Площадь капитолия микеланджело. Капитолийский холм в Риме: история, время работы и где находится. Сокровища Капитолия - руины, площадь, музеи и церкви

На самом маленьком среди семи римских холмов расположилась Капитолийская площадь - символ власти и величия.

История возникновения

В 1530 годах Микеланджело активно создавал архитектурные проекты, даже возвёл на их основании некоторые сооружения в Риме. Самыми значительными считают здания в пределах Капитолийского холма. Некоторые строения не успели реконструировать при его жизни, но благодаря этому мастеру Капитолийская площадь получила трапециевидную форму. Именно он способствовал созданию её гармоничного вида путём создания планов на восстановление и перестройку прилегающих дворцов и иных архитектурных объектов. По созданной им широкой лестнице можно спуститься к жилому городскому кварталу. Украшают её древнеегипетские мраморные львы. Другие статуи добавились в 1583-м, после раскопок театра Помпея. На Капитолийской площади находится много скульптур и древних надписей. Все они символизируют силу и величие давнего Рима. Скульптуры-аллегории рек стали украшать площадь с 1549-го года.

Архитектура

Капитолийскую площадь - первую из площадей Рима, создавали на основе плана. Красивый симметричный ансамбль Микеланджело спроектировал в 1536-м. Собственно, площадь и сохранила созданный им облик. По её сторонам располагаются три здания: дворец Консерваторов, Новый дворец и дворец Сенаторов. Посреди площади выделяется конная статуя с крупным силуэтом. Эта скульптура, поражающая своим спокойствием, принадлежит Марку Аврелию. Изначально местом её дислокации был склон Капитолия около римского форума, но в двенадцатом столетии ею украсили площадь Латерана. В 1538-м папа Павел Третий распорядился перенести её к Капитолию. Эта статуя уцелела и во время варварских набегов, и в период средневековья, её не разрушили ярые приверженцы христианства, для которых все скульптуры были словно идолы. Вероятно, в средние века она уцелела только потому, что многие принимали её за Константина Великого, который был первым римским императором, принявшим христианство. Вряд ли мы ошибёмся, утверждая, что статуя Марка Аврелия стала образцом для подобных скульптурных творений последующего времени, среди которых есть и памятник Петра Первого (Михайловский замок) - работа Растрелли.

Окрестности.

Неподалеку от Капитолийской площади можно остановиться в маленьком уютном отеле Аргентина, где всего всего семь номеров, но они оборудованы кондиционером, телевизором и мини-баром. Поблизости от этого места разместилась площадь Венеции с одноимённым замком.

Туристу на заметку

Среди самых известных римских площадей вы непременно встретите упоминание о Капитолийской. Она издревле была знаковой для населения Рима. На ней проводились народные собрания, озвучивались императорские декреты, проходили различные церемонии. Некогда в этом месте: меж двух холмов функционировал рынок. Именно здесь император Август услышал из уст Сивиллы предсказание о рождении Христа.

В свою первую поездку по Италии, мы старательно посещали все музеи и достопримечательности по путеводителю. Отметились и в музее Капитолия. В целом, я не очень люблю античные скульптуры, но всё равно было интересно, особенно хотелось увидеть оригинал капитолийской волчицы. В музее также есть отдельная пинакотека с картинами Рубенса, Тициана, Караваджо.

К площади Капитолия ведут две лестницы. Крутые мраморные ступени - их сто двадцать четыре, ведущие к церкви Санта-Мария-ин-Арачели, были построены в XIV веке как попытка задобрить Деву Марию во времена эпидемии Черной смерти. Они были доставлены с Квиринальского холма и когда-то вели к храму Солнца. До эпохи Возрождения это были единственные ступени, ведущие на Капитолий. Если подниматься по ним, то сразу понятно, что они были устроены для крепких римских икр. Вскарабкаться по лестнице, ведущей к церкви Санта-Мария-ин-Арачели, тяжелее, чем преодолеть сотни мелких ступенек времен Возрождения. Когда архитекторы создавали площадь на Капитолии, они столкнулись с проблемой - сделать подъем, который был бы достоин уже существовавшего древнего пролета и в то же время не соперничал бы с ним. Итак, они сделали не лестничный марш, а что-то вроде пологого пандуса, он начинается рядом с более древни¬ми ступенями, имеет небольшой уклон и легко и изящно ведет к вершине. Что-то в этом есть от вежливости молодого человека, пропускающего старших вперед.





Первое, что вы увидите на площади, - восседающий на коне Марк Аврелий, за ним стоит Дворец сенаторов. Слева от императора - Капитолийский музей, а справа - Дворец консерваторов; оба здания хранят прекраснейшие сокровища Древнего Рима.

Пара цитат Марка Аврелия:
«Вот путь к совершенству - проживать каждый новый день, как последний, не впадая ни в горячку, ни в спячку и не пытаясь играть роль».
«Если кто причиняет тебе зло, сразу же постарайся посмотреть на все с его точки зрения, независимо от того, плоха она или хороша. Как только ты поймешь его, тебе станет жаль его, ты не будешь больше удивляться его поступку, ни сердиться на него».
«Что бы кто ни говорил и ни делал, мой долг - быть добрым».
По иронии судьбы, он обязан сохранением своей бронзовой конной статуи на улице Рима великолепной ошибке раннего христианского мира: его перепутали с Константином Великим.





Эта совершенная пьяцца была задумана Микеланджело, хотя и завершена его последователями. Это он перенес Марка Аврелия с Латерана, где тот стоял пятьсот лет, и поставил его на постамент, сделанный из колонны храма Кастора и Поллукса; и вот он едет на коне, прототип всех бронзовых всадников, которые с того времени пришпоривают своих коней на улицах и площадях мира.

Полюбовавшись на площадь, идём в музей. Музеи размещаются в трёх дворцах Начнём с Нового Дворца.

Венера Капитолийская (слева) . Кто-то, желая спасти «Венеру» от христиан и боясь, что ее отправят в огонь, как языческую богиню, тщательно замуровал ее в тайнике, где она и провела все Возрождение, выйдя на свет совершенно неповрежденной в XVIII веке. Это одна из самых красивых статуй Венеры, хотя и очевидно, что в Древнем Риме не ценили тонкую талию - это достижение Средних веков с их корсетами.





Изготовление мраморных и бронзовых императоров, ве¬роятно, было прибыльным бизнесом в Риме. Лики императоров рассылались государством по городам и весям Империи, подобно тому как фотографии царствующего монарха рассылаются сейчас в британские посольства. Вероятно, ожидали верности, даже от жителей отдалённых мест.


Капитолийская волчица- бронзоваяскульптура, датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает волчицу, вскармливающую молоком двоихмладенцев - Ромула и Рема, легендарных основателей города. В 2006 году Анна Мария Карруба, специалистка по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, обнародовала свои выводы: по её мнению, скульптуру самой волчицы (не младенцев) не могли сделать раньше VIII-X веков. Дело в том, что в античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком. Исследования металла, опубликованные в итальянской газете La Repubblica, указывают на XIII век как на наиболее вероятную дату появления статуи.
При этом документально зафиксировано было авторство скульптур младенцев Ромула и Рема, очевидно выполненных в другой манере. Их добавил к скульптуре Антонио дель Поллайоло в XV веке.

Статуя Марка Аврелия


Медуза Бернини





Кентавры Фуриетти

Потолки музея





В целом, музей не очень большой, около 2-3 часов там провести достаточно





При написании отчёта использована информация в том числе из книги Генри Мортона "Прогулки по Риму".

Более полная версия рассказа

Капитолийская площадь — это архитектурный ансамбль, который в течение нескольких веков создавался на вершине одного из семи легендарных холмов Рима. Сейчас в ее зданиях расположены важнейшие археологические и художественные экспозиции Рима.

Современный ее облик складывался по большей части в эпоху Высокого Возрождения по проекту , хотя общее строительство продвигалось крайне медленно и к концу жизни архитектора, в 1564 году, не было возведено даже половины из задуманных зданий. После 1564 года работы возглавил ученик Микеланджело — Джакомо делла Порта, а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди (ему помогал сын, Карл Райнальди). Окончательно Капитолийская площадь считалась завершенной в 1654 году, но отдельные части проекта были осуществлены лишь в первой половине XX века.

Капитолий известен как место, где казнили за предательство весталку Тарпею, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости. Согласно легенде, во время войны с сабинянами она открыла врагам ворота, за что была либо сброшена с Капитолия, либо закидана щитами самими сабинянами. Впоследствии холм заселили сабиняне. В VIII веке до н. э. здесь находилось святилище бога Вулкана. На вершине стоял храм Капитолийской троицы, который считался самым грандиозным в городе, и еще несколько важных сакральных построек. Также на Капитолии размещался государственный архив Рима — Табуларий, где хранились народные постановления. Кроме этого, к XVI веку здесь находились еще Дворец сенаторов X века и Дворец консерваторов XV века. Все эти здания или их остатки не составляли единого ансамбля. Одно время Капитолийский холм был в таком упадке, что его даже называли Козьим, так как здесь пасли коз.

По некоторым источникам известно, что поводом к масштабной перестройке Капитолия послужил визит Карла V, короля , императора Священной Римской империи, в Рим в 1536 году. Торжественное шествие возглавлял папа римский Павел III (Алессандро Фарнезе). Процессия не смогла подняться на холм, так как он был покрыт зарослями и развалинами. В этом же году Павел III поручил создание проекта новой площади и реставрацию старых зданий Микеланджело, который вскоре подготовил подробный план Капитолийской площади. По другой версии, римский папа готовил Рим к визиту короля Испании в 1538 году. Представление о планировке, составленной Микеланджело, дает гравюра 1568 года Э. Дюперака. На ней показана площадь с высоты птичьего полета.

В общей сложности архитектор участвовал в работе в течение 10 лет — с 1536 по 1546 год. Его проект оказался невероятно масштабным. Прежде всего Микеланджело развернул площадь в сторону нового, христианского, центра Рима и просто в сторону основной городской застройки. Главная ось выходила на базилику Святого Петра, которая раньше находилась на окраине города. Позади Капитолийской площади оказался древний центр города — римский форум. На него открывается прекрасный вид, если обойти Дворец сенаторов. В центр всего ансамбля Микеланджело поместил на спроектированный им же пьедестал конную статую римского императора Марка Аврелия (161-180 годы). (Она сохранилась только благодаря тому, что в византийское время была принята за статую Константина Великого (306-337 годы), первого христианского императора. Сейчас вместо этой скульптуры установлена бронзовая копия, оригинал же помещен в один из археологических музеев Капитолия.) Таким образом была определена композиционная ось ансамбля. Микеланджело пришлось иметь дело с полуразрушенными средневековыми зданиями, которые стояли относитеяьно друг друга под неправильным углом, то есть, по сути, вне градостроительной системы.

К комплексу вел торжественный подход — широкая и пологая лестница, ее Микеланджело устроил, учитывая рельеф. У основания лестничного пандуса установлены два древнеегипетских мраморных льва. В конце подъема, на краю площади, в 1583 году поставили статуи Диоскуров, Кастора и Полиевкта, обнаруженные при раскопках в театре Помпея. Рядом, вдоль балюстрады, разместили Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги.

Неправильное расположение старых зданий на площади — Дворца сенаторов (по центру) и Дворца консерваторов (с правой стороны) — заставило Микеланджело прибегнуть к приемам оптических искажений и ввести в структуру площади правила обратной перспективы. Иллюзорными эффектами пользовались еще зодчие эллинистической и римской эпох. Это архитектурное решение гения оказалось настолько остроумным, что было воспринято и развито в архитектуре барокко. Напротив Дворца консерваторов Микеланджело возвел симметричный ему Новый дворец, расположив его по отношению к центральному Дворцу сенаторов под таким же углом. Таким образом, все три здания вместе с площадью образовали правильную трапецию: у входа на площадь оказалась короткая ее сторона (40 метров), а перед Дворцом сенаторов — длинная (54 метра). Поэтому Дворец сенаторов кажется больше, чем он есть на самом деле, а фасады боковых палаццо — длиннее. При общей глубине площади 68 метров достигнут впечатляющий монументальный эффект. Трапеция обыгрывается особенным узором, который выложен травертином в мощении площади: в форму эллипса вписана сложная двенадцатиконечная звезда. Передняя сторона эллипса была более узкой, чем дальняя, из-за чего вся фигура стала яйцевидной. В перспективе при сокращении она создает впечатление окружности. По красивому замечанию одного из исследователей творчества Микеланджело, Чарли де Толная, звезда своим тонким строением вызывает в памяти знаменитое латинское выражение «Caput Mund» (центр мира), которое принято относить к Риму. Интересно понять, почему Микеланджело использовал в узоре звезду. Дело в том, что в римские времена на вершине Капитолия гадали, наблюдая за явлениями на небе, авгуры. Отсюда название храма слева от современной Капитолийской площади — Санта-Мария ин Арачели, что значит храм Марии на Алтаре Неба. Видимо, Микеланджело, проектируя облицовку площади в виде двенадцатиконечной звезды, с явной аллюзией на зодиакальный круг небесной тверди, ориентировался на эти знания о Капитолии.

Узорное мощение площади не было осуществлено в эпоху Возрождения. Иногда это объясняют его языческими реминисценциями, что очень сомнительно, так как весь замысел кажется основанным на античном вдохновении. Это подчеркивает и обилие античных скульптур, и архитектурная стилистка зданий, и расположенные в зданиях экспозиции. Площадь замостили в соответствии с рисунками Микеланджело только в 1940 году по приказу Бенито Муссолини, известного, кроме своей политической роли в истории, и археологическими интересами. Идея Микеланджело отличается особенной геометрической ясностью: выявлен иерархический центр ансамбля (Дворец сенаторов), главенство которого подчеркивает сравнительная скромность боковых сооружений (Новый дворец и Дворец консерваторов). Все здания, в том числе центральное, объединены ритмически и масштабно: повторяются пропорции членений фасадов, элементы их декора, основа в виде ордерной системы. Для каждого палаццо Микеланджело спроектировал новый фасад.

Фасад Дворца сенаторов, на котором сохранились остатки фасада древнего Табулария, особенно выделен за счет использования большого ордера и крупных членений. По обе стороны фасада расположены лестничные подъемы, по трактовке Вазари символизировавшие великие реки Нил и Тибр. Цокольный этаж оформлен рустовкой, то есть имитацией открытой каменной кладки, в то время как второй этаж оштукатурен, а его ровную поверхность разделяют крупные пилястры. Между ними располагаются пары окон с рельефными фигурными наличниками. В здании подчеркивается главная ось. Над крышей возвышается колокольня, ставшая главной вертикальной осью Капитолийской площади. В 1579 году Мартини Лонги, преемник Микеланджело, увеличил запланированную высоту, а перед фасадом устроил водоем с фигурами морских божеств. Башню венчает фигура Минервы, богини мудрости. У подножия лестницы находится еще одна скульптура — «Ликующий Рим», которая изображает Минерву, держащую земной шар. Ее имперскую символику понять несложно.

Симметричные, практически зеркальные фасады Дворца консерваторов и Нового дворца играют роль архитектурных «кулис» площади. Они, как и Дворец сенаторов, двухъярусные, но их первый этаж представляет собой открытые галереи в семь пролетов, а не сплошной массивный цоколь. Пилястры объединяют оба этажа. Каждый проем фланкируется также двумя малыми колонками, приставленными близко к главным опорам. На втором ярусе между пилястрами расположены крупные окна с наличниками. Центральные оси выделены очень скромно, лишь за счет укрупнения верхних оконных проемов. Вдоль периметра крыш всех трех зданий установлены балюстрады с копиями античных мраморных статуй.

Рим стоит на семи холмах, самым маленьким является Капитолий, расположенный в центре города. Архитектурные произведения искусства на нем олицетворяют собой величие города и римского народа. Они в сохранности дошли до наших дней. Многие стремятся пройтись по известной площади и ощутить на себе грандиозность древних построек.

История появления

Создание теперешней площади началось в 1536 году, когда в Риме чествовали приезд Карла V, Капитолийский холм пребывал не в лучшем состоянии, и папа Павел III удрученный этим, решил сделать из него ансамбль грандиозных архитектурных строений. До этого, после падения империи, холм был в заброшенном виде, его даже называли некоторый период времени «Козьим», так как пастухи пасли на нем коз.

Территория, отводимая под будущую Капитолийскую площадь в Риме, выглядела лучше, на ней находился пришедший в упадок Дворец Сенаторов X века, останки Табулария и Палаццо Консерватори XV века.

Архитектурный проект доверили знаменитому Микеланджело. Полностью выстроить Капитолий получилось только к началу XVII века. Ход проводимых работ был следующим:

  • 1537-1539 гг. составление плана реконструкции сооружений, оставшихся на холме.
  • Конец 1550 года – частичная реализация плана.
  • Начало 17 века – завершение строительства Капитолия по проекту Микеланджело. Его выполнил талантливый архитектор Дакомо делла Порта.

Особенность Капитолийской площади заключена в своеобразном оптическом восприятии пространства, которую искусно обыграл архитектор, она гармонично влилась в черты нового города.

Современная Капитолийская площадь

Интересной загадкой является исполнение ее покрытия, выложенного загадочными «узорами Микеланджело». Белые камни рисуют чуть вытянутый круг, который символизирует земной шар, а выполненные вокруг него дуги вполне возможно являются параллелями и меридианами.

В центре образованного из белых камней круга возвышается статуя Марка Аврелия, сидящего на коне с поднятым копытом, которая сохранилась в первозданном виде еще с античных времен. Но на самом деле туристам предлагается посмотреть на копию скульптуры, так как оригинал после реставрации в 1981 году остался в музее Палаццо Нуово.

Площадь окружена с трех сторон дворцами:

  1. Сенаторов, в нем теперь заседает муниципалитет города.
  2. Консерваторов (Хранителей), ставшим музеем, в котором хранятся многие античные артефакты и скульптуры животных. Среди них можно увидеть символ Рима – волчицу, вскормившую младенцев Ромула и Рема, основателей города.
  3. Новым дворцом, в нем имеется картинная галерея.

Вокруг площади расположены три лестницы:

  • Центральная – широкая и более пологая, создана Микеланджело, украшена бордюром, а у основания ее охраняют древнеегипетские мраморные львы.
  • Справа от нее имеется незаметная, но удобная узенькая лесенка.
  • Слева расположена лестница из 124 ступеней, ведущая к собору Санта-Мария-ин-Арачеле, которая была открыта в благодарность Деве Марии за то, что она спасла Рим от чумы.

Как добраться?

Она находится в центре города, к ней можно пройти пешком, встав на станции метро «Colosseo» - Колизей. Также можно доехать на автобусах № 30, 81, 160, 85, 170, 810 до остановки под названием Ara Coeli-Piazza Venezia. Или воспользоваться трамваем №8, в этом случае нужно доехать до его конечного пункта назначения.

Время посещения Капитолийского холма

Для туристов он открыт всегда, если днем можно рассмотреть всю архитектуру до мельчайших подробностей, то ночью просто прийти в восторг от невероятной и продуманной подсветки всех строений, расположенных на площади.

Музеи и дворцы работают со вторника по воскресенье с 9.30 до 19.30. Стоимость посещения составляет 15 евро, услуги гида оплачиваются отдельно. Храм Девы Марии можно посещать бесплатно, но он открыт только до 19.00.

Капито́лий (Капитоли́йский холм) - один из семи холмов, на которых возник Древний Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм, который тоже называли Капитолием, где происходили заседания сената и народные собрания.

Нельзя побывать в Риме и не увидеть Капитолия. На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины.

Именно здесь древние римляне построили самые важные из своих храмов - богинь Юноны и Виртус и царя всех богов Юпитера Оптимуса Максимуса (этот храм был почти таким же огромным, как Парфенон в Афинах) и назвали Капитолийский холм главным символом Рима, как столицы мира.

Рим. Капитолийский холм.

Сегодня Капитолий - центр Рима. И хоть здесь уже давно нет ни храма Юпитера, ни храма Минервы, поток туристов не иссякает ни на один день. Практически всё, что видит современник, создал величайший художник и архитектор Микеланджело Буонарроти. Следуя своему гениальному замыслу, мастер создал Капитолийскую площадь, перестроил фасад Дворца сенаторов, спроектировал знаменитую лестницу Кордоната (Cordonata) из белого мрамора, подняться по которой мечтают все путешественники, оказавшиеся в Риме. Мы не были исключением, и тоже по ней поднялись.

Лестница Кордоната. Ее величие подчеркивают гранитные египетские львы у подножья и две большие статуи сыновей Зевса на вершине – Кастора и Поллукса.

В 1583 году во время раскопок театра Помпея были найдены и помещены на лестницу скульптуры египетских львов и конные статуи Диоскуров - легендарных близнецов Кастора и Поллукса, рожденных прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецы считались покровителями лошадей, и всегда изображаются вместе с ними.

В центре Капитолийского холма возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия.


Эта статуя, созданная 176 г. неизвестным скульптором, сохранилась во времена уничтожения языческих идолов благодаря тому, что ее приняли за изображение Константина. Неизвестно, где стояла статуя в древние времена, а в 1538 г. ее перенесли на Капитолий по указу папы Павла III.

С 2005 года статуя заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее.

Одна из цитат Марка Аврелия:

«Вот путь к совершенству - проживать каждый новый день, как последний, не впадая ни в горячку, ни в спячку и не пытаясь играть роль».

Украшением Капитолийской площади являются три дворца. Один - дворец Сенаторов, выстроенный в XVI веке на месте более древнего здания. До 1870 г. в этом дворце заседал Сенат. Рядом с ним находится копия статуи волчицы, которая вскормила Ромула и Рема.

Дворец сенаторов - здесь до конца XIX века заседали «отцы города», которых сменили городские чиновники. Сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Красивая архитектура - это не единственное достоинство здания. Рядом с ним на колонне - скульптура «волчицы-кормилицы», точнее её копия (оригинал рядом в музее), установленная за 400 лет до Рождества Христова.

А в палаццо Сенатори, как и прежде, заседает мэрия и муниципалитет города.

Две лестницы, украшенные скульптурами, поднимаются с боков к центральному входу в палаццо Сенаторов. Две статуи по бокам олицетворяют реки Тибр и Нил. В нише под лестницей находится статуя "Ликующий Рим" с шаром в руке (символом господства Рима).

Аллегория Тибра у дворца Сенаторов

Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.

По легенде статуя Капитолийской волчицы была отлита еще в V веке до н.э., но после реставрации в 2010 году специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья. Примем к сведению это уточнение.

S .P .Q .R . - аббревиатура латинской фразы «S enatus P opulus q ue R omanus » («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи.

Барельефы на стене капитолийского сената с неизменной надписью "Сенат и Народ Рима"

Сбоку от Капитолийской лестницы находится статуя Кола ди Риенца, ее поставили сюда в XIX в. на то месте, где он был убит.


Кола ди Риенцо возглавил восстание в Риме в 1347, приведшее к установлению Римской республики.

Апрель, 2016

"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей