Загадочная история дэна купера. История дэна купера

«После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю существования ФБР, 8 июля 2016 было принято решение перенаправить ресурсы, выделенные на дело Дэна Купера , чтобы сосредоточиться на других следственных задачах», — говорится в сообщении на сайте ФБР.

Как отмечается в заявлении ведомства, за 45 лет было обработано огромное количество различной оперативной информации, однако установить личность преступника так и не удалось.

История, которая по сей день привлекает внимание любителей тайн и загадок, началась в 1971 году, накануне Дня Благодарения.

Пассажир с бомбой в портфеле

24 ноября в аэропорту города Портленд в числе пассажиров рейса компании Northwest Airlines на борт поднялся мужчина, зарегистрировавшийся как Дэн Б. Купер.

В салоне он занял место 18С, и вскоре после взлета передал записку молодой стюардессе Флоренции Шафнер. Девушка, подумав, что мужчина решил с ней познакомиться, положила записку в карман, однако пассажир сказал: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».

В записке говорилось: «У меня бомба в портфеле. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолёт угнан».

Записка также содержала требования о предоставлении 200 000 долларов в двадцатидолларовых непомеченных купюрах и двух наборов парашютов.

Чтобы доказать серьезность счвоих намерений, Дэн Б. Купер приоткрыл свой портфель, в котором стюардесса увидела красные цилиндры, большую батарею и провода, которые убедили её в том, что бомба настоящая.

200 000 долларов и парашюты впридачу

Власти ради спасения жизней пассажиров и членов экипажа решили выполнить требования захватчика.

Самолёт сел в международном аэропорту Сиэтл-Такома, недалеко от Сиэтла, штат Вашингтон.

Служащий доставил 200 000 долларов и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и стюардессу Шафнер . Пилот, вторая стюардесса, второй пилот и бортинженер остались на борту.

Попытки переговоров с Купером успеха не возымели. Агенты спецслужб находились в недоумении, пытаясь понять — для чего угонщик запросил два комплекта парашютов и может ли у него быть сообщник на борту. Кроме того, никто никогда в истории еще не пытался выпрыгнуть с парашютом из угнанного пассажирского авиалайнера.

Задержать Купера во время посадки в Сиэтле так и не удалось. После дозаправки самолет взлетел и взял курс на Мексику. Затем Купер приказал второй стюардессе, остававшейся в салоне, идти в кабину экипажа и находиться там.

Прыгнул и исчез

Спустя некоторое время экипаж по показаниям приборов обнаружил, что Купер открыл хвостовую дверь самолета. Угонщик прыгнул с парашютом и пропал навсегда.

Предполагается, что прыжок был совершен над юго-западной частью штата Вашингтон. В то время как Купер выпрыгнул, самолёт проходил через зону сильного шторма, отгороженный от любых источников света с земли покровом облаков. Отследить парашютиста не удалось.

«Боинг» благополучно вернулся в аэропорт Сиэтл-Такома. Агенты ФБР, осмотревшие самолет, не нашли никаких улик, которые могли бы позволить установить личность преступника.

Поиск в предполагаемом районе приземления также ничего не дал. В руках полиции оказался лишь фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа.

Фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа. Фото: Reuters

Через три недели после угона самолёта в редакцию газеты «Лос-Анджелес Таймс» пришло письмо. В нём было написано следующее:

«Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Деньги в реке как доказательство смерти

Считается, что данное письмо было написано не самим Купером, а неким шутником. Впрочем, установить шутника также не удалось.

По основной версии спецслужб, Дэн Б. Купер не пережил прыжка, разбившись при приземлении. В 1980 году отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Проверка показала, что эти деньги действительно являются частью выкупа, выданного угонщику.

На сегодняшний день эти доллары — самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Останков господина Купера, равно как и каких-либо других следов, найти не удалось.

На сегодняшний день эти доллары — самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Фото: Reuters

Ремешок от гитары секрета не раскрыл

Пять лет тому назад, в 2011 году, некая Марла Уинн Купер передала ФБР кожаный ремешок от гитары, сделанный ее дядей. Госпожа Купер полагала, что ее дядя и является загадочным угонщиком «Боинга».

По ее словам, дядя, собиравшийся решить возникшие финансовые проблемы семьи, куда-то уехал в 1971 году накануне Дня Благодарения, а позже вернулся с многочисленными травмами. При этом он якобы признался своему брату, отцу Марлы Уинн, что совершил угон самолета.

Марла Уинн Купер рассказала, что своего дядю в последний раз видела в 1972 году, но он, по ее словам, благополучно прожил более четверти века, скончавшись в 1999 году.

Предоставленный женщиной ремешок, однако, оказался непригоден для исследования, так что подтвердить или опровергнуть новую версию так и не удалось.

За прошедшие 45 лет угонщик Купер превратился в США в культурный феномен. Его имя и история упоминаются во множестве книг, фильмов и сериалов. Авторы некоторых из них предлагают свои варианты разгадки тайны этого преступления.

Все это, однако, не имеет никакого отношения к реальности. Федеральное бюро расследований США решило, что дальше его агентам походить на персонажей «Секретных материалов» не к лицу. Загадка господина Купера окончательно отдана в руки энтузиастов-любителей. Возможно, им повезет больше.

— Как Вас зовут, сэр?
Дэн Купер, — отвечает мужчина и улыбается.

Немногочисленные пассажиры идут к трапу «Боинга 727−100».
— Добро пожаловать на борт авиакомпании Норфвест Ориент Эйрлайнс! — миловидная стюардесса встречает мужчину с небольшим кейсом. Она разглядывает билет и указывает на хвост самолёта.
— Спасибо. Вы очень любезны, — приподняв тёмные очки, он читает бэйдж на униформе, — мисс Шаффнер.

Трап убирается, а в салоне слышен голос капитана.
Уважаемые пассажиры! Прошу Вас пристегнуть ремни безопасности. Через десять минут мы совершим взлёт. Снаружи слышен нарастающий и вдруг затихающий вой турбин. Экипаж проводит контрольную проверку систем. Закрылки «Боинга» ходят вверх и вниз. Загорается кнопка вызова стюардессы.

— А, это тот мужчина в очках… Если ты не против, пойду я, — тихо говорит одна другой.
— Да, сэр?
— Мисс Шаффнер! Я буду Вам крайне благодарен за стаканчик бурбона с содовой!
— Конечно, сэр! Одну минутку! — Вновь нарастающий гул турбин медленно затихает. Капитан связывается с центром управления и просит разрешения на взлёт. Мисс Шаффнер возвращается с подносом.

— Пожалуйста, сэр!
— Благодарю мисс… О! Кстати, это для Вас! — Мужчина в костюме протягивает маленький листок бумаги. Стюардесса польщено улыбается. В её жизни такое случается часто. Часто мужчины оставляют номера своих телефонов, координаты, лишь бы она связалась с ними. Симпатичная и молодая мисс Шаффнер уже имеет целую коллекцию таких записок. Вот еще одна, очередная, для коллекции. Она кладёт записку в карман юбки и разворачивается, чтобы уйти…
— Однако лучше прочтите её, мисс! Я настаиваю!

Через мгновенье Шаффнер уже сидит рядом с мужчиной. Такое с ней происходит в первый раз. Записку никак нельзя назвать коллекционной. Мужчина открывает кейс и показывает ей некое устройство внутри, с разноцветными проводами и цилиндрами. Сделав глоток бурбона, вежливый незнакомец что-то тихо говорит стюардессе. Она встаёт и как-то растерянно идёт в сторону носа самолёта в пилотскую кабину. Капитан корабля связывается с центром управления.

— В Сиэтле ему нужны двести тысяч долларов, четыре парашюта и дозаправка! Центр, приём! Как поняли?
Прошло несколько минут, и турбины «Боинга» взревели сильным гулом вновь. Но на этот раз гул не прекратился. «Боинг» оторвался от взлётной полосы и вылетел в Сиэтл.

Самолёт долго кружил над городом, ожидая сигнала снизу. Когда местные власти, ФБР и полиция были готовы выполнить требования, экипаж посадил самолёт в аэропорту Сиэтла. Через стюардесс были переданы парашюты и портфель с деньгами. После окончания заправки террорист отпустил всех пассажиров и одну из стюардесс. На борту вместе с ним остались капитан Скотт, второй пилот, штурман и мисс Шаффнер. Убедившись, что парашюты и деньги в порядке, мужчина в очках снова поднимает «Боинг» в небо. Курс — Мехико.

Загорается кнопка вызова стюардессы. Она подходит к месту 18-С, где единственный пассажир изучает схему аварийного выхода.
— Не будете ли Вы так любезны, мисс, передать пилоту следующие указания: высота нашего полёта три тысячи метров, скорость не больше трёхсот двадцати, а закрылки мы держим под углом пятнадцать градусов. Я надеюсь, Вы запомнили… И, пожалуйста, мисс, не пытайтесь меня надуть! В моём кармане лежит альтиметр, а в кейсе бомба! Да, и ещё: я попрошу Вас, мисс Шаффнер, побыть с экипажем и ни в коем случае не покидать кабину пилота.

Когда капитан сбросил скорость и высоту, давление в салоне сильно изменилось, что свидетельствовало о разгерметизации. На приборной панели замигала лампочка открытого заднего трапа. Лётчики Вооружённых сил США, сопровождавшие рейс 305 от самого Сиэтла, не смогли заметить фигуру человека, спрыгнувшего из хвостовой части. Приходилось постоянно разворачиваться и возвращаться к медленно летящему пассажирскому самолёту. Не заметили они и раскрывшийся парашют. К тому времени, когда борт 305 приземлился в Рино, в самолёте не было ни мужчины, ни бомбы, ни денег.

Уже прошло более 35 лет, а люди в деловых костюмах, очках и с парашютами всё ещё выпрыгивают из самолётов. Ежегодный парашютный фестиваль собирает многих поклонников этого авантюриста-террориста. Да-да, он обзавёлся поклонниками. Дело в том, что его план, продуманный до мелочей, отлично сработал. Дело Купера до сих пор не закрыто. ФБР и полиция прочесали весь периметр леса — предположительное место его посадки, прочесали каждый дом близлежащих городов (возможно, он прятался там), прочесали каждый миллиметр «Боинга 727−100» на наличие улик, но напрасно. Его выдуманное имя — это всё, что есть у полиции. И он просто испарился.

Возможно, поэтому американцы так любят Купера. Поэтому его именем называют рестораны и клубы. Возможно, поэтому приключения мужчины в тёмных очках экранизировали. Поэтому он часто ассоциируется с американской мечтой. Дэн Купер — террорист с манерами джентльмена.

Грабитель-джентльмен Дэн Купер. Как выпрыгнуть из Boeing с $200 000 и оставить с носом ФБР

Дэн Купер без единого выстрела захватил пассажирский лайнер, потребовал выкуп, а получив его, бесследно исчез - человека больше никто никогда не видел. Эта загадка оказалась не по зубам ни полиции, ни ФБР, ни энтузиастам, которые вдохновились историей и до сих пор ищут Купера - видимо, не чтобы упрятать за решетку, а чтобы просто посмотреть на столь неординарную личность. Onliner.by вспоминает одно из самых удивительных преступлений прошлого века.

Записка и чемодан с бомбой

Все случилось 24 ноября 1971 года. На борт Boeing-727 американской авиакомпании Northwest Airlines поднялся мужчина примерно 35 лет в костюме, рубашке и галстуке. В билете на рейс из Портленда в Сиэтл сохранилось его имя - Дэн Купер. Спустя всего восемь минут после взлета он передал записку стюардессе.

Сперва та положила бумагу в карман: девушка подумала, что деловому человеку стало скучно и он захотел познакомиться. Но пассажир настоял на прочтении, и стюардесса раскрыла листок: в записке говорилось, что у Купера в портфеле бомба и при необходимости он ее активирует. Для убедительности мужчина приоткрыл чемодан, и стюардесса увидела некие цилиндры, соединенные красными проводами. Требования пассажира оказались довольно стандартными - $200 тысяч купюрами по $20, четыре парашюта (два основных и два запасных) и заправочная цистерна для самолета по прибытии в Сиэтл. Стюардессе ничего не оставалось, как отправиться к пилотам.

Командир воздушного судна связался с аэропортом в Сиэтле. Сегодня события определенно развивались бы по другому сценарию, но тогда, в 1971 году, ответственные лица поручили выполнить все требования захватчика. Как обычно, экипаж не сообщил пассажирам о происходящем, и те продолжали наслаждаться полетом. Возможно, дело в стокгольмском синдроме, но стюардесса позднее отзывалась о Купере только в лестных выражениях: захватчик был очень спокоен и вежлив, не повышал голоса, а при оплате заказанного бурбона оставил девушке сдачу.

Может показаться, что $200 тысяч не стоят такой авантюры. Но в пересчете на теперешние доллары эта сумма составляет приблизительно $1,2 миллиона. Также, возможно, Дэн посчитал, что запроси он больше, деньги отдали бы менее охотно, а силового сценария он совсем не предполагал. Пока мужчина пил бурбон, ФБР впопыхах снимало на микропленку все десять тысяч двадцаток.

Наконец самолет сел в аэропорту Сиэтла. Получив деньги и парашюты, Купер отпустил всех пассажиров и часть экипажа. Пока лайнер заправляли, захватчик посвятил пилотов в дальнейший план: курс на юго-восток на минимально возможной скорости и высоте, шасси должны быть выпущены, а в кабине отключен наддув, который необходимо активировать на высоте примерно 4 тысячи метров. Но самолет все равно должен был лететь ниже, а финальной точкой маршрута являлся международный аэропорт Рино-Тахо в Неваде.

Исчезновение

После дозаправки Boeing-727 поднялся в воздух, а вместе с ним - два истребителя F-106. Купер сказал экипажу сидеть в кабине и закрыть дверь, а сам вышел в пустой салон. С того момента мужчину никто не видел. Примерно через 20 минут после взлета на доске приборов загорелось предупреждение об открытии кормовой двери. В какой именно момент захватчик выпрыгнул из самолета, неизвестно. Солнце уже село (было около 20:00), погода испортилась, и следовавшие за лайнером истребители ничего не заметили.

Около десяти вечера самолет приземлился в аэропорту, и ФБР с полицейскими принялись обыскивать его. Следов практически не было, за исключением нескольких отпечатков пальцев: Дэн забрал с собой все, включая чемодан, но оставил галстук - видимо, чтобы не мешал во время прыжка. О дальнейших событиях есть несколько версий. Полиция исследовала местность, где мог приземлиться Купер, но ничего не нашла. К тому же конкретно неизвестно, когда был совершен прыжок, ведь пилоты знали только время открытия двери, а мужчина мог специально выпрыгнуть позже, чтобы сбить ФБР со следа. Федералы лишь составили несколько фотороботов, которые, по их мнению, с большой точностью передают внешность Дэна - и экипаж, и сидящие рядом пассажиры описывали человека со схожими чертами.

Поиски подозреваемых

Несмотря на публикацию фоторобота в крупных газетах и широкую огласку без преувеличения уникального преступления, никто не узнал в изображенном мужчине своего коллегу или родственника и не обратился в полицию (либо не стал этого делать). Лишь спустя несколько лет в СМИ написал Росс Ричардсон. Он якобы узнал в Дэне Купере менеджера магазина Роберта Лепси. Тот бесследно исчез за два года до инцидента с Boeing и по настоящее время не найден. Ричардсон уверен, что сходство пропавшего мужчины с Купером очень сильное. Правда, теория основывается лишь на внешнем сходстве. У Роберта Лепси была семья, обычная работа - не похоже, что такой человек мог решиться на опаснейшее криминальное дело.

Специалисты были уверены, что Купер сам по себе парень не промах: в его действиях не было хаоса, прыжок с парашютом явно намекал на военное прошлое, к тому же мужчина знал элементы управления самолетом - например, как добраться до двери в корме судна и где находится кнопка открытия. Есть и еще одна деталь. Во время полета Дэн точно опознал местность, над которой в тот момент летел лайнер, - город Такома. Также он упомянул, что в 20 минутах езды от местного аэропорта расположена военно-воздушная база - вряд ли гражданский человек знал бы об этом.

Под описание подходил Роберт Ракстро - военный летчик и ветеран Вьетнама. За несколько месяцев до захвата самолета он был уволен из армии за то, что солгал о своих медалях, воинском звании и образовании. Сотрудники ФБР заинтересовались этим человеком, но доказательств как таковых не было. Тем не менее Роберта называют похожим на Дэна Купера: телосложение, цвет волос, кожи и глаз, небольшие залысины. Также на Ракстро указал один из пассажиров того рейса - однако сделал он это спустя 44 года после происшествия, что ставит под сомнение точность эксперимента.

Ракстро жив и поныне: энтузиасты и бывшие агенты ФБР, для которых поимка захватчика самолета стала чем-то вроде смысла жизни, не раз допытывались, правда ли перед ними стоит Дэн Купер. Старик все время отвечал нехотя и уклончиво - возможно, его просто достали с расспросами, а возможно, боялся сказать лишнее. При этом он обмолвился : «Думаю, Купер мертв. Но умер он не во время прыжка. Нас учили прыгать через деревья и все такое» . Также Роберт сказал, что у следователей есть лишь «частицы правды». Непонятно, что именно он имел в виду. На фансайте, посвященном загадочному делу, убеждены, что именно Ракстро и есть Дэн Купер.

Любопытна еще одна история - 7 апреля 1972 года Ричард МакКой (тоже с военным прошлым) по схожему сценарию захватил такой же Boeing-727. Он угрожал экипажу пистолетом и грозился активировать гранату, если ему не передадут парашют и сумку с $500 тысячами. Когда самолет взлетел, МакКой выпрыгнул с деньгами через заднюю дверь лайнера. Правда, его арестовали уже спустя два дня. Ричарда приговорили к 45 годам заключения, но парень оказался не из простых: в 1974 году он сбежал из тюрьмы. Однако дома его поджидали агенты ФБР. Началась перестрелка, в которой МакКоя убили. Был ли это настоящий Дэн Купер, неизвестно, однако первый захватчик практически не оставил улик, в то время как второй быстро попался.

По одной из версий Купер вообще разбился при приземлении.

В 1995 году вдова ветерана Второй мировой Дуэйна Вебера заявила, что перед смертью ее муж сказал: «Я Дэн Купер». Она не поняла, о ком идет речь, но решила выяснить. Позднее женщина вспоминала, что Дуэйн как-то обмолвился о старой травме колена, которую получил во время прыжка из самолета. Сотрудники ФБР решили сравнить образцы ДНК с галстуком Купера, но они не совпали . Видимо, Вебер напоследок пошутил.

Новые улики

Также были другие подозреваемые - почти все военные, кем с большой долей вероятности и являлся Дэн Купер. Но конкретных доказательств, с точностью указывающих на определенного человека, нет. По одной из версий Купер вообще разбился при приземлении. В пользу этой теории говорят найденные рыбаками в 1980 году на берегу реки Колумбия несколько пачек 20-долларовых купюр. Специалисты установили: банкноты относятся к тем, что были переданы захватчику. Однако недавно выяснилось , что удалось обнаружить остатки парашюта Дэна Купера. Тела поблизости не оказалось, что может указывать на удачное приземление.

Интересная информация поступила от ученых из Citizen Sleuths, которые ведут независимое расследование дела. Они провели химический анализ галстука, который оставил Дэн Купер. Оказалось, что на аксессуаре есть следы редких металлов - сульфида стронция и церия, а также титана. Обычно они встречаются в металлургической и химической промышленностях. Возникло предположение, что Дэн был инженером проекта сверхзвукового пассажирского лайнера Boeing-2707. Программу финансирования свернули как раз в 1971 году. На таком производстве встречались все три найденных на галстуке вида металла. Заодно этой гипотезой можно объяснить знание особенностей Boeing-727.

Преступление Купера считается единственным нераскрытым делом об угоне воздушного судна. В 2016 году ФБР прекратило расследование, окончательно зайдя в тупик. Вероятно, мы так и не узнаем, кем был Дэн Купер. С тех пор случались и другие попытки захвата самолетов с самыми разными целями и требованиями: одни заканчивались успешно, другие - трагично. Но столь изящного угона, пожалуй, больше не было.

Федеральное бюро расследований прекратило работу по одному из самых загадочнных дел в своей истории - об угоне «Боинга», совершенного 24 ноября 1971 года.

«После одного из самых долгих и тщательных расследований за всю историю существования ФБР, 8 июля 2016 было принято решение перенаправить ресурсы, выделенные на дело Дэна Купера, чтобы сосредоточиться на других следственных задачах», - говорится в сообщении на сайте ФБР.

Как отмечается в заявлении ведомства, за 45 лет было обработано огромное количество различной оперативной информации, однако установить личность преступника так и не удалось.

История, которая по сей день привлекает внимание любителей тайн и загадок, началась в 1971 году, накануне Дня Благодарения.

Пассажир с бомбой в портфеле

24 ноября в аэропорту города Портленд в числе пассажиров рейса компании Northwest Airlines на борт поднялся мужчина, зарегистрировавшийся как Дэн Б. Купер.

В салоне он занял место 18С, и вскоре после взлета передал записку молодой стюардессе Флоренции Шафнер. Девушка, подумав, что мужчина решил с ней познакомиться, положила записку в карман, однако пассажир сказал: «Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба».

В записке говорилось: «У меня бомба в портфеле. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолёт угнан».

Записка также содержала требования о предоставлении 200 000 долларов в двадцатидолларовых непомеченных купюрах и двух наборов парашютов.

Чтобы доказать серьезность счвоих намерений, Дэн Б. Купер приоткрыл свой портфель, в котором стюардесса увидела красные цилиндры, большую батарею и провода, которые убедили её в том, что бомба настоящая.

200 000 долларов и парашюты впридачу

Власти ради спасения жизней пассажиров и членов экипажа решили выполнить требования захватчика.




Самолёт сел в международном аэропорту Сиэтл-Такома, недалеко от Сиэтла, штат Вашингтон.

Служащий доставил 200 000 долларов и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и стюардессу Шафнер. Пилот, вторая стюардесса, второй пилот и бортинженер остались на борту.

Попытки переговоров с Купером успеха не возымели. Агенты спецслужб находились в недоумении, пытаясь понять - для чего угонщик запросил два комплекта парашютов и может ли у него быть сообщник на борту. Кроме того, никто никогда в истории еще не пытался выпрыгнуть с парашютом из угнанного пассажирского авиалайнера.

Задержать Купера во время посадки в Сиэтле так и не удалось. После дозаправки самолет взлетел и взял курс на Мексику. Затем Купер приказал второй стюардессе, остававшейся в салоне, идти в кабину экипажа и находиться там.

Прыгнул и исчез

Спустя некоторое время экипаж по показаниям приборов обнаружил, что Купер открыл хвостовую дверь самолета. Угонщик прыгнул с парашютом и пропал навсегда.

Предполагается, что прыжок был совершен над юго-западной частью штата Вашингтон. В то время как Купер выпрыгнул, самолёт проходил через зону сильного шторма, отгороженный от любых источников света с земли покровом облаков. Отследить парашютиста не удалось.

«Боинг» благополучно вернулся в аэропорт Сиэтл-Такома. Агенты ФБР, осмотревшие самолет, не нашли никаких улик, которые могли бы позволить установить личность преступника.

Поиск в предполагаемом районе приземления также ничего не дал. В руках полиции оказался лишь фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа.

Фоторобот угонщика, составленный со слов пассажиров и членов экипажа.

Через три недели после угона самолёта в редакцию газеты «Лос-Анджелес Таймс» пришло письмо. В нём было написано следующее:

«Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку» .

Деньги в реке как доказательство смерти

Считается, что данное письмо было написано не самим Купером, а неким шутником. Впрочем, установить шутника также не удалось.

По основной версии спецслужб, Дэн Б. Купер не пережил прыжка, разбившись при приземлении. В 1980 году отец и сын Гарольд и Брайан Ингрэмы нашли на берегу Колумбия-ривер, к северо-западу от Портленда, пачку старых, выцветших двадцатидолларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Проверка показала, что эти деньги действительно являются частью выкупа, выданного угонщику.

На сегодняшний день эти доллары - самое убедительно доказательство того, что угонщик, известный как Дэн Б. Купер, погиб. Останков господина Купера, равно как и каких-либо других следов, найти не удалось.

Ремешок от гитары секрета не раскрыл

Пять лет тому назад, в 2011 году, некая Марла Уинн Купер передала ФБР кожаный ремешок от гитары, сделанный ее дядей. Госпожа Купер полагала, что ее дядя и является загадочным угонщиком «Боинга».

По ее словам, дядя, собиравшийся решить возникшие финансовые проблемы семьи, куда-то уехал в 1971 году накануне Дня Благодарения, а позже вернулся с многочисленными травмами. При этом он якобы признался своему брату, отцу Марлы Уинн, что совершил угон самолета.

Марла Уинн Купер рассказала, что своего дядю в последний раз видела в 1972 году, но он, по ее словам, благополучно прожил более четверти века, скончавшись в 1999 году.

Предоставленный женщиной ремешок, однако, оказался непригоден для исследования, так что подтвердить или опровергнуть новую версию так и не удалось.

За прошедшие 45 лет угонщик Купер превратился в США в культурный феномен. Его имя и история упоминаются во множестве книг, фильмов и сериалов. Авторы некоторых из них предлагают свои варианты разгадки тайны этого преступления.

Все это, однако, не имеет никакого отношения к реальности. Федеральное бюро расследований США решило, что дальше его агентам походить на персонажей «Секретных материалов» не к лицу. Загадка господина Купера окончательно отдана в руки энтузиастов-любителей. Возможно, им повезет больше.





Метки:

) - место, где Д. Б. Купер выпрыгнул из самолёта

Координаты Авиакомпания Пункт вылета Остановки в пути Пункт назначения Рейс Бортовой номер Дата выпуска

Экипаж

Состав экипажа рейса NW305 был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) - 51-летний Уильям А. Скотт (англ. William A. Scott ). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании Northwest Airlines 20 лет.
  • Второй пилот - Уильям «Билл» Дж. Ратазак (англ. William «Bill» J. Rataczak ).
  • Бортинженер - Гарольд Е. Андерсон (англ. Harold E. Anderson ).

В салоне самолёта работали три стюардессы :

  • Элис Хэнкок (англ. Alice Hancock ) - старшая стюардесса,
  • Тина Муклоу (англ. Tina Mucklow ), 22 года.
  • Флоренс Шаффнер (англ. Florence Shaffner ), 23 года.

Хронология событий

Угон самолёта

В среду 24 ноября 1971 года, перед Днём благодарения в США, человек под именем Дэн Купер сел на борт авиалайнера Boeing 727-51 борт N467US. Он сел в конце самолёта на место 18C.

Через 8 минут после того, как самолёт вылетел из Портленда (в 14:50 ), Купер передал записку стюардессе Флоренс Шаффнер , которая сидела на откидном кресле, присоединённом к двери в хвостовой части самолёта. Она подумала, что Купер даёт ей свой номер телефона, поэтому положила записку себе в карман . Но он наклонился ещё ближе и сказал: Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба . В конверте была записка со следующим содержанием: «У меня бомба в портфеле. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Ваш самолёт угнан » .

Записка содержала требования о предоставлении $ 200 000 в 20-долларовых непомеченных купюрах и двух наборов парашютов . В ней также содержались инструкции, как должны быть доставлены парашюты с деньгами на самолёт с угрозой взорвать его в случае несоблюдения требований . Было принято решение сотрудничать с Д. Б. Купером . Стюардесса должна была выяснить, настоящая ли бомба. Почувствовав это, он открыл портфель на мгновение, чтобы стюардесса смогла увидеть красные цилиндры, большую батарею и провода, которые убедили её в том, что бомба настоящая . Д. Б. Купер попросил передать пилотам, чтобы самолёт не приземлялся до того, как требования будут выполнены. Она вернулась обратно в кабину и передала «просьбу» пилотам .

Освобождение пассажиров в обмен на условия

В 17:24 УВД аэропорта Портленда передало, что требования Купера будут выполнены. Он разрешил пилотам посадить самолёт в международном аэропорту Сиэтл/Такома в Сиэтле (штат Вашингтон). Рейс 305 приземлился в 17:39 . Затем Купер приказал пилотам рулить самолёт на отдалённую секцию гудронированного шоссе и погасить огни в кабине, чтобы снайперы не могли видеть происходящее в ней. Купер потребовал от УВД Сиэтла послать человека с деньгами и четырьмя парашютами к самолёту без сопровождения. Служащий доставил деньги и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и двух стюардесс - Элис Хэнкок и Флоренс Шаффнер. КВС, второй пилот, бортинженер и стюардесса Тина Муклоу не были отпущены .

В ФБР были озадачены планами Купера и его запросом на четыре парашюта. Также агенты были озадачены, был ли на борту его сообщник или парашюты были предназначены для членов экипажа, которые оставались на борту . До этого в истории никто ни разу не пытался прыгнуть с парашютом из угнанного коммерческого самолёта. В то время как самолёт находился на дозаправке, чиновник федерального управления гражданской авиации, который хотел объяснить Куперу последствия воздушного пиратства, подошёл к двери самолёта и спросил разрешение Купера зайти на борт самолёта. Тот мгновенно отклонил запрос чиновника . Угонщик подозрительно отнёсся к дозаправке, она всё ещё не была закончена, хотя прошло уже 15 минут . Он выступил с угрозами взорвать самолёт, из-за чего команда заправщиков оперативно попыталась ускорить, а затем завершила процесс дозаправки.

Обратно в небеса, прыжок


После дозаправки, тщательной проверки выкупа и парашютов, переговоров и оценки планов полёта Купер разрешил пилотам взлететь примерно в 19:40. Во время взлёта Купер попросил стюардессу Тину Муклоу, которая до этого сидела с ним, идти в кабину и оставаться там. Спустя некоторое время в кабине экипаж заметил вспышку индикатора о том, что Купер попытался открыть дверь. Экипаж начал замечать изменения давления воздуха в кабине . Купер открыл хвостовую дверь и выпрыгнул из самолёта. С этого момента его больше никто не видел .

ФБР полагает, что его прыжок был совершён в 20:13 над юго-западной частью штата Вашингтон, потому что трап хвостовой части в это время отклонился, скорее всего, под весом Купера. В то время как Купер выпрыгнул, самолёт проходил через зону сильной грозы, отгороженный от любых источников света с земли покровом облаков . Вследствие плохой видимости прыжок не был замечен истребителями F-106 ВВС США , сопровождавшими самолёт .

Предполагалось, что он приземлился на юго-востоке, около озера Мервин, в 48 километрах севернее Портленда в штате Орегон (45°57′ с. ш. 122°39′ з. д.  /  45.950° с. ш. 122.650° з. д.  / 45.950; -122.650 (G) (Я) ) . Через 2,5 часа после вылета из Сиэтла, примерно в 22:15 , рейс NW305 благополучно приземлился в Рино (штат Невада) с опущенным задним трапом. Аэропорт и взлётная полоса были окружены агентами ФБР и местной полицией. После связи с пилотами было установлено, что Купер исчез. Агенты ФБР поднялись на борт самолёта, чтобы найти хоть какую-то оставленную улику. Они восстановили несколько отпечатков пальцев и нашли два из четырёх парашютов . Тщательное прочесывание местности, где предположительно должен был приземлиться Купер, не дало результатов. Купер найден не был, равно как и его портфель с бомбой, деньги и два других парашюта. Люди, с которыми Купер взаимодействовал на борту самолёта и на земле, были допрошены для составления фоторобота.

По состоянию на 2009 год, ФБР утверждает, что рисунок представляет собой точное подобие Купера, потому что многие лица, опрошенные одновременно в разных местах, дали практически идентичные описания .

Варианты дальнейшей судьбы угонщика

Я вовсе не современный Робин Гуд . К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку .

Однако многие сомневались, что письмо было написано действительно Купером, а не каким-то шутником, считая, что Купер погиб при прыжке, упав в реку.

В 1980 году отец и сын Гарольд (англ. Harold Ingram ) и Брайан Ингрэмы (англ. Brian Ingram ) нашли на берегу реки Колумбия-ривер к северо-западу от Портленда пачку старых выцветших 20-долларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Всего они нашли $ 6000.

Эксперты сверили их серийные номера с номерами банкнот, выданных Куперу, и подтвердили, что это часть добычи Купера. Для многих это послужило доказательством того, что Купер действительно погиб.

Последствия

Вопросы безопасности

После случая с Д. Б. Купером все самолёты Boeing 727 были снабжены несложным устройством, которое, отклоняясь под действием набегающего потока воздуха, во время полёта препятствует открытию выхода в хвостовой части . Это устройство получило название «лопатка Купера».

Дальнейшая судьба самолёта

Boeing 727-51 борт N467US после захвата продолжил эксплуатироваться авиакомпанией Northwest Airlines. 6 июня 1978 года с б/н N838N был куплен авиакомпанией Piedmont Airlines , от которой сдавался в лизинг авиакомпаниям «United Technologies » (с 1 декабря 1982 года по 1 мая 1983 года), «Flight Dynamics » (с 1 мая 1983 года по сентябрь 1984 года) и Key Airlines (с сентября 1984 года по май 1985 года). В мае 1985 года был списан и разделан на металлолом.

Д. Б. Купер в массовой культуре

Напишите отзыв о статье "Купер, Ди Би"

Примечания

Комментарии

Источники

  1. (англ.) . United States Department of Labor Bureau of Labor Statistics . Проверено 26 декабря 2007. .
  2. Skolnik, Sam . (англ.) , Seattle Post-Intelligencer (22 November 2001). Проверено 9 января 2008.
  3. Gray, Geoffrey . (англ.) , New York (22 October 2007). Проверено 28 января 2008.
  4. Bragg Lynn E. Myths and Mysteries of Washington. - Guilford , Connecticut : Globe Pequot, 2005. - P. 2. - ISBN 0-7627-3427-2 .
  5. Steven, Richard . When D.B. Cooper Dropped From Sky: Where did the daring, mysterious skyjacker go? Twenty-five years later, the search is still on for even a trace (англ.) , The Philadelphia Inquirer (24 November 1996), стр. A20. Проверено 2 января 2008.
  6. Burkeman, Oliver . (англ.) , The Guardian (1 December 2007). Проверено 2 января 2008.
  7. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 3 января 2008. .
  8. Bragg, p. 3.
  9. Gilmore, Susan . (англ.) , The Seattle Times (22 November 2001). Проверено 2 января 2008.
  10. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 3 января 2008. .
  11. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 3 января 2008. .
  12. Rothenberg David. The New Earth Reader: The Best of Terra Nova. - Cambridge , Massachusetts : MIT Press , 1999. - P. 4. - ISBN 0-262-18195-9 .
  13. Krajicek, David (англ.) . Crime Library . Проверено 9 января 2008. .
  14. Bragg, p. 4.
  15. (англ.) . FBI (31 December 2007). Проверено 5 февраля 2009. .
  16. Taylor, Michael . D.B. Cooper legend still up in air 25 years after leap, hijackers prompts strong feelings (англ.) , San Francisco Chronicle (24 November 1996). Проверено 9 января 2008.
  17. Cowan, James . (англ.) , National Post (3 January 2008). Проверено 9 января 2008.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Купер, Ди Би

– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.