Равенна и византийский колорит италии. Византийские мозаики равенны

Мозаики церкви Сан-Витале. Равенна, Италия

Так же как и прочие равеннские храмы, церковь Сан-Витале выглядит сурово, аскетично. Ее шершавые толстые стены похожи на адриатические раковины-мидии. Ранние христиане не украшали свои храмы, приберегая всю роскошь для убранства интерьера. Мозаики 6-го века сохранились в алтарной части: Христос со святыми Виталием и Экклесием, сцены из Ветхого Завета и знаменитая парная композиция - торжественный выход императорской четы, Юстиниана и его супруги Феодоры, со свитой.

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.

От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.

А. Блок



Фигуры утратили объем, а вместе с ним и материальность. Они превратились в плоские, наложенные на стену силуэты и кажутся невесомыми, бесплотными; под тяжелыми складками одежд не чувствуется тел. Лица отрешенные, строгие, взгляд огромных пристальных глаз завораживает.



Византийский художник призван был запечатлеть не сиюминутное, а вечное, не бренную материальную оболочку, а неизменную божественную сущность. Эта высокая духовная сосредоточенность искусства, неведомая античности, требовала обновления художественного языка. Поэтому из мозаик исчезает все переменчивое, иллюзорное, конкретное. На смену движению приходит торжественная застылость, на смену объему - четкий контур, строгий ритм линий. Плавные переходы цвета заменяются крупными цветовыми пятнами, причем каждый цвет имеет символическое значение. Так, золотой считался цветом божественности, пурпурный обозначал царственность, а синий был цветом знатности.




Казалось бы, нет жанра, менее близкого византийскому искусству, чем портрет. И тем не менее, одной из признанных вершин ранневизантийского искусства стал именно мозаичный портрет императрицы Феодоры в церкви Сан-Витале. Собственно портретом в современном понимании изображение Феодоры назвать, конечно, нельзя: императрица никогда не бывала в своих итальянских владениях, и вряд ли авторы мозаики видели ее. Да и вообще, идея передать портретное сходство представлялась византийцам кощунственной. В изображении Феодоры - ее духовном портрете - византийские мастера воплотили свои представления о красоте. Прекрасно одухотворенное тонкое лицо императрицы с огромными гипнотизирующими глазами, великолепен ее наряд: жемчуга, рубины и изумруды украшают головной убор и оплечье, пурпурное одеяние заткано золотом.

А какой же была в действительности эта женщина в императорском пурпуре с нимбом святой вокруг головы? Дочь циркового смотрителя, танцовщица и куртизанка, она начала свою карьеру с того, что выступала на ипподроме с весьма смелым номером "Леда и лебедь". Этот номер, который актриса придумала сама, по сей день пользуется успехом в стриптиз-клубах. В античном мифе Зевс, желая овладеть Ледой, принял образ лебедя. Обнаженная Феодора возлежала на сцене, а ее прелести были обсыпаны ячменными зернами. "Партнер" актрисы - большой белоснежный гусь - выклевывал зерна из складок ее тела, а зрителям казалось, что птица страстно целует женщину.





Внешне изображения кажутся застывшими, неподвижными, почти бестелесными. Но каждое из них обладает поразительной энергией. Огромные, широко раскрытые глаза устремлены на входящего в храм, проникая в самую душу. Это уже почти икона, а не картина. Позднее, когда в византийских, а затем и в болгарских, сербских, древнерусских храмах все стены и столбы будут покрываться фресками или мозаичными изображениями, этот эффект возрастет многократно. Суровые взоры святых и праведников пронзают человека насквозь, и некуда укрыться от всевидящего и требовательного ока - они видят твое добро и твое зло. «Воистину нет ничего тайного, что не стало бы явным…»

Император Юстиниан держит в руках большую чашу с золотыми монетами - пожертвование на храм. Строгие и величественные фигуры равны между собой по росту. Юстиниан выделяется пурпурными одеждами, контрастирующими с белыми одеяниями священнослужителей, короной и нимбом вокруг головы, как у святого. Епископ Максимиан держит в руках крест, архидиакон - Евангелие, один из дьяконов - кадило. В лицах Юстиниана и особенно епископа Максимиана явно присутствует портретное сходство.

Императрица Феодора в окружении придворных. Она также держит в руках потир с золотыми монетами. На подоле ее пурпурного плаща вышиты фигуры трех волхвов, подносящих дары Богоматери. Вокруг шеи и на плечах императрицы роскошные ожерелья. Голову увенчивает корона с длинными жемчужными подвесками, спускающимися на грудь. Вокруг головы, как и у Юстиниана, - нимб. Слева от императрицы - придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках; справа - дьякон и евнух, открывающий завесу.

Лицо императора нахмурено. Феодора изображена поблекшей красавицей с усталым, задумчивым лицом. Ее пристальный взгляд выдает страстную и волевую натуру… Два человека с удивительной судьбой, императорская чета, стоявшая во главе крупнейшей европейской страны в чрезвычайно бурную, переломную, богатую событиями эпоху, которую в истории Византии сегодня принято называть «эпохой Юстиниана». Во времена 38-летнего царствования Юстиниана и Феодоры Византийская империя достигла пика своего могущества.


Мозаики церкви Сан-Витале в Равенне давно и прочно вошли в золотой фонд мирового искусства. Некоторые их них выполнены еще во времена остготов римскими или равеннскими мастерами. Таков, например, юный безбородый Христос, восседающий в пурпурной тоге на голубой сфере в окружении двух архангелов в белых одеждах, Св. Виталия и епископа Экклезия, держащего в руках модель церкви. Лица архангелов отмечены печатью строгой и возвышенной красоты. Льющийся в окна свет создает впечатление нематериальности фигур. Работавшие в церкви Сан-Витале мастера ставили кусочки смальты под разными углами и не заглаживали общую поверхность, достигая этим эффекта «живого» мерцания.




Своды храма украшает растительный орнамент: то зеленый на золотом фоне, то золотой - на зеленом. В этот узор вплетаются фигуры четырех ангелов, поддерживающих синий круг с золотыми звездами и изображением белоснежного агнца.





Равенна / Ravenna - маленький, провинциальный итальянский город, который полтора тысячелетия назад волей истории стал точкой "икс", в которой сошлись античная цивилизация, христианский мир, восток и запад, и эта историческая встреча оставила след в виде неповторимых мозаик, при виде которых, без преувеличения, останавливается дыхание, и возникает мысль, а не сам ли Творец приложил руку к созданию этих шедевров.


Предупредим сразу и честно, что на сказочную атмосферу старинных улочек, равно как и на особый колорит, в Равенне рассчитывать не стоит, общий облик города среднестатистический, то бишь никакой. Ехать в Равенну надо только за потрясающими мозаиками, сохранившимися в разбросанных по городу раннехристианских культовых постройках. Впрочем, учитывая, что исторический центр Равенны весьма компактен, "разбросанность" эта невелика.


Сейчас трудно себе представить, что в начале первого тысячелетия от Рождества Христова Равенна была приморским городом и важным портом. Но ил, земля и песок, приносимые рекой По, год за годом постепенно отодвинули город от моря на несколько километров.


В 5-м веке император Гонорий перенёс столицу Западной империи в Равенну, но несколько десятилетий спустя, ближе к концу того же столетия, большую часть территории нынешней Италии завоевали остготы во главе с Теодорихом. После его смерти, уже в 6-м веке, Равенна стала византийским городом. Таковы основные исторические события, благодаря которым небольшая Равенна обзавелась сразу восьмью уникальными памятниками мирового наследия, внесёнными в списки ЮНЕСКО.


Чаще всего кафедральные соборы в итальянских городах занимают самое почётное место, но к Равенне это правило не относится. Равеннский кафедральный собор Duomo di Santo Spirito стоит на крохотной площади Piazza Duomo почти что на задворках. Церковь на этом месте построили в 5-м веке, но к 18-му столетию она сильно обветшала, и её разобрали, оставив лишь колокольню 10-го века. В 1749-м году освятили новое здание, а о предыдущем напоминают лишь четыре старинные колонны, вмонтированные в портик нового собора.





Интересен или нет равеннский собор, но идти к нему придётся, так как у левой его стены стоит маленькое восьмиугольное строение из кирпича - Баптистерий православных ("Неонианский баптистерий").




Это самое старое здание Равенны, построенное на рубеже 4-5 в.в. на античном фундаменте. Сейчас, правда, постройка примерно на три метра ушла под землю.


При входе в баптистерий, ну или в любой другой памятник, который первым окажется на вашем пути, купите сразу комбинированный билет, дающий право на посещение шести исторических объектов. Во-первых, выйдет дешевле, во-вторых, не придётся каждый раз стоять в очереди в кассу.


Первое, что бросается в глаза при входе в баптистерий, это, конечно, ослепляющие своей сочностью краски купольной мозаики, на которой изображена сцена крещения Иисуса Иоаном Крестителем. Центральный медальон окружают фигуры 12 апостолов с удивительно индивидуальными и харáктерными лицами.





Нижний ярус украшен мозаиками с растительным орнаментом. На фотографиях не видно, но на самом деле мозаики баптистерия, впрочем, как и все остальные в Равенне, выполнены из очень-очень мелких камешков, при этом цветовая палитра этих камешков настолько богата, что у мастеров была даже возможность с ювелирной точностью передавать тонкие оттенки человеческой кожи.




Между окнами размещены барельефы, на которых изображены христианские пророки, вот только выполнены они ещё в лучших традициях античного искусства.






В центре баптистерия сохранилась купель из мрамора и порфира.




Проход между баптистерием и боковой стеной кафедральной собора ведёт на площадь Piazza Arcivescovado, где по правую руку находится Дворец архиепископа. Во дворце сейчас музей, на наш взгляд, не слишком увлекательный, но зайти в него надо, и не только потому, что туда действует только что купленный комбибилет, а потому, что только через музей можно попасть в бывшую домовую капеллу равенских епископов, созданную в конце 5 - начале 6 столетий ещё при Теодорихе.




Фотографировать в капелле запрещено, поэтому мы можем дать только словесное описание её богатого оформления. Крошечная капелла в форме греческого креста с апсидой украшена росписью и мозаиками, на одной из которых изображён Христос-воин, одетый в римские (!) доспехи. А уж как хороши мозаичные своды с орнаментом из лилий, роз и птиц!


В пяти минутах ходьбы от епископского дворца находится Basilica di San Francesco (piazza San Francesco). Церковь здесь появилась ещё в 5-м столетии, но в 10-11 в.в. её кардинально перестроили и тогда же возвели 33-метровую колокольню.




Внутри базилики три нефа, центральный неф завершается апсидой. Под апсидой крипта, затопленная грунтовыми водами.




В 1321-году в этой церкви отпевали умершего в Равенне от малярии Данте. Сначала поэт был похоронен в портике базилики. Два столетия спустя флорентийцы решили перезахоронить своего соотечественника во Флоренции в базилике Санта-Кроче, являющейся усыпальницей выдающихся сынов города. Дальнейшая история больше похоже на сюжет авантюрно-приключенского романа. Монахи-францисканцы, которым принадлежала равеннская церковь, спрятали останки поэта, потом тайно переправили их в свой другой монастырь, потом опять, также тайком, вернули в Равенну и допрятались до того, что обнаружили ящик с прахом Данте только в 1865-м году при ремонте церкви Сан-Франческо, хорошо монахи догадались подписать его. После чего великий итальянец, наконец-то, упокоился в специально построенном ещё в конце 18-го века мавзолее, который стоит слева от церкви.




От базилики Сан-Франческо короткая прямая улица ведёт к главной площади Равенны Piazza del Popolo, на которой, как и полагается, стоит здание городского муниципалитета.








От восточной стороны площади отходит улица Via Armando Diaz, от которой ответвляющийся влево изогнутый переулочек Via degli Ariani приводит к ещё одному маленькому, но весьма значительному памятнику - Арианскому баптистерию.




Скромных размеров, ушедшее почти на два метра вниз кирпичное здание построено на рубеже 5-6 в.в. по приказу Теодориха, который сам был приверженцем арианства, одного из существующих в то время течений христианства. Купол баптистерия украшает красочная мозаика, ровесница здания. Мозаика, также как и в Баптистерии православных, изображает сцену крещения Иисуса. Вокруг размещены фигуры двенадцати апостолов. Все они держат венцы, только у Петра в руках ключи, а у Павла - свиток.




В северо-западной части исторического ядра Равенны вдоль улицы Via Fiandrini находится огороженная высоким забором большая территория, на которой разместились сразу три туристических объекта: Национальный музей Равенны, раннехристианская базилика Сан-Витале и Мавзолей Галлы Плацидии (при входе в комплекс достаём наш комбибилет!).


Базилика Сан-Витале заложена в 527-м году и освящена в 548-м в честь Виталия Миланского.








Здание представляет собой восьмигранник, увенчанный барабаном и куполом. Купол сделан из лёгких, вдетых друг в друга глиняных труб. Возвышающуюся рядом кампанилу пристроили в 13-м столетии.



Внутри церковь представляет собой двухъярусную ротонду.





Купол опирается на восемь опор. Колонны украшены мраморной инкрустацией.



Фрески купола выполнены уже в конце 18-го века.




Вообще, в этой равеннской постройке очень гармонично соединились черты как римской, так и византийской архитектуры. Недаром эта базилика послужила прототипом для архитектуры каролингского Возрождения, прекрасным образцом которой является дворцовая капелла в немецком Ахене.


Сразу от входа взгляд, проходя через таинственный полумрак ротонды, волей-неволей устремляется в брызжущую ослепительными красками апсиду.




Очень глубокая и высокая апсида вся полностью покрыта нереальной красоты мозаиками, выполненными в 546 - 547 г.г., как полагают исследователи, константинопольскими мастерами.




Все мозаики набраны из очень маленьких камешков невероятно разнообразных цветов и полутонов, что превращает мозаики в единое огромное светящееся живописное полотно.




В конхе апсиды изображён Христос с двумя ангелами по бокам. Слева от него - святой Виталий, справа - равеннский епископ Екклезия с макетом базилики Сан-Витале.






Арку апсиды украшает фантазийный орнамент из цветов, птиц и рогов изобилия. По сторонам окон помещены портреты императора Юстиниана и его жены Феодоры в окружении придворных и священнослужителей. Мозаики стен посвящены житиям святых, причём сцены разворачиваются на фоне выполненных во вполне реалистичной манере природных пейзажей.


При этом абсолютно каждый изображённый на мозаиках объект или субъект несёт определённую смысловую нагрузку, о чём, наверняка, специалист может рассказывать часами. А вот для того, чтобы оценить тончайший художественный вкус и высочайшую степень профессионализма неизвестных мастеров, никаких специальных знаний и не требуется, надо просто иметь глаза.


Позади базилики Сан-Витале стоит маленькое, простое, вросшее в землю здание из красного кирпича - Мавзолей Галлы Плацидии, построенный во второй четверти 5-го века для дочери императора Феодосия Великого, сестры императора Гонория, того самого, который перенёс из Милана в Равенну столицу Западной Римской империи.




Правда, умерла Галла не в Равенне и похоронена не в этом мавзолее, что никак не уменьшает его исторической ценности. Мавзолей представляет собой латинский крест с кубической башней, в которую изнутри вписан невидимый снаружи купол.






Внутри купол, арки и люнеты покрыты мозаиками, самыми ранними в Равенне. Потолок в ответвлениях креста покрыт растительным орнаментом, выложенным на удивительно глубоком синем фоне.




Орнамент этот просто какой-то магический, от него невозможно отвести глаза. Вот недаром именно этот рисунок растиражирован на всех шёлковых платках и шарфах, продающихся в каждой сувенирной лавке Равенны!


На насыщенном тёмно-синем фоне купола изображены крест и звёзды. В люнете напротив входа, как считает большинство специалистов, - великомученик Лаврентий, идущий на костёр.




А над входом - молодой Иисус в золотом хитоне.




По сторонам четырёх окошек поместилось всего восемь апостолов, четверых оставшихся пришлось "отселить" в боковые ответвления креста.


В начале 20-го века при реставрации в окна очень удачно вставили алебастровые пластины, и благодаря им всё помещение освещается мягким, золотистым светом.




В мавзолее находятся три саркофага, предназначавшиеся для самой Галлы Плацидии, её сына и её второго супруга.




Как мы уже говорили, на этой же огороженной и заповедной территории находится ещё и Национальный музей Равенны, в экспозиции которого представлены собрания римских монет и византийской резьбы по кости, фрески, коллекции тканей и живописи.


От музея улочка Via Mura di San Vitale, проходящая вдоль бывшей городской стены, выводит к воротам Porta Adriana, сохранившимся от системы городских укреплений 16-го века.




От ворот торговая улица Via Cavour ведёт к центральной площади Piazza del Popolo. По пути на маленькой площади Piazza Costa обратите внимание на интересное здание городского крытого рынка.




Восточнее Piazza del Popolo через весь город с севера на юг проходит длинная, абсолютно прямая улица Via Roma. На южной окраине исторического центра она заканчивается воротами Porta Nuovo (16 в.).




С севера Via Roma закрывают ворота Porta Serrata.






На Via Roma находится ещё одна "драгоценность" Равенны - базилика Sant"Apollinare Nuovo (опять достаём из кармана комбибилет!). Базилика построена в конце 5 - начале 6 столетий по приказу Теодориха.




Изначально церковь была посвящена Спасителю, позже её переосвятили в честь первого равеннского епископа Аполлинария. В 10/11 в.в. рядом с базиликой возвели цилиндрическую колокольню.



В 16-м столетии к фасаду пристроили мраморный портик.




Внутри базилики три нефа, разделённых колоннами, по 12 с каждой стороны.




Центральный неф завершается барочной апсидой.






Перед престолом сохранилась преграда 6-го века, на которой изображены крест, павлин и виноградная лоза.






Каким изначально был потолок базилики, неизвестно, нынешний кессонный появился в 17-м веке, а ещё столетие спустя к левой от входа стене пристроили восемь капелл.



К счастью, все эти преобразования не коснулись поистине масштабных мозаик, покрывающих стены базилики.




Мозаики расположены в трёх ярусах. Мозаики верхнего яруса иллюстрируют евангельские чудеса и Страсти Христовы. Средний ярус занимают христианские пророки и святые. В нижнем ярусе вдоль всех стен протянулись процессии дев и мучеников.






Мозаики базилики выполнены в разное время. Первоначальные мозаики относятся ко времени правления Теодориха. После прихода к власти Юстиниана, то есть во второй половине 6-го века, часть мозаик по политическим соображениям переложили.


На правой от входа стене изображена процессия мучеников. 26 святых, причём все они подписаны, идут от дворца Теодориха к трону Христа.






Изображение дворца относится ко времени правления Теодориха. А к процессии мучеников скромняга Юстиниан не постеснялся добавить и себя любимого.




На левой стене процессия из 22 дев и жён выходит из равеннского порта и идёт к Богородице.






Мозаика с изображением порта была на этом месте с момента постройки базилики, а вот фигуры волхвов, возглавляющих вереницу дам появились при Юстиниане, вероятно, вместо портрета жены Теодориха.


Недалеко от базилики святого Аполлинария на той же Via Roma громоздятся загадочные остатки явно очень древнего сооружения.






Раскрыли их только в прошлом веке и предположили, что это дворец Теодориха. Но, видимо, никаких научно обоснованных подтверждений этой версии пока нет, и поэтому руины носят вполне официальное название "Так-называемый-дворец-Теодориха".


Все выше показанные памятники находятся непосредственно в центре Равенны, в шаговой доступности друг от друга, но только ими особо ценные исторические постройки не ограничиваются.


На северо-восточной окраине исторического центра, недалеко от вокзала, вдоль улицы Via Rocca протянулась внушительного вида стена с мощными башнями.




Эту крепость как часть городских стен построили в середине 15-го века венецианцы, когда Равенна входила в состав Венецианской республики. Укрепление представляет собой "крепость в крепости". Большой участок земли площадью 14 000 квадратных метров, окружённый стеной с двумя круглыми и двумя полукруглыми башнями, получил название "Citadel". Внутри он всегда был пустым и служил военным плацем. Сейчас на этой территории разбит городской парк.




Внутри Цитадели находится гораздо меньший по размерам военный замок Rocca, представляющий собой в плане квадрат площадью 2180 квадратных метров с четырьмя круглыми башнями по углам. В этом замке размещался военный контингент, лошади, оружие и боеприпасы.



Пройдя вдоль крепостной стены по Via Rocca, за крепостью следует свернуть направо, пройти по эстакаде над железнодорожными путями, и сразу за эстакадой слева покажутся деревья парка, в котором стоит ещё один поистине уникальный памятник Равенны - Мавзолей правителя остготов Теодориха.




Мавзолей построен в 520-м году.




Это единственный образец готского зодчества и единственная в Европе сохранившаяся гробница варварского монарха.




В отличие от всех раннехристианских построек Равенны, выполненных из кирпича, при строительстве мавзолея были использованы блоки из известняка.




Купол сооружения весом почти в 300 тонн просто-напросто вытесан из цельного камня.






Внутри здание имеет два этажа. Первый этаж, по-видимому, предусматривался для капеллы или для захоронения других членов семьи правителя. На верхнем этаже стоит порфировый саркофаг Теодориха.




Саркофаг пуст. Когда к власти пришёл император Юстиниан, он приказал выбросить из мавзолея останки Теодориха, то есть совершил не только акт вандализма, но и оставил человечество без ценного исторического материала.


Следует иметь в виду, что даже быстрым шагом идти до Мавзолея Теодориха придётся минут пятнадцать. Впрочем, это не самый удалённый исторический объект Равенны. Уже за городской чертой находится Basilica di Sant"Apollinare in Classe (via Romea Sud). Церковь стоит примерно в пяти километрах от центра города, и добираться до неё придётся на машине или на городском автобусе.




Базилика построена над могилой первого равеннского епископа Аполлинария и освящена в 549-м году.




В 10-м веке к церкви пристроили колокольню и нартекс.





Внутри базилики три нефа, разделённые колоннами.








В углу здания сохранились фрагменты первоначального пола.




Мозаики в этой базилике самые поздние в Равенне, они выполнены в 6-9 в.в., да и те уцелели не полностью. В середине 15-го века Равенну основательно разграбили венецианцы, поэтому мозаики сохранились только в апсиде и на арке, отделяющей апсиду от нефа.












В боковых нефах установлены 10 саркофагов 7-8 в.в., часть из которых принадлежит равенским епископам.






Напоследок хотим сказать, что все объекты культурного наследия Равенны для посетителей работают круглый год без обычной для Италии сиесты и без выходных дней, только в зимнее время часы работы на полтора - два часа сокращаются. Тем не менее, зимой, начиная с ноября, приезжать в Равенну намного лучше - нет длиннющих очередей на вход, а они практически неизбежны при большом наплыве народа, так как половина из описанных нами памятников совершенно крохотные внутри. Зимой нет ограничений на время пребывания внутри, а в разгар туристического сезона это не редкость, да и, в принципе, отсутствие толп даёт возможность в полной мере прочувствовать божественную красоту, при виде которой замирает сердце, а ноги прирастают к полу.

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.»

Равенна, в отличие от других городов Италии, пережила свой расцвет не в эпоху Возрождения, а во времена гораздо более давние, в 5-6 веках. Это было переломное для Европы время, названное позднее эпохой великого переселения народов.

Римскую империю захлестывали орды воинственных варваров — так называли римляне племена, которые жили за пределами их державы и были чужды их культуре. Но между утонченными римлянами и невежественными варварами существовало и нечто общее: основной религией на территории Римской империи было христианство, которое проникало уже и в среду варваров. Варвары разрушали и грабили захваченные города, но расселившись на завоеванных землях, они исподволь приобщались к более высокой цивилизации римлян. Так на развалинах античного мира складывалась христианская культура Средневековья.

Карта континента то и дело перекраивалась, возникали и исчезали целые государства, угасали старые города и расцветали новые. В 330 г. император Константин Великий перенес столицу Римской империи из Рима на Босфор, на место греческой колонии Византий, и отстроил новый город Константинополь. В конце 4-го в. Римская империя разделилась на Восточную (Византию) со столицей в Константинополе и Западную, главным городом которой стал опять же не Рим, а Милан. Однако в 401 г., после того как варвары-вестготы вторглись в пределы Италии, император Западной Римской империи Гонорий перенес свою столицу из Милана в более безопасную Равенну.

Сама природа превратила Равенну в неприступную крепость. В ту пору она располагалась в удобной гавани на берегу Адриатики (море «отступило» от Равенны много столетий спустя) и была подлинной владычицей восточного Средиземноморья. Со стороны суши город защищали непроходимые болота. Но перенос столицы не помог Гонорию спасти свою империю от варварских орд. В 410 г. во время очередного нашествия вестготов под предводительством Алариха Рим был захвачен и разграблен.

Современники были потрясены падением «вечного города»: им казалось, что наступил конец света. На самом деле наступила новая эпоха. Во время осады Рима была взята в плен двадцатилетняя сестра императора Гонория, Галла Плацидия. История ее жизни увлекательнее иного романа. Аларих отдал царственную пленницу в жены своему брату Атаульфу. Родив от него сына, честолюбивая Галла надеялась основать романо-германскую династию, но ребенок умер, а вскоре после этого был убит Атаульф.

Галла Плацидия попала в рабство к его преемникам и лишь после долгих злоключений, ценой огромного выкупа, получила свободу. Вернувшись в Равенну, она стала соправительницей Гонория и после смерти брата много лет правила государством. Галла умерла в 450 г., а ее державе было ненадолго суждено пережить свою легендарную царицу. В 476 г. варвары окончательно сокрушили Западную Римскую империю, и вскоре Равенна стала столицей огромного государства остготов, которое простиралось далеко за Альпы.

Правил в нем король Теодорих Великий. Но и этому царству был опущен короткий век: в 540 г. византийские войска вытеснили остготов из Италии. Равенна стала главным городом итальянских владений императора Византии Юстиниана. В 751 г. Равенну завоевали варвары-лангобарды, и город, с его обмелевшей гаванью, постепенно пришел в упадок. Все правители Равенны старательно украшали и отстраивали ее, одних лишь церквей здесь было больше двухсот пятидесяти!

Самый древний памятник Равенны – мавзолей Галлы Плацидии, возведенный в первой половине 5-го в. Нет никаких свидетельств тому, что многострадальная Галла, умершая в Риме, действительно покоилась в этом мавзолее. Но легенда прочно связывает маленькую капеллу с ее именем.

Как и другие древние постройки Равенны, мавзолей отделен от современного города: каменная ограда и рощица пиний скрывают его от глаз прохожего, от шума и суеты. Маленькое, невзрачное, за полтора тысячелетия вросшее в землю строение из грубого кирпича никак не соответствует тому мерцающему миру, который открывается нам, едва мы переступим порог.

Далеко не секрет, что каждый итальянский город обладает чем-то особенным и неповторимым, способным удивить, восхитить и даже вскружить голову! Равенна - это настоящий сундук с сокровищами , содержимое которого ослепляет своей необычайной красотой! Знающие путешественники и охотники за прекрасным стремятся попасть в этот город, дабы иметь возможность воочию увидеть непередаваемую красоту местных церквей и часовен.
Мозаики Равенны настолько прекрасны, что описать их словами просто невозможно. Никакие фотографии и видеоматериалы не смогут передать ту теплоту и свет, которые они излучают.



Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух!

Ниже мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.

Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.


Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого - римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.


Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха

Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.

Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.





Базилика Сант Аполлинаре Нуово расположена на Via di Roma, 52

Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.

Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.





Неонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.

Архиепископская капелла Святого Андрея

Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.




Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.

Признаюсь сразу, раньше я ни разу не слышала об этом городе. Оказывается Равенна совершенно удивительный и уникальный город с многовековой историей. Это город, где ни больше ни меньше, родилась и умерла Великая Римская империя.

Рядом с Равенной протекает река с более известным названием — Рубикон. Именно его пересек со своими легионами Юлий Цезарь и стал императором, хотя слово — император тогда имело совсем другое значение, так выражали уважение к великому полководцу. Это было рождением империи.

Именно в Равенну в 402 году перенесли из Милана столицу Западной Римской империи, спасаясь от набегов варваров. А в 472 году со свержением последнего императора завершилось существование Западной Римской империи. Равенна продлила дни правления императоров всего на 70 лет.

В Равенне удивительным образом сохранились памятники V-VI веков нашей эры, причем сохранились настолько хорошо, что просто не верится. Мозаики, которым порядка 1500 лет выглядят идеально, несмотря на войны, стихийные бедствия и прочие неприятности прокатившиеся не один раз по территории Италии за полтора тысячелетия.

В , например, фрески XII века в соборе Святого Георгия сохранились всего на 1/5 части стен, остальное безвозвратно утеряно.

Мы запарковались за зданием Национального музея (Museo Nazionale, Via Benedetto Fiandrini, Ravenna). Парковка стоит всего 3 евро в сутки, билетик нужно сохранить до выезда, сторож проверяет. Билет в музеи можно купить в магазине напротив Базилики Сан Витале. Взрослый билет стоит 9-50 евро, дети бесплатно. Нам со скидкой , билеты стоили по 8-50 евро. Билеты позволяют посетить следующие объекты:

  1. Мавзолей Галлы Плацидии (возведен около 425-450 года нашей эры)
  2. Базилику Сан Витале (освятили в 548 году после возвращения Равенны под власть Византии)
  3. Базилику Сант-Апполинаре Нуово (построена на рубеже V-VI веков, Теодорихом, вождем остготов)
  4. Архиепископский музей и капеллу апостола Андрея (построен на рубеже V-VI веков, Теодорихом, вождем остготов)
  5. Баптистерий православных или Неонианов (построен на рубеже V-VI веков при епископе Урса)

И если вы не искусствовед, то этого будет достаточно для одного дня. Все эти здания занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятники раннехристианской культуры. Вместе с билетами выдают карту, чтобы вы смогли обойти все, указанные реликвии.

В этом же магазине можно купить книгу путеводитель по всем памятникам Раввены на русском языке, где подробнейшим образом объясняются все религиозные сюжеты мозаик (стоимость 6 евро). Мне кажется, что Равенна это тот город к посещению которого надо подготовиться, почитать литературу иначе будет не интересно.

Все основные достопримечательности относятся к V-VI веку нашей эры, так что все достаточно прозрачно, не придется перескакивать из одного столетия в другое. Из основных исторических событий нужно запомнить: сначала было правление Галлы — Плацидии, потом захват Равенны готами под предводительством Теодориха (он тоже был христианином), позже возвращение Равенны под патронат Византии в 548 году.

Мавзолей Галлы Плацидии

Галла Плацидия (388-450 г.г.) была самой интересной женщиной эпохи заката империи. Она была дочерью Феодосия Великого. Юность провела в неволе у готов. Хотя трудно сказать был ли это плен, Галла стала женой предводителя готов — Аллариха, а после его смерти вышла замуж за его преемника Атаульфа. Однако и Аттаульфа убили всего через 2 года после свадьбы. Плацидию обменяли на несколько возов зерна, так она вернулась к своей прежней жизни со своими высокопоставленными родственниками. Тогда ей было около 30 лет.

Как положено порядочной римской матроне, Галла Плацидия вышла замуж за полководца, у них родился сын, в возрасте 2 лет, ставший императором Западной Римской империи — Валентинианом III. Но фактически Галла, унаследовавшая от венценосного отца энергию и способности, управляла делами империи в качестве регентши и весьма успешно.

Мавзолей Галлы Плацидии

Сам мавзолей достаточно невзрачный снаружи, врос в землю на 2 метра, но внутри он весь без малейшего промежутка выложен темно синей мозаикой, купол подобен звездному небу. Помещение совсем небольшое там расположено три саркофага: один приписывают Галле Плацидии, другой ее мужу императору Константину III, царствовавшему около полугода в 421 году, а третий их сыну — Валентиниану III.



Христос — Добрый Пастырь

Самую большую ценность представляют сюжеты мозаик. В те далекие времена, каноны и догматы церкви еще не сложились и мы можем прикоснуться к истокам европейского религиозного искусства. Художники во все времена изображали в качестве Христа и апостолов своих современников, таково свойство человеческого ума. Хочешь посмотреть, как выглядели люди пятого столетия нашей эры — посмотри на то, что они изображали.



С левой стороны стоит римский книжный шкаф, там хранятся четыре Евангелия.

Святой Лаврентий с таким же крестом, как у Христа на предыдущей мозаике, спешит сжечь арианскую ересь. Арианцы верили в то, что Бог сотворил Христа и соответственно Христос не равен Богу. Тогда это было важным, а сейчас большинство населения планеты ни разу не слышало об арианах.



Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Факты говорят о том, что Галла Плацидия никогда не была захоронена в своей усыпальнице, она окончила свои дни в Риме и скорее всего там ее и похоронили. Усыпальницы вскрывали и установили, что там лежат целых пять человек, останки датируются X веком, но жители Равенны никогда не согласятся с подобными утверждениями, они свято верят в то, что их императрица обрела покой именно в Равенне в своем мавзолее.

Базилика Сан Витале

Базилика Сан Витале расположена всего в двух шагах от мавзолея Галлы Плацидии. Но построена она была на 100 лет позднее. Ее возведение было связано с переходом Равенны под власть Византии.



Базилика Сан Витале

Фотографии не способны передать все сияние мозаик, это надо увидеть в живую. Вероятно строительство и декор были выполнены византийскими мастерами. На мозаиках изображены Юстиниан и императрица Теодора в окружении придворных, подносящие дары новой церкви. Это лучшие императорские портреты из дошедших до нашего времени.



Базилика Сан Витале

Базилика Сан Витале — кусочек погибшей Византии на берегах Италии.



Базилика Сан Витале

Базилика Сант-Апполлинаре Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была возведена королем остготов Теодорихом на рубеже V-VI веков, когда этот вождь варваров завоевал Италию (в 493 году) и сделал Равенну своей столицей. Теодорих был ярым приверженцем арианской ереси и даже добивался ее признания у Папы Римского. Но после возвращения Равенны под власть Византии, в 540 году здания ариан перешли к истинно верующим.



В XI веке в базилику переместили мощи Святого Аполлинария, первого равеннского епископа из Сант-Аполлинаре ин Классе, так базилика получила свое название — Сант-Аполлинаре Нуово.



Базилика Сант-Апполлинаре Нуово

Только на стенах базилики Сант-Апполлинаре Нуово осталось изображение старого порта Классе и древнего города Равенна, спрятавшегося за крепостными стенами.



Базилика Сант-Апполинаре ин Классе

Равенна в начале первого тысячелетия нашей эры стояла на самом берегу Адриатики, но за полтора тысячелетия берег отступил на 8 км. Именно такое расстояние отделяет город от современного порта. Море намывало песок к берегам древнего города. Старая Равенна была раньше похожа на Венецию с каналами и мостами, сейчас пески поглотили все.

Баптистерий православных

Только в Италии сохранилась такое количество баптистериев (помещение для крещения), в остальных странах после XII века перестали их строить в виде отдельного здания. Баптистерий построили на фундаменте бывших римских терм, сейчас культурный слой залегает на глубину три метра от основания. Он буквально врос в землю и при этом мозаики отлично сохранились.



Баптистерий православных — мозаика на потолке

Фотография увеличивается. Иоанн-Креститель, облаченный в шкуры являет собой уже канон средневекового искусства, а Христос все еще типичное древне римское изображение, и немного язычества — старинное божество реки, сам Иордан, учавствует в крещении. Выглядит он как обыкновенный, языческий, римский бог — с вьющейся бородой и длинными белыми волосами, в которых запутались 2 клешни краба.



Баптистерий православных — купель для крещения

Архиепископский музей и капелла апостола Андрея

Что-то подобное можно увидеть в архиепископском музее. Христос изображен как римский легионер, в воинских доспехах.



Архиепископский музей — Христос, необычное изображение

В открытой книге написано по латыни: «Я есмь Путь, Истинна и Жизнь». Ногами Христос попирает символы зла голову льва и змею. Такого необычного Христа я нигде больше не видела. Возможно это одно из самых ранних изображений милитаристской церкви.

Самым ценным экспонатом архиепископского музея считается кафедра из слоновой кости, предположительно подаренная византийским императором Юстинианом.

Дворец Теодориха

От дворца остался всего один фасад. На заднем плане видна кампанила базилики Святого Апполинария. Равенна очень компактный город, транспорт не потребуется все реально обойти пешком. На самом деле дворец не принадлежал Теодориху. Но как и с мавзолеем Галлы Плацидии, получилось, что это имя к нему пристало. Здание датируется более поздним периодом.



Дворец Теодориха

Теодорих был из образованных варваров, он получил образование в самом Царьграде (Константинополе). Во время обучения варвар Теодорих принял христианство. Но не смотря на все свое образование, он не умел писать и всегда рисовал свою подпись по трафарету. Когда я сообщила детям этот факт они дружно посмеялись над системой Византийского образования.

Кроме дворца, от вождя остготов в Равенне сохранился его мавзолей. Говорят, что Теодорих очень боялся грома и молний и поэтому повелел возвести мавзолей с крышей из цельного куска камня весом в 300 тонн. Мавзолей выглядит достаточно обыкновенно и абсолютно пуст, если бы я не знала что он такой древний никогда бы не обратила на него своего внимания.



Пьяцца Дель Пополо — Народная площадь, главная площадь города

Много раз мы слышали, что в Италии много падающих башен, Пизанская не единственная. И вот в Равенне действительно удалось увидеть еще одну падающую башню, основание ее стянуто современными рельсами для укрепления.



Падающая башня в Равенне

А в кафе мы отлично перекусили с видом на падающую башню, меню было только на итальянском языке, пицца и паста по-итальянски будут почти так же ка и на других европейских языках. Я заказала рыбу — «salmon», однако это оказался блинчик с рыбой, тоже было вкусно.



Равенна, ворота Адриано

Равенна раньше была обнесена крепостными стенами, от них остались фрагменты.





Равенна показалась нам пустынным, недооцененным туристами городком. Людей на улицах реально мало. В центре города очень хороший Wi-Fi, сидели в кафе наслаждались. Этот город будет интересен любителям искусства, тому кто интересуется всеми тонкостями становления христианских канонов, любителям прекрасного всех возрастов.