«Монарх» бросил своих «подданных. В Британии обанкротилась «Monarch Airlines»: почувствуйте разницу с крахом ВИМ-Авиа

Управление гражданской авиации говорит, что предпринимает действия, чтобы вернуть в Британию 110000 человек, 750000 заявок на бронирование будущих рейсов отменены.

Проводится самое большое возвращение британцев на родину в мирное время после банкротства авиакомпании Monarch Ailines, когда домой должны быть перевезены 110000 клиентов компании на специальных чартерных рейсах, и еще 750000 клиентам было сообщено, что их заявки на бронирование отменены.

Объявление в 4 утра, что в дольше всех просуществовавшей британской авиакомпании введено внешнее управление, означало, что многие пассажиры прибыли в аэропорты в понедельник утром и обнаружили, что их рейсы отменены, а планы на отпуск рухнули. Некоторым сообщили об этом за несколько минут до посадки в самолеты.

Около 2100 сотрудникам авиакомпании Monarch грозит потеря работы. Администраторы и профсоюзы сказали, что они надеются, что многих могли бы взять к себе на работу другие авиакомпании, заинтересованные в покупке частей бизнеса Monarch.

Первые из более чем 700 рейсов по возвращению домой с Ибицы в рамках операции Управления гражданской авиации на 60 миллионов фунтов приземлились в понедельник в аэропорту Гэтвик с клиентами авиакомпании Monarch на борту. Управление зафрахтовало 34 самолета, включая у авиакомпаний EasyJet и Qatar Airways, для возвращения домой туристов из стран Европы. Управление сказало, что все клиенты, которые должны вернуться в Британию в следующие две недели – даже те, у кого нет финансово обеспеченных рейсов по схеме Atol (лицензия от Управления гражданской авиации, прим. перев. ) – будут возвращены домой без дополнительных расходов и им не нужно прерывать их отдых.

Глава Управления гражданской авиации Эндрю Хейнс сказал: “Свою работу прекратила крупнейшая авиакомпания Британии, поэтому правительство попросило УГА поддержать клиентов Monarch, находящихся в настоящее время за границей, чтобы они вернулись обратно в Британию в конце их отдыха без дополнительных расходов для них.

“Мы формируем незамедлительно и на период в две недели то, что фактически является одной из крупнейших авиакомпаний Британии для управления этой задачей. Мы просим клиентов отнестись к нам с пониманием, так как мы работаем круглые сутки, чтобы вернуть всех домой”.

Хейнс сказал, что УГА разрабатывало планы экстренных мероприятий в последние четыре с половиной недели, но получило “ясное указание”, что в авиакомпании Monarch будет введено внешнее управление, только в субботу поздно вечером.

Клиентов, которых затронуло банкротство компании, попросили обратиться на специальный веб-сайт monarch.caa.co.uk для получения рекомендаций и информации о рейсах обратно в Британию. УГА сказало, что пассажиров привезут домой на самолетах как можно ближе к их изначальным времени, датам и местам отдыха, но что некоторые накладки, срывы и задержки неизбежны.

Большинство должны лететь через испанские аэропорты, при этом 32000 человек должны вернуться на этой неделе из Испании и с испанских островов, включая более чем 6000 человек из Аликанте и Малаги, и почти 5300 человек из Пальма-де-Майорка и 4400 человек с Тенерифе. Почти 10000 человек будут привезены обратно к пятнице из Португалии, большинство – из Фару.

Но у пассажиров, которым только предстоит отправиться в путешествие, может оказаться больше трудностей. Хейнс сказал, что “очень неоднозначная ситуация” существует для 300000 неисполненных заявок на резервирование, что затрагивает в целом 750000 клиентов, которые должны вылететь из Британии в следующие недели и месяцы.

Он сказал, что около 50% пассажиров авиакомпании Monarch, как считается, имеют финансовое покрытие по схеме Atol, и Хейнс сказал, что большинство других должны получить возмещение расходов по их рейсам через банковские учреждения, предоставляющие кредитные и дебитовые карты. Однако у клиентов, которые зарезервировали проживание отдельно от перелетов, могут быть трудности с возвратом их других расходов на отдых, так как многие страховщики туристических поездок исключают банкротство авиакомпаний из своих условий страхового договора.

Комментируя эту “необычайную операцию”, министр транспорта Крис Грейлинг сказал: “Это весьма болезненная ситуация для британских туристов за границей – и моим главным приоритетом является помощь им в возвращении в Британию. Именно поэтому я распорядился провести крупнейшее в стране возвращение на родину в мирное время, чтобы привезти около 110000 пассажиров, которые бы иначе застряли за границей”.

“Никому не следует недооценивать размах этой проблемы, поэтому я прошу пассажиров быть терпеливыми и действовать в соответствии с рекомендациями УГА”.

Первоначальные расходы на возвращение туристов на родину покроют налогоплательщики, хотя правительство надеется возместить большую часть этой суммы за счет схемы финансового обеспечения Atol и компаний по оплате кредитными картами.

На вопрос о том, не следовало ли раньше известить пассажиров о проблемах – так как в выходные все еще продавались билеты на рейсы – представитель Департамента транспорта сказал: “Это было решение, принятое компанией, и это работа директоров и их советников – решать, когда компания больше не является действующей … Это не роль правительства – решать, жизнеспособна ли компания”.

Авиакомпания Monarch, головной офис которой находится в лондонском аэропорту Лутон, была основана в 1968 году. Она действует из четырех других британских аэропортов – лондонского Гэтвика, Манчестера, Бирмингема и Лидс-Брэдфорда – летая в более чем 40 конечных пунктов по всему миру.

В компании работает около 2750 человек, преимущественно базирующихся в Британии, и всех их, кроме примерно 600 человек, работающих в ее сборочном подразделении MAEL, затронет эта ситуация. Авиакомпания Monarch заявила, что она будет работать совместно с администраторами и профсоюзами Balpa и Unite, чтобы помочь своим сотрудникам как можно быстрее найти новую работу.

Профсоюз Unite обвинил правительство в том, что оно “бездействовало”, в то время как Monarch разорялась. Профсоюз сказал, что потенциальные инвесторы и покупатели были обескуражены продолжающейся неопределенностью в связи с “Брекзитом” и тем, смогут ли британские авиакомпании продолжить летать в Европу.

Профсоюз Unite утверждал, что министры резко отклонили запросы Monarch предоставить ей чрезвычайный кредит, какой был предоставлен недавно германским правительством для поддержания авиакомпании Air Berlin. Представитель правительства сказал, что это обсуждалось, но сама авиакомпания Monarch пришла к выводу, что кредит не поможет избежать банкротства.

У Monarch была хорошая репутация в области клиентского обслуживания, но ее долгосрочное будущее редко выглядело уверенно. В 2014 году ее швейцарские владельцы продали компанию инвестиционной фирме Greybull Capital, и эта сделка привела к тому, что персонал был вынужден согласиться на урезание зарплат. Компания Greybull сказала, что авиакомпания была “подвержена факторам вне ее контроля”. Терроризм и обвал фунта после голосования в пользу “Брекзита” были двумя основными факторами, заявила компания.

Два крупнейших рынка Monarch – Египет и Тунис – были закрыты для туристов после террористических атак. Форин Офис не рекомендовал поездки в Тунис и на египетские курорты на Красном море после стрельбы в г. Сус и взрыва российского пассажирского самолета в 2015 году, что прекратило чартерные полеты из Британии.

Беспорядки в Турции также сильно повлияли на туристический бизнес Monarch. Последовавший после этого поток рейсов авиакомпаний в основные направления ее полетов в Испанию и Португалию означал более дешевые тарифы, что стало неприемлемым для Monarch.

Падение курса фунта привело к тому, что авиакомпания Monarch платила на 50 миллионов фунтов в год больше за топливо и самолеты, оплачивавшиеся в долларах.

В письме к персоналу компании президент Эндрю Суаффилд сказал, что авиакомпания перевозила на 14% больше пассажиров, чем в прошлом году, получая прибыль на 100 миллионов фунтов меньше. Он сказал, что “основными причинами” падения прибыли стали террористические атаки в Египте и Тунисе и сокращение полетов в Турцию.

Чем отличаются банкротства авиакомпаний в России и Европе.

Так получилось, что в одно и то же время обанкротились две авиакомпании.

26 сентября 2017 года обанкротилась небольшая российская авиакомпания «ВИМ-авиа», которая имела 29 самолетов и перевезла в 2016 году около 2 млн человек. Владельцем ее был Рашид Мурсекаев. В результате банкротства «ВИМ-авиа» в аэропортах застряли около 16 тыс. человек.

Ровно через неделю, 2 октября 2017 года, обанкротилась другая авиакомпания — Monarch Airlines, на этот раз британская. По профилю Monarch была удивительно похожа на «ВИМ-авиа». Разумеется, она была побольше: ее флот насчитывал 35 самолетов, и в 2016 году она перевезла 5,4 млн человек. В остальном же — это тоже была дешевая компания, в который были как рейсовые полеты, так и чартеры. До 2014 года она принадлежала швейцарскому миллиардеру Сергио Мантегазза (Sergio Mantegazza), который также владеет крупнейшим мировым туристическим агентством Globus. В 2014-м он продал хворающую компанию за номинальную сумму инвестфонду Greybull Capital. Банкротство Monarch оставило за рубежом 110 тыс. британских туристов, которых пришлось вывозить за счет государства Катарскими авиалиниями и EasyJet’ом. Найм самолетов обошелся налогоплательщикам в 60 млн фунтов стерлингов. Всего авиакомпания продала билетов почти 800 тыс. туристам.

В чем разница между банкротством «ВИМ-авиа» и Monarch? Два обстоятельства бросаются в глаза.

Во-первых, поразительная разница в эффективности использования самолетов. Monarch имела всего на 6 бортов больше (причем самолетный парк у обеих компаний был приблизительно одинаков), но перевозила в 2,5 раза больше человек.

А во-вторых — и это самое главное, — после банкротства Monarch в Великобритании никто не возбудил уголовного дела ни против Мантегаззы, ни против Greybull. То есть никому даже в голову это не пришло.

Что же до России — то тут наоборот. Еще раньше, чем из аэропортов успели вывезти всех застрявших там пассажиров, СК с гордостью отчитался о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и о задержании гендиректора и главбуха «ВИМ-авиа». Семья владельцев компании спешно перед этим покинула Россию.

Поймите меня правильно. Я не знаю баланса «ВИМ-авиа». Очень возможно, что из компании перед смертью что-то поперли. У нас, в России, когда дом горит, владельцы дома всегда выносят оттуда тапочки. Проблема в том, что СК тоже, как и я, не имел ни малейшего представления о состоянии баланса «ВИМ-авиа». Он возбуждал дело не оттого, что увидел, что что-то украдено. Он заявил, что состав преступления в деятельности авиакомпании заключался в том, что те продолжали продавать билеты, уже зная, что они не смогут обеспечить перевозку пассажиров.

Но это бред!

Владельцы авиакомпании не могли ничего подобного знать заведомо. У них был кассовый разрыв — они могли выкрутиться. До самого последнего момента они могли получить кредит от банка или помощь от государства, что позволило бы продолжить полеты. Они могли продать авиакомпанию.

К тому же такова специфика работы авиакомпаний — они продают билеты за полгода. «ВИМ-авиа» не могла заявить, к примеру, в марте, что в октябре она прекратит операции, и, пожалуйста, не покупайте билеты дальше. Потому что если бы «ВИМ-авиа» заявила это в марте, она и прекратила бы работу в марте, а уголовное дело, если следовать логике СК, образовалось бы все равно: потому что, прекратив работу в марте, авиакомпания все равно имела бы билеты, проданные до октября.

Фактически СК объявил преступлением «ВИМ-авиа» ее хозяйственную деятельность.

Абсурдность обвинения, предъявленного СК, хорошо видна именно в сравнении с Monarch. Там размер проблемы еще больше: 110 тыс. застрявших туристов, 800 тыс. сгоревших билетов, но уголовного дела не возбуждает никто.

В Lifenews.ru — этой верной медиаприставе Следственного комитета — уже вышел сливной материал про активы семьи Мурсекаевых. В нем сообщается, что консалтинговая фирма Рашида Мурсекаева была обанкрочена за месяц до краха «ВИМ-авиа», а дочь Мурсекаева тогда же продала записанную на нее топливную компанию.

«Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи», — точит слюну автор Life. — А еще — сообщает он, — у семьи в Москве есть квартира! В клубном доме! В двух шагах от Арбата!»

Так и видишь перед собой следователей, которые уже нацелились отобрать квартирку, если сами бизнесмены уже сбежали из России.

Странно, но британская Crown Prosecution совершенно не претендует на другие активы Greybull Capital! Ни на сеть британских супермаркетов M Local, ни на сеть спортивных баров Rileys, ни на сталеплавильный бизнес Greybull, купленный им в 2016 году у Tata. Не нацелилась британская прокуратура и на активы Сергио Мантегаззы — а ведь у него целая группа туристических компаний: и туристическая Globus Viaggi, и Cosmos Holidays, и круизная Avalon Waterways, и вообще этот сукин сын — резидент Швейцарии!

Как, вы спросите, британская прокуратура может быть так наивна? Почему она проходит мимо такого жирного куска? Вот дураки — не могут даже возбудить уголовку и под это дело хапануть сеть супермаркетов, круизную компанию и магазины электротоваров!

Очень просто. Дело в том, есть такая штука, как limited liability company. Limited liability подразумевает, что владелец или совладелец компании не несет личной ответственности за долги или за убытки компании.

Именно концепция limited liability и создала капитализм. Она является ключевой для современной рыночной экономики. Она позволяет людям, склонным к предпринимательству, начинать еще и еще: и где-нибудь в Кремниевой долине, если за плечами человека пара обанкротившихся стартапов, это ничего не значит — это просто значит, что человек старается.

Нетрудно заметить, что российский Следственный комитет является приверженцем совсем другой модели. Модели unlimited liability. Согласно этой модели, любой, кто занимается бизнесом, — преступник, а любой преступник должен делиться плодами своего ремесла со следователями.

Приверженность СК этой модели так велика, что недавно Александр Бастыркин попросил Госдуму принять — ни больше ни меньше — законопроект об уголовной ответственности для… юридических лиц.

Эта феерическая идея, не имеющая параллелей в мировом законодательстве, по сути говоря, будет законодательным оформлением сложившейся в России практики, при которой любой бизнес, не имеющий крыши, считается преступлением, и то, что бизнесмен еще не сидит, это не его заслуга, а упущение силовиков.

Я в данном случае не заступаюсь за «ВИМ-авиа». Как я уже сказала, я не знаю, каково было состояние дел в компании. У нее огромные долги и множество кредиторов. Очень может быть, что после того, как в компании будет введена процедура банкротства, эти кредиторы выяснят, что владельцы компании не платили им, а вместо этого выводили деньги. Очень может быть, что госбанки, которые давали кредиты под залог самолетов «ВИМ-авиа», выяснят, что самолеты были перезаложены несколько раз, то есть фактически эти кредиты имели характер пирамиды. (Что, впрочем, сразу вызовет вопрос: за какие откаты давались такие кредиты?)

Но я хочу обратить внимание моих слушателей, что и в этом случае инициатором расследования не должен быть СК. Его вполне способны провести сами обворованные кредиторы.

СК все время позиционирует себя как организация, стоящая на страже потребителя. Случись у любого среднего бизнеса пожар, банкротство, отравление, любая беда — немедленно за этим следует уголовное дело, по принципу unlimited liability, что, кстати, и побуждает владельца хромающего бизнеса высасывать из него все перед смертью до капли.

Странно, однако, другое. Если бы беззаветная борьба СК против бизнесменов-мошенников способствовала процветанию экономики, то она, экономика, должна была бы быть у нас куда лучше, чем в Великобритании, где и Greybull, и Монтегазза сохранили после банкротства Monarch свои пабы и круизные компании.

А дело обстоит ровно наоборот.

Всего более 800 тысяч пассажиров пострадали из-за коллапса авиакомпании.

Всего более 800 тысяч пассажиров пострадали из-за коллапса авиакомпании. Агентство описало кризис как "крупнейшую неудачу авиакомпании Великобритании за все времена" и заявило, что организует замену полетов для возвращения путешественников домой.

"Это беспрецедентная реакция на беспрецедентную ситуацию", – заявил в понедельник министр транспорта Великобритании Крис Грейлинг, который описывает реакцию на неожиданное банкротство авиакомпании Monarch Airlines как "крупнейшую в стране репатриацию в мирное время". "Никто не должен недооценивать размер проблемы, поэтому я прошу пассажиров быть терпеливыми и действовать согласно советам агентства гражданской авиации ", – добавил Грейлинг.

В Twitter авиакомпании появилось предупреждение для клиентов о отмене рейсов. "Не езжайте в аэропорт. Там не будет больше ни одного рейса Monarch", – говорится в сообщении.

Хаотическая ситуация вызвала гневные и встревоженные посты в социальных сетях. В комментариях кто-то из пользователей возмущается, а кто-то пытается успокоить людей. "Такой позор, но народ, подумайте о персонале... просыпаешься с этими новостями, и думаешь об ипотечных платежах и фьючерсах. Ваш отдых можно перепланировать!" – пишет Эмма Смит. В другом твите женщина написала, что ее брат – один из бортпроводников и только взял ипотеку, которую теперь не знает, как выплачивать.

"Проснулась, чтобы узнать о коллапсе Monarch. Авиабилеты на семейный отдых отменены, а эквивалентные рейсы стоят в два раза больше", – жалуется Нейвид Хан, студент-медик из Лондона.

Британские транспортные органы заявили, что они наймут более 30 самолетов для рейсов на репатриацию, создавая "временную авиакомпанию с нуля, которая была бы одной из крупнейших перевозчиков Британии, если бы работала на постоянной основе".

По оценкам авиационного управления, около 300 тысяч будущих заказов авиакомпании, которые вылетели в пункты назначения по всей Европе и Средиземном море, также были отменены. Управление создало специальный веб-сайт, чтобы помочь пострадавшим клиентам.

Блэр Ниммо, представитель авиакомпании, выступил в прямом эфире Sky News и объяснил ситуацию падением поступлений в связи с терактами в Египте и Тунисе, "уничтожением" туристического направления в Турцию и падением курса фунта по отношению к доллару после . Он сообщил, что возмещать затраты на отдых клиентов будут в индивидуальном порядке.

Власть уверяет, что всех пассажиров вернут домой, в первую очередь – несовершеннолетних, находящихся без сопровождения. Также обещают приложить усилия, чтобы обеспечить передвижение семейных групп одним рейсом.

Авиакомпания Monarch Airlines была одной из старейших в Великобритании и пятой по величине в стране. Она действовала с 1968 года и осуществляла полеты в сорока направлениях из аэропортов Лутон, Гатвик, Бирмингем, Манчестер и Лидс-Брэдфорд.

Напомним, недавно в ассоциации туроператоров России (АТОР) заявили о , который приведет к социальному недовольству. Причина такого неутешительного прогноза заключается в кредиторской задолженности авиакомпании «ВИМ-Авиа» в сумме от 3 до 10 миллиардов рублей, которая привела к фактической приостановке полетов.

На исходе высокого летнего сезона проблемы испытывают не только российские перевозчики в лице « » - один из старейших игроков на британском рынке и пятая по объёмам перевозки авиакомпания страны « » объявила о прекращении полётов из-за экономических трудностей. Стоит отметить, что английский перевозчик, также как и «ВИМ-авиа», специализировался на чартерной доставке туристов на курорты Средиземноморья. Впрочем, авиационный и туристический рынок в Британии регулируется местными чиновниками куда более корректно ко всем его участникам, в результате чего туристы с авиабилетами «Monarch Airlines» практически не испытают на себе никаких проблем, в отличие от российских туристов «ВИМ-авиа».

Так, по данным «BBC», о том, что авиакомпания приостанавливает полеты, стало известно утром в понедельник, 2 октября. Одновременно перевозчик прекратил все продажи авиабилетов, а все бронирования на будущие вылеты были аннулированы. По словам главы компании Эндрю Свалфилда, причиной финансового краха «Monarch Airlines» стали сразу несколько факторов - теракты в Египте и Тунисе, а также попытка государственного переворота в Турции, что привело к резкому спаду турпотока.

В этот момент за границей находилось около 110 тысяч туристов с билетами «Monarch Airlines». Т.е. несостоятельность британского перевозчика коснулась сопоставимого в «ВИМ-авиа» числа туристов. Впрочем, это единственное совпадение в этой аналогии. Все остальные действия как самой авиакомпании, так и властей, кардинально расходятся.

Во-первых, свои проблемы в отличие от «ВИМ-авиа» британская авиакомпания от государства не скрывала - о трудностях руководство перевозчика сообщило Управлению гражданской авиации Великобритании (CAA), после чего попыталось достичь определенных договоренностей с кредиторами. Крайний срок для решения этого вопроса был намечен на вечер воскресенья. Однако получить финансовую поддержку «Monarch» не смогла, из-за чего в понедельник утром и было объявлено о прекращении полетов.

Но и тут руководители профильных ведомств Великобритании продемонстрировали, что свою зарплату они получают не зря: по поручению Транспортного секретаря (аналог нашему министру транспорта) CAA зафрахтовала борта для вывоза туристов, которые направили за путешественниками уже сегодня. При этом все пассажиры «Monarch» будут возвращены на родину согласно их путёвкам - сокращать свой отпуск никому не придется.

В свою очередь те, кто только должен был отправиться на отдых на крыльях пятого по величине перевозчика Британии, смогут вернуть 100% стоимость билетов. Специально для защиты туристов в подобных ситуациях в стране действует система «Air Travel Organiser"s Licence» (ATOL), которая находится под управлением CAA. Она гарантирует возврат средств туристу за оплаченный тур или перевозку, а также защищает от вероятности быть «брошенным» за рубежом в случае банкротства туроператора или авиакомпании. Более того, в случае возникновения непредвиденных ситуаций, для путешественников вообще ничего не меняется - средства из резервного фонда идут на оплату проживания именно в тех отелях, которые прописаны в договоре. Также без изменения остаются и сроки поездки. Т.е. туристов даже экстренно никто не эвакуирует!

На этом фоне российские туристы выглядят и вовсе беззащитными. Ведь если вспомнить историю с «ВИМ-авиа», то становится очевидно, что ни Минтранс, ни Росавиация, ни Ростуризм не имели чёткого представления о том, что им нужно делать. И это при том, что руководители профильных ведомств до последнего были в неведении или скрывали информацию о серьезных проблемах авиакомпании. В итоге коллапса удалось избежать лишь благодаря тому, что в ситуацию вмешался лично президент России Владимир Путин, и проблему начали решать фактически в ручном режиме. К возвращению пассажиров «ВИМ-авиа» подключился Специальный летный отряд «Россия», который обеспечивает перевозку воздушным транспортом первых должностных лиц нашей страны. Помимо этого в воздух были подняты борта как других авиакомпаний, так и самой «ВИМ-авиа».

Впрочем, назвать такой подход цивилизованным точно нельзя - вместо того, чтобы действовать системно по четким и продуманным схемам, наши чиновники из-за своей халатности или каких-то других причин кидаются из крайности в крайность, подводя под монастырь не только себя, но отрасли, за которые отвечают.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

  • Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
  • Туристические новости в Facebook:

Авиакомпания Monarch Airlines является четвертой по размерам в Соединенном Королевстве. Британский воздушный регулятор - Управление гражданской авиации (CAA) пару раз продлевало дедлайн для поиска компанией средств, но Monarch так и не удалось найти инвесторов, готовых спасти ее от банкротства. В результате CAA было вынуждено аннулировать лицензию авиакомпании на воздушные перевозки и ввести в ней с четырех часов утра понедельника внешнее управление.

Последствия этого шага регулятора такие же серьезные, как результат банкротства российского авиаперевозчика «ВИМ-Авиа»: за границей остались 110 тыс. британских туристов, для которых теперь необходимо организовывать крупнейшую, по словам министра транспорта Великобритании Криса Грейлинга, эвакуацию в мирное время. Для этого, сообщил журналистам директор САА Эндрю Хейнс, арендованы 34 авиалайнера у 16 авиалиний, включая Qatar Airways.

В течение следующих двух недель они совершат более 700 рейсов. Больше всего туристов придется вывозить из Испании, курорты которой уже много лет пользуются особой популярностью на Британских островах. От банкротства Monarch пострадали еще три четверти миллиона британцев, собиравшиеся воспользоваться его услугами и забронировавшие у него билеты.

Политический риск

Серьезные проблемы у Monarch Airlines появились после прошлогоднего референдума о членстве Великобритании в Евросоюзе. Инвесторов, готовых вкладывать средства в авиалинии, найти нетрудно, но многих отпугивает неопределенность, связанная с брекситом и, в первую очередь, неясность в отношении того, смогут ли британские авиакомпании после выхода королевства из ЕС совершать рейсы в Европу и на каких условиях.

В инвестиционной компании Greybull Capital, владеющей авиалинией с 2014 года, главными факторами, спровоцировавшими банкротство, считают терроризм и обесценивание фунта стерлингов, вызванное референдумом. Продолжительное время два крупнейших рынка Monarch: Египет и Тунис были закрыты для британских туристов в связи с терактами в 2015 году. Сильно повлияли на финансовое положение авиалинии и беспорядки и теракты в Турции.

Что касается британской валюты, то за год после референдума фунт стерлингов обесценился по отношению к доллару на 10%, а к евро – на 12%. Из-за этого компании приходится ежегодно переплачивать в долларах только за топливо 50 млн фунтов. Особенно большая переплата возникла по крупному заказу на Boeing 737 Max. Платить, а речь идет о 3 млрд долларах, тоже пришлось в долларах. В результате всех этих неурядиц, как объяснил в письме сотрудникам директор компании Эндрю Сваффилд, в прошлом году было перевезено на 14% пассажиров больше, а доходы уменьшились на 100 млн фунтов.

Какое-то время Monarch Airlines с трудом, что называется, сводила концы с концами, но осенью произошел коллапс. Сейчас горячее время не только у клиентов Monarch и САА, но и у страховых компаний, которым придется выплачивать страховки и неустойки. В САА считают, что под действие программы полной компенсации Atol попадает примерно половина пассажиров обанкротившегося лоукостера.

Для Atol главным критерием является дата брони билета. Если он был забронирован после 15 декабря 2016 г., то пассажир под действие программы не попадает. Тем не менее, специалисты считают, что компенсацию получит и большинство остальных клиентов Monarch.

Недолет до полувека

Штаб-квартира Monarch располагается в лондонском аэропорту Лутон. Компания основана в 1968 г. и в следующем году должна была отмечать полувековой юбилей. Ее самолеты совершали рейсы по 40 зарубежным маршрутам из четырех британских аэропортов: лондонского Гатвика, из Манчестера, Бирмингема и Лидса. В Monarch работает около 2750 человек. Им сейчас придется искать новую работу.

Российским туристам, застрявшим за границей из-за банкротства «ВИМ-Авиа», остается утешать себя тем, что их британским коллегам тоже придется помучиться. Причем, для них мучения только начинаются. Слабым утешением является и то, что банкротство Monarch и «ВИМ-Авиа» последовали следом за банкротствами Air Berlin и Alitalia.