Как раньше летали первым классом: икра, любой алкоголь, курение прямо в кресле и полноценное спальное место. Жизнь пилотов и стюардесс на борту самолета: как отдыхает экипаж во время перелета

На заре авиации салоны самолетов выглядели совсем не так, как мы привыкли. Это сейчас хочешь поспать — плати. А что было раньше? Как раньше летали привилегированные пассажиры? На этот вопрос вам ответит наша история первого класса в авиации.

1. Самые первые самолеты были узкими и длинными, а пассажирские сидения воспринимались как новшество, некое роскошное и необязательное дополнение, как икра к бутерброду с маслом. Первыми сидениями служили самые обычные стулья и кресла, ремней безопасности не было. Поначалу пассажиры сидели сразу за пилотом, перегородок не было. Выглядело это примерно так. 1926 год. Кабина с подогревом — повод для гордости.

2. Самолеты становились больше и длиннее, сидения ставили в два ряда.

3. Фото 1930-х годов.

4. Агитационный самолет «Максим Горький», 1934 год

5. Когда самолеты стали более-менее пригодными для коммерческих перевозок пассажиров, возникла потребность и в обслуживающем персонале. Вот Эллен Черч, первая в мире стюардесса. Начала работать в 1930-м году. Курить разрешается! Запрет на курение — изобретение последних 20-30 лет, раньше все дымили сигаретами, сигариллами и сигарами, про вред от пассивного курения никто не думал.

6. Постепенно возможности авиационной промышленности росли. Проектировщики вдохновлялись роскошными железнодорожными экспрессами и океанскими лайнерами и делали в самолетах отдельные купе на 2-3 человека. Вопрос комфорта пассажиров стоял остро: в 1938 году полет из Лондона в австралийский Брисбен длился 11 дней (на корабле — больше месяца) и предполагал около 20 остановок. Рекламные буклеты британской авиакомпании Imperial Airways гласили: «Из Лондона в Сингапур — за 8 дней!». Гордостью компании был «Летающий корабль Эмпайр». Сидения:

7. Как в лучших ресторанах Парижа.

8. Что-то вроде светского салона на борту.

9. Завтрак в постель.

10. Основа всех основ — здоровый сон.

11. Говорить о классах обслуживания в данном случае неверно. До 1950-60-х годов все было первым классом: билеты стоили очень дорого, и позволить себе купить их могли лишь обеспеченные люди. Например, путешествие из Лондона в Сингапур стоило по нынешнему курсу 17 600 долларов. Самолет был филиалом светского салона, куда являться в футболках и шортах, как привыкли мы, считалось неприемлемым. Пассажиры вступали на борт едва ли не в вечерних нарядах. На фото — американский самолет Sikorsky S40B, 1930-е годы.

12. Тот же самолет, господа обедают. Обратите внимание: никаких одноразовых тарелочек, только хрусталь, только фарфор! Также пассажирам в неограниченном количестве предлагался алкоголь. Однако случаи пьяных дебошей были редки, так как потенциальные буяны — маловоспитанные пролы — отсеивались еще на этапе покупки билетов.

13. Британские актеры Уинифред Шоттер и Джек Лестер летят в Индию, 1945 год.

14. Конец 1940-х.

15. Бар на борту, около 1945 года

16. На самолетах вполне могли подать обед из 5-6 перемен.

17. 1955 год, дизайнер салона — Генри Дрейфус

18. Одним из символов «Золотого века авиации» считается Боинг 377 Стратокруизер, который начал использоваться с 1949 года. В нем также были спальные места:

19. Самолеты такие удобные, что можно путешествовать и с детьми, намекают нам эти фотографии.

21. Обед на Стратокруизере.

22. А это 1952 год и один из первых коммерческих реактивных самолетов. Женщина делает косметические процедуры в специально предназначенной для этого комнате.

23. Боинг 707, его эксплуатация началась с 1958 года в Pan American, которая в 1960-е считалась самой роскошной авикомпанией в мире. 1959 год, пассажиры пьют за любовь.

24. Ведут светские беседы в салоне.

25. Следующий важный этап в истории гражданской авиации — Боинг-747. Пассажирам первого класса подают обед.

26. Наливают шампанское. В те времена к стюардессам предъявлялись очень строгие требования. Они должны были являть собой сочетание модельной внешности, манер светской львицы, умений домработницы, официантки и медсестры (например, при необходимости стюардесса могла принять роды). Были и формальные критерии: вес от 49 до 60 кг, возраст от 21 до 27, высокие моральные качества и отсутствие мужа. В Pan Am на собеседовании девушек просили перевести текст с французского на английский, пройтись по комнате, чтобы продемонстрировать походку и осанку, и взвеситься. Тех, кто проходил отбор, авиакомпания обучала этикету, географии, национальным традициям разных стран.

27. Середина 1960-х, стюардесса с модной высокой прической предлагает закуски.

28. Канапе с икрой.

29. Середина 1960-х

30. Обратите внимание, как одет стюард

31. Американская Braniff International, 1967 год

32. Октябрь 1969 года. Советские разведчики Леонтина и Моррис Коэн, обмененные на своего британского коллегу, летят из Лондона в Варшаву со всем комфортом. Курить по-прежнему разрешалось.

33. Размышления о 1950-60-х годах для гражданской авиации на Западе неизменно наполнены тоской по утраченной роскоши. Но слышали ли вы когда-нибудь, чтобы кто-то грустил о советских самолетах? Я — нет. Давайте посмотрим, как обстояли дела в СССР.

Большинство летавших тогда на самолетах никакого первого класса не помнят. На самом деле он был. Как таковой он впервые был спроектирован в ТУ-104 (начало эксплуатации — 1956 год). Однако для внутрисоюзных рейсов машины переделывались: первый класс, диваны и прочие излишества убирали. За счет этого число посадочных мест возрастало. Это касается и последующих моделей самолетов. Поэтому на внутрисоюзных перелетах никаких классов не было, за очень редким исключением. По блату можно было получить первый ряд. На нескольких самолетах меняли компоновку первых двух-трех рядов и сделали больше расстояние между креслами, вот и весь комфорт. Зато разрешалось курить!

Другое дело — заграничные рейсы. Здесь «Аэрофлот» старался соответствовать западным стандартам. Были два класса, экономичный и первый. В 1957 году Советский Союз посетил фотограф американского журнала LIFE Говард Сочурек и заснял интерьеры ТУ-104. Первый класс был сделан в виде отдельных купе и выглядел так:

34. Собак разрешали провозить прямо в салоне.

35. Часто на места первого класса сажали самых обычных людей.

36. Советские граждане во время перелета не распивают алкогольные напитки, как американцы, а читают и беседуют про Карла Маркса!

Перелет, независимо от того, долго он будет длиться или нет, сам по себе утомителен, да еще и вреден. Поэтому, если есть возможность создать себе хоть какой-то дополнительный комфорт — этим нужно пользоваться. И один из таких важных нюансов — выбор самого лучшего места в самолете.

Для начала, нужно осознать, что идеального места в самолете просто не существует. Его нужно подобрать индивидуально для себя, исходя из своих потребностей, о чем я и буду говорить в этой статье сейчас. Так, к примеру, я люблю сидеть возле двигателя у иллюминатора, там, где по сути, самое шумное место, опасное и вид закрывает половина крыла. Но это связанно с моим первым полетом и привычкой. Поэтому, давайте будем смотреть в корень проблемы: как выбрать место в самолете, исходя из ваших личных потребностей?

Навигация

Классы мест в самолете

Итак, если начать так вот, грубо делить все места в самолете, то изначально их можно разбить на места эконом-класса, бизнес-класса и первого класса.

  • Места эконом-класса — это наиболее дешевый класс мест в самолете, которым в основном и пользуются путешественники (хотя, чего уж там, президент Литвы вот тоже экономным классом летает и ничего). Это базовый тариф. Как правило, это три ряда сидений (два ряда для узко фюзеляжных самолетов) по три места на каждый ряд. Пространство для ног минимально. Комфортность примерно, как в маршрутке: ничего лишнего, вас просто доставляют из точки А в точку Б.
  • Места бизнес-класса — это места, отгороженные шторками от эконом-класса. Тут немного больше пространства для ног, плюс — меньше мест (по 2 кресла в ряду). Кроме того, в стоимость билета входит заказ питания по меню и бесплатные алкогольные напитки. Однако, при этом, цены выше эконом-класса примерно в 5 раз, а особой разницы, тем более на рейсах в пару часов, вы не заметите. Если уж на то пошло, то питание можно докупить отдельно и в эконом классе, разница будет составлять лишь 10 — 20 баксов.
  • Места первого класса — альтернатива бизнес классу на межконтинентальных рейсах. Цены выше бизнес-класса раз в 10. За это вы быстрее пройдете регистрацию на борт, получите высокий класс обслуживания и шикарные места (к примеру, в некоторых самолетах кресло раскладывается в диван, то есть — полноценные лежачие места! Стоит ли оно того? Тут уж каждый считает сам, но это явно не тема для нашего блога, мы тут обсуждаем, как путешествовать дешево и красиво 🙂

Поэтому, скорее всего, для бюджетного туриста, выбор — эконом-класс, за исключением случаев, когда это бесплатное повышение класса обслуживания в виде бонуса, как, .

Выбор места в самолете

Итак, как я уже говорил, самые лучшие места — они индивидуальны. И вы должны определиться с таковым. Часто подобные вопросы задают до своего первого полета. Я тоже перелопатил тогда весь Интернет ради информации о том, какое место выбрать. Потом, со временем, вы найдете свой идеальный вариант, на котором будете чувствовать себя комфортно, и станете, в дальнейшем, стараться занять место в самолете под себя. А пока что, разберем наиболее частые потребности при выборе мест.

Самые безопасные места в самолете

Вообще, понятие безопасные или опасные места в самолете достаточно размытое. Это с какой стороны смотреть. Ведь нужно понимать, что выжить в упавшем самолете с высоты, нет никаких шансов, где бы не сидел пассажир. Но наибольшее количество аварий происходит, зачастую, при выполнении взлета \ посадки, в следствии ошибок пилотов или сотрудников аэропорта, по причине плохого покрытия и состояния взлетно-посадочной полосы или других факторов. В таком случае, можно спастись. Но вновь, как можно сказать, где будет безопаснее? Ведь самолет может врезаться носом в ограждение, а может зацепить деревья хвостом. Может взорваться двигатель, а может заблокироваться шасси.

Я рассказываю это не для того, чтобы вас напугать. А просто что бы показать, наиболее безопасного места нет. Однако, вы можете выбрать место около аварийного выхода. Это, в большинстве случаев, все же безопаснее. Но главное, это все же ваша психологическая убежденность к тому, что там наиболее безопасное место в самолете. О том, какое место будет возле аварийного выхода в том или ином самолете, вы можете узнать из схем расположения мест, о которых поговорим ниже.

Самые удобные места в самолете

Самыми хорошими и удобными местами обычно считают места в первом ряду. Там перед вами не будет других пассажиров, а значит — вы сможете удобно вытянуть ноги, от чего они будут меньше затекать. Особенно актуально для людей с моим ростом (а это 189 сантиметров). Хотя, признаться, за два часа на средних рядах не сильно страдаешь. Кроме того, в этой части самолете не так сильно трясет при попадании в зону турбулентности и ближе к стюардессам. А вот в туалет ходить достаточно далеко. И будьте готовы к тому, что рядом будут груднички и маленькие дети, потому что обычно для них предназначены подобные места. Не каждого обрадует такое соседство.

Места с детьми и для младенцев в самолетах

Дети должны летать либо пристегнутыми специальными ремнями к родителям (младенцы), либо на отдельном сидении (дети старше определенного возраста, в зависимости от правил авиакомпании). Специальных мест для подобных пассажиров не предусмотрено, тем более, зачастую, грудничков вообще возят бесплатно. В другой стороны, рекомендуется покупать самый первый ряд. Там больше места, иногда встречаются специальные места для кормления ваших детей смесями. Кроме того, там они будут мешать меньшему количеству людей, в то время как на них не будет откидываться спинка кресла впереди сидящего.

Места в хвосте самолета

Так как при падении с большой высоты, самолет падает носом вперед, то разрешения меньше всего захватывают хвостовую часть. Это стало причиной размещения «чёрного ящика» именно в хвостовой части самолета, и это же послужило мнению, что здесь самые безопасные места. Как я уже говорил, это скорее психология самовнушения, но и здесь есть свои плюсы: как правило, на не сильно популярных рейсах, здесь гораздо меньше пассажиров, которые будут вам мешать. То же касается и пассажиров с детьми — их, тут, как правило, не встретишь, если это не чартер куда-то в места массового русского туризма в высоких сезон.

Спальные места в самолете

Спальные места встречаются в первом классе на рейсах таких компаний, как, к примеру, Эмиратс на длительных рейсах. Не встречал, и видел только на картинках, да и фото других путешественников. Как то, даже, не интересно.

Стоячие места в самолете

Фантастика, растиражированная желтой прессой 😉 Естественно, нормы безопасности запрещают подобный бред, и он не имеет под собой оснований. Но желтой прессе нужно как-то пиариться, как и неудачным Интернет-проектам, поэтому, они, время от времени выдают подобные перлы, что, якобы, скоро появятся стоячие места.

Плохие места в самолете

На мой взгляд, самые худшие — это места в хвосте возле туалета, прямо над крылом, откуда ничего не видно, и конечно же места в ряду перед аварийным выходом, у которого не откидываются кресла.

Расположение (схемы) мест в самолете

И вот, вроде, вы уже определились с тем, где и какое хотите место. Но перед тем, как начать выбор места через Интернет или на стойке регистрации (если прийти туда одному из первых, как правило, они не против того, чтобы дать вам хорошие места. Так, мне в Сараево, где не было онлайн регистрации, сами дали отличное место, да еще и закрыли регистрацию на место рядом, поэтому летел как король =)), вам нужно узнать, какое же место, номер и ряд вам нужны. Для этого есть схемы самолетов различных моделей.

Как правило, расположение места в самолетах разных авиакомпаний не отличаются. то есть, расположение мест Трансаэро и Аэрофлота на одинаковых моделях самолетов будет одинаковой, если только, это не индивидуальный заказ компании (как, к примеру, со спальными местами).

Где узнать, как расположены места в самолете

Есть такой замечательный сервис, называется Seat Guru . На нем собраны схемы огромного количества самолетов на разных рейсах с отзывами пассажиров. Минус — в базе не нашел некоторых крупных компаний — лоукостов. Но можно находить схемы других авиакомпаний на ту же модель самолета. Разница будет лишь в отзывах. А вот, какие места возле перегородки, какие возле иллюминатора, где вам будут загораживать обзор крылья — это вы узнаете достаточно точно.

К примеру, ниже приведена схема Эйрбаса 320 от компании Аэрофлот:

А вот — схема мест Боинг 777 и Боинг 737.

Очень скоро вы узнаете, какие места подходят конкретно вам, и по возможности, будете бронировать именно их. К сожалению, на некоторых лоукост-компаниях, вроде WizzAir выбрать место заранее нельзя, поэтому, будьте готовы к полету на любом кресле.

На своем опыте, могу дать следующие советы:

  • Старайтесь самостоятельно выбирать и резервировать места на сайте авиакомпании. На моем блоге есть инструкции по некоторым из них, к примеру: .
  • Если у вас не зарезервировано место, то постарайтесь оказаться на стойке регистрации в числе первых, и попросите: дать вам хорошее место и, если рейс малопопулярный, что бы оставили соседское место пустым. Как правило, на регистрации работают такие же люди, как и вы, которые понимаю, что хочется лететь с комфортом. Поэтому, подобные просьбы, сказанные с милой улыбкой и нужным градусом теплоты в голосе, как правило, гарантирует вам хорошее место.
  • При полете в лоукост компаниях, где места не резервируются бесплатно, никогда не лезьте впереди толпы. Во-первых, потому что к самолету вас будут подвозить на автобусе, куда, если спуститесь последним, вы войдете тоже последним, а значит выйдете первым, и вас не придавят к задней стенке. Во-вторых, сможете если очень много людей на рейс — зайти последним.
  • И опять-таки, лоукост. Если видите, что на рейс намечается аншлаг — стойте на поле до последнего, пока вас не загонят в самолет. Ваша задача — зайти последним. Причина проста: компании зачастую продают чуть больше мест, чем доступно, так как на рейс пребывает около 90% пассажиров. У кого-то меняются планы, у другого срывается поездка, а третий опоздает… Расчет простой: если мест не хватит, то те, кому не хватило, поедут… либо на местах повышенного комфорта (вроде WizzAir с дополнительным местом для ног), либо вообще в бизнес-классе.
  • При полете на рейсах, повально забитыми русскими туристами, не блещущих интеллектом, рассаживаясь, оброните пару слов на английском. Очень часто меня просили подсесть к аварийному выходу, дабы в случае аварийной ситуации мог среагировать на команду и открыть выход. В этом ряду у многих лоукостеров находится ряд повышенного комфорта с дополнительным местом для ног. Однако, это касается в основном физически крепких мужчин, которые в экстремальной ситуации не упадут в обморок и смогут открыть люк, помочь в эвакуации. Так же учтите, что в этом ряду нельзя класть под ноги ручную кладь, иногда не откидываются кресла.
  • Выбирайте теневую сторону. То есть, что бы солнце не светило в иллюминатор. Это позволит вам и пофотографировать, и просто понаблюдать из оконца за тем, что происходит в низу. Так как полеты в 99% выполняются по одному и тому же маршруту, то при помощи моей инструкции о том, как узнать где, как и когда вы летите на самолете, потратив 5 минут времени, вы быстро узнаете, где солнечная, а где теневая сторона будет располагаться во время вашего полета.

Если вам помогла или понравилась моя статья, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях. Для меня это очень важно. Спасибо!

Ведущий итальянский производитель кресел Aviointeriors разработал для самолетов дизайн стоячих мест, напоминающих седла наездников.

Работа над проектом велась с 2010 года. Первая разработка оригинальных кресел, не получив одобрения со стороны Федерального управления гражданской авиации США, была отправлена на доработку. Спустя восемь лет новую усовершенствованную модель Skyrider 2.0 с успехом представили на форуме Aircraft Interiors Expo 2018 в Гамбурге. Ее отличие от предыдущего варианта заключалось в том, что каждый ряд кресел Skyrider 2.0 будет теперь закреплен двумя вертикальными стойками, проходящими между сиденьями. Кроме того улучшенная версия стоячего места оснащена двумя подлокотниками и имеет дополнительную мягкую обивку на уровне бедер.

Несмотря на то, что в этих концептуальных креслах-седлах пассажир будет фактически весь полет размещаться вертикально, лишь слегка облокачиваясь на спинку сиденья, в компании-разработчике этой инновации убеждены, что такая не слишком удобная позиция никоим образом не повредит здоровью. "Вы будто сидите в седле. Ковбои могут находиться в нем часами, поэтому и пассажиры смогут", - уверяют создатели Skyrider 2.0.

Они отмечая, что ими были учтены все существующие нормы, предусмотренные законодательством. По словам производителя, компактные сиденья данного типа изобретены для "ультравысокой плотности" в салоне.

Расстояние между рядами таких кресел составляет всего лишь 23 сантиметра вместо обычных 28 в экономклассе, что позволяет "уплотнить рассадку". В конечном итоге инновации увеличат пассажировместимость самолета на целых 20 процентов. Плюс ко всему, поскольку кресла-седла весят в два раза меньше классических, то затраты на обслуживание авиаперевозчиков в значительной мере сократятся, а вместе с ними и стоимость авиабилетов. Предполагается, что стоячие места будут пользоваться спросом у авиакомпаний для перелетов на короткие расстояния.

Стоячие места увеличивают пассажировместимость самолета на 20 процентов

Кроме того, на разработку могут обратить внимание бюджетные авиаперевозчики. Если верить местным СМИ, интерес к Skyrider 2.0 уже проявили колумбийская авиакомпания Viva Colombia и ирландский лоукостер Ryanair. Вместе с тем вопреки ажиотажу, похоже, эта новинка не слишком убеждает экспертов. Их в первую очередь смущает то, что во время аварии стоячие пассажиры могут подвергнуть опасности не только самих себя, но и своих соседей по самолету. Кроме того, с появлением инновационных кресел авиакомпаниям, жаждущим поступиться комфортом ради экономии, придется в обязательном порядке уменьшить багажное отделение - согласно правилам авиабезопасности, между головами пассажиров и жесткой поверхностью должен сохраняться определенный зазор, который в случае со стоячими креслами существенным образом сократится.

Вот такие сиденья предлагают итальянские разработчики пассажирам. На их фоне обычные кресла в экономклассе - предел комфорта.. Фото: wwww.aviointeriors.it

Виктор Саженин, заслуженный пилот России, налетал 20 тысяч часов:

Мое персональное отношение к "стоячим" местам в самолете резко отрицательное. Почему? Я понимаю: что называется, коленки убрать, поставить людей - в салоне больше поместится. Да, за счет "стоячих" можно "уплотниться" так, что вместимость борта увеличится на 20 процентов. Однако с точки зрения безопасности полетов это однозначно плохо.

Оригинальный дизайн авиакресла Skyrider, который напоминал седло наездника, был придуман еще в 2010 году. Но тогда Федеральное управление гражданской авиации США, что называется, на корню отвергло эту идею. Допускаю, что в модернизированном варианте ею воспользуется какой-нибудь европейский лоукостер, который летает на небольшие расстояния. Возможно, час полета в таком ковбойском кресле - как в трамвае доехать. Но ведь на взлете и посадке тоже придется стоять. А это не просто не здорово. Посадка может быть и грубой. Со всеми вытекающими последствиями. Что касается полетов на дальние расстояния, так это вообще нереально.

Понятно стремление авиакомпаний экономить. Пожалуйста, но на других вещах! Не на "уплотнении пассажиров". Я знаю, о чем говорю. Пролетал 46 лет, из них 32 года в "Аэрофлоте", на международных линиях. "Стоячие места" - это не ближайшая перспектива. Это может быть реализовано лет за пять. Нужны экспериментальные полеты, наработка статистики по посадкам в разное время года, при турбулентности, кучевых облаках и т.д. Повторю: с моей точки зрения, идея "стоячих" мест абсурдна. И коль мы говорим о перспективах, убежден: российского лоукостера "Победы" здесь однозначно не будет. Безопасность дороже.

Виталий Бордунов, профессор, член совета Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП), эксперт ИКАО:

Замысел понятен: повысить прибыльность рейсов на небольшие расстояния за счет пассажировместимости самолетов. Для России это практически неприменимо. У нас совершенно не развита сеть мелких авиаперевозок, мы это в очередной раз обсуждали недавно на совете МАРАП. Если организаторы таких перевозок найдут способ обеспечить безопасность полетов, я и сам не против "стоя" долететь, допустим, из Рима в Милан или из Москвы в Питер. Есть большое количество требований к обеспечению безопасности полетов, разбросанных в приложениях к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации. Но очевидно, что потребуется выработка новых - по безопасности пассажиров, которые собираются лететь стоя.

Между тем

Идея создания стоячих мест в самолетах далеко не нова. Сейчас сложно найти того, кому первому она пришла в голову. В 2006 году в СМИ появились сообщения, что компания Airbus представила проекты переоборудования салона с учетом такой возможности. Это позволило бы увеличить вместимость самолета с 500 до 850 пассажиров. Однако тогда в авиастроительной компании опровергли эти слухи, назвав их чепухой.

Но, видимо, идея пришлась по душе перевозчикам, и в 2009 году независимо друг от друга ирландская Ryanair и китайская Spring Airlines заявили о готовности ввести на своих самолетах стоячие места. Это позволило бы существенно снизить цены на билеты (до одного фунта стерлингов, например). При этом в Ryanair решившим сэкономить пассажирам предлагалось при приземлении держаться за поручни, как в автобусе. А вот в Spring Airlines решили не спешить с отказом от ремней безопасности - они должны были охватывать бедра стоящего человека. И уже год спустя итальянская Aviointeriors Group представила на выставке Aircraft Interiors Expo в Гамбурге первую версию дизайна стоячих мест. Впрочем, поиск возможностей разместить в самолете как можно больше пассажиров, продолжается. Так, в 2015 году американская компания Zodiac Seats U.S. зарегистрировала патент на более плотную посадку. Кресла предполагается устанавливать в шахматном порядке, попеременно лицевой и тыльной стороной по направлению движения самолета с небольшим сдвигом сидений друг относительно друга. При этом сидения должны складываться, как кресла в кинотеатре.

В самом начале авиационной истории, самолеты не умели летать на расстояния дальше нескольких сотен километров. Сегодня самолеты научились преодолевать расстояния в несколько тысяч километров, а с дозаправкой в воздухе, и более 10 тысяч. Конечно, пока еще нет ни одного пассажирского лайнера, который мог бы обогнуть Землю на одном баке топлива, но это и не требуется. На далекие расстояния летать всегда тяжело. Такими тяжелыми рейсами уже можно считать рейсы дольше 5 часов. Для удобства пассажиров, некоторые авиакомпании заводят на борту самолета спальные каюты.

Наверху на фото вы видите одно из самых роскошных пассажирских мест на общественном лайнере. Это Etihad Airlines, авиакомпания родом из ОАЭ. Мягкое сиденье раскладывается, превращаясь в комфортабельную кровать. При этом сиденье изначально изолировано от других, и пассажир получает в свое распоряжение практически персональную комнату.

Сегодня самолеты со спальными местами предлагают всего несколько авиакомпаний, среди них как азиатские, так и европейские. Самые распространенные самолеты с кроватями, у компании Lufthansa. Более того, в 2007 году авиакомпания установила спальные места не только в бизнес-классе, но и в эконом. Так что пассажиры смогли летать на далекие расстояния с удобствами даже за сравнительно небольшие деньги. Например, ниже представлены спальные места в Боинге 787:


Спальное место в самолете очень похоже на спальное место в поезде. Как правило, в самолете кровати делают также двухуровневыми. Но в отличие от поезда, багаж под кровать первого уровня, обычно, класть нельзя. Так что кровати в самолетах ближе к полу, и дальше от потолка. Бывают кровати и во всю ширину корабля, такие кровати разделены либо бортиками, либо шторками. В среднем по размерам самолете, умещает 3-4 человека по ширине борта.


Но из-за специфики транспорта – потенциальных трясок, пассажирам в самолетах, в отличии от пассажиров поездов, приходится пристегиваться даже лежа. Конечно, это накладывает определенный дискомфорт для сна, но на трансатлантических рейсах уж лучше лежать и спать, чем сидеть. Поспать можно и в обычном салоне, если вам повезло и вы летите без соседей, в этом случае вы можете спать на трех рядом стоящих креслах примерно вот как на этой фотографии:


Если вы не хотите спать на коммерческом постельном белье, думая что на нем уже спало несколько десятков человек, то попробуйте договориться с борт-проводниками, что вы постелите свое белье. Вы можете купить постельное белье , в Москве довольно много интернет-магазинов, где можно купить белье с доставкой, это сэкономит вам время. Скорее всего, с каким-то магазином вам может удастся договориться о доставке белья прямо в аэропорт.