Крушение пароходов. Самые страшные кораблекрушения в мире

Не все потерпевшие крушение корабли заканчивают свою историю в морских глубинах, судьба некоторых из них более прозаична - они садятся на мель. Мы расскажем о самых впечатляющих судах, на веки оставшихся на мелководье.

Спонсор поста: Коляска cam dinamico tris : Бесплатная доставка по Москве. Заказы обрабатываются ежедневно с 9:00 до 21:00

World Discoverer

1. Корабль со звучным именем World Discoverer («Открыватель мира») был построен в 1974 году. Его основной задачей было совершение круизов в полярных регионах. Корпус судна специально проектировался так, чтобы корабль мог справляться с воздействием полярных льдов, однако это его не спасло: 30 апреля 2000 года World Discoverer наскочил на необозначенный на карте риф, правый борт получил значительные повреждения. Чтобы не допустить затопления корабля и избежать человеческих жертв, капитан принял решение «выброситься» на мель в бухту Roderick Dhu. Несмотря на то, что впоследствии судно было разграблено мародерами, на теперешний момент оно является популярным местом среди любителей морской романтики.

Mediterranean Sky

2. Mediterranean Sky, или, как его назвали во время строительства, City of York, был построен в 1952 году в Ньюкасле (Англия). Круизный лайнер отбыл из Лондона в ноябре 1953 года и обслуживался в этом порту вплоть до 1971-го, пока его не продали и не переименовали в Mediterranean Sky. Последнее плавание судна состоялось в августе 1996 года по маршруту Бриндизи - Патры. Из-за финансового положения компании-судовладельца в 1997 на корабль был наложен арест. Два года спустя Mediterranean Sky отбуксировали в залив Элевсин (Греция). В конце 2002 года судно начало набирать воду и наклоняться. Чтобы не допустить потопления, его отбуксировали на мелководье, но это не помогло: в январе 2003 года судно все же опрокинулось на одну сторону и так и осталось лежать в ожидании своей судьбы.

Captayannis

3. Captayannis был греческим грузовым судном, основной задачей которого являлась перевозка сахара. В 1974 году во время шторма корабль серьезно пострадал от столкновения с танкером: якорные цепи последнего повредили корпус Captayannis, и внутрь стала поступать вода. Капитан попытался направить корабль на мелководье, где он успешно застрял на песчаной отмели. Однако на следующее утро судно перевернулось и до сих пор лежит там. Мародеры вынесли из корабля все что можно, и теперь он потихоньку покрывается растительностью и служит домом для множества птиц. Местные жители по-простому называют его «сахарный корабль» и с радостью показывают всем приезжим.

4. История «Америки» началась на верфи города Ньюпорт-Ньюс (Виргиния, США). Спуск на воду произошел 31 августа 1939 года в присутствии самой Элеоноры Рузвельт. Интерьер корабля старались сделать как можно более уютным, а в его отделке использовали керамику и нержавеющую сталь. 22 августа 1940 года «Америка» отправилась в свой первый рейс, но уже в 1941-м судно было реквизировано военно-морскими силами США и отправлено обратно в Ньюпорт-Ньюс для переоборудования в военный корабль. После окончания войны «Америка» ходила по маршруту Нью-Йорк - Гавр - Бремехафен, а в 1964 году была продана греческой компании и переименована в «Австралис». После службы у греков судно перепродавалось еще пять раз. Последняя перепродажа состоялась в 1993 году для переоборудования в пятизвездочный плавучий отель в Таиланде, на этот раз корабль получил имя «Звезда Америки». В 1993 году лайнер покинул Грецию на буксире, но время шторма буксировочный трос порвался. Несколько попыток восстановить его оказались безуспешными, и 18 января 1994 года «Звезда Америки» села на мель возле Канарских островов.

Dimitrios

5. Dimitrios (старое название - Kintholm) представляет собой небольшой (67 метров) грузовой корабль, который был построен в 1950 году. Проходив три десятилетия, 23 декабря 1981 года корабль сел на мель у берегов Греции. Существует много слухов относительно происхождения корабля и его крушения. Есть даже версия, что Dimitrios использовался для перевозки контрабандных сигарет между Турцией и Италией, а власти Греции захватили корабль и намеренно выпустили так, чтобы ему пришлось идти пять километров по мелководью. По другой версии, 4 декабря 1980 года корабль был вынужден зайти в греческий порт из-за тяжелой болезни капитана. После прибытия в порт из-за различных проблем как с экипажем, так и с самим кораблем, вся команда была распущена, а судно было оставлено в порту. Там оно находилось вплоть до июня 1981 года, пока его нахождение не было признано небезопасным. После этого корабль много раз менял дислокацию до тех пор, пока окончательно не застрял на том месте, на котором находится и поныне. Никаких попыток восстановить его не предпринималось.

6. Olympia была коммерческим кораблем, который в 1979 году был захвачен пиратами по пути из Кипра в Грецию. После неудачной попытки вытащить судно из залива возле острова Аморгос, куда его загнали морские разбойники, корабль так и остался там до теперешнего времени, став самым примечательным объектом на острове.

8. Французская баржа BOS 400 была самым большим плавучим краном Африки длиной 100 метров, а 26 июня 1994 года села на мель в заливе Южной Африки во время буксировки русским «Тигром». Судам предстояло преодолеть путь из Конго в Кейптаун, но во время шторма буксировочный трос был поврежден, и баржа села на мель в месте под именем Duiker Point. Несмотря на несколько попыток буксировки, плавучий кран был полностью потерян.

La Famille Express

9. La Famille Express был построен в 1952 году в Польше и до 1999-го служил в ВМФ СССР под именем «Форт Шевченко», после чего был продан и получил свое второе (и последнее) имя. Обстоятельства кораблекрушения доподлинно неизвестны, за исключением того, что корабль сел на мель во время урагана «Фрэнсис» в 2004 году у южных вод Прово, вблизи островов Теркс и Кайкос (Карибское море). Никаких попыток отбуксировать судно не предпринималось, и его быстро разграбили мародеры. Зато теперь брошенный корабль служит отличной достопримечательностью для всех туристов, оказавшихся в этих краях.

HMAS Protector

10. HMAS Protector был приобретен правительством Южной Австралии еще в 1884 году для защиты береговой линии от возможных атак. Корабль прошел Первую мировую войну и почти прошел Вторую. По иронии судьбы, судно погибло от столкновения с буксиром в июле 1943 года на пути к Новой Гвинее. Ржавеющие останки корабля до сих пор можно наблюдать на том же месте.

Evangelia

11. Evangelia - это торговое судно, которое было построено на той же верфи, где и «Титаник». 28 мая 1942 года корабль был спущен на воду под именем Empire Strength. Позже он был известен также под названиями Saxon Star, Redbrook и, наконец, Evangelia. В 1968 году во время густого ночного тумана корабль подплыл слишком близко к берегу и сел на мель вблизи Костинешти (Румыния). Некоторые говорят, что это было сделано специально, чтобы получить выплаты по страховке. Гипотеза косвенно подтверждается тем, что во время крушения, несмотря на плотный туман, на море не было шторма, а все оборудование работало исправно.

Santa Maria

12. «Санта-Мария» был испанским сухогрузом, основной задачей которого являлась перевозка огромного числа различного рода подарков от испанского правительства тем, кто поддерживал страну во время экономического кризиса. Корабль перевозил спортивные автомобили, продовольствие, медикаменты, одежду и многое другое. 1 сентября 1968 года судно село на мель, когда проходило через Кабо-Верде на пути к Бразилии и Аргентине. Местный буксир попытался спасти корабль, но попытка не увенчалась успехом, а вот ценный груз каким-то чудным образом исчез. С тех пор «Санта-Мария» является одной из главных достопримечательностей Кабо-Верде.

13. Крушение Maheho можно по праву назвать одним из самых знаменитых кораблекрушений XX века. Корабль был построен в 1905 году и являлся одним из первых турбинных пароходов. Maheho ходил по регулярному рейсу Сидней - Окленд до тех пор, пока его не призвали на службу во время Первой мировой войны. В 1935 судно было продано Японии. Во время его буксировки корабли попали в серьезный шторм, и буксировочный трос оборвался. Тщетные попытки закрепить трос во время шторма ни к чему не привели, и Maheho отправился в «свободное плавание» с восемью членами экипажа на борту. Спустя три дня корабль был найден на берегу острова Фрейзер - никто из команды, к счастью, не пострадал. После этого происшествия Maheho был выставлен на продажу, но покупателей так и не нашлось, и он до сих пор находится на том же месте. Избитый временем, проржавевший и никому, кроме туристов, не нужный.

Крупнейшее кораблекрушение в мирное время за всю историю April 20th, 2018

Продолжая пополнять нашу рубрику наткнулся вот на такую печальную тему. У нас у всех на слуху трагедия «Титаника», но на самом деле это далеко не самое крупное кораблекрушение.

Как правило, крушения судов не относят к категории техногенных катастроф, но именно этот рекордный по числу жертв случай заслуживает места в ряду самых страшных рукотворных трагедий человечества. Наиболее крупные катастрофы на море, сопровождавшиеся многотысячными жертвами, происходили во время Второй мировой войны (мы еще поговорим о самом крупном вообще кораблекрушении по числу жертв), а в мирное время произошло всего одно сравнимое по последствиям крушение, которое стало крупнейшим за всю историю — столкновение филлипинского парома «Донья Пас» с танкером. Эта трагедия унесла больше жизней, чем куда более известное крушение «Титаника».

Давайте вспомним про это подробнее …



Объект: пассажирский паром «Донья Пас» (MV Doña Paz). Водоизмещение — 2062 тонны, длина — 93,1 м, максимальная ширина — 13,6 м, рассчитан на перевозку 1518 пассажиров. Построен в Японии, спущен на воду 25 апреля 1963 года, с 1975 года (по 1981 год — под именем MV Don Sulpicio, с 1981 — под именем MV Doña Paz) эксплуатировался филлипинским оператором Sulpicio Lines.

Место крушения: пролив Таблас, близ острова Мариндуке, Филиппины.

Жертв: в катастрофе погибло 4386 человек, из них 4317 пассажиров парома «Донья Пас» и 58 членов экипажа, а также 11 членов экипажа танкера «Вектор». Спасти удалось только 24 пассажира парома и 2 члена экипажа танкера. Такое число жертв делает это крушение крупнейшим из происходивших в мирное время за всю историю.

Хроника событий

Вследствие отсутствия связи хронология событий построена со слов редких очевидцев и время наступления ключевых событий определено приблизительно.

Достоверно известно, что «Донья Пас» в 6.30 утра вышла из порта Таклобан и направилась в Манилу, а примерно в 22.00 — 22.30 судно проходило по проливу Таблас неподалеку острова Мариндуке. В это время погода была ясная, на море было незначительное волнение, поэтому угроз судоходству в этом районе не было. Но в Манилу паром так и не пришел, потерпев крушение где-то в проливе.

Примерно в 22.30 произошло столкновение парома с танкером «Вектор», который транспортировал около тысячи кубометров бензина и других нефтепродуктов. При столкновении прогремел один или два взрыва, танкер сразу дал течь, на поверхность моря вытекло большое количество бензина, который тут же вспыхнул. Вскоре огонь охватил и «Донью Пас».

На борту парома началась паника, команда не предпринимала никаких действий по спасению пассажиров. Многие люди прыгали за борт, однако большинство из них вскоре погибло от пламени. Часть пассажиров не рискнули покидать горящее судно, однако помощь так и не пришла.

Примерно в полночь «Донья Пас» пошла ко дну, унося с собой пассажиров и всякую надежду на спасение. Около 2.00 затонули останки танкера.

О катастрофе стало известно только к шести часам утра , власти направили на место крушения спасателей, однако поисково-спасательные работы продолжались не больше одного дня — всего было спасено 26 человек.

В течение нескольких дней после катастрофы на берег выбросило останки 108 человек. Все они имели следы ожогов, и почти все были объедены акулами, которых очень много в этих морях. Еще тысячи человек так и не были обнаружены, что в последующем затрудняло точный подсчет количестве жертв и выяснение причин катастрофы.

Вопрос о количестве жертв и расследование дела о крушении

Сразу после кораблекрушения возникла неразбериха с определением количества погибших. Изначально расследование опиралось на количество официально зарегистрированных пассажиров парома «Донья Пас» — исходя из этого, на борту судна находилось 1525 пассажиров и 58 членов экипажа.

Однако, как позже выяснилось, паром всегда ходил перегруженным, многие билеты продавались без регистрации за сниженную цену, а детей почти никто и никогда не регистрировал. Поэтому эксперты вскоре стали называть все большие цифры — 2000, 3000 и даже 4000 пассажиров. По рассказам выживших и очевидцев, наиболее соответствует действительности последняя цифра — многие пассажиры обитали в переполненных каютах, кто-то занимал место в коридорах, а многие и вовсе располагались на палубе.

Лишь позднее — в 1999 году — было установлено, что паром в тот трагический день взял на борт 4341 пассажира, и большинство из них погибло в катастрофе.

Надо отметить, что родственники жертв все еще продолжают судебные тяжбы против оператора Sulpicio Lines и владельца танкера «Вектор» Cal-Tex Philippines, Inc., обвиняя их в преступной халатности. Однако даже спустя почти тридцать лет после катастрофы никаких успехов в этом деле не было достигнуто, и никто не понес вины за случившуюся трагедию.

Причины катастрофы

Здесь следует говорить о двух группах причин: о причинах кораблекрушения, и о причинах, которые привели к такому количеству жертв. Ведь даже при крушении более известного «Титаника» жертв было втрое меньше!

Долгое время причины столкновения судов в проливе Таблас оставались неизвестными и по этому поводу велись многочисленные дискуссии. И к сегодняшнему дню не до конца понятно, как паром и танкер могли столкнуться в широком проливе при ясной погоде. Но если точные причины катастрофы неизвестны, то косвенные причины установлены давно.

В октябре 1988 года совет, собранный для расследования катастрофы, сделал официальное заявление, в котором возложил вину за столкновение на экипаж танкера «Вектор». В ходе следствия было выяснено, что судно не имело лицензии и было фактически немореходным. Также на танкере не было опытного впередсмотрящего и специального навигационного оборудования, поэтому появление парома «Донья Пас» было полной неожиданностью, и экипаж «Вектора» не смог предотвратить столкновение.

Предполагалось, что часть вины лежит и на экипаже парома, так как в момент катастрофы на капитанском мостике находился только один из членов экипажа (и, вероятно, это был не капитан судна), а остальная команда занималась своими делами. Но в последствии эта версия не нашла должного подтверждения, поэтому с команды и оператора (компании Sulpicio Lines) были сняты все обвинения.

Если же рассматривать причины, которые привели к огромному количеству жертв, то здесь одинаковая вина лежит на экипажах обоих судов и на их владельцах.


Во-первых, на пароме было практически втрое больше пассажиров, чем допускалось (4341 против максимально допустимых 1518) — при столкновении и последующем пожаре на судне началась паника и давка. Пожар на судне и горящая вода закрывали все пути к спасению, поэтому очень многие пассажиры нашли свое последнее пристанище в каютах и коридорах парома.

Во-вторых, большое количество людей погибло в огне как на пароме, так и в море — вследствие разлива нефтепродуктов с танкера «Вектор» вода буквально горела и не давала спасения. Кроме того, воды в проливе кишат акулами, что также рождало страх в людях и лишь отчаяние заставляло их покидать судно.

В-третьих, на пароме были спасательные жилеты, однако они все были спрятаны под замком, и даже если бы кто-то из членов команды открыл склад с жилетами, их вряд ли хватило бы на всех. Но жилеты, как и люди, нуждающиеся в них, ушли на дно.

В-четвертых, команда парома «Донья Пас» не предпринимала никаких попыток к организации спасения людей, эти люди не были готовы к возникновению чрезвычайной ситуации. Профессионализм команды парома до сих пор вызывает вопросы.

Наконец, в-пятых, паром и танкер не были оборудованы элементарными средствами связи — даже самой простой радиостанцией! Поэтому в момент крушения судов никто не мог позвать на помощь, и филлипинские власти узнали о страшной катастрофе лишь утром. Понятно, что по прошествии такого времени спасти кого-то было просто невозможно, и это промедление стало для многих пассажиров «Доньи Пас» смертельным.


Абсолютно пренебрежительное отношение к безопасности судов и непрофессионализм экипажей, возможность получить дополнительную выгоду и экономия на всем — все это лежит в основе страшного кораблекрушения, которое стало самым крупным в мирное время.


По масштабам морских катастроф Филиппины прочно заняли лидирующее положение. В 1987 году в результате столкновения с танкером идет на дно пассажирский паром «Дона Пас» компании «Сулписио лайнз». Администрация компании тогда объявила, что на судне находилось 1583 пассажира и 60 человек экипажа. Впоследствии выясняется, что там на самом деле было 4341 пассажир, из которых уцелело только 24. Менее чем через год гибнет паром «Дона Мэрилин», а с ним более трехсот пассажиров и матросов. Через семь недель после этой трагедии мир узнает о гибели парома «Розалия» с 400 пассажирами, а еще через короткое время — еще одного парома с его 50 жертвами. Но никому не известно, сколько в действительности исчезло в морских пучинах вокруг Филиппин более мелких судов и суденышек и находившихся на них людей.


И еще про крушения, вот например и . А вот еще и

Мир знаком с множеством кораблекрушений, потрясших своей масштабностью и ужасом произошедшего. Немало страшных кораблекрушений, повлекших значительные человеческие жертвы, знает и отечественная история.

Топ самых страшных кораблекрушений XX века

Как известно, современные корабли оснащены средствами, призванными спасти жизнь человека. Однако так было не всегда. Особенно много крупных кораблекрушений произошло в прошлом веке.

Некоторые катастрофы на воде произошли далеко в море, а некоторые – в прибрежной полосе из-за столкновения с рифами. Последствия могут быть пугающими. Далее рассмотрим несколько наиболее страшных кораблекрушений в истории человечества.

Пароход «Султанша» (SS Sultana)

Деревянный колесный пароход «Султанша» построен на американской верфи в Цинциннати и спущен на воду в 1863 году. Бедствие судно потерпело 27 апреля 1865 года на реке Миссисипи близ Мемфиса из-за взрыва парового котла.


На пароходе перевозили освобожденных из плена солдат. Жертвами катастрофы стали 1653 человека, спаслись 741 человек. Это кораблекрушение по числу жертв является самой масштабной катастрофой XIX века.

Паром «Донья пас»

Одно из самых масштабных кораблекрушений XX века произошло в 1987 году - речь о пассажирском пароме «Донья Пас». Более двух десятилетий он исправно перевозил людей, курсируя вдоль берегов Филиппин и Японии.


Столкнувшись с танкером, паром в буквальном смысле переломился пополам. Произошло возгорание, в огне погибли пассажиры. Число жертв этого страшного кораблекрушения – 4375 человек.

Лайнер «Вильгельм Густлофф»

Круизный пароход «Вильгельм Густлофф» принадлежал одной из крупнейших компаний-туроператоров Третьего рейха. Его спустили на воду в 1937 году. Судно отходило 50 круизов, причем стоимость билетов была столь невелика, что даже рабочий класс мог позволить себе отправиться на его борту в путешествие.


Во время Второй Мировой Войны лайнер выполнял функцию госпиталя, а позже стал для моряков-подводников казармой. В начале 1945 года судно торпедировала Советская подводная лодка. По официальным данным, в том кораблекрушении погибло 5348 человек. Историки же называют другое число жертв – не менее 9 тысяч человек.

Крушение «Титаника»

Кто не знает о «Титанике»? Кажется, что об этом нашумевшем кораблекрушении слышал каждый. Судно совершило только один рейс, который закончился катастрофой в 1912 году. Титаник по данным сайт, входит в рейтинг самых больших кораблей .


Жертвами кораблекрушения стали 1513 человек. Спаслись лишь 711 пассажиров. «Титаник» скрылся под водой за 160 минут. Эта страшная катастрофа нашла отражение в кинематографе: в 1997 году снял фильм с одноименным названием режиссер Джеймс Кэмерон . Главные роли в картине сыграли Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо .

Круизное судно «Коста Конкордия»

«Коста Конкордия» - один из крупнейших европейских теплоходов. Морская катастрофа произошла в ночь с 13 на 14 января 2012 года в Тирренском море, недалеко от итальянского острова Джильо, во время круиза по западному Средиземноморью. На борту находились 4229 человека, когда борт налетел на рифы и перевернулся. В результате крушения погибли 32 человека.

В крушении «Коста Конкордии» признаны виновными 6 человек

Главным виновным был признан капитан лайнера Франческо Скеттино, приговоренный к 16 годам заключения. После этого происшествия были ужесточены правила морского судоходства и прохождения пассажирами предрейсового инструктажа.

Самые страшные кораблекрушения в отечественной истории

Несколько крупных кораблекрушений знает и отечественная история, и все они повлекли огромные человеческие жертвы. Нельзя не вспомнить о крушении «Армении», «Адмирала Нахимова» и «Новороссийска». Страшной трагедией стала для нашей страны и всего мира гибель подводной лодки «Курск», кораблекрушение «Булгарии» и «Комсомольца».

«Армения» затонула осенью 1941 года недалеко от Крыма всего за четыре минуты. Судно перевозило эвакуированных жителей и раненых красноармейцев. Пять тысяч человек погибли, а в живых смогли остаться только 8 пассажиров.


Одной из наиболее крупных катастроф на воде в СССР стало крушение «Адмирала Нахимова». Он шел из Новороссийска в Сочи, перевозя 1243 человека. Из-за того, что пароход протаранил зерновоз, у него образовалась пробоина, и он затонул за 7 минут. Это кораблекрушение произошло в конце августа 1986 года, и погибли тогда 423 человека.

Название «Новороссийск» в СССР получил корабль, принадлежавший до этого ВМС Италии. В конце октября 1955-го в носовой части корабля произошел взрыв, из-за чего образовалась дыра в 150 кв. метров. «Новороссийск» затонул вместе с 604 людьми на борту.


Паром «Эстония» в сентябре 1994 года, выйдя из порта города Таллинна, попал в шторм, лишился носовой части, отчего завалился набок и утонул. Спасательную операцию усложнило стихийное бедствие, в результате которого пропали без вести и погибли 852 человека.

О трагедии, произошедшей с атомной подводной лодкой «Курск» известно нашим современникам. Крушение произошло в августе 2000 года из-за прогремевших на борту взрывов. Экипаж состоял из 118 человек, выживших не осталось.

В июле 2011 года произошло еще одно страшное кораблекрушение в отечественной истории - потопление теплохода «Булгария», совершавшего круиз по Волге. При вместимости 140 человек на борту находились 208 пассажиров. Погибшими оказались около 120 человек, среди них много детей. Катастрофа с кораблем «Гойя» признана самым страшным кораблекрушением

Крушение «Гойи» называют самой кровавой катастрофой. Она произошла в годы Второй Мировой войны. Судно использовалось как корабль для эвакуации. Ночью советская подводная лодка нагнала «Гойю» и атаковало судно. Спустя 10 минут корабль «Гойя» вместе со всеми пассажирами ушел под воду. На суше не реже происходили крупные происшествия с человеческими жертвами. Предлагаем вам узнать больше о самых страшных катастрофах в истории.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

На протяжении тысяч лет корабли тонули во время войны, стихийных бедствий и в некоторых случаях даже из-за человеческой ошибки. Выявлена десятка самых крупных и самых известных кораблекрушений, которые когда-либо происходили.

«Титаник» же плыл из Саутгемптона в Нью-Йорк, где он столкнулся с айсбергом и затонул через 2 часа и 40 минут. Его разделенный на две части корпус лежит на морском дне, на глубине более 3700 метров.

Султана

Почти забытая, но одна из самых смертоносных катастроф. Во время крушения этого корабля погибло более 1800 человек. Это была величайшая морская катастрофа во всей американской истории. Взрыв четырех котлов превратил корабль в огромный огненный шар, поглотивший всех и вся. В результате взрыва погибло 80% всех, кто находился на борту. Катастрофа оказалась в прессе на втором плане, в связи с тем, что всего за день до нее был убит президент Линкольн . Корабль был рассчитан только для 85 пассажиров, но на его борту находилось примерно 2400 человек. Его обломки лежат вблизи Мемфиса, штат Теннеси.


Л.Р. Доти

Этот корабль был спущен на воду в 1894 году в штате Мичиган, в западном Бей-Сити. Он попал в ужасный шторм, который и стал причиной его затопления, погибли все 17 членов экипажа, находившихся на борту. Место крушения было найдено 111 лет после гибели судна. Оно находится на глубине 92 метров в озере Мичиган; груз кукурузы по-прежнему нетронут. Это место из-за мутной воды считается одним из самых опасных дайв-сайтов.

Орискани

Этот корабль, прозванный «Могучий О», был одним из 24 огромных кораблей класса «Эссекс», заказанных военно-морским флотом США. Корабль стал свидетелем многих сражений во многих местах, начиная от Гуантанамо на Кубе до времен Вьетнамской войны . В 2004 году судно было превращено в искусственный риф и стало очень успешным домом для миллионов рыб. Сегодня оно считается одним из лучших мест для дайвинга в мире.


Джула

Гибель этого корабля считается второй наихудшей морской катастрофой, не имеющей отношения к войне. Катастрофа унесла, по меньшей мере, 1863 жизней. Корабль был рассчитан на 500 пассажиров, но в момент аварии он нес более чем 2000 пассажиров. Корабль опрокинулся после попадания в бурю. Он затонул всего за пять минут. Спасательные команды прибыли только утром после инцидента, огромное количество пострадавших погибло в воде в ожидании спасения. Судно до сих пор считается пропавшим без вести.

Вида Галли

У этого корабля очень интересная история. В первую очередь, он служил для работорговли, но потом в конце февраля 1717 года, пират по имени «Черный Сэм» Беллами захватил судно и объявил его своей собственностью. За год владения корабль он использовал «Вида Галли» для захвата и разграбления более 50 судов. Корабль попал в сильную бурю, в результате чего рухнула его главная мачта, и он опрокинулся, утащив под воду всех пиратов. Корабль был обнаружен более 250 лет спустя после его исчезновения вместе с добычей. Он находился на глубине всего 5 метров. Это был первый настоящий пиратский корабль из когда-либо обнаруженных.


Рона

Вполне возможно, это самые красивые останки кораблекрушения в мире. Британский пакетбот потерпел крушение у берегов острова Солт, Британские Виргинские острова, 26 октября 1867 года. Корабль пошел прямо на ураган, который повредил его и стал причиной гибели 123 человек. Теперь это место для дайвинга, причем, надо сказать, совершенно потрясающее по красоте. Дикая природа приняла корабль в свои владения, и теперь он покрыт кораллами, в нем живут угри, разные виды рыбы и даже акулы.

Коста Конкордия

Самое последнее крушение круизного судна. Хотя судно затонуло лишь частично, катастрофа стоила жизни 34 пассажирам. Это крушение широко освещалось в прессе. Капитан Скеттино пытался совершить зрелищный маневр в порт. Для этого он выключил навигационную систему корабля, которая сообщала, насколько близко корабль приблизился к каменной мели. Судно налетело на большой камень, и вода начала заполнять судно, в результате чего оно перевернулось. «Коста Конкордия» по-прежнему находится в районе острова Джилья, Тоскана, и стало популярной туристической достопримечательностью; сейчас разрабатываются планы по его поднятию и буксировке.


Монблан

«Монблан» стал известным как корабль, который стал причиной взрыва в Галифаксе. Корабль направлялся во Францию из Нью-Йорка и перевозил огромное количество боеприпасов и взрывчатых веществ. Судно не был слишком старым, но было очень медленным из-за веса перевозимого груза. Оно зашло в Галифакс, Новая Шотландия, чтобы встретиться с конвоем, направлявшимся во Францию. При заходе в порт корабль врезался в другой корабль, «Имо». Столкновение вызвало пожар, взрывчатка на борту загорелась. Сила взрыва составила 2,9 килотонн, это был самый крупный неядерный взрыв в истории. Более 2000 человек были убиты и 9000 ранены.

Свипстейкс

«Свипстейкс» пользуется огромной популярностью у дайверов из-за дикой природы и пейзажей, возникших на месте кораблекрушения. Судно лежит в большой гавани, и его можно увидеть на уровне воды. Корабль получил повреждения возле острова Коув-Айленд в августе 1885 года. Его, к счастью, доставил обратно в порт небольшой буксир «Джесси». Шхуна получила серьезные повреждения и не подлежала ремонту, поэтому затонул в самом порту. Огромный груз угля, к счастью, удалось поднять с борта затонувшего корабля.


История кораблестроения и плавания на различных водных судах насчитывает несколько тысячелетий. Люди плавали на лодках, парусниках, атомных ледоколах. За это время произошло множество кораблекрушений, чаще всего из-за человеческого фактора. Некоторые кораблекрушения были крупными, с тысячами погибших и раненых.

Крупнейшие катастрофы по количеству жертв

Условно самые крупные крушения кораблей можно разделить в две группы и вывести рейтинги по количеству погибших и размерам кораблей.

Многие из первой десятки крупнейших крушений произошли в военное время в результате боевых действий. Рейтинг по количеству погибших выглядит следующим образом:

11 место – «Луизитания»

Один из крупнейших английских пассажирских лайнеров, погибший в начале Первой Мировой. Судно, не имевшее на тот момент опознавательных знаков, было торпедировано немецкой субмариной и затонуло в течение 18 минут. Погибло почти 1200 человек. Считается, что уничтожение лайнера спровоцировало изменение общественного мнения против кайзеровской Германии и было одной из причин вступления США в войну.

10 место – «Форт Стайкин»

Пароход официальной вместимостью 7142 тонны. На момент крушения в трюмах было около 1500 тонн взрывчатки и около 10 тысяч тонн других грузов, в том числе 8700 тонн хлопка. Техника безопасности при загрузке корабля была нарушена. В 14 часов 12 апреля 1944 года начался пожар, остановить его не удалось. В результате пожар добрался до трюма со взрывчаткой и произошло несколько мощных взрывов. Основные последствия были от разлетевшегося на расстояние километра горящего хлопка, который поджег множество домов, кораблей, складских помещений. Только по официальной статистике было 1376 погибших. О силе взрыва можно судить по тому факту, что образовавшаяся приливная волна перенесла корабль, стоявший недалеко от парохода и имевший водоизмещение около 4000 тонн, на высоту в 17 метров.

9 место – «Титаник»

Крушение этого корабля вошло в историю и стало символом крупнейших кораблекрушений, о нем снят любимый многими один из лучших фильмов о катастрофах «Титаник». Всего было выпущено три корабля данного класса. На момент строительства это был самый большой пассажирский лайнер мира. Длина – почти 270 метров, ширина – 28. Корабль погиб в результате столкновения с крупным айсбергом в первом же большом круизе. На момент крушения на борту лайнера находилось 2224 человек, включая пассажиров и членов экипажа. Достоверно известно, что спаслось лишь 711 человек, тела многих погибших не обнаружены.

8 место – «Имо» и «Монблан»

Крушение произошло в 1917 году. Монблан – крупный французский грузовой корабль, загруженный несколькими видами взрывчатых веществ. В канадской гавани, примыкающей к городу Галифакс, произошло столкновение этого корабля с норвежским судном «Имо». Взрыв, последовавший за столкновением, считается мощнейшим за всю доядерную эпоху. Порт и часть города были полностью уничтожены, общее число погибших от самого взрыва и его последствий достигло 2000. Еще около 9 тысяч получили ранения разной тяжести.

7 место – «Прованс»

Флагманский французский корабль, нейтрализовавший флот Греции. Один из крупнейших вспомогательных крейсеров своего времени. Затонул после попадания немецкой торпеды в феврале 1916 года. На борту было около 4 тысяч человек, 3130 из них погибли.

6 место – «Генерал Штойбен»

Крупный германский пассажирский лайнер, во время войны переоборудованный в плавучий госпиталь. В 1945 осуществлял эвакуацию из Восточной Пруссии от советских войск. Торпедирован 10 февраля 1945. Согласно утверждениям командира лодки, которая торпедировала лайнер, он был уверен, что это крупный военный крейсер. Погибло более 3600 человек.

5 место – Танкер «Вектор» и паром «Донья Пас»

Крупнейшее кораблекрушение, произошедшее в мирное время. В декабре 1987 года филиппинский паром столкнулся с танкером. В результате погибло около 4400 человек.

4 место – «Армения»

Советский теплоход, потопленный в 1941 году немецкими ВВС недалеко от берега Крыма. Количество погибших точно неизвестно, по разным источникам – от 3 до 5 тысяч человек.

3 место – «Гойя»

Норвежское судно, конфискованное немцами. В 1945 году проводило морскую эвакуацию людей от Красной Армии. 16 апреля корабль был торпедирован советской подлодкой и затонул. Примерное количество погибших – более 6 тысяч человек.

2 место – «Тильбек» и «Кап Аркона»

Два немецких судна, погибших в результате удара британской авиации в мае 1945. Примерное число погибших – 8 тысяч человек, в основном узники концлагерей, подлежащих эвакуации. Точные причины авианалета остаются неизвестными.

1 место – «Вильгельм Густлов»

Рекордсмен по числу человеческих потерь в известной морской истории. В первой половине 40-х использовался немецкими вооруженными силами в качестве плавающего госпиталя. В январе 1945 корабль был торпедирован советской подводной лодкой. По мнению исследователей, число погибших превысило 9 тысяч человек.

Крупнейшие катастрофы грузовых кораблей

По сей день одной из крупнейших нефтяных катастроф остается крушение танкера Amoco «Кадис». Недалеко от британских берегов танкер наткнулся на мель и раскололся надвое. Это привело к разливу более полутора миллионов баррелей нефти.

Среди прочих крушений крупных кораблей можно отдельно отметить происшествия с контейнеровозами. Это одни из крупнейших кораблей в мире , перевозящие многотонные грузы, и каждая такая катастрофа ведет к миллиардным потерям. Так, в июне 2013 года в Аравийском море произошло крушение одного из крупнейших контейнеровозов – «Mol Comfort» с 2400 контейнерами на борту. Конкретная стоимость груза неизвестна, претензии к страховщикам составили около 400 миллионов долларов. Через полтора года после крушения судна и через некоторое время после завершения следствия страховые компании подали иск на том основании, что катастрофа была вызвана проблемами в самой конструкции корабля.

Среди частых причин, вызывающих крушения, можно отметить несколько:

  • Боевые действия, в том числе теракты.
  • Человеческий фактор – недостаточный опыт экипажа и т.д.
  • Другие факторы: нарушение техники безопасности, неправильное распределение грузов, ведущее к деформации, превышение предельно допустимой загрузки судна и т.д.

Какое из кораблекрушений потрясло Вас больше всего, и почему? Поделитесь своим мнением в