"Булгария", теплоход. Крушение теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище. Катастрофа теплохода «Александр Суворов»: самое страшное крушение на Волге

Чисто технически Волга уже давно не является самой протяжённой, полноводной и какой угодной рекой России - с тех самых пор, как российскими стали великие сибирские реки. Однако исторически и культурно Волга, конечно, главная русская река, обладающая самыми богатыми традициями судоходства. По ней уже тысячелетиями ходят корабли, так что затонувшие корабли на Волге отнюдь не редкость.

С древностями проблема

Первая мысль, которая возникает при словосочетании «затонувшие корабли», так или иначе связана с далёким прошлым, с древностью. И в этом плане, конечно, Волга за много веков собрала богатый «урожай» затонувших судов – так как она была важнейшей транспортной магистралью для самых разных народов и стран, на её берегах возникали, процветали и погибали многие цивилизации (вспомнить хотя бы Волжскую Булгарию или Золотую Орду). Волга сыграла важнейшую роль в формировании Российского государства. Поэтому теоретически старинные корабли на её дне непременно должны быть, причём в немалом количестве. Но до сих пор действительно громких подобных находок на Волге не сделано. Во-первых, систематических научных поисков толком пока и не велось - учёные всерьёз занялись подводными исследованиями на Волге лишь в 2011 году. Во-вторых, чтобы действительно старинные затонувшие суда сохранились, нужно совпадение многих факторов, что на Волге, активно «используемой» реке, довольно проблематично.

Так что на данный момент максимум, чем располагают исследователи, профессионалы и любители, в плане старинных затонувших кораблей на Волге, это купеческие деревянные суда возрастом в два-три столетия. Одно из подобных судов было обнаружено недавно вблизи Самары аквалангистами-любителями. Была найдена грузовая барка для самосплава вниз по течению, длиной около 25 метров и шириной 8 метров. Судно, относящееся к первой половине XIX века, интересно необычной конструкцией - вместо однослойных бортов из очень толстых досок используется трёхслойная конструкция бортов, каждый слой обшивки состоит из не слишком внушительных досок. Тем самым снижался вес судна и повышалась его маневренность. Барка затонула, судя по всему, во время половодья и осталась на месте благодаря случайности - если бы с берега не скатился огромный камень и не прижал её ко дну, она наверняка была бы унесена течением и «разошлась» по брёвнышку.

Следы войны

Однако искателям затонувших исторических кораблей на Волге можно не беспокоиться - благодаря трагическим и героическим страницам российской истории волжское дно представляет для них перспективное поле для поисков. Дело, конечно, о Великой Отечественной войне, во время которой Волга стала важнейшим рубежом, фактически линией фронта. Именно борьба за выход к Волге и стала стратегической причиной легендарной Сталинградской битвы. Транспортировка личного состава, перевозка боеприпасов, топлива, продовольствия, обмундирования, военной техники и тому подобного в условиях постоянного артиллерийского обстрела и атак с воздуха это самые настоящие боевые действия. Поэтому смело можно говорить, что корабли на Волге участвовали в Сталинградской битве. Историки установили, что в 1942 году из волжских пароходств для обеспечения военных действий было мобилизовано около 600 кораблей. Из них были потоплены или получили повреждения, приведшие к списанию, 224 судна, то есть около 40%. Часть из них были после войны подняты и даже отремонтированы, но остатки многих продолжают лежать на дне.

Среди них, например, буксирный пароход «Смоленск», ставший одним из первых потопленных в ходе Сталинградской битвы судов. К концу июля 1942 года немецкая авиация с помощью специальных мин с магнитно-акустическим взрывателем заминировала акваторию Волги на протяжении примерно 400 километров. Только в непосредственной близости от Сталинграда в воду было сброшено не менее 350 мин. «Смоленск» подорвался именно на одной из таких мин, а буксируемая им баржа загорелась в результате попадания бомбы. Также известна история пассажирского парохода «Александр Невский», который в конце июля 1942 года в ходе рейса по эвакуации нескольких сотен мирных жителей был атакован немецкими бомбардировщиками и загорелся. Большинство людей спаслись, так как капитан судна сумел вывести корабль на песчаную отмель и с неё эвакуировать пассажиров, но сам «Александр Невский » погиб. А в конце августа того же года был уничтожен пассажирский пароход «Иосиф Сталин» - корабль, перевозивший спасавшихся из Сталинграда жителей, был потоплен огнём немецкой артиллерии.

Бесснежная зима приготовила в этом году немало сюрпризов! Фотоаппарат можно далеко не убирать – что ни день, то новые кадры.

ПОДВОДНАЯ БАРЖА

В центре Ярославля в реке Которосль взял и всплыл затонувший когда-то корабль. Чудеса да и только – и мост тут строили, и ребятня летом купалась, а никогда никакого корабля не видели. И вот на тебе – показался над водой остов старинной деревянной баржи. Выглядит зловеще - будто команда Джека Воробья нечаянно заплыла в ярославские воды! Сюрприз сделала река, обмелевшая почти на два метра.

Откуда взялась баржа? Город в считанные дни наполнился слухами. Версии одна другой удивительнее.

Версия первая - прозаическая

Возможно, это дебаркадер, который использовался для удобства схода с пароходов на берег, - предположили в мэрии Ярославля. Может, и так - пристани в этом месте хорошо видны на фото прошлого века. Но есть варианты и поинтереснее.

Версия вторая - мятежная

Судно затонуло во время белогвардейского мятежа! Говорят, что именно эта баржа стала той «баржей смерти», на которую белогвардейцы поместили около сотни арестантов, которые затем едва не погибли от голодной смерти.

«Баржа смерти» предназначалась исключительно для того, чтобы сохранить жизнь тем, кого арестовали белые, и обезопасить себя, чтобы арестованные не перебежали на сторону большевиков. Сначала им поставляли продовольствие, но доставка провианта прекратилась, и начался жуткий голод. Арестанты ели даже кожаные ремни.

Красивая была бы история. Но жестокие ученые развеяли этот миф.

Это не «баржа смерти», - уверен кандидат исторических наук Андрей Данилов . – та стояла в другом месте.

Полностью отвергнув версию о «баржи смерти», ученый тут же предложил другую, не менее интересную.

В центре Ярославля в реке Которосль взял и всплыл затонувший когда-то корабль Фото: Елена ВАХРУШЕВА ("КП "-"Ярославль)

Версия третья - приключенческая

По словам историка, вовсе не исключено, что на барже можно найти настоящий клад!

В связи с Первой мировой войной из Питера эвакуировали несколько барж с экспонатами военно-артиллерийского музея, - говорит Данилов. - Возможно, что это были пушки, знамена. Есть косвенные данные, что некоторые баржи затонули под артобстрелом, так что... ищите клад!

Санкт-Петербургскому военно-историческому музею артиллерии версия с кладом понравилась больше всего.

Это замечательно! - обрадовалась старший научный сотрудник музея Людмила Рудакова .

Ведь из нашего музея летом 1917 года действительно экспонаты в Ярославль везли на баржах. Одна из них не довезла экспонаты. Затонула под артобстрелом.

Главными экспонатами того затонувшего судна были артиллерийские стволы. Но что именно - неизвестно, поскольку после 1923 года, когда экспонаты вернули в Санкт-Петербург , сравнения того, что отправили, а что приняли, так и не сделали.

А что вы на барже нашли? - музейщики на том конце телефонного провода, кажется, замерли в предвкушении хороших новостей.

Пока, - пришлось нам признаться, - ничего…

ВОЛГА-ДНО

Таких видов на Волге в районе шлюзов в Рыбинске не наблюдали никогда. Там, где река летом обычно широко разливается и где идут четырехпалубные гиганты-теплоходы, сейчас можно… пройти пешком!

Огромные валуны, верхушки которых иногда лишь торчали из воды, теперь обнажились полностью. Кажется, что по дну можно пешком пройти аж до середины реки.

Таких видов на Волге в районе шлюзов в Рыбинске не наблюдали никогда Фото: Алина КОРНЕВА


Таких низких показателей притока в водохранилища за весь период эксплуатации наших ГЭС не было. Мы ожидаем очень низкое половодье, - заявил заместитель главного инженера Каскада Верхневолжских ГЭС Александр Горшков .

А начальник департамента управления режимами «РусГидро» Тимур Хазиахметов объяснил, что воды в реке так мало, потому что в этом году было мало и снега. Но Хазиахметов успокоил – стоки реки регулируют каскадом ГЭС, воду накапливают в водохранилище. Так что проблем с обеспечением водой у населения не будет.

Рыбинску с половодьем вообще везет. На днях управление МЧС по Ярославской области составило список территорий, подвергшихся подтоплению. Судя по цифрам, Рыбинск в буквальном смысле выходит сухим из воды – в 2007 году здесь подтопило всего 4 жилых дома (против 37 в Ярославле). Этот 2007 год в Рыбинске, глядя на песчаное дно Волги, и вспоминают – в соцсетях пишут, что тогда после такого же низкого половодья было дождливое лето.

Огромные валуны, верхушки которых иногда лишь торчали из воды, теперь обнажились полностью Фото: Алина КОРНЕВА


Воспоминания, можно сказать, выныривают из речных глубин. Так, обмельчавшая река показала остатки дебаркадера, сгоревшего в 2011 году. Сырые почерневшие доски торчат прямо из песка.

Впрочем, такие финты от природы для местных жителей не только удивительны, но и выгодны – народ уже взял в руки металлоискатели и бросился искать на открывшемся дне Волги старинные монеты и утварь.

СТОП, МАШИНА!

На Иваньковском, Угличском и Горьковском водохранилищах сложилась неблагоприятная обстановка из-за маловодья. Как сообщил «Канал имени Москвы », на 17 апреля уровень воды в водохранилищах был ниже проектных уровней: на Иваньковском водохранилище - на 77 см; на Угличском - на 125 см; на Горьковском - на 37 см.

В связи с такими низкими уровнями воды на водохранилищах возможно ограничение осадки судов на участках внутренних водных путей: от Твери до Углича ; на канале имени Москвы от шлюза № 1 (Аванпорта) до шлюза № 2; от Рыбинского гидроузла до пристани Колхозник. То есть в этих местах крупные, тяжелые корабли могут просто сесть на мель.

Недавно специалисты Саратовского района водных путей и судоходства обнаружили еще один затопленный в Волге корабль. Теперь в официальном списке значатся около 70 волжских "титаников".

Мина на дне

Но и этот перечень затонувших судов далеко не полный. Остается только догадываться о наносимом ими экологическом ущербе.

Судоподъемные работы в Саратовской области ведутся с 1998 года. За это время удалось поднять или собрать 78 затопленных, полузатопленных, а то и просто брошенных на берегу плавсредств. И все же река не становится чище, поскольку ежегодно только на саратовском участке акватории Волги выявляется до десятка новых бесхозных объектов.

Прежде всего речь идет о баржах и теплоходах, затопленных в последние десятилетия. Но, по словам речников, если хорошенько поискать, то, например, между Саратовом и Энгельсом можно найти даже колесные пароходы, курсировавшие и сто лет назад. Есть сведения, что возле одной из опор автомобильного моста на глубине лежит ледокол, построенный в 1896 году, а в районе железнодорожного моста - даже сбитые немецкие самолеты. Нашли же в прошлом году на энгельсской стороне минный тральщик. Теперь его уже подняли, но на дне лежат другие суда, и они тоже представляют собой мину замедленного действия. Взорваться не взорвутся, но вреда от них немало. Например, в прошлом году на энгельсской стороне прогулочный теплоходик с детьми на борту слишком близко подошел к берегу и сел прямо на затонувший корабль, как на мель.

И все же главная проблема заключается в том, что на протяжении десятилетий в волжской воде происходит разложение сотен тысяч тонн металла (есть корабли весом в 150-200 тонн и больше). Не следует при этом забывать, что Волга является основным источником питьевого водоснабжения целого ряда городов области, в том числе и самого Саратова.

Из баков уже поднятых объектов было извлечено более 70 тонн топлива, - сообщил корреспонденту "РГ" помощник прокурора Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры Владимир Федотов.

В частности, в поднятом колесном пароходе "1 мая" находилось 8 тонн мазута, в одной из нефтеналивных барж - 20 тонн, а в теплоходе "Профессор Мечников" - 40 тонн нефтепродуктов. Все эти "добавки" волжское течение годами разносило по акватории.

Суда без владельцев

У большинства объектов, значащихся в "подводном списке", владельцев нет. Но даже когда известно, что найденная груда металла когда-то числилась за той или иной организацией, заставить собственника утилизировать судно оказывается нереальным. Так, после банкротства приборомеханического завода 650-тонный сухогруз, затопленный в черте Саратова, тоже неожиданно оказался бесхозным.

Поначалу руководство завода отписывалось, что нет денег на судоподъемные работы. Потом судно вообще исчезло с баланса предприятия. Не было его и в выставленной на торги конкурсной массе, - рассказывает начальник отдела надзора за водными объектами и безопасностью ГТС управления Росприроднадзора по Саратовской области Владимир Сыров.

Правда, с недавних пор у контролирующих структур появился очень эффективный рычаг влияния на владельцев металлолома. В марте прошлого года была зарегистрирована методика определения ущерба, наносимого окружающей среде затонувшими судами.

Когда экологи смогли оценить конкретную сумму вреда (например, в 5 миллионов рублей), сразу стало ясно, что поднять корабль будет дешевле, чем платить по санкциям, - говорит Владимир Сыров.

Железный улов

В конце 1990-х годов за счет федерального экофонда в области было поднято около десятка объектов. Но с его ликвидацией работа по очистке волжской акватории от металлолома зашла в тупик. Сегодня основную работу по избавлению Волги от ржавого железа выполняют предприниматели. Постоянно растущий спрос на металл сделал эту работу выгодной.

По утверждению речников, этот бизнес хоть и требует большого вложения сил и средств, но приносит неплохую прибыль. Тем не менее, как это ни странно, но желающих заработать денег, сделав благое дело, становится все меньше. Если еще пять лет назад в области официально работали 4-5 фирм, занимавшихся подъемом затонувших судов, то в этом году о своих намерениях очищать Волгу заявили лишь две.

А все дело в неизбывной бюрократической цепочке.Чтобы добиться разрешения на утилизацию плавсредства, легальному бизнесу сегодня в среднем требуется около года. "Добро" нужно получить от огромного числа разнообразных инстанций, начиная от рыбинспекции (у которой, кстати, в настоящее время нет своего подразделения в Саратове, а потому на согласование документы приходится отправлять в Астрахань) и заканчивая гидрометом, ведущим мониторинг по загрязнению Волги.

Мы начали бумажную работу в ноябре прошлого года и только 4 июня ее закончили, - сообщил корреспонденту "РГ" Сергей Бяйго, заместитель генерального директора одной из фирм, начинающих осваивать волжское дно.

Еще одной серьезной проблемой для предпринимателей, занимающихся подъемом судов, являются охотники за металлом, нелегально работающие на полузатонувших объектах.

Эти пираты срезают макушки, а остатки судна потом заиливаются. Когда же от него остается одна "подошва", затраты значительно возрастают, - поясняет предприниматель с опытом Владимир Кулапин.

Помимо того, что поднять такое судно и сложнее, и дороже (насосами для откачки воды из трюмов и понтонами уже не обойдешься - потребуется мощный плавкран), в нем остается минимум полезного металла. И зачастую становится просто экономически невыгодно заниматься утилизацией таких объектов.

Бывает, что жизнь "санитаров Волги" усложняет неожиданное появление владельцев затонувших судов. До подъема их чаще всего днем с огнем не сыщешь, а вот уже после граждане активно заявляют о своих правах на груду железа и пытаются выторговать с предпринимателей свою долю. Если стороны не приходят к консенсусу, работа может встать надолго.

По мнению помощника природоохранного прокурора Владимира Федотова, было бы целесообразно дать возможность обращаться в суд с требованием о признании права на бесхозные плавсредства не только муниципалитетам, но и другим заинтересованным лицам. Тем более что местная власть своим правом чаще всего не пользуется. Возможно, тогда очистка волжских берегов пошла бы быстрее.

Неизвестное судно времен Гражданской войны пролежало в воде около ста лет.

Затонувший корабль обнаружен на глубине 20 метров в районе поселка Светлый Яр. Историки уже назвали эту находку уникальной. А все дело в том, что судно и его экипаж погибли не во время Великой Отечественной войны (таких кораблей на дне Волги хоть отбавляй), а гораздо раньше. Скорее всего, мы имеем дело с кораблем времен Гражданской войны, построенным еще в ХIХ веке. Сенсационная находка объединила волгоградских ныряльщиков, которые совершили более сотни погружений, обследуя судно, пролежавшее на речном дне около века.

А началось все в конце минувшего лета, когда инструктор Константин Редькин и его студенты из клуба «Дайв-Гид» решили понырять недалеко от поселка Светлый Яр. Во время одного из погружений ученики указали на неопознанный затонувший объект - с виду груда железа, обросшая водорослями и ракушками. К сожалению, на его борту не было сокровищ, впрочем своей ценности от этого корабль не потерял.

Очень долго мы не могли выяснить даже примерный возраст и происхождение корабля. Всему виной минимальная видимость и бешеное течение, - говорит один из самых опытных дайверов, обследовавших находку, Сергей Цыпкин. - Только в начале декабря течение успокоилось, видимость улучшилась на полтора метра. Теперь мы планируем совершать погружения каждые выходные.

В ближайшие дни дайверы вновь спустятся на глубину с одной единственной целью - выяснить название корабля, очистив табличку на его борту от наростов и речного мусора.

«Ваня Коммунист»

Сергей Цыпкин признается, что это одно из самых старых судов, которое ему доводилось видеть.

Корабль построен ориентировочно в ХIХ веке. Судно, скорее всего, военное, - предполагает он. - Об этом говорят сами конструкции: клепаные крепления деталей, металлические борта, изнутри заделанные деревянным брусом. На борту мы обнаружили стреляную гильзу морского артиллерийского орудия. А на ней дата изготовления - 1913 год!

Но и это еще не все. Каждый метр обследуемого судна был наполнен открытиями: вот детали паровой машины, следом за ними ходовая рубка с уцелевшим штурвалом.

Что это был за корабль? По словам дайверов, некоторые признаки указывают на то, что волгоградский корабль-призрак похож на легендарную канонерскую лодку «Ваня Коммунист». Этот колесный пароход был произведен еще в 1905 году, а во время Гражданской войны его переоборудовали под боевой. В составе Волжской военной флотилии он участвовал во взятии Казани, за что был награжден Красным Знаменем ВЦИК. Судно вместе с капитаном затонуло во время боя в 1918 году на реке Кама.

Как погиб корабль, найденный волгоградскими дайверами, предстоит выяснить историкам. Однако и без того ясно, что судно участвовало в военных действиях во время Гражданской войны. Дайверы уверены, что он был либо расстрелян, либо подорван на мине. В пользу последней версии говорит то, что одно из его колес покорежено взрывом.

Наш «Ваня» развалился на несколько частей, на передней установлен паровой двигатель, который вращал два колеса по правому и левому борту. Сверху над колесами сохранились арки, на них еще видна краска, здесь должно быть написано название корабля, но все заросло ракушками, прочитать его невозможно, - констатирует Цыпкин.

Пока только по внешнему виду можно предположить, что это речной паровой буксир. Похожие строили на Саратовской верфи, а во время войны подобные машины переоборудовали в боевые, устанавливая на них пушки и пулеметы.

По найденным здесь гильзам можно предположить, что на судне были установлены пушки Коне, Гочкиса, а также пулеметы «Максим». Возможно, и их останки удастся найти, но на это нужно время.

«Ванины» туристы

Выяснить точное название и судьбу «Вани» водолазы надеются уже в ближайшие дни. Вот только поднять судно на берег вряд ли удастся. Ведь мало кто захочет раскошелиться на два-три миллиона рублей - в такую сумму, по самым скромным подсчетам, обошлась бы операция.

К тому же она может быть попросту смертельно опасной. Нельзя исключать, что на судне сохранились боевые снаряды, которые могут сдетонировать.

Пока же будущее «Вани» видится призрачным, именно таким, как были те сто лет, что он пролежал в мутной волжской воде.

Впрочем, надежда увидеть корабль вживую все-таки есть: дайверы обещают устраивать здесь экстремальные подводные экскурсии.

Эта трагедия, сучившаяся 34 года назад на Волге в районе Ульяновска, унесла жизни свыше 170 человек. Злой рок словно преследовал теплоход «Александр Суворов» – спустя четверть века после того жуткого происшествия судно вновь потерпело крушение.

Как и почему все произошло

Четырехпалубнику «Александр Суворов», самому крупному на тот момент речному пассажирскому судну Светского Союза, на день крушения исполнилось всего два года, теплоход по заказу Волго-Донского речного пароходства сделали в Чехословакии. В тот роковой июньский день 1983 года «Суворов» совершал по Волге туристический маршрут от Ростов-на-Дону до Москвы.

В десятом часу вечера 5 июня теплоход на почти максимальной скорости протаранил не предназначенный для судоходства пролет Ульяновского моста, серьезно повредив конструкцию самого надречного инженерного сооружения. Теплоход двигался со скоростью 25 км/ч (для такого судна она почти максимальная). В результате столкновения полностью снесло рубку, кинозал, срезало дымовые трубы. Несмотря на заглохшие двигатели, «Суворов» после аварии «на автомате» преодолел порядка 300 метров.

Текст переговоров штурмана «Александра Суворова» Евгения Митенкова с Ульяновским речным портом говорит о том, что Митенков проявил преступную халатность (к слову, за нее штурман заплатил и своей жизнью): габариты судна явно не соответствовали тому пролету, через который теплоход шел. Явную и не менее преступную беспечность продемонстрировал также рулевой судна. Кроме того, к моменту крушения уже стемнело, а на мосту не было соответствующих сигнальных огней. Будку путевого обходчика, стоявшую на роковом пролете, в темноте очевидно приняли за сигнальный щит, который в таких случаях показывает, что теплоход может проходить в этом месте под мостом.

Жуткие последствия крушения

Столкновение произошло в тот момент, когда по мосту двигался товарняк в составе 53 вагонов. После удара 11 из них сошли с рельсов. Поезд перевозил древесину, уголь, зерно. Из опрокинувшихся вагонов все это полетело на теплоход. Застрявшая в фермах цистерна с горючим едва не рухнула на «Суворов».

Вместе с экипажем, обслуживающим персоналом, их родственниками и знакомыми, пассажирами на «Александре Суворове» находилось свыше 400 человек. Из них погибли более 170 (до сих пор называются разное количество жертв). Был теплый летний вечер, многие отдыхающие смотрели кино или веселились на танцплощадке на верхней палубе. И кинозал, и танцпол при крушении снесло. Очевидцы вспоминают, что по трапам, ведущим на верхнюю палубу, лились ручьи крови, а зрелище, которое открывалось при взгляде на место трагедии, было неописуемо из-за чудовищности открывавшейся картины – сплошное кровавое месиво из шевелящихся человеческих тел.

Многие пассажиры после крушения прыгали за борт. Персонал ульяновских больниц экстренно подняли по тревоге, и помощь медиков спасла многие жизни «суворовцев».

Штурман погиб, сердце капитана не выдержало

Находившийся в рубке штурман «Александра Суворова» Евгений Митенков погиб. Капитану Владимиру Клейменову дали 10 лет тюрьмы. Ему 5 июня надо было выходить на дежурство в 24 часа, и поэтому капитан в момент крушения находился у себя в каюте. Из отмеренного судом срока Клейменов отсидел немногим больше половины, его досрочно освободили из-за гипертонии. Спустя 7 лет после той страшной ночи сердце капитана не выдержало.

Поскольку в советское время о катастрофе было мало что известно, ходили слухи, что столкновение «Суворова» с мостом спланировали западные спецслужбы, якобы снимки теплохода после аварии, попавшие впоследствии в зарубежные СМИ, были сделаны со спутника. Но реального подтверждения этим домыслам нет, они легко опровергаются при внимательном изучении опубликованных на сегодняшний день документов – фото делались для следственного эксперимента советскими правоохранительными органами.

Юзом к шлюзу

Теплоход восстановили, и он до сих пор на ходу. Девять лет назад с ним приключилась еще одна авария – «Александр Суворов» с почти 300 пассажирами на борту в канале имени Москвы бортом задел шлюз. Вышла из строя система управления судна, движение теплохода застопорилось. На этот раз пострадавших не было.

Источник: Катастрофа теплохода «Александр Суворов»: самое страшное крушение на Волге
© Русская Семерка russian7.ru

=================================================

За тридцать с лишним лет я так и не забыла эту трагедию. Большинство посетителей сайта - молодые люди "до 30", которые, возможно, и не знают о том трагическом событии. Но и "за 30", даже "за 40" о нём вряд ли помнят по причине малолетнего возраста.

За несколько лет до происшествия я, с целью подработки помимо основной работы в КБ, закончила курсы экскурсоводов. Получив "корочки", стала по выходным дням работать с туристами, прибывающими в наш волжский город на теплоходах. Это сейчас туризм по Волге значительно сократился, в то время прибывали теплоходы один за другим, часто причаливая один к другому из-за того, что не было свободного причала. Туристы выходили на набережную, минуя иногда 2-3 теплохода. Групп много, экскурсоводов мало.

Я перед тем памятным событием ушла в декретный отпуск, была свободна от основной работы, здоровье позволяло активно включиться в экскурсионную деятельность.

Теперь о грустном… в один из дней по расписанию я проводила экскурсию с группой туристов с того самого рейса теплохода "Александр Суворов", когда он направлялся вверх по Волге. Ничего особенного, обычная экскурсия.

И вдруг, спустя несколько дней - ошеломляющее известие о трагедии, произошедшей в Ульяновске… В тот день я собиралась на очередную встречу с туристами другого теплохода. Я была психологически раздавлена новостью об этой трагедии, плюс - жара за 30 градусов. Из памяти никак не выбросить лица тех туристов, которых ещё совсем недавно я знакомила с достопримечательностями нашего города… Хотелось думать, что именно с "моими" туристами беда не случилась, хотя это было слабым утешением.

Дольше обычного прождала троллейбус, к очередной группе туристов задерживаться было нельзя, поэтому пришлось пробежать немного в своём "интересном" положении. Вижу столпившуюся у причала "бесхозную" группу туристов, несусь к ним, и… (до сих пор вспоминаю с ужасом!) громко спрашиваю: "Это теплоход Александр Суворов? Вы туристы с Александра Суворова?". Люди от меня молча шарахаются, но я всё не понимаю - почему, повторяю свой вопрос. Наконец, одна женщина, схватив меня за руку, вразумила… Я отдышалась, привела себя в порядок, подхожу к ожидающей группе, представляюсь им. Группа отказывается идти со мной на экскурсию, требует другого экскурсовода. Мои извинения, объяснения и пр. не помогли. Думаю, какой-то ужас охватил людей от одного вида растрёпанной, пузатой, запыхавшейся, по предположению - невменяемой женщины, которая искала туристов с только что потерпевшего крушение теплохода под Ульяновским мостом.

Я не могла настаивать, зашла к тур.операторам внутри реч. вокзала и попросила замены для меня другой группы, а тех, напуганных туристов взяла другая девушка, которая ждала группу с ещё не прибывшего теплохода.

Первое время меня долго мучали все эти воспоминания (и о трагедии, и о моей внезапной "невменяемости", испугавшей туристов, которые и без того находились под впечатлением от случившегося...

Рождение сына и связанные с этим хлопоты заставили меня прекратить свою тур. деятельность, со временем я вспоминала о трагедии и о моём ужасном конфузе всё реже, потом и совсем забывать стала...

Не знаю - зачем написала об этом сегодня, прочитав статью о том трагическом событии. Всё вспомнилось, будто случилось вчера.