Дворец кносский. Кносский дворец - история. Украшения Кносского дворца

Самый простой вариант – в составе экскурсионной группы. Экскурсия в Кносс – самая популярная на Крите. Сюда возят туристов с любого курорта острова. Посещение Кносса часто комбинируют с осмотром других достопримечательностей, и вы всегда сможете подобрать самую удобную комбинацию. Мы рекомендуем вариант “Кносс и ”, так как он обеспечит, по нашему мнению, самое полное погружение в атмосферу античности.

Если вы приехали на машине, то найти Кносс не сложно. Дорога ведет прямо от порта города Ираклион на юг. На картах она обозначается под номером 99. Езжайте по этой дороге и вы не пропустите Кносс, следите за указателями.

Так как Кносс – самая популярное туристическое место на Крите, сюда ходят автобусы общественного транспорта. В Ираклионе есть два крупных автобусных вокзала, они называются A и B. Автобус к Кноссу отходит каждые 20 минут от вокзала A. Сюда же прибывают регулярные автобусные рейсы из других городов острова Крит, что удобно для туристов.

Пожалуй, Кносс – это единственная достопримечательность Крита, куда легко можно добраться на общественном транспорте. Автобус к Кноссу вы легко узнаете по надписи “Knossos” на табличке на лобовом стекле. Стоимость проезда составляет 1,3 евро в расчете на одного человека (примечание: состояние на 2014 год, к моменту вашего посещения Греции цены могут измениться)

Цена входа и время работы

Входной билет стоит 6 евро. Если вы решили познакомиться с археологией на Крите “по полной программе”, то можете купить билет за 10 евро, по которому можно посетить Кносс и археологический музей Ираклиона.

На раскопки дворца Кносс можно попасть каждый день с 8:00 утра до 19:30 вечером, но это время действует только в туристический сезон, который начинается в апреле, и заканчивается в сентябре. В остальные месяцы часы работы – с 8:30 до 15:00.

Важно знать перед тем, как смотреть дворец Кносс

Не все, что вы увидите внутри, имеет возраст 3,5-4 тысячи лет. Часть строений совсем новая.

Раскопки начал в 1900 году англичанин Артур Эванс. В начале 20-го века археология еще не сформировалась, и каждый занимался ею так, как считал правильным. Вспомнить хотя бы Генриха Шлимана – знаменитого “копателя” (его сложно назвать археологом, так как он погубил больше важных артефактов, чем раскопал).

Артур Эванс считал, что древние памятники нужно не только раскапывать, но и восстанавливать, чем он и занялся незамедлительно. Часть дворца построена им. У него не было точных данных о том, как дворец выглядел 3 500 лет назад и он руководствовался больше своим воображением.

Что смотреть внутри – Вход и “западный двор”

Это был центральный вход во дворец. Сейчас туристы также входят внутрь через него.

Тут можно увидеть два примечательных объекта. Первый – это три больших каменных колодца. Смотрите не упадите в них случайно. Колодцы огорожены перилами, но они не очень высокие.

Их назначение до сих пор вызывает споры у историков. Основная версия гласит, что эти колодцы были предназначены для хранения зерна. Напомним, что на Крите в те времена выращивали не пшеницу, а ячмень.

По второй версии, в колодцы сбрасывали остатки жертвоприношений. Она кажется менее правдоподобной, так как колодцы достаточно большие по размеру. Сомнительно, что жертвоприношения у минойских греков могли иметь настолько большие масштабы, чтобы остатками заполнить эти колодцы. Рядом с колодцами были найдены остатки алтаря, что может являться подтверждением этой догадки.

Западный двор дворца был местом проведения церемоний. Впрочем, почти на любом месте дворца какая-либо церемония проводилась. У минойских греков было много обрядов, об этом свидетельствуют фрески.

Второе, что сразу видят туристы после входа, – это большая площадка треугольной формы. Ее назначение точно не установлено, вероятно, это была церемониальная площадь в Кноссе.

На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.

Кносский дворец в мифологии

В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.

Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.

Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.

История Кносского дворца

В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.












Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.

Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Реконструкция Кносского дворца

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

Как добраться?

Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.

Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:

  • 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
  • 9:00-15:00 (ноябрь-март).
В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.

Как подготовиться к экскурсии

Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.

Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.

Кносский дворец на острове Крит был построен примерно в 1700 году до нашей эры. Величайший архитектор древности Дедал построил этот удивительный дворец для царя Миноса. Существует древняя легенда о том, что Кносский дворец - Лабиринт со множеством запутанных ходов. В этом Лабиринте царь Минос скрывал тайну своей жены - Минотавра. Но существовал ли Лабиринт на самом деле? Подтверждение этому нашел английский археолог Артур Эванс.

В 70-х годах прошлого века ученый прибыл на остров Крит. Он рассчитывал найти здесь сведения о загадочном иероглифическом письме, которое видел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты. Эванс рассчитывал пробыть на острове не более недели. Но прогуливаясь в окрестностях Ираклиона его внимание привлек холм Кефал. Этот холм был удивительно похож на занесенные песком руины древнего города. А через несколько дней до Эванса дошли сведения, что один критский купец на своем участке, который примыкал к холму, обнаружил руины необычных построек и подозрительно большие горшки. Для археолога этого было достаточно, чтобы начать раскопки.

Почти 30 лет продолжались работы на месте холма Кефал. Но из-под груды строительного мусора ученые освободили не город, как предполагалось вначале, а только одно здание, которое, правда, по площади не уступало целому городу. Это и был Кносский дворец. Вместе с дворцом Эванс открыл и великую древнюю культуру. Он решил назвать ее "минойская". С тех пор и люди, которые жили в Кноссе, называются минойцами.

После кропотливой реконструкции археологам удалось восстановить облик Кносского дворца. Вокруг вымощенного камнем просторного двора размером 50 на 50 метров причудливым образом располагались самые разнообразные сооружения. Иногда они были выстроены на разных уровнях. Отдельные этажи опирались на колонны и соединялись между собой монументальными лестницами и длинными коридорами, уходящими порой ниже уровня земли. Огромное количество изделий из драгоценных металлов, богатое убранство некоторых комнат, высокохудожественные настенные росписи-фрески - все это являлось свидетельством того, что дворец был местом пребывания правителей Кносса и всего Крита. Сотни комнат служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Сотни залов предназначались для торжественных приемов. Здесь же находились сокровищницы и просторные мастерские ремесленников.

По всей видимости, строилось это монументальное сооружение не один век. Место для его построения, откровенно говоря, было выбрано не совсем удачно. Основная часть дворца попала в зону действующего геологического разлома в земной коре и поэтому не один раз разрушалась землетрясениями. Но каждый раз на месте старого дворца строился новый еще больших размеров. В окончательном варианте он предстал перед кносскими правителями, приблизительно, в 1700 году до н. э. Кносский дворец к тому времени занимал площадь около 16 тысяч квадратных метров.

Архитектура дворца хаотична и бессистемна. Часть комнат вырублена прямо в склоне горы. Отдельно стоящие помещения построены из грязевого кирпича и прикреплены к основному зданию деревянными каркасами. Зодчие Крита, в отличие от древних греков, не владели искусством симметрии. Именно поэтому многие архитектурные детали они вставляли туда, куда считали нужным, даже вопреки законам гармонии. Но зато по технологии возведения зданий им не было равных. Для страховки зданий от землетрясений минойские строители первыми стали возводить эластичные стены, чередуя камень с деревянными вкладышами.

Основная достопримечательность Кносского дворца - кроваво-красные колонны, которые в искусствоведении получили название “иррациональные”. Они не расширялись книзу, как в постройках других древних народов, а наоборот - сужались. Каждая такая колонна сверху завершалась капителью в форме круглого валика. На нем располагалась квадратная плита, которая поддерживала деревянный потолок. Колонны Кносса не уподоблялись растительным прототипам, как, например, в архитектуре древнего Египта и Персии, где они имели форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. Критские мастера не стали подражать природе и обнажили сущность колонны всего лишь как опоры.

Другая интересная особенность Кносского дворца - огромные лестницы. Построены они были из больших каменных блоков и выглядят весьма современно. Центральная лестница, которая ведет к частным жилым помещениям, имеет дренажный канал. Он собирает сточные воды из каменных желобов, которые проложены по всему дворцу. Кроме этого, под полами комнат археологи обнаружили разветвленную канализационную сеть, состоящую из глиняных труб малого и большого диаметров. По одним трубам во дворец поступала питьевая вода, которая хранилась в специальных цистернах, из других наполнялись ванные и бассейны, третьи использовались для отвода отходов из уборных.

Еще одна интересная особенность Кносского дворца - отсутствие окон. Их с успехом заменяли так называемые световые колодцы - значительные по площади проемы в потолке. Иногда они во всех перекрытиях располагались один под другим. Свет через проемы проходил вплоть до первого этажа. При этом создавалась различная степень освещенности комнат. Также световые колодцы служили своего рода "кондиционером", так как обеспечивали естественную вентиляцию помещений. Обогрев здания в зимнее время осуществлялся при помощи специальных переносных печей.
Западная часть Кносского дворца являлась административным и церемониальным центром. Историки предполагают, что расположенные здесь три каменные шахты использовались в религиозных церемониях, когда вместе с подношениями (это в основном были вино, мед, масло и молоко) кости и кровь жертвенных животных возвращались земле, из которой они появились.

Наибольшей роскошью в западном крыле отличался Тронный зал. Правда, разместиться в нем могло не более 16 человек. Гипсовый трон с высокой спинкой и по сей день стоит в этом зале. Это самый древний трон в Европе.
Отдельно располагались помещения для царской семьи. Правительственные покои состояли из светлых комнат, которые украшали настенные росписи. Фрески писались по сырой штукатурке красками. Мастера древности обычно изображали растения или ритуальные действия. Но чаще всего встречается узор в виде бегущей волны или зигзагов. Таким узором в основном покрывались иррациональные колонны. Вообще, перемещение и движение является отличительной чертой критского искусства: нет застывших поз; лица людей разнообразны, что наталкивает на мысль о портретной живописи; весьма обширна цветовая гамма - оранжевая, голубая, бирюзовая, но в основном густо красная в сочетании с черной отделкой.

Среди настенных росписей Кносского дворца очень часто встречаются изображения элегантных дам в изысканных туалетах, с накрашенными губами и замысловатыми прическами. У них очень тонкие талии, гранатовые или голубые платья с пышными кринолинами, открытые корсажи, холеные обнаженные руки, затейливые прически, перевитые жемчугом, тонкие с горбинкой носы и маленькие ротики с застывшей кокетливой полуулыбкой. Исследователи называли их "придворными дамами", "парижанками", "дамами в голубом". Эти названия им, конечно, подходят, но, скорее всего эти дамы были жрицами.

Восстановленный северный вход в Кносский дворец

Мало кто знает, что впервые увидеть Кносский дворец ученым довелось только в конце XIX века. До этого времени обитель греческого царя Миноса была известна только по легендам. Сюжеты многих из них выглядели настолько неправдоподобными (например, о том, что Минос содержал здесь в лабиринте Минотавра, которого царица родила от священного быка Посейдона), что давали повод усомниться: Кносский дворец когда-то реально существовал или является порождением мифов?

Этот вопрос так и остался бы, наверное, без ответа, если бы не выдающийся археолог Артур Эванс, который задался амбициозной целью доказать его существование. В результате раскопок был обнаружен не просто замок, а целый город из далекого прошлого. Прошло уже столько лет, а Кносский дворец не перестаёт волновать умы и сердца множества любознательных и неравнодушных людей – историков, археологов, архитекторов и просто ценителей старины, любителей путешествий. Здесь, недалеко от столицы острова – города Ираклиона и всего в нескольких километрах от побережья Критского моря, словно остановилось время. Во время осмотра достопримечательности туристов не покидает ощущение, что перед ними открывается величественная Древняя Эллада. Она не осталась за завесой тысячелетий, а продолжает удивлять нас и сегодня!

Археологические раскопки

До 1914 года Крит принадлежал Турции. Предположение о древней цивилизации на острове делал еще в начале девятнадцатого века британец Роберт Пэшли. Но турецкие власти не давали согласие на проведение археологических работ. На месте, где сегодня мы видим Кносский дворец, раньше были сельскохозяйственные угодья. В этом районе испокон веков находили кольца, амфоры, глиняные горшки. Землями владел турок, в его планы продажа земель не входила, и раскопки проводить он не собирался.

Холмом заинтересовался местный кладоискатель Минос Калокеринос. В 1878 году он начал раскопки со стороны западных кладовых и обнаружил глиняные сосуды, наполненные бобовыми, амфоры и другие предметы обихода. Находки он подарил музеям, пытаясь привлечь внимание властей к сокровищам. С ним переписывался Генрих Шлиман, известный немецкий археолог-самоучка, который принимал участие в раскопках Трои, нашел золотые сокровища и клад Приама. Калокеринос догадывался, что эти земли хранят сокровища древней цивилизации, но полномасштабные работы проводить не мог.

Честь открытия минойской культуры принадлежит уже упомянутому Артуру Эвансу. Он долгое время работал хранителем в музее Эшмала при Оксфордском университете. Его заинтересовали иероглифы на разных артефактах с острова Крит. Эванс обращался в ведущие общества, занимавшиеся древностями: Берлинский музей и Лондонское общество. Так он собрал около 60 различных иероглифов.

В 1894 году Эванс все-таки выкупил земли, а в 1897 году началась греко-турецкая война. 16 марта 1900 года – официальная дата открытия минойской культуры. В последующие двадцать лет активно проводились раскопки. Многие найденные артефакты, оригиналы фресок, статуэтки сегодня хранятся в Археологическом музее Ираклиона. Артур Эванс и назвал цивилизацию минойской.


Многие ученые скептически и неодобрительно относятся к деятельности Артура Эванса на территории Кносского дворца. При восстановлении он чаще руководствовался фантазией, чем исторической достоверностью. Кроме того, британцев интересовал больше «новодворцовый» период, и бесценные следы более ранней истории исчезли бесследно.

Несмотря на споры вокруг персоны археолога, именно благодаря ему мы сегодня можем прикоснуться к истории самой древней цивилизации в Европе.


Из истории Кносского дворца

Древние греки упоминали о Кноссе как о самом главном городе острова Крит. При раскопках поселений римлян были найдены монеты с надписями «Кнос» или «Кносион», с изображениями минотавра и лабиринта. И, собственно, Кносский дворец – не первое сооружение на данной территории. Ученые доказали, что в период 2000-1700 гг. до нашей эры здесь уже стоял дворец. Он был разрушен землетрясением (приблизительно в 1700 г. до нашей эры). Это был так называемый «стародворцовый» период.

«Новодворцовый» период (1700-1450 гг. до нашей эры) совпадает с расцветом цивилизации. Кносс насчитывал порядка 90 тысяч жителей, а дворец являлся сердцем города, административным и культурным центром.

Кносский дворец, реконструкция

Интересно, что минойским сооружениям не свойственны укрепления и защитные сооружения. Напрашивается вывод, что местные жители чувствовали себя в безопасности и не боялись нападения. Кносс находится на пересечении морских торговых путей. Есть доказательства, что минойцы занимались пиратством, их связывали дружественные отношения с Древним Египтом.


Между 1628 и 1500 г. до нашей эры на острове Фира произошел вулканический взрыв. За ним последовали землетрясение и цунами. Некоторые ученые связывали с Критом знаменитую Атлантиду. Утверждали, что минойцы и есть исчезнувшие атланты. Но впоследствии археологи обнаружили следы вулканического пепла под минойскими строениями. А это значит, что дворец восстанавливали, и он простоял еще около ста лет. В 1450 г. мощнейший пожар разрушил сооружение окончательно.

Следующая загадка состоит в том, что примерно в одно и то же время сгорело несколько дворцов на острове (дворец Феста и дворец Закрос). При этом на раскопках не было обнаружено никаких останков живых существ. Но Кносский дворец, в целом, порождает больше вопросов, чем ответов.

Мифы, связанные с Кносским дворцом

Кроме версий об Атлантиде, это место связывают еще с одной очень интересной историей. Имя Миноса, царя Кносса, упоминается в произведениях Гомера и других его современников. Историки утверждают, что это реальная историческая личность, но он не был жителем Крита, а прибыл из Греции. Это был могущественным правитель, который объединил остров и победил пиратов. Минос добился процветания и благополучия Крита. В распоряжении царя был огромный флот и многотысячное войско. Другая версия говорит, что «минос» – понятие собирательное, обозначает титул правителя острова.

Согласно мифам, Минос – сын Зевса и Европы. Зевс велел Астерию, который на то время был правителем острова Крит, взять в жены Европу, а ее детей усыновить. Минос унаследовал власть. Как-то царь попросил Посейдона дать ему красивого быка, которого пообещал принести богу моря в жертву. Бык был необыкновенно красивый – огромный и белый. Миносу не хотелось расставаться с таким красавцем. И он пожертвовал коня. Посейдон рассердился и внушил жене Миноса противоестественную страсть к быку. Как она ни сопротивлялась влечению, ничего поделать не смогла. В результате родилось страшное чудовище Минотавр – человек с головой быка. По одной версии, бедная женщина при родах умерла, по другой – ее заточили с сыном в лабиринт. Сооружение, из которого невозможно было выбраться, построил Дедал (отец Икара). Пленников бросили в центр лабиринта.

После победы Миноса над Афинами, царь потребовал у Эгея, правителя города, дань – отправлять раз в девять лет 14 юношей и девушек на съедение Минотавру. Два раза приносилась страшная жертва, а на третий – в числе пленников поехал Тесей, сын Эгея, правителя Афин. В героя влюбилась Ариадна, дочь Миноса. Она знала, что даже если любимому удастся победить чудовище, Тесей не выберется из лабиринта. Девушка подарила герою волшебный клубок. Тесей шел и разматывал его, в центре лабиринта нашел спящего Минотавра и убил его. Сматывая нитки, Тесей вышел к Ариадне.

Перед поездкой юноша договорился с отцом, что в случае удачи сменит черные паруса на белые. Но забыл об уговоре. Когда Эгей увидел возвращающиеся корабли с черными парусами, в отчаянии прыгнул со скалы в море. Оно стало называться Эгейское. Версии о смерти Миноса – противоречивые. Однако едины в одном: даже после кончины правитель решал судьбы людей, только уже в царстве мертвых.

Есть версии, что Кносский дворец – это и есть знаменитое обиталище Минотавра. И глядя на схему дворца, располагающего внушительным числом самых разных помещений, начинаешь в это верить. Правда, скептики утверждают, что Кносский дворец постоянно достраивался, а минойцы имели слабое представление о симметрии зданий.

Легенда о минотавре

Обустройство дворца и интересные находки

Принцип возведения дворцов того времени на острове Крит был примерно одинаков для всех. Помещения сооружались вокруг центрального двора. Кносский дворец был самым впечатляющим, это была резиденция правителей острова. Размеры сооружения впечатляют: 180 на 130 метров. Местами сооружение занимает пять этажей. Во дворце действовала система водоснабжения и канализации, и не только! Здесь было еще много того, что мы самонадеянно считаем достижениями исключительно современной цивилизации: туалеты со смывом и даже акустические системы.


Архитектуру Кносского дворца некоторые исследователи называют не иначе, как странной. Только представьте себе: тут сосредоточено несколько тысяч комнат, соединенных между собой таким количеством переходов, подъемов и спусков, которые никто не задается целью пересчитать – дело явно безнадежное.

Главный вход в Кносский дворец предположительно был с Западного двора. Здесь сохранились фрагменты «стародворцового» периода. Сразу привлекают внимание выложенные камнем отверстия – три «бублика». Согласно одной версии, их использовали во время жертвоприношений, согласно другой – для хранения зерна. Далее через коридор – проход в Центральный двор, это место еще называют «Дорогой Процессий». На стенах – фрески с изображением молодых людей с подношениями. Главным божеством у минойцев считается богиня плодородия Астарта. На территории дворца были найдены скульптуры и фрески с ее изображением.


Северная сторона дворца

Центральный двор выложен огромными плитами. Тут, по версии ученых, проводились ритуалы, церемонии и посвящения. На верхние этажи ведет лестница. Здесь предположительно находились приемный покой и парадные залы, украшенные колоннами и пилястрами. С главного этажа видны узкие продолговатые помещения. Ученые склоняются к версии, что это – кладовые. Тут же находится ряд квадратных ям. Согласно основной версии, в них хранилось оливковое масло, так как остались более интенсивные следы от пожара. На стенах зала – изображения символов, звезд, лабриса. Последний был не только двухсторонней секирой, но и символом власти правителя.

Самый популярный у туристов – Тронный зал Кносского дворца. Здесь можно увидеть каменный трон, перед ним стоит круглая чаша, вдоль стен – каменные скамьи. Помещение рассчитано примерно на 16 человек. Служило, как представляется сегодня, для аудиенций. Интересно, что во время раскопок в зале были найдены разбросанные глиняные сосуды. Что произошло здесь – останется навсегда загадкой.

Тронный зал Кносского дворца

Обязательно нужно посетить Зал фресок. Тут находятся копии, многие оригиналы были найдены в плачевном состоянии. Они были реставрированы и находятся в Археологическом музее в Ираклионе. Минойские фрески отличаются реалистичностью и насыщенными цветами. Самые знаменитые: «Игры с Быками», «Принц с лилиями», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Голубая птица», «Бык», «Носитель ритона» и многие другие. Популярные герои изображений – быки, грифоны, люди.


Трехчастное святилище знаменито тем, что здесь были найдены глиняные таблички с так называемым «письмом Б». Различают два вида письменности: линейное письмо А и Б. Ни одно не было расшифровано. Рядом со Святилищем – две темных комнаты с углублениями в полу. В подобных хранилищах были найдены статуэтки, глиняные вазы.

Артур Эванс полагал, что Западная часть Кносского дворца – церемониальная, а Восточное крыло – царские покои. Многие историки это оспаривали. Зал двух секир узнаваем благодаря угловому портику с шестью колоннами. Ванная комната царицы отделена стеной с окном. Можно полюбоваться прекрасной фреской «Дельфины». Здесь были найдены драгоценности, изделия из слоновой кости. Рядом косметическая комната и помещение с отверстием (предположительно канализационным). Бассейны для омовения не имеют дренажной системы.


Мастерская Ремесленника, Гончарная мастерская, склад гигантских пифосов, театр – все это особенно впечатляет туристов, посетивших Кносский дворец, поскольку возраст некоторых экспонатов около 4 тысяч лет. Сосуды высотой в человеческий рост искусно украшены рельефами.


На территории Кносского дворца была найдена игра, похожая на нарды или шашки, украшенные слоновой костью, золотом, серебром, горным хрусталем. Скульптуры и драгоценности отличаются искусным выполнением. На фресках – тонко вырисованные персонажи. Неудивительно, что минойская культура оказала огромное влияние на восточное Средиземноморье, а после вторжения греков-ахейцев – на остров Крит и остальную Грецию.

Практическая информация для туристов


Кносский дворец расположен в 4 км от города Ираклион. Можно доехать на машине, возле дворца есть бесплатная и платная стоянки. Рядом с автобусной станцией в киоске можно приобрести билеты на автобус (2-2,5 евро). Транспорт ходит регулярно. При подъезде к городу из автобуса уже хорошо виден этот памятник архитектуры. От предстающих взору пейзажей просто захватывает дух. Развалины монументальных античных строений, будто раскиданные среди огромных сосен, потрясают воображение. Кносский дворец окружают величественные горы, отчетливо просматривающиеся на фоне синего неба.

Собираясь на экскурсию, не забудьте взять головные уборы, поскольку температура здесь всегда выше, чем у моря. Обязательно захватите большое количество воды. Позаботьтесь об удобной обуви – ходить придется много.

Можно заказать экскурсию или знакомиться с достопримечательностью самостоятельно. Везде есть таблички с описаниями Кносского дворца. Однако опытные туристы, которые уже бывали здесь, советуют брать с собой путеводитель, потому что территория Кносского дворца огромна и многим информация на табличках кажется недостаточной.

Около достопримечательности имеются сувенирные лавки и кафе, где можно что-то прикупить на память и перекусить.

Здесь всегда много туристов, ориентируйтесь на небольшую вывеску-указатель.

Входной билет обойдется в 6 евро.

Часы работы: с мая по октябрь – с 8 до 19 часов; с ноября по март – до 15 часов.

Наверное, нет такого человека, который бы не слышал о знаменитом лабиринте Минотавра и о величественном Кносском дворце! Но одно дело — читать учебники истории, а другое -увидеть все это в реальности. Поэтому не зря мы выбрали для своей первой экскурсии на Крите маршрут « » — «Кносский дворец».

Как добраться до Кносского дворца

Дворец находится в одноименном городе в нескольких километрах от Ираклиона. Поэтому вариантов, как добраться — множество. Это и общественный транспорт, и такси, и сотни экскурсионных туров. Но мы выбрали вариант самостоятельной поездки на арендованной машине.

Рядом с дворцом находится большая бесплатная парковка. Когда мы приехали, она была едва заполнена, но возможно, в пик туристического сезона, с парковкой могут возникнуть сложности.

Чтобы попасть на территорию дворца, нужно вернуться на основную дорогу и пройти вдоль нее немного дальше. Не все с первого раза могут сориентироваться, но благо, что местные без проблем укажут вам направление.

Билетная касса и кафе на входе во дворец

Сразу на входе находятся кассы, где можно приобрести билеты и заказать экскурсии. На русском языке экскурсий не было. Так что, если хочется именно экскурсию, то нужно брать тур где-то в агентстве.

Цена билета в Кносский дворец — 15 евро. А за 16 евро вам дадут билет во дворец и музей. Мы, сразу не разобравшись, взяли именно такой вариант. Но только важно помнить, что музей находится в Ираклионе. Вы можете воспользоваться этим билетом в течение следующих трех дней, после чего он «сгорает».

История минойской цивилизации

Минойская цивилизация являлась очень высокоразвитой, намного опередившей свое время. Например, еще в 2000х годах до н.э. в минойских дворцах были водопровод и канализация. Такие блага в Европе появились только в средние века. О ее происхождении до сих пор ходят споры, но считается, что минойцы являются потомками древних шумеров.

Сама минойская цивилизация строилась вокруг так называемых дворцов. Это были не те дворцы, которые мы привыкли видеть в более позднее время, а представляли собой сложные комплексы, объединявшие множество функций.

Название минойская цивилизация получила в честь легендарного царя Миноса, который, как считается, владел дворцом со знаменитым лабиринтом. Открыта эта цивилизация была только в XIX веке британским археологом Артуром Эвансом. До этого об этой цивилизации ничего не было известно, так как во времена турецкого господства было крайне сложно проводить раскопки.

Дворец, который мы сейчас можем наблюдать, является вторым. Первый был разрушен во время сильного землетрясения примерно в 1700х годах до н.э. А новый, построенный на том же месте, ознаменовал начало «новодворцового» периода, и просуществовал примерно до 1400х годов до н.э. В этот период минойская цивилизация подвергается сильному влиянию других культур и начинает приходить в упадок. Также, примерно в 1500-1600 годах до н.э. на острове Санторини произошло сильнейшее извержение вулкана, накрывшее пеплом все близлежащие острова. Ранее считалось, что именно это послужило причиной гибели минойцев. Но последние данные раскопок свидетельствуют, что цивилизация просуществовала еще минимум сто лет после этого. Поэтому точных причин окончательного разрушения дворцов найти пока не смогли.

Экскурсия по Кносскому дворцу

Основная особенность Кносского дворца, которая вызывает много споров и нареканий, это то, что некоторые здания были восстановлены археологом Артуром Эвансом для того, чтобы показать реальный вид различных помещений. Приверженцы чистоты истории считают, что этого делать нельзя. Но для туристов, на мой взгляд, намного интереснее наблюдать сооружения в реальности, чем пытаться представить, как все это выглядело 4 тысячи лет назад.

Южный дом

Южный дом — условное название одного из частично восстановленных сооружений. Предположительно, являлось местом жительства жреца.

Южные пропилеи

Южные пропилеи — часть культовых помещений, используемых для различных обрядов. Здесь находится знаменитая фреска «Носитель ритона» — юноша, держащий сосуд конической формы для возлияний. Конечно же, все это — реконструкция.

Южные границы дворца, «Рога посвящения»

Если пройти чуть южнее, то можно полюбоваться зданиями, называемыми южными границами дворца. И вдали, левее белой колонны, можно рассмотреть священные рога, которые также до сих пор вызывают много вопросов.

Тронный зал

В тронный зал попасть не получится. Он закрыт для проведения реставрационных работ. Но заглянуть со стороны вполне можно.

И конечно же, нельзя пройти мимо, наверное, самой знаменитой и узнаваемой картинки, украшающей собой множество книг и путеводителей — знаменитого кносского быка!

Другая знаменитая фреска — принц с лилиями. Как и многие другие, это — репродукция. Восстановленный оригинал находится в археологическом музее Ираклиона.