Комодо - остров, где живут драконы


дракон упоминается три раза: при этом один раз в классической форме δράκων (стих 323), а два раза в форме δράκοντος (стихи и ). Последние два неизменно переводятся на русский как "змея-дракон ".

Забавное описание змей-драконов оставил нам наш "старый друг", римский писатель и эрудит Плиний Старший (Plinius Maior )


воображаемый портрет Плиния Старшего работы художника XIX века;
достоверных портретов античного периода, как мы знаем, не сохранилось,


В книге VIII своей "Естественной истории " (Naturalis Historia ) он написал:

XI.
<. . .>но самых больших слонов поставляет Индия . Она же поставляет и драконов, которые находятся в постоянной вражде со слонами; эти драконы столь огромны, что легко обвивают слонов своими кольцами и сдавливают их, скрутившись в тугой узел. В этом сражении погибают оба противника и побежденный слон, падая, своей тяжестью душит обвившего его дракона.
Перейдём теперь к рассмотрению "свидетельств" о драконах средневековых , но не всех подряд, а только избранных, т.к. "имя им легион"...

По преданиям некий человек был направлен из Рима (Roma ) в Мец (Metz , или как он назывался в то время Divodurum Mediomatricorum ) в III веке н.э. чтобы стать местным епископом. По прибытию местные жители нажаловались ему, что в руинах амфитеатра поблизости живёт дракон по имени Граулли (Graoully , либо Graouilli ), отравляющий своим дыханием местность и наводящий ужас на обитателей города. Тогда чужестранец пошёл в логово дракона, сотворил Крестное Знамение, обернул шею змия своей столой и тем самым приручил чудовище. Затем вывел его из города и на берегу реки Сейль (Seille ) низвёрг его в глубины земли, откуда тот и явился, а провал задвинул скалой. С тех пор тот путник известен как св. Климент Мецский (Clément de Metz ), первый епископ Меца =)

Подобным подвигом прославился ещё один епископ из города Кавайон (Cavaillon , либо Cavalhon ), живший в VI веке св. Веран Кавайонский (Veranus ; Véran либо Vrain ). Силой слова Божьего ему удалось изгнать терроризировавшего деревушку Фонтен-де-Воклюз (Fontaine-de-Vaucluse ) ужасного дракона Coulobre .

Очередной дракон, по имени Тараск (Tarasque ) жил себе на берегу реки Роны (у этой реки много названий... Rhône , Rotten , Ròse , Rôno , Rhodanus , Rodan , Rodano ) недалеко от селения Нерлук (Nerluc ). Питался скотом, людьми и девственницами на закуску. Вот как средневековая "Золотая легенда " (Legenda Aurea , либо Legenda Sanctorum ), весьма популярное в своё время сочинение итальянского монаха-доминиканца Иакова Ворагинского (Jakobus de Voragine , либо Jacopo da Varazze ), составленное им около 1260 года из разнообразных житий святых и близких к ним легенд, описывает нам этого зверя (раздел 4):

Он конечно же был порождением ужасного библейского чудовища Левиафана (לִוְיָתָן ) и прибыл в Рону из моря =)

Чего только местные жители не делали, но избавиться от него не могли. Тут появилась таинственная незнакомка. Застала она монстра в самый отягчающий момент - за человека пожиранием. Окропила она его Святой Водой, сотворила Крестное Знамение и... стал Тараск кроткий как овечка. Связала она его своим пояском и привела в город, где, в отместку за сотворённые неудобства, перепуганные жители зверски его забили копьями. Была эта незнакомка св. Мартой или Марфой (Martha , либо Μάρθα из מַרְתָּא ). А селение с тех пор называется городом Тараскон (Tarascon ) в честь "геройски" поверженного Змея =))

И да, стоит отметить, что св. Марфа не могла жить позже I века н.э. ;)

Недалеко от тех мест, на острове, ныне известном как остров Сент-Маргерит (Île Sainte-Marguerite ), обитал ещё один довольно крупный и свирепый дракон, по имени Драко (Draco ). Настолько свирепый, что его иногда путали со знаменитым Тараском. Его победил, вполне себе силой оружия, епископ (!) св. Гонорат либо Онорэ Арльский (St. Honorat , либо St. Honoré d"Arles ). В сражении ему помогала его сестра, св. Маргерит (St. Marguerite ), основавшая ранее на острове женский монастырь. Раненный змей поднялся в воздух и улетел на континент, где его добил тоже епископ (!) st. Hermentaire . В честь этого события близлежащая деревушка (а ныне город) получила своё название: Драгиньян (Draguignan , либо Draguinhan ).

Также сохранились сказания о кровожадном драконе, проживавшем на горе возле немецкого города Драхенфельс (Drachenfels , дословно "Скала дракона"). Что с ним случилось: показания "очевидцев" очень сильно расходятся. Но, тем не менее, сейчас на этой горе руины замка =)

В отличие от ранее упомянутых драконобоцев св. Маргарите (Марине) Антиохийской (Ἁγία Μαρίνα , либо St. Margaret ) дракон явился как часть её мученических подвигов. Но сотворила Маргарита Крестное Знамение и...

Как мы видим, в христианской средневековой Европе совершенно забылись старые языческие функции драконов, как мифических змеев, охраняющих где-то в подземельях сокровища (см. "Старшую Эдду " (Sæmundaredda ), "Беовульф " (Beowulf ) и "Песнь о Нибелунгах " (Das Nibelungenlied ), в последствии атрибут был позаимствован Джоном Рональдом Руэлом Толкином (John Ronald Reuel Tolkien ) в повести "Хоббит, или Туда и обратно " - The Hobbit, or There and Back Again ), хранителей мудрости (см. "Старшую Эдду "), полностью превратив их в библейские исчадия ада и творения Сатаны (שָׂטָן‏‎‎‎ ), созданные специально для того, чтобы вредить людям (кстати, Толкин использовал и этот образ драконов в произведении "Сильмариллион " (The Silmarillion )). Таких драконов в принципе невозможно приручить. Даже в случае, когда святой (св. Симеон Столпник (Συμεών ὁ Στυλίτης ), см. житие , глава 10) исцеляет терпящего страдания дракона, тот не следует за святым, как обычно поступают исцелённые святыми животные, а снова удаляется в своё логово, находящееся как правило либо в воде, либо в подземелье (и это, как мы увидим позже, не спроста).

Немножко иная история открывается нам на востоке, там мы не наблюдаем такого уж отождествления драконов с нечистой силой. Конечно, в арабском мире св. Георгий, Победитель Дракона, тоже имеет своё почитание под именем Джирджис либо даже Эль-Хидр (جرجس , либо الخضر‎ ), но драконы всё же сохранили прямую преемственность своих языческих предков из Ближнего Востока .

В персидской космографии XIII века (неизвестного автора) под названием "Чудеса мира " (оригинал названия в кирилличной транскрипции Аджа’иб ад-дунйа ) сообщается о неком драконе, в описании которого прослеживается прямая связь этого зверя с доисламской традицией (лист 140а, глава 190):

Подобный рассказ есть и в книге "Диковинки творений и Странные вещи бытия " (عجائب المخلوقات و غرائب الموجودات , в латинской транскрипции Ajā"ib al-makhlūqāt wa gharā"ib al-mawjūdāt ) XII века пера персидского автора Наджиба Хамадани (ст. 617), только дракон там называется тиннин (التنين ), что в переводе с арабского и есть "дракон". А в произведении арабского учёного и литератора XIII века Абу Яхья Закарийа ибн Мухаммед ибн Махмуд аль-Казвини (زكرياء ابن محمد القزوينى ), написавшего труд с таким же названием находим и изображение сего дива, подписанное как cу"бан (ثعبان‎‎ , в латинской транскрипции thuʿbān ), что в переводе с арабского значит "змея" (MS P 2, fol. 197a ):

Но мы продолжим с европейскими драконами. Так ещё одно сказание о поверженом чудовище пришло к нам из австрийских Альп (Alpen ).

В IX веке чуть южнее города Энипонс (Oenipons ; ныне Инсбрук - Innsbruck , либо Innschpruckh ) на севере Тироля (Tirolis ) в одном глубоком и мрачном ущелье на берегу реки Зиль (или Силь ; Sill ) поселился ужасный дракон. А может даже и линдворм . Но это не столь важно, а важно то, что змей временами покидал своё убежище и учинял в округе страшное опустошение. А периодические наводнения, что затапливали ущелье, вымывали оттуда кусочки золота... В то же время недалеко, на реке Рейн (Rhein , либо Rhin ) жил гигант по имени Хаймо , либо Хаймон (Haymo , либо Haymon , от Αἵμων ). Гигантом он назывался не зря, т.к. был ростом 12 футов (почти 3,7 м). Услышав о бесчинствах дьяволова отродия Хаймо вооружился лучшим оружием и отправился на битву. Прибыв на место он, тут как тут, столкнулся с выползшим на промысел змеем. Завязалась битва. Серьёзно опасаясь за свою шкуру дракон попытался скрыться в ущелье, но храбрый Хаймо спустился в него, убил чудовище и вырвал у побеждённого монстра язык.

После чего на добытое у дракона золото построил в Инсбруке монастырь Вильтен (Stift Wilten ) и заселил туда монахов-бенедектинцев . Трофейный же змеин язык, оправленный в серебро, долгое время украшал собой монастырский собор.

Правда в XVIII веке язык всё же переместили в Тирольский федеральный музей Фердинандойм (Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum ), т.к. оказалось, что "язык дракона" никакой не язык, а рострум (rostrum ), т.е. "бивень", обыкновенной рыбы-меч (Xiphias gladius ), предположительно привезённый в Тироль крестоносцами . Тем не менее даже сегодня при входе в монастырский собор Вильтена можно наблюдать 3-метровую статую полумифического основателя монастыря - благочестивого гиганта Хаймо...

Но самое интересное в этой легенде, что золото никогда не было найдено возле Инсбрука, ни до, ни после. Максимум что - маленькие кристаллики минерала пирита - т.н. "золота дураков"...

По слухам у итальянского учёного-натуралиста Улиссе Альдрованди (Ulisse Aldrovandi , либо Vlyssis Aldrovandvs )

имелось чучело линдворма, убитого в окрестностях Болоньи (Bologna , либо Bononia ) в 1572 году. И в его книге "Истoрия змей и дракoнoв. В двух книгах " (Serpentvm, et draconv historiæ Libri dvo ), непосредственно посвящённой гадам ползучим и огнедышащим, есть забавный рисунок. Возможно это и есть тот самый линдворм:)

Взглянув на сие произведение искусства внимательней мы с удовлетворением увидим на нём плезиозавра со змеиной внешностью и лапами ящерицы. Что же в действительности послужило прототипом для этого чудовища мы уже вероятней всего не узнаем.

В сочинении разнообразным драконам и их описанию посвящена полностью вторая книга (со страницы 311). Например можно увидеть такие диковинки... ;)

Судя и всего, выше приведённого, может сложиться превратное впечатление, что дракон - самое распространённое животное Европы. И действительно, изучая средневековые европейские фольклор и литературу кажется, что Драконы и Змии встречаются едва ли не на каждом шагу. Во всяком случае не реже волков и оборотней. Однако в действительности едва ли кто нибудь видел живого дракона. Разве что только погребённые в земле кости, некогда убитого Великим Героем...

Решить сию проблему попытался чуть менее чем столетием позже другой христианский учёный, немецкий энциклопедист Атаназиус (Афанасий) Кирхер (Athanasius Kircher ) в своей книге "Подземный мир " (Mundus Subterraneus ), впервые увидившей свет в 1664 году.

Сама по себе Mundus Subterraneus не что иное как один из первых серьёзных академических трудов, целиком посвящённых геологии и строению Земли. К написанию сего трактата Кирхера сподвигло путешествие в Италию, предпринятое им в 1638 году, во время которого северный гость получил возможность наблюдать приливы в Мессинском проливе (Stretto di Messina , либо Strittu di Missina ) и совершить спуск в кратер знаменитого вулкана Везувий (Vesuvio ), на основании чего учёный и сделал свои геологические выводы, лёгшие в основу будущей книги.

Выводы эти смехотворны с точки зрения современной науки, но в то время были вполне на уровне и даже немножко революционными. Так например Кирхер утверждал, что Земля вовсе не цельная по своему строению, как могло бы показаться при беглом взгляде на предмет изучения нам, жителям её поверхности, а скорее пористая, как швейцарский сыр, обладающая многочисленными пустотами и неоднородностями. Именно соединение в этих пустотах стихий огня ("домом" которых является находящаяся в центре земли "пирофилакия" - pyrophylacia ), воздуха и воды и есть главной причиной, движущей силой всех происходящих на Земле геологических событий.

Часть подземных пустот занимает вода, образуя т.н. "подземный океан", соединяющий между собой большинство известных "наземных" водоёмов. К слову, именно в воздействии этого "подземного океана" на "наземные" водоёмы видел Кирхер причины таких загадочных природных явлений как приливы и отливы. Переливание воды из "подземного океана" в "наземный" соответственно вызывало прилив, а возврат воды обратно под землю - отлив.

Нашлось в научном опусе место и для драконов. Мы помним, что в европейских легендах драконы часто появлялись из подземелий, колодцев, а иногда просто из моря. А кости тех самых драконов тоже выкапывали именно из земли. Всё это было учтено. Естественным обиталищем всех драконов и были определены подземные пустоты. А на поверхности дракон скорее не хозяин, а заблудившийся изгнанник. Так была решена проблема огромной редкости драконов в реальной жизни...
Люцерн (Luzern ) в центральной Швейцарии (die Schweiz , либо Suisse , либо Svizzera , либо Svizra ), по средневековой легенде в пещере на склоне горы жил дракон, последнее свидетельство о чём датировано 1619 годом;
оттуда же, ст. 117 второго тома




вид на гору Пилатус из Люцерна;
впечатление, что где-то там обитает дракон, кажется мне вполне естественным =)
фото автора от 14 мая 2009 года


Интересно изображение дракона, терроризировавшего местность возле современного городка Штанс (Stans ) в Швейцарии, около 1250 года. На иллюстрации изображён бой со змеем легендарного рыцаря Штрута фон Винкельрида (Strut von Winkelried ):

Бесчинства чудовища привели к тому, что деревушка Вилен (Wilen ) полностью опустела, превратившись в местность Эдвилен (Ödwilen ), т.е. "вымерший Вилен", любые попытки избавиться от змея заканчивались ничем, т.к. дракон, издали завидев отряд драконоборцев, прятался в пещере Драхенлошь (Drachenloch ) возле вершины горы Муэтершвандэрберг (Mueterschwanderberg ), также известной как Драхенфлю (Drachenflue ). Победить чудовище удалось лишь ценой своей жизни рыцарю Винкельриду, выманившего зверя из укрытия мнимой беспомощностью одинокого путника. Место боя с тех пор, по свидетельству Кирхера, известно как Дракенфельдт (Drackenfeldt ). Объективно же рассмотрев это изображение опять можно сделать вывод, что, как и в случае с линдвормом Альдрованти, художник вдохновлялся останками плезиозавра , дорисовав ему звериные лапы, а передние плавники превратив в крылья;)
(Agamidae ), представители которого обитают в Юго-Восточной Азии .

Правда драконы эти вовсе не огнедышащие и размерами не превышают 41 см (самые крупные особи, при этом на хвост припадает более половины длины). Но удивительной особенностью этого рода ящериц есть рёбра, пять или шесть из которых имеют очень большую длину и способны на специальных "шарнирах" раздвигаться в стороны, формируя с помощью растянутой на боках кожи что-то вроде крыльев.

И крылья эти используются по прямому назначению - для полёта. Правда махать ими невозможно, но планируя дракончики преодолевают расстояние до 60 м (теряя при этом всего лишь метров 10 высоты). И в занятии этом летающие ящерицы достигли вполне себе основательных успехов...

Вполне может быть, что привезённые путешественниками из Азии диковинные ящерицы (либо их скелетики) вдохновляли художников использовать эти формы и для "европейских" драконов. И "Родосский дракон" Кирхера в этом деле не одинок, вспомните также "Эфиопских драконов" Альдрованти;)

Но гораздо большее влияние видимо летающие дракончики имели на своих непосредственных "соседей", людей которые их наблюдали чаще, чем европейцы...

По китайской традиции дракон положительное мифическое существо (в отличие от инфернального европейского), связанное с богами, землёй и водой. Внешность его возможно тоже некогда была основана на внешности летающих дракончиков, но скорее всего претерпела существенные изменения, т.к. в его облике уже слишком много змеиного. По классическим представлениям дракон должен иметь голову верблюда, рога оленя, глаза демона, шею змеи, чешую карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Крыльев, в отличие от многочисленных европейских собратьев, у него уже нет, т.к. для полёта он использует некую магическую шишку на макушке. На изображениях шишка правда, из-за своих небольших размеров, часто упускается...

На Малых Зондских островах, которые дугой пересекают Яванское море, все еще актуальны предупреждения средневековых картографов: здесь драконы.

Особенности и оружие

Эти драконы не могут дышать огнем или летать, но это не делает их менее впечатляющими и менее опасными, чем их мифические сородичи. Длиной около 3 метров и весом в 70 кг, эти животные могут передвигаться со скоростью 29 км/час, чтобы поймать свою добычу. После того как буйволы или олени попадают в их челюсти, в тело жертвы вводится антикоагулянт, содержащий яд. Жертва умирает мучительной смертью от потери крови. Возможно, такой конец даже хуже, чем умереть в пламени мифического зверя.

Эти драконы имеют в своем арсенале комбинированное оружие. Основным являются зубы, которыми дракон может с легкостью разрезать бедренную артерию жертвы. Если она не умирает сразу же, тогда ее ждет мучительный конец.

Современные драконы

Эти современные монстры являются драконами комодо (Индонезия). Они живут только на нескольких островах, в том числе и на Комодо, откуда и получили свое название. Предполагают, что эти крупнейшие в мире ящерицы являются последними из динозавров, которым удалось выжить. На эти острова они перебрались из Австралии миллионы лет назад. Ученые предполагают, что животные начали распространяться на запад и окончательно осели в Индонезии около 900 тысяч лет назад.

Эти драконы смогли пережить ледниковый период, повышение уровня моря, а также многочисленные цунами и землетрясения, которые постоянно досаждают Малым Зондским островам. Но даже несмотря на такую завидную стойкость, в конце 70 годов прошлого века ученые начали опасаться за выживание вида.

Ранее в том же веке браконьеры охотились на драконов комодо, чтобы продать в зоопарки и частные коллекции. Даже сегодня, когда браконьеров удалось остановить, многие люди все еще охотятся за ними, пытаясь добыть охотничий трофей. Следовательно, сейчас в Красной книге они квалифицируются как «уязвимые», и международная торговля ими запрещена.

Национальный парк

В 1980 году правительство Индонезии создало Национальный парк Комодо, размерами 1810 квадратных километров. Этот парк включает в себя три основных острова - Комодо, Ринка и Падар, а также множество мелких. В 1986 году этот парк был объявлен объектом Всемирного наследия.

Такие меры по сохранению драконов были довольно успешными, и сейчас их популяция насчитывает около 3000 особей. Большинство из них обитает на островах Ринка и Комодо. Они пережили десятилетия охоты, и сейчас кажется, что драконам не грозит вымирание. Однако число яйцекладущих самок остается достаточно низким, а кроме того существуют и другие угрозы. Никто не может гарантировать, что драконы смогут сохранить свою популяцию, а не вступить в ряды своих легендарных вымерших предков.

Открытие и изучение

Впервые ученые столкнулись с драконами комодо в начале 1990-х, однако слухи о них существовали намного раньше. В 1912 году лейтенант голландской армии Стейн Ван Хасбренк посетил остров Комодо с целью найти драконов. Он смог убить одного и отправить его кожу натуралисту Питеру Оувенсу, который написал первую в мире работу о гигантских ящерицах. Четырнадцать лет спустя американец Дуглас Берден отправился в Индонезию, чтобы привезти десяток гигантских ящериц для американского Музея естественной истории. Его мемуары «Драконы Комодо» и дали имя этим ящерицам, а рассказы о столкновении с «серым зверем» вдохновили сценаристов фильма о Кинг-Конге.

Среда обитания и повадки

Драконы нашли свой дом на скалистых островах, которые выступают из моря. В отличие от пышных дождевых лесных районов Суматры и Явы, Малые Зондские острова являются относительно сухими, за исключением периодов муссонов, которые длятся всего несколько месяцев. Растительность представляет собой смесь низкорослых лесов и саванн, которые манят основную добычу драконов - оленей.

Благодаря такой растительности драконы могут хорошо замаскироваться, пока они ожидают свою добычу. После того как олень, кабан или даже человек (драконы не привередливы в пище) попадает в их поле зрения, ящерицы нападают и пускают в ход свои зубы.

Количество пищи, которую может съесть дракон, ровняется 80% его массы тела. После трапезы он, так же, как и остальные ящерицы, любит греться на солнце. Известно, что они могут нападать на жителей острова. За последние четыре десятилетия было четыре смертельных случая. Несмотря на это, местные жители уважают их, а многие даже считают драконов священными.

Охрана

В настоящее время охраной драконов занимаются не только ученые, но также и государственные организации. Исследователи заняты поиском научной информации. Чтобы сохранить парк и повысить осведомленность населения, ученые делают визиты в школы и деревни. За сохранение драконов как вида борется множество иностранцев, что довольно необычно, учитывая, что комодо являются местным видом. Следовательно, именно индонезийцы должны быть больше других заинтересованы в исследовании и сохранении этого вида.

Как повляияла деятельность человека

Поскольку многие угрозы существования вида появляются именно из-за островитян, понимание местной культуры является ключом к решению этой проблемы. До формирования парка достаточно серьезной проблемой была охота на оленей, поскольку именно эти животные являются источниками пищи для драконов. В 1980 годы чрезмерная охота на оленей на острове Падар привела к фактическому исчезновению популяции в этом регионе. С тех пор охота была минимизирована.

Усилия, направленные на сохранение драконов, привели к тому, что их численность на двух главных островах относительно стабильная - около 1100 драконов на каждом. Но за пределами парка, на острове Флорес, ситуация не такая радужная. Ученые считают, что раньше драконы жили на всей территории этого острова, однако сейчас их можно встретить только на северном и западном побережье, где 80 квадратных километров территории имеют статус природных заповедников. Виновником такой ситуации стала потеря среды обитания. Из-за развития сельского хозяйства сократилось количество лесов. Сельские жители также устраивали пожары, чтобы очистить пастбища для скота.

Многие драконы живут за пределами заповедников, и они страдают из-за разрастающихся населенных пунктов. Поскольку они теряют среду обитания, то приходится сражаться за оленей и кабанов.

Последняя оценка популяции драконов в пределах заповедника указывает на то, что численность остается стабильной на протяжении нескольких последних лет. Исследователи надеются применить такой же подход к драконам, которые живут на западе острова Флорес. Их успешная работа указывает на то, что для сохранения популяции необходимо взаимодействовать с органами власти и местными жителями. Только в таких условиях этот вид сможет жить на протяжении сотен или даже тысяч лет.

Естественные угрозы

Но деятельность человека является не единственной угрозой для драконов. Учитывая то, что они могут жить только на нескольких островах в мире, их генетическое разнообразие ограничено, и драконы особо чувствительны к изменениям климата. Повышение уровня моря также может уничтожить прибережные долины, которые составляют большую часть среды обитания драконов. Изменение количества осадков также может означать, что лесные массивы больше не будут достаточной защитой для гнезда, а также детенышей. Молодые драконы забираются на деревья в поисках защиты, в противном случае они будут более уязвимыми для нападения, даже со стороны взрослых особей.

Впервые нога европейца ступила на скалистый необжитой остров, расположенный в центре Юго-Восточной Азии, в 1842 году. В основном здесь жили рыбаки, ловцы жемчуга, солевары и пираты. Через несколько лет сюда пришли англичане, и будто по мановению волшебного жезла выросли из каменных скал дворцы, готические башни, сады, бульвары и скверы, магистрали и фактории. Флаги всевозможных наций стали развеваться на высоких мачтах кораблей, пришедших из далеких стран. Более 150 лет Гонконгом владела Британия, и только в 1997 году территория, арендованная англичанами у Китая на срок 99 лет, вновь перешла к Китаю.

Многие привыкли думать о Гонконге как об одном острове. А между тем Гонконг - это не только остров Гонконг, но и большая часть полуострова Цзюлун (районы Коулун и Новые Территории), 235 островов и островков в Южно-Китайском море. В целом площадь Гонконга составляет более 1000 квадратных километров.

Не надо думать, что каждый в Гонконге говорит по-английски. Здесь проживают 6,2 миллиона человек, и 95 процентов из них - китайцы, говорящие на кантонском диалекте. Так что не обо всем можно узнать или сразу разобраться на месте, не зная этого языка. Если, к примеру, обратиться к китайцу, который живет далеко от широких улиц и высотных зданий, с вопросом, где находится «Тьюб», «Метро», «Сабвей» или «Андеграунд», - слова, понятные каждому англичанину, французу, американцу и русскому, то это может вызвать у него просто панику. Он тотчас закроет рот ладонями, что означает полное непонимание. В Гонконге метро называется MTR (средство массовой перевозки).

Мало кто из туристов знает, что в глубине горных склонов находится «Пагода тигрового бальзама», которую нередко называют «миром завораживающих ужасов». Крутые спуски, тупики, и вдруг - аллеи, где в самых неожиданных местах поджидают совсем как настоящие скульптуры страшных зверей, птиц, дракона со злобно сверкающими глазами. Огромный тигр, высеченный из мрамора, охраняет вход в пещеру. Там продают уникальный тигровый бальзам и рассказывают историю его создания… Давным-давно бедный мальчик убежал из Китая в Бирму и занялся собиранием трав. Юный лекарь создал уникальный эликсир от всех болезней, а потом вернулся на родину. Он назвал его «Тигровый бальзам», ведь кто сильнее, крепче, бесстрашней этого зверя?!

Узнав о всесильном лекарстве, неплохо бы и подкрепиться. В обычном китайском ресторане предложат приготовленные особым способом птичьи гнезда, змей, черные яйца, долгое время пролежавшие в земле. Наверное, не у всех это вызовет сильный аппетит или он вовсе может исчезнуть. Одно спасение - димсум. Их существует около 2000 видов. Это кантонские закуски - приготовленные на пару морепродукты или овощи. Очень вкусно и дешевле, чем в «Макдоналдсе». Даже в маленьких ресторанчиках - около сотни разновидностей дим-сума. Излюбленный набор блюд рядового китайца - пельмени с креветками, свининой и побегами бамбука, миниатюрные блинчики с овощами, крохотные шашлычки и рыбные шарики. Все, конечно, запивается горячим, ароматным китайским чаем.

Находясь в Гонконге, невозможно забыть о драконах. Для очень многих китайцев это не сказочный персонаж, а реально существующие создания. В самом дорогом и красивом районе Гонконга стоит многоэтажный дом с колоссальным отверстием странной формы посредине. Как будто строителям не хватило кирпича. На самом деле это сделано для них, для драконов. В Гонконге они самые главные. Живут драконы на вершинах гор. Каждое утро они спускаются к морю, а вечером возвращаются наверх. Если не построить для них такой проход, то живущих в доме ожидает несчастье или дом может рухнуть. Несколько лет назад все газеты Гонконга писали о том, как в центре рухнул очень солидный банк. Его владельцы не последовали советам китайцев, банк загородил дракону проход к горе, и произошло неизбежное.

И еще о странных суевериях. Один богатый китаец заплатил баснословную сумму, чтобы получить персональный номер для своего автомобиля - номер 9. На кантонском диалекте это числительное звучит как «долгожительство». Жители острова Гонконг приезжают в гости к своим родным и знакомым на другие острова и полуостров на небольших рейсовых пароходиках. Их называют «ферри». Но если вы очень спешите, то с острова Гонконг попасть на полуостров Коулун можно по современному туннелю, проложенному под проливом. Лучше не задумываться, что над головой плывут многотонные суда. И еще приходит мысль:«Как люди смогли создать такое чудо. Может, с помощью драконов?!»

Многим, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым «богам» знают немногие.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Русские былины повествуют, что живет крылатый семиглавый дракон Горыныч на Сорочинских горах в глубокой пещере. Хранит он там разные сокровища и похищенных девиц, за которыми летает на Святую Русь.

Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».

Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; Как и классический дракон, Змей Горыныч - страж. Он стережет границы колдовского “тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит - ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех пожирает.

В других версиях Змей - опять-таки аналогично классическому дракону - стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, “держит вахту” при том, что в “тридесятом царстве” самое ценное - сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой - Иван Царевич либо Иван-дурак - должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.

В былинах XI века говорится, что дракон по прозвищу Змей Горыныч долгие годы опустошал окрестности города, пока его не убил витязь Добрыня Никитич, служивший при князе Владимире. В битве со Змеем Горынычем на реке Пучае Добрыня освобождает племянницу князя Запеву Путятичну.

ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ

В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак.

В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию.

Огненный змей — воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. У Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях. Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть.

ОГНЯНИК

Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда - прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.

Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.

Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».

Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит. Но и сам огняник подвержен чарам - надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.

ЗМЕЙ ПОЛОЗ

Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека. Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей, горнодобытчиков.

Одним из самых легендарных и загадочных существ на Урале можно назвать гиганта змеиного мира — полоза. Первые сведения о нем появились во второй половине XIX века, когда в тех местах находился по делам службы горный инженер Лебединский. Однажды он увидел огромного змея, переползавшего дорогу. Инженер бросился в соседнюю деревню и попросил местных жителей помочь ему поймать чудовище. Когда те отказались, Лебединский сам выследил змея и выстрелом в голову убил его.

Экземпляр оказался около 16 метров длиной и толщиной с доброе бревно. Шкура этого полоза Лебединским будто бы была отправлена в Англию. Пораженный рассказом Лебединского об этом событии, выдающийся натуралист того времени Сабанеев стал собирать свидетельства очевидцев об уникальном змее.

Много часов ученый проводил, скитаясь по местам обитания этого чуда. В 1870 году он писал: «..Главной особенностью окрестностей Синарского озера несомненно является гигантский полоз. Впервые он объявился здесь в июне этого года неподалеку от села Воскресенское. Многометрового змея обнаружил пахавший в поле крестьянин. Он в ужасе примчался в село, где я был в то время. Прибыв на указанное место, мы уже не застали полоза, вероятно, он уполз в дебри леса. Мне немало рассказали об этом змее, в том числе о его кровожадности-на реке Чусовой он съел одного бурлака..».

Позднее, в 1889 году, в журнале «Природа и охота» об уральском полозе была напечатана статья Л. Ушкова: »..С начала весны в окрестностях деревни Поварни Бобровской появилась змея до десяти аршин длиной (аршин — 71,12 см). Тогда этому мало кто верил, но в данное время факт существования такой змеи вполне выяснен. Спина змеи светло-серая со стальным отливом, глаза большие, навыкате, как будто серебряные рублевики вставленные…».

Много о гигантской змее писал известный уральский сказитель Павел Бажов: «..И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к реке Рябиновке, а из земли все кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет. На Среднем и Южном Урале этого фантастического змея чаще зовут Великим Полозом и считают хозяином не только всех змей, но и золота. Одним он облегчал доступ к золоту, указывая места, и даже подводил золото к ним. Других отгонял, пугал или даже убивал…».

Священный зверь: Довольно долго об этом змее ничего не было слышно, и все истории о нем стали принимать за охотничьи байки. Однако в 30-е годы XX века Великий Полоз выполз из фольклорных преданий и вновь напомнил о себе. Исследователь Валерий Чернецов по рассказам охотников-Манси подробно описал змея: живет он в воде или вблизи нее, спит только на дереве. Длина его достигает 16 метров. Манси называли его «ялпин уй », что означает «священный зверь ». Они считали, что змей не умирает, а превращается в камень аммонит.

В конце 50-х годов в Ильменах находился ленинградский геолог Г. Гроденский. Телефонной связи между кордонами и базой заповедника тогда еще не было, и сообщение о редкой находке было доставлено всадником-нарочным. В нем говорилось, что на озере Аргази появился гигантский полоз, которого хорошо разглядели местные рыбаки. Они якобы в страхе разбежались и не решаются подойти к берегу. Гроденский немедленно отправился в путь. У озера его уже ждали лесничий и наблюдатель из охраны заповедника с местными рыбаками. Они продемонстрировали широкий след в зарослях камыша, оставленный необычайно крупным существом: «..Большой змей, метров десять будет… «.

Телеграфист почтовой станции Бычков так же рассказал леденящую кровь историю: «..Дело было так: двое заводских рабочих приехали в страдное время на свои покосы в глухом месте. Один остался распрягать лошадь, другой отправился зачем-то в гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и оставшийся крестьянин увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился гигантский ком, скоро догнавший бегущего. Тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий умер — то ли от удара хвоста чудовища, то ли от разрыва сердца…».

Следующая встреча с гигантом произошла летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово. Его обнаружила местная женщина. Вот что она рассказала: «..Голова больше, чем у сома, туловище с толстое дерево, серого цвета, метров восемь будет…« . В отличие от других очевидцев, женщина не испугалась, не убежала, а стала бросать в чудище камнями. В конце концов тот уполз восвояси.

А вот рассказ пчеловода Василия Пилатникова: «..На берегу реки Изяка у нас водится гигантский полоз. При весеннем паводке подмытые берега обваливаются, образуя щели. В этих щелях и жил наш полоз, он имел окраску черную, тело его плоское, в виде ленты, а не как у других пресмыкающихся. И вот один раз прибежал запыхавшийся пастух и кричит: «Дедушка Василий, идем скорее к табуну, и ты увидишь, кто твою корову доит». Мы прибежали, и я вижу: моя буренка стоит в стороне, ноги ее обвиты черной лентой, этой же лентой обвито ее вымя. Увидев людей, удав отцепился от коровы и быстро уполз к берегу реки…».

И наиболее свежее сообщение было из Нязепетровска: ранним утром двое рыбаков находились на местном водохранилище. Вдруг водное зеркало словно бы раскололось на мелкие кусочки, и метрах в 15 от мужчин вынырнула огромная, похожая на овечью, голова. Глаза чудовища смотрели на них с какой-то укоризной. Через минуту, ударив по воде толстенным змеиным хвостом, оно скрылось в воде.

Истории об «огромной, толстой, как бревно» змее, лежащей в глубокой норе, есть и в фольклоре Марийцев. Эта змея с зачаровывающим гипнотическим взглядом якобы является царицей змей и владеет тайными знаниями.

Многочисленные легенды, свидетельства очевидцев, а даже материальные следы этого монстра говорят о реальности его существования.

ЗМИУЛАН

Персонаж восточнославянской мифологии.

Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).

В поверьях южных славян Змиулан — это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба.

Является царём змей, имеет крылья.

Саратовской губернии змей - темноволосый, со ведро толщиной, две сажени протяженностью, со В поверьях непомерной людской головкой. Он трудиться на свернутом долге, сообщает людскым язычком, но двусмысленно. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.

КОКАТРИС, ЗМЕЙ-ПЕТУХ

Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи.

Кокатрис не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту - если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).

ЗМЕЙ ВЕЛЕС (ВОЛОС)

Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве «скотьяго» бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Наряду с характером пастушеским, Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.

С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства.

Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей — Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя — Цмог (Смог), что по старославянски значит Сосун.

АСПИД

Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь…

Можно заговорить и извести змея — разрушителя «трубным гласом», от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, «пока змей не погибал».

ТУГАРИН ЗМЕЙ

Другие его имена обычно включают мотив «змеиности» — Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище. В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы.

Главный текст, в котором выступает Тугарин — былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями. Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём.

Сем - был известен всему славянскому миру. Изображения его встречаются на надгробиях XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы.

Он покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно.

Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.

ЦИРНИТРА

Дракон, божество опасное. Может быть, имя его означает „черный Итра“ - злой Итра? (Дракон - бог мрака.)

ЗМЕЙ ЯЩЕР (ЮША, РЫГЛ, ВОЛХОВЕЦ)

В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похожь на гигантского крокодила.

Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.

Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях. Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.

Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.

ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ

Чернобог, Кощей Бессмертный- воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового «Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого»; «У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов», то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.

Описания слишком туманны и крайне мифологизированы

Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.Ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла. Сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.

ХАЛА

В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, - шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами. Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох — и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град. Объединившись,голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь — несчастный может сойти с ума.

Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек — если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки — полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа — Зду-хач — отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.

ЙИЛБЕГАН

В некоторых мифах тюркских народов Сибири он является крылатым драконом, а в некоторых многоголовым чудовищем-людоедом, который едет верхом на быке с девяносто девятью рогами.

ЧУДО-ЮДО

Чудо-Юдо славянских народных сказок - дракон страшный, многоглавый, могучий.о шести или двенадцати головах. Вообще, слово „чудо» в старину означало великана.

Он обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт Чудо-Юдо в каменных палатах, где у него есть жёны-колдуньи и мать-змеиха. Чудо-Юдо владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного, то станешь могучим богатырем, из другого — волосы золотые.

ХВАТАЛА

Сказка гласит, что жил-был дракон по прозвищy Хватала. Он воровал y смертных лошадей и коров, которыми кормился, не брезговал и людьми - сядет y берега и слизывает прохожих, как лягушка комаров. Один паренек решил победить дракона. Он попросил кузнеца выковать громадный котел, дровосекам велел развести на площади большой костер, потом взял y мельника муки и испек громадный пудинг - сверхy румяный, а внутри сырой. Потом он сел в лодкy и поплыл к драконy, который разлегся посреди реки. Хватала учyял пудинг и спросил, чем. это пахнет. Паренек предложил емy попробовать. Дракон не заставил себя упрашивать - проглотил пудинг вместе с лодкой. А парнишка тем временем убежал домой. Ночью y дракона начались колики. Он так мучился, что решил для облегчения страданий проглотить и паренька, но тот не растерялся - когда дракон сунул головy в его окно, он выхватил топор и одним ударом перерубил емy шею.

Драконы везде. В живописи, в гербах городов, в печатях, в былинах и сказках. Кстати, на Руси слово «сказка» — это достоверный рассказ.

А вот еще есть такая версия.

Многие русские богатыри, о которых повествуют народные сказания, отрубали головы \Змеям-Горынычам. Но не только легенды и сказки повествуют об этих таинственных монстрах, которые, кстати говоря, очень напоминают первобытных ящеров.

Если переложить на современный язык фразу из собрания русских летописей, датируемую 1582 годом, то вероятность существования крокодилов под Новгородом окажется вполне реальной. «Все лето коркодилы - лютые звери выходили из реки на дорогу. Много народу поели. Люди в ужасе молились Богу. Некоторых тварей палками забили. Было это в Слободе в том году, когда преставился царевич Иван Иванович».

Скептик, пожалуй, решит, что русский летописец мог и присочинить. Но ведь также сохранилось письменное свидетельство иностранца Джерома Гарсе - агента Английской торговой палаты. В 1589 году, по пути из Польши в Россию, он увидел на берегу реки «адовитого мертвого крокодила», которому слуги Гарсе копьями вспороли брюхо. Смердящий запах зверя отравил путника, и ему даже пришлось отлеживаться в ближайшей деревне, где добрые люди оказали ему сочувствие и христианскую помощь.

Рассказы о крокодилах можно найти и в воспоминаниях австрийца Сигизмунда Герберштейна - ватиканского посла в России. Он бывал в нашей стране дважды, в 1517 и 1526 годах, и подробно описал свои впечатления. По его словам, в российских лесах обитают странные идолопоклонники, которые старательно прикармливают каких-то огромных ящериц с четырьмя короткими ногами, длинным хвостом и черным упитанным телом. С каким-то благоговейным страхом люди поклоняются этим тварям, которые то и дело выползают из воды к оставленной для них пище.

В архиве города Арзамаса был обнаружен документ, датируемый 4 июнем 1719 года, где упоминается «Арзамасский монструз». Речь в нем идет о великой буре, случившейся в уезде, о страшном смерче, который унес много жизней. О том, что с неба упал змий, «Божьим гневом опаленный», и отвратно смердел. Согласно описанию, упавшее с неба чудовище имело четыре короткие лапы и огромную зубастую пасть. Земский комиссар Василий Штыков, помня Указ Государя Петра Алексеевича от лета 1718 года о сборе всяких диковин, уродов и «монструзов для Куншткамеры» взял сего змия и поместил в бочку с крепким алкоголем. К сожалению, «посылка» до Петербургского музея не дошла, где-то потерялась по дороге. Поэтому природа «Арзамасского монструза» так и осталась неразгаданной. То ли смерч занес из дальних стран настоящего крокодила, то ли это был один из потомков тех таинственных крокодилов из российских лесов, которые упоминались в новгородской хронике XVI века? А может быть, эти загадочные существа живут где-нибудь и сейчас? Ведь не случайно до сих пор из уст в уста передаются рассказы о неких монстрах, обитающих в российских озерах.

Совсем недавно, летом 1999 года, недалеко от российской границы, крокодил распугал отдыхающих на озере Белом в Польше. Зубастый монстр объявился на берегу в самый разгар купального сезона. Местный лесничий доложил начальству, что видел двухметровое пресмыкающееся. На ноги были подняты все: полиция, пожарные, водолазы. Но в лесистой, заболоченной местности поймать зверя не удалось. Кстати, биологи исследовали следы и подтвердили, что принадлежат они именно крокодилу.

Все источники рассказывают об одном и том же феноменальном явлении природы, которое никак не вписывается в привычную для нас картину мира. Но стоит ли отмахиваться от подтвержденных фактов? Так, криптозоологи однажды не поверили рассказам голландского пилота, самолет которого потерпел крушение на острове Комодо в 1912 году. Вернувшись домой, летчик стал рассказывать о кровожадных драконах, обитающих на острове в Яванском море. Но только в 1926 году туда снарядили экспедицию зоологов, которые и вправду выявили реликтовых ящеров, получивших название «драконы острова Комодо».

Доисторических животных насчитывалось не более тысячи особей. В длину они достигали трех с половиной метров, а весили 130 — 150 кг. Кроме того, эти гиганты были весьма агрессивны и частенько утаскивали у местных крестьян скотину.

Не исключено, что подобные существа водились когда-то и на Русской земле.

источники

http://repin.info/zagadki-istorii/ilya-muromec-pobezhdal-krokodilov

http://gorod.tomsk.ru/index-1318003458.php

Давайте вспомним с вам еще что нибудь сказочное на Руси: или вот могу вам напомнить: , а вот еще - Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Драконы стоят на столе и ехидно перемигиваются. У них гибкие змеиные тела и широко раскрытые пасти. Бока их отливают розовым и желтым — отсветами огня и цветом среднеазиатских пустынь. «По берегам горных речек, в мрачных ущельях гор, где зарождаются шумные потоки, обитают драконы (аждахоры), чудища в виде больших змей без ног, с длинной гривой, громадной головой и страшной пастью, которая усажена острыми и крепкими зубами. Из пасти дракона выходит дым и огонь и постоянно истекает ядовитая слюна…» — это описание легендарного чудища приведено известным этнографом М. С. Андреевым.

Разглядывая в гончарной мастерской Мухтарова глиняное воплощение аждахора, я обратила внимание на цветок, начертанный или же налепленный, раскрашенный голубым и красным на груди у дракона. Откуда он взялся у этого чудовища?..

«Это гули-лола», — произнес мастер. Я уже знала, что «лола» — цветок. В гули-лола можно было, приглядевшись, узнать маки, которые растут рядом с мастерскими, на склонах Афросиаба, откуда самаркандские гончары-«алоучи» берут глину и где были найдены в раскопках драконы — предтечи тех, что стоят здесь на полках. Синтез прекрасного цветка и сказочного чудовища был загадочен, как древний магический текст. Абдурахим-ака снял с полки еще одного аждахора, особенно устрашающего, и объяснил, обводя быстрыми пальцами контуры цветка: «Драконы — это страшно. Вот в детстве слушаешь сказки про Драконов, а у нас много таких сказок, и даже спрятаться хочется. Драконом пугают. Но мы не хотим, чтобы наших драконов боялись. Искусство гончара не для страха, а для радости. Вот и появился цветок».

Дракон был водворен на место, к своим собратьям. Особенно веселым это сборище назвать было трудно, но глотать людей и дышать огнем они явно не собирались. Правда, у некоторых цветок подозрительно походил на солнечный диск с огненными лучами-лепестками, намекая на сжигающие языки пламени. Но это сходство можно было легко отнести к последним попыткам чудовища вернуть себе былую славу вопреки веселой наивности цветочного узора. Драконы, как известно, отличаются удивительной жизнестойкостью, сохранив свой не виданный человеком облик на протяжении тысячелетий...

Улица, по которой тянутся стены гончарных мастерских, — улица усто Умара Джуракулова 1. При входе в мастерские — посвященная ему мемориальная доска. Мастер Абдурахим Мухтаров его ученик. Теперь у Мухтарова свои ученики. Их пальцы лепят драконов, а глаза отрываются от глины, следя за пришедшими к ним членами художественного совета. Сейчас будут оценивать работы, созданные в этой мастерской. Аждахоров, сотворенных мастерами и учениками, драконов внука Умара Джуракулова и сына Абдурахима Мухтарова. Произведения последнего — словно младшие члены рода драконов, вышедших из-под рук старшего Мухтарова. В этой мастерской вообще невозможно встретить двух одинаковых аждахоров, но словно одна рыжая кровь афросиабской земли сворачивает в тугие кольца змеиные тела сказочных зверей. Со страшной пастью и цветком на груди.

В окружении драконов мастер показывает мне газеты со статьями о его работе, старые фотографии. Вот усто Умар, седобородый и спокойный, со своими учениками. Вот отдельная фотография Мухтарэва, и я удивленно оглядываюсь на мастера. Фотография старая, но дело не в этом. «"Не похож, да? — улыбается Абдурахим-ака. — Какой худой, усталый... Это я только работать здесь начинал. А работа — она все дает: и силу и здоровье».

Бывают лица, словно живущие улыбкой, — у Мухтарова именно такое лицо. Впрочем, я видела его и сосредоточенным, когда он, член художественного совета, принимал резьбу по ганчу или разглядывал декоративные вазы в местном музее. Когда обсуждались работы его учеников, на лице появлялось выражение несколько отрешенное. Но, как правило, держалось оно недолго, участие в споре делало мастера живым и непосредственным. В этой изменчивости, наверное, и заключалась натура художника.

Конечно, любой сказочный персонаж отличается друг от друга, на то он и сказочный. Драконы из Ура-Тюбе, например,— это свистульки. Когда-то они изготовлялись гончарами к празднику весеннего равноденствия: по преданию, свистом вызывали весенний дождь, «оби рахмат» — «воду милости». Драконы Каратага с их горбоносой головой и полосатым телом словно вышли, как водяные кони («аспа-оби»), из местных вод, забыв об огнедышащем дыхании, и только тихо посвистывают в доказательство своего миролюбия... Самаркандские драконы совсем иные. В древнейшей книге иранских племен, в священной Авесте, описан дух зла Ажи-Дахака (отсюда и пришло название «аждахор»). Герой предания убивает чудовище, и мир очищается в огне. И в древней Согдиаие, от которой сохранились на территории Средней Азии развалины и фрески, терракота и легенды, прислужницы культа огня изображались с огненно-алым тюльпаном в руках, с лолой. Рассказ мастера — это приближение мифа к обычному дню современного Самарканда.

Неважно, как осмысляется цветок мака. Важно, что он существует как необходимый элемент в облике дракона, что память о пережитых народами верованиях и представлениях остается в произведениях народного творчества. Важно, что цветут маки у стен дома, где живут глиняные аждахоры Мухтарова, как цвели они веками на земле Согдианы, у стен Мараканы — предвестника современного Самарканда...

Мухтаров берет в руки комок глины, сворачивает ее в гибкий и тонкий жгут. Палочкой с заостренным концом он чертит ромбы перекрещивающихся штрихов и в центре каждого ромба ставит точку. Это воспроизведение орнаментации глиняных драконов древнего Самарканда, найденных при раскопках на Афросиабе. Я слежу за руками мастера, не вдумываясь в условное значение орнамента. Руки безошибочны и точны в движениях, словно знание этих линий и точек передается вместе с прикосновением к афросиабской глине.

«Вы знаете какую-нибудь местную легенду о драконе?» — спрашиваю я мастера, не в силах противиться желанию пристроить к творимому аждахору хвостик экзотического повествования. Ученики — их в этот момент в комнате четверо — поглядывают на нас с мальчишеским любопытством. Мухтаров некоторое время вспоминает, продолжая процарапывать узор по глине, потом улыбается: «Сказки знаю». Но сказок о драконе такое количество, что на них мы не отвлекаемся. Мастер снимает с полки недавно обожженного золотистого дракона и сравнивает его орнамент, тоже восходящий к украшению афросиабской керамики, с тем, что вычертил по сырой глине. И видно, что за тысячелетие с лишним изменился не столько рисунок, сколько отношение мастера к своим драконам, — лаконичные штрихи теперь ложатся вольнее и живописней. Они лишены власти магических представлений. Но остается в глине и свобода жеста, и отзвук легенды, и власть обычая, и тысячелетняя традиция ремесла...

Мастер сминает исчерченную глину в сырой ком, и очертания древнего чудовища прячутся в вязкой массе. На столе появляется дракон расписной, многоголовый, крылатый — декоративная ваза, в которой легко поместятся несколько скромных одноголовых аждахоров. Этот дракон прямо из сказки, но переосмысленной в декоративное украшение, которое служит людям, а не пугает их.

Мы выходим из комнаты, заполненной драконами, под облачное весеннее небо, в прохладный день; потом открываем дверь и попадаем в тепло, исходящее от гончарной печи. В большой комнате работают молодые мастера. Стоят пиалы и орнаментированные зеленоватые миски, сосуды и чаши и, конечно же, драконы. Мухтаров знакомит меня со своим сыном. «Вообще-то, — говорит мастер совершенно искренне, — детей у меня мало. Только восемь». Я сочувственно киваю головой, не решаясь оспаривать это мнение. Спрашиваю, не занимаются ли гончарным ремеслом его дочери, хотя вижу, что женщин-мастеров в мастерских нет. Гончар говорит, что их ремесло достаточно тяжелое, а у женщин и так трудностей хватает...

Как-то получилось, что разговор от чисто производственных вопросов перешел к вопросам психологическим: к настроению, с которым мастер садится за работу; к атмосфере, которая окружает его самого и его труд; к тому, как воспринимают его работу в семье и какую роль играет в жизни художника семья... «Разве можно не уважать женщину или не заботиться о ней, — сказал мастер, — от женщины, жены, от матери, зависит все в жизни, и воспитание новых поколений гончаров, конечно, тоже».

«Все драконы и змеи гор, — сказано в книге Андреева, — подчиняются живущему в недостижимых для людей заоблачных высях гор Змеиному царю (Шахи-Моро), который обитает в своей столице — «Змеином городе...» В день моего отъезда облака так сгустились, что за ними, казалось, действительно могла укрыться целая страна драконов. Но трудно было поверить в существование змеиного царя, если увидел, как подчиняются драконы желаниям и мастерству самаркандских гончаров, как рождаются они из сырой глины и выходят из гончарной печи в розоватых отблесках огня, сверкая цветком на груди. И еще труднее представить, что есть у драконов за облаками город, если собственными глазами увидел дом, где живут аждахоры в мире и согласии с людьми, — дом на улице усто Умара Джуракулова, на склонах Афросиаба, среди цветущих маков.