Большой петергофский дворец кто архитектор. Петергофский большой дворец. Китайские кабинеты Большого дворца

На берегу финского залива Петром I построено несколько загородных резиденций российских царей. Дворцово-парковый комплекс включает в себя парковые ансамбли, в которых гармонично разместились дворцы и великолепные фонтаны. Идея создания и архитектурный замысел принадлежат Петру I, а в переводе с голландского «Петергоф» — «двор Петра». Центральное место в ансамбле занимает Большой Петергофский дворец (адрес: Санкт-Петербург, ул. Разводная, 2).

История Петергофа

Более трехсот лет назад началось строительство летней загородной резиденции российских императоров в Основные работы начались в 1714 году, а в августе 1723 года состоялось открытие Петергофа, в том числе и Верхних палат (ныне - Большой Петергофский дворец), Дворцы «Монплезир» и «Марли». К открытию комплекса были распланированы и заложены несколько парков, запущены в работу часть фонтанов. В последующих реконструкциях и восстановительных работах после Великой Отечественной войны архитекторы сохранили замыслы великого Петра, запечатленные в его рисунках и эскизах.

Верхний сад

Для парадного въезда в Большой Петергофский дворец был заложен Верхний сад, который формировался в три этапа на протяжении пятидесяти лет под руководством разных зодчих. Но первоначально он использовался для выращивания овощей и фруктов, а верхние пруды служили для работы фонтанов и разведения рыбы. Верхний сад закончили по проекту Б. Ф. Растрелли в начале-середине восемнадцатого века. Тогда же в парке появились знаменитые статуи Помоны (богини плодородия), Зефира (бога ветра) и Флоры (богини весны), а также композиция «Нептун», расположенная в центральном бассейне.

Описание дворца можно начать с истории строительства в 1714-1725 годах по проекту архитекторов И. Браунштейна и Ж. Леблона были построены скромные Верхние палаты с несколькими залами для приемов, банкетов и почивальня императора. Впоследствии в 1745-1755 годах он был перестроен императрицей Елизаветой Петровной. Под руководством всемирно известного архитектора Б. Ф. Растрелли был отстроен трехсот метровый дворец с великолепными фасадами по модели Версальского. Тридцать залов, отделанных в разных стилях, восхищают своим великолепием и богатством. После прогулки по Верхнему саду посетители попадают в Большой Петергофский дворец. Билеты стоимостью 600 рублей и льготные стоимостью 300 рублей можно приобрести в кассах с 10:30 до 17:00. Дворец сегодня стал исторически-художественным музеем с огромным количеством экспонатов, предметов живописи и скульптуры. Дворец, как и в прежние времена является летним культурным центром России, где проводятся официальные встречи и приемы, а также культурно-массовые мероприятия.

Парадная лестница, танцевальный и приемные залы

По задумке императорской семьи, дворец должен был выполнять протокольные функции и подчеркивать нараставшую силу Российского государства. А дипломатические приемы, балы и маскарады удивлять богатством и изобилием. С этим заданием успешно справился архитектор Растрелли. Уже попадая на парадную лестницу, посетители видят великолепные резные статуи, символизирующие времена года, монументальные барельефы на стенах, картуши, богато отделанные позолотой. В интерьере гармонично переплелись темперная роспись, лепнина и металлические Дальше проход выполнен в стиле Триумфальной арки, белоснежные колонны которой поддерживают фронтон с аллегорическими фигурами «Верность» и «Справедливость». Танцевальный зал («Купеческий») выполнен в праздничном стиле для проведения балов и увеселительных мероприятий. Это большое помещение с площадью 270 квадратных метров. Многочисленные зеркала в фальшивых окнах глухих стен увеличивают его объем в несколько раз. Потом посетители попадают в Чесменский зал, проход в который есть также через Голубую приемную. Большой Петергофский дворец строился Петром I на побережье с целью подчеркнуть утверждение России, как морской державы. Чесменский зал назван в честь победы над турецким флотом при Чесме и закрепления России не только на Балтийском, но и на Черном морях. Этой цели посвящена отделка зала и батальная живопись. Отсюда гости проходят в Тронный зал.

Центральная часть и Тронный зал

Большой Петергофский дворец имеет сквозной вестибюль, являющийся проходом между Верхним садом и Нижним парком. Здесь находится кабинет Петра I («дубовый») и дубовая лестница, ведущая в Картинный зал. Первоначально его стены украшали французские гобелены и несколько картин итальянской школы. Во время правления Елизаветы Петровны придворным художником назначен граф Пьетро Ротари. Именно портреты его работы окончательно заполнили весь интерьер. После осмотра картин, миновав Западный кабинет, посетители попадают в Белую столовую, которая выполнена в светло-матовых тонах. Столовая использовалась по прямому назначению, и современная экспозиция состоит из светлой столовой мебели и двухсот предметов посуды из фаянса. Тронный зал имеет вход со стороны Чесменского зала и Аудиенц-зала, который примыкает к Белой столовой. Это самое большое помещение дворца (330 квадратных метров), отличается массивной лепниной с изображением императорской и военной символики, а также многочисленными портретами царской семьи.

Западное крыло дворца

Западное крыло является женской половиной с покоями императрицы и ее ближайшего окружения. Состоит оно из дюжины небольших помещений. Из Восточного китайского кабинета визитеры попадали в Куропаточную гостиную, где императрица проводила утренние часы. Она связана непосредственно с покоями царицы: Диванной, Туалетной, Кабинетом и Коронной комнатами. С другой стороны находятся Секретарская, Голубая гостиная, помещения караула кавалергардов. Западное крыло заканчивается дворцовой церковью. Храм царской семьи Растрелли спроектировал в своем стиле - изящно и великолепно. Это не просто церковь, а небольшой дворец с богатым убранством и большим количеством позолоты.

Нижний парк

Большой Петергофский дворец построен на естественной возвышенности и условно отделяет меланхоличный Верхний сад от помпезного, блистающего позолотой фонтанов Нижнего парка. Морской канал, прорытый от дворца до Финского залива, был принят за осевую линию планировки паркового ансамбля. От канала в разные стороны отходят четыре аллеи, ведущие к дворцу «Монплезир» и павильону Эрмитаж. Парк выдержан во французском стиле, который также называют регулярным. Для него характерно наличие скульптур, павильонов и симметрия при планировке аллей и зеленых насаждений. Садовники высадили большое количество деревьев и кустарников, привезенных со всей России, соединив уже имеющиеся рощи в единый комплекс.

Большой каскад и фонтаны

Фасад дворца, выходящий на море, гармонично перетекает в уступы Большого каскада с многообразием фонтанов и скульптурных композиций. Осмотр фонтанного ансамбля «Большой каскад» можно начать, покинув после экскурсии Большой Петергофский дворец. Режим работы фонтанов меняется ежегодно, в зависимости от погодных условий. Ориентировочно открытие происходит в конце апреля, а торжественное закрытие сезона - в середине сентября. Стоимость билетов колеблется от 500 до 150 рублей. Каскад состоит из двух водопадных лестниц, вдоль которых расположены многочисленные скульптуры Верхнего и Нижнего гротов. Два мощных потока воды падают с каскада в ковш Морского канала, где находится центральный водомет «Самсон, разрывающий пасть льву». В фонтанную группу входят восемь дельфинов и четыре льва, находящиеся у подножья. Они своими струями формируют своеобразный венок вокруг Самсона. Вокруг центральной композиции находится большое количество фонтанов, изображающих сказочных дев, наяд, тритонов, древнегреческих богов и героев. В коротком обзоре невозможно описать более 140 разных фонтанов-скульптур, поэтому лучше их один раз увидеть.

Не оставит посетителей равнодушными, а каскады и фонтаны запомнятся на всю жизнь.

Тронный зал - самый большой (330 кв. м.) и наиболее торжественный зал Петродворца. Первоначально зал именовался Большим и не имел чётко выраженного предназначения. Интерьер создан Ю. М. Фельтеном в 1777-1778 годах. От предыдущего барочного интерьера, разработанного Ф. Б. Растрелли, остался только паркет. Интерьер, трактованный в стиле классицизма, но в барочном объёме, отличается сдержанной колотистикой с доминированием белого цвета и монументальным лепным декором: крупные лепные орнаменты из акантовых листьев на падугах, из листьев дуба и лавра (символов стойкости и славы), акцентирующее потолочное перекрытие; венки и гирлянды выполнены в подчёркнутом объёме, выступая от плоскостей на значительные расстояния, а иногда и отрываясь от них.

Основной элемент декорирования зала - живопись, ей отведены наиболее значимые места в интерьере. Западную торцовую стену почти сплошь занимают четыре полотна работы Р. Петона, изображающие эпизоды Чесменского сражения, тем самым образуя сюжетную связку с предыдущим залом. Английский живописец Ричард Петон, узнав о сражении, сам предложил российскому посланнику в Лондоне А. С. Мусину-Пушкину написать несколько картин на эту тему. Его желание было воспринято благосклонно, и в 1772 году четыре картины прибыли в Петербург. Сначала они располагались в Зимнем дворце; затем при создании Тронного зала были перевезены в Петергоф. Ричард Петон, в отличие от Якоба Гаккерта, не имел точных сведений о дислокации кораблей, поэтому картины лишь приблизительно трактуют события сражения. Тем не менее они были исполнены на высоком профессиональном уровне и обладают несомненными художественными достоинствами. Рядом, над дверными порталами, в лепном обрамлении размещены парадные портреты Петра I и Екатерины I, на противоположной стене симметрично им расположены портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (все созданы Г. Бухгольцем); в простенки между окнами второго яруса помещены 12 портретов родственников Петра I. С живописными полотнами перекликаются гипсовые барельефы, дополняющие интерьер. По сторонам от “Шествия на Петергоф” расположены аллегорические мелальоны И. П. Прокофьева “Истина и Добродетель” и “Правосудие и Безопасность”, прямо над ними - барельефы на исторические сюжеты “Возвращение князя Святослава с Дуная после победы над печенегами” и “Крещение княгини Ольги в Константинополе под именем Елены”.

Центральное место восточной стены занимает конный портрет Екатерины II, самое крупное живописное полотно зала. Картина, которая называется “Шествие на Петергоф”, создана в 1762 году В. Эриксеном. Екатерина изображена в мундире полковника Семёновского полка верхом на любимом коне Бриллианте. На полотне зафиксирован исторический момент дворцового переворота 28 июня 1762 года, когда Екатерина, которую только что провозгласили императрицей, возглавляет поход гвардии из столицы в Петергоф для окончательного отстранения от власти своего супруга Петра III. Современники отмечали, что это самый похожий портрет императрицы. У этой картины богатая событиями история. После смерти Екатерины вместо работы В. Эриксена зал украсил гобелен “Пётр I спасает рыбаков в Ладожском озере” (зал при этом получил название Петровского); картина же переместилась в петергофский Английский дворец. В 1917 году вместе с другими ценностями Английского дворца она была эвакуирована в Москву; какое-то время находилась в Оружейной палате, затем - в Третьяковской галерее. Лишь в 1969 году при восстановлении зала портрет вернулся на своё историческое место. Возле конного портрета Екатерины установлено тронное кресло русской работы первой четверти XVIII века. По преданию, трон изготовлялся по заказу А. Д. Меншикова для своего дворца в Петербурге для приёма частого гостя, Петра I. Дубовый трон вызолочен, обит красным бархатом, на спинке - вышитый двуглавый орёл. Подножная скамейка - аутентичный предмет из обстановки Петергофского дворца; изготовлена в середине XVIII века.

Важное место в оформлении зала играют люстры с подвесками аметистового цвета в форме дубовых листьев. Ю. М. Фельтен, работая над интерьером зала, решил не заказывать новые, а использовать светильники, уже имевшиеся на складах дворцового ведомства. 12 люстр, барочные по стилистике, кажутся на первый взгляд одинаковыми. Но в зале их четыре вида, различных по размерам и форме. Люстры были изготовлены на Петербургском казённом стекольном заводе. Похожие люстры расположены также в Чесменском зале дворца и в Белой столовой.

Весь живописный декор зала, дополненный барельефами, имеет ярко выраженный политический мотив. Тронный зал создавался и оформлялся с целью наглядно продемонстрировать право Екатерины II на царствование, её духовную преемственность как продолжательницы дела Петра I. В зале также выражена тема прославления деяний Екатерины-государыни, как напрямую (картины Р. Петона), так и аллегорически. Важное место в оформлении также занимает тема недавно завершившейся русско-турецкой войны: помимо работ Р. Петона, к ней через исторические параллели отсылают барельефы А. М. Иванова и М. И. Козловского. Зал использовался для проведения официальных церемоний и мероприятий; но также, в особых случаях, здесь проводились балы и торжественные обеды. Тронный зал был восстановлен в 1969 году.

В переводе с французского Монплезир означает "мое удовольствие" - традиционное название загородных построек того времени.

Строительство дворца, место для которого было выбрано императором Петром I, было закончено в 1723 году. В разработке архитектуры здания принимали участие такие мастера, как Леблон, Микетти, Браунштейн.

Общая протяженность здания составляет 73 метра, на территории которого расположены терраса, медная статуя Нептуна, Монплезирский сад, фонтан Сноп, четыре фонтана "Колокол" украшают золоченые бронзовые фигуры Аполлона, Вакха, Фавна, Психеи.

В наши дни во дворце Монплезир можно посетить музей, который работает с 10.30 до 17.00 ежедневно, кроме последней среды каждого месяца, а также закрыт в дождливую погоду.

Дворец "Коттедж"

Дворец "Коттедж" - центральное сооружение дворцово-паркового ансамбля Александрия построенного в 1826-1829 годах для императора Николая Павловича и его семьи по проекту архитектора А. А. Менеласа.

Архитектура дворца выполнена в готическом стиле, а построен он был на месте развалин усадьбы А. Д. Меншикова. Всего в здании 2 этажа и мансарда, с четкой планировкой.

В 1842-1843 гг. к восточному фасаду "Коттеджа" пристраивается столовая с мрaморной террасой.

После Октябрьской революции дворец являлся историко-художественным музеем, а во время Великой Отечественной войны тут располагался медицинский пункт гитлеровской армии.

В 1979 году дворец открывается для посетителей.

Дворец Марли

Элегантный Марлинский дворец является композиционным центром всего Марлинского ансамбля в западной части Нижнего парка Петергофа. Он расположен на перемычке двух прудов - Марлинского и Секторального. К строительству дворца приступили в 1720 году, его проектировал архитектор И.Ф.Браунштейн. Дворец получил название Марли,в честь посещения Петром I резиденции Марли-ле-Руа Людовика XIV.

Первоначально дворец планировался одноэтажным, но когда здание подвели под крышу, Петр I приказал его надстроить, и в 1723 году был построен второй этаж. Над оформлением дворца трудились многие талантливые мастера: скульпторы, камещики, лепщики, паркетчики и так далее.

На каждом этаже дворца находится всего по восемь помещений. Внутренне убранство дворца элегантно и строго. Более парадно украшены Дубовый и Чинаровый кабинеты, при их отделке использовались ценные виды дуба и чинары. Также здесь можно увидеть картины западноевропейских художников XVII-XVIII веков,мебель того же периода,личные вещи Петра I, во дворце также хранится небольшая библиотека.

В годы Великой Отечественной войны дворец был взорван вражеской миной. В послевоенные годы велось его восстановление. Как музей дворец был открыт в 1982 году.

Фермерский дворец

Фермерский дворец был построен в 1831 году как загородный дом семьи императора, а для посетителей он стал открыт лишь в 2010 году. Реставрационные работы велись с 2003 года.

До того, как здание вошло в музейный комплекс (1979 год) в Фермерском Дворце происходило масса событий.

В советское время там был дом отдыха, а во время Великой Отечественной войны дворец являлся штаб-квартирой фашистских войск. Сразу после войны в здание въехало общежитие Петродворцового часового завода.

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец - это крупнейшее архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Петродворца. Он находится в городе Петергофе на южном берегу Финского залива.

Дворец построен архитектором Франческо Растрелли в стиле Елизаветинского барокко. Его строительство длилось в период 1714-1755 годов и отражает несколько периодов истории императорской резиденции.

Фасад Большого дворца, который составляет 300 метров, растянулся вдоль береговой линии и поражает своим великолепием.

Сегодня это Историко-художественный музей, экспозиции которого дают возможность ознакомиться с искусством русского дворцового интерьера 18-19 веков. Посетители смогут увидеть множество парадных залов, картинных галерей и салонов Большого дворца, в том числе кабинет Петра I, занимающий особое место в интерьере дворца и отделанный светлым дубом.

Морская пристань. Петродворец

В Нижнем парке Петергофа расположена пристань «Петродворец». Раньше Петровская гавань использовалась как для торжественных целей, так и в хозяйственных нуждах. Кроме приемов пароходов с гостями, на пристани также разгружались большие и малые суда, привозившие в Петергоф различные припасы или строительные материалы. Когда наступали дни иллюминации, в акваторию заходили военные корабли, украшенные разноцветными флагами и огнями.

В 1963 году была построена современная пристань с ее железобетонными причалами. По велению Петра I во время постройки канала, его стены укрепляли булыжным камнем на мху. Но со временем, вода разрушила булыжное покрытие, и стены стали валиться, замуливая канал. В 1728 году архитектор М. Земцов предложил выкладывать стены из плиточного камня и кирпича, а дно закладывать булыжником. Тогда же и была произведена реконструкция канала.

До пристани из центра Санкт-Петербурга было организовано множество пассажирских маршрутов, суда отправлялись от Эрмитажа, Кунсткамеры, Медного всадника. От Дворцовой площади, до пункта назначения вы доберетесь теплоходом за полчаса. Около пристани в Петродворец расположена вертолетная площадка.


Достопримечательности Петергофа

В 2015 году государственному музею-заповеднику «Большой Петергофский дворец» исполнилось ни много ни мало – 300 лет. Три столетия назад своим указом Петр I подписал Петергофу «приговор» исторического значения: именно здесь заложили Верхние палаты – будущий Большой дворец.

В XXI столетии потомки решили не осрамиться перед Петровой памятью, и в течение юбилейного года посетители должны были по достоинству оценить старания устроителей: юбилейные выставки, научно-практическая конференция, обновленная «ольгинская» коллекция, выставка рисунков Петра Алексеевича – и это еще неполный перечень мероприятий, подготовленных к отмечаемой дате.

Большой дворец по праву считается самым красивым дворцом Европы. К тому же занимает не последние позиции в числе самых крупных памятников XVIII столетия и находится под надежной охраной ЮНЕСКО.

Прежде чем судить, это надо видеть

Петергофский красавец – «приверженец» линейной симметрии: 300 м главного фасада его барочной композиции обращено на Финский залив.

Террасу дворца оборудовали площадкой с балюстрадой, и с нее было приятно любоваться видом на Морской канал и Большой каскад. Последний выполнял роль парадной дворцовой лестницы.

Все было детально продумано, гениальная идея более, чем удачно воплощена в жизнь, а сам дворец настолько органично вписывался в окружающий вид, что Жан-Батист Леблон – главный архитектор Санкт-Петербурга – в свое время выразил отношение к сему чуду: «...это такие вещи, которые надо видеть, чтобы судить об их красоте».

Мы строили-строили и… перестраивали-перестраивали

Вся эта красота возводилась в несколько этапов. Первый припал на 1710 год: Иоганн Браунштейн начал возводить Верхние (Нагорные) палаты, но не учел особенности местных почв – палаты дали усадку и покрылись трещинами. Через 6 лет в Петергоф на помощь приехал Жан-Батист Леблон, который составил план переделок: укрепление фундамента, постройка подземного акведука для отвода грунтовых вод, полное изменение планировки и интерьерного дизайна. Сторонник светлого пространства, архитектор в первую очередь занялся увеличением оконных и дверных проемов, а также расширением площади балкона Итальянского салона – Леблону хотелось, чтобы одновременно там могло находиться достаточно много людей.

Грандиозные планы зодчего после его смерти продолжил Николо Микетти – он придал дворцу завершенный вид, достроив по бокам галереи.

Императрица Елизавета Петровна, став на престол, занялась переустройством дворца. Ей хотелось перемен, а тут – целый дворец ждал ее хозяйской руки. Масштабы были еще те! Архитектору Растрелли поручили разработать новые чертежи здания, к чему он и приступил в 1745 году. Центр Большого дворца был не тронут – все осталось, как при Петре, а вот боковые галереи дополнили величавыми Церковным и Гербовым корпусами.

Также пристроили и корпуса-ризалиты, изменившие плоскость фасада. Украшением западного корпуса стала Парадная лестница и Светлая галерея. Эта галерея получила еще одно название – Танцевальный зал. Он был самым изысканным помещением в Большом дворце.

Вдобавок ко всему Растрелли оформил интерьеры помещения с особой тщательностью, превратив дворцовые залы в утонченные, изящные парадные комнаты. Все здесь дышало роскошью и пышностью: подвесные «зеркальные» своды, плафонная живопись, сплошная позолота, обилие зеркал, настенная роспись – они придавали ощущение нескончаемого праздника. Для полного оформления понадобилось 9 лет, на протяжении которых не прекращались дворцовые пышные торжества. Дочь Петра, стоит отметить, знала толк в организации подобных мероприятий.

Но пришел 1762 год, а с ним – и время правления Екатерины II . Место уже неугодного Растрелли занял новый фаворит – Жан-Батист Валлен-Деламот, который переделал две дворцовые комнаты. Для них он подобрал модный тогда китайский стиль.

Еще один императорский архитектор Юрий Фельтен переоборудовал некоторые парадные залы – Аванзал, Тронный зал и столовую. На этом крупные переделки Большого дворца прекратились.

Роскошь, вмещенная в 30 залов

Большой дворец по праву мог гордиться количеством своих залов: их насчитывалось до 30 штук. Все главные помещения располагались строго по «дворцовому регламенту» – на втором этаже.

Чесменский зал, например, служил своеобразным залом ожидания начала церемониала. Прототипом Петергофского Танцевального зала служила зеркальная галерея Версаля. Особенностью таких помещений были фальшивые зеркальные окна-обманки. Тронный зал являлся наибольшим по площади залом 330 кв. м дворца предназначались для официальных приемов, балов и концертов. Звание старейшего дворцового помещения носил Картинный зал. Кроме того, изначально он был и наиболее крупным парадным помещением.

Парадные комнаты Собственной половины включали в себя личные императорские кабинеты, спальни, салоны и туалетные. Доступ сюда имели лишь лица приближенные.

Небольшая Куропаточная гостиная, названная так за изображения куропаток на драгоценном шелке, до наших дней сохранила отдельные элементы дорогой обивки на одной из стен, в оконных драпировках и в нише.

Уникальным являлся и Дубовый кабинет: он единственное помещение дворца, которое и в XXI веке может похвастаться полностью сохраненным оформлением времен эпохи Петра. В кабинете имеются и некоторые личные вещи царя, в числе которых – его дорожные часы.

Цари – со дворцом, архитектор – с носом

Если смотреть на Большой дворец из Верхнего либо Нижнего парков, то кажется, что здание огромно. Но это обманчивое впечатление: на самом деле дворец более узкий и не таких внушительных размеров, как представляется.

Особый интерес во дворце являла Голубая приемная: к парадным залам она не относилась, а выступала в роли секретарской. Особенностью приемной было ведение там «поденных журналов», в которых фиксировали все события в жизни Большого дворца.

По преданию, дочь Петра, Елизавета, специально приказала Растрелли украсить Танцевальный зал особым образом – побогаче, с позолотой. Ведь основным назначением зала был прием именитых купцов, падких до благородного металла.

Великий Растрелли, создав восхитительный дворец, который являлся парадной царской резиденцией и, возможно, превосходящий по красоте, пышности и шику даже Версальский шедевр, не заслужил достойного вознаграждения. Елизавета Петровна была очень довольна работой архитектора, но не заплатила ему ни гроша.

В петровские времена Большой дворец был сосредоточением официальной летней жизни России: в его стенах поднимались важные государственные вопросы, а залы принимали знатных гостей, спешащих на балы и маскарады.

Даже спустя 300 лет после строительства, изумительный Петергофский Большой дворец поражает своим великолепием и роскошью.

Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так называемая «коронная» резиденция русских царей. Почти на 300 м протянулось вдоль террасы величественное трехэтажное здание.
Идея местоположения царской резиденции и первоначального облика Нагорных палат принадлежала Петру Великому.

Над созданием архитектурного облика и оформлением внутреннего убранства Большого дворца на протяжении 18-19 вв. работали знаменитые западноевропейские и русские мастера: Ж.-Б.Леблон, И.-Ф.Браунштейн, Ф.-Б. Растрелли, М. Земцов, Н. Микетти, А.И. Штакеншнейдер. До сих пор посетители Большого Петергофского дворца не устают восхищаться его великолепием.

Первоначально дворец, построенный в 1714-1725 гг. по проекту Ж.-Б. Леблона и И. Браунштейна, выглядел довольно скромно. Позднее в 1745-1755 гг. он был перестроен Елизаветой Петровной по модели Версальского дворца по проекту Ф.-Б. Растрелли в стиле зрелого барокко.

Особенно впечатляет вид на фасад Большого дворца из Нижнего или Верхнего парка. Но на самом деле здание Большого дворца довольно узкое и не так огромно, как кажется на первый взгляд. Большой дворец включает в себя примерно 30 залов, куда входят роскошные парадные залы, оштукатуренные под мрамор, с инкрустированным паркетом, расписанными потолками, позолоченными стенами.

Среди многочисленных залов дворца выделяют: Голубую приемную, Танцевальный зал, Чесменский зал, Белую столовую, Аудиенц-зал, Китайские кабинеты, Картинный зал, Куропаточную гостиную, Кабинет императрицы, Коронную, Большую голубую гостиную, Кавалерскую, Туалетную, Штандартную и др.

В Петровской части дворца до настоящего времени сохранился Дубовый кабинет первого российского императора. Главный элемент убранства этих небольших уютных покоев - резные дубовые панно, которые были созданы еще при жизни царя Петра I французским скульптором Николя Пино. В Дубовом кабинете представлены и личные вещи Петра I, в числе которых дорожные часы, выполненные немецким мастером Иоганном Беннером.

В период царствования дочери Петра I, Елизаветы, в середине 18 в., в Петергофе работал непревзойденный мастер стиля барокко, знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Для интерьеров, которые были созданы гением Растрелли типично обилие золоченой деревянной резьбы, многочисленные зеркала, наборные паркеты, выполненные из разных пород древесины, яркие и красочные потолочные плафоны.

Практически все западное крыло Большого дворца – это Танцевальный зал (в 18 в. он назывался Купеческим залом). Легенда гласит, что императрица Елизавета Петровна потребовала специально, чтобы Растрелли побогаче украсил этот зал, поскольку основным назначением этого зала был прием именитых представителей купечества, которые, по словам Елизаветы, очень любили все золотое.

Новые переделки и изменения интерьеров Большого дворца происходят во второй половине 18 в. в модном в то время классическом стиле. Известные архитекторы Ж..Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен в 1760-1770 гг. занимались оформлением интерьеров Чесменского, Тронного залов, Китайских кабинетов.

В результате двухсотлетнего строительства получился восхитительный дворец, где рядом со скромными покоями петровских времен блистают роскошью и великолепием залы середины 18 в. в стиле барокко. Рядом с ними хранят спокойствие и строгость торжественные апартаменты в стиле классицизма. Их сменяют покои середины 19 века, в которых возрождаются художественные принципы стиля рококо.

Большой дворец в Петергофе являлся центром официальной летней жизни России: именно здесь решались многие важные для страны вопросы, проводились приемы именитых гостей, праздники, маскарады и балы.

Сегодня Большой дворец – это уникальный историко-художественный музей с коллекцией, насчитывающей порядка трех с половиной тысяч экспонатов, куда входят живопись, предметы мебели, ткани, светильники, посуда, которые отвечали вкусам венценосных хозяев дворца.