Что такое внешняя и внутренняя Кора вокруг горы Кайлаш? Кайлас. Кора глазами скептика. Интервью с Сергеем Ковалёвым

В мире есть множество уникальных мест с необычными свойствами.Одно из таких "мест силы" - гора Кайлас в высокогорной долине Тибета. Сюда на юго-запад Китая приезжают паломники, чтобы совершить ритуальный обход вокруг горы - кору

До сих пор ученые спорят об истории возникновения этой удивительной горы. Кайлас искусственно созданная пирамида или гора естественного происхождения? На сегодня нет достоверных сведений об этом, как и том, сколько лет назад зародился Кайлас и почему он имеет форму пирамиды, грани которой точно указывают на части света. Удивительно и необъяснимо еще и то, что высота горы составляет 6666 м, расстояние от Кайласа до монумента Стоунхендж – 6666 км, и столько же до Северного полюса, а до Южного – 13 332 км (6666*2).

Кайлас – это места, окутанные тысячами тайн и легенд. И до сих пор вершина священной горы никем не была покорена. Кайлас не пускает простых смертных на вершину, где по преданиям обитают боги. Многие пытались вопреки всему взобраться туда. Но никто так и не смог преодолеть невидимую стену, которая, как уверяют горе-путешественники, возникала на их пути, мешая следовать к священной вершине. Кайлас будто отталкивает их, позволяя лишь тем, кто очень верит – совершать ритуальные коры.

С Кайласа берут начало 4 величайшие реки Азии, обладающие мощными энергиями. Считается, что когда человек совершает обход вокруг Кайласа, он входит в соприкосновение с этим могуществом. Кайлас является очень мощным центром силы. Он несет в себе энергию растворения всего старого. Совершающий кору наполняется энергией и жизненной силой, чтобы помогать людям.

Обход вокруг Кайласа – это обычай. Обычай веры, содержащий в себе огромную силу. На Кайласе говорят, что тот, кто проходит кору с верой и чувством единения с богом – обретает здесь особую божественную силу.

Большая кора вокруг Кайласа занимает 2-3 дня. На протяжении всего пути человек проходит сквозь сильнейшие энергетические центры, где ощущаются божественные потоки. Кайлас подобен храму. Все камни на пути обладают определенным зарядом. Паломники верят, что в камнях живут полубоги или высшие души. По древним преданиям многие божественные существа, которые побывали здесь когда-то – превращались в камни. И теперь эти камни обладают особой божественной силой.

Первый день коры – это ожидание, легкость, душевный подъем. На второй день проходит самый высокий и сложный перевал – перевал Смерти. Говорят, что в этот период можно пережить опыт смерти. Например, человек может упасть и войти в транс. Многие рассказывают, что во время такого транса они ощущали свое тело на самой вершине Кайласа.

Перевал Дролма-ла символизирует новое рождение. Люди стараются оставить в этом месте что-то личное. Считается, что так человек очищает свою карму. Это символ оставления прошлого, некой темной, негативной части души. Сбросив на этом перевале все лишнее, идти дальше становится легче и свободнее.

Вокруг Кайласа можно идти либо по внешнему кругу – большому, либо по малому – внутреннему. Во внутренний позволено пройти лишь тем, кто 13 раз обошел внешний. Говорят, если сразу отправится туда, то высокая божественная энергия преградит человеку путь.

На внутренней коре есть прекрасные озера, вода в них священна. На берегу этих озер расположен монастырь. Люди верят, что просветленные до сих пор живут там. И если кому-то посчастливится их встретить – он будет благословлен.

Когда паломник проходит кору, он оборачивается к высшим силам и обращается к ним с молитвой. Кайлас – это символ высшего божества. И внешнее путешествие к Кайласу – это на самом деле внутреннее путешествие к своему божеству.

Существует поверье, что на Кайласе живет бог Шива. Для индуистов Шива – это сила и энергия, способная создавать и уничтожать миры. Они считают, что во вселенной существует три основных силы: созидание, поддержание и разрушение. Сила Шивы – это связь с вселенской энергией.

На пути странника часто появляются преграды, как физические, так и духовные. Кайлас проверяет человека на прочность и указывает на слабости. Преодоление всех трудностей в паломничестве является лучшим способом очиститься и измениться.

Когда паломник уходит с Кайласа, опускается ниже – он понимает, что для счастья не нужно много. У нас есть воздух, которым мы можем дышать, есть еда, крыша над головой – и этого достаточно для счастья внешнего материального, все остальное надо искать внутри.

Миллионы лет люди приезжают сюда и приносят в своем сердце молитву. Озеро Манасаровар, также как и Кайлас, почитается как священное. Справа от него – вершина Гурла Мандхата. По преданиям она была королем в прошлой жизни. Тогда здесь не было воды и король начал молиться. Однажды бог услышал его молитвы и создал из своего ума озеро. Это озеро и есть священное озеро Манасаровар.

Еще одно озеро рядом с Кайласом, называемое Ракшас Тал считается проклятым. Оно отделено от священного озера узким перешейком. Удивительно, но при столь близком расположении эти два водоема имеют огромные различия. В священное озеро можно окунаться, там водится рыба и воду из него можно пить. Вода в этом озере пресная и считается целебной. Озеро Ракшас Тал, напротив, соленое и окунаться в него нельзя. А места, где рядом расположены источник с мертвой и живой водой, издревле считаются местами силы.

Есть у Кайласа и другое священное озеро – Гаурикунд. По преданию оно было создано Шивой для своей жены Парвати. Она много помогала людям, из-за чего ее тело было сильно истощено. Искупавшись в этом озере, Парвати обрела новое тело, и с тех пор больше никому нельзя прикасаться к его священным водам. Ходит много легенд о смерти людей, прикоснувшихся к озеру Гаурикунд.

В окрестностях Кайласа есть 4 пещеры. Одна из них, пещера Миларепы, расположена на юго-востоке от Кайласа рядом со священной тропой. По преданиям великий йог Миларепа положил у входа пещеры две каменные глыбы, на которых установил огромную гранитную плиту. Эту плиту невозможно сдвинуть с места сотням и даже тысячам человек. А Миларепа вытесал ее из гранита и уложил при помощи своей духовной силы. И именно в этом месте он достиг своего просветления.

Существует легенда о том, что Миларепа и боннский жрец Наро Бончунг боролись за власть над Кайласом. Во время первого противостояния сверхъестественных сил на озере Манасаровар, Миларепа растянул свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили борьбу, побежав вокруг Кайласа. Миларепа двигался по часовой стрелке, а Наро Бончунг – против. Встретившись на вершине перевала Долма-ла, они продолжили магическую битву, но снова безрезультатно. Тогда Наро Бончунг предложил в день полнолуния сразу после рассвета взобраться на вершину Кайласа. Кто поднимется первым, тот и одержит победу. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине. Миларепа же спокойно отдыхал внизу. А как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг вершины, получив власть над священной горой.

У Кайласа повсюду висят молитвенные флаги. Это защитные символы. Люди вешают их, чтобы добиться успеха в каких-то благих начинаниях. Эти флаги также называют «Конями ветра». Символом молитвенных флагов является конь, несущий на спине драгоценность. Считается, что он исполняет желания, приносит благополучие и процветание. Флажки делают пяти основных цветов, символизирующих пять элементов человеческого тела. На них наносятся мантры, которые активизируются при контакте с ветром и разносят по всему миру зашифрованные послания.

Кайлас – это место духовной силы, которое пробуждает верующих, очищает их умы. Люди стремятся сюда, чтобы произнести молитву, которую каждый несет в своем сердце. Считается, что тот, кто совершит это паломничество – очистится от всех своих грехов и познает тайну мироздания.

1-14 мая 2019

От 2700$

В программе:

  • Бонская кора (против часовой стрелки — древний способ прохождения коры)
  • 4 дня у Кайласа
  • Cеверное лицо/Внутренняя кора Нанди
  • Священные озера Манасаровар и Ракшастал
  • Медитации, практики осознанности, психофизическая подготовка организма к успешному прохождению коры

Бонская Кора вокруг горы Кайлас 1-14 мая 2019 с Андреем и Ириной Даниловыми

Кора - ритуальный обход вокруг священной горы Кайлас в 53 километра - важнейший этап духовной практики. Во все времена и простые паломники, и духовные учителя стремились достичь Кайласа, чтобы хоть раз в жизни пройти по этому пути.

Считается, что Кайлас - одно из главных оккультных мест на земле, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению связи с сознательными существами. Обойти вокруг горы (кора по-тибетски) занимает 3 дня, что является священной и самой трудной частью этого путешествия. Даже однократный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов, а 108-кратный - обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Кора вокруг Кайласа, пройденная со светлыми мыслями, улучшает карму человека, несет прощение грехов и возможность начала новой жизни.

Многие говорят, что паломничество в Тибет меняет жизнь и образ мышления человека.

Мы считаем, что кору следует проходить неспешно, в своем ритме, соединяясь с Кайласом, сонастраиваясь с шилами (камнями-валунами) вдоль тропы). Желательно делать остановки для отдыха и медитации, переживать свои внутренние состояния, озарения спокойно и с наслаждением!

Ведущий программы (групп-лидер)

Андрей Данилов,

Путешественник, опытный гид-проводник, водит группы по Тибету, Непалу, Индии, Камбодже, Китаю, Египту, России.

Женат, дочь 9 лет. С 2008 года путешествует с семьей по Азии и странам Востока. Живет по большей части в Индии. Прошел обучение по буддизму у Далай Ламы в Дарамсале. Посвящение в буддизм в монастыре в Мустанге.

Получил Дикшу и семейную саньясу у махайога Пилота Баба-Джи в 2011 году. Практикует гималайскую йогу, проходит ретриты в ашрамах гуру в Индии.

Водит людей на внутреннюю кору (обход горы Нанди, Кайлас) и по другим сложным горным маршрутам. Курирует участников поездок по акклиматизации и горной подготовке.

Образование физкультурно-педагогическое и лингвистическое (английский язык). Разрабатывает систему психофизических тренировок на основе спортивных дисциплин и древних знаний о развитии человека.

Электронный музыкант, исследует влияние звука на сознание, занимается терапией поющими чащами (сертифицирован в Катманду).

Проводит занятия по психофизической подготовке для участников своих путешествий. А также медитации с поющими чашами.

День 1

Прибытие в аэропорт Гонкар (Лхаса) – трансфер в город богов Лхасу (3700 м.)
тибетский гид встречает в Аэропорту Гонкар, 1,5 часа переезд в отель. Обед, акклиматизационная прогулка-кора вокруг храма Джоканг. Ужин. Организационная встреча. Проверка экипировки и готовности к маршруту.

День 2

С раннего утра нас ждут Храм Джоканг, Дворец Потала, монастырь Сэра.

Джоканг является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. Джоканг - самый древний и знаменитый буддийский храм-монастырь в Лхасе.

По легенде, Джоканг был построен на месте священного озера, которое осушили принося землю и камни в мешках на козах (тиб. Ра - коза, Са - песок. по одной из версий, изначальное имя столицы Ра-Са = Лха-Са).

Когда в Тибет пришел буддизм, монастырями и храмами приковали по рукам и ногам огромную демоницу, на теле которой лежит находится все тибетское нагорье, Бутан, Непал и часть Гималаев. Храм Джоканг стоит на месте сердца древней Матери (названной демоницей).

Дворец Потала - царский дворец и буддийский храмовый комплекс, расположенный в столице Тибета - Лхасе. Находится на Красном холме (Марпо Ри), возвышающемся над городом.

Дворец являлся основной резиденцией Далай-ламы, вплоть до того как Далай-лама XIV, после вторжения Китая в Тибет, вынужденно покинул страну в 1959 году и получил политическое убежище в Индии.

Дворец Потала внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах. Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости.

День 3

Храм Богатства, переезд в Гьянтце через высокогорное озеро Ямдрок Цо с бирюзово-голубоватой водой. Во второй половине дня экскурсии - осмотр крепости Гьянгдзе - Джонг, экскурсия в монастырь Пелкор Чодэ и к ступе Кумбум, самой большой ступе центрального Тибета.

В прошлом богатое поселение, стратегически расположенное на слиянии нескольких важнейших торговых путей.

Оно известно благодаря своим мистическим свойствам, предсказаниям и волшебству.

Далее переезд в город Гьянтце (4040м.), где посетим монастырь Пелкор Чодэ. Монастырь Пелкор Чодэ представлял собой комплекс из 15 монастырей трех разных традиций, что само по себе является редкостью для тибетского буддизма.

Здесь находится самая большая ступа Центрального Тибета – Кумбум. В ней пять этажей, множество комнат, статуй и алтарей.

Кумбум означает «тысяча», поскольку здесь есть 1000 изображений Будд, божеств и бодхисаттв.

Что касается статуй, то большая их часть была повреждена во время Китайской Культурной Революции, но сейчас восстановлена.

Мы также увидим снаружи старинный форт, построенный еще в 14 веке. Форт расположен в центре города и эффектно венчает скалистый холм высотой несколько сот метров. Он был задуман, как главное оборонительное укрепление на дороге, ведущей в Лхасу с юга.

Размещение в отеле «Йетти» 3*.

День 4

После завтрака переезд в Шигадзе, где посетим монастырь Ташилумпо.

На территории монастыря расположен крупнейший храм Будды будущего – Майтрейи статуя высотой 26 метров.

Полное название монастыряпо-тибетски буквально означает «всё счастье и благополучие собрано тут».

Здесь находится резиденция Панчен Ламы – второго духовного лица Тибета.

В Ташилумпо множество интересных зданий с различными святилищами, посвящёнными буддам и бодхисаттвам, и ступами с останками Панчен Лам.

Шигадзе – прекрасное место для покупки традиционных тибетских сувениров.

Ночь в отеле 4*

День 5

Шигадзе-Сага

Переезд 10 часов. Остановки на обед, чай. Фотографируем красоты Тибета.

Ночь в отеле.

День 6

Сага – Дарчен

Сага – священные озера Манасаровар и Ракшастал.

Очистительное омовение в священных водах.
Переезд в Дарчен. Подготовка к коре.

Манасаровар - самое почитаемое и известное озеро во всей Азии. По легенде, озеро Манасаровар было первым сотворённым в сознании Брахмы объектом. Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду.

Озеро Ракшас-тал - прозванное «дьявольским» или «мертвым» озером. Вода в озере соленая, на озере часто случаются штормы (в то время, как озеро Манасаровар всегда спокойно), по берегам почти отсутствует растительность. По легенде, на озере Ракшас тал десять дней медитировал демон Равана, каждый день отрубая себе по одной голове.

Ночь в отеле.

День 7

Кайлас, кора. День 1

1-й день коры вокруг горы Кайлас. Переход из Дарчена по живописной долине к монастырю Дирапук. Мы отправимся вдоль западного склона Кайласа, посетим монастырь Чуку Гомпа, где хранятся беломраморный Будда, бивни священного слона, древняя ритуальная ракушка и медный чан, в котором вода кипела без огня.

13 кор вокруг этого монастыря засчитываются за одну внешнюю кору.

После этого можно подняться по древней тропе на место самадхи 84 махасиддхов (сейчас там небесное кладбище).

День 8

Кайлас, кора. День 2

Монастырь Дирапук, выход к Северному лицу Кайласа.

Мы совершим радиальный выход к Северному лицу Кайласа, прикоснемся к Горе (если пустит).

На этой тропе будет достаточно времени для медитации.

Вернемся вниз и проведем вторую ночь в монастыре Дирапук, где сохранилась медитационная пещера Мастера Миларепы.

Ночь в гестхауcе при монастыре Дирапук.

День 9

Кайлас, кора. День 3

3-й день коры вокруг горы Кайлас.

В этот день нам предстоит совершить самый длинный переход и подняться на самую большую высоту

– перевал Зеленой Тары, Дролма Ла (5660 м).

Наш путь пройдет через «18 адов», Долину смерти и кладбища Шивацал, через камень перерождения, мы взойдем на высшую точку - перевал Зеленой Тары, далее пройдем по тропе над священным озером Гаурикунд. Мы начнем спуск после очищения в месте под названием Топор кармы и придем в монастырь Зутулпук.

Ночь в гестхауcе при монастыре.

День 10

Кайлас, кора. День 4

В монастыре Зутулпук находится важнейшая медитационная пещера Миларепы, созданная магическим образом с огромной каменной плитой, поставленной самим Миларепой во время состязания в магии с другим известным мастером традиции бонпо - Наро Бон Юнгом.

Миларепа, ученик Марпы, колоритнейшая фигура тибетского буддизма. Поэт–мистик, великий отшельник и махасиддха.

В монастыре находится статуя Авалокитешвары – Будды сострадания. Паломники оставляют здесь свои вещи, прося благословения и благополучия.

Монастырю около 1000 лет.

Завершение внешней коры.

Возвращение в Дарчен.

Ночь в отеле.

День 11

Дарчен, Манасаровар. Если разрешит полиция, то группа пойдет Нанди кору (внутренную кору).

Кайлас Внутренняя кора - Нанди кора. (Только в случае если, группа получает разрешение местной полиции и высших сил)

Существует огромное количество легенд о внутренней Коре. Говорят, что на ней время ускоряется или замедляется, что там существуют временные порталы и вход в Шамбалу.

Существуют легенды, по которым внутри Нанди хранится генофонд человечества.

А в традиции индуизма, где древнейшие ритуалы сохранились неизменными с самого начала истории человечества, в каждом храме, прежде чем поклониться Шиве, подносят цветы его спутнику и транспортному средству – бычку Нанди.

Тут все тоже самое – Шивалингам а перед ним - Нанди. Все немного увеличено в размере, но читается безошибочно.

Перевал и подъем к нему довольно сложны не только физически, но и психологически – сказываются сразу все факторы – высота 6000м, непосредственная близость к «оси мироздания» и вихрь, разворачивающийся внутри, выдерживают не все…Еще важнее, чтобы погода была.

Если Нанди кора закрыта, то группа проведет день на озере Манасаровар. Горячие источники, Монастырь Чиу.

Монастырь Чиу («птичка») расположился по обеим сторонам утеса, смотрящего на озеро Манасаровар.

Монастырь надстроен над пещерой Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче, учитель, принесший в 8 веке буддизм в Тибет). Драгоценный Учитель провел в пещере три года в медитации, и, по одной из версий, реализовал в ней радужное тело.

Возвращение в Дарчен.

Ночь в отеле.

День 12

Дарчен - Сага

Переезд 8-10 часов из Дарчена в Сагу, по пути остановки на чай и обед.

Ночь в отеле.

День 13

Сага – Шигадзе. 4*

Целый день в пути, будем любоваться пейзажами тибетской высокогорной пустыни на фоне заснеженных вершин, преодолевая бесчисленные перевалы с остановками на обед, покупку сувениров, фото.

Вечером – праздничный ужин.

Ночь в отеле 4*

День 14

Трансфер в аэропорт Лхасы, вылет.

Завтрак в отеле. Рано утром выезжаем в аэропорт Лхасы.

Вылет в Гуанчжоу. Ночь в отеле.

В тур включено:

  • информационная поддержка
  • организация виз и билетов
  • сопровождение групп-лидера
  • пермиты (разрешения на пребывание) в Тибет
  • все трансферы на минивене, водитель, местный гид
  • проживание в лучших гостиницах и гестхаусах (согласно программе)
  • экскурсии по программе, все входные билеты
  • яки на коре для переноса багажа

В стоимость тура не входит:

  • авиаперелет (от 35 тыс. руб.)
  • питание (10 долл. за обед на всю поездку на питание примерно 300 долл.)
  • услуги персональных носильщиков и лошадей во время коры (при необходимости)
  • въездная туристическая виза в Китай
  • мед.страховка (оформляется треккинговая мед. страховка)
  • чаевые водителю и тибетскому гиду

В стоимость тура входит

Все трансферы по программе на микроавтобусе
Проживание:
в Непале в отеле в Катманду 3*(двухместное размещение) с завтраком
в Лхасе отель 3* (двухместное размещение) с завтраком
в Сага, Шигатце – отель 2* (с завтраком)
в гестхаусах (3-4 местные номера на Коре)

Пермит на посещение Тибета
Сопровождение тибетским англоговорящим гидом
Сопровождение русскоговорящим гидом Альпидустрии
Входные платы на экскурсии в Тибете

В стоимость тура не входит

Авиаперелёт в Катманду и обратно (от 35000 рублей)
Авиаперелет Катманду-Лхаса-Катманду (700-900$)
Аэропортовый сбор в Катманду (5$. Иногда не берут)
Медицинская страховка для треккинга
Непальская виза (40$)
Китайская групповая виза (100$/чел)
Носильщик на Коре ($150-200 за Кору, несет 15 кг. Оплачивается в Дарчене. Стоимость может меняться в зависимости от количества туристов в Дарчене).
Питание в городах и на маршруте (25-30 $ в день).
Чаевые китайским гиду и портерам
- тибетский гид – 50$ с туриста гиду
- тибетский водитель – 30$ с туриста водителю.
Экскурсии в Непале (10-15$)
Горячие источники у озера Манасаровар – 9$
Кислород для коры

Необходимые документы

Действующий не менее 6 месяцев после окончания поездки заграничный паспорт
2 фотографии размером 3*4

Безопасность

Вам предстоит путешествовать по Тибетскому Плато, и большая половина маршрута будет проходить на высоте выше 4000 м. Мы настоятельно рекомендуем вам расчитывать на самые плохие погодные условия, и иметь при себе полный комплект одежды и снаряжения для треккинга.

Дополнительная информация

Портеры на коре. Один портер несет один рюкзак весом до 15 кг. Можно взять небольшой рюкзак, куда поместится перекус, спальник и термос/бутылка. Основные вещи можно оставить в Дарчене вместе с водителем. Таким образом, наем портера не потребуется. Те, кто желают идти совсем налегке, нанимают портера на месте и платят за услуги на месте (гид поможет найти портера в Дарчене перед корой). Яков сейчас используют все меньше и меньше, так как они дороже и менее мобильны. Стоимость лошади (оплачивается и лошадь, и ее владелец) - от 300 до 400 долл за кору. Лошадь везет одного туриста (меняться друг с другом нельзя). То есть если один турист взял себе лошадь, то другой турист "немного проехаться" уже не сможет (владелец лошади обычно против смены наездника).

Проживание/отели

В Непале, в Катманду - отель 3*.
В Лхасе - отель 3*.
На маршруте в Тибете - гестхаусы.

Обслуживающий персонал

На всем протяжении программы с группой работает сопровождающий от Альпиндустрии. На всем протяжении программы в Тибете группу сопровождает местный англоговорящий гид.

Необходимый опыт и состояние здоровья

Этот маршрут потребует от вас многочасовых переездов на джипе, которые могут оказаться утомительными. Кроме того у вас будет три дневных перехода в пределах 6-9 часов и прохождение двух довольно сложных перевалов. Пешие переходы до 15 километров в день в высокогорной местности являются основным моментом вашего путешествия, и вы должны быть к этому готовы. Мы рекомендуем вам начать готовиться к путешествию за три месяца до его начала. Очень хорошо, если вы уже имеете опыт нахождения в горах. Другими необходимыми условиями успеха экспедиции являются сила воли, хорошее здоровье и терпимость к окружающим вас людям.
Еще раз обратите внимание, что в случае отсутствия страховки все затраты на медицинскую помощь и эвакуацию ложатся на вас.

Питание в Катманду и Лхасе - рестораны. На маршруте в Тибете в гестхаусах по меню. В Тибете будет очень мало мясных блюд (только курица и мясо яка в малых количествах).

Транспорт

Все трансферы на микроавтобусах или такси

В мае и сентябре-октябре в Катманду температура +20 +25 °С. На треке выше 3000 м днем +15 +20 °С. Ночью и во время коры температура может опускаться ниже 0 °С.

Медицина

Никаких обязательных прививок для посещения Непала и Тибета не требуется, хотя опасностей достаточно много и нужно быть очень внимательным, особенно в Катманду. Ни в коем случае не пить сырой воды, не покупать сомнительных напитков и продуктов, тщательно мыть руки. Обязательно наличие личной аптечки.

Подготовка

За 3-4 месяца - для подготовки сердца, сосудов и дыхательной системы - начать легкие пробежки трусцой 2-3 раза в неделю не меньше, чем по 5-10 км. При этом рекомендуемая продолжительность тренировок - не менее часа. За месяц до участия в программе необходимо начать прием поливитаминов с обязательным содержанием всех микроэлементов.

Акклиматизация

Акклиматизация - это сумма приспособительно-компенсаторных реакций организма, в результате которых поддерживается хорошее общее состояние, сохраняется постоянство веса, нормальная работоспособность и нормальное протекание психологических процессов. Как известно, чем больше высота над уровнем моря, тем меньше в воздухе кислорода и меньше давление столба воздуха. В некоторых точках маршрута содержание кислорода составляет 50% от содержания кислорода в привычном нам воздухе. Слишком быстрый набор высоты может стать причиной возникновения горной болезни, которая, в свою очередь, может стать причиной смерти. Проход через перевал Дролма-Ла (5750 м - это выше вершины Эльбруса на 100 метров!) требует хорошей акклиматизации. Организму необходимо несколько дней, чтобы адаптироваться к таким условиям, и наш трек построен таким образом, чтобы свести риск возникновения горной болезни к минимуму - набор высоты осуществляется плавно. Тем не менее, во время пребывания в Тибете, и особенно во время треккинга, вы можете чувствовать легкое недомогание, головную боль, говолокружение и т.п. Мы рекомендуем иметь при себе индивидуальную аптечку и незамедлительно сообщать гиду о любых проявлениях горной болезни.

| Загадки и могущество горы Кайлаш

Кайлас - могущество и мистика священного места силы.

Самая примечательная и загадочная гора в Тибете - Кайлаш (Кайлас). Благодаря своей выдающейся форме и расположению, а также множеству легенд, связанных с ней - имеет огромное значение в мировоззрении людей.

Четыре ребра горы Кайлаш почти точно соответствуют сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику - буддийский символ духовной силы.

Кайлаш служит объектом поклонения для пяти религий. В Ведах написано, что гора Кайлаш - излюбленное место пребывания бога Шивы -- мастера сжигания дурной кармы и разрушения иллюзий.

Многие йоги, а также искренние искатели истины провели здесь не один год в медитациях и молитвах. Здесь часто встречаются люди, из глаз которых словно горная река из ледника, непрерывно льется поток любви и благодати.

Считается, что Кайлаш - одно из главных оккультных мест на земле, откуда исходит некое мистическое излучение, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению телепатической связи с высшими существами.

Кора - как обряд посвящения - очищает от жизненных грехов. Чем больше обходов, тем карма становится чище (то есть грехи прощаются) не только в этой жизни, но и в будущих, а после 108-го круга наступает просветление. Некоторые тибетские монахи тратят месяцы, чтобы даже не пройти, а проползти вокруг священной горы!

Известно, что в местах молитв и медитаций Земля рассказывает слышащим, показывает видящим.

Кайлаш - центр исполнения желаний.

Например, совершая кору, можно попросить хорошей погоды - и вот оно, солнце, появляется из-за облаков. Также, во время ритуального обхода можно задавать в пространство вопросы, относительно судьбы, прошлого и будущего. Ответы, как правило, приходят сразу. И что самое поразительное - совпадают и исполняются.

У подножия Кайлаша, согласно индийскому эпосу, бог Брахма создал озеро, имя которому Манасаровар, что означает «разум». Омывшись в таинственных водах этого озера, человек очищается и освобождается от загрязняющих его сознание неправедных мыслей. Мир и покой благословенного места вливаются в сердце, наполняют душу радостным ожиданием и чистотой. Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на берегах этого озера.Множество мифов и легенд связываются с Кайласом. Четыре мировых религии считают Кайлас священным местом:

Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как "целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная".

Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.

В истории Бон-а, первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас.

В буддизме, считается что на Кайлаше живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни (аналогия с Шивой).

Большинство паломников и пилигримов добираются до Кайласа именно с целью совершить кору (ритуальный обход). Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов. А 108-и кратный, обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются 3 и 13 обходов. Совершенная в полнолуние, кора засчитывается за две!

Кора вокруг Кайласа

Кoра - тибетское слово, обозначающее совершение паломничества, выражающееся в обходе какого-либо святого места - монастыря, ступы, храма или горы.

Традиционно кору совершают три религиозных течения: индуисты, буддисты и последователи религии Бон. Паломники индуисты и буддисты проходят кору по часовой стрелке, а последователи Бон идут против часовой. Во всех традициях обход вокруг священной горы полон таинственного смысла.

Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов, порождающих рождение в адских мирах, т.к. сила этого места столь велика, что может очистить карму.

Прошедший 108 кругов вокруг Кайласа получит в этой жизни полное просветление и после смерти возродится в Чистых Землях на небесах. Большинство буддистов делает сразу 3 круга коры.

Самые устремленные предпринимают 13 обходов вокруг Кайласа, после 12 раза они получают право на обход горы по внутреннему кругу. Внутренняя кора проходит по верхней тропе вокруг горы Нанди и приближается непосредственно к Кайласу. Совершенная в полнолуние, кора засчитывается за две, а кора в тибетский год Лошади многократно увеличивает заслугу.

Кайлас окружен глубоким долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения. Расстояние в 53 км. составляющее "Путь вокруг Кайласа" многие тибетцы преодолевают за один день, с раннего утра до позднего вечера. Некоторые из них совершают специальный обряд - нендра, во время которого они читают мантры и простираются - делают земной поклон, в конце которого человек во весь рост ложится на землю. Обходя таким образом святыню, верующий своим телом как бы обмеряет путь. Такая кора вокруг горы у тибетцев длится 15-20 дней.

Индусы, приезжающие к Кайласу, также стремятся совершить обход, называемый у них парикрама. Западные туристы делают кору обычно за 2-4 дня. На ночлег они останавливаются в приютах-гестхаусах, в монастырях или в палатках. Вокруг горы расположено множество достопримечательностей: буддистских монастырей, чортенов и камней с отпечатками рук и ступней Духовных Мастеров, а также потрясающих видов.

Самая высокая точка обхода округ Кайласа, - перевал Долма Ла высотой 5630 м. Можно сказать, что каждый участок пути, каждый элемент окружающего ландшафта является священным и полон мистического и религиозного смысла. А сам маршрут коры является глубоко философским выражением буддистского мировоззрения и олицетворяет собой круг рождения, жизни, смерти и нового рождения, при этом каждая из вышеперечисленных стадий человеческого существования соотносится с определёнными этапами прохождения коры.

Озеро Маносаровар

Озеро Маносаровар (4560м) - самое почитаемое из 4 святых озёр Тибета (другие Ямдрок Цо, Ламо Ла Цо, Нам Цо).

Оно расположено к югу от горы Кайлаш на расстоянии примерно тридцати километров. Тибетцы называют его Мапам Юм Цо, что значит «озеро Победоносного». Недалеко от Маносаровара расположено другое озеро - Ракшас Тал (4515м), или по-тибетски, Лханаг Цо, «Демоническое озеро ».

Озёра соединены протокой Ганга Чу, почти пересохшей. Но когда бывает так, что вода из Маносаровара течёт в Ракшас Тал, тибетцы радуются, т.к. считают это хорошим знаком. Для тибетцев баланс воды в этих озёрах символизирует баланс энергии во всём мире, поэтому уровень воды в Маносароваре всегда выше. Если посмотреть на два озера сверху, то по форме они похожи на Солнце и Луну - это очень мощный символ для Тантрического Буддизма.

В индийских Пуранах озеро Манасаровар упоминается как озеро Манаса. Согласно индийской мифологии, озеро было создано в уме Брахмы, когда его сыну потребовалось место для омовения после того, как он вышел из отшельничества, проведённого им на горе Кайлаш. Индусы верят, что в водах озера купались бог Шива и его жена Парвати. Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах. Индийские паломники совершают омовения в воде святого Маносаровара, а также обходят его по кругу. Классический поэт Индии Калидаса писал, что воды Маносаровара «чисты как слеза», и что, выпив этой воды, можно очистить грехи тысяч жизней. По преданию, омовение в священных изумрудных водах озера переносит после смерти в рай Брахмы.

Тибетцы также же совершают кору вокруг озера, ночуя в пещерах и просто под открытым небом, укрываясь одеялами из ячьей шерсти. Они считают, что его освятил сам Будда, поэтому обход вокруг него способен не только напитать позитивной энергией, но и снять с человека грехи буквально на несколько жизней вперед. По другой легенде, мать Будды Майя Деви была омыта здесь богами перед тем как дать рождение сыну.

Мы собираемся объехать 90 километровую кору вокруг озера. Начальной точкой нашего объезда будет монастырь Чиу, живописно расположенный на скале на северо-западном побережье озера. Рядом с монастырём находятся горячие источники, а в самом монастыре есть пещера, где медитировал Гуру Римпоче - великий тибетский мастер Падмасамбхава в конце своей жизни. С площадки на крыше монастыря открывается великолепный вид на бирюзовое озеро, ряд снежных гор с пиком Гурла-Мандата (7714 м), а также на святой Кайлас. Далее, объезжая озеро вокруг, мы посетим также монастыри Сералунг, разрушенный Ернго, Труго - важнейшее место ритуальных омовений в озере, и Госсул со множеством пещер.

Горячие источники Тиртапури и монастырь Гуру Римпоче

К западу от горы Кайлас, на берегах реки Сатледж расположено другое известное место паломничества - Тиртапури. Здесь из-под земли течёт множество горячих источников, имеющих целебную силу. Паломники, обошедшие Кайлас, обычно идут (или едут) сюда отдохнуть перед возвращением домой. На санскрите Тиртапури обозначает "Город Смерти". Именно в этом месте после медитаций у Кайласа Гуру Римпоче боролся с многочисленными демонами, и в знак его победы над ними здесь появились многочисленные самопроявившиеся ступы и стены. А кроме того, именно здесь паломники собирают святую "сладкую" землю, помогающую при многих, даже неизличимых, болезнях. Здесь можно совершить часовую кору (обход) через место кремации к монастырю Падмасамбхавы, где тибетцы молятся у каменного отпечатка ступни Гуру Римпоче и проверяют свою карму у специального тестового молитвенного колеса с белыми и чёрными камешками.

Долина Гаруды - королевство Шанг-Шунг

Недалеко от Тиртапури находится Долина Гаруды (Кунлунг), совсем недавно вновь открытая для посещения. Здесь, на северном берегу Сатледжа на несколько километров протянулись пещеры столицы древнего королевства Шанг-Шунг Кунлунг Нулкар. До 7 века Шанг-Шунг являлось мощным самостоятельным государством, контролировавшем согласно мнению историков, всё Тибетское плато. Кунлунг Нулкар, в котором проживало более 3000 жителей, являлся важнейшим духовно-религиозным центром, через который осуществлялись самые ранние контакты Тибета с буддизмом, и откуда распространялись по всему Тибету наиболее эзотерические йогические школы тибетской тантры, добуддийская религии Бон-по и Дзогчен. Именно с этим местом некоторые исследователи связывают историю Шамбалы (или загадочной страны Олмо Лундринг).

Королевство Гуге

На расстоянии дня езды от Кайлаша на огромном плато, на берегах реки Сатледж в окружении испещренных эрозией желто-коричневых скал лежает величественные развалины Толинга и Цапаранга - древних столиц некогда могущественного Королевства Гуге. Территория королевства занимает огромную площадь вдоль берегов верхнего Сатледжа в западном Тибете от долины Гаруды до индийской границы. Весь район представляет собой комплекс каньонов, причудливо размытых в древних породах красного и серого песчаника, и вся местность являет собой огромную безжизненную пустыню.

В древних источниках Бон первые сведения о населенных городах в этом районе относятся к 2800 году до н.э., а само королевство было основано в 9 веке Намде Восунгом - сыном короля Лхасы Лангдхармы. Многие века Королевство Гуге было важнейней областью, связывающей Тибет с Индией и китайским Туркестаном, через которую по некогда оживлённым дорогам шли торговые караваны и паломники, следующие к Кайлашу. На его территории находилось более 100 монастырей, большинство из которых сейчас превратилось в руины.

Развалины города Цапаранг, прекратившего существование в XVII веке, представляет огромный интерес для посетителей, так как сохранили великолепные образцы раннего буддистского искусства. Древние руины и пещеры города расположены на огромной скале в окружении пустынных гор и каньонов и поражают своим внушительным видом. У подножия горы находятся наиболее хорошо сохранившиеся здания монастыря и многочисленные чортены.

Далее тропа понимается вверх, петляет через сотни пещер, служивших когда то жильём, и через узкий тоннель в толще скалы прводит нас в королевский "летний" дворец, стоящий на самой вершине скалы, откуда открывается невероятный вид на долину. К моменту начала Культурной Революции, Цапаранг уже был практически полностью разрушен, поэтому китайцы не причинили ему большего вреда. Сегодня комплекс значительно реставрирован, причём особое внимание уделялось восстановлению и сохранению уникальных настенных изображений, созданных под влиянием раннего тантрического буддизма в Тибете.

В современном посёлка Занда расположен полуразрушенный монастырь Толинг, бывший некогда одним из самых важных монастырских комплексов в Тибете. Монастырь действовал вплоть до 1966 года, когда был практически полностью разрушен китайцами. Он был основан в начале X века монахом Ринченом Зангпо, который под покровительством короля Гуге Йеше О, провёл семнадцать лет в Индии, изучая буддизм.

После возвращения в Тибет, он стал одним из известнейших переводчиков санскритских текстов на тибетский и одной из ключевых фигур в истории распространения буддизма на территории плато. Ринчен Зангпо за свою жизнь построил 108 монастырей на территории Западного Тибета и Ладакха. Сегодня монастырь Толинг частично восстановлен и в нём можно посмотреть капеллу Мандалы или Золотую капеллу, построенную в виде трёхмерной мандалы, вокруг которой расположены уникальные чортены-ступы, выполненные в не характерном для Тибета индийском стиле. Стены дуканга, главного зала собраний, украшены росписями, сохранившими кашмирский и непальский стиль XIII-XVI веков.

Базовый Лагерь Эвереста

Базовый лагерь Эвереста является одной из важнейших достопримечательностей Тибета, и многие путешественники, приезжающие в Тибет, стараются сюда заехать в надежде увидеть северную сторону самой высокой горы нашей планеты - Эвереста (8848м) (тибетское название - Джомолунгма или Чомолангма, что в переводе означает "Крыша мира" или, точнее, "Макушка мира"). Мощная энергия, удивительная красота и величии этой горы завораживают.

Сегодня создан национальный парк Сагарматха, который находится под охраной, и проезд на его территорию требует специального разрешения (пермит). Дорога из Тингри до монастыря Ронгбук (4980 м. над уровнем моря) довольно сложная, но интересная. По пути мы пересекаем несколько типичных тибетских деревенек и перевал Панг-Ла (5120 м.), откуда открывается потрясающий вид на Гималаи, включая такие восьмитысячники как Макалу, Лхотзе, Чо Ою и, конечно, сам Эверест.

С лета 2005г. китайцы установили новое правило посещения базового лагеря Эвереста. На джипах мы доезжаем до небольшого поселка 80 км. (около 2 часов), а затем пересаживаемся на американские микроавтобусы "Dodge" и еще 40 км. (1,5 часа) едем до Ронгбука (4980 м) - самого высокогорного монастыря в мире, где останавливемся в одной из гостиниц монастыря. Оттуда до базового лагеря (5200 м) - 8 км., можно добраться на повозке, на горном велосипеде, или пешком (2-2,5 часа). Путь проходит мимо руин монастыря Ронг Чунг и мимо недавно отстроенного монастыря Шераб Челинг, через морену ледника Ронгпху и мимо лагерей альпинистских экспедиций. Если повезёт, мы увидим гору во всём её великолепии, не затянутую облаками. Выше базового лагеря вход запрещен - за нарушение штраф 200 долларов США

Другие достопримечательности маршрута:

Одной из главных достопримечательностей будет, конечно же, сама дорога. Дорога, проходящая среди высоких холмов и снежных гор, среди огромных каньонов и песчаных дюн, вдоль живописных полей, засеянных ячменем, древних монастырей и крепостей-дзонгов, высокогорных соляных озёр, фантастических пейзажей, посёлков кочевников, пасущих тысячи яков и овец.. через пятитысячные перевалы, шумные горные реки, и всё это... под огромным, глубоким, тёмно-синим..и таким близким к земле тибетским небом.

Горячие источники Тагьел Чутсе (Королевский Тигр) - Несколько гейзеров, поднимающихся на высоту до 15 м., пузырящихся грязевых луж, дымящих щелей в земле и источников горячей воды. Недалеко начинается живописное озеро Тагьел Цо с ярко-голубой водой в окружении снежных вершин.

Тсочен . Стена "Мани", молитвенные шесты и горка из черепов яков. В километре от посёлка находится небольшой монастырь Ментонг.

Парьянг - небольшой городок, из которого в ясную погоду открывается прекрасный вид на снежные вершины. В городе можно посмотреть храм с большим кругом молитвенных барабанов.

Старый Джонгба . Деревушка с небольшим симпатичным монастырём, стенами "мани" и горой черепов яков с вырезанными на них мантрами.

Озеро Пейку-Цо и Шишапангма . Дважды на нашем пути мы будем проезжать живописное высокогорное озеро Пейку-Цо, в водах которого отражаются снежные вершины. Наш путь к озеру проходит по одной из красивейших дорог в мире через природный Парк Шишапангма, созданный для защиты уникального ландшафта и природы этой части Тибета. Здесь нам открывается фантастический вид на Гималаи, в хорошую погоду можно ясно видеть высочайшие пики планеты - Эверест, Чо Ою и Макалу. Покрытые вечными льдами величественные вершины и тучные стада овец и яков по обеим сторонам дороги дополняют пейзаж песчаной пустыни. Здесь прямо перед нами возвышается снежный пик Шишапангма (8012 м.) - единственный из восьмитысячников, полностью находящийся на территории Тибета.

Тингри . В посёлке открывается потрясающий вид на Гималаи и величайшие вершины мира - Эверест и Чо Ойю. Также здесь, на высокой скале, можно осмотреть руины крепости Тингри Дзонг, разрушенной ещё в 18 в. Детишки продают аммониты - древние окаменелости в камне. Напомним, что в окрестностях Тингри палеонтологами был найден наиболее полный скелет ихтиозавра.

Ниалам расположен на высоте 3750 метров. В нём всего одна улица, превращающаясяв за посёлком в крутую дорогу, серпантином спускающуюсяся вниз с тибетского плато к непальской границе. Перед въездом в посёлок, в десяти километрах к северу от него, можно посетить одно из самых известных мест, связанных с жизнью великого йога и мистика Тибета - Миларепы (11-12 вв). В пещере, расположенной здесь, он провёл несколько лет, медитируя в отшельничестве. Над пещерой построен небольшой храм Ниалам Пелгие Линг. В самом Ниаламе есть небольшой, но прятный храм Мани Цунду.

Жангму - небольшой торговый городок на границе с Непалом и расположенный на высоте всего 2300 м. Возле Жангму появляется растительность, город расположен на горном серпантине в окружении лесов, что непривычно для Тибета и сразу бросается в глаза, когда покидаешь Тибет после нескольких недель пустынных пейзажей. В городке есть небольшой монастырь.

Кодарское ущелье и "мост Дружбы" . Бросив последний взгляд на просторы Тибетского плато, мы начнём стремительный спуск через глубокое и узкое Кодарское ущелье, насквозь прорезавшее Гималаи - вниз, к непальской границе. Кодарское ущелье - единственное, по которому можно попасть из Тибета в Непал, не преодолевая перевалов. Тибетско-непальскую границу мы пересечем по "мосту Дружбы", нависающему над ущельем, и попадём в пограничный непальский посёлок Кодари. Дорога в Непале до Катманду очень живописна - горы, водопады, поля, пышная растительность.

Идет набор в первую группу на кору вокруг Кайласа 2019 года по маршруту . Заезд в Лхасу 27 апреля 2019 года. Бюджетный тур на Кайлас кору с русским гидом! Присоединяйтесь!

«Кора» – это тибетское слово སྐོར་ར (Wylie: skor ra), обозначающие обхождение вокруг религиозного объекта по часовой стрелке в буддизме или против часовой стрелки в традиции бон. В индуизме кору называеют «парикрама» (санскр. परिक्रम, parikrama). В Тибете и монахи, и миряне проходят коры как во время религиозного паломничества, так и в ежедневной жизни. Коры бывают как вокруг священных гор и озер, так и вокруг монастырей, храмов, ступ и других священных объектов. Если монастырь или храм – буддийский, то его все обходят по часовой стрелке. Если же традиции бон, то против часовой. В случае с Кайласом, который является священной горой и для буддистов, и для бонпо, то его обходят в обоих направлениях. Следует заметить, что большинство паломников совершают обход по часовой стрелке: и буддисты, и практики Нового Бон (Бон Сарма) проходят кору по часовой стрелке. И только адепты Раннего Бон, а также некоторые йоги, совершают обход вокруг Кайласа против часовой стрелки.

Внешняя кора вокруг Кайласа протяженностью в 53 километра. Тибетцы проходят ее за 1-2 дня, иностранцы чаще проходят за 2-3 дня. Во время коры паломник читает мантры, молится о счастье всех живых существ, устремляет свое сознание на достижение Просветления. Некоторые паломники проходят кору вокруг Кайласа, делая полные простирания на протяжении всего пути. Такой проход может занимать от 2х до 3х недель. Приехавшие издалека паломники ограничиваются проходом одной или трех кор вокруг Кайласа. Некоторые йоги, монахи или устремленные практики проходят большее количество кор: 13, 21, 54, 108. Говорят, что если пройти 108 кор вокруг Кайласа, то можно достичь просветления уже в этой жизни.

Тибетцы верят, что чем сложнее кора и чем сильнее устремления паломника, тем больше благих заслуг можно накопить и, тем самым, очистить негативные кармы своего прошлого. На внешней коре вокруг Кайласа самый сложный участок – это перевал Долма ла высотой в 5636 метров над уровнем моря. По поверьям те, кто взойдут на перевал с правильными устремлениями, очистятся от негативных карм прошлого и смогут начать новый, более чистый этап своей жизни, ориентированный на духовное развитие и помощь окружающим.

По астрологическим подсчетам, в особые дни заслуги от обхода священных объектов увеличиваются в десятки тысяч раз. Особыми днями являются благоприятные дни по тибетскому календарю, дни полнолуния, новолуния, солнечного или лунного затмений, а также год лошади.

Для иностранного туриста или паломника 3 дня является оптимальным временем прохождения внешней коры:

  • 1 день: Дарчен (4650 м) –> монастырь Дирапук (4950 м)
  • 2 день: Монастырь Дирапук (4950 м) –> перевал Долма ла (5636 м) –> монастырь Зутулпук (4835 м)
  • 3 день: Монастырь Зутулпук –> Дарчен

На протяжении коры вокруг Кайласа чуть ли через каждые несколько метров встречаются священные объекты: самопроявленные изображения будд, бодхисаттсв и символов просветления, камни мани, расщелины, в которых медитировали буддийские учителя и отшельники, горы – обители просветленных существ и духов-защитников. В этой статье описаны лишь самые главные из встречающихся на коре объектов.

Первый день коры

Дарчен (4650 м) – Первый Чакцель Ганг (4750 м) – Тарпоче (4660 м) – монастырь Чуку (4810 м) – скала Хаягривы (4880 м) – монастырь Дирапук(4950 м)


Первый день достаточно простой, дорогая прямая с небольшими подъемами и спусками. Многие туристы предпочитают ехать на машине до начала коры в Тарпоче (тиб.: དར་པོ་ཆེ Wylie: darpoche) и уже оттуда начинать идти пешком. Мы же советуем идти как тибетские паломники: от Дарчена до Дарчена и не пользоваться транспортом. Таким образом, вы пройдете полную кору вокруг Кайласа. От Дарчена до Тарпоче один час пешком по прямой дороге. На половине пути будет Первый Чакцель Ганг (тиб.: ཕྱག་འཚལ་སྒང Wylie: phyag ‘tshel sgang) или первое место для простираний перед Кайласом. В этом месте хорошо видно пик Кайласа, перед которым паломники делают простирания, зажигают благовония и развешивают молитвенные флажки. В получасе хотьбы от Чакцель Ганг находится Тарпоче – «официальное» начало коры вокруг Кайласа. В полнолуние 4 лунного месяца по тибетскому календарю в Тарпоче проходят грандиозные празднования фестиваля Сага Дава – дня рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни. В день Сага Давы опускают флагшток, снимают старые молитвенные флажки, вешают новые и поднимают флагшток обратно. После установки флагштока все внимательно изучают его положение, делая предсказания на текущий год: если столб стоит ровно, значит год будет благоприятный; если столб наклонен в сторону Кайласа, то ожидаются бедствия и несчастья; если столб наклонен в противоположную от Кайласа сторону, то следует быть осторожным.

Близ Тарпоче находится плоская возвышенность Драчом Нгагье Дуртро – это кладбище небесных похорон 84 махасиддх , которое освятил сам Падмасамбхава. Это место было также предназначено для небесных похорон лам, монахов и мастеров тибетского буддизма. Рядом находятся отпечатки стоп самого Будды Шакьямуни, куда он приземлился, прилетев вместе с 500 архатами.

Пройдя еще немного, и вы увидите ступы и пещеру, в которой медитировал Наро Бончунг – бонский мастер, побежденный Миларепой.

Мост через реку Лха Чу ведет в монастырь Чуку (Чугу), построенном на горе Ньенри, которая является обителью Кангри Лхацен – божества-защитника окрестностей Кайласа. Этот монастырь был построен в 13 веке и принадлежит школе Друкпа Кагью тибетского буддизма. В монастыре есть три пещеры: в первой медитировал мастер 13 века Готсангпа, во второй – Миларепа, а в третьей пещере под названием «Пещера Слона» медитировал сам Падмасамбхава.

Двигаясь дальше по тропе коры, вы дойдете до Тамдрин Дронканг – скала, на которой самопроявилось изображение Хаягривы – йидам (божество медитации) с лошадиной головой. А чуть далее находятся отпечатки стоп Миларепы.

Первый день коры завершается в монастыре Дирапук (тиб.: འདྲི་རྭ་ཕུག wylie: ‘dri rw phug), что в переводе с тибетского означает «Пещера рога самки яка». Здесь находится пещера Готсангпы, куда его привела богиня Сенге Донгпа, приняв облик самки яка, спасая его от сильнейшего ливня.

Монастырь располагается ровно напротив северного лица Кайласа. В этом месте группы индийских паломников совершают религиозные практики, посвященные Шиве. Отсюда также хорошо видны три вершины, являющиеся обителью трех боддхисаттв: Ваджрапани, Авалокитешвара и Манджунгоша. Большинство иностранных туристов и паломников остаются на ночь или в гест хаусе при монастыре Дирапук, или в гест хаусе напротив. В ночь полнолуния отсюда открывается невероятный вид на Кайлас.

Второй день коры

Монастырь Дирапук (4950 м) –> Шива Цал (5330 м) –> перевал Долма ла (5636 м) –> озеро Тукчже Ченпо (5440 м) –> монастырь Зутулпук (4835 м)

Второй день коры – самый сложный, так как предстоит взобраться на перевал Долма ла. Лучше начинать подъем до рассвета, чтобы избежать палящих лучей солнца. Перейдя через реку Долма Чу, начнется подъем вверх.

Вы дойдете до места под индийским названием Шива Цал или Силвуцел на тибетском – это «место смерти», где бог смерти Ямантака смотрит на накопленные кармы паломников, решая их дальнейшую судьбу. Здесь паломники оставляют какой-то предмет из своей одежды или локон волос, тем самым прощаясь с негативными кармами своего прошлого. Некоторые паломники также ложатся на землю, представляя себя мертвым. Недалеко от Шива Цал находится небольшой горный пик Ваджра Йогини , являющийся кладбищем для умерших лам и паломников. Тропа от Шива Цал до перевала Долма ла символизирует бардо – промежуточное состояние между смертью и новым рождением. Расставшись с прошлым, паломники продолжают свой путь на перевал, который является переходом в новую, более чистую и праведную жизнь.

Перевал Долма ла (тиб.: སྒྲོལ་མ་ལ wylie: sgrolma la) – перевал богини Тары – это одна из главных боддхисаттв в тибетском буддизме, богиня-спасительная, приходящая на помощь всем живым существам. Тара встречает каждого поднявшегося на перевал паломника, даруя любовь, сострадание и всепрощение за грехи прошлого. Тем самым, получая благословение богини Тары, человек возрождается и вступает в новый этап своей жизни. Каждый камень на вершине перевала пронизан качествами тела, речи и ума Будды. На вершине перевала располагается большая груда камней мани и столбы с висящими на них многочисленными молитвенными флажками. Здесь паломники начитывают молитвы и мантры, выполняют свои религиозные практики и вешают флажки.

Спускаясь с перевала Долма ла, вы увидите озеро Тукчже Ченмо , также известное под индийским названием Гаури Кунд . Это ярко-бирюзовое озеро символизирует бескрайнее сострадание. Озеро почти всегда покрыто льдом, но иногда в теплое время года воды оттаивают. Некоторые индийские паломники совершают омовения в этом озере, веруя, что это принисет им избавление от всех болезней.

Во второй половине дня вы дойдете до монастыря Зутулпук (тиб.: རྫུ་འཕྲུལ་ཕུག Wylie: rdzu ‘phrul phug), что в переводе с тибетского означает «пещера чудес». Это пещера, где медитировал Миларепа, оставив отпечаток своих плеч и верхней части спины на скале внутри пещеры. В этом священном месте также есть отпечатки стоп Падмасамбхавы, Еше Цогьял, Короля Гесера и его лошади. Самым священным объектом в монастыре является статуя Миларепы, которую, как говорят, Миларепа сделал собственноручно перед своей смертью. Прям напротив монастыря Зутулпук есть небольшой гест хаус, где можно остановиться на ночь.

Третий день коры

Монастырь Зутулпук -> Дарчен

Последний день коры – самый простой, когда тропа идет практически по прямой до Дарчена. Некоторых туристов здесь встречают машины с водителями и перевозят их в Дарчен, но мы рекомендуем дойти до Дарчена пешком. Тем самым, вы совершите полный обход вокруг Кайласа. После коры большинство туристов предпочитают переехать на озеро Манасаровар, где можно отдохнуть в горячих источниках при монастыре Чиу.

Внутренняя кора

Помимо внешней коры вокруг Кайласа есть кора внутренняя (тиб.: ནང་སྐོར Wyloe: nang skor), на санскрите называемая Нанди кора. Среди тибетцев она известна под названием Нетен Йенлакзунг. Нанди или Нандин – это друг и верховое животное Шивы в виде белого быка. Во многих шиваитских храмах находятся статуи Нандина, которые обычно ставят перед входом в храм лицом к алтарю.

По поверьям внутреннюю кору можно проходить только после 13 внешних кор вокруг Кайласа (по другим данным – после 12 внешних кор). Тропа внутренней коры сложная и опасная – требуется и знающий тропу проводник, и веревки для страховки. Особую опасность представляет камнепад и быстрая смена погоды: если начнется дождь или снег, то паломнику будет чрезвычайно сложно и опасно пройти эту кору.

Южный склон Кайласа и Нанди – начало внутренней коры

По дороге из Дарчена до начала внутренней коры находятся два монастыря: Серлунг (4750 м) и Гьяндрак (4970 м). Внутреняя кора начинается с Сердунг Чуксум – 13 чортенов или буддийских ступ, принадлежащих к школе Друкпа Кагью тибетского буддизма. Далее тропа коры проходит между Кайласом и Нанди, в некоторых местах нужно взбираться наверх, используя веревки. На высоте около 5900 метров находится священная пещера Саптариши. Чуть далее находятся два священных озера: черное озеро Цо Капала и белое озеро Цо Кавала. По поверьям в водах белого озера хранятся ключи от самого Кайласа.

Карты и схемы коры вокруг Кайласа доступны для скачивания по ссылке:
График групповых туров на кору вокруг Кайласа цены 2019 г.:

ФОТОГАЛЕРЕЯ КОРЫ ВОКРУГ КАЙЛАСА