Замок Храповицкого. Муромцево, замок Храповицкого. Достопримечательности Владимирской области. Уникальная усадьба храповицкого в муромцеве

Усадьба «Муромцево» - редкая для средней полосы России по своему архитектурному решению дворянская усадьба, выстроенная по заказу полковника лейб-гвардии Владимира Храповицкого в конце XIX века архитектором Петром Бойцовым. Расположена в посёлке Судогодского района Владимирской области, примерно в 3-х км от города , 40 км от и 200 км от .

Дворцово-парковый ансамбль, занимающий территорию свыше 40 га, сочетал в себе принципы регулярной и пейзажной планировки в архитектурно-ландшафтном устроительстве, а также имевший широкий набор построек, выполненных в едином стиле и предназначенных не только для жилья и отдыха, но и для большой садово-парковой, ремесленно-промышленной и лесохозяйственной деятельности. Всего комплекс насчитывает 72 постройки. В настоящее время в состав усадьбы входят 20 памятников культурного наследия. Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995 усадьба Храповицкого «Муромцево» охраняется государством как памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения.

История возведения

Сельцо Муромцево в Судогодском уезде Владимирской губернии с XVII века принадлежало роду Хоненевых, который позднее соединился с родом Храповицких после венчания Екатерины Александровны Хоненевой и Ивана Семёновича Храповицкого (1786-1864), тайного советника, гражданского губернатора С.-Петербурга (1829-1835).

От него село перешло к его сыну, Храповицкому Семёну Ивановичу, полковнику Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. После его смерти и раздела наследства, в 1884 году владельцем земель Муромцева с усадьбой становится его сын, Владимир Семенович Храповицкий (1858-1922), ротмистр Лейб-гвардии Гусарского полка.

Вступив в наследство, Храповицкий нашёл усадьбу не в лучшем состоянии: много неудобий, старый барский дом, запущенный парк, пришедшее в упадок хозяйство. Приняв во внимание, что имение само по себе обладает огромным потенциалом за счёт богатых запасов леса, Храповицкий решается на коренное переустройство Муромцева, начиная с парковой растительности и заканчивая крестьянскими избами. Почва, как он считал, вполне годилась для земледелия, однако главным богатством края были леса, покрывающие большую часть территории имения. Именно преобладание лесов и определило характер хозяйства.

Въезд в усадьбу Храповицкого «Муромцево». Архитектор П. С. Бойцов. В дни приезда хозяина в имение над домом поднимался флаг Храповицких.
Фотография, ок. 1910

Храповицкий решает перестроить усадьбу по своему вкусу и по последней моде. Проектирование усадьбы он заказывает популярному среди нуворишей архитектору Петру Самойловичу Бойцову, талантливому стилизатору зодчества ушедших эпох, много работавшему в стиле поздней французской готики, ренессанса и английской готики. Петр Бойцов был эклектиком по убеждению и творческому методу, обладал большой культурой архитектурного рисования и архитектурной детали.

Под строительство замковой усадьбы заказчик выделял чуть более 20 тыс. десятин земли и в средствах архитектора не ограничивал.

В июне 1884 года было начато строительство главного дома - дворца в духе средневековых европейских замков. Первый этап строительства проходил в период с 1884 по 1889 год годы. П. С. Бойцов строит в Муромцево в едином стиле главный дом с каскадом прудов перед ним и прилегающими к нему постройками и сооружениями. Первоначально главный дом был двухэтажным.

1884 год следует считать годом рождения паркового ансамбля, когда одновременно с закладкой главного дома садовник шереметевского «Кусково» Карл Энке разбивает на возвышении возле дворца регулярный «французский сад» в виде восьмилучевой звезды, взятой в квадрат аллей.

О масштабах предпринимательской деятельности Храповицкого говорит то, что в 1889-1895 годах по проекту П. С. Бойцова близ имения Храповицкого были построены: деревянное здание железнодорожной станции Храповицкая 1 и 2 (отдельно была уложена железнодорожная ветка длиной 41 км от «Муромцево» до станции Волосатая Муромской железной дороги, дом станционного смотрителя, станционный лабаз, здание почты с телеграфом, школа, магазин и баня.

Одновременно со строительными начались работы по созданию садового ландшафта, для проведения которых были приглашены крупнейшие специалисты того времени - известные садовые мастера Карл Энке, Эдуард Регель, Георг Куфальдт, лесоводы Карл Тюрмер и зять Храповицкого Павел Герле.

С разрешения Владимирской епархии в течение 4-х лет недалеко от главного дома была выстроена усадебная церковь с одним престолом во имя мученицы царицы Александры, освящённая в 1899 году в день памяти равноапостольного князя Владимира (15 июля по старому стилю). При строительстве в имении церкви, спроектированной в неорусском стиле, долго копившееся недовольство другом наконец привело к разрыву между заказчиком и архитектором.

В 1906 году к главному зданию усадьбы было пристроено нисколько не портящее первоначальный замысел правое крыло с высокой башней по проекту неизвестного архитектора.

Архитектурные и стилевые особенности

Усадьба представляет собой один из многочисленных эклектических «замков» предреволюционной России, построенных на романтическом прочтении европейского средневековья. Среди многочисленных аналогов - замок Попова, Шереметевский замок, дворец Понизовкиных в Красном Профинтерне, Дворец принцессы Ольденбургской, Майендорф. Главный господский дом (дворец) был расположен в центре усадьбы и представлял собой асимметричную относительно центральной оси осмотра архитектурную композицию, состоящую из двух отличных друг от друга формообразующих и разновременных построек (1884-1889, 1906).

Западная часть здания представляет собой двухэтажную постройку с одной трёхъярусной и другой, примыкавшей к зданию с юго-запада, круглыми башнями. Круглая башня венчает также фасад южного четырёхэтажного крыла замка, пристроенного в 1906 году. Дворец являл собой здание, планировка помещений которого была решена с помощью анфилад различной этажности. Во дворце находилось более 80 различных помещений, гостиных и жилых комнат. Проект был реализован с учётом всех нововведений: электрическое освещение построек и парка от автономного локомобиля, центральное отопление, водопровод от парового насоса и двух водонапорных башень, канализация, телефон в комнатах, собственная телеграфная станция.

Муромцевский дворец выполнял роль связующего элемента для всех остальных построек усадьбы, построенных в 1884-1889 годах. Перед главным домом был устроен каскад прудов, конный двор, охотничий домик, не сохранившийся ныне дом управляющего, скотный двор, каретник, деревянные музыкальный и лодочный павильоны, пристань на пруду, водонапорная башня. На территории усадьбы размещались: церковь в псевдорусском стиле, получившем распространение в архитектуре церквей с начала 1870-х годов; многочисленные служебные постройки; театр, представляющий собой миниатюрную копию Мариинского театра; музыкальная школа для одаренных детей-сирот.

Нереализованный проект вокзала на станции Муромцево. Архитектор П. С. Бойцов. 1896

Все усадебные постройки размещались на территории огромного парка с дендрарием и питомником площадью свыше 40 га - здесь росли сотни редких и экзотических пород деревьев: пихта бальзамическая, кипарис, сосна Банкса, орех серый и многие другие. Сам парк состоял из трех частей: итальянской (водные каскады на террасах и водные партеры), французской (фонтаны, оранжереи и площадки для игр) и английской (аллеи, поляны и пруды - была пристроена в 1910). Въезд на территорию парка со стороны Муромцева и со стороны дороги от железнодорожной станции были объединены одной аллеей, ведущей к дворцу. Здесь располагались площадки для спортивных игр; плавно изогнутые аллеи, украшенные скульптурами мастерской Козлова; просторные поляны с живописными группами деревьев и даже искусственные ручьи. Вдоль дорожек стояли электрические светильники, сделанные на заводах Мальцова, и модная венская садовая мебель из гнутой древесины, скамейки и кресла от Тонет, что значительно преобразило вид парка. Пруды, освещённые разноцветными электрическими лампами, фонтаны и каскады в окружении экзотической растительности усиливали впечатление роскоши и великолепия усадьбы.

В ансамбль усадьбы входил большой фруктовый сад, в котором насчитывалось несколько сотен плодово-ягодных деревьев и кустарников, две теплицы, две оранжереи, ряд парников. При въезде в усадьбу и перед дворцом были разбиты цветники причудливой формы и клумбы, которыми славилась усадьба.

В конюшнях Храповицкого находились лучшие скакуны (до 30 голов) известных коннозаводчиков Петрова-Соколова, Головнина, Шереметева, численность стада крупного рогатого скота перевалило за сотню. Огромный двор предназначался для разведения птицы, любитeльницей которой была сама хозяйка. За разведение гусей китайской породы Храповицким была присуждена серебряная медаль министерства земледелия. Каретный двор был рассчитан на большое число гостей, а также для конных экипажей, дрожек, колясок и саней самого Храповицкого, которые он заказывал только у Петтерсона.

Интерьер

Внутренние помещения отличались роскошной отделкой. Полы из наборного паркета, живописные и резные по дереву потолки, стены и двери, полированные деревом. Роспись потолка в аванзале, декоративная живопись в гостиной и столовой были выполнены московским художником Августом Томашки. Во дворце Храповицкого было более 80 комнат, и каждая из них, как и в Петергофе, была отделана по особому. Были комнаты: зеркальная, янтарная, малахитовая, голубая, розовая и т. д. Комнаты замка освещались электрическими лампами в золочёных светильниках византийского стиля от Берто, в доме были устроены мраморные камины, туалетные комнаты с ваннами и бассейном из мастерской братьев Ботта. Настоящим украшением интерьера служила большая коллекция картин, ковров, гобеленов, старинного оружия и рыцарских доспехов.

Все предметы декора заказывались исключительно у столичных мастеров и поставщиков Высочайшего двора. Мрамор для лестниц Храповицкий заказывал у Губонина, мебель - у Шмита, придворного фабриканта, обойщика и декоратора, тестя архитектора П. С. Бойцова. Помимо мебели дом украшали изящные безделушки, делающие обстановку более уютной и домашней: скульптуры Ботта, оружие, севрские вазы, фарфор, зеркала, бронза - от царского поставщика Ивана Эберта, столовое серебро - от Карла Фаберже.

Внутреннее убранство усадебной церкви было столь же роскошно, как и во дворце: серебро - от Фаберже, канделябры, крест и утварь - от дома Соколова. Мастерская Медведева изготовила иконостас с иконами работы школы Васнецова, настенную роспись выполнил всё тот же художник Август Томашки.

Дальнейшая история и современное состояние

После революции 1917 года Храповицкий, желая сохранить материальные ценности имения и избежать участи сотен русских усадеб, подвергшихся разграблению и уничтожению в годы лихолетья, произвёл полную опись имущества и добровольно передал его государству. Уезжая, он написал очерк о свём имении, которое завершил словами:

Вот таковым было моё поместье в сельце Муромцево, которое я и мои сподвижники - Тюрмер, Воронов, Герле, крестьяне и жители Муромцева и окрестных деревень - всячески благоустраивали и облагораживали в надежде, что оно украсит собой уезд, а стало быть, и всю Россию, и тем самым послужит её славе и процветанию во благо будущего Отечества.

Я смею надеяться, что это удалось мне, а потомки сохранят и умножат начатое русским дворянином Владимиром Храповицким. И уходя, я хочу сказать вам, как, пожалуй, одни лишь русские говорят, расставаясь:

ПРОЩАЙТЕ!

В 1918 году имение было национализировано. В этом же году вышло «Положение о заведовании и управлении имениями, имеющими общегосударственное значение и принятыми на учет губернскими комиссариатами земледелия ».

В 1920 году из муромцевской усадьбы был вывезен целый вагон ценностей, около 300 пудов, в губернский исторический музей. Часть живописных полотен и графических рисунков из коллекции Храповицкого в течение 1918, 1921, 1924 и вплоть до 1927 года поступало в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника, часть обстановки дворца и театра оказалась во Владимире, Гусь-Хрустальном, в различных учреждениях Судогды.

После отъезда Храповицких в эмиграцию во Францию (по косвенным данным - в 1921 году), усадьба подверглась расхищению и осквернению. В 1921 году в здании дворца был основан лесной институт, преобразованный вскоре в лесной техникум с агрономическим и лесохозяйственным отделениями. Последующее расширение посёлка Муромцево привело к сокращению площади парка в 5 раз, с 40 до почти 8 га.

В течение 56 лет, пока лесхозтехникум располагался во дворце, имение продолжало расхищаться и перестраиваться.

В 1970-х годы готовилась реконструкция замка. Были подготовлены чертежи и инженерные документы. Но проект не был осуществлён.

Конец 1980-х годов можно считать переломным в жизни усадьбы - переезд техникума в 1977 году в новое здание фактически предрешил судьбу главного усадебного дома и прилегающих построек, они оказались фактически бесхозными и брошенными на разграбление, стали ветшать и постепенно разрушаться. Два последующих пожара в замке завершили своё опустошительное дело - от внутреннего убранства ничего не осталось.

В 1992 году церковь была передана в безвозмездное пользование Владимирской Епархии Русской православной церкви, используется по назначению).

Несмотря на то, что о усадьбе регулярно писали в СМИ, постройки усадьбы пребывали в полузаброшенном состоянии и медленно разрушались. Перспективы комплекса по части восстановления очень неопределённы. Усадьба «Муромцево» остается одним из наиболее проблемных объектов, сохранение которого требует срочных мер.

22 февраля 2012 года инициативная группа граждан обратилась к кандидату в президенты Российской Федерации с просьбой изменить статус усадьбы Муромцево и других знаменитых усадеб России, с целью их восстановления.

22 октября 2013 года года в Министерстве культуры РФ Владимиро-Суздальский музей-заповедник устраивал презентацию проекта реставрации и музеефикации усадьбы Храповицкого в Муромцеве. В 35-минутном докладе генеральный директор ВСМЗ С. Е. Мельникова обосновала необходимость срочного вмешательства в судьбу погибающего памятника, возможность использования уникального культурного объекта в рамках культурно-познавательного туризма.

14 ноября 2013 года Министерство культуры выразило согласие о возможности закрепления за Владимиро-Суздальским музеем-заповедником на праве оперативного управления ряда объектов усадьбы Храповицкого в посёлке Муромцево Судогодского района Владимирской области, находящихся в федеральной собственности. Общая площадь передаваемого музею земельного участка может составить около 23 га.

23 ноября 2013 года гражданские активисты, обеспокоенные разграблением и засорением руин усадьбы, провели масштабный субботник, однако новый мусор вокруг зданий конюшни и скотного двора стал опять появляться, и даже в ещё больших количествах. Отмечалось, что продолжается беспрепятственный проезд автомобилей через парковую зону усадебного комплекса, что облегчает «работу» мародерам и доступ вандалам.

В мае 2014 года усадьба была переданы в оперативное управление Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. К тому времени были найдены чертежи 70-х годов. Начато создание Судогодского филиала ГВСМЗ. Усадьбу должны обследовать инженеры и археологи, после этого началось составление проекта реконструкции.

8 сентября 2014 года перед замком состоялся бесплатный концерт оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. По состоянию на 2015 год главное здание обнесено забором, установлены система видеонаблюдения.

В декабре 2014 года Владимиро-Суздальским музеем был издан первый выпуск научно-популярного альманаха «Муромцево. Между минувшим и грядущим» и проведены первые научные Муромцевские чтения.

На состоявшемся с 11 по 15 июня 2015 года в Центральном выставочном зале «Манеж» 17-м Международном фестивале музеев «Интермузей-2015» Владимиро-Суздальский музей-заповедник выступил с проектом «Узнать, чтобы возродить», посвящённым усадьбе Храповицкого в Муромцеве, в рамках которого был представлен незадолго до того изготовленный, необыкновенно эффектный макет восстановленного имения.

10 июля 2015 года состоялось официальное открытие первой музейной выставки «Усадьба Муромцево: между минувшим и грядущим», которая расположилась в отреставрированном здании лодочного павильона на берегу Барских прудов. В домике разместили несколько стендов, рассказывающих о жизни хозяев имения и о том, что было здесь построено. А главным экспонатом выставки стал макет усадьбы, какой её создал Владимир Храповицкий (автор макета - владимирский архитектор А. С. Солодов). генеральный директор музея Светлана Мельникова отметила:

Перед вами Муромцево такое, каким оно, наверное, уже никогда не будет. Потому что очень много территории застроено. Некоторые объекты, например, театр, утеряны безвозвратно, его вы больше не сможете увидеть. Сейчас же рождается концепция музея Муромцево, и в эту концепцию войдут предложения не только по реставрации, но и по реконструкции объектов. Идет очень сложный процесс. В октябре должен быть готов проект, и тогда мы узнаем, как это будет выглядеть, и сколько это стоит.

Как доехать до усадьбы Храповицкого?

Адрес: Владимирская обл., поселок Муромцево, Ямская ул., 9.

На общественном транспорте сначала нужно доехать до Судогды, автобусы сюда регулярно ходят из разных городов. Далее прямо от автовокзала на маршрутке, автобусе или такси до п. Муромцево. Смелые могут отправиться пешком — это примерно 3,5 км.

Усадьба находится в 95 км от , поэтому можно запросто совместить посещение этих мест.

Как попасть в усадьбу Храповицкого?

Территория довольно большая. Попасть туда можно со стороны лесного техникума или со стороны хозяйственного двора. На осмотр всех сохранившихся объектов стоит выделить пару часов.

Можно побродить по территории самостоятельно и бесплатно, но…

Во-первых, вы не сможете подойти к дворцу, ради которого, как правило, все сюда и едут. На сегодняшний день дворец находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника, обнесен забором, охраняется и пропуск на территорию туристам разрешен только в составе экскурсионной группы.

Во-вторых, вы лишите себя удовольствия послушать интересный рассказ о печальной судьбе этого архитектурно-паркового комплекса и его бывших хозяев. Придется, как обычно, собирать информацию по крупицам в интернете.

Поэтому, мой совет, не пожалейте 300 рублей на билет, а экскурсионное обслуживание входит в эту стоимость. Нам понравилось — всё по делу, ненавязчиво и познавательно.

Стоимость билетов и время проведения экскурсий

Если вы приехали в Муромцево на машине, ее можно оставить на бесплатной парковке возле скотного двора.

Первый архитектурный объект усадьбы, с которым предстоит познакомиться — это касса. Касса находится в башне скотного двора (ни за что бы не поверила, что в таких хоромах скот держали). Отсюда же начинаются экскурсии.


Здесь, помимо билетов, можно приобрести разную сувенирную продукцию, а так же буклеты с информацией об усадьбе, книги, открытки и т.д.


План экскурсии в усадьбе Муромцево

  1. Экскурсия начинается с рассказа о хозяевах этой усадьбы.
  2. Затем рассмотрим хозяйственный двор: скотный двор, конюшни, каретный двор.
  3. Затем зайдем в православный Храм святой мученицы Александры.
  4. Далее пройдем на смотровую площадку в замке Храповицкого.
  5. Завершается экскурсия на Барских прудах (там есть туалеты и сувенирный магазин), зайдем в лодочный павильон.

Здесь прощаемся с экскурсоводом, смотрим небольшой фильм о семье Храповицких и самостоятельно возвращаемся к парковке тем же путем, осмысливая увиденное и услышанное.

По времени ориентируйтесь на час — полтора.

А мы приобретаем билеты и ожидаем начала экскурсии.

Итак, когда все желающие в сборе, слушаем рассказ о хозяевах имения Муромцево.

История Храповицких и их усадьбы в селе Муромцеве

С середины XIX века усадьба принадлежала дворянскому роду Храповицких. В 1884 году она переходит по наследству полковнику лейб-гвардии Гусарского полка Владимиру Семеновичу Храповицкому от его отца. Будучи человеком предприимчивым и далеко не бедным он задумывает грандиозную перестройку и приглашает, одного из модных тогда московских архитекторов, Петра Самойловича Бойцова.

В конце XIX — начале XX века в Муромцеве был создан потрясающий своей красотой и роскошью архитектурно-парковый комплекс, включающий около 70 построек. Он вполне мог конкурировать с лучшими европейскими дворцами.

Главный дом усадьбы возводился поэтапно: левое крыло (1884-1887 гг.) похоже на старинный французский замок (в неоготическом стиле и стиле раннего Ренессанса), правое крыло (1900-е гг.) представляет собой корпус из четырех этажей с башней в шотландском стиле.

Денег на строительство и обустройство дома граф не жалел. Там присутствовали все современные и новомодные блага цивилизации, необходимые для комфорта гостей усадьбы: электричество, водопровод, телефонная и телеграфная связь.

Хозяева усадьбы — Владимир Семенович Храповицкий и жена его, происходившая родом из новгородских дворян, Елизавета Ивановна Храповицкая. Они были людьми высокообразованными и трудолюбивыми. Основное время жили в Санкт-Петербурге и часто путешествовали за границей. В Муромцево приезжали, обычно, на лето.

Многие знатные люди гостили в усадьбе Храповицких. Для них частенько устраивались концерты и театральные представления. Для этого в усадьбу приглашались профессиональные музыканты из Москвы. Так же, в концертах принимали участие воспитанники детской музыкальной школы, которую содержал Владимир Семенович на свои деньги. Там занимались талантливые крестьянские дети, а Елизавета Ивановна сама преподавала музыкальную грамоту.

Для выступлений даже специально построили музыкальный театр, как московский Большой театр, только в миниатюре. Но здания театра и музыкальной школы, до наших дней не сохранились.

Обладая незаурядным предпринимательским талантом, Храповицкий со своими управляющими организовали целый лесоводческий комплекс. Он построил заводы по переработке леса, а так же смоляной, скипидарный, кирпичный заводы. Соответственно, была построена и железная дорога с железнодорожным вокзалом для отправки древесины и доставки необходимого оборудования.

Храповицкий внес огромный вклад в развитие Муромцева. Помимо рабочих мест для жителей села и построенных школ для их детей, он много делал для развития лесного хозяйства и промышленности. В имении постоянно велась работа по сохранению, восстановлению и разведению леса.

Кроме этого, в усадьбе создали прекрасный дендрологический сад. Занимал он порядка сорока гектаров и по своей красоте и стилю не уступал известным европейским парковым комплексам. Над его созданием работали лучшие известные мастера садово-паркового искусства, такие как Карл Энке, Арнольд Регель, Георг Куфальдт.

Дендропарк украшали аллеи с электрическими фонарями, фонтаны и беседки. Сюда завозились различные сорта деревьев и кустарников, а так же редкие и экзотические экземпляры. А в оранжереях усадьбы выращивали пальмы, лавровые деревья, персики, виноград.

Из окон дворца открывались потрясающие виды на шедевр садово-паркового искусства XX века — центральную парковую каскадную аллею. В верхний бассейн вода поступала по водопроводу и оттуда стекала в нижний водоем и пруд. С двух сторон каскада пролегали пешеходные дорожки, стояли скамеечки, благоухали клумбы с цветами.

На пруду плавали лебеди, курсировали прогулочные лодочки и даже маленький теплоходик. На противоположном берегу находился музыкальный павильон, удачно завершавший всю парковую композицию.

Экскурсовод предложила нам закрыть глаза и перенестись в то счастливое для усадьбы время. Ощутить роскошь и красоту этого места, представить себе жизнь людей в этой усадьбе. Услышать звуки оркестра, детский смех, увидеть прогуливающиеся в парке пары, курсирующие по водной глади лодочки.

Страшно от того, как быстро можно всё это разрушить. А вот вдохнуть в это место жизнь, увы, теперь невозможно. Открыв глаза, мы видим, что из-за зеленого забора на нас смотрит зловещее напоминание об утраченном шедевре.

Сколько же таких прекрасных мест было уничтожено в первые годы советской власти, и не сосчитать. Усадьбу Храповицкого, как, впрочем и самих хозяев, эта чудовищная участь не миновала.

После известных событий 1917 года усадьба Муромцево была национализирована. Замок был разорен и разграблен.

Затем здесь организовали совхоз, а с 1921 по 1976 гг. в главном доме и других постройках располагался лесной техникум. В это время главный дом усадьбы худо-бедно выживал, так как выделялись хоть какие-то средства на текущий ремонт. Но как только техникум перенесли в новое здание, его окончательно забросили и сейчас он находится в аварийном состоянии. А некоторые постройки усадьбы утрачены навсегда.

В 2016 году создан Судогский филиал Владимиро Суздальского музея-заповедника, куда вошли некоторые архитектурные объекты усадьбы Храповицких: главный дом усадьбы, конный и скотный дворы, лодочный и музыкальный павильоны.

Но воз и ныне там…

Судьба же супругов Храповицких еще печальнее. И долгое время о ней ничего не было известно. В 1917 году они спешно эмигрировали во Францию.

Могила предводителя дворянства и одного из богатейших промышленников Владимира Семеновича Храповицкого была найдена в Висбадене, на территории старинного русского кладбища, спустя много лет. На народные средства там был установлен памятник с его фотографией и православный крест.

А судьба его жены сложилась гораздо хуже. Уехав из России, она доживала свой век в нищете и умерла в маленьком итальянском Ментоне у подножия Альп. Она даже предприняла попытку написать письмо крестьянам, которым теперь принадлежали хозяйские земли, с просьбой прислать немного денег, но в ответ получила жесткий отказ: «…Советуем вам обратиться за помощью к тем, к кому вы сбежали, выгнанные Октябрьской революцией из нашей страны, искать защиты. К нам больше не обращайтесь.»

Что посмотреть в усадьбе Храповицкого сегодня?

В ожидании экскурсовода осматриваемся и изучаем информационный стенд. Что же нам предстоит увидеть на территории бывшей дворянской усадьбы?

Карта-схема впечатляет, мы в предвкушении. Храповицкий был человеком предприимчивым и сумел заработать неплохое состояние. И несмотря на то, что жил с супругой, в основном, в Санкт-Петербурге и за границей, усадьбу в провинции отстроил с истинно русским размахом.

Постройки хозяйственного двора больше похожи на современные сказочные декорации, чем на старинные здания с вековой историей.

У Храповицкого был собственный кирпичный завод и в выборе стройматериала сомневаться, видимо, не пришлось.

Только представьте, это помещение для содержания скота и птицы.



Это то, во что превратились конюшни. Хотя и сейчас они больше похожи на дворец.

Существует легенда, что Храповицкий, который часто бывал в Европе, посетив однажды роскошный замок одного из знатных господ, поспорил, что в России тоже могут быть замки и пообещал, что вскоре построит такой же.

Когда этот человек, по приглашению графа, приехал в его усадьбу через несколько лет и увидел конюшни, он был восхищен и поражен увиденным, настолько это было похоже на его собственный особняк. На что Храповицкий ответил: «Ну что Вы, здесь живут мои лошади, давайте пройдем, наконец, в мой замок!»…

Вероятно, это просто легенда, зато красивая).

Грустное зрелище. Трава и деревья внутри здания — явно не замысел архитектора.

И всё равно, глядя на это сооружение не подумаешь, что оно предназначалось для содержания лошадей.

Пока не заглянешь внутрь.


Каретный двор

От каретного двора сохранился лишь фрагмент фасада. А когда-то в этом «гараже» оставляли свои кареты знатные дворяне и купцы Владимирской области, приехавшие сюда погостить. Есть сведения, что здесь могла останавливаться императорская семья.

Здесь же, затем, в начале ХХ века, находились и автомобили Храповицкого.

Как нам стало известно позднее, в милом домике с готической башней, принадлежавшем когда-то Храповицким, сейчас живут обычные люди.


Вот так повезло! Заселили их во времена советской власти, когда архитектурный комплекс был национализирован и перестал представлять историческую ценность для новой власти, да так до сих пор и живут — как бы нет основания для их выселения.

А этот обитатель усадьбы, наверное, давно все тропы в усадьбе изучил. Впору самому экскурсии проводить.

Мы, тем временем, под рассказ экскурсовода, организованно отправляемся к следующему объекту — Храму Святой мученицы Александры.

Храм Святой мученицы Александры Римской (1895-1899 гг.)

Действующий храм находится в ведении русской православной церкви. Его открытие стало важным и торжественным событием в жизни Муромцево.

Раньше над трапезной находилась звонница. Колокола для нее специально отливались в Москве на колокольнолитейном заводе Самгиных.

А вот так храм выглядит сегодня.

Хотелось бы взглянуть в глаза автору сего «проекта». Только ленивый не высказался нехорошим словом в адрес строителей, прилепивших этот непонятный чердак с железной крышей к изящному образцу русского зодчества. По-моему, это чудовищно. Как говорится, почувствуйте разницу.

Замок Храповицкого

И вот, наконец, по лесной тропинке мы направляемся к замку Храповицкого . Он огорожен зеленым забором из профнастила. Охранник нам открывает калитку и пропускает нашу группу на территорию.

Здесь есть возможность подняться на импровизированную смотровую площадку, увидеть своими глазами весь грандиозный замысел архитекторов и оценить масштаб былой роскоши.

Сегодня состояние здания аварийное, внутрь заходить опасно. Поэтому новомодные интерьеры того времени представляем себе со слов нашего экскурсовода. В доме было около 80 комнат, каждая оформлена в индивидуальном стиле.

В комнатах были электрические светильники, камины, туалетные комнаты с мраморными ваннами. Украшали их картины, дорогие ковры, коллекция старинного оружия и рыцарских доспехов.

Напоминает описание , построенной швейцарским предпринимателем Дюрингером для своей семьи.

На фасаде здания до сих пор просматривается геральдическая лилия рода Храповицких, которая присутствовала и в интерьерах дома.





И всё равно, несмотря на запущенное состояние, замок производит неизгладимое впечатление.


Каскад прудов

Отсюда когда-то начинался каскад прудов.

А так сейчас выглядит шикарный дендрологический парк с экзотическими растениями. Это уже просто лес.


Лодочный павильон

Спускаемся к пруду. На берегу находится лодочный павильон, напоминающий «голландский домик». Здесь когда-то хранили прогулочные лодки.

Сегодня павильон отремонтировали. Первоначальный интерьер, к сожалению, не сохранился. На первом этаже находится касса и сувенирный магазин, на втором этаже выставочный зал, где рассказывается об усадьбе.

Еще есть макет усадьбы. На нем видно, как расположены постройки, и как выглядел парк сотню лет назад.

На этом экскурсионное обслуживание завершается. В заключение, нам предлагают посмотреть небольшой фильм о Храповицких.

Напоследок, можно прогуляться по берегу пруда.

Музыкальный павильон

На противоположной стороне сохранился фрагмент стены музыкального павильона. Отсюда его отлично видно.

Когда-то для гостей усадьбы здесь выступали новомодные московские певцы и музыканты.


Это, наверное, хранитель усадьбы. Дело рук уже современных мастеров.


Мемориал Великой отечественной войны

Подгоняемые комарами и надвигающимся дождем, мы через лес бежали обратно на парковку. По дороге, заметили вот такой скромный памятник, посвященный павшим во время Великой отечественной войны, героям — жителям Муромцево.

September 4th, 2014

В двухстах километрах от Москвы, во Владимирской области, неподалеку от города Судогды расположена бывшая усадьба графа Владимира Храповицкого, принадлежавшего к старинному белорусскому роду герба «Гоздава». «…При усадьбе большой парк, сады, цветники, пруды, фонтаны, водопровод, аллеи, беседки, купальни, мосты и прочие приспособления, а также свой телеграф, телефон и электрическое освещение. Все вместе взятое дает полное право на название усадьбы «царскою», - так в 1889 году писал некто Гажицкий, составивший описание усадьбы.

Давайте посмотрим на то, что сейчас из себя представляет эта усадьба и вспомним ее историю …

Фото 2.

А еще пятью годами ранее дворцово-парковый ансамбль среди дремучих муромских лесов существовал лишь в замыслах В.Храповицкого, мечтавшего, чтобы по пышности и размаху его владения не уступали Петергофу и Версалю. Постепенно история создания усадьбы обрастала диковинными подробностями. Впрочем, многие из них, очевидно, имели под собой реальную основу. Рассказывают, например, что В.Храповицкий то ли конный двор у себя построил по образу и подобию дворца французского вельможи, чем-то задевшего самолюбие гусарского полковника, то ли поспорил во Франции с друзьями, что построит в России готический замок не хуже знаменитых луарских. Потом привез их в усадьбу и показал конный двор, а выслушав комплименты, промолвил: «Здесь, господа, живут мои лошади». И без того обескураженные французы впали в полное изумление, когда их подвели к роскошному дворцу Храповицкого.

Фото 3.

Воплотил в жизнь призрачные очертания желаемого московский архитектор Петр Бойцов - талантливый стилизатор зодчества ушедших эпох, особенно много работавший в стиле поздней французской готики, ренессанса и готики английской. Петр Самойлович был эклектиком по убеждению и творческому методу, обладал большой культурой архитектурного рисования и архитектурной детали. Ко времени встречи с Владимиром Храповицким он уже спроектировал и построил такие крупные усадебные ансамбли, как «Васильевское» князя А.Г.Щербатова, «Успенское» князя В.А.Святополк-Четвертинского и «Княжую Байгору» Г.Н.Вельяминова. Альянс казался на редкость удачным. Одна за другой в «Муромцево» возникают выполненные в едином стиле постройки: дом главный и дом запасной, дом управляющего, летний театр, купальня, охотничий домик.

Фото 4.

Однако при строительстве в имении церкви, спроектированной в древнерусском стиле, долго копившееся недовольство друг другом наконец привело к разрыву между заказчиком и архитектором. Поэтому, очевидно, останется неизвестным, кто же спроектировал и построил в 1906 году вторую часть замка, решенную в стиле английской готики. Доставшееся от отца наследство в 21 тысячу десятин земли и талант предпринимателя, коим явно обладал В.Храповицкий, занимавшийся торговлей лесом, приносили ему доход в 200 тыс. рублей в год. Немалая часть этих средств шла на расширение усадьбы. Здесь были прекрасные конюшни с породистыми жеребцами, огромная псарня, птичий двор, о котором радела супруга В.Храповицкого Елизавета Ивановна, урожденная Чиглокова.

Фото 5.

Доркинги, ла-флеты, крив-керы, гуданы, падуанские шамоа, палевые кохинхины, бронзовые индейки, золотистые фазаны, царские утки, каролины и мандарины, тулузские и китайские гуси, черные и белые лебеди, аисты - кого там только не было! Но истинной страстью В.Храповицкого оставался парк, сады и оранжереи. «Садовое искусство конца XIX-начала ХХ века отличалось многими чертами, свойственными архитектуре эклектизма… Эклектика в садово-парковом искусстве не столько изменяла характер усадебных садов и парков, сколько добавляла к ним новые элементы, усложняла парковую систему и разнообразила ее. Высаживались редкие деревья, кусты, цветы. Строились оранжереи, как встарь, но в них многое уже делалось специалистами садоводами… Сады и парки становились своего рода коллекциями» (Д.Лихачев, «Поэзия садов»). «Муромцево» не было исключением из общего правила. Круглый год персики, французские сливы и другие редкие фрукты из оранжереи В. Храповицкого поставлялись в Санкт-Петербург и Москву

Фото 6.

Посадочный материал поступал из садоводств Бауэра, Фогта, Ноева, графа Уварова, Эйлерса, помологического сада Регеля и Кессельринга. Отовсюду в «Муромцево» присылали саженцы вишни, крыжовника, яблони, груши, сливы, жимолости, персика, винограда, а также семена, луковицы, рассаду роз, лилий, тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, цикламенов, тубероз, гладиолусов. В дендрарии росли сотни пород деревьев, среди которых десятки экзотов: пихта бальзамическая, пихта сибирская ф. золотистая, пихта Вича, кипарисовик горохоплодный, сосна Банкса, сосна веймутова, сосна румелийская, псевдотсуга Менциса ф. голубая, орех серый и др. Крупнейшие садовники того времени К.Энке, А.Регель, Г.Куфельт, К.Тюрмер - блестящее созвездие имен - наносят свои мазки на полотно усадьбы.

Фото 7.

Годом рождения паркового ансамбля можно считать 1884-й, когда одновременно с закладкой главного дома садовник шереметевского «Кусково» К.Энке разбивает на возвышении возле дворца регулярный «французский сад» в виде восьмилучевой звезды, взятой в квадрат аллей. В конце восьмидесятых начинается устройство водных каскадов «итальянского сада», спускающегося по южному склону узкими наводненными террасами. Пейзажная, «английская» часть парка, более половины которой занимали пруды, была выполнена по проекту парков Риги Г.Куфельта. Щебеночные, на песчаной основе, дорожки освещались электричеством. Вдоль них были расставлены скульптуры из мастерской братьев Ботта и венская мебель Тонет. Фонтаны украшали работы скульптора А.С.Козлова. Летом из оранжерей высаживались в грунт пальмы, юкки, самшиты и другие теплолюбивые растения. В планировочной структуре «Муромцево» главный дом - это завершающий аккорд в симфонии постоянно сменяющихся видов. Гостей обычно подвозили к дому с угла, и он раскрывался перед ними в самом динамичном повороте, выбрасывая вверх острые шпили готических завершений, надвигаясь суровой, но изысканной простотой мощного дон-жона. А далее взгляд скользил по водной глади каскадов и замирал на едва видневшейся вдали, за большим озером, готической руине.

Фото 8.

Сомасштабных аналогов у планировочной структуры «Муромцево» в русской усадебной культуре нет! Граф Храповицкий вдохновлялся грандиозными творениями петербургских ландшафтных архитекторов, не упуская, впрочем, из виду шедевров французской и немецкой культуры паркостроения. Как ни странно, но тщеславие его не сгубило, а лишь способствовало удачному соединению в «Муромцево» регулярности французских, помпезности итальянских и лирики английских садов. Все три, сочетаясь друг с другом, неразрывно связаны с дворцом, «прощая» ему некоторое разностилье главного фасада. Ныне о былом великолепии усадьбы напоминают лишь открытки с видами «Муромцево», выпущенные в начале ХХ века. Эмигрировав во Францию, супруги Храповицкие закончили свой жизненный путь на побережье Средиземного моря, в доме для престарелых тихого городка Мантон.

Фото 9.

Страна, чьи замки стали прообразом усадьбы, дала последний приют ее владельцам. А пара белых лебедей жила на большом усадебном пруду до 1925 года, а потом исчезла, видно, потеряв надежду на возвращение хозяев… Вселившийся во дворец сразу после революции местный лесотехникум в 1979 году переезжает в выстроенный на краю парка «шедевр» зодчества конца семидесятых, предрешив судьбу главного дома. Два пожара довершают начатое. Давно заросли разнотравьем водные каскады, местные жители внесли свою корректировку в структуру парка. (журнал «Ландшафтный дизайн» №1 за 2002 год, Мария Ожерельева)

Фото 10.

10 фактов об усадьбе Храповицкого

1. Очень редкий для России замок все же имеет аналоги. В духе средневековых европейских замков построены дворец Понизовкиных в Ярославской области, замок Попова на Украине, Шереметевский замок в республике Марий Эл, дворец принцессы Ольденбургской в Воронежской области и Майендорф в Подмосковье.

2. По легенде готический замок во Владимирской области был построен «на спор». Храповицкий во время путешествия по Франции заключил пари, что выстроит в России замок, который ни в чем не будет уступать европейским аналогам.

3. Часто встречающаяся в интерьерах замка лилия - символ рода Храповицких. Он означает что их фамилия принадлежит к известному польскому гербу Гоздава.

4. Муромцевский храм строился в то время, когда в Гусь-Хрустальном украшался Георгиевский собор. Этим обусловлены сходства в архитектуре и иконописи. Роспись и иконы для церкви в Муромцеве выполнили одни и те же мастера - ученики Васнецова.

5. Дом, имеющий довольно экзотический вид для этой местности, удивлял также нововведениями, еще очень редкими в те времена. В имении была построена телеграфная станция, установлен телефон, проведены водопровод, канализация и электричество.

Фото 11.

6. Интерьер каждой из 80-ти комнат дворца был решен по-особому - как во дворцах Петербурга были янтарная, зеркальная, голубая и малахитовая комнаты.

7. Парк в Муромцево - связующая часть архитектурной композиции. Работали над ним самые лучшие устроители парков - Куфельт и Энке. Парк был разбит на три зоны - итальянскую, французскую и английскую. Были там водные каскады и фонтаны, оранжереи и площадки для игр, аллеи, поляны и пруды.

8. Известно, что Храповицкий разводил собак. Существует легенда о «Собачьей горке» - кладбище для питомцев, которое якобы располагалось рядом с главным дворцом. Говорят, что для собак хозяин заказывал специальные мемориальные плиты.

9. Из садов и оранжерей талантливый предприниматель Храповицкий тоже извлекал доход. Экзотическими фруктами - персиками, абрикосами, французскими сливами - обеспечивалось не только имение. Их было столько, что часть урожая отправлялась в Москву.

10. Храповицкие очень многое делали для своих людей. Для них строили дома, мастерские и бесплатные школы. В музыкальной школе на Бору деревенских мальчиков обучали игре на смычковых и духовых инструментах и хоровому пению. Из школы выпускались настоящие профессионалы, ведь Храповицкий нанимал только лучших учителей, закупал качественные инструменты и ноты. Оркестр Храповицкого был известен за пределами имения - во Владимире, Москве, Санкт-Петербурге.

Фото 12.

Как проехать:

От Москвы 169 км по трасе М7 «Волга» –
– не доезжая Владимира (перед Юрьевцем), поворот направо (на Н. Новгород, Муром, Гусь-Хрустальный) –
– через 18 км по указателям направо на Муром (дорога P-72) –
– примерно через 25 км, указатель на г. Судогда (направо) –
– проехать почти через весь город –
– переехать речку Судогда –
– мимо автостанции (справа) –
– мимо вертикальной надписи «Красный Химик» –
– примерно через 300-500м, направо перпендикулярно ул. Буденного –
– по ней до конца города –
– далее справа футбольное поле –
– далее въезд в Муромцево.

Через некоторое время прямо видны ворота в усадебный парк, справа от парка и чуть впереди — здание конюшни.

К усадьбе можно пройти через парк, а можно проехать левее, огибая парк, мимо подъезда к храму Святой мученицы царицы Александры, и въехать чуть дальше, повернув направо под надписью «Лесной техникум» (слева через дорогу магазин «Продукты»), и подъехать прямо к главному усадебному дому.

У местных жителей Судогды и Муромцева, лучше спрашивать, где находится Лесной техникум, или где «замок». (Вопрос: «где находится усадьба Храповицкого» — может остаться без ответа.)

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Усадьба или замок Храповицкого в Муромцеве - редкая для средней полосы России по своему архитектурному решению дворянская усадьба, выстроенная в конце XIX века архитектором Петром Бойцовым для полковника лейб-гвардии Владимира Храповицкого. Усадьба находится в Судогдском районе Владимирской области. Всего комплекс усадьбы насчитывает 72 постройки из которых 20 входят в число памятников культурного наследия. В настоящее время усадьба находится в полуразрушенном состоянии, рассматривается вопрос о её реконструкции.

История усадьбы в Муромцево

Усадьба появилась в 1884-1889 годах на основе заказа графа В.С. Храповицкого и была выполнена на основе специального проекта П.С. Бойцова - известного московского архитектора.

Существует легенда, согласно которой в начале 1880-х гг Храповицкий разъезжал по Франции и восхищался её достопримечательностями. Средневековые замки настолько поразили его своей красотой и сдержанностью, что он поделился своими эмоциями с французскими друзьями. Французы сослались на то, что в России подобного нету. Тогда Храповицкий заключил с ними пари о том, что он выстроит такой же замок в своих владениях в России. Через несколько лет французы были приглашены на смотрины замка и были настолько удивлены и признали, что замок действительно соответсвует заключенному пари. На это Храповицкий ответил, что это всего лишь его конный двор и повёл их к своему прекрасному изящному готическому дворцу.

Оказалось, что все постройки усадьбы - конюшня, дом управляющего, главный дом, гостевой дом, купальня, летний театр, охотничий дом были выстроены в одном стиле. Вокруг владений Храповицкого в Муромцеве перед непосредственно замком располагался прекрасный парк с редкими породами деревьев и водным каскадом.

Судьба замка после революции

После революции граф эмигрировал с женой во Францию, а усадьбу отошла советским властям. Всю оставшуюся жизнь он прожил в доме престарелых, находящимся в небольшом городе на побережье Средиземного моря.

В советское время усадьба была национализирована и в главном здании усадьбы разместился лесной институт, преобразованный вскоре в лесной техникум, а остальные здания занял леспромхоз. Возможно только благодаря этому здания усадьбы дошли до нас в относительно неплохом состоянии. Часть ценностией из усадьбы были вывезены в 20-х годах в музеи, часть подверглась расхищению. Приходили в негодность и остальные постройки усадьбы, от всех 40 гектаров усадьбы сохранились только 8.

В 70е годые планировалась реконструкция усадьбы, однако она так и не была начата. В 1977 году лесной техникум переехал в новое здание, а замок забросили. После двух пожаров в главном здании усадьбы от внутреннего убранства ничего не осталось. В таком полуразрушенном виде здание дошло до наших дней. Из действующих зданий осталась только церковь, которая была безвозмездно передана РПЦ в 1992 году.

Восстановление усадьбы Храповицкого

Только в 2014 году было принято решения о восстановлении замка Храповицкого: культурный памятник передали в руки Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Сейчас территория усадьбы находится под постоянной охраной,а дворец окружён заборомс камерами видеонаблюдения.

В 2015 году в замок (главный дом) попасть можно только с экскурсией, однако смотреть там особо нечего.

Железная дорога к усадьбе

В 1889—1895 годах по проекту П. С. Бойцова близ имения Храповицкого были построены: деревянное здание железнодорожной станции Храповицкая , дом станционного смотрителя, станционный лабаз, здание почты с телеграфом, школа, магазин и баня, а также уложен путь длиной 41 километр от села Муромцево до станции Волосатая Муромской железной дороги. В 2000х годах станцию Храповицкая и железнодорожный путь до Судогды разобрали, как бесперспективные.

Как доехать до замка Храповицкого?

Усадьба находится В 40 км от города Владимира, в 4 км от города Судогда в посёлке Муромцево. С дороги можно наблюдать лишь конюшни или остальные здания усадьбы, замок же находится в парке.

На общественном транспорте из Нижнего Новгорода

Поездом или автобусом из Нижнего Новгорода в Владимир, а затем из Владимира на автобусе в Судогду. Из Судогда на местном автобусе или такси до Муромцева.

На автомобиле из Нижнего Новгорода

В Муромцево можно попасть двумя путями: через Владимир и Муром. Оба варианта хороши для попутного осмотра достопримечательностей во Владимире или Муроме.

Очередной выходной день.... Решаем прокатиться во Владимирскую губернию, в уездный городок Судогда. Точнее - в поселок Муромцево, который находится всего лишь в 3 км от центра уезда.

Что же мы там забыли? Точнее, чем знаменит этот поселок, ради которого мы решили пожертвовать своим выходным?

Если вы помните - на одном из каналов ТВ некоторое время тому назад проходил конкурс - лучшие достопримечательности России. В одной из таких программ мы увидели, как жители Владимирской области пытались "делегировать" на него полуразрушенную усадьбу, которая в свою бытность превосходила по своей архитектуре знаменитые французские замки....

В показанном сюжете высказывались опасения, что если этому месту в ближайшее годы государство (или спонсоры) не окажут должного внимания, то для следующих поколений это былое великолепие будет безвозвратно утеряно...

Поэтому мы решили - пока не поздно воочию посмотреть на знаменитую усадьбу...

Заведя в навигатор населенный пункт Муромцево, мы без проблем миновали Судогду и быстро добрались до поселка...

Для тех, кто пожелает повторить маршрут - приводим ориентир, благодаря которому вы без проблем доберетесь до усадьбы....

Итак, вы по главной дороге едите по Муромцеву (из Судогды). Справа будет зелененький продуктовый магазинчик "Смак" (Продукты у Юлии), а за ним - синие металлические ворота.... Вам туда. Въезжаете в ворота, метров через 50 поворачиваете направо и сразу же налево....

Еще метров 30 -50 (правда дорога будет уже без асфальтового покрытия) и вы у цели....

Перед главным зданием усадьбы есть место для парковки машин, а у входа вы увидите группу местных ребят....

Они всегда рады появлению иногородних путешественников и любезно предложат вам свои услуги в качестве гида по их родным достопримечательностям... При вопросе о стоимости их услуг вы получите расплывчатый ответ: "Сколько сами решите дать". Мы решили воспользоваться данным местным сервисом (кстати и вам советуем), и потом не пожалели об этом, т.к. самостоятельно сложно разобраться и найти все фрагменты усадьбы в заросшем "парке".... К чести "гида" - он весьма хорошо разбирался в нюансах своей темы и в течении часа-полутора, рассказывал и показывал нам все, что связано с Храповицким в его поселке....

Ребята начинают свой рассказ с небольшого вступления о том, кто такой хозяин усадьбы и потом приглашают вас осмотреть замок изнутри....

Мы поступим аналогично....

17 век... село Муромцево принадлежит роду Хоненевых...

19 век... тайный советник Иван Семенович Храповицкий венчается с Екатериной Александровной Хоненевой и поместье переходит в руки нового хозяина... А дальше все просто. После смерти советника земли с имением по наследству переходят полковнику лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка Семену Ивановичу Храповицкому, а в 1884 году - ротмистру того же полка - Владимиру Семеновичу, с именем которого и связаны масштабные работы по глобальной реконструкции и строительству знаменитой усадьбы...

Надо сказать, что В. Храповицкому Муромцево досталось в печальном состоянии, но новый собственник, имея предпринимательский талант и стабильный ежегодный доход (по некоторым данным - свыше 200 тысяч рублей в год), засучив рукава и перенаправив денежные потоки, берется за реконструкцию имения...

Говорят, что поводом к этому послужил банальный спор Храповицкого с французскими друзьями, в ходе которого русский офицер заявил о том, что ему удастся построить в своем имении замок не уступающий лучшим луарским экземплярам.

Правда это или нет, но в 1884 году под руководством архитектора П.С. Бойцова в Муромцево начинается строительство дворца...

Параллельно ведутся работы по разбивке парка, строительству гидротехнических сооружений, в результате которых появился каскад шикарных прудов. Возводятся конный двор, каретник, пристань, псарня, птичник. Появляются железнодорожная станция Храповицкая (для этого специально был уложен 41 км железнодорожного полотна), почта, телеграф, баня, школа и т.д. Фактически в те времена строился полностью населенный пункт...

В аллеях парка граф провел электрическое освещение, установил венскую мебель и расставил многочисленные скульптуры. Высадил редкие деревья и цветы. Построил оранжереи (говорят, что Храповицкий круглый год поставлял в столицу персики, сливы....). За парком присматривали самые известные садовники той эпохи...

К 1911 году строительство грандиозной усадьбы было наконец-то завершено.... Она насчитывала 72 различных постройки, которые составляли единый ансамбль дворцово-паркового комплекса. Те, кому посчастливилось побывать в усадьбе, расположенной в глухих муромских лесах, называли ее "царскою", поставив ее в один ряд с Петергофом и Версалем...

Графу пришлось недолго наслаждаться своим "Версалем"... Наступил 1917 год... Наблюдая за активными действиями новой власти в отношении известных поместий, Храповицкий сам описывает свое имущество и по описи передает его новых хозяевам жизни... Но глубоко заблуждался, когда считал, что данный его поступок воспрепятствует разграблению поместья.... (Вскоре в каждом доме Муромцева можно было встретить вещи из замка... Приватизация по-советски...). Графу же ничего не остается, как остаток жизни провести любуясь шедеврами французской архитектуры...

В 1921 году в замке появляется лесной институт, преобразованный позднее в лесной техникум. В годы Великой Отечественной войны в нем располагался госпиталь. В 1977 году техникум перебирается в современное здание эпохи соц. реализма и для замка наступают черные времена: местные жители растаскивают все, что еще можно оторвать, отломать и т.д., и т.п. Потом пара пожаров и от замка мало что осталось....

Вот эти остатки мы сейчас с вами и осматриваем....

Итак, в сопровождении нашего гида через открытый проем попадаем внутрь замка...

и начинаем осмотр его помещений (точнее того, что от них осталось)...

Гид уверенно ведет по замку, рассказывая что находилось в том или ином месте во времена Храповицкого...

В полу полно всяких проемов, провалов, раскопов и т.д. Так что не забывайте смотреть под ноги...

Очередная комната... Когда-то здесь был симпатичный камин....

Заглянем в этот проем....

и мы уже в другой комнате... По остаткам лепнины видно, что когда-то здесь размещались какие-то картины....

Следующий зал.... Гид говорит, что здесь был "рыцарский зал", в котором проводились настоящие рыцарские турниры, а гости сверху наблюдали за происходящем....

Остатки очередного камина налицо...

В замке очень много мест, в которых размещался фамильный герб Храповицкого.....

А вот так возможно это выглядело в 1911 году...

Еще одна комната с камином.... По словам гида - здесь был личный кабинет графа, в который запрещалось входить всем кроме него. Этот камин топили всего два раза. Причина - в помещении находилась очень ценная икона и Храповицкий был обеспокоен вопросом ее сохранности.... Отсюда же граф мог посетить свою любимую псарню, в которой было 36 собак....

Нам повезло. Нашли фрагменты настоящей плитки тех времен.... Ее осталось совсем немного - так что спешите посетить замок. Возможно и ее в ближайшее время кто-нибудь прихватизирует...

О том, что эта плитка тех времен - говорят вот эти надписи.... Вся плитка была привезена из Германии и ее обратная сторона была соответствующим образом помечена....

А это еще те дубовые перекрытия.....

Из рассказа гида узнаем, что в замке было несколько подземных ходов (сделаны они были для эвакуации детей в экстренных случаях) . Перед нами - один из них....

Остатки былой роскоши.... Роспись стены, сохранившаяся с времен постройки....

Одна из немногих сохранившихся мраморных лестниц замка.... По ней можно подняться на верхние этажи....

Межэтажные перекрытия во многих местах отсутствуют, поэтому сложно прогуляться по этажам... Можно лишь заглянуть в "дверной проем"...

Из рассказа гида узнаем, что пол верхнего этажа замка в этом месте был выполнен из хрусталя....

А из этого окна хорошо просматривается одна из башен замка....

Поднимаемся выше...

На фоне техникумовской окраски лестничного проема хорошо проглядываются элементы современного народного творчества....

Все выше и выше....

Если вы любите острые ощущения - вам будут доступны и другие помещения замка, в которые можно попасть либо по старым деревянным настилам, либо аккуратно протиснуться по узкому карнизу....

Мы посчитали, что нам вполне хватило впечатлений от увиденного и решили продолжить осмотр усадьбы снаружи....

Для начала - обходим замок.....

А вот в этом месте когда-то был центральный вход....

За деревом - остатки псарни и заложенные кирпичом выходы к ней. Один из них ведет в кабинет графа....

Вокруг замка полно остатков фундамента от различных пристроек.....

Гид ведет нас в "парк"... Во времена Храповицкого дворцово-парковый комплекс занимал площадь свыше 40 га. В настоящее время, за счет массовых построек частных домов, территория сузилась до 8 га.... Сегодня на территории комплекса, которая оказывается Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20.02.1995 охраняется государством как памятник архитектуры и объект культурного наследия федерального значения, можно встретить дома и служителей культа, и других "приближенных особ", а некоторые памятники архитектуры просто отданы под коммуналки....

Итак мы в парке. Перед нами - дерево, в которое когда-то ударила молния, после чего его крона поменялась кардинальным образом....

Недалеко от этого места нам показывают шесть пробковых деревьев, которые сохранились от бывшего хозяина.... Бедные деревья. Точнее то, что от них осталось.... Каждому посетителю предлагается на память отщипнуть кусочек коры.... Некоторые из этой шестерки не выдержали туристической нагрузки и завяли на корню.... А это - самое крепкое из них. На нем кора еще пока есть....

Из-за густых деревьев появляется церковь....

Оказывается это храм Св. м. царицы Александры....

Оказывается храм был построен на средства В.С. Храповицкого в 1899 году.... Как следует из информационного листка, размещенного перед входом в церковь, в росписи храма принимали участие мастера школы В.М. Васнецова. Вся церковная утварь была изготовлена на фабрике "Фаберже"... В храме был 3-х ярусный иконостас, на котором размещались многочисленные иконы, а на одноярусной колокольне располагалось 9 колоколов, самый большой из которых весил 121 пуд...

Отсюда же мы узнаем, что оказывается сам Храповицкий В.С. был награжден орденами Св. Владимира и Св. Станислава 3-ей степени. Граф занимался большой благотворительной деятельностью: на его средства были построены общеобразовательные школы в трех деревнях; столярная мастерская и музыкальная школа в Муромцево, а также больница со стационаром в с. Ликино....

Кроме этого, В.С. Храповицкий был предводителем Владимирского дворянства и вплотную занимался вопросами электрификации. При нем был электрифицирован Владимир, а в Муромцево была построена электростанция... (При реставрации храма были обнаружены старинные электролампы...)

"Революция прервала кипучую деятельность и планы Храповицкого на благо уезда и отечества"....

Здесь же есть и информация о судьбе храма. В 1922 году он был закрыт и разграблен. Все ценности (и не только они) исчезли.... В помещении организовали совхозный склад. После войны - склад горюче-смазочных материалов.... Только в 1996 году храм стал использоваться по своему прямому назначению....

Если внимательно приглядеться - видно, что правая сторона храма, точнее его крыша - новодел....

Перед храмом расположена красивая клумба, выполненная в виде креста...

Ну а мы покидаем церковь

и направляемся в сторону гидротехнических сооружений....

Перед нами - нижний пруд (как рассказывает гид, когда-то в нем местные жители даже купались. Но оказывается по дну пруда проложен местный коллектор, который в один момент лопнул и все "прелести" Муромцево оказались в пруду...)

а это - верхний, основной (на его берегу проходят все основные мероприятия местного масштаба)....

Система водоотведения, на первый взгляд несложная - на краю верхнего пруда виднеется большая труба, по которой излишки воды перекачиваются в нижний ярус....

Очередная постройка графских времен. Гид сообщил, что в то время это была сушилка для шишек. Сегодня это помещение кем-то сдается для проведения местных банкетов и т.п......

Тут же, на берегу, памятник современного деревянного зодчества....

Сквозь листву деревьев просматриваются высокие башни замка....

Ну а мы, под руководством нашего гида, продолжаем осмотр территории...

Перед нами каретный двор. В его жилой части (где размещался обслуживающий персонал) сегодня большая коммунальная квартира....

А вот здесь когда-то был и сам "гараж для карет".... Две его стены сохранились и до наших дней....

Напротив каретного двора находится, точнее находилась конюшня....

Многие туристы, которые заезжают с другой стороны, и сегодня принимают конюшни за основное здание усадьбы....

Во времена Храповицкого было тоже самое.... Ради шутки он многих своих гостей сначала приводил к конюшне, и после их восторженных отзывов о "замке" - показывал им оригинал....

Рассмотреть ее фасад и центральный вход из-за сплошной стены деревьев проблематично, а вот сбоку - она вполне доступна....

Рядом с конюшней расположено помещение, в котором трапезничала прислуга графа.....

Сейчас здесь находятся какие-то детские кружки....

Побродив еще некоторое время по территории усадьбы, поговорив с гидом о современной жизни в Муромцево и поблагодарив его за интересную программу - возвращаемся к замку, у стен которого припаркована наша машина.

Что можно сказать по поводу увиденного? Могли бы иметь место, которым бы гордились (надо было лишь сохранить его). Сейчас же имеем очередной памятник вандализму и безрассудству, а также полного безразличия многих поколений власти имущих к своей стране....

Вообще-то для иностранцев можно организовать замечательную экскурсионную программу - "Развалины памятников архитектуры в России". Затраты минимальные, достопримечательностей полно (в любом уголке нашей необъятной страны можно встретить что-то подобное)....