Рекордные перелеты через ла-манш. Не покладая рук. Доброе утро, спасибо

Луи Блерио

Летом 1909 года британская ежедневная газета Daily Mail объявила о премии, которая будет выплачена тому, кто первым пересечет Ла-Манш по воздуху, и претендентов на успех оказалось немало. Как настоящий джентльмен, Луи Блерио уступил первенство Юберу Латаму, опередившему его при регистрации. Однако попытка Латама не удалась.


25 июля 1909 года Луи Блерио
совершает первый перелет
через Ла-Манш с часами
Zenith на запястье


25 июля 1909 года в 4.15 утра в Кале наконец утих ветер. Казалось, что наступил благоприятный момент для попытки достичь невозможного. Невозможного, поскольку в начале XX века перелет на расстояние 40 километров, отделявших французский порт Кале от английского Дувра, казался чем-то утопическим. Однако для Луи Блерио, первым в истории преодолевшего этот путь за 37 минут, не было ничего невозможного. Вооружившись часами Zenith, он поднялся в воздух за штурвалом самолета Blériot XI - хрупкой конструкции, чей корпус был сделан из дерева, а крылья - из пропитанного лаком полотна.

Пилотские наручные часы, принадлежавшие Луи Блерио

Преодолевая собственный страх, сильный ветер, колебания температуры, тряску, шум и силу тяготения, французский авиатор летел над морем. После нескольких десятков минут, показавшихся ему вечностью, он увидел скалы Дувра и зеленые берега Англии. Отныне Ла-Манш уже не будет казаться непреодолимым безграничным пространством, а тот, которого до этого называли «королем катастроф» станет бесспорным «отцом воздухоплавания».


Я ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН МОИМИ ЧАСАМИ
ZENITH, КОТОРЫМИ Я ОБЫЧНО ПОЛЬЗУЮСЬ,
И ЖИВО РЕКОМЕНДУЮ ИХ ВСЕМ,
КТО ЗАБОТИТСЯ О ТОЧНОСТИ


Три года спустя после этого знаменательного события Луи Блерио заявил: «Я очень доволен моими часами Zenith, которыми я обычно пользуюсь, и живо рекомендую их всем, кто заботится о точности». В эпоху бурного развития авиации в начале XX века Zenith стала одной из первых марок, начавших выпускать бортовые приборы, в частности, альтиметры и наручные часы. Нет никаких сомнений в том, что встреча этих двух визионеров была предопределена.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Данная статья 1993 года выкладывается на сайт в честь 105 годовщины перелета Луи Блерио через Ла-Манш.

Предисловие редакции « Aeroplane Monthly »: В связи с планируемым в апреле следующего года открытием туннеля под Ла-Маншем - к луч шему или худшему - Дж. У. Джонстон (G. W. JOHNSTON) оглядывается назад и вспоминает другое знаменательное событие, которое навсегда связало Великобританию с Континентом: первый в истории полет аппарата тяжелее воздуха через Канал, совершенный Луи Блерио 25 июля 1909 года.

Когда в июле 1909 года чуть ли не в паре шагов от Дуврского замка приземлился хрупкий самолет Луи Блерио, Британские острова стали нераздельно связанными с Континентом при помощи полётов летательных аппаратов с работающими двигателями.

После известия о полете Блерио лорд Нортклифф (Lord Northcliffe) заявил:

«Британия больше не остров».

одна из самых известных фотографий зари авиации: Луи Блерио (в летном шлеме и с усами) стоит перед своим монопланом на места посадки после перелета через Ла-Манш; луг Нортфалл (Northfall Meadow), позади дуврского замка, 25 июля 1909 года

Данная фраза, конечно, не была упражнением в риторике – это было действительно пророческое заявление, что в дальнейшем показали события 1914-1918 и 1939-1940 годов.

Однако мысли о войне были далеки от умов групп людей, собравшихся на высотах над дуврским портом в тот тихий июльский день 84 года назад. Это было время торжества, время искренних и сердечных поздравлений и, наконец, время для рассмотрения будущего этого нерешительного неопытного юнца - авиации.

Если Английский канал мог быть преодолен за 40 минут, то что могут сделать люди на улучшенных летательных аппаратах и со всеми преимуществами постепенно накопленного опыта?

Было сказано, что достижения человека ограничены исключительно горизонтами его собственного воображения. Однако пионеры авиации не были мечтателями - они были прагматиками. Это было необходимым условием для выживания в этой новой, незнакомой и до сих пор неисследованной среде, со всеми ее опасностями и капризами.

Кем был Луи Блерио и что скрывается за часто сухими заявлениями справочников о том, что 25 июля 1909 года он перелетел Ла-Манш и стал первым человеком, сделавшим это?

Луи Блерио

Что мы знаем о летательном аппарате Блерио? Была ли это история простого набора высоты и легкой воздушной прогулки через Английский канал в теплый летний день? И было ли это единственным вкладом Блерио в авиацию?

Для начала следует сказать, что уроженец Северной Франции Луи Блерио был совершенно исключительным человеком. То, что на заре развития авиации Франция в течение нескольких лет удерживала лидерство и доминирование, во многом его заслуга. И хотя в инженерных кругах Луи Блерио сделал себе имя как успешный производитель ацетиленовых ламп для автомобилей, на 5 октября 1908 года – на момент объявления лордом Нортклиффом в «Daily Mail» премии в £1000 первому, кто пересечет Ла-Манш на аэроплане – в мире авиации он был практически неизвестен.

Мужественный, почти на гране безрассудства, полет на хрупком самолетике сочетался у Блерио с трезвым расчетом и уравновешенностью в делах бизнеса. Он быстро оценил, что потенциальные покупатели будут заинтересованы не столько в человеке, совершившем перелет через Ла-Манш, сколько в машине, выполнившей этот успешный полет.

Луи Блерио позирует, сидя на своем самолете

Луи Блерио сразу же обратил свой взор к этой цели. У него уже давно были планы по созданию собственной авиастроительной компании. Он уже имел значительный опыт в проектировании и строительстве самолета, обладал значительными талантами в области техники и некоторое время работал с Вуазеном, который в свою очередь сам стал легендой в истории французской авиации.

Блерио приписывают классическую компоновку моноплана, которая быстро получила признание благодаря аэродинамической чистоте и элегантности конструкции.

Моноплан Bleriot XI, которому было суждено войти в историю, представлял собой небольшую легкую машину. Самолет имел длину 26 футов 3 дюйма (8 м) и размах крыла 25 футов 8 дюймов (7,82 м) и был изготовлен из ясеня и тополя, элементы конструкции были соединены с помощью рояльной проволоки. Соединения были стальными и алюминиевыми. Самолет развивал максимальную скорость 40 миль/ч (64 км/ч).

эти схемы Bleriot XI появились в выпуске от 31 июля 1909 года журнала «Flight»; схемы сопровождало описание самолета

На самолете на запатентованный Блерио универсальный шарнир были установлены новейший по тем временам «рычаг рулевого управления» или «cloche» (колокол), который мог перекашивать крыло для управления по крену - элероны не были установлены - и для управления рулем высоты. Педали использовались для управления рулем направления.

Инновационной особенностью Bleriot XI стало введение самоориентирующихся колес шасси, которые были подпружинены работающими на растяжение резиновыми ремнями. Помимо этого Блерио разместил в фюзеляже самолета пятифутовый (1,5 м) надувной резиновый цилиндр на случай покидания самолета во время перелета через Ла-Манш.

Двигатель оказался самой большой проблемой Луи Блерио. По существу, он должен был быть легким, но одновременно он должен был развивать достаточную мощность и быть обеспеченным достаточным количеством топлива, что само по себе являлось избыточным весом для разумной продолжительности полета. Фактически нужно было найти очень хрупкий баланс столь противоречивых требований, и просчету в этом выборе места не было.

В конце концов, Блерио остановил свой выбор на трехцилиндровом двигателе воздушного охлаждения Anzani. Данный мотор представлял собой увеличенную версию спроектированного во Франции мотоциклетного двигателя Anzani; он весил 132 фунта (60 кг), имел диаметр и ход поршня 105 мм и 120 мм и развивал мощность в диапазоне от 25 до 30 лошадиных сил.

Остро осознавая, что время на исходе, Блерио после нескольких попыток обнаружил, что двигатель Anzani может работать в течение максимум двадцати минут. Это составляло только половину расчетного времени, необходимого для выполнения безопасного перелета через Ла-Манш.

Луи Блерио трудился не покладая рук, чтобы устранить это казавшееся непреодолимым препятствие перед намеченной целью. К середине июля 1909 года он, наконец, был удовлетворен: Bleriot XI смог выполнить двадцатишестимильный (41 км) перелет по маршруту Этамп – Шевильи (Chevilly). Канал был всего лишь на четыре мили (6 км) короче: 22 мили (35 км) в самом узком месте.

Было очевидно, что больше уже ничего нельзя сделать для улучшения самолета, и поэтому Блерио был теперь полностью подготовлен для попытки пересечь Канал.

Затем, как показалось, Судьба решила отказать Луи Блерио в его праве на место в истории: в ходе одного из ставших рутинными испытательных полетов он очень серьезно разбился.

В случае поломки двигателя было обычной процедурой выкарабкаться на крыло, а затем выпрыгнуть, когда машина планировала перед аварийной посадкой. Однако в данном случае этот метод не подходил.

Топливопровод сломался, и внезапный поток сразу же вспыхнувшего бензина вынудил Луи Блерио оставаться за штурвалом и попытаться совершить аварийную посадку. К тому времени машина спустились почти до уровня поверхности, и ее фюзеляж яростно горел. Последовавшая за этим посадка была шокирующим зрелищем из дыма, искр и пламени. Нога Блерио сильно обгорела, но пока механики бежали к пострадавшей машине ему удалось выпутаться из обломков.

Ногу плотно перевязали, и Луи Блерио, опираясь на костыль и хромая с сильной болью, несколько дней спустя прибыл на французское побережье Ла-Манша. Его решимость и мужество, по-видимому, были непоколебимыми, но теперь казалось, что Блерио пережил аварийную посадку лишь для того, чтобы испытать муки полного разочарования. Его главный соперник Юбер Латам (Hubert Latham) уже прибыл.

соперник Блерио по перелету через Ла-Манш Юбер Латам

Латам имел смешанное происхождение (отец был англичанином, а мать француженкой), что делало его очень популярным претендентом. В связи с установившимся «Entente Cordiale» (сердечное согласие) многим казалось весьма уместным, что англо-француз станет первым, кто свяжет две нации с помощью летательного аппарата с работающими двигателями.

Когда Латам прибыл в расположенный неподалеку от Кале городок Сангатт (Sangatte), он распаковал свой самолет и начал собирать его в одном из группы заброшенных сараев, которые были возведены для отвергнутого проекта туннеля под Английским каналом.

Его летательным аппаратом был моноплан Antoinette IV, отличавшийся элегантным и стройным внешним видом. Также следовало обратить внимание не только на эстетическую, но и на, возможно, более важную практическую часть: самолет оснащался 50-сильным двигателем, что в два раза превышало мощность установленного на Bleriot XI мотора.

С появлением Блерио Латам решил не терять времени, и 19 июля вскоре после рассвета Antoinette был выведен из ангара. Через несколько минут Латам уже был в кабине. Юбер Латам был настроен столь оптимистично, что взял с собой в полет кинокамеру, намереваясь полностью запечатлеть, как он надеялся, успешный исторический полет.

моноплан Antoinette IV Юбера Латама выводят из ангара

Латам взлетел и, перед тем как направиться в сторону спокойного моря, выполнил несколько кругов над Сангаттом. Юбер Латам установил компас и направился в сторону Дувра.

Через несколько миль полета у двигателя стали появляться проблемы со свечами зажигания. Сначала они начали разбрызгивать, затем пропускать работу и, наконец, к большому сожалению пилота полностью прекратили функционировать.

Юбер Латам на моноплане Antoinette IV пытается первым перелететь Ла-Манш. Неудачно

Латам уже был готов к посадке на воду, поскольку другой альтернативы просто не было.

С большим мастерством под небольшим углом он скользнул вниз над спокойной водой, постепенно теряя высоту. Через семь миль Латам приводнил свою машину, перебрался на крыло, закурил и стал ждать французский эсминец, который мчался в его сторону для выполнения спасательной операции.

Оказавшись на берегу, Юбер Латам направил срочную депешу в Париж с просьбой прислать на замену новый самолет Antoinette. Машина прибыла через три дня в разобранном виде; Латам с максимально возможной скоростью приступил к ее сборке.

Луи Блерио еще предстояло сделать свой ход.

Однако к полету готовился еще один соперник, расположившийся недалеко от Булони - в нескольких милях от Виссана (Wissant). Это был граф де Ламбер (Comte de Lambert) со своим бипланом Wright. С самого начала ни Латам, ни Блерио не рассматривали де Ламбера в качестве серьезной угрозы. Однажды граф выполнял тренировочный полет и разбился вскоре после взлета. Сразу же после аварии граф заявил, что не будет пытаться пересечь Ла-Манш.

Машина Блерио была уже распакована, собрана и стояла меж песчаных дюн у «ангаров» (les Baraques) примерно в миле от места размещения латамовского аэроплана Antoinette.

В субботу 24 июля и Латам, и Блерио заявили о готовности к полету через Ла-Манш. Вскоре погода резко изменилась, и вдоль канала задули сильные юго-западные ветра.

Обоим пилотам было ясно, что условия полёта были невозможными, особенно для легких самолетов. Модифицированный для преодоления Ла-Манша Bleriot XI весил всего 448 фунтов (203 кг), пилот и топливо добавляли еще 212 фунтов (96 кг).

Хотя погодные условия не изменились, Блерио чувствовал, что в течение ночи они могут улучшиться. Он настоял, чтобы его разбудили рано утром.

Как и предсказывал Блерио, ночью ветер внезапно прекратился. В лагере Латама о намерениях Блерио узнали только после того, как члены команды Блерио выкатили Bleriot XI на расположенные ниже скал плоские пески.

В призрачном свете зари было видно, как несколько человек толкали моноплан с его колесами со спицами в направлении точки взлета. Луи Блерио стоял в кабине самолета и внимательно контролировал всю операцию. В конце концов, он сел и стал проводить последние предполетные проверки. У Блерио не было компаса, и случайно (или, возможно, в шутку) он спросил:

«Кстати, где именно находится Дувр?»

Кто-то неопределенно указал на невидимую точку через Ла-Манш.

Большой изогнутый пропеллер повернулся, и двигатель, немедленно чихнув, заработал. Вскоре после этого летательный аппарат начал набирать скорость.

Блерио быстро набрал высоту над песками, а затем повернул к морю. Официальное время взлета было зафиксировано как 04:41, хотя позднее Блерио и различные газеты указывали совершенно другие цифры.

Зеваки, в том числе и скептики из команды Латама, наблюдали, как моноплан полностью растворился в утреннем тумане над Ла-Маншем.

На некотором расстоянии в сторону моря Блерио смог распознать французский эсминец «Эскопет» (Escopette), который, как он знал, направлялся в Дувр с его женой на борту. Он наблюдал за ходом эсминца и немного поправил направление своего полета.

Это вряд ли можно было назвать усовершенствованной навигацией, но в отсутствие компаса это было некоторым улучшением, после того как были покинуты песчаные дюны у «ангаров».

Блерио продолжал полет, но на малой высоте видимость была ограничена несколькими милями. Эсминец остался за хвостом машины и вскоре исчез из поля зрения.

«Я был поражен»,

Сказал позднее Луи Блерио.

«Я вообще ничего не видел. Это было странное положение: полное одиночество и отсутствие ориентиров посередине Канала».

Машину Блерио с большим интересом наблюдали с борта эсминца «Эскопет». Позднее в Дувре капитан 2-го ранга Пьёжи (Capitaine de frégate Pioger) заявил корреспондентам газет:

«Прежде, чем мы добрались до середины канала, он пролетел высоко над нашими головами; во время его пролета мы ликовали. Через несколько минут он исчез из нашего поля зрения, хотя мы все время двигались на максимальной скорости».

Впоследствии Блерио оценивал свою скорость примерно в 45 миль/ч (72 км/ч).

рисунок господина Блерио, изобразившего свой полет через Ла-Манш. В газете «Daily Mail» этот очень интересный «чертеж», нарисованный господином Блерио в воскресенье, был опубликован в понедельник. В пояснении рисунка: «Надпись: Луи Блерио, прибыл в Англию в 5:12, покинул Францию в 4:35. «Cal.» в правом нижнем углу означает Кале. Черная точка - точка отправления, черная линия - линия полета. Значительное «Rien» (ничего) и знак вопроса указывают на точку, в которой летчик был в течение 10 минут полностью потеряв ориентацию. «Vent» - ветер, «Fal» - утес (falaise). «Dou» - Дувр - и перпендикулярная линия вдоль побережья. Обратите внимание, что линия полета идет к востоку от Дувра и что схема господина Блерио показывает расстояние, которое он должен был пройти в западном направлении прежде чем найти место посадки на лугу Нортфалл». - «Flight», 31 июля 1909 года

Чуть позже, находясь в полном одиночестве над совершенно пустым морем, Блерио посмотрел на часы. С момента взлета прошло двадцать минут, и он был на середине пути. Двадцать минут были также пределом работы двигателя Anzani, после которых он начинал показывать признаки перегрева.

Согласно легенде, - хотя ни один источник тех лет не подтверждает этой истории - перегревшийся в тот момент двигатель Anzani был охлажден ниспосланным провидением мелким дождем. Спустя тридцать минут после взлета Блерио стал замечать на горизонте постоянно утолщающуюся линию. Скалы Дувра лежали всего в нескольких милях впереди.

Луи Блерио знал: если двигатель в течение ближайших нескольких минут будет надежно работать, то успех будет у него в руках.

Подлетая к побережью, Блерио понял, что сильный ветер сбил его с курса и что моноплан дрейфует на восток, в сторону залива Святой Маргариты и Диля. Он повернул к порту и с восхищением следил за приближением скал Дувра, которые, казалось, спешат ему навстречу.

Блерио заранее договорился с журналистами-соотечественниками о разложении французского триколора на подходящем для посадки месте на вершине скалы. Однако ветер подул с еще большей силой, и ни о какой точной посадке не могло быть и речи. Блерио приближался береговому участку, где ветер дул с моря и прямо над скалами.

Неизбежные воздушные потоки вынудили самолетик изменить направление полета и задрать нос. Блерио взмыл над скалой, едва коснулся ее и тотчас же обнаружил, что машина стала почти неуправляемой.

Он мгновенно принял решение садиться на первую попавшуюся подходящую площадку. Непосредственно перед ним была подходящая на вид зеленая площадка, распложенная непосредственно под стенами дуврского замка. Блерио управлял своим маленьким монопланом, собираясь выполнить посадку, но, к сожалению, травянистая площадка оказалась замаскированным зеленью склоном. Из-за этого моноплан упал на землю с такой силой, что сложил шасси и разбил винт.

Сильно потрясенный, но, тем не менее, торжествующий Луи Блерио выбрался из машины и стал рассматривать повреждения.

Через несколько минут констебль и французский журналист прибежали к Блерио и его самолету. За ними быстро последовало большое количество людей.

еще один снимок Bleriot XI; его шасси и винт повреждены при посадке на нортфаллский луг сразу же после перелета канала Ла-Манш

Десятки солдат из форта Бургойн (Fort Burgoyne), где был расквартирован кентский территориальный велосипедный батальон (Kent Territorial Cyclist Battalion), присоединились к группе заинтересованных наблюдателей. Они собрались вокруг моноплана, делая предположения, изумляясь и, после того как быстро все осознали, понимая, свидетелями чему они только что стали.

Блерио (в центре) со своим монопланом, пересекшим Английский канал. Консоли крыла самолета сложены и уложены на специальные рамы по бортам фюзеляжа. Слева от Луи Блерио стоит его жена, которая следовала за ним через канал на французском эсминце «Эскопет»

В тот день полет Блерио был главной темой разговоров в Дувре, и в местной приходской церкви органист к радости и веселья собрания сыграл «О, для крыльев голубя» («Oh for the wings of a dove»)

два снимка самолета Bleriot XI, пересекшего Ла-Манш и выставленного после полета, по-видимому, в лондонском универмаге Selfridges на Оксфорд-стрит

После официальных регистрации и последовавшего за ним признания Блерио вернулся во Францию, где его бурно приветствовали соотечественники. На моноплан Bleriot XI посыпались заказы, и Блерио удалось реализовать свои амбиции путем создания собственной авиастроительной компании: его технические способности, неукротимый дух и непоколебимая решимость полностью окупились.

медаль, отлитая в честь перелета Л. Блерио через Ла-Манш

Когда 25 июля 1909 года чуть ли не в паре шагов от Дуврского замка приземлился хрупкий самолет Луи Блерио Британские острова стали нераздельно связанными с Континентом при помощи полётов летательных аппаратов с работающими двигателями.
После известия о полете Блерио лорд Нортклифф (Lord Northcliffe) заявил:
«Британия больше не остров».

Данная фраза, конечно, не была упражнением в риторике – это было действительно пророческое заявление, что в дальнейшем показали события 1914-1918 и 1939-1940 годов.
Однако мысли о войне были далеки от умов групп людей, собравшихся на высотах над дуврским портом в тот тихий июльский день 84 года назад. Это было время торжества, время искренних и сердечных поздавлений и, наконец, время для рассмотрения будущего этого нерешительного неопытныго юнца - авиации.
Если Английский канал мог быть преодолен за 40 минут, то что могут сделать люди на улучшенных летательных аппаратах и со всеми преимуществами постепенно накопленного опыта?
Было сказано, что достижения человека ограничены исключительно горизонтами его собственного воображения. Однако пионеры авиации не были мечтателями - они были прагматиками. Это было необходимым условием для выживания в этом новой, незнакомой и до сих пор неисследованной среде, со всеми ее опасностями и капризами.
Кем был Луи Блерио и что часто скрывается за часто сухими заявлениями справочников о том, что 25 июля 1909 года он перелетел Ла-Манш и стал первым человеком, сделавшим это?
Что мы знаем о летательном аппарате Блерио? Была ли это история простого набора высоты и легкой воздушной прогулки через Английский канал в теплый летний день? И было ли это единственным вкладом Блерио в авиацию?
Для начала следует сказать, что уроженец Северной Франции Луи Блерио был совершенно исключительным человеком. То, что на заре развития авиации Франция в течение нескольких лет удерживала лидерство и доминирование во многом его заслуга. И хотя в инженерных кругах Луи Блерио сделал себе имя как успешный производитель ацетиленовых ламп для автомобилей, на 5 октября 1908 года – на момент объявления лордом Нортклиффом в «Daily Mail» премии в £1000 первому, кто пересечет Ла-Манш на аэроплане – в мире авиации он в мире авиации был практически неизвестен.
Мужественный, почти на гране безрассудства, полет на хрупком самолетике сочетался у Блерио с трезвым расчетом и уравновешенностью в делах бизнеса. Он быстро оценил, что потенциальные покупатели будут заинтересованы не столько в человеке, совершившем перелет через Ла-Манш, сколько в машине, выполнившей этот успешный полет.
Луи Блерио сразу же обратил свой взор к этой цели. У него уже давно были планы по созданию собственной авиастроительной компании. Он уже имел значительный опыт в проектировании и строительстве самолета, обладал значительными талантами в области техники и некоторое время работал с Вуазеном, который в свою очередь сам стал легендой в истории французской авиации.
Блерио приписывают классическую компоновку моноплана, которая быстро получила признание благодаря аэродинамической чистоте и элегантности конструкции.
Моноплан Bleriot XI, которому было суждено войти в историю, представлял собой небольшую легкую машину. Самолет имел длину 26 футов 3 дюйма (8 м) и размах крыла 25 футов 8 дюймов (7,82 м) и был изготовлен из ясеня и тополя, элементы конструкции были соединены с помощью рояльной проволоки. Соединения были стальными и алюминиевыми. Самолет развивал максимальную скорость 40 миль/ч (64 км/ч).
На самолете на запатентованный Блерио универсальный шарнир были установлены новейший по тем временам «рычаг рулевого управления» или «cloche» (колокол), который мог перекашивать крыло для управления по крену - элероны не были установлены - и для управления рулем высоты. Педали использовались для управления рулем направления.
Инновационной особенностью Bleriot XI стало введение самоориентирующихся колес шасси, которые были подпружинены работающими на растяжение резиновыми ремнями. Помимо этого Блерио разместил в фюзеляже самолета пятифутовый (1,5 м) надувной резиновый цилиндр на случай покидания самолета во время перелета через Ла-Манш.
Двигатель оказался самой большой проблемой Луи Блерио. По существу, он должен был быть легким, но одновременно он должен был развивать достаточную мощность и быть обеспеченным достаточным количеством топлива, что само по себе являлось избыточным весом для разумной продолжительности полета. Фактически нужно было найти очень хрупкий баланс столь противоречивых требований, и просчету в этом выборе места не было.
В конце концов, Блерио остановил свой выбор на трехцилиндровом двигателе воздушного охлаждения Anzani. Данный мотор представлял собой увеличенную версию спроектированного во Франции мотоциклетного двигателя Anzani; он весил 132 фунта (60 кг), имел диаметр и ход поршня 105 мм и 120 мм и развивал мощность в диапазоне от 25 до 30 лошадиных сил.
Остро осознавая, что время на исходе, Блерио после нескольких попыток обнаружил, что двигатель Anzani может работать в течение максимум двадцати минут. Это составляло только половину расчетного времени, необходимого для выполнения безопасного перелетп через Ла-Манш.
Луи Блерио трудился не покладая рук, чтобы устранить это казавшееся непреодолимым препятствие перед намеченной целью. К середине июля 1909 года он, наконец, был удовлетворен: Bleriot XI смог выполнить двадцатишестимильный (41 км) перелет по маршруту Этамп – Шевильи (Chevilly). Канал был всего лишь на четыре мили (6 км) короче: 22 мили (35 км) в самом узком месте.
Было очевидно, что больше уже ничего нельзя сделать для улучшения самолета, и поэтому Блерио был теперь полностью подготовлен для попытки пересечь Канал.
Затем, как показалось, что Судьба решила отказать Луи Блерио в его праве на место в истории: в ходе одного из ставших рутинными испытательных полетов он очень серьезно разбился.
В случае поломки двигателя было обычной процедурой выкарабкаться на крыло, а затем выпрыгнуть, когда машина планировала перед аварийной посадкой. Однако в данном случае этот метод не подходил.
Топливопровод сломался, и внезапный поток сразу же вспыхнувшего бензина вынудил Луи Блерио оставаться за штурвалом и попытаться совершить аварийную посадку. К тому времени машина спустились почти до уровня поверхности, и ее фюзеляж яростно горел. Последовавшая за этим посадка была шокирующим зрелищем из дыма, искр и пламени. Нога Блерио сильно обгорела, но пока механики бежали к пострадавшей машине ему удалось выпутаться из обломков.
Ногу плотно перевязали, и Луи Блерио, опираясь на костыль и хромая с сильной болью, несколько дней спустя прибыл на французское побережье Ла-Манша. Его решимость и мужество, по-видимому, были непоколебимыми, но теперь казалось, что Блерио пережил аварийную посадку лишь для того, чтобы испытать муки полного разочарования. Его главный соперник Юбер Латам (Hubert Latham) уже прибыл.

Латам имел смешанное происхождение (отец был англичанином, а мать француженкой), что делало его очень популярным претендентом. В связи с установившимся «Entente Cordiale» (сердечное согласие) многим каззалось весьма уместным, что англо-француз станет первым, кто свяжет две нации с помощью летательного аппарата с работающими двигателями.
Когда Латам прибыл в расположенный неподалеку от Кале городок Сангатт (Sangatte), распаковал свой самолет и начал собирать его в одном из группы заброшенных сараев, которые были возведены для отвергнуто проекта туннеля под Английским каналом.
Его летательным аппаратом был моноплан Antoinette IV, отличавшийся явно элегантным и стройным внешним видом. Также следовало обратить внимание не только на эстетическую, но и на возможно более важную практическую часть: самолет оснащался 50-сильным двигателем, что в два раза превышало мощность установленного на Bleriot XI мотора.
С появлением Блерио Латам решил не терять времени, и 19 июля вскоре после рассвета Antoinette был выведен из ангара. Через несколько минут Латам уже был в кабине. Юбер Латам был настроен столь оптимистично, что взял с собой в полет кинокамеру, намереваясь полностью запечатлеть, как он надеялся, успешный исторический полет.
Латам взлетел и, перед тем как направиться в сторону спокойного моря, выполнил несколько кругов над Сангаттом. Юбер Латам установил компас и направился в сторону Дувра.
Через несколько миль полета у двигателя стали появляться проблемы со свечами зажигания. Сначала они начали разбрызгивать, затем пропускать работу и, наконец, к большому сожалению пилота полностью прекратили функционировать.
Латам уже был готов к посадке на воду, поскольку другой альтернативы просто не было.
С большим мастерством под небольшим углом он скользнул вниз над спокойной водой, постепенно теряя высоту. Через семь миль Латам приводнил свою машину, перебрался на крыло, закурил и стал ждать французский эсминец, который мчался в его сторону для выполнения спасательной операции.
Оказавшись на берегу, Юбер Латам направил срочную депешу в Париж с просьбой прислать на замену новый самолет Antoinette. Машина прибыла через три дня и, поскольку машины был разобрана, Латам с максимально возможной скоростью приступил к ее сборке.
Луи Блерио еще предстояло сделать свой ход.
Однако к полету готовился еще один соверник, разположившийся недалеко от Булони - в нескольких милях от Виссана (Wissant). Это был граф де Ламбер (Comte de Lambert) со своим бипланом Wright. С самого начала ни Латам, ни Блерио не рассматривали де Ламбера в качестве серьезной угрозы. Однажды граф выполнял тренеровочный полет и разбился вскоре после взлета. Сразу же после аварии граф заявил, что не будет пытаться пересечь Ла-Манш.
Машина Блерио была уже распакована, собрана и стояла меж песчаных дюн у «ангаров» (les Baraques) примерно в миле от места размещения латамовского аэроплана Antoinette.
В субботу 24 июля и Латам и Блерио заявили о готовности к полету через Ла-Манш. Вскоре погода резко изменилась, и вдоль канала задули сильные юго-западные ветра.
Обоим пилотам было ясно, что условия полёта были невозможными, особенно для легких самолетов. Модифицированный для преодоления Ла-Манша Bleriot XI весил всего 448 фунтов (203 кг), пилот и топливо добавляли еще 212 фунтов (96 кг).
Хотя погодные условия не изменились, Блерио чувствовал, что в течение ночи они могут улучшиться. Он настоял, чтобы его разбудили рано утром.
Как и предсказывал Блерио, ночью ветер внезапно прекратился. В лагере Латама о намерениях Блерио узнали только после того как члены команды Блерио выкатили Bleriot XI на расположенные ниже скал плоские пески.
В призрачном свете зари было видно, как несколько человек толкали моноплан с его колесами со спицами в направлении точки взлета. Луи Блерио стоял в кабине самолета и внимательно контролировал всю операцию. В конце концов, он сел и стал проводить последние предполетные проверки. У Блерио не было компаса, и случайно (или, возможно, в шутку) он спросил:
«Кстати, где именно находится Дувр?»
Кто-то неопределенно указал на невидимую точку через Ла-Манш.
Большой изогнутый пропеллер повернулся, и двигатель, немедленно чихнув, заработал. Вскоре после этого, летательный аппарат начал набирать скорость.
Блерио быстро набрал высоту над песками, а затем повернул к морю. Официальное время взлета было зафиксировано как 04:41, хотя позднее Блерио и различные газеты указывали совершенно другие цифры.
Зеваки, в том числе и скептики из команды Латама, наблюдали, как моноплан полностью растворился в утреннем тумане над Ла-Маншем.
На некотором расстоянии в сторону моря Блерио смог распознать французский эсминец «Эскопета» (Escopette), который, как он знал, направлялся в Дувр с его женой на борту. Он наблюдал за ходом эсминца и немного поправил направление своего полета.
Это вряд ли можно было назвать усовершенствованной навигацией, но в отсутствие компаса это было некоторым улучшением после того как были покинуты песчаные дюны у «ангаров».
Блерио продолжал полет, но на малой высоте видимость была ограничена несколькими милями. Эсминец остался за хвостом машины и вскоре исчез из поля зрения.
«Я был поражен»,
- сказал позднее Луи Блерио.
«Я вообще ничего не видел. Это было странное положение: полное одиночество и отсутствие ориентиров посередине Канала».
Машину Блерио с большим интересом наблюдали с борта эсминца «Эскопета». Позднее в Дувре капитан 2-го ранга Пьёжи (Capitaine de frégate Pioger) заявил корреспондентам газет:
«Прежде, чем мы добрались до середины канала, он пролетел высоко над нашими головами; во время его пролета мы ликовали. Через несколько минут он исчез из нашего поля зрения, хотя мы все время двигались на максимальной скорости».
Впоследствии Блерио оценивал свою скорость примерно в 45 миль/ч (72 км/ч).
Чуть позже, находясь в полном одиночестве над совершенно пустым морем, Блерио посмотрел на часы. С момента взлета прошло двадцать минут, и он был на середине пути. Двадцать минут были также пределом работы двигателя Anzani, после которых он начинал показывать признаки перегрева.
Согласно легенде, - хотя ни один источник тех лет не подтверждает этой истории - перегревшийся в тот момент двигатель Anzani был охлажден ниспосланным провидением мелким дождем. Спустя тридцать минут после взлета Блерио стал замечать на горизонте постоянно утолщающуюся линию. Скалы Дувра лежали всего в нескольких милях впереди.
Луи Блерио знал, если двигатель в течение нескольких минут будет надежно работать, то успех будет у него в руках.
Подлетая к побережью, Блерио понял, что сильный ветер сбил его с курса и что моноплан дрейфует на восток, в сторону залива Святой Маргариты и Диля. Он повернул к порту и с восхищением следил за приближением скал Дувра, которые, казалось, спешат ему навстречу.
Блерио заранее договорился с журналистами-соотечественниками о разложении французского триколора на подходящем для посадки месте на вершине скалы. Однако ветер подул с еще большей силой и ни о какой точной посадке не могло быть и речи. Блерио приближался береговому участку, где ветер дул с моря и прямо над скалами.
Неизбежные воздушные потоки вынудили самолетик изменить направление полета и задрать нос. Блерио взмыл над скалой, едва коснулся ее и тотчас же обнаружил, что машина стала почти неуправляемой.
Он мгновенно принял решение садиться на первую попавшуюся подходящую площадку. Непосредственно перед ним была подходящая на вид зеленая площадка, распложенная непосредственно под стенами дуврского замка. Блерио управлял своим маленьким монопланом, собираясь выполнить посадку, но, к сожалению, травянистая площадка оказалась замаксированным зеленью склоном. Из-за этого моноплан упал на землю с такой силой, что сложил шасси и разбил винт.
Сильно потрясенный, но, тем не менее, торжествующий Луи Блерио выбрался из машины и стал рассматривать повреждения.
Через несколько минут констебль и французский журналист прибежали к Блерио и его самолету. За ними быстро последовало большое количество людей.
Десятки солдат из форта Бургойн (Fort Burgoyne), где был расквартирован кентский территориальный велосипедный батальон (Kent Territorial Cyclist Battalion), присоединились к группе заинтересованных наблюдателей. Они собрались вокруг моноплана, делая предположения, изумляясь и, после того как быстро все осознали, понимая свидетелями чему они только что стали.
В тот день полет Блерио был главной темой разговоров в Дувре, и в местной приходской церкви органист к радости и веселья собрания сыграл «О, для крыльев голубя» («Oh for the wings of a dove»)
После официальных регистрации и последовавшего за ним признания Блерио вернулся во Францию, где его бурно приветствовали соотечественники. На моноплан Bleriot XI посыпались заказы, и Блерио удалось реализовать свои амбиции путем усоздания собственной авиастроительной компании: его технические способности, неукротимый дух и непоколебимая решимость полностью окупились.

«Свершилось! Ла-Манш покорен!», — выкрикивали продавцы газет на улицах Парижа летом 1909 года. Действительно, произошло событие, которого многие ждали, и все равно не верилось, что это, наконец, осуществилось. Впервые на самолете, или, как тогда говорили, аэроплане, удалось перелететь через пролив, разделяющий Англию и Францию. Героем дня стал французский авиатор Луи Блерио.

ПРИЗ «ДЕЙЛИ МЕЙЛ»

Самолеты летали тогда еще не очень уверенно, их моторы могли подвести в любую минуту. Однако крылья авиации крепли с каждым днем. В 1908 году известная английская газета «Дейли Мейл» объявила приз в 25 тысяч франков за полет на аэроплане через пролив Ла-Манш. И хотя ширина этого пролива всего около 30 километров, для авиации того времени он являлся серьезной преградой.

Было ясно, что осуществить такой перелет — далеко непросто, что это на пределе возможностей «механических птиц». Но при удачном стечении обстоятельств, при большом везении могло и получиться.

Лишь самые отважные и умелые авиаторы могли решиться на участие в гонке через пролив. Первым среди них стал француз Губерт Латам. Его по праву называли «королем воздуха». Бывший спортсмен-автомобилист, человек, готовый пойти на любой риск, он жаждал опасных приключений.

О хладнокровии и невозмутимости Латама, никогда не расстававшегося с сигарой даже в полете, ходили легенды. Он первым осмелился летать, не держась за штурвал, и в ночное время, стрелять в полете из ружья. В июне 1909 года ему удалось продержаться в воздухе без посадки более часа. Это был рекорд.

НЕУДАЧНИК ЛАТАМ

И вот теперь Латам объявил о своем намерении лететь через Ла-Манш. Он даже заключил пари, что в самое ближайшее время перелетит из Франции в Англию. Но, как назло, началась дождливая и ветреная погода. Перелет пришлось несколько раз откладывать.

Наконец, рано утром 19 июля 1909 года Латам решил стартовать. Он поднял свой аэроплан «Антуанетт» на высоту 70 метров и направил его через пролив в сторону английского города Дувра. Сначала все шло хорошо. Была пройдена большая часть пути над морем, оставались считанные километры до цели, как вдруг мотор начал давать перебои, а потом и вовсе заглох. Другого выхода не было, как садиться на воду. Латама спас подошедший военный корабль. Упрямый авиатор тут же заявил, что через неделю снова попытается совершить перелет через Ла-Манш.

Ему, и в самом деле, надо было спешить, поскольку в борьбу за приз газеты «Дейли Мейл» решил вступить и другой француз — Луи Блерио, опытный пилот и авиаконструктор, создатель замечательного самолета «Блерио ХI».

Накануне перелета он приехал с женой и друзьями в предместье Кале — порта на берегу пролива. Еще до рассвета, 25 июля, его разбудили. Было прохладно, и туман стелился над землею.

«КУДА ЖЕ МЕНЯ ЗАНЕСЛО?»

В 4 часа 41 минуту Блерио запустил мотор аэроплана. Мотор работал устойчиво. И это вселяло надежду на успех. Но Блерио взлетать не торопился. Ждал восхода солнца.

«Я поднялся лишь тогда, когда солнце показалось над горизонтом, — вспоминал авиатор. — Миную дюны и направляюсь прямо в море. Черный дым миноноски «Эскопет», назначенной сопровождать меня, затеняет солнце. Однако очень скоро мой конвоир остается позади. Мне казалось, что лечу слишком медленно, затерянный в морском просторе. Я не спускал глаз с бензомера и почувствовал радость, когда увидел на горизонте серую полоску. То был английский берег. Направляюсь к белеющей горе. Только, черт возьми, не вижу Дувра! Куда же меня занесло?»

К счастью, он заметил внизу несколько морских судов, очевидно, идущих в Дувр, последовал за ними и не ошибся. Через несколько минут показался долгожданный Дуврский замок.

«Меня охватывает великая радость, — рассказывал Блерио. — Вижу какого-то человека, отчаянно машущего флагом. Рискуя разбиться, выключаю зажигание мотора и тяжело плюхаюсь на поле. Теперь что Бог даст! Шасси аэроплана трещит и подламывается. Ничего! Зато я благополучно перелетел через Ла-Манш».

ОРДЕН ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА

Все воздушное путешествие заняло 33 минуты. Вокруг самолета собираются люди, прибыла полиция. Пилота поздравляют с победой. Он смущен и, не зная английского языка, повторяет одну и ту же фразу: «Good morning, thank you!»

«Париж буквально опьянен сегодня этой новой победой авиации», — сообщал корреспондент одной московской газеты. За свой подвиг Луи Блерио был удостоен высшей награды — Ордена почетного легиона. Множество поздравительных телеграмм пришло в его адрес.

В Англии, на том месте, где совершил историческую посадку «Блерио ХI», был выложен своеобразный памятник в виде силуэта знаменитого аэроплана. Блерио получил сотни заказов на свой самолет, а в его летную школу под Парижем устремились ученики из разных стран, в том числе из России.

После Блерио пролив Ла-Манш перелетали неоднократно. Вторым это сделал, в мае 1910 года, французский авиатор Жак Лессепс. Ровно через неделю английский летчик Ролльс совершил беспосадочный перелет из Англии во Францию и обратно. Весной 1911 французский авиатор Приер преодолел Ла-Манш, прилетев из Лондона в Париж. А в апреле 1912 года пролив впервые перелетела женщина, английская летчица Гарриет Квимби.

ИМЯ В ИСТОРИИ

Со временем, когда надежность самолетов значительно возросла, перелеты через Ла-Манш перестали быть чем-то особенным, героическим. Напротив, превратились в рядовые, о которых и говорить-то не интересно.

Луи Блерио работал в авиации до конца своих дней. Он был свидетелем того, как 18 лет спустя после его воздушного рейса через пролив другой пилот, Чарльз Линдберг, совершил в одиночку беспосадочный перелет через Атлантический океан. И Блерио смог поздравить с этой выдающейся победой отважного американца.

Завод Блерио продолжал строить самолеты, выпустив немало крылатых машин, на которых не раз ставились мировые рекорды. Но к середине 30-х годов прошлого века дела Блерио пошли на спад. В 1936 году его завод посетила делегация наших инженеров. В их числе был и А. С. Яковлев — известный авиаконструктор. Он вспоминал: «Завод испытывал материальные затруднения и умирал медленной смертью». Это было незадолго до кончины выдающегося пионера авиации. Он умер от тяжелой болезни 1 августа 1936 года в возрасте 63-х лет, но имя его навсегда осталось на страницах истории авиации.

Блерио Луи

(1872-1936) - французский авиаконструктор, один из пионеров авиации. Окончил Центральную школу гражданских инженеров в Париже. В 1906 вместе с Г. Вуазеном основал авиамастерские, ставшие позже фирмой «Блерио аэронотик» (Bleriot Aeronaulique). В 1907 на самолёте схемы «утка» Б. совершил короткие подлёты, на самолёте «Стрекоза» (с тандемным расположением крыльев) - полёты на расстояние до 184 м, а на Блерио VII - до 500 м. В 1908 на усовершенствованном моноплане Блерио VIII выполнен 14-километровый перелёт за 11 мин. 25 июля 1909 Б. на моноплане Блерио XI с поршневым двигателем мощностью 18,4 кВт первым перелетел через пролив Ла-Манш (38 км за 36,5 мин). Варианты этого самолёта выпускались большими сериями и широко использовались Францией и Великобританией в начале Первой мировой войны. На самолёте Блерио XII впервые совершён полёт с двумя пассажирами (1909), а на Блерио XIII - полёт с 9 пассажирами (1911). В 1914-1919 выпускались в основном истребители марки СПАД (в том числе СПАД VII и широко применявшийся во многие странах СПАД XIII), позже - различные военные, транспортные и спортивные самолёты, в том числе пассажирские самолёты СПАД 33 и СПАД 56. В 1932 на самолёте В-110 установлен мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту - 10601 км. В 1936 фирма Б. была национализирована. Б. имел французское свидетельство пилота № 1. В его честь в 1936 учреждена медаль Международной авиационной федерации (см. Награды ФАИ).

  • - французский авиаконструктор, один из пионеров авиации. Окончил Центральную школу гражданских инженеров в Париже...

    Энциклопедия техники

  • - Блерио Луи, французский инженер, конструктор самолётов и пилот, один из пионеров авиации. С 1900 начал строить планёры и орнитоптеры, с 1906‒самолёты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Луи, французский авиаконструктор и промышленник, один из пионеров авиации. В 1909 на своем моноплане "Блерио XI" первым перелетел через пролив Ла-Манш, что явилось демонстрацией практических возможностей авиации...

    Современная энциклопедия

  • - французский летчик и авиаконструктор, первым перелетевший через Ла-Манш на самолете. Родился 1 июля 1872 в Камбре...

    Энциклопедия Кольера

  • - французский авиаконструктор и летчик, один из пионеров авиации. С 1906 строил самолеты. Первым перелетел через пролив Ла-Манш...

    Большой энциклопедический словарь

  • - БЛЕРИО Blériot. По имени конструктора и летчика Луи Блерио. Тип одного из первых самолетов. О, когда бы на "" поместилась кушетка. И. Северянин. // Вартаньян 60...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - авион, самолет,...

    Словарь синонимов

"Блерио Луи" в книгах

Луи Блерио

Из книги Перелетные птицы автора Маркуша Анатолий Маркович

Луи Блерио Сначала я расскажу о симпатичном седом месье, что так славно улыбается долговязому парню. Месье - Луи Блерио, тот самый, что начинал европейскую авиацию в первый год нового века, что в 1907 пролетел 186 метров, а годом позже покрыл расстояние в 14 километров за 11

Луи Блерио (Франция)

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Луи Блерио (Франция) Луи Блерио родился в деревне Дерье, возле Камбре, 1 июля 1872 г. Инженерное образование получил в парижской «Эколь централь» и основал собственное производство фонарей. В 1900 г. он построил орнитоптер, так и не поднявшийся в воздух, а в 1907 г. - первый

Блерио Луи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ
Геннадий Черненко
Художник А. Джигирей