Лед на байкале красивое название. Невероятный бирюзовый лёд озера Байкал в пейзажных фотографиях Алексея Трофимова. Условия по туру

Рассказывает о своей поездке на Байкал.

Я побывал в ледяном царстве Байкала еще до того, как это стало обязательной программой на март для фотографов, снимающих в России. Это было довольно давно, очень хочется поехать еще раз и снять немного по-другому. Оборачиваясь назад, видишь во многом потенциал для более интересного кадра. Но прошлое не изменить, все мы чему-то учимся и становимся лучше.

Байкал, особенно зимний, трудно описать словами. Это совсем другой мир, мир льда и ветра. Лед тянется до горизонта и настолько прозрачен, что боишься ступить на него. Когда, преодолев торосы, добираешься до скальных выходов и вступаешь в ледяные гроты, пробираясь среди ледяных сталактитов, где застыли многометровые ледяные наплески, ощетинившиеся веером ледяных игл, не можешь остаться равнодушным ко всему этому. Под ногами - чернеющие глубины космоса, - кажущегося хаоса, в котором рождается порядок. А под вечер, когда начинается перепад температур, приглушают освещение и начинается симфония льда. Если оказаться рядом со становой трещиной в этот момент, можно увидеть, как льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, подобно звукам землетрясения. На любого ценителя прекрасного или необычного зимний Байкал произведет неизгладимое впечатление.

Байкал - прекрасное и интересное место на нашей огромной территории. Озеро тектонического происхождения, находится в котловине и окружено со всех сторон горными хребтами и сопками. Самое глубокое озеро на планете, 19% запасов мировых запасов пресной воды. За счет слабой минерализации, вода и лед настолько прозрачны, что видимость может доходить до 40 метров. В Байкал впадает 336 рек и ручьев (и это только постоянных), а вытекает одна - Ангара. Необычное впечатление при посещении таких мест, когда сухие цифры географии и истории оживают на глазах.

В марте на Байкале устанавливается прочный и стабильный ледяной покров, когда можно ездить на машине по льду (но всегда надо быть внимательным и осторожным), а температура уже становится более комфортной для длительного пребывания на воздухе.

Вид на заснеженные степные просторы Ольхона.

В южной части острова - степь, с редко стоящими одинокими деревьями. После морозной ночи все они были покрыты сверкающим инеем.

На Ольхоне многообразие ландшафтов: здесь есть и пляжи с дюнами, и густые леса с редкими лиственницами, ельники, скалы, болота.

Вид на торосы, которые образовались при подвижках льда.

Замерзшая акватория Байкала - это еще и каток для любителей зимних видов отдыха. Но часто лед настолько тверд, что даже отточенные коньки его не режут.

Один из символов Байкала и острова Ольхон - Скала Шаманка.

Торосы, трещины, льдины, сугробы дают озеру бесконечные вариации сочетаний рисунка.

Несмотря на толщу льда в несколько метров, который выдерживает вес машины, рыбаки сверлят лунки для ловли омуля - байкальского эндемика.

В глубине замерзшего озеро можно встретить следы пребывания странных форм жизни.

Цвета льда поражают разнообразием, постоянно хочется поближе рассмотреть все детали и особенности.

Обломки льдин создают причудливую графику форм и линий.

Один из красивых классических видов острова - скала Шаманка.

Кроме самого льда застывшего озера, еще очень интересны наплески на прибрежных скалах. Они формируются в результате замерзания воды, выбрасываемой волнами на холодную поверхность, когда земля уже промерзла, а вода не схватилась ледяной коркой.

В предрассветных сумерках лед отражает краски рассвета, лишь черные росчерки трещин создают эффект разбитого зеркала.

Даже зимой, скованный льдом, Байкал дышит. Слышны глубинные взрывы, скрип трещин, треск ломающегося льда. Если прислушаться, это полноценная мелодия, исполненная на необычных инструментах. Напряжение льда настолько высоко, что при перепаде температур, при каждом шаге, из-под ног молниями ветвятся трещины. Лед Байкала настолько схож с земной корой, что сейсмологи взрывами моделируют и изучают землетрясения.





Очень интересны ледяные торосы, где при сдавливании трещин на поверхность выдавливаются обломки льда. Часто торосы образуют целые поля, где обычно проходит становая трещина - температурный шов в ледяном покрове, который не замерзает за счет сжатия и расширения льда и может доходить до 4 метров в ширину, имея огромную протяженность в 20-30 километров.

Живая иллюстрация к выражению «Лёд и пламя».

Сверху потрескавшийся лед выглядит совсем иначе, чем когда стоишь на нем. Извивы трещин, переливы цвета, динамика линий завораживают.

Также, интересно рассматривать структуру льда. Они очень разнообразны. Тут включения пузырьков воздуха образуют «молекулярную решетку».

Шаманка среди битого льда, которого выдавило вдоль берега.

В акватории много небольших островов. К которым зимой можно подъехать на машине.

Анкета. Об авторе

Веб-сайт: меня можно найти тут, я всегда открыт для общения и интересных предложений

Февраль и март – традиционный период, когда многие россияне, уставшие от нескончаемого мороза, отправляются за солнцем и теплом в азиатские страны. Вот и я в этом году созрела, наконец, для аналогичной поездки. Составила маршрут, накопила нужную сумму, нашла попутчиков. Единственное, что не было готово – загранпаспорт, который обещали сделать к середине марта.

Тем временем, на дворе стояло 17 февраля. Близился День защитника Отечества и выходные, которые оказались в этом году длиннее, чем обычно. И мне очень хотелось воспользоваться случаем и потратить их на путешествие. Выбор, правда, ограничивался только Россией. И сейчас я понимаю, что это было даже к лучшему! Я тогда вспомнила, как пару лет назад на одной из фотовыставок впервые узнала, что из себя представляет зимний Байкал. Его фантастические пейзажи так вдохновили, что я пообещала себе обязательно когда-нибудь увидеть это великолепие живьем.

Когда мне в этот же день попался на глаза анонс о ближайшем туре на Байкал – я поняла, что время пришло! Правда, очень быстро и внезапно как-то. Мой мозг еще долго сопротивлялся, анализируя бюджет поездки. «Да за эту сумму можно в Таиланд слетать на 2 недели! А ты выбираешь 5-дневный тур, да еще и в холод. Тебе его в Москве мало, что ли?». Однако в душе чувствовался такой отклик! Интуиция подсказывала, что в Азию я еще успею слетать. А в случае с Байкалом – нужно ловить момент! К тому же февраль – самое благоприятное время для путешествия туда в зимнее время.

И вот уже вечером 21-го февраля я сидела в самолете, переполненная авантюризмом и духом первооткрывателя. Не покидало ощущение, что впереди меня ждет нечто приключенческое и даже в чем-то экспедиционное. Ведь Байкал, особенно зимний, еще не успел стать популярным туристическим курортом. И этот факт не мог не радовать!

По прибытию в Иркутск мы встретились с гидом и уже через пол часа сели на трансфер до пункта назначения. Не верилось, что через 5 часов передо мной откроется настоящий Байкал – самое чистое и глубокое озеро в мире, о котором нам рассказывали еще в младшей школе. Более того, я проведу 5 дней в самом его сердце – на знаменитом острове Ольхон! Опьяненная этими мыслями и не спавшая сутки, я погрузилась в сладкий сон прямо до нашего гостевого дома.

Место, где мы жили, оказалось более чем достойным! Номера очень уютные и теплые, в гостиной есть небольшой камин. Также здесь имеется собственная баня и столовая, где чудесно готовят!

А сам дом располагался возле красивой сосновой рощи.


Вот такой вид открывался с нашей веранды!


В первый же день я с энтузиазмом отправилась на изучение острова.
Это было нечто невероятное! То, что мне удалось увидеть и познать за все 5 дней, сложно уместить в одну статью. Столько открытий, эмоций и новых впечатлений! Кажется, я подарила частичку своей души этому дивному месту…

1. Торосы

Нестабильность физического состава озера и температуры ледяного покрова ведут к формированию торосов – ледовых обломков, поднимающихся над замерзшей поверхностью.







Выраженный бирюзовый оттенок торосов образуется примерно таким же образом, как и синий цвет водоёмов. Проходящие сквозь лёд солнечные лучи преломляются и рассеиваются. Длинные красные лучи больше поглощаются, а короткие синие лучше рассеивается, зрительно окрашивая прозрачную воду в потрясающий бирюзовый цвет.

Высота торосов обычно небольшая – до 1-1,5 м. Но в конце зимы, когда происходит мощная подвижка льда, они могут быть и выше человеческого роста!


Кое-где встречались не просто ледовые обломки, а настоящие голубые горы.
Не могу передать словами, насколько эти пейзажи будоражат мое воображение… Мысленно переносишься куда-то в Ледниковый период или на Северный полюс!


Здесь словно изображена летопись на ледовом пергаменте


А тут можно разглядеть льдины в виде затонувших кораблей, чьи паруса возвышаются над снежным покровом…


2. Музыка

Да-да, зимний Байкал имеет свою музыку! И речь тут пойдет совсем не о местном фольклоре или народных инструментах.

Этот звук не сравнится ни с чем… Это было невероятно, грандиозно и страшно одновременно!
Звук, когда ломается столь огромное озеро, подобен грому. Мой гид объяснял, что зимний Байкал только кажется тихим и уснувшим до весны… На самом деле, подо льдом вода продолжает двигаться, да еще как! Именно эти подводные течения создают торосы и трещины, покрывающие почти всю поверхность озера. Кстати, именно благодаря трещинам все живые существа, обитающие под водой, получают кислород.


Услышав первый раз данные звуки, мне показалось, будто где-то вдалеке едет машина с включенной музыкой. Это реально напоминает приглушенный бит! Но когда звук постепенно набирал громкость, а машины никакой так и не появлялось, становилось не по себе. Мое богатое воображение уже рисовало приближающееся Лохнесское чудовище, которое вот-вот проломит лед прямо под ногами!


И кое-где, кстати, были и правда трещины, куда запросто мог кто-то и окунуться.Наверное, только сейчас я начинаю осознавать, где меня вообще носило… 😉


3. Снежно-ледовые узоры

Поскольку до реальных трещин дело доходит уже после апреля, в феврале-марте можно спокойно и без всяких опасений насладиться уникальными орнаментами, которыми покрыто озеро. Можно часами рассматривать это бесконечное полотно, где ни один штрих, ни одна трещинка, ни один узор не повторится! И когда осознаешь, что всё это создано природой – очередной раз убеждаешься, что людям еще учиться и учиться у неё.





Благодаря сочетанию льда со снегом, кое-где вырисовывались очертания лиц или животных. Так и напрашивается фраза «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»



В некоторых местах снег лежал прям белоснежными нетронутыми коврами, и лед рядом был чистый, без трещин. Это создавало поистине головокружительный эффект – как будто гуляешь по облакам, а не по льду!




Словно трасса между облаками 😉


4. Сокуи и ледяные гроты

Наплески на берегах и скалах, которые образуются при замерзании озера в самом начале зимы, называются сокуи. Как и узоры на льду, сокуи получаются самых разнообразных и причудливых форм!





Иногда это напоминало красиво застывшие водопады…


За наплесками скрывается множество пещер и гротов, которые летом недоступны из-за более высокого уровня воды. Несмотря на то, что я не раз была в настоящих и довольно больших пещерах, байкальские гроты очень впечатлили меня. Это словно древнее таинство, которое боишься нарушить лишним движением или звуком. И с трудом верится, что летом всё это таит и исчезает.






Потолки гротов усеяны множеством сосулек, напоминающих сталактиты.



5. Замерзшие во льду пузырьки.

Всегда интересно было представить, как выглядел бы замерзший во льду пузырь. И возможно ли такое, в принципе? Оказывается – еще как возможно!
Со дна Байкала на поверхность поднимается газ метан, выделяемый водорослями. Когда озеро покрывается льдом, замерзают и пузырьки этого газа. А поскольку они застывают на разной глубине, это создает удивительный визуальный эффект!




6. Прозрачность льда

Не зря Байкал до сих пор официально признан самым чистым озером в мире. Его воды богаты кислородом и настолько прозрачны, что сквозь лед можно и газету читать, и фильм смотреть.


А куски льда – хоть в чай добавлять, или прям так и есть 😉


Считается, что кристально чистой водой Байкал обязан микроскопическому рачку – Байкальской эпишуре, который фильтрует воду, пропуская ее через себя.

7. Средство для передвижения и активного отдыха.

Зимним туристам, отправившимся на о. Ольхон, повезло намного больше, чем летним.
Ведь отпадает всякая надобность ждать паром, который будет долго переправлять тебя с одного берега на другой. Благодаря льду, открывается огромнейшая свобода передвижения и возможность посетить даже самые труднодоступные уголки Байкала. Однако этой возможностью стоит пользоваться только в феврале и марте, когда лед уже достаточно крепкий и еще не начал таять.


Также лед – прекрасное место для активного отдыха. Тут уже каждый развлекается, как может.




А у нашей группы был в один день обед прям посреди озера. Очень необычные ощущения, скажу я вам! Как будто мы участники большой и долгой дороги, на которой нет никаких признаков цивилизации. Когда наш водитель в режиме онлайн сварил в котелке уху, она мне показалось самой вкусной ухой в жизни!


Но самое интересное развлечение, что я видела – это разведение костра прямо на льду. Кому-то явно не хватало адреналина 🙂


Подводя итоги, хочется сказать, что каждому хоть раз, но стоит побывать на Байкале. И именно зимой!
Вы испытаете такую гамму ощущений, которую не получите больше нигде.

Но это еще не всё! Стоит также упомянуть несколько слов о самом Ольхоне , в частности – о поселке Хужир, который также богат интересными особенностями и загадками.

Во время ознакомительной прогулки по поселку, мой гид остановился возле одного домика и указал на небольшое отверстие в заборе.

– Как ты думаешь, что это такое?

Мои предположения, что это окошко для домашних кошек, или что это используется вместо глазка или как отверстие для передачи чего-то, потерпели крах. Оглянувшись по сторонам, я поняла, что такое отверстие на заборе есть почти в каждом доме. Что же такого важного может понадобиться всем местным жителям? Да еще и открывается это окошко снаружи.



Мой гид посмеялся и сказал, что такой вопрос, был даже в передаче «Что? Где? Когда?» Парадокс, но жителям Хужира, который расположен на берегу Байкала, питьевую воду привозят в специальных машинах-водовозках. Когда жителей нет дома, то коммунальщики открывают оконце в калитке, протягивают шланг и выливают воду в бочку, которая всегда там стоит наготове. Этого я никак не ожидала услышать! Потом мне сказали, что даже электричество здесь провели лишь с 2005 года.


Еще одна вещь, которая удивила меня во время прогулки – на многих домах до сих пор висел новогодний декор! Я уже хотела приписать это к характеристикам местного темпа жизни… Но потом мне открыли глаза на то, что буряты, которые составляют немалую часть населения Ольхона, празднуют Новый Год в ночь с 26 на 27 февраля.

Жаль, что именно 26-го вечером у меня уже был обратный трансфер до Иркутска. Интересно было бы взглянуть на местные традиции и то, как они отмечают этот немаловажный праздник!



Также мне запомнилась атмосфера на территории заброшенного маломорского рыбозавода. Когда-то он был настоящей гордостью и красой Хужира и Иpкyтcкой области. Здесь функционировало несколько цехов: рыбодобыча, обработка, сетецех, лесотарный, механический и т.д.




А вот какая картина открывается на причале возле рыбозавода… В чем-то мрачная, но красивая и даже притягательная.



Над некоторыми кораблями очень хорошо поработали художники-граффитисты, превратив их в своего рода шедевры. У меня даже возник вопрос – почему действующие корабли так не расписывают?)
Это место скопления старых судов можно даже назвать своеобразным местным музеем. У каждого корабля как будто чувствовалась собственная душа…


Не могла я не заметить местный храм, который красиво возвышался на холме недалеко от въезда в поселок.


Видеть его здесь было довольно необычно. Лично у меня всегда Байкал и Ольхон ассоциировались с шаманизмом или буддизмом. Но еще удивительнее оказалась история постройки этого храма, которую я потом прочитала в Интернете. Цитирую из источника:

«Ко мне приехала раба Божия Наталья», – рассказывает благочинный Верхоленского благочиния о. Вячеслапав Пушкарев. «Скорбевшая по умершему мужу, она рассказала об одном решающем ее жизнь событии: в полудреме к ней явилась Божия Матерь и говорила о том, чтобы она продала квартиру в престижном районе Иркутска, на бульваре Гагарина, и купила на о. Ольхон дом, а на оставшиеся деньги построила там храм. В сомнениях она пошла к о. Калиннику, который не увидел в ее сне какой-то прелести, но отправил ко мне, как к благочинному этого района. Мы решили попробовать. Если это от Бога, то получится, а если нет, то так и остановится. Вырученных от продажи квартиры средств было недостаточно. Поэтому храм возводили по крупицам всем миром в течение нескольких лет.» Очень большой отклик вызвала эта идея у европейских туристов, которые оставляли немалые пожертвования на строительство храма.

Сейчас это Храм Державной иконы Божьей Матери. Двери туда открыты, служащих нет, можно взять свечи и заплатить, сколько хочешь.



Таким образом, Ольхон – место, где мирно соседствуют язычество и христианство.


Кстати, холм, на котором стоит храм, просто создан для того, чтобы наблюдать с него закаты и размышлять о вечном…


Желаю каждому, кто отправиться зимой на Байкал, испытать столько же ярких эмоций и ощущений!

Полина и Дмитрий

г. Калуга. Дата посещения тура: 03.2019

Всё отлично! Ничего не менять! Лёд Огонь! Спасибо!

Яна Романова

г. Москва. Дата посещения тура: 02.2018

Обычно я всегда строю маршруты своих путешествий сама. В этот раз на Байкал мы собрались с моими родственниками французами и очень хотелось не только заниматься организацией и думать за всех, но отдохнуть и насладиться Байкалом. Я выбрала тур Байкальский лед и он нисколько не разочаровал. Тур превзошел наши ожидания. У меня есть теперь целый список того, что я сделала в первый раз в жизни всего лишь за неделю: от катания на хивусе по льду и вождения снегохода до поедания вкуснейшего омуля с пивом на байкальской воде, обедов в гротах на льду, фотографий на дрон и желаний, замороженных до весны в Байкале. Тур насыщен и каждый день совершенно разные приключения! Ощущение, что ты на другой планете, не покидало. Это действительно невероятный опыт и незабываемые впечатления. И не забывайте бурханить!

Анна Троян

г. Москва. Дата посещения тура: 02.2019

За эти дни мне очень понравились пузырики, за которыми едут люди, чтобы их сфотографировать или просто увидеть. Ещё понравились гроты и наплески воды. К сожалению, трогать их было нельзя, так как будущие поколения обязаны, по моему мнению, их увидеть.

Подболотов Николай Иванович

г. Санкт-Петербург. Дата посещения тура: 03.2013

I. ВСТРЕЧА Кривою степью из Иркутска На джипах ехали, не поднимая пыль, Поднявшись на высоку гору, Байкал я вижу сверху вширь. Седые лики гор, стоящих безмятежно, Рисуют в горизонтах облик твой, Могучий и суровый, малоснежный И весь во льду. Мы встретились зимой. II. ЗНАКОМСТВО Ледяной покров Байкала– Это чудо из чудес: Трещины на сеть похожи, Бесконечны, кружевны, Всю поверхность льда покрыли И коснулись толщины. Весна приходит, снег искрится, По льду на джипах путь наш длится Вдоль берегов твоих, Байкал, Таких красот нет в целом Свете, Хотя я много повидал. Прозрачный лёд вместо асфальта Под ним глубины – не сыскать. Треск льда вдруг эхом отзовётся, Восторг в душе – не передать! Вот пробиваем путь в торосах, Закат встречаем на ходу, Закат красив. Соприкасается вершина С бездною небес, А ледяной покров Байкала – с подножьем гор, Застыв, молчит в сосульках весь. Глубин Байкала довелось достичь На батискафе. Конечно, виртуальный вариант. Так глубоко я не нырял на этом cвете И перегрузок тех не ощущал. Как нерпа во своей стихии, Всё слушал и, конечно, как она, молчал. Учёный муж поведал нам о жизни, О жизни озера, о мироздании земном, О древних образах землицы нашей, О том, что было и что может быть потом. Узнав историю Байкала, Нам много следует понять Ценить жемчужину такую, Её любить, не загрязнять, В ладу с природой находиться, Беречь Байкал и защищать. III. РАССТАВАНИЕ Как провожал меня Байкал – Аттракцион неповторимый. Такого в мире нет нигде: Со льда Байкала мы на льдине Спускались вниз по Ангаре. Случайный зритель из Листвянки Глядит, дыханье затаив, На необычную команду, Стартующую сверху вниз. Где пьют бальзам струёй летящей, Всё мимо рта и всё на лёд, А льдина, медленно скользящая, Уже плывет и всё вперед. Всё дальше-дальше от Байкала... Никто не знает, как и где Та льдина встанет у причала Или рассыпется в воде. «Байкалика» – та дело знает! Куда причалить беглецам, Где в русской бане с лёгким паром, С душистым чаем, не спеша, Тур по Байкалу завершая, В кругу друзей, но без костра. А завтра будет воскресенье, И мы опять летим домой. На лицах грусть от расставанья, В душе теперь Байкал со мной!

Г. Рига. Дата посещения тура: 03.2018

Спасибо большое Кате - нашему гиду, и водителям, и капитанам и всем! Очень хорошо спланированное путешествие! Насыщенная, интересная программа! При этом поездка получилась радостная и комфортная. Все время чередовались переезды и активности! И на коньках покатались! И в бане попарились! И пельмени на льду! Сам Байкал такой прекрасныйи - не нуждается в эпитетах! заряжает необыкновенной энергией!

Таиса Марченко

г. Самара. Дата посещения тура: 03.2018

Мы прекрасно провели время:) Было интересно и ооочень весело. Компания подобралась что надо! Столько приятных воспоминаний! Гид Чернышева Катя. Нам бесконечно повезло с ней. Она любит свой край, знает о нём всё-всё и с радостью передает эту любовь нам. С ней легко и комфортно и открывать новые места, и веселиться. Замечательный Гид! Прекрасный человек

Воды Байкала ежегодно сковывает сплошной ледовый покров. В этом отношении Байкал составляет исключение среди больших озер земного шара. Даже лежащее значи­тельно севернее Ладожское озеро полностью покрывается льдом лишь в суровые зимы.

На многие десятки километров простираются засне­женные равнины поверхности замерзшего Байкала. Вдоль северо-западного побережья они чередуются с обширными пространствами сверкающего гладкого прозрачного льда (рис. 30), с которого сильные ветры начисто сдувают снег.

Ледовые просторы Байкала с давних пор и до наших дней - удобные пути сообщения, причем не только мест­ного значения. В течение 100-130 дней в году по поверх­ности ставшего Байкала поддерживается автомобильная и конная переправа. Однако байкальские ледовые дороги, наряду с удобствами, доставляют немало трудностей и даже опасностей. Отсюда большой интерес к байкальским льдам, который с давних пор проявляли люди, на практи­ке разрешавшие задачу зимнего транспорта по озеру и тщательно собиравшие необходимые для этого сведения. О большем внимании к байкальским льдам, появившемся уже в отдаленные времена караванных путей, свидетель­ствуют старые сочинения и разнообразные архивные ма­териалы.

Уже в XVII в. через зимний Байкал двигались кара­ваны, везя в Китай «мягкую рухлядь» (пушнину), отту­да - китайские шелка, чай и другие товары. Значительно оживила ледовые пути через Байкал начавшаяся добыча золота, серебра и свинца на Нерчинских приисках. В 1733 г. между Москвой и Нерчинском было установле­но постоянное почтовое сообщение с переправой через озеро.

В середине XIX в. наладилось регулярное зимнее со­общение между Центральной Россией и Дальним Восто­ком. Тогда оно также осуществлялось через Байкал. В те годы по ледяному Байкалу прошло несколько тысяч под­вод, перевезя десятки тысяч пудов разных товаров. В 1904 г. по льду Байкала проложили участок железной дороги. С помощью конной тяги по ней было переправлено 65 паровозов и более двух тысяч вагонов. С вступлением в строй кругобайкальской железной дороги переправы по льду резко сократились.

Самые первые дошедшие до нас сведения о льдах Бай­кала приведены в книге Николая Спафария - русского посла в Китае. Спафарий имел поручение от царя Алексея Михайловича подробно описать путь в Китай. В 1675 г. по дороге в Пекин он проехал Байкал, оставив потомкам лю­бопытное описание льдов озера и опасностей, связанных с зимним передвижением по Байкалу: «…а зимнею порою мерзнеть Байкал начинающе около Крещеньева дни, и стоит до мая месяцы около Николина дни, а лед живет в толщину по сажени и больше, и для того на нем ходят зимнею пороюсаньми и нартами, однако де зело страшно, для того что море отдыхает и разделяется надвое и учи­няются щели сажени в ширину по три и больше, а вода в них не проливается по льду, и вскоре опять сойдется вместе с великим шумом и громом, и в том месте учинится будто вал ледяной; и зимнею порою везде по Байкалу жи­вет под ледом шум и гром великой, будто из пушек бьет (не ведущим страх великий), наипаче меж острова Ольхона и меж Святого Носа, где пучина большая».

В течение XVIII и первой половины XIX в. многие путешественники и исследователи Сибири приводят от­дельные замечания, а иногда и большие описания бай­кальских льдов. Однако начало систематическому исследо­ванию ледового режима Байкала было положено лишь в 1869-1876 гг.Дыбовским и Годлевским.

В наши дни изучение льдов Байкала ничуть не утра­тило своего значения, наоборот, значительно расширился масштаб работ в этой области. Исследования ледового ре­жима Байкала приняли более углубленный характер. Уче­ные всесторонне изучают формирование ледового покрова, его разрушение и таяние, его строение, прочность, способ­ность проводить тепло и пропускать солнечные лучи и многое, многое другое. Больших успехов в этом деле уда­лось достичь исследователям Байкальской лимнологиче­ской станции Академии наук СССР под руководством Г. Ю. Верещагина. В последние годы большие работы в области изучения льда Байкала провел Лимнологический институт Сибирского отделения Академии наук СССР. При этом значительно расширили наши знания о движе­ниях и видоизменении ледового покрова Байкала наблю­дения с самолета и аэрофотосъемка.

Байкальские льды принимают весьма разнообразные формы. Одни из них образуются во время замерзания озе­ра, другие - на протяжении всей зимы. Различные виды льдов с давних пор хорошо известны и обозначаются свое­образными местными названиями.

В октябре, когда наступают морозы, по берегам Байка­ла, на скалах, появляются «наплески», нередко причудли­вой формы, образованные прибоем. Одновременно на се­вере Байкала вдоль беретов уже появляются полосы льда - забереги. В Южном Байкале забереги появляются только в ноябре. Здесь их образованию препятствует глу­бинная теплая вода, поднимающаяся на поверхность на смену холодным слоям, отогнанным северо-западными вет­рами. Под юго-восточным берегом, где осенью особенно силен прибой, края заберегов сильно утолщаются, доходя нередко до 5-6 м. Они принимают форму валов, по мест­ному «соку ев». Образуются сокуи в основном из рыхлого крупичатого внутриводного (донного) льда, выбрасывае­мого на поверхность волнами. Донный лед кристаллизует­ся на Байкале в незначительном количестве: не всегда на­ступает необходимое для его образования переохлаждение воды. Этот лед местами участвует в образовании непро­зрачного льда.

Сильные ветры и волна разламывают широкие забере­ги. Образованные крупные и мелкие обломки льда - по местному «осенеца» - переносятся ветром и течениями на большие расстояния. Количество обломочного льда посте­пенно увеличивается. С усилением морозов обломки смер­заются, образуя ледяные поля. На открытых простран­ствах озера в морозные безветренные и безоблачные ночи быстро образуется молодой прозрачный лед.

Однако на этом осенний ледоход на Байкале не закан­чивается. Ледяные поля и молодой лед в ноябре, декабре и начале января многократно взламываются и образуются вновь. Волна и ветер создают в отдельных частях озера на­громождения льдин - торосы. Местами происходит подсо­вывание льдин, что приводит к образованию многослой­ного льда. Таким образом, когда наступает полное замер­зание, ледовый покров Байкала оказывается уже неодно­родным: гладкий лед толщиной в 5-20 см чередуется со льдом, утолщенным подсовами до 40-65 см, а также со льдом торосистым.

Байкал никогда не покрывается сплошным ледовым покровом одновременно на всем своем протяжении. Ледо­став наступает в различных районах озера в очень разные сроки, которые к тому же не остаются постоянными в от­дельные годы. Уже в октябре целиком замерзают мелко­водныесоры я небольшие заливы. У разных берегов за­мерзание происходит с середины декабря до начала янва­ря. В первой половине января замерзают открытые части озера и позднее всего - наиболее глубокий район - про­тив острова Ольхон (рис. 31). В отдельные годы свобод­ные от льда пространства сохраняются в течение всего ян­варя, а в 1899 г. окончательный ледостав в районе Голо­устного наступил лишь 10 февраля. В течение зимы неза­мерзающим остается очень небольшое пространство перед истоком Ангары. Образованию льда здесь препятствует подъем к поверхности более теплых глубинных вод.

В течение зимы толщина ледового покрова озера непре­рывно растет. Особенно большой толщины - до 150- 250 см - достигает лед в небольших, рано замерзших зали­вах. Вдоль северо-западного побережья, в Малом Море и других местах, очень быстро образуется свободный от сне­га кристально-прозрачный лед. Однако в конце февраля - начале марта его намерзание прекращается. В открытом Байкале скорость намерзания и толщина льда во многом зависят от распределения на ледовом покрове снега.

Снеговой покров сильно замедляет нарастание льда, которое продолжается до начала апреля. Дело в том, что снег затрудняет теплообмен через ледовый покров. При отсутствии снега, в первой половине зимы, поверхност­ные слои воды быстро охлаждаются, отдавая свои запасы тепла через лед, который быстро нарастает. Во второй по­ловине зимы увеличивается приток солнечного тепла, про­никающего через прозрачный лед, вода нагревается и на­мерзание прекращается. Снеговой покров, с одной сторо­ны, задерживает теплоотдачу подледной воды, с другой, отражая до 50-70% солнечной энергии, препятствует нагреванию воды, что особенно заметно во второй полови­не зимы.

Толщина однослойного гладкого льда к концу зимы колеблется в пределах от 70 до 113 см, но в отдельных слу­чаях достигает 130 см и более. Многослойный лед, обра­зующийся в результате подсовов, может иметь значитель­но большую толщину.

На протяжении зимы сплошной ледяной покров не остается неподвижным и неизменным. Он претерпевает хотя и небольшие, но весьма ощутимые горизонтальные и вертикальные смещения. В результате образуются дефор­мации и разломы льда, появляются узкие «сухие» трещи­ны, сквозные широкие щели с высокими нагромождения­ми льдин по краям.

Основная причина горизонтальных смещений ледово­го покрова - сжатия и расширения льда при изменении его температуры. О масштабе этих движений можно су­дить по следующим цифрам. Оказывается, понижение тем­пературы ледового покрова Байкала на 3° привело бы к сжатию и уменьшению его по длине озера на 120 м. Но конфигурация и изрезанность его берегов, с которыми спаян ледовый покров, приводят к появлению целой сети сквозных щелей, разделяющих сплошной ледовый покров на отдельные ледяные поля, достигающие 30 км в попереч­нике. Ширина же самих щелей колеблется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров. Местопо­ложение этих щелей из года в год не меняется.

Такие сквозные щели на Байкале издавна называются «становыми щелями».

Во время потепления лед расширяется, вдоль щелей возникают нажимы и нагромождение ледяных глыб. Об­разуются «становые торосы», тянущиеся на многие кило­метры. Образование щелей и становых торосов сопровож­дается сильным шумом, напоминающим пушечную пальбу или раскаты грома.

Становые торосы и десятки квадратных километров то­росистого льда создают трудные условия для работы зим­него транспорта на Байкале. Особенно опасны щели, затя­нутые тонким молодым льдом.

Большие сибирские морозы придают ледовому покро­ву Байкала монолитность, значительную толщину и проч­ность.

Вертикальные движения ледового покрова - результат изменений положения уровня озера, которые вызываются действием ветра, резкими колебаниями атмосферного дав­ления или иными причинами. Непосредственное воздей­ствие ветра на движение льда становится заметным лишь весной, перед самым вскрытием озера.

В течение зимы в ледовом покрове Байкала образуют­ся полыньи. Сперва они небольшие - величиной в не­сколько метров, но постепенно их размеры увеличивают­ся. Эти полыньи или, как их называют,- «пропарины», «ключи» - следствие подтаивания льда снизу. Происхо­дит это там, где выделяющиеся со дна озера газы увлекают к нижней поверхности льда теплые глубинные воды.

Пропарины также могут возникать и в местах выхода горячих ключей, распространенных по берегам Байкала, но их величина незначительна. Районы возникновения пропарин, образованных в результате подъема к поверх­ности глубинных теплых вод, остаются неизменными из года в год. Это подтверждает существование в Байкале постоянных подледных течений. Наиболее крупные про­парины встречаются у мыса Кадильного, по северному бе­регу Южного Байкала и в некоторых других частях озера.

Внутреннее разрушение байкальского льда начинается задолго до ледохода. Солнечные лучи через прозрачный лед нагревают подледный слой воды. Лед начинает таять снизу, рушиться и, как говорят, разыгливаться - делиться на столбики и иглы. Количество пропарин увеличивается, они расширяются, превращаясь постепенно в обширные полыньи. Расширяются щели, большие ледяные поля ос­вобождаются и приходят в движение под действием ветра. Начинаются нажимы и надвиги льда, представляющие серьезную опасность для береговых сооружений: приста­ней, молов, пирсов и др. Местами массы льда вытесняют­ся на берега (рис. 32, 33).

Такая картина из года в год наблюдается уже в середи­не апреля по всему северному берегу Южного Байкала в районе: пос. Лиственичное - бухта Песчаная. В тече­ние всей зимы здесь отсутствует снежный покров. На про­тивоположном берегу, в районе Посольск - Танхой, где в зимний период снег держится, разрушение льда начинает­ся двумя неделями позже, а в Северном Байкале - только во второй половине мая.

Ветер взламывает подтаявший утративший свою проч­ность лед. На образовавшихся обширных пространствах свободной воды он разводит волну, ускоряя разрушение ледового покрова. Взламывание льда обычно начинается в районе поселка Лиственичное - бухты Песчаной в по­следних числах апреля. В этом же районе - против мысов Большого и Малого Кадильного - наблюдается особен­но ранний ледоход. Эту особенность отметил еще в 1788 г. знаменитый исследователь Сибири - академик Паллас. Взламывание ледового покрова на севере Байкала насту­пает только в конце мая.

Весенний ледоход на Байкале продолжается в среднем 12-19 дней, вдоль юго-восточного побережья - 25- 30 дней, а западнее истока р. Ангары заканчивается в 4- 10 дней. Освобождение отдельных районов Байкала ото льдов растягивается на продолжительное время. Если на юге озеро очищается в первой половине мая, то у северной его оконечности отдельные льдины еще можно встретить в начале, а в районе Сосновой губы и в середине июля (рис. 34).

Позднее замерзание и позднее вскрытие, в отличие от других озер умеренных шпрот,- проявление одной и той же особенности Байкала: его огромной температурной инерции. Сезонные изменения температуры вод Байкала в результате их громадного объема и большой теплоемкости протекают очень медленно. Весной и летом байкальские воды накопляют огромные запасы тепла, на его отдачу, охлаждение верхних слоев и последующее замерзание даже в случае сильных морозов затрачивается немало вре­мени. Точно так же весной требуется очень много солнеч­ного тепла для того, чтобы температура в значительной толще верхних слоев воды повысилась и началось усилен­ное таяние льда с его нижней поверхности.

Обратное наблюдается в байкальских сорах. При об­ширной поверхности и глубине всего 3-5 м воды соров очень быстро отдают свои небольшие запасы тепла и за­мерзают уже в октябре. Весной же вода в сорах быстро прогревается, и они освобождаются от ледового плена на­много раньше открытого Байкала.

Легендарное российское озеро, включенное в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – магнит для туристов со всей планеты. Мы спросили у двух путешественников со стажем, в какое время года лучше ехать на Байкал. Каждый настаивал на своей версии. Юлия рассказывала о экстремальной поездке по бирюзовому льду. «А как же палаточный лагерь и путешествие на байдарках?» – упрямствовал Александр. Пришлось объявить ничью. Время года не имеет значения, если цель вашей поездки – пресноводное море Сибири.

Фото: satorifoto.livejournal.com / Даниил Коржонов

«Вот доедем – и покажу тебе место, где на прошлой неделе КамАЗ с дровами на дно ушел. Если полынья в том месте ровненько замерзла, то сквозь лед можно увидеть кабину, там неглубоко! Говорят, водила выбраться так и не успел», – под такие «веселые» байки моего иркутского приятеля Димы и клацанье моих зубов на огромном экспедиционном джипе бодро мчим из Иркутска к Байкалу. На календаре вторая половина февраля. Я, словившая первый «наркотический» приход от лицезрения яростной сини байкальских вод осенью, теперь стремлюсь увидеть его легендарные бирюзовые льды.

КамАЗ, дрова и байкальские духи

Дорога от Иркутска до поселка Сахюрта, откуда в теплое время года на остров Ольхон ходит паром, а зимой берет свое начало официальная ледовая переправа, занимает около трех часов. Причем большая часть времени уходит на задабривание местных духов со сложным характером. Делается это в специальных точках – бурханах, расположенных на всем протяжении трассы. «Надо выпить алкоголь именно белого цвета и оставить монетку из белого металла. А то шиш тебе, а не хорошая погода и крепкий лед; коньяк и вино не прокатывают», – со знанием дела объясняет Дима, грозно шевеля бровями. Ежась на холодном ветру усть-ордынских степей и вспоминая ушедших на дно мужика, дрова и КамАЗ, покорно глотаю водку и ищу мелочь по карманам.

За такие добросовестные check-in`ы на бурханах по пути к Ольхону духи благосклонно приглушают инстинкт самосохранения. И в результате, впервые выезжая на открытый лед, за границы официальной ледовой переправы, ты не орешь от страха, а тихонько подвываешь от ужаса и восторга, сидя в многотонном автомобиле, который неуправляемым снарядом несется по зеркалу Малого моря практически без сцепления с поверхностью. Под колесами – темно-синяя бездна, исчерченная белыми метеорами мелких поверхностных трещин, усеянная галактиками пузырей и туманностями редких снежных проплешин. Процесс торможения на абсолютно гладком льду – это целая спецоперация, требующая особых навыков по мгновенному расчету массы автомобиля по отношению к скорости и примерному расстоянию до ближайших торосов или торчащей изо льда скалы. Господи, спаси и сохрани!

Человек-пингвин

«К скалам близко подъезжать нельзя», – говорит Дима, блокируя все колеса и эффектно пуская машину юзом в сотне метров от обрывистого берега Ольхона. «Они нагреваются от солнца и лед рядом с ними подтаивает. Но мы туда сейчас пешком сходим». К этому моменту сознание полностью смиряется с тем, что на ближайшие несколько дней под тобой будет 50–80 см совершенно прозрачного льда и бог знает сколько десятков или сотен метров водной толщи самого глубокого на этой планете озера. Поэтому первые шаги по льду делаются с обреченностью ведомого на расстрел: в конце концов, какая разница, где тебя поглотит сия пучина – посередине Малого моря или у ближайшей скалы. Но в следующие мгновенья – после эпичного падения на пятую точку с тремя безрезультатными попытками подъема – тема разверзающейся бездны закрывается полностью. Отныне главной твоей заботой становится удержание собственного тела в вертикальном положении. Единственным в моем случае работающим способом более-менее безопасного передвижения по зеркальному льду был режим «человека-пингвина». При этом для профилактики ушибов и переломов при падениях необходимо предусмотреть одежду, которая максимально приближает вас к форме шара.

Дорога жизни

Увидеть главные сокровища зимнего Ольхона – ледяные гроты на севере – можно, только выехав за границы официальной переправы. Это дорога по льду Байкала, которую иркутское подразделение МЧС прокладывает каждый год. Дорога жизни, как ее называют жители Ольхона. Именно этой трассой пользуются для поездок на материк, по ней завозят продукты для островных поселков, дрова для отопления (на Ольхоне, который целиком является заповедной зоной, вырубка запрещена) и медикаменты.

Байкал даже подо льдом – живой, он дышит, ворочается, образуя страшные становые трещины и гигантские торосы. Подводные течения и ураганные ветра в некоторых заливах меняют структуру льда, появляются полыньи. Местные жители, выезжая на открытый лед, хорошо знают такие проблемные участки и объезжают их стороной. Для новичков выезд за пределы вешек, поставленных МЧС, – большой риск. Каждый год под байкальский лед уходят десятки машин. Очень часто жертвами становятся нетрезвые водители и гости из других регионов, по прилете в Иркутск арендующие крутые машины и рассекающие на них по замерзшему озеру. Поэтому главный лайфхак для путешествующих на зимний Байкал: забудьте про аренду автомобиля. За рулем при поездках по льду должен находиться трезвый местный житель, обладающий знаниями о ледовой обстановке по вашему маршруту.

Позы на льду

Все выезжающие на открытый лед предоставлены сами себе. И каждый придумывает развлечения по своему вкусу, отличающие разной степенью безумия и экстремальности. Спортсмены делают многокилометровые многодневные переходы на коньках с лыжными палками, волоча за собой снаряжение в санях. В заливах можно встретить рыбаков: подледный лов омуля превращает мужиков в зомби. Некоторые фанатики привозят с собой фанерные домики и ставят их прямо над лункой, в них же и ночуют. Отчаянные байкеры шипуют резину своих мотоциклов эндуро и пересекают Байкал с юга на север, с разгону перепрыгивая непреодолимые для машин торосы и трещины. Кайтеры буксировочными змеями ловят шальные ветра. Про подледный дайвинг мне даже страшно думать.

Далекий от спортивного экстрима народ с турбаз сначала плотно утрамбовывается жареным омулем и позами – гигантскими бурятскими пельменями. На позе сверху – дырка. «Сначала высасываешь у нее «душу» – горячий мясной сок из отверстия на макушке. А потом уже пустую кусаешь сбоку», – советуют мне опытные едоки. Сок обжигает язык, из отверстия идет пар. Дальше сладкий чай с лимоном, одевание с постепенным принятием формы шара и выход-выкат в солнечный морозный день.

А неугомонные туристы уже арендуют «Хивусы» – катера на воздушной подушке – и уносятся на них через полыньи и трещины в Малое море. Но «Хивус» надолго – это дорого, поэтому после народ устраивает покатушки на внедорожниках по идеально ровному льду с максимальным разгоном и последующим дрифтом. Рекомендую при этом врубить в машине на всю громкость какой-нибудь из вальсов Штрауса. Например, «Сказки Венского леса». Скорее всего, вас потом долго не будет укачивать ни на одном транспортном средстве. Когда просто дрифтовать становится скучно, к машинам привязывают надувные санки-ватрушки. Развлечение, кстати, довольно опасное: «ватрушечники» рискуют быть размазанными о байкальский лед в случае неловкого поворота неопытного водителя. Поэтому мы рисковать не стали и привязали длинным тросом к машине… мою подругу Катерину на коньках. Все сделали аккуратно: Катерина сначала вяло сопротивлялась, а потом требовала продолжения.

Гала-концерт

Вообще, конечно, скольжение идеальное. Ветер сдувает снег с ледовой поверхности и образует идеальный каток. Огромный, безлюдный и бесплатный. Ошалевшая от счастья Катерина носилась по льду с криками «Это все мое! Мое!». Перед выездом в аэропорт одной из моих важнейших задач было поймать ее и снять коньки.

А еще поражает сверхъестественная прозрачность байкальского льда. Бог его знает, за счет чего формируется этот оттенок неземной бирюзы – химического состава воды или преломления солнечных лучей? Кстати, погода на Oльxoне заметно отличается от других мест на Бaйкaле: по результатам многолетних наблюдений, на острове всего 48 пасмурных дней в году. И если день солнечный и безветренный, то, например, местные -15 или -20 °С вполне комфорты для долгого пребывания на свежем воздухе.

Да и звуки этот лед издает особые. Он то стреляет резкими разрывами далеких становых трещин, то по-змеиному тихо шипит сетью мелких поверхностных под ногами, то гулко булькает под ударами ладошек местных ледовых барабанщиков. Финальный гала-концерт мы инициировали сами и уже на берегу Большого Байкала. Синхронно разбивали большие куски льда и потом долго вслушивались, как тонко поют-звенят острые осколки, катящиеся по ледовому полю к розовому закату, опускающемуся на Бугульдейский залив. А в это время духи шаманов с Мишкиной горы хохотали над бесплотными попытками безумцев по звуку и цвету льда расшифровать формулу любви к этому удивительному месту над названием Байкал.