Отечественное оружие и военная техника. Украинский «Антонов» уходит в саудовский штопор

На авиасалоне в Ле-Бурже Украина представила военно-транспортный самолет Ан-178, первый полет которого состоялся 7 мая 2015 года. Ан-178 позиционируется на рынке как замена транспортным самолетам Ан-12. Новая машина будет перевозить до 18 т груза и работать на тех же аэродромах, что и Ан-12, в том числе на грунтовых ВПП. ГП "Антонов" считает, что рынок сбыта самолета Ан-178 может составить около 800 штук в течение 10-12 лет. Его приблизительная стоимость составит 40-70 млн. долларов.

По основным характеристикам и транспортным возможностям Ан-178 превосходит Ан-12. По сравнению с предшественником Ан-178 будет иметь большую по габаритам, в том числе по высоте, полностью герметичную грузовую кабину, где могут перевозиться морские контейнеры и контейнеры IATA; два реактивных двигателя вместо четырех турбовинтовых; более высокую (на 225 км/ч) максимальную крейсерскую скорость и большую дальность полета (на 800 км) с грузом 10 т. Практический потолок Ан-178 - на 3000 м выше. В целом он будет обладать существенно лучшими экономическими показателями.

Попиариться на фоне Ан-178 из Киева прибыла делегация во главе с первым заместителем секретаря СНБО Олегом Гладковским, заместителем министра экономического развития и торговли Русланом Коржом, а также генеральным директором ГК «Укроборонпром» Романом Романовым.

В Ле-Бурже по поводу Ан-178 выступил командующий Воздушными силами Украины генерал-полковник Юрий Байдак. По его словам, пока рано говорить о серийном производстве, поскольку на выставке представлен лишь опытный образец. "После завершения испытаний планируется подготовить техническое задание на изготовление военно-транспортного самолета, и уже тогда можно говорить о размещении заказа", - сказал украинский генерал.

По его мнению, в целом самолет Ан-178 имеет очень большие перспективы. "Это как раз та ниша, которая не заполнена. Воздушные силы Украины имеют на вооружении устаревшие типы самолетов военно-транспортной авиации, это самолеты Ан-26 и Ил-76. В настоящее время потребность в таком самолете составляет минимум 20 самолетов, которые должны прийти на смену старым модификациям ", - отметил Байдак. Понятно, что при производстве только для ВСУ Ан-178 окажется в буквальном смысле на вес золота, нищий украинский бюджет это не потянет.

По словам генерального конструктора ГП «Антонов» Дмитрия Кивы, на Ле Бурже−2015 представители предприятия ведут очень интенсивный переговорный процесс, направленный на расширение международного сотрудничества и продвижение самолетов «Ан» на мировой рынок. В числе таких проектов – создание нового транспортного самолета Ан−188 на базе Ан−70, дальнейшая модернизация Ан−124−100 «Руслан», развитие программы легкого транспортного самолета Ан−132.

Главная проблема Ан-178 заключается в том, что около трети его комплектующих - российского производства, и теперь предстоит искать им замену. В целом Ан-178 - это, по сути, последний шанс авиапрома Украины остаться на плаву (при условии что данным проектом заинтересуется Китай), но сумеет ли он им воспользоваться? С нынешней властью в Киеве - едва ли.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

15.

16.


ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ АН-178
TRANSPORT AIRCRAFT AN-178

17.04.2015


16 апреля 2015 года на Государственном предприятии «Антонов» в Киеве (Украина) состоялась торжественно обставленная выкатка завершенного постройкой первого летного опытного образца транспортного самолета Ан-178 (серийный номер 001, украинская регистрация UR-EXP).
Транспортный рамповый самолет Ан-178 разрабатывался ГП «Антонов» с 2010 года и является развитием семейства региональных пассажирских самолетов Ан-148/Ан-158. Самолет оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Д-436-148ФМ разработки ГП «Ивченко-Прогресс» производства АО «Мотор Сич», со взлетной тягой 7700 кг. Максимальная грузоподъёмность Ан-178 заявлена в 18 тонн.
Первый полет выкаченного первого прототипа официально намечен на начало мая 2015 года. Ведется также постройка планера Ан-178 для статических испытаний. Неясно, станет ли Ан-178 последним самолетом КБ Антонова. bmpd.livejournal.com

08.06.2015


Согласно снимкам украинских споттеров, первый опытный образец построенного на Государственном предприятии «Антонов» (Киев, Украина) транспортного самолета Ан-178 (серийный номер 001, украинская регистрация UR-EXP) получил темно-серую «военную» окраску и бортовой номер «197″. Окраска самолета вызвана планами представить его в экспозиции 51-го Парижского международного авиационного салона, который будет проходить в Ле Бурже (Франция) с 15 по 21 июня 2015 года.
Первый опытный образец Ан-178 был выкачен ГП «Антонов» в Киеве 16 апреля 2015 года и совершил первый полет 7 мая 2015 года.
http://bmpd.livejournal.com

20.06.2015
Украина впервые представила на Парижском авиасалоне реактивный тактический военно-транспортный самолет Ан-178, машина экспонируется на статической стоянке, сообщает janes.com 15 июня. Самолет совершил первый полет 7 мая.
Разработчик самолета КБ «Антонов» полагает, что двухдвигательный Ан-178 станет конкурентоспособной машиной (полезная нагрузка 18 т) на мировом рынке средних транспортных самолетов. Его конкурентами являются американский Lockheed Martin C-130J-30 Hercules (полезная нагрузка 22 т), бразильский Embraer KC-390 (23 т) и перспективный самолет МТА совместной российско-индийской разработки (15-20 т). Военный Паритет

Сегодня по своей структуре ГП «Антонов» является крупным авиаконцерном, где под общим руководством осуществляется полный цикл создания самолетов: от конструирования и испытаний до серийного производства и послепродажной поддержки. Одним из перспективных проектов концерна является многоцелевой грузовой самолет Ан-178, призванный заменить устаревшую модель Ан-12.

Государственное предприятие «Антонов»

Оно является гордостью Украины, одним из «мозговых центров» передовой конструкторской мысли, сплавом науки и производства. Здесь не единожды создавались модели самолетов, не имеющие аналогов в мире. Например, сверхгрузоподъемный Ан-225 «Мрия».

ГП «Антонов» изначально создавалось и до сих пор специализируется на разработке и производстве транспортных самолетов гражданского и военного назначения. Предприятие выпускает и пассажирские модели, однако именно транспортные самолеты "Ан" заслужили репутацию надежных, порою незаменимых тружеников. Разработанный еще в 60-х годах четырехмоторный турбовинтовой Ан-12 и сейчас активно эксплуатируется на просторах бывшего СССР.

В авиаконцерн входят:

  • опытно-конструкторское бюро;
  • опытный завод;
  • летно-испытательный центр;
  • серийный авиазавод;
  • 10 научно-исследовательских комплексов уровня национального достояния, на которых работают более 6500 высококвалифицированных научных и инженерных работников.

Перспективные разработки

Гражданская авиация остро нуждается в перспективных моделях, отвечающих повышенным экологическим нормам, малозатратных в эксплуатации, с оптимальным соотношением цены и качества, удобства и безопасности. И если зарубежные партнеры уже перешли на новый модельный ряд, российские и украинские авиапредприятия вынуждены оперативно наверстывать отставание.

В 2000-х годах ГП «Антонов» активно начало разрабатывать новые и модернизировать старые модели самолетов Ан:

  • Узкофюзеляжный ближнемагистральный пассажирский Ан-148 и его улучшенную версию Ан-158.
  • Среднемагистральный военно-транспортный и грузовой Ан-70, на который возлагаются большие надежды.
  • Модернизированный Ан-124 «Руслан».
  • Совершенно новый транспортный двухмоторный Ан-178, который по замыслу конструкторов должен сменить устаревшие морально и изношенные физически самолеты Ан-12.

Транспортник нового поколения

По замыслу конструкторов, 178-я модель в ближайшие год-два пополнит семью транспортных летательных аппаратов Ан. Грузовой самолет нового поколения уже с интересом ожидают потенциальные заказчики. Первый полет запланирован на 2015 год.

Опыт эксплуатации грузопассажирских и транспортных самолетов показывает, что на передний план выходят многоцелевые модели. Именно такой призвана стать новейшая разработка украинских конструкторов - самолет Ан-178. Характеристики отвечают самым современным нормам.

Разработка этого самолета в линейке транспортных «Анов» сегодня является одной из основных программ предприятия. Перед коллективом стоит задача создать достойную замену ветерану Ан-12, который на протяжении многих лет был одним из лучших транспортных самолетов планеты. Тенденции развития мирового рынка дают надежду на то, что Ан-178 будет пользоваться спросом как в военном, так и в гражданском секторах.

Преимущества

Модель планируется оснастить двумя которые обеспечат высокую скорость полета, рейсовую производительность и снизят уровень шума. Особенность самолета - увеличенные габариты грузовой кабины, что позволяет осуществлять перевозки почти всех существующих в мире видов упакованных грузов. В частности, в морских контейнерах и на поддонах.

Как и все «антоновские» самолеты, Ан-178 унаследует такие необходимые для транспортника качества, как всеаэродромность, автономность, высокая надежность, неприхотливость, отказоустойчивость.

Минимизация себестоимости

Чтобы снизить себестоимость, новые транспортные самолеты "Ан" унифицированы с уже разработанными и производящимися моделями. Какими бы выдающимися характеристиками ни обладал самолет, важнейшим показателем для гражданской авиации является «цена вопроса». При схожих показателях заказчик предпочтет более дешевую модель в момент покупки и более экономичную в процессе эксплуатации.

По составу планера и бортового оборудования Ан-178 на 50-60% унифицированы с региональными пассажирскими самолетами нового поколения Ан-148 и Ан-158, которые уже подтвердили на практике все заявленные характеристики. Кроме снижения технических рисков унификация позволит сократить сроки создания самолета до 2-2,5 лет. Сегодня работы по конструированию Ан-178 идут очень интенсивно. В ближайшее время планируется завершить строительство первого летного экземпляра. В 2014 году был построен фюзеляж, осталось смонтировать крылья и установить оборудование.

Два мотора вместо четырех

Создатели гордятся новой концепцией Ан-178. Фото самолета наглядно демонстрирует его главное принципиальное отличие от Ан-12 - всего два винта вместо четырех. Переход разработчиков с четырехмоторной схемы компоновки на двухмоторную неслучаен. Конструкция основывается на оценке потребностей мирового рынка. Четко прослеживается современная тенденция развития рамповой транспортной авиатехники, когда при проектировании и производстве транспортников среднего класса авиапроизводители заменяют четырехмоторные турбовинтовые самолеты двухмоторными турбореактивными.

Расчеты показывают, что при приблизительно одинаковом часовом расходе горючего турбореактивные двухмоторные модели имеют более высокую производительность благодаря гораздо большей крейсерской скорости.

Область использования

Любой самолет разрабатывается под конкретные задачи. 178-й задумывался как многоцелевой транспортник, которой легко можно переоборудовать как для гражданского, так и для военно-транспортного назначения, а также для специальных структур (МЧС, медслужбы и т.д.).

Первоначально заказ на Ан-178 подало Министерство обороны Украины. Однако в ГП «Антонов» рассчитывают и на значительные заказы со стороны гражданской авиации, компаний, занимающихся грузоперевозками.

Уникальная особенность модели - возможность доставлять все существующие в мире типы пакетированных грузов (в контейнерах и на поддонах), включая большегрузные контейнеры 1С (морской контейнер) с поперечными габаритами 2,44 x 2,44 м. Это делает Ан-178 незаменимым транспортным средством для логистической поддержки в коммерческой эксплуатации, в вооруженных силах, для применения в условиях чрезвычайных событий.

Достойная замена Ан-12 и С-160

178-й задумывался как высокотехнологичная замена средних турбовинтовых четырехмоторных транспортных самолетов модели Ан-12, которые выпустили за прошедшие десятилетия порядка 1400 экземпляров. «Старичков» до сих пор активно эксплуатируют в странах СНГ, Азии, Африки. Разработанный в 60-х годах Ан-12 фактически не имеет достойной замены по совокупности технических характеристик и коммерческой выгоды.

Хотя Ан-178 конструкционно отличается от Ан-12 и его эксплуатационные характеристики не заменяют на 100% возможностей двенадцатой модели, все же 178-й является наилучшим вариантом замены старого транспортного парка отечественных компаний.

Для заказчиков, ориентированных на западную технику, Ан-178 предлагается как альтернатива устаревшей франко-германской модели «Трансаль» C-160 - двухмоторного турбовинтового транспортного самолета, коих было выпущено в 70-80-х годах 214 экземпляров.

Военно-транспортная модификация

Военное ведомство Украины является инициатором создания и основным заказчиком Ан-178. Решение о том, что армии требуется новый военно-транспортный самолет среднего класса, продиктовало время. Ресурс Ан-12 и С-160 почти исчерпан. Между тем, во многих странах мира сформировался целый спектр задач, идеально приспособленных под транспортные средства именно такой размерности.

Средняя грузоподъемность таких самолетов составляет 11-13 тонн (более 70% транспортных задач), а дальность полета - 2000-3000 км. Опыт применения самолетов Ан-12 и С-160 показывает, что перевозки колесной самоходной и несамоходной, а также бронированной техники выполняются на них редко, и для решения таких задач, как правило, привлекаются более тяжелые самолеты - Ил-76 и С-17А. Основная же задача средних ВТС - материально-техническая поддержка войск, парашютное десантирование небольших подразделений или грузов на платформах, транспортировка раненых и перевозка легкой техники, доставка двигателей, оборудования и т.д.

Также такие самолеты наиболее часто применяются для доставки (в том числе и в труднодоступные регионы мира) грузов на стандартных поддонах и в контейнерах. Широта решаемых задач определяется оптимальными поперечными габаритами и размерами такого транспортного средства.

Конкуренты

Фактически на европейском рынке у разрабатываемого Ан-178 только два потенциальных конкурента. Украинский самолет близок по классу и возможностям к новому реактивному среднемагистральному транспортному самолету Embraer KC-390, который создается на замену С-130. Также схожими характеристиками обладает российско-индийский проект MTA.

Впрочем, Embraer и MTA имеют другую философию развития и применения. Прежде всего, самолет Ан-178 обладает меньшими размерами и взлетной массой, а также создается на базе уже существующей платформы - проверенных в деле региональных самолетов семейства Ан-148. Это позволяет сделать его значительно дешевле конкурентов и с существенно меньшим расходом топлива, что влияет на стоимость жизненного цикла самолета.

Ан-178: характеристики

  • Длина - 31,6 м.
  • Грузоподъемность - 15 т.
  • Скорость (крейсерская) - 800 км/час.
  • Размах крыльев - 28,91 м.
  • Практическая дальность полетов при максимальной нагрузке - 3200 км.
  • Расчетная стоимость одного самолета - 20-25 млн долларов.

Вывод

Ан-178 - это транспортный самолет, идущий на смену АН-12. Он может перевозить множество грузов различных видов. Особенно важно, что модель способна транспортировать даже морские контейнеры. В результате получился уникальный и универсальный грузовой самолет.

Ан-178 – транспортный ближнемагистральный самолёт, разработанный авиационным научно-техническим комплексом (АНТК) им. Антонова. Модель создана на базе самолёта Ан-158, который, в свою очередь, является модификацией пассажирского ближнемагистрального самолёта Ан-148 . С самого начала разработки Ан-178 позиционировался как замена устаревшему транспортному самолёту Ан-12 . В конечном итоге, именно это обстоятельство и побудило АНТК им. Антонова начать работы по проектировке нового военно-транспортного самолёта.

Конструктивно транспортный самолёт Ан-178 выполнен в виде высокоплана. Два двигателя (турбовентиляторные Д-436-148ФМ) расположены на пилонах под крылом. Аэродинамическая схема Ан-178 – нормальная (или классическая). Это означает, что хвостовое оперение самолёта (стабилизатор) располагается после его крыла.

Лётно-технические характеристики самолёта Ан-178:

  • Длина – 32,9 м
  • Размах крыла – 28,8 м
  • Длина грузового отсека с грузовой рампой – 16,65 м
  • Высота грузового отсека — 2750 мм
  • Ширина грузового отсека — 2748 мм
  • Площадь пола грузового отсека вместе с грузовой рампой — 40 кв. м
  • Объем грузового отсека с грузовой рампой — 125 куб. м
  • Масса полезной нагрузки — 15-18 тонн
  • Скорость максимальная крейсерская — 825 км/ч
  • Дальность полета максимальная:
    • 5500 км (масса нагрузки 5 т)
    • 4000 км (масса нагрузки 10 т)
    • 2600 км (масса нагрузки 13,5 т)
    • 2000 км (масса нагрузки 15 т)
    • 1000 км (масса нагрузки 18 т)
  • Потолок практический — 12000 м / 12200 м (по разным данным)
  • Разбег — 2500 м
  • 80 десантников;
  • 40 лежачих раненых + 30 сидячих;
  • 3 х поддона-платформы П7 с грузом;
  • 2 х морских контейнера М2.

История создания

История создания самолёта Ан-148 берёт своё начало в феврале 2010 года. Именно в этот период АНТК им. Антонова заявил о начале разработки нового транспортного самолёта, который будет полноценной заменой военно-транспортному Ан-12. Именно в связи с этим было важно, чтобы характеристики нового самолёта были не ниже характеристик его предшественника. Очень важно было, чтобы имелась возможность эксплуатации самолёта на тех же классах аэродромов, что и Ан-12. Дополнительно требовалась более высокая грузоподъёмность, не говоря уже о соответствующей надёжности и безопасности.

Строительство первого фюзеляжа Ан-178 было полностью завершено в июле 2014 года. Осенью того же года первый опытный образец самолёта был полностью готов. Испытания его начались в ноябре 2014 года и завершились лишь в начале 2018. Наконец, 7 мая того же года произошло событие, которого все ждали больше пяти лет: Ан-178 совершил свой первый полёт. Осуществлён полёт был над аэродромом Гостомель, расположенным в Киевской области.

В конце 2018 года завершилась постройка второго фюзеляжа самолёта Ан-178.

Достоинства и недостатки

Основным достоинством Ан-178 является то, что фактически он способен занять «нишу», образовавшуюся ввиду устаревания военно-транспортного самолёта Ан12, и это позволит серьёзно увеличить спрос. Так, лётно-технические характеристики самолёта не уступают, а наоборот, превосходят характеристики его «дальнего родственника».

Грузоподъёмность Ан-178 составляет от 18 до 20 тонн, что является весьма неплохим показателем для ближнемагистрального транспортного самолёта. Турбовентиляторные двигатели ТВРД Д-436-148ФМ позволяют самолёту развивать хорошую крейсерскую скорость (до 825 км/ч).

Ещё одной положительной стороной нового военно-транспортного самолёта является усовершенствованная система управления. В Ан-178 она осуществляется за счёт новейших компьютерных систем, призванных исключить любые ошибки при пилотировании.

Основным недостатком военно-транспортного самолёта Ан-178 является серьёзная ошибка, допущенная при его разработке, а именно: нарушенная центровка корпуса самолёта. Так, эта ошибка весьма дорого стоит: без груза самолёт вынужден брать на борт балласт массой 1,32 тонны в виде 15 плит, которые необходимо закреплять за кабиной пилотов.

Возможной проблемой для самолёта также может быть отказ украинского руководства от российских узлов при производстве Ан-178, что может привести к замене российских деталей (на использование которых изначально и было ориентировано его производство) другими, отчего надёжность и характеристики самолёта могут серьёзно пострадать.

Ещё одним недостатком (вернее, множеством мелких недостатков) можно назвать различные «детские болезни» Ан-178 в виде мелких недочётов и неисправностей авионики и узлов самолёта, которым подвержена любая модель, недавно прошедшая испытания и ещё не вошедшая в серийное производство. Впрочем, остаётся надеяться, что все эти мелкие недочёты будут исправлены в дальнейшем.

Заключение

По состоянию на сегодняшний день (середина 2018 года) произведены лишь две единицы военно-транспортного самолёта Ан-178. Именно поэтому судить о самолёте максимально объективно ещё не представляется возможным. Имеется множество мелких неполадок в работе бортовых систем и автоматики, есть серьёзные ошибки в конструкции самолёта, над устранением которых сейчас ведутся работы. Вместе с тем меняющаяся политическая обстановка может стать на пути производства и эксплуатации самолёта, ведь с самого начала разработки предполагалось, что Ан-178 будет производиться не только на Украине, но в России. Одновременно с этим планировалось, что они же будут и основными странами-эксплуатантами Ан-178.

Вместе с тем, однако, можно отметить, что Ан-178 имеет большой потенциал как самолёт, созданный на базе надёжной и неплохой модели Ан-158. Ещё одним аргументом в пользу нового военно-транспортного самолёта является то, что на сегодняшний день Ан-178 практически не с чем сравнивать. Его основной «конкурент», Ан-12, уже давно устарел и сегодня используется всё меньше. Так что у Ан-178 есть все шансы стать новым широко используемым ближнемагистральным военно-транспортным самолётом.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Несмотря на тяжёлые годы революции и войны, сотрудники ГП Антонов закончили создание чуда отечественной техники и подняли его в небо, пишет Богдан Красавцев в №48 журнала Корреспондент от 4 декабря 2015 года.

При виде Ан-178 на аэродроме Гостомель под Киевом испытываешь гордость - и даже не от величественного вида серой крылатой машины грузоподъёмностью 18 т. Немыслимо, что страна, которую третий год лихорадит революция и война, способна была в это же время закончить работу над своим новым детищем. Правда и в том, что Украине удалось сохранить бренд Антонов , известный во всём мире надёжными и неприхотливыми к условиям эксплуатации самолётами.

«Будь то знойная жара или суровый мороз», - уточняет Евгений Галуненко, директор по лётной работе авиатранспортного подразделения ГП Антонов .

С ним согласен и Андрей Спасибо, командир испытательного экипажа Ан-178. Этот самолёт был собран в конце апреля, в начале мая уже поднялся в свой первый испытательный полёт, а летом поблёскивал крыльями на международном авиасалоне Le Bourget 2015.

Прелесть новинки заключается в том, что управление самолётом осуществляется с помощью компьютерных систем, которые не позволят пилоту допустить серьёзные ошибки

Прелесть новинки заключается в том, что управление самолётом осуществляется с помощью компьютерных систем, которые не позволят пилоту допустить серьёзные ошибки. Даже если по какой-то причине машина потеряет скорость, «мозг» самолёта не даст сорваться в штопор и завалиться, рассказывает лётчик-испытатель.

Что касается принципа управления машиной, то здесь всё почти так же просто, как в автомобиле, - влево-вправо, газ-тормоз, шутит Спасибо, который с детства мечтал стать лётчиком и устроиться на работу в Антонов , где трудились его родители. Свой первый полёт Спасибо совершил 14-летним юношей, поднявшись в небо с киевского аэродрома Чайка на спортивном легкомоторном Як-52. После этого он поступил в высшее военное училище, став лётчиком-истребителем.

«Наивно полагать, что мы ничего не боимся, – мы такие же люди, как и все, и в нас тоже живёт страх, - говорит командир первого экипажа испытателей нового грузового лайнера. - И я не скрою того, что во время каждого полёта я переживаю – не столько за свою жизнь, сколько за то, чтобы не подвести команду, ведь именно от моей работы зависит дальнейшая судьба испытуемого самолёта».

Антоновцы уже запустили самолет в серийное производство. Ведь на сегодняшний день желание приобрести его уже высказали Китай, Азербайджан и Ирак

Сегодня в числе главных задач Антонова – закончить лётные испытания новой машины и получить сертификат на её продажу. Несмотря на то что этого документа у них на руках пока нет, антоновцы уже запустили самолет в серийное производство. Ведь на сегодняшний день эту птичку уже высказали Китай, Азербайджан и Ирак. А 2 декабря в Баку представители Украины заявили о запуске производство десяти самолётов Ан-178 согласно азербайджанскому контракту.

«Все очень долго ждали этой премьеры, ждали ещё с конца 1980-х, когда завод выпустит новую модель, модернизировав, к примеру, хорошо себя зарекомендовавший Ан-12, - говорит Вячеслав Коновалов, эксперт общественной организации Европатруль , экономист авиационной отрасли. - Но давайте смотреть правде в глаза: любой самолёт доделывают после презентации, и пока не будем ставить ему оценок. Ведь впереди ещё получение сертификата, а для этого самолёту необходимо осуществить в среднем 300-400 зачётных полётов».

Антонов против Илюшина

За счёт габаритной кабины Ан-178 может вместить от двух до четырёх морских контейнеров или два средних грузовика. Как и предыдущие транспортники Антонова , он способен приземляться практически на любой поверхности аэродрома, в том числе благодаря высоко размещённым двигателям. Это очень важно в странах третьего мира, где сохранились аэродромы с некачественным покрытием взлётно-посадочной полосы.

В числе технических преимуществ новинки - возможность слепой посадки даже в условиях почти нулевой видимости, когда система сама, без указаний пилота, сумеет посадить самолёт.

Для разработчиков этой модели важным параметром была скорость. Производители заявляют около 800 км/ч, в то время как Аны в большинстве своём тихоходы и их скорость 500-700 км/ч

Директор программы Ан-178 Виктор Казуров подчёркивает, что для разработчиков этой модели важным параметром была скорость. Производители заявляют около 800 км/ч, в то время как Аны в большинстве своём тихоходы и их скорость 500-700 км/ч, поэтому двигатель нового самолёта не турбовинтовой, а турбореактивный.

Галуненко добавляет, что недостатков у машины нет, хотя есть ряд нюансов, которые нужно исправить. Это, например, частое срабатывание аварийного сигнала во время полёта, что может смутить лётчика, хотя на деле никакой явной опасности и в помине нет – просто в данном случае инженерам нужно правильно настроить алгоритм работы устройства.

«Сегодняшний Ан-178 – словно новорождённый малыш, который только появился на свет и нуждается в опеке и уходе, - мыслит метафорами Галуненко. - Поэтому нам сейчас важно испытать самолёт по максимуму и провести работу над ошибками».

С момента первого вылета Ан-178 прошло уже более полугода. За это время он совершил 35 полётов и в общей сложности пробыл в воздухе более 100 часов

С момента первого вылета Ан-178 прошло уже более полугода. За это время он совершил 35 полётов и в общей сложности пробыл в воздухе более 100 часов.

А начиналась родословная самолёта с его «бабушки» - 148-й серии. В 2000-е, когда отношения с Россией ещё не были испорчены, РФ заказала Антонову региональный самолёт на 80 пассажиров, и антоновцы создали Ан-148. В той машине инженеры воплотили новые технологии с учётом сохранения привычной кабины и рулевого управления, как на пассажирских Ту-134 и Ту-154, чтобы лётчикам было несложно переучиться.

«Россиянам пришлась по душе наша «бабушка», и заказчик попросил увеличить вместимость до 100 пассажиров. Тогда родилась «мама» с увеличенным фюзеляжем, Ан-158, - вспоминает Галуненко. - После этого нас попросили сделать vip-самолёт на 15-20 человек, который смог бы пересечь океан. И мы сделали! А потом спросили: «А грузовой такой сможете?».

Ан-178 хоть и сделан с целью перевозки габаритных грузов, но при желании заказчика может быстро трансформироваться в военно-транспортный самолёт

Ан-178 хоть и сделан с целью перевозки габаритных грузов, но при желании заказчика может быстро трансформироваться в военно-транспортный самолёт, в том числе за счёт появления боковой пушки, как у «ганшипа» - вооружённого самолета для ударов по слабо защищенным наземным целям типа американского AC-130H Spectre.

«Чем всегда привлекали Аны - они подходят для войны и могут работать до последнего, в то время как западные годятся для выполнения боевой задачи и после таковой нуждаются в диагностике и доводке», - добавляет Коновалов.

Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения, считает Ан-178 перспективным для использования в военных целях, однако, по его мнению, есть подводные камни, которые важны для реализации любого авиационного проекта после разрыва отношений с главным заказчиком - РФ. Это связано, прежде всего, с сертификацией и испытаниями, которые теперь будут проходить не через Межгосударственный авиационный комитет Москвы, а через европейские структуры EASA.

Украине важно выстроить новые отношения без России и сделать всё, чтобы авиатехника производилась вне идеологии рынка РФ

Теперь украинским специалистам придётся сложнее ввиду переориентирования рынка, но Украине важно выстроить новые отношения без России и сделать всё, чтобы авиатехника производилась вне идеологии рынка РФ. Сейчас Украина начала перевооружаться, и в этом контексте вполне реально наладить экспорт, в том числе и в Китай, который всё чаще стал проявлять интерес к отечественным самолётам, хотя до сих пор КНР в этом вопросе ориентировалась на Москву.

«Однако когда китайцы собрались купить у России партию Ил-76, для них стало очевидным, что РФ не способна создавать военно-транспортную авиацию вообще ввиду дефицита инженеров-специалистов, - утверждает Бадрак. - И великодержавные речи Кремля, и их планы ныне, увы, ничем не подкреплены».

Это не совсем так. По словам нового генерального директора ОАО Ил Сергея Сергеева, Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина планирует приступить к проектированию военно-транспортного самолёта Ил-214 грузоподъемностью до 20 т на замену Ан-12. Правда, он, как и ещё один сверхтяжёлый транспортник, Ермак , сможет подняться в небо через лишь лет через десять.

«У России потенциал есть и варианты тоже, вот только нет денег, поэтому они и ищут варианты сотрудничества с другими странами, в частности с Индией, КНР, - уточняет Коновалов. - Однако сегодня можно смело утверждать: готовой альтернативы Ан-178 на российском рынке нет».

Сегодня на Ан-178 работает не только время, но и тот факт, что украинский самолёт примерно в полтора-два раза дешевле зарубежных аналогов

Александр Коцюба, первый вице-президент ГП Антонов , отмечает, что сегодня на Ан-178 работает не только время, но и тот факт, что украинский самолёт примерно в полтора-два раза дешевле зарубежных аналогов. Но цену нового транспортника компания не называет.

При этом украинские машины остаются конкурентоспособными. Предприятию уже удалось найти замену 15% российских деталей, подчеркивает Казуров. Антонов ищет комплектующие прежде всего на украинском рынке и только за неимением таковых на родине начинает поиск за границей.

Программу полного импортозамещения в компании рассчитывают полностью завершить до конца 2017 года. Ну а лётные испытания Ан-178 планирует подытожить в 2016-м и тогда же получить сертификат на продажу.

Народное имя

Казуров рассказывает, что последняя разработка предприятия может дать фору многим именитым авиапродуктам. Однако главный козырь 178-го в том, что это полностью украинский самолёт и является интеллектуальной собственностью отечественных инженеров.

Главная цель, которую преследовала команда предприятия перед выпуском Ан-178, - создать конкурентоспособный транспортный самолёт, способный стать достойной заменой, например, массовым Ан-12, которые выпускались ещё в советские годы.

В своём сегменте у Ан-178 по техническим характеристикам и грузоподъёмности аналогов нет, утверждает Коцюба. Но независимые эксперты не торопятся делать выводы о качестве нового транспортника.

«Сразу никто не скажет, что машина хороша, поскольку у разработчиков есть несколько вариантов, как довести самолёт до ума, - объясняет Коновалов. - Яркий пример - известный Airbus A-350: хоть это и не транспортник, но его доделывали десять лет. И таких примером очень много».

Предприятие вплотную занимается ещё одной моделью - Ан-132, которую производят в кооперации с Саудовской Аравией и которая станет значительным усовершенствованием советской военно-транспортной модели Ан-32

Тем временем предприятие вплотную занимается ещё одной моделью - Ан-132, которую производят в кооперации с Саудовской Аравией и которая станет значительным усовершенствованием советской военно-транспортной модели Ан-32 грузоподъёмностью 7,5 т.

«Компания также продолжает развивать линейки пассажирских самолётов типа Ан-148 и Ан-158. Мы хотим расширять портфель заказов на наши текущие проекты и пока не разрабатываем новые идеи», - уточняет Коцюба.

Добавляет оптимизма и тот факт, что возвращаться к производству трамваев и троллейбусов, а также саней для бобслея и велосипедов, как это было в 1990-е годы, предприятие больше не собирается.

Однако Ан-178 рискует стать просто красивым самолётом, который не покупают, если руководство Антонова не изменит подход к продвижению своей продукции, считает эксперт в сфере транспорта, экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. Он отмечает, чтоистория с Анами уже показала: результаты оценки рынка, проведённой антоновцами, не соответствуют реалиям.

«Например, потенциальный рынок для регионального грузопассажирского авиалайнера Ан-140 декларировался на уровне 700 единиц. Но за 18 лет с момента первого запуска самолёта в небо произведён всего лишь 31 серийный самолёт - в 22 раза меньше, чем рассчитывали, - приводит пример эксперт. - Естественно, такое количество машин не окупает инвестиции в проект».

Ныне предприятию поступил заказ на 40 самолётов Ан-178 и с этими заказчиками уже заключён контракт. В планах же компании – реализовать свыше 100 единиц этой модели

По словам Коцюбы, ныне предприятию поступил заказ на 40 самолётов Ан-178 и с этими заказчиками уже заключён контракт. В планах же компании – реализовать свыше 100 единиц этой модели.

Антоновский самолёт может быть задействован и в конфликте на Донбассе - о потребности в нём говорят украинские военачальники. Но в компании надеются, что по завершении испытаний и начала серийного выпуска модели конфликт на востоке прекратится и 178-й там не понадобится.

К слову, война на востоке Украины изменила стратегию развития предприятия, и теперь Антонов ориентируется на мировой рынок – как по продажам, так и по сотрудничеству. Многие годы Ан был тесно связан кооперационными связями с РФ, объясняет Коцюба, хотя в целом при разработке проекта и сборке 178-го Украина сотрудничала более чем с 200 компаниями из 14 стран мира.

В силу известных событий предприятие полностью отказалось от сотрудничества с Москвой по военно-транспортным самолётам. Что касается гражданских авиаразработок, то общие проекты с россиянами остались, но и здесь Антонов уже сместил ориентиры на зарубежные рынки.

С середины мая Антоновым . Это сделало работу предприятия более оперативной и менее забюрократизированной, поскольку концерн координирует взаимодействие между предприятиями всей авиационной промышленности Украины.

Конечно, разрыв сотрудничества с РФ и в целом глобальный спад в украинской экономике пошатнули позиции госпредприятия, что привело к падению его доходов по сравнению с предыдущим годом. И это несмотря на то, что девальвация должна была положительно сказаться на поступлениях в бюджет, поскольку большую часть доходов предприятие получает в валюте.

Это важно и для стабильной выплаты зарплаты 13,5 тыс. сотрудникам Антонова - коллектив последние десять лет работает без сокращений. На Антонове действует кафедра Харьковского аэрокосмического университета, кроме того, на заводскую практику приходят молодые специалисты из других технических вузов, включая киевские НАУ и КПИ.

В то же время руководство предприятия заявляет, что заинтересовано в поиске свежих мозгов у себя в стране, а не за рубежом. А тех, кто не имеет отношения к технике, Антонов призывает до 19 декабря придумать народное имя для Ан-178. Присылать предложения на объявленный авиастроителями конкурс можно на страничке компании Антонов в Facebook.

Пословицу Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт Галуненко дополняет афоризмом отца Анов, авиаконструктора Олега Антонова: «Красивый самолёт и летать будет хорошо». Корреспондент , наблюдая красоту и мощь Ан-178, понимает: Антонов не ошибался.

Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 4 декабря 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .