Советские университеты виктора беленко. Воздушный дезертир советский летчик беленко

08 сентября 1976 года информационные агентства всего мира передали сенсационную новость: на японском острове Хоккайдо совершил посадку новейший истребитель "МиГ-25", пилот которого попросил политического убежища в США. Конечно же, американцы досконально изучили устройство истребителя, в результате чего на всех наших военных самолетах пришлось менять электронную систему опознавания "свой-чужой", что обошлось стране в 2 миллиарда полновесных советских рублей. А когда несколько лет спустя наши газеты сообщили, что угонщик "МиГа" погиб в Америке в автокатастрофе, большинство советских читателей восприняли это как заслуженную кару изменнику Родины. Самое любопытное в этой истории, что ее герой вовсе и не думал погибать, а как говорится, жив и довольно упитан...

Виктор Беленко родился в Нальчике в рабочей семье, школу окончил с золотой медалью. Два года проучился в медицинском институте, но потом решил поступать в Армавирское высшее военное училище. После нескольких лет службы летчиком-инструктором получил назначение в одну из частей авиации ПВО, дислоцированную в 200 километрах от Владивостока.

Заместителю командира 513-й эскадрильи - старшему лейтенанту Беленко (ему вот-вот должны были вручить капитанские погоны) доверили летать на новейшем перехватчике "МиГ-25П". Его машина с бортовым номером "31" была выпущена лишь в феврале 1976-го.

Понедельник 6 сентября 1976 года навсегда останется "черным" в памяти летчиков авиаполка, в котором служил наш бывший старший лейтенант. В тот день взлетевшее с аэродрома "Чугуевка" звено краснозвездных "МиГов" отрабатывало фигуры высшего пилотажа и перехват воздушных целей. Вдруг одна из машин резко взмыла вверх и столь же стремительно стала падать в океан, после чего светящаяся точка на экранах радаров погасла.

Сослуживцы Виктора предположили, что его самолет потерял управление и разбился, а потому в тот же вечер помянули своего товарища и стали собирать деньги для его жены и малолетнего сына.

В ту минуту, когда злополучный самолет перестал фиксироваться радарами, Беленко летел над океаном на высоте всего полсотни метров! Достигнув острова Хоккайдо, он перестал прятаться от локаторов, и тогда на перехват неизвестной цели поднялись два японских истребителя. Вскоре угнанный "МиГ" оказался на южной оконечности острова и стал самостоятельно снижаться над гражданским аэропортом Хакодате.

При этом Беленко едва сумел разминуться со взлетающим "Боингом" японских авиалиний, а потому не "вписался" в длину взлетно-посадочной полосы. Пропахав около 250 метров по траве, "МиГ" замер перед массивной радиоантенной, столкновение с которой погубило бы и машину, и ее пилота. В баках самолета оставалось топлива лишь на 30 секунд полета, а значит, повторного захода на посадку быть не могло.

Когда руководство СССР осознало, что побег Беленко не удастся скрыть от общественности, появилось сообщение МИДа о том, что старший лейтенант сбился с курса и из-за нехватки топлива сел в Японии, где ему вкололи какое-то психотропное средство. Даже после того, как предатель попросил политического убежища в США, ему оставили возможность вернуться на Родину.

По требованию советской стороны с беглецом была организована встреча. Войдя в комнату, работник нашего посольства в Японии Садовников сказал: "Советское правительство знает: вы сбились с курса, вас заставили совершить посадку и применили наркотики. Я пришел помочь вам вернуться домой, к любимой жене, сыну!"

Беленко прервал его речь такими словами: "Не надо меня агитировать. Я прилетел в Японию добровольно". И тогда "дипломат" (на самом деле это был офицер службы безопасности посольства) при свидетелях пригрозил угонщику: "Предатель! Рано или поздно мы тебя найдем. Где бы ты ни был!"

Надо полагать, что байка о гибели Беленко в автокатастрофе была сочинена на Лубянской площади для того, чтобы удержать потенциальных угонщиков самолетов от повторения таких "подвигов".

Хотя нашей стране не удалось заполучить бежавшего пилота, второй участник этой драмы - "МиГ-25" - все-таки вернулся на Родину. Однако перед этим новейший советский перехватчик был доставлен на базу ВВС США в 80 километрах от Токио. Там его подвергли самому тщательному исследованию, в результате чего американцы узнали очень много совершенно секретной информации.

В ночь на 12 октября угнанный самолет перевезли в разобранном виде в тринадцати контейнерах в порт Хитачи, где его давно ожидал советский теплоход. Возвращенный японцами "МиГ" в качестве учебного пособия отправили в Даугавпилс (Латвия), где тогда находилось одно из советских авиационных училищ. В конце 80-х годов устаревший к тому времени самолет списали и вывезли на специальную свалку, а местная детвора и курсанты растащили останки его фюзеляжа на сувениры.

Получив у американцев политическое убежище (при самом активном содействии тогдашнего президента США), Беленко неплохо устроился за океаном. Несколько лет он преподавал в одной из военных академий технику воздушного боя. Женившись на американке, завел троих детей. После развода, по условиям брачного контракта, оставил второй жене дом.

В 1980-м в содружестве с писателем Джоном Барроном издал книгу "Пилот МиГа" (John Barron, "MIG Pilot"), на которой сумел неплохо заработать. Уже в качестве полноценного гражданина США, объездил весь свет, побывав в 68 странах мира.

В настоящее время живет в Калифорнии, занимаясь торговым бизнесом, в том числе с Россией. Однако, по его признанию, ведя переговоры со своими бывшими соотечественниками, он всегда использует вымышленные имя и фамилию.

Само собой, бывший старший лейтенант вовсе не считает себя негодяем, а свой поступок объясняет исключительно неприятием советской идеологии. Между тем в своем последнем интервью одному популярному американскому журналу Беленко признался, что самое сильное впечатление в США на него произвел... супермаркет.

Вот как он сам описывает охватившие его чувства: "Мое первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами.

В России того времени, впрочем, и в нынешней - трудно найти хорошие консервы. Поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды я приобрел баночку с надписью "Обед" и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком - получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!" ("Full Context", ноябрь 1996 года, перевод мой. - Д. К.).

Такие откровения хорошо показывают, о какой именно СВОБОДЕ тайно мечтал советский юноша Витя Беленко. Для достижения своей голубой мечты он согласился терпеть тоталитарную систему, добровольно поступил на службу столь ненавистному ему строю (напомним, что он пришел в армию вовсе не по призыву, а по собственному желанию). Затем вступил в партию, притворился коммунистом, хотя членство в КПСС было обязательным лишь для офицеров, начиная с майора. А все потому, что перед нами - человек высокоидейный и целеустремленный, а не какой-нибудь "совок", который готов до конца жизни смиренно стоять в очередях за плохими консервами.

Военная контрразведка и КГБ провели огромную работу, пытаясь найти подтверждение версии о том, что еще в годы учебы (либо во время отдыха в санатории летом 1976 года) Виктор был завербован американским ЦРУ.

А поскольку таких доказательств найдено не было, то любопытно порассуждать вот на какую тему: "А мог ли наш герой утолить свои гастрономические запросы, при этом не нанося двухмиллиардного ущерба стране, которая его вырастила и выучила летать?" Казалось бы, ответ напрашивается отрицательный, поскольку в то время лишь евреи-репатрианты имели шанс легально выехать из СССР.

Однако в реальности выбор (раскрывать или нет секреты новейшего "МиГа") у Беленко был. Он вполне мог протаранить своим самолетом какую-нибудь безлюдную сопку (на холодном Хоккайдо полно таких мест), после чего без хлопот приземлиться с парашютом. При этом свои действия можно было объяснить отсутствием времени для поисков аэродрома из-за дефицита топлива в баках.

Если не принимать все-рьез демагогию нашего персонажа о стремлении к "высоким демократическим идеалам", то в осадок выпадет простая как две копейки суть: еще в ходе войны во Вьетнаме американцы раскидывали вокруг аэродромов "северян" листовки на русском языке с обещанием заплатить 100 тысяч долларов угонщику советского истребителя новейшей конструкции (надеяться на вынужденную посадку "МиГов" в южном Вьетнаме они не могли, так как нашим пилотам категорически запрещалось пересекать линию фронта).

За 10 лет через эту войну прошли тысячи советских летчиков, а потому старший лейтенант Беленко наверняка не раз слышал от сослуживцев об обещанном американцами гонораре.

Вот такая невеселая получилась повесть. Повесть о ненастоящем человеке...

P.S. Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 года рождения заочно осужден по статье 64 УК РСФСР за измену родине и приговорен к высшей мере наказания (расстрелу).

Виктор Иванович Беленко, 1947 г.р., уроженец Нальчика, русский, член КПСС. Старший лейтенант, заместитель командира 513-ой эскадрильи истребительной авиации ПВО. 6 сентября 1976 года совершил угон истребителя- перехватчика "МиГ-25П" в Японию, запросив политического убежища в Америке. В 1980 году получил американское гражданство за "огромный вклад в укрепление национальной безопасности США".

ВИТЯ

С самого детства Витя Беленко привык к частой перемене мест. Родился он на Северном Кавказе, рос в Донбассе, затем на Алтае и на Кубани. В школе учился почти на одни "пятерки", однако его постоянно тянуло на всевозможные проделки.

Однажды он положил в сумку учительницы зоологии живого ужа - та в панике убежала из школы на весь день. Во время хоровых занятий Витя умышленно путал ноты, чтобы быть выгнанным из класса и на воле поиграть в хоккей. Была и такая проделка - во время ремонта школы он так переключил водопровод, что у директора в кабинете шла только горячая вода.

Закончив школу, наш герой поехал поступать в Омский медицинский институт. Сразу после экзаменов студентов послали, как тогда было принято, в колхоз на уборочную, где Виктор работал на веялке по 10-12 часов в день, за что приобрел среди сокурсников репутацию "железного коня".

О нем вспоминают и как о хорошем поваре, способном "сварить суп из топора". Когда колхоз выделил студентам живого барана, Виктор сделал смесь из водки с приправами и влил ее в горло животного. Баран умер веселым, а его мясо, ставшее шашлыком, хорошо пахло...

По воспоминаниям Ольги - однокашницы Виктора по мединституту, "он тянулся к опасности как пчела к меду и учил других побеждать страх". Помимо учебы в институте Беленко работал в морге и водил туда Ольгу, чтобы та привыкала спокойно обращаться с трупами. А еще Виктор мечтал стать врачом-космонавтом.

Для достижения этой мечты он записался в Омский аэроклуб, где начал летать на учебном самолете и прыгать с парашютом. Вероятно, юноша всерьез заболел небом, поскольку уже через год бросил мединститут и подал документы в Армавирское училище летчиков ПВО.

ТОРРЕРО

В училище Виктор Беленко приобрел весьма красноречивое прозвище - Торреро. Полеты проводились в учебном полку в Ханкале (Чечня). Когда курсанты стали летать самостоятельно, началось воздушное хулиганство, а Беленко был по нему чемпионом. Как-то раз он пролетел на бреющем полете над птицефермой. Чеченцы, конечно, пожаловались начальству, мол, куры перестали нести яйца.

Но командование полка не обращало внимания на жалобы до тех пор, пока один курсант не разбился. После той катастрофы комиссия из Москвы провела расследование, хулиганов на 10 суток посадили на гауптвахту и заставили рыть выгребную яму. Тем не менее по окончании училища новоиспеченный лейтенант Беленко получил назначение служить летчиком-инструктором.

В учебно-тренировочным полку в Сальске Виктор пользовался большим уважением у сослуживцев. Как-то в ночном полете у его истребителя отказал один двигатель, а второй загорелся (оторвавшаяся от одного мотора лопатка турбины пробила второй двигатель). Проявив удивительное мастерство, лейтенант Беленко спас самолет и себя с курсантом, за что получил благодарность от Главкома ПВО. Эту аварийную посадку до сих пор помнят сослуживцы Виктора: "Ночь была темная, без луны. Пламя из хвоста его самолета было такое, как от стартующей ракеты".

Во время службы в том же полку он целую ночь однажды продержал пожарного инспектора в картофелехранилище. Повод был следующий: тот майор-инспектор имел неосторожность приставать к одной официантке из офицерской столовой. Беленко заметил это и попросил ее запиской пригласить незадачливого пожарного на свидание в хранилище. В итоге на следующее утро майор весь провонял гнилой картошкой. А вместо назначенной инспекции он просто поставил оценку "отлично", сам же целый день отмывался и чистил мундир.

При всей строгости к чистоте чужих нравов сам лейтенант Беленко имел репутацию настоящего "мачо". Так, еще будучи курсантом, наш герой чуть не погиб от ножей кровожадных горцев. А все потому, что выбрал в подруги чеченку Лайлу. Сосед Виктора по комнате в военном санатории в Геленджике вспоминает о другой подруге нашего героя - Оксане.

И еще о том, что, несмотря на строгий, почти казарменный режим санатория (после "отбоя" проверяли наличие отдыхающих!), Виктор запросто уходил на всю ночь через окно, предварительно выкладывая на своей кровати "муляж", имитирующий спящего лицом к стене хозяина койки.

ДИССИДЕНТ

В полку, где служил летчик-инструктор Беленко, спирт буквально лился рекой (на истребителях он использовался в системе охлаждения тормозов и в качестве противообледенителя). На одном из полковых собраний Виктор смело выступил с критикой начальства, задев при этом одного из родственников важного армейского чина.

Молодого лейтенанта тут же отстранили от полетов и принялись через день гонять по нарядам. Это было открытое издевательство над ним, а также назидание его сослуживцам. И тогда Беленко написал рапорт о переводе в другую часть. Но сначала его отправили на психиатрическое обследование в Ставрополь. После возвращения оттуда Виктор еще с месяц мотался по нарядам, пока не пришел приказ о его переводе на новое место службы.

На курсах переподготовки для полетов на новейшем истребителе того времени - МиГ-25 Беленко сдавал все зачеты на "отлично". В то же время, самый обязательный учебный предмет той эпохи - научный коммунизм - он называл "раком мозга".

Там же, в центре боевой подготовки ПВО в Севастлейке, произошел такой случай. Во время обеда маршал Савицкий с группой генералов проходил по столовой в отдельный VIP -зал. Беленко был единственным из офицеров, кто не встал в этот момент.

Савицкий начал было отчитывать Виктора, однако он спокойно возразил маршалу, что в Уставе нет такого требования. И заместителю Главкома ПВО СССР ничего не оставалось, как похвалить Беленко за знание Устава...

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Садясь утром 0 6 сентября в кабину МиГ-25 с бортовым номером "31", Виктор трижды спросил авиатехника, действительно ли баки самолета заполнены на 100 процентов, хотя для программы его полета полагалась лишь 80-процентная заправка. Такое благоприятное для побега обстоятельство возникло из-за того, что приготовленный для Беленко самолет имел технические неполадки и ему дали резервную машину из дежурного звена, где заправка баков всегда должна быть полной.

Когда летящий в сторону Японии МиГ-25 перестал прятаться от локаторов советских ПВО (для полета до Хоккайдо на малой высоте ему не хватило бы топлива), на уничтожение этой цели с Сахалина был направлен Су-15 с боевыми ракетами на борту. Хотя "сушка" гналась вслед за МиГом со сверхзвуковой скоростью, не жалея горючего (на обратном пути летчик катапультировался над Японским морем и был подобран кораблем Тихоокеанского флота), она оказалась у берегов Хоккайдо на три минуты позже, чем было необходимо...

К моменту захода на посадку в гражданском аэропорту Хакодате стрелка топливометра в самолете Беленко давно стояла на "нуле". Летчик внимательно прислушивался к звуку двигателя, чтобы в случае его отключения направить свой МиГ между двумя зданиями, а самому катапультироваться. Позднее, в ходе обследования угнанного самолета выяснилась весьма интересная деталь: из-за недосмотра авиатехника катапультное кресло под Беленко было заблокировано, то есть покинуть истребитель таким образом было абсолютно невозможно...

После побега Беленко началось тщательное расследование, в ходе которого КГБ допросил весь летный состав авиации ПВО. Люди, имевшие даже намек на неблагонадежность, были отстранены от полетов. Одного летчика списали только за то, что тот пел песни Высоцкого и Окуджавы.

В процессе поиска и наказания "стрелочников" сам Брежнев не скупясь раздавал тумаки. Так, генерал Голодников, направивший в свое время Беленко на психиатрическое обследование, лишился звезды Героя Советского Союза. А из Чугуевки (откуда был угнан злополучный МиГ) почти всех летчиков перевели в другие гарнизоны.

НЕИСПРАВИМЫЙ

Перебравшись в США, Беленко в самых разных аудиториях много раз подробно рассказывал о причинах своего побега. По его словам, даже не будь он летчиком, он все равно нашел бы способ покинуть СССР.

Беленко сравнивал Советский Союз с лагерем, со всех сторон окруженным колючей проволокой. Он также проводил аналогию между своим побегом и первыми эмигрантами в Америку, которые бросили родные страны и своих правителей, чтобы начать новую жизнь на новой земле.

Ему, конечно же, задавали вопрос о предательстве. Он отвечал, что секретность и ложь являются оружием для нагнетания напряженности в мире. Показав МиГ-25 Западу, он умерил паранойю советских вождей. Беленко выражал уверенность в том, что прямой военный конфликт между СССР и США никогда не случится, а вот нерушимый Советский Союз непременно развалится.

Поэтому предателем он себя не считает. Истинные предатели, по его мнению, сидят в Кремле и каждый день пьют народную кровь. Слушатели аплодировали ему стоя, как выдающемуся борцу за Свободу.

Тем не менее от привычки критиковать все и вся Беленко не смог избавиться даже в столь горячо любимой им Америке. Так, во время своего выступления в академии ВВС США, где в аудитории собралось больше трех тысяч человек, он шокировал привыкших к политкорректности американцев такими словами: "Женщинам место на кухне, а не в кабине самолета. Гомосексуалистов надо расстреливать. Церкви переоборудовать в ночные клубы, а ожиревших попов сажать в тюрьмы, так как они легально крадут деньги у тупых людей".

ПОСТСКРИПТУМ

По информации одного из наших читателей - бывшего офицера особого отдела корпуса ПВО во Владивостоке, вероятнее всего, дело Беленко было закрыто в ноябре 2001 года с формулировкой "За давностью времени", когда исполнилось 25 лет со дня вынесения заочного приговора.

И все-таки Беленко не остался без наказания. Расплатой за его предательство стало то, что более четверти века ему пришлось прожить без родных и без Родины, в постоянном ожидании ловушек КГБ. Мне могут возразить, мол, зато сегодня у него красивая и безбедная жизнь, а не жалкое прозябание российского военного пенсионера.

Но, во-первых, благосостояние этого человека было куплено ценой предательства, из-за которого миллионам его бывших соотечественников пришлось еще туже затянуть пояса.

А во-вторых, именно такие, как Беленко, смелые и энергичные люди в начале 90-х стали первыми легально покидать Россию.

Примеры? Несколько электронных писем от бывших сослуживцев Виктора Ивановича пришли к нам из очень дальнего зарубежья. Так что, как ни крути, а преступления без наказания не бывает...

....Я хорошо помню первые дни сентября 1983 года и то недоумение, которое вызывало сообщение ТАСС: "...цель продолжила полет в сторону Японского моря". В течение трех суток советские руководители утверждали, что СССР никак не причастен к гибели южнокорейского "Боинга". Откуда им было знать, что переговоры Г. Осиповича с "землей" не только записаны тем самым самолетом-разведчиком RC -135, но и расшифрованы бывшим советским летчиком Виктором Беленко (публикации о нем в "Дне" за 27.02 и 14.08 сего года), который сквозь сильные помехи в эфире все же разобрал слова пилота Су-15: "Пуск произвел. Цель уничтожена".

В 1976 году советские Военно-Воздушные Силы потрясло невиданное доселе чрезвычайное происшествие. 6 сентября в истребительном полку войск противовоздушной обороны во время тренировочного полёта исчез с экранов радаров новенький по тем временам перехватчик МИГ-25П с бортовым номером 31. Пилотировал его молодой, но уже опытный лётчик старший лейтенант Виктор Беленко. Случилось это ЧП в Дальневосточном военном округе на авиабазе Чугуевка. С перехватчика какое-то время поступали сигналы бедствия, на запросы пилот борта 31 не отвечал.

Командующий авиацией ПВО маршал авиации Евгений Савицкий, находившийся в Приморье с инспекционной проверкой, отреагировал на случившееся внешне спокойно: "Авиация есть авиация! Всякое может случиться. Ищите".

Тренировочные полёты начались в тот день с утра. Беленко взлетел в 12.50. Минут через десять связь с самолётом прервалась. На поиск места катастрофы готовились вылететь вертолёты, но ничего этого не потребовалось. Через несколько часов весь мир знал, что в аэропорту японского города Хакодате приземлился советский военный самолёт.

Во время посадки чуть было не произошло столкновение истребителя с пассажирским лайнером Боинг-727. Лётчик был вынужден сажать машину на большой скорости и под острым углом. Взлетно-посадочной полосы не хватило, и самолет выкатился на грунтовое поле, где и остановился.

Новости из Японии поступали по мере добывания их вездесущими репортерами. Первое, что мы узнали из официальных источников: лётчик сбился с курса, потерял ориентацию и вынужден был совершить посадку в Японии. Зная, что это не совсем так, спецслужбы делают агрессивный ход: они обвняют японскую сторону в затягивании принятия решения по выдаче самолёта и лётчика. И дальше, когда стало ясно, что лётчик и не собирается возвращаться на Родину, в телеэфире появляются его мать, которую, как потом выяснится, он не видел тринадцать лет, и жена, с которой, как опять же выяснится потом, он собирался разводиться. Обе женщины плакали, умоляли японцев сжалиться над ними и отпустить горячо любимого сына и мужа.

МиГ-25П

МИГ-25, по обозначению НАТО Foxbat (летучая лисица), интересовал американские спецслужбы с того самого дня, как только они узнали о его наличии. Разработка истребителя, способного в три раза (!!!) перекрывать скорость звука и перехватывать высотные и скоростные цели в стратосфере, началась в 1962 году, и одной из причин новой разработки стало то обстоятельство, что в 50-е и в начале 60-х годов полёты американских самолётов-разведчиков над территорией СССР стали обычным делом. Из тех документов, которые были рассекречены, стало известно, что в этот период было совершено более 10 тысяч шпионских полётов вдоль границ СССР и Китая. Цель была одна - выявить систему ПВО СССР.

Но не только вдоль границ летали самолёты-разведчики. На огромных высотах они пересекали территорию нашей страны. Нам известно только об одном сбитом самолёте-шпионе. На самом деле участь Локхида-V-2 разделили около 30 разведывательных самолётов. 252 американских пилота были сбиты над территорией СССР. Правда, с появлением МИГ-21 число разведывательных полётов заметно уменьшилось. Высотные рекорды нового истребителя впечатляли. Но МИГ-21 решено было сделать фронтовым истребителем и ограничить его потолок. Для шпионов предназначался другой самолёт, который скрывался пока под индексом Е-155.

7 февраля 1961 года лётчик-испытатель А. В. Федотов устанавливает на нём мировой рекорд скорости - 2401 км/час. Через год он бьёт свой же рекорд и показывает 3000 км/час. Лётчик П. М. Остапенко поднимает Е-155 на высоту 22 670 метров. Этот самолёт-рекордсмен и стал базой будущего перехватчика МИГ-25П.

Лишь в 1969 году Горьковский авиазавод получил заказ на серийное изделие 84. Почти десять лет самолёт шел к серийной разработке. Срок большой, но это не потому, что в работе случались нелады. Те, кто помнит импульсивного и весьма решительного властелина страны Никиту Сергеевича Хрущева, не удивятся, если узнают, что он принимал глобальные решения, особо не задумываясь об их последствиях. Он резко сократил армию и выбил из неё многие тысячи умелых и опытных офицеров. Он крушил флот, пытаясь тем самым показать, как страна решительно разоружается. Делая ставку на ракеты, он резко тормознул развитие авиации. Но ведь всю страну ракетами не утыкаешь. К счастью, пауза была не такой большой. Президент США Линдон Джонсон успел оповестить мир, что американские авиаконструкторы создали самолёт, который способен длительно летать на скоростях 3000 км/час. Вот тогда глава нашего государства спохватился...

Сообщение американского президента в скором времени было нейтрализовано утечкой информации по МИГ-25. Кроме этого следует еще один каскад рекордов - теперь уже самолёт берет высоту в 36 240 метров. К 1976 году ни одна страна в мире не обладала самолётом-перехватчиком, способным конкурировать с МИГ-25. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолётом и пытаются раздобыть о нём любые сведения.

Беленко

До сих пор не утихают споры о том, кто же был на самом деле Виктор Беленко: завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами. Не раскрывает он своей сущности и в книге, которую быстренько состряпал по прибытии в США. "Чекисты", естественно, переворошили всю его биографию и наткнулись на много интересных фактов, которые все-таки говорят в пользу вербовки лётчика.

Во-первых, в семейном архиве не нашлось ни одной детской фотографии, по которой можно было бы идентифицировать его личность. Хотя таковые и были в наличии.

Во-вторых, в годы курсантской учебы, отправляясь в отпуск, он предпочитал ездить в маленькие северные города. Он никогда не рассказывал товарищам, что же там делал, и вообще об отпускных делах ничего не говорил.

В-третьих, как оказалось, Беленко со времён курсантской учебы и до предательского перелёта не навещал родителей, хотя материально помогал им.

И, наконец, самая подозрительная черта, по которой можно считать шпионом любого отличника - он хорошо учился в лётном училище и много интересовался боевыми самолётами. Он был самым активным читателем гарнизонной библиотеки и частенько обращался в спецчасть за секретной технической литературой.

Последний факт, который говорит в пользу вербовки, хотя и он зыбок, - угоняя самолёт, Беленко летел на американскую военную базу Хитозэ, но облачность в этом районе заставила его сесть на гражданский аэродром.

В целях всестороннего изучения его личности были опрошены сто шестнадцать человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отноше­нии к советской действительности. При этом данных об изменнических намерениях не поступало. Не было отмечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским.

Со слов жены, передач зарубежных радиостанций не слушал сам и не разрешал слушать ей. Запретил перепи­сываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии.

Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды выска­зал недовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом он говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше.

Не были подтверждены муссировавшиеся на Западе различные инсинуации о том, что Беленко до побега был завербован американской разведкой. По-видимому, они были сделаны в пропагандистских целях.

Полученные в ходе оперативного расследования дан­ные в своей совокупности не давали оснований полагать, что Беленко совершил перелёт за границу, руководствуясь корыстными побуждениями.

Параллельно основной версии, столь же глубокой проработке были подвергнуты вопросы, свя­занные с возможностью вынужденной посадки Беленко в Японии. Для этого имелись веские основания. Он имел достаточно высокую теоретическую подготовку и, как лётчик, достаточный уровень лётной тренированности на самолёте МиГ-25П. Об этом говорит тот факт, что вылет осуществлялся из состава дежурных сил на перехват контрольной цели, следовавшей курсом в районе береговой черты (между Находкой и Владивостоком).

На возможность вынужденной посадки указывало так­же необычное поведение Беленко в аэропорту Хакодате (стрелял из пистолета, не разрешал фотографировать, тре­бовал зачехлить самолёт). Обращало на себя внимание отношение к нему японских полицейских, которые при вывозе с аэродрома надели на его голову мешок, грубо вталкивали в ма­шину.

Данная версия является несостоятельной, так как при обыске его квартиры после побега под подоконником нашли карту (выполненную В. Беленко) с расчётами перелёта в Китай. По версии Владимира Царькова (нач. авиации 10-й армии ПВО в 1976 году) данная карта была поддельной с целью «замести следы» после побега.

Погодные условия и выучка лётчика также отметали версию вынужденной посадки самолёта Беленко в Японии. А внимательное изучение САРПП (системы автоматической регистрации параметров полёта), возвращённой японцами вместе с самолётом, показало, что Беленко практически держал прямой курс на остров Хоккайдо и не делал никаких разворотов. Экспертизой подтверждено, что плёнка САРПП принадлежала его самолёту.

Кроме того, пользуясь разгильдяйством механика, Беленко заправил полные баки самолёта, вместо дозволенных половины, мотивируя, что полетает чуть дольше и чтобы дважды не заправляться.

Огромным везением можно считать отсутствие расчёта на ЗРК береговой линии, единственный (!) солдат которого ушёл на обед, а сменщика не было вообще из-за некомплекта. Кроме того, формирование новой линии подчинённости радиолокационных и зенитных войск и связанная с этим бюрократия не позволили оперативно принять решение о ликвидации самолёта во время полёта. Самолёт, по утверждению начальника РЛС, исчез с экрана радара за сопкой. Через 15 секунд об этом было доложено командующему составу. Далее по старшинству вплоть до Минобороны.

Системой САРПП также зарегистрировано, что Беленко ушёл из учебной зоны в сторону моря, резко снизившись до отметки менее 50 м. На этой высоте он летел над морской поверхностью от береговой черты СССР примерно 130 км. Такие действия пилота, по мнению специалистов, мог­ли свидетельствовать о его стремлении уйти от радиолокационного сопровождения.

Личные документы Беленко (свидетельство лётчика-инструктора 1-го класса, аттестат зрелости, диплом об окончании военного училища, свидетельство о рождении) среди его вещей и у родственников не обнаружены, хотя по сообщению жены они находились в их квартире. В сообщении иностранной прессы отмечалось, что Бе­ленко возвращены изъятые у него при задержании полицией документы, среди которых находится свидетельство о рождении. Можно полагать, что все эти документы Бе­ленко взял с собой.

Всестороннее изучение личности Беленко, его поведения на службе и в быту показало, что у него неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием. Так, в период службы в Ставропольском авиационном училище он выражал настойчивое желание уйти с инструкторской работы и в связи с этим изыскивал различные возможности для перевода в боевой полк. Однако эти попытки успеха не имели, так как командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училища в войска не отпускало. По этой причине он стал проявлять недовольство и резко обострил отношения с командирами. В 1975 году обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками.

За первые полгода службы на новом месте Беленко зарекомендовал себя с положительной стороны, успешно прошёл курс переподготовки на новом для него типе самолёта МиГ-25П, был назначен исполняющим обязанности начальника штаба эскадрильи, избран заместителем секретаря партийного бюро эскадрильи. К служебным обязанностям относился добросовестно. Недовольства своим положением или неустроенностью не высказывал. Примерно с июля 1976 года стали замечаться странности в его поведении. Он стал нервозным, взвинченным. Болезненно переживал задержку с присвоением очередного воинского звания капитана и с назначением на обещанную при переводе должность начальника штаба эскадрильи.

6 сентября, несмотря на конфликтную ситуацию, он был включен в плановые полёты и прибыл на аэродром. Когда он направлялся к боевому самолёту для совершения полёта, один из лётчиков обратил внимание, что Беленко был бледен, на лице и шее выступили красные пятна. После посадки в кабину, находясь в состоянии нервного возбуждения, дрожащими руками долго не мог присоединить фишку радиостанции и смог сделать это только с помощью техника. Материалы следствия свидетельствовали о том, что у Беленко действительно имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан из-за нерасторопности командования он не получил. Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию, куда он очень стремился.

Следствие пришло к выводу, что перелёт был совершён умышленно.

Не так давно токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Режиссер Акиро Мицумори считает, что до сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко. Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для большинства же же он просто предатель. Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретится с Беленко и взять у него интервью. Кстати, в России Беленко был дважды объявлен погибшим в 1978 и в 1997 годах. Но, к сожалению, 69-летний предатель жив и здоров. О личной жизни бывшего летчика все эти годы не было ничего известно и японскому режиссеру удалось кое-что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни. Живет он в штате Калифорния, скитаясь по гостиницам и мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка – предоставила ему гражданство. Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. В свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом.

Вот как Беленко описывал посещение супермаркета (материал из Википедии):

Моё первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами. В России того времени, впрочем, и в нынешней - трудно найти хорошие консервы. Поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды я приобрёл баночку с надписью «Обед» и поджарил её содержимое с картошкой, луком и чесноком - получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!

В официальных заявлениях пропаганды того времени последствия не были оценены объективно, так как носили заказной характер. В частности, кроме заявлений о «морально-политическом уроне», побегу Беленко приписывали материальный ущерб СССР на сумму около 2 млрд руб., поскольку пришлось в срочном порядке по всей стране менять аппаратуру системы распознавания «свой-чужой». В системе запуска ракет истребителя появилась кнопка, которая снимала блокировку на стрельбу по своим самолётам. Она получила прозвище «беленковская».

Были изучены и вскрыты перегибы в действиях партийно-должностной элиты, принявшие к тому времени систематический характер и массовость. Например, равнодушие к жизни честно выполняющих свой долг офицеров на фоне личных карьерных мотивов, в частности, превращение выходных дней подчинённых в рабочие с целью быстро выделиться видимыми результатами.

Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 года рождения заочно осужден по статье 64 УК РСФСР за измену Родине и приговорён к высшей мере наказания - расстрелу.

© Павел Мовчан (Colorad)

6 сентября 1976 года жители японского города Хакодате были встревожены рёвом двигателей военного самолёта, который совершал круги над местным аэропортом.

Лётчик, оценив обстановку, пошёл на посадку. Самолёту не хватило полосы — он выкатился за её пределы и, сбив две антенны, остановился.

Приблизившиеся к нему полицейские и работники аэропорта были шокированы — на крыльях боевой машины красовались красные звёзды. Пилот, выскочивший из кабины, стал размахивать пистолетом и требовать, чтобы все отошли от самолёта. Спустя некоторое время он сменил гнев на милость и объявил, что намерен попросить политического убежища.

Между тем службы ПВО Японии искали русский самолёт, который вторгся в воздушное пространство страны, ушёл от перехватчиков и скрылся. Поиски были прерваны звонком из Хакодате: русский самолёт приземлился у нас!

Никогда до того момента советский лётчик не угонял за рубеж боевой самолёт. В данном же случае речь шла не просто о самолёте, а о высотном истребителе-перехватчике МиГ-25П, носившем по натовской классификации романтичное название «Летучая лисица». На Западе этому самолёту приписывались уникальные характеристики, проверить, которые, однако, не было возможности, поскольку Советский Союз тщательно оберегал свои секреты.

И вот этот самолёт преподнесён японцам на блюдечке, да и ещё с пилотом, который выражает готовность к сотрудничеству.

«Я прилетел добровольно»

В это же самое время на дальневосточном аэродроме Соколовка царило напряжение. Из планового полёта не вернулся МиГ-25П с бортовым номером 31, пилотируемый старшим лейтенантом Виктором Беленко . Самолёт и лётчик относились к истребительному авиаполку 11-й Отдельной армии ПВО.

Удостоверение Виктора Беленко. Фото: Commons.wikimedia.org

О происшествии было доложено заместителю главнокомандующего войсками ПВО СССР маршалу авиации Евгению Савицкому . Военачальник, герой Великой Отечественной войны, приказал: вести поиски лётчика до его обнаружения. При этом Савицкий подразумевал, что самолёт разбился или совершил вынужденную посадку.

О том, что произошло предательство, в первые часы не было и мыслей. Однако затем поступили новости из Японии — МиГ-25П приземлился там.

Советским представителям, находившимся в Стране восходящего солнца, было дано указание связаться с лётчиком. Новости о том, что он попросил политического убежища, поначалу рассматривали как провокацию.

Но, когда представитель посольства СССР добился встречи с Беленко, тот ответил ему прямо в лицо: «Я прилетел в Японию добровольно».

Изменник с положительными характеристиками

Старшему лейтенанту Виктору Беленко было на тот момент 29 лет, и бдительные органы госбезопасности не имели на него никакого компромата.

Уроженец Нальчика, он окончил школу с серебряной медалью, отслужил в армии, затем поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1971 году. Затем служил лётчиком-инструктором в Ставрополе, характеризовался положительно, состоял в партии, был членом партбюро. В 1975 году по собственной просьбе был переведён на службу в истребительный полк ПВО на Дальнем Востоке.

Ещё во время учёбы в Армавире Беленко женился, у него родился сын. На Дальний Восток он приехал вместе с семьёй. Никаких проблем в отношениях с женой у лётчика не было, сын души не чаял в отце, всегда старался провожать его на службу.

В то, что однополчанин мог предать, сослуживцы не верили. Затем в часть пришёл приказ — повторить полёт Беленко до воздушного пространства Японии, опираясь на данные, зафиксированные радарами.

Когда эксперимент был проведён, стало очевидно — лётчик МиГ-25 сознательно применял манёвры, пытаясь уйти от наблюдения, летел на низкой высоте. Сомнений в том, что Беленко пошёл на свой поступок обдуманно, не осталось.

Обиженный карьерист

Советские спецслужбы поднимали связи беглеца, проверяли знакомых и друзей, пытаясь понять, какими мотивами он руководствовался.

Установить факт вербовки иностранными спецслужбами не удалось. В беседах с друзьями Беленко Западом не восхищался, зарубежные «голоса» не слушал, двусмысленных намёков не делал.

Знакомые отмечали только, что Беленко был человеком эмоциональным, амбициозным и частенько ругал начальство. Сам он, очевидно, полагал, что достоин занимать более высокое положение, нежели то, что у него было к тому моменту.

Летом 1976 года Беленко находился во взвинченном состоянии. Ему должны были присвоить звание капитана, но документы всё никак не поступали. Как потом выяснилось, никто козней пилоту не строил, всё дело в обычной бюрократической волоките. Беленко же мечтал поступить в академию, что сулило карьерный взлёт. Задержку с присвоением звания он стал воспринимать как попытку начальства ему помешать.

МиГ-25 вернули в ящиках

После того как пилот попросил политического убежища, стало ясно, что в СССР он уже не вернётся. Советское правительство требовало отдать самолёт, но и тут всё оказалось непросто. Японские власти объявили, что, поскольку на нём совершено такое преступное деяние, как нарушение госграницы, МиГ-25 может быть возвращён только после досконального осмотра специалистами, в том числе и с «иностранным участием».

МиГ-25 перевезли на американскую военную базу в 80 километрах от Токио, где буквально разобрали по винтику. Вся секретная информация оказалась в руках американцев. Особенно большой ущерб нанесло раскрытие информации по системе опознавания «свой-чужой», которую срочно пришлось менять по всей стране. Только официально нанесённый материальный ущерб оценивался в два миллиарда советских рублей.

12 октября 1976 года в порту Хитачи состоялась передача МиГ-25 советской стороне. Самолёт привезли в 13 тщательно запакованных ящиках. Японская сторона рассчитывала, что советские специалисты не смогут провести осмотр оперативно, а значит, не определят, каких деталей не хватает. Но этот номер не прошёл — эксперты, специально прибывшие для этого, справились с задачей, после чего японцам вчинили иск за нанесённый ущерб. Впрочем, это было слабым утешением после происшедшего. Несчастный МиГ отправили в авиаучилище в качестве учебного пособия.

О жене и сыне беглец не вспоминал

К моменту передачи самолёта советской стороне Виктор Беленко был уже в Соединённых Штатах.

В последующие годы он давал пространные интервью, в которых рассказывал, что сбежал из СССР из-за неприятия советской идеологии, восхищался американскими супермаркетами и говорил, что в США консервы для кошек вкуснее того, что в Советском Союзе едят люди.

Беленко, впрочем, не очень любил отвечать на вопросы о семье — о жене и сыне, которых он бросил на Родине.

Если некоторые перебежчики пытались добиться воссоединения с семьёй, требуя выпустить родных из СССР, то Беленко никогда этого не делал.

Жена Беленко вместе с сыном после побега мужа уехала к себе на родину, на Кубань. По её словам, никаких претензий лично к ней советские спецслужбы не предъявляли. Их оставили в покое, однако жить с такой семейной историей было всё равно непросто. В своих немногочисленных интервью спустя много лет после событий 1976 года Людмила Беленко признавалась, что никакой ненависти к мужу не питает, а просто хочет понять: почему он так поступил?

Военная коллегия Верховного суда СССР заочно приговорила Виктора Беленко по статье 64 УК РСФСР за измену Родине, и он был приговорён к высшей мере наказания (расстрелу). В советский период это было весомым основанием для того, чтобы не искать контактов с родными. Но и после распада СССР Беленко с женой и сыном связаться не пытался.

Байки из Америки

Побег Беленко ударил не только по родным. В полку, где он служил, началась «чистка». Всех «морально неустойчивых» с лётных должностей переводили на аэродромные и отсылали в части, базирующиеся подальше от границы. Наказывали за пристрастие к спиртному, за связи с женщинами без регистрации брака и за прочие вещи, которые обычно не влекли за собой суровых санкций. Обжёгшись на Беленко, командование теперь пыталось застраховать себя от любых сюрпризов.

Доработанная версия МиГ-25, появившаяся в конце 1970-х годов, ещё долгие годы состояла на службе ВВС СССР и ряда других стран.

Что касается судьбы самого Виктора Беленко, то информация о его жизни в США крайне противоречива. Первые годы спецслужбы США использовали его в качестве эксперта по советской авиации, в частности для изучения материалов, связанных с гибелью южнокорейского «Боинга» в сентябре 1983 года. Затем он работал в одной из авиационных фирм в США. По некоторым сведениям, в Штатах Беленко женился, в семье у него родилось двое детей, но затем брак распался.

В конце 1990-х годов появилась информация, что беглый лётчик погиб в автокатастрофе. Однако к 25-летию своего побега Беленко объявился целым и невредимым, охотно давая интервью американским и японским СМИ. В них он рассказывал, что в 1990-х якобы даже вёл бизнес в России и встречался с советскими лётчиками и космонавтами. Правда, подтверждения эти рассказы Беленко не имеют.

Ровно 35 лет назад произошло одно из самых громких ЧП в истории СССР:служивший на Дальнем Востоке офицер угнал в Японию новейший боевой самолет МиГ-25, нанеся Родине ущерб в два миллиарда советских рублей

Утром 6 сентября 1976 года заместитель командира эскадрильи истребителей-перехватчиков МиГ-25 старший лейтенант Виктор Беленко, как обычно, поцеловал жену Людмилу и четырехлетнего сынишку Диму и отправился на службу. В этот день предстояли тренировочные полеты. Летчики знали, что к ним на Дальний Восток из Москвы прибыл маршал авиации Евгений Савицкий (он, кстати, отец второй женщины-космонавта Светланы Савицкой) для проверки боевой готовности сил противовоздушной обороны. Инспекция стала дополнительным стимулом для пилотов выполнить летное задание на отлично.

*Этот снимок сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии. Во время посадки он едва не столкнулся с пассажирским самолетом

«Маршал Савицкий в этот день находился в подземном командном пункте радиотехнической бригады, в которой я служил, — вспоминал полковник в отставке Гончарук . — Около 14 часов маршал и командующий отдельной армией ПВО уехали обедать. А через несколько минут поступил доклад о том, что радиолокаторы „потеряли“ один из истребителей. Как затем оказалось, это был МиГ, на котором летел Беленко. В воздух на поиски немедленно подняли дежурные самолеты и вертолеты. Тем временем радиолокаторы зафиксировали новую цель: она набирала высоту и удалялась в направлении японского острова Хоккайдо. Я провел расчеты и высказал начальнику штаба предположение, что это уходит пропавший самолет. Кто и как доложил маршалу Савицкому и командующему армии об исчезновении МиГа, мне неизвестно, но знаю одно: останься они обедать у нас в подземном бункере (там были накрыты столы, но руководство предпочло летнюю столовую наверху), события могли бы развиваться иначе. Ведь командующий армией имел полномочия оперативно принять решение о пресечении полета цели.

Затем удалось выяснить, как Беленко спрятался от радаров: резко пошел на снижение, имитируя падение самолета, и скрылся за огромной сопкой, поэтому и исчез с экранов радиолокаторов. На предельно малой высоте между сопок он направился в сторону Японского моря. Перебежчик хорошо изучил систему ПВО этого района, знал зоны, через которые можно уйти незамеченным, учел и то, что первые лица, от которых зависело решение в подобных случаях, будут заняты высоким гостем из Москвы».

«МиГ-25 называли „летающим гастрономом“ из-за того, что в него заправлялось 200 литров спирта»

— Беленко некоторое время сумел остаться незамеченным для средств противовоздушной обороны Японии, — рассказал «ФАКТАМ» сотрудник Государственного политехнического музея при Национальном техническом университете «КПИ» Сергей Грачев . — Перебежчик держал курс на военную авиабазу в Японии «Титосе». Его приближение засекли и подняли на перехват два истребителя. Видимо, опасаясь быть сбитым, Беленко «нырнул» на малую высоту и ушел на юг. Так он оказался над небольшим гражданским аэродромом Хакодате. Топливо в баках МиГа было на исходе, и летчик направил машину на посадку. На его пути оказался взлетавший пассажирский «Боинг». Беленко сумел вовремя среагировать и избежал столкновения. Взлетно-посадочная полоса там слишком короткая для такого самолета, как МиГ-25, поэтому он пронесся по всей длине бетонки и выкатился на 250 метров за ее пределы, слегка задев крыльями аэродромные антенны. И это при том, что остановиться истребителю помогал тормозной парашют. Кстати, за покореженные антенны Япония выставила счет Советскому Союзу. Что же касается самолета, то сверхпрочный корпус МиГа практически не пострадал от столкновения с этими препятствиями.

О посадке советского истребителя в этот же день сообщили телевидение, радио и газеты десятков стран. Журналисты со слов многочисленных очевидцев рассказывали, что якобы пилот с пистолетом в руках не подпускал к самолету сбежавшихся людей, жестами требовал от сотрудников аэропорта зачехлить МиГ. Таким образом КГБ оперативно узнал о том, что произошло с самолетом.

*Сергей Грачев: «Только после тщательного изучения МиГа-25 американскими специалистами Япония вернула самолет Советскому Союзу. Из-за того что истребитель был в разобранном виде, СССР получил компенсацию — 7,7 миллиона рублей (около 11 миллионов долларов)»

Однополчанин Беленко Виктор Подмолода в книге «Полет без возврата» рассказал, как на следующий день после исчезновения МиГа летчики договорились послушать подробности случившегося из… передач западных радиостанций, собравшись вечером в его квартире: «Включив приемник ВЭФ и настроив его на „Голос Америки“, затаив дыхание, мы стали слушать выпуск новостей, который начался с сообщения о Беленко. С этого момента ни у кого из нас не оставалось сомнений, что он действительно „за бугром“. Поначалу же мы не верили в предательство, искренне полагали, что Виктор погиб».

На следующий день в полк пришло указание выявить всех морально неустойчивых пилотов и отстранить их от летной работы. В результате пострадали несколько офицеров, обвиненных в неравнодушии к спиртному. В течение суток их отправили по другим местам службы. Кстати, об алкоголе. Летчики этого полка называли МиГ-25 «летающим гастрономом» из-за того, что в него заправлялось порядка двухсот литров спиртово-водной смеси (по сути, водки) для обеспечения работы бортового оборудования.

В полк прислали целый десант следователей КГБ, занявшихся выяснением всех обстоятельств, предшествовавших побегу Беленко. По этому делу (к слову, оно до сих пор не рассекречено) допросили около 250 человек. В частности, установили, что перебежчик удрал вовсе не на том самолете, на котором должен был лететь. Вначале для него подготовили борт Ь 17. Предстояло выполнить учебное задание. В таких случаях истребители заправляли топливом только на 80 процентов. Но летчик вдруг заявил, что эта машина неисправна. Разбираться в причинах поломки времени не было. Дали другой МиГ, который был заправлен под завязку на случай срочного боевого вылета. Поэтому Беленко и хватило горючего, чтобы дотянуть до Японии. Техники рассказывали, что перед вылетом он вел себя необычно: нервничал, словно тянул время.

Поначалу советская сторона пыталась представить дело так, будто летчик вынужден был совершить посадку на чужом аэродроме, потребовала вернуть пилота и самолет. В нашей прессе появились публикации о том, что старшего лейтенанта удерживают силой, вводят в его организм наркотики. В Москву привезли жену и мать Беленко (она к тому времени не виделась с сыном 13 лет) и провели пресс-конференцию с их участием. Женщины со слезами на глазах просили отправить домой родного им человека. Япония ответила, что возбуждено уголовное дело по факту незаконного пересечения границы советским офицером, МиГ является вещественным доказательством, поэтому придется подождать. Понятно, это была лишь политическая игра. В продолжение ее министр иностранных дел Японии публично высказал удивление, что СССР не извинился за действия своего летчика.

Беленко попросил политическое убежище в США. Советскому представителю Садовникову все же разрешили с ним встретиться. Садовников служил в КГБ, но в этом случае выступал под видом дипломата. Он вспоминал, что сказал перебежчику: «Правительство знает: вы сбились с курса, вас заставили совершить посадку, а затем применили наркотики. Я пришел, чтобы помочь вам вернуться домой к любимым жене и сыну». Летчик его прервал: «Не нужно меня агитировать. Я прилетел в Японию добровольно». Когда Беленко уводили, Садовников шепотом произнес: «У нас предателей не любят. Рано или поздно мы тебя найдем». Через некоторое время в советской печати появилась информация о гибели перебежчика в автокатастрофе. Но после развала Советского Союза его разыскали японские журналисты, сняли о нем фильм. Тем не менее жена Беленко Людмила во всех своих немногочисленных интервью (как правило, она избегает общения с прессой) повторяет: «Я до сих пор не знаю, за что мне ставить свечку в церкви — за здравие или за упокой мужа». По ее словам, жили они с супругом душа в душу, на притеснения на службе он никогда не жаловался. От сына она не скрывает правду о случившемся в 1976 году, но говорит ему, что его папа лучший на свете. Вторично Людмила не вышла замуж.

Американские власти не скрывали, что Виктор Беленко получил политическое убежище при личном содействии президента США Джеральда Форда. А затем перебежчик стал полноправным гражданином Соединенных Штатов «за вклад в государственную безопасность».

— МиГ-25 был передовым для своего времени самолетом, неудивительно, что спецслужбы Запада охотились за его секретами, — продолжает историк авиации Сергей Грачев. — Это сейчас новейшие истребители пятого поколения демонстрируют на выставках, а в годы холодной войны секретным был даже внешний вид машины. И вот благодаря Беленко она целиком попадает в руки американских специалистов.

Вокруг приземлившегося на гражданском аэродроме МиГа японцы оперативно построили ангар. Под его прикрытием крылатую машину разобрали, погрузили в военно-транспортный самолет США и перевезли на один из военных аэродромов в Японии. Только через два месяца МиГ вернули Советскому Союзу в нескольких деревянных ящиках, обитых металлическим листом. Передача проходила на борту советского судна. Специально для этого подготовленная команда с завидной скоростью распаковала крепко сбитые ящики. До конца дня советская сторона выставила японцам счет в 7,7 миллиона инвалютных рублей (11 миллионов долларов) за повреждения, нанесенные истребителю.

«Беленко рассказал журналистам, что в 1995 году побывал в России, несмотря на смертный приговор, который ему вынесли в СССР»

— Для создания этой машины наши ученые и инженеры применили новейшие технологии: корпус был цельносварным, изготовленным из стали, — говорит Сергей Грачев. — От традиционного для авиации алюминия отказались, потому что он не выдержал бы тепловых нагрузок, ведь машина развивает скорость, в три раза превышающую скорость звука! Из-за этого поверхности самолета нагреваются до 300 градусов. Кстати, толчком к созданию МиГ-25 стали полеты в 1950-е иностранных самолетов над территорией СССР на очень больших высотах. Достаточно вспомнить знаменитую историю о том, как над Уралом с помощью ракеты удалось сбить разведывательный U-2, за штурвалом которого был американский летчик Френсис Пауэрс. В 1976-м в руки американцев попал самый совершенный на то время перехватчик МиГ-25. Они использовали ряд заложенных в этой машине идей для одного из лучших своих истребителей F-15, например, два киля на хвосте самолета. На МиГе такое решение было использовано впервые в мире.

— Во всех публикациях о Беленко говорится о колоссальном — два миллиарда советских рублей — ущербе, причиненном угоном МиГ-25. Мол, пришлось менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. Но один ветеран армии рассказывал, что эту систему все равно заменили бы, поскольку она уже сильно устарела.

— Да, это правда. Но следует учесть, что из-за предательства Беленко менять аппаратуру пришлось в авральном порядке. А за срочность всегда нужно больше платить. Не забывайте также, что если бы, не дай Бог, вспыхнул вооруженный конфликт, советская ПВО не могла бы разобрать, где свои самолеты, а где чужие. Кроме замены системы распознавания пришлось неотложно модернизировать сам истребитель — создать для него ряд новых узлов и агрегатов. Уместно сказать, что были и другие случаи угонов советских военных самолетов, но ЧП с МиГ-25 нанесло наибольший урон.

— Удалось выяснить мотивы, толкнувшие Беленко на угон самолета?

— Официальных документов по расследованию этого инцидента я не встречал. Есть версия, что его завербовали еще в годы учебы в военном училище летчиков и «вели», нацеливая на то, чтобы он пытался попасть в часть, на вооружении которой находятся новейшие истребители. Но не исключено, что побег был поступком спонтанным, толчком к этому стали какие-то обиды.

КГБ особо тщательно искал подтверждения версии о вербовке. Но явных доказательств не обнаружили. Выяснили, что в детстве Витя Беленко несколько лет прожил на Донбассе — отец привез его к своим родственникам из села под Армавиром. Это произошло после того, как родители мальчика разошлись. Окончив школу, Витя поступил в медицинский институт, но бросил его после второго курса — захотел стать военным летчиком. Учился прилежно, летал хорошо. Никто не мог припомнить, чтобы он уж очень сильно критиковал порядки в стране, так что его побег был для сослуживцев полнейшей неожиданностью.

В США Беленко вначале преподавал в военной академии, затем занялся бизнесом. За океаном у Беленко была другая женщина, у них родилось трое детей. Сейчас Виктор Иванович живет один. В будущем году ему исполнится 65 лет.

В одном из интервью он рассказал о своих первых впечатлениях об Америке: «Мое первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами.

В России трудно было найти хорошие консервы, поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды приобрел с виду обычную баночку и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком — получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!» Кстати, Беленко рассказал журналистам, что приезжал в 1995 году в Россию. И это несмотря на то, что в бытность Советского Союза его приговорили к высшей мере наказания.

Наверняка историки узнают еще много нового о побеге Беленко и всем, что с этим связано, когда его дело будет рассекречено.

В начале осени 1976 г. разразился международный скандал: советский летчик Виктор Беленко, служивший на Дальнем Востоке, на новейшем истребителе МиГ-25 совершил побег в Японию, а затем попросил политического убежища в США. В СССР у него остались жена и 4-летний ребенок, которых он больше никогда не увидел. За границей его назвали диссидентом, а на родине и поныне считают предателем, дезертиром и шпионом.

Бывший советский летчик Виктор Беленко

В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров. Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты. Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.

Этот снимок был сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии

На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США.

Угнанный самолет прятали от посторонних глаз

В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства. Затем в часть пришёл приказ - повторить полёт Беленко до воздушного пространства Японии, опираясь на данные, зафиксированные радарами.

Когда эксперимент был проведён, стало очевидно - лётчик МиГ-25 сознательно применял манёвры, пытаясь уйти от наблюдения, летел на низкой высоте. Сомнений в том, что Беленко пошёл на свой поступок обдуманно, не осталось.

В 1976 г. в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину. Старшему лейтенанту Виктору Беленко было на тот момент 29 лет, и бдительные органы госбезопасности не имели на него никакого компромата.
Уроженец Нальчика, он окончил школу с серебряной медалью, отслужил в армии, затем поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1971 году. Затем служил лётчиком-инструктором в Ставрополе, характеризовался положительно, состоял в партии, был членом партбюро. В 1975 году по собственной просьбе был переведён на службу в истребительный полк ПВО на Дальнем Востоке.

Летчик-дезертир Виктор Беленко

МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.

Истребитель, угнанный летчиком Виктором Беленко

СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР. Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.

Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке. Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем. Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.

Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.

Удостоверение Виктора Беленко

После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.
После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы. Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности. За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет. Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб. О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓