Транспорт в городе. Некоторые великолепные места в провинции Гроссето


Провинция:
Площадь: 174 кв.км.
Население: 85 тыс. чел.

Гроссето – это итальянский город, расположенный в регионе Тоскана, южнее Сиены, всего в четырнадцати километрах от побережья Тирренского моря. Этот город является не только административным центром одноименной провинции, но и считается главным городом в области Маремма. В давние времена территорию вокруг Гроссето занимали многочисленные озера и малярийные болота, но спустя много лет равнину осушили. Как напоминание того времени, до наших дней сохранилось несколько минеральных источников, недалеко от которых расположился местный курорт Terme Saturnia.

До прихода римлян, в этих землях жили племена этрусков, чье поселение, которое называлось Руселлы, находилось всего в пяти километрах от современного города. На гербе города со времен правления гибеллинов изображен грифон, символизирующий происхождение горожан от этрусков. Впервые город упоминается в начале девятого столетия, в то время как семья Альдобрандески получила в свои владения церковь Сан-Джорджио. Именно с этой семьей связано дальнейшее развитие города.

Фото Гроссето

В первой половине двенадцатого века на город совершает нападение баварский герцог Салической династии, но горожане достойно выдержали изнурительную осаду города. Приблизительно в это же время в город из Руселл перебирается епископ. С середины того же века Гроссето заключает торговый договор о поставках соли с Сиеной, а немногим позже присягается Сиене в верности.

После того, как у власти оказывается династия Медичи, город переподчиняется Флоренции. В это же время над городом была построена цитадель, а сам Гроссето укрепляется высокими крепостными стенами. С приходом к власти Габсбургов, был реализован проект по осушению окружавших Гроссето болот, из-за которых практически каждый год в регионе вспыхивали настоящие эпидемии малярии. Один из этой династии правителей, Леопольдо II, даже был увековечен в виде красивого памятника на Центральной площади города.

Своим нынешним видом Гроссето во многом обязан Муссолини. Именно по его приказу в тридцатых годах прошлого столетия было начато благоустройство Мареммы для того, чтобы увеличить число туристов. Старую часть города еще во времена правления династии Медичи окружили крепкой шестиугольной стеной. Из исторических памятников города также стоит отметить романский собор Святого Лаврентия и несколько средневековых церквей. Славится своими экспонатами, большая часть из которых была добыта на раскопках Руссел, огромный археологический музей города.

Величественный кафедральный собор, второе название которого - Дуомо, был возведен в тринадцатом столетии по проекту известного архитектора Соццо ди Рустикино. В девятнадцатом столетии фасад собора заново отделали барельефами и ажурными галереями, придав ему изящную элегантность. Внутри Дуомо украшен алтарем работы великого Антонио Гини и известным «Успением», автором которого является Маттео ди Джованни.

Любителям исторических ценностей и произведений искусств в обязательном порядке необходимо посетить местный археологический музей. В его выставочных залах можно полюбоваться шедеврами средневековых художников, а также увидеть массу археологических находок, начиная со времен палеолита и заканчивая поздним средневековьем. Также советуем посетить церковь Сан Франческо, выдержанную в готическом стиле.

(Lazio) и включающей холмистую местность Металлифере (Metallifere), обрамленные соснами бухты и знаменитые в Европе пляжи на побережье Тирренского моря (Mar tirreno).

Здесь находится несколько особо охраняющихся государством природных территорий:

  • Национальный парк Маремма (Maremma), расположенный к северу от курорта Таламоне (Talamone);
  • Бьянкане (Biancane);
  • Лагуна Орбетелло (Orbetello) и др.

Провинция популярна среди отдыхающих своими известными курортными центрами:

  • Городок Пунта Таламоне (Punta Di Talamone) , привлекающий туристов живописными руинами древней крепости, разнообразием животного и растительного мира;
  • Морской курортный городок Кастильоне делла Пеская (Castiglione della Pescaia), объединяющий кварталы старого города с мощными крепостными стенами на скале и оживленные портовые кварталы;
  • Питильяно (Pitigliano), городок в горах, окруженный горными ущельями с бегущими в них реками и сохранивший храмовые постройки, представляющие стилевые особенности барокко XIV-XVI веков и др.

Гроссето доставит массу удовольствий любителям гурман-туров и местных натуральных вин. Сюда приезжают поклонники дайвинга, плавания с аквалангом, морских путешествий, велопоходов и конных прогулок.

Провинция богата памятниками истории и культуры, рассказывающими о временах античности и средневековья:

  • Акрополи этрусских племен;
  • Раскопки на местах древнеримские поселений;
  • Сохраняющие древние обычаи деревни и др.

Город Гроссето – бесспорный историко-культурный центр провинции.

В архитектурном облике Гроссето отразилась история Италии с ее самыми яркими страницами. Доисторическая культура высокоразвитых народностей, таких, как этруски, представлена в местном Археологическом музее. Об эпохе Медичи рассказывают величественные крепостные стены. Черты ренессансной культуры можно изучать по соборам и дворцам города.

В центральной части Гроссето сохранились укрепленные стены, которые были возведены в 1574 году Франческо I (Francesco I) в форме шестиугольника. Укрепления были перестроены в 1593 году при Фердинанде I (Ferdinando I) по образцу знаменитой крепости в Лукке (Lucca).

На главной площади Piazza Dante располагается старинный Собор Сан-Лоренцо (La Cattedrale Di San Lorenzo), строившийся в 1294-1302 годы. Собор представляет большую культурно-историческую ценность, так как возведен на месте более древней постройки и в течение своей жизни несколько раз менял облик (в 1611 году была заново отстроена колокольня, в 1840-1845 годах изменился облик фасада и проведены реставрационные работы во внутреннем пространстве).

Поэтому собор представляет собой интересный комбинированный портрет нескольких архитектурных эпох.

В соборе хранится бесценная работа «Успение» мастера второй половины XV века Маттео из Сиены (Matteo da Siena).

На площади Баккарини (Piazza Baccarini) расположен Музей археологии и искусства. Здесь представлена богатая экспозиция произведений этрусского и древнеримского искусства.

Маленькая церковь Сан-Франческо (Chiesa Di San Francesco), находящаяся на площади Независимости (piazza Indipendenza), основанная в XIII веке, была выстроена орденом монахов Святого Бенедикта (San Benedetto), позднее ее хозяевами были монахи ордена Святого Франциска (San Francesco). Церковь известна сохранившимися фрагментами фресок XIV века.

Кухня

Как добраться

В Гроссето несложно добраться на железнодорожном или автобусном транспорте.

Подробную информацию о расписании поездов, маршрутах их следования и ценах на билеты можно найти на сайте .

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Известная массой туристических направлений и своей великолепной природой, провинция Гроссето охватывает южную конечность , простираясь с холмистых склонов Металлифере до границы с , через захватывающие дух ландшафты . Побережье Гроссето представляет взору пейзажи не менее редкой красоты - здесь доминируют сосновые леса и кристально чистые воды, а известных морских курортов, таких как Марина ди Гроссето, Принчипина Маре, Кастильоне, Пунта Таламоне и Пунта Ала, просто не счесть.

Пейзажи исключительной красоты, красочная флора и фауна, сюрреалистические атмосферы природных парков провинции (Бьянкане, лагуна Орбетелло и ) завораживают всех посетителей, региональные продукты и отличные местные вина, полученные из экологически чистых продуктов, выращенных на территории региона, привлекают гурманов со всего мира, археологические сокровища (старинные деревушки, римские поселения и этрусский акрополь на Юго-Востоке Гроссето) притягивают любителей истории, а почитатели художественного наследия поражаются очаровательными отголосками Средневековья и Ренессанса.

Провинция Гроссето. Фото flickr.com

Чем заняться в провинции Гроссето?

Разнообразие сред предоставляет массу развлечений для отдыха в тесном контакте с природой. Любители моря могут выбрать между скалами, бухтами и песчаными пляжами, наслаждаться захватывающими водными видами спорта и катанием на лодках. Красивые и красочные панорамы мыса Арджентарио идеально подходят для подводного плавания.

Охраняемые природные территории предлагают многочисленные тропы для пеших прогулок, езды на велосипеде или верхом на лошади на фоне холмов и зеленых долин. Ну и, конечно, Вы сможете посетить множественные традиционные фестивали и мероприятия, включая костюмированное шествие в Масса Мариттима, Палио Маринаро Арджентарио, исторический парад в Порто-Санто-Стефано и многое другое.

Национальный парк Маремма. Рассвет. Фото flickr.com

Что касается центра провинции, города Гроссето , то здесь мы остановимся, чтобы вкратце рассказать о его самых главных достопримечательностях.

Достопримечательности города Гроссето

Исторический центр города

Исторический центр Гроссето окружен нерегулярными шестиугольными крепостными стенами, с шестью бастионами, возведенных великим князем Франческо I в 1574 и модифицированными Фердинандом I в 1593 году. Крепостные валы Гроссето напоминают бастионы, расположенные в городе Лукка, и, соответственно, Гроссето даже иногда называют "маленькая ".


Палаццо Альдобрандески. Площадь Данте. Гроссето. Фото flickr.com

Крепостные стены Гроссето. Фото flickr.com

Собор Сан-Лоренцо

На главной площади старого города Гроссето, которая называется Piazza Dante, на северной стороне расположен главный городской собор (Собор Сан-Лоренцо). Он был построен между 1294 и 1302 годами на фундаменте более ранней церкви и несколько раз перестроен и изменен в последующие века (колокольня, изначально датированная 1402 г., была перестроена в 1611 г.; фасад перестроен в 1840-45 г.г.). Интерьер храма был восстановлен в 19веке. В левой трансепте находится знаменитая работа Маттео ди Джованни (известного как Маттео из Сиены, 1433-95) "Успение".

Площадь Данте. Гроссето. Фото flickr.com

Музей археологии и искусства Гроссето

Недалеко от собора в Гроссето, на площади Баккарини, находится Национальный Музей археологии и художественный музей Мареммы (Музей археологии и искусства), где можно увидеть коллекцию доисторических, а также этрусских и римских сокровищ цивилизации.

Адрес: Piazza Baccarini 3, Гроссето


Собор Сан-Лоренцо. Гроссето. Фото flickr.com

Церковь Сан-Франческо

Церковь Сан-Франческо, небольшой храм, расположенный недалеко от музея на площади Независимости Гроссето, была построена орденом бенедиктинцев в 13 веке. Позже храм перешел в руки францисканцев. Храм интересен тем, что содержит множество останков великолепных фресок 14 века.

Пьяцца Ла Васка. Гроссето. Фото flickr.com

Блошиный рынок, расположенный на Площади де Мария

Колоритный рынок, где можно приобрести множество интересных вещей, проводится в будние дни, предшествующие празднику или по праздничным четвергам.

Некоторые великолепные места в провинции Гроссето

Таламоне

Маленькая рыбацкая деревня и морской курорт, Таламоне, очарователeн своими пейзажами и расположен возле развалин старинного замка.

К северу от Таламоне находится , заповедник, демонстрирующий великолепие и разнообразие форм ландшафта, флоры и фауны, а также хранящий множество традиций.

Таламоне, провинция Гроссето. Фото flickr.com

Питильяно

Маленький городок Питильяно находится на крайнем юге . В средние века он принадлежал Орсини, влиятельной семье, которая предоставила ему статус муниципалитета. Позже город перешел к семье флорентийской династии Строцци, и в 1604 году он был включен в Великое княжество Тоскана.

Питильяно, расположенный на скале между ущельями рек Мелета, Леута и Проккьо, находится в чрезвычайно живописном месте. Кроме того, городок сохранил множество памятников истории, среди которых поместья, храмы и соборы в стиле барокко, построенные в 14-16 веках.


Питильяно, провинция Гроссето. Фото flickr.com

Кастильоне делла Пеская

Популярный приморский курорт Кастильоне делла Пеская лежит на Тирренском побережье у подножия Поджио Петриккьо, к западу от Гроссето.

Средневековая часть города, также известная как Кастильоне-Кастелло, занимает вершину холма, расположенного над морем, заключенного внутри контура стен и массивных башен. Замок Кастильоне возвышается над городом и его живописной маленькой гаванью, в которой пришвартованы разноцветтные рыбацкие лодки и красивые яхты. За городом находится прекрасный сосновый лес.

Кастильоне-делла-Пескайя, провинция Гроссето. Фото flickr.com

Праздники провинции Гроссето

В провинции Гроссето весь год наполнен различными событиями, связанными с фольклором, религиозными традициями, гастрономией или культурой. Вот самые известные из них:

Традиционный вечер-процессия при свете факелов, посвященный Сан-Джузеппе, завершается впечатляющим "обрядом Огня". Посетители собираются в центральной площади города вокруг огромного костра "invernacciu", в котором кукла (зима) сжигается и новый сезон приветствуют с пожеланием, чтобы он принес всем благополучие и достаток.

Праздник "Торчиата ди Сан-Джузеппе". Фото flickr.com

Il Balestro del Girifalco - Масса Мариттима, два раза в год: около 20 мая и во второе воскресенье августа.

Этот средневековый спектакль включает участие 8 арбалетчиков из каждого из трех районов города: лучник, который попадает ближе всего к центру мишени, выигрывает золотую стрелу и победивший район получает шелковый флаг. Каждый год площадь города наполняется тысячами жителей и туристов, которые приезжают, чтобы посмотреть историческую процессию с участием более 150 человек в средневековых костюмах, которая начинает конкурс.

Праздник "Il Balestro del Girifalco". Фото flickr.com

Capalbio Cinema - Международный фестиваль короткометражных фильмов - Капальбио, начало июля.

Это одно из самых важных событий в короткометражной киноиндустрии во всем мире. Фестиваль специализируется на короткометражках (максимальная длина 15 минут). Международное жюри, состоящее из режиссеров, актеров, продюсеров и критиков дарует награду за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу и т.д.

Toscana Fotofestival - Масса Мариттима, в июле и августе.

Фотографическое событие, состоящее из выставок лучших мастеров, встреч-дискуссии на темы, связанные с фотографией, и семинаров.

Главное событие для ковбоев Мареммы. Они встречаются в Альберезе каждое 15 августа, чтобы испытать себя в уникальном турнире. Разделенные на две команды - Желтая Роза и Красная Роза - ковбои конкурируют друг с другом мастерством верховой езды.

Это городская регата, в которой город представляют четыре квартала. Истоки конкурса очень древние: легенда гласит, что он представляет лодки местных рыбаков, состязующихся в гребных способностях.


Праздник "Палио Маринаро". Фото photogirello.it

Многочисленны фестивали и праздники, посвященные типичным региональным продуктам: гастрономический фестиваль "Gustatus" в Орбетелло (последние выходные октября), праздник дикого кролика на острове Джильо (сентябрь), праздник кабана в Виттория (сентябрь).

Что попробовать в Гроссето или типичная кухня провинции

Кухня Гроссето основана на продуктах земли и древних традициях.

Типичные блюда включают феттучини с различными гарнирами, грибной суп, бульон, суп с жареным луком, сельдереем и помидорами.

На самолете:

Римский Фьюмичино и Пизанский Галилео Галилеи являются ближайшими аэропортами к Гроссето, оба из них обслуживают национальные и международные рейсы. Из аэропорта Рим-Фьюмичино, электричка "Леонардо" доставит Вас к центральной ж/д станции

Один из немногих городов полностью окруженный стеной.
Гроссето расположен в 12 км от моря, на равнине называемой Маремма.
Город был основан этрусками в VII в. до н.э. под именем Роселле. Затем он перешел под власть римлян.
Свой современный облик Гроссето приобрел в Средневековье. В 1151 г. он занял сторону Сиены в борьбе с Флоренцией , чуть позже Гроссето становится таможенным пунктом, через который проходила соль.
В XIII в. Гроссето – свободная коммуна. Свою свободу город терял и обретал вновь несколько раз, пока не вошел в состав Сиенской республики в 1336 г.
После падения Сиены , Гроссето стал часть Тосканского герцогства.
В 1860 г. Гроссето вошел в состав объединенной Италии .
Во время второй мировой войны город пострадал от бомбардировок.
Экономический бум, случившийся в Италии в 1960-70е гг., затронул и Гроссето. Многие были заняты работой на военном аэродроме, который находится недалеко от Гроссето.
Сейчас Гроссето привлекательный для туризма город, в котором сохранился исторический центр, окруженный средневековой стеной с многочисленными памятниками старины, близость побережья (Марина Гроссето) позволят совмещать морской отдых с экскурсиями по городу и шопингом.

Начнем нашу экскурсию по историческому центру Гроссето с площади Данте (Piazza Dante) – это главная площадь города. Она имеет трапециевидную форму и является сердцем городской жизни. В центре площади возвышается статуя герцога Леопольда II Тосканского, который много сделал для развития Гроссето. На площади сосредоточены все важные постройки города.

Площадь Данте. Гроссето.

Внушительный Кафедральный собор посвящен Святому Лоренцо – покровителю Гроссето. Первый собор на этом месте был заложен в 1138 г. Новое здание в готическом стиле возвели в 1294 г. по проекту архитектора и скульптора из Сиены Соццо Рустикини.
Справа от собора возвышается римская колонна.


Кафедральный собор. Гроссето.

Дворец из красного кирпича, украшенный «ласточкиными хвостами» - это палаццо Альдобрандески , место заседания правительства провинции Гроссето. Дворец был возведен в средние века, но позже он был целиком перестроен. То здание, которое мы видим сегодня, выполнено в неоготическом стиле.
С другой стороны от собора расположен Городской дворец , или мэрия, возведеная в 1867 г.
От площади Дуомо начинается проспект Кардучи (Corso Carducci) – главная транспортная и торговая артерия Гроссето . Заканчивается проспект у Новых ворот.


Corso Carducci. Гроссето.

Не доходя до ворот, сразу после перекрестка в виде звезды, обратим внимания на церковь Святого Петра – это самая древняя церковь Гроссето .


Церковь святого Петра.

Свернем на улицу via Ginori , которая находится до церкви святого Петра. Отсюда виден фасад церкви святого Биджи, напротив которой расположена церковь Святого Франциска , к ней мы и направляемся.


Церковь Святого Франциска. Гроссето.

Она относится к эпохе Средневековья. Когда-то церковь принадлежала бенедиктинскому монастырю, а потом перешла францисканцам. Монастырский комплекс реставрировался и изменялся в разные века. Колокольню возвели в XX в.
Внутри хранятся художественные произведения разных веков. В центре дворика – колодец буйволицы, вырытый в 1590 г.. Когда-то буйволица, убегая от мясника, свернула в монастырский дворик, но упала в большую яму и там умерла. Построенный на этом месте колодец назвали в честь несчетной буйволицы.

Выйдем на via Garibaldi и свернем к городской стене . Стену возвели в XII в., впоследствии она ее неоднократно разрушали и перестраивали, настоящая стена (большая ее часть) датируется 1574-93 гг.
Стена окружает город по периметру, углы укреплены бастионами.


Пройдем вдоль стены или сверху по стене до Соляной площади (Piazza del sale) . Здесь находится важное историческое здание Гроссето – Соляной комплекс , здание было построено в XIV в. для контроля и экспорта соли, которую привозили сюда из солеварен на побережье.


Соляной комплекс. Гроссето.

Соль из Гроссето отличалась высоким качеством и была известна по всей Тоскане. Позже здесь разместилась и таможня для контроля всей деятельности, связанной с солью.
Площадь заканчивается Старыми воротами – древний вход в город, к которому приводила Аврелиева дорога.

Улица Риказоли (strada Ricasoli) ведет от Соляной площади в центр.
Эта пешеходная улица типична для старого Гроссета , она приводит нас туда, откуда начинался наш маршрут к площади Дуомо.

Зачем ехать

Небольшой тосканский городок, заключенный в кольцо крепостных стен неугомонными Медичи, отбившими Гроссето у Сиены. С тех пор Гроссето напоминает и Флоренцию, и Сиену вместе взятые: Палаццо Публико явно имеет сиенские корни, собор тоже сиенской школы, а вот улочки чем-то неуловимо флорентийские. Стены же и цитадель больше всего похожи на Лукку.

Как добраться

Поездом от Рима. Из Тосканы (Флоренции) добраться сюда общественным транспортом практически невозможно, именно поэтому мы запланировали поездку сюда из Лацио.
Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на
http://www.trenitalia.com/en/index.html
О железных дорогах Италии и проездных по Лацио

Турбюро в городе мы не обнаружили, но по улицам щедро разбросаны стенды, где все объекты показаны и названы. К центру города от вокзала – вправо до городских ворот (там расположена эффектная почта), а там уже до собора и Палаццо Публико рукой подать, если идти себе прямо.

История

Когда-то вокруг городка простирались равнинные озера и болота, затем почти все они пересохли, море отступило, а до наших дней сохранились только минеральные источники, близ которых сейчас расположен курорт Terme Saturnia. Точно неизвестно, известно ли было первобытным жителям будущего Гроссето, что такое спа, но жить здесь им было хорошо, тепло и привольно. Затем здесь жили этруски, основавшие городок Роселле, которым на смену пришли римляне.

Первое упоминание о городе датируется 803 г., когда владения церкви Сан-Джорджио перешли к семье Альдобрандески (Aldobrandeschi). Именно этой семье город обязан развитием – они сыграли в Гроссето роль Медичи во Флоренции. Между 1137 и 1138 гг. жители города выдержали жестокую осаду герцога Арриго ди Бавьера, в это же время сюда переезжает епископ, а в 1151 г. Гроссето приносит присягу верности Сиене, подписав с ней также договор о торговле солью. В 1204 г. город подписывает Carta delle Libertà – сей документ регулировал отношения между гражданами и между гражданином и правителями города из семьи Альдобрандески. Гербом города еще со времен гибеллинов является изображение грифона, что символизирует происхождение города и граждан от этрусков.

Сиенская республика, раздираемая внутренними распрями между дворянством и народными партиями, тем не менее, являлась серьезным конкурентом Флоренции, да еще и была гиббелинской, в противовес гвельфской Флоренции! Этого флорентийцы стерпеть никак не могли, и тридцатитысячная армия флорентийцев и наемников явилась в земли Сиены с требованием разрушить городские стены и сдаться на милость осаждающих.

«Битва при Монтеаперти стала исходной датой для истории города. От нее начинается эра политической зрелости Сиены, ее преуспеяния в ремеслах, ее художественного расцвета. Память о ней до сих пор близка: сохраняющееся в Опера дель Дуомо знамя, под которым некогда Сиена шла на поле боя, до сих пор остается живым свидетелем ее подвига». П. Муратов «Образы Италии»

Армия Флоренции была наголову разбита. 15 тысяч осаждавших было захвачено в плен, 10 тысяч убито, 5 тысяч разбежались во время битвы. Торговка Узилия Треккола вошла в сиенские хроники и в историю Тосканы тем, что лично взяла в плен, связав одной веревкой, 36 человек, а после битвы именно к хвосту ее осла привязали флорентийское знамя и значки полков, и он проволок все это по улицам Сиены. Прошло почти 800 лет, но до сих пор, когда два бывших города-врага сходятся в каком-нибудь спортивном поединке (например, во время футбольного матча «Фиорентина» - «Сиена»), сиенцы кричат флорентийцам: «Помните о Монтеаперти!»

Потоптались по Гроссето и войска Барбароссы, и испанские войска, идущие на Рим, и только когда во Флоренции возвысились Медичи, городок перешел под крыло Флоренции. Тогда же здесь выросли крепкие крепостные стены и была построена цитадель. Когда после Венского конгресса Тосканское герцогство перешло Габсбургам, они продолжили заботиться о городе – к примеру, разработали план осушения местных болот, вызывавших каждый год эпидемии малярии. Одному из Габсбургов, великому герцогу Леопольдо II, и установлен памятник на центральной площади Гроссето.

Город

Первое, что вы увидите в Гроссето по пути к старому городу – это Piazza della Vasca , на которую выходят фасады правительственного дворца (Palazzo del Governo), эффектное дворца почты и телеграфа (Palazzo delle Poste e Telegrafi), а также Palazzo Cosimini.

Как только вы вышли к городским воротам, и попали внутрь кольца стен, ориентироваться становится гораздо проще: Corso Carducci приведет вас к пьяцца Данте, центральной площади, где стоят Палаццо Публико и собор. Via Aurelio Saffi, идущая вдоль городских стен по всему периметру Гроссето, приведет вас к цитадели (если пойти по ней влево), или к шести бастионам (в одном из которых живут бродячие собаки, вполне безобидные), если пойти по ней вправо. По стене можно обойти город, любуясь на центр и окрестности, а можно спуститься и пройти Гроссето насквозь, любуясь на палаццо и несколько интересных церквей, и только затем подняться на стены, спрятавшись от жары в тени деревьев, посаженных вдоль всего променада, разбитого поверх стен. Нам несколько раз попадались каменные саркофаги даже целые «ванны» - быть может, это все, что осталось от здешних римских храмов?

Примерно на полпути от ворот Porta Nuova, через которые мы вошли в город, к пьяцца Данте, если не уклоняться от Corso Carducci, расположена пьяцца Соччи (Piazza Socci ). В центре площади – бронзовый памятник Этторе Соччи, одного из авторов проекта по осушению окрестных болот. На площадь выходят фасады трех дворцов: Palazzo Tognetti, Palazzo Berti и Palazzo Moschini, где сейчас размещен государственный архив.

Церковь Святого Петра (Chiesa di San Pietro ) – самое старое религиозное здание Гроссето (X-XI в.), и стоит она на самой старой улице города – бывшей римской Via Aurelia, соединяющей Piazza Dante и Porta Nuova. В то время в городке было четыре церкви, четко расположенные по сторонам света: на севере была Сан-Пьетро, на юге Сан-Джорджо (San Giorgio), на востоке Санта-Лючия (Santa Lucia), на западе - Сан-Микеле (San Michele). В течение многих веков церковь пережила множество перестроек и катаклизмов, настоящий облик она приобрела в течение XVIII века. С двух сторон бока церкви подпирают палаццо, поэтому церковь можно запросто проскочить с разбегу, разве только кирпичная колоколенка XVII в. с куполом-луковицей привлечет внимание. Романский фасад проглядывает сквозь серую штукатурку, в нижней части его видна старинная кладка, да и окошко над входом романское. В нижней части фасада есть несколько небольших византийских барельефов, которые изображают растения и животных, а один – человеческую фигурку.

Piazza Baccarini прячется в стороне от Corso Carducci. На нее смотрит здание старого трибунала (Palazzo del Vecchio Tribunale, где ныне имеется археологический музей), построенное в XIX в. на месте средневекового палаццо, и фасад церкви Chiesa dei Bigi. В северо-восточном направлении Piazza Baccarini плавно переходит в площадь Святого Франциска (Piazza San Francesco) с одноименной церковью.

Chiesa dei Bigi с колокольней, вырастающей прямо из крыши, была построена одновременно с примыкающим к ней монастырем (Convento delle Clarisse) в конце XVI века на месте более ранних монастырских построек, которые попросту разобрали на стройматериалы. Клариски жили здесь до конца XVIII века, затем церковь и здание монастыря постепенно пришли в упадок и ныне используются как университетские помещения (в 2005 г. в церкви велись реставрационные работы, было восстановлено ее барочное убранство и есть планы по использованию ее по прямому назначению).

Церковь Сан-Франческо (Chiesa di San Francesco)

Бенедиктинская церковь, изначально построенная в XIII веке и посвященная Святому Фортунато, в следующем столетии была передана францисканцам вместе со смежным монастырем, в результате чего была переосвящена в честь святого покровителя Италии – Франциска Ассизского. За века своего существования комплекс перенес множество перестроек. Фасад церкви очень прост, без каких-либо украшений, его слегка оживляет люнет с фреской, защищенной от непогоды специальным козырьком. Внутри тоже очень простое убранство, больше напоминающее какую-нибудь деревенскую церковь вдалеке от цивилизации.

Распятие выполнено Дуччо ди Буонисенья (Duccio di Boninsegna) в конце XIII века. С правой стороны – часовня Святого Антония (XVII век) с фресками мастеров Антонио и Франческо Назини. Здесь венчались Адриано Челентано и Клаудиа Мори. Колокольня церкви была разрушена молнией в Средние века и перестроена в XX в.

Если будет открыта дверь сакристии, можно заглянуть во внутренний дворик, окаймленный портиком с колоннами. В центре дворика имеется фонтан, подпитываемый водами, которые собираются в специальную цистерну в подфонтанье (Pozzo della Bufala). Вторая цистерна расположена под площадью, что перед входом в церковь. Она до сих пор функционирует и снабжает питьевой водой небольшую фонтанеллку (водная скважина даже имеет имя собственное - Pozzo dello Spedale).

Отсюда можно продолжить прогулку по городу по полукруглой улочке Strada Ginori - дойти до площади Пальм (Piazza della Palma ), откуда до цитадели рукой подать. На Пальмовой площади нас встречает церковь Милосердия (Chiesa della Misericordia). По пути не пропустите дворец Джиньори (Palazzo Ginori) средневековой постройки со следами последующих перестроек эпохи Возрождения. Церковь Милосердия возникла в XII веке как небольшая часовня, и долгое время принадлежала различным монастырям и учреждениям города. В первой половине XIX века ее перестроили, правда, изъяв самое ценное из убранства в Археологический музей.

Небольшая площадь мучеников Истии (Piazza dei Martiri d"Istia ) расположена прямо перед церковью Милосердия. Она названа не в честь первых христианских мучеников, как можно было подумать, а в память об одиннадцати ребятах из близлежащего городка Истия д" Омброне, погибших от рук фашистов во время Второй мировой.

Пьяцца Данте (Piazza Dante) и Дуомо Сан-Лоренцо

Со Средних веков и времен владычества Медичи именно эта площадь в форме трапеции – центр общественной жизни Гроссето. В центре площади высится Monumento a Canapone, памятник Леопольду II (1846), как раз на том самом месте, где при римлянах был огромный подземный резервуар с водой, или попросту говоря, Цистерна (кто был в Стамбуле, понимает, о чем речь). На северной части площади стоят здания Дуомо, Palazzo Aldobrandeschi и Palazzo Comunale. С южной стороны площади все дома имеют общую крытую арочную галерею.

Леопольд изображен в римской тоге, композиция включает в себя грифона (городской герб), кусающего дохлую змею (малярию, которая свирепствовала в городе до начала мелиорации), ребенок по правую руку герцога символизирует будущее города, а женщину (болота вокруг города) – его печальное прошлое.

Palazzo Comunale на северной стороне площади Данте было построено в стиле неовозрождения в 1867 г. Для любителей утверждать, что только у нас все сносят и ломают, сообщаю, что сие здание было построено на месте старинной церкви Сан-Джованни (San Giovanni Decollato).

Кафедральный собор Сан-Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo) был построен на месте древней церкви Санта-Мария Ассунта (Santa Maria Assunta, 1138) и похож на волшебную шкатулку.

Строительство началось в 1294 г. под руководством мастера Соццо Рустичини (Sozzo Rustichini) из Сиены. Как водится, стройка затянулась, и то, что получилось в итоге к 1302 г., сильно отличалось от первоначальной задумки. В дальнейшем собор несколько раз перестраивался (в том числе в стиле барокко), последняя кардинальная перестройка была совершена между 1840 и 1865 гг. Потрясающий полосатый фасад, там напоминающий Сиену, - увы, пристроен в XIX веке. Правда, фигуры евангелистов на фасаде старинные – выполненные примерно в одно время с закладкой собора, они долго ждали своего часа…

На правой стене собора имеется резной портал (до сих пор спорят, кто был автором – флорентиец Джузеппе Кастелуччи или сиенец Джузеппе Партини), не менее изящный, чем центральный, пара готических окон, статуя Святого Лоренцо в нише между окнами, а также солнечные часы.

Скульптуры для портала и окон выполнили Агостино ди Джованни (Agostino di Giovanni) и его сын Джованни Агостино (Giovanni d"Agostino) между 1320 и 1340 гг. На правом углу фасада собора стоит настоящая римская колонна, которую в Средние века использовали как тумбу для афиш. Колокольню к собору пристроили в 1402 г., и только в 1611 г. внутри ее сделали лестницу – бедные звонари, вероятно, ползали туда-обратно по веревке.

Интерьер собора претерпел изменения не менее значительные, чем фасад: сперва его перепланировал сиенец Антон-Мария Лари (1540), затем он превратился в барочное убранство, и только в 1865 г. он стал таким, каким выглядит сейчас. Обратите внимание на полотно работы Карло Борромео в апсиде; алтарь (1649-1692); полотно Маттео ди Джованни (1470) в часовне Madonna delle Grazie; распятие второй половины XV века в часовне del Crocifisso. Наконец, мне запомнился люнет работы Джованни Агостино, изображающий Христа (выше центрального портала). Витражи старинные (1470), выполнены Gerolamo Vantaggioli, а крестильная купель – работы Антонио Гини (его же работы алтарь Madonna delle Grazie).

Бывший средневековый дворец семьи Альдобрандески - Palazzo Aldobrandeschi (Palazzo della Provincia) - сейчас является зданием правительства провинции. Примечательно, что в раннем средневековье на месте площади Данте была скала, на вершине которой высилась Rocca Aldobrandesca – ни много, ни мало – замок. История Гроссето стыдливо умалчивает, куда делась возвышенность – то ли культурный слой так вырос, то ли срыли скалу по приказу Медичи (как разрушили боевые башни по всей Тоскане), но на новом месте снова возвысился дворец Альдобрандески. С XVI-XVII вв., когда город пришел в запустение, дворец медленно, но верно разрушался, пока не развалился окончательно. Только в 1898 г. 500 видных горожан обратились к правительству провинции с просьбой выделить средства на восстановление – и строительство под руководством архитектора Лоренцо Порчатти закипело (1898). В результате город обогатился и новым фасадом для собора, и новым дворцом в стиле сиенской неоготики. Правда, не могу сказать, чтобы сей печальный факт сильно повлиял на впечатление от обоих зданий – смотрятся они весьма эффектно.

На юго-западе города расположена церковь Сан-Джованни (Chiesa di San Giovanni ), построенная в течение XII века между городом Гроссето и расположенными неподалеку солеварнями. С XVI в. постепенно приходила в упадок и потеряла свое значение как церковь. Реконструирована в XVIII веке, когда началась мелиорация заболоченных земель вокруг города, сейчас является частной собственностью.

Пьяцца Данте связывает со Старыми воротами (Porta Vecchia) небольшая улочка Strada Ricasoli. Здесь нет элегантных тосканских палаццо, но дома не становятся от этого менее милыми. Близ ворот развернута стройка – восстанавливают Cassero del Sale, здание, где с XIV века был таможенный пункт, контролирующий производство и торговлю солью. Сюда же поступала соль из окрестных солеварен. К XIX веку здание неоднократно перестраивалось, и в итоге превратилось в несколько квартир, сейчас же ему придают средневековый облик. Будете в тех краях и оно будет готово – сделайте снимок для меня

Стены Гроссето (Mura di Grosseto)

Как я уже говорила, Старый город Гроссето обнесен по периметру крепостной стеной. Во многих местах на нее можно подняться и обойти город по периметру. Изначально городские стены (Mura di Grosseto) были построены в XII веке, неоднократно разрушались и отстраивались заново. Если пристально посмотреть на рисунок старых улиц Гроссето, заметно, что стена XII в. охватывала гораздо меньшую территорию, чем сейчас – рисунок улиц с того времени не изменился. Гуляя по улицам на месте древней стены, натыкаешься то на остатки ворот, то на бывшие сторожевые башни, а то и на фрагменты кладки, использованные для строительства палаццо.

Настоящий облик стены приобрели между 1574 и 1593 гг., будучи возведенными по проекту Бальдассарре Ланчи и по приказу и на средства великого тосканского герцога Франческо I Медичи. Город-крепость имеет форму шестиугольника, по углам которого высятся бастионы, а в верхнем правом углу – настоящая цитадель, величественная и неприступная. До 1757 г. понизу стен с наружной стороны шел ров, заполненный водой (имелась даже плотина, которая контролировала уровень воды). После того, как Тоскана перешла Габсбургам, Леопольдо II (1855) демонтировал большинство оборонительных сооружений на бастионах, превратив стену в променад, засаженный деревьями. Во время второй мировой часть стены сильно пострадала, была уничтожена сторожка, где хранились средневековые фрески.

Если перечислять сооружения стены Медичи последовательно, то, начиная с Piazza della Vasca,

1. Bastione Rimembranza (1577), в котором разбит парк, а в центре высится стела Monumento al Milite Ignoto (1921) - в память о погибших в Первой мировой. В средние века здесь располагался пороховой склад.

2. Bastione Fortezza (1593) пятигугольной формы, который имеет два вспомогательных бастиона, развернутых к центру города – Святой Лючии (Bastione di Santa Lucia), и Победы (Bastione della Vittoria), сейчас там музей и выставочные залы. Внутри бастиона-крепости расположено Кассеро Сенезе (Cassero Senese , XIV век) – фортификационное укрепление-башня. Как и ворота Porta Vecchia, укрепление сохранилось от древней крепостной стены и органично вписалось в систему укреплений Медичи, возведенную во второй половине XVI века. В бастион ведут Porta di Santa Lucia, построенные в конце XIII века, названные в честь церкви Святой Лючии, когда-то стоявшей поблизости. К ним ведет подъемный мост, а в верхней части имеется герб Сиены.

Внутри цитадели, разумеется, имеется автономное водоснабжение – скважина Pozzo della Fortezza (1590) на площади Piazza d"Armi в центре крепости. Разработал проект архитектор из Фьезоле Raffaello Pagni: в огромные подземные резервуары собирается дождевая вода, которая очищается и распределяется внутри цитадели. Внешне можно увидеть только мраморный фонтан, закрытый решеткой и украшенный гербом Медичи. Кроме источника, в крепости имеется часовня Святой Варвары (Cappella di Santa Barbara ), датируемая XVI веком. Построили ее на месте часовни Святой Лючии, и до середины XVIII в. здесь хоронили павших воинов Гроссето. В XIX в. часовня была перестроена.

3. Bastione Maiano (1566), самый старый из бастионов.

4. Bastione Cavallerizza (1575) с расположенными рядом Porta Vecchia (известны с XII века, имели некогда сторожевую башню).

5. Bastione Molino a Vento (1570е) и ворота Porta Corsica (XIX в.). Здесь живут бродячие собаки, впрочем, довольно мирные.

6. Bastione Garibaldi (1577) с памятником Гарибальди и Porta Nuova, через которые мы проникли в город, идя от станции, они известны с XIV века и имели сторожевую башню. При Медичи ворота заложили, восстановив их снова только в XVIII веке.

Прогуляться по стенам Гроссето стоит хотя бы для того, чтобы устремив взгляд куда-то на равнины, прочувствовать, что ты снова в Тоскане….

«В сентябре над Сиенской равниной с небес еще льется тепло, и жнивье на скошенных нивах похоже на шкуру хищника. Это, пожалуй, одно из самых прекрасных мест на всем свете, создатель с предельным изяществом прочертил мягкую гряду холмов и щедро украсил ее богатой растительностью, среди коей как подлинный властелин царит кипарис. А человек сумел обработать эту землю и повсюду настроил себе жилищ, которые, начиная с княжеского палаццо и кончая самой убогой хижиной, равно наделены одинаковой прелестью и гармонией со своей круглой черепицей на кровле и стенами цвета солнечной охры. Дорога здесь не однообразна, она вьется, подымается, спускается к новым долинам, бежит через поля, расположенные террасами, между оливковыми деревьями, насчитывающими не одну сотню лет. Здесь, в Сиене, и бог и человек оказались равны в таланте созидания». Морис Дрюон «Лилия и лев»