Спорные острова восточно китайском море. Проблема островов сенкаку

Территориальный спор из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао)

© 2013 И. Гордеева

В статье рассматривается территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), который привел к серьезному ухудшению отношений двух стран. Разбираются базисные позиции сторон по этому вопросу на основе официальных документов, а также позиция США. Ключевые слова: острова Сэнкаку (Дяоюйдао), Япония, Китай, Тайвань, США.

В последнее время вновь резко обострился территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), приобретающий все более опасный и непримиримый характер. Эти острова, расположенные в Восточно-Китайском море, включают в себя пять небольших островов и три скалы, размерами от 800 кв. м до 4,32 кв. км, всего - около 7 кв. км. Находятся они примерно в 170 км от побережья Тайваня, в 170 км от самого южного острова (Исигаки) японского архипелага Нансей (Рюкю) и в 330 км от побережья материкового Китая. В спор непосредственно вовлечены Тайвань, также претендующий на суверенитет над указанными островами, и Соединенные Штаты, занимающие внешне нейтральную, но в действительности откровенно прояпонскую позицию.

Нынешние базисные позиции сторон излагаются в опубликованной Китаем 25 сентября 2012 г. Белой книге «Дяоюйдао - неотъемлемая территория Китая»»1, переиздающейся из года в год, в широко растиражированной памятке МИД Японии «Основной подход к вопросу о суверенитете над островами Сэнкаку» (последняя публикация - октябрь 2012 г.)2, в многочисленных официальных заявлениях, статьях, подборках материалов. Вопрос о Сэнкаку (Дяоюйдао) неоднократно поднимался в ходе слушаний в Конгрессе США, детальная американская позиция содержится в докладе исследовательской службы Конгресса от 25 сентября 2012 г.3

Согласно данным китайской стороны (КНР и Тайваня) - с приведением многочисленных исторических источников, карт, включая японские, острова были открыты Китаем еще в Минскую эпоху (1368-1644 гг.). Тогда же они были включены в зону береговой охраны Китая. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) острова Дяоюйдао стали в административном плане частью китайской провинции Тайвань. До начала японо-китайской войны (1894-1895 гг.) права Китая на острова Дяоюйдао, каждому из которых были присвоены китайские наименования, никто, как указывается, не оспаривал.

Интерес Японии к островам стал проявляться с 1884 г. - после аннексии Японией в 1879 г. королевства Рюкю, ранее являвшегося вассалом Китая и переименованно-

Гордеева Ирина Викторовна, старший преподаватель японского языка Высшей школы экономики. E-mail: [email protected].

го после аннексии в «префектуру Окинава». По материалам Белой книги КНР, события разворачивались следующим образом. Начиная с 1884 г. Япония послала на острова несколько секретных отрядов для их обследования. Губернатор Окинавы несколько раз обращался в МИД Японии с предложением включить острова в состав префектуры Окинава. Однако японский МИД занял тогда осторожную позицию, указывая, что установка на островах знаков об их принадлежности Японии могла бы привлечь внимание и вызвать протесты со стороны цинского императорского двора. После того как в июле 1894 г. разразилась японо-китайская война и японские войска захватили в конце ноября порт Люйшунь (Порт-Артур), предрешив тем самым исход войны в свою пользу, японская сторона (этим тогда занимался министр иностранных дел М. Мунэмицу) решила, что пора действовать. 14 января 1895 г. кабинет министров Японии принял секретную резолюцию о включении упомянутых островов в состав префектуры Окинава. Островам были присвоены японские имена, однако название Сэнкаку было дано лишь в 1900 г. По условиям подписанного 17 апреля 1895 г. Симоносекского договора Китай уступил Японии Тайвань «вместе с прилегающими или принадлежащими ему островами». Конкретно назывались лишь Пескадорские острова (о-ва Пэнхуледао). Однако китайская сторона исходит из того, и постоянно подчеркивает это, что Тайвань был передан вместе с островами Дяоюйдао, входившими на тот момент в состав провинции Тайвань. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение для Китая, определяющее его дальнейшую позицию таким образом, что острова Дяоюйдао должны были быть переданы Китаю вместе с Тайванем после поражения Японии во Второй мировой войне в соответствии с ялтинскими, потсдамскими и другими решениями держав-победителей.

Что касается японской трактовки этого вопроса, то в упомянутой памятке МИД Японии она выглядит следующим образом: «Начиная с 1885 г. правительство Японии осуществляло глубокие исследования островов Сэнкаку с помощью властей префектуры Окинава и другими способами. На основании полученных данных было подтверждено, что острова Сэнкаку являются необитаемыми, нет никаких свидетельств, что они находятся под контролем Китая. Исходя из этого, правительство Японии приняло 14 января 1895 г. решение установить на островах знаки, тем самым официально включив их в состав японской территории. С тех пор острова Сэнкаку постоянно были неотъемлемой частью островов Нансей, являющихся территорией Японии. Эти острова не были ни частью Тайваня, ни частью Пескадорских островов, которые были переданы Японии Цин-ской династией Китая в соответствии со Статьей II Симоносекского договора, вступившего в силу в мае 1895 г. Соответственно, острова Сэнкаку не были включены в перечень территорий, от которых Япония отказалась по Статье II Сан-Францисского мирного договора. Острова Сэнкаку были переданы под управление администрации США как часть архипелага Нансей в соответствии со Статьей III упомянутого договора и включены в состав территории, административные права на которую были возвращены Японии в соответствии с Соглашением между Японией и Соединенными Штатами Америки относительно архипелага Рюкю и островов Дайто, подписанным 17 июня 1971 г. Изложенные факты ясно свидетельствуют о статусе островов Сэнкаку как части территории Японии. Тот факт, что Китай не представил возражений против статуса островов, как находящихся под управлением США согласно Статье III Сан-Францисского мирного договора, ясно указывает на то, что Китай не рассматривал острова Сэнкаку как часть Тайваня. Только во второй половине 1970-х гг., после того как возник вопрос об освоении нефтяных месторождений на континентальном шельфе в Восточно-Китайском море, правительство Китая и власти Тайваня начали поднимать вопросы относительно островов Сэнкаку. Более того, ни один из доводов, выдвинутых правительством Китая в качестве «исторических, географических или геологических» свидетельств, не дает законных оснований, с точки зрения международного права, для подтверждения аргументов Китая относительно островов Сэнкаку»4.

Позиция Японии вызывает резко негативную реакцию Пекина. Указывается, что японское правительство хорошо осознавало, что острова Дяоюйдао отнюдь не являлись "Terra nullius" (ничейной землей), и решилось на присоединение островов, лишь нанеся военное поражение Китаю (согласно китайской Белой книге, продвижение Японии в 1885-1895 гг. к захвату островов Сэнкаку - с постоянной оглядкой на реакцию цинского императорского двора - четко зафиксировано и в дипломатических документах Японии, составленных самим японским МИД). Подчеркивается, что в своей принципиальной основе Китай никогда не отказывался от суверенитета над указанными островами, исходил и продолжает исходить из того, что они должны были быть возвращены Китаю - вместе с Тайванем - по итогам Второй мировой войны. Говорится также, что КНР, как и власти Тайваня, не была приглашена на Сан-Францисскую конференцию. В этой связи тогдашний премьер и министр иностранных дел КНР Чжоу Эньлай заявил 18 сентября 1951 г. от имени правительства КНР, что Сан-Францисский мирный договор является «незаконным и недействительным», китайское правительство его не признает, поскольку Китай был отстранен от участия в подготовке, формулировании и подписании Договора5. Отмечается и то обстоятельство, что первоначально при передаче островов Рюкю под управление США острова Дяоюйдао не были включены в сферу администрации. Юрисдикция американской администрации была распространена на них лишь в декабре 1953 г., что, как говорится в китайской Белой книге, встретило «твердые возражения» со стороны Китая.

17 июня 1971 г. США и Япония подписали Соглашение о возвращении Японии островов Рюкю (вместе с островами Сэнкаку). В связи с этим МИД КНР выступил 30 декабря 1971 г. с заявлением, в котором подчеркивалось: «Включение правительствами США и Японии китайских островов Дяоюйдао в состав возвращаемых Японии территорий по Соглашению о возвращении Окинавы является полностью незаконным. Это никоим образом не может изменить территориальный суверенитет КНР над островами Дяоюйдао»6. С подобным же заявлением выступили и тайваньские власти.

В сентябре 1972 г. Япония и КНР установили между собой дипломатические отношения, а 12 августа 1978 г. заключили Договор о мире и дружбе. Находясь в тот период в сложных международных обстоятельствах, китайская сторона предпочла не обострять вопрос о Дяоюйдао, хотя он и затрагивался сторонами во время переговоров. По словам заместителя премьера Госсовета Дэн Сяопина в ходе встречи в верхах с премьер-министром Т. Фукудой в октябре 1978 г., на переговорах в 1972 г. и в 1978 г. стороны договорились «отложить в сторону» решение данного вопроса. «Люди нашего поколения, - сказал Дэн Сяопин в беседе с Т. Фукудой и на пресс-конференции 25 октября 1978 г. - не обладают достаточной мудростью для урегулирования данной дискуссии, возможно следующее поколение будет мудрее нас. Тогда и будет найдено решение, с которым все бы согласились»7. В то же время, как указывается японской стороной, каких либо фактов, подтверждающих согласие Японии с предложением китайской стороны «отложить» решение вопроса или «сохранить статус-кво» в ситуации с островами Сэн-каку, «не имеется»8. Отмечается, что Т. Фукуда на указанные слова Дэн Сяопина никак не прореагировал.

ГОРДЕЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА - 2014 г.

  • ЯПОНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: НА ПОРОГЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ?

    ВОДА КРИСТИНА РУДОЛЬФОВНА - 2014 г.

  • Спустя полгода после выступления гоминдановской администрации Тайваня с протестом против возвращения Японии о-вов Рюкю и Сенкаку, 30 декабря 1971 г., опубликовал официальное заявление по этому поводу и Пекин. Формально это заявление было «привязано» к моменту одобрения японским парламентом японо-американского соглашения от 17 июня 1970 г.

    В принципе позиция Пекина по этому вопросу полностью совпадает с позицией Тайбэя. Вопрос аргументирования своей позиции пекинская дипломатия решает значительно проще, чем это сделано в заявлении гоминдановской администрации Тайваня. В документе МИД КНР используется исключительно историческая аргументация - широко апробированный метод при территориальных спорах, навязываемых Китаем своим соседям по сухопутной границе. В заявлении, в частности, говорится:. «Остров Дяоюйдао и другие острова искони являются территорией Китая. Еще при Минской династии эти острова уже находились в зоне морской обороны Китая; они были островами, относящимися к китайскому острову Тайвань, а не принадлежали Рюкю, которые теперь называются Окинавой. Граница Китая с Рюкю в этом районе лежит между о-вами Чивэйюй и Куме; китайские рыбаки с Тайваня с давних времен занимаются хозяйственной деятельностью на о. Дяоюйдао и других островах».

    Заметим, что «вопрос» о том, входят или не входят о-ва Сенкаку в состав архипелага Рюкю, на котором акцентирует внимание Пекин, является искусственно надуманным китайской стороной. Никто и никогда - и японская сторона согласна с этим - не включал о-ва Сенкаку в состав архипелага Рюкю.

    В связи с официальным объявлением правительством КНР своей позиции относительно принадлежности о-вов Сенкаку следует, очевидно, отметить немаловажный момент в развитии обстановки в этом районе. В 1970 году начался предварительный зондаж и прощупывание позиций, активный неофициальный обмен мнениями между КНР и США по поводу улучшения и нормализации отношений между двумя странами. В июле 1971 года состоялся визит в Пекин тогдашнего помощника президента США по вопросам национальной безопасности Г. Киссинджера, который провел переговоры с Чжоу Эньлаем и через которого китайское правительство официально пригласило президента Соединенных Штатов Р. Никсона посетить Китай. В октябре 1971 года Г. Киссинджер вновь побывал в Пекине. Все это свидетельствовало о значительном смягчении китайско-американских отношений. После подписания 17 июня 1971 г. японо-американского соглашения о возвращении Японии всех прав на архипелаг Рюкю американский военный персонал начал понемногу эвакуироваться из этого района. В процессе эвакуации и наметившейся нормализации отношений с США, как бы в качестве проверки готовности американской администрации проводить и далее курс на смягчение отношений с Китаем, в Пекине и было опубликовано заявление МИД КНР от 30 декабря 1971 г., в котором содержались официальные притязания КНР на о-ва Сенкаку.

    В этом эпизоде Соединенные Штаты продемонстрировали свою лояльность в отношении Китая, уклонившись от вовлечения в создавшуюся конфликтную ситуацию, несмотря на то что некоторые политические круги Японии настойчиво пытались заручиться их поддержкой в возникшем споре.

    Выступление Пекина с официальным заявлением вызвало немедленную реакцию Токио: 6 января 1972 г. МИД Японии опубликовал краткое, но весьма энергичное заявление, в котором содержалось предупреждение о том, что после ухода США из этого района ответственность за оборону о-вов Сенкаку будут нести японские силы самообороны.

    13 января 1972 г. агентство Синьхуа опубликовало в связи с этим демаршем японского правительства комментарий, в котором вновь подтвердило претензии Китая на суверенитет над о-вами Сенкаку и выразило протест по поводу «алчных устремлений реакционного правительства Сато к аннексии китайской территории».

    Напряженность в Восточно-Китайском море продолжала нарастать. В феврале очередной шаг предприняла гоминдановская администрация Тайваня: в тайбэйской прессе было опубликовано сообщение о том, что принято решение включить о-ва Сенкаку в состав уезда Илань провинции Тайвань. В связи с этим решением власти уезда Илань залипли о своем намерении направить в марте на острова специальную группу, которая должна будет создать там административные учреждения.

    По поводу этого сообщения, особенно той его части, где речь идет о создании на о-вах Сенкаку «административных учреждений», нелишне, видимо, напомнить еще раз, что речь идет об островах, на которых отсутствует какое-либо постоянное население.

    Японское правительство заявило 17 февраля протест против решения тайваньских властей о включении островов в состав административной единицы провинции Тайвань. Сообщения об этом, появившиеся на страницах японских газет, дали толчок к усилению общественной кампании в защиту прав Японии на о-ва Сенкаку. Агентство Киодо Цусин сообщило 3 марта из Наха, административного центра Окинавы, что местное законодательное собрание одобрило резолюцию с призывом к японскому правительству попытаться убедить Китай отказаться от притязаний на острова.

    В марте 1972 года вопрос об островах обсуждался на сессии японского парламента. С заявлением по этому вопросу выступил на заседании одной из комиссий парламента министр иностранных дел Японии Т. Фукуда. Как сообщил 8 марта корреспондент агентства Киодо Цусин, в своем заявлении Т. Фукуда дал исторический обзор событий, связанных с освоением Японией о-вов Сенкаку начиная с 1885 года. В заключение министр подчеркнул, что острова бесспорно принадлежат Японии и притязания на них других стран «несправедливы и достойны сожаления».

    Ответом на это заявление Т. Фукуды явился новый комментарий агентства Синьхуа, опубликованный в китайской печати 31 марта. Синьхуа вновь категорически утверждало, что «китайский народ непременно возвратит Дяоюйдао и другие острова».

    Нетрудно заметить, что до начала 1972 года шаги, предпринимаемые Пекином и Тайбэем, как бы дополняли друг друга. По сути дела, Пекин немедленно выступал в поддержку любой инициативы гоминдановской администрации Тайваня, направленной на утверждение прав Китая на о-ва Сенкаку. Однако включение островов в состав уезда Илань было одним из последних шагов гоминдановской администрации в этом плане. Ее международное положение резко ухудшилось после восстановления в конце 1971 года прав Китая в ООН, поэтому она заняла более осторожную позицию.

    В то же время и в китайской пропаганде вокруг вопроса о принадлежности о-вов Сенкаку появились некоторые нюансы. К этому времени наметились серьезные перемены на внутриполитической сцене в Японии (уходил в отставку Э. Сато), и китайская сторона считала, очевидно, несвоевременным предпринимать какие-то шаги, которые могли бы заранее восстановить против нее будущее политическое руководство Японии. Это касается не только вопроса о территориальных претензиях Китая к Японии - китайская пропаганда резко приглушила все антияпонские выступления, исключая те, которые были направлены персонально против Э. Сато. Поэтому китайская печать никак не реагировала на вступление в силу японо-американского соглашения о возвращении Японии о-вов Рюкю, под действие которого подпадали и о-ва Сенкаку.

    Вместе с тем в связи с вступлением в силу японо-американского соглашения китайская сторона предприняла определенные шаги по официальным каналам. Так, албанская газета «Зери и популлит» сообщала 24 мая 1972 г., что постоянный представитель КНР при ООН Хуан Хуа в письме на имя председателя Совета Безопасности заявил протест против включения в японо-американское соглашение о-вов Сенкаку. В письме вновь повторялось, что эти острова с давних пор являются якобы китайской территорией и что любая сделка США и Японии, касающаяся островов, является незаконной и, по мнению Пекина, не имеет никакой силы. Китайская печать, однако, умолчала об этом демарше представителя КНР в ООН.

    7 июля 1972 г. к власти в Японии пришел кабинет, возглавляемый К. Танакой. Новое правительство поставило своей целью наряду с укреплением японских позиций в отношении с США нормализовать взаимоотношения с КНР, о чем премьер-министр и заявил в своем первом же выступлении.

    В конце сентября 1972 года состоялся визит К. Танаки в Китай, завершившийся достижением договоренности об установлении дипломатических отношений между двумя странами на основе, в принципе соответствовавшей тем требованиям, которые выдвигались в этом вопросе китайской стороной. Однако в части урегулирования территориальных проблем этот визит ничего Японии не дал. Как сообщал 1 октября 1972 г. о пресс-конференции К. Танаки корреспондент агентства Киодо Цусин, когда японский премьер-министр во время японо-китайских переговоров попытался обсудить вопрос о принадлежности о-вов Сенкаку, Чжоу Эньлай ушел от этого обсуждения, заявив: «Но будем здесь об этом спорить. Ведь это всего лишь крохотные точки, которые даже трудно заметить на географических картах. Они стали проблемой только потому, что вокруг них была найдена нефть».

    Действительно, о-ва Сенкаку трудно было найти на китайских картах, изданных до 1970 года: на них этих островов попросту нет.

    И вообще анализ картографических материалов, изданных в Китае, дает весьма любопытные результаты в связи с проблемой Сенкаку. Хорошо известно, что как гоминдановская, так и маоистская дипломатия, предваряя официальное выдвижение своих территориальных претензий к соседним странам, широко использовали метод «картографической агрессии». Этот метод заключается в том, что определенные районы сопредельных стран, на которые впоследствии выдвигались притязания в официальном порядке, включались на китайских картах в состав его территории. Так, уже с первых лет существования в Китае народной республики на издаваемых в КНР картах принадлежащими ей изображались отдельные районы советского Дальнего Востока и весь Памир, обширные районы Монголии и Индии, весь «афганский коридор», север Качинской области и все левобережье Салуина в Шанской области Бирмы. Равным образом на картах изображались принадлежащими Китаю и все острова Южно-Китайского моря. Но ни на одной карте нет даже упоминания о существовании о-вов Сенкаку.

    Конечно, острова малы. Но китайские карты скрупулезно изображали все рифы и атоллы, в том числе и покрываемые водой во время приливов отмели Макклесфилд-бэнк, где с точки зрения международного права островов, как таковых, вообще нет. Изображение же о-вов Сенкаку на китайских картах появилось лишь после возникновения вопроса об их принадлежности, причем они стали изображаться даже на картах с таким масштабом, как 1: 50 000 000!

    Не менее любопытен и тот факт, что изданные до 1970-1971 годов китайские карты провинции Тайвань ограничивают ее, а следовательно, и «район Тайваня» о. Пэнцзя, лежащим приблизительно в 60 км к северо-востоку от Тайваня. На некоторых же картах в том месте, где расположены о-ва Сенкаку, помещена врезка с легендой.

    И только после возникновения проблемы «район Тайваня» на картах был значительно расширен. Пример тому - карта провинции Тайвань из «Атласа Китая», изданного в 1973 году.

    Интересно и то обстоятельство, что даже на новых картах о-ва Сенкаку изображаются не так, как все прочие острова. Если все другие острова, скажем, Южно-Китайского моря, даже самые мелкие, имеют рядом с их изображением и название, то о-ва Сенкаку лишь нанесены на карту. Два из них - Уоцури и Секиби - помечены цифрами, а их китайские названия - Дяоюйдао и Чивэйюй - даются, как правило, даже не в легенде, а за рамкой карты.

    Картографические материалы, публикуемые на Тайване, изображали район, лежащий к северу-востоку от Тайваня, так же, как и аналогичные издания в КНР. Яркий пример тому - пятитомный «Национальный атлас Китая», подготовленный тайваньской военной академией и изданный в 1962 году. Том I этого издания целиком посвящен Тайваню. Общие карты провинции (например, карты В1, В6, В8) включают к северо-востоку от острова в состав провинции тагаке лишь о-ва Нэнцзя и Мяньхуа, отстоящие от Тайваня на расстоянии 50-60 км. Нет названия о-вов Сенкаку - ни японского, ни китайского, ни английского - и в приложением к тому сводном указателе географических названий провинции.

    Как в пекинской, так и в тайбэйской печати район о-вов Сенкаку именовался районом активного промысла рыбаков с Тайваня. Но вот в томе V указанного издания есть карта А15 «Основные районы рыболовства». На этой карте о-ва Сенкаку в качестве одного из «основных районов промысла» рыбаков с Тайваня не фигурируют. В то же время хорошо известно, что японские рыбаки активно ведут промысел именно в этом районе.

    Анализ документов, публикаций и картографических материалов китайской стороны позволяет сделать вывод о том, что вопрос о принадлежности о-вов Сенкаку, поставленный по инициативе гоминдановской администрации Тайваня, возник для Пекина неожиданно. Пекин не был готов к нему. Но он незамедлительно поддержал гоминдановскую инициативу, увидев в этом возможность не только попытаться завладеть всем континентальным шельфом Восточно-Китайского моря или большей его частью, но и получить в свои руки рычаг давления на японское правительство путем ужесточения или смягчения своей позиции в этом вопросе. Кроме того, пекинское руководство, конечно же, не могло допустить, чтобы гоминдановцы оказались в большей степени «патриотами», чем оно, ратуя за «восстановление прав» Китая на якобы «утраченные» в далеком прошлом острова.

    Что касается Японии, то помимо престижных и других соображений есть, по крайней мере, один чрезвычайно важный фактор, воздействующий на ее позицию в отношении о-вов Сенкаку. Об этом еще 30 декабря 1970 г. писала газета «Вашингтон пост»: «Острова Сенкаку - единственные острова цепи Рюкю, находящиеся в районе континентального шельфа, а потому единственные острова, которые дадут Японии право претендовать на какую-то долю в разработке ресурсов континентального шельфа».

    Если вас интересуют оригинальные товары торгового бренда Adidas для различных видов единоборств или же просто для занятий спортом, то я бы вам советовал посетить магазин Adidas в Киеве . В магазине вы найдете широкий ассортимент качественной спортивной обуви и великолепные спортивные костюмы, занятия в которых будут доставлять только удовольствие.

    В то время как весь мир с замиранием сердца следит за развитием украинского кризиса и взрывами в Сирии, японские газеты каждый день публикуют все новые и новые сообщения о том, что «патрульные корабли КНР в составе 3 судов 2 октября вошли в акваторию островов Сенкаку, тем самым нарушив морскую границу, и намереваются патрулировать берега архипелага в течение 9 дней» (毎日新聞 02/10/2014). Лишь немногие помнят о том, что совсем недавно территориальный спор вокруг группы островов в Восточно-Китайском море чуть не стал причиной военного конфликта между КНР и Японией. Сегодня мы попробуем разобраться, почему эти острова вызывают так много противоречий.

    Сенкаку (кит. Дяоюйдао) - контролируемый Японией необитаемый архипелаг в Восточно-Китайском море. Он состоит из 8 островов общей площадью всего 7 км². Исторически Сенкаку входили в состав княжества Рюкю (государство, существовавшее в XV-XIX вв. на территории Окинавы и Рюкю на юге современной Японии), но фактически до 1895 года ни Китай, ни Япония, ни даже само княжество не уделяли островам никакого внимания. Едва ли найдется более 5 исторических документов, в которых можно встретить упоминания о них. В 1879 году Рюкю насильственно было включено в состав Японии, а через несколько лет и Сенкаку, о правах на которые никто не заявлял, стали частью империи. Шли годы, произошли две мировые и несколько локальных войн. Сенкаку стали частью префектуры Окинава, которая после оккупации Японии войсками США перешла под юрисдикцию Вашингтона, а после была возвращена японцам.

    Никто не сомневался в легитимности прав Токио на острова, пока в 1968 году Экономической комиссией ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ) не было обнаружено, что в акватории архипелага располагаются обширные запасы нефти и природного газа. Этот год можно отметить как начало глобального конфликта между КНР и Японией, по сей день мешающего обеим странам проводить эффективную внешнюю политику и ставящего под угрозу безопасность Азиатского региона в целом. Дипломатические отношения между Пекином и Токио, разорванные в эпоху милитаризма, были восстановлены в 1972 году, а годом ранее КНР и Тайвань заявили свои права на Сенкаку. Тем не менее, в тот период стороны не были готовы к решению вопроса - при каждой встрече глав государств вопрос островов затрагивался и благополучно откладывался «до лучших времен». Эти времена наступили в 1992 году, когда Пекин принял закон о территориальных водах, по которому морская территория КНР включала в себя и архипелаг. Не удивительно, что такие провокационные действия вызвали негодование Токио. В 2003 году Китай протянул от островов до материка газовый трубопровод, противозаконно начав разработку месторождений. Таким образом, юридически острова принадлежат Японии, но богатую природными ресурсами акваторию обрабатывает КНР.

    В доказательство своих прав на эти территории 11 сентября 2012 года правительство Японии выкупило острова Сенкаку, которые из-за статусной неразберихи оказались в руках частного лица, за 2,05 млрд. йен (около 26 млн. долларов). Пекин ответил на это без промедления. Кроме массовых беспорядков и митингов против присвоения Японией островов, была приостановлена деятельность многих крупных японских фирм в Китае, и они, естественно, понесли колоссальные убытки, лишившись самого крупного покупателя. 14 сентября КНР ввели шесть патрульных кораблей в воды близ островов Сенкаку, хотя Япония считает их своими. Это был самый массовый демонстративный заход кораблей за всю историю конфликта, более того, с этого момента китайские суда постоянно курсируют рядом с архипелагом.

    Не имеет смысла приводить полный список событий, связанных с данным конфликтом, так как суть их одинакова: обе стороны пытаются доказать свои права на владение островами. Однако за почти 50 лет спора границы между территориальными притязаниями и региональной политикой стерлись. Во времена «холодной войны» спор вписывался в политику противостояния капиталистической и социалистической моделей государства, а сейчас перерос в противостояние двух азиатских гигантов: старого (Япония) и нового (КНР). Как отмечают исследователи, выгоды китайской стороны от приобретения Сенкаку не только в огромном запасе природного газа и морепродуктов. Присвоение архипелага также даст новые выходы в Тихий океан, которые так необходимы государству, имеющему потенциал для превращения в сверхдержаву. В условиях увеличения Пекином расходов на оборону, его амбиции грозят перерасти в военный конфликт. Следует отметить, что спор Пекин-Токио связан также с интересами США, однако те, несмотря на формальную поддержку законных интересов Японии, постарались дистанцироваться от данной проблемы. Китай же постоянно высылает военные суда патрулировать акваторию архипелага, а также объявил воздушное пространство над островами своими, вынудив все пролетающие воздушные транспортные средства, в том числе американские, предупреждать КНР о своих передвижениях.

    Возглавивший правительство в 2012 году господин Абэ столкнулся с массой нерешенных внешнеполитических проблем, которые оставила ему предшествующая правящая Демократическая партия. Во время ее правления страна оказалась в полукруге обострившихся отношений: Россия, КНР, РК и США. В итоге к 2014 году новый кабинет Абэ сумел разрядить обстановку и пойти на контакт с соседями. Его политику называют «мягкой силой» - это совмещение жесткого курса с «мягкими» методами его осуществления. Япония никогда официально не признавала наличие территориального спора с КНР, так как всегда была уверена в том, что острова принадлежат именно ей. Однако, несмотря на увеличение оборонных расходов и демонстрацию силы, Токио, скорее всего, не решится без поддержки США перейти от заявления намерений к открытым действиям.

    Китай руководствуется теми же принципами исторической принадлежности островов и пытается призвать руководство Токио к диалогу. Как утверждает правительство Японии, в дипломатической сфере КНР действительно заинтересован в сохранении стабильной международной обстановки и поддержании добрососедских отношений с США и Японией. Тем не менее, военные цели Пекина, опубликованные в Белой книге по обороне 2013 года, заставляют усомниться в его миролюбивости. Так, готовность армии должна быть направлена на то, чтобы в любой момент одержать победу в локальной войне. Слово «локальный» является ключевым. Расходы на оборону в КНР за последний год увеличились на 10,7% и составили в 2013 году 720,2 млрд юаней.

    Оборонный бюджет Японии, по данным агентства Reuters, в 2013 году стал самым высоким за последние 22 года, увеличившись на 3%. В ближайшие 5 лет правительство планирует потратить на оборону 23,97 триллионов йен, в то время как в предыдущие 5 лет было выделено 23,37 триллионов йен.

    Исходя из данных фактов, сложно говорить о возможности скорого разрешения территориального спора, однако и забывать о таком крупном конфликте, грозящем перерасти в военный, не стоит.

    Анастасия Федотова


    И Китайской Народной Республикой .

    История

    По утверждениям официального Токио , еще с 1885 года правительство Японии неоднократно проводило изучение островов Сенкаку и получило точное подтверждение, что острова не только были необитаемы, но и не было никаких следов того, что они находились под контролем Китая. На основании этого 14 января 1895 года правительство страны официально включило острова Сенкаку в состав территории Японии в соответствии с международным правом terra nullius - «ничьей землёй» .

    Острова Сенкаку не были ни частью острова Тайвань, ни частью Пескадорских островов , которые были уступлены Японии Цинским Китаем в соответствии с Симоносекским договором , который был заключён в апреле 1895 года по итогам первой китайско-японской войны . В период 1900-1940 гг. на островах Кубадзима и Уоцурисима существовало 2 поселения японских рыбаков, насчитывавшие в общей сложности 248 жителей. На острове Уоцуридзима также действовал завод по переработке бониты . В связи с кризисом в рыбной промышленности Японии завод закрылся и поселения были покинуты к началу 1941 г.
    В 1945 году Япония проиграла войну и потеряла все территории, приобретенные ею с конца XIX века . Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США . Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку .

    В октябре 2004 года состоялся первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого стороны договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. В то же время Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку.

    Также популярный в Китае сервис Tencent QQ запускал фильтрацию сообщений, связанных со спорным вопросом об островах Сенкаку. В августе 2004 года сервис «QQ игры» стал фильтровать такие слова как «钓鱼岛» («Острова Сенкаку») и «保钓» («Движение в защиту Сенкаку»). Этот акт вызвал большие дебаты, и с тех пор Tencent сняли фильтр.

    В апреле 2005 года правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. МИД КНР охарактеризовал это решение «односторонним и провокационным», указав, что японские фирмы не могут проводить работы на территории, которую КНР считает своей. Решение Японии стало одной из причин, приведших к массовым антияпонским демонстрациям и погромам в Китае. [ ]

    В июне 2005 года состоялся второй раунд китайско-японских консультаций. Они не принесли результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией».

    Стороны договорились продолжить переговоры. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения. До 2010 года Япония и Китай вели переговоры о деталях проекта, однако они были приостановлены по инициативе КНР после того, как Япония задержала китайский траулер в районе спорных островов Сенкаку / и арестовала его капитана.

    В марте 2011 года китайская нефтегазовая компания CNOOC начала разработку газового месторождения Сиракаба /Чуньсяо/. Месторождение Сиракаба /Чуньсяо/ находится с китайской стороны от линии, по которой Япония разделяет экономические зоны двух стран, однако в Токио считают, что оно имеет доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря.

    «Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами. Любые меры, принимаемые японской стороной в акватории вблизи Дяоюйдао, являются незаконными и недействительными», - такова официальная точка зрения КНР на ситуацию вокруг островов Дяоюйдао .

    15 апреля 2012 года губернатор Токио Синтаро Исихара заявил, что столица Японии собирается купить эти острова в Восточно-Китайском море, на которые также претендует Китай .

    В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Официальный Токио же утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии. На данный момент власти Токио арендуют эти острова у частных владельцев, которыми являются японские граждане .

    11 июля у побережья острова Сенкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС . В связи с этим 15 июля 2012 года был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций .

    19 августа в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводом к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.

    5 сентября японские СМИ сообщили, что правительство Японии смогло договориться с частным владельцем 3-х из 5-и островов Сенкаку об их покупке за 2,05 млрд иен, превысив предложение префектуры Токио.

    11 сентября Китай ответил на это решение Японии - к спорным островам были направлены два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сенкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям .

    16 сентября отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонские демонстрации с участием нескольких тысяч человек прошли в Шанхае, Гуанчжоу , Циндао и Чэнду .

    Позже 1000 китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку . В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.

    Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии.

    Антияпонская демонстрация в Шэньчжэне (16 сентября 2012 года)
    География
    № на карте Острова
    (япон)
    Острова
    (кит)
    Координаты Площадь,
    км²
    Наивысшая точка,
    м
    1 Уоцурисима (魚釣島) Дяоюй-дао (钓鱼岛) 25°46′ с. ш. 123°31′ в. д. H G Я O 4,32 383
    2 Тайсёто (大正島) Чивэй-юй (赤尾屿) 25°55′ с. ш. 124°34′ в. д. H G Я O 0,0609 75
    3 Кубасима (久場島) Хуанвэй-юй (黄尾屿) 25°56′ с. ш. 123°41′ в. д. H G Я O 1,08 117
    4 Китакодзима (北小島) Бэй Сяо-дао(北小岛) 25°45′ с. ш. 123°36′ в. д. H G Я O 0,3267 135
    5 Минамикодзима (南小島) Нань Сяо-дао(南小岛) 25°45′ с. ш. 123°36′ в. д. H G Я O 0,4592 149
    6 Оки-но-Китаива (沖ノ北岩) Да Бэй Сяо-дао (大北小島 /北岩) 25°49′ с. ш. 123°36′ в. д. H G Я O 0,0183 nominal
    7 Оки-но-Минамиива (沖ノ南岩) Да Нань Сяо-дао (大南小島/南岩) 25°47′ с. ш. 123°37′ в. д. H G Я O 0,0048 nominal
    8 Тобисэ (яп. 飛瀬 ) Фэй Цзяо-янь (飞礁岩/飛岩)

    Острова Сенкаку (название из японской картографии), или Дяоюйдао (из китайской картографии) расположены в южной части Восточно-Китайского моря и необитаемы. Необитаемы - несмотря на то, что в прошлом году несколько сотен японцев на некоторых из этих островов, имея цель подчеркнуть территориальную их принадлежность к Японии, давно оспариваемую Китаем и Тайванем.


    В последней трети XIX века острова не считались официально ни японской, ни китайской территорией, хотя Япония именно в то время обозначила их на картах как свои. Узаконены новые картографические объекты в качестве японских владений не были - из-за тогдашних сложностей в японско-китайских отношениях.

    Архипелаг Сенкаку оказался под контролем Японии в 1895 году, причём вместе с Тайванем, отошедшим под юрисдикцию Токио после победы Японии над Китаем - по Симоносекскому договору.

    После Второй мировой войны Окинава, Сенкаку и Тайвань находились под американской оккупацией, и затем были переданы США Японии. Однако после войны Япония отказалась от прав на Тайвань, а вот с островами Сенкаку дело осложнилось.

    В 1968 году экономическая комиссия Организации Объединённых Наций по Азии и Дальнему Востоку обнародовала доклад, в котором говорилось, что поблизости от островов Сенкаку - а именно в континентальном шельфе Восточно-Китайского моря - предположительно расположено богатое месторождение нефти. Исследования дна моря учёными из Японии, Китая и Тайваня показали, что вероятная площадь предполагаемого месторождения может составлять двести тысяч квадратных километров.

    Тайвань вначале стал добиваться согласия Японии на тайваньско-американскую разработку нефтяного месторождения, а затем, в 1970 году, озвучил претензии на суверенитет над Сенкаку. Следом за Тайванем о территориальных претензиях на острова Дяоюйдао заявила и КНР. В Пекине решили, что, восстанавливая после войны историческую справедливость, в Токио должны были отказаться и от прав на Сенкаку (Дяоюйдао) - так же, как отказались от Тайваня.

    Итак, причина международного конфликта - банальная экономическая: месторождение.

    В 1972 г. между КНР и Японией были установлены дипломатические отношения. В 1974 г. Китай предложил отложить рассмотрение спора об островах. Японская сторона согласилась, и конфликт не только потерял остроту, но как бы растворился во времени.

    Однако, начиная с 1992 г., территориальный спор снова стал обостряться. Опираясь на Каирскую декларацию 1943 года, которая лишала Японию всех завоёванных ею территорий, КНР заявила, что территория островов - исконно китайская.

    Принятие конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву в 1996 году привело к тому, что архипелаг Сенкаку был включён в морские экономические зоны одновременно как Японией, так и Китаем.

    В этом же году правительство Японии решило ввести двухсотмильную исключительную экономическую зону вокруг страны; в эти двести миль попал и спорный архипелаг Сенкаку. Китайские власти в ответ заявили о создании группировки войск, предназначенной для возможных действий в Дяоюйдао.

    Дальше началась чехарда с маяком и флагами. 14 июля 1996 года «Ассоциация японской молодёжи» установила маяк на острове Китакодзима, а 18 августа «Общество защиты островов Сенкаку» установило на о. Уоцури японский флаг.

    7 октября 1996 г. сорок китайских кораблей вошли в территориальные воды Японии близ Сенкаку. Протестующие высадились на острове Уоцуридзима и установили там флаги КНР и Тайваня. Позднее их убрали японцы.

    В 1999 г. японская пресса сообщила, что китайцы, считая острова своими, начали геологическую разведку на шельфе архипелага Сенкаку. В этот же году на архипелаге был обнаружен природный газ. В СМИ имеются сведения, что в 2003 году китайцы пробовали бурить скважины у морской границы с Японией.

    В 2004 г. Чжан Есуй, замминистра иностранных дел КНР, изложил однозначную позицию Китая по вопросу Дяоюйдао: острова являются исконной и суверенной территорией КНР. Позднее Китай отказался знакомить Японию со своими планами по добыче газа. В свою очередь, правительство Японии в следующем году решило начать выдачу лицензий японским фирмам на добычу газа на шельфе. В КНР заявили, что японские фирмы не имеют права работать на территории КНР. Переговоры не дали позитивных результатов. Китай заявил, что острова не являются предметом спора с Японией.

    Переговоры с разной периодичностью возобновлялись до 2010 года, когда были приостановлены Пекином из-за ареста капитана китайского траулера, задержанного в районе архипелага Сенкаку. Китай ответил жёстко: были арестованы некоторые японские бизнесмены, отменены визиты в КНР студентов и приостановлен экспорт в Японию важных для её промышленности редкоземельных минералов.

    Столь жёсткая реакция Пекина вызвала в Японии разговоры о перевооружении, что вообще-то не характерно для пацифистской страны. Токио решил вооружаться потому, что вооружаться стал Китай. Цитата из обзора статьи Марко Дель Короны («Corriere della Sera», источник перевода - ):

    «Надо вооружаться», говорит Токио, потому что Китай вооружается и вызывает страх. При этом «альянс с Соединёнными Штатами остаётся неотъемлемым для безопасности и мира» Японии. «Главные направления» предусматривают выделение на военные нужны 280 млрд. долларов за пять лет. Токио намеревается изменить приоритеты. Меньше наземных войск и укрепление военно-воздушных и военно-морских сил: удвоение числа баз ПРО (с 3 до 6), увеличение числа подводных лодок (с 16 до 22), истребителей и так далее. Эпицентр усилий смещается с острова Хоккайдо, над которым во времена холодной войны нависала советская угроза, на расположенный южнее остров Окинава, где спорные вопросы с Китаем воспринимаются острее».

    Месяцем ранее Филип Пон из «Ле Монд» писал следующее (источник перевода - ):

    «Китайско-японскую напряжённость можно было бы урегулировать, если бы не дипломатическое бессилие кабинета Кана… Этот дипломатический провал, свидетельствующий об отсутствии прозорливости у японского министра иностранных дел Сэйдзи Маэхары, проповедующего жёсткость по отношению к Китаю с единственной долгосрочной целью - укрепить альянс с США, объясняется также отсутствием каналов прямого общения между японскими демократами и китайским руководством, а также о недоверии в отношениях администрации и правительства…»

    Корреспондент «Ле Монд» считает, что визит Дмитрия Медведева на Курилы, состоявшийся вслед за инцидентом с китайским траулером, - не совпадение: ведь в сентябре лидеры России и КНР подписали документ о взаимной поддержке в защите интересов двух стран. Журналист разводит руками: «Разве может Япония позволить себе одновременно конфликтовать и с Китаем, и с Россией?»

    Не нужно быть экспертом по международным отношениям, чтобы сделать простой вывод: долгие островные споры, обостряемые деятельностью экспрессивного токийского губернатора, ведут Японию к затяжным ссорам с соседями. Бессмысленно возобновлять давний спор с Россией: Курилы останутся русскими. Ссориться с соседом-Китаем, надеясь на братскую помощь Америки и меняя пацифизм, явившийся, кстати, в Японии (как и в послевоенной Германии) одной из причин «экономического чуда», - на идеи о вооружении (между прочим, даже ), - да ещё в кризисное время, - уже не просто бессмысленно, но и вредно. Куда лучшим вариантом решения японско-китайского спора, нежели двусторонние провокации, было бы поделить с Китаем шельфовый газ: договорились бы, выработали бы квоты, даже создали бы совместные предприятия. А уж потом, опустошив шельф, рисовали бы на картах новые границы. Сами маленькие необитаемые острова, не имеющие хозяйственной ценности, не нужны ни Китаю, ни Японии, - а нужен газ. А ещё нужна стабильность в отношениях.

    Что касается Курил, то и тут по большей части японцев интересуют не сами острова, а волнует море. В Охотском море, самом рыбном в мире, кроме изобилия сайры, лосося и трески, ещё имеются шельфовые месторождения нефти и газа.

    Же всегда даст повод подобрать себе подходящую территорию. К примеру, американцам, с которыми против Китая хотят дружить японцы, - не место в Америке. Об этом с полным правом может заявить любой коренной индеец.