Виктор Беленко: биография, семья, предательство, фото и дальнейшая жизнь. Предатель - Беленко, перегнал самолёт в Японию


Виктор Иванович Беленко(род. 15.02.1947).Родился в Нальчике в рабочей семье.После развода родителей в двухлетнем возрасте был оставлен матерью и воспитывался у родственников,а затем — у отца с мачехой.В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью.В 1967-ом Беленко поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков,окончил в 1971-ом.Лётчик-инструктор в Ставропольском высшем военном авиаучилище.Виктор характеризовался как отличный офицер. Член КПСС .Избирался членом комсомольского и партийного бюро. В 1975 году переведён на Дальний Восток(по его желанию).В должности старшего лётчика летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.

У Беленко имелись основания быть недовольным своим служебным положением.Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года,однако до сентября звание капитан по нерасторопности командования он не получил(массовое присвоение очередных званий советским военнослужащим происходило либо ко Дню СА и ВМФ в феврале,либо ко Дню ВОСР в ноябре).Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию,куда он очень стремился.

6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка для выполнения полётного упражнения.После отрыва от напарника по учебному полёту,Беленко снизился до высоты примерно 30 метров,что позволило ему избежать обнаружения как советскими,так и японскими радарами.В 9:15 японское радио передало,что самолёт МиГ-25П совершил посадку в аэропорту Хакодате(остров Хоккайдо).Остаток дня 6 и ночь с 6 на 7 сентября наверняка навсегда запомнились японским ПВОшникам: истребители сил самообороны 143 раза поднимались в воздух на перехват советских самолетов,стаями летавших вблизи о. Хоккайдо .Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление,что Беленко попросил политического убежища.Японцы отказали.9 сентября он был вывезен в США.Самолёт был разобран,подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15.11.1976 года(Беленко протестовал против возвращения самолёта,советуя американцам оставить его для изучения ещё на пару лет).Был снова собран,но к полётам не допущен и использовался в качестве учебного пособия.

28 сентября 1976 года ТАСС распространило пресс-релиз с текстом официальной реакции МИД СССР по поводу инцидента, где утверждалось,что Беленко совершил «вынужденную» посадку,был «вывезен» в США против своей воли.Посадка Беленко описывалась как сделанная «при невыясненных обстоятельствах»,публикации в западной прессе о том,что перелёт Беленко был преднамеренным назывались «кампанией пропаганды»,предположения что полёт Беленко был побегом,названы лживыми,офиц. представитель МИД СССР Л. В. Крылов заявил:«Всё это ложь,от начала и до конца».

Беленко сам был удивлён своей осведомлённостью:«Я никогда не задумывался над тем,что я так много знаю».Через три месяца его пребывания в США сотрудники разведслужб говорили о том,что им потребуется не несколько месяцев,а как минимум ещё год на общение с Беленко для сбора всей интересующей их информации,настолько ценным кадром он оказался для них.

Были изучены и вскрыты перегибы в действиях партийно-должностной элиты,принявшие к тому времени систематический характер и массовость.Например, равнодушие к жизни честно выполняющих свой долг офицеров на фоне личных карьерных мотивов(в частности,превращение выходных дней подчинённых в рабочие с целью быстро выделиться видимыми результатами).К дисциплинарной ответственности были привлечены лица из числа старших и высших офицеров ПВО,которые были признаны ответственными за побег комиссией,проводившей расследование.Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 года рождения заочно осуждён по статье 64 УК РСФСР(«Измена родине»)и приговорён к высшей мере наказания—расстрелу.

Советское руководство пыталось осуществить нажим на Японию, угрожая в случае невозврата пилота вместе с самолётом прервать в одностороннем порядке выполнение им договорных обязательств по двусторонним внешнеторговым соглашениям,в частности,закрыть доступ для японских инвестиций в советскую экономику, прекратить японское участие в строительстве предприятий советской промышленности,обмене технологиями ядерной энергетики... Это сразу отразилось на инвестиционном климате. Экономические последствия возникшей напряжённости(и убытки СССР из-за позиции занятой советским руководством)ещё длительное время давали о себе знать в советско-японской торговле.Но несмотря на целый ряд недружественных шагов со стороны советского руководства ,японцы всячески стремились к сохранению партнёрских отношений с СССР.

Возвращая самолёт в СССР, Япония выставила счёт в $40 тыс. за организацию непредусмотренной стоянки иностранного самолёта в японском аэропорту и другие расходы.Счёт советской стороной оплачен не был.(из Википедии)

Садовникову(агенту КГБ под дипломатическим прикрытием) разрешили с ним встретиться.Он сказал перебежчику:«Правительство знает,что вы сбились с курса,вас заставили совершить посадку,а затем применили наркотики.Я пришел, чтобы помочь вам вернуться домой к любимым жене и сыну».Летчик его прервал:«Не нужно меня агитировать.Я прилетел в Японию добровольно».Когда Беленко уводили,Садовников шепотом произнес:«У нас предателей не любят.Рано или поздно мы тебя найдем».Через некоторое время в советской печати появилась информация о гибели перебежчика в автокатастрофе.

В США Беленко вначале преподавал в военной академии, затем занялся бизнесом. За океаном Беленко женился повторно,родилось трое детей.Сейчас Виктор Иванович живет один.(Игорь Осипчук,«ФАКТЫ»)

В одном из интервью он рассказал о своих первых впечатлениях об Америке:«Первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ,и я думал,что это была инсценировка.Я не верил,что этот магазин может быть настоящим.Мне казалось, что раз я необычный гость,то они могли меня разыграть.Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ!!!В России везде длинные очереди. Впоследствии я понял, что супермаркет настоящий.

В России трудно было найти хорошие консервы,я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты.Однажды приобрел с виду обычную баночку и поджарил ее содержимое с картошкой,луком и чесноком—получилось вкусно.Наутро приятели сказали мне,что я съел куриные консервы для кошек.Но они были вкусными!Они были лучше консервов для

людей,которые и сегодня делают в России!».Беленко рассказал журналистам,что приезжал в 1995 году в Россию. И это несмотря на то,что в бытность Советского Союза его приговорили к высшей мере наказания.

Для деятелей советского искусства и эстрады побег Беленко надолго закрыл дорогу в Японию.У советских музыкальных коллективов сорвались гастроли в Японии,даже у тех из них, которые уже получили советские выездные и японские въездные визы и буквально «сидели на чемоданах»,гастроли были отменены без разъяснения причин начальниками советской эстрады.

Лето и осень 1976 года выдались насыщенными разнообразными авиационными инцидентами для СССР и стран социалистической ориентации, куда недавно прибыли советские самолёты.14 июня лётчик ВВС Сирии флайт-лейтенант Махмуд Муслех Ясин перелетел на своём МиГ-23 в Ирак,а 17 июлядругой сирийский лётчик,прославленный герой Войны Судного дня капитан Абдул Кадар аль-Терманини сбежал туда же на МиГ-21.Через семнадцать дней после успешного побега Беленко сбежал на самолёте Ан-2 в Иран лейтенант запаса Валентин Зосимов.В «Нью-Йорк Таймс» сентябрь 1976 года был назван «национальным месяцем бегства» из СССР.(Википедия).

Расследованием дела перебежчика занималась специальная группа КГБ. В процессе выяснения обстоятельств предательства было опрошено более 150 сослуживцев, приятелей, родственников, в том числе и супруга, которая осталась в СССР.В результате выяснилось,что Беленко интересовался западным уровнем жизни.В одной из бесед он сказал,что в Америке нагрузка у военных летчиков меньше,а условия службы и оплата лучше, чем у советских.Жена Беленко:муж осуждал летчика-перебежчика Сафронова,угнавшего самолет в Иран и запрещал ей вести переписку с проживающей в Италии подругой.Версия о том, что советского пилота завербовали заранее,не подтвердилась. Западные и японские СМИ раздували эту теорию для пропагандистских целей.Метеоусловия были простыми,Беленко был квалифицированным пилотом и всегда мог сориентироваться по солнцу или береговой линии.Пилот держал прямой курс на японский остров Хоккайдо.Уйдя с учебной зоны,он снизился до 250 метров и так пролетел 130 километров,чтобы уйти от радиолокационных систем.

Из квартиры пропали его паспорт,дипломы,свидетельства и прочие документы.У предателя часто возникали конфликты с командованием на почве недовольства службой.Однажды он подал рапорт о нежелании служить под началом командиров,злоупотребляющих алкоголем.

Не устраивало Виктора и его карьера.Срок выслуги в звании старшего лейтенанта у него истек еще зимой,звания капитана из-за халатности командования он так и не получил.Не получалось поступить и в академию,куда Беленко очень стремился.С июля месяца сослуживцы заметили нервозность и вспыльчивость Виктора,перед последним вылетом он был бледен,его руки тряслись.Следствие пришло к выводу,что пилот Беленко совершил предательство в корыстных целях.Он знал, что западные страны с радостью примут не только пилота,но и его боевую машину,самый современный на то время МиГ-25,прозванный американцами «Летучей лисицей».Самолет был «билетом» Беленко в новую жизнь.В СССР пилот был обвинен в измене Родине и ему заочно вынесен приговор-расстрел.

Ни по одному советскому самолету не имелась столь противоречивая информация,и ни один наш самолет,кроме МиГ-25. не получал прозвище«НЕСБИВАЕМЫЙ» .О полетах МиГов над Израилем писалось много раз.В свое время в МАИ ходили легенды о полетах МнГ-25 над Западной Европой.В библиотеке ЦАГИ отыскался номер журнала «Флайт»от 10.04.1976 со статьей«МиГ-25 над Британией».

В Японии уже никто не помнит русского летчика,предавшего Родину.Режиссер Акиро Мицумори по заказу канала Nexus снял о нем фильм.Знания, которыми обладал советский пилот, оказались очень ценными для американских специалистов и они несколько лет вплотную с ним работали.За короткий срок перебежчик получил гражданство и натурализовался.Беленко преподавал в одной из американских военных академий и консультировал авиастроительные компании.На основе его рукописи была даже написана книга.После того, как его теоретические знания устарели,советский перебежчик читал лекции об СССР.Однако с развалом геополитического противника эта информация в штатах уже никого не интересовала.В 90-х пытался заниматься бизнесом.

Беленко быстро забыл свою русскую супругу и женился на американке.В США у него родилось трое детей ,после развода дом остался жене.На момент съемок Виктору Беленко было 69 лет, он жил в съемном номере отеля и имел вид неустроенного в жизни человека.Советское удостоверение личности перебежчика и сегодня,как трофей,хранится в музее ЦРУ.(Александр Бражник)

После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен,с него были сняты экспортные ограничения.Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов.Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин,не отстал и Алжир.“Стимулировал” Беленко и создание еще более совершенного МИГ-25ПД(перехватчик доработанный).В 1978-ом авиазавод в Горьком освоил выпуск этих машин.На них стоял новый локатор,вооружение пополнилось ракетами,был установлен теплопеленгатор,который позволял обнаруживать скрытые цели на земле.Худа без добра не бывает!

Родился: 15 февраля 1947 года в городе Нальчик. Вроде, ещё не умер, но потерялся...
6 сентября 1976 года перелетел в Японию на перехватчике МиГ-25П (бортовой номер 31). Получил политическое убежище в США.

Версия основанная на выдержках из Wiki:

Родился в Нальчике в рабочей семье. В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью. До призыва в армию работал на предприятиях Омска.

В 1967году поступил в Армавирское высшее училище лётчиков, которое успешно окончил в 1971 году. Был направлен на службу лётчиком-инструктором в Ставропольское авиационное училище. В служебных характеристиках и аттестациях на всём протяжении службы в армии характеризовался положительно. Член КПСС. Избирался членом комсомольского и партийного бюро. В 1975 году переведён на Дальний Восток (по его желанию) и получил назначение в 11-й Отдельной истребительный авиаполк ПВО (Чугуевка (Приморский край). В должности старшего лётчика летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П (бортовой номер — «31»).

6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко взлетел с аэродрома Соколовка (Приморский край) для выполнения полётного упражнения. В 9:15 японское радио передало, что самолёт МиГ-25П, пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.

Для расследования побега Беленко была создана специальная группа КГБ СССР. В целях всестороннего изучения его личности были опрошены сто шестнадцать человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отношении к советской действительности. При этом данных об изменнических намерениях не поступало. Не было отмечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским. Среди своего окружения осуждал бывшего лётчика-инструктора Армавирского училища Сафронова, перелетевшего в Иран в 1973 году.

Со слов жены, передач зарубежных радиостанций не слушал сам и не разрешал слушать ей. Запретил переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии. Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды высказал недовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом он говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше.

Не были подтверждены муссировавшиеся на Западе различные инсинуации о том, что Беленко до побега был завербован американской разведкой. По-видимому, они были сделаны в пропагандистских целях.

Полученные в ходе оперативного расследования данные в своей совокупности не давали оснований полагать, что Беленко совершил перелёт за границу, руководствуясь корыстными побуждениями.

Глубокой проработке были подвергнуты вопросы, связанные с возможностью вынужденной посадки Беленко в Японии. Для этого имелись веские основания. Он имел достаточно высокую теоретическую подготовку и, как летчик, достаточный уровень летной натренированности на самолете МиГ-25П. Об этом говорит тот факт, что вылет осуществлялся из состава дежурных сил на перехват контрольной цели, следовавшей курсом в районе береговой черты (между г. Находка и г.Владивосток.) На возможность вынужденной посадки указывало также необычное поведение Беленко в аэропорту Хакодате (стрелял из пистолета, не разрешал фотографировать, требовал зачехлить самолёт). Обращало на себя внимание отношение к нему японских полицейских, которые при вывозе с аэродрома надели на его голову мешок, грубо вталкивали в машину.

С другой стороны, заключения специалистов, объективные данные приборов, выводы о техническом состоянии систем и аппаратуры самолёта свидетельствовали о том, что вынужденная посадка МиГ-25П в Японии была маловероятной. Полёт совершался в простых метеоусловиях. Береговая линия со всех высот просматривалась отчётливо. Лётчик мог видеть солнце и ориентироваться по нему.

По заключению ГНИИ ВВС, исследовавшего объективные данные системы автоматической регистрации параметров полёта (САРПП), возвращённой японцами вместе с самолётом, Беленко практически держал прямой курс на остров Хоккайдо и не делал никаких разворотов. Экспертизой подтверждено, что плёнка САРПП принадлежала его самолёту.

Системой САРПП также зарегистрировано, что Беленко ушёл из учебной зоны в сторону моря, резко снизившись до 250 м. На этой высоте он летел над морской поверхностью от береговой черты СССР примерно 130 км. Такие действия пилота, по мнению специалистов, могли свидетельствовать о его стремлении уйти от радиолокационного сопровождения.

Личные документы Беленко (свидетельство лётчика-инструктора 1-го класса, аттестат зрелости, диплом об окончании военного училища, свидетельство о рождении) среди его вещей и у родственников не обнаружены, хотя по сообщению жены они находились в их квартире. В сообщении иностранной прессы отмечалось, что Беленко возвращены изъятые у него при задержании полицией документы, среди которых находится свидетельство о рождении. Можно полагать, что все эти документы Беленко взял с собой.

Всестороннее изучение личности Беленко, его поведения на службе и в быту показало, что у него неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием. Так, в период службы в Ставропольском авиационном училище он выражал настойчивое желание уйти с инструкторской работы и в связи с этим изыскивал различные возможности для перевода в боевой полк. Однако эти попытки успеха не имели, так как командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училища в войска не отпускало. По этой причине он стал проявлять недовольство и резко обострил отношения с командирами. В 1975 году обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками, что частично соответствовало действительности.

За первые полгода службы на новом месте Беленко зарекомендовал себя с положительной стороны, успешно прошёл курс переподготовки на новом для него типе самолёта МиГ-25П, был назначен исполняющим обязанности начальника штаба эскадрильи, избран заместителем секретаря партийного бюро эскадрильи. К служебным обязанностям относился добросовестно. Недовольства своим положением или неустроенностью не высказывал.

Примерно с июля 1976 года стали замечаться странности в его поведении. Он стал нервозным, взвинченным. Болезненно переживал задержку с присвоением очередного воинского звания капитана и с назначением на обещанную при переводе должность начальника штаба эскадрильи.

На 6 сентября, несмотря на конфликтную ситуацию, он был включен в плановые полёты и прибыл на аэродром. Когда он направлялся к боевому самолёту для совершения полёта, один из лётчиков обратил внимание, что Беленко был бледен, на лице и шее выступили красные пятна. После посадки в кабину, находясь в состоянии нервного возбуждения, дрожащими руками долго не мог присоединить фишку радиостанции и смог сделать это только с помощью техника.

Материалы следствия свидетельствовали о том, что у Беленко действительно имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании "старший лейтенант" у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан из-за нерасторопности командования он не получил. Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию, куда он очень стремился.

Следствие пришло к выводу, что перелёт был совершён умышленно, хотя и без прямых изменнических намерений. На действия Беленко в решающей степени повлияли отрицательные черты его характера: эгоистичность, повышенная самооценка, обидчивость, раздражительная злобность, которые обострились в конфликтной ситуации.

Жизнь в США Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение. Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.

Получив у американцев политическое убежище (при активном содействии президента США Джеральда Форда), Беленко несколько лет преподавал в одной из военных академий технику воздушного боя.

Беленко был включён в число специалистов сформированной ЦРУ группы, занимавшейся изучением магнитофонных записей переговоров советских лётчиков с землёй во время инцидента с корейским пассажирским самолётом, сбитом на Дальнем Востоке в сентябре 1983 года.

Известно также, что в 1982 году Беленко связывался с сотрудниками советского военного атташата в США по вопросу возвращения на Родину. Однако по неизвестным причинам своего намерения до конца не довёл.

Вот как Беленко описывал посещение супермаркета:
Мое первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами. В России того времени, впрочем, и в нынешней - трудно найти хорошие консервы. Поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды я приобрел баночку с надписью "Обед" и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком - получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!

В браке с американкой у него родились трое детей. После развода по условиям брачного контракта оставил второй жене дом. В 1980 году в сотрудничестве с писателем Джоном Барроном издал книгу «Пилот МиГа» (John Barron, «MIG Pilot»).

Кроме морально-политического урона, побег Беленко нанёс СССР материальный ущерб, оценивающийся в сумму около 2 млрд руб., поскольку пришлось в срочном порядке по всей стране менять аппаратуру системы распознавания «свой—чужой» «Кремний» на систему «Пароль» (последняя, правда, к 1976 году уже была разработана).

Комментарии 7

Tom

Какое блядство.....америкосы, видимо, сделаны из более прочного материала? Нет?! А кто из них продавался за консервированный Вискас "более высокого качества" или навсегда оставлял семью ради "жизненных благ"?

Виктор Иванович Беленко (род. 15 февраля , Нальчик) - советский лётчик-перебежчик, получивший известность как политический беженец. 6 сентября 1976 года перелетел в Японию на перехватчике МиГ-25 и передал секретный на тот момент самолёт на Запад. Получил политическое убежище в США .

Биография

Ранние годы

Служба в Вооружённых Силах

Полёт

После отрыва от напарника по учебному полёту Беленко снизился до высоты примерно 30 м., что позволило ему избежать обнаружения как советскими так и японскими радарами . Углубившись в воздушное пространство Японии, Беленко поднялся на высоту около 6000 м и был засечён японскими средствами ПВО; связаться с Беленко японцам не удалось, поскольку рация МиГ-25 была настроена на другую частоту. На перехват неизвестного нарушителя были подняты истребители, однако к моменту их появления, Беленко вновь снизился и пропал с радаров . Беленко планировал совершить посадку на авиабазе Читозе, но из-за недостатка топлива был вынужден садиться на ближайшем аэродроме, которым оказался Хокодате .

Расследование

В целях всестороннего изучения его личности были опрошены сто шестнадцать человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отноше­нии к советской действительности. При этом данных об изменнических намерениях не поступало. Не было отмечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским.

Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды выска­зал недовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом он говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше.

Не были подтверждены муссировавшиеся на Западе различные инсинуации о том, что Беленко до побега был завербован американской разведкой. По-видимому, они были сделаны в пропагандистских целях.

Полученные в ходе оперативного расследования дан­ные в своей совокупности не давали оснований полагать, что Беленко совершил перелёт за границу, руководствуясь корыстными побуждениями.

Версия вынужденной посадки

Глубокой проработке были подвергнуты вопросы, свя­занные с возможностью вынужденной посадки Беленко в Японии. Для этого имелись веские основания. Он имел достаточно высокую теоретическую подготовку и, как лётчик, достаточный уровень лётной тренированности на самолёте МиГ-25П. Об этом говорит тот факт, что вылет осуществлялся из состава дежурных сил на перехват контрольной цели, следовавшей курсом в районе береговой черты (между Находкой и Владивостоком).

На возможность вынужденной посадки указывало также необычное поведение Беленко в аэропорту Хакодате (стрелял из пистолета, не разрешал фотографировать, требовал зачехлить самолёт). Обращало на себя внимание отношение к нему японских полицейских, которые при вывозе с аэродрома надели на его голову мешок и грубо вталкивали в машину.

Данная версия является несостоятельной, так как при обыске его квартиры после побега под подоконником нашли карту (выполненную В. Беленко) с расчётами перелёта в Китай. По версии Владимира Царькова (начальник авиации 10-й армии ПВО в 1976 году) данная карта была поддельной с целью «замести следы» после побега. [ ]

Версия побега

С другой стороны, заключения специалистов, объективные данные при­боров, выводы о техническом состоянии систем и аппаратуры самолёта свидетельствовали о том, что вынужденная посадка МиГ-25П в Японии была маловероятной. Полёт совершался в простых метеоусловиях. Береговая линия со всех высот просматривалась отчётливо. Лётчик мог видеть солнце и ориентироваться по нему.

Возвращая самолёт в СССР, Япония выставила счёт в 40 тыс. долл. США за ущерб, нанесённый Беленко аэропорту Хокодате . Счёт оплачен не был.

Достаточно заглянуть в учебники или рассекреченные документы, чтобы понять - тема предательства проходит через всю историю нашей страны красной нитью. Родину предавали воеводы, особы царских кровей и летчики. Об одном из пилотов - Викторе Беленко - представим информацию в данной публикации.

Бывший советский летчик более известен в нашей стране как предатель и шпион. Как получилось так, что офицер решился на самую настоящую государственную измену? Как ему удалось угнать самолет, находясь при этом под прицелом ПВО? Какую награду Виктор Иванович получил за это похищение? По какой причине он бросил своих родных и сбежал один, никогда больше не связываясь с близкими людьми? Обо всем этом по порядку.

Биография Беленко

Будущий летчик-предатель появился на свет в городе Нальчик в середине февраля 1947 года. Родители мальчика были рабочими. Когда они расстались, мама оставила двухлетнего Витю на попечение родственников, а позднее его забрал в новую семью отец. Школу Виктор Беленко окончил в 1965 году, причем с неплохими результатами - выпускник получил серебряную медаль. Прежде чем отправиться в армию, чтобы отдать долг стране, Виктор успел поработать на нескольких предприятиях города Омска.

На протяжении целого семестра Беленко обучался в Омском медицинском институте, вместе с тем успевал заниматься в аэроклубе ДОСААФ. 1967 год ознаменовался тем, что Виктор смог поступить в Армавирское высшее училище летчиков. Именно его он успешно окончил спустя 4 года. Сразу после этого молодого человека направили на службу в Ставропольское авиационное училище, здесь он получил должность летчика-инструктора. Следует отметить, что все служебные характеристики и аттестации, полученные Виктором Беленко на протяжении всей его армейской карьеры, говорили о нем как о человеке положительном: Виктор Иванович был членом Коммунистической партии Советского Союза, неоднократно избирался членом комсомольского и партийного бюро.

Первые сложности

Правда, довольно скоро начались первые сложности: специалисты, которые впоследствии изучали поведение Беленко как в службе, так и в быту, отмечали, что у Виктора Ивановича неоднократно складывались различные конфликтные ситуации, в основном с командованием. Он даже обращался с рапортом, в котором просил уволить его из Советской армии. Причина была банальной и даже пошлой: летчик писал, что не желает служить плечом к плечу с теми командирами, которые не могут перестать злоупотреблять спиртными напитками. В 1975 году молодой офицер попросил перевести его на Дальний Восток. Тогда он получил назначение в истребительный авиаполк 11-й отдельной армии ПВО. Ему досталась должность старшего летчика, Виктор Беленко летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.

На новом месте

Прошло всего шесть месяцев после того, как офицер Беленко попал на новое место службы. Здесь он зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, весьма успешно сумел пройти курс переподготовки, получил должность исполняющего обязанности начальника штаба эскадрильи, стал заместителем секретаря местного партийного бюро. Сослуживцы отмечали: к служебным обязанностям Виктор Беленко относился на удивление добросовестно, у него никогда не возникало проблем с командованием, пилот не высказывал недовольства неустроенностью своей жизни.

Правда, спустя непродолжительное время, в середине лета 1976 года, однополчане начали замечать определенные странности в поведении летчика: Виктор Иванович стал слишком взвинченным, нервным. Довольно болезненно он перенес задержку присвоения очередного воинского звания.

Начало сентября 1976 года. На территорию Дальнего Востока прибывает маршал Савицкий. Его главная цель - проверка боеготовности сил противовоздушной обороны. Именно в этот день, 6 сентября, летчики должны были безукоризненно выполнить тренировочные полеты. Однако во время учебной тренировки произошло нечто неожиданное и весьма странное: самолет, которым управлял советский летчик Виктор Беленко, неожиданно исчез с радаров. Он внезапно набрал высоту, а затем начал пикировать прямо в море. Специалисты подумали: произошла серьезная техническая неисправность, самолет упал, а летчик погиб. Разумеется, в воздух тут же поднялись дежурные вертолеты, однако немного позднее удалось выяснить: летчик попросту обманул радары, он пошел на снижение, имитируя таким образом падение, а затем просто скрылся за большой сопкой и углубился в воздушное пространство Японии.

Полет

Как только Виктору Беленко удалось подняться на высоту порядка 6 тысяч метров, японские средства противовоздушной обороны его заметили. Однако связаться с ним японским военным не удалось, все дело в том, что рация МиГ-25 была настроена на другую частоту. Разумеется, для того чтобы перехватить неизвестного нарушителя, были подняты истребители, правда, они не понадобились, ведь когда они появились, Беленко снова пошел на снижение и пропал с радаров. Изначально Виктор Иванович планировал совершить посадку на авиабазе Титосе, однако сделать этого ему не удалось, причина банальна - не хватило топлива. Поэтому самолет Виктора Беленко приземлился на ближайшем аэродроме. Им оказался Хакодате - гражданский аэродром.

Как это увидели японцы

События 6 сентября 1976 года разворачивались в духе американского блокбастера. Летчик, приземлившийся на острове Хоккайдо, вышел из самолета, дважды выстрелил в воздух из табельного пистолета и потребовал спрятать самолет. Аэропорт, разумеется, закрыли для полетов на несколько часов.

Спустя несколько минут, когда к месту экстренной посадки прибыли представители гражданского аэропорта, молодой лейтенант-перебежчик Виктор Беленко (ему тогда было всего 29 лет) объявил: он намерен сдаться. Беглец запросил политического убежища в Соединенных Штатах Америки. Отметим, что побег офицера из Советского Союза был довольно нестандартным: обычно жители СССР запрашивали убежище в иностранном посольстве, которое находилось на территории родины, или же сбегали с корабля, когда тот заходил в иностранный порт.

Интерес к МиГ-25

Вообще, самолет, на котором Беленко прилетел более 600 км, и который теперь зарылся колесами в землю неподалеку от ограды японского аэродрома, являлся самой секретной советской боевой машиной. На Западе о его существовании узнали в 1970 году: разведывательные спутники, которые наблюдали в то время за советскими аэродромами (разумеется, военными), и обнаружили новый тип самолета, внешне напоминавший истребитель невероятных размеров. Больше всего западных военных экспертов насторожила слишком уж гигантская площадь крыла объекта.

Кстати, для истребителя большая площадь крыла - огромное достоинство, ведь благодаря ней возникает мощная подъемная сила, а вес самолета равномерно распределяется по поверхности, то есть аппарат становится маневреннее. Военные эксперты внимательно изучили снимки, полученные с разведывательных спутников, и пришли к выводу: новая советская боевая машина обладает потрясающей маневренностью, к тому же она снабжена парой поистине огромных двигателей. Однако ряд вопросов оставался без ответа: какова максимальная скорость МиГ-25? Существовали ли на Западе боевые самолеты, которые могли сравниться с ним по своим скоростным показателям?

Немного позднее о новом самолете сообщили и с Ближнего Востока. Так, весной 1971 года израильские радары заметили необычный объект. Он летел со скоростью, втрое превышающей скорость звука, на высоте около двадцати километров! Ни сами израильские военные, ни их консультанты из Америки прежде не видели ничего подобного. Когда спустя некоторое время самолет был обнаружен снова, военные Израиля приняли решение поднять истребители на перехват, однако скорости истребителей не хватило даже для того, чтобы приблизиться к загадочной цели.

Именно тогда Министерство обороны США проанализировало всю собранную информацию и пришло к выводу, что имеет дело с весьма большой проблемой. Американские военные на 100 % были уверены в том, что самолет, обнаруженный военно-воздушными силами Израиля, - это та самая машина, которую спутники-шпионы заметили на советских военных аэродромах. Было очевидно: у Советского Союза появился невероятно скоростной и маневренный истребитель, по своим показателям превышающий те, что стояли на вооружении у всех мировых военно-воздушных сил. Тогда казалось, что этот самолет так и останется таинственной и очень страшной угрозой, правда, только в том случае, если не получится заполучить один экземпляр для его изучения. Проще говоря, если один из советских военных летчиков не сбежит, разумеется, прихватив с собой боевую машину.

Почему на это решился именно Беленко?

На первый взгляд пилот МиГ-25 Виктор Беленко был вполне образцовым гражданином Советского Союза. Начать следует с того, что он был летчиком-истребителем, именно благодаря этому статусу у него имелись определенные блага, которые были недоступны рядовому гражданину Союза Социалистических Республик. Однако Виктор Иванович рано разочаровался в советской действительности, да и в личной жизни у него накопилось немало проблем. Несмотря на то что в семье был маленький ребенок, брак находился на грани распада. Виктор Беленко сомневался в преимуществах советского образа жизни, думал он и о том, что Соединенные Штаты Америки вряд ли являлись таким олицетворением зла, каким их представляли средства массовой информации СССР. В интервью 1996 года Виктор Иванович расскажет журналистам:

В те времена советская пропаганда рисовала Америку как испорченное, загнивающее общество, но у меня были сомнения на этот счет.

Молодой офицер понимал: именно новый боевой самолет, на котором он тогда летал, и должен стать его билетом в счастливую жизнь. Часть, в которой служил летчик Виктор Беленко, базировалась в Приморье, на аэродроме с названием Чугуевка. От границы с Японией аэродром отделяло немногим более 600 км. Почему лейтенант выбрал именно Японию? Все дело в том, что, несмотря на высокие скорости и высотность, МиГ-25 был не самым удобным самолетом из-за большого расхода топлива. А потому добраться до ближайшей авиабазы Штатов без дозаправки было абсолютно невозможно.

Даже сегодня не прекращаются попытки выяснить, что подтолкнуло молодого человека на такой немыслимый шаг. Военные обозреватели страны говорят: летчика-предателя Виктора Беленко отличала поистине сумасшедшая амбициозность, он считал, что его недооценивают. Это была самая настоящая паранойя самолюбия! Беленко переживал из-за того, что его грудь не увешана орденами, что его китель не украшают огромные звезды, а его снимки не публикуют на первых страницах газет и не вывешивают на доски почета.

Как произошла вербовка

На этот счет есть немало слухов и сплетен. Одной из самых популярных версий считается та, согласно которой Виктор Беленко просто отдыхал в ресторане на Черноморском побережье, где и познакомился с представителем спецслужбы. Правда, ни одна проверка данный факт не подтвердила. Но сослуживцы говорят: странностей в поведении молодого летчика было немало. Свой отпуск он предпочитал проводить в провинциальных северных городках, он никогда не делился впечатлениями от отдыха. Виктор учил английский язык, хотя общаться на нем ему было попросту не с кем, на весь город был лишь один учитель английского языка, который мог составить летчику компанию. Беленко рвался в эскадрилью истребителей, и это несмотря на то, что его неоднократно предупреждали: повышения на этом месте ждать не стоит - возраст не тот. К тому же его довольно быстро отстранили бы и от полетов, ведь ему было 29 лет.

Владимир Сопряков, в советские годы бывший заместителем резидента КГБ в Японии, однажды встретился с летчиком-предателем Виктором Беленко. Пилот рассказал ему: встреча с американцами все же была. Произошло это во Владивостоке. Представитель спецслужб вражеской страны рассказал ему про американскую базу, куда требовалось посадить самолет.

Побег от первого лица

6 сентября летчик Виктор Беленко и его напарник поднялись в небо для того, чтобы выполнить тренировочное управление. Оба самолета не были вооружены. Беленко заранее подготовил примерный маршрут побега, а его истребитель был заправлен «под завязку». В какой-то момент Виктор Иванович понял - пора. Он оторвался от напарника, снизился до предельно малой высоты и направился к японским берегам. Ему пришлось идти на максимально небольшой высоте - около трех десятков метров. Делал он это вполне осознанно, ведь на первом этапе полета его могли засечь радары - как советские, так японские.

Японские авиадиспетчеры были застигнуты врасплох: они абсолютно внезапно заметили самолет, который поднялся до шестикилометровой высоты. Разумеется, были неоднократные попытки установить контакт, ни одна из них не увенчалась успехом. Летел Беленко по памяти, предварительно он внимательно изучил карты. Первоначально в его планы входила посадка в одном месте, однако топливо заканчивалось, срочно нужен был аэродром для того, чтобы приземлиться. Японцы поняли, что происходит, лишь после того, как Виктор Беленко посадил самолет. Им пришлось иметь дело с летчиком-перебежчиком, который «шел в комплекте» со сверхсекретным истребителем. Разумеется, провинциальный аэропорт в одно мгновение наводнили представители различных спецслужб. Специалисты ЦРУ просто не могли поверить своему везению.

Разумеется, власти страны Советов должны были хоть как-то отреагировать на произошедшее. Довольно скоро после случившегося в новостях объявили: советский летчик был вынужден совершить посадку в Японии. В Москву были привезены мачеха и супруга Беленко. Прошла пресс-конференция, в ходе которой обе женщины утверждали: Виктор не мог просить убежища в другой стране, кроме того, они умоляли его незамедлительно вернуться домой.

Вернуть летчика и самолет потребовали и власти Советского Союза. Правда, пока продолжались переговоры, МиГ-25 был доставлен на ближайшую авиабазу. Здесь его разобрали и на протяжении нескольких недель изучали, стремясь получить полное представление обо всех технических характеристиках машины.

Не так страшен МиГ

В ходе исследований эксперты выяснили: это вовсе не суперистребитель. Самолет МиГ-25 с бортовым номером «31» оказался машиной для весьма узких задач. В боевом качестве он заметно уступал другим самолетам, был достаточно дорогим и неповоротливым. А еще не отличался особой эффективностью. То есть та угроза, которая привела в ужас Запад, оказалась лишь фикцией.

Эксперты говорили: все, на что способен этот истребитель, - только быстрый разгон после взлета и быстрый полет по прямой. То есть МиГ-25 позволял перехватить самолет-нарушитель, кроме того, его можно было использовать в разведывательных целях. На этом все его достоинства заканчивались. Разобранную боевую машину частично собрали, погрузили на судно и отправили обратно в Советский Союз. Стоит отметить, что власти Японии даже выставили Москве счет на 40 тысяч долларов. Было решено, что именно эта сумма способна будет покрыть перевозку машины и возместит ущерб, который летчик-перебежчик Виктор Беленко нанес гражданскому аэродрому. Произошло это лишь спустя два месяца после побега. Ущерб же для СССР составил порядка двух миллиардов рублей! Дело в том, что из-за одного пилота в стране пришлось экстренно менять систему опознавания на каждом воздушном судне.

Судьба предателя Виктора Беленко

То, как складывалась судьба Виктора Ивановича в Америке, довольно долго скрывалось. В Советский Союз он больше не вернулся, президент Джимми Картер лично утвердил выдачу американского гражданства молодому офицеру. Однако то, что впоследствии происходило с ним, обросло огромным количеством слухов. Разумеется, местонахождение Беленко было известно Комитету госбезопасности, но приказа уничтожить предателя не было - новый конфликт попросту испортил бы и без того сложные отношения. Однако сам Беленко всю жизнь провел в страхе и боялся мести Советского Союза. Наверное, именно по этой причине жену и ребенка Виктор Беленко больше никогда не увидел. Впрочем, если верить информации, услышанной от соседей и однополчан, отношения в семье изначально были не самыми теплыми.

Советский и российский военный журналист Виктор Николаевич Баранец однажды рассказал историю о жизни и судьбе предателя Виктора Беленко, услышанную от одного из разведчиков. Как-то беглый пилот летел через один из американских аэропортов. Он передвигался по эскалаторной ленте, а навстречу ему ехал один из разведчиков Советского Союза, который прежде служил в военно-воздушных силах. Виктор Иванович сразу узнал своего сослуживца. Разведчик приподнял черные очки и внимательно посмотрел на предателя, от испуга Виктор выронил свой чемодан, соскочил с эскалатора, убежал в туалет и начал звать на помощь полицию. Случилось это в самом начале двухтысячных. Однако еще в 1983 году о предателе Викторе Беленко, совершившем дерзкий побег, появилась небольшая заметка в советской прессе. Издание сообщило: Беленко погиб в Штатах во время авиакатастрофы. Именно так власти Союза Советских Социалистических Республик поставили точку в этой некрасивой истории. Сам же шпион купил себе дом, встретил любовь, начал преподавать в академии военно-воздушных сил. В Америке его считали диссидентом, а в Советском Союзе - предателем.

Согласно некоторым источникам, судьба Виктора Беленко сложилась не так хорошо: поговаривали, что он довольно быстро развелся с супругой, начал употреблять алкоголь, последние годы своей жизни провел в полном одиночестве, а умер в 2006 году. Причиной была то ли автокатастрофа, то ли инфаркт. До сих пор непонятно, был ли Виктор Иванович завербованным шпионом или дезертиром. Новые подробности, которые периодически появляются, лишь добавляют пилоту-беглецу таинственности. Дело о преступлении до сих пор засекречено.

Кстати, побег Виктора Беленко привел к тому, что заграничные самолеты заправляют лишь на выполнение одного задания. Считается, что только так им не хватит топлива для того, чтобы пересечь океан и добраться до любой военной базы другой страны.


В начале осени 1976 г. разразился международный скандал: советский летчик Виктор Беленко, служивший на Дальнем Востоке, на новейшем истребителе МиГ-25 совершил побег в Японию, а затем попросил политического убежища в США. В СССР у него остались жена и 4-летний ребенок, которых он больше никогда не увидел. За границей его назвали диссидентом, а на родине и поныне считают предателем, дезертиром и шпионом.



В начале сентября 1976 г. на Дальний Восток прибыл маршал Савицкий с проверкой боеготовности сил противовоздушной обороны. В этот день летчикам предстояли тренировочные полеты, и они знали, что их нужно выполнить безукоризненно. Во время учебной тренировки самолет Беленко исчез с радаров. Он неожиданно набрал высоту, а затем начал пикировать в море. Было похоже на то, что какая-то техническая неисправность привела к падению самолета и гибели летчика. В воздух тут же подняли дежурные самолеты и вертолеты. Позже выяснилось, что летчик обманул радары: он пошел на снижение, имитируя падение, а затем скрылся за огромной сопкой.



На острове Хоккайдо самолеты японских ПВО были подняты по тревоге. Едва им удалось отследить неизвестный объект, как он тут же исчез. Как оказалось, он резко пошел на снижение и совершил посадку на ближайшем гражданском аэродроме. Летчик вышел из самолета и тут же потребовал его спрятать от посторонних глаз. Затем беглец запросил политического убежища в США.



В побег Беленко долго не верили: думали, что причиной таких действий была какая-то поломка или техническая ошибка, а посадка была вынужденной, что самолет попал в зону плохой видимости и сбился с курса, что пилота захватили в заложники и удерживают насильно, а на допросах применяют психотропные средства.



В 1976 г. в новостях объявили, что советский самолет совершил вынужденную посадку на аэродроме Японии, привезли мать и жену Беленко в Москву, где они на пресс-конференции отрицали версию о том, что летчик мог попросить убежища за рубежом и умоляли о его незамедлительном возвращении на родину.



МиГ-25 хотели бы заполучить разведки всего мира, так как это был самолет уникальной конструкции, с рекордной скоростью и высотой полета, самый современный и самый засекреченный истребитель военно-воздушных сил СССР. Все базы, на которых были самолеты МиГ-25, охранялись особыми подразделениями десантников.



СССР потребовал немедленно вернуть летчика и самолет. Пока шли международные переговоры, истребитель разобрали и отправили в контейнерах в США. Там его тщательно изучили, и самолет перестал быть секретным оружием СССР. Японцы вернули истребитель только через два месяца, в разобранном виде. Нанесенный ущерб оценили в 2 млрд рублей. Пришлось спешно менять систему опознавания «свой-чужой» на всех воздушных судах. В результате СССР получил компенсацию в 7,7 млн рублей.



Беленко был отличником боевой подготовки и первоклассным пилотом. Но те, кто был с ним знаком, говорили, что летчик был чересчур амбициозным и честолюбивым и считал, что его заслуги не оценены по достоинству. Выдвигались и версии о его вербовке. Говорили, что такие действия больше похожи на хорошо подготовленную акцию, чем на импульсивный поступок диссидента, недовольного политическим строем. Предполагалось, что он должен был посадить самолет на военной базе США в Японии, но он побоялся, что его могут сбить, и приземлился на ближайшем аэродроме.



Странности в его поведении сослуживцы замечали уже давно: отпуск он предпочитал проводить в небольшом дальневосточном городке, при этом не распространялся о том, как отдыхал, учил английский язык, рвался в эскадрилью истребителей, хотя из-за возрастных ограничений он там уже не мог рассчитывать на повышение по службе.



После побега Беленко все военные самолеты начали заправлять в расчете на выполнение только одного задания, чтобы горючего не хватило для того, чтобы улететь за границу.



После переезда в США летчик оказался в центре внимания прессы. Он читал лекции в одной из военных академий в качестве эксперта в области изучения советских авиасистем ПВО, выступал на симпозиумах, завершая свои доклады рассказом об ужасах советской действительности. За вклад в укрепление национальной безопасности Америки Беленко получил гражданство США. Вскоре он женился на американке и прожил с ней 15 лет. Из военной академии Беленко вскоре уволили, ведь он больше не представлял интереса для спецслужб. О его дальнейшей судьбе известно немного. Согласно одним источникам, он до сих пор живет в США. В других утверждается, что Виктор Беленко развелся с женой, стал злоупотреблять алкоголем, последние годы провел в одиночестве и скончался в 2006 г. то ли в автокатастрофе, то ли от инфаркта. Был ли он завербованным шпионом или просто дезертиром – до сих пор остается загадкой.



Беленко был не единственным беглецом, устроившим скандал на международном уровне.