Как самому сделать каменный лабиринты. Соловки. Каменные лабиринты. Долгая история лабиринта

Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове - это группа из 13 или 14 лабиринтов (невысоких сприралевидных каменных выкладок круглой или овальной формы, с диаметром от 3 до 20 метров) на Большом Заяцком острове, одном из Соловецких островов в Архангельской области в России.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение - макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Кроме 13 или 14 лабиринтов на данном острове есть более чем 850 искусственных нагромождений валунов, курганов, каменных выкладок, а также ряд других примечательных камней, таких как камень с нарисованным символом с радиальными лучами, возможно, представляющем солнце («солнечная розетка»). Кроме этого на острове присутствуют и дольмены. Все лабиринты сосредоточены на площади всего в 0,4 км2 в западной части острова на склонах невысокой Сигнальной горы.

Зачем на Большом Заяцком острове были сооружены лабиринты?

Для объяснения бурной деятельности жителей Соловецких островов, которые построили каменные лабиринты ещё в эпоху Неолита, выдвинуто много гипотез.

В 1970-е годы основной гипотезой считалось предположение Н.Гуриной о том, что лабиринты служили ловушками для рыбы. В пользу этого свидетельствует тот факт, что все лабиринты данной местности были сооружены вблизи берега, а уровень воды 5000 лет назад (а это их примерная датировка) был намного выше. Рыба заплывала в лабиринт, и рыбак просто собирал её из ловушки. Однако опровержением этой гипотезы может быть то, что в мире существует множество лабиринтов, расположенных на удалении от водоёмов.

Исследователь Л.Ершов выдвинул другую теорию. Ершов считал, что линии лабиринтов повторяют орбиты Солнца и Луны, таким образом, они использовались как календари. Однако это спорное утверждение, так как лабиринты различаются по расположению входа и ориентации.

Сегодня, в частности – в эзотерических кругах, популярна теория о том, что лабиринт представляет собой древний символ целостности. Он объединяет форму круга и спирали в запутанную тропу. Она символизирует путешествие к центру нашего духа и последующее возвращение в реальный мир. Переход по лабиринту может быть представлен как инициация для пробуждения знания. Считается, что проход через лабиринт способствует достижению изменённого состояния сознания и изменению восприятия времени и пространства. Действительно, Влад Абрамов, исследовавший лабиринты Большого Заяцкого острова, описывал сюрреалистические опыты, пережитые им при прохождении запутанных ходов лабиринтоа.

«Ступив в лабиринт и пройдя несколько раз по кругу к центру, вы выходите через его вход. После нескольких проходов вы забываете, сколько именно раз их совершали, и сколько раз вам осталось пройти. Субъективное время останавливается, но часы показывают, что вы гуляете по лабиринту уже 15 минут. Становится сложно думать о чём-то связно; тропа узкая, и вы постоянно должны смотреть себе под ноги. Ход лабиринта поворачивается то вправо, то влево. И вот, наконец, выход; и вы рады тому, что маленькое путешествие закончено»

Помимо приведённых теорий имеется множество других. Сейчас особенно выделяется теория Карла Шустера и Эдмунда Карпентера. Суть её в том, что сооружение лабиринтов сопряжено с религиозными верованиями. Доисторические лабиринты, скорее всего, выполняли функцию ловушек для злых духов, задавали паттерн для ритуальных танцев и/или обозначали границу между этим и потусторонним миром. Обсуждается вопрос использования этих лабиринтов в ритуалах перехода душ умерших людей в загробный мир. Археолог А.Л.Никитин предполагает, что лабиринты, как это упоминалось в легендах, указывают «входы» и «выходы» в подземное царство, а они могли открыться только тем, кому дан «волшебный ключ» от их дверей.

Это предположение вызвано широким распространением в доисторических культурах верований в «три мира», в соответствии с которыми наши предки считали, что Вселенная разделена на Нижний Мир, куда попадают души умерших, Средний Мир, включающий в себя физический план существования, и Вышний Мир звёзд, небес и богов.

До сих пор удалённые северные острова России привлекают путешественников и учёных, которые хотят разрешить их загадку и познать смысл лабиринтов.

Пишет skanek , побывавший на острове:

Большой и Малый Заяцкие острова расположены в 5 км от Большого Соловецкого острова и занимают площадь всего около двух с половиной квадратных километров. Существует несколько версий откуда же произошло это название - Заяцкий. Возможно оно связано с тем, что иногда там устраивали свою стоянку морские зайцы (один из видов Беломорских тюленей). Еще одна версия интереснее, чем предыдущая: в 16-м веке Соловецкий Монастырь перестраивался из камня, было это при митрополите Филиппе (фильм "Царь" Павла Лунгина все помнят?). Именно тогда был сделан знаменитый филипповский кирпич, который обладал высокой прочностью, что подтверждает его неплохое состояние и в наше время. Так вот, вроде как, до сих пор не известен состав это кирпича (во что я слабо верю), но есть предположение, что в него добавляли яйца северных птиц, возможно гаг, которые гнездились на этом острове в большом количестве. Соответственно монахи ездили туда ЗА ЯЙЦАМИ, отсюда и аналогия - Заяцкий. В общем вот такая интересная история.

Так чем же так интересны Заяцкие острова? Первое - это своей природой, которая разительно отличается от природы Большого Соловецкого острова. Здесь нет лесов и озер, вся растительность низкорослая, по своему типу природа очень напоминает тундру, т.е. невысокие кусты, скрюченные маленькие березки, мхи, лишайники ну и камни конечно же. Красота невероятная.

Второе и наверное самое главное, чем знаменит Заяцкий остров - это лабиринты. На них хочу остановиться отдельно. Лабиринт - один из самых загадочных и самых древних символов, о котором до сих пор ходят споры что он означает, для чего, когда и кем был впервые придуман. Изображения лабиринтов находили во многих странах, в России они встречаются в Дагестане и на Русском Севере. На Большом Соловецком острове есть мыс Лабиринтов, но лабиринты там - "новодел", восстановленные недавно, а именно здесь, на Заяцком острове находится самое большое скопление лабиринтов всей Северной Европы. Представляют они собой каменные выкладки различной формы диаметром от 3,5 до 40 метров и высотой до 50 см с каменными насыпями посередине. Так же встречаются и отдельные каменные насыпи.

Всего на островке 13 лабиринтов и около 850 каменных насыпей датированных приблизительно 2-м тысячелетием до нашей эры (!!!). Самая популярная версия того, что же это за лабиринты говорит о том, что это древнее кладбище. Объясняется это тем, что при археологических исследованиях острова под каменными насыпями были обнаружены пережженные кости животных и человека. Но почему именно на острове? А вот почему. Погребение человека во все времена считалось особым обрядом, ритуалом, а остров - это место, которое больше всего подходило для его проведения. На острове соединяются все 4 стихии: Вода (омывает остров со всех сторон), Земля (сам остров), Воздух (ветер, продувающий открытую часть суши) и Огонь, который разводил сам человек перед совершением обряда. Но некоторые насыпи при их раскопках оставались пустыми. Объяснялось это тем, что были случаи, когда человек уходил в какое-либо плавание, к примеру на охоту, и больше не возвращался, тела не было, но обряд совершить было нужно.

С каменными насыпями вроде все понятно, но для чего же нужен сам лабиринт, при том что, под каменной насыпью в центре самого лабиринта ничего обнаружено не было?

Версия этого следующая: после совершения обряда погребения, путем сжигания умершего и захоронения под грудой камней, душа должна была зайти в лабиринт, заблудиться там и не являться больше живым родственникам покойника. Где-то было написано, что попадающие на Заяцкий остров, испытывают покой, ощущение уединенности. Не знаю, может из-за дождливой и серой погоды, но я больше чувствовал себя некомфортно и неспокойно. Камней, как я говорил выше, на острове очень много, среди которых встречается достаточно красивый беломорский кварц. Вот один такой белый камушек, искрящийся на свету я и забрал с собой и положил на тумбочку возле кровати. Может это конечно совпадение, но три ночи подряд меня мучили кошмары, пока камушек этот я не выкинул, после чего стало спокойнее.

Существует и такая версия, что описанная в карело-финском эпосе "Калевала" Манала (Туонела), земля мертвых, - это и есть Соловки:
"...Шел он быстрыми шагами,
Шел неделю чрез кустарник,
Через заросли - другую,
Можжевельником шел третью;
Остров Маналы он видит,
Туонелы он холм заметил..."

Два этих признака совпадают с описанием Соловков. В Калевале Манала - остров, как и Соловки. На острове есть холм, как и гора Секирная (73 м) на Большом Соловецком острове, которая в хорошую погоду видна чуть ли не с материка и вообще, когда подходишь к Соловкам с моря, первое, что показывается на горизонте - это Секирка.

Лабиринты манят своей загадкой, хочется узнать про это как можно больше, это желание затягивает. Как сказал поляк М.Вильк в своей книге "Волчий блокнот": "....В камнях, как и в словах, живут наши предки, их духи. Это еще и саамам было известно...... Мы дошли до мыса Лабиринтов. Присаживаемся на камни, закуриваем. -Если хочешь отсюда уехать, не заглядывай в саамские лабиринты - пропадешь. Вот как я....". Очень неплохую книгу, которую я приобрел на Соловках. Называется она "Путь лабиринта", в ней собрано много версий, историй, фотографий и схем лабиринтов Беломорья и всего мира, рекомендую в общем.

Маленькая деревянная церквушка на Большом Заяцком острове - Свято-Андреевский скит. В августе 1702 года на Соловки с эскадрой из 13 боевых кораблей прибыл первый Русский Император Петр Великий, который приехал помолиться. За 10 дней пребывания у Заяцких островов царских кораблей часовня на острове была перестроена в храм, освященный в честь святого апостола Андрея Первозванного. Именно здесь освящался первый Андреевский флаг русского флота и долгое время именно этот храм моряки считали своим до тех пор, пока в 1913 году в Кронштадте не был построен Морской Никольский собор. Визит Петра на Соловецкий архипелаг служил еще и отвлекающим маневром для шведов во время Северной войны. Из

Белого моря эскадра была перетащена в Онежское озеро по суше (кстати, потом по этому пути прошло начало Беломоро-Балтийского канала) и был нанесен удар в тыл шведам, позже были захвачены крепости Орешек (Нотебург), Ниеншанц и Ландскрона, после чего устье Невы у разрушенных Ниеншанца и Ландскроны Пётр I 16 (27) мая 1703 года заложил новый город Санкт-Петербург, ставший портом Московского государства на Балтийском море - так называемым «окном в Европу». Есть версия, что по аналогии с Заяцким островом, остров в Питере был назван Заячьим, на котором расположилась Петропавловская крепость.

Так же на Заяцком острове в 16-м веке при митрополите Филиппе была построена первая закрытая каменная гавань Русского Севера, сохранившаяся до сих пор. Это одно из многих сооружений 16-го века, построенных монахами и трудниками вручную. Остается только представлять насколько сложный и долгий это был труд. Вот такой он, небольшой участок суши в холодном Белом море, постараюсь передать всю эту красоту фотографиями.


Соловецкие острова - архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Он состоит из шести крупных островов и занимает площадь 347 км2.

С древних времен Соловки считались местом с сильнейшей энергетикой. Здесь находятся древние рукотворные лабиринты, которые представляют собой спиральные насыпи из камней и земли. По одной из версий, это ловушки душ умерших, чтобы они не беспокоили мир живых и отправлялись туда, где им суждено находиться.

Каменные лабиринты на Большом Соловецком острове

Сооружения были построены так давно, что никто не знает, кто их возводил и с какой именно целью. Считается, что центр каждого лабиринта является энергетически активной точкой. Однако пробираться внутрь него нужно лишь по одной ветке спирали, не заходя за ее границы.

Берега островов усыпаны камнями разной величины. Еще в XIX веке монахи построили из них дамбу, которая и поныне связывает между собой два острова.

В XV веке преподобный Савватий и его ученик Герман выбрали холодное побережье Белого моря для вознесения своих молитв. Они возвели на безжизненном острове скит, который позднее разросся в большой монастырь. С 1923 по 1939 годы на Соловках была одна из тюрем ГУЛАГа. Тысячи людей нашли здесь свою гибель.

Однако за всю историю существования лагеря здесь было около 150 явлений Божией Матери. Например, в пещерном храме сами собой зажигались свечи. Иногда сквозь мерцание свечей проступал лик Спасителя, а воздух вокруг наполнялся благоуханием.

Несуществующие, фантомные свечи загорались и над Белым Морем, и над болотами. Тогда становились видны тела тысяч погибших, упокоившихся в расстрельном рву и на морском дне. И у каждого из них вместо сердца будто горела свеча.

Монахи, которые служили в те страшные времена на Соловках, будто бы умирали и воскресали по нескольку раз. Некоторые из них пропадали неведомо куда, а потом вновь возвращались: кто - через час, а кто - через несколько лет.

Каменные лабиринты на о. Большой Заяцкий

Одной из главных достопримечательностей Соловецких островов являются древние лабиринты. По мнению ученых, они имели важное религиозное и обрядовое значение. Согласно верованиям местных жителей, лабиринты строились на границе двух миров - «нижнего» и «среднего».

Вот что пишет в своей книге «Острова Соловецкие» Г. Богуславский:

«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н. Турина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил “на натуру” - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб».

Каменные лабиринты: о. Б.Заяцкий (1-2) и о. Анзер (3)

Каменные лабиринты: о. Б.Заяцкий (4-5) и о. Олешин (6)

Писал о загадочных сооружениях и философ П. А. Флоренский:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке “вавилонами”. Это - выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях - разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр, обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда, и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место. Форма лабиринтов различная - круглая, эллиптическая, подковообразная. В середине лабиринта бывает сооружение из камней, напоминающее маленькую гробницу… Среди разных предположений кажется наиболее вероятно, что они относятся, по крайней мере в основном, к неолиту и к временам примерно V-VI века до нашей эры; строили их, как думают, германцы, оттесненные кельтами, и затем лопари, заимствовавшие эти постройки от германцев. Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, - первоначально, по крайней мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные, - дело темное. Кромлехи, менгиры, кэрки и, наконец, древний Критский лабиринт, вероятно, родственны между собою и с лабиринтами Соловков и Мурмана, хотя различаются между собою размерами, начиная с огромного дворца-лабиринта Кносса (на Крите) и кончая клумбами или постройками в несколько метров поперечником, а затем - узорами и вышивками на тканях. Мурманские лабиринты измеряются несколькими десятками метров. Соловецкие - меньше».

Местные жители и туристы иногда видят в Соловецких лабиринтах призраков. Обычно это бесплотные, белесые тени, перемещающиеся всегда в одном направлении - в центр лабиринта. Они не представляют опасности для людей, однако встречи с ними иногда сопровождаются паническими атаками.

Соловецкие острова и по сей день притягивают людей. Говорят, что здесь можно обрести бессмертие. Иногда человек, приехавший на Соловки на день, остается тут на долгие годы.

Все большее число серьезных ученых склоняются к мысли, что многочисленные мегалитические памятники, сохранившиеся на территории современной Карелии и созданные тысячелетия назад - это закодированное древнее знание, доставшееся нам в наследство от далеких предков. Традиции, возникшие в глубинах веков и тысячелетий, передавались от поколения к поколению, закреплялись в камне и обрядовой символике, демонстрируя единство человека и высших космических сил.

«Космически-мистическая кодировка спиралевидных символов и лабиринтов не вызывает сомнений».
Валерий Демин, доктор философских наук, профессор

Среди археологических памятников культового характера, расположенных на территории Севера России, видимо, нет таких, которые, подобно каменным лабиринтам, вот уже около двухсот лет вызывали бы живой интерес многих исследователей. Каменные лабиринты - это сооружения диаметром от пяти до тридцати метров, сложенные из небольших природных камней в многократно извивающуюся линию, образующую спиралевидную фигуру. Они известны на Кольском полуострове, Соловецких островах, Беломорском побережье Карелии, а также на ряде островов Белого моря.

Предлагалось немало объяснений, касающихся функционального назначения Соловецких каменных спиралей: могильники, жертвенники, макеты рыболовных ловушек...

Однако, спиралевидные изображения встречаются практически по всему свету. Создается впечатление, что образ спирали выступает в качестве некоего кода, который передавался из поколения в поколение, от народа к народу, невзирая на культурные и религиозные различия. Однако, знание, заключенное в них, было давным - давно утрачено, ключ к расшифровке потерян.

Спираль - один из глубочайших символов Вселенной. Спираль выступает в качестве единого кода единого мира, который заложен Матерью-природой в фундамент всего живого и неживого.

Согласно взглядам московского профессора В.Н. Волченко и других российских ученых, основой мироздания являются так называемые торсионные («скрученные») поля, допускающие мгновенное распространение любой информации. Согласно данной теории, Вселенная как «Супер-ЭВМ» образует с человеческим мозгом единый биокомпьютер, работающий, говоря простым языком, по принципам все той же скрученной спирали.


Классический «каменный лабиринт» на острове Олений, Белое море

Но если мы узнаем об этом на рубеже ХХ и ХХI веков, то откуда тысячи лет назад об этом знали наши далекие предки, которые складывали каменные спирали, напоминающие своим видом современную классическую форму приемопередающих антенн широкой полосы частот и использовали их в качестве единого канала связи с мирозданием? Каменные лабиринты издревле почитались, как указатели на близость иных пространств и измерений.

На Руси северные лабиринты назывались «вавилонами». Но почему «вавилонами»? Поколения исследователей каменных лабиринтов пытались ответить на этот вопрос. Почему город Вавилон, упоминаемый в Библии и только в самом конце ХIХ века обнаруженный археологами, дал название этим странным сооружениям?

В кельтской мифологии известен островной город Аваллон, населенный феями, остров блаженных, который открывался только избранным. Поэтому, скорее всего, поморское название каменного лабиринта - «вавилон» - является искаженным кельтским словом, перенесенным, но не осмысленным, на российскую почву.

Это тем более удивительно, что предания и легенды северных народов связывали каменные спирали с существованием сказочных народов: «дивьими людьми», эльфами, гномами и подобными им жителями «подземного мира». Более того, как отмечает историк и археолог А.Л. Никитин, именно лабиринты в легендах и сказаниях указываются как «входы» и «выходы» в подземное, потустороннее царство, открывающиеся лишь тем, кто знает магический ключ к этой, образно говоря, потайной двери.

Очень интересен следующий факт: существует локальный карело-финский миф о так называемых «дивьих людях». Эти существа живут в горах и пещерах, обладают некоей силой, напоминающей электричество. Они небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом. «Дивьи люди» - предсказатели. Слышать и внимать им могут только избранные - люди с чистой душой и помыслами.

Другими словами, на первый взгляд, «дивьи люди» больше всего напоминают гномов или карликов. Конечно, описания внешности не совпадают, но зато совпадают многие другие черты: горные таланты, дар провидения, некоторые поступки и т.д.

Карликам дается изумительная быстрота, для которой не существует пространства: в один скачок они могут переноситься с одной горы на другую, хотя бы между вершинами этих гор было несколько часов расстояния - сегодня они являются здесь, а завтра в иной части света. Им принадлежит дар сверхъестественной мудрости и предвидения: они ведают будущее и все, что делается на белом свете. Они обладают знанием языков и разумеют руны, им известны целебные свойства растений и камней.

Кстати, равно как и могучие великаны, карлики заняли достойную нишу в мифологической традиции как славян, так и других народов, в частности карел и финнов. Однако все дело в том, что в древнеславянской мифологии карлики - существа, обитающие, скорее, вблизи человека. А вот в финно-угорской мифологии, например, карлики - чаще жители труднодоступных человеку мест.

Скандинавские «Эдды» описывают карликов как мастеров кузнечного дела, превращающихся в богов и личностей, обладающих титанической силой. Эти образы неизменно характеризует надменность, временами - жадность, зачастую - чванливость и гордость. Согласно текстам «Эдды», карлики - плоть от плоти этого мира. Они появились сразу же после рождения богов из того же первородного материала, что земли, воды и небо Вселенной - из плоти бога Имира. Когда молодые боги расстелили ее плодородными землями, там зародилась жизнь. Первыми ее ростками были карлики. Они - самое старое население земли. В «Эдде» первые карлики уподобляются личинкам, выползающими на свет из разлагающейся плоти. Карлики, дети земли, поначалу были абсолютно безлики. Однако боги в Верхнем мире почувствовали рождение новой жизни и наделили карликов речью, мудростью и внешностью. Большинство карликов боги оставили в недрах юной земли, расщелинах, пещерах и гротах.


«Каменный лабиринт» на Большом Соловецком острове

Тогда время людей еще не пришло, и карлики безраздельно правили на бескрайних земных просторах. Дети земли, - они благодарно принимали ее дары, хранили ее секреты, питались ее мудростью. Земля и мудрость часто отождествляются в мифах.

Обрядовые церемонии, проводимые внутри и вблизи этих каменных святилищ, позволяли древним народам совершать опыты с измененными состояниями сознания и исследовать потусторонний мир духов - источник просветления и силы.

Хорошо известно, что у многих народов древности были особые группы людей, члены которых владели исключительными знаниями, недоступными для «непосвященных» и основанными на глубоком понимании сокровенных сил Природы. Усиленная специальным воспитанием восприимчивость к потаенным силам Природы, позволяла им смелее и шире наблюдать окружающий мир и, тем самым, вернее служить своим соплеменникам. К этим народам относились и далекие предки финских и саамских племен, населявших территорию современной Карелии, которые издавна славились своими колдунами и шаманами.

Писатели античности, всегда подтверждали превосходство северных народов перед другими в изучении вопросов магии. Считалось, что они владели искусством иллюзии, умели вызывать бури, покрывать землю туманом, чтобы внести замешательство в ряды войск противника или укрыть себя от глаз неприятеля. Они владели искусством преобразования тела. Они умели видеть на большом расстоянии. Они умели пророчествовать. Это они, обращаясь к своим далеким потомкам, складывали каменные спирали, чтобы передать основы своих познаний, поскольку древняя тайная традиция упорно связывала их необыкновенные способности с символикой и магией лабиринтов, олицетворявшими собой природные силы и физическую энергию.

Не случайно, что образ спирали у северных народов соотносился и с образом змеи, свернувшейся во сне кольцами, поскольку змея длительное время считалась символом мощи. Следы почитания змей отмечены у саамов и у народов Карелии, в частности, у вепсов. Изображение змей из Оленеостровского могильника, что на Онеге, а также на скалах Онежского озера и Белого моря относятся к древним магическим и религиозным представлениям и свидетельствуют об их особом почитании.


«Лабиринт» на острове Немецкий Кузова, Белое море

Если подобное предположение верно, то невольно приходится удивляться тому глубочайшему знанию, которым владели эти люди тысячелетия назад. Они понимали, что человек и Земля - единое целое. В этом - основа их мудрости. Это то, что было передано нам, их далеким потомкам. Но мы пренебрегаем этим знанием.

Академик Б.Д. Греков как-то сказал: «В легендах могут быть зерна истинной правды». Помимо летописной истории, у всех народов существовала еще и тайная устная история, тщательно оберегаемая и также тщательно передаваемая от поколения к поколению.

Загадки, связанные с изучением «каменных лабиринтов», не дают покоя исследователям вот уже на протяжении многих лет. Знания, заложенные в основу их строительства, не вписываются в устоявшееся мнение о примитивизме мышления северных народов в эпоху язычества. Да! Их знание, во-многом, интуитивно. А чем, собственно, знание интуитивное хуже знания аналитического? Важно ведь само знание, имеющее практическую или духовную ценность, а не только средства его достижения.

В 1999 году на острова Кузова Белого моря прибыла исследовательская группа из Санкт-Петербурга, ставившая своей целью изучение древних лабиринтов. Острова Кузова очень богаты памятниками такого рода, которые частенько преподносят сюрпризы современным исследователям, да и просто туристам.

Под вечер, 23 августа, этой группе довелось увидеть «интересное» явление. Они уже заканчивали свои работы, когда неожиданно из центра «каменной спирали» выплыло странное непрозрачное облако, тут же превратившееся в световой столб. Не успели наблюдатели опомниться, как «столб» начал трансформироваться в… «человеческую фигуру». Границы основного тела этого «человека» просматривались достаточно четко и были блестяще-зеленого цвета, а внутреннюю часть «тела» заполняло оранжевое свечение вроде тумана. Все «тело» было явно непрозрачным, наблюдалось примерно в течение 15 минут на одном и том же месте и имело размеры до двухсот метров в высоту. Затем, тело вновь стало превращаться в облако и затем опять медленно опустилось в центр «спирали», где и исчезло.

В этот же вечер, исследователи древних «артефактов» перенесли свой лагерь, а на утро уехали сначала в г. Кемь, а оттуда - в родной Питер! Это было бегство от того ужаса, которое они испытали от увиденного на Кузовах.

«В самом начале зимы 2006 г. я приехал к своим близким родственникам в карельский город Беломорск. - рассказывал Прокоп Юрьев из Самары. - В выходные дни, мы нашей большой дружной компанией, решили (по рекомендации моих родственников) пойти посмотреть старинные «каменные лабиринты», некоторые из которых расположены недалеко от города. Снег выпал несколько дней назад, и лыжня была свежей, не разъезженной. Пройдя километров десять и уже находясь рядом с «пунктом назначения», мы вдруг увидели, что несколько в стороне от нас не спеша, как бы прогуливаясь, шел невысокий человек, худощавый и темноволосый. Это уже несколько секунд спустя, мы поняли, что понятие «невысокий» абсолютно не соответствует увиденному: это был менее, чем полуметровый «карлик». Интуитивно я зафиксировал (помимо роста, разумеется) в нем что-то необычное. Меня (да и не только меня, а всех нас, как я потом понял) удивило, что он был без шапки и очень легко одет. На довольно глубоком снегу, без лыж, в легких ботинках, в такое время года далеко от города, в глухом лесу!

Мы остановились и долго обсуждали увиденное, провожая его глазами. Он шел в ту же сторону, куда направлялись и мы, а потом скрылся за небольшим пригорком, где, собственно, и находились «лабиринты». Мы пошли по его следам, которые вдруг резко оборвались практически в самом центра одного из «лабиринтов». На снегу это очень хорошо было видно.

Опешившие, мы застыли на месте, когда вдруг увидели его прямо перед нами метрах в ста. Он возник из ниоткуда, но ведь так не бывает. Он стоял и смотрел прямо на нас, затем сделал шаг вперед, по направлению к «лабиринту» и исчез, прямо на наших глазах. Этой, последней капли мистики нам хватило, и мы спешно пошли обратно в Беломорск.

Потом, спустя год-полтора, почитывая литературу по мегалитам, я понял, что мы столкнулись с той, иной реальностью, которая рядом с нами, но каким-то образом связана с сооружениями, оставленными нам далекими предками».

Привет 🙂

Сегодняшний пост про ландшафтный дизайн.

Многие сегодня уезжают за город, покупают дома и стараются облагородить участок вокруг дома. Но возникает существенная проблема. Если что-то большое создавать, то визуально пространство уменьшается и становится как-то тесно.

Интересным выходом из этот ситуации, может стать самый обычный . Его очень просто сделать самому, но при этом место будет выглядеть очень оригинально и собирать детвору для игр и забав.

Недавно команда камнеобработчиков закончила свою работу по созданию 5-ти сегментного средневекового каменного лабиринта в парке Университета Новой Англии и я хочу познакомить Вам с их работой

Каменные лабиринты. Английский опыт

Все камни были подобраны таким образом, что вершика у них была плоская, а сами камни вытянутые. Их вкопали в заранее подготовленную траншею и камни надежно закреплены в земле и можно не бояться, что студенты во время игр в каменном лабиринте смогут их сдвинуть.

Сам находится в парке, в котором растут дубы и сосны. Поэтому песочную подсыпку решили не делать, а задекорировать все иголками и листвой — это придало каменному лабиринту естественность.

Прекрасным дополнением для лабиринта стали каменные скамейки, которые тоже сделали в средневековом стиле из 3 каменей-валунов.

Кстати, как сделать каменную скамейку я уже писал в статье « «


Каменный лабиринт «Вавилон»

Как оказалось в Кандалакше есть каменный лабиринт «Вавилон» и я предлагаю посмотреть 2 видео про него:

Поиски лабиринта «Вавилон»

“Лабиринтыи есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор”

(Н.Н. Виноградов, Соловки. Конец 1920-х годов)

Соловки. Каменные лабиринты

Назначение каменных лабиринтов

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение – макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309–304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125–142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63–76. 1973).



Каменные вавилоны Соловков. Большой Заяцкий остров.

Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров - «среднего» и «нижнего» - лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний - потусторонний - мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк - море - острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002)

“Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил “на натуру” - в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. – 173 с.: ил.)



Каменные вавилоны Соловков. Большой Соловецкий остров.

Две соловецкие змеи

“Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?”

пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

  1. Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.
  2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
  3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.
  4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.
  5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена).

Если оставить в стороне традиционный сухой “конструктивистский” подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, – это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль - это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;
2) подковы с крестообразным пересечением “туловищ” змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку – это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности.

Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций – композиций из отдельных предметов.” (Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001)

Соловки,



Высадка туристического десанта



Русские буренки идут


Художница на практике

Соловецкий кремль


Русалки Соловецких озер


Соловецкие острова. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Скит на Большом Заяцком острове


Закаты на Соловках. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Эти стены помнят все те зверства, которые происходили в лагере “СЛОН”

Соловецкие острова (Соловки)


Соловецкий кремль. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Соловецкий кремль


Острова Кузова. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Шхуна “Лагуна” села на мель в лагуне. Как корабль назовешь…


Остров Большой Кузов


Сейд. Остров Большой кузов.


На привале. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream


Кузова

Один из островов архипелага. Белая насыпь внизу – это стоянка древних людей.


Природа Соловков. Залив Белого моря.


Просто


Закаты на Соловецких островах. Соловки. Каменные лабиринты – авторские путешествия Kartazon Dream

Мой громобой

Волшебное видео о Соловках