Андаманские острова и их маленький народ - истории земли. Люди из каменного века. Настоящие негритосы живут на Андаманских островах

Среди любителей пляжного отдыха с Индией ассоциируется только одно слово – « ». Да что тут говорить, мы провели почти месяц в Индии, после этого большинство из наших друзей, знакомых и не знакомых спрашивали у нас только о Гоа. Но речь пойдет далеко не о Гоа, речь пойдет об «Индийских мальдивах» – Андаманских островах. Этот архипелаг вовсе не так распиаренный, как Мальдивы, Сейшелы и т. д, но это только плюс – здесь вы не найдете украинских или российских «пляжных туристов». Честно говоря, вот, как мы сделали свой выбор полететь на Андаманы:

  • Увидели, что есть дешевые билеты из Индии на Андаманские острова (на тот момент мы уже приобрели билеты из Варшавы в ).
  • Набрали «Андаманские острова» в поиске Google, выбрали «Поиск по фото».
  • Приобрели билеты.

Просто повторите второй пункт и вы поймете, почему мы выбрали именно Андаманские острова, о чем мы ни разу не пожалели. Андаманские острова были нашим последним местом назначения в Индии, именно здесь мы собирались провести наши последние 3,5 дня в Индии. И это было самой большой ошибкой. Там можно жить месяцами и этого мало! Но и это было не самое плохое, хуже всего было то, что авиакомпании сместили рейсы не в нашу пользу и 3,5 дня превратились в 2,5 дня! Прошел уже месяц, а мы до сих пор ругаем себя за эту ошибку. Столь спонтанно мы делали маршрут по Индии, что после всех бронирований мы заметили, как мало времени мы выделили для Андаман. Не повторяйте наших ошибок!

Как попасть на Андаманские острова?

  1. Паром из Ченнаи или Калькутты
  2. Авиакомпания Spicejet, Jet Airways, Air India

Паром предназначен для местных жителей, которые готовы провести несколько дней в воде в ужасных условиях вместе с мышами и тараканами, поэтому для туристов и путешественников вариант только авиа. Долететь можно из любой точки Индии, но, в любом случае, вас ожидают пересадка или остановки в Ченнаи или Калькутте.

Если вы проверите сейчас цены на авиаперелеты из Мумбай или Нью Дели в Порт-Блэр (единственный аэропорт на Андаманы), то они вас приятно удивят. Мы же отдали чуть более 100 евро за авиаперелет Нью Дели – Порт Блэр – Мумбаи. И все благодаря тому, что авиакомпания Spicejet проводила распродажу, в чем нам и повезло. Поэтому наш совет – всегда следите за распродажами различных авиакомпаний.

Именно в Порт-Блэре расположен единственный аэропорт, который принимает всех туристов. Аэропорт работает только с утра до обеда, именно тогда происходят все рейсы. По прилету вам нужно получить пермит (разрешение) для пребывания на Андаманах. Все просто – сразу после выхода из самолета вас пригласят к специальной стойке, где вы заполните бланк и получите ваш пермит и штамп в паспорт (когда будете покидать Андаманы, вам поставят также штамп о выезде). Этот пермит необходим для покупки билетов на паром, бронирование жилья и т. д., ни в коем случае не потеряйте его.

В самом же Порт-Блэре делать нечего, там ни искупаться, ни отдохнуть. Порт-Блэр – это промежуточный пункт к острову Хавелок. Там все отдыхают, конечно, есть еще и другие острова – например, Нил, но все туристы выбирают Хавелок. Мы встретились с поляками, которые были на острове Нил, так вот, они рассказывали, что там побережье скалистое, особо не поплаваешь.

После прилета в Порт-Блэр все сразу же идут на паром до Хавелока. Последний паром отправляется в 14 или 15 часов, поэтому, если на него вы не успеете, придется переночевать в гест хаусе и утром на паром до Хавелок. Цены на гест хаусы в Порт Блэре колеблются в пределах от 400 до 700 рупий.

Как попасть на остров Хавелок?

  1. Вертолет. К сожалению, информации по ценам у нас нет, но такой способ 100% возможен, так как нам его предлагали.
  2. Паром. Мы, как и другие отдыхающие, добирались на пароме. Есть государственный паром и есть частники. На государственный паром купить билеты проблематично – все местные используют именно его, поэтому билеты надо покупать как минимум за день до отправления (в наше время, в ближайшие 2 дня все было распродано). Билеты продают сразу же на станции. На государственный паром билет стоит около 400 рупий, условия, как можно вычитать из интернета – не очень.
    Лучшая ситуация с частниками, мы плавали компанией Makruzz. Цена билета – 900 рупий, 5 часов в пути, хорошие условия. Купить билет можно только в их офисе, поэтому сразу же после выхода из аэропорта берите такси или тук-тук в их офис (все водители знают, где он находится). Для справки – такси в кассе аэропорта до станции стоит 110 рупий.

Также есть другие частники, их названия не помним, но в инфо-центре аэропорта вам все расскажут и подскажут.

Остров Хавелок

Вот мы наконец и попали в рай. Сразу же от станции берем тук-тук и просим его отвезти нас в хороший / дешевый (все зависит от того, что вас интересует) бунгало. Мы жили в не сезон (конец апреля) и платили по 500 рупий за ночь в бунгало, хотя сначала владелица хотела 1000 рупий. Не забывайте – это Индия, здесь нужно всегда торговаться. Даже в сезон адекватной ценой считается 700-800 рупий, но отнюдь не 1000.

На Хавелоке семь пляжей, все живут на шикарных пляжах (1-6) с роскошными пальмами, белоснежным песком и прозрачной водичкой, а ездят купаться на пляж номер 7. К нему можно добраться на арендованном байке или на автобусе. Расписание автобусов можно узнать в любом кафе. Лично нам понравился больше тот пляж, где жили мы – хоть там было очень мелко, но насладиться всеми прелестями морского климата можно было именно здесь. На острове номер 7 хоть и есть лучшие условия для плавания, но сам пляж не столь красивый.

Цены примерно такие же, как и на Гоа. С интернетом проблема – из моб. операторов здесь работает только AirTel, бесплатного wi-fi здесь не существует, есть специальные кафе, где час интернета стоит 5$.

Поесть можно где угодно: везде вкусно и дешево, фрукты также чрезвычайно дешевые. Но лучшее, что есть на Хавелоке – Elephanta Beach. Добраться до него несложно – сначала нужно ехать автобусом (или байком), который едет на пляж номер 7 и попросить водителя остановится у Элефант Бич. С остановки надо пройти через лес к пляжу, время – около 20-30 минут, заблудиться невозможно, вся дорога промаркирована. Говорят, что именно здесь можно встретить слонов, которые купаются. К сожалению, нам не удалось их увидеть, но сам пляж нам понравился.

Опять же – белый песок, пальмы и кристально чистая вода. Пожалуй, это идеальное место для купания – уровень воды меняется постепенно, нет быстрого спуска, вода настолько чистая, что видно абсолютно все дно, многие именно там занимаются дайвингом – кроме того, что хрустальная вода, так еще достаточно интересный морской мир, у берега плавают милые маленькие рыбки. Если вы будете на Хавелоке – этот пляж просто обязательно нужно посетить!

Серия статей «Исчезающие племена Южной Азии»

Марина Баканова

Андаманцы считаются совершенно отдельной, уникальной ветвью австралоидно-негроидной расы, которые впрочем столь давно от нее отделились, что в настоящий момент выступают как этнотип прарасы.

Еще совсем недавно, коренных жителей Андаманских островов считали потомками рабов, перевозимых португальцами, корабль которых потерпел крушение. В настоящее время установлена четкая и несомненная генетическая связь андаманцев с коренным населением Австралии, семангами и аэта Индонезии и частично с племенами мунга Индии. Однако даже эти связи признаются исследователями как очень древние. Их подтверждает и лингвистический анализ - родственными андаманским языкам признаются несколько папуасских наречий - однако разделение языков произошло, по-видимому, несколько десятков тысячелетий назад.

Территории Индостана заселились гоминидами более 2 млн лет назад. Появление человека современного типа произошло 70-50 тыс лет назад - это были выходцы из Восточной Африки, которые во времена очередного оледенения смогли преодолеть водный барьер Красного моря и выйти в Переднюю Азию, распространившись оттуда в Европу на запад и Индию и Китай на восток. Принадлежали они к пранегроидно-австралоидной расе и находились на уровне развития, соответствующему верхнему палеолиту или самому начальному этапу мезолита.

Постепенно под влиянием изменяющихся климатических условий и давлением соседних племен они перемещаются из западной части Индостана в восточную и затем Индокитай и Австралию, достигая почти одновременно современной Шри-Ланки и Австралии около 40 тыс лет назад. Этому вероятно способствовал ледниковый период, который обнажил «сухопутные мосты» или значительно уменьшил глубину и ширину межостровных проливов, что сделало достижимыми ближайшие острова для примитивных плавательных средств. Есть частичные подтверждения, что в этот же период была первоначально достигнута людьми негроидно-австралоидной расы и Северная Америка через Берингов перешеек, соединявший на фоне общего понижения уровня Мирового океана Камчатку и Аляску.

Конечно, современных этнографических данных недостаточно, чтобы утверждать на 100%, но вполне вероятно австралийцы представляют собой потомков единомоментно переселившегося племени, волной прошедшего от Африки по всей Южной и Юго-Восточной Азии нигде надолго не задержавшейся. Впрочем, от этой волны периодически откалывались небольшие самостоятельные племена, которые обживали современный Индостан, Индокитай- и острова Полинезии. Есть вероятность того, что одно из отколовшихся племен, как уже было написано выше, выбрало северный путь перемещения и достигло берегов Северной Америки.

Вероятно первый в истории демографический взрыв испытала на себе Передняя Азия около 30 тыс лет назад. В этом, оптимальном для существования человека регионе, началось совершенствование инструментов охоты и как следствие понесло за собой резкое сокращение численности крупных млекопитающих, одновременно с увеличением общей численности людей. Именно избыток питания привел к резкому скачку в демографии и началу широкого расселения людей передне-азиатского типа (вероятно - протоиндоевропейцев). Часть населения была вытеснена на запад и начала повторное заселение Европы (по крайней мере южную ее часть), часть видимо могла возвратиться в Африку - на ее северное побережье, другие же двинулись на восток. Вполне возможно, эти доисторические миграции были вызваны не демографическим давлением, а следованием за отходом постоянно уменьшающихся популяций крупных животных. И наконец, нельзя полностью исключить и гипотезу о том, что древний человек, подобно нашим современникам перемещался в поисках нового, неизведанного, т.е. его вел чисто познавательный интерес.

На Индостане протоиндоевропейцы столкнулись с автохтонным негроидно-австралоидным населением - постепенно частично смешиваясь с ним и образуя дравидский расовый подтип, а частично вытесняя его в направлении юго-востока. Расселение из Передней Азии более в южном направлении, чем в северном (европейском) связывается и с тем, что порядка 26-20 тыс лет назад была эпоха ледникового периода.

С этим периодом связано также то, что Андаманские острова в то время были гораздо ближе к Индии, чем сейчас. Поскольку они фактически представляют собой выступающие вершины подводного горного хребта, который тянется от Индостана в направлении Мьянмы и Индонезии, и который во времена оледенения и связанного с ним обмеления океана на 100-130м был обнажен гораздо больше, чем теперь. Современная северная часть хребта, ныне подводная, в то время представляла собой группу островов, не достающих до Индостана порядка 30-50км. Преодолеть это расстояние было вполне под силу древним племенам даже на примиривных плавательных средствах.

Постепенное вытеснение негроидно-австралоидного населения вновь прибывшими создало напряженную обстановку. Часть племен современной юго-восточной Индии и Бангладеш сместилась по маршруту, проторенному еще протоавстралийцами на острова Полинезии, часть была по-видимому просто истреблена. Вероятно, протоандаманцы тоже подверглись практически полному истреблению, поскольку было чистым безумием пытаться пересечь довольно-таки большую полосу океана на примитивных плавательных средствах не только рыболовам (которые видимо периодически бывали здесь и раньше), но и женщинам с детьми. Скорее всего данное событие имело место уже на исходе ледникового периода где-то между 22-21 веком до нашей эры.

Часть протоандаманцев видимо была ассимилирована пришедшими с запада другими негроидно-австралоидными племенами.

Буквально через 1-2 тысячелетия юго-восточный Индостан испытал новую волную демографического давления - на этот раз с востока. Протомонголоидные племена, также поднявшись в своем развитии на одну ступеньку выше начали расселяться по Юго-Восточной Азии и постепенно продвигаясь на запад разрубили прежде единую ветвь негроидо-австралоидов, разделив аборигенов Полинезии и Австралии от автохтонного населения Южной Азии. Также, они вероятно создали вторую (и совсем не последнюю) волну переселенцев в Северную Америку, которое произошло чуть позднее, чем движение в южно-азиатском направлении. Протоандаманцы второй волны (которые впоследствии образуют население больших северных островов) - уже с более этнически смешанным населением нескольких негроидно-австралоидных племен, оказалось зажатым в тиски между переселенцами с востока и с запада.

Именно в это время (а племенная память весьма живуча и вероятно рассказы об отселении части племени на «южную сушу» в неблагоприятные времена, сохранилась) видимо было принято решение о переселении остатков (на данный момент уже более смешанного) племени туда же. Эта вторая волна переселенцев была уже чуть на более высокой стуени развития, хотя вполне вероятно, что часть умений была утрачена. Этот период переселения на Андаманские острова вероятно пришелся на излет ледникового периода и начала таяния ледников примерно в 19-18 тыс до нашей эры. Вполне возможно, что этой группе переселенцев пришлось провести в открытом море гораздо более длительное время, чем первопроходцам, поскольку суша уже начала уступать место океану.

Эта же группа переселенцев была гораздо более многочисленной, активной и деятельной. Появившись с севера они начали теснить первоприбывших пока не вытеснили со всех более менее больших и значимых островов архипелага на самый юг. Дальнейшее вытеснение было прервано тем, что наступило время «великой воды» (первое историческое упоминание андаманцев о самих себе) - а проще говоря - период потепления, который поднял уровень воды в океане до современного и окончательно разделил острова архипелага. Именно тот момент, что со времени разделения островов прекратилось вытеснение малых народов архипелага и они начали спокойную самостоятельную жизнь, подтверждает тот факт, что переселенцам второй волны довольно долго пришлось странствовать по морю и в длительные морские путешествия они более не рисковали пускаться, оставив бывших соплеменников жить спокойно на удаленных островах. Андаманцы до сих пор - классические жители леса, они никогда за многотысячелетнюю историю своей уникальной цивилизации не рисковали селиться в прибрежных районах.

Часть негроидно-австралоидных племен, которая осталась на субконтиненте вероятно частично смешалась с новоприбывшими протомонголоидами, что впрочем было весьма мимолетно (по исторически меркам), поскольку отступающие ледники освобождали огромные незаселенные пространства Сибири, а через нее и переход на Американский континент. Так что - протомонголоиды расселившись в Индокитае и на востоке Индии давление прекратили. А потомки негроидо-австралоидов с небольшой частью монголоидной крови образовали впоследствии современные народы группы мунда.

Итак, со времени «великой воды» андаманцы остаются отрезанными от внешнего мира. Воспоминания об ушедших на юг людях были утрачены или трансформированы в истории о заселении островов Полинезии (эти, в отличие от Андаманских островов, оставались довольно легко достижимыми). Отделенные водной преградой более чем в тысячу миль от материка они (равно как и тасманцы) начинают свой абсолютно независимый путь в будущее.

И хотя о наличии Андаманских островов упоминал еще Птолемей и даже высказывал идеи о том, что на них должно быть население, андаманцы оставались неизвестными миру вплоть до 19 века, что стало возможно исключительно благодаря «лесному» характеру жизни андаманцев. Острова до определенного момента - началу массового переселения британцев и индийцев - попросту считались необитаемыми.

Андаманцы - уникальнейшая группа племен, которые сохранили практически в неприкосновенности стиль жизнь людей каменного века. Даже навык добычи огня некоторыми племенами был утрачен вплоть до появления на островах европейцев.

Низкорослость (средний рост около 140см), крайне темный цвет кожи, курчавые волосы - внешние признаки этноса, по которым часть ученых предполагала их принадлежность к пигмеям. Как выяснилось в результате генетических анализов - ничего общего эти две группы низкорослых наций между собой не имеют. Схожие признаки сформировались в результате схожих условий жизни - в вечнозеленых джунглях. Хотя можно с довольно сильной уверенностью предположить что низкорослость или генетическая склонность к ней сформировалась еще во времена проживания племен на территории Индостана, поскольку и на полуострове в те времена были непроходимые джунгли и воспоминаний о «высоких людях» в памяти народа не сохранилось.

Что удивительно - небогатый на экстраординарные события мир Андаманских островов позволил сохранить уникальную племенную память о событиях далекого прошлого. Так андаманцы помнят о существовании крупных млекопитающих, в том числе уже вымерших, хотя на островах никто из крупных животных не живет теперь и не жил раньше. Более того, они помнят о них не только по названиям, но могут описать и внешний вид, и повадки. Сами андаманцы относят эти предания к «рассказанным предками». Также в племенных преданиях сохранилась очень корректная информация о времени «Большой воды» - конца Ледникового периода, когда единая земля Андаман разделилась на множество островов и они окончательно потеряли и без того ненадежную связь с материком.

Итак, англичане на время завоевания островов насчитали здесь 12 племен общей численностью около 5000 человек. Потенциально, природа Андаман могла прокормить и более многочисленное население, поэтому остается загадкой до настоящего времени, как регулировалась численность населения, была ли она искусственно регулируемой или связанной с тяжелыми условиями жизни, когда смертность, в том числе и младенческая была очень высокой.

В настоящее время численность андаманцев сократилась катастрофически. Практически все население Большого Анадамана вымерло в результате занесенных болезней, к которому потомки жителей палеолита не имели иммунитета. Все северные племена: ака-кари, ака - кора, ака - боа, ака - джеру, ака - беа и прочие объединились в одно племя, компактно проживающее на маленьком островке и насчитывают не более 50 членов. Формально - они уже вымерли.

Чуть более повезло племени Джарава, одному из южных племен. Вероятно это было самое развитое, активное и агрессивное племя, которое было первоначально оттеснено с Большого Анадамана на юг, но в какой-то исторический момент сумело вернуть себе территории на севере, а в пришествие европейцев оказалось и более устойчивым к привнесенным заболеваниям и более открытым к сотрудничеству и принятию нового образа жизни. Их территория расселения даже увеличилась в отсутствие коренных племен Большого Андамана, также они частично вышли из джунглей и начали селиться на побережье. Численность этого племени насчитывает около 300 человек, причем есть хорошая вероятность, что она постепенно начинает расти, поскольку в последние десятилетия власти Индии начали усиленно охранять андаманцев от лишних контактов, в том числе туристических.

Еще одно племя - онге, также из Малых андаманских племен, находится в стадии достаточно устойчивого баланса численности. Хотя эта народность сохранилась в меньшей степени, чем джарава, всего около 100 человек, тем не менее - находясь на изолированном самом южном острове архипелага они имеют все шансы на возрождение.

Сходность (генетическая и культурная) джарава и онге позволяют предположить, что еще несколько тысячелетий назад это было одно племя, которое населяло самый юг архипелага, однако часть его ушла, чтобы возвратить утерянные в далеком прошлом северные земли, и благополучно отвоевав часть территории Больших Андаман заселила их. Часть же так и осталась на юге. Со временем эти племена приобрели некоторые отличия, впрочем - не кардинальные и именно это дало хоть какую-то историческую информацию о культуре и истории андаманцев. Оба племени и онге, и джарава относятся сейчас к южным племенам.

И самая оригинальная группа - сентинельцы с одноименного острова. Полные изоляты и так называемые «неконтактные племена». Их остров самый западный в архипелаге и удален на достаточно большое расстояние от основной группы островов. Есть факты, свидетельствующие о том, что контакты с сентинельцами все же были, но крайне редко и заканчивались как правило печально для контактеров с обеих сторон. Несколько человек с острова были вывезены в рабство или убиты, также убивались и пришельцы. До сих пор даже случайно попавшие на остров посторонние убиваются (есть вероятность, что уводятся в джунгли без права на возвращение). Общая численность населения неизвестна. Однако, достоверно то, что разрушительнейшее цунами 2004 года они пережили благополучно. Оставленные на берегу фрукты были забраны в ночное время уже после наводнения.

Кстати - и остальные андаманцы не были затронуты цунами. За несколько дней до его начала они «никому и ничего не объясняя» ушли на возвышенности. Все жертвы цунами, которые понесли Андаманские острова были среди пришлого индийского населения.

Таким образом на данный момент всего насчитывается около 500 человек принадлежащих к разным андаманским племенам.

Кстати, большая чем у остальных устойчивать джаравов к европейским болезням и большая склонность к прогрессу и активности может быть объяснена включением «свежих генов» на каком-то этапе развития племени. Возможно за счет арабов или европейцев, потерпевших кораблекрушение вблизи земель племени. Которые не имея возможности вернуться на родину были включены в его состав и оставили жизнеспособное потомство. При этом - их было крайне ограниченное количество (от 1 до 3 человек), которое не оказало на племя никакого культурного влияния.

А неконтактность сентинельцев вполне объяснима с точки зрения культуры «табу» на общение с посторонними, которое возникло в результате первых кровопролитных контактов. Либо же есть и другая гипотеза. А именно, сентинельцы изначально принадлежали к какому-то другому племени Андаман и были высланы (либо же переселились сами) на необитаемый до этого крохотный островок в виду с идейно-культурными разногласиями или как нарушители законов племени и возвращаться им было строго запрещно. Выстроив собственное племя со своей культурой и законами, они, тем не менее, сохранили в племенной памяти запрет на возвращение и на контакт с другими людьми так, что именно эта заповедь стала для них превыше всего. Впрочем, подобное отселение могло иметь место только в очень отдаленном прошлом, несколько тысячелетий назад, поскольку для формирования культуры требуется весьма длительное время, особенно в первобытном обществе.

Существовало и еще одно племя, также родом с Малых Андаман, с острова Рутлэнд, которое полностью вымерло к 1924г и информации о котором практически не сохранилось.

Фактически наиболее доступными сейчас для изучения являются представители племени джарава, но и оно не может дать полной информации о быте и культуре андаманцев, поскольку с каждым новым поколением утрачивает свой неповторимый облик и культуру. Не исключено, что в ближайшее столетие, даже несмотря на усилия индийских властей и политику невмешательства андаманцы перестанут существовать.

Уникальны и языки андаманцев. Строго говоря - это абсолютно обособленная семья языков, имеющая очень отдаленное родство с частью папуасских языков и языками кусунда и нихали Индии. Однако, даже это, весьма отдаленное, родство только подчеркивает, что андаманские языки отделились от остальных много тысячелетий назад. Языки различаются на северо- и южноандаманские, которые в свою очередь делятся еще на несколько групп. Большинство андаманских языков на данный момент «мертвые».

Жизнь андаманцев 21 века практически аналогична жизни их предков, пришедших на острова десятки тысячелетий назад. Основные их занятия: охота и собирательство. В настоящий момент можно разделить всех андаманцев на береговых и лесных (последние - более консервативны). Лесные андаманцы живут охотой на диких животных, в основном - диких свиней и собирают зерна и корнеплоды съедобных растений, плоды, мед. Береговые кроме этого занимаются рыболовством и ловлей морских черепах.

Основные орудия охоты - лук и гарпун, единственное прирученное животное - собака. Причем приручение шло не на островах, собах праандаманцы завезли сюда вместе со своими семьями, утварью и прочими предметами быта во времена «великого переселения». Причем, сейчас не известно, была ли она завезена обеими группами переселенцев или пришла только со второй волной.

Все племена периодически перемещаются на новую территорию, при этом - береговые более часто меняют местожительства. У лесных андаманцев постройки коллективного типа, когда все племя живет в одном общем доме, прямоугольной формы с двускатной, крытой пальмовыми листьями крышей. Береговые племена используют уже отдельные семейного типа дома круглые с конической крышей.

Дети проживают с семьей. Мальчики, начиная с 10 лет живут отдельно в обществе других неженатых юношей в мужских домах. Девочки остаются в доме родителей до замужества.

Организация общества довольно проста. Андаманцы живут небольшими группами до 30 человек. Существуют некоторые подобия должности вождей, хотя зачастую люди, обозначаемые европейцами как «вождь», выполняли совершенно иные функции. Межплеменные и межклановые контакты очень слабые. Единой структуры племени нет, равно как и нет частной собственности. Вполне возможно, что до прихода европейцев социальная структура была более развитой, поскольку позволяла разным племенам не смешиваться и жить изолированно друг от друга даже на одной или соседних территориях. Частной собственности, как таковой, тоже не существует. Аналогичных понятий нет ни в одном из андаманских языков, что можно расценивать как полное отсутствие этапа частной собственности в развитии андаманцев в принципе.

Интимные связи до свадьбы весьма характерны. В настоящее время они скорее всего носят просто традиционный вариант, а в эпоху процветания андаманцев были биологической необходимостью, позволявшей выяснить способности девушки к беременности и деторождению. Аналогичные обычаи зафиксированы и в других примитивных племенах, причем в жены считалась пригодной девушка, способная забеременеть и родить здорового ребенка. В принципе, подобный подход вполне оправдан, особенно в примитивных племенах.

Однако, после свадьбы «связи на стороне» уже не поощрались. И это тоже вполне оправдано. Андаманцы жили в условиях изолированного общества, причем изолированного и от большой земли, и изолированности отдельных племен на островах. Общая численность племен, даже в лучшие времена была относительно невысокой и избежать вырождения они могли только при строгом генетическом контроле, не допуская близкородственных смешений, для чего было необходимо строго знать отца и мать каждого члена племени. И учитывать это при решения вопроса о браке.

Сами же брачные церемонии у андаманцев, весьма просты. Решение о женитьбе принимают старшие родичи. В день свадебной церемонии жених убегает в лес. Родственники его ловят и убеждают вернуться и жениться. Возвратившись, он садится к невесте на колени, после чего брак считается заключенным. Возможно также заключение повторных браков после смерти одного из супругов.

Похоронные обряды также незамысловаты. Умерший на три месяца оставляется на специальной платформе, после чего тело или то что от него осталось (вместе с платформой) предают земле. В определенной степени это напоминает обычаи зороастризма, в которых тело умершего считалось не чистым и не могло быть похоронено, предано огню или воде (тела умерших подвешивались на специальных башнях). Умерших детей хоронят более просто - под половицами дома. Что уникально - кости умершего, очистившиеся от мягких тканей, не считаются нечистыми, могут выкапываться и использоваться для создания украшений.

Традиционная одежда включала в себя только набедренную повязку из древесных волокон. Приветствовались некоторые украшения в виде бус, ожерелий, браслетов. Характерно - использование глины для раскраски лица (особенно у онге). А вот длина волос и стиль прически в каждом племени разные. Вполне возможно - это сохранившийся обычай выделения членов «своего» племени, возможность издалека понять с кем ты можешь столкнуться в джунглях.

Основы духовной культуры достаточно просты. Главными духами почитаются Пулугу (в альтернативном варианте - Билику) и Тараи, которые олицетворяют собой две главные стихии, влияющие на жизнь островов - летнего и зимнего муссонов. Приход каждого из духов знаменует смену сезона. Есть и герой - Томо, научивший потомков ремеслу. Можно предположить, что это был реальный человек, вождь, стоявший во главе переселенцев на Андаманы. В остальном классический анимизм. Основой является вера в духов природы, причем - души умерших взрослых также становятся духами природы. А вот души детей нет - они возвращаются на землю в виде новых детей. В религии присутсвуют и следы тотемизма, предкам даются имена животных. Очень большую роль играют шаманы и магия. Как правило, шаманы считаются способными защитить людей от злых духов природы.

Главное культурное богатство андаманцев - танцы. Танцуют как дети, так и взрослые, женщины и мужчины. Причем - танцы практикуются каждый день. Музыкальных инструментов нет и поэтому танцы сопровождаются только песнями. Движения достаточно однообразны и движения просты. Вполне возможно, что танцы носят функцию зарядки или разминки до или после трудового дня. Своеобразная тренировка для мышц.

Есть традиция обмена подарками между племенами, но перерасти в реальную меновую торговлю она не смогла - поскольку каждое племя живет в однотипных условиях и имеет практически одинаковый бытовой набор.

Уникальной способностью андаманцев является биолокация - на весьма далеком расстоянии они способны чувствовать наличие живого существа. Пришло ли это качество из далекого прошлого и было ли утраченов в момент создания цивилизации остальными народами Земли или образовалось как новая генетическая мутация в условиях изоляции - на данный момент на этот вопрос точно ответить невозможно. Есть только предположения. С учетом того, что способности к биолокации проявляются (в разной степени конечно) и у других «диких» племен, то вероятно в древности, в эпоху палеолита это чувство было всеобщим, которое постепенно утратилось с развитием цивилизации, просто за ненадобростью.

И остается практически один главный вопрос: почему андаманцы не эволюционировали? Не перешли к огородничеству, а затем частной собственности? Фактически они даже не дошли до выделения племенного лидера - вождя.

Было ли это связано с избытком природных ресурсов, которые обеспечивали племена достаточным количеством пищи и не вынуждали искать ее новые источники? Ведь к моменту прибытия европейцев природа островов действительно могла прокормить гораздо более насыщенное население, чем присутствующие здесь 5000 человек.

Или же присутсвовал сознательный отказ от прогресса? Причем - с поддержкой оптимальной численности населения, которую способен прокормить остров без перенапряжения природных сил? Возможно ли такое, что андаманцы являются этакими «древними диссидентами» сознательно ушедшими от прогресса и осознанно поддерживающими оптимальный природный баланс и свою численность, согласно ему?

Последнее утверждение вполне возможно, поскольку андаманцы прекрасно отдавали себе отчет, что живут изолированно и при избытке населения разразится великий голод, поскольку идти в общем больше некуда. Также верояно, что несколько таких периодов голода в истории племен Андаманских островов было несколько, и благодаря которым они и научились поддерживать оптимальную численность своего населения.

Мы привыкли, что чернокожее население нашей планеты было сосредоточено в Африке. Однако малорослые люди с темной кожей и курчавыми волосами, очень похожие на африканских пигмеев, живут не только на Черном континенте. С древнейших времен они населяют острова Тихого океана и Австралию, где их именуют негритосами (от уменьшительной формы слова negro - «черный»).

Ученым достоверно не известно, когда именно тихоокеанские туземцы расселились по множеству больших и маленьких островов и откуда они пришли. Загадка вот в чем: наряду с чернокожими и курчавыми низкорослыми аборигенами на этих островах уже ко времени открытия их европейцами обитали также люди другого типа - более высокие, с относительно светлой кожей. Но хотя и те и другие пребывали на относительно низкой ступени развития, чернокожие туземцы были совершенными дикарями.

Много чернокожих и кудрявых

На крупных островах, где негритосы соседствовали с полинезийцами, путешественников из Европы поражал контраст. Полинезийцы на их фоне казались вполне развитыми племенами. Европейцев как раз и удивляло, что чернокожие карлики совершенно не желают перенимать культурные достижения своих соседей и яро защищают свой образ жизни. Они наивно посчитали, что эти малорослые люди попросту неспособны усвоить чужой опыт.

Сегодня по этому поводу существует вполне веское мнение. Маленькие чернокожие люди наряду с индийскими веддоидами когда-то заселяли всю Юго-Восточную Азию. Они относились к первой волне переселенцев из Африки, которые сохранили культуру своих сородичей на Черном континенте. Учитывая, что исход из Африки происходил чуть не 100 тысяч лет тому назад, их сородичи пребывали в состоянии глубочайшей дикости. Этот уровень дикости чернокожие переселенцы сохранили в первозданном виде. А когда из той же Африки пришли более развитые волны переселенцев, маленькие черные люди вынуждены были отступать и отступать. Их вытеснили с азиатского материка, и они стали отходить к югу - на земли, которые позже превратились в острова. Считается, что тогда будущие острова были связаны мостами суши вплоть до Австралии.

Чернокожие дикари пережили свой исход и положили начало многим островным народностям -андаманцам, филиппинцам (аэта), семангам, тапиро, новокаледонцам, меланезийцам, австралийским аборигенам и барринес. Но даже на островах их настигали новые волны переселенцев, стоявших на более высоком уровне развития. И чернокожим туземцам ничего не оставалось, как снова отступать. Только на островах это сделать было сложнее. И отступали они на еще не заселенные острова или вглубь земель, на которых их застигла эта беда. Постепенно негритосы оказались либо на самых отдаленных и никому не нужных островках, либо в таких недоступных и диких местах, где более цивилизованные соседи селиться ни за что не желали.

В таком состоянии эти народы пребывают и в наши дни. Надо сказать, соседи имеют о них не самое приятное мнение. И есть за что...

Прирожденные каннибалы

Об андаманцах вы, наверное, читали в детские годы в повести Артура Конана Дойля «Знак четырех»: «Они очень некрасивы. У них большая, неправильной формы голова, крошечные, злые глазки и отталкивающие черты лица. Руки и ноги у них замечательно малы. Они так злобны и дики, что все усилия английских властей приручить их всегда кончались неудачей. Они всегда были грозой потерпевших кораблекрушение. Захваченных в плен они обычно убивают дубинками с каменным наконечником или отравленными стрелами. Побоище, как правило, заканчивается каннибальским пиршеством». Главного злодея этой повести сопровождает преданный ему андаманский туземец.

И хотя в силу политкорректное не принято говорить о дурных обычаях островитян, многие негритосы до сих пор испытывают к каннибализму огромное пристрастие. Во всяком случае, еще лет 20 тому назад этнографам приходилось принимать участие в особых трапезах маленьких чернокожих аборигенов. В некоторых племенах было принято поедать более цивилизованных соседей, с которыми туземцы вели непродолжительные войны. В других - убивали собственных соплеменников, очень часто -детей. В среде туземцев существовал обряд инициации, заключавшийся в том, что вступающий во взрослую жизнь юноша должен был убить врага, отрезать ему голову, выварить ее и преподнести в дар старейшинам племени. Аналогично выглядел и подарок невесте - такая же вываренная и высушенная голова. Более того, ни одна девушка племени не дала бы согласие на брак, пока соискатель ее руки не доказал бы, что он настоящий мужчина, - то есть без отрезанных вражеских голов надеяться было не на что.

Каннибализм процветал даже там, где соседей у туземцев не было. Там обычай трансформировался в поедание плоти умерших. Нередко сначала покойников горько оплакивали, носили из хижины в хижину, даже погребали в земле, а потом эксгумировали и поедали. Поедали, конечно, и чужаков. Если туземцам везло и рядом с островами терпел бедствие корабль, выживших добивали и привязывали тела за ноги к воткнутому в морское дно шесту - чтобы не унесло течением. Кораблекрушение считалось у туземцев большим праздником, когда можно вволю наесться человеческого мяса. Когда мертвецов было много, тела варили, коптили и заготавливали впрок. Надо сказать, что каннибализмом грешили не одни лишь негритосы. Но именно у них этот обычай задержался очень надолго. С ним боролись (и по большей части - безуспешно) сначала английские и голландские колонизаторы, а потом и местные правительства. Каннибализм сохраняется и сегодня, особенно в труднодоступных местностях. Например, на Филиппинах существуют горные районы, куда запрещено возить туристов.

Впрочем, туземцы с большой неохотой встраиваются в современную цивилизацию. С соседями они стараются не контактировать, живут очень изолированно, берегут свои обычаи и не допускают в свою среду чужаков. Сложно складываются у них и взаимоотношения с местными властями.

Один из Андаманских островов, Северный Сентинельский остров, который официально входит в состав Индии, населен людьми, стоящими на такой низкой ступени развития, что власти пришли к решению никогда его не посещать и не посылать туда чиновников. Никто не знает, что происходит на этом островке. Он невелик - всего 72 квадратных километра и не больше 500 жителей. Все попытки чиновников высадиться на остров потерпели
неудачу - в них метали копья и посылали стрелы, а 10 лет назад, когда туземцы решили, что рыбаки нарушили границу их территории, они убили двух человек. Правительство Индии отправило на остров вертолет, чтобы доставить тела для погребения, однако вертолет был атакован градом стрел. И хотя пилоты уверяли, что видели тела несчастных, уложенные в неглубокие могилы, это еще не говорит о том, что рыбаков похоронили. Вполне может быть, что после непродолжительной «выдержки», человеческое мясо достали из могил и употребили в пищу, тем более что остров очень беден фауной и туземцы питаются в основном рыбой и прочими дарами моря.

Рай для этнографов

Конечно, не все негритосы избегают контактов с цивилизацией. Некоторых аборигенов удалось «вписать» в рамки современного общества. Но только частично. Цивилизация у негритосов на Филиппинах выглядит так.

Они охотятся в основном с копьями или луком, загоняют животных в ловушки, занимаются собирательством. Изредка применяют примитивное земледелие - высевают сладкий картофель. Одежда у туземцев минимальная - узкая набедренная повязка или фартучек (у женщин). Зато все тело в татуировках и украшено браслетами из свиного волоса. Среди туземцев процветает поголовная неграмотность. Вера у них обычная - языческая. Однако племена самоуправляются особым образом. Во главе общины они ставят алькальда-христианина, которому подчиняются полицейские-негритосы. А сам алькальд подчиняется мэру ближайшего к племени городка. На деле же алькальд просто отчитывается о проделанной работе, а племя живет своей жизнью. В положенном возрасте мальчики проходят инициацию, в положенном возрасте - женятся. Причем, поскольку роль охотника важнее роли собирателя кореньев, девочки питаются хуже и чаще умирают. И с женщинами у негритосов - проблема. Их мало. Так что жених платит за невесту огромный по местным меркам выкуп. Жизнь проходит в постоянной борьбе с бедствиями и голодом.

Но этнографам очень нравится посещать туземцев. Для них это путешествие в каменный век.

Николай Котомкин

Сегодня Андаманские и Никобарские острова принадлежат Индии, отсюда легко можно сделать вывод, что практически всё население островов составляют индийцы, или индусы, кому как больше нравится. Многие переселились сюда с материка, кого-то англичане, во времена своего владычества, пересилили насильно, суть в том, что и уклад жизни у местного населения ничем не отличается от жизни жителей Индии на материке.

В 2011 году общая перепись населения остановилась на отметке в 343 125 человек. Удивительная точность. Стоит отметить, что общая перепись населения в Индии потерпела сокрушительное фиаско, слишком много людей не имеют постоянного места жительства и вообще каких-либо документов. Они просто бродяжничают, работают где придётся и спят где получится. Очевидно, что на Андаманах с этим строже. Индийское правительство ревностно охраняет этот нетронутый уголок девственной природы и абы-кого сюда не пускает. Об этом также свидетельствует тот факт, что для посещения Андаманских островов одной индийской визы мало, требуется ещё получение специального разрешения.

Самый крупный город и столица Андаманских островов – Порт Блэр . Здесь проживают более 100000 человек. Очевидно, что своим названием город обязан лейтенанту Арчибальду Блэру, который героически перебил часть местного населения и основал на самом крупном из островов опорный пункт Ост-Индской компании. Как вы уже могли догадаться, в честь своего основателя этот опорный пункт теперь носит гордое название Порт Блэр. Население города занято в первую очередь рыболовством и судостроением. Крупных верфей в городе нет, да и промышленное рыболовство близь островов запрещено правительством, чтобы не навредить хрупкой экосистеме. Поэтому большая часть населения также вовлечена в туристический бизнес: изготовление и продажа поделок и сувениров, экскурсии на острова, дайвинг и т.д. Практически все владеют английским. Напомним, что это второй официальный язык в Индии.

Стоит отметить ещё одну особенность местного населения, большая часть проживающих здесь индийцев – потомки революционеров и политических заключённых. С конца 19ого века по 1952 год Андаманские острова использовались Британией как отдалённое место ссылки, проще говоря, лагерь для каторжников. Такой аналог Магадана, только с белоснежными пляжами и лазурным морем. Подробнее читайте об этом в статье посвящённой . Понятное дело, что наслаждаться природным великолепием островов арестантам не приходилось, условия содержания были чудовищными и редко кто доживал до окончания срока заключения, который обычно состоял из 20 лет каторжных работ по вырубке и заготовке леса. Сегодня туристы имеют возможность посетить тюрьму Андаманских островов. Здание давно уже переквалифицировалось в зловещий аттракцион. Несмотря на каторжное прошлое, уровень преступности на Андаманских островах очень низкий, разбойные нападения просто немыслимы. Однако кражи случаются, оставлять вещи без присмотра всё же не стоит.

Помимо индийцев, прибывших с материка, Андаманские острова населяют уникальные племена коренных жителей. Уникальность их состоит в том, что по мнению учёных они являются прямыми потомками первых хомосапиенс. Иными словами, на данный момент представители этих племён считаются самыми древними жителями нашей планеты. Это представители группы негрито – маленькие, смуглые, воинственные ребята, которые умудрились проспать эволюцию на своём райском острове и за 70000 лет проживания на Андаманах практически не изменились. Численность коренных племён в начале прошлого века оценивалась в 5000 человек. К сожалению, варварская колонизация островов Британией, и организация здесь каторжного лагеря, привела к резкому сокращению коренного населения и сегодня их численность колеблется между 500-800 человек. Провести точную перепись населения среди аборигенов не представляется возможным, так как посещение обитаемых ими островов строжайше запрещено. Для этого есть несколько причин: во-первых, столкновение с цивилизацией может бесповоротно изменить уникальный уклад жизни самых древних людей на планете, а во-вторых, велика вероятность того, что аборигены попросту истыкают непрошенных гостей стрелами и копьями.

Коренным жителям Андаманских островов приписывают поразительные возможности. Например, они могут на большом расстоянии, сквозь заросли джунглей определять местоположение интересующего их зверя. Грубо говоря, охотник-негрито точно знает, в каком направлении ему двигаться, чтобы настичь интересующую его добычу. Также современных учёных ставит в тупик возможность аборигенов безошибочно определять предстоящую погоду. Так в 2004 году обрушившееся на Андаманские и Никобарские острова цунами смыло в море более 5000 местных жителей. Позже выяснилось, что среди коренных жителей пострадавших не оказалось, так как они заблаговременно покинули свои деревни и ушли от берега подальше и повыше. Индийцам, проживающим на островах, следовало бы внимательней следить за своими соседями. Если вдруг негрито в очередной раз соберутся в горы, я бы на месте индийцев последовал их примеру.

Сегодня на Андаманских островах разделяют шесть племён коренных жителей. Из них только одно племя поддалось влиянию цивилизации и под нажимом британских миссионеров даже приняло христианство. Это племя Nicobarese базирующиеся главным образом на острове Car Nicobar . Остальные племена ведут первобытный образ жизни, занимаются исключительно охотой, собирательством и рыболовством.

  1. Племя Andamanese в данный момент находится на грани вымирания и грозит исчезнуть уже в этом столетии. Сейчас племя насчитывает около 40 членов и проживает на острове Strait Island.
  2. Племя Sentinelese одно из самых замкнутых и враждебных к чужакам. Очевидно, у них есть на то все причины. Базируются они на острове North Sentinel, остров не покидают и грозят истыкать стрелами всякого, кто вздумает заглянуть в гости. В связи с этим о племени известно немногое, их численность оценивается примерно в 200 человек, но, сколько их на самом деле прячется в джунглях неясно.
  3. Племя Onges. Некогда крупное племя занимающее несколько островов сегодня насчитывает не более 95 человек и проживает на острове с милым названием Little Andaman.
  4. Племя Jarawas населяет западное побережье островов South & Middle Andaman. Они также хорактерезуются учёными как замкнутые и враждебные ребята. Попытка установить контакт и подружиться с племенем успехом не увенчалась: подарки и гуманитарная помощь часто отправлялись в море, а над головами гостей свистели опасные стрелы. Сегодня племя насчитывает более 300 человек, а территория их обитания является закрытой для посещения.
  5. Племя Shompens формально является обитателем не Андаманских, а Никобарских островов. Проживает оно на острове Great Nicobar. Сегодня племя насчитывает не более 150 человек.

ВСЕ ФОТО

Последние племена палеолита, как оказалось прошлой ночью, спаслись после землетрясения в Азии - опасения, что они были полностью истреблены бушующим цунами , улеглись.

Должностные лица на Андаманских и Никобарских островах объявили, что все пять примитивных племен были обнаружены. Некоторые из них мигрировали на более высокие участки архипелагов, пишет лондонская The Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

"Великие андаманские племена в полном порядке, - сказал вице-губернатор Рам Капсе, - жертв нет".

Считается, что в лесах с буйной тропической растительностью и на коралловом побережье островов проживает меньше тысячи представителей различных племен, среди которых - 100 человек из племени онге, 250 человек враждебного сентинельского племени, 48 человек из почти вымершего "великого андаманского" племени, 350 представителей племени джарава и 250 охотников и собирателей шомпен.

Индийские судна береговой охраны доставили продовольствие племенам на островах, пострадавших от цунами. Одновременно с вертолетов заметили другие группы аборигенов, скрывающихся в глубине лесов. Худшие опасения, к счастью, оказались беспочвенными.

В четверг поздно вечером три дозорных судна военно-морского флота прочесывали территорию в поисках признаков жизни на Никобарских островах, где обитают шомпены. Полукочевые племена, занимающиеся охотой, рыбной ловлей и собирательством, живут в опасливом соседстве с индийскими поселенцами в 1600 км от самого большого острова архипелага, населенного индийцами. Сейчас некоторые представители племени шомпен установили отношения с индийскими властями и поставляют бусы, мед, кокосы и бетель, которые они собирают, а индийское правительство продает все это от их имени.

Очевидцы были потрясены разрушением зоны проживания островитян, которая начинается на 35-м километре, где расположена линия демаркации между мангровыми лесами, где обитают аборигены, и территорией, занятой индийскими поселенцами.

"За 35-м километром смыло мосты и дамбы, дома сровняло с землей. Мы видели тела, разбросанные по улицам", - говорит начальник ВМС в бухте Кэмбпелл Ражендра Жамвал.

Некоторые представители племени шомпен, которые монголоидными чертами походят на членов более многочисленных никобарских племен, обитающих севернее, были полностью отрезаны от внешнего мира, с тех пор как их предки впервые прибыли сюда около 60 тысяч лет назад.

Пилот вертолета береговой охраны заметил на северном Сентинельском острове с воздуха сентинельские племена. Когда пилот попытался скинуть им пакеты с пищей, островитяне, как он говорит, начали бросать в вертолет камни.

"Идут споры о том, предоставить ли их самим себе или попытаться ассимилировать, - сказал в интервью The Times заместитель начальника полиции в Порт-Блэр Васудева Рао, - но считается, что они очень агрессивны".

Члены Великого андаманского племени - первые островитяне, которые сражались с англичанами, когда те в XIX веке прибыли на Андаманские острова, чтобы построить тюрьму, - также находятся в безопасности.

Уэйн Харриган, 46-летний путешественник из Австралии, вернулся с малых Андаманских островов и вселил оптимизм относительно судьбы племени онге, которые были изолированы на возвышенности острова, пока судна индийского флота и береговой охраны не прибыли им на выручку.

Доктор Проноб Саркар, эксперт по племенам аборигенов, проживающий в Порт-Блэр и служащий в организации по оказанию помощи коренным жителям островов, говорит, что индийские власти мало заботятся о судьбе аборигенов, чья принадлежность к примитивным племенам ставит их на низшую ступень кастовой системы.

По словам декана факультета антропологии Делийского университета Калла, среди племен, расселенных на Андаманских островах, есть люди-негрито, которые считаются самыми древними жителями планеты. Негрито - обобщенное обозначение людей негритосского типа меланезийской расы, азиатских и австралийских пигмеев, их средний рост - менее 150 см. Негритос, что означает "маленькие негры", назвали их испанцы.

Считается, что негрито обладают уникальной врожденной способностью к биолокации - они могут на значительном расстоянии, подобно радару, безошибочно определять, где находится какое-нибудь животное. Возможно, эта врожденная способность помогла им почувствовать панику среди животных, которые при приближении цунами бросились прочь от берега, и спастись самим.