Пещерные церкви каппадокии. Пещерные поселения каппадокии

Каппадокия является одним из наиболее интересных мест Турции, не связанных со стереотипным пляжным туризмом. Эта область сочетает в себе уникальные достопримечательности, имеющее природные и рукотворные происхождения, которые тесно связаны с друг другом. Ландшафты с причудливыми очертаниями, подземные города и пещерные поселения, каньоны со специфическими формациями, все это сочетает в себе историческая область. Данная местность характеризуется также и обширными пещерными монастырями, ведущие свою историю от раннего христианства. Благодаря этим причинам пещерные поселения Каппадокии вместе с некоторыми ландшафтами вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные поселения Каппадокии занимают обширную территорию на востоке Турции. Начиная с I тыс. до нашей эры тут создавался уникальный комплекс селений, включающий в себя подземные города, церкви, вырубленные в скалах жилища и пещерные монастыри. По сути, вся эта территория является сегодня музеем под открытым небом и важным местом паломничества. Еще с начала нашей эры Каппадокия была одним из крупнейших христианских центров того времени. Апостол Павел считал эти места самыми подходящими для воспитания праведников.

Пещерные поселения Каппадокии были образованы на благоприятной для уединения территории, отличающейся уникальным геологическим строением. Такие формации были образованы в результате извержения вулканов около 65 млн. лет назад, покрывшие местность легкими пористыми породами, одним из которых был туф. Далее очертание территориям, которые можно сегодня видеть, придала ветровая и водная эрозия, убравшая мягкие части пород. Туф легко поддается обработке, а войдя в контакт со свежим воздухом, через некоторое время становится более твердым. По этим причинам первые поселенцы выбрали это место и начали выдалбливать пещеры.

VIII-IX века не проходили спокойно на территории полуострова. Этот период вошел в историю как иконоборчество, когда византийский император взял политическое направление против почитания икон. Каппадокия по причине труднодоступности, стала прибежищем большого количества желающих монашествовать и давала возможность каждому обустроить свою аскетическую келью. В добавок ко всему в те года Малая Азия подвергалась многократным набегам захватчиков, а сложный рельеф местности затруднял какие-либо передвижения вражеских полчищ и служил надежным убежищем. С каждым годом количество келий увеличивалось, постепенно превращаясь в пещерные поселения Каппадокии.

Такой вид быта и повседневности повлек за собой появление своего рода традиции, которую местные жители сохраняют и применяют на деле до сегодняшнего дня. Выдалбливание жилишь в скалах имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с удобствами. Внутренняя прохлада помещений делает жизнь приемлемой, многие требующие тихой и спокойной жизни переселяются сюда с шумного и загазованного города. Некоторые пещерные поселения Каппадокии обустроены современными благами цивилизации. Так, например, окна пещер застеклены, внутри проведено электричество, водопровод и канализация, все пространство разбито на жилые комнаты и подсобные помещения.

Высечение в скалах обителей производилось как населением из прилегающих городов, так и монахами, благодаря которым тут остались значимые исторические памятники, церкви и монастыри. Условно пещерные поселения Каппадокии можно разделить на два типа: подземные города и наземные поселения. Поземная часть удивляет своими структурами и размерами, споры о коих длятся по сей день. Об этих подземных жилищах еще в V веке до нашей эры описывал греческий историк Ксенофонт.

В настоящий момент удалось обнаружить всего 6 подземных городов, однако археологи не исключают возможность, что пещерные поселения Каппадокии хранят новые открытия. После того, как поселения были покинуты, первым удалось обнаружить такой город французскому священнику Жерфаниону в XIX веке. Он нашел отверстие в скале, куда спустился и увидел колоссальные ходы, уходящие вниз на несколько этажей, имеющие вентиляцию, колодцы, хозяйственные помещения для зерна и домашних животных, оборудование для изготовления вина и церкви. Жители подобных городов выходили на поверхность, чтобы обрабатывать хозяйственные угодья. Все подземные ходы, ведущие наверх, в случае опасности перекрывались тяжелыми каменными засовами.

Крупнейшим и доступным для посещения подземным городом является Деринкую. Он располагается на восьми уровнях и достигает глубины в 60 метров, площадь колеблется в пределах 2,5 км². Размеры города до сегодня окончательно. Археологи утверждают, что на данный момент открыто и исследовано всего лишь не более 15 % территории. Внутри все помещения и туннели хорошо освещаются и вентилируются, температура стоит в пределах 13-15 °C. Для связи между ярусами во многих местах проделаны отверстия.

Каменный засов в Деринкию

Ходы в Деринкию

На уровнях Деринкую находились разные хозяйственные помещения, которые обеспечивали городу полную автономию. Из основного тут можно увидеть конюшни, помещения для виноделия, духовное училище, оружейные склады, церковь с размерами 20×9 метров, зал для собраний, большой сводчатый зал. Деринкую закрывался с помощью больших плоских каменных глыб, доходившим весом до полтонны, закрыть такую дверь могло спокойно два человека благодаря рычагам. Вентиляционные шахты опускаются вниз до грунтовых вод и одновременно служат колодцами. Город предположительно начали высекать в скалах в II тысячелетии до нашей эры. Пещерные поселения Каппадокии имеют еще одну особенность, подземные туннели, связывающие между собой города. Например, Деринкую связан 9-километровым ходом с другим крупным подземным городом Каймаклы.

Колодец в Деринкию

Помещения в Деринкию

Каймаклы с давних времен служил в качестве убежища для христиан во времена религиозных преследований и арабских набегов. Как и по аналогии предыдущего города, этот также имеет сложную систему туннелей с залами и состоит из восьми ярусов. Город начали высекать со времен Хеттского царства, а в период Византии площадь только увеличивалась. Уровни между собой связаны переходами и вентиляционными колодцами на дне которых была вода. В большей мере помещения состоят из двухкомнатных жилишь, также тут расположены кухни, конюшни, винные склады, часовни и складские помещения для хранения продовольствия. Стены Каймаклы вмещали около 15 тыс. человек, инфраструктура города позволяла жителям не подниматься на поверхность в течении нескольких месяцев.

Каймаклы

Ходы в Каймаклы

Пещерные поселения Каппадокии в наземной части изначально были вырублены в скалах в качестве келий, способствовавших духовному просветлению. Количество монахов с каждым годом росло, поэтому некоторые помещения были высечены на большой высоте и добраться до них можно было только посредством веревочных лестниц. Так со временем начали образовываться скальные церкви и монастыри, которые располагаются в долинах Белисырма, Дербент, Ихлара, Гюллюдере, Кызылчукур, Кылычлар и в Национальном парке Гёреме.

Долина Ихлара

Гёреме считается музеем под открытым небом. Он занимает территорию в 300 км² на которой размещаются церкви, женский монастырь Кызлар и прилегающие сооружения со служебными помещениями. В некоторых церквях хорошо сохранились росписи XI века с изображением евангельских сюжетов. Строительство церквей в долине Ихлара началось в IV веке, а на начало IX века уже была украшена фресками сирийского происхождения. Всего до XIV века здесь было построено 105 церквей, 13 из которых сейчас открыты для посещения. Из долины Дербент славится скальный монастырь в Зельве. В XI-XIII веках тут был важный центр местной христианской общины, где помимо церквей и часовен находились жилые постройки и мельница.

Скальный монастырь в Зельве

Еще одной неотъемлемой частью данной области, без которой ее трудно представить, являются каменные столбы. Местные жители их называют перибаджалары, что в переводе значит «волшебные дымоходы» или же «камины фей». Столбы - это останцы в виде разных причудливых форм и очертаний, например, грибов, стрел, зонтиков, труб и фаллосов. Они состоят из вулканических пород: туфа, базальта и андезита. Верхушки столбов - твердые породы, слабо поддающиеся воздействию эрозий, низы - это мягкие породы, их ветер с легкостью обтачивает песчинками (процесс дефляции). В итоге столб со времен становится более тонким, оставляя сверху конусную шляпку, которая в какой-то момент будет обрушена. Таким образом получаются природные скульптуры, окружающие пещерные поселения Каппадокии.

Подземные города Каппадокии являются одной из необычных достопримечательностей этого региона Турции. Есть мнение, что в Каппадокии может находиться несколько сотен подземных городов, практически под каждым населенным пунктом. Но пока обнаружены около 40 крупных подземных поселений, конечно, не все из них можно назвать городами, и не все они доступны для посещения. Мы расскажем про 6 самых больших пещерных городов: Татларин, Деринкую, Озконак, Мазы, Каймаклы и Газиэмир, которые открыты для туристов.


Подземные города Каппадокии — история и особенности

Первые жители Каппадокии стали использовать полости внутри вулканических пород, еще в Бронзовом веке, чтобы укрыться от непогоды и диких животных. Люди увеличивали эти пещеры в соответствии с повседневными потребностями, и находили новые полости, создавая целые подземные города соединенные лабиринтами туннелей. Позже подземные города Каппадокии использовались в религиозных целях, и были местом укрытия первых христиан, преследуемых римскими войсками.


Но особенно востребованы подземные города Каппадокии стали в византийский период, когда увеличение вражеских вторжений вынудило местное население строить подземные укрытия для защиты. В мирное время местные жители использовали подземные гроты как склады для хранения продовольствия, а в случае надвигающейся опасности укрывались в них сами.


От внешних опасностей подземные города были защищены массивными каменными блоками, выполняющими роль дверей. Эти блоки похожи на огромные жернова, 55-60 см толщиной, 170-175 см в диаметре и весом 200-500 кг. Жернова перекрывали узкий туннель, и заклинивались изнутри, надежно блокируя вход. Некоторые каменные диски имели отверстие по центру, через которое можно было обороняться от нападавших. Но даже если враги проникали в город, они могли запутаться в незнакомом лабиринте туннелей, где их поджидали различные ловушки.


Подземные города Каппадокии имели все необходимые удобства для длительного автономного проживания. В них были помещения для домашнего скота, склады для продовольствия, кухни, маслобойни и винодельни, уникальная продуманная система вентиляции и колодцы для воды. Пещерные города Каппадокии имели церкви и даже кладбища. Археологические исследования показывают, что в подземных городах Анатолии уже 3000 лет назад использовались туалеты и ванны.


Люди подземных городов жили в гротах, высеченных в вулканическом туфе, состоящих из одной — двух комнат. Не сильно отличаясь планировкой и функциональным назначением помещений, подземные поселения могли вмещать разное количество людей. Самые крупные подземные города Каппадокии вмещали до нескольких десятков тысяч поселенцев.

6 самых больших подземных городов Каппадокии


Татларин, вероятно был одним из самых важных подземных городов Каппадокии. Его первоначальный вход обрушился и был завален камнями, поэтому город был заново открыт только в 1975 году, и стал доступен для туристов в 1991 году. Вход в подземный город Татларин - это проход, длиной около 15 метров который открывается в относительно большой зал. Найденные здесь три человеческих скелета, а также места для хранения продовольствия, позволяют предполагать, что эта секция использовалась в качестве места захоронения в римский период, а затем была существенно расширена и стала использоваться как кухня в византийский период.


Зал у входа связан со второй большой зоной извивающимся коридором с ловушками и каменной дверью. Во второй зоне расположены жилища и пять вырезанных в породе хранилищ для продовольствия, которые поддерживаются сильными колоннами. Считается, что этот подземный город использовался как религиозный или военный центр, судя по большим размерам его комнат. В настоящее время можно посетить только два этажа подземного города Татларин, расположенные на довольно большой площади. В подземном городе продолжаются работы по расчистке других уровней.


В регионе Каппадокии в Турции очень много подземных городов, но подземный город Деринкую заслуживает особого внимания. Это самый большой и глубокий подземный город Каппадокии, состоящий из восьми уровней опускающихся на глубину около 85 метров. Построенный фригийцами в VIII-VII вв. до н.э., согласно турецкому департаменту культуры, подземный город Деринкую был существенно расширен в византийскую эпоху. Как и во многих других подземных комплексах Каппадокии, в подземном городе Деринкую были обустроены винодельни и масляные прессы, конюшни и хранилища, подземные церкви и часовни. Тут есть глубокие вентиляционные шахты и колодцы, которые делали возможным длительное проживание людей в подземном городе.


Уникальным в Деринкую является расположенный на втором подземном уровне, просторный зал, со сводчатым потолком. Предполагается, что это помещение использовалось как религиозная школа, а комнаты, примыкающие к залу, были кельями. Кроме этого в Деринкую есть церковь в форме креста на самом нижнем уровне подземного города. Большая вентиляционная шахта, глубиной 55 м, также, по-видимому, использовалась как колодец. Этот колодец мог обеспечивать водой жителей деревни на поверхности, и тех, кто скрывался в подземном городе. Город закрывался изнутри большими каменными дисками-дверями. Каждый уровень подземелья мог быть закрыт отдельно. Деринкую - самый крупный раскопанный подземный город Турции. Комплекс имеет 11 уровней, но есть предположения, что их гораздо больше. В городе могло разместиться от 20 000 до 50 000 человек, и он был связан с другими подземными городами через мили длинных туннелей.

Подземный город Каймаклы


Подземный город Каймаклы (древнее название Enegup) находится в долине Ихлара примерно в 20 км от Невшехира, и является одним из самых больших подземных городов Каппадокии. В этом подземном городе могли проживать до 5000 человек. Каймакли отличается от Деринкую по своей структуре и планировке. Его туннели ниже, уже, и более круто спускаются под землю. Каймаклы имеет 8 уровней, 4 из которых открытых для туристов, и максимальную глубину менее 20 метров от поверхности. Все помещения города организованы вокруг вентиляционных шахт, что повлияло на планировку комнат и открытого пространства. Город Каймакли построен вокруг главного вентиляционного дымохода. Система вентиляции настолько хороша, что даже на четвертом этаже не ощущается проблем с чистым воздухом.


Узкие коридоры соединяют между собой, жилые помещения, склады, вентиляционные шахты, колодцы и церкви. Защиту города в случае опасности обеспечивали все те же большие круглые каменные двери. На первом уровне размещали животных. На втором этаже находилась церковь и кладбище для важных духовных лиц. Третий этаж более просторный, чем другие, состоит из наиболее важных для подземного комплекса помещений. Он имеет множество секций для хранения вина, пшеницы и муки, тут также располагались винодельня и кухня.


Но самой удивительной и необычной находкой на третьем уровне стало помещение с большим каменным блоком из , указывающим на то, что в подземном городе занимались холодной обработкой меди. Четвертый уровень состоит из большого количества складов продовольствия.

Подземный город Озконак


Город Озконак расположен на северных склонах горы Идис, с большим количеством слоев вулканического гранита, в 14 км к северо-востоку от Аваноса. Город был случайно обнаружен в 1972 году местным фермером. Латиф Акар нашел подземную комнату, которая оказалась частью целого города под землей. В ходе раскопок было обнаружено 10 этажей уходящих на глубину до 40 м. Подземный город Озконак мог обеспечить жизненное пространство для 60 000 человек на срок до трех месяцев.


Обширные подземные галереи города разбросаны по большой площади и соединены друг с другом туннелями. В отличие от подземных городов Каймаклы и Деринкую, между помещениями города Озконак проделаны очень узкие, до 5 сантиметров, и длинные отверстия, которые обеспечивали вентиляцию и связь между различными уровнями. Еще одной особенностью Озконака является большое количество дыр над туннелями, для сброса горячего масла на врага. В подземном городе Озконак были найдены десятки комнат, четыре больших зала, восемь водных колодцев, четыре гробницы, система вентиляции и винодельня. Для посещения открыты только четыре уровня этого города.

Подземное поселение Мазы


Каппадокия располагается на территории Турции и ежегодно привлекает множество туристов со всего света. Название местности переводится как « прекрасных лошадей». Однако, знаменита Каппадокия больше своими горами вулканического происхождения и обнаруженными в них древними поселениями.

Поселения включают в себя пещерные монастыри и дома, а также целые подземные города. Одна из причин возникновения этих каменных поселений кроется в том, что Каппадокия не богата растительностью. Отсутствие достаточного количества деревьев привело к необходимости использовать для строительства другие материалы, а не древесину.

Местные горные породы состоят из туфа. Этот материал легко поддается обработке, в нем легко можно выдолбить углубление. Однако после долгого контакта со свежим воздухом туф каменеет, постройка становится крепкой и нерушимой.

Возведённые таким образом постройки из камня и выдолбленные в скалах пещеры и по сей день используются местным населением. Например, жители поселка Гёреме используют пещеры в качестве кладовых. В некоторые постройки проведено электричество, что позволяет пользоваться ими как жилыми помещениями.

История пещерных поселений Каппадокии

Исторически пещеры Каппадокии использовались местными жителями не только в качестве жилья, но и для защиты во времена вражеских набегов. Местность расположена так, что через нее периодически проходили вражеские племена и иноземные захватчики. Поэтому население старалось создать максимально надежные укрытия.

Пещеры были идеальным местом для спасения от захватчиков. Горный рельеф местности затруднял поиски и обнаружение подобных укрытий. Кроме того, в самих пещерам было довольно просто спрятаться - достаточно было забаррикадировать основной вход. В то же время, помещения были весьма вместительными и могли укрыть от посторонних глаз большое число жителей.

Так, в пещерных поселениях местные жители спасались от набегов фракийцев и арабских кочевников. Здесь же останавливались войска величественной армии Александра Македонского во времена завоевательных походов. А позднее в поселениях находили укрытие от римских солдат первые христиане.

В отличие от наземных каменных построек и пещер, подземные города не так заметны с поверхности. На сегодняшний день открыто 6 крупных подземных поселений: Татларин, Озконак, Мазыкаю, Деринкую, Аджигол и Каймаклы. Всего же подземных поселений насчитывается более двухсот.

Первый из каменных городов был случайно обнаружен в 19 веке французским священником Жерфанионом. Спустившись в странную дыру, расположенную посреди равнины, святой отец попал в подземный город, уходящий вглубь на несколько этажей. В городе имелись питьевые колодцы, шахты вентиляции и несколько храмов.

Населявшие подобный город обитатели имели все необходимые для жизни условия и могли выходить на поверхность лишь для добычи еды и обработки полей. Безопасность подземелья обеспечивалась немногочисленными узкими входами, которые при угрозе вторжения закрывались большими каменными валунами и жерновами.

Культурное и религиозное значение пещерных поселений Каппадокии

Возможность довольно легко обустроить жилище в пещере привлекало в Каппадокию монахов, которые использовали пещеры в качестве келий. Сюда же стекались первые последователи христианства, гонимые мусульманами.

Считалось, что жизнь в каменных пещерах, лишенных каких-либо удобств, приносит просветление. Здесь монахи могли жить наедине с природой, вдали от городов и крупных поселений.

Плотность заселения Каппадокии была весьма велика. Об этом свидетельствует расположение жилищ в несколько ярусов. Некоторые пещеры находятся настолько высоко над землей, что попасть в них можно лишь с помощью веревочной лестницы.

В пещерах устраивались не только скиты и кельи, но и храмы. Сегодня только сохранившихся до наших дней вырубленных в скалах храмов в Каппадокии насчитывается около тысячи. Предполагается, что ранее их количество было еще больше. По историческим сведениям, в один из периодов строительство новых пещер в крае было запрещено властями, чтобы избежать перенаселения района.

Еще одно функциональное назначение пещер - это использование их в качестве скальных голубятен. Практически в каждой долине Каппадокии можно увидеть небольшие комнаты с множеством ячеек в стенах. Однако их появление относится к концу 18 века, когда местные крестьяне стали использовать птичий помет для удобрения скудных песчаных почв.

Одна из долин даже носит название Гюверджинлик Вадаси, что в переводе означает Долина голубятен. В специально отведенных комнатах с множеством ниш голуби вили гнезда и откладывали яйца. В среднем, в одном помещении помещалось от 50 до 200 птиц.

Верхняя часть помещений имела несколько небольших отверстий для птиц, а в нижней части располагался закрывающийся лаз для людей. Голубятни обустраивались высоко в горах и посещались всего несколько раз в год для уборки драгоценного птичьего помета.

Текущее состояние пещерных поселений Каппадокии

Сегодня в Каппадокии для посещения туристами открыто 6 долин с пещерными и подземными поселениями и храмами. Привлекают посетителей и наземные скальные крепости Учхисар, Башхисар и Ортахисар. Также путешественники могут посетить Национальный парк Гёреме.

Из числа подземных городов для посещения открыты только два - Деринкую и Каймаклы. Здесь туристы могут спуститься вглубь по узким ходам и дойти до внушительных залов. Подземные помещения весьма велики, некоторые залы украшены колоннами. Между этажами можно перемещаться по каменным лестницам.

Более мелкие и многочисленные пещеры подземелья в древности использовались жителями в качестве комнат для проживания, кладовых для хранения овощей и фруктов, кухонь для приготовления еды. В подземных городах были свои часовни и храмы.

Сегодня доступные для туристов подземные ходы и помещения имеют электрическое освещение, а также указатели, помогающие сориентироваться в многочисленных лабиринтах.

Где находятся пещерные поселения Каппадокии

Экскурсионные для осмотра наземных поселений чаще всего направляются в долину Учхисар, где местные жители до сих пор используют пещеры в качестве жилищ. В каменных домах проведено электричество. Во многих пещерах вставлены окна и двери. Внутреннее убранство помещений составляет обычная мебель, а в качестве украшения используются ковры.

К таким своеобразным пещерным квартирам довольно часто делают современные пристройки из кирпича. А перебравшиеся в современные здания жители используют пещеры в качестве складов и кладовых.

В долине располагается и особая достопримечательность - Пещерный Замок Учхисар. Дословно название Учхисар переводится как «крайняя крепость». Замок представляет собой высокую скалу, испещренную вырубленными в ней комнатами и туннелями. Высота крепости достигает 60 метров. Это самое высокое строение в Каппадокии.

Замок Учхисар исторически использовался в качестве оборонительного сооружения. На сегодняшний день большинство его комнат закрыто для посещения. Но туристы могут подняться на верхнюю смотровую площадку и полюбоваться открывающимся видом на пещерный город.

Крепость Башхисар известна с Селджукского периода. Название величественной постройки дословно переводится как «главная крепость». Здесь же ранее располагался крупный одноименный город Башхисар, который в наши дни носит название Юргюп.

Замок Ортахисар находится между двумя центральной и крайней крепостями. Само название замка означает «средняя крепость». Неподалеку располагается одноименный город, откуда и можно совершить для осмотра достопримечательности.

В Гёреме у туристов есть возможность полюбоваться каппадокийскими фресками периода 9 - 11 веков. Они также были обнаружены священником Жерфанионом в местных скальных церквях. Настенная живопись этого периода считается символом расцвета византийской живописи в Гёреме, а 11 столетие названо «Золотым веком» в искусстве росписей Каппадокии.

В Каппадокии протекает одна из самых длинных рек - Красная река Казылырмак. Вода в реке необычного красного оттенка из-за большого содержания известняка и железняка. На берегу реки, неподалеку от пещерных поселений Каппадокии, располагается древний город Аванос, славящийся с 20 века до нашей эры своим гончарным ремеслом.

В небольшой деревушке Чавушин к северо-востоку от Гёреме располагается базилика Святого Иоанна, возведенная в 6 веке. На горе также можно увидеть церковь, именуемую Дом голубя. На стенах церкви сохранились фрески, сюжет которых отражает поход Никифора Фоки, совершенный им в 10 веке через данную территорию.

Как добраться до пещерных поселений Каппадокии

Каппадокия располагается в центральной части Турции. Добраться сюда можно автобусом или самолетом практически из любого крупного города , в том числе из Стамбула, в который прилетают основные международные авиарейсы с туристами.

Отправляясь в Каппадокию на автобусе, лучше всего брать билеты до деревни Гёреме. Именно она считается сердцем края. Местные жители занимаются преимущественно обслуживанием туристов и сельским хозяйством. Отсюда же можно добраться и до других городов долины.

Можно добраться до долины пещерных поселений и самостоятельно, на арендованном автомобиле. Для изучения многочисленных достопримечательностей рекомендуется останавливаться в гостеприимных отелях городов Учхисар, Юргюп, Аванос и Чавушин. Ждут туристов и небольшие города Невшехир и Ортахисар.

Каппадокия - древнее название горного района в Центральной Турции, в долине реки Кызыл-Ирмак, ограниченного с запада озером Туз, ас юга на северо-восток - горными хребтами Тавр и Теджер. Во II тысячелетии до н.э. территория Каппадокии входила в состав Хеттского царства. В III-I вв.дон.э. здесь существовало небольшое самостоятельное государство, попавшее с 17 г. нашей эры под власть Рима. После распада Римской империи Каппадокия превратилась в одну из провинций Византии. С ней была связана жизнь и деятельность трех крупнейших деятелей церкви, известных богословов Св. Василия Великого, епископа Кесарийского, Св. Георгия, епископа Нисского и Св. Григория Назианзина.

Ландшафты Каппадокии нередко называют «лунными» и «инопланетными». Этот своеобразный природный заповедник занимает сегодня площадь в 288 кв. км. Примерно три миллиона лет назад произошли мощные извержения вулканов Эрджиес и Хасандаты. В результате окружающие долины и плато были залиты раскаленной лавой. Со временем под воздействием ветра, дождей и речных потоков произошло выветривание и вымывание мягких пород. Это волшебным образом преобразило местный пейзаж. Ныне он представляет собой переплетение глубоких каньонов, среди которых вдруг возникают конусообразные или пирамидальные скалы с вершинами самого необычного вида.
Одни из них похожи на островерхие колпаки, другие - на широкополые шляпы или огромные «блины». Кажется, что это не скалы, а гигантские грибы. Турки называют их «Пери баджалары» - земляные пирамиды. Картина обретает еще более фантастический вид в силу необычной и разнообразной цветовой гаммы скальных пород. В зависимости от солнечного освещения они меняют окраску - от розовой и золотой до зеленой и фиолетовой.
Долина Гёреме, наиболее поразительный и фантастический уголок Каппадокии, является самым известным памятником раннего христианства в Малой Азии. На территории этого района сегодня насчитывается свыше 600 скальных церквей и монастырей, сооруженных в VI-XI вв.

Свое название долина получила по имени Св. Иеронима (тур. Гёреме), одного из первых поселившихся здесь отшельников. Еше во времена хеттов, на рубеже II тысячелетия до н.э., в долинах Каппадокии появились пещерные поселения. В период правления римского императора Диоклетиана в этих пещерах Каппадокии спасались от преследований христиане. После того как христианство стало официальной религией Римской империи, скальные убежища практически опустели и служили приютом лишь немногочисленным аскетам-отшельникам. Этот период длился недолго: в VII в. на Малую Азию обрушилась волна арабских нашествий. Неоднократно от этих нашествий страдала и столица Каппадокии - Кесария (Кайсери). Пещеры Гёреме стали убежищем для жителей с окраин Византийской империи, бежавших от завоевателей-мусульман.
Внутри скал из мягкого вулканического туфа вырезались колонны и купола, прорубались окна. Одновременно расширялись и сооружались все необходимые жилые и подсобные помещения - кухни, столовые, погреба. Так возникли целые города, состоявшие из рукотворных пещер. Византийский автор второй половины X в. Лев Диакон, рассказывая о Каппадокии, упомянул о подземных городах, назвав их обитателей «троглодитами».

Наиболее известные подземные города в Каймаклы и Деринкюйю уходят в глубину на 40 м и состоят из 8-9 подземных ярусов, которые представляют собой настоящие лабиринты со множеством жилых и хозяйственных помещений, складов, церквей и своеобразной системой вентиляции. Пещеры Деринкюйю имеют восемь ярусов, достигающих глубины 85 м, и соединенных между собой каменными коридорами и галереями. Этот подземный город мог вмешать до 20 тыс. человек. Общая протяженность его жилых и хозяйственных помещений, подземных галерей и ходов превышает 30 км.
Из скальных церквей Гёреме самая старая относится к VI-VII вв., все остальные - к X-XI вв. Большинство из них невелики по размерам и состоят из одного помещения, но есть и значительно более крупные сооружения. Таков, в частности, женский монастырь, вырубленный в скале и состоящий из четырех церквей, келий и хозяйственных помещений, расположенных на четырех уровнях и соединенных внутренними переходами.
Стены скальных церквей и монастырей были расписаны замечательными фресками, которые принесли памятникам Каппадокии всемирную известность. Благодаря особенностям местного вулканического туфа, в котором высечены пещеры, и микроклимату в них, краски старинных росписей сохранили до наших дней свою первозданную свежесть.
В некоторых скальных церквях можно видеть различные символы раннего христианства. Например, виноградная лоза - символ Христа, рыба - по-гречески «IKTUS» -аббревиатура словосочетания «Iesos Kristos Teon Uios Soter», т.е. «Иисус Христос Сын Бога Спасителя», голубь - символ мира и Св. Духа, олень - символ души, павлин - знак Воскресения.
Другие росписи относятся к периоду иконоборчества (VIII-IX вв.). Иконоборческая ересь возникла в 30-х гг. VIII в. при императоре Льве Исавре, когда Византии достигла волна влияния ислама. Как известно, ислам не допускает изображения людей, а тем более святых, считая это идолопоклонством. Под этим же предлогом по всей Византии началось уничтожение икон. Вселенский собор 787 г. в Никее осудил и отверг иконоборческую ересь и определил: «поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честнаго Животворящаго Креста Господня, и святые иконы, почитать их и воздавать им поклонение». Но только на Константинопольском соборе в 842 г. было окончательно утверждено почитание икон.

Для фресок периода иконоборчества характерны символические сюжеты и простой геометрический орнамент. Росписи поздних (X-XI вв.) храмов выполнены, как правило, на оштукатуренных стенах и отличаются наибольшей художественной и эмоциональной выразительностью. Фрески изображают сцены из Евангелия, важнейшие эпизоды земной жизни Христа. Стиль настенной живописи дает основание считать авторами некоторых из этих росписей художников из Армении.
Уникальные росписи сохранились в церквях Св. Варвары (Барбара-килисе), «Яблочной церкви» (Ельмалы-килисе), «Змеиной церкви» (Йыланлы килисе; это название дано по сохранившейся в этом храме фреске, на которой знаменитые каппадокийские святые Георгий Победоносец и Феодор Тирон поражают дракона); самой большой и лучше всех сохранившейся церкви Токалы-килисе (2-я половина X в.), и наиболее известной Каран- лык-килисе - «Темной церкви». Выполненные в ярких тонах росписи куполов, стен и потолков здесь прекрасно сохранились из-за того, что никогда не подвергались воздействию дневного света и солнечных лучей.

В нескольких километрах к северу от Гёреме находится другой музей под открытым небом - скальный монастырский комплекс Зелве. Он состоит из тысяч домов, церквей и прочих построек, вырубленных внутри крутых утесов. Церкви Зелве, роспись которых сильно пострадала от времени, были построены в период иконоборческого движения в VIII в., когда зародился так называемый «каппадокийский стиль» в росписи церквей.
Начиная с XIV столетия монастыри и церкви долины Гёреме постепенно приходят в упадок. В 1907 г. их случайно обнаружил французский ученый-иезуит Пьер Гийом де Жерфаньон, после чего в Европе возник интерес к этим уникальным памятникам византийской эпохи. В то время здесь еще жила небольшая обшина монахов, занимавшихся виноградарством и разведением голубей. В 1926 г. турецкие власти депортировали последних монахов в Грецию, а их храмы были закрыты.
Сегодня памятники Каппадокии входят в число жемчужин мирового культурного наследия и являются одним из самых посещаемых туристических объектов Турции.

И является главной характерной чертой историко-культурного облика данной местности и притягательным туристическим объектом.

Здесь, в Каппадокии - одно из диковиннейших мест на свете. Горы из мягкого вулканического туфа обдувались ветрами и веками, превращаясь в то, что кажется фокусами Антонио Гауди , - в фигуры причудливых плавных очертаний, которые, за неимением леса, служили укрытием и жильем. Дерево шло только на двери. В этих скалах вырубали квартиры и целые многоквартирные дома со времен хеттов.
(Петр Вайль . «Гений Места» )

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Причины

  • Геологические: характер горных пород местности. Каппадокийский туф мягок и легко поддается обработке, поэтому в нем удобно выдалбливать пещеры. А войдя в контакт со свежим воздухом, через некоторое время эта порода «каменеет» и становится твердой. Отсутствие деревьев, которые можно было бы использовать в качестве строительного материала - дополнительная причина. (См. Геологическая характеристика Каппадокии).
  • Социокультурные: традиция выдалбливания пещерных жилищ возникла в Каппадокии в I-м, если не во II-м тысячелетии до нашей эры, и сохраняется местными жителями, благодаря своему удобству, и до наших дней. К примеру, турецкое население Гёреме и сейчас не строит дома посреди пустой местности, а наоборот - пристраивает их к останцам, в которых, в свою очередь, делаются пещеры, которые используются как кладовки, а то и жилые комнаты.
  • Политико-религиозные: географическое положение Каппадокии способствовало тому, что на протяжении веков через её территорию прокатывались волны иноземных захватчиков, и местное население, чтобы выжить, избрало стратегию пряток в тайники. Сложный гористый рельеф местности затруднял посылку крупных розыскных отрядов. Кроме того, чтобы спрятаться, достаточно было заложить небольшой вход в пещеру, которая могла быть очень вместительной. По этой же причине труднодоступности, регион стал прибежищем большого количества политических эмигрантов в эпоху иконоборчества. Вдобавок, лёгкая возможность устроить аскетичные кельи способствовала популярности Каппадокии у желающих монашествовать.

Подземные города

Покинутые подземные города Каппадокии начали обнаруживать в XIX веке: французский священник отец Жерфанион наткнулся на небольшую дыру посреди горной равнины. Спустившись в неё, он оказался в колоссальном подземном городе, спускающемся вниз на несколько этажей, имеющем вентиляционные шахты, колодцы, помещения для хранения зерна и содержания домашних животных, прессы для изготовления вина и храмы. Население подобного города выходило наверх, только чтобы обрабатывать поля. Узкие переходы, ведущие к поверхности, в случае опасности перекрывались тяжелыми каменными жерновами.

В настоящий момент обнаружено 6 подобных городов, и не исключено, что в будущем возможны новые находки:

  • Озконак
  • Аджигол
  • Татларин
  • Мазы

Наземные поселения

Вырубленные в скалах наземные обиталища использовались как светским населением, так и монахами. Но именно христианские подвижники оставили самые замечательные памятники, превратив в монастыри целые горные долины.

Подвижничество в горных кельях

Жизнь в кельях, вырубленных в горных породах, без каких-либо удобств, вдали от городских центров и наедине с суровой природой способствовал духовному просветлению. Количество монахов, поселившихся в Каппадокии с данной целью, было чрезвычайно велико. И сейчас практически повсеместно в любом удобном месте Каппадокии можно увидеть вырубленные в скалах «окна» и «двери», которые свидетельствуют о том, насколько плотно была заселена отшельниками данная местность. Некоторые из жилищ находятся в скалах на большой высоте, и подниматься к ним можно было только по веревочным лестницам.

«Рост обителей проходил бурно. Весь край в буквальном смысле был изрыт пещерами, в которых устраивались церкви, скиты, кельи… Места для всех не хватало. Дошло до того, что монастырское строительство в Каппадокии запретили. Всего же до нашего времени сохранилось более тысячи вырубленных в скалах храмов» .

Типичный пример того, как проходила жизнь каппадокийского монаха, дает житие святого Маманта, обретавшегося в Каппадокии в III веке:

«…Разъярённый император подверг юношу жестоким истязаниям. Затем хотели утопить святого, но Ангел Господень спас Маманта и повелел жить на высокой горе в пустыне, находившейся недалеко от Кесарии. Повинуясь воле Божией, святой устроил там небольшую церковь и стал проводить жизнь в строгом воздержании, подвигах поста и молитвы.

Вскоре он получил удивительную власть над силами природы: к его жилищу собирались населявшие окрестную пустыню звери и слушали чтение Святого Евангелия. Питался святой Мамант молоком диких коз и ланей.

Не забывал святой и о нуждах своих ближних: приготовляя из этого молока сыры, он безвозмездно раздавал их нищим. Вскоре слава о Богоугодном житии святого Маманта распространилась по всей Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов. Повстречавшись на горе со святым Мамантом, воины не узнали его, приняв за простого пастуха. Тогда святой пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл им своё имя, так как знал, что его ожидает мученическая смерть за Христа…» .

Список скальных монастырей, церквей и поселений Каппадокии

  • Авчилар
  • Ачиксарай

Долина Белисырма

    • Церковь Сюмбюллю
    • Церковь Дирекли
    • Церковь Ала
    • Церковь Св. Георгия
    • Церковь Бахаттин Самаклыгы

Гёреме

    • Церковь Дурмуш Кадир
    • Церковь Юсуф Коч
    • Церковь Безирханы
    • Церковь Орта Махалли
    • Церковь Карабулут
    • Церковь Эл Назар
    • Долина Горгундере
    • Темная церковь (Каранлык Килисе)
    • Женский монастырь Кызлар
    • Церковь Эльмалы
    • Церковь св. Барбары
    • Церковь Йыланлы (Змеиная)
    • Церковь Токалы (Старая и Новая)
    • Церковь Чарыклы (Церковь с сандалиями)
    • Церковь Саклы

Темная церковь, в которой хорошо сохранились росписи XI века с изображением евангельских сюжетов, использовалась как голубятня и на очистку стен от голубиного помета потребовалось 14 лет.

    • Яблочная церковь
    • Церковь с сандалиями

Долина Дербент

  • Зельве , Музей под открытым небом Зельве
    • Церковь Гейикли
    • Юзюмлю Килисе (Церковь виноградных гроздей)

Долина Ихлара

Долина Ихлара (Ихлара Вадиси) располагается между потухшими вулканами Хасандаг и Голлюдаг, покрывшими её слоями лавы, туфа и пепла. Река Мелендиз пробила этот вулканический туф, образовав каньон долины Ихлары длиной 15 километров и высотой около 150 метров. Кроме того, в данной местности есть перибаджалары (на территории деревень Селиме и Йапракхисар).

Таким образом, долина, образованная руслом реки, получила сложную конфигурацию: около 30 изгибов. В её начале располагается деревня Ихлара, а в конце, на севере - деревня Селиме. Расстояние между ними по прямой - 8 км, а благодаря изгибам - 15 километров.

Долина Гюллюдере

    • 5 церквей

Долина Кызылчукур

    • Церковь св. матери
    • Церковь св. Хач

Долина Кылычлар

    • Церковь Кылычлар (Зеркальная)
  • Оресин Хан
  • Ортхисар
    • Церковь Джамбазлы
    • Монастырь Халлач
  • Долина Пашабагы
  • Ургуп
  • Учхисар
    • Долина голубей
  • Долина Соганлы
    • Церковь Хищника
    • Куббели Килисе, или Церковь с куполом
    • Церковь Св. Варвары
    • Кара-баш Килисе (Церковь Черных голов)
    • Церковь Джанаварлы
  • Чавушин
    • Церковь крещеного Яхве
    • Церковь Бюйук Гюверджинлик
  • Юргуп
  • Ючхисар

Фрески Каппадокии

XI столетие считается «Золотым веком» в искусстве росписей в Гереме.

В Малой Азии многочисленные скальные церкви в Каппадокии сохранили большое количество весьма интересных фресок, некоторые из которых относятся к IX, Х и XI векам. Открытие и изучение этих каппадокийских фресок, которые «показали удивительное богатство настенной живописи», тесно связано с именем св. отца Ж. Жерфанлона (G. de Jerphanlon) , который посвятил большую часть своей жизни тщательному изучению Каппадокии, «новой провинции византийского искусства». .