Донья Пас — филиппинская катастрофа. Донья пас

Кораблекрушением века ошибочно считается гибель «Титаника». Причина этого заблуждения понятна. Данное океанское судно было выстроено с невиданным шиком, предназначавшимся для пассажиров первого класса. Бассейн, променады, турецкие бани, теннисный корт… Каюты были оформлены в различных художественных стилях — от антика до модерна. Самые шикарные включали в себя гостиную, две спальни, гардеробную, ванную, туалет, персональную прогулочную палубу длиной 15 метров.

В этом классе плыли миллионеры, актеры, дипломаты, банкиры и прочие сливки высшего общества. Благодаря этим обстоятельствам крушение лайнера было представлено как вселенская трагедия, страшнее которой ничего не было и быть не могло. В этой катастрофе, напомним, погибли 1495 пассажиров и членов экипажа.

Подробности этой катастрофы приводить нет смысла. Благодаря фильму и нескончаемому уже более века потоку публикаций на эту тему, их знают лучше, чем Третий закон Ньютона.

Однако существуют куда более ужасающие по количеству жертв кораблекрушения. Так, на германском судне «Гойя» погибли около 7 тысяч человек. Судно было торпедировано в годы Второй мировой войны. И наиболее кровопролитные морские трагедии также связаны с военными действиями. Но рассматривать их мы не будем, поскольку в данном случае речь идет не о произволе стихии или ошибках навигации, а о намеренном уничтожении судов противника.

Помощь пришла слишком поздно

Второе по количеству жертв кораблекрушение в мирное время произошло 26 сентября 2002 года, когда сенегальский государственный паром Joola опрокинулся у берегов Гамбии. Погибли 1863 человека. В общей сложности было найдено 551 тело. Из них опознаны 93. Остальные были погребены в специально организованном кладбище на побережье Гамбии.

Спастись удалось лишь 64 пассажирам. Но это не заслуга спасательных служб, которые не шли на помощь тонущим людям преступно долго. Перевернувшийся паром уходил под воду 4 часа, затонув в 15.00. И все это время люди, борясь за жизнь, цеплялись за корпус судна. Немногочисленных счастливчиков спасли рыбаки, чьи лодки находились неподалеку. Спасатели появились лишь на следующее утро.

26 сентября 2002 года сенегальский государственный паром Joola опрокинулся у берегов Гамбии (Фото: youtube.com)

Паром, построенный в Германии в 1990 году, был предназначен для плавания в прибрежных водах, но никак не в открытом море. В результате интенсивной эксплуатации и плохого технического обслуживания судно было сильно изношено.

И, наконец, главной причиной катастрофы стала более чем трехкратная перегруженность парома, рассчитанного на 550 пассажиров и 30 членов экипажа. На Joola же было больше 1800 только легальных пассажиров, имевших билеты. Еще около сотни безбилетников тайно подсадили члены команды.

Поскольку на нижних уровнях парома из-за его перегруженности было жарко и душно, пассажиры стремились перебраться на верхнюю палубу. Это привело к тому, что центр тяжести судна поднялся значительно выше ватерлинии. В совокупности с сильным волнением моря это привело к опрокидыванию судна.

Правительство всеми правдами и неправдами дезориентировало сенегальцев относительно реальных причин гибели соотечественников. Сознательно занижалось и количество жертв, и число пассажиров, которых было якобы лишь 612. Никакие выводы относительно бездействия спасателей из ВМФ Сенегала не делались. Это привело к массовому проявлению недовольства. К тому же на президента страны оказывало давление правительство Франции, требовавшее объективного расследования, поскольку среди жертв были 10 французов.

В стране разразился правительственный кризис. Президент Абдулай Вад отправил в отставку премьер-министра Мамэ Бойе. Также было отправлено в отставку большинство министров, прежде всего силовиков, обвиненных в бездеятельности. Однако Париж это не успокоило, апелляционный суд Франции в 2008 году выписал ордер на арест Бойе. Впрочем, через год ордер был аннулирован.

Новый премьер-министр Идрисса Сек провел новое расследование. Именно оно указало на гибель в кораблекрушении 1863 человек.

Пассажиры прыгали в горящее море

Самое крупное кораблекрушение произошло 20 декабря 1987 года. Филиппинский паром «Донья пас», следовавший из Таклобана в Манилу, столкнулся в проливе Таблас с танкером «Вектор», перевозившем более тысячи кубометров бензина. Погибли 4386 человек, спаслись 26.

Стояла ясная погода, но на море было волнение. В 22:30, когда большинство пассажиров уже уснули, произошло столкновение. В тот момент на мостике парома находился лишь один член экипажа. Остальные 65 человек в каютах смотрели телевизор и пили пиво.

Выжившие рассказывали, что сразу же после столкновения на пароме начался пожар. На большом водном пространстве полыхали разлившиеся нефтепродукты. Команда, пребывавшая в панике, металась по судну наравне с пассажирами, не пытаясь навести хотя бы какой-то порядок. Спасательных жилетов не было, они находились под замком.

Судно было обречено, через два часа оно ушло под воду. И все это время отчаявшиеся люди прыгали за борт, хоть шансы спастись были призрачными. Во-первых, вокруг судна горел вылившийся из танкера бензин. Во-вторых, пролив кишел акулами. В-третьих, как было сказано, на море было приличное волнение.

Во время расследования причин кораблекрушения выяснилось, что экипаж был набран в основном из непрофессионалов, у которых к тому же хромала дисциплина. Громадное количество жертв следует отнести на счет жадности судовладельцев. «Донья пас», построенный в Японии в 1963 году и за месяц до столкновения отремонтированный в доках, был рассчитан на 1518 пассажиров. Судовладельцы долго пытались скрыть истину, утверждая, что было продано 1525 билетов. Выжившие же свидетельствовали о том, что паром был забит до отказа — люди размещались на всех свободных пространствах, в коридорах и на палубе. В результате тщательного расследования было установлено, что пассажиров было 4341.

Большинство из 26 выживших (24 пассажира парома и 2 члена экипажа танкера) получили ожоги от горевшего топлива. Тела тысяч пассажиров так и не были найдены. Триста трупов выбросило на берег в течение нескольких последующих дней. Все они, по сообщениям филиппинских властей, были частично объедены акулами.

В древности моряки, отваживавшиеся на долгие и опасные путешествия, твердо верили в то, что море никогда не отпускает тех, кому в нем суждено найти свое упокоение, будь то мужчина, женщина, или ребенок. Яркие примеры этому можно найти, изучив историю мореплавания, слагающуюся из длинной череды великих кораблекрушений и гибели тысяч людей, оказавшихся во власти морских волн по воле случая, или же проявленной халатности и некомпетентности тех, кто обязан был отвечать за их жизни. К сожалению, поиск морских катастроф, случившихся по обозначенным выше причинам, не занимает много времени, следует всего лишь возвратиться на лет 20-30 назад и вспомнить трагическую историю, случившуюся в 1987 году с филиппинским паромом «Донья Пас».

«Донья Пас» являлся пассажирским паромом, способным вместить от 500 до 1500 человек. Строительством парома занималась японская судостроительная фирма «Рюкю Каиун Каиса». С 1963 по 1975 год паром «Донья Пас» благополучно совершал рейсы в водах Японского моря, не имея ни со стороны судовладельце, ни со стороны пассажиров никаких нареканий. Водоизмещение парома превышало 2.5 тысяч тонн, длина 93 метра, а ширина13.5 метра.

Максимальная скорость, на которую был способен паром, равнялась 18 узлам в час. Для обслуживания парома требовался экипаж всего лишь из 66 человек, включая поваров и официантов, управлением транспорта, естественно, не занимающихся. Имея такие характеристики, паром был весьма комфортабельным и сравнительно дешевым транспортом для перевозки пассажиров и небольших грузов, потому им заинтересовалась филиппинская компания, решившая заняться перевозкой пассажиров между филиппинскими островами. В 1975 году паром был включен в состав филиппинского флота, где и находился вплоть до 21 декабря 1987 года.

Филиппинский паром «Донья Пас»

20 декабря 1987 года «Донья Пас» вышла в свой последний рейс, отшвартовавшись от порта Таклобан и взяв курс на Манилу. На борт взошло более 1500 пассажиров , все они плыли в Манилу, чтобы совершить там предрождественские покупки и повидать родных и близких. Среди пассажиров было много женщин и детей. Паром шел по расписанию, заходя в порты по пути следования и подымая на борт все больше грузов и пассажиров, большинство из которых являлись безбилетниками и пускались на корабль с попустительства капитана. Регистрацию таких пассажиров никто не проводил, главное было в том, чтобы перед праздниками заработать как можно больше денег. Паром был самым простым и дешевым способом передвижения, к тому же он был также и последним транспортом, следовавшим в этом направлении до наступления новогодних и рождественских праздников, потому капитана буквально осаждали просьбами о получении места на пароме. Пассажиров брали, не считая, а за количеством детей и вовсе не следили, так как оплата за их проезд не взималась.

На следующий день после отправления 21 декабря, ближе к 11 часам вечера паром находился уже вблизи острова Мариндуке, следуя проливом Таблас. Команда и капитан, маршрут этот знали очень хорошо, так как ходили им, не меняя курса уже более 10 лет раз в две недели, потому к управлению паромом относились крайне халатно, предоставив ему плыть, что называется по течению. Согласно свидетельствам очевидцев, капитан и его первый помощник отправились в каюту распивать спиртные напитки, позабыв выставить даже вахтенного. Несмотря на ясную погоду и только небольшую качку такие их действия можно расценивать как преступные и крайне халатные, ведь большую часть самого опасного для любого корабля времени суток – ночи, управление кораблем было предоставлено молодому матросу – юнге, неопытному и не несущему ответственности за свои действия мальчику.

Как только большая часть пассажиров уснула, случилось то, что было неизбежно при таком халатном отношении к службе – столкновение с шествовавшим встречным курсом кораблем. В обычной ситуации паром мог выдержать практически любой удар и находиться при этом на плаву не менее 6-10 часов, но встреченный им корабль был танкером «Вектор», предназначенным для перевозки нефти. На момент крушения практически все танки «Вектора» были заполнены нефтью, бензином и другими горючими веществами, объем которых составлял, согласно накладным бумагам не менее 8.8 тысяч баррелей, вспыхнувших сразу же после удара.


Нефтяной танкер «Вектор»

Оба корабля потряс взрыв мощнейшей силы, море покрылось обломками и разлившейся нефтью, которая начала гореть, не давая выжившим, ни единого шанса на спасение. Ко всему прочему море в этом регионе само по себе представляло огромную опасность, оказавшись в воде люди, рисковали не только сгореть заживо, но и быть съеденными. Сотни и тысячи акул устремились к месту произошедшего бедствия, весть о котором дошла до местных властей только спустя 6-8 часов после случившегося, так как никто из команды не успел подать сигнала о бедствии.
«Донья Пас» затонула спустя 2 часа после крушения, но выведена из строя была уже спустя 20 минут, от «Вектора» ничего не осталось сразу же после взрыва.

Среди выживших, подобранных с горящей воды оказались только 26 человек, получивших ожоги разной степени тяжести. Ни одного члена команды парома спасти не удалось, из 13 человек экипажа «Вектора» выжило только 3 человека. Масштаб случившегося стал известен только спустя несколько дней, когда следственная комиссия, созванная в экстренном порядке, получила сведения о точном количестве людей, бывших на борту парома, число которых достигло цифры в 4321 человек.

Таким образом, исходя из имеющихся данных, в результате крушения погибло 4270 пассажиров и членов экипажа, тела которых найдены так и не были, оказавшись во власти акул.

За неимением выживших, среди тех, кто был ответственен за катастрофу, дело прекратили, а семьям пострадавших выплатили чуть более 400 долларов компенсации, что по ценам Филиппин было немало. Крушение «Донья Пас» на сегодняшний день считается самым крупным крушением судна, случившимся в мирное время, причиной которого стал человеческий фактор.

Донья Пас
ひめゆり丸 (1963-1975)
MV Don Sulpicio (1975-1981)
MV Doña Paz (1981-1987)
Флаг
Класс и тип судна Пассажирский паром
Номер ИМО
Организация RKK Line →
Sulpicio Lines
Изготовитель Ономити Дзосэн
Спущен на воду 25 апреля
Выведен из состава флота 20 декабря
Статус затонул
Основные характеристики
Водоизмещение 2 602 т
Длина 93,1 м
Ширина 13,6 м
Скорость хода 18 узлов
Экипаж 66
Пассажировместимость 1 518
Регистровый тоннаж 1 192 т
Изображения на Викискладе

История парома

Катастрофа

Столкновение «Донья Пас» с танкером произошло во время следования по маршруту Манила -Катбалоган-Таклобан и обратно, которые паром совершал два раза в неделю. 20 декабря 1987 г. около 6:30 по местному времени «Донья Пас» покинула Таклобан и отплыла в Манилу с промежуточной остановкой в Катбологане. Судно должно было прибыть в Манилу, в 4:00 на следующий день. Около 22:30 паром проходил по проливу Таблас, рядом с Мариндуке . Выжившие позже сообщали, что погода была ясной, но на море было волнение. Когда большинство пассажиров уснуло, «Донья Пас» столкнулась с танкером «Вектор», который шел из Батаана в Масбат . На «Векторе» находилось 8800 баррелей (1050 куб. м) бензина и прочих нефтепродуктов.

При столкновении произошел разлив и загорание нефтепродуктов с танкера. Выжившие рассказывали о том, что слышали удар и взрыв, которые вызвали панику на пароме. Один из них, Пакито Осабель, описывал, что пламя быстро распространялось по судну, и море вокруг было в огне. Другой сообщал, что пламя появилось через минуту после столкновения, на пароме не было спасательных жилетов, команда пребывала в панике, как и пассажиры, и не предпринималось попыток навести на борту какой-либо порядок. Позже выяснилось, что имевшиеся в наличии спасательные жилеты находились под замком. Пытаясь спастись, люди вынуждены были прыгать за борт парома, где на поверхности воды горело разлившееся топливо. «Донья Пас» затонула через два часа после столкновения, танкер «Вектор» – через четыре часа. Оба судна затонули в Табласском проливе, полном акул . Через восемь часов о случившемся стало известно властям и была организована поисково-спасательная операция.

Жертвы трагедии

Только 26 выживших были извлечены из воды. Двадцать четыре из них были пассажирами с «Донья Пас» а другие двое – с танкера «Вектор», экипаж которого состоял из 13 человек. Из команды «Доньи Пас» не спасся никто. Большая часть выживших получила ожоги от горевшего топлива. Тела тысяч пассажиров так и не были найдены. Триста трупов выбросило на берег в течение нескольких последующих дней. Все они, по сообщениям филиппинских властей, были частично объедены акулами.

По первоначальным заявлениям, сделанным судоходной компанией «Sulpicio Lines », официально заявленное число людей на борту составляло 1553 человека: 1493 пассажира и 60 членов экипажа. По уточнённым данным, в заявлении от 23 декабря 1987 г. - 1583 человека: 1525 пассажиров и 58 членов экипажа. Тем не менее, анонимные источники из «Sulpicio Lines» сообщали, что на рейс нелегально продавались дополнительные билеты по сниженной цене и многие пассажиры не входили в официальный список. К этому добавлялось то, что часть пассажиров провозила с собой детей без оформления билетов.

Выжившие утверждали, что «Донья Пас» мог перевозить от 3000 до 4000 человек. Они указывали, что паром был перегружен и то, что пассажиры располагались в коридорах и на палубе. Всего из 21 тела, поднятого на поверхность и идентифицированных как пассажиров парома, только одно принадлежало лицу, числившемуся в официальных списках, а из 24 выживших пассажиров – лишь пять. 28 декабря 1987 г. представитель Рауль Даза заявил, что по меньшей мере 2000 человек на борту «Донья Пас» не были в официальных списках. В январе 1999 г. комиссия по расследованию сделала заявление, основанное на судебных разбирательствах, что на борту парома был 4341 пассажир. За вычетом 24 выживших и с учётом 58 членов экипажа это составило 4375 погибших. Вместе с 11 погибшими членами команды танкера «Вектор» окончательное число жертв трагедии 4386 человек.

Реакция и последствия

Президент Филиппин Корасон Акино назвала произошедшее «национальной трагедией». Папа Римский Иоанн Павел II , премьер министр Японии Нобуру Такесита и королева Великобритании Елизавета II выступили с официальными соболезнованиями.

«Sulpicio Lines» сообщили, что пострадавшим будет выплачено по 20 тысяч ₱ (472$ в ценах 2011 г.).

По материалам первоначального расследования, проведенного Philippine Coast Guard, главной причиной трагедии стало халатное отношение команд обоих судов к своим служебным обязанностям. Ни на "Векторе", ни на "Донье Пас" никто не следил за курсом, навигационные приборы отсутствовали, а "Вектор" вообще не имел лицензии на морские перевозки и фактически плавал нелегально. Также у него не было опытного вперёдсмотрящего. Непосредственно перед столкновением на капитанском мостике парома "Доньи Пас" находился всего один человек, остальные офицеры были в кубрике, смотрели телевизор и пили пиво. После столкновения всех охватила паника, командой не было предпринято никаких действий по тушению пожара и борьбе за спасение судна и пассажиров. По невыясненной причине ни один из кораблей не подал сигнала SOS. Возможно, радиостанции вышли из строя при ударе и взрыве, либо они и раньше не работали. Поэтому на берегу узнали о случившемся только через восемь часов и лишь тогда началась спасательная операция. В конце концов, с «Sulpicio Lines» было снято обвинение в произошедшем.

Недавняя катастрофа с платформой "Кольская" навела на грустные мысли. Пропавшими без вести по-прежнему считаются 37 человек. Вспоминается и затонувшая летом "Булгария" с более чем сотней погибших. Но сегодня, 20 декабря, есть повод вспомнить и самую крупную морскую катастрофу мирного времени. В этот день в 1987 году на Филиппинах вместе с пассажирским паромом сгинуло 4345 человек.


Катастрофа в Охотском море

Конечно, в военное время были потери и покруче, достаточно вспомнить тот же немецкий пассажирский лайнер "Вильгельм Густлов" — после торпедирования его советской подводной лодкой погибло, по разным оценкам, от семи до девяти тысяч пассажиров. Но филиппинский пассажирский паром "Донья Пас" погиб не во время боевых действий, он канул в глубины без всякой войны. Причем море в момент его гибели было совершенно спокойным. Сыграл роль "человеческий фактор".

Пожалуй, это не только самая крупная морская катастрофа в мирное время, но и одна из самых страшных. В свой последний рейс паром вышел как раз 20 декабря 1987 года. Около 22 часов того же дня в районе острова Мариндуке паром столкнулся с танкером "Вектор". От удара паром разломился пополам. А 8000 баррелей нефти с танкера тут же воспламенились, начался сильнейший пожар.

Поверхность воды превратилась в настоящий океан пламени! Многие пассажиры "Донья Пас" не захотели оставаться на борту накренившегося горящего парома и предпочли прыгнуть за борт. Эти несчастные очутились прямо в горящей нефти. Конечно, их сразу охватило пламя, которое не могло погасить даже полное погружение под воду.

Очень может быть, что нырнувшие предпочли просто быстро утонуть вместо того, чтобы в мучениях сгорать заживо. Однако часть пассажиров осталась на борту. Может быть, они питали слабую надежду на быстрое появление пожарных судов, которые потушат пожар и снимут их с горящего парома. Но этим отчаянным надеждам не суждено было сбыться: все оставшиеся на пароме потонули вместе с ним.

И, возможно, те, кто был на опускающемся на дно судне, задохнулись от удушающего дыма раньше, и им не пришлось умирать в полном сознании. Многие члены экипажа танкера "Вектор" тоже очутились в воде, и некоторые остались на плаву, зацепившись за плавающие обломки. Как гласят многочисленные интернет-источники, в этой катастрофе выжили только 26 человек.

А вот по поводу количества погибших идут споры до сих пор. Некоторые эксперты предполагают, что 4345 человек — это еще не все. Эта цифра возникла так: филиппинские полицейские, расследуя обстоятельства катастрофы, взяли количество проданных билетов и прибавили к ней количество членов экипажа. Но вот то, что на пароме могла оказаться еще не одна тысяча "зайцев", во внимание принято не было. А ведь ездить на любом транспорте без билета — это что-то вроде национального филиппинского спорта…

Паром был построен в Японии в 1963 году и несколько лет успешно эксплуатировался там же, совершая рейсы с Хонсю на Хоккайдо. В те времена он был предназначен для перевозки 608 пассажиров. Но вот его купила филиппинская компания — и на нем стали перевозить в несколько раз больше пассажиров! Понятно, что судно было перегружено катастрофически… И прямое столкновение с танкером лишь ускорило его гибель.

Так или иначе, тела тысяч пассажиров так и не были найдены. Примерно триста трупов выбросило на берег в течение нескольких последующих дней. Все они, по сообщениям филиппинских властей, были частично объедены акулами.

В общем-то, до сегодняшнего дня неизвестно в точности, почему все-таки в ту ночь накануне рождественских праздников в районе Филиппин столкнулись "Дона Пас" и "Вектор". Некоторые источники, правда, указывают, что одной из главных причин катастрофы стала неопытность ученика матроса, который управлял судном в момент столкновения. То есть и тут налицо пресловутый "человеческий фактор".

Кстати, прошло восемь часов, пока филиппинские морские власти узнали о катастрофе, и еще восемь часов понадобилось для организации поисков и спасательных операций. Организация, однако — полнейшая безалаберность и опять же "человеческий фактор"…

Как правило, крушения судов не относят к категории техногенных катастроф, но именно этот рекордный по числу жертв случай заслуживает места в ряду самых страшных рукотворных трагедий человечества. Наиболее крупные катастрофы на море, сопровождавшиеся многотысячными жертвами, происходили во время Второй мировой войны, а в мирное время произошло всего одно сравнимое по последствиям крушение, которое стало крупнейшим за всю историю - столкновение филлипинского парома «Донья Пас» с танкером. Эта трагедия унесла больше жизней, чем куда более известное крушение «Титаника».

Крушение парома «Донья Пас»: страшнее «Титаника»

Объект: пассажирский паром «Донья Пас» (MV Doña Paz). Водоизмещение - 2062 тонны, длина - 93,1 м, максимальная ширина - 13,6 м, рассчитан на перевозку 1518 пассажиров. Построен в Японии, спущен на воду 25 апреля 1963 года, с 1975 года (по 1981 год - под именем MV Don Sulpicio, с 1981 - под именем MV Doña Paz) эксплуатировался филлипинским оператором Sulpicio Lines.

Место крушения: пролив Таблас, близ острова Мариндуке, Филиппины.

Жертв: в катастрофе погибло 4386 человек, из них 4317 пассажиров парома «Донья Пас» и 58 членов экипажа, а также 11 членов экипажа танкера «Вектор». Спасти удалось только 24 пассажира парома и 2 члена экипажа танкера. Такое число жертв делает это крушение крупнейшим из происходивших в мирное время за всю историю.

Причины катастрофы

Здесь следует говорить о двух группах причин: о причинах кораблекрушения, и о причинах, которые привели к такому количеству жертв. Ведь даже при крушении более известного «Титаника» жертв было втрое меньше!

Долгое время причины столкновения судов в проливе Таблас оставались неизвестными и по этому поводу велись многочисленные дискуссии. И к сегодняшнему дню не до конца понятно, как паром и танкер могли столкнуться в широком проливе при ясной погоде. Но если точные причины катастрофы неизвестны, то косвенные причины установлены давно.

В октябре 1988 года совет, собранный для расследования катастрофы, сделал официальное заявление, в котором возложил вину за столкновение на экипаж танкера «Вектор». В ходе следствия было выяснено, что судно не имело лицензии и было фактически немореходным. Также на танкере не было опытного впередсмотрящего и специального навигационного оборудования, поэтому появление парома «Донья Пас» было полной неожиданностью, и экипаж «Вектора» не смог предотвратить столкновение.

Предполагалось, что часть вины лежит и на экипаже парома, так как в момент катастрофы на капитанском мостике находился только один из членов экипажа (и, вероятно, это был не капитан судна), а остальная команда занималась своими делами. Но в последствии эта версия не нашла должного подтверждения, поэтому с команды и оператора (компании Sulpicio Lines) были сняты все обвинения.

Если же рассматривать причины, которые привели к огромному количеству жертв, то здесь одинаковая вина лежит на экипажах обоих судов и на их владельцах.

Во-первых, на пароме было практически втрое больше пассажиров, чем допускалось (4341 против максимально допустимых 1518) - при столкновении и последующем пожаре на судне началась паника и давка. Пожар на судне и горящая вода закрывали все пути к спасению, поэтому очень многие пассажиры нашли свое последнее пристанище в каютах и коридорах парома.

Во-вторых, большое количество людей погибло в огне как на пароме, так и в море - вследствие разлива нефтепродуктов с танкера «Вектор» вода буквально горела и не давала спасения. Кроме того, воды в проливе кишат акулами, что также рождало страх в людях и лишь отчаяние заставляло их покидать судно.

В-третьих, на пароме были спасательные жилеты, однако они все были спрятаны под замком, и даже если бы кто-то из членов команды открыл склад с жилетами, их вряд ли хватило бы на всех. Но жилеты, как и люди, нуждающиеся в них, ушли на дно.

В-четвертых, команда парома «Донья Пас» не предпринимала никаких попыток к организации спасения людей, эти люди не были готовы к возникновению чрезвычайной ситуации. Профессионализм команды парома до сих пор вызывает вопросы.

Наконец, в-пятых, паром и танкер не были оборудованы элементарными средствами связи - даже самой простой радиостанцией! Поэтому в момент крушения судов никто не мог позвать на помощь, и филлипинские власти узнали о страшной катастрофе лишь утром. Понятно, что по прошествии такого времени спасти кого-то было просто невозможно, и это промедление стало для многих пассажиров «Доньи Пас» смертельным.

Абсолютно пренебрежительное отношение к безопасности судов и непрофессионализм экипажей, возможность получить дополнительную выгоду и экономия на всем - все это лежит в основе страшного кораблекрушения, которое стало самым крупным в мирное время.

Хроника событий

Вследствие отсутствия связи хронология событий построена со слов редких очевидцев и время наступления ключевых событий определено приблизительно.

Достоверно известно, что «Донья Пас» в 6.30 утра вышла из порта Таклобан и направилась в Манилу, а примерно в 22.00 - 22.30 судно проходило по проливу Таблас неподалеку острова Мариндуке. В это время погода была ясная, на море было незначительное волнение, поэтому угроз судоходству в этом районе не было. Но в Манилу паром так и не пришел, потерпев крушение где-то в проливе.

Примерно в 22.30 произошло столкновение парома с танкером «Вектор», который транспортировал около тысячи кубометров бензина и других нефтепродуктов. При столкновении прогремел один или два взрыва, танкер сразу дал течь, на поверхность моря вытекло большое количество бензина, который тут же вспыхнул. Вскоре огонь охватил и «Донью Пас».

На борту парома началась паника, команда не предпринимала никаких действий по спасению пассажиров. Многие люди прыгали за борт, однако большинство из них вскоре погибло от пламени. Часть пассажиров не рискнули покидать горящее судно, однако помощь так и не пришла.

Примерно в полночь «Донья Пас» пошла ко дну, унося с собой пассажиров и всякую надежду на спасение. Около 2.00 затонули останки танкера.

О катастрофе стало известно только к шести часам утра , власти направили на место крушения спасателей, однако поисково-спасательные работы продолжались не больше одного дня - всего было спасено 26 человек.

В течение нескольких дней после катастрофы на берег выбросило останки 108 человек. Все они имели следы ожогов, и почти все были объедены акулами, которых очень много в этих морях. Еще тысячи человек так и не были обнаружены, что в последующем затрудняло точный подсчет количестве жертв и выяснение причин катастрофы.

Вопрос о количестве жертв и расследование дела о крушении

Сразу после кораблекрушения возникла неразбериха с определением количества погибших. Изначально расследование опиралось на количество официально зарегистрированных пассажиров парома «Донья Пас» - исходя из этого, на борту судна находилось 1525 пассажиров и 58 членов экипажа.

Однако, как позже выяснилось, паром всегда ходил перегруженным, многие билеты продавались без регистрации за сниженную цену, а детей почти никто и никогда не регистрировал. Поэтому эксперты вскоре стали называть все большие цифры - 2000, 3000 и даже 4000 пассажиров. По рассказам выживших и очевидцев, наиболее соответствует действительности последняя цифра - многие пассажиры обитали в переполненных каютах, кто-то занимал место в коридорах, а многие и вовсе располагались на палубе.

Лишь позднее - в 1999 году - было установлено, что паром в тот трагический день взял на борт 4341 пассажира, и большинство из них погибло в катастрофе.

Надо отметить, что родственники жертв все еще продолжают судебные тяжбы против оператора Sulpicio Lines и владельца танкера «Вектор» Cal-Tex Philippines, Inc., обвиняя их в преступной халатности. Однако даже спустя почти тридцать лет после катастрофы никаких успехов в этом деле не было достигнуто, и никто не понес вины за случившуюся трагедию.

Аналогичные происшествия

Крушение парома «Донья Пас» - событие, которое трудно поставить в один ряд с другими катастрофами на море. История знает трагедии с куда большим числом жертв, однако все они произошли во время Второй мировой войны, и сравнивать их с катастрофой в мирное время просто невозможно.

Поэтому столкновение парома «Донья Пас» с танкером «Вектор» можно сравнить разве только со столкновением знаменитого «Титаника» с айсбергом, случившееся в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. В крушении погибло 1496 человек, спасти удалось 712 человекам. Эта трагедия стала самой известной, она все еще вызывает вопросы, однако крушение парома «Донья Пас» - куда более страшная по своим последствиям катастрофа, поэтому она считается крупнейшей из произошедших в мирное время.