Какие существуют проливы. Положения Конвенции Монтре. Боевые действия в регионе

Магелланов пролив был открыт одним из самых известных мореплавателей и исследователей – Фернаном Магелланом. Во время своего кругосветного путешествия, он наткнулся на канал, через который впоследствии в течение нескольких веков проходили ключевые торговые пути, что способствовало развитию многих государств в период Нового времени .

В данной статье речь пойдет о Магеллановом проливе – важной водной артерии, которая на протяжении сотен лет была единственным путем, позволяющим торговцам и путешественникам выйти в Тихий океан за короткое время. Мы обсудим, какие соединяет Магелланов пролив, кто его открыл и когда это произошло.

Вконтакте

Где находится Магелланов проток

Проток расположен в Западном из полушарий и территориально прилегает к Южной Америке. Португальский мореплаватель Фернан Магеллан открыл пролив в 1520 году во время своего кругосветного путешествия.

До этого человечество считало, что не является круглой, а скорее всего, она плоская. Мореплаватель решил опровергнуть данную теорию и, снарядив флот в несколько кораблей, и отправился из Португалии по Атлантическому океану на запад.

Путешественник прошел через открытый им канал и вышел в Тихий океан, откуда попал к восточным берегам Азии, и поплыл через Индийский океан домой.

Изначально открытая им водная артерия была названа самим исследователем, как «пролив Всех Святых». Только после смерти мореплавателя, когда его заслуги были признаны миром, протоку было решено переименовать в честь первооткрывателя.

Географические характеристики

Координаты объекта на карте мира: 53°28′51″ ю. ш. 70°47′00″ з. д.

Длина пролива достигает порядка 575 км. Сам же первооткрыватель прошел данный участок за 38 дней. Большая часть береговой линии – это высокие, изрезанные расщелинами скалы, покрытие негустой растительностью. Протока также изобилует большим количеством фьордов, которые были настоящим спасением для моряков, попавших в шторм. Иногда в этом районе встречаются небольшие ледники, которые спускаются с ближайших гор.

Какие океаны соединяет Магелланов пролив

Пролив Всех Святых – это водная артерия, которая соединяет Атлантический и Тихий океаны.

До открытия данного географического объекта европейцы не знали, как попасть в Тихий океан, что значительно усложняло развитие торговли и исследование планеты.

Атлантический является вторым по размеру на Земле и составляет 25% всего объема мирового океана.

Тихий, в свою очередь, является наибольшим водным массивом на планете, в котором вмещается приблизительно 52% .

Что разделяет Магелланов проток

Данная водная артерия разделяет континентальную Южную Америку и острова архипелага под названием Огненная Земля. Минимальная ее ширина достигает порядка 3 километров, что делает проток достаточно узким и очень опасным для мореплавателей.

В некоторых местах глубина составляет не более 20 метров. Приблизительная скорость течения — 20-25 километров в час.

Фернан Магеллан

Знаменитый мореплаватель в 1519 году отправился из испанского порта во главе пяти кораблей, которые взяли двухгодичный запас провизии. Плаванье сопровождалось серьезными проблемами внутри коллектива экспедиции. Испанцы были недовольны, что ими руководит португалец. Некоторые планировали даже поднять бунт.

В конце 1519 года один из кораблей исследовательской флотилии потерпел крушение и был уничтожен. Практически никто из команды не погиб, однако были потеряны драгоценные запасы пищи.

Важно! 21 октября следующего года команда обнаруживает новый пролив, пройдя через который, спустя тридцать восемь дней, они попадают в Тихий океан.

Весной 1522 года флотилия достигает Филиппинских островов, пройдя весь Тихий океан. Там они встретили цивилизованное население, с которыми началась торговля.

Во время одного из боевых столкновений с местными племенами погибает предводитель экспедиции, а остальные спешно отправляются домой – в Испанию. В итоге путешествия из пяти кораблей прибыл только один.

Первое время мир не признавал открытия , сделанного мореплавателями. Лишь дальнейшие научные достижения помогли оценить труд Магеллана и его команды.

Мраморное море – внутреннее и самое маленькое на нашей Планете, вытянулось на 300 км между европейским и азиатским побережьями Турции. В море, которое издревле и поныне в некоторых странах называют «Предморье», со стороны Азии впадают несколько рек, а его берега густо застроены курортными городами это Денизкенте, Эрдэк, Ялова, Силиври, Армутлу. Ежегодно они принимают сотни тысяч туристов со всего Света.

Географическое расположение и значение моря для транзита из Европы в Азию сложно недооценить: оно соединяет два Мира посредством проливов Босфор и Дарданеллы. На обоих берегах тридцатикилометровой петляющей водной трассы между Черным и Мраморным морями — Босфора, стоит Стамбул. Вторая достопримечательность Мраморного моря, которую стоит посетить в рамках поездки в столицу Турции – Бухта Золотой Рог. Узкая, большая и невероятно красивая, освещенная огнями города со всех сторон, она очарует каждого.

Мост через Стамбул (Мост Ататюрка) — соединяет Европу и Азию. Длина моста 1510 метров, соответственно и ширина пролива Босфор не больше.

В большом, сто двадцатикилометровом проливе Дарданеллы, ведущем в Эгейское море, два крупных порта – Чанаккале и Гелиболу.

В Мраморном море несколько островов. Крупнейший из них Мармара, именно его именем назвали само море. На острове с древности и по сей день, добывают белый мрамор, а на побережье – можно найти шикарный пляж.

Другой остров – Тюркели, рай для любителей пляжного отдыха и вина, расположен на юго-западе. Наконец, девять, так называемых, Принцевых островов, находятся в пределах 25 км от Стамбула, четыре из них открыты для посещения, один – в частной собственности и другие четыре — необитаемы. Между материком и островами работает паромное сообщение. На паром можно сесть в порту Кабаташ, это конечная остановка трамвая.

На острова ездят как туристы, так и местные: гулять, купаться и загорать. Особое внимание стоит уделить двум из них. Это Кыналыада – ближайший к Стамбулу, спокойный и уютный остров с лучшими пляжами, особенно хорош для туристов с маленькими детьми. Далее, проехав мимо двух похожих на него островов, Бургазады и Хейбелиады, стоит высадиться на острове Бююкада. Это «законсервированный» и особо охраняемый муниципалитетом остров, самый посещаемый и интересный для туристов, ищущих погружения в местный колорит. На нем запрещено строить современные здания и нарушать атмосферу старины и самобытности.

На Бююкаде «табу» на классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Лошади, повозки, фаэтоны, электромобили и велосипеды: вот и весь выбор транспортных средств. Многие туристы гуляют по острову пешком. На пристани работает множество кафе, где готовят свежие морепродукты, и магазинов с местными сувенирами. Не пропустите уникальный мир Мармары, это небольшое море обогатит ваши впечатления от поездки по Турции.

Бююкада — остров без автомобилей.

Видео: BUYUKADA / Buyukada/ Istanbul — Island.

Путешествие вокруг Мраморного моря с др. Р.Касимовым.

И Галлипольским полуостровом, находящимся в европейской части Турции. Пролив Дарданеллы, ширина которого составляет от 1,3 км до 6 км, а длина - 65 км, имеет важное стратегическое значение, так как является частью водного пути, соединяющего Средиземное море с Черным.

Море Геллы

Устаревшее название пролива - Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы». Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери - их воспитывала злая мачеха Ино. Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла. Место падения девочки - между Херсонесом и Сигеем - с тех пор прозвали «морем Геллы». Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города - Дардания.

Босфор

Это еще один черноморский пролив. Босфор соединяет Черное море с Мраморным. Пролив имеет длину примерно 30 километров, его ширина колеблется в пределах от 700 м до 3700 м. Глубина фарватера - от 36 до 124 м. По обе стороны пролива расположен Стамбул (исторический Константинополь). Берега Босфора соединяются двумя мостами: Босфорским (длина - 1074 метра) и Мостом Султана Мехмеда Фатиха (длина - 1090 метров). В 2013 году, чтобы объединить азиатскую и европейскую часть Стамбула, был построен железнодорожный подводный тоннель Мармарай.

Географическое положение

Пролив Дарданеллы и Босфор находятся на расстоянии 190 километров друг от друга. Между ними располагается площадь которого 11,5 тыс.км2. Морскому судну, идущему из Черного в Средиземное море, нужно сначала войти в довольно узкий Босфор, миновать Стамбул, доплыть до Мраморного моря, после которого его ждет встреча с Дарданеллами. Этот пролив заканчивается которое, в свою очередь, является частью Средиземного. По своей протяженности этот путь не превышает 170

Стратегическое значение

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации. В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным. Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах. Когда в 2004 году сильно увеличился объем нефтеэкспорта из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными. Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.

Боевые действия в регионе

В античности пролив Дарданеллы принадлежал грекам, и главным городом в регионе был Абидос. В 1352 году азиатский берег пролива перешел к туркам и главенствующим городом стал Чанаккале.

По договору, заключенному в 1841 году, только корабли могли проходить Дарданеллы. Первая Балканская война положила конец такому положению вещей. Греческий флот разбил турецкий при входе в проливы дважды: в 1912 году, 16 декабря, во время сражения у Элли, и в 1913 году, 18 января, в битве при Лемносе. После этого турецкий флот не решался более выйти из пролива.

В дни Первой мировой войны за Дарданеллы велись кровопролитные бои между Атлантой и Турцией. В 1915 году сэр решил разом выбить Турцию из войны, прорвавшись к столице страны через пролив Дарданеллы. Первый Лорд Адмиралтейства был лишен военного таланта, поэтому операция потерпела крах. Кампания была плохо спланирована и бездарно осуществлена. За один день англо-французский флот лишился трех броненосцев, остальные корабли получили серьезные повреждения и чудом уцелели. Высадка бойцов на Галлипольский полуостров обернулась еще большей трагедией. 150 тысяч человек погибли в позиционной мясорубке, не принесшей никаких результатов. После того как турецкий миноносец и немецкая подлодка потопили еще три английских броненосца, а второй десант в бухте Сувла был бесславно разбит, военную операцию решено было свернуть. Об обстоятельствах величайшей катастрофы в британской военной истории написана книга под названием «Дарданеллы 1915. Самое кровавое поражение Черчилля».

Вопрос о проливах

Пока Византийская, а затем Османская империя господствовали в районе проливов, вопрос об их функционировании решался внутри самих государств. Однако на рубеже 17-18 веков обстановка изменилась - Россия вышла на побережье Черного и Азовского морей. Проблема контроля над Босфором и Дарданеллами встала на международной повестке дня.

В 1841 году на конференции в городе Лондоне было заключено соглашение о том, что проливы будут закрыты для прохода военных кораблей в мирное время. С 1936 года, согласно современному международному праву, зона Проливов считается «открытым морем» и вопросы о ней регулируются Конвенцией Монтре о статусе проливов. Таким образом, контроль за проливами осуществляется при сохранении суверенитета Турции.

Положения Конвенции Монтре

Конвенция гласит, что торговые суда любых государств имеют свободный доступ прохода через Босфор и Дарданеллы как в военное, так и в мирное время. Черноморские державы могут проводить через проливы военные суда любого класса. Нечерноморские государства могут пропускать через Дарданеллы и Босфор только надводные мелкие корабли.

Если Турция будет вовлечена в военные действия, то страна может по своему усмотрению пропускать боевые корабли любой державы. Во время войны, к которой Турецкая Республика не имеет отношения, Дарданеллы и Босфор должны быть закрыты для военных судов.

Последним конфликтом, в котором были задействованы механизмы, предусмотренные Конвенцией, был Югоосетинский кризис в августе 2008 года. В это время через проливы были пропущены военные корабли ВМС США, которые проследовали в направлении грузинских портов Поти и Батуми.

Заключение

Пролив Дарданеллы на карте Евразии занимает совсем немного места. Однако стратегическое значение этого транспортного коридора на континенте трудно переоценить. С экономической точки зрения для России важен, прежде всего, экспорт нефтепродуктов. Транспортировка «черного золота» по воде значительно дешевле, чем по нефтепроводу. Каждый день через Дарданеллы и Босфор проходит 136 судов, 27 из них - танкеры. Плотность движения через черноморские проливы в четыре раза превышает интенсивность Панамского канала, в три раза - Суэцкого. Из-за низкой проходимости проливов Российская Федерация ежедневно несет убытки в размере примерно 12,3 млн. долл. Однако достойная альтернатива пока не найдена.

Вчера игрался с картой Гугла и взглянув на Черное море задался вопросом как в него попадают. Я знал что есть узкий пролив где-то, но если смотреть на общие очертания Черного моря, то его совсем не видно. В общем нашел я его на карте и мне стало интересно узнать про это место больше, и естественно о этом написать здесь.

Пролив Босфор на карте можно увидеть только в хорошем приближении, находится он в Стамбуле

maps.google.com/?ll=41.072939,29.112337&spn=0.603566,1.153564&t=w&z=10

Босфор соединяет Черное море с Мраморным морем, с Мраморного можно протиснутся в Эгейское море (пролив Дарданеллы), а оттуда в Средиземное и через Гиброалтар в Атлантический океан 🙂 Через пролив Босфор проходит 2 моста, которые по сути соединяют Азию и Европу

Длина пролива порядка 30 километров, самая его широкая часть чуть более 3 километров, а самая узкая всего лишь 700 метров. Средняя навигационная ширина 1,4 километра. Пролив Босфор хоть и находится на территории Турции, но тем не менее считается международными водами. В год через него проплывают около 50000 кораблей. Размеры самые разные: начиная от малотоннажных авианесущих кораблей и подводных лодок, заканчивая развлекательными круизными яхтами.

На самом деле Босфорский пролив приносит для властей очень много хлопот. Жители прибрежных домов ежедневно рискуют проснутся и увидеть как в ихней стене торчит нос корабля. Всё дело в том, что сам пролив в Стамбуле трудно манёвренный, это обусловлено его быстрым течением (6-7 узлов) и множеством водоворотов. Кроме этого Босфор состоит из 12 резких поворотов, что делает его одним из самых опасных судоходных мест планеты. В некоторых местах встречные корабли друг друга вообще не видят.

Похоже фотография с моста сделана

Воон за тем мысом начинается Чёрное море!

За переход по Босфору Турция не получает ни копейки, так как это не её личная территория. Единственное во власти правительства — закрывать проход на время сильных ветров и неблагоприятной погоды. По этой причине очень часто случаются пробки, что в свою очередь сказывается на поставках нефти (и не только) в страны Европы.

Вот такие суда приходится принимать Стамбулу. Блин, а интересно всё-таки посмотреть на такое в живую!

И подводные лодки тоже

У меня двоюродный брат во флоте служил и бывал в этих краях. Я у него спросил, может ли субмарина пройти Босфор незамеченной? Говорит что не может…

Вот парочка красивых видов

Это набережная Босфорского пролива

И несколько красивых ночных фотографий

»

Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı «Стамбульский пролив», греч. Βόσπορος) - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. В паре с Дарданеллами соединяет Чёрное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул. Длина пролива - около 30 км. Максимальная ширина пролива - 3700 м (на севере), минимальная - 700 метров. Глубина фарватера - от 33 до 80 м. Пролив имеет эрозионное происхождение; представляет собой старую речную долину, затопленную морской водой в четвертичный период. В Босфоре два течения - распреснённое верхнее из Чёрного моря в Мраморное, на юг (скорость 1,5-2 м/с) и солёное нижнее - из Мраморного моря в Чёрное, как было установлено адмиралом Макаровым в 1881-1882 годах (скорость 0,9-1 м/с). Солёное течение продолжается в Чёрном море подводной рекой. По одной из наиболее распространённых легенд, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя - прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором. Берега пролива соединяют три моста: два автомобильных - Босфорский мост с длиной основного пролёта 1074 метров (завершён в 1973) и мост Султана Мехмеда Фатиха (1090 м; построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста, а также автомобильно-железнодорожный мост Султана Селима Грозного (1408 м; завершён в 2016) в северной части пролива, на побережье Чёрного моря. Кроме того, два берега Босфора соединяет железнодорожный тоннель «Мармарай» (общая длина - 13,6 км, под водой - 1,4 км; открыт в 2013), который объединил скоростные транспортные системы европейской и азиатской частей Стамбула. Предполагается (теория черноморского потопа), что Босфор образовался лишь 7500-5000 лет назад. Прежде уровень Чёрного и Мраморного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водоёмах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое - об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки. Древние греки также называли пролив «Боспором Фракийским», чтобы отличать от «Боспора Киммерийского» (современное название - Керченский пролив). Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона. В зимы 1621-1669 годов пролив покрывался льдом. Эти времена были характерны общим понижением температуры в регионе и получили название Малого ледникового периода. Пролив Босфор занимает особое место среди известных наиболее труднопроходимых проливов в мире…