храм митрополита Ионы , и церковь Спаса Нерукотровного - сооруженные около 1670-х годов, и митрополичьи хоромы, где находилась резиденция церковного иерарха и хранилась его казна, а также государские хоромы («Красная палата») - также построенные во второй половине XVII века, и надвратная церковь Иоанна Богослова 1683 года.

Последней постройкой на митрополичьем дворе стала церковь Одигитрии 1692–1693 годов - она уже выделяется среди более ранних храмов, потому что ей уже придали черты новомодного «московского барокко».

У всего ансамбля кремля есть одна необычная черта: большинство зданий соединены переходами, проложенными на стенах. Кстати, вы их, наверно, уже видели, даже если никогда не были в Ростове - именно по этим переходам в 1970-х годах бегали герои фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Музеи Ростовского кремля

На территории Ростовского кремля открыты несколько экспозиций: художественных, краеведческих, исторических. Можно начать осмотр с Государских палат (еще их называют «Красная палата»), где на первом этаже расположен выставочный зал «Музейная гостиная» , в которой гостей знакомят с собраниями музея-заповедника и рассказывают о Ростовской земле. Экспозиция интерактивная: вы можете выбрать нужную вам виртуальную экскурсию или посмотреть слайд-фильм.

Не важно, интересуетесь ли вы историей и архитектурой или приехали в этот город просто хорошо провести выходные, посетить Ростовский кремль стоит: можно не ходить в музеи или выбрать только одну-две интересующие вас экспозиции, можно просто погулять по территории бывшего архиерейского двора, сделать красивые фотографии, подняться на звонницу , пройтись летом по стенам и полюбоваться окрестностями.

Экспозиция «Древнейшее прошлое Ростовской земли» рассказывает о времени от эпохи палеолита до раннего железного века. Гости музея могут видеть черепа и кости мамонтов, шерстистого носорога, северного оленя и других животных, обитавших в этих местах, а также предметы быта первых людей: керамику, боевые топоры.

Продолжение краеведческой темы ждет вас на втором этаже Государских хором (Красной палаты), где работает выставка «Ростовская земля и Ростов в VII - XV веков» . В четырех залах представлены примерно полторы тысячи предметов, рассказывающих о разных периодах истории Ростова. Среди уникальных экспонатов печать киевского князя Ярослава Мудрого и подлинный западноевропейский меч X века.

В Самуиловом корпусе вы можете посмотреть экспозицию «Древнерусское искусство» - это богатая коллекция икон XIII - начала XX веков, лицевого шитья XVI - XVII веков, литья XII - XVI веков, резьбы по дереву и кости XV–XVI веков.

В Белой палате работает экспозиция «Музей церковных древностей» - это опыт реконструкции данного музея, существовавшего в Ростове с 1883-го по начало 1920-х годов. Посетители могут увидеть рукописные и старопечатные книги. оружие, предметы декоративно-прикладного искусства.

В Галерее работает выставка «Русское и западноевропейское барокко» - это представительная коллекция иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVII-XVIII веков. помимо икон вы можете увидеть шитье, ткани, серебряные изделия.

В кладовой бесстолпной палате размещена любопытная коллекция поддужных колокольчико в. Вы не только узнаете о разных видах таких колокольчиков, но и узнаете о технологии их изготовления.

Для групп по предварительному заказу открыт доступ в Кладовую палату , где хранятся археологические коллекции музея-заповедника.

Ростов Великий входит в число древнейших городов России. Интерес туристов к нему не иссякает, ведь на его небольшой территории сосредоточилось множество достопримечательностей разных эпох. И главный туристический объект - Ростовский кремль, осмотру которого можно посвятить целый день.

История Ростовского кремля

Ростов неспроста именовался «Великим» и стоял в одном ряду с Новгородом. Он являлся центром православия и впоследствии - митрополии. Со временем возникла необходимость строительства резиденции для митрополита, и так в 1670 году началась история кремля. Согласно идее митрополита Ионы Сысоевича, будущее сооружение должно было напоминать райский сад, окружённый стенами. Результат и правда получился впечатляющим: над Ростовом вознеслись причудливые башни и великолепные купола церквей. Архитектурный ансамбль занял место на возвышенности, рядом с озером Неро.

Однако в XVIII веке после переноса архиерейской кафедры в Ярославль местный митрополичий двор потерял былую функцию: богослужения в храмах прекратились, помещения ансамбля отдали под склады. В XIX веке обветшалый ансамбль решено было отреставрировать на деньги купечества и горожан. К 1883 году здесь открыли музей церковных древностей, а затем Николай II взял кремль под покровительство. В 1953 году многие памятники были повреждены сильнейшим смерчем, но их удалось восстановить.

Главные памятники кремля

Ростовский кремль - что посмотртеть.

На территории Ростовского кремля сосредоточены многочисленные памятники, но некоторые из них стоит выделить:

Успенский собор появился на этом месте задолго до строительства кремля. После он слился с ним в один архитектурный ансамбль. Сооружение сложено из белого камня и кирпича, а по стилю он напоминает одноимённый собор Московского Кремля - зодчие явно позаимствовали идеи. До наших дней дошёл шикарный барочный иконостас, установленный ещё в XVIII веке при архиепископе Иоакиме.

Звонница Ростовского кремля - ещё один архитектурный памятник, построенный рядом с Успенским собором. Два сооружения удачно гармонируют между собой, хотя их разделяет целое столетие. Но ещё звонница прославилась на всю Русь мелодичным звоном своих колоколов. Они были отлиты в разное время: «Полиелейный» и «Лебедь» появились в 1682 году, «Набатный» - в 1824 году. Некоторые из них украшены орнаментами. А один из колоколов назван «Сысоем» в честь митрополита Ионы Сысоевича.

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия».

Церковь Одигитрии - одна из самых живописных церквей кремля, выдержанная в стиле московского барокко. От других подобных сооружений ансамбля её отличает наличие балкона, который проходит через второй этаж. Намного позже после завершения строительства на фасад церкви нанесли треугольные орнаменты, напоминающие рельеф. Интерьер украшен лепными картушами - это ещё одно отличие церкви от других зданий Ростова.

Церковь Спаса Нерукотворного - домовая церковь митрополитов, соединённая с Самуиловым корпусом (жилыми помещениями). Она примечательна росписью, выполненной ярославскими мастерами и попом Тимофеем. Интерьер, в отличие от скромного фасада, выделялся богатством и пышностью.

Музеи Ростовского кремля

Некоторые помещения ростовского кремля выполняют функции музеев. Одна из интереснейших экспозиций хранится в Белой палате. Её создали в 1993 году как попытку реконструировать облик музея церковных древностей. В Белой палате демонстрируются коллекции резьбы по дереву, иконописи, церковной утвари, живописи, книг, оружия и документов. Особая гордость музея - уникальный запрестольный крест XVI века. Он был украден и почти 15 лет считался утерянным навсегда.

Стоимость посещения музеев Ростовского кремля.

В церкви Одигитрии размещена удивительная по своей ценности экспозиция. Здесь выставлены иконы и скульптуры XVII века, обширная коллекция тканей, серебра, комплекты одеяний священнослужителей и предметы, использовавшиеся для совершения литургии.

Красная палата Ростовского кремля.

В Красной палате расположились две коллекции. На первом этаже находится музейная гостиная, где можно передохнуть и познакомиться с мультимедийной выставкой. А на втором этаже демонстрируются уникальные предметы из фондов. Среди них - печать Ярослава Мудрого, меч из Западной Европы (X в.), гробницы для мощей, фрагменты Успенского собора, древние кресты.

Кремлёвский пруд.

8 залов Самуилового комплекса отведены под коллекцию предметов древнерусского искусства. Здесь можно увидеть иконы, датируемые XII-XX веками, резьбу по кости и дереву, покровы с гробниц самых известных ростовских чудотворцев и церковную утварь из Успенского собора, включая водосвятную чашу и позолоченное кадило.

Судный приказ.

Также стоит посетить музей финифти в помещении Судного приказа. Это крупнейшая коллекция эмалей, расписанных в знаменитой ростовской технике. Среди экспонатов - шкатулки, иконы, картины, книги, кресты. Музей демонстрирует развитие промысла и его эволюцию.

Фотографии Ростовского кремля

Надвратная Церковь Воскресения Господня и Святые ворота.

Воскресенская церковь.

Внутренний двор Ростовского кремля.

Колокола.

Кремлёвская стена.

Митрополичий сад.

Крыльцо Церкви Спаса Нерукотворного.

Комплекс Ростовского кремля работает без выходных, но музеи и лавка внутри не работают понедельник и вторник.


Всего 66 фото

В истории Руси было лишь два Великих города - Великий Новгород и Ростов Великий. Сегодня мы окажемся в Ростове Великом - древнем русском городе, оставившим славный след в нашей с вами истории. Именно Ростовский кремль является одним из самых красивых в мире, определенно вызывающий из глубин бессознательного образ сказочного былинного русского города.

Это историческое место и, захватывающее не только своим древнерусским колоритом, но и чем-то особенным, что заставляло чаще биться сердце от самого осознания, где ты находишься и, что ты видишь. Всем нам с детства знаком образ Ростовского кремля по уже отечественной киноклассике «Иван Васильевич меняет профессию» да и не только. Его величественные стены, башни, храмы вызывают у русского человека архетипный образ светлой, могучей Руси и наполняют безраздельной любовью к своему Отечеству. Озеро же Неро, на берегах которого стоит Ростовский кремль, достойно отдельного упоминания, поскольку оно побудило в моей душе массу самых разных волнующих эмоций, в том числе и при обработке этих фотографий.

На четвертый день моего путешествия по Золотому Кольцу погода стала портиться, с утра начал накрапывать мелкий, противный дождик, так, что белёсые небеса - это фактически те самые, что я и видел в то время. Поскольку в каждом событии всегда есть и позитивная составляющая - такой мрачноватый контекст только способствовал моему торжественному и строгому восприятию этого удивительного архитектурного сооружения в Ростове Великом, равного которому, пожалуй, нет и вовсе.

Одно замечание. Поскольку разного по эмоциональной составляющей визуального материала накопилось как минимум на два поста - я встал перед дилеммой - рассказывать о Ростовском кремле, уделяя выбророчно внимание его архитектурным шедеврам, давая четкую сжатую информацию о них, выкладывая целевые фотографии или попробовать передать Вам, как происходило это моё посещение Ростовского кремля в мельчайших деталях и выложить фото в хронологической последовательности. В конце концов, я решил использовать второй вариант, поскольку для читателя, возможно, важна цельность рассказа, его логическая канва и получаемые в этом непрерывном процессе впечатления.


Сейчас Ростовский кремль - государственный музей-заповедник. Чувствуется, что это святое место сейчас находится как будто в долгом летаргическом сне, но у нас всегда есть возможность услышать и почувствовать его, понять и принять ту информацию и его чувства, что оно нам трогательно и шепотом стремиться передать. Для начала и впоследствии - немного исторической информации без которой будет трудно сделать подобную попытку полностью охватить тот посыл, что несет эта древняя земля.

Еще в самые отдаленные времена здесь - на впадении реки Сары в озеро Неро было основано финно-угорское городище, названное сейчас «Сарским». Четыре высоких вала, разделяли тогда это поселение на три части. Позднее, в X-XI веках в этом месте проживало смешанное население со значительной долей славян (словен и кривичей). Более 20 лет с 988 года в нём княжил Ярослав Мудрый. В конце своей недолгой жизни городом управлял и его младший брат князь Борис, ставший одним из первых русских святых. Здесь был крещен Сергий Радонежский, а одним из настоятелей был отец легендарного русского богатыря Алеши Поповича. Однако, обо всем по порядку.

Столицей северо-восточных владений русских князей Ростов оставался до 1125 года, пока князь Юрий Долгорукий не перенёс центр своих владений в Суздаль. В 1207 году Ростов Великий стал главным городом небольшого удельного княжества. Здесь действовала своя иконописная школа. Местные монастыри - Петровский, Иоанно-Богословский - были центрами книжности. Особенно славился Григорьево-Богословский монастырь под названием «Затвор», в котором учились знаменитые монахи, в том числе Стефан Пермский и Епифаний Премудрый. Несмотря на присоединие в XV веке Ростовского княжества к Московскому, значение города сохранилось.


Святые врата Ростовского кремля. Здесь кассы и вход для посетителей.
02.

Центром архиепископии, а затем и митрополии Ростов оставался с XI до конца XVIII века. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI веке здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь - Авраамиев, который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII века при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII века - при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV века, оно возобновляется. В середине XVI века - в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, - здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве, Кирилло-Белозерском монастыре и других местах. Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII века. Это «Архиерейский дом», строившийся, начиная с 1660-х годов, более 30 лет. В XIX веке он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

Возведение кремля было начато после возвращения в 1664 году митрополита Ростовского Ионы III Сысоевича из Москвы, где он два года занимал пост Местоблюстителя Патриаршего престола. Иона, вслед за патриархом Никоном, считал такие строения средством утверждения могущества Церкви и митрополичьей власти. Поэтому в Ростове началось бурное их строительство. Замысел Ионы предполагал создание на этом месте рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.
04.


По словам заведующего архитектурным отделом Ростовского кремля А.Г.Мельника, «по замыслу митрополита Ионы, ансамбль должен был с небывалой для того времени наглядностью символизировать небесный град - горний Иерусалим». А согласно Апокалипсису небесный Иерусалим «имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот». Резиденция митрополитов представляет собой почти прямоугольную в плане крепость со стенами толщиной 2 метра, высотой до 12 метров и 12 башнями.

Кремль не был предназначен для обороны. Его машикули (навесные бойницы), бойницы и варовые щели, наличники, декоративные пояски и жгуты выполняют декоративную функцию. А многие повторяющиеся элементы традиционной церковной архитектуры - пятиглавие, колончатые пояса (декоративный мотив из небольших арок), щипцовые фронтоны - создают впечатление древности и единства ансамбля, отражающего величие Русской Церкви.


Немного оглядимся вокруг. Это Церковь Одигитрии.
05.

На фото справа от церкви Одигитрии - Успенский собор за высокой каменной стеной и Церковь Воскресения, а под ней - переход к Соборной площади. Церковь очень красива, но в то время когда я там был ее почти полностью закрывали строительные леса.
06.

В центре кремля - открытая площадь с квадратным прудом посередине, рядом с которым красовался в старые времена яблоневый сад. По периметру живописной асимметричной композиции гражданские и церковные постройки.
07.

Первым в 1650-1660-е годы был построен корпус Судного приказа. Он был центром общего управления епархией, а также несло на себе роль судебных функций.
08.

Уже около 1670 года рядом с ним возвели характерную постройку в «стиле Ионы Сысоевича» - северные Святые ворота с надвратной пятиглавой церковью Воскресения, окружённой галереей. Фрески с изящными, стройными фигурами и обилием архитектурных и пейзажных фонов были написаны около 1675 года под руководством Дмитрия Плеханова и Гурия Никитина. Они подробно изображают евангельские события, в том числе страдания Христа. Галерея храма расписана сценами из Ветхого завета и Апокалипсиса.

Церковь Воскресения - справа. "Судный приказ" - виден еще немного правее от церкви Воскресения.
09.

На противоположной, южной стороне двора расположен корпус митрополичьих хором. Первый его этаж был построен ещё в XVI веке, а второй - в начале 1670-х годов. Через 100 лет, в 1770-е - при архиепископе Самуиле Миславском - надстроили третий этаж, здание получило новый классицистический облик и было переименовано в "Самуилов корпус". Рядом расположены Государские хоромы, которые были предназначены для встречи государя. Они построены в 1670-е, частично разобраны в 1840-м и реконструированы в 1968-1969 годах.
10.

За Самуиловым корпусом "спрятано" сложное здание Белой столовой палаты, возведённой в 1672 году. Её одностолпный интерьер восходит к московской Грановитой палате. В 1675 году к ней пристроили одноглавую домовую церковь Спаса на Сенях. Ее мы тоже еще осмотрим.

Левее от Самуилова корпуса - двухэтажный корпус красного цвета так называемый "Дом на Погребах".
11.

«Дом на Погребах» получил свое название из-за того, что стоял он как раз на них. Двухэтажный корпус, примыкающий с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Постройка очень проста и лишена каких-либо декорирующих ее элементов, всего несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, остальные два этажа вообще их лишены. Арочные перемычки заменены плоскими трехцентровыми. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам, после пожара 1758 года, сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 годах.
12.


13.

К южной и восточной стенам кремля примыкают хозяйственные постройки XVI- XVII веков: поварня и приспешня, пивоварня, сушила на леднике и кладовых палатах, а также Иераршие палаты, в которых, по преданию, в начале XVII века жил ростовский митрополит Филарет - отец царя Михаила Фёдоровича. Почти все постройки кремля объединялись переходными и «висячими» галереями.
14.

Иераршие палаты на дальнем плане.
15.

Церковь Спаса на Сенях со стороны Иеарарших палат.
17.

18.

В 1683 году были построены западные ворота с двумя башнями и стройной надвратной пятиглавой церковью Иоанна Богослова на высоком подклете. Четыре нижних яруса фресок посвящены житиям Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Особенный интерес представляет расписной каменный иконостас, редко встречающийся в других городах. Кроме церкви Иоанна Богослова, такие иконостасы сохранились в церквях Воскресения и Спаса на Сенях.

Левее на фото - церковь Иоанна Богослова
19.

Считается, что постройка этой церкви стала завершающим звеном в создании неповторимого облика ансамбля владычной резиденции, в воплощении грандиозного замысла заказчика и создателя этого ансамбля - ростовского митрополита Ионы. Среди храмов Архиерейского дома церковь Иоанна Богослова выделяется изысканной гармоничностью своих пропорций и нарядностью оформления фасадов. Еще Ю. Шамурин считал ее лучшей в архитектурном плане из всех кремлевских церквей.
20.

После перевода в 1788 году архиерейской кафедры в Ярославль церковь Иоанна Богослова, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения. Помещения под ней стали использоваться под винные и соляные склады. При этом были заложены наружные проемы ворот, повреждены конструкции сводов, выпилены железные связи. Стены церкви стали давать осадку, здание в целом получило наклон и к началу XIX века пришло в аварийное состояние.
21.

В 1698 году преемник Ионы Сысоевича митрополит Иоасаф Лазаревич закончил строительство последнего в ансамбле Ростовского кремля храма - церкви Одигитрии. Он пытался продолжить строительную политику своего предшественника, но лучшие времена ростовского митрополичьего дома уже миновали: реформы Петра I подорвали его экономическое могущество.
22.

Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество. В архитектурном стиле, церковь Одигитрии больше подходит для стиля барокко второй половины XVII века.
23.


24.

Уже при преемнике митрополита Ионы - Иоасафе в 1692-1693 годах была построена отдельно стоящая трапезная палата с бесстолпной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери. Своим чуть более поздним оформлением - раскраской в «шахмат», 20-ю лепными картушами и барельефными ангелами и херувимами в духе нарышкинского барокко - это сооружение выделяется из общего ансамбля кремля.

Красная палата получила свое название благодаря своей красоте, от нее и весь дворец получил то же имя.

Красная палата - слева.
25.

Красная палата имеет в своем строении два этажа. На первом, площадью 250 кв.м. существовала «Хлебная», а также восемь жилых палат.
26.

Своды «хлебной» опирались на столб, который располагался в самом центре помещения и пронизывал здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам. На втором этаже (был разрушен в XIX веке) располагалась трапезная, расписанная фресковой живописью, пол покрыт чугунными плитами. Рядом с трапезной располагались сени, и, как и на первом этаже - восемь жилых палат, через которые можно было пройти по висячим галереям на южную и западную стены кремля, к церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова.
27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.

34.

35.


36.

В 1675 году, на месте деревянной церкви, которая сгорела в 1671 году, была построена церковь Спаса на Сенях. Изначально, церковь была задумана как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей.
37.

38.


39.

Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома. В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII веке, сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 года.
40.

41.


42.


43.


44.

В 1730 году церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.
45.

Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 году в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.
46.

Сейчас мы отправляемся к Соборной площади к Успенскому собору.
47.

С севера к митрополичьему двору в конце XVII века была присоединена соборная часть городской площади с Успенским храмом. Она обнесена невысокой стеной.

Это Святые Врата с надвратной церковью Воскресения.
48.

В ходе археологических раскопок, проведённых Н. Н. Ворониным в 1939-м и 1954-1955 годах, обнаружили, что современный кирпичный пятиглавый шестистолпный Успенский собор был построен на основании стен предыдущей каменной церкви. Её возвели в 1161-1162 годах почти одновременно с церковью Покрова на Нерли. Помимо хорошо отёсанных каменных блоков от неё сохранились камни с орнаментальной резьбой, поливные керамические плитки пола, остатки фресок 1187 года и бронзовые ручки дверей.
49.
Собор и звонница удачно гармонируют друг с другом, хотя времена их строительства разделяет более чем одно столетие.

57.

Фасады звонницы расчленены по вертикали плоскими выступами — лопатками; а по горизонтали - тремя поясками. В нижних этажах находится церковь Входа в Иерусалим и хозяйственные помещения.
58.

Верхний этаж представляет собой открытую площадку с четырёхпролётной аркадой. Каждый из пролётов огорожен ажурной металлической решёткой и завершён вверху килевидной закомарой, над каждым из пролётов на круглом барабане поставлена глава, увенченная крестом. На верхний этаж ведёт крутая, узкая внутристенная лестница, на фасаде выявленная крошечными оконцами. От пролётов с колоколами до земли звонница имеет сплошные пустоты, что делает здание превосходным резонатором. Близость звонницы к открытому пространству озера Неро усиливает акустический эффект.
59.

На первом этаже магазинчик сувениров...
60.

...с довольно традиционным ассортиментом.
61.

Звонница была выстроена в два этапа. Начало строительства относится к 1682 году. В этот период выстроена основная трёхпролётная звонница. Мастером Филиппом Андреевым по заказу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича были изготовлены два самых крупных колокола для звонницы - «Полиелейный» и «Лебедь».
62.

Окончательное строительство звонницы было завершено в 1689 году. Тогда 13 колоколов были повешены в один ряд и прочно укреплены на металлических крюках и толстом дубовом брусе, кроме четырёх из них, висящих на другом брусе, прикреплённом к основному под прямым углом. Во второй половине XIX века к ним добавили ещё 2 колокола. С тех пор на звоннице Ростовского кремля висит 15 колоколов.
63.

А это - Церковь Спаса на Торгу - за пределами Соборной площади - мы ее еще увидим во второй части со смотровой площадки Ростовского кремля.
Сайт vidania.ru Музей-заповедник "Ростовский кремль"
Сайт Русская История
Сайт Туризм в России
«Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», автор Т.Л. Никитина, издательство «Северный паломник», город Москва, 2002 г.
Википедия