Дворец и парк фонтенбло, дом французских королей. Дворец фонтенбло во франции - любимая резиденция монархов и императора


Загородные резиденции королей Франции, безусловно, нравятся всем, кто любит
роскошь и помпезность.

Дворец Фонтенбло занимает одно из первых мест в истории Франции и всей Европы: с XII по XIX века в общей сложности здесь побывало 34 французских правителя - от Людовика VI Толстого
до Наполеона III.
С XII века французские монархи жили в Фонтенбло. Здесь Наполеон подписал свое отречение от власти и отсюда отправился на остров Эльба.
В Фонтенбло гостили и знатные зарубежные гости - Петр I и Папа Римский Пий VII.

Фонтенбло служил французским правителям на протяжении семи веков, и только с крахом Империи в 1870 году навсегда перестал выполнять свои исторические функции и был превращен в музей.
С каждым веком короли расширяли свои покои, пристраивая к существующим зданиям
новые галереи, апартаменты, залы.
Так дворец превратился в огромную, наполненную бесценными сокровищами, шкатулку.


Этот замок напоминает Версаль своим величием и притягательным очарованием. Роскошный дворец появился в Фонтенбло в XVI веке. До этого в лес к югу от Парижа французские короли приезжали на охоту. Король Франциск I и Наполеон Бонапарт - самые известные личности, которые здесь жили.


Франциск I пригласил для обустройства дворца итальянских художников, которые превратили обычный загородный особняк в своего рода художественный музей.


Самая известная комната в замке - это Галерея Франциска I (Galerie de Francois I). Начиная с XVII века каждая императрица и королева Франции спали в золотой кровати, отделанной изумрудами, которая находится в так называемой Queen"s Bed Chamber (спальня королевы).


В галерее Франциска I, в бальном зале и салоне Людовика XIII обязательно посмотрите росписи на стенах и скульптурные укрaшения.






После революции во Франции в 1789 году этот замок был полуразрушен, но при Наполеоне I был восстановлен и превратился в загородный дом императора.


Причем, изумительные залы для танцев были построены именно при Наполеоне, который привлек с этой целью к работе учеников и последователей Микеланджело Боунаротти.


Помимо этого, в замке также находится Музей Наполеона Бонапарта (Le Musee Napoelon), где представлена наиболее полная коллекция личных вещей императора: вплоть до его зубной щетки, домашних тапочек, государственных подарков и т.п.
Дворец окружен большим парком и лесом с дорожками для велосипедных прогулок.

Французские гиды всегда начинают свой рассказ о Фонтенбло именно с Наполеона, его покоев, его эмблемы - трудолюбивой пчелы.


Во Франции до сих пор существует культ Наполнона, хотя его походы и огромное число убитых в них мужчин привели к печальной статистике: после правления императора средний рост французов уменьшился на 10 сантиметров.
Трудился Наполеон действительно как пчелка, по двадцать часов в сутки(оставшихся четырех часов ему всегда хватало для сна).

В императорских покоях посетители долго удивляются, глядя на его пышную кровать с шатровым пологом - она так коротка, что нормально лечь на нее невозможно. Дело не только в маленоком росте Наполеона, просто тогда все спали сидя, это считалось полезным для здоровья.


Достопримечательностью замка являются населяющие его призраки, которых тут накопилось немало. Самый знаменитый – это Красный человек, которого частенько видят в парке между полу ночью и двумя часами ночи. По преданию, это он предсказал Екатерине Медичи смерть ее четырех сыновей, а короля Генриху IV – насильственную смерть от кинжала убийцы. Короли покинули Фонтенбло, потому гордый призрак больше ни с кем не общается.


За историческим дворцом Фонтенбло , расположенным в 65 км к югу от Парижа, издавна закрепилось название «дом королей ». Многим здесь интереснее, чем в , потому как древнее: французские короли жили в городке Фонтенбло с 1137 по 1870 год. На протяжении восьми веков эта всемирно известная являлась истинным домом французских королей, а позднее императоров.

Дворцы Парижа предназначались для публичной, открытой жизни монархов; здесь же, в Фонтенбло, протекала их частная жизнь, здесь праздновались важнейшие семейные события – свадьбы, рождения, крестины. В этих стенах появилось на свет множество принцев и принцесс, здесь прошли детские годы многих королей Франции. Вплоть до падения Второй империи в 1870 г. с Фонтенбло были связаны важнейшие события французской истории.

Фонтенбло, история возникновения

Документы XII века эту местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса, называли «Fontene Bleaudi» — «источник Блоди». Некогда именно здесь обитала семья воинственных франков Бладобальдов, и ученые предполагают, что Блоди — имя человека, на земле которого бил источник.

Французское название этих мест — «Fontaine-Belle-Eau» («чудесный источник») со временем превратилось в «Fontaine-Bleau». Так что источник Бло — тот чудесный источник, который (по преданию) во время королевской охоты нашла собака по кличке Бло, — и дал название и лесу, и замку, и городу.

История Фонтенбло начинается с охотничьего домика, построенного в XII в. в богатом дичью лесу, около родникового источника Бло, откуда и пошло название местности Фонтенбло («фонтен» - по-французски «источник»). Позже на месте домика выросла усадьба, а затем был возведен замок, ставший надолго королевской резиденцией.

Первое упоминание о Фонтенбло – в связи с коронацией Людовика VII – относится к 1137 г. В XII столетии на этом месте, в сердце обширного леса, занимавшего более 17 тысяч га, располагался королевский охотничий замок. Традиционная любовь к охоте сделала Фонтенбло регулярно посещаемым местом, и при этом едва ли не каждый король считал своим долгом внести свою лепту в улучшение замковых построек, перестраивая и украшая их в соответствии с новыми вкусами.

Наиболее значительным преобразованиям замок подвергся при короле Франциске I (1494–1547), который пожелал превратить старый «дом королей» в «Новый Рим», который превзойдет роскошью и красотой дворцы , и .

Строительство Фонтенбло продолжалось на протяжении 1528–1547 гг. Вместо старого средневекового замка вырос огромный роскошный дворец (арх. Ж. Лебретон, П. Шамбиж и др.), в облике которого воплотились итальянские и французские художественные традиции. Были построены ворота, танцевальный зал, часовня Св. Сатурини, здания, окружающие внутренний двор Белой Лошади и галерея Франциска I, связавшая две группы построек.

От замка XII в. сохранилась лишь одна древняя башня-донжон, в которой когда-то располагалась королевская спальня. Для дворцового комплекса Фонтенбло характерны внутренние дворы – отзвук итальянской архитектуры – и оригинальные подковообразные наружные лестничные всходы.

Для украшения королевской резиденции Франциск I пригласил итальянских живописцев Россо Фиорентино, Франческо Приматиччи и Себастьяно Серлио, положивших начало так называемой «первой школы Фонтенбло». Искусство Фонтенбло середины XVI в. стало ответвлением стиля итальянского маньеризма. Для него характерны особая элегантность, сочетание живописи с декоративными фризами и сложной резьбой по гипсу, имитирующему цветной мрамор (стукко).

Художники первой школы Фонтенбло широко включали в свои полотна аллегорические и символические фигуры, прославляющие королей Франции. Эти росписи до сих пор можно видеть на стенах монументальной парадной лестницы, в танцевальном зале и королевской спальне, но лучше всего они сохранились в галерее Франциска I, созданной Россо Фиорентино между 1522 и 1540 гг.

Ко временам короля Франциска I относится и создание садово-паркового ансамбля в Фонтенбло. Вокруг дворца был разбит огромный парк «по итальянской моде», который, несмотря на многочисленные позднейшие переделки и дополнения, дает представление о садово-парковой архитектуре XVI столетия.

Большой водоем в форме трапеции, являющийся центром парка, некогда использовался для всевозможных «водяных затей» и забав. В нем были устроены фонтаны, самый большой из которых украшала статуя «Геркулес» работы Микеланджело. На искусственном острове посреди пруда был сооружен банкетный павильон.

В последующие века дворец в Фонтенбло неоднократно подвергался значительным переделкам. По доброй старой традиции каждый монарх, взойдя на престол, спешил украсить «дом королей» чем-нибудь новым. Хотя строители старались придерживаться проекта, утвержденного Франциском I, время вносило свои коррективы, и сегодня дворец потерял ощущение единства стиля, воплотив в своем облике архитектурные элементы XVI–XIX вв.

Генрих II, сын и преемник Франциска I, и его жена Екатерина Медичи завершили все начатые постройки Фонтенбло – правда, в измененном в соответствии с новыми вкусами виде, пригласив для этих целей архитекторов Филиберта Делорма и Жана Буллана. Над отделкой дворца в эти годы работал живописец-маньерист Никколо дель Аббате.

При Генрихе IV (1552–1610) дворец подвергся новым большим переделкам, которыми руководил архитектор Амбруаз Дюбуа. Работавшие в этот период в Фонтенбло фламандские живописцы положили начало «второй школы Фонтенбло». По распоряжению Генриха IV был значительно расширен парк. В нем был прорыт канал протяженностью 1200 м, высажены платаны – для Франции той эпохи большая редкость, а также ели и плодовые деревья.

Король Людовик XIII, чье детство прошло в Фонтенбло, добавил к дворцовому ансамблю железную лестницу. В 1661–1664 гг. Андре Ленотр, придворный садовник Людовика XIV и создатель Версальского парка, разбил на месте прежнего Большого парка зеленый партер. Сам «король-солнце» имел обыкновение ежегодно проводить в Фонтенбло два осенних месяца, наслаждаясь покоем и великолепной природой.

К временам правления Людовика XV относится перестройка южной части двора Белой Лошади и сооружение Большого павильона, получившего название «Эрмитаж маркизы Помпадур» (арх. ЖА. Габриэль). При Людовике XVI были в два раза увеличены размеры галереи Франциска I и создан будуар королевы, состоящий из трех салонов, отделанных в соответствии со вкусами времени.

Когда в 1804 г. в Фонтенбло приехал Наполеон, «дом королей» поразил его девственной пустотой. Оставались одни пустые залы, впрочем, почти не тронутые, а вся роскошная обстановка исчезла благодаря стараниям «граждан» республики. По распоряжению Наполеона дворец был заново обставлен и украшен, и в его стенах император Франции принимал римского папу Пия VII, прибывшего в Париж, чтобы короновать «узурпатора».

С Фонтенбло связаны последние драматические страницы истории наполеоновской империи. 28 апреля 1814 г., простившись с солдатами Старой гвардии, выстроившимися во дворе, Наполеон навсегда покинул замок. Годы спустя, находясь в ссылке на острове Св. Елены, он до последнего дня вспоминал Фонтенбло – «истинный дом королей, лучше всех украшенный и наиболее удачно расположенный дворец в Европе». Национальный музей Фонтенбло хранит множество предметов, принадлежащих лично Наполеону, его жене, братьям и сестрам.

В последующие годы дворец Фонтенбло оставался «домашней» королевской резиденцией. При Луи-Филиппе здесь были проведены значительные ремонтно-восстановительные работы. В 1837 г. в стенах дворца состоялось бракосочетание наследника престола принца Орлеанского с немецкой принцессой.

Последний расцвет Фонтенбло приходится на времена Второй империи. Император Наполеон III восстановил заброшенную часть парка, заново отделал помещения дворца, и до 1868 г. Фонтенбло оставался местом официальных приемов, торжеств и увеселений императорской четы.

Франко-прусская война и падение империи поставили точку в политической истории Фонтенбло. Сегодня дворец и парк Фонтенбло является национальным музеем, входящим в , а часть его по традиции остается резиденцией главы государства.

Фонтенбло, архитектура и интерьеры

Знакомство с ансамблем Фонтенбло начинается с Почетного двора, который просторно раскинулся перед главным дворцовым фасадом. Двор и есть часть того участка, на котором некогда бил чудесный источник. Почти всю площадь Почетного двора (152х112 метров) занимает зеленый партер: четыре больших квадрата стриженой травы легли здесь по два с каждой стороны центральной аллеи, ведущей к парадному входу во дворец.

Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. В XVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме.

По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу, королю Генриху II, в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтерра, который и сделал каменную модель.

Вскоре перелили в бронзу часть памятника: лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия. В Италии это стало событием, так как даже здесь не видели такой большой скульптуры. Снятый с нее гипсовый слепок доставили в Фонтенбло и установили посередине Большого Нижнего двора. Всадник на этой гипсовой лошади так никогда и не появился, а Большой Нижний двор, украшенный этой скульптурой, переименовали в двор Белой Лошади. В 1580 году гипсовая лошадь распалась, заказанный в Риме новый слепок со временем тоже пришел в негодность и в 1626 году был снят.

У этого двора есть еще и другое название — двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе Белой Лошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу. Но не прошло и года, как на этом же дворе он делал смотр своим преданным гренадерам, которые помогли ему триумфатором возвратиться в Париж.

Во дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения — Галерея Франциска I. Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены Галереи расчленены на два яруса: нижний обшит деревянными резными панелями, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы.

Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурными рельефами. Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов.

Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску I — его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам.

А рефреном к ним звучит многократное изображение герба Франциска I — саламандры в огне, сопровождаемой девизом короля: «Nutrisco et extinguo» («Питаю и уничтожаю»). Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

Четырнадцать фресок Галереи составляют единый, тонко продуманный цикл. Центр большой стены Галереи занимает произведение итальянского художника Ф. Приматиччо «Даная» — главная фреска всего ансамбля. Художник искусно вписал в большой овал в задумчивости раскинувшуюся на подушках златокудрую красавицу с античным профилем. Живопись этой фрески утопает в переливах золотистого цвета, эффект которого еще больше усиливается золоченой рамой.

Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных добродетелей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.

Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус. Сейчас Овальный двор закрыт для посещения, а на месте служб разместились решетчатые ворота.

Одной из достопримечательностей Овального двора являлся павильон Святого Луи, который впоследствии подвергся реконструкции. Это здание стоит на массивном цоколе, этажи его отмечены карнизами и окнами, а крутая крыша с двумя симметричными дымоходами придает ему элегантную стройность. Заметно преобразилось и слуховое окно павильона Святого Луи: сейчас его обрамляют строгие античные пилястры и завершает треугольный фронтон.

В юго-западной стороне Овального двора архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота — укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном.

Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.

Известный в первую очередь великолепным ренессансным дворцом, резиденцией многих правителей Франции. Построенный в стиле итальянского маньеризма, дворец больше всего напоминает ряд затейливых хрустальных фужеров разной высоты и формы: приземистые пузатенькие пристройки - тяжёлые бокалы для виски, элегантные широкие флигели - основательные сосуды для красного вина, а изящные стройные башенки между ними - легкомысленные фужеры для шампанского. Да и само название города весьма кокетливо: «fontaine bleau» означает «прекрасный фонтан».

Жители Фонтенбло называют себя «les bellifontains» (беллифонтенцы), и при описании местных явлений также рекомендуется использовать прилагательное «bellifontain».

Дворец окружает замечательный парк, а его, в свою очередь, обширный лес. Кроме этого, Фонтенбло - одна из конных столиц Франции: здесь расположен ипподром и проводятся крупнейшие международные соревнования по всем дисциплинам конного спорта.

В Париже отправляйтесь на Лионский вокзал (Gare de Lyon) и садитесь на поезд, следующий в сторону Montargis Sens. Примерно через 44 минут приготовьтесь выходить на станции Fontainebleau Avon. Поезда курсируют с 0:34 до 22:46 из Парижа в Фонтенбло и с 5:24 до 22:40 в обратном направлении. Стоимость проезда - 5-8 EUR.

Также в Фонтенбло можно приехать из Марселя на скоростном поезде TGV. Время в пути - около 4 часов.

От вокзала до центра Фонтенбло можно добраться на автобусе линии АВ, отправляющемся каждые 15 минут. Тариф - 1,70 EUR. Чтобы попасть к дворцу Фонтенбло, нужно выйти на остановке Château. Цены на странице указаны на август 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Фонтенбло)

Погода в Фонтенбло

Как ориентироваться в городе

Город Фонтенбло очень компактен и удобен для ориентации. Главная улица - rue Grande, соединяющая дворец с противоположной оконечностью города, проходит через центральную площадь place Napoléon Bonaparte. Здесь же расположено большинство магазинов, ресторанчиков и кафе. От центра Фонтенбло до дворцового комплекса - не более получаса ходьбы.

Офис по туризму Фонтенбло (rue Royale, 4) предлагает в аренду велосипеды по цене 5 EUR в час, 15 EUR за половину дня и 19 EUR за весь день.

Кухня и рестораны Фонтенбло

В Фонтенбло множество ресторанов, закусочных, кафе и баров, большинство из которых располагается на rue Grande. Кухня предлагается самая разная - от классической французской (например, в ресторане при отеле «Наполеон», одном из лучших в городе) до средиземноморской, мексиканской и японской. Чтобы перекусить, отправляйтесь в заведения под вывеской «brasserie», в ресторанах принято заказывать более солидные блюда. Обязательно попробуйте местную выпечку и сладости.

Фонтенбло

Шоппинг и магазины

Местная агропродукция - предмет особой гордости беллифонтенцев. Прилавки продуктового рынка, устраиваемого по вторникам, пятницам и воскресеньям у церкви Сен-Луи, буквально ломятся от эталонных экземпляров овощей, фруктов, корнеплодов и зелени. Также здесь продают сыры и молочные продукты, мясную гастрономию, торты, пироги и булочки на любой вкус.

В 1996 году Национальная ассоциация кулинаров наградила продуктовый рынок Фонтенбло почётным званием Marché d’exception - исключительный рынок.

Помимо сувениров с изображением дворца Фонтенбло, отсюда можно привезти изделия стеклодувов, живописные полотна, мозаики и витражи, головки сыра и шоколад.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



Популярные отели Фонтенбло

Развлечения и достопримечательности

Дворцовый комплекс Фонтенбло - без сомнения, главная достопримечательность города. Сюда входит сам дворец, дворики и сады и дворцовый парк.

Во дворце Фонтенбло для посетителей открыто огромное количество комнат, и просто невозможно обойти их все. К числу жемчужин относятся залы Ренессанса 16 века, Большие апартаменты суверенов 16-19 века, буквально трещащие по швам от роскоши, золота и блеска, Внутренние апартаменты Наполеона и Малые апартаменты (использовавшиеся Наполеоном, его супругой и ближайшими соратниками). Загляните также в уютные будуары Марии-Антуанетты и апартаменты Папы (имеется в виду Пий VII, останавливавшийся здесь дважды).

Во дворце Фонтенбло можно научиться старинной игре в мяч - jeu de paume, нечто вроде волейбола с ракетками.

Кроме этого во дворце располагаются четыре музея: Китайский музей императрицы, музей Наполеона, Галерея живописи (обратите внимание на фреску «Королевский слон») и Галерея мебели с великолепным комодом работы мастера Бенемана.

Выйдя из дворца, отправляйтесь погулять по дворикам и садам, устроенным под любое настроение: строгий и слегка мрачноватый Овальный двор, двор Фонтана с неподвижной водной гладью пруда, утопающий в зелени Английский сад, камерный сад Дианы и умиротворяющий Сосновый грот.

И наконец для неутомимых исследователей достопримечательностей комплекс Фонтенбло припас 130-гектарный парк с искусственным каналом, многочисленными мостами и мраморными изваяниями богинь и нимф.

Любители природы смогут насладиться прогулками в лесу Фонтенбло. Здесь проложено 300 км пешеходных, конных и велосипедных маршрутов для любого уровня физподготовки. Разнообразие видов животных, птиц и растений зачарует даже самого преданного поклонника урбанизации. Экстремалы могут попрактиковаться в скалолазании.

Конный спорт - ещё одна изюминка региона. На ипподроме de la Solle регулярно проводятся скачки и бега, а в манежах Le Grand Parquet устраиваются престижные международные соревнования по конкуру и выездке. Для непрофессионалов предлагается обучение верховой езде и конные прогулки по окрестностям.

В самом городе также можно посетить Музей военной истории и единственный в Европе Тюремный музей (обратите внимание на письма из застенков именитых заключённых: Франсуа Вийона, Мирабо и маркиза де Сада).

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография



И связанная с жизнью 34 монархов Франции, в том числе Наполеона Бонапарта. Вместе с тем, дворец Фонтенбло не уступает Версалю в роскоши, но при этом незаслуженно пользуется намного меньшей популярностью. Наполеон Бонапарт присвоил усадьбе звание официальной загородной императорской резиденции и называл Фонтенбло «настоящим обиталищем королей, домом веков».

Местность, где построена усадьба, славится своей красотой, не заметить которую французские монархи не могли. Их словно манила здешняя природа и прекрасные, подходящие для охоты леса. В начале XII века здесь был небольшой охотничий двор, затем строится крепость, а в середине XVI века возводится великолепный дворец. Таким образом, история Фонтенбло связана с именами десятков монархов, начиная от Людовика VI (Толстого) и до Наполеона III. Во дворце Фонтенбло родилось четыре монарха.

Об усадьбе сложено множество легенд и, согласно одной из них, во дворце существуют потусторонние силы, которые и влияли на принятие решений королей. Как бы это ни было, но в Фонтенбло все короли чувствовали себя уверенней и еще могущественней.

Как добраться до Фонтенбло

Удобнее всего ехать в Фонтенбло на поезде. Поезда отправляются с Лионского вокзала. Билеты можно купить в терминалах. ВНИМАНИЕ! На Лионском вокзале 2 вида терминалов. Вам нужно коричневые терминалы (их всего 3-4 штуки), он продают билеты на региональные поезда. Если возникнут вопросы - нужно обратиться в инфопункт. Ехать до станции Fontainebleau-Avon. Стоимость билета 8.85 евро (2018 г.). В пути около 40 минут. Расписание, цены и купить билет можно на сайте www.transilien.com .

Режим работы дворца Фонтенбло 2019

  • Ежедневно, кроме вторника
  • С апреля по сентябрь 9:30-18:00
  • С октября по март 9:30-17:00
  • Выходные дни - 1 января, 1 мая и 25 декабря
  • Вход в музей прекращается за 45 минут до указанного времени
  • Бальный зал закрывается за 1 час до до указанного времени
  • Китайский музей и Папские апартаменты могут быть закрыты с 11:30 до 14:30.

Стоимость билетов в Фонтенбло 2019

Стоимость билетов в дворец:

  • Взрослый билет 12 евро
  • Дети до 18 лет бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, проживающие на территории Евросоюза, - бесплатно
  • Молодые люди до 25 лет, НЕ проживающие на территории Евросоюза, - 10 евро

Вход бесплатный для всех категорий посетителей каждое первое воскресенье месяца, зак исключением июля и августа.

Вход в сады и парки бесплатный.

Название

Название Фонтенбло (французское «Fontainebleau») переводится как «прекрасный фонтан». Это имя усадьба получила от местного родника с чистой целебной водой. Существует легенда, согласно которой Наполеон Бонапарт каждое утро выпивал стакан воды из этого источника, что придавало ему силу.

Из истории

В 1137 году пришедший к власти Людовик VII построил здесь крепость, что было характерно для того времени, а позже при Франциске I в 1527 году был возведен ренессансный дворец, отличающийся уникальной архитектурой и великолепным внутренним убранством.

Франциск I был великим дипломатом и защищаться, по большому счету, ему было не от кого. Поэтому от крепости он оставил всего лишь одну башню, а дворец, построенный по проекту Жюля Лебретона, отличался величием, что подчеркивало могущество и власть короля.

Для Фонтенбло время правления Франциска I было поистине золотым веком. Усадьба превратилась в центр французского и зарубежного искусства. Кроме Лебретона, здесь также трудились архитекторы Пьер Шамбиж и Касторе и известные мастера из Италии - Приматиччо, Россо и Челлини. Совместная работа лучших европейских архитекторов, скульпторов и мастеров живописи положила начало всемирно известной школе Фонтенбло.
На протяжении нескольких веков Фонтенбло достраивался и изменялся в соответствии со вкусом и желанием каждого из монархов, поэтому здесь можно увидеть постройки разных стилей, характерных для разного времени (от XV до XIX века).

Дворец стал любимым и для пришедшего к власти Наполеона Бонапарта. Сохранился кабинет, где правитель принимал важные решения, Красный салон, где он подписал отречение от власти, а также лестница в виде подковы, ведущая во Двор прощания, стоя на которой Наполеон прощался со своими солдатами.


Многие туристы обращают внимание только на дворец, вместе с тем, Фонтенбло – это целый комплекс, состоящий из дворца, трех садов и четырех дворов (Овальный и Белой лошади, Служебный и Фонтанный), а также парка и леса. Кроме того, здесь расположено несколько музеев, среди них - музей тюрем и музей Военного искусства.

Сады Фонтенбло

  • Дворец Фонтенбло окружен садами, самый маленький из которых – сад Дианы, получивший свое имя по названию статуи, изображающей богиню охоты - Диану с оленем
  • Английский сад появился при Франциске I и тогда он назывался Сосновым садом. Преобразования сада проведены и при других правителях. В Английском саду Вы погуляете по извилистым аллеям, увидите живописную реку и искусственную скалу, а также экзотические растения
  • Сад-партер – полная противоположность Саду Дианы. Сейчас это любимое место прогулок туристов. Здесь сохранена планировка, созданная садовником Ле Нотром во времена Людовика XIV. В отличие от заросшего Сада Дианы, здесь ровные дорожки, четкие линии лужаек и аккуратно подстриженный кустарник, а летом Вас порадуют 45 тысяч цветущих растений.

За партером начинается парк, по всей длине которого при Генрихе IV был прорыт канал длиной 1,2 км. Парк украшают статуи богинь и мраморные мостики.

В выходные дни парижан привлекает лес, окружающий сады и парк Фонтенбло. Здесь устроено почти 300 км пешеходных дорожек, а в тени многовековых деревьев, в тишине и покое, можно прекрасно отдохнуть от забот и суеты Парижа .

Перед главным фасадом дворца раскинулся огромный Почетный двор, который первоначально назывался Нижним, затем его переименовали во Двор Белой лошади, поскольку здесь проходили Рыцарские турниры и была установлена гипсовая скульптура лошади. Позже, после отречения Наполеона от власти в 1814 году, этот двор стали называть Двором прощания.

Галерея Франциска I

Галерея Франциска I была создана в середине XVI века, то есть значительно раньше чем галереи в Лувре и Версале . Это была первая художественная галерея в Европе. Здесь Вы увидите фрески и живописные полотна, деревянные резные панели и лепнину, искусно выполненные европейскими мастерами. В Галерее Франциска I находилась и самая таинственная работа Леонардо да Винчи - «Мона Лиза» - Джоконда.

Галерея ведет из покоев короля в часовню Святой Троицы. Строительство капеллы было начато при Франциске I, а закончено при Людовике XIII.

Роспись капеллы, сохранившуюся до наших дней, выполнил французский художник Мартен Фремине.

Внутренние и Малые апартаменты Наполеона

Бывшие императорские апартаменты хранят память о Наполеоне I и членах его семьи. Внутренние апартаменты включают кабинет, где правитель принимал решения и его личные покои. Здесь Вы увидите портреты и предметы быта, мебель и ценные произведения искусства.

В Тронном зале (до революции это была спальня короля) сохранился стул Наполеона 1805 года и стол, за которым император приносил присягу. В Красном салоне император отрекся от власти, заявив, что готов покинуть Францию и даже уйти из жизни, если это будет на благо страны.

Обратите внимание на отделку текстилем и множество колонн, лепнину и богатые скульптурные композиции. Все убранство выполнено в стиле ампир.

Малые апартаменты, где Наполеон отдыхал и принимал гостей, можно посетить только с экскурсией.

Бальный зал

После смерти Франциска I к власти пришел его сын Генрих II. Именно при нем под руководством мастеров Абатто и Приматиччо был оформлен Бальный зал. Все его убранство посвящено фаворитке короля влиятельной Диане де Пуатье. Благодаря обилию солнечного света Бальный зал выглядит золотым. Он использовался для проведения торжеств вплоть до XIX века, то есть около 600 лет и был свидетелем многих исторических событий.

В украшении зала, как и в убранстве Галереи Франческо I, можно увидеть красочное сочетание фресок и деревянных панелей. На одной из них нетрудно заметить монограмму Дианы де Пуатье – три скрещенных полумесяца.

Официальный сайт Фонтенбло

Фонтенбло значительно старше Версаля, это своего рода символ истории Франции. Остаться равнодушным к его живописной природе, архитектуре и произведениям искусства невозможно.

По словам французского историка Жюля Мишле, Фонтенбло - «это восхитительное последнее убежище, где можно отдохнуть и насладиться тем, что еще осталось от жизни… Спросите меня, где бы я стал искать утешения, если бы меня постигло несчастье, и я отвечу – пошел бы в Фонтенбло. Но и будучи счастливым, я тоже отправлюсь в Фонтенбло».

Впервые в исторической хронике Франции появились записи об этом замке в XII веке. Здесь были богатые дичью леса, в которые частенько наведывались короли Людовик VI и затем Людовик VII. Грамота Людовика VI свидетельствует о том, что эти места являлись королевским доменом. Со своей свитой короли охотились в этих местах, поэтому там появился охотничий королевский павильон. Однако Людовик VII из династии Капетингов, прозванный Молодым, слыл непреклонным в вопросах правосудия. Узнав однажды, что эти земли частично принадлежали крестьянину, у которых ее незаконно отняли, он решительно приказал упразднить постройку.

Дело "исправил" король Людовик Святой, который путешествуя в окрестностях Фонтенбло, пришел в восторг от красоты здешних мест. Он решил отстроить массивный донжон, и вскоре на месте охотничьего дома был выстроен замок Фонтенбло. Франция может по праву поместить этот шато на одно из первых мест в длинном списке замков , хотя бы по количеству королей, которые в нем побывали. Судите сами, история его начинается от времен правления Людовика Толстого (1081-1137 гг.), а «последним» монархом, который в нем пребывал и переделывал по своему усмотрению, был Наполеон III (1808-1873 гг.).

Чудесный источник

Свое любопытное название Фонтенбло получил, благодаря чудесному источнику, который существовал при возведении замка, но в начале XVIII столетия совершенно исчез. По одной из версий, однажды во время королевской охоты одна из собак охотничьей псарни мчалась по следу дикого зверя и обнаружила родник. Этот источник назвали Бло, так же, как звали пса. Другая же версия гласит, что местность называлась «Fontene Bleaudi» по имени одного из владельцев этих мест, некоего Блоди. Фонтенбло по-французски «Fontaine-Belle-Eau», трансформированное со временем в «Fontainebleau», то есть «чудесный источник».

Фонтенбло «повидал» многих французских правителей, если быть точнее – 34-х. И многие из них считали своим долгом переделывать замок: дополнять постройками, расширять территорию, оформлять сады, парки, дворы, сносить «старое» в виду его непригодности, менять «лицо» дворцового ансамбля. Именно по этой причине замок Фонтенбло носит богатую с архитектурной точки зрения стилистику. В нем удивительном образом соединились в удачной гармонии сразу несколько стилей: классика, Ренессанс, средневековые элементы. Не зря же Наполеон I сказал про замок Фонтенбло, что он – «пристанище веков». Точнее и придумать нельзя!

Франциск I

Несмотря на регулярные перестройки замка, его «золотой век» приходится на правление Франциска I. К его восхождению на престол Фонтенбло уже был изрядно «потрепанным»: во-первых, от старости, во-вторых, от того что замок долго пустовал. Король Франциск I не остался равнодушным к местным пейзажам, к удачному расположению замка, и к тому факту, что в нем несколько веков жили его предки. К тому же король мудро решил возобновить старинную традицию королевских охот, а Фонтенбло лучшим образом подходил для этих целей.

В 1528 году король решительно стал собирать мастеров для восстановления бывшего охотничьего замка. Ко двору были призваны лучшие из лучших:

  • Архитекторы;
  • Художники-оформители;
  • Скульпторы;
  • Каменщики;
  • Мастера-ремесленники;
  • Садовники.

Работа закипела не шуточная, и вскоре вместо охотничьего шато в средневековом стиле вырос великолепный королевский замок. В напоминание о древности ансамбля Франциск I велел оставить только старинный донжон. Впоследствии Фонтенбло неоднократно переделывался, но эта «трансформация» была самой эпохальной для сооружения.

«Мы приняли решение создать здесь в будущем нашу резиденцию, чтобы получать удовольствие от названной местности и от охоты на лис, рыжих и черных, которые водятся в лесу Бьера и его окрестностях». Так говорил Франциск I, а его слова никогда не расходились с делом. Заброшенный замок вскоре воскрес. Появились новые псарни, охотничий двор, дом для королевской охраны и королевская конюшня.

Именно в период отделочных работ роскошного дворца появилась так называемая «школа Фонтенбло». Король пригласил для отделки видных архитекторов и мастеров того времени;

  • Лебретон;
  • Шамбиж;
  • Касторе;
  • Приматиччо;
  • Челлини;
  • Россо.

Удачное взаимодействие в работе французских и итальянских мастеров дало поразительные результаты и новое направление в искусстве декоративной отделки интерьеров. Тот же Бенвенуто Челлини провел в замке целых пять лет, создавая шедевры для Фонтенбло, как камея с изображением богини Дианы на барельефе салона Франциска I. Однако не все его работы «осели» в замке, многие разошлись в другие музеи Франции и мира .

Как дань деятельной натуре Франциска I, который всю жизнь благоволил к искусству, науке и благополучию собственного народа, ему посвящена целая Галерея в Фонтенбло, названная его именем. Это длинное помещение, соединяющее корпуса дворца, стены которого украшают удивительно красивые фрески-аллегории, монограммы и гербы. Все они посвящены исключительно этому мудрому и справедливому королю, девизом которого было изречение «Питаю и уничтожаю».

Времена расцвета, времена заката

Со времен Франциска I в Фонтенбло хранились такие известные картины, как «Джоконда» и «Иоанн Креститель», написанные самим Леонардо да Винчи. Сегодня эти полотна хранятся в Лувре.

После смерти Франциска I страной стал править его сын – Генрих II. Он тоже удостоил вниманием Фонтенбло. Его огромный Бальный зал называли одним из чудес замка. Помещение, перекрытое оригинальным сводом, по площади занимало 300 кв.метров с окнами, выходящими на Овальный двор и прекрасный придворцовый сад. Архитектором Бального зала стал Жиль Лебретон, а его продолжателем – мастер эпохи Возрождения Филибер Делорм.

Следующую значительную реконструкцию замка осуществил король Генрих IV, знаменитый своим энтузиазмом и любительством все благоустроить. Однако после его смерти замок пустовал и ветшал в течение многих лет. Людовик XIII почти не занимался дворцом и его парком, зато его очень любила супруга короля – та самая Анна Австрийская, времена которой замечательно описал в своих произведениях Александр Дюма. Кстати, действия его романа «Три мушкетера» частично происходят в Фонтенбло.

Во времена правления короля-Солнце Людовика XIV весь королевский двор переехал в новую резиденцию – Версаль. А следующие короли приезжали только в осенний период. Правда, королева Мария-Антуанетта часто наведывалась в Фонтенбло, и ее супруг Людовик XVI переделал для нее парк, архитектура которого сохранилась и по сей день.

Былое величие замку вернул Наполеон I, восстановив его и сделав своей загородной резиденцией. Здесь ему пришлось отказаться от трона. В апреле 1814 года в Красном салоне замка он подписал свое отречение, а через несколько дней трогательно попрощался со своей гвардией. Тогда он поцеловал знамя и произнес речь перед солдатами, чтобы эффектно отправиться в…ссылку. После этого события Двор Белой Лошади, где происходило «прощание», получил название «La cour des adieux» («Двор прощаний»). Правда, в 1815 году Наполеон еще раз побывал в Фонтенбло: тогда история ему подарила еще 100 дней правления.

Бесценная шкатулка истории

Замок за годы своего существования пережил моменты расцвета и забвения. В нем происходили многие исторические события, включая рождение, свадебные церемонии и смерть монархов. Одно время он даже служил местом заключения для понтифика Пия VII, который возненавидел замок всем сердцем. В XX столетии Фонтенбло служил штаб-квартирой НАТО, а в 1981 году ЮНЕСКО его включил в Список объектов Всемирного Наследия.

Сегодня его посещают до 300 тысяч посетителей в год. В 2009 году французское правительство приняло решение отреставрировать замок, и выделило для этих целей более 2-х миллионов евро. Фонтенбло - бесценная шкатулка, которая со временем наполнялась уникальными произведениями художников, скульпторов, дизайнеров интерьера и ландшафта сегодня представляет огромную историческую ценность.

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева