Турбовинтовых самолетах atr 72. мотора - это оптимально! Кратко о производителе

Для нормализации внутреннего воздушного сообщения авиакомпании пополняют воздушные флоты ближними и среднемагистральными самолетами. Все зависит от того, каким бюджетом располагает авиакомпания. Конечно, можно приобрести и включить в состав флота дорогой турбореактивный самолет, а можно приобрести самолет АТР 72, сберечь несколько миллионов денежных средств и вложить их в развитие ближней авиации.

Небольшой. Турбовинтовой. Пассажирский

За всю историю развития самолетостроения было спроектировано и построено огромное количество самолетов. Так вышло, что на слуху лишь крупные дальнемагистральные воздушные суда и самолеты военной авиации. А между тем, помимо перелетов на дальние расстояния, нужно летать на средние и даже на ближние АТР 72 - это отличный представитель универсальных самолетов ближней гражданской авиации.

В чем же его преимущества? В том, что он сравнительно небольшой и легкий. Он не имеет турбореактивных двигателей, а оснащен двумя турбовинтовыми силовыми агрегатами, что гораздо выгоднее для ближней авиации. Такой самолет расходует не так уж много топлива и прост в обслуживании. Сама его конструкция гораздо более простая и понятная, чем у большей части более мощных самолетов.

АТР 72 - самолет нового поколения. Лопасти двигателей выглядят несколько старомодно и это отталкивает пассажиров. Однако это общее заблуждение. Винтовая тяга хоть и дает меньшую скорость, но отнюдь не хуже турбореактивной тяги. Исторически сложилось так, что эталоном надежности считаются военные самолеты. Турбовинтовые двигатели успешно применяются на стратегических бомбардировщиках ВКС России и военно-транспортных самолетах ВВС США. Такие двигатели наиболее оптимальны для полетов на небольшие расстояния.

И все-таки он пассажирский

Удивительно то, что самолет АТР 72 многие компании используют в качестве транспортного. В особенности американские почтовые сервисы. Для внутренней почты важно, чтобы посылки доставлялись быстро, а транспорт не был слишком дорогим. Так вышло, что АТР 72 отлично под эти требования подходит. Однако его основная специализация - пассажирские перевозки. Это полноценный пассажирский самолет. Его вместимость довольно высока для самолета такого класса - 72 пассажира, команда стюардов и команда пилотов.

Если винтовой, то только «турбо»!

Действительно, давно стали частью истории. Им на смену пришли турбовинтовые воздушные суда. Между этими, казалось бы, родственными типами есть колоссальная разница. Турбовинтовой самолет значительно мощнее. Подъемной силы достаточно для того, чтобы поднимать не только самолет, но и множество пассажиров. При этом крейсерская скорость составит целых 510 км/ч. Это очень быстро для самолета региональных авиалиний. Конечно, это значительно медленнее дальнемагистральных воздушных судов. Учитывая небольшую дальность полёта, пассажирам будет казаться, что самолет летит с просто невероятной скоростью.

Особенности конструкции

У каждого самолёта есть свои отличительные особенности. АТР 72 не стал исключением, а напротив - ориентиром для всей ближней авиации. В конструкции этого турбовинтового самолета задействованы самые передовые композитные материалы. Кессоны крыльев и вовсе на 100 процентов выполнены из углепластика. Для самолетов АТР постепенно уходит в прошлое. Самолеты становятся легче и быстрее, что открывает перед ними привлекательные коммерческие перспективы.

АТР 72 в Украине

Несмотря на то что в этой стране самолетами региональной авиации являются суда КБ Туполева - тут тоже имеется АТР 72. "Ютэйр" является его эксплуатантом. Его дистанция полета невысока и проигрывает самолетам Туполева. Максимальная дальность полета - 1500 км. Именно по этой причине такой самолет непопулярен в России. Самолеты ТУ такого же класса оснащены турбореактивными двигателями и способны без дозаправки преодолевать до 8000 км. АТР 72 встречаются и в РФ, но значительно реже. Преимущественно на юге России.

Проблемой является объединение. Самолет совершенно не приспособлен к полетам в сложных метеоусловиях и в холодное время года. В случае уходит в сваливание и разбивается. Такое уже случалось несколько раз. Эта проблема является конструктивным недостатком самолета, разрешить ее путем модернизации проблематично.

Где лучше сесть?

Где лучшие места в АТР 72? Конечно у окошка. Нельзя сказать, где хорошие места, а где - плохие. Все это субъективная оценка, ведь каждый измеряет уровень комфорта по-разному. Однако не стоит садиться в хвостовой Там, как правило, наиболее ощутимы маневры и покачивания корпуса. Места у окошка всегда будут лучше всех, ведь вид с высоты птичьего полета всегда захватывает дух.

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 февраля 2018 года пассажирский самолет ATR-72-600 иранской авиакомпании Iran Aseman Airlines, следовавший рейсом из Тегерана в Ясудж, разбился в горной местности в провинции Исфахан в центральной части страны. На борту находились 60 пассажиров и 6 членов экипажа, выживших нет. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о самолете ATR 72.

ATR 72 - двухмоторный узкофюзеляжный турбовинтовой самолет для среднемагистральных перелетов. Разработан в середине 1980-х годов франко-итальянским концерном ATR (Avions de Transport Regional) на основе регионального самолета ATR 42 (основное отличие ATR 72 - удлиненный фюзеляж). Первый полет совершил 27 октября 1988 года. Эксплуатируется с 1989 года, первый заказчик - финляндская авиакомпания Finnair.

Летно-технические характеристики

Аэродинамическая схема - высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением.

Максимальная взлетная масса - 22,8 т;

Размах крыльев - 27,05 м;

Длина - 27,2 м;

Высота - 7,65 м;

Пассажировместимость - до 78 человек (схема посадки 2+2);

Максимальная дальность полета - 1528 км;

Крейсерская скорость - 345,9 км/ч;

Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями производства Pratt & Whitney.

Модификации

Имеет несколько модификаций: ATR 72-100, ATR 72-500, ATR 72-600, отличающиеся мощностью двигателей и оборудованием кабины пилотов. Для версии ATR 72-600 в 2015 году был сертифицирован салон с большей плотностью сидячих мест, что позволило увеличить максимальную вместимость с 74 до 78 пассажиров. Существуют грузовые версии: ATR 72-Cargo и ATR 72-600F. Военные версии стоят на вооружении ВВС Италии, а также ВМС Пакистана и Турции.

Эксплуатанты

По состоянию на начало 2018 года было выпущено 969 самолетов ATR 72, они эксплуатируются более чем 120 компаниями. Крупнейшим эксплуатантом является индонезийская авиакомпания Wings Air (54 самолета). В России ATR 72 эксплуатирует авиакомпания "Ютэйр" - 15 самолетов этого типа.

Пассажирские авиаперелеты уже давно стали частью нашей жизни. Это самый надежный и быстрый способ преодолевать большие расстояния. Конечно, билеты на самолет настолько дорогие, что по своей стоимости могут конкурировать с билетами на морские круизные лайнеры. Рынок самолетов тоже заполнен сотнями различных моделей. АТР 72 - одна из тех немногих моделей, что предназначены для перелетов на небольшие расстояния. Весомым плюсом также является и цена этого самолета. Низкая стоимость самой машины и относительно невысокая стоимость эксплуатации позитивно сказываются на цене билета.

Маленький, но незаменимый

Большие и вместительные турбореактивные самолеты хорошо справляются со значительными расстояниями, но использовать их на коротких маршрутах нельзя. АТР 72 прекрасно справляется с этой задачей. Этот самолет лишен всех тех особенностей, которые делают короткие перелеты проблемой для больших самолетов.

Прежде всего, это среднемагистральный турбовинтовой самолет. Его длина составляет всего лишь 27 метров! Целевыми маршрутами такого самолета являются воздушные дороги внутренних авиалиний.

АТР 72 лишен реактивной или турбореактивной тяги. Он оснащен всего двумя что, несомненно, упрощает его эксплуатацию. Обслуживание таких двигателей значительно проще, а кроме того, они потребляют меньше топлива, да и стоимость его намного ниже. У многих давно сложилось впечатление, что винтовые самолеты - это жуткий анахронизм, раритет и призрак прошлого. Практика же говорит об обратном.

Самолеты, похожие на АТР 72, превосходно справляются с перелетами на небольшие, средние и даже дальние расстояния. Турбовинтовые двигатели просты и надежны. Их используют не только в гражданской авиации, но и в военной. Военные самолеты с турбовинтовой тягой используют ВКС России и ВВС США. Это лишний раз доказывает, что в авиастроении нет старых двигателей. Существуют лишь задачи, под которые проектируется каждый самолет, а двигатели максимально отвечают поставленным задачам.

Отличительная особенность самолетов ATR 72 - это то, что кессоны крыльев полностью выполнены из углепластика. Углепластиковые элементы применяются в повсеместно. Это прочный и очень легкий материал, который постепенно вытесняет В конструкции также применяются и другие композитные материалы. Такие современные технологии делают самолет значительно легче, что увеличивает его полезную нагрузку.

Можно ли заменить такой самолет? Конечно, нет! Эта модель не только является надежной и оптимальной для средних дистанций, но и подходит для коротких перелетов. Ее незаменимость объясняется вместимостью. Самолет вмещает в себя 74 пассажира. Для самолета ближних авиалиний это много, а значит, самолет обладает хорошей коммерческой эффективностью.

Характеристики

ATR 72 управляется 2-мя пилотами. Управление классическое и не требует длительного переобучения. Самолет удивительно послушный и управляемый. Его базовая грузоподъемность составляет около 7500 тонн, что довольно много, для самолета региональных авиалиний. Максимальная скорость составляет около 511 км/ч, а крейсерская - 509 км/ч.

Скорость этого самолета не так высока, как крейсерская скорость дальнемагистральных турбореактивных пассажирских Это неудивительно, ведь его двигатели не позволят развить столь высокую скорость, да она и не требуется.

Недостаток

Недостаток у этого самолета лишь один, но его отмечают все пилоты. Система антиобледенения может не справляться со своей задачей при наступлении сложных метеоусловий в холодное время года. По этой причине произошло несколько катастроф.

Дедушка 72-го

Практически все, что было создано человеком, имеет свой прототип. Особенно это касается техники. Автомобили, морские и речные суда и, конечно, самолеты развивают модернизацию до тех пор, пока машина не исчерпает заложенный конструкторами потенциал. ATR 42 стал прародителем 72-й модели. Это не опытный экземпляр и не макет. Это полноценный самолет для региональных воздушных маршрутов. Основные элементы и особенности совпадают с потомком.

2 мотора - это оптимально!

Это еще более маленький двухмоторный самолет. Турбовинтовые двигатели устанавливаются различных модификаций. Все зависит от предпочтений заказчика. Он небольшой и вмещает в себя всего 42 пассажира. Собственно говоря, вместимость и отражена в названии модели. Однако это касается лишь базовой модели. Самолёт построен так, что количество мест в салоне можно как увеличивать, так и уменьшать. Таким образом, он универсален.

Целевая аудитория

ATR 42 покупают не только частные авиакомпании, но и довольно состоятельные физические лица. Это небольшая и легкая машина, которая не стоит заоблачных денег. Региональные крупные предприниматели вполне способны не только приобрести этот самолет, но и содержать его.

Концерн

У каждой вещи есть создатель. Самолет - это недвижимость, для постройки и проектирования которой требуется конструкторское бюро и хорошие производственные мощности. Маленькие молодые компании не способны самостоятельно наладить создание и производство самолетов, у них попросту не хватит денег. С этим превосходно справляются объединения нескольких компаний, арендующие производственные мощности у крупных гигантов.

Концерн ATR является франко-итальянским. Его образуют 2 компании, французская Aérospatiale и итальянская Alenia Aeronautica. Эти две небольшие компании занимаются разработкой двигателей и фюзеляжа самолетов. Сами же самолеты производятся на заводах корпорации Boeing, что позволяет сделать вывод о высоком качестве продукции концерна.

Франко-итальянское авиапредприятие ATR производит самолеты почти 30 лет. Первой пассажирской машиной был самолет ATR-42, который начал производиться с 1985 года, модель ATR-72 основана именно на 42-й модели.

Надежен ли ATR-72?

Иностранные самолеты в корне отличаются от отечественных. В ATR-72 используется современная электроника, первоклассный автопилот с возможность совершения посадки в автоматическом режиме, погодный радар, системы предупреждения столкновения с землей и другими самолетами. На фоне отечественной техники, тех же самолетов АН, ATR проигрывает разве что отсутствием возможности садиться на грунтовые аэродромы. В остальном – это первоклассный лайнер отменной надежности.

Двигатели ATR-72 производит компания Pratt & Whitney – она в свое время производила моторы для «Формулы-1», а сегодня производит в основном космические двигатели.

В ATR-72 удачно скомпонована гидравлика – в случае взрыва двигателя, самолет не теряет управляемости. Все системы дублированы, легко диагностируются. Вообще, самолет очень простой, как в пилотировании, так и в обслуживании. В России его обслуживают в центрах «Ютэйр» и «S-7» в Тюмени и Новосибирске. Практически все самолеты ATR, летающие в России – новые или с небольшим налетом.

Кроме того, самолет ATR-72 является самым надежным самолетом при эксплуатации при низких температурах. Именно поэтому UTair и NordStar так активно используют ATR-72 – он не дает сбоев даже 50-градусные морозы. Более того, эти самолеты активно используются в Канаде, где другие марки просто не выдерживают.

Почему же падают ATR-72?

Слабое место ATR-72 – это обледенение. Но падают эти самолеты не из-за того, что они некачественные. Просто потому, что именно возможность эксплуатации при сильных морозах, отменная управляемость и минимальное обслуживание, расслабляют людей. Разбить ATR-72 – это нужно еще постараться. Но это самолет, он все равно является опасным объектом и за ним нужно смотреть. Именно поэтому упал ATR-72 под Тюменью – он простоял столько часов под сильным снегопадом, его не обработали антиобледенителем. Авиация не допускает небрежного отношения.

Сегодня самолеты ATR-72 обливают даже при минимальной возможности обледенения. Кроме того, существует мнение, что тогда, в Тюмени, командир мог все-таки удержать лайнер. Ведь самолет стал сваливаться после того, как были убраны закрылки. Если бы закрылки были установлены обратно, возможно, удалось бы восстановить контроль над машиной. Из-за обледенения погибло 68 человек и в США, в 1994 году.

Вообще, несмотря на легкость пилотирования, частой причиной происшествий с ATR являются грубые ошибки эксплуатации. Большинство происшествий связаны, например, с выкатом за пределы посадочной полосы. Вместе с тем, нужно быть объективным из 678 самолетов, 17 разбились. А это довольно-таки внушительная цифра.

Но несмотря на это, стоит признать, что основной причиной катастроф самолетов ATR является человеческий фактор.

Самолеты ATR 72 используются для перелетов на короткие и средние расстояния. Эти 2-винтовые модели рассчитаны на 72-74 пассажира. Если вам предстоит перелет на подобном воздушном судне, стоит узнать, как правильно выбирать места.

Общая информация об ATR 72

Внешний вид самолета может показаться старомодным: вместо турбореактивных двигателей вы увидите турбовинтовые. Они выглядят менее эффектно, зато их конструкция оптимальна для перелетов на ближние расстояния:

  • Расход топлива оказывается меньше, а обслуживание - проще.
  • Хотя по скорости самолеты ATR 72 уступают лайнерам, они выигрывают в надежности. Винтовая тяга используется не только в гражданской авиации. Если вы взглянете на бомбардировщики Воздушно-космических сил РФ или военные самолеты Военно-воздушных сил США, то увидите, что они оснащены турбовинтовыми двигателями. Причин сомневаться в безопасности ATR не будет.

Чтобы оценить внешний вид ATR 72, посмотрите видео и понаблюдайте за взлетом:

Основное предназначение подобных моделей - пассажирские перевозки. По этой причине производитель, франко-итальянский концерн ATR, делает ставку на комфорт салона и надежность. Перелеты на этих воздушных судах оставят у вас приятные впечатления!

О производителе

Компания ATR, созданная в 1981 г., уже выпустила 1 500 самолетов. Она ведет успешную торговлю со 100 странами, причем главная продукция - модели типа 42 и 72. Производство составляющих расположено в Италии (фюзеляжи и детали для хвостов) и Франции (сборка крыла). Окончательная сборка, тестирование в воздухе и сертификация происходят во Франции.

История разработки

Еще в середине 1980-х гг. концерн решил создать новую модель для региональных перелетов. За основу был взят ATR 42, причем часть его конструктивных особенностей сохранились до сих пор. Главным отличием стала вместимость: цифра 72 обозначает, сколько пассажиров может перевезти самолет. Показатель улучшили, увеличив фюзеляж и размах крыльев. Также при создании воздушного судна установили более мощные двигатели.

Первой авиакомпанией, которая использовала новую модель, стал финский перевозчик Finnaire. На его рейсах лайнер появился в 1989 г. Позднее конструкцию усовершенствовали, и изготовитель выпустил самолет ATR 72-500. Кроме использования новых пропеллеров и двигателей, производитель позаботился о более современной системе управления.

В 2007 г. концерн анонсировал новую разработку - ATR 72-600. Конструкторы внесли следующие изменения:

  • снабдили самолет двигателями, которые по необходимости переключаются на более мощный режим при взлете;
  • оборудовали кабину пилотов жидкокристаллическими мониторами и установили усовершенствованный компьютер;
  • увеличили полки для багажа и изменили дизайн кресел.

В 2015 г. компания получила необходимые разрешения от Европейского агентства по безопасности полетов и ввела новое расположение мест. В результате пассажировместимость увеличилась до 78 человек.

Технические характеристики

Фото самолетов ATR 72

Чтобы получить представление о самолете ATR 72, взгляните на фото:


Схема салона и лучшие места: где сесть

При покупке билетов на самолет ATR 72 изучите схему салона и выберите лучшие места. У их размещения есть отличия, связанные с конструктивными особенностями модели. Дело в том, что посадка осуществляется через дверь, которая находится ближе к хвосту лайнера. В этом заключается разница с привычным планом самолета: обычно пассажиры, сидящие в носовой части, первыми занимают места, а после прибытия покидают салон раньше других путешественников. Но в моделях ATR этими преимуществами воспользуются те, кто расположился в хвосте.

Особенности выбора мест

Бизнес-класс в подобных самолетах зачастую отсутствует, и весь салон отводится под «эконом». Но, даже если вам предлагают улучшенные условия, на практике разница невелика. Ощутимым плюсом будет наличие пространства, позволяющего вытянуть ноги, и расширенное меню.

Если вы не выбрали места в первом ряду, пространства для ног может не хватать.

Лучшие и худшие места в ATR 72

Обычно перелеты на подобных моделях занимают не больше 3 ч., поэтому при выборе не самых удобных мест дискомфорт будет недолгим. Но, чтобы впечатления от перелета были приятнее, обратите внимание на следующие рекомендации:

  1. Лучшими местами считаются 1A, 1B, 1C и 1D. Хотя по прибытии вы покинете лайнер в числе последних, преимущества варианта компенсируют недостаток. Прежде всего вы получите больше места для ног, что избавит не только от дискомфорта, но и от образования тромбов. Также вы не будете страдать от повышенного шума, поскольку моторы располагаются ближе к центру воздушного судна. Если вы выберете кресло 1A или 1D, то насладитесь видами из иллюминатора, но встать в туалет, не побеспокоив соседей, будет сложно. Зато пассажиры, занявшие кресла 1B или 1C, без проблем прогуляются по проходу.
  2. Худшими считаются места в 17 ряду, поскольку они располагаются возле туалетов. Особенные неудобства вы испытаете сразу после посадки, ведь мимо пройдет большое количество людей. При перелете вас будут беспокоить другие пассажиры, желающие воспользоваться туалетом.
  3. Если вы путешествуете с маленькими детьми, места в 3-10 ряду, расположенные у правого борта, станут оптимальным выбором. Они снабжаются выдвижными люльками, благодаря чему вам не придется несколько часов держать ребенка на руках.

Достаточно учесть эти нюансы, и сложностей не возникнет. Правда, согласно отзывам, возникают ситуации, когда у кресел не работают механизмы, позволяющие откинуть спинку. Если вы столкнулись с подобной проблемой, обратитесь к стюардессе, и по возможности она пересадит вас на другое место.

Меню в эконом-классе не радует разнообразием.

Поскольку тариф эконом-класса не подразумевает разнообразия в меню, перекусите в аэропорту или возьмите еду с собой. Впрочем, благодаря небольшой продолжительности перелетов вам может хватить предложенного перекуса.

Опытные авиапутешественники делятся впечатлениями на специализированных форумах. Что касается отзывов о перелетах на ATR, то они не всегда положительны: из-за небольших размеров самолета в ветреную погоду вы почувствуете немало толчков при взлете и посадке. Чтобы избежать подобных ситуаций, бывалые пассажиры советуют не покупать билеты на места, расположенные в хвосте. Хотя вы быстрее покинете судно после приземления, несколько минут вряд ли изменят ситуацию, зато терпеть тряску на высоте не придется.

Заключение

Несмотря на недостатки, ATR 72 - достаточно современный самолет. Вопреки небольшим размерам, он отличается безопасностью: неполадки в работе подобных моделей обычно связаны с обледенением, поэтому они не используются на авиарейсах, проходящих через регионы с суровым климатом. В остальном путешествие на ATR понравится тем, кто ищет варианты эконом-класса.

Ищите дешевые билеты на самолет, не выходя из дома: