Почему разбился самолет в подмосковье

Для расчета массы разбившегося воздушного судна были применены специальные методики, в том числе с использованием данных параметрического самописца, поднятого со дна Черного моря.

В результате стало известно, что 24 декабря при взлете с подмосковного аэродрома Чкаловский, откуда Ту-1542Б-2 начал свой маршрут, взлетный вес самолета вместе с заправленными в него 24 т топлива составил 99,6 т. Это превышало нормативы, но отклонение в 1,6 т было несущественным. При таком весе самолет обычно взлетает без особых проблем.

В Адлере из Ту-154Б-2 никто не выходил, за исключением командира и второго пилота. В самолет ничего дополнительно не грузили, однако лайнер был дозаправлен по максимуму. В его баках было 35,6 т топлива.

По оценкам специалистов, в результате взлетный вес лайнера вместо нормативных 98 т составил около 110 т.

Рано утром 25 декабря Ту-154Б-2 взлетал по большой взлетно-посадочной полосе (в Адлере их две). После этого самолет должен был отвернуть вначале вправо, затем влево, а потом взять курс на Латакию, на авиабазу Хмеймим. Однако проблемы начались еще во время подъема.

Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы Адлера произошел только на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 км/ч, угол тангажа при этом составил от 4 до 6 градусов. Все эти параметры свидетельствуют о том, что самолет с трудом поднялся в воздух. Скороподъемность составляла 10 м/с вместо обычных 12-15 м/с.

Через 2 секунды после взлета командир экипажа потянул на себя штурвал, задрав нос самолета так, что тангаж составил уже 10-12 градусов. Для управляющего перегруженным самолетом это были очень необдуманные действия. Уборку закрылков экипаж начал на высоте 150 м и на скорости 345 км/ч. С учетом значительного превышения нормативного взлетного веса Ту-154 эти действия следовало производить на более высокой скорости.

Скорость сваливания самолета (малая скорость полета, когда угол атаки достигает критического значения, и самолет становится неуправляемым) растет с массой, а также зависит от положения закрылков (чем больше они выпущены, тем она меньше). Поэтому при определенном весе скорость может оказаться такой, что до уборки закрылков она будет больше скорости сваливания, а после — меньше.

На записях речевого самописца слышно, как второй пилот попросил у командира разрешения на уборку механизации, но последний ничего не ответил. Второй пилот, по всей видимости, расценил его молчание как знак согласия. Подъемная сила с момента начала уборки механизации естественным образом начала резко падать.

Самолет успел выйти на высоту 200 м, когда командир вновь сделал неожиданное движение — отдал штурвальную колонку от себя и затем вдруг снова взял ее на себя, потеряв в маневре и без того небольшую высоту.

Еще не полностью убрались закрылки, как в кабине Ту-154 сработала система, сигнализирующая об опасном сближении с землей. Угол наклона закрылков составлял 5-7 градусов, когда командир сделал движение штурвалом и педалями руля направления влево. В плановом режиме он должен был сделать наоборот. Самолет свалился в крен 30 градусов.

В этот момент звучит сигнал опасного крена, на который уже никто не обращает внимания. «Мы падаем!» — кричит второй пилот.

Командир делает движение штурвалом и педалями в обратную сторону и берет штурвальную колонку на себя. В этот момент угол атаки составил 10 градусов. При этом продолжался разгон самолета до 500 км/ч. Скорость возрастала, крен увеличивался, а подъемная сила падала. Никакого запаса по высоте у Ту-154 практически не было.

Еще через несколько секунд, уже с креном в 50 градусов и на скорости 540 км/ч, самолет левым крылом коснулся воды. В таких условиях столкновение с водной поверхностью равносильно столкновению со скалой. Самолет разрушился, его обломки разбросало на большой площади.

В общей сложности последний полет Ту-154 продолжался всего 74 секунды.

До момента удара о воду самолет был полностью исправен. Метеоусловия на аэродроме Адлер в момент взлета были благоприятные: температура окружающего воздуха — 5 градусов выше нуля, влажность — 76%, давление — 763 мм рт. ст., боковой ветер — 5 м/с. Опасных метеоявлений не наблюдалось.

Выяснилось также, что погибший экипаж вместе с опытным командиром Романом Волковым выполнял взлет на разбившейся машине с той же взлетно-посадочной полосы в Адлере всего за два месяца до катастрофы — 1 октября 2016 года.

Тогда отрыв от ВПП был произведен на скорости 310 км/ч. Со скороподъемностью 12-15 м/с экипаж приступил к набору высоты. На высоте 450 м был осуществлен доворот вправо с правым креном 20 градусов, потом самолет осуществил доворот влево, и уже затем, на высоте 450 м, в течение 13-14 секунд были убраны закрылки, до этого стоявшие во взлетном положении — 28 градусов.

Действия опытного экипажа и поведение исправной машины во время своего следующего взлета в Адлере можно объяснить только тем, что командир Ту-154 не знал ни характера, ни точного веса груза на борту, а следовательно — и о перегрузке своего самолета. Поэтому в Адлере в самолет и перелили топлива. Вероятно, его залили бы меньше, если бы знали точный вес имущества, которое погрузили в самолет в Чкаловском.

Возможно, в самолет поместили что-то сравнительно небольшое по объему, но значительное по своему удельному весу.

Если бы командир экипажа знал о превышении нормативного взлетного веса более чем на 10 т, он или отказался бы от полета, или взлетал бы с учетом того, что самолет перегружен.

Последние действия экипажа можно объяснить тем, что летчики догадались, что с самолетом что-то не так, и попытались вернуться на аэродром вылета, чтобы сесть на другую, меньшую по размеру взлетно-посадочную полосу в Адлере. Однако не хватило высоты.

Не лучшую роль сыграло темное время суток: визуального представления о том, что до водной поверхности осталось совсем немного, у экипажа не было.

На самолете Ту-154, разбившемся рано утром 25 декабря, летели артисты Ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые должны были дать новогодний концерт на российской базе Хмеймим в Сирии. Их сопровождали съемочные группы Первого канала, НТВ и «Звезды». Всего погибли 92 человека — 84 пассажира и 8 членов экипажа.

Президент РФ Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву сформировать государственную комиссию в связи сообщается на сайте Кремля. Также глава государства выразил соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе. Новости об упавшем самолете ему докладывает министр обороны Сергей Шойгу.

Напомним, что лайнер вылетел из аэропорта Адлер в 5:20 мск и уже через 20 минут (5:40 мск) исчез с радаров при выполнении маневра над российской акваторией Черного моря. По некоторым данным, воздушное судно успело подняться на высоту 200 метров и проделать путь всего в 4 км, а затем рухнуло в море. На борту находились 92 человека, все они погибли. Сейчас на месте падения лайнера ведется поисковая операция, спасателям удалось обнаружить тело первого погибшего.

Военным следственным отделом Следственного комитета РФ по Сочинскому гарнизону по факту крушения Ту-154 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия»), сообщили в СКР. Эксперты рассматривают несколько версий случившегося.

Версия №1. Техническая неисправность самолета

По данным источника «Интерфакс» в экстренных службах, приоритетной версией крушения Ту-154 под Сочи стала версия «технической неисправности», сейчас она «вышла на первый план».

Лайнер находился в эксплуатации с 1983 года. В последний раз его ремонтировали в 2014 году, а в сентябре этого года он прошел плановое обслуживание, заявили в Минобороны России. Есть также вероятность, что в двигатель попала птица: недалеко от аэропорта в Сочи есть станция перелетных птиц и орнитологический парк в Имеретинке.

Версия №2. Ошибка пилота

В Министерстве обороны заявили, что самолетом управлял опытный пилот Роман Волков, летчик первого класса с общим налетом более трех тысяч часов. По данным источников, ошибка пилотирования все же «маловероятна» - все пилоты имели «большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов». Кроме того, условия погоды в районе крушения были «благоприятными для выполнения полета».

Версия №3. Теракт

По словам одних специалистов, версия теракта «практически исключается», однако по словам других - этот вариант все-таки отрабатывают, передает «Лента.ру». Сейчас спецслужбы проверяют людей, которые могли иметь доступ к самолету в аэропорту вылета и в Сочи.

«Вероятность теракта - это версия. Она не может быть подтверждена или опровергнута до получения информации с бортовых самописцев, но она рассматривается», - сказал источник, также отметив, что предполетный досмотр на рейсах военных бортов не всегда отличается тщательностью, характерной для служб авиационной безопасности гражданских аэропортов.

Между тем, Портал сайт нашел на профильном форуме аудиозапись разговоров диспетчеров и экипажа перед вылетом, по ней слышно, что никаких внештатных ситуаций перед взлетом не было. Послушать ее можно .

Известно, что обломки самолета разбросаны в море в радиусе нескольких километров, а крушение произошло через семь минут после взлета. По словам майора ВВС, летчика-инструктора Андрея Красноперова, то, что самолет взлетел и пошел на разворот, означает что двигатели работали исправно и топливо было нормальное, иначе инцидент мог бы случиться еще на взлете. «Ситуация, возможно, схожа с трагедией в Шарм-эш-Шейхе, там тоже после взлета прошло совсем немного времени», - заявил он в интервью «Коммерсанту», вспомнив про самолет, летевший из Египта в Санкт-Петербург, который взорвали террористы в воздухе.

Кроме того, по его словам, Ту-154 - очень надежные самолеты, а то, что пилот не успел подать никаких сигналов бедствия, также настораживает. «Очень странно, самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Ту-154 имеет три двигателя, он очень надежен», - сказал Красноперов, уточнив, что и пилоты были очень опытными.

«Как правило, у этих самолетов только может отвалиться хвост. А во всех остальных случаях летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета. Так что, на экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается», - заявил летчик.

Андрей Красноперов, майор ВВС, летчик-инструктор:

Красноперов отмечает, что самолет просто разлетелся на части, значит, падал он уже не целый.

Андрей Красноперов:

Напомним, в авиакатастрофе никто не выжил. Помимо восьми членов экипажа, на борту также были военнослужащие Вооруженных Сил РФ, музыканты ансамбля имени Александрова, летевшие поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС России на авиабазе «Хмеймим», а также девять журналистов «Первого канала» (корреспондент, звукорежиссер и оператор), «Звезды» и НТВ. Кроме того, среди погибших - глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза.

Отметим, что это уже вторая авииакатастрофа с участием самолета Минобороны за неделю. Ранее, в понедельник, в Якутии разбился Ил-18, все пассажиры и члены экипажа выжили, потому что летчики смогли посадить лайнер на незнакомое поле при сильным ветре, в сильном снежном буране.

Красноперов отмечает, что тогда метеоусловия были ужасными, но пилоты справились, а сегодня погодные условия были хорошими, и если бы что-то случилось с самолетом или с двигателем, борт бы просто развернулся, и стал планировать в сторону аэродрома, сел бы в прибрежной зоне. «Пускай самолет бы развалился, но летчики, и экипаж, и пассажиры были бы живы, понимаете? - говорит Красноперов. - А тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось».

Ил-18 и Ту-154, разбившиеся на этой неделе, в аэропорту Кольцово.

Примечательно, но оба самолета - и Ил-18, и Ту-154 - базировались в екатеринбургском аэропорту Кольцово.

December 26, 2016, 12:00 PM

Теракт, неисправность или ошибка экипажа: почему разбился Ту-154

Версии экспертов о причинах авиакатастрофы в Сочи.

Эксперты выясняют причины авиакатастрофы над Черным морем, в которой погибли 92 человека. В числе жертв - 64 артиста военного ансамбля песни и пляски имени Александрова, включая руководителя коллектива Валерия Халилова, правозащитник и врач Елизавета Глинка, 9 журналистов федеральных телеканалов.

Ту-154 направлялся из подмосковного аэропорта Чкаловский в Сирию: артисты намеревались поздравить с наступающим Новым годом российских военнослужащих на авиабазе Хмеймим, а Доктор Лиза везла лекарства для больных детей. В Сочи самолет приземлился на дозаправку. После того, как баки наполнили топливом, в 05:25 местного времени воздушное судно взлетело, но уже через несколько минуты пропало с радаров. Чуть позже выяснилось: самолет разбился, упав в6 километрахот берега Черного моря по направлению к Анапе. Обломки раскидало по большой территории, радиус их поиска сначала составлял около10 километров, а затем был расширен до Абхазии. Ведутся поиски тел погибших. Сегодня, 26 декабря, в Москву на процедуры опознания было отправлено 10 тел и 86 фрагментов тел жертв катастрофы. Рассматриваются несколько причин трагедии.

Теракт

Версию теракта в день катастрофы даже не рассматривали - никому не могло прийти в голову, что в самолет министерства обороны мог проникнуть террорист. Однако сегодня это предположение имеет место. Эксперты не исключают, что таким образом террористы могли отомстить за вмешательство России в вооруженный конфликт в Сирии.

Как доказательство тому - появление в Сети видео с веб-камеры на пляже «Огонек» в Адлере, которая зафиксировала сильную вспышку в небе. Интернет-пользователи полагают, что камера запечатлела именно момент взрыва самолета, однако официально эта информация не подтверждается.

В оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС «Интерфаксу» сообщили, что вспышка была снята через полчаса после того, как самолет исчез с радаров, поэтому никакого отношения к катастрофе не имеет.

Кроме того, в пользу версии теракта говорит то, что пилот самолета не пытался передать диспетчерам информацию о возникших проблемах - шуме или тряске. Скорее всего, это свидетельствует о том, что самолет разрушился в считанные секунды.

Между тем в минобороны версию теракта приоритетной не считают, однако окончательные выводы будут сделаны после того, как фюзеляж самолета и другие его части будут извлечены из воды и осмотрены специалистами.

Техническая неисправность

Неудовлетворительное техническое состояние Ту-154 - это одна из основных версий крушения, рассматриваемых экспертами. Самолет был выпущен в 1983 году и до настоящего времени провел в воздухе 6689 часов. Последний ремонт был проведен в конце 2014 года, а следующий планировался на 2018 год.

«Да, самолету 33 года, но если посмотреть его ресурс по налету - это новый самолет! Он налетал всего 7 тысяч часов. В гражданской авиации за 33 года он налетал бы 50 тысяч часов. Да, это, конечно, возраст, но это не критический возраст. Но он заставляет более внимательно и скрупулезно следить авиационным начальникам за строгим соблюдением правил системы поддержания летной годности. Если было достойное выполнение всех правил эксплуатации и ремонта самолета, его систем и механизмов, плюс этот хилый налет - 7 тысяч часов, - это хороший летательный аппарат, который должен полностью обеспечить безопасность», - прокомментировал агентству ЕАН президент фонда «Партнер гражданской авиации» и заслуженный летчик СССР, бывший замминистра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов.

Он отметил, что это уже второе серьезное происшествие с самолетами минобороны за последнее время, и упомянул об Ил-18, совершившем жесткую посадку в Якутии. Смирнов обратил внимание на то, что Ил-18 - очень прочное и надежное воздушное судно. «Это уже система. Вот в чем министрам надо разбираться», - добавил эксперт.

Отметим, недавно появилась информация, что оба самолета , Ил-15 и Ту-154, базировались на военном аэродроме Кольцово в Екатеринбурге.

Добавим, в минобороны заявляют, что перед вылетом воздушное судно Ту-154 прошло все необходимые проверки и неисправностей выявлено не было.

Ошибка пилотирования

Еще одна приоритетная версия, по данным минтранса, - ошибка пилотирования. Однако в день ЧП в районе Сочи были хорошие метеоусловия - слабый ветер, прекрасная видимость. Непонятно, с какими трудностями мог столкнуться экипаж.

Управлял самолетом летчик первого класса Роман Волков - опытный пилот, общий налет которого превышал 3000 часов.

Штурман Юрий Петухов также имел большой опыт работы. В 2011 году он был награжден за посадку так называемого танцующего Ту-154. У самолета отказала система управления, но Петухову удалось посадить воздушное судно и тем самым спасти жизни всех находившихся на борту.

«Меня поразила трагедийность этой катастрофы, связанная с тем, что не было видимых оснований и причин для такой тяжелейшей трагедии. Погода - великолепная для полетов курсантов. Самолет прекрасно вылетел, взлетел, нормально долетел до Сочи. Экипаж - первоклассные летчики. О том, что были какие-то отказы или неполадки, тоже не было информации. Поразило то, что в этом самолете находилась часть культурного золотого фонда нашей страны», - комментирует Олег Смирнов, добавив, что выражает глубочайшие соболезнования родственникам погибших.

Плохое топливо

Еще одна возможная причина ЧП - дозаправка самолета некачественным топливом. Такую версию озвучила газета «Известия» со ссылкой на осведомленный источник в следствии.

В настоящее время взяты и изучаются пробы авиационного керосина, экспертиза покажет, было ли это топливо некондиционным.

Одновременный отказ трех двигателей Ту-154 возможен только при некондиционности топлива, заявил газете заслуженный летчик-испытатель, Герой России, полковник Игорь Маликов.

Кроме того, по мнению экспертов, необходимо выяснить, почему самолет так долго находился на стоянке в Сочи. «Это очень длительная стоянка, по какой причине она была такой длинной, непонятно. Было достаточно часа, но почему-то простоял самолет 4 часа. Для чего и что с ним сделано, должна установить комиссия. Сделать это легко, потому что все, что дополнительно размещается в самолете, документируется и копии документов остаются на земле», - сообщил агентству ЕАН Олег Смирнов.

Птица в двигателе

Также в СМИ появлялась версия, что в двигатель Ту-154 могла попасть птица. Об этом сообщал «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник. Собеседник агентства отмечал, что недалеко от аэропорта Сочи находится станция перелетных птиц и природный орнитологический парк в Имеретинке.

Однако эксперты сомневаются в этой версии - если это случилось, то самолет навряд ли рухнул так быстро, а экипаж сумел бы подать сигнал о помощи.

В настоящее время выяснение обстоятельств ЧП продолжается. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия», ход расследования находится на личном контроле председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина.

Также расследованием катастрофы занимается комиссия минобороны России во главе с генералом армии Павлом Поповым. Оказанием помощи семьям погибших и ликвидацией последствий ЧП занимается правительственная комиссия, которую возглавляет министр транспорта РФ Максим Соколов. Европейско-Азиатские Новости.