Бельведер где находится. Дворцово-парковый комплекс бельведер в вене. Историческое прошлое и интересные мифы

Выдающемуся военноначальнику – достойное место проживания. Только это оправдывает масштабы, присущие возведению такого шикарного комплекса зданий для полководца Евгения Савойского. Сегодня этот дворцовый комплекс — одна из самых известных и популярных достопримечательностей Вены, прототипом которго является Версаль.

Музеи и дворцы Бельведера (схема)

  1. Верхний Бельведер — постоянная экспозиция (Густав Климпт).
  2. Нижний Бельведер — временные выставки.
  3. Оранжерея — современный выставочный зал.
  4. Конюшни — здесь хранятся произведения искусства Средневековья и барокко.
  5. Исследовательский центр — хранилище австрийского искусства с 14 по 21 век (коллекции, библиотеки, архивы).

Сады и парки Бельведера (схема)

Сады Бельведера являются жемчужиной барочной ландшафтной архитектуры.

  1. Основной (ботанический) сад.
  2. Камерный сад.
  3. Альпийский сад.

История дворцового комплекса

Действительно, Евгений Савойский был одним из выдающихся представителей своей эпохи в военной сфере. Именно под его руководством, войска Священной Римской империи, вытеснили турецкую армию за пределы Европы, успешно били врага на боевых полях в войнах, связанных с наследством польской и испанской короны, к его ногам падали казалось непобедимые крепости.

Естественно, что генералиссимус был сказочно богат. В связи с этим, не удивительно, что мы имеем возможность познакомиться как минимум с несколькими дворцами построенным в стиле барокко на его средства.

Самый известный располагается в Вене, названный Бельведер, это не просто помпезный дворец, это целый исторический объект, который вобрал в себя, два дворцовых строения, оранжерею, пару фонтанов, скульптуры и дворянские конюшни.

Строить начинали в эпоху, когда столица Австрии была центром Священной Римской империи, а принц Евгений пожинал плоды побед в турецких эпопеях.

На волне своей популярности, он покупает землю, потому что может, и к началу XVIII столетия начнётся работа над первым дворцом, так называемым Нижним Бельведером. Возглавит рабочий процесс известный зодчий Иоганн Лукас фон Хильдебрандт.

Постепенно ведутся работы над декорированием центрального зала, потолки украшают живописью. План подразумевал и жилые комнаты для принца. Тут впоследствии поселится французская королевская семья, которая бежала от вспыхнувшей в Париже революции.

На данный момент в Нижнем Бельведере необходимо взглянуть на галерею, многочисленные залы, и живопись. В начале XVIII столетия начнут строить и Верхний Бельведер, а закончат работы спустя 6 лет.

Дворцовый комплекс — это образец собственного почерка гениального Хильдебрандта. Чувствуется мастерство и гармония во всех частях архитектурного ансамбля, который, кстати, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строение столь чудесно, что ещё в процессе работ над ним, там был устроен торжественный пышный приём турецкого дипломата.


Бельведер сегодня

В наше время два дворца Верхний и Нижний Бельведер находятся в шаговой доступности друг от друга. Их разделяет парк, разбитый по плану знаменитого в те времена баварского паркового дизайнера Доминика Жерарда. А это — каскады фонтанов, гроты, затейливо выстриженные кустарники и цветники. Плюс здесь волшебные пейзажи, прекрасные сады на французский манер, а прогуливаясь по дорожкам, гостям встречаются уникальные скульптуры.

Сейчас во дворцах располагаются музеи и Австрийская галерея. Событием, послужившим катализатором данного процесса, стала продажа Бельведера эксгерцогине Марии Терезии. Впоследствии она организует экспозицию в верхнем строении, галерею искусств, открыв общий доступ к ней.

В Верхнем Бельведере находятся постоянные экспозиции, главной изюминкой которых является коллекция живописи Климта с его знаменитым «Поцелуем».

В принципе, Верхний Бельведер один из старейших музеев планеты. Там выставляются труды выдающихся живописцев Австрии, начиная с эпохи Средних веков, таких как Клод Моне, Винсент ван Гог и Макс Бекманн, например. Эти имена говорят сами за себя.

В Нижнем Бельведере, в основном, проходят временные выставки современного искусства. К нижнему Бельведеру относятся Оранжерея и конюшни.

Будучи в Вене, обязательно стоит прикоснуться к этой красоте, Савойский обладал эстетическим вкусом, да и работали над дворцовым комплексом выдающиеся архитекторы и художники, стоит только обратить внимание на фасады здания, интерьер, и живопись на стенах и потолках с итальянским почерком.

Внутренняя отделка дворца соответствует внешним впечатлениям — великолепная мебелировка, волшебная потолочная роспись, искристый хрусталь, позолота, блеск камней.

После того, как чувство прекрасного переполнит вас с ног до головы, самое время прогуляться по парку, в тени деревьев и удивительных изваяний, установленных здесь повсюду. И не забывайте зонтик, погода в Вене крайне переменчива.

Бельведер – это не только роскошный барочный дворец, но и место хранения ценнейших художественных коллекций Австрии – с главными работами Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки.

Принц Евгений Савойский (1663-1736), прославленный полководец и ценитель искусства, поручил Иоганну Лукасу фон Хильдебрандту сооружение своей летней резиденции, дворца и парка Бельведер, располагавшейся тогда за городской чертой.

Этот шедевр эпохи барокко состоит из двух дворцов (Верхний и Нижний Бельведер), где сегодня размещается собрание австрийского искусства от Средних веков до наших дней.

Верхний Бельведер - крупнейшая в мире коллекция работ Климта и «Поцелуй»

Основу коллекции Бельведера составляют 24 картины Густава Климта, в том числе его золотые работы «Поцелуй» и «Юдифь». Всемирной известностью пользуется, прежде всего, «Поцелуй» Климта. Картина размером 180 x 180 см была создана в 1908/09 гг. и изображает Климта и его подругу Эмилию Флёге в качестве влюбленной пары. «Поцелуй» является пожалуй самым известным произведением искусства Австрии. Кроме того, большое впечатление производят созданные Климтом портреты женщин, которыми тоже можно полюбоваться в Верхнем Бельведере.

Постоянная выставка в Верхнем Бельведере в начале 2018 года получила абсолютно новую концепцию: в семи тематических залах на трех этажах можно увидеть в общей сложности 420 произведений. Тематически экскурсия начинается с истории Бельведера. В других залах демонстрируются произведения искусства эпохи средневековья, барокко, классицизма и бидермейера. Венскому модерну и искусству периода около 1900 года, разумеется, посвящена отдельная большая зона на втором этаже, где также нашел свою новую родину «Поцелуй» Климта. И, наконец, на третьем этаже демонстрируются произведения искусства межвоенного и послевоенного периодов.


- Belvedere, Wien
WienTourismus/Paul Bauer
WienTourismus/Paul Bauer
WienTourismus/Paul Bauer
WienTourismus/Paul Bauer

Нижний Бельведер и барочный сад

В то время как Верхний Бельведер служил в целях репрезентации, Нижний Бельведер был дворцом, в котором жил принц Евгений. Феодальное великолепие благородного хозяина дворца отражается в Гротескном зале, Мраморной галерее и Золотой комнате. В Нижнем Бельведере и в Оранжерее проводятся тематические выставки. В парадных конюшнях, где когда-то стояли лучшие скакуны принца, сегодня можно полюбоваться жемчужинами средневекового искусства.

Парковый комплекс Бельведера является вершиной барочной ландшафтной архитектуры. Перед дворцом находится так называемый отражающий пруд, в котором отражается фасад дворца. Три большие террасы с фонтанами соединяют Верхний Бельведер с Нижним. Камерный сад изначально был предназначен только для хозяина дворца и его ближайших друзей. Альпийский сад в дворцовом парке является старейшим в Европе.



WienTourismus/Paul Bauer
WienTourismus/Paul Bauer
WienTourismus/Paul Bauer
WienTourismus/Gregor Hofbauer

January 23rd, 2017 , 12:05 am

По оживлённой улице Реннвег мы пришли к Бельведеру - летней резиденции принца Евгения Савойского. Бельведер - это садово-парковый ансамбль, состоящий из двух дворцов-павильонов, соединённых регулярным парком версальского типа. Если подниматься по парку от Нижнего Бельведера к Верхнему, то постепенно открывается живописный вид на город.

Итак, Бельведер…

Надо заметить, что сам принц никогда здесь не жил, а строил Бельведер изначально для развлечений, хотя в Нижнем Бельведере иногда оставались на ночлег гости.
Вход в Нижний Бельведер находится прямо напротив простенькой белой Гвардейской церкви, я показывала её в предыдущем австрийском отчёте .
Вошли во двор. Вот он, Нижний дворец:

Немного простовато выглядит снаружи, но это обманчивая простота. Внутри красиво и местами даже шикарно:

Мы решили Нижний дворец внутри детально не осматривать, а пройти здание насквозь и совершенно бесплатно полюбоваться на росписи потолка:

Прямо в проходной зале были выставлены на всеобщее обозрение скульптуры из разряда «современное искусство». У всех почему-то отсутствовали головы:

Вот эту фигуру я не смогла идентифицировать:

А эта скульптура сразила наповал тем, что на её среднюю часть были натянуты белые женские труселя, и даже с кружевами. Видимо, это было изображение женщины:

Выйдя из здания Нижнего Бельведера, попадаешь в парк с затейливыми фигурами и фонтаном нижнего каскада с тритонами и нимфами. И красивым видом на Верхний дворец:

Парк мне очень понравился. Во-первых, радуют глаз растения своими правильными геометрическими формами:

Во-вторых, повсюду фонтаны и скульптуры в античном стиле:

В-третьих, очень приятно гулять среди парковых аллей. И можно даже в одиночестве, как женщина в красном одеянии на снимке внизу:

Пока мы с вами осматриваем парк, я расскажу вкратце историю возникновения Бельведера:

Создал этот ансамбль в 1714-1723 годах Иоганн Лукас фон Хильдебрандт в стиле барокко:

В 1752 году Мария-Терезия выкупила Бельведер у потомков принца Савойского. Здесь проходили свадебные пиршества дочери Марии-Терезии - Марии-Антуанетты и будущего короля Франции Людовика XVI.

С 1894 года Бельведер был резиденцией Франца Фердинанда, убийство которого в Сараево послужило поводом для начала Первой мировой войны. А в 1955 году в Верхнем Бельведере был подписан государственный договор о нейтралитете Австрии.

Считается, что самый выигрышный вид на парк, да и на Вену, открывается, если вы будете не спеша подниматься от Нижнего Бельведера к Верхнему:

Мне же самым красивым показался тот вид, что открывается из окон 2-го этажа Верхнего Бельведера. Я поместила его на заглавное фото.

Повторюсь ещё раз, что парк Бельведера очень приятен для неспешных прогулок в хорошую погоду. Можно долго рассматривать скульптуры.
Вот эта изображает, как совсем уже взрослый мужчина соблазняет совсем ещё юную деву чем-то непонятным в руках)))

Можно любоваться старой стеной, живописно поросшей зеленью:

Или обойти её и увидеть такие же старые черепичные крыши с множеством труб на них:

Нам же ещё повезло повстречаться с местным живым Аполлоном, естественно, Бельведерским)))

Верхний Бельведер сохранился хуже Нижнего и практически полностью перестроен. Лишь в одной из башен сохранилась Дворцовая капелла, возведённая в 1723 году в стиле барокко, оформленная в довольно мрачной цветовой гамме. А неаполитанский художник Франческо Солимена создал для неё монументальный алтарь. Некоторые особо дотошные историки видят в крыше Верхнего дворца турецкие шатры:

Ещё немного современного искусства, установленного перед дворцом:

Но посетить Верхний Бельведер мы решили из-за расположенной в нём Австрийской галереи. В ней хранятся работы австрийских и французских экспрессионистов, в том числе самая большая коллекция работ Густава Климта, и крупная коллекция картин в стиле бидермайер, отражавшем черты идиллической жизни «маленького человека» бюргерской эпохи.

Картина, изображающая Штефанплац с главным символом Вены, собором Святого Стефана, в былые годы:

Что я могу сказать, художественная коллекция Австрийской галереи нам очень понравилась. Видели мы и блистательные шедевры Густава Климта «Поцелуй» и «Юдифь», а также произведения Шиле и Кокошки. Но вот фотографировать их было категорически запрещено.
Надо сказать, что в помещении Верхнего Бельведера фотосъёмка вообще не разрешена, о чём было написано на входной двери и даже на билетах. Но я почему-то этого не заметила и успела сделать несколько снимков. И только когда я занесла свой фотик над «Поцелуем» Климта, а тётенька-смотрительница бросилась ко мне через весь зал с криком «Нихт фото!», я заподозрила что-то неладное. И тут муж мне буднично сообщил, что фоткать-то нельзя. На мой вопрос, почему он мне не сказал этого раньше, он удивлённо ответил: «А я думал, что ты в курсе».
В общем, благодаря моей невнимательности, покажу вам свой небогатый улов.

В этом произведении меня особенно впечатлили свежеотрубленная голова на блюде и собака, лакающая кровь. Автор Иоганн Петер Шванталер - скульптор, самый известный мастер стиля рококо в Австрии в 18-м веке:

Франц Ксавер Мессершмидт - австрийский скульптор 18-го века. Знаменит своими работами под названием «Характерные головы». Интересный факт, что у всех скульптур была одна модель - сам скульптор. Некоторым трудно в это поверить, а по мне, так это очевидно:

А здесь среди произведений скульптора 18-го века затесалась русская голова 20-го века, изготовленная двумя русскими мастерами в Архангельске)))

Парк Бельведер – шедевр ландшафтного дизайна. Его украшают фигурные клумбы с цветами, живые изгороди, пруды, фонтаны и скульптуры. Особенно красив сад во время цветения.

Какое первое впечатление от комплекса Бельведер? Конечно, ворота. Сразу чувствуется, что входишь в какое-то значительное место. А дальше начинается красота…Ну вот что называется – глаз не оторвать. На все это вместе – и дворец, и клумбы шикарные, и пруды с фонтанами, и небо над всем этим великолепием – хочется смотреть и смотреть! Из парка видно город. Дворец на возвышенности стоит, и вся старая Вена как на ладони. Попытался найти в панораме города то, что уже успел увидеть вблизи – сложно, но можно.

Сам дворец удивительно гармоничен: нежный кремовый цвет стен буквально перетекает в клумбы регулярного сада и в пруды, а зелено-бирюзовая крыша сливается с небом. Наверху множество скульптур, целые группы и композиции. Все это хочется рассмотреть и сфотографировать покрупнее. Благо что снаружи фотографировать разрешается.

Появился дворцовый комплекс благодаря принцу Евгению Савойскому. Построили Бельведер по мотивам парижского Версаля. Весь комплекс был сооружен в стиле барокко и считается одним из лучших в мире в этом стиле. Он включает два здания – Нижний Бельведер и Верхний Бельведер. Само время благоприятствовало появлению этих архитектурных шедевров. XVII век – время наивысшего расцвета и могущества великой Австрийской империи. Символом и доказательством этого расцвета стал Бельведер. Принц сначала себе летний домик построил, не сидеть же летом в городе. Получился Нижний Бельведер. Но посмотрел – маловат получился. И построил еще один, побольше – Верхний Бельведер. А между ними – садик устроил…

После смерти Евгения Савойского этот комплекс приобрела императрица Мария Терезия. В те времена никто не хотел отставать в богатстве, роскоши, размахе дворцов и парков. Наверно, Бельведер не давал Габсбургам покоя – как же, такая красота, да не моя… Ну ладно, нам-то чем плохо: такие дворцы после себя оставили! В начале XX века здесь наследник престола жил, Франц Фердинанд. Ну, тот самый, которого в Сараево убили.

В здании Верхнего Бельведера расположилась Австрийская галерея. Фасад здания украшен скульптурами. Много их и в парка, возле прудов, у фонтанов, на террасах. Их не просто много, их ОЧЕНЬ много. Здесь и люди, и кони, и сфинксы, и какие-то другие мифические существа.

Вот смотрю и пытаюсь представить себе, какими они были, люди той эпохи. Как они все это задумали, спроектировали, построили, создали такую неповторимую гармонию, что я вот стою здесь, рот забыв закрыть, и немею от восхищения. Ведь века прошли! Да они же при свечах жили, на лошадях ездили, а такие шедевры создали.

Нижний Бельведер вполне похож на Верхний. Расположен он напротив, немного под уклон: вида на город отсюда уже нет. Но вид на Верхний Бельведер еще красивее, чем вблизи! Оба дворца достаточно далеко один от другого, около километра, а между ними разбит сад (Belvederegarten). Классический дворцовый регулярный сад. Просторный, открытый и удивительно аккуратный. Если куст подстрижен шариком, то это именно шарик, совершенно правильный.

В нижнем Бельведере – продолжение все того же Австрийского музея. Музей, кстати, еще императорская семья открыла, выставив картины для всеобщего обозрения. А если во дворцы идти не захочется, то совсем рядом – Ботанический сад с известным альпинарием. Тоже есть на что посмотреть.

Как добраться

Ехать до остановки Schloss Belvedere трамваем D или трамваем 71 до остановки Unteres Belvedere.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Дворец Бельведер строился в качестве летней резиденции для принца и выдающегося полководца своего времени Евгения Савойского. Комплекс находится в одном из центральных районов Вены — Ландштрассе. Он включает три основных объекта — Верхний Бельведер, Нижний Бельведер с оранжереей и огромный дворцовый парк.

Проект был выполнен Лукасом фон Хильдебрандтом в характерном барочном стиле. После смерти владельца дворец приобрела старшая дочь императора Священной Римской империи Карла VI — Мария Терезия, но оставила его на длительный период времени в запустении. В 1770-х годах сыном королевы и императрицы Иосифом II в. Верхний дворец была перевезена огромная коллекция произведений искусства, и по его указанию составлен каталог.

Современники Лукаса фон Хильдебрандта считали, что трудами архитектора был создан «маленький Версаль». Ему удалось воплотить идею воинской триумфа принца Евгения Савойского и подчеркнуть его духовное величие.

Со времени строительства архитектурный ансамбль практически не изменился. Была переделана лишь оранжерея, примыкающая к Нижнему Бельведеру, и исчез зверинец, находившийся у Верхнего дворца. В период с 1945 по 1955-й были восстановлены залы, подвергшиеся разрушениям во время бомбежек Второй мировой войны.

Австрийская галерея

Известный на весь мир художественный музей размещен в дворцовом комплексе Бельведер. В экспозицию входят произведения разных направлений и эпох, начиная со Средневековья и заканчивая современностью.

Основная часть коллекции посвящена австрийским художникам, работавшим на рубеже XIX-XX столетий, в эпоху так называемого «конца века». В их работах прослеживается ожидание перемен и страх перед будущим, беззаботность и эфемерность бытия. Тогда Вена славилась проявлениями и поддержкой современных для тех лет направлений изобразительного искусства. Это был модерн, абстракционизм, импрессионизм, ранний функционализм и прочие новшества, пришедшие на смену склонного к излишествам барокко.

Первоначально, в 1903 году, Австрийскую галерею разместили в оранжерее Нижнего Бельведера. По настоянию передовых художников она была названа «Современной галереей». Ими был передан в дар государству ряд картин и скульптур, что в дальнейшем должно было послужить основой коллекции. Однако через шесть лет объект переименовали в «Королевскую австрийскую государственную галерею», а заодно собрание пополнили другими произведениями искусства австрийских мастеров художественного творчества. С 1918 года в ее подчинении находились оба дворца.

В постоянной экспозиции присутствуют работы Климта, Кокошка, Роллера, Шиле, Мозера и других мастеров.

Верхний Бельведер

Богато украшенный дворец был построен в 1722 году в качестве представительской резиденции. В его залах была размещена бесценная художественная коллекция, собранная принцем-меценатом, Марией Терезией и ее наследником — Иосифом II. Публичный музей распахнул свои двери в 1781 году, одним из первых в мире. Через 110 лет коллекцию переместили в Художественно-исторический музей, а в 1896 году дворец был отдан наследнику австрийского престола в качестве резиденции.

Сегодня в залах присутствуют работы австрийских художников XIX—XX вв. эпохи «конца века», а также более современных живописцев. Ядром коллекции и главной гордостью считаются работы Густава Климта — основоположника модерна в австрийской живописи. До 2000 года его произведений насчитывалось более 30, но, как оказалось, не все они были приобретены законно. Часть полотен после проверки музейного фонда пришлось передать наследникам согласно закону о реституции.

В Верхнем дворце было подписано несколько важных государственных документов, в том числе:

  • Венский протокол 1941 года, свидетельствующий о присоединении к Берлинскому пакту 1940 года Королевства Югославия;
  • Декларация о независимости Австрии 1955 года, установившая суверенность государства.

Во дворце расположено несколько залов, украшенных лепниной, фресками и барельефами. Внимание привлекают залы Терена, Карлоне, Мраморный. Над их оформлением работали Карло Карлоне, Маркантонио Чиарини, Гаэтано Фанти.

Нижний Бельведер

Дворец был заложен в 1714 году, а уже через два года он был готов к заселению. Здесь располагались жилые комнаты принца и залы. Во время Французской революции, случившейся в 1789-99 гг., в Нижнем Бельведере проживали представители королевской фамилии.

В 1815 году было решено переместить во дворец огромную художественную коллекцию, находившуюся в австрийском Инсбруке, в замке Амбрас. В 1903 году здесь же открыли «Современную галерею».

К центральному корпусу пристроено два удлиненных крыла. Интерьер выполнен в изысканном стиле. В оформлении принимали участие известные мастера. В удивительном по красоте Мраморном зале находятся оригинальные аллегорические статуи работы Георга Р. Доннера, снятые с фонтана «Провидение», расположенного на венской площади Нойе Маркт. Стены зала украшены лепниной и фресками Гаэтано Фанти, на потолке — роспись Альтомонте Мартино. В здании можно посетить Мраморную галерею, Золотой кабинет, Зеркальный и Гротескный зал, а также парадную спальню принца, декорированную уникальной обивкой.

Во дворце с 1923 года размещен Музей австрийского барокко, где выставлены работы австрийских живописцев XVII—XVIII вв. Рядом с дворцом расположены конюшни и оранжерея.

Парк и сады

Земля под застройку и разбивку парка была приобретена принцем Евгением Савойским в 1697 году, тогда еще за пределами города. Планировка территории началась через три года. Проект был заказан Доминику Жерару, но основные работы выполнялись Антоном Циннером, известным в то время специалистом по ландшафтному дизайну.

К 1725 году парк, раскинувшийся между двумя дворцами, предстал во всем своем очаровании. Он великолепно заполнил пространство, симметрично развернувшись вдоль главной оси дворцового ансамбля. Сегодня здесь присутствуют живые изгороди, деревья и кустарники, фонтаны и каскады, скульптуры, террасы и клумбы. Местная флора насчитывает более четырех тысяч растений. Лучшее время посещения — весна и лето.

В XVIII веке в дворцовом парке могли свободно прогуливаться представители любых сословий.

Парк разбит на три сада:

  • Замковый — главный;
  • Камерный — частный сад принца (рядом с оранжереей);
  • Альпийский — самый старый в Европе (восточнее Верхнего дворца).

Цены на билеты

Стоимость посещения Верхнего Бельведера:

  • для взрослых — 16 €;
  • для студентов до 26 лет и пенсионеров — 13,50 €;

Цена билетов в Нижний Бельведер и Оранжерею:

  • для взрослых — 14 €;
  • для студентов до 26 лет и пенсионеров — 11 €;
  • для детей до 18 лет включительно — 0 €.

В Вене работают мобильные приложения такси — Mytaxi, TaxiPlus, Taxi 31300, Taxi 40100, Uber.

Дворец Бельведер: видео