Столица французской готики. Готическая франция

Оригинал взят у weisse_winter в Франция - родина готической архитектуры

Зарождение готики

Готика зародилась в Северной Франции в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны.


Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Необычайно высок и просторен интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой готике принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами.

Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с юга, востока и севера (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма. Двухбашенные западные фасады французских соборов с тремя глубокими "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений.

На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы - ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов.

Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбург, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Другие части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных ("химерами"); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Франция. Готика во Франции

С конца XII в. Франция становится центром европейской образованности. Парижский университет скоро занял одно из ве-дущих мест в научной жизни Европы. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции также принадлежит главная роль. В XIII в. в Париже насчитывается 300 цехов. Главный заказчик произведений искусства теперь не церковь, а города, гильдии купцов, цеховые корпорации и король. Основным типом сооруже-ния становится, в свою очередь, не монастырская церковь, а городской собор.

С XIV в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам ("сетчатым", "сотовым", "звездчатым" и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней ("пламенеющей") готики и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70).


Пьер Робен,1434-1470) является эталоном поздней, или «пламенеющей готики». Западный фасад церкви выделяется резными дверьми работы Жана Гужона с изображениями библейских сюжетов. Сразу за церковью Св. Маклоу находится одна из главных достопримечательностей Руана - кладбище Сен-Маклу - редчайший пример средневековых захоронений жертв чумы.


Возрастает значение светского городского зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности готики, сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334-52; замок Пьерфон, 1390-1420), строятся особняки ("отели") богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451). Каменную скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках.

Французская базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) настоящее произведение архитектурного искусства, жемчужина Франции среди соборов и духовный оплот всей нации


Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Еще в XII в. (1137—1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы).

Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери — пятинефный храм вмещал до 9000 человек. В конструкции Собора Парижской Богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрель-чатый свод центрального нефа, высота которого 35 м, стрельчатые окна, аркбутаны. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.

Шартрский собор (1194—1260) являет собой пример перехода к зрелой готике и соединения разновременных фасадов. «Королев-ский портал» западного фасада принадлежит первой половине XII в., в начале XIII в. завершена южная башня, в XIV в.- северная, интерьер — число готический.

Блестящий пример зрелой француз-ской готики — собор в Реймсе (1212—1311). В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый «лес» пинаклей и вимпергов (даже «роза» на фасаде имеет стрельчатое завершение). Весь западный фасад сплошь декорирован скульптурой, камень приобрел ажурность, поистине он напоминает кружево. Заметим, однако, что в отличие от поздней готики это «кружево» не скрывает конструкцию здания.

Амьенский собор в центре Пикардии -- это одна из крупнейших "классических" готических церквей XIII в. Собор выделяется целостностью своего плана, красотой трехярусного внутреннего пространства и, в особенности, прекрасным собранием скульптуры на главном фасаде и в южном трансепте.


Самый большой и высокий готический собор во Франции — Амьенский . Его длина 145 м, высота свода центрального нефа 42,5. Амьенский собор строился 40 лет, с 1218 по 1258 г., Робером де Люзаршем, Тома де Кормоном и Рено де Кормоном. Амьенский собор часто называют «готическим Парфеноном».

К середине XIII в. размах строительства во Франции ослабевает. В конце XIII - начале XIV вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор - обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художественной формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собственную культуру, и аристократизация феодальной знати, возрастающая утончённость придворного быта. Последнее замечательное творение готики в этот период — капелла Людовика IX (в сердце Парижа, на острове Ситэ), «святая капелла (часовня)» Сен Шапель (1243—1248). Ее строитель — Пьер де Монтро. Однонефная капелла имеет два яруса: в нижнем этаже — капелла Бого-матери, в верхнем хранилище реликварий с терновым венцом Христа.

С XIV в. начинается период поздней готики , во Франции он длится два столетия (XIV—XV вв.). XV век в готической архитектуре называют еще пламенеющей готикой . В позднеготическом искусстве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображенных с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, XIV-XV вв.), портрет ("Иоанн Добрый", около 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц ("Малый часослов герцога Беррийского", около 1380-85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель. Позднеготические сооруже-ния перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замыс-ловатым узором нервюров (собор в Руане, XIV—XV вв.).

Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель у границы Нормандии и Бретани, расположенное на высокой скале как неприступная крепость.

Феодальные замки в конце XIII в. строились уже только с разрешения короля, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его приближенных, в замковых комплексах появляются роскошно убранные дворцы. Замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции, в охотничьи шато.

Но городское строительство (ратуши, цеховые здания, жилые дома) не уменьшается. Сохранился частный дом (XV в.) — это особняк банкира короля Карла VII Жака Кёра в городе Бурж .

Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в ко-торой возрастает значение статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латин-ской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу — горельефу. Вырабатывается определенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Но-вого Завета, на северном — Ветхого, на западном фа-саде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210—1225); история Ма-рии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.

В Шартрском соборе можно проследить эволю-цию от раннеготической скульптуры к периоду зре-лой готики. Так, западный фасад украшают столпо-образные, вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов, иногда даже появляется индивидуализация облика (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин портала южного фасада трансепта). В Шартре в течение многих десятилетий работали не только разные артели, но разные поколе-ния мастеров.

Со второй половины XIII в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры — подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения иногда исполнены с подлин-ным совершенством, с восторгом перед красотой человека. Не случайно, например, благославляющего Христа на западном фасаде Амьенского собора назвали прекрасным Богом. В таких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще дают о себе знать реальные жизненные наблюдения (Амьенский собор).

Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора . Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225—1240) явственны отзвуки античного искусства. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм (напри-мер, так называемая «Золоченая мадонна» Амьенского собора, около 1270 г.), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французско-му средневековому искусству.


Свет и кружева французской готики. Руанский собор (внутри)

Собор в Шартре (XII-XIV вв.) считается одним из красивейших в Европе. Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города.

В строительстве собора принимало участие множество людей: например, в 40-х гг. XII в.тысячи нормандских паломников явились в Шартр и несколько месяцев вкатывали каменные блоки в стенах собора достигают двух-трех метров длину и одного метра в высоту. Западный фасад - единственное, что уцелело от предыдущей постройки. Его создание относится к 1170 году. Фасад украшают три пышно украшенных великолепными каменными барельефами портала, относящиеся к XII веку. С севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богоматери и сцены Страшного суда. Собор в Шартре лучше освещён, чем парижский, благодаря высоким окнам нефа, ажурным капеллам обширного пятинефного хора и светлому, голубовато-сиреневому колориту витражей, отличается крестообразно развитым пространством, сдержанным благородством интерьера, перекрытого четырёх частными сводами,органичностью структуры. «Королевский портал» (1145- 1155 гг.) собора в Шартре - яркий образец готической скульптуры. Собор в Шартре славился также своими витражами,которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров. В 1194 г. собор в Шартре почти полностью сгорел, сохранились только «королевский портал» и основания башен. Позднее здание было вновь отстроено. Возведение собора считалось праведным делом, за которое верующим простятся грехи, и будет обеспечено спасение на небесах.


Собор в Анжере относящийся к готическим конструкциям, сохранил все особенности западных областей Франции. Автор проекта не утолщал стен.
Он стремился уравновесить распределение тяжести, усиливая вертикальную нагрузку. Свод храма сильно выпуклый. Его мощные нервюры являются одним из украшений здания, так как проходящая между двумя валиками плоская лента покрыта резьбой; между ними как бы протянута гирлянда из цветов. В соборе сохранились витражи, относящиеся к разным периодам.


Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции - Нотр-Дам де Пари (Парижской Богоматери). Величественный Нотр-Дам де Пари был заложен в 11б3 г., но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий - до XIV в.Собор представляет собой базилику длиной сто двадцать девять метров, состоящую из пяти продольных нефов и одного поперечного - трансепта.. Это грандиозный (длина 130 ж, высота сводов 32,5 At) пятинефный храм,разделённый посередине длины коротким трансептом и завершённый хором с двойным обходом (1182), так что весь план вписывается в прямоугольник. При шестичастных сводах и одинаковых круглых столбах главной аркады, увенчанных крупными капителями, поставленная на них стена ещё массивна она получила большие верхние окна, необходимые для освещения нефа Хор собора, а также фасад с его ясными горизонтальными и вертикальными членениями, как бы с трудом врезанными в плотную стену порталами, великолепной розой и словно выросшими из тела сооружения монументальными башнями - совершенное произведение вполне установившегося стиля.
В храм ведут три входа-портала, обрамлённых уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями - так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей, которых отождествляли с персонажами Ветхого завета. Центр западного фасада украшает окно-роза, а над боковыми порталами вытянулись вверх окна под стрельчатыми арками. На башнях собора располагаются скульптуры фантастических чудовищ - химер. В Нотр-Дам де Пари соединились черты романского и готического стилей. Массивные башни фасада характерны для романской архитектуры, в то время как крестовый свод, опирающийся на арки, использование аркбутанов и контрфорсов, стрельчатых арок и множества окон - черты, свойственные готическому искусству. Собор Нотр-Дам в Париже ответил возросшему политическому значению города
как столицы государства и завершил первый этап развития готического стиля.


Архитектуре реймского собора (1211-1331) при строгости тектонического построения свойствен подчёркнутый вертикализм, вытянутость всех элементов и фигур, обилие скульптуры и декоративных деталей, которые, словно буйная поросль, пробиваются ввысь, пересекая горизонтальные членения. Даже стрельчатые обрамления порталов настолько повышены, что центральный тимпан прорезает ещё одна роза. Весь абрис фасада облегчён, заметно суживаясь кверху. Главный фасад Реймсского собора значительно отличается от классического Фасада.Порталы, выступающие вперед, глубоко лежащая роза в обрамлении высокой стрельчатой арки и высокий второй этаж создают новый тип готического фасада: в нем решительно преобладают вертикальные лини Вызывающие восхищение капители расположены на одном уровне,не прерывая тем самым чередования вертикальных и горизонтальных линий.Это впечатление однообразия усиливается подобным оформлением боковых нефов.

Заключение

В XIII-XV вв. готическая архитектура распространялась по разным странам Европы, приобретая определённые черты, и вырастала постепенно из романского стиля преобразуя его почти незаметными новшествами. В ХIII веке усиливается связь между двумя королевствами Испании и Франции. Французские зодчие работают на территории Испании. Следы их деятельности прослеживаются в соборах Леона, Бургоса и Толедо. Испанская архитектура ХIII веке кажется ветвью французской. Почти всегда враждебные, но всегда близкие отношения с Англией не могли не сказаться на архитектуре обоих королевств. Например, французский архитектор Гийом из Санса построил 1175 году собор в Кентбери. Будучи ближе всех других английских храмов к французскому плану, собор Вестминстерского аббатства остался памятником близких отношений между королевствами. Его хор окружен венцом капелл, центральный неф выше, чем это было принято в
английских храмах. Влияние английской готики на французскую, падающее на XV век, коснулось не основной конструкции зданий, но главным образом их «пламенеющего декора» Замечательная готическая архитектура Чехии XIV века также связана с
именем французского архитектора Матье из Арраса, который начал постройку собора св. Витта в Пражском граде.
Сохранились сведения о том, что в1287 году Этьен де Боннейл отплывает с помощником в Швецию, чтобы построить собор в Упсале. Н

Готика, как архитектурный стиль, характерна для определённой эпохи всей Западной Европы, но ведущая роль в её создании, развитии и воплощении принадлежала Франции.

«Каменное кружево», «пламенеющая», «варварская» - все это эпитеты, отражающие внешний облик и суть готики. Если говорить о стиле как таковом, то зародился он в середине XII века на севере современной Франции - в провинции Иль де Франс, захватив территории современной Бельгии и Швейцарии.

Франция в свое время стала колыбелью не просто нового стиля. Готика – это многовековая эпоха, определяющая весь градостроительный облик Европы. Готическое здание – не просто архитектурная единица, это произведение искусства, живой организм, застывшая динамика.

Историческая справочка


Готическая архитектура пришла на смену романской и развивалась на основе бургундской. Есть данные, что уже в начале XII века мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Именно церковь монастыря Сен-Дени, проект которой создал аббат Сугерий, принято считать первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены - так церковь преобразилась и обрела более грациозный облик по сравнению с романскими церквями, порой называемыми «крепостями бога».


С переменным успехом она распространилась по всей Европе. В XIII веке под влияние готики попали Германия, Австрия, Чехия, Испания и Англия. Позднее она пришла в Италию, где не получила столь широкого распространения, но все же смогла адаптироваться, став «итальянской готикой» после значительной трансформации. В конце XIV века Европу захватила так называемая интернациональная готика, венцом которой стала поздняя, или «пламенеющая» готика. В страны Восточной Европы она проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Квинтэссенцией готического искусства стал собор - он являл собой синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Здесь все стремится ввысь, каждый элемент подчеркивает вертикаль - арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, фасад с резными деталями и стрельчатые окна с многоцветными витражами. А если принять во внимание тот факт, что собор являлся центром жизни практически любого европейского города, возвышаясь и господствуя над ним, не удивит и легкость, с которой умы христианских государей приняли новый стиль. Более того, готика представлялась как символ монархической власти и божественное провидение.

Главное отличие готического собора от романских предшественников - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик строения. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор главного нефа передается с помощью аркбутанов на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы, каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен. И пусть вас не смущает обильное украшательство – в готике не существует понятия «чрезмерно декоративный».

Вслед за собором потянулся вверх и сам город. На центральных площадях стали строить ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509).

Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки-отели богатых горожан.

В теорию мы окунулись достаточно – пора и к практике переходить. Предлагаю обратить свой взор на самые яркие памятники готической архитектуры Франции, широко известные в узких кругах.

Капелла Сент-Шапель


В качестве примера для подражания в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель/Sainte Chapelle - Святая капелла на острове Сите в Париже. Возведена в качестве хранилища реликвий в рекордные сроки, за тридцать три месяца, с 1242 по 1248 годы. Строительством руководил Пьер из Монтрейля, один из крупнейших зодчих готики.


Святая капелла является идеальным образчиком, абсолютно аутентичным стилю. А идеально в ней все: изысканная манера постройки, скульптурный и живописный декор. Она поделена на два яруса равной площади, но разной высоты.

Нижняя капелла предназначалась для придворных, дворцовой гвардии и слуг. В верхней молилась королевская семья, приближенные. Именно здесь и хранились реликвии. Неф верхней капеллы знаменит своими полностью сохранившимися витражами, в основном XIII в., не имеющими аналогов.


Церковь аббатства Сен-Дени


Построена в XII в. настоятелем монастыря, которого можно назвать «крестным отцом» готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства «патрона и апостола Франции» святого Дионисия (Сен-Дени). Возведенный Сугерием храм оказался «удивительным и непрерывным светом, насыщавшим красотой весь интерьер».

Собор в Шартре


Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (1134-50) имеет основание полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.).

Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее. Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145-65) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. После пожара 1194 г. здание было отстроено заново. Зодчие сумели придать вертикальным тягам ощущение свободного и одухотворенного подъема. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе. Шартр - одна из немногих готических церквей Франции, которая сохранила почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв.

Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывали всю свою магию в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.



Место коронации французских королей – это шедевр зрелой готики и «академия искусств» для средневековых мастеров. Строительство началось в 1211 г. и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе - это история нескольких поколений зодчих. Но несмотря на длительные сроки строительства, здание сохранило единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию».

Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма: отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Он пронизан не только вертикальным движением, но и пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Фантастически красивый и качественный pov минет от первого лица в исполнении молоденьких красавиц и зрелых мамочек. Здесь самая лучшая и качественная подборка pov видео минета от первого лица. Здесь вы сможете регулярно наслаждаться свежими порциями pov минета.



Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын. Работы в основном были закончены в 1288 г.

Также как и в Реймсе, примером для зодчих служил собор в Шартре, однако образец был заметно модифицирован. Собор в Амьене - крупнейший среди готических храмов Франции и один из крупнейших в Европе.

Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42,3 м.

Спустя столетия, в эпоху развития эклектики, готика вернулась обновленной. Отсюда и название – неоготика. Представители европейских стран в XIX веке оспаривали друг у друга право называться родоначальником. Но историческая справедливость сложилась так – возникла неоготика в Англии в 40-е годы XVIII века. В России она именовалась псевдоготикой, поскольку готики на территории Древней Руси не существовало вовсе. Востребованность же новой вариации стиля была крайне незначительна – спросом она пользовалась лишь при строительстве костелов католической общины.

В Саратове наиболее ярким представителем неоготики является здание Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова.

Оно было возведено в 1902 году архитектором Александром Юльевичем Ягном и радует взор жителей и гостей города по сей день.

Зарождение готики

Готика зародилась в Северной Франции в середине XII в . и достигла расцвета в первой половине XIII в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны.


Символами централизованного королевства и независимости растущих городов стали каменные готические соборы, получившие во Франции свою классическую форму. Необычайно высок и просторен интерьер, озарённый цветным светом витражей: ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого главного нефа с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

Конструктивной основой собора служит каркас из столбов (в зрелой готике принимающих вид пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с диагонально перекрещивающимися ребрами (нервюрами) образуют остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами) на мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезались арочными окнами.

Вынесение наружу конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода, позволило создать ощущение лёгкости и пространственной свободы интерьера, стремительного вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с юга, востока и севера (и не видимые ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением действия тектонических сил, мощью своего ритма. Двухбашенные западные фасады французских соборов с тремя глубокими "перспективными" порталами и узорным круглым окном ("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью членений.

На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архитектурно-пластические мотивы - ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки (краббы) и т. д. Ряды статуй на консолях перед колонками порталов и в верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символическую систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность их поз, сдержанность их жестов.

Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс, Амьен, Страсбург, порталы трансепта в Шартре) проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и человечностью чувства. Другие части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных ("химерами"); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Франция. Готика во Франции

С конца XII в. Франция становится центром европейской образованности. Парижский университет скоро занял одно из ве-дущих мест в научной жизни Европы. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции также принадлежит главная роль. В XIII в. в Париже насчитывается 300 цехов. Главный заказчик произведений искусства теперь не церковь, а города, гильдии купцов, цеховые корпорации и король. Основным типом сооруже-ния становится, в свою очередь, не монастырская церковь, а городской собор.

С XIV в. всё большее значение приобретали городские и монастырские церкви зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы. Все они невелики, просты в плане, но по их сводам ("сетчатым", "сотовым", "звездчатым" и т. д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры нервюр. Характерен для поздней ("пламенеющей") готики и прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в Руане, 1434-70).


Пьер Робен,1434-1470) является эталоном поздней, или «пламенеющей готики». Западный фасад церкви выделяется резными дверьми работы Жана Гужона с изображениями библейских сюжетов. Сразу за церковью Св. Маклоу находится одна из главных достопримечательностей Руана - кладбище Сен-Маклу - редчайший пример средневековых захоронений жертв чумы.


Возрастает значение светского городского зодчества, в котором использовались не столько конструктивные особенности готики, сколько её композиционные и декоративные приёмы: на главной площади города строятся ратуши с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509), замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне, 1334-52; замок Пьерфон, 1390-1420), строятся особняки ("отели") богатых горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451). Каменную скульптуру на фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках.

Французская базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) настоящее произведение архитектурного искусства, жемчужина Франции среди соборов и духовный оплот всей нации


Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Еще в XII в. (1137—1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы).

Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Парижской Богоматери — пятинефный храм вмещал до 9000 человек. В конструкции Собора Парижской Богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрель-чатый свод центрального нефа, высота которого 35 м, стрельчатые окна, аркбутаны. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.

Шартрский собор (1194—1260) являет собой пример перехода к зрелой готике и соединения разновременных фасадов. «Королев-ский портал» западного фасада принадлежит первой половине XII в., в начале XIII в. завершена южная башня, в XIV в.- северная, интерьер — число готический.

Блестящий пример зрелой француз-ской готики — собор в Реймсе (1212—1311). В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый «лес» пинаклей и вимпергов (даже «роза» на фасаде имеет стрельчатое завершение). Весь западный фасад сплошь декорирован скульптурой, камень приобрел ажурность, поистине он напоминает кружево. Заметим, однако, что в отличие от поздней готики это «кружево» не скрывает конструкцию здания.

Амьенский собор в центре Пикардии -- это одна из крупнейших "классических" готических церквей XIII в. Собор выделяется целостностью своего плана, красотой трехярусного внутреннего пространства и, в особенности, прекрасным собранием скульптуры на главном фасаде и в южном трансепте.


Самый большой и высокий готический собор во Франции — Амьенский . Его длина 145 м, высота свода центрального нефа 42,5. Амьенский собор строился 40 лет, с 1218 по 1258 г., Робером де Люзаршем, Тома де Кормоном и Рено де Кормоном. Амьенский собор часто называют «готическим Парфеноном».

К середине XIII в. размах строительства во Франции ослабевает. В конце XIII - начале XIV вв. строительство соборов переживало кризис: архитектурные формы становятся суше, декор - обильнее, статуи приобретают одинаковый подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые разнообразные и не претендующие на универсальность художественной формы; в них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собственную культуру, и аристократизация феодальной знати, возрастающая утончённость придворного быта. Последнее замечательное творение готики в этот период — капелла Людовика IX (в сердце Парижа, на острове Ситэ), «святая капелла (часовня)» Сен Шапель (1243—1248). Ее строитель — Пьер де Монтро. Однонефная капелла имеет два яруса: в нижнем этаже — капелла Бого-матери, в верхнем хранилище реликварий с терновым венцом Христа.

С XIV в. начинается период поздней готики , во Франции он длится два столетия (XIV—XV вв.). XV век в готической архитектуре называют еще пламенеющей готикой . В позднеготическом искусстве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам страданий, изображенных с жестокой натуральностью. В то же время возникают светские росписи (дворец пап в Авиньоне, XIV-XV вв.), портрет ("Иоанн Добрый", около 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно часословов знатных лиц ("Малый часослов герцога Беррийского", около 1380-85) намечается стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель. Позднеготические сооруже-ния перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замыс-ловатым узором нервюров (собор в Руане, XIV—XV вв.).

Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель у границы Нормандии и Бретани, расположенное на высокой скале как неприступная крепость.

Феодальные замки в конце XIII в. строились уже только с разрешения короля, в XIV в. это вообще становится привилегией короля и его приближенных, в замковых комплексах появляются роскошно убранные дворцы. Замки постепенно превращаются в увеселительные резиденции, в охотничьи шато.

Но городское строительство (ратуши, цеховые здания, жилые дома) не уменьшается. Сохранился частный дом (XV в.) — это особняк банкира короля Карла VII Жака Кёра в городе Бурж .

Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в ко-торой возрастает значение статуарной пластики, хотя фигуры и не свободны от фона стены. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латин-ской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу — горельефу. Вырабатывается определенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания. Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Но-вого Завета, на северном — Ветхого, на западном фа-саде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (1210—1225); история Ма-рии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики.

В Шартрском соборе можно проследить эволю-цию от раннеготической скульптуры к периоду зре-лой готики. Так, западный фасад украшают столпо-образные, вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов, иногда даже появляется индивидуализация облика (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин портала южного фасада трансепта). В Шартре в течение многих десятилетий работали не только разные артели, но разные поколе-ния мастеров.

Со второй половины XIII в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры — подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения иногда исполнены с подлин-ным совершенством, с восторгом перед красотой человека. Не случайно, например, благославляющего Христа на западном фасаде Амьенского собора назвали прекрасным Богом. В таких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще дают о себе знать реальные жизненные наблюдения (Амьенский собор).

Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора . Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225—1240) явственны отзвуки античного искусства. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм (напри-мер, так называемая «Золоченая мадонна» Амьенского собора, около 1270 г.), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французско-му средневековому искусству.


Свет и кружева французской готики. Руанский собор (внутри)


Готическая архитектура во Франции - архитектурный стиль, который был широко распространен на территории современной Франции с 40-х годов XII века до начала XVI века, когда ему на смену пришёл Ренессанс. Зародившись в центре страны, готический стиль быстро распространился на территорию всей Франции и за её пределы. Мастерство архитекторов достигло своего пика в середине XIII века, после чего развитие шло путем применения прикладных ремесел, в частности, обработки камня.

Готика как французский стиль стала образцом для подражания на территории большинства стран Западной и Центральной Европы, в которых она приобретала черты, характерные для их архитектурных традиций.

Отдельные архитектурные памятники в готическом стиле или же исторические ансамбли, включающие готические сооружения, главным образом, соборы, были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.
Вот краткий обзор. Обратите внимание на общее, когда невозможно с первого взгляда понять, какой конкретно собор на фотографии, и на различия, по которым легко все-таки узнать, что за собор перед тобой... Особую сложность в опознании представляют собой отдельные скульптуры и даже скульптурные группы.

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ - НОТР ДАМ де ПАРИ.





Строить собор начали в 1163 году на месте, где стоял римский языческий храм, по приказу и с благословения папы Александра III. Строительство растянулось на целых два столетия. По замыслам папы римского, Собор Парижской Богоматери в Париже своей красотой должен был затмить все другие подобные строения, что уже существовали на Земле.
Размеры Собора Парижской Богоматери потрясают с первого взгляда: длина – 130 м, ширина – 48 м, высота – 35 м, высота западного фасада – 43 м, ширина западного фасада – 41 м, вес колокола Эмануэль – 13 тонн. Войти в собор можно через портал Богоматери, который украшен искусной композицией, состоящей из статуй монархов и святых. Легкости собору придают высокие стрельчатые окна. Западное окна-роза - символ Богородицы. Она окружена ветхозаветными персонажами. В центре витража находится медальон, мерцающий красным и синим цветами. Медальон символизирует Богородицу. Южное окно отведено Христу.


Главный или центральный неф Нотр Дам де Пари расположен напротив окруженного колоннами портала Страшного Суда. Высота центрального нефа поражает воображение. Длинный пресвитерий (алтарная часть) каменной перегородкой отделен от остальной части собора.


Сегодня сбереглись только ее фрагменты, украшенные рельефами известных евангельских сцен, которые относят к XIV столетию. В пресвитерии находятся престол епископа и места для почетных гостей оформленные резьбой эпохи барокко. Настоящим украшением собора являются: «Пьета», скульптура Богородицы с младенцем, экспрессивная «майская» живопись Шарля Лебрена...
Чтобы оказаться на верху собора Нотр Дам де Пари нужно подняться на 387 ступенек, предварительно пройдя через широкие пятнадцати метровые контрфорсные арки в галерею, что тянется вдоль двух западных башен. Перила галереи украшают, или устрашают, маскароны (выпуклый лепной орнамент в виде маски или человеческого лица).


Внешнюю часть собора украшают различные химеры и гаргульи.




Если вам удалось преодолеть все эти препятствия, то можете насладиться, открывшейся перед вами с высоты Собора Парижской Богоматери, прекрасной панорамой Парижа. Кто знает, может быть события бессмертного романа великого Виктора Гюго пришли к нему именно в тот момент, когда он, поднявшись на крышу Нотр Дам де Пари, взглянул на столицу Франции с высоты птичьего полета...


Крыша собора Парижской Богоматери - отсюда прекрасно видно другой символ Парижа и Франции - Эйфелеву башню.
С собором связано и много легенд. Например, по одной из них колокол «Эммануэль» был отлит в 1600 году из украшений, подаренных собору женщинами, чтобы получить уникальный звон. Но свою известность в нашей стране собор получил благодаря Виктору Гюго.

ШАРТРСКИЙ СОБОР



Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери - самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.


На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.

Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и подземная часовня (крипт. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.


Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Этот новый собор сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.


Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное готическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

АМЬЕНСКИЙ СОБОР.


Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери - один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.

Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.

Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.

Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.


Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.

Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.


РУАНСКИЙ СОБОР


Руанский собор или Собор Руанской Богоматери - один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане.

Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.

Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.

Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада - она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.

На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.

Внутреннее убранство собора

За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось оплачивать индульгенции всех домочадцев.

Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.

Прославил собор знаменитый художник Клод Моне, создав серию видов собора в различное время суток.

И наконец уже хорошо знакомый нам РЕЙМСКИЙ СОБОР


Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.

Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.

Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.

Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.

Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Всего скульптур насчитывается около 2000. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Реймсский собор сильно пострадал в годы Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году. Мне повезло. Я была там в 1997 году.

В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.

Так какие общие черты, и какие принадлежат конкретным соборам? Надеюсь, не слабО ответить! Дерзайте!