Статусы высших учебных заведений россии. Вузы в россии

Статус высших и средних учебных заведений.

Что такое статус учебного заведения?

Каждое учебное заведение имеет государственный статус, который присваивается (а в дальнейшем подтверждается каждые пять лет на аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) при прохождении комплексной оценки деятельности образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования. Статус в обязательном порядке включается в наименование вуза или ссуза и отражается в Уставе и свидетельстве о государственной аккредитации.

Рассмотрим, в чем заключается различие между институтом, академией и университетом.

В России существует три вида высших учебных заведений: институт, академия и университет.

Для того чтобы учебное заведение могло называться институтом, ему достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и заниматься собственной научной работой. Иногда институт проводит процедуру аккредитации по одной специальности, а по остальным - проводит подготовку специалистов на основании одной лишь лицензии.

Если учебное заведение имеет статус академии, значит в нем ведется подготовка специалистов в одной сфере деятельности. Все специальности академии относятся к какой-либо одной отрасли. Это чаще всего отражается в названии академии. Например: академия физической культуры, сельскохозяйственная академия, академия туризма, текстильная академия, академия железнодорожного транспорта.

В университете охватывается широкий спектр специальностей из разных областей науки. В учебном заведении, которому присвоен статус университета, могут соседствовать гуманитарные и технические факультеты. В стенах одного вуза могут учиться студенты-экономисты, химики и будущие музыканты.

Такая четкая градация характерна в основном для государственных вузов. Негосударственные учебные заведения часто, стараясь возвыситься над конкурентами, искусственно завышают свой статус. Например, «Современный гуманитарный университет» вынужден был переименоваться в «Современную гуманитарную академию». Также негосударственные вузы чаще используют в названии словосочетание «высшая школа». Однако аккредитованные негосударственные образовательный организации при этом стараются добавлять к названию в скобках действительный статус. Например: «Высшая гуманитарная школа им. Дубнова (институт)».

Бывает, что государственные вузы, которые, просуществовав много лет, уже не беспокоятся о потере свого веса в глазах абитуриентов. Это сложившиеся учебные заведения, название которых уже давно всем знакомо. При повышении статуса на аккредитационной коллегии такие вузы, чтобы не потерять узнаваемость, сохраняют старое название, к которому в скобках добавляют приписку (университет). Например: «Московский авиационный институт (Государственный технический университет)» или «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)». Или наоборот, сохраняют всем знакомую аббревиатуру старого названия. Например: «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», или «Московский государственный технический университет «МАМИ».

Но, не смотря на все эти различия, законодательством не предусмотрены какие-либо льготы, преимущества или ограничения для выпускников образовательных организаций разного статуса. Для студента высшего учебного заведения более важно наличие государственной аккредитации, чем статус.

Учебные заведения среднего профессионального образования тоже имеют градацию по статусу. Это техникум и коллеж.

Колледж отличается от техникума тем, что в нем ведется подготовка специалистов не только по базовому, но и по повышенному уровню. То есть в приложении к свидетельству об аккредитации колледжа должна быть указана хотя бы одна программа, по которой обучают специалистов повышенного уровня. Например, с присвоением квалификации не «техник», а «старший техник».

Квалификация повышенного уровня дает выпускнику колледжа возможность продолжить обучение в высшем учебном заведении соответствующего профиля по сокращенной программе, с перезачетом тех дисциплин, которые преподавались в колледже в таком объеме, который предусмотрен для их изучения в учреждениях высшего профессионального образования.

Абитуриенты прошлых лет не слишком-то верили в то, что какой-нибудь университет – действительно университет, а академия – это и вправду академия. Стальным голосом спросить лицензию, узнать про аккредитацию и не перепутать одно с другим - вот, казалось им, гарантия истинности статуса вуза! Нынешняя ситуация такова, что, если вуз уцелеет, то уж лицензия и аккредитация у него будут. Списки вузов, лишенных всего этого, стали появляться в новостях. Списки эти пока небольшие. И пусть министр образования даже говорил, что число вузов, возможно, и вырастет, но вряд ли кто-то заметил эти слова. Почему? Вузов просто много, большой процент их назван слабыми, они ждут плановой проверки - и боятся закрытия. Да еще и демографическая ситуация подкачала; не придут студенты на первый курс - несостоявшаяся альма-матер прекратит свое бытие.

Чтобы уцелеть, вузы желают объединяться во что-то университетоподобное. Но если в городе, скажем 5 вузов, все они профильные и разные, то объединение здесь почти невозможно… А одновременно с подобным стихийным процессом возникают новые статусы вузов - уже законодательным путем.

Разные статусы вузов предполагают порой совершенно разные образовательные пути и возможности. Один и тот же вуз, особенно если он очень сильный, может обладать несколькими разноплановыми статусами. А от вас зависит, насколько разумно при получении образования вы сумеете воспользоваться ресурсами вуза, предоставляемыми его новым статусом.

Автономный вуз. Этот статус получит значительная часть вузов России; он предполагает свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами. Руководить такими вузами будет наблюдательный совет, на треть состоящий из представителей самого вуза, а на остальные две трети - из работодателей, чиновников и общественности. Ректора приравняют к наемному управляющему. Идея состоит в том, что на выходе работодатель должен получить специалиста, точно соответствующего требованиям современной компании.

Академия. Следите за обновляемой информацией от Министерства образования и науки: академиям вот-вот дадут новое определение. Для справки: раньше академией считался вуз, лидирующий, в отличие от классического университета, лишь в одной области науки. Поэтому получалось так, что из стен академий выходил больший процент ученых, чем из университетских стен.

Институт. Так будут называться всего 150 вузов регионального значения. Поскольку, по прогнозам чиновников, в будущем государственное финансирование получат только лучшие вузы, то возможность получить бюджетное образование в институтах остается под вопросом. Хотя говорят, что количество бюджетных мест в вузах всей страны в целом не сократится.

Магистерский университет. Это университет, специализирующийся на подготовке магистров. Первым магистерским университетом в России планирует стать ГУ-ВШЭ.

Научно-образовательный центр. Это всего 2 вуза - МГУ и СПбГУ. Недавно они получили право разрабатывать собственные учебные программы.

Национально-исследовательский университет. Этот статус придумал еще основатель Стэнфордского университета (США), однако в России о национально-исследовательских университетах заговорили только в 2008 году. Это МГУ, СПбГУ, Федеральный технологический университет на базе МИСиС, Федеральный ядерный университет на базе МИФИ… Сформирован еще не весь список, но почти половину его вы, считайте, уже прочли. Ректор МГУ В. Садовничий предполагает, что национально-исследовательскими университетами станут также МГТУ им. Н. Э. Баумана, а еще - политехнический и горный университеты Санкт-Петербурга. В эти вузы рекомендуется поступать тем, кто с первого курса планирует включаться в серьезную научную работу, к концу учебы в вузе хочет стать автором нескольких десятков научных статей, а на протяжении своей карьеры будет вести исследования, имеющие важное значение для России. Это позволит сделать крепкая научная школа (или ряд школ) вуза и его программы, формируемые на научной основе.

Олимпийский университет. Российский международный олимпийский университет (РМОУ) откроется в 2012 году в Сочи. Эта информация, возможно, пригодится вам уже для второго высшего образования, если вы захотите стать профессионалом в области международного спортивного менеджмента. Как вы думаете, особый ли статус у этого вуза, если в нем задумано создать кафедры по принципу соответствия олимпийским функциям, если его студенты будут представлять 205 национальных олимпийских комитетов, если среди преподавателей будут олимпийские чемпионы, а практика совпадет с Играми-2014? Безусловно.

Особо ценный объект культурного наследия народов РФ. Этот статус изначально придуман не для вузов, но тем не менее у 10 из них он есть. Три из них - в Москве (МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, РГАУ (МСХА) им. К. А. Тимирязева), четыре - в Петербурге (СПбГУ, Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова), один - в Казани (университет) и два - в Томске (университет и политехнический университет). Территория таких вузов находится под охраной государства. Здесь стены помогают учиться.

Прикладной бакалавриат. Вводится с предстоящего учебного года на базе средних учебных заведений. Это вариант для тех, кто, возможно, звезд с неба не хватает, но хочет иметь высшее образование, серьезную профессию и высокую зарплату. Уже в самой идее такого статуса учебных заведений заложено стремление предложить достойный ответ на запрос промышленных предприятий, которым нужны высококвалифицированные сотрудники. Какие? Нынче в дефиците, скажем, сварщики со знанием современных технологий работы.

Университет. Скоро их будет примерно на 450 меньше. И на вопрос, что такое университет, прозвучит новый ответ, - новый, поскольку разрабатываются новые правила, по которым будут разграничены университеты, академии и институты. Тем, кто собирается в какой-либо университет, название которого не приводится на этих страницах, следует рассмотреть вариант, что поступать-то вы будете, может, и в университет, а вот выпускаться - возможно, уже из института.

Федеральный вуз. Их всего 2 - МГУ и СПбГУ. Они могут не подчиняться госстандартам на образование. Их бюджет, как ожидается, вырастет вдвое. Они смогут создавать предприятия, запускать инновационные проекты – а это, если подумать о будущем, уникальные рабочие места. Со временем федеральными станут около 55 вузов, которые получат максимум государственной финансовой поддержки.

Федеральный университет. Их придумал президент Медведев – и новостные агентства уже назвали их новыми видами учебных заведений. Идея такова: на один федеральный округ – по одному федеральному университету. А каждый университет «склеивается» из классического университета и, скажем, технического.

Сибирский федеральный университет в Красноярске создан путем объединения четырех вузов, Южный в Ростове объединил в себе два. Это реальные вузы, они уже есть, туда можно поступать. На очереди – создание Дальневосточного госуниверситета во Владивостоке. А еще такие университеты хотели бы создать у себя Воронеж, Екатеринбург, Казань и Калининград, но они вправе только подать соответствующую заявку. Так что те из вас, кто идет в лучшие вузы в этих городах, могут в годы студенчества неожиданно оказаться в рядах студентов федеральных университетов – но могут и не оказаться. Ожидается, что в 2015 году программы обучения получат международную аккредитацию, а дипломы выпускников – международное признание.

Высшее учебное заведение (сокращенно ВУЗ , в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами) — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию , которая даёт право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и бывает дневное (очное), вечернее (очно-заочное), заочное. Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное.

Виды высших учебных заведений

В настоящее время высшие учебные заведения в Российской Федерации подразделяются на три вида:


Университет многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, туризм, экономика, финансы и т. п.).
Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Различие между институтом, академией и университетом


Для того чтобы учебное заведение могло называться институтом, ему достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и заниматься собственной научной работой. Иногда институт проводит процедуру аккредитации по одной специальности, а по остальным - проводит подготовку специалистов на основании одной лишь лицензии.

Если учебное заведение имеет статус академии, значит, в нем ведется подготовка специалистов в одной сфере деятельности . Все специальности академии относятся к какой-либо одной отрасли. Это чаще всего отражается в названии академии. Например: академия физической культуры, сельскохозяйственная академия, академия туризма, текстильная академия, академия железнодорожного транспорта.

В университете охватывается широкий спектр специальностей из разных областей науки. В учебном заведении, которому присвоен статус университета, могут соседствовать гуманитарные и технические факультеты. В стенах одного вуза могут учиться студенты-экономисты, химики и будущие музыканты.

Такая четкая градация характерна в основном для государственных вузов. Негосударственные учебные заведения часто, стараясь возвыситься над конкурентами, искусственно завышают свой статус. Например, «Современный гуманитарный университет» вынужден был переименоваться в «Современную гуманитарную академию». Также негосударственные вузы чаще используют в названии словосочетание «высшая школа». Однако аккредитованные негосударственные образовательный организации при этом стараются добавлять к названию в скобках действительный статус. Например: «Высшая гуманитарная школа им. Дубнова (институт)».

Бывает, что государственные вузы, которые, просуществовав много лет, уже не беспокоятся о потере своего веса в глазах абитуриентов. Это сложившиеся учебные заведения, название которых уже давно всем знакомо. При повышении статуса на аккредитационной коллегии такие вузы, чтобы не потерять узнаваемость, сохраняют старое название, к которому в скобках добавляют приписку (университет). Например: «Московский авиационный институт (Государственный технический университет)» или «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)». Или наоборот, сохраняют всем знакомую аббревиатуру старого названия. Например: «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», или «Московский государственный технический университет «МАМИ».

Но, не смотря на все эти различия, законодательством не предусмотрены какие-либо льготы, преимущества или ограничения для выпускников образовательных организаций разного статуса. Для студента высшего учебного заведения более важно наличие государственной аккредитации, чем статус.

Структура высших учебных заведений

Возглавляет высшее учебное заведение ректор , его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры , которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет .

Основные подразделения высших учебных заведений


Факультет — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.
Кафедра — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации.

Аспирантура — специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук.

Докторантура — специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.
Подготовительные курсы (Подготовительное отделение) предназначены для групповой дополнительной подготовки абитуриентов по профилирующим дисциплинам перед вступительными экзаменами в вуз.

В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.