Спор россии и японии по поводу островов вряд ли будет выведен из тупика. История Курильских островов. Курильские острова в истории русско-японских отношений

Отношения России и Японии активизировались настолько, как ещё не было за все 60 лет со времён восстановления дипломатических связей между странами. Лидеры обеих стран постоянно встречаются, что-то обсуждая. Что именно?

Публично заявляется, что предметом обсуждения являются совместные экономические проекты, однако ряд экспертов полагает иначе: истинный повод для встреч – территориальный спор из-за Курильских островов, решением которого и заняты президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. А тут ещё газета Nikkei опубликовала информацию о том, что Москва и Токио вроде бы планируют ввести совместное управление северными территориями. Так что же – Курилы готовят передать Японии?

Потепление в отношениях стало особенно заметно полгода назад, во время майского визита Синдзо Абэ в Сочи. Тогда японский премьер назвал российского президента на «ты», пояснив, что так в Японии обращаются только к другу. Ещё одним знаком дружбы стал отказ Токио от присоединения к экономическим санкциям против России.

Абэ предложил Путину план экономического сотрудничества из восьми пунктов по самым разным направлениям – промышленность, энергетика, газовый сектор, торговое партнёрство. Кроме того, Япония готова инвестировать в российское здравоохранение и транспортную инфраструктуру. В общем, мечта, а не план! А что же взамен? Да, болезненная тема Курильских островов тоже была затронута. Стороны согласились, что решение территориального спора – важный шаг на пути подписания мирного договора между странами. То есть никаких намёков о передаче островов не прозвучало. Тем не менее первый камень в развитие щекотливой темы был заложен.

Опасность разозлить дракона

С тех пор лидеры России и Японии встречались на полях международных саммитов.

В сентябре во время Экономического форума во Владивостоке Абэ снова пообещал экономическое сотрудничество, однако на этот раз прямо обратился к Путину с призывом совместными усилиями решить проблему северных территорий, которая вот уже несколько десятилетий омрачает российско-японские отношения.

Тем временем газета Nikkei сообщила, что Токио рассчитывает установить совместный контроль над островами Кунашир и Итуруп, надеясь при этом в перспективе получить Хабомаи и Шикотан полностью. Издание пишет, что Синдзо Абэ должен обсудить этот вопрос с Владимиром Путиным в ходе их встречи, назначенной на 15 декабря.

О том же написала и «Нихон кэдзай»: японское правительство обсуждает проект совместного с Россией управления в качестве меры, которая поможет сдвинуть территориальную проблему с мёртвой точки. Издание даже сообщает: есть информация о том, что Москва начала процесс постановки задач.

А тут подоспели результаты соц­опроса. Оказывается, уже более половины японцев «готовы проявить гибкость при решении вопроса Курильских островов». То есть они согласны, чтобы Россия передала не четыре спорных острова, а только два – Шикотан и Хабомаи.

Сейчас японская пресса пишет о передаче островов как о вопросе практически решённом. Вряд ли информация по столь важной теме высасывается из пальца. Остаётся главный вопрос: действительно ли Москва готова поступиться территориями в обмен на экономическое сотрудничество с Японией и её помощь в борьбе с санкциями?

Очевидно, что при всей благостности общения Путина с Абэ трудно поверить, что президент РФ, после присоединения Крыма снискавший себе славу «собирателя земель русских», согласится пусть на мягкую и поэтапную, но всё же потерю территорий. Тем более на носу президентские выборы 2018 года. Но что будет после них?

Всероссийский центр изучения общественного мнения в последний раз проводил опрос по вопросу передачи Курильских островов в 2010 году. Тогда подавляющее большинство россиян – 79% – высказались за то, чтобы оставить острова за Россией и перестать обсуждать этот вопрос. Вряд ли за прошедшие шесть лет общественные настроения сильно изменились. Если Путин действительно хочет войти в историю, вряд ли ему будет приятно ассоциироваться с непопулярными политиками, которые уже предпринимали попытки передачи островов.

Впрочем, передавали же земли Китаю, и ничего – общественность промолчала.

С другой стороны, Курилы являются символом, потому они и на слуху. Но при желании объяснения найти можно чему угодно. Тем более что аргументы для массового потребления найдутся. Так, токийский корреспондент ТАСС Василий Головнин пишет: в качестве компенсации за передачу Южных Курил Япония обещает наладить в России работу почты и больниц, за свой счёт оснастив клиники оборудованием для ранней диагностики заболеваний. Кроме того, японцы намерены предложить свои разработки в сфере экологически чистой энергетики, строительства жилья, а также круглогодичного выращивания овощей. Так что оправдать передачу пары островов будет чем.

Дружба Москвы с Токио настораживает Пекин

Впрочем, есть у этого вопроса и другая сторона. Дело в том, что Япония имеет территориальные претензии не только к России, но и к Китаю и Южной Корее. В частности, между Токио и Пекином есть давний спор по поводу статуса необитаемого клочка земли под названием Окинотори. По японской версии, это остров, но Китай считает его скалами, а значит, не признаёт международного права Токио на учреждение вокруг него 200-мильной исключительной экономической зоны. Предмет другого территориального спора – архипелаг Сенкаку в Восточно-Китайском море в 170 километрах к северо-востоку от Тайваня. С Южной Кореей Япония спорит по поводу принадлежности островов Лианкур, расположенных в западной части Японского моря.

Поэтому, если Россия удовлетворит территориальные претензии Японии, возникнет прецедент. И дальше Токио начнёт добиваться аналогичных действий от других своих соседей. Логично предположить, что передачу Курильских островов эти соседи расценят как «подставу». Стоит ли нам ссориться с Китаем, нашим главным стратегическим партнёром в Азии? Особенно сейчас, когда начато строительство второй ветки российского газопровода в КНР, когда китайцы инвестируют в наши газовые компании. Конечно, диверсификация политики в Азии – вещь полезная, но требующая от Кремля большой осторожности.

Как Курилы пытались вернуть Японии

Никита Хрущёв в бытность первым секретарём ЦК КПСС предлагал вернуть Японии два острова, лежащие ближе всего к её границам. Японская сторона ратифицировала договор, но Москва передумала из-за возросшего в Японии военного присутствия США.

Следующую попытку предпринял первый президент России Борис Ельцин. Тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев уже готовил документы к визиту главы государства в Японию, в ходе которого предполагалось оформить передачу островов. Что же помешало планам Ельцина? На этот счёт есть разные версии. Генерал-майор ФСО в запасе Борис Ратников, который с 1991 по 1994 год работал первым заместителем начальника Главного управления охраны РФ, рассказал в одном из интервью, как его ведомство расстроило визит Ельцина в Японию якобы по соображениям безопасности. По другой версии, Ельцина отговорил Анатолий Чубайс, фактически воплотив сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где вор Милославский кидается в ноги к лжецарю со словами: «Не вели казнить, вели слово молвить».

Японские власти требуют от России выполнения принятых в 2001 году обязательств по спорным островам Курильской гряды. Проблема Курил снова становится актуальной.

К истокам проблемы:

Одним из первых документов регламентирующих русско-японские отношения стал Симодский трактат, подписанный 26 января 1855 года. Согласно второй статье трактата граница устанавливалась между островами Уруп и Итуруп - то есть владением Японии признавались все четыре ныне острова, на которые Япония претендует в наши дни. С 1981 года день заключения Симодского трактата в Японии отмечается как «День Северных территорий». Другое дело, что опираясь на Симодский трактат как один из основополагающих документов, в Японии забывают об одном немаловажном моменте. В 1904 году Япония, напав на русскую эскадру в Порт-Артуре и развязав Русско-японскую войну, сама нарушила условия трактата, предусматривавшего дружбу и добрососедские отношения между государствами. Симодский трактат не определял принадлежность Сахалина, где находились как русские, так и японские поселения, и к середине 70-х годов назрело решение и этого вопроса. Был подписан Санкт-Петербургский договор, который неоднозначно оценили обе стороны. По условиям договора к Японии теперь полностью отходили все Курильские острова, а Россия получала полный контроль над Сахалином. Затем по итогам Русско-японской войны, согласно Портсмутскому договору, к Японии отошла южная часть Сахалина до 50 параллели. В 1925 году в Пекине была подписана советско-японская конвенция в целом подтверждавшая условия Портсмутского договора. Как известно, конец 30-х - начало 40-х годов были крайне напряженными в советско-японских отношениях и были связаны с серией различных по своим масштабам военных конфликтов. Ситуация стала меняться к 1945 году, когда страны Оси стали терпеть тяжелые поражения и перспектива проигрыша Второй мировой войны становилась все более очевидной. На этом фоне возник вопрос о послевоенном устройстве мира.

Так, согласно условиям Ялтинской конференции, СССР обязывался вступить в войну против Японии, а к Советскому Союзу отходили Южный Сахалин и Курильские острова. Правда, тогда же японское руководство готово было в обмен на нейтралитет СССР и поставки советской нефти добровольно уступить эти территории. СССР на подобный весьма скользкий шаг не пошел. Поражение Японии к тому моменту было делом может не быстрого, но все же времени. И главное, устраняясь от решительных действий, Советский Союз фактически бы отдавал ситуацию на Дальнем Востоке в руки США и их союзников. Кстати, это относится и к событиям Советско-японской войны и непосредственно Курильской десантной операции, которая изначально не готовилась. Когда же стало известно о подготовке высадки американских войск на Курилы, в срочном порядке за сутки была подготовлена Курильская десантная операция. Ожесточенные бои в августе 1945 года закончились капитуляцией японских гарнизонов на Курилах.

К счастью, японское командование не знало реальной численности советских десантников и, не используя полностью свой подавляющий численный перевес, капитулировало. Одновременно была проведена и Южно-Сахалинская наступательная операция. Так, ценой немалых потерь, Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав СССР.

Сан-Франциско

Мирный договор между державами -победительницами и Японией был подписан в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года. Япония согласно данному документу отказалась от всяких прав на Курильские острова. Однако советская делегация этот договор не подписала. Ряд исследователей считает это серьезной ошибкой советской дипломатии, однако для этого были весьма веские основания. Во-первых, в документе не указывалось что такое Курильские острова с их перечислением - американская сторона заявила что это может установить только специальный международный суд. Да и глава японской делегации с подачи американцев заявил, что Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи не входят в Курильские острова.

Что еще интересно - Япония от прав на острова отказывалась, но из документа не следовало, к кому данные острова переходили....по сути договор не подтверждал право СССР на Курилы, а переводил проблему в неопределенное русло. «Любимый японский документ» 19 октября 1956 года была подписана советско-японская декларация, призванная подготовить базу для подготовки мирного договора. На этой волне советская сторона, «идя на встречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после подписания мирного договора». Как многие правовые документы, декларация, которую в наши дни так любят вспоминать японские политики, имеет еще ряд тонкостей. Во-первых, если СССР готов передать, значит подобный документ признает саму принадлежность островов Советскому Союзу. Во-вторых, передача должна состояться после подписания мирного договора. И в третьих, речь шла только о двух южных островах Хабомаи и Шикотан. Для 1956 года подобную декларацию обе стороны оценили как позитивный прорыв в советско-японских отношениях, что в немалой степени встревожило США. Под давление Вашингтона был сменен кабинет министров Японии, а курс взят на подписание американо-японского военного договора, который был окончательно оформлен в 1960 году. Тогда впервые с японской стороны, не без помощи США, были озвучены требования на передачу уже не двух, а всех четырех островов. Соединенные Штаты же указывали, что Ялтинские соглашения носят декларативный, но вовсе не обязательный к реализации характер. Поскольку договор включал пункты о размещении американских баз в Японии, в памятной записке правительства СССР правительству Японии от 27 января 1960 года отмечалось: «Новый военный договор, подписанный правительством Японии направлен против Советского Союза, как и против Китайской Народной Республики, не может содействовать тому, чтобы передачей указанных Японии островов была расширена территория, используемая иностранными войсками. Ввиду этого, Советское правительство считает необходимым заявить, что только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписанием мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии, как это предусмотрено Совместной декларацией». Но, как известно, американские войска до сих пор стоят на японских островах, а японское правительство, постоянно ссылаясь на декларацию, требует до подписания мира передачу не двух, а четырех островов.

От «перестройки» к нашим дням

В условиях ослабления СССР, во второй половине 1980-х годов, вопрос о передаче Курильских островов снова был поднят Японией. К сожалению, ряд шагов советской и молодой российской дипломатии, не соответствовал интересам государства. Одним из ключевых моментов стало признание самой проблемы островов и ведение в выгодном для противоположной стороны ключе. По сути, тема Курильских острова могли стать разменной монетой в политике как Горбачева, так и Ельцина, рассчитывавших на приличную материальную компенсацию в обмен на острова. И если первый вел форсированный процесс, то Ельцин допускал передачу островов в отдаленном будущем (15-20 лет). Однако невозможно было не считаться с теми колоссальными издержками, которые неизбежно проявились бы внутри страны в случае территориальных уступок. Такая политика маятника продолжалась практически всю «ельцинскую эпоху», российская дипломатия уходила от прямого решения проблемы, что в условиях кризиса негативно сказалось во всех отношениях. На современном этапе серьезных подвижек в вопросе Курильских островов не происходит в силу крайне неуступчивой позиции Японии, ставящей в качестве предварительного условия передачу всех четырех островов, а затем уже обсуждение подписания мирного договора. Какие дальше условия может выдвинуть японский МИД можно только гадать. Во всяком случае, ближайшее решение данного вопроса маловероятно.
Тем более с учетом настойчивой государственной внешней политики, проводимой руководством страны в настоящее время, направленной на укрепление территориальной целостности России и усиления ее роли в геополитической обстановки в мире.

Курильские острова - цепь островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо, отделяющая Охотское море от Тихого океана. Протяжённость - около 1200 км. Общая площадь - 15,6 тыс. км. К югу от них проходит государственная граница Российской Федерации с Японией. Острова образуют две параллельные гряды: Большую Курильскую и Малую Курильскую. Включают 56 островов. Имеют важное военно-стратегическое и экономическое значение .

Территориально Курильские острова входят в Сахалинскую область России. Южные острова архипелага - Итуруп, Кунашир, Шикотан, а также острова Малой Курильской гряды.

На островах и в прибрежной зоне разведаны промышленные запасы руд цветных металлов, ртути, природного газа, нефти. На острове Итуруп, в районе вулкана Кудрявый, находится самое богатое из известных в мире минеральное месторождение рения (редкий металл, стоимость 1 кг составляет 5000 долл. США). Благодаря этому Россия занимает третье место в мире по природным запасам рения (после Чили и США). Общие ресурсы золота на Курильских островах оцениваются в 1867 тонн, серебра - 9284 тонн, титана - 39,7 млн тонн, железа - 273 млн тонн.

Территориальный конфликт между РФ и Японией имеет долгую историю:

После поражения в 1905 г. в русско-японской войне Россия передала Японии южную часть Сахалина;

В феврале 1945 г. Советский Союз пообещал США и Великобритании начать войну с Японией при условии возвращения ему Сахалина и Курильских островов;

2 февраля 1946 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинской области в составе Хабаровского края РСФСР;

В 1956 г. Советский Союз и Япония приняли Совместный договор, официально заканчивающий войну между двумя государствами и передающий Японии острова Малой Курильской гряды. Подписать договор, однако, не получилось, потому что по нему выходило, что Япония отказывается от прав на Итуруп и Кунашир, из-за чего США пригрозили не отдать Японии остров Окинава.

Позиция России

Официальную позицию российского военно-политического руководствав 2005 году выразил Президент РФ Владимир Путин, заявив, что принадлежность островов определена итогами Второй мировой войны и что в этом смысле Россия ни с кем не собирается этот вопрос обсуждать. Но в 2012 году он сделал для японцев очень обнадеживающее заявление, сказав, что спор должен быть решен на основе устраивающего обе стороны компромисса. "Что-то вроде хикиваке. Хикиваке - термин из дзюдо, когда ни одной из сторон не удалось добиться победы", - пояснил Президент.

В то же время Правительство РФ неоднократно заявляло, что суверенитет над южными Курилами обсуждению не подлежит, и Россия будет укреплять на них свое присутствие, предпринимая все необходимые для этого усилия. В частности, осуществляется Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов", благодаря которой на бывших японских "северных территориях" идет активное строительство инфраструктурных объектов, планируется построить аквакультурные сооружения, детские сады и больницы.

Позиция Японии

Каждый премьер-министр, каждая победившая на выборах партия настроена на возвращение Курил. При этом в Японии существуют партии, которые претендуют не только на южные Курилы, но и на все Курильские острова вплоть до Камчатки, а также южную часть острова Сахалин. Также в Японии организовано политическое движение за возвращение "северных территорий", ведущее регулярную пропагандистскую деятельность.

При этом японцы делают вид, что никакой границы с Россией в районе Курил не существует. Принадлежащие России южные Курильские острова на всех картах и открытках показаны как территория Японии. На указанные острова назначаются японские мэры и начальники полиции. Дети в японских школах учат русский язык – на тот случай, если острова вернут Японии. Более того, учат показывать на карте "северные территории" и малолетних воспитанников детских садов. Таким образом, поддерживается мысль о том, что здесь Япония не заканчивается.

По решению правительства Японии, начиная с 7 февраля 1982 г., в стране ежегодно отмечается "День северных территорий". Именно в этот день в 1855 г. был заключен Симодский трактат, первый русско-японский договор, согласно которому острова Малой Курильской гряды отходили к Японии. В этот день традиционно проводится "общенациональный митинг за возвращение северных территорий", в котором принимают участие премьер и министры правительства, депутаты парламента от правящей и оппозиционных политических партий, бывшие жители южной части Курил. При этом на улицы японской столицы выезжают десятки разрисованных лозунгами и под милитаристскими флагами агитационных автобусов ультраправых группировок с мощными динамиками, курсирующих между парламентом и посольством России.

А обустраивать острова - не выгодно

Япония отказалась от предложения Дмитрия МЕДВЕДЕВА создать на Южных Курилах зону свободной торговли с Россией. При этом замглавы МИД Японии Такэаки МАЦУМОТО подчеркнул, что Япония считает четыре острова Курильской гряды своей территорией и предложение российского президента не соответствует японской позиции.
Почему эти острова так важны японцам и зачем они нужны нам, объяснил наш политический консультант Анатолий ВАССЕРМАН.

Япония претендует на четыре острова в южной части Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний трактат о торговле и границах 1855 года. Мы же стоим на том, что Южные Курилы вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, по итогам Второй мировой войны. И российский суверенитет над ними сомнению не подлежит. Но из-за глупости Хрущева нам еще долго предстоит жевать эту японскую жвачку. Поясню.
Японцам Курилы нужны по двум причинам.
Во-первых, на Южно-Курильских островах и в океане вокруг них много природных ценностей: редких дорогих металлов, чертова уйма всякой рыбы и водной живности, которую добывают наши рыбаки и тут же перепродают японцам, даже не заходя в порты. Для нас эта живность существенной ценности не представляет, а для японцев она - что для украинцев сало насущное. Не говоря уже о природных ресурсах, которых у Японии в принципе слишком мало.
Вторая причина - это престиж. Японии очень обидно терять свои территории. Хотя Америка по результатам Второй мировой войны формально у Японии ничего не отобрала, но Окинава - самый крупный остров японского архипелага Рюкю - на несколько десятилетий оказался американской базой и остался под юрисдикцией США. Мы же реально у них отобрали не только южную часть Сахалина, которую они забрали у нас после Русско-японской войны, но и Курильские острова - их Россия в 1867 году оставила за Японией.
В 1956 году первым совершил глупость Никита Хрущев , пообещав в качестве морковки перед носом отдать после заключения мирного договора остров Шикотан и группу мелких островов Хабомаи. За ним обещание отдать острова при условии подписания мирного соглашения повторили Горбачев и Ельцин . Японцы уцепились за нечеткую формулировку и переиначили порядок действий: сначала отдайте острова, а потом уже будем подписывать соглашения. Причем к островам, обещанным Хрущевым, добавили еще два - Кунашир и Итуруп.
Мы же в таком случае лишаемся самых удобных в навигационном отношении подходов к Тихому океану в южной части Курильской гряды, что резко осложнит для нас всю тихоокеанскую навигацию. Кроме того, для России отдача этих островов - совершенно катастрофическая потеря престижа. Ибо еще Суворов выработал формулу: что с бою взято, то свято. Для нас эти острова - военный трофей, а у военных есть такая примета: отдать трофей, значит, потерпеть поражение в следующей войне.
Для японцев Курилы - это реванш за поражение во Второй мировой войне, а для нас - подтверждение того, что мы все еще великая держава. Поэтому в ближайшем будущем решение вопроса не предвидится.
Обустраивать эти острова тоже нецелесообразно: они слишком малы и большую часть года изолированы от мира штормами. Там можно было бы строить вахтовые поселки для сезонной работы. Например, баз рыбопереработки, шахт для добычи редких металлов, лаборатории, создать там перевалочные базы для грузов. Но для рабочих нужна инфраструктура, а ее поддержка слишком затратна.
Однако в военном отношении Курилы обеспечивают нам выход в Тихий океан и одновременно блокируют подход военных сил потенциального противника. Там сейчас располагаются радиолокационные комплексы, обеспечивающие наблюдение за тихоокеанской акваторией. Терять их нам крайне опасно.

Ист факт
До 1855 года Три сестры (Кунашир), Цитронный (Итуруп), Фигурный (Шикотан) и Зеленый (Хабомаи) входили в состав Российской империи, а затем, по японо-российскому трактату о торговле и границах («Симодский трактат»), были отданы Японии. После поражения Японии во Второй мировой войне острова вернулись под юрисдикцию СССР.

Проблема Курильских островов

Сегорских А.

группа 03 История

К так называемым «спорным территориям» относятся острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Малая Курильская гряда состоит из 8 островов).

Обычно при обсуждении проблемы спорных территорий рассматривают три группы проблем: исторический паритет в открытии и в освоении островов, роль и значение русско-японских договоров XIX века, установивших границу между двумя странами, а также юридическую силу всех документов, регулирующих послевоенное устройство мира. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны, ибо международное право гласит: состояние войны между государств ами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Уже по одному этому весь “исторический” пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства. Поэтому первые две проблемы мы рассматривать не будем, а остановимся на третьей.

Сам факт нападения Японии на Россию в русско-японской войне гг. являлся грубым нарушением Симодского трактата, в котором провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». После поражения России, в 1905 году был заключен Портсмутский мирный договор. Японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин . В Портсмутском договоре прекратило действие обменное соглашение 1875г., а также говорилось о том, что все торговые договоры Японии с Россией аннулируются в результате войны. Это аннулировало Симодский трактат 1855г. Таким образом, к моменту заключения 20 января 1925г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между Россией и Японией фактически не существовало какого-либо действующего двустороннего соглашения о принадлежности Курильских островов.

Вопрос о восстановлении прав СССР на южную часть Сахалина и Курильские острова обсуждался в ноябре 1943г. на Тегеранской конференции глав союзных держав. На Ялтинской конференции в феврале 1945г. лидеры СССР, США и Великобритании окончательно договорились о том, что после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова перейдут Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

2 февраля 1946г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, который установил, что вся земля с ее недрами и водами на территории Южного Сахалина и Курильских островов является государственной собственность ю СССР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. Тем не менее статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом, Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

Но позже США стали утверждать, что в Сан-францисском мирном договоре не указано в чью пользу Япония отказалась от этих территорий. Это заложило основы для предъявления территориальных претензий.

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную декларацию. Декларация предполагала сначала заключение мирного договора и только потом «передачу» двух островов. Передача – это акт доброй воли, готовность распорядиться собственной территорией «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства». Япония же настаивает на том, чтобы «возвращение» предшествовало мирному договору, ибо само понятие «возвращение» - это признание незаконности их принадлежности к СССР, что и является ревизией не только самих итогов Второй мировой войны, но и принципа незыблемости этих итогов. Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

27 января 1960 года СССР заявил, что, поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, то советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче указанных островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «Они не включают, и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время: «Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны».

В 90-е при встрече с Японской делегацией также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные". Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (в японской интерпретации - вопрос о «северных территориях») оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия - продолжатель СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны Россией и Японией.

14 ноября 2004 года глава МИДа в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры». Премьер-министр Японии Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.

14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу Южных Курил. Некоторые наблюдатели видят в этом отказ США от нейтралитета в японско-российском территориальном споре. Да и способ отвлечь внимание от своих действий конца войны, а также сохранять равенство сил в данном регионе.

В годы холодной войны США поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах и делали всё, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон нашли себе общего врага, США перестали делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора.

16 августа 2006 японская рыболовецкая шхуна была задержана российскими пограничниками. Шхуна отказывалась подчиняться командам пограничников, по ней был открыт предупредительный огонь. В ходе инцидента один член экипажа шхуны получил смертельное ранение в голову. Это вызвало резкий протест японской стороны. Обе стороны заявляют, что инцидент произошёл в их собственных территориальных водах. За 50 лет спора вокруг островов это первый зафиксированный смертельный случай.

13 декабря 2006 Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы.

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы.

Основные факторы, которые необходимо учитывать при решении проблемы Курильских островов

· наличие богатейших запасов морских биологических ресурсов в акваториях , прилегающих к островам;

· неразвитость инфраструктуры на территории Курильских островов, практическое отсутствие собственной энергетической базы при значительных запасах возобновляемых геотермальных ресурсов, отсутствие собственных транспортных средств для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;

· близость и практически неограниченная емкость рынков сбыта морепродуктов в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона; необходимость сбережения уникального природного комплекса Курильских островов, поддержания локального энергетического равновесия с сохранением чистоты воздушного и водного бассейнов, защиты уникального растительного и животного мира. При разработке механизма передачи островов должно учитываться мнение местного гражданского населения. Тем, кто останется, должны быть гарантированны все права (включая имущественные), а тем, кто уедет, необходима полная компенсация. Нужно учесть готовность местного населения воспринять изменение статуса этих территорий.

Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, влияют на национальную безопасность России. Утрата Курильских островов повредит системе обороны российского Приморья и ослабит обороноспособность нашей страны в целом. С потерей островов Кунашир и Итуруп Охотское море перестает быть нашим внутренним морем. Курильские острова и прилегающая к ним акватория единственная в своем роде экосистема, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

Примечания:

1. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

3. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/

4. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

7. Современные японские историки об освоении Южно-Курильских островов (начало XVII - начало XIX века) http://proceedings. /

8. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/