Где нашли титаник. Как спасали людей из высшего общества? Классовая дискриминация на "Титанике". Этапы затопления «Титаника»

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года самый современный на тот момент пассажирский лайнер «Титаник», совершавший свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, столкнулся с айсбергом и вскоре затонул. Не менее 1496 человек погибло, 712 пассажиров и членов экипажа были спасены.

Катастрофа «Титаника» очень быстро обросла массой легенд и домыслов. При этом на протяжении нескольких десятилетий место, где покоится погибший корабль, оставалось неизвестным.

Главная трудность заключалась в том, что место гибели было известно с весьма невысокой точностью — речь шла о районе в 100 километров в диаметре. С учётом того, что «Титаник» затонул в районе, где глубина Атлантики насчитывает несколько километров, поиск корабля был делом весьма проблематичным.

Титаник. Фото: www.globallookpress.com

Тела погибших собирались поднимать динамитом

Сразу после кораблекрушения родственники богатых пассажиров, погибших в катастрофе, выступили с предложением организовать экспедицию по подъёму судна. Инициаторы поисков хотели похоронить своих близких и, что уж греха таить, вернуть ценности, ушедшие на дно вместе с их владельцами.

Решительный настрой родственников наткнулся на категорический вердикт специалистов: технологий для поиска и подъёма «Титаника» с большой глубины на тот момент просто не существовало.

Тогда поступило новое предложение — сбросить на дно в предполагаемом месте катастрофы динамитные заряды, которые, по замыслу авторов проекта, должны были спровоцировать всплытие со дна трупов погибших. Эта сомнительная идея также не нашла поддержки.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отложила вопрос о поисках «Титаника» на многие годы.

Интерьер веранды для пассажиров первого класса «Титаника». Фото: www.globallookpress.com

Азот и шарики для пинг-понга

Вновь о поиске лайнера заговорили лишь в 1950-х годах. Одновременно начали появляться предложения по возможным способам его подъёма — от заморозки корпуса при помощи азота до заполнения его миллионами шариков для пинг-понга.

В 1960-1970-х годах в район гибели «Титаника» отправлялись несколько экспедиций, но все они не добились успеха в силу недостаточной технической подготовки.

В 1980 году нефтяной магнат из Техаса Джон Гримм профинансировал подготовку и проведение первой большой экспедиции по поиску «Титаника». Но, несмотря на наличие самой современной аппаратуры для подводных поисков, его экспедиция завершилась неудачей.

Главную роль в обнаружении «Титаника» сыграл исследователь океана и по совместительству офицер ВМС США Роберт Баллард . Баллард, занимавшийся вопросами совершенствования малых беспилотных подводных аппаратов, ещё в 1970-х годах увлёкся подводной археологией и, в частности, тайной места гибели «Титаника». В 1977 году он организовал первую экспедицию для поиска «Титаника», но она завершилась неудачей.

Баллард был убеждён — разыскать судно возможно только при помощи новейших глубоководных батискафов. Но получить такие в своё распоряжение было весьма непросто.

Фото: www.globallookpress.com

Тайная миссия доктора Балларда

В 1985 году, не добившись результатов во время экспедиции на французском исследовательском судне Le Suroît, Баллард перебрался на американское судно R/V Knorr, с которым продолжил поиски «Титаника».

Как рассказал сам Баллард спустя много лет, экспедиция, ставшая исторической, началась с секретной сделки, заключённой между ним и командованием ВМС. Исследователь очень хотел получить для своих работ глубоководный исследовательский аппарат «Арго», однако американские адмиралы не хотели оплачивать работу техники для поиска какого-то исторического раритета. Судно R/V Knorr и аппарат «Арго» должны были выполнить миссию по обследованию мест гибели двух американских атомных подлодок «Скорпион» и «Трешер», затонувших ещё в 1960-х годах. Эта задача была секретной, и ВМС США нужен был человек, который не просто сможет выполнить необходимые работы, но и сумеет сохранить их в тайне.

Кандидатура Балларда была идеальной — он был достаточно известен, и все знали о его увлечённости поисками «Титаника».

Исследователю предложили: он сможет получить «Арго» и задействовать его для поисков «Титаника», если сначала найдёт и исследует подводные лодки. Баллард согласился.

О «Скорпионе» и «Трешере» знали лишь в руководстве ВМС США, для остальных Роберт Баллард просто исследовал Атлантику и искал «Титатник».

Роберт Баллард. Фото: www.globallookpress.com

«Кометный хвост» на дне

С секретной миссией он справился блестяще, и 22 августа 1985 года смог снова приступить к поискам лайнера, погибшего в 1912 году.

Никакая самая передовая техника не обеспечила бы ему успеха, если бы не накопленный ранее опыт. Баллард при исследовании мест гибели подлодок обратил внимание, что они оставили на дне своеобразный «кометный хвост» из тысяч обломков. Связано это было с тем, что корпуса лодок были разрушены при погружении на дно из-за огромного давления.

Учёный знал, что при погружении на «Титанике» взорвались паровые котлы, а это значило, что и лайнер должен был оставить аналогичный «кометный хвост».

Именно этот след, а не сам «Титаник», было проще обнаружить.

В ночь на 1 сентября 1985 года аппарат «Арго» нашёл на дне мелкие обломки, а в 0:48 камера зафиксировала котёл «Титаника». Затем удалось обнаружить и носовую часть судна.

Было установлено, что нос и корма переломившегося лайнера расположены поодаль друг от друга, на расстоянии примерно 600 метров. При этом и корма, и нос серьёзно деформировались при погружении на дно, однако нос всё-таки сохранился лучше.

Макет корабля. Фото: www.globallookpress.com

Дом для подводных обитателей

Новость об обнаружении «Титаника» стала сенсацией, хотя многие специалисты поспешили поставить её под сомнение. Но летом 1986 года Баллард осуществил новую экспедицию, в ходе которой не только подробно описал находящееся на дне судно, но и совершил первое погружение к «Титанику» на обитаемом глубоководном аппарате. После этого последние сомнения рассеялись — «Титаник» был обнаружен.

Последний приют лайнера находится на глубине 3750 метров. Помимо двух основных частей лайнера, по дну на площади 4,8×8 км разбросаны десятки тысяч более мелких обломков: части корпуса судна, останки мебели и отделки помещений, посуда, личные вещи людей.

Обломки корабля покрылись многослойной ржавчиной, толщина которой постоянно растёт. Помимо многослойной ржавчины, на корпусе и возле него проживают 24 вида беспозвоночных животных и 4 вида рыб. Из них 12 видов беспозвоночных явно тяготеют к обломкам кораблекрушения, поедая металлические и деревянные конструкции. Интерьеры «Титаника» почти полностью уничтожены. Деревянные элементы поглотили глубоководные морские черви. Настилы палуб покрывает слой из раковин моллюсков, с многих металлических элементов свисают сталактиты ржавчины.

Кошелёк, поднятый с «Титаника». Фото: www.globallookpress.com

От людей осталась только обувь?

В течение 30 лет, которые прошли с момента обнаружения корабля, «Титаник» стремительно разрушался. Его современное состояние таково, что ни о каком подъёме судна не может быть и речи. Корабль навсегда останется на дне Атлантического океана.

До сих пор нет единого мнения о том, сохранились ли на «Титанике» и вокруг него человеческие останки. Согласно преобладающей версии, все человеческие тела целиком разложились. Тем не менее, периодически появляется информация о том, что некоторые исследователи всё-таки натыкались на останки погибших.

Но Джеймс Кэмерон, режиссёр знаменитого кинофильма «Титаник» , на личном счету которого свыше 30 погружений к лайнеру на российских глубоководных аппаратах «Мир», уверен в обратном: «Мы видели туфли, сапоги и другую обувь на месте затонувшего судна, но наша команда ни разу не сталкивалась с человеческими останками».

Вещи с «Титаника» — выгодный товар

За время с момента обнаружения «Титаника» Робертом Баллардом к кораблю было осуществлено около двух десятков экспедиций, в ходе которых на поверхность поднято несколько тысяч предметов, начиная от личных вещей пассажиров и заканчивая куском обшивки весом в 17 тонн.

Точное число предметов, поднятых с «Титаника», сегодня установить невозможно, поскольку с совершенствованием подводной техники корабль стал излюбленной целью «чёрных археологов», любыми путями пытающихся добыть раритеты с «Титаника».

Роберт Баллард, сетуя на это, заметил: «Корабль всё ещё благородная старая дама, но уже не та дама, которую я увидел в 1985 году».

Вещи с «Титаника» уже много лет продаются на аукционах и пользуются огромным спросом. Так, в год 100-летия катастрофы, в 2012 году, с молотка ушли сотни предметов, в том числе ящик для сигар, принадлежавший капитану «Титаника» (40 тысяч долларов), спасательный жилет с судна (55 тысяч долларов), мастер-ключ стюарда первого класса (138 тысяч долларов). Что касается драгоценностей с «Титаника», то их стоимость измеряется миллионами долларов.

В своё время, обнаружив «Титаник», Роберт Баллард намеревался сохранить это место в тайне, дабы не тревожить место упокоения полутора тысяч человек. Возможно, он зря этого не сделал.


  • © www.globallookpress.com

  • © www.globallookpress.com

  • © Commons.wikimedia.org

  • © кадр из youtube

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org

  • © Commons.wikimedia.org
  • © Commons.wikimedia.org / Матросы, оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire

  • ©

И этот факт не удивляет, ведь на момент строительства и введения в эксплуатацию « » являлся одним из самых габаритных лайнеров в мире. Его первый рейс, он же и последний, состоялся 14 апреля 1912 года, ведь судно после столкновения с ледяной глыбой, утонуло, спустя 2 часа 40 минут после удара (в 02.20 15 апреля). Столь масштабная катастрофа превратилась в легенду и в наше время обсуждаются причины и обстоятельства ее возникновения, снимаются художественные фильмы, а исследователи продолжают изучать остатки лайнера, находящиеся на дне и сравнивать их с фотографиями судна, сделанными в 1912 году.

Если сопоставить приведенную на фото модель носовой части и те остатки, что сейчас лежат на дне, сложно назвать их идентичными, ведь передняя часть корабля в процессе падения сильно погрузилась в ил. Такое зрелище сильно разочаровало первых исследователей, поскольку расположение обломков не позволяло осуществить осмотр места, которым судно ударилось об ледяную глыбу, без использования спецтехники. Рваная дыра, наличествующая в корпусе, хорошо заметная на макете – результат удара об дно.

Остатки «Титаника» находятся на дне Атлантического океана, они лежат на глубине около 4 км. Судно в процессе погружения под воду треснуло и сейчас две его части лежат на дне, на расстоянии около 600 метров одна от другой. В радиусе нескольких сотен метров возле них находятся множественные обломки и предметы, в их числе огромный кусок корпуса судна.

Панораму носовой части Титаника, исследователям удалось сделать путем обработки нескольких сотен снимков. Если рассматривать ее справа налево можно увидеть лебедку от запасного якоря, которая торчит прямо над носовой кромкой, далее заметно швартовное устройство, и рядом открытый люк, ведущий в трюм №1, от него к бортам идут линии волнореза. Лежащую мачту, под которой имеются еще два трюмных люка и лебедки для поднятия грузов хорошо видно на межнадстроечной палубе. Мостик капитана раньше распологался на передней части основной надстройки, а теперь его можно найти на дне лишь по частям.

Зато надстройка с капитанской и офицерскими каютами и радиорубкой сохранилась хорошо, правда ее пересекает трещина, создавшаяся на месте деформационного шва. Видимая дыра в надстройке является местом расположения дымовой трубы. Еще одна дыра за надстройкой колодец, где размещена парадная лестница Титаника. Большое рваное отверстие, расположенное левее – место второй трубы.

Фото основного якоря по левому борту Титаника. Остается загадкой, как он в процессе удара об дно не слетел вниз.

За запасным якорем Титаника расположено швартовное устройство.

Еще лет 10-20 назад на мачте Титаника можно было разглядеть остатки так называемого «вороньего гнезда», где располагались впередсмотрящие, но сейчас они отвалились. Единственным напоминанием о «вороньем гнезде» является отверстие в мачте, через которое моряки-впередсмотрящие могли попасть на винтовую лестницу. Хвостик, находящийся за отверстием был когда-то креплением для колокола.

Сравнительные фото палубы Титаника, на которой размещались спасательные шлюпки. Справа видно, что надстройка на ней местами разорвана.

Лестница Титаника, которая украшала корабль в 1912 г.:

Фото остатков судна, сделанное в аналогичном ракурсе. Сравнивая два предыдущих фото сложно поверить, что это одна и та же часть судна.

За лестницей были оборудованы лифты для пассажиров 1-го класса. О них напоминают только отдельные элементы. Надпись, которую можно увидеть на фото справа, находилась напротив лифтов и указывала на палубу. Именно эта надпись – указатель, направляющий на палубу А (буква А, сделанная из бронзы, отпала, но следы еще остались).

Палуба D, холл 1-го класса. Несмотря на то, что большая часть деревянной отделки съедена микроорганизмами, сохранились отдельные элементы, напоминающие о парадной лестнице.

Холл 1-го класса и ресторан Титаника, расположенные на палубе D, имели большие витражные окна, они сохранились и до наших времен.

Именно так бы смотрелся «» вместе с самым большим современным пассажирским лайнером, который носит название «Allure of the Seas».

Его ввели в эксплуатацию в 2010 г. Несколько сравнительных величин:

  • у «Allure of the Seas» водоизмещение в 4 раза превосходит данную характеристику у «Титаника»;
  • современный лайнер – рекордсмен имеет длину 360 м, что на 100 м превосходит «»;
  • максимальна ширина 60 м в сравнении с 28 м легенды судостроения;
  • осадка почти не отличается (почти 10 м);
  • скорость хода у этих судов равна 22-23 узлам;
  • численность командного состава «Allure of the Seas» — более 2 тыс. человек (обслуга «» – 900 человек, преимущественно это были – кочегары);
  • пассажировместимость гиганта современности – 6,4 тыс. человек (у – 2,5 тыс.).

«Титаник» - самый огромный и шикарный лайнер своего времени. Его, не стесняясь, называли непотопляемым, и он действительно казался таким. Он отправился в своё первое плавание в полдень десятого апреля из английского порта Саутгемптон. Конечным пунктом следования должен был стать американский город Нью-Йорк. Но до берегов США «Титаник», как известно, не доплыл…

Столкновение «Титаника» с айсбергом

14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.

Поздним вечером 14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих (так официально называются матросы, наблюдающие с удобной позиции за обстановкой во время плавания) заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал «Лево руля». Таким образом он пытался предотвратить столкновение.

Но многотонный корабль не мог повернуть мгновенно, хотя в данном случае каждая секунда была на вес золота - глыба льда становилась всё ближе. И лишь спустя примерно полминуты нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт.

«Титаник» получилось повернуть на два румба, этого хватило, чтобы предотвратить лобовое столкновение, но полностью уйти от ледяной глыбы лайнер всё же не смог - он напоролся на её скрытую часть, находившуюся под водой. Этот контакт длился примерно девять секунд. В итоге образовалось шесть пробоин - все они были ниже ватерлинии.

Вопреки популярному заблуждению, айсберг не «разрезал» дно лайнера. Всё было немного иначе: от сильного давления заклёпки на обшивке полопались, стальные листы выгнулись и между ними появились зазоры. Через них в отсеки начала проникать вода. И скорость проникновения, конечно, была огромной - больше семи тонн за секунду.

Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена

Дальнейшая хронология трагедии

Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, поначалу не почувствовали никакой угрозы. Стюарды, разносившие в ресторане по столам закуску, отметили лишь лёгкий звон ложек и вилок на столах. Некоторые из пассажиров ощутили несильный толчок и дребезжание, которое быстро закончилось. Кое-кто посчитал, что от судна просто отвалилась винтовая лопасть.

На нижних палубах первые последствия были более ощутимыми: здешние пассажиры услышали неприятный скрежет и грохот.

Ровно в полночь на мостик пришёл Томас Эндрюс - человек, сконструировавший «Титаник». Он должен был оценить характер и серьёзность возникших повреждений. После доклада о случившемся и об осмотре корабля Эндрюс сказал всем собравшимся, что «Титаник» точно утонет.

Вскоре корабль стал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.

А радистам в свою очередь было приказано посылать сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они занимались этим все последующие два часа, и лишь за несколько минут до полного потопления Смит освободил телеграфистов от работы.

Сигналы бедствия приняли несколько кораблей, но почти все они были чересчур далеко от «Титаника» В 00:25 сообщение о трагедии на «Титанике» получило судно «Карпатия». Оно находилось на расстоянии 93 километров от места крушения. Тут же капитан «Карпатии» Артур Рострон направил своё судно в этот район. «Карпатия», спеша на помощь людям, сумела развить в ту ночь рекордную для себя скорость в 17,5 узлов - ради этого на судне были выключены все приборы, работающие на электричестве, и отопление.

Был ещё один корабль, который находился даже ближе к «Титанику», чем «Карпатия» - всего в 10 морских милях (это равно 18,5 километрам). Теоретически он мог бы оказать помощь. Речь идёт о лайнере «Калифорниэн». «Калифорниэн» был окружён льдами, и поэтому его капитан решил остановить судно – вновь начать движение планировалось только следующим утром.

В 23:30 радист «Титаника» Филлипс и радист «Калифорниэна» Эванс общались между собой. Причём Филлипс в самом конце этого диалога достаточно грубо попросил Эванса не засорять эфир, так как он в этот момент он передавал сигнал на мыс Рейс (это мыс на острове Ньюфаундленд). После этого Эванс просто отключил питание в радиорубке и пошёл спать. А через 10 минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. Спустя ещё некоторое время «Титаник» отправил первый сигнал бедствия, но на «Калифорниэне» его уже не могли принять.

Вдобавок ко всему на «Титанике» не оказалось красных аварийных сигнальных ракет. Уверенность в непотопляемости корабля была такой высокой, что никто не удосужился взять красные ракеты с собой. Тогда было решено давать залпы обыкновенными белыми. Расчёт был на то, что экипаж корабля, находящегося поблизости, догадается, что с «Титаником» случилась беда. Офицеры «Калифорниэна» действительно видели белые ракеты, но они решили, что это лишь какой-то праздничный салют. Фантастическая череда недоразумений!

В полвторого ночи пассажиров начали рассаживать в шлюпки. Сразу же стало понятно, что мест не хватит на всех. Всего на борту было двадцать шлюпок и их общая вместимость составляла 1178 человек.

По приказанию капитана Смита его помощника Чарльза Лайтоллера, контролировавшего процесс эвакуации на левом борту лайнера, в шлюпки брали исключительно детишек и женщин. Мужчины, по мнению капитана, обязаны были находиться на судне до последнего. А вот Уильям Мэрдок, ещё один помощник Смита, руководивший эвакуацией на правом борту, давал места в лодках и мужчинам, когда в очереди собравшихся отсутствовали женщины и дети.

Примерно в 02:15 нос лайнера внезапно опустился вниз и оставшаяся часть корабля сдвинулась вперёд. По палубам пронеслась большая холодная волна, многих людей просто унесло за борт.

Около 02:20 «Титаник» полностью скрылся под океанской водой. Лайнер был настолько огромен, что тонул целых 160 минут.

После того, как корма полностью погрузилась под воду, на поверхность выплыли сотни человек. Они плавали в ледяной воде среди всяческих вещей с корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и т. д. Многие пытались использовать всё это как плавсредство.

Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С (морская вода не замерзает при такой температуре из-за концентрации соли в ней). Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в среднем в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках...

Примерно в 04:00 в районе тонущего «Титаника» появилась «Карпатия». Этот корабль поднял на борт 712 человек, после чего взял курс на Нью-Йорк. Среди спасённых 394 человека - это женщины и дети, 129 человек - мужчины, ещё 189 человек - члены корабельного экипажа.

Число погибших в этом кораблекрушении составило, по разным сведениям, от 1400 до 1517 человек (точную цифру трудно назвать, потому что на «Титанике» оказалось много безбилетников). Таким образом, сумели спастись 60% пассажиров из кают первого класса, 44% - из кают второго класса, 25% - из тех, кто купил билеты третьего класса.

Характеристики «Титаника»

При введении в эксплуатацию длина «Титаника» была 269 метров, ширина - около 30 метров. Высота лайнера тоже была впечатляющей: от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы здесь было 18,5 метров (а если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получилось бы вообще 53 метра). Осадка этого лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52310 тоннам.

«Титаник» в 1912 году в порту Белфаста (именно здесь он строился)

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

Роль движителей на «Титанике» выполняли три винта. Диаметр центрального винта был равен 5,2 метрам, у него было четыре лопасти. Винты, располагавшиеся по краям имели больший диаметр – 7,2 метров, но у них было по три лопасти. Винты с тремя лопастями могли совершать до 80 оборотов в минуту, а центральный - до 180 оборотов в минуту.

Над верхней палубой торчали ещё и четыре трубы, каждая высотой 19 метров. «Титаник» обладал двойным дном и имел шестнадцать герметичных отсеков. Они разделялись водонепроницаемыми переборками. Согласно подсчётам, судно оставалось бы на плаву даже в том случае, если бы были затоплены любые два отсека или четыре идущих подряд отсека на носу или на корме. Но в ночь трагедии айсберг повредил пять отсеков - на один больше допустимого.

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного - всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным - от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле - так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

«Титаник» в книгах и фильмах

Жуткие события, случившиеся на лайнере «Титаник» в апреле 1912 года, послужили основой для многих литературных произведений, картин, песен и фильмов.

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» ещё в 1898 году. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли.

Повесть поначалу плохо раскупалась, но после происшествия 1912 года интерес к книге резко возрос -- между событиями, описанными в повести, и настоящим крушением «Титаника» было довольно много совпадений. И ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника» - поистине удивительный факт!

Морган Робертсон и его повесть, где в какой-то степени была предсказана гибель «Титаника»

А первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года - он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль здесь играла Дороти Гибсон, актриса, которая сама в ту злополучную ночь оказалась на «Титанике» и нашла своё спасение в шлюпке под номером семь.

В 1953 году к теме трагического путешествия «Титаника» обратился режиссёр Жан Негулеско. Согласно сюжету, на «Титанике» выясняют между собой отношения муж, жена и их двое детей. И вроде бы всё налаживается, но тут лайнер натыкается на айсберг и начинает идти на дно. Семье приходится пережить разлуку, жена и дочь уплывают на шлюпке, сын и отец остаются на тонущем судне. Фильм, кстати, получил один «Оскар» в том же 1953 году.

Но самый известный фильм о гибели лайнера - это фильм «Титаник» Джеймс Кэмерона, появившийся в кинотеатрах (а потом и на DVD) в 1997 году. Он завоевал целых одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом вообще в истории.

В подготовке сценария и создании декораций к фильму Кэмерона приняли участие авторитетные специалисты по крушению «Титаника» (например, историк Дон Линч и художник-маринист Кен Маршалл). Сотрудничество с уважаемыми экспертами позволило достаточно достоверно передать некоторые эпизоды крушения. Кэмероновский «Титаник» вызвал новую волну интереса к истории лайнера. В частности, после выхода фильма увеличился спрос на книжки и выставки, связанные с этой темой.

Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики

Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.

Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…

Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.

Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.

Документальный фильм «Титаник»: Гибель мечты»

14 апреля 1912 года мир еще был сытым, наглым и непотопляемым. Человечество подчинило себе силу пара и электричества — оно больше не нуждалось в Боге. Поэтому к исходу черной субботы 14 апреля рок напомнил о себе. Тяжелые соленые волны сомкнулись над самой амбициозной после Вавилонской башни мечтой человечества — роскошным «Титаником». Никто не должен был выжить. Это была казнь.

Изучая подробности кораблекрушения, исследователи не могут избавиться от странного чувства: все происшедшее выстраивалось в бесконечную цель абсурдных, необъяснимых и трагических недоразумений. Тысячи мелких людских оплошностей слились в одну чудовищную несуразность, так, как если бы все вокруг сознательно трудились с целью похоронить гигантский лайнер в черной атлантической глубине.

Буквально за неделю до катастрофы, когда лайнер шел из Саутгемптона в Шербу, у всех дозорных были бинокли. А когда четырехтрубное судно на полной скорости ринулось в забитую льдинами Атлантику, биноклей не оказалось ни у кого, кроме капитана, но тот вовсе не собирался быть впередсмотрящим.

У пассажирки второго класса мисс Мэри Янг был театральный бинокль, и она видела роковой айсберг за полчаса до столкновения, но никому ничего не сказала. Матрос в смотровом «гнезде» на мачте заметил его за две с половиной минуты до того, как край льдины пропорол «Титанику» борт и вода устремилась в «водонепроницаемые» отсеки трюма.

Но даже без бинокля опытный дозорный способен разглядеть гораздо раньше — если, конечно, речь не идет о чем «черном» айсберге. Они встречаются крайне редко нарушая все законы физики, ледяные глыбы почему-то переворачиваются в воде, выставляя на поверхность не белую заиндевевшую корону айсберга, а полупрозрачную темно-зелёную часть. Считается, что шанс встретиться с «черным айсбергом» — примерно один на тысячу. Разумеется, «Титаник» этот шанс получил.

Между тем черный ледяной убийца был замечен одним из кораблей, шедших впереди «Титаника» по оживленному маршруту на Нью-Йорк. Обычно информация об опасных льдинах немедленно передается на следующие позади корабли. Но … именно 14 апреля судовая радиостанция «Титаника» вышла из строя. Радиотелеграфисты Филлипс и Брайд семь часов подряд возились с аппаратом фирмы «Маркони» и починили его за несколько часов до катастрофы.

Однако за семь часов скопилось сразу 250 телеграмм, которые надо было отправлять в Нью-Йорк. Они были заранее оплачены пассажирами, спешившими сообщить своим родственникам, что «Титаник» прибыл в порт назначения на день раньше графика, устанавливая новый рекорд скорости перехода через Атлантический океан. Поэтому у телеграфистов просто не было времени принять предупредительные сообщения, поступавшие с других кораблей.

Тысяча несуразностей! Из 32 шлюпок на лайнере почему-то оказалось только 20. Но и эти 20 в свою очередь отходили от корабля загруженными лишь наполовину, отчего на тонущем корабле остались еще 473 человека. У пассажиров третьего класса не оказалось спасательных жилетов. Мало того, никого из членов экипажа не обучали пользоваться жилетами вплоть до выхода в океан из Куинстауна.

У капитана судна не было прямой телефонной связи с радиорубкой, хотя телефоны стояли в 50 пассажирских каютах первого класса. При этом в трагедии нелепостей и ошибок есть несколько роковых сцен, которые невозможно объяснить с точки зрения человеческой логики. В двенадцати милях от гибнущего судна находился замерзший на ночь пароход «Калифорниен», команда которого с интересом наблюдала, как над незнакомым кораблем на горизонте вспыхивают сигнальные ракеты белого цвета.

«Падающие звезды?» — предположил вахтенный офицер «Калифорниена». «Да нет — шутихи!» — с улыбкой ответил юнга. Напрасно четвертый офицер Боксхолл, едва удерживаясь на накренившейся палубе «Титаника», восемь раз выпускал свои «шутихи» в звездное небо. Ведь сигнальные ракеты, означающие призыв о помощи, красного цвета. Это знают на море все. И выпусти офицер с «Титаника» красную ракету, «Калифорниен» успел бы поднять на борт 1400 человек, замерзших в ледяной воде среди обломков.

Но он выпускал белые. Потому что на борту парохода были турецкие бани и бассейны, пальмы и часовни, попугаи в клетках и ящики с первоклассным бургундским, но не оказалось красных сигнальных ракет. По чьей воле радист «Калифорниена» выключил свой приемник и отправился спать всего за несколько минут до того, как с находившегося поблизости «Титаника» в эфир был выпущен первый сигнал о помощи.

«CQD» — тогдашний аналог «SOS» — услышали даже в… Египте, в Порт-Саиде, в 3000 милях от места трагедии, но только не на «Калифорниене», в зоне прямой видимости. Между двумя судами в ту ночь выросла непроницаемая магическая стена — они были рядом, но навсегда далеко друг от друга. И потому на тонущем пароходе не заметили и сигналов, которые подавал фонарем офицер «Калифорниена.

А он их подавал на всякий случай, но не получил ответа. Из двух тысяч человек, метавшихся по вздыбленной палубе лайнера, вспышек света на горизонте не заметил никто.
Горькие совпадения уже на следующий день после трагедии породили устойчивые слухи о мистической обреченности «Титаника». Вспомнили о «дурном знаке» — в первые же минуты плавания, выходя из порта Саутгемптон, «Титаник» едва не столкнулся с судном «Нью-Йорк», стоявшим у соседнего причала.

Мощные винты «Титаника» создавали подводные течения такой силы, что «Нью-Йорк» неудержимо потянуло к лайнеру-гиганту — столкновения удалось избежать с трудом. Затем вы-жившие пассажиры стали рассказывать о все новых таинственных знаках, не предвещавших «Титанику» ничего хорошего с первых же минут его плавания.

Церемонию спуска «Титаника» на воду 31 мая 1911 года организовали с большой помпой: были приглашены тысячи гостей и журналистов, выпущены специальные открытки и сувениры, для смазки «салазок», по которым чудовищная туша парохода съехала со стапеля в воду, было использовано 23 тонны паровозного масла и жидкого мыла. В небо пускались ракеты, дюжинами разбивались бутылки с шампанским… Устроители почему-то забыли только об одном — они не освятили корабль по христианскому морскому обычаю.

Может быть, все началось уже тогда, когда пароходу дали имя? Титаны, дети богини земли Геи, в эллинской мифологии олицетворяли слепые, безудержные и агрессивные силы природы. Титаны бросали вызов небожителям-олимпийцам, намереваясь захватить власть над миром, — и всякий раз бывали повержены и загнаны обратно в глубинные недра своей матери земли.

Создатели «Титаника» — боссы трансатлантической компании «Уайт Стар» Брюс Исмэй и лорд Джеймс Пирри — задумывали свое детище как некий ультрасовременный вызов природе, брошенный ей научно-технической революцией. Подобно Эйфелевой башне, пароход был призван продемонстрировать торжество дерзновенного человеческого разума. Он был на сто футов длиннее прежнего чемпиона Атлантики — «Лузитании», принадлежавшей конкурирующей фирме «Кунард», и на 1004 тонны тяжелее своего младшего брата — «Олимпика».

Приступ гигантомании овладел создателями настолько, что они построили на «Титанике» четыре трубы, хотя в действительности работали лишь три (поэтому вызывают улыбку кадры из фильмов, где и всех четырех труб «Титаника» валит дым). Четвертую приказал добавить хозяин холдинга, мультимиллионер Пирсон Морган..

Первый рейс «Титаника» задумывался как событие, сравни мое по масштабу с главными супершоу столетия. Билет в первом классе стоил в пересчете на сегодняшние деньги около $ 50 000 Сотни людей платили деньги не потому, что им нужно было в Нью-Йорк. Они покупали билеты на шоу. Они его получили.

О «непотопляемости» «Титаника» писали все газеты: создана система, положившая конец многовековой борьбе человека со стихией. Даже айсберги теперь не страшны, ведь уже не в первый раз, столкнувшись со льдинами, пароходы оставались на плаву — в 1879 году это произошло с «Аризоной», в 1879 — ‘ «Конкордией», в 1911 году — с «Колумбией». Все суда получили пробоины ниже ватерлинии, но ни одно из них не затонуло. «Титаник» был подготовлен к встрече с айсбергом гораздо лучше любого из этих пароходов.

Он затонул за полтора часа. Когда весть о его гибели достигла Лондона, кто-то из тамошних магистров- чернокнижников вычислил, что судовой номер лайнера — 390904 — после операции «превращения» цифр в буквы читается как короткая богохульная фраза «No Pope». Это наблюдение стало еще одним доводом в копилке «фактов» и «пророчеств», предопределивших, по мнению многих, судьбу «Титаника».

В числе первых кстати, возникла версия о таинственном «проклятом бриллианте», который якобы находился у одного из пассажиров (информацию о бриллианте проверить не удалось, зато доподлинно известно, что жемчужное колье благополучно спасшейся миссис Уайденер стоило тогда 16 млн). Говорили и о некоем «вселенском злодее», который находился на борту лайнера: будто бы провидение, отправляя на дно полторы тысячи человек, преследовало на самом деле цель погубить только одного из пассажиров. Поиск злодея продолжается до сих пор.

Список знаменитых личностей весьма велик — вместе с «Титаником» погибли полковник Арчибальд Батт, военный советник президента США Тафта, миллионер Гутенгейм, успевший, согласно легенде, переодеться во фрак, чтобы по джентельменски встретить свою смерть в затопленной каюте. Жертвой «Титаника» стал еще один миллионер, 21 -летний Эсли Уайденер (его мать приехала в порт Нью-Йорка встречать «Титаник» на собственном поезде из четырех пульмановских вагонов).

Океанское дно стало могилой супругов Штраус, владельцев и поныне процветающей в США сети магазинов «Мэйсиз». Гибель этих людей тоже необъяснима. Если рассуждать логично, уж кому-кому, но миллионерам и аристократам в первую очередь нашлись бы места в спасательных шлюпках.

Людей низших сословий среди погибших было почти втрое больше — свидетельствует статистика. И до сих пор не утихают споры: правда ли, что пассажиров третьего класса заперли в трюмах. Это заставляет некоторых ученых выдвинуть свою версию фатальной обреченности корабля. По их мнению, роковое предназначение катастрофы — вызвать обострение классовой борьбы в Старом и Новом Свете.

Действительно, совокупно богатство пассажиров первого класса на «Титанике» превысило $ 500 млн. И пассажире мужчин из первого класса спаслось больше, нежели женщин детей из третьего. И это несмотря на жесткое морское правил «Места в шлюпках — для женщин и детей!» «На примере «Титаника» бедные убедились: если мир будет гибнуть, выживут только богатые», — проронил в одном интервью спасшийся пассажир третьего класса…

Однако, если следовать этой логике, среди 705 спасшихся обязательно должен был оказаться Джон Джейкоб Астор, один из самых богатых людей своего Времени. Он возвращался с юной женой (второй по счету и уже беременной) из путешествия по Египту. Через день после гибели лайнера светское издание «Америкен» поместило 4-полосную статью о погибшем мистере Асторе и лишь в конце упомянуло об остальных жертвах катастрофы.

Жена Астора спаслась, а обезображенное тело мужа опознать удалось только по монограмме на рубашке — его выловили из воды спустя неделю. Астор должен был спастись, — в шоке повторяли друг другу пораженные нью-йоркские богачи. Многое в ту ночь не должно было случиться, но у провидения был свой взгляд на «Титаник». Разве не гордыней продиктовано каждое слово в книге погибшего Джона Джейкоба Астора, в которой он рассказывает, как человек в 2000 году будет жить на Марсе и Сатурне, а гигантские пароходы «будут пересекать Атлантику за четыре с половиной дня» и «будут устойчивы, как крепость»?

Когда «Титаник» погружался в океанскую глубину, восемь музыкантов на искореженной палубе продолжали играть — они так и умерли, все восемь, когда волны в одночасье смыли их за борт. Когда нос парохода оторвался и ушел вглубь, они играли «Осень». А потом начали последнюю песню. Она называлась «Бог становится ближе».

Мертвая туша «Титаника» обрушилась в глубину, и теперь люди в спасательных шлюпках медленно замерзали насмерть. Стоявший неподалеку «Калифорниен», словно во власти наваждения, по-прежнему был не в силах заметить их и прийти на помощь. Остальные суда находились страшно далеко — русский пароход «Бирма» услышал «SOS» и спешил на помощь, но даже на всех парах мог поспеть только к утру.

«Маунт Темпль» — в 60 милях, «Балтик» — в 55 милях, «Олимпик» — в 70… Соленая вода не замерзает при минус одном градусе Цельсия. Гребни холодных волн перекатывались через низкие борта шлюпок, в которых были в основном женщины и дети, многие из них в истерике пытались выпрыгнуть за борт, чтобы разделить участь своих близких.

В лодке «А» люди сидели по пояс в ледяной воде, и уже через полчаса за борт пришлось выбросить трупы двух женщин — они замерзли прямо в шлюпке. Спасательную лодку номер 12 дважды накрывало волной — она не затонула только чудом. Как потом вычислили врачи, любой из 705 спасшихся пассажиров не имел шансов прожить более 12 часов…

Небольшое маломощное судно «Карпатия» было в 58 милях к юго-востоку от места катастрофы, когда судовой радист Фрэнсис Коттам услышал истерический «CQD» с тонущего «Титаника». Он вспоминал потом, что уловил сигнал в самый последний момент, уже снимая с головы наушники и собираясь спать. Сменщика у Коттама не было. Если бы он заснул на пять минут раньше, капитан «Карпатии» никогда бы не узнал, что «Титаник» уже гибнет. Капитана звали Артур Рострон. Он ни когда не пил, не курил и не бранился. Даже в век пара и электричества, в эпоху самых амбициозных мечтаний человечества он не разучился молиться.

Подчиненные прозвали Рострона «электрической искрой» — за умение мгновенно принимать волевые решения. Сила воли этого человека была хорошо известна. В 23 года, когда Рострон поступил на службу в компанию «Кунард», он раз и навсегда запретил себе употреблять спиртное. Спустя два года перестал курить. Бранился крайне редко — ровно один раз в месяц, как подсчитал кто-то из офицеров, — и всякий раз потом вслух просил у Господа прощения за сорвавшееся с языка сквернословие.

Впервые Артур Рострон вышел в море еще мальчишкой, в 13 лет — вместе с отцом. Говорят, что именно во время «морского крещения» мальчика произошел некий случай, оказав-ший сильное воздействие на его психику, — с тех пор Рострон молился каждый день.

Когда радист Коттам с перекошенным от ужаса лицом ворвался на капитанский мостик и сбивчиво забормотал что-то про тонущий «Титаник», Артур Рострон, как обычно, принял решение мгновенно. Во-первых, он повернулся к висевшему на стене распятию и прошептал несколько слов. Затем обернулся к подчиненным. «Мы разворачиваем корабль», — сказал он. Это было весьма рискованным решением — на борту «Карпатии» уже было восемьсот пассажиров.

Бросившись на помощь жертвам катастрофы, капитан направил пароход в страшный район скопления айсбергов, один из которых и оказался роковым для «Титаника». «Карпатия» со своей единственной трубой развивала скорость всего в 14 узлов — поэтому Рострон приказал перевести к котлам все дополнительные ресурсы пара, горячей воды и электричества. На полном ходу маленькое и неказистое судно влетело в царство айсбергов. Стоит ли говорить, что у дозорных, увы, тоже не было биноклей? Провидение учло многое, оно не учло воли Артура Рострона.

Владельцы «Титаника» собирались привести лайнер в Нью-Йорк на день раньше графика, чтобы был рекорд. Рекорд поставила «Карпатия» — она пришла на место катастрофы почти на час раньше, чем могла и чем все ожидали. Капитан Рострон отвоевал у судьбы лишь час времени, но час оказался дороже целого дня. Они успели. 705 пассажиров были подняты на борт.

«Карпатия» теперь действительно напоминала переполненный Ноев — ковчег: столовые и коридоры наспех переоборудовали в больничные палаты, столы превратили в койки, и все-таки десяткам людей хватило места только на полу.. Все медики из числа пассажиров «Карпатии» были мобилизованы для лечения больных и раненых, все здоровые женщины отряжены на кухню варить горячий бульон и кофе…

Когда перегруженная людьми «Карпатия» медленно и осторожно вошла в нью-йоркский порт и пришвартовалась у пирса номер 41, когда отрыдала толпа на пристани и отмелькали фотовспышки, второй офицер «Карпатии» припомнил в разговоре с журналистами одну деталь: на протяжении всего четырехчасового рейда к месту гибели «Титаника» капитан Рострон… молился.

«Его губы шевелились, — сказал офицер, — это вполне объяснимо: на такой скорости у нас тоже почти не было шанса вовремя заметить айсберг». Спустя несколько дней сам Рострон признался кому-то из журналистов: «До сих пор не могу избавиться от странного ощущения.

Когда мы шли среди льдов, мне казалось, что на штурвале была чья-то другая рука. Именно она вела корабль». Не исключено, что именно это ощущение заставило его отдать приказ о проведении короткой церковной службы на борту «Карпатии» сразу же после того, как последний из потерпевших был поднят на борт. Только после окончания службы Рострон отдал приказ идти дальше, на Нью-Йорк.

Артур Рострон преодолел волю провидения. А может быть, оно просто потеснилось. Ведь главное уже было сделано: самолюбию человечества нанесен страшный удар. Этого довольно… А в честь Артура Рострона была выпущена специальная медаль конгресса США.

Британским королевским указом он был посвящён в рыцари. Через некоторое время сэр Артур возглавил весь пассажирский флот компании «Кунард». Во многих городах АНГлии, США, Франции и Ирландии ему установлены памятники. На одном из них — в окрестностях Саутгемптона — выбита надпись — «Сэру Артуру Рострону. Превратившему «век пара» в «век духа».

Ноев ковчег под названием «Карпатия» тихо и незаметно для всех затонул 1 июля 1918 года. Старенькое 13600 — тонное судно было поражено тремя торпедами, выпущенными немецкой подводной лодкой. Из 75 человек пятеро погибли от взрыва, остальные 70 благополучно добрались до стоящего рядом британского военного корабля «Сноудроп». «Карпатия» скрылась под водой очень быстро всего за 15 минут. Впрочем, она никогда не претендовала название «непотопляемой».

А что же стало с другим капитаном, Стэнли Лордом, который увел свой «Калифорниен» из-под самого носа беды? И английская, и американская комиссии по расследованию обстоятельств гибели «Титаника» признали его в этом косвенно виновным. Он был отстранен от морской службы и умер в безвестности. Сын Стэнли Лорда упорно пытался реабилитировать имя отца. В 50-х годах он неоднократно обращался в обе комиссии с просьбами о повторном расследовании. Но все было напрасным. Стэнли Лорд выполнил волю провидения. Оно в нем больше не нуждалось и наградило его забвением.

Легендарный первый рейс "Титаника" должен был стать главным торжественным событием 1912 года, но вместо этого он стал наиболее трагическим в истории. Нелепое столкновение с айсбергом, неорганизованная эвакуация людей, почти полторы тысячи погибших - таким оказалось единственное плавание лайнера.

История создания корабля

Банальное соперничество послужило стимулом для начала строительства "Титаника". Идея создания лайнера лучше, чем у компании-конкурента, пришла в голову владельца британской судоходной фирмы «Уайт Стар Лайн» Брюса Исмея. Это случилось после того, как их главный соперник «Кунард Лайн» в 1906 году отправил в плавание свой самый крупный на тот момент корабль под названием «Лузитания».

Строительство лайнера началось в 1909 году. Над его созданием трудились около трех тысяч специалистов, было потрачено свыше семи миллионов долларов. Последние работы завершили в 1911 году, и в это же время состоялся долгожданный спуск лайнера на воду.

Многие люди, и богатые, и бедные, стремились получить заветный билет на этот рейс, но никто и не подозревал, что уже через несколько дней после отплытия мировая общественность будет обсуждать только одно - сколько людей погибло на "Титанике".

Несмотря на то что компании «Уайт Стар Лайн» удалось превзойти конкурента в судостроительстве, последующая нанесла по репутации фирмы. В 1934 году она была полностью поглощена компанией «Кунард Лайн».

Первое плавание «непотопляемого»

Торжественное отплытие роскошного корабля стало самым ожидаемым событием 1912 года. Билеты достать было очень сложно, а распроданы они были еще задолго до запланированного рейса. Но как позже выяснилось, тем, кто обменял или перепродал свои билеты, крупно повезло, и они не пожалели, что не оказались на корабле, когда узнали, сколько людей погибло на "Титанике".

Первый и последний рейс крупнейшего лайнера компании «Уайт Стар Лайн» был назначен на 10 апреля 1912 года. Отплытие корабля состоялось в 12 часов по местному времени, а уже через 4 дня, 14 апреля 1912 года, произошла трагедия - злополучное столкновение с айсбергом.

Трагическое предвидение гибели "Титаника"

Вымышленная история о в которая впоследствии оказалась пророческой, была написана британским журналистом Уильямом Томасом Стедом в 1886 году. Своей публикацией автор хотел привлечь внимание общественности к необходимости пересмотра навигационных правил, а именно требовал обеспечить количество мест в корабельных шлюпках, соответствующее числу пассажиров.

Через несколько лет Стед снова вернулся к аналогичной теме в новой истории о крушении корабля в Атлантическом океане, которое произошло в результате столкновения с айсбергом. Гибель людей, находящихся на лайнере, произошла из-за отсутствия требуемого количества шлюпок.

Сколько людей погибло на "Титанике": состав утонувших и выживших

Прошло уже более 100 лет со дня самого обсуждаемого кораблекрушения XX века, но каждый раз в ходе очередных выясняются новые обстоятельства трагедии и появляются уточненные списки погибших и выживших в результате гибели лайнера.

Данная таблица дает нам исчерпывающую информацию. Соотношение того, сколько погибло на "Титанике" женщин и детей, больше всего говорит о неорганизованности эвакуации. Процент спасшихся представительниц слабого пола превышает даже количество выживших детей. В результате кораблекрушения погибло 80 % мужчин, большинству из них просто не хватило места в спасательных шлюпках. Высокий процент погибших среди детей. Это были в основном представители низшего класса, которым не удалось вовремя выбраться на палубу для эвакуации.

Как спасали людей из высшего общества? Классовая дискриминация на "Титанике"

Как только стало понятно, что держаться кораблю на воде осталось недолго, капитан "Титаника" Эдвард Джон Смит отдал распоряжение сажать в спасательные шлюпки женщин и детей. При этом выход на палубу для пассажиров III класса был ограничен. Таким образом, преимущество в спасении отдавалось представителям высшего общества.

Большое число погибших людей стало поводом того, что вот уже 100 лет не прекращаются расследования и судебные споры. Все специалисты отмечают, что на борту при эвакуации имела место и классовой принадлежности. Одновременно с этим количество спасшихся членов экипажа было больше, чем представителей III класса. Вместо того чтобы помогать пассажирам садиться в шлюпки, они спасались первыми.

Как происходила эвакуация людей с "Титаника"?

Неорганизованная должным образом эвакуация людей до сих пор считается главной причиной массовой гибели людей. Факт того, сколько человек погибло во время крушения "Титаника", свидетельствует о полном отсутствии какого-либо контроля над этим процессом. В 20 спасательных шлюпках могло разместиться не менее 1178 человек. Но в начале эвакуации их спускали на воду заполненными наполовину, и не только женщинами и детьми, а также целыми семьями, и даже с ручными собачками. В результате этого наполняемость шлюпок составила всего 60 %.

Общее количество пассажиров корабля за исключением членов экипажа составило 1316 человек, то есть у капитана была возможность спасти 90 % пассажиров. Люди III класса смогли пробраться на палубу только к концу эвакуации, и поэтому даже членов экипажа в итоге спаслось больше. Многочисленные выяснения причин и фактов кораблекрушения подтверждают, что ответственность за то, сколько погибло на "Титанике" человек, полностью возлагается на капитана лайнера.

Воспоминания очевидцев трагедии

Все те, кто вытянул из тонущего корабля в спасательную шлюпку, получили незабываемые впечатления от первого и последнего рейса лайнера «Титаник». Факты, количество погибших, причины катастрофы удалось получить благодаря их показаниям. Воспоминания некоторых выживших пассажиров были опубликованы и навсегда останутся в истории.

В 2009 году ушла из жизни Миллвина Дин - последняя женщина из спасшихся пассажиров "Титаника". На момент кораблекрушения ей было всего два с половиной месяца. Отец ее погиб на тонущем лайнере, а мать с братом спаслись вместе с ней. И хотя воспоминания о той страшной ночи у женщины не сохранились в памяти, катастрофа произвела на нее такое глубокое впечатление, что она навсегда отказалась от посещения места крушения корабля и никогда не смотрела художественные и документальные фильмы о "Титанике".

В 2006 году на английском аукционе, где было представлено около 300 экспонатов с Титаника, за 47 тысяч фунтов были реализованы мемуары Эллен Черчилль Кэнди, которая была одной из пассажирок злополучного рейса.

Помогли в составлении реальной картины произошедшей катастрофы опубликованные воспоминания еще одной англичанки - Элизабет Шутс. Она была гувернанткой у одной из пассажирок I класса. В своих мемуарах Элизабет указала, что в спасательной шлюпке, на которую ее эвакуировали, было всего 36 человек, то есть только половина от общего количества имеющихся мест.

Косвенные причины крушения корабля

Во всех источниках информации о "Титанике" главной причиной его гибели указывается столкновение с айсбергом. Но как выяснилось позже, этому событию сопутствовали несколько косвенных обстоятельств.

В ходе изучения причин катастрофы со дна океана была поднята на поверхность часть обшивки корабля. Кусок стали подвергли испытаниям, и учеными доказано, что металл, из которого сделан корпус лайнера, был низкого качества. Это послужило еще одним обстоятельством крушения и причиной того, сколько людей погибло на "Титанике".

Идеально гладкая поверхность воды не позволила вовремя обнаружить айсберг. Даже небольшого ветра было бы достаточно, чтобы волны, бьющиеся о лед, позволили обнаружить его раньше, чем произошло столкновение.

Неудовлетворительная работа радистов, вовремя не сообщивших капитану о дрейфующих в океане льдах, слишком большая скорость движения, не позволившая быстро сменить курс корабля, - все эти причины вместе привели к трагическим событиям на "Титанике".

Гибель "Титаника" - страшное кораблекрушение ХХ века

Сказка, превратившаяся в боль и ужас, - так можно охарактеризовать первое и последнее плавание лайнера «Титаник». Подлинная история катастрофы даже через сто лет является предметом споров и расследований. Гибель почти полутора тысяч людей при незаполненных спасательных шлюпках до сих пор остается необъяснимой. С каждым годом называются все новые причины кораблекрушения, но ни одна из них уже не способна вернуть потерянных человеческих жизней.