Мачу пикчу сообщение. Мачу-Пикчу: Затерянный Город Солнца

Илья Мельник

Как я уже писал, самым ярким путешествием первой половины 2018 года для меня и моей семьи стала поездка в Перу. Не побоюсь еще раз высказать самые восторженные эпитеты в ее адрес и еще раз порекомендовать всем обязательно ее посетить.

Многие думают, что Перу интересно лишь тем, что в нем находится легендарный Мачу-Пикчу — затерянный в облаках город инков, однако это совсем не так. В предыдущих публикациях я подробно рассказывал про так называемую Священную долину инков и регион Куско , которые представляют не меньший интерес для путешественника. Причем и за пределами Священной долины инков в Перу есть много любопытного — камни Ика, линии Наска, озеро Титикака, Амазонские джунгли, — так что Перу — это страна, в которую можно приезжать снова и снова.


Мысль посетить Мачу-Пикчу родилась в нашей семье спонтанно, как расширение запланированной поездки в Бразилию. Сначала эта идея была отвергнута по причине очень сложной логистики. Беглый поиск показал, что Мачу-Пикчу — довольно труднодоступное место, куда и взрослым-то людям доехать непросто, а у нас предполагалась поездка с детьми. Однако на самом деле до Мачу-Пикчу можно добраться достаточно легко, в том числе, с ребенком-дошкольником при условии грамотного заблаговременного планирования. Как это сделать, я подробно описывал вот

Мачу-Пикчу — одно из новых чудес света, самая посещаемая достопримечательность Перу (более 1 млн туристов в год). Древний город инков, основанный, как полагает официальная наука, в середине XV века, расположен в труднодоступном месте высоко в горах на высоте 2450 метров над уровнем моря. У подножия скалы течет река Урубамба (священная река инков, протекающая через всю их священную долину).

Перед тем, как подробно рассказать об удивительной истории Мачу-Пикчу, хочу сразу подчеркнуть, что это действительно самое потрясающее увиденное мной место из созданных руками человека. Эмоции, когда оказываешься в этом городе, переполняют, даже несмотря на толпы туристов (а если приехать с утра, толп можно и избежать). Это однозначный must-see, друзья. Заносите в свои календари путешествий в обязательном порядке.

«Открытие» Мачу-Пикчу

«Официальной» датой открытия Мачу-Пикчу считается 24 июля 1911 года, когда профессор Йельского университета Хирам Бингхэм добрался до него, сопровождаемый сыном местного жителя. Бингхэм с экспедицией изучал склоны Анд и остановился на ночлег в хижине индейской семьи.

Маленький сынишка хозяев был буквально очарован большим белым незнакомцем и весь вечер не отходил от него ни на шаг. Бингхэм подарил мальчишке блестящую монетку в один соль, даже не подозревая, что в ответ получит поистине бесценное сокровище. Маленький индеец привел ученого к развалинам древнего города.

Даже беглого осмотра Бингхэму было достаточно, чтобы понять, что только что он совершил величайшее открытие.


«Первооткрыватель» Мачу-Пикчу Хирам Бингхэм (первый слева)

Как и многое, что связано с Мачу-Пикчу, эта дата «открытия» — миф (или условность — называйте, как хотите). Дело в том, что еще в конце XIX века европейцы стали узнавать о существовании «поднебесного» города. Есть документы о том, что в 1894 году другой местный фермер Августин Лизарага показывал Мачу-Пикчу некоему Луису Угарте, а в 1901 году Лизарага с двумя своими друзьями написали свои имена на скале возле Мачу-Пикчу. Бингхэм прекрасно знал об этом, но старался не афишировать такие факты.

Неизвестным Мачу-Пикчу оставался только для европейцев: есть множество свидетельств того, что местные жители хорошо знали о существовании этого места. Так, террасы Мачу-Пикчу использовались индейцами уже после прихода испанцев, что оказалось зафиксировано в налоговых отчетах монахов-августинцев XVI века. Более того, к моменту «открытия» Мачу-Пикчу Бингхэмом на территории древнего города проживало несколько семей, которые использовали эти же террасы для выращивания местных культур.

Вместе с тем, умалять заслуги Бингхэма также не стоит — ведь именно он первым начал изучать Мачу-Пикчу как профессиональный историк, археолог, ученый. Правда, ряд авторов считают, что он недалеко ушел от обычных грабителей, расхищающих древности, поскольку в ходе трех своих последующих экспедиций (1912-1915 гг.) он отправил в США более 5,000 артефактов якобы на время, для исследований, но они так и остались в Америке и были возвращены Йельским университетом лишь в 2007 после длительных требований и угроз Перуанского правительства.

Несмотря на все усилия, историки и археологи так и не смогли нигде найти указаний на настоящее название города, использовавшееся инками. Слова «Мачу-Пикчу» (в переводе с языка индейцев кечуа, населявших Перу до испанцев, означает дословно «Старая гора» — в противовес «Уайна-Пикчу — «Молодая гора») для обозначения этого города первым использовал Хирам Бингхэм, как говорится, за неимением лучшего.

Дата основания

Мачу-Пикчу и возраст древнего города Основание города историки связывают с именем Верховного инки Пачакутека (1438-1471 гг.), т.е. официальной датой основания Мачу-Пикчу считается середина XV века. Однако есть множество фактов, косвенно свидетельствующих о гораздо более древнем возрасте этого города.

Официальная версия истории апеллирует к сравнению построек, расположенных в центре Мачу-Пикчу, с постройками, расположенными в Священной долине инков и в Куско. Эти постройки выполнены в схожей манере полигональной кладки, о которой я уже писал в прошлый раз с восхищением и восторгом, и официальная историография считает их авторами инков, а значит, и Мачу-Пикчу мог быть построен только когда империя инков была создана. Да-да, речь именно о тех инках, 12-миллионная империя которых была завоевана отрядом из двухсот испанцев, которые не знали колеса и письменности. Звучит как полный бред, на мой взгляд, бредом и является, однако, если вы приедете в Мачу-Пикчу и возьмете экскурсовода, вас будут убеждать в том, что так оно и было.

Если же обратиться к фактам, то они неумолимы: наряду с инкскими предметами Бингхэм нашел в городе множество каменных топоров, костей древних бизонов, обсидиановых наконечников и керамических изделий доинкского периода. Речь, безусловно, не о том, что город был построен каменными топорами, однако известен он живущим здесь людям был очень давно, явно не за 100 лет до испанского завоевания.

В своих описаниях Мачу-Пикчу Бингхэм, посвятивший ему всю свою жизнь, неоднократно говорит не об инках, а о неизвестной древней цивилизации:

«Главное — восторг от обнаружения тут и там под свисающими виноградными лозами или взгромоздившихся на вершину нависших скал массивных каменных сооружений прошлой расы» (Х. Бингхэм)

Говоря о возрасте Мачу-Пикчу, историки приводят в качестве аргумента данные радиоуглеродного анализа, что удовлетворяет основную часть широкой публики. Однако радиоуглеродный анализ применим лишь к органике, т.е. с его помощью в принципе невозможно определить возраст камня и построек из него. Анализируется найденная возле этого камня органика (например, посуда), и делается по меньшей мере странный вывод о том, что если кувшин датируется XV веком, то и постройка, в которой он находится, тоже имеет этот возраст. Это как если через 1000 лет археологи станут определять возраст Московского кремля по какой-нибудь случайной тарелке из президентского сервиза.

На мой взгляд, самый главный аргумент в пользу гораздо более древнего возраста Мачу-Пикчу находится на поверхности. Как и многое в Перу, Мачу-Пикчу сочетает в себе два типа построек:


  • те, при создании которых использовались технологии, не уступающие или даже превосходящие современные (перефразируя — построенные какой-то другой, явно не инкской цивилизацией),

  • и те, которые были построены непосредственно инками.

Официальной историографии трудно отмахнуться от столь явного различия в качестве построек в Мачу-Пикчу, и историки придумали версию о том, что в городе были дома знати и дома простых жителей, ради которых никто, образно говоря, не заморачивался. Постройки из тщательно обработанных блоков, уложенных без какого-либо раствора, попадают в разряд «храмов» или «дворцов», а конструкции из плохо обработанного или вообще необработанного камня на глиняном растворе — в разряд домов для низших сословий и хозпостроек.

На первый взгляд, архитектура Мачу-Пикчу хорошо укладывается в эту формулу — центр города занимают как раз «дома для знати» и «храмы» с высококачественной кладкой (на карте очерчены красной линией), а гораздо более простые постройки находятся на окраине города (в зоне, очерченной желтым) — см. карту Мачу-Пикчу (она на испанском, но фотографии и надписи достаточно понятны):


Карта Мачу-Пикчу. Желтым цветом выделена «профанная» зона, красным — «сакральная» зона. Слева на карте — террасы (сельскохозяйственный сектор). Между ним и городом проходит небольшой ров.

Однако есть целый ряд мест, где эта стройная логика явно нарушается, причем нарушается очень серьезно. Наиболее показателен комплекс построек, который обычно в путеводителях называется «мастерскими». Это целый ряд домов, расположенных возле центральной площади (на карте — граница между желтой и красной зонами), как раз напротив так называемых «храмов»:


Два уровня технологий в «мастерских» (из книги А. Склярова «Священная долина инков»)

Самый нижний ярус комплекса «мастерских» представлен уже хорошо знакомой нам мегалитической полигональной кладкой из хорошо обработанных гранитных блоков, уложенных без какого-либо раствора. Однако второй ярус этих же домов демонстрирует нам совсем другую технологию строительства: выше отчетливо видимой границы идет уже кладка из гораздо более мелких, плохо обработанных блоков, скрепленных глиняным раствором. Это вполне объяснимо, если предположить, что инки «получили в наследство» Мачу-Пикчу и достраивали здесь свои сооружения на остатках древних зданий. Но это практически необъяснимо с позиций официальной историографии, разве что архитекторы и строители внезапно потеряли квалификацию или же внезапно погибли (спрыгнули в пропасть или типа того). Налицо принципиально разные фазы строительства, разнесенные по времени и кардинально отличающиеся по технологиям, причем более поздние технологии оказываются гораздо более примитивными.

Причем, разумеется, это происходило не только «по вертикали» — как в случае с мастерскими, но чаще всего — по горизонтали. Инки строили свои сооружения на периферии, вокруг центра города, возведенного задолго до них совершенно иной цивилизацией.

Население и предназначение Мачу-Пикчу

В Мачу-Пикчу около 200 построек, из чего археологи делают вывод, что на пике его население должно было составлять около 1000 человек. Вместе с тем, уже в середине XV века город резко опустел (почему — так никто и не знает), и Бингхэму удалось найти в нем лишь 173 человеческих скелета.

В разных источниках тиражируется информация о том, что из этих 173 скелетов 150 принадлежат женщинам. Такой вывод сделал сам Хирам Бингхэм, из чего он заключил, что в Мачу-Пикчу свозили лучших девушек со всей империи, очевидно, для формирования гарема Верховного инки. Это — заблуждение, не более, чем легенда. Ученые из массачусетского университета сделали вывод, что из 173 найденных останков женщинам принадлежит только половина. Да и внешний вид города больше напоминает не женский монастырь, а неприступную крепость.

Против версии о «гаремной столице» империи инков работает полное отсутствие в Мачу-Пикчу каких-либо золотых предметов, и украшений, которые так активно использовали инки при оформлении своей главной столицы — Куско (вспомните про поле из золотых початков кукурузы возле Кориканчи).

Итак, версия уединенного места, куда императору свозили отборных наложниц, кажется несостоятельной. Каково же тогда было предназначение этого города? Разными учеными высказываются разные версии, из которых наиболее убедительной кажется версия своего рода «Ватикана», существование которого особенно не афишировали. Любому, кто побывал в Мачу-Пикчу, очевиден священный характер данного места — оно действительно чрезвычайно необычно и наполнено совершенно непередаваемой энергетикой.

Размышляя о предназначении города, нельзя забывать, что он был основан не инками, а другой, гораздо более развитой цивилизацией. В уже упоминавшейся мной книге «Священная долина инков» Андрей Скляров выдвигает версию о том, что это место идеально подходило для отдыха «богов», вдали от «человекообезьянок», сбивающих бананы с пальм палками. Как бы то ни было, окончательной правды, по-видимому, узнать не суждено никому.

Важные советы по посещению Мачу-Пикчу


  • с 1 июля 2017 года в очередной раз изменился порядок доступа туристов в Мачу-Пикчу. Внедрено новшество, что нельзя разворачиваться и ходить по городу в разных направлениях — все дорожки организованы так, что образуют большое кольцо. В разных его частях стоят охранники, которые не позволяют идти против потока и заставляют идти вперед. Так вот, эта дорожка неминуемо приводит вас к выходу из Мачу-Пикчу, и чтобы снова зайти в город, вам нужно вновь проходить через турникет. Когда мы были в Мачу-Пикчу (май 2018), можно было сделать неограниченное число заходов по одному билету в указанный в билете интервал времени (с 6:30 до 12:30 или с 12:00 до закрытия комплекса). Во время подготовки этого материала я читал, что в скором будущем планируют отменить возможность многократного прохода в комплекс по одному билету.


  • Купить билеты перед входом в Мачу-Пикчу нельзя! Это нужно делать хотя бы в Агуас-Кальентес (а еще лучше — заранее заказать их через интернет). Как это сделать, подробно описано в моей публикации «Как добраться до Мачу-Пикчу и не сойти с ума ».

  • Официально с собой нельзя проносить ни еду, ни напитки, однако сумки практически не обыскивают, и обычно что-то можно пронести (бутерброд или хотя бы воду). Поесть-попить можно прямо перед входом в Мачу-Пикчу, цена задрана, но не дороже, чем на Красной площади:).

  • К сожалению, в Мачу-Пикчу категорически запрещены квадрокоптеры. Прямо совсем. На форуме Винского есть статья о том, как ребята все же запустили коптер, пронеся его по частям с привлечением гидов, однако их быстро поймали и они огребли кучу проблем. Я пытался получить разрешение заблаговременно, но без результата. К слову, в принципе ввоз квадрокоптера в Перу — геморройное предприятие. На границе вам надо заплатить таможенную пошлину в размере 25% стоимости коптера, а затем, при выезде, получить ее обратно. Однако это занимает время, которое не всегда есть в аэропорту, а перуанские таможенники такие же, как наши (ну, вы понимаете).

  • Не верьте прогнозу погоды. Погода наверху непредсказуема — лучше всего подстрахуйтесь и купите полиэтиленовые плащи-дождевики. Погодные программы могут показывать вам, что будет солнце, однако вы можете попасть в жуткий ливень (собственно, как с нами и произошло).

Собственно, Мачу-Пикчу. Красота ведь!

В завершение этой длинной публикации — несколько фотографий и заметок непосредственно с нашей прогулки по этому древнему городу.

Поднявшись по получасовому серпантину на специальном автобусе, мы попали в жуткий ливень. Пока натягивали на себя плащи, успели вымокнуть, плюс сами плащи оказались тоже не айс. Настроение было так себе, потому что небо казалось беспросветно затянутым облаками. Решили все же не пережидать дождь под крышей у входа (как это сделало большинство прибывающих), а побрести наверх, воспользовавшись возможностью сделать кадры Мачу-Пикчу с минимумом туристов.


На заднем плане — гора Уайну-Пикчу. Чтобы подняться на нее, нужно покупать специальный билет, но оно того стоит. Рекомендуем всем, кто едет без маленьких детей.

К счастью, примерно через час дождь утих, облака стали исчезать и погода стала налаживаться, причем изменения эти произошли довольно быстро. Довольная альпака обсыхает на солнце:


Одна из множества альпак, пасущихся на террасах Мачу-Пикчу

Скажу банальность, но — фотографии не передают даже сотой доли тех эмоций, которые испытываешь в этом городе. Процитирую «первооткрывателя» Мачу-Пикчу Бингхэма:

«По разнообразию его чар, по мощности его очарования я не знаю никакого места в мире, которое может сравниваться с ним. Помимо громадных снежных пиков, вздымающихся выше облаков более чем на две мили; гигантских обрывов разноцветного гранита, поднимающихся отвесно вверх на тысячи футов над пенящейся, сверкающей и ревущей стремниной, это место обладает также поразительным контрастом орхидей, папоротников и деревьев, притягательной красотой роскошной растительности и таинственным очарованием джунглей. Неотразимо притягивают непрерывные сюрпризы в глубоком продуваемом ущелье, поворачивающемся и извивающемся мимо нависающих утесов невероятной высоты». (Хирам Бингхэм)


Ощущение такое, что ты ходишь просто рядом с облаками — так оно и есть!

В Перу, высоко в Андах, почти на самой вершине горного хребта с очень давних времен существует древний город инков Мачу-Пикчу.

Этот "город среди облаков" во времена империи инков был секретным и недоступным для обычных людей. В Мачу-Пикчу жили самые главные люди империи инков.

Верховные правители могущественной империи инков позаботились о своей безопасности и поэтому город специально был построен на неприступной высоте над долиной реки Урубамбы.


Они помнят пр...

Великий правитель инков Пачакутек, предвидя приближающиеся перемены, приказал возвести этот город в таком труднодоступном месте с целью обезопасить себя и своих приближенных. И это ему удалось. Мачу-Пикчу построен в таком месте что добраться до него несведущему человеку было практически невозможно. Когда в ХVI веки испанцы вторглись в империю инков, они так и не завоевали этот город.

О существовании "затерянного города инков" долгое время только ходили легенды. Никто в мире не знал существует ли он на самом деле. Письменных упоминаний о нем ни где нет. И только в начале XX века о его существовании сообщил американец Хайрем Бингхем, профессор Йельского университета, обследовавший эти места. Но даже после открытия Хайрема Бингхема, в течение тридцати лет не было желающих побывать в Мачу-Пикчу. До тех пор, пока сотрудники работавшей в этих местах археологической экспедиции случайно не наткнулись на древнюю Дорогу Инков, которая через долину привела их к этой древней цитадели.

Сам город имеет довольно четкую структуру. С юго-восточной стороны дворцовые постройки. На западе главный храм, в котором сооружен алтарь для жертвоприношений. А напротив компактный жилой квартал из двухэтажных домов. По размерам это довольно небольшой город. В нем порядка 200 сооружений. По простым подсчетам здесь проживало немногим более 1000 человек.

По тем временам город был построен очень и очень грамотно, а местами даже оригинально. Все сооружения в городе выполнены из тщательно обработанных камней, которые настолько плотно подогнаны друг к другу что не понадобилось ни какого раствора для их скрепления. При чем камни уложены так, что между ними есть небольшие щели. Это обеспечило строениям своеобразную сейсмоустойчивость. Несмотря на частые землетрясения в этом районе, постройки отлично сохранились.

Одним их самых больших и по видимому самых почитаемых сооружений является Храм Трех Окон. Через эти окна солнечные лучи попадают на внутреннюю площадь. По преданиям инков это входило в определенный ритуал, а три окна отождествляют троичность мира. По старинной легенде именно через эти три окна в мир вошли три основателя империи инков.

Невдалеке от храма, несколько выше, сохранилось здание, которое по предположению могло служить обсерваторией для наблюдения за небесными светилами. Это также подтверждает присутствие здесь камня особой формы, строго ориентированного по солнцу. Индейцы называют его Интиватана или "контрольная точка солнца". Это что то наподобие солнечных часов.

Четь сооружений сделаны как своеобразные темницы. Так как здесь не содержались заключенные, похоже в них жили женщины, так называемые жрицы солнца, мамакунас - избранные девственницы. Но скорее всего это были обычные наложницы верховных правителей. На сколько известно, верховные правители не особо утруждали себя брачными узами. Во время раскопок были обнаружили 173 человеческих скелета, из них 150 женских. А в гробнице главного жреца, найдены останки женщины с признаками сифилиса. Так что все исследования не только не открыли, а наоборот увеличили количество тайн этого веками скрываемого от людей места.

Строители города не забыли и о насущных нуждах жителей города. Не смотря на крайне ограниченную площадь, около поселения были искусственно созданы на каменных склонах террасы для выращивания сельскохозяйственных культур. Сделать это было очень трудоемко. Террасы обрамлены так же вытесанными их камня и засыпаны плодородной землей. При чем, все это сделано прочно на века. Общая площадь таких искусственных полей более 5 гектар.

Каким образом подавалась вода к этим террасам не понятно, но в самом городе имеются какие то чаши, вероятно они были предназначены для сбора дождевой воды. Но это для питья на крайний случай. А как поливались растущие на террасах растения? Возможно что инки выращивали растения не нуждающиеся в искусственном поливе, тем более что частые туманы над долиной реки вполне обеспечивают достаточную влажность.

И хотя Мачу-Пикчу находится почти на 1 000 метров ниже чем древняя столица инков город Куско, это уникальное место самой природой идеально защищено от посторонних глаз. Удивительно еще то, что в долине реки Урубамба, практически никогда не бывает ветра. Но здесь даже днем стоит полумрак - вершины горы заслоняют собой солнечный свет, а вода прикатывающаяся по огромным валунам заглушает все звуки. Здесь даже кричать здесь бесполезно, вашего голоса просто будет не слышно.

По историческим данным город просуществовал не так долго, с 1440 до 1532 года. И хотя испанские завоеватели так и не попали в Мачу-Пикчу, по какой то, неизвестной причине жители покинули этот город. И с тех пор от стоит обтекаемый облаками, безмолвно храня свою тайну.

Сегодня попасть в Мачу Пикчу может любой, но только 9 месяцев в году. Дорога из Куско в Мачу-Пикчу до сих пор существует в таком виде как её сделали инкские строители. Проехать туда вполне можно на автомобиле или на небольшом автобусе. Обычно туристам предлагают спуститься вниз верхом на ламе. Этот экзотический вид транспорта до сих пор самый незаменимый в Андах.

Если вы будете путешествовать по Южной Америке не упустите такой возможности побывать в этом уникальном месте. Впечатления полученный от прикосновения к древней цивилизации инков останутся у вас на всю оставшуюся жизнь.

Видео: Древний город Мачу...

На нашей исхоженной и исследованной планете редко встречаются места, которые могли бы поразить воображение современного человека. И все же они есть. В Республике Перу - государстве в Южной Америке, в начале XX века в Андах было обнаружено странное поселение, которое местные индейцы называют «Город в небесах», а нам оно известно как Мачу-Пикчу - «старая вершина». Это заброшенное поселение до сих пор вызывает интерес и удивление ученых. Археологи, историки не могут ответить на многие вопросы, в том числе: с какой целью в труднодоступном месте был возведен необыкновенной архитектуры «Город в небесах», по какой причине покинули его жители?

Индейцы забрались высоко в горы не случайно. Они искали труднодоступное место для свободной жизни и совершения священных ритуалов. Они тащили с собой все: нехитрый скарб, семена питательных растений, инструменты, ценности. Ни волов, ни лошадей у них не было, колес они не знали. Все на своем горбу. Глава племени говорил, что надо осваиваться в диких горах, надо строить неприступный город-святилище, надо ловить солнце, смотреть на луну, совершать поклонения божествам, дарить им блестящий металл. И тогда всем будет хорошо.

Давно это было? Предположительно, в 1440 году, то есть за столетие до прибытия в Южную Америку первых испанских конкистадоров - завоевателей. Индейцы дробили камни в каменоломне, поднимали их наверх. Они счищали пласты земли, укладывали камни вплотную, без щелей. Они сооружали священные храмы и жилые дома, выплавляли украшения из золота и серебра и хранили их в храмах. Они создавали империю инков. Инки обещали всем вечную жизнь…

С высоты соседних хребтов святилище Мачу-Пикчу выглядит как игрушечный городок. Он весь из серого гранита. Вокруг яркая зелень, на вершинах гор застыли легкие облачка, глубоко внизу в ущелье петляет река Урубамба. Высота - 2450 м над уровнем моря. Трудно придумать более защищенное поселение. Сегодня оно привлекает туристов своей первозданной природой и исключительным творением рук человека.

ИМПЕРИЯ ИНКОВ

Известно, что в XII веке, избрав для своего поселения долину реки Урубамба, инки начали создавать там свою империю, называемую Тауантинсуйу, что можно перевести как «4 провинции». Постепенно их территория расширилась и достигла сегодняшних Колумбии на севере, Чили - на юге и Бразилии и Аргентины - на востоке, с запада империя омывалась волнами Тихого океана. До открытия Колумбом Северной Америки в 1492 году империя инков превратилась в самое большое государство на территории Южной Америки.

Инки, точнее - властный клан, которому подчинялись индейские племена, были земледельцами. Плугов у них не было, землю рыхлили палками. Выращивали маис, маниоку, картофель, томаты, бобы, табак, коку, хлопок. Они одомашнили ламу, которая давала им шерсть. Посуду делали из глины, но гончарного круга не знали, плавили золото, серебро. Для жилья они связывали древесину кожаными ремнями. Примерно треть своего урожая община оставляла себе, треть отдавала храмам, треть шла на запас. Мужчины из общины служили солдатами, участвовали в строительстве дорог, в прокладывании мостов, возведении храмов, а красивых девушек община отдавала в гарем к инкам-жрецам.

ОТКРЫТИЕ МАЧУ-ПИКЧУ

Первооткрывателем Мачу-Пикчу признан американский историк Хайрам Бингем, который и дал ему это название. Первоначальное название городка неизвестно.

Летом 1911 года Бингем исследовал труднодоступный район в Центральном Перу. От местных индейцев он слышал рассказы о затерянных городах инков, которые не нашли испанцы, но особого значения им не придавал, так как многое на поверку оказывалось пустословием.

Экспедиция Бингема двигалась из города Куско, древней столицы инков, в джунгли. Примерно через 110 км экспедиция вышла к участку, где, по его предположениям, должен был находиться город-крепость Вилькабамба, захваченный испанскими конкистадорами, но ничего не нашли.

Местный индеец Мелчор Артега рассказал Бингему еще об одном покинутом инками городе, который по описаниям походил на Вилькабамбу. Экспедиция пошла сквозь заросли джунглей, вдоль берега бурливой реки Урубамбы. Через пять дней они вышли к подножию горного хребта. Их взору открылось невероятное: на склонах виднелись выложенные каменные террасы, в вышине проглядывали силуэты зданий - целый город. И ни одного человека.

Хайрам Бингем не ожидал такого чуда. Селение произвело на него неизгладимое впечатление. Постройки хорошо сохранились, но отсутствовали крыши. По всему казалось, что жители просто ушли из города, покинув его навсегда. Может быть, из-за эпидемии или другой опасности.

Со времени ухода людей минуло свыше 500 лет, в Мачу-Пикчу никто не заглядывал. Испанцы до него не добрались. Иначе они не оставили бы от него камня на камне.

Как заметил Бингем, город был выстроен на террасах, ко всем храмам вели каменные ступеньки. Строительным материалом служили камни, которые тщательно вытачивали и вплотную подгоняли один к другому без раствора.

В центре городка, как предположил Бингем, возвышался храмовый комплекс, посвященный солнцу, рядом с ним дворец верховного жреца. На восточной стороне городка из каменных глыб был сложен еще один храм с тремя огромными окнами. Позже его так и назвали - «Храм трех окон». Какому божеству он был посвящен, осталось неясно.

Еще на одной скале из камней инки сложили полукруглую башню, на ней были высечены маленькие жертвенники. Бингем обнаружил также странное сооружение, напоминавшее тюрьму,- в нем имелись небольшие клетки-камеры с крючьями, к которым, видимо, приковывали преступников. В стороне он нашел пещеры-захоронения, в которых обнаружили девять женских скелетов.

Позднее все найденные ценные археологические находки Бингем вывез в США. По подсчетам специалистов, их было несколько десятков тысяч. Они стали ценнейшей коллекцией Иельского университета.

ПОХОД ЗА ЗОЛОТОМ

Завоевывать Перу испанцы начали в 1524 году. Мачу-Пикчу к этому времени еще существовал, хотя и доживал свои последние «деньки». Находившиеся в Панаме конкистадоры Франсиско Писарро, Диего де Альмагро и священник Эрнандо де Луке решили исследовать земли, которые населяли инки, и с отрядами на кораблях отплыли из Панамы. Им пришлось пробираться сквозь джунгли, и примерно в 1532 году они добрались до столицы инков Куско, заняли ее, но на этом не остановились.

Испанцы-завоеватели искали в Перу, как и в других землях Южной Америки, золото. Одновременно они забирали с собой крепких здоровых мужчин, реже женщин, которых выгодно продавали в Европу. Инки не смогли противостоять испанцам, вооруженным мушкетами, пушками, стальными саблями, копьями. Услышав выстрелы, барабанный бой, они все бросали и убегали. Пришельцы казались им бородатыми чудовищами из другого, страшного мира.

Золото у инков было. Они изготовляли из него разные украшения, которые сохраняли, как правило, в храмах. Никто его не брал. Испанцы, зная об этом, искали храмы, хватали жрецов, допытывались у них, где хранится золото. Жрецы не выдерживали и рассказывали…

16 ноября 1532 года Франсиско Писарро захватил в плен правителя инков Атауальпу. За свое освобождение вождь сам предложил испанцам золота и серебра в объеме… трех комнат. Писарро не поверил, но согласился. По указу Атауальпы во все концы страны были отправлены гонцы. Скорее всего, гонцы Атауальпы забрали золото также и из города-святилища
Мачу-Пикчу.

Путешествие к золотым богам

Мачу-Пикчу – уникальный объект архитектуры; по величию, масштабности и первозданности с ним могут сравниться только египетские пирамиды. Но если наследие фараонов, посланников древних Богов, вдоль и поперек изучено многочисленными археологами и историками, то Инки с их потрясающими успехами в астрономии и градостроении и по сей день вызывает споры и разногласия в околонаучных кругах. Именно его тайна в совокупности с невероятными по красоте пейзажами, окружающими заброшенные высоко в горах останки некогда великой цивилизации, ежегодно привлекают на территорию Перу миллионы туристов.

Мачу Пикчу. История последних лет жизни

Кратко о минувших днях

Мачу Пикчу древний город инков был заложен властелином Пакачутек в 1440 году (по некоторым данным в 1438 году) и стал убежищем от тирании испанских конквистадоров для нескольких тысяч людей. Удаленность от территорий, занятых Инками, сыграло ключевую роль в жизни города; испанцы, которые на тот момент захватили практически все прилегающие земли, обошли поселение в горах стороной. В 1532 году произошло событие, до сих пор будоражащее умы многих любителей мистических историйобитатели Мачу Пикчу бесследно исчезли. И сейчас площадь мертвого города превратилась в источник богатейших знаний о древнем перуанском народе и местом паломничества туристов со всего мира.

По следам современного Индианы Джонса

Обнаружить спрятанное высоко в горах поселение в 1911 году смог человек по имени Хирам Бингем. За его будоражащее человеческие умы открытие и огромный, многолетний труд, проведенный в развалинах Мачу-Пикчу, он сыскал репутацию археолога и ученого, увлеченного идеей затерянного города. Уже в наше время имя Хирама Бингема будет ассоциироваться с культовым персонажем, созданным режиссером Стивеном Спилбергом – Индианой Джонсом. И это ассоциация не случайна. Путь, проделанный этим человеком: от библиотек, где он по крупицам собирал информацию о далекой, спрятанной в пучинах истории, цивилизации до момента, когда расчищенная территория Мача Пикча явила его взору величественные сооружения, утопающие в лучах горного солнца, достойна лучшей экранизации.

И хотя многие выводы Бингема в будущем были опровергнуты современными исследованиями, именно благодаря работе этого американского археолога и политика миру стало известно о Мачу Пикчу.

На что обратить свое внимание

Инки славились своими архитектурными талантами, и Мачу-Пикчу тому подтверждение. Место перуанские жители выбрали идеально. Его территория выбрана с таким учетом, чтобы его нельзя было заметить снизу, а высота позволяло обеспечивать жителей чистой водой и провизией.

В самой высокой точке расположен камень Интуатана – священный объект для жителей Мачу-Пикчу, который, по мнению многих экспертов, выполнял религиозную функцию. Незаменимы были и его календарные свойства. Благодаря тени, отбрасываемой священным камнем, Инки понимали, к каким сельскохозяйственным работам следует приступать.

Главный храм, где священники приносили жертву своим богам, и Храм трех окон, назначение которого неизвестно и по сей день, расположены в основном храмовом комплексе.

Особый интерес может вызвать Храм бога солнца, его называли Инти. Изюминкой строения является расположенная в самом центре вершина горы, обтесанная инками при помощи ручных инструментов.

Храм Кондора, именуемые из-за сходства с формой данного вида птицы, имеет особую архитектуру. В его центре располагается небольшое углубление с несколькими полочками непонятного назначения. Перед входом расположен огромный валун по очертаниям схожий с головой кондора. Ученые считают, что это могло быть место жертвоприношений; на камне есть специальные канавки для стока (возможно, крови). Существует версия, что данное строение инки могли использовать в качестве тюрьмы.

Путевые заметки

Мачу Пикчу: как добраться?

Чтобы собственными глазами узреть величие цивилизации Инков, прикоснуться к таинственной истории их исчезновения, пройтись между развалинами, которые многие века назад были частью божественного города, придется преодолеть расстояние в 13 000 километров.

К сожалению, прямого транспортного сообщения между Россией и Перу не существует, потому авиаперелет придется совершать с пересадкой в Испании или Кубе. Его цена варьируется в пределах 700 долларов США. Для перелета можно выбрать несколько авиакомпаний: российский «Аэрофлотом», KLM или пассажирский перевозчик, именуемый «Иберия».

После прибытия в Лиму, столицу Перу, вам предстоит поездка до главного поселения Инков – города Куско. Добраться до него можно на рейсовом автобусе компании Cruz del Sur, который отправляется из столицы два раза в день. Это удовольствие обойдется в 70 солей (20 долларов). Салоны оснащены всем, чтобы пассажир чувствовал себя максимально комфортно: телевизором, wi-fi, удобными, мягкими креслами. Минус данного способа – его продолжительность; в пути вам предстоит пробыть приблизительно сутки.

До Куско можно добраться и воздушным путем, перелеты осуществляются несколько раз в сутки. Стоимость — 200 долларов с человека. Однако потраченная сумма себя окупает: путешествие займет всего полтора часа, не придется трястись на ухабистых дорогах горного серпантина. Железнодорожного сообщения между Лимой и Куско не существует.

Следующую часть пути в 110 километров можно преодолеть, выбрав в качестве средства передвижения автомобиль или поезд. Второй вариант предпочтительнее; он позволяет любоваться поразительными пейзажами, открывающимися перед взорами туристов, пока железнодорожный состав медленно взбирается вверх. Цена – 150 долларов туда и обратно на одного человека. Если есть в запасе несколько часов свободного времени, можно попытаться добраться на автобусе (70 солей) до Гидроэлектрики. Это около пяти часов пути. От Гидроэлектрики до деревни Агуас-Пикчу, где расположена автобусная остановка, три часа пешком.

От конечной станции до Мачу Пикчу, высота расположения которого равняется 2,4 км над уровнем моря, курсируют местные автобусы. Поездка стоимостью 7-10 долларов займет около двадцати минут. Тесноту переполненного салона можно променять на пешую прогулку; в этом способе есть что-то романтическое, в духе искателей приключений, ведь придется взбираться по тропе инков, окруженной непроходимыми перуанскими джунглями.

Бронируйте заранее

Перу – не та страна, где все можно сделать максимально быстро, поэтому о покупке билетов необходимо позаботиться как можно ранее.

Билет можно приобрести на входе, в билетной кассе. Его стоимость для туристов колеблется в пределах 50 долларов. Для студентов с удостоверением ISIC цена вдвое дешевле.

Если есть острое желание добраться до Уйану-Пикчу, то бронировать входной билет необходимо не позднее, чем за три месяца до назначенной даты путешествия. Не забывайте, что на посещение Уайну-Пикчу наложено ограничение – ежедневно взобраться на эту священную для инков гору могут не более 400 человек. Первая группа в 200 человек запускается в 7.00 утра, для остальной части доступ на территорию комплекса открыт с 10.00.

Мачу Пикчу, фото которого можно найти на просторах всемирной сети или в многочисленных тематических журналах, – место, где должен побывать каждый, в ком вызывает трепет история таинственного исчезновения некогда могущественного народа. Это место, над загадками которого, вот уже сотню лет бьются лучшие умы современного мира, о котором писатели и кинорежиссеры из года в год создают новые истории.

Мачу-Пикчу – место, описать словами которое невозможно. Его нужно увидеть, и никакие деньги не сравняться с той массой впечатлений, которую вы получите, очутившись среди полуразвалившихся домов и храмов, где некогда бурлила наполненная яркими красками окружающего мира жизнь древнего народа.