Феррара (Ferrara), Италия. Парки и сады. Современный город эпохи Возрождения

Феррара (Италия) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Феррары с описанием, путеводители и карты.

Город Феррара (Италия)

Феррара - город на северо-востоке Италии в регионе Эмилия-Романья, столица одноимённой провинции. Расположена на территории крупной равнины в долине реки По в 50 км от моря. Феррара - великолепный город искусства и одна из столица эпохи Возрождения, исторический центр которого включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Феррара - это отличном место для тех, кто хочет немного отойти от традиционного туристического маршрута Венеция - Флоренция - Рим и прикоснуться к культуре и традициям Северной Италии. Здесь среди извилистых средневековых улочек притаились шедевры искусства, архитектуры и культуры. Самая яркая страница истории Феррары связана с герцогами д’Эсте, которые на протяжении 3 веков правили городом.

Феррара представляет собой интересный пример городского планирования, в котором половина города является средневековой, а другая часть - ренессансной. При этом все это удачно сочетается и пересекается. На тот момент Феррару считали самым современным городом Италии. Посещать это замечательное место лучше всего весной и осенью.

География и климат

Феррара расположена на Паданской равнине в долине реки По. На севере граничит с регионом Венето, на юге - с Болоньей . Город расположен в болотистой местности. Лето жаркое и душное. Зима и осень прохладная и дождливая. В холодное время года в Ферраре часты туманы.


Практическая информация

  1. Население - 132.5 тысяч человек.
  2. Площадь - 404.4 квадратных километров.
  3. Язык - итальянский.
  4. Валюта - евро.
  5. Виза - шенгенская.
  6. Время - центральноевропейское UTC +1 летом +2.
  7. Туристический офис расположен в замке д"Эсте.
  8. Феррара - богатый итальянский город. Поэтому здесь можно найти множество магазинов от бюджетной моды до дорогих бутиков. Основными торговыми районами являются via Mazzini (улица, ведущая от пьяцца Тренто-Триест) и via Garibaldi (улица, ведущая от Palazzo Municipio), а также весь центр города вокруг Кастелло д"Эсте.
  9. Обязательно стоит попробовать в Ферраре cappellacci di zucca (паста с тыквой), al burro e salvia (паста с маслом и шалфеем), al ragu (паста с мясным соусом) и другие блюда итальянской кухни.
  10. По вечерам на главной площади собирается большое количество молодёжи, которые шумно общаются, пьют пиво и коктейли.

История

История Феррары начинается в 5 веке, когда здесь начали селиться беженцы во время нашествия варваров. Во время господства лангобардов здесь была построена крепость. В 8 веке король лангобардов передал город в дар Папе Римскому. Но уже в 10 веке Феррару передали дворянам Тосканы.

В 10-13 веках город быстро рос и процветал, превратившись в один из важнейших и крупнейших городов Северной Италии наравне с Венецией, Флоренцией и Миланом .


В 13 веке к власти в городе пришла семья д’Эсте, при которых Феррара превратилась в один из культурных и научных центров Италии. Эсте определяли облик Феррары на протяжении двух веков, а их двор был одним из самых красивых и роскошных в Европе.

В конце 16 века после падения власти д"Эсте Феррара потеряла независимость и стала частью Папского государства. После наполеоновских войн город был занят австрийцами. А 1860 году вошёл в состав Италии.

Достопримечательности

Главные достопримечательности Феррары расположены в старом городе, который включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторический центр во многом сохранил свой средневековый облик и планировку в стиле эпохи Возрождения. Все самые известные памятники архитектуры и культуры Феррары имеет печать семьи д"Эсте.


Кастелло Эстенсе (замок Эсте) - один из главных символов Феррары. Эта могучая твердыня была построена в 14 веке на месте небольшой крепости. Поводом к строительству послужило восстание граждан. Замок выделяется внушительными пропорциями, башнями, разводными мостами и рвом.


Впоследствии его защитная роль трансформировалось в репрезентативную. Таким образом, замок стал великолепной герцогской резиденцией и был украшен террасами на крыше в верхней части башен, мраморными балконами, внутренним двором эпохи Возрождения (в то время полностью расписанным фресками) и роскошными апартаментами. В четырех углах замка выделяются внушительные башни, символы власти семьи д"Эсте.

Большинство самых популярных достопримечательностей расположено в Centro Storico, что, конечно, совсем не удивительно. В Средние века старый город был окружён крепостными стенами. Центральной площадью Феррары является пьяцца Тренто и Триест с замком на одном конце и собором на другом.


Площадь свободна от автомобилей и часто заполнена рыночными палатками. Здесь располагались главные центры власти: герцогский дворец лордов Эсте; дворец епископов и палаццо делла Раджионе - резиденция гражданских властей.


Собор св. Георгия - кафедральный собор с красивейшим фасадом. Его облик - это своеобразная эволюция архитектуры от романского нижнего яруса, построенного в начале 12 века, вплоть до красивой ранней готической лоджии 16 века. Рядом построена впечатляющая колокольня с розово-белым мрамором в стиле ренессанс. Сторона, которая выходит на площадь Тренто и Триест, представляет собой аркадную галерею с небольшими магазинчиками и называется лоджией торговцев. Над центральной лоджией высечена в камне скульптура Страшного суда.

Улица делле Вольте

Одной из изюминок Феррары является её архитектура и планировка, которая застыла между эпохами Средневековья и Возрождения. Чтобы почувствовать прошлое, просто прогуляйтесь по длинной улице виа делле Вольте или другим старинным улочкам старого города. Здесь под ногами старые мощёные булыжники, а над головой - проходы между зданиями, которые образуют ряд арочных туннелей. Делле Вольте, в отличии от многих таких живописных средневековых улиц, не перенасыщена магазинами и другими туристическими аттракционами.


Восемь километров кирпичных стен, окружающих исторический центр Феррары, являются одними из старейших и наиболее совершенных средневековых и ренессансных оборонительных систем в Италии. Здесь можно посмотреть на все элементы, которые в прошлом города использовали для своей защиты: рвы, городские ворота, бастионы, башни и укрытия для лучников. Сейчас это отличное место для прогулок.


Археологический музей расположен в историческом палаццо di Ludovico il Moro, построенным по заказу Антонио Костабили. Это прекрасный дворец эпохи Возрождения 15-го века с внутренним двором и фресками. Великолепные коллекции музея в основном содержат артефакты греко-этрусского и позднеримского периода.


Аббатство Помпоза - шедевр романского искусства с красивой высокой колокольней. Церковь была основана в 6 веке и с середины 9-го века здесь была община бенедиктинских монахов. Духовная и политическая юрисдикция аббата распространялась на все окружающие деревни. Монастырь имел одну из самых обширных библиотек того времени.

Город Феррара в Северной Италии является признанной столицей ренессанса. Его имя занесено в списки сокровищ ЮНЕСКО. И не только благодаря уникальным по значимости и красоте достопримечательностям. Есть в числе его достоинств позиции, отличающие от многих других объектов, внесенных в знаменитый список. Такие, как имена Петрарки, Тициана, Тассо, Парацельса, Коперника, которые жили в нем. Как звание самого зеленого города Европы из-за количества и ландшафтной ценности его парков. Уникален даже проект городской застройки, относящийся к эпохе Возрождения. Входят в число достопримечательностей прекрасные дворцы и замки, наполненные шедеврами работ знаменитых мастеров. Такие как Кастелло-Эстенсе, Алмазный, Скифанойя и другие.

«Аристократичный», «изысканный» – первые ассоциативные характеристики, возникающие у гостей города. Эта закономерность лежит в основе истории Феррары. Как многие поселения северной пережил бурные времена борьбы за власть и территории. Но все же ему повезло больше, потому что три с половиной столетия он был любимой резиденцией влиятельного рода д’Эсте.

Любимец семейства д’Эсте

Еще в 1184 году случилась некрасивая история, после которой семейство д’Эсте стало претендовать на звание властителей города. Впрочем, интриги, споры, распри продолжались на протяжении трех с половиной веков. Дело для истории обычное. Главное, для Феррары, как для будущей достопримечательности Италии, от этого была только польза.

В 1240 году граждане города признали маркиза д’Эсте своим господином, а его семейство – «вечными сеньорами». На долгие годы династия стала хозяйкой Феррары. Надо заметить, что многие ее представители обладали политическим чутьем, и ловко использовали выгодное расположение города во взаимоотношениях с соседями. Это вело к экономическому расцвету. И позволяло удовлетворять страсть семейства д’Эсте к роскоши. Балы, рыцарские турниры, маскарады стали повседневным явлением. Все это происходило с невероятным размахом.

Только здесь был создан Орден «Золотой шпоры», который существовал даже тогда, когда на всей остальной территории Италии рыцарство отживало. Проводились диспуты о чести, вооруженные турниры, совместное чтение рыцарских романов. В своем подражании роскоши Бургундского двора семейство д’Эсте затмило многие европейские. Сочеталось это с пренебрежением и даже брезгливостью по отношению к простолюдинам. Широко использовались разнообразные формы унижения, наказания, пытки, казни. Не зря те времена называют веком «просвещенного разврата».

Все же в истории д’Эсте оставили положительный след. Именно они сделали город центром науки, искусств, поэзии, литературы. Так, представитель семейства Николо III украсил Феррару прекрасными дворцами и замками, собрал коллекцию древнего искусства. Леонелло д’Эсте не только был автором стихов, но и сделал город родным для многих талантливых поэтов того времени. Борсо д’Эсте обеспечил городу материальное благополучие и мир. В XIV веке был основан Университет, прославившийся высоким уровнем развития науки и образования. Кстати, в нем учились Коперник и Парацельс. Феррарская школа живописи являлась одной из ведущих во времена Возрождения.

Современный город эпохи Возрождения

Не только замки, башни, дворцы составляют достопримечательности Феррары. Сам город – шедевр. Его территория, окруженная девятью километрами старинных крепостных стен, построена по классическим законам градостроительства. Он поровну поделен на средневековую и ренессансную часть, каждая из которых представляет собой симбиоз красоты, гармонии и стиля. Детище архитектора Бьяджо Россетти и сейчас вызывает искренне восхищение.

Семейство д’Эсте поначалу пряталось от внешних врагов, а потом и от доведенного до отчаяния народа в Герцогском Дворце (замок Палаццо Муничипале). Но потом случился бунт горожан, после подавления которого семья переехала в замок Кастелло-Эстенсе. Его достроили, укрепили, а постепенно превратили в образец роскоши и богатства.

Замок Эстенсе окружен рвом и четырьмя башнями, носящими названия Башня Маркизы, Святого Павла, Святой Екатерины и Башня Львов. За суровыми неприступными стенами – элегантные интерьеры, обильно украшенные картинами, росписями, гобеленами, скульптурами. Благодаря ответственному отношению администрации города, все достопримечательности Эстенсе содержатся в идеальном состоянии. Предусмотрены даже специальные приспособления, которые защитят замок от землетрясения.

Широте и размаху роскоши семейства д’Эсте в одном дворце Эстенсе места было мало, поэтому в восточной части Феррары построен замок Палаццо-Скифанойя – великолепное сооружение, представляющее достопримечательность не только города, но всей Италии. Как и Палаццо Диаманте (или Алмазный замок), название которого раскрывает особенность архитектуры этого сооружения – форму ромба. Сейчас в нем располагаются достопримечательности Национальной Картинной Галереи. Свидетель всех исторических эпох – Кафедральный собор Феррары, олицетворяет стиль ломбардской романтики, популярный в северной Италии того времени. Эта достопримечательность носит имя Святого Георгия – покровителя города.

Роскошь впечатлений для туристов

Не только осмотр Кастелло-Эстенце, Скифанойи, Кафедрального собора, но и многое другое подарит великолепный город. Фестиваль Монгольфьеров в течение 10 дней будоражит воображение зрителей. Яркие эмоции принесут знаменитые скачки Палио. А после них по улицам города проходит красочный карнавал. С 1259 года хранят горожане эту традицию!

Все большую популярность завоевывает фестиваль «Феррара под звездами». В нем принимают участие все, кто считает себя талантливым музыкантом. На нем побывали Горан Брегович, Сезария Эвора, Боб Дилан, джазист Ян Гарбарек, многие другие современные популярные исполнители.

Как каждый город Италии, Феррара вкусно и сытно накормит своих гостей. В многочисленных тратториях, кафе, ресторанах можно отведать все национальные блюда. Есть даже мишленовский ресторан - достопримечательность, в которую можно попасть только по предварительной записи. Очень уж много желающих!

Это процветающий coвpeменный тopговый цeнтр неподалеку oт реки По. Феррара распoлoжена в вocточной части региона , нa пути из в Падую и далее в .

Пepвое упоминание о поселении c таким названием появилось в 757 году при папе Стефане II. Мecтo в дoлине реки По, неподалеку oт впадения в нее притока Дарсены, оказалось удобным форпостом, и вскoре сюда стaл и стекаться люди в поисках защиты oт набегов лангобардов. Благоприятное распoлoжение города - нa пересечении основных путей oт Адриатического побережья в дoлине реки По, a тaкже между Романьей и ceвepными областями - сделало его предметом постоянных столкновений между папой и императором. В Ферраре победили гвельфы, котopых пpeдcтавляло семейство Эсте, и в 1264 году вo главе Синьории оказался Обиццо II д’Эсте.

Пpaвя Феррарой в течение тpex c половиной столетий, пpeдставители этого семейства преобpaзили и увеличили город. Пocледним феррарским герцогом из этой семьи был Чезаре д’Эсте. c уходом Д’Эсте в 1598 году столица герцогства приходит в упадок.

В 1796 году город зaxватили французские вoйска и зa время своего пребывания paзрушили многие памятники apxитектуры и вывезли бронзовые статуи и yкpашения для переплавки нa артиллерийские орудия. Пocле изгнания зaxватчиков в 1815 году Феррара внoвь была приcoeдинена к папским владениям, a в 1860-м волеизъявлением народа город стaл частью Королевства Италия.

На улицах города мало машин и мотоциклов, большинство горожан пepeдвигаются пo старинным улицам нa велосипедах. В гостиницах туристам предлагают этот вид транспорта совершенно бесплатно.

Погода в Ферраре:

Достопримечательности Феррары:

Посмотреть все достопримечательности Феррары моджно за 1 день, а если не ходить прям по всем-всем достопримечательностям, то пол дня хватит.

Собор Сан-Джорджо

Главным памятником эпохи Сpeдневековья остается собор C ан-Джорджо (Cattedrale di San Giorgio , XII в.), пoсвященный покpoвителю Феррары св. Георгию. Строительство собора нaчaл епископ Ландольфо, объявив среди городской знати конкурс нa пpaво спонсировать возведение собора. Такой чести удостоился Гульельмо I дельи Аделарди - его конный монумент yкpашает главный (зaпaдный) фacaд храма.

Мастер Николаус, итальянский apxитектор и скульптор, paботавший в XII вeкe, построил собор дo пepвого уровня галерей - лишь центpaльный неф возвышался над ocтальными.

В XVIII-XIX веках зaпaдный фacaд получил то изысканное убранство, котopое мы видим сегодня, но, отдавая дань уважения таланту Николауса, зa новым порталом сoxpaнили построенный им романский вход.

Изнaчaльно главным считался нe зaпaдный вход, a южный , обращенный нa тopговую площадь. Его называли Воротами пилигримов (Р orta dei Pellegrini ), так кaк здecь заканчивалась via San Romano (виа Сан-Романо), берущая нaчaло oт порта нa реке По. Странники, проплывавшие мимо Феррары, приходили поклониться св. Георгию. Дpyгое название южного портала - Ворота месяцев (Porta dei Mesi ): его yкpашают фигуры людей, занятых определенным делом соответственно календарю.

Двуликий Янус (символ Старого и Нового гoдa) - январь, вооруженный всадник, вероятно, - май (в это время oбычнo отпpaвлялись в военные походы), сборщик винограда - сентябрь. Фpaгменты южного портала cильнo пocтрадали, и нe всe символы поддаются расшифровке.

  • Cобор Cан-Джорджо
  • Piazza della Cattedrale
  • ежедн. 08.00–12.00, 15.00–19.00, вx. св.

От главного фacaда собора corso Martiri della Liberta вeдeт к oгpoмному замку Кастелло-Эcтенсе:

Замок Кастелло-Эcтенсе

Раньше в этoм месте пpoxoдили оборонительные cтены Cтарого города, нo пocле тoго, кaк в 1492 году нaчaли строительство района Эрколе, нa мecте прежних укреплений проложили самую элeгaнтную улицу в Ферраре.

Строительство замка нaчaлось в 1385 году пocле вызванного чрезмерными налогами грозного восстания, вo время котopого чернь убила старшего советника Томазо да Тортона. В пepвонaчaльный план была включена часть оборонительной системы нa ceвepе города - Львиная башня (Torre dei Leoni ). Название башня получила eщe в 1248 году, кoгда Аццо VII д’Эсте Новелло одержал победу над самим императором Фридрихом II. В качестве трофея победитель привел c собой в город двух львов, a нa башне приказал помecтить их символические изображения в память о значимости его заслуг пepeд отечеством. Там жe высечен девиз династии Эсте - Sempre avanti ! («Всегда впepeд!»).

Три бастиона обpaзовали вмecте c Львиной башней прямoyгольник, окpyженный двухъяpycными cтенами. Пepвонaчaльно в замке наxoдился гарнизон, нo со 2-й половины XV вeка замок стaл частью графской резиденции. Фамильный дворец Эсте наxoдился практически нaпpoтив и был coeдинен c замком крытым переходом.

При Эрколе II (1534-1559) в Кастелло размecтился Дворец пpaвосудия. В oднoй из башен paсполагались тюремные камеры. Среди их узников были Уго д’Эсте (сын Николо III) и Паризина Малатеста (жена тoго жe Николо III), уличенные в прелюбодеянии, Гуидо и Ферранте д’Эсте, обвиненные в заговоре против Альфонсо I.

В XVI вeкe строительство замка было завершено. Apxитектор Джироламо да Карпи заменил каменные зубцы балконами и создал висячий апельсиновый сад Лоджия-дельи-Аранчи , для чего приказал высадить апельсиновые деревья в отверстия, сдeланные в каменном полу террасы, обнесенной кирпичной cтеной c yзкими прорезями. Говорят, чтo сквозь них дамы семейства Д’Эсте подглядывали зa тeм, чтo происходит нa городских улицах. Пocле смерти пocледнего пpeдставителя династии замок стaл резиденцией кардиналов, упpaвляющих Феррарой oт имени папы. c 1859 гoдa Кастелло-Эcтенсе принадлежит городским властям.

  • Кастелло-Эcтенсе
  • Largo Castello, 1
  • зима: вт–вс 09.30–17.30
  • лето (1 июня - 31 авг.): вт–вс 09.00–13.00 и 15.00 - 19.00
  • Кассы закрываются за 45 минут до закрытия.
  • закрыто: 25 дек., по понедельникам с окт. по фев.
  • Вход: 6 евро,
  • дети 12 - 18: 3 евро,
  • дети до 12: 1 евро.

Casa Romei

В 15 мин ходьбы oт замка наxoдится Каза-Ромеи (Casa Romei , XV в.), дворец, в котopом жила Лукреция Борджа пocле свадьбы c герцогом Альфонсо д’Эсте в 1502 году. Интepьеры нe сoxpaнились, нo в залах мoжно yвидeть фрески и скульптуры вpeмен Ренеccанса.

  • Каза-Ромеи
  • via Savonarola, 30
  • вт–вс 08.30–19.30

Палаццо Скифанойя

Название палаццо Скифанойя (Palazzo Schifanoia ) тpaдиционно переводится примерно кaк «избежать скуки» (ит. schivar la noia).

Палаццо нaчaли строить eщe в 1385 году при маркизе Альберто д’Эсте V. нo решающую роль в судьбе парадной резиденции Эcтенсе сыграл маркиз Борсо (1413-1471), котopый развернул paботы нe тoлькo пo дoстройке, нo и пo yкpашению дворца, привлекая caмых извecтных apxитекторов тoго вpeмени - Пьетро Бенвенути дельи Ордини и Бьяджо Россетти. Он приказал построить так называемый Салон Месяцев - маркиз ожидал oт римского папы пожалования титула герцога Феррарского (чтo и случилось в 1471 г.) и готовил роскошный зал для торжества.

Cтены (540 м2) были yкpашены фресками , пoсвященными 12 месяцам гoдa, причем тема прочитывается и пo вертикали, и пo горизонтали. Caмaя верхняя полоса пpeдcтавляет мифологический цикл coгласно астрологическим трактатам тoй эпохи.

На втopом уровне мoжно paзличить символы знаков зодиака в окpyжении триад (малых созвездий). Далее следуют сцены из жизни самого Борсо д’Эсте, гдe изображены его деяния разных лет, распoлoженные пo месяцам, в котopые они происходили.

Вo вpeмена французской оккупации cтены дворца побелили, нo в 1821 году фрески были слyчайно обнapyжены. Уже нe oдин десяток лет ведутся pecтаврационные paботы наследия, признанного caмым значительным нерелигиозным фресковым циклом эпохи Ренеccанса.

  • Палаццо Скифанойя
  • via Scandiana, 23
  • вт-вск. 09.00–18.00
  • Закрыто: 11, 6 и 11 янв., 25 и 26 дек.
  • Вход: € 6,00
  • до 18 лет - бесплатно, 18 - 25 лет: € 2,00

Палаццо деи-Диаманти

Единственное светское сooружение, удостоенное в Ферраре мpaморной облицовки, - палаццо деи-Диаманти(Palazzo dei Diamanti , 1492). Название переводится кaк «Бриллиантовый дворец» и связано c тeм, чтo фacaд здания yкpашен 8500 камнями, напоминающими ограненные алмазы. Сейчac в здании дворца распoлoжена Национальная картинная галерея (Pinacoteca Nazionale ), гдe выставлены paботы художников из Феррары со Средних веков дo XVIII века.

  • Палаццо деи-Диаманти
  • Corso Ercole I d’Este, 21
  • еж. 9 - 19
  • Вход: 11 евро
  • 6 - 18 лет, пенсионеры, студенты: 9 евро


Палио Феррары

Тpaдиционные скачки «палио» в Ферраре впepвые упоминаются в своде законов 1279 гoдa. В них принимали участие мужчины, женщины и всадники нa невзнузданных и неоседланных лошадях и ослах. Ha фресках (XV в.) палаццо Скифаноя в Салоне Месяцев, в секторе, пoсвященном апрелю, мoжно yвидeть участников палио, a герцога Борсо д’Эсте – вo главе жюри.

Забеги дo сих пор ежегoднo проводятся в пocледнее воскресенье мая нa пьяцца Ариостеа. Пepвыми двa полных круга бегут мальчики (Corsa dei Putti , забег пoсвящается св. Роману) и девочки (Corsa delle Putte , посв. св. Павлу). К участию дoпускаются ypoженцы провинции Феррара нe старше 16 лет. Caмaя забавная часть праздника – ослиные бега (Corsa delle Asine , посв. св. Маврелию). Упрямцы стартуют, кoгда захотят, a то и вовсе нe двигаются c мecта. Дo окончания заезда всадник нe дoлжен касаться ногами земли, даже если осел остановится или вдpyг ляжет. Требуется немало вpeмени и терпения, чтoбы старт прошел пo пpaвилам. Забег paссчитан нa 3 круга, нo если чeрeз 20 мин ни oдин ослик нe дoберется дo финиша, победителем признается зaкoнчивший хотя бы пepвый круг. В пocледнем забеге соревнуются всадники нa породистых неоседланных лошадях (Corsa dei Cavalli , посв. св. Георгию). Победителей награждают штандартом святого, котopому пoсвящалось соревнование.

Карта Феррары


Безмолвные стражи Кафедрального Собора герб Феррары

Меня, как магнитом, притягивают места, связанные с фамилией Борджиа. Этот период истории очень интересен, как с точки зрения событий, так и в человеческом плане. Колоссальная фигура – Родриго Борджиа (Rodrigo Borgia), посвятивший свою жизнь цели-стать наместником Бога на земле, и добившийся ее, став Папой Римским Александром VI. Он вершил не только судьбу своих детей, но и историю европейских государств, начав, пусть в собственных корыстных целях, объединение Италии в единое государство. Какие драмы разворачивались на этой исторической сцене-дух захватывает.

Поэтому, когда впереди замаячила однодневная поездка в Феррару (Ferrara), я согласилась не раздумывая. Помимо того, что этот город интересен персонажами, населявшими его, он, как старинная шкатулка, доверху набит драгоценностями. Такое количество культурных ценностей на квадратный метр встретишь, пожалуй, только в Риме.

Город и его окрестности представляют исключительную историческую и материальную ценность, и находятся под защитой ЮНЕСКО. А для меня это еще и город, где провела большую часть своей жизни, умерла и погребена Лукреция Борджия (Lucrezia Borgia) – единственная дочь папы Александра VI (Борджиа). Судьба ее трагична, как и история всей этой семьи.

Готовясь к поездке и выбирая, что же в первую очередь посетить в Ферраре, я поняла, что туда нужно будет возвращаться снова и снова. Осмотреть за один день все то, что достойно быть осмотренным, просто невозможно, потому что осматривать там нужно ВСЕ.

Выйдя на соборную площадь (piazza Catedrale) и узрев Кафедральный собор (Cattedrale), мне в очередной раз пришла в голову мысль о том, что человечество – то есть мы, если уж не можем создать хотя бы малое подобие того, что открылось перед моими глазами, то обязаны хотя бы сохранить эту Божественную красоту для тех, кто будет жить после нас.


Собор (Duomo) в Ферраре

Именно это и делают сейчас феррарцы. 20 мая 2012 года в регионе недалеко от Болоньи произошло сильное землетрясение, от которого пострадала и Феррара. И год спустя следы этого бедствия видны повсюду.

У меня сжалось сердце, когда я делала снимки в базилике Святого Франческо (chiesa di S.Francesco). Предательские трещины, словно глубокие морщины на прекрасном лице, испещряют стены. Большая часть базилики закрыта для посещений, там ведутся реставрационные работы. Небольшая часть у алтаря открыта с бокового входа для верующих и туристов.

Вот несколько фотографий из базилики.


Церковь Святого Франциска (Chiesa di SюFrancesco)
Внутри церкви Святого Франческо
Гробница в церкви Святого Франческо
Элемент надгробия
Закрытая на реставрацию часть церкви (фото из интернета)

Бродя по городу, замечаешь повсюду строительные леса и радуешься этому. Слава Богу, все постепенно восстанавливается. Во внутреннем дворе замка Эстенсе (castello Estense) к годовщине землетрясения была приурочена выставка фотографий, сделанных в разных местах региона вокруг Феррары, запечатлевших ужасную картину разрушения. Остается только надеяться, что подобное если и повториться, то лет через 500, ведь последнее сильное землетрясение в Ферраре случилось в 1570 году.


Внутренний двор замка Эстенсе, где организована фотовыставка Одна из многочисленных фото работ

К счастью кафедральный собор совсем не пострадал. Архитекторы говорят, что самые старые постройки, а собор датируется 1135 годом, обладают эластичностью. Несколько необычный термин в применении к строениям.

Побродите по Феррарскому кафедральному собору вместе со мной, порадуйтесь тому, что мы все еще можем любоваться на чудом сохранившуюся красоту, поблагодарите мысленно старых МАСТЕРОВ. Умели люди строить.

Крыльцо центральной части Собора украшает Лоджия Благословения со статуей Мадонны с младенцем на руках, эпизоды из Евангелия, скульптуры людей и животных.


Лоджия Благословения
Скульптура Мадонны на фасаде Собора

Колокольня Собора была спроектирована в 1412 году архитектором Львом Батистом Алберти, но осталась незаконченной. Она демонстрирует классический римский вкус-цветной камень, четыре блока кладки, разделенные выступающим бордюром, на котором возвышаются арки, стоящие на колонах, украшенных декоративными элементами.


Колокольня Собора с примыкающими Торговыми рядами

С южной стороны видна галерея Торговых рядов со следами двух заложенных старинных дверей – дверь Стайо и дверь Времен года. Их заложили, чтобы разместить вдоль стены магазины.

Внутренняя часть собора неоднократно перестраивалась, но в первом пролете вестибюля сохранились оригиналы скульптур атлантов, два саркофага, датируемые V и VI веком, сосуд для святой воды времен римской империи.


Кафедральный Собор

Стены его покрыты вызолоченной штукатуркой, выполненной в конце 16 века. А внутренняя часть купола украшена фресками, изображающими сцену Страшного суда (работа Бастианино (Bastianino) 1577-80). Она напомнила мне купол Сикстинской Капеллы (Cappella Sistina), роспись которой выполнил Микеланжело (Michelangelo).


Дуомо

Отдав дань Собору, я почти бегом направилась к замку Эстенсе (Castelo Estense). Именно он является лицом и визитной карточкой Феррары.


Замок Эстенсе (Castello Estense)

Строительство его было начато в 1100 году, и включилo в себя три строительных периода, абсолютно разных по стилю и времени, проводимые хозяевами в соответствии со своими надобностями, и придали ему тот облик, который теперь мы лицезреем.

Не берусь утверждать на 100 процентов, но, по-моему, сейчас это единственный замок в Италии, окруженный оборонительным рвом, наполненным водой. Местные жители говорят, что в ней живут чудовищных размеров карпы, но я, сколько не вглядывалась, так и не смогла разглядеть хотя бы хвостик, уж больно вода грязная.


Замок Эстенсе

На месте замка сначала возвели Смотрительную башню, затем Маркиз Николо II перестроил башню в крепость, создав основание и построив широкие бастионы, что являлось новым словом в оборонительной технике того времени.

Были спроектированы еще четыре башни, но их возведет уже семья Эстенсе, создавшая Крепость, как оборонительное сооружение от внешних врагов, с одной стороны, и как убежище для себя для защиты от собственных же подданных, неоднократно бунтовавших против своих властителей, с другой.


Ров, наполненный водо й

В 1385 году во время гражданского восстания толпа растерзала на части судью старейшин и налогового советника, безжалостного сборщика налогов герцога Марке. Герцог после этого, скоренько собрав вещички, перебрался внутрь замка на житье со всем своим семейством.

Третью фазу строительных работ начал уже Ерколе II в период 1534-1559 годы. В это время уберут башенные зубцы замка, навесив балконы и тем самым увеличив его высоту, и засыплют землей старинный канал Понфолио, сделав под ним другой, тайный канал, снабжающий водой оборонительный ров вокруг замка.

Через разводной мост я прошла во внутренний двор замка, и сделала фотографию, открывающегося оттуда вида. Теперь вы можете представить себя на месте бойца охранения 15 века, глядящего в амбразуру средневековой крепости 🙂


«Вид из окна» амбразуры замка

А какой старинный свинцовый плафон со слюдой в переплетах висит под потолком в переходе!


Светильник

Высоко на внутренней стене старинный факел, бородатый от вековой пыли, словно забыт нерадивыми герцогскими слугами.


Факел

Колодцы с питьевой водой во внутреннем дворе замка вы уже видели на фото выше (выставка фотографий, посвященная годовщине землетрясения). А это крышки на них. Ясно, что закрывали, а то переплывет кто-нибудь ров ночью, проберется внутрь тайком да яду сыпанет в колодец-и все, конец герцогу и его семье. Необычно то, что крышка с сетками, обычно их покрывают тяжелые каменные плиты. А наполняли колодцы водой четыре подземных бассейна, собиравших дождевую воду.


Крышки колодцев в замке Эстенсе

Осматривать экспозицию замка я не стала, хотя руки так и чесались купить билет, ведь там расположены потрясающие по красоте фрески, украшающие и Игральный зал, и зал Авроры, и знаменитые герцогские кухни, и есть даже тюрьма, в которой содержали очень именитых пленников. Как мне сказали, экспозиция очень большая, на нее нужно потратить более 4 часов, которых у меня не было. Вот и повод номер один, чтобы вернуться в Феррару.

А моя цель — найти дом Ромеи (casa Romei), который посещала Лукреция Борджиа, и, находящийся рядом с ним Monastero del Corpus Domini, или монастырь Клариссы (Monastero Clarisse), где находится место ее упокоения.

Прямо напротив Кафедрального собора голодный глаз туриста и страшной сладкоежки углядел восхитительную витрину с пирожными и очень симпатичными коробками, в которых все тот же наметанный глаз определил нечто, прежде мною не виданное. Ну, конечно, это местные феррарские сласти.


Пампапато (Pampapato)

Я, по возможности, стараюсь привезти домой в качестве сувенира что-то сугубо местного производства – сыр, вино. В Ферраре это ПАМПАПАТО (PAMPAPATO)-местный шоколадный бисквит, приготовленный из муки, масла, меда, миндаля и орехов и прочей кондитерской радости, покрытый сверху шоколадной глазурью, остающийся внутри мягким, и хранящийся почти 4 месяца.

Коробочку я припасла для дома, а сама с удовольствием отведала это самое pampapato и другое необычное пирожное, которое тоже делают только в Ферраре, и только в этой PASTICCERIE (кондитерской).

Знаете, что используют в качестве украшения пирожного? Пасту, да-да, итальянские тальятелли, подсушенные и посыпанные сахаром. Внутренняя прослойка в них состоит из миндаля, орехов и меда. Очень вкусно.


…вкуснотища…

Милая сеньора, работающая в этой pasticerie, поведала мне, что кондитерская принадлежит семье ORSATTI более 150 лет, и уже пятое поколение делает не только такие вот вкусности как pampapato, но еще и хлеб печет. Посмотрите, какой он необычной формы, этот феррарский хлеб…


Феррарский хлеб

Узнав, что я пишу об Италии и сюда приехала специально, чтобы написать о Ферраре, мне сделали прекрасный подарок. Молодые представители семьи Orsatti не только продолжают бизнес, но еще и издали книгу, посвященную делу, которым занимается семья. Очень изысканное издание, сделанное с большой любовью и на прекрасной бумаге, снабженное редкими фотографиями. Эту книгу я получила в подарок. Она называется «Истории о мужественных людях».


Книга «Истории о мужественных людях»

С удовольствием ставлю в статью и фотографию кондитерской с милой дамой, работающей там, и фото книги, и фото феррарского хлеба из нее, так как свой мы съели, не успев даже его сфотографировать.


В пастиччерии

На вкус этот хлеб, как почти весь итальянский хлеб, очень отличается от нашего, родного. Он словно бумажный. Заявляю с полной ответственностью: наш хлеб-самый вкусный, особенно черный.

Я брела по улочкам Феррары, делая по дороге снимки понравившихся мне уголков. В историческом центре любого итальянского города за редчайшим исключением почти нет зелени. Каменные, вымощенные брусчаткой, узкие улочки, черепица крыш. Но улицы Феррары настолько узки, что найти кафе со столиками снаружи можно только на центральной площади. На некоторых via пешеходу нужно быть очень осторожным, когда рядом разъезжаются две встречные машины.

А вот и casa Romei. Какой неприступный суровый дом, длинный, высокий. Он сохранился в своем первозданном виде с 15 века. Но сквозь кованные приоткрытые ворота просматривается прекрасный внутренний зеленый двор с колодцем в центре, носящий очень гордое название – сад Чести.


внутренний двор Дома Ромеи

Имя этого дома было унаследовано от первого владельца, богатого банкира, выстроившего его в 1445 году. После его смерти дом будет подарен монастырскому женскому братству Кларисс. Лукреция Борджиа и ее сын Ипполит II посещали его. Дом был полостью заброшен, и только в 1952 году государство его выкупило и привело в Божий вид.

Когда я увидела прекрасные фрески в зале Сивилл (Sala delle Siville) и в зале Пророков, порадовалась, что они окончательно не погибли за годы войны и запустения.

Стены зала украшены фресками в виде фигур двенадцати женщин, находящихся внутри розового сада, и передающих свиток с пророчествами о пришествии Христа. Сивиллы представляют собой совершенство женщины, сравнимое с фигурой Святой Девы Марии. Они принадлежат кисти ломбардских художников Андреа ди Пьетро(Andrea di Pietro) и Джованни Галеaццо (Giovanni Galeazzo) и датируются серединой 16 века. Они уникальны.

Снимать фрески, как оказалось, было нельзя, даже без вспышки. Поэтому фото ставлю из интернета, те, что удалось найти.


Зал Севилл

Для меня каждый новый город, который удается увидеть, всегда связан с людьми, с которыми тебя сводит судьба. Именно они одушевляют мои воспоминания. Иногда это встречи, которые помнишь всю жизнь.

Вот и Феррара преподнесла мне несколько подарков. Я же везучая 🙂

Милая стройная темнокожая женщина на чистейшем итальянском языке заговорила со мной.

Наталина (Natalina Correggioni), африканка по матери и итальянка по отцу, работает гидом в этом музее. Она сопровождала меня по первому этажу экспозиции, рассказывая и показывая удивительные вещи.


Natalina Correggioni

Час пролетел словно 5 минут, и я с большим сожалением покинула мою очаровательную и эрудированную спутницу.

Об одном жалею — не нашла я фотографий ванны банкира. Жаль… В тот период времени любителей мыться было не особенно много, а эта ванна, право слово, заслуживает внимания. Емкость в полу размером 2 на 3 метра глубиной около 70 сантиметров с отверстием для стока воды НИКОГДА не облицовывалась мрамором, потому что в Ферраре своего мрамора нет. Она была выложена терракотовыми плитками, не сохранившимися до наших дней. На мой вопрос – а что, банкир не мог себе позволить привезти мрамор и облицевать собственную ванну, Наталина только улыбнулась.

Второй этаж дома с анфиладами комнат и великолепным каминным залом заслуживает эпитетов с множеством восклицательных знаков. Роспись потолков в одном из залов, напомнили мне росписи в Палаццо Веккио (Palazzo Vecchio a Firenze) во Флоренции.

Молодая девушка-гид объяснила с сожалением, что даже книжку с фотографиями купить не получится, не продлен контракт с книжным магазином. Деньги ушли на реставрацию после землетрясения. «Мы ведь не такие знаменитые, как остальные музеи, только пять лет, как повесили табличку снаружи. Многие итальянцы не знают о нашем существовании, не говоря уже о туристах».

Ну что же, на часах 15-30, время открытия церквей в послеобеденное время. Можно идти в монастырь.

Церковь Тела Христова – Монастыря Клариссы, находится почти рядом с домом Ромеи. Поскольку церковь принадлежит действующему монастырю, дверь в нее всегда закрыта.

С волнением я нажала кнопку звонка и спросила, можно ли осмотреть церковь. Мне объяснили, где находится вход, и я, обойдя здание с левой стороны, нашла входную дверь, и снова позвонила. Дверь открылась, и я вошла внутрь.


Внутренне убранство церкви Тела Христова в монастыре Клариссы

Маленькая уютная церковь с великолепными живописными и скульптурными работами по стенам, с летящей по воздуху Святой Катериной под голубым куполом, напоминала бы изящную безделушку светской дамы, если бы не разделяющая внутренне пространство церкви надвое решетка слева в глубине, за которой я увидела два приветливых лица в черном монашеском одеянии.

Сестры монастыря — одна постарше, другая моложе, пригласили меня осмотреть церковь, предупредив, что снимать нельзя. Как же я расстроилась. Сестры заметили это, поинтересовались, что случилось. Я объяснила им, что пишу о семье Борджиа и, в частности, о Лукреции, и только ради посещения монастыря приехала в Феррару.

Если бы моя камера меня подвела, я бы этого, наверное, не пережила.

Но фото получились. и вы можете полюбоваться внутренним убранством церкви Тела Христова.

Эта церковь также связана с именем Святой Екатерины из Болоньи. Я обязательно отдельно расскажу о ней.

Меня сопровождала вторая сестра Марияграция (Mariagrazia), совсем ребенок, как мне показалось вначале. Чистые ясные глаза, добрая улыбка…

Я прошла во второй зал церкви и остановилась у алтаря изумительной работы, перед которым в полу лежали шесть светлых старинных мраморных плит, на поверхности которых уже с трудом можно разобрать стершиеся за 500 лет хождения по ним выбитые на латыни имена и родовые гербы.


Алтарь и могилы Лукреции Борджиа (Lucrezia Borgia) и ее мужа Альфонсо I Д`Эсте (Alfonso I D`Este)

«Томба Лукреции Борджиа в верхнем ряду в середине», — прозвучал голос сестры. Она так и стояла внутри той части помещения, что отгорожена решеткой.

«Мы покидаем монастырь только для визита к врачу, и чтобы проголосовать на выборах. Я здесь уже 18 лет. Мне был 21 год, когда я пришла сюда против воли моих родителей. Я играю на гитаре и пианино, и через музыку я пришла к Богу».

Мы говорили и говорили с сестрой Марией, и мне не хотелось уходить. За долгое время я видела перед собой по-настоящему умиротворенного и счастливого человека.

Был момент, когда я хотела попросить ее сделать фото на память, но потом поняла, что это не нужно. Слова, которые она мне сказала, врезались в мое сердце, а ее глаза – в мою память.

Сейчас, когда я пишу эти строки, передо мной на столе лежит маленькая книжечка на итальянском языке «Катехизис Святой Екатерины», на задней обложке которой в самом низу маленькими буквами написан электронный адрес сестры Марии. Слава Богу, монастырь идет в ногу со временем, надеюсь, мы не потеряемся.

С каким миром в душе я покидала стены монастыря. Не зря меня так тянуло сюда.

Спасибо Лукреции Борджиа.

Через 5 столетий она словно протянула мне руку и привела в место, в котором я, никак того не ожидая, обрела нового друга. Может быть моя благодарность ей будет той маленькой капелькой, которая переполнит чашу, и ей простятся все грехи… Грехи?

Продолжение статьи о Лукреции Борджия в ближайшее время.


Могила Лукреции Борджиа (Lucrezia Borgia)

Часы работы музеев Феррары, о которых идет речь в статье.

Музей дома Ромеи

Via Savonarola, 28-30 Ferrara

часы работы

понедельник 8.30-14.00

вторник-пятница 8.30-19.30

суббота 14.00-19.30

воскресенье 8.30-14.00

Стоимость билетов взрослый € 3,00 бесплатно для жителей ЕС и старше 65 лет

тел. билетной кассы 0532 234130

Фотографий из Феррары я привезла много.

Вы можете еще побродить по ее улочкам, подышать этим удивительным воздухом, пропитанным искусством.


Центральная площадь Феррары


….на страже…

  1. monika

Эмилия-Романья, расположен на востоке Паданской равнины, в дельте реки По. Около XII в. река изменила свое русло, и сейчас она протекает в 5 км к северу от Феррары. Все основные исторические достопримечательности Феррары расположены компактно. Город окружают зеленые луга, через которые проложена сеть велосипедных дорожек.

РЫЦАРИ ФЕРРАРЫ

Феррару сами итальянцы часто называют «метафизическим городом», имея в виду ее счастливый жребий в истории. Знала Феррара и периоды упадка, не миновали ее войны и эпидемии чумы, но свой прекрасный облик она сохраняла всегда.

Первое поселение на месте Феррары у брода через один из рукавов реки По в ее дельте — По-ди-Волано, по свидетельствам археологов, возникло приблизительно в IV—V вв., когда жители Аквилеи бежали в глухие места Апеннинского полуострова от варваров, разрушивших Западную Римскую империю. С 568 г. жители этих мест добровольно перешли под власть близкой географически и сильной экономически византийской Равенны. Для защиты от лангобардов на месте будущей Феррары была даже построена крепость, которую лангобарды все же взяли, но надолго удержать не смогли. Первое письменное упоминание о городе с названием Феррара датируется 753 г., оно содержится в донесении о переходе земель в дельте По под власть папы римского Стефана II, после того как их отвоевал у лангобардов франкский король Пипин Короткий.

По поводу происхождения названия города существует несколько версий-легенд. По самой древней из них, строители города решили дать ему имя в честь Феррары (или Фрары) — очаровательной дочери Марко, самого умелого и знающего строителя города. По другой версии — название происходит от латинского слова «феррум» — «железо», здесь, на берегах По, действительно с древних времен стучали молоты кузнецов. По третьей — от сорта твердой пшеницы «фарро», она в этих местах хорошо растет. По четвертой — от водного растения «фаррариа», в дельте По оно произрастает изобильно. В летописях Средних веков встречаются сведения о ярмарках, проходивших в Паданской долине дважды в год, под названием «Фериарум Ареа». «Фериарум» на латыни означает «каникулы», а это понятие, в общем, для крестьянина синонимично времени ярмарок. Затем в разговорном языке эти два слова слились в одно — «Феррара». Историки среди этих версий так и не выбрали единственную «правильную». Возможно, потому, что между всеми версиями можно обнаружить связи, хотя и неявные, но все так или иначе характеризующие именно это место, на котором возник именно этот город.

Небесный покровитель Феррары Святой Георгий был, как известно, рыцарь, победивший дракона. И в этом городе произошло слияние символа, духа и реальных дел властителей города. Герцогский дом д’Эсте, древний аристократический итальянский род, правил Феррарой с 1268 по 1598 г. Бывало в истории правления этого дома всякое, и по своим личностным качествам д’Эсте были, естественно, разные люди. Но интриговали в борьбе за власть и воевали они нисколько не меньше, чем другие высокородные особы Италии. Была у представителей почти всех поколений этого благородного семейства еще одна общая достойная черта — все они были приверженцами идей просвещения, щедрыми покровителями науки и искусства. И все то время, что герцоги д"Эсте пребывали у власти, все они неустанно заботились о процветании и блеске Феррары. В 1391 г. в Ферраре открылся один из первых в Европе университетов. Его выпускниками были физик Амато Лузитано, математик, писатель и философ Челио Кальканьини, астроном Доменико Мария Новара и его великий ученик Николай Коперник, алхимик и врач Парацельс, Джироламо Савонарола и многие другие выдающиеся ученые и мыслители. При дворе феррарских герцогов творили знаменитые поэты и художники: Лудовико Ариосто, Торквато Тассо, Андреа Мантенья и Тициан, Джованни Пико делла Мирандола и Пьетро Бембо. В середине XV в. складывается знаменитая Феррарская школа живописи (Козимо Тура, Эрколе де Роберти, Франческо дель Косса и другие), для которой характерны символические образы (особенно во фресках), сложные приемы в передаче света и перспективы. В XV—XVI вв. Феррара обретает заслуженную репутацию одного из интеллектуальных центров страны.


«РАСШИРЕНИЕ ЭРКОЛЕ»

Феррара имеет репутацию и «первого современного города Европы». Под этим в данном случае понимается его рациональная планировка, получившая не только в истории города, но и — шире — в истории мирового градостроительства название «расширение Эрколе».

Термин этот возник от имени герцога Эрколе I д’Эсте (1431-1505 гг.), поручившего создание «идеального города» выдающемуся архитектору своего времени Бьяджо Россетти (1447 — ок. 1516 гг.), с задачей удвоения его площади в результате расширения на север, максимального благоустройства и украшения. Именно этим двум людям Феррара более всего обязана тем, что ныне город внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1995 г.). Россетти был человеком смелым и решительным, однако действовал всегда обдуманно.

Прежде чем начать создавать новый план Феррары, он тщательно изучил ее старую часть и сумел, учитывая все тонкости и нюансы уже имевшегося архитектурного наследия, найти гармоничный баланс между сложившейся к XV в. средневековой структурой и зданиями новейшей для того времени архитектурой, а также значительно перестроенными по канонам итальянского Ренессанса старыми. При этом если что-то и сносилось, то лишь в случае крайней необходимости и с учетом практической пользы от таких действий. Прокладывались новые прямые и широкие улицы, ориентированные относительно старых римских дорог. Их обрамляла сеть узких улочек и тупиков, а старинные тесные кварталы через постепенные расширения выходили на просторные светлые площади и зеленые уголки. И никто не мог упрекнуть Россетти в том, что он нарушил законы перспективы или покусился на создания зодчих-предшественников. В результате его работы в новой части города появилось две важные городские магистрали — Корсо-Эрколе-д"Эсте, идущая с юга на север, а с запада на восток шла еще более широкая улица, ныне разделенная на несколько улиц. Эти магистрали пересекаются на перекрестке Ангелов, к которому выходят три палаццо: Турки-ди-Баньо, Проспери-Сакрати и Палаццо ди Диаманте (Алмазный дворец).

Так и получилось в Ферраре, что удивительно органично, не оставляя впечатления эклектичного диссонанса, сосуществуют романский стиль, готика и ренессанс, нередко — в одном и том же здании. А в другом, более крупном масштабе, историческая Феррара — это практически два города: средневековый и ренессансный, то есть Старый город и «расширение Эрколе», плюс, конечно же, строения Нового времени и современные. Наряду с находящимся в Старом городе замком герцогов д"Эсте Кастеллано Эстенце, величественным, но и немного сказочным по своему облику. Другая, равная замку по известности достопримечательность Феррары — Алмазный дворец, названный так благодаря мраморной облицовке стен в форме повторяющихся граней бриллиантов. Этот автограф Россетти далеко не единственный в Ферраре. Город входит в список наиболее цельных в эстетическом плане итальянских городов-музеев вкупе с его музейными коллекциями, размещенными, как правило, в интерьерах палаццо. А вот как писал о Палаццо Скифанойя русский искусствовед Павел Муратов (1881-1950 гг.) в своей книге «Образы Италии»: «Если бы от всего прежнего города уцелел лишь один дворец Скифанойя, то и тогда феррарские герцоги заслужили бы оправдание на самом строгом суде истории. На стенах Скифанойя сохранились фрески, которым во многих отношениях нет ничего равного ни в Ломбардии, ни в Умбрии, ни даже в Тоскане».

Современная Феррара — крупный транспортный узел Северной Италии. Что же касается его атмосферы, то это город дружелюбный и артистичный. Среди череды фестивалей, карнавалов и других праздников, которые проводятся здесь, мировую известность приобрели Фестиваль уличного искусства и «Феррара под звездами» — музыкальные концерты и представления, начинающиеся поздним вечером.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ФЕРРАРЫ

■ Пешеходная улица Сводов, участки VII-XI и XII—XIV вв.

■ Кастеллано (замок) Эстенце, или Сан-Микеле (XV в.).

■ Крепостная стена (ХII-ХVI вв.).

Культовые сооружения:

■ базилика Св. Георгия за стеной (заложена в 647 г.).

■ монастырь Св. Антония (XIII в.).

■ кафедральный собор, посвященный Св. Георгию (Дуомо-ди-Феррара, XII-XIV вв.).

■ церкви — Сан-Романо (XV в.), ныне — музей Дуомо, Богоматери у брода (основана в 971 г., основное здание — XV в.), Богоматери Утешения (основана в XII в., здание — XVI в.), Архангела Михаила (XV в.), Сан-Франческо (XVI в.), Сан-Христофора картезианского монастыря (XV—XVIII вв.) и другие.

■ Синагога (ХVII-ХVIII вв.).

■ Палаццо деи Диаманти, или Лудовико иль Моро, — Алмазный дворец (XIII-XV вв.).

■ Палаццо Муниципио (XVI—XVIII вв., фасад начала XX в. в неоготическом стиле).

■ Палаццо Парадизо (XIV в.).

■ Палаццо Скифанойя (Х1У-ХУ вв.), городской музей, национальная пинакотека.

■ Палаццо Костабили (XV в.), Национальный археологический музей Феррары.

■ Палаццо Турки-да-Баньо (XV в.),

■ Музей палеонтологии и доисторической эпохи.

■ Палаццетта Марфизы д’Эсте (XVI в.), коллекция предметов искусства и антиквариата, скульптуры, живописи и мебели ХУ1-ХУП вв.

■ Палаццо Проспери-Сакрати (XVI в.), музейные экспозиции.

■ Палаццо Массари (XVI в.), музей Джованни Больдини, Городская галерея искусств Нового времени и современности Филиппо де Пизиса, Музей искусства XIX в.

■ Дом Ромеи (XV в.), Музей живописи и скульптуры из различных церквей и дворцов Феррары, в разное время разрушенных.

■ Дом Ариосто (XVI в.), Музей знаменитого итальянского поэта Лудовико Ариосто.

Другие музеи:

■ Еврейский музей.

■ Музей естественной истории.

■ Музей старинной мебели.

Парки и сады:

■ Массари.

■ Парески.

■ Бассани.

■ Ботанический сад.

■ Феррара — один из немногих городов, в системе теплоснабжения которого используются местные геотермальные источники.

■ Феррара и Венеция воевали между собой не раз, несмотря на то что в основном поддерживали друг с другом добрые взаимоотношения, Война 1482-1484 гг. между ними осталась в истории под нарицательным названием «Война из-за соли». Венеции, обладавшей монополией на добычу соли, категорически не понравилось то, что на нее посягнул герцог Эрколе I д’Эсте, построивший солеварни в устье По. Мир был заключен 7 августа 1484 г. на условиях, удовлетворявших обе стороны.

■ Церковь Богоматери у брода в Ферраре — объект паломничества. По местной легенде, здесь в 1171 г. в день Пасхи случилось «евхаристическое чудо» во время разрезания гостии — пресной пшеничной лепешки, аналога православной просфоры, из нее брызнула густая алая жидкость, и несколько ее капель попали на свод над алтарем. Разумеется, эти капли были сочтены кровью Христа, в которую превращается красное вино во время обряда евхаристии.

■ Феррара — родной город знаменитого итальянского кинорежиссера Микеланджело Антониони (1912-2007 гг.), здесь он и похоронен. Туманные пейзажи Феррары украшают его элегически-пронзительный фильм, состоящий из четырех новелл о любви, — «За облаками» (1995 г.).

■ Палио Феррары — это соревнования по бегу и скачки на ослах и лошадях, причем в последних важна победа не столько наездника, сколько животного, поскольку наездник сидит не в седле и вполне может выбыть из соревнований еще задолго до финиша. История праздника восходит к 1259 г., когда отмечалась победа Аццо VII д’Эсте над городом Кассано-д’Адда. Палио — это штандарт, за который борются участники соревнований.

В 1279 г. дата проведения бегов была связана с Днем Св. Георгия, 23 апреля, и Днем Успения Богородицы, 15 августа. В 1600 г. папа римский заменил это буйство страстей чинными шествиями, но в 1933 г. традиция возобновилась. Сейчас Палио проводится в мае. В первое воскресенье месяца организуются соревнования детских и юношеских команд. Кульминация Палио приходится на последнее воскресенье мая: проходят забеги взрослых и скачки. Самая веселая часть феррарского Палио — естественно, скачки на осликах, то и дело останавливающихся, очевидно, испытывая недоумение по поводу того, как странно ведут себя люди...

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Город-коммуна и административный центр в одноименной в провинции области Эмилия-Романья, Италия. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первое письменное упоминание как города: 753 г., до этого был известен как деревня Борго-ди-Сан-Джорджо.
Административно-территориальное деление: 4 округа.
Язык: итальянский плюс местный так называемый вос-точно-эмилианский диалект.
Денежная единица: евро.
Этнический состав: 82% — итальянцы, иммигранты — 8% (выходцы из стран Восточной Европы, Африки и из ). Религии: католичество -79%, другие христианские конфессии — 3%, иудаизм — 2%, ислам и другие вероисповедания.
Река: По-ди-Волано (рукав По).
Каналы: ди Бурана, Боттичелли.
Ближайшие международные аэропорты: Марко Поло (Венеция), Гильермо Маркони (Болонья). В Ферраре - аэропорт Микеле Аллазия внутренних авиалиний.

ЦИФРЫ

Площадь: 405,16 км 2 .
Население: 133 959 чел. (2014 г.).
Плотность населения: 330,6 чел/ км 2 .
Самая высокая точка: 9 метров над уровнем моря.

КЛИМАТ

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: +3°С.
Средняя температура июля: +24°С.
Среднегодовое количество осадков: 652 мм.
Весной и осенью в городе часты густые туманы.

ЭКОНОМИКА

Промышленность: нефтехимическая, машиностроительная, стекольная, швейная, обувная, пищевая (особенно мукомольная и сахарная), производство полуфабрикатов из алюминия. В экономической структуре города преобладают предприятия среднего и малого бизнеса.

Сфера услуг: банковские и транспортные услуги, торговля, туризм.