Почему кипр разделен на 2 части. Кипрская проблема. Регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса

Ключевые слова: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Кипр, отношение других стран к кипрской проблеме.

Key words: Turkish Republic of Northern Cyprus, Republic Cyprus, the relation of other countries to the Cyprian problem.

Статья посвящена изучению Кипрской проблемы, которая заключается в разделении острова Кипр на 2 государства, одно из которых признанно мировым сообществом, а другое нет. А также попыткам решения проблемы.

Article is devoted studying of the Cyprian problem which consists division of island Cyprus into 2 states, one of which is recognized the world community, and another is not present. And also to the questions to attempts of a solution of a problem.

Кипрская проблема заключается в разделении острова Кипр на 2 государства, одно из которых признанно мировым сообществом, а другое нет. А также вопросам, связанных с разделением острова, попыткам решения проблемы и отношение мирового сообщества к данному вопросу.

С начала, рассмотрим историю вопроса, затем представим Кипр, как 2 отдельно существующих государства, после расскажем о попытках урегулирования кипрской проблемы мировым сообществом и затем обозначим позиции разных стран по этому вопросу.

И так, история Кипрского вопроса начинается в 1960г, созданием Республики Кипр. Она была создана после предоставления Кипру независимости от Великобритании. Греческой и турецкой общинам были предоставлены равные возможности участия в управлении новым государством. Им были выделены места в правительстве и гражданских институтах власти. Гарантами существования нового государства в соответствии с Договором 1960 года о гарантиях стали Великобритания, Греция и Турция.

В декабре 1963г. правительство Кипра распалось. Начался конфликт между греками и турками-киприотами. Турки-киприоты лишились правительственных постов. С продолжением конфликта турки-киприоты, проживавшие в сельских районах, оказались блокированы греками в местах компактного проживания. Такое положение длилось 11 лет, до раздела острова. В этот период между общинами происходили многочисленные конфликты.

В июле 1974 при поддержке греческой военной хунты на острове произошёл военный переворот. Президент Макариос был отстранён от власти, а контроль над островом перешёл к Никосу Сампсону, представителю греческой подпольной организации EOKA-B (выступавшей за присоединение Кипра к Греции). В качестве ответной меры в соответствии с Договором 1960 года на Кипр были введены турецкие войска. Фактически, силовая акция привела к разделу острова, падению греческой военной хунты и восстановление архиепископа Макариоса у власти. Остров Кипр в результате оказался разделённым на Север, контролируемый турками-киприотами, и Юг, контролируемый греками-киприотами.

По условиям мирного соглашения предполагалось создание федеративной республики, и в 1975г. было провозглашено Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра, формально как часть федерации, но с оговорками, что следует федерацию пересмотреть и привести её конституцию к согласию с де факто сложившимся положением. Эта идея не нашла поддержки ни у Республики Кипр, ни у международного сообщества. После 8 лет переговоров с Республикой Кипр Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра объявило о своей независимости в 1983г. Новое государство стало называться Турецкой Республикой Северного Кипра. Декларация независимости Турецкой Республики Северного Кипра, однако, была отклонена ООН. Таким образом, образовалось 2 независимых государства на острове. ТРСК отделена от остальной части Кипра буферной зоной. Линию, разделяющую остров на два сектора (так называемая «Зелёная линия»), охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре. Что же это за государства на сегодняшний день?

Туре?цкая Респу?блика Се?верного Ки?пра –частично признанное в 1983г. государство от Республики Кипр, занимающее северную треть острова Кипр. С 1975 по 1983 носило название Туре?цкое Федерати?вное Госуда?рство Ки?пр. Турецкая Республика Северного Кипра официально не признаётся государствами-членами ООН и признана только Турцией. Правительство Республики Кипр продолжает оставаться единственными международно-признанными властями на Кипре. Официальный язык - Турецкий. Столица – Лефкоша (Никосия по греч). Форма правления - Представительная демократия. Президент- Дервиш Эроглу. Премьер-министр Ирсен Кючюк. Валюта - Турецкая лира.

Республика Кипр – островное государство в восточной части Средиземного моря. Дата независимости- 16 августа 1960 (от Великобритании). Столица- Никосия. Форма правлении- Республика. Президент- Димитрис Христофиас. Валюта –Евро. Член (с 1 мая 2004 года) Европейского союза (ЕС). Официально территория Республики Кипр включает 98% территории острова Кипр (остальные 2% занимают британские военные базы Акротири и Декелия), а также близлежащие острова Агиос Георгиос, Геронисос, Глюкиотисса, Кила, Киедес, Кордилия и Мазаки. На деле после 1974 года остров фактически разделён на две части, 60% контролируется властями Республики Кипр (греческая община), на остальной части провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра (турецкая община). Следует подчеркнуть, что ТРСК признается независимым государством только Турцией; мировое сообщество считает эту территорию оккупированной Турцией.

Таким образом,каждое государство считает себя правомерным субъектом мо отношений, имеет свою законодательную базу, президента, валюту и остальное.

Конечно, на протяжении этого конфликта применялись различные попытки примирения и поиск общего решения. Переговоры об объединении острова идут тоже уже давно, но пока не принесли плодов. Одна из последних попыток провалилась на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 26 апреля 2004. Против объединения проголосовали 75 % греков-киприотов, в отличие от турок-киприотов, большинство из которых поддержали объединение на основе плана, предложенного Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном. Данный проект в действительности предусматривал создание конфедеративной республики, состоящих из двух равноправных государств – Турецкого и Греческого, с самостоятельным парламентом и двухпалатным законодательным собранием. Более того, Турция получала право сохранить свой воинский контингент на острове, а также было предусмотрено придание юридической силы договорам, подписанным между ТРСК и Турцией, которые позволяли обеим сторонам использовать все морское и воздушное пространство острова. Турецкая сторона получала бы право вето в объединённом правительстве Кипра. При этом все госструктуры объединённого Кипра на 95 % должны были финансироваться греческой стороной. Ограничивались права греков на операции с собственностью в северной части острова до тех пор, пока уровень жизни двух общин не сравняется. Однако, о чем уже было упомянуто, греческое население Кипра отвергло план Аннана 76 % голосов, а турецкая часть проголосовала 67 % «за».

До этого референдума,-тем не менее, заявка Кипра о вхождении в состав ЕС была удовлетворена в конце 2002 года.(член с 1 мая 2004г) Таким образом, греческая часть в качестве признанной международным сообществом Республики Кипр стала полноправным членом Европейского Союза, а статус северной части острова до сих пор остается нерешеным. На современном этапе «кипрский вопрос» рассматривается как одно из главных препятствий вхождения Турции в Европейский Союз. То есть мы видим, что появляется проблема вступления всего Кипра в ЕС и разный экономический уровень 2 частей острова.

С визитом на Кипр в феврале 2010 Генерального секретаря ООН Пан Ги Муном возросла уверенность в нахождении решения проблемы уже в 2010 году. Визит следует за финальным этапом интенсивных по содержанию встреч между Президентом Турецкой Республики Северного Кипра Мехметом Али Талатом и Лидером Греческого Кипра Дими?трисом Христо?фиасом. Генсек простимулировал и заметил прогресс в переговорах. Нужно отметить, что это был первый визит Пан Ги Муна на остров. ООН поддерживает переговоры между греко-кипрской и турко-кипрской общинами, но не является их стороной. Вообще ООН вовлечена в процесс кипрского урегулирования с 1964 года, а с 1974 года остров де-факто разделен турецким военным вторжением. "Я рад, что был достигнут существенный прогресс в обсуждении ряда тем", - сказал генсек ООН журналистам после прибытия на остров. По словам Пан Ги Муна, он рассчитывает, что его присутствие поддержит переговоры, а лидеры общин будут работать над достижением компромисса. Президент Кипра Димитрис Христофиас на официальном ужине в Никосии заверил Пан Ги Муна, что будет добиваться проведения в жизнь резолюций ООН по урегулированию. "Мы благодарны Совету Безопасности ООН за то, что он, руководствуясь принципами международного права, заложил основы для двузонального двухобщинного федеративного решения, с политическим равноправием, единым суверенитетом, единым международным представительством и гражданством", - сказал Христофиас." “После полутора лет мы дошли до момента, когда требуется больше согласия в разных аспектах, чтобы открыть путь для скорейшего нахождения решения", - добавил президент Кипра. При этом он признал, что до сих пор многие вопросы еще не обсуждались или обсуждались недостаточно. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун считает достижимым политическое решение проблемы объединения Кипра. ."Я не питаю иллюзий относительно простоты решения проблемы Кипра или относительно трудностей, с которыми вы сталкиваетесь. В то же время я уверен, что решение возможно и достижимо", - сказал он журналистам. По словам генсека ООН, достижение соглашения требует от сторон "мужества, гибкости, дальновидности, а также духа компромисса". В то время президент северного Кипра также высказывает свою готовность и желание в поиски компромисса и ссылается на план Аннанана.

Таким образом, видно что диалог между южным и северным Кипром налаживается при их собственном желании и помощи ООН. А может и при содействии ЕС. Ведь если Южный Кипр вошел в ЕС, то у Северного появляется больший интерес к сплочению Кипра и образования единого экономического пространства. Чего нельзя сейчас сказать о Кипре, после вхождения одной из частей в ЕС (разный экономический уровень).

Как же реагируют другие страны на разделенность Кипра? Турция держит на территории ТРСК своё посольство, ТРСК в Турции – посольство и консульства. В ряде других стран находятся неофициальные представительства ТРСК, де-факто являющиеся посольствами. В Северной Никосии находятся резиденции послов США и Британии, но, так как они находились там до разделения острова, это не является признанием ТРСК. О намерении признать ТРСК заявляли Азербайджан, Гамбия и Парагвай. Несмотря на то, что официальных контактов не было установлено, неформальные связи поддерживаются. Большинство государств мира, за исключением Турции, официально не признают Турецкую Республику Северного Кипра как независимое государство. Находящаяся в составе Азербайджана Нахичеванская Автономная Республика также признала ТРСК. Однако сам Азербайджан не поддержал это решение официально. Организация Исламская конференция предоставила ТРСК статус части федеративного государства и наблюдателя.

Что же касается России, то она четко определила свою позицию уже давно- воссоединить остров, необходимо. Но в сложившейся обстановке, признает, также как и почти все мировое сообщество и ведет диалог с южным Кипром, что показывает визит президента России Дмитрия Медведева на Кипр 7-8 октября этого года и подписание новой редакции межгосударственного соглашения об уходе от двойного налогообложения. Президент России Дмитрий Медведев впервые посетил с рабочим визитом Республику Кипр. В ходе визита лидерами двух стран были подписаны 15 документов, в том числе и "Совместная программа действий на 2010-2013 годы".Эта программа станет основополагающим документом двусторонних отношений. Также парафирован протокол к действующему соглашению между правительствами РФ и Кипра, который поможет избежать двойного налогообложения на доходы и капитал компаний двух стран. Кипр берет на себя обязательства отвечать на запросы российских налоговых органов о финансовой деятельности тех или иных компаний. Раньше Россия могла получить такую информацию только по решению кипрского суда. "Мы должны сделать все, чтобы такого рода связи были юридически выверены, прозрачны, чтобы они были комфортны как для бизнеса, так и для государства", - заявил после подписания документов Дмитрий Медведев. Президент Кипра Димитрис Христофиас стремление к прозрачности подтвердил: "Мы озабочены тем, чтобы все то, что бросает тень на чистоту денег, было уничтожено. Наши отношения сейчас чисты настолько, насколько чисто небо над Кипром в течение всего года". Отделение в Никосии стало первым розничным офисом российского банка в стране Евросоюза, третьим по величине банком Кипра и крупнейшим зарубежным в группе ВТБ с размером активов 8 млрд евро. (Отделение Русского коммерческого банка - это дочерняя структура российского банка ВТБ.) Россия во все времена последовательно поддерживала Республику Кипр на пути решения кипрской проблемы. Российские руководители не раз озвучивали позицию страны - решение кипрской проблемы должно основываться на создании двухобщинной двузональной федерации с политическим равноправием обеих общин, как отмечается в соответствующих документах ООН. Кипр должен выступать как суверенное государство, где все граждане – это граждане одной страны, которая представлена в международном сообществе как единое и неделимое целое. Нам очень важно знать, что Россия поддерживает нашу позицию в этом вопросе. Немаловажную роль играет и тот факт, что Российская Федерация – член Совета Безопасности ООН, поэтому мы полагаем, что она может играть важную роль в решении кипрской проблемы. Дервиш Эроглу также высказывает необходимость решения проблемы: «Мирные переговоры продолжаются годами, и я верю, что время пришло к концу. К сожалению, греческая сторона Кипра признана мировым сообществом и является членом Европейского сообщества, в то время как турецкая находится под эмбарго. Возможно, тянуть время – это в их интересах, но не в наших» при встрече с Пан Ги Муном .

Таким образом, Кипрская проблема – это разделенность острова, религиозный раздел, экономический, политический, национальный. Республика Кипр входит в ЕС, а северный Кипр нет, Северный не признан, а Южный признан, все осложняется тем, что два этих народа привыкли уже жить суверенно и никто не хочет отдавать свою территорию, права, суверенитет. Существует несколько вариантов решения проблемы, но наиболее возможный -это конфедерация, 2 достаточно обособленных государства, но все же единые. И может спустя время, они созреют для нового объединения (может федерации) и интеграции. ________________________________________

1. История кипрского вопроса [Электронный ресурс] // Институт

Стратегического анализа и прогноза ИСАП КРСУ. - URL: http://www.easttime.ru/analitic/2/6/396.html (дата обращения: 11.02.2008)

2. Вступление Турции в ЕС и «кипрская проблема» Алексея Богдановского [Электронный ресурс] // РИА Новости - URL: http://www.rian.ru/world/20100131/207116046.html (дата обращения: 31.01.2010)

3. Пан Ги Мун: Проблемы Кипра разрешимы [Электронный ресурс] // радиостанция «Голос России». – URL: http://rus.ruvr.ru/2010/02/01/4063924.html (дата обращения 1.02.2010, 17:27)

4. Президента РФ Д.А. Медведева посетил Кипр [Электронный ресурс] // Новости Кипра - URL: http://www.kipr.ru/news/26192/ (дата обращения: 08.10.2010)

5. Признание Кипра инвестиционным партнером России [Электронный ресурс] // Новости Кипра- URL: http://www.regnum.ru/news/1334932.html (дата обращения: 20:26 11.10.2010)

6. Интервью с Дмитрием Медведевым [Электронный ресурс] // радиостанция «Голос России». – URL: http://rus.ruvr.ru/2010/10/07/24718697.html (дата обращения 7.10.2010, 21:12)

7. Димитрис Христофиас: «У нашего сотрудничества огромный потенциал» // Газета "Вестник Кипра" Выпуск № 784 -2010- 08 октября http://www.vestnikkipra.com/?pag=20&category=6&issue=784

8. Кипрская проблема [Электронный ресурс] // сайт посольства Республики Кипр в Москве - URL: http://www.mfa.gov.cy/mfa/embassies/moscowembassy.nsf/DMLcyquest_ol/DMLcyquest_ol?OpenDocument (дата обращения 01.04.2006)

9. Новости Северного Кипра - политика, экономика, культура, новости недвижимости Северного Кипра [Электронный ресурс]//Новости северного Кипра- URL: http://www.estate-cyprus.ru/index.php/about-northern-cyprus/new.html (дата обращения 07.09.2010)

35 лет кипрскому конфликту: кто "склеит" остров?

В самой середине лета исполнилось ровно 35 лет с официального начала кипрского конфликта: 15 июля 1974 года офицеры греческой военной хунты организовали на острове Афродиты военный переворот и свергли тогдашнего президента страны, архиепископа Макариоса. Турция сразу почувствовала, что дело идет к присоединению острова к Греции, и уже 20 июля высадила на его северной части свой 40-тысячный армейский контингент. Остров раскололся на турецкую и греческую части и продолжает оставаться расколотым до сих пор.

Кипр - это парадокс и "головная боль" Евросоюза, куда его приняли в 2004-м году, и НАТО, куда он не входит. Его столица Никосия остается единственным разделенным городом мира. Раньше таких было пять: кроме Никосии - Берлин, Иерусалим, Бейрут и Белфаст. Берлин шел к разрушению стены ровно 42 года. Есть надежды, что Кипру на это понадобится несколько меньше. В Брюсселе и ООН надеются, что договоренности о создании на острове равновесомых греческой и турецкой федераций и образовании федеративного государства будут достигнуты уже осенью этого года или весной следующего. Предпосылки к этому есть, но на Кипре такое уже бывало: предпосылки были, но все срывалось в самый последний момент.

Правда, сейчас обстановка несколько иная. Новый президент Кипра Димитрис Христофиас, избранный весной 2008-го, тут же сдержал свое главное предвыборное обещание - сразу после избрания вернуться к "брачному контракту" с турецкой половиной острова: не прошло и месяца после избрания, а он уже встретился с лидером самопровозглашенной Турецкой республики Северного Кипра Мехметом Али Талатом. Последний раунд переговоров по кипрскому урегулированию прошел в первых числах июля этого года.

Но проблем на Кипре слишком много, чтобы можно было вот так сразу уповать на то, что подписи двух политиков немедленно вернут острову мир и покой. Он на сегодня уже разделен территориально, национально и по признаку веры.

По настоящее время есть собственно Республика Кипр (примерно 60% территории и 770 тысяч населения) и Турецкая республика северного Кипра (приблизительно 38% острова и около 300 тысяч населения). Еще 2% Кипра составляют британские эксклавы, где расположены английские военные базы. Республика Кипр признана почти всеми, за исключением Турции. Северный Кипр признан только Турцией. Если конечно, не считать анекдотическое "официальное признание" ТРСК азербайджанской автономной областью Нахичевань.

Надо сказать, что поскольку наши российские славянские симпатии всегда тяготели к Греции, мы обычно склонны были винить во всех кипрских бедах исключительно нездоровые гены Оттоманской Турции. Хотя это не совсем так. Турки ввели свои войска на остров на вполне законных основаниях, в соответствии с Договором 1960-го года (год получения независимости острова от Британии) о гарантиях существования независимого Кипра между Британией, Грецией и Турцией. Он давал право на защиту представителей проживающих на острове общин. Более того, если бы они этого не сделали, то президент Макариос мог бы и не вернуться к власти уже через несколько месяцев и не пробыть президентом до 1977-го.

На самом деле кипрский кризис начал зарождаться еще во второй половине 50-х и почти дошел до гражданской войны в самом начале 60-х, после независимости. Тогда греческое большинство и начало осуществлять в отношении турецкого меньшинства то, что ныне принято называть мягким геноцидом. Их попросту пытались выдавить с острова. Макариос, кстати сказать, был сторонником так называемого энозиса - от греческого союз, единство - воссоединения острова с матерью-Грецией. Между прочим, ни СССР, ни Россия никогда такого воссоединения не поддерживали.

Вся беда в том, что остров Афродиты слишком уж долго был разрезан на две неравные части. Даже если будет достигнута политическая договоренность, то это будет отнюдь еще не полное решение проблемы. Особенно если учесть, что именно мешает сейчас "склеить остров". Из него пытаются сделать двухзональную, двухобщинную федерацию турок и греков-киприотов. С федеративным устройством никто вроде не спорит. Более того, вроде бы уже есть и договоренность о разделении властных полномочий между общинами. Но если бы только в этом было дело.

Застарелые причины "кипрской болезни" гораздо глубже. Пока никак не решена (даже не продвинулась вперед) проблема возвращения греков-киприотов в свои дома и на земли, откуда их изгнали турки. Не решен вопрос о компенсации за отобранную собственность. Не ясно как поступать с турками-переселенцами из Анатолии. Ведь после вторжения 1974-го года на остров из Турции переселили более 100 тысяч человек, чтобы укрепить "турецкую составляющую". В общем, проблем на пути к воссоединению очень много.

Но и стимулы к решению есть. По подсчетам Института исследования проблем мира в Осло, единый Кипр может заполучить себе дополнительные доходы от открытия прямой торговли с Турцией (юг не торгует с Анатолией) и с ЕС (до сих пор северный Кипр не может продавать свои товары в Европейский союз) примерно в 2,8 миллиарда долларов в год.

Новый президент Димитрис Христофиас, кстати, говорит на русском почти так же, как и на родном греческом. В советские времена, в самом конце 60-х - начале 70-х, Христофиас закончил Институт общественных наук, а затем аспирантуру Академии общественных наук в Москве. Он прекрасно знает и любит русскую историю и культуру. Хотя Христофиас является с 1988-го бессменным генсеком вроде бы коммунистической АКЭЛ, Прогрессивной партии трудового народа Кипра, на самом деле в ней уже давно не осталось ничего коммунистического. АКЭЛ сейчас владеет сразу несколькими крупными торгово-промышленными компаниями острова, включая и одну очень солидную инвестиционную фирму. Сам Димитрис предпочитает называть себя левым социал-демократом или прогрессивным социалистом. Он тоже очень надеется, что уже в этом году сможет снова спокойно ездить на родину своих предков, в деревеньку Димко на севере острова, которая пока оккупирована турецкими войсками. Правда, для этого еще нужно устроить не совсем равный брак между греческим Kupros и турецким Kibris.

Июль 1974-го: как все это было

Началось все намного раньше и даже не в далеком 1960 году. На самом деле фугас под названием «кипрская проблема» был заложен много веков назад.

Образовавшиеся во времена Османской империи две общины на Кипре в начале своего существования между собой не конфликтовали. На острове было значительное количество межобщинных браков, население относительно легко переходило в ислам и в православие. И все же, увы! За 400 лет они так и не стали единым народом. Причиной тому, прежде всего, были религиозные различия, система «миллетов». Согласно ей каждая община пользовалась отдельными правами в области самоуправления, образования, судов и т.д.

Именно тогда в среде греческих интеллектуалов впервые возникла идея создания независимого греческого государства на населенных греками землях Османской империи. Она получила название «энозис».

НЕДАЛЕКОЕ ПРОШЛОЕ

Когда в 1960 году Великобритания, последняя метрополия острова, предоставила Кипру независимость, то оказалась в аналогичной ситуации, использовав совсем не передовой османский опыт. Принятая на основе цюрихско-лондонских соглашений, подписанных Великобританией, Грецией и Турцией, Конституция нового государства узаконивала существование двух самоуправляемых общин – с этническими квотами на замещение должностей в госаппарате, армии, полиции и т.д. Баланс сил, установленный по ливанской модели, поддерживался державами-гарантами.

Несмотря на благие намерения, экстремисты каждой стороны придерживались своей национальной идеи. Греки были сторонниками того самого «энозиса», а турки выдвинули в ответ доктрину «таксим» – раздел острова между Грецией и Турцией.

Новообразованное государство очень недолго прожило мирно. Вспышки межэтнической розни начались уже в самом начале 1960-х, и обстановка на острове оставалась достаточно напряженной. Нарастание напряженности привело к образованию этнических вооруженных формирований, фактически попавших под контроль, соответственно, Греции и Турции.

ХРОНИКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ

Первая волна

Ноябрь 1963 года. Президент Кипра Архиепископ Макариос III предложил серию поправок, призванных вернуть Конституции работоспособность. Они были полностью отвергнуты лидером турко-кипрской общины вице-президентом доктором Кучуком. Турки-киприоты отказались от участия в любых органах власти.

21 декабря 1963 года в турецком квартале Никосии произошли столкновения турок-киприотов с полицией. Кучук выступает с предложением о разделе острова по 35 параллели.

15 февраля 1964 года Великобритания подняла вопрос Кипра на Совете Безопасности ООН, и в тот же день Архиепископ Макариос III сообщил Совету Безопасности о явной подготовке турецкими войсками вторжения.

4 марта 1964 года Совет Безопасности ООН принимает резолюцию №186, в соответствии с которой на остров прибыли миротворческие силы ООН. Остаются они здесь и по сей день.

Вторая волна

Весна 1974 года. Новая вспышка террора и насилия на Кипре. К тому времени на командных постах Национальной гвардии находилось около 650 греческих офицеров, координирующих свои действия с организацией ЭОКА-2, известной своим экстремизмом и антитурецкой активностью. Финансируемая греческими «черными полковниками» ЭОКА-2 неоднократно пыталась устранить Президента Архиепископа Макариоса III.

2 июля 1974 года. Правительство Кипра потребовало от Греции отозвать с острова своих офицеров. В ответ на это…

15 июля 1974 года вспыхнул мятеж, и началась гражданская война. Архиепископ Макариос III был отстранен от власти, а контроль над островом перешел к группе радикалов, возглавляемых Никосом Сампсоном, представителем E* KA-2. Основные силы заговорщиков составила Национальная гвардия в составе 11 тыс. чел., которой командовали греческие офицеры. Кроме того, на стороне мятежников выступили: дислоцирующийся на острове греческий полк, переброшенные накануне из Греции транспортной авиацией несколько подразделений, а также террористические группы ЭОКА-2. Начались кровопролитные бои с верными Правительству силами безопасности, полицией и отрядами добровольцев. Мятежники захватили аэропорт, радиостанцию, Президентский дворец и ряд других правительственных учреждений в Никосии.

20 июля 1974 года началась операция «Атилла». Под предлогом невозможности мирного урегулирования конфликта и защиты турецкой общины, турецкое правительство ввело на Кипр свои войска. Оккупация началась с высадки морского десанта на рассвете 20 июля в 5-7 км западнее Керинии. Одновременно южнее Керинии и в аэропорту Никосии были выброшены воздушные десанты. ВМС Турции блокировали порты Лимассола и Пафоса и препятствовали переброске греческих войск морским путем.

21 июля 1974 года состоялось морское сражение между турецкими и греческими ВМС в районе Пафоса, во время которого греческий флот понес тяжелые потери. В ходе напряженных кровопролитных боев турецкие войска овладели Керинией, аэропортом Никосии и установили контроль над дорогой между столицей и морским портом.

22 июля 1974 года, в соответствии с резолюцией ООН №353, вступило в силу положение о временном прекращении огня. Одновременно велись переговоры в Женеве между Великобританией, Грецией и Турцией при участии СССР и США. Однако эта попытка решить кипрский вопрос в рамках НАТО провалилась из-за требований турецкой стороны выделить 34% территории острова для создания государства турок-киприотов.

14 августа 1974 года возобновились бои. Через два дня войска Турции вышли на предлагаемую ранее турецким правительством границу раздела Кипра (линия «Аттила») и установили контроль над портами Фамагуста, Богаз, Морфу и другими.

17 августа 1974 года Правительство Кипра заявило, что турецкие войска заняли до 40% всей территории острова. На следующий день Глафкос Клеридис, временно возглавивший страну, принял предложение Турции, заключавшееся в разделе территории по линии Лефка – Фамагуста. Огонь между враждующими сторонами был прекращен. Предполагалось, что на Кипре будет создана федерация, но ничего похожего не произошло.

1975 год. «Администрация» оккупированных территорий в одностороннем порядке провозгласила Кипр Турецким федеративным государством.

1983 год. Была провозглашена так называемая «Турецкая республика северного Кипра», однако это государство признала только Турция. Согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над всей территорией, входившей в ее состав до 1974 года. ЕС также признает ее суверенитет над всей территорией, считая, что север острова находится временно вне контроля законного Правительства.

2003 год. На линии «Аттила» в присутствии миротворцев был в упор расстрелян турками безоружный Соломос Солому, попытавшийся сорвать турецкий флаг.

26 апреля 2004 года. Провал «плана Аннана». На референдуме по решению кипрской проблемы, проходившем под эгидой ООН, 75,8% греков-киприотов проголосовали против, считая, что этот план предусматривает не объединение острова, а признание результатов интервенции и оккупации.

2008 год. Возобновление переговоров по кипрской проблеме между Президентом Республики Кипр Димитрисом Христофиасом и лидером турок-киприотов Мехметом Али Талатом.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Юридически Турция обосновала свои действия Договором о гарантиях независимости Кипра от 1960 года, согласно которому гарантами выступали Греция, Турция и Великобритания. В действительности план раздела острова Турция вынашивала давно, и сам переворот был нужен для придания легитимности турецкой интервенции. Хотя Турция воспользовались именно отстранением Архиепископа Макариоса III как поводом для интервенции, после высадки она перестала признавать его Президентом Кипра. Европейский суд по правам человека признал Турцию ответственной за нарушения прав греков-киприотов.

Сейчас «зеленую линию», разделяющую Кипр, охраняет контингент вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (UNFICYP). Военные действия имели трагические последствия для острова: сотни были убиты и ранены, тысячи жителей лишились крова, около 200 тыс. беженцев покинули свои дома и ушли на юг. Жизнь страны была парализована. Никосия – единственная разделенная столица на планете, однако и киприоты, и мировая общественность очень надеются, что эта печальная достопримечательность скоро перестанет существовать.


Тэги: Северный Кипр, Турция, война
Последнее обновление 27.11.2015.

Конфликт и гражданская война на Кипре, в немалой степени спровоцированные хунтой в Греции, повлекшие вторжение на остров Турции, создание Северного Кипра и де факто раздел острова, были вызваны давними историческими причинами, и не в последнюю очередь поведением отдельных лидеров общин. Каждый следующий конфликт провоцировал усугубление обстановки, и состоявшийся в итоге раздел Кипра на турецкую (собственно, "Турецкая республика Северный Кипр") и греческую части есть прямое логическое следствие того, как конфликтная ситуация развивалась.

После повстанческой войны на Кипре, закончившейся предоставлением острову независимости, и выборов нового руководства, в правительстве, укомплектованном в согласии с принципом этнического квотирования, почти сразу же начались трения по этническому принципу; первым заметным фокусом разногласий стал вопрос о комплектовании армии, турки стояли за моноэтничные подразделения, греки за интегрированные. Политическая система, основанная соглашениями 1960 года, стала барахлить, таким образом, прямо со старта. На бытовом уровне все тоже обстояло неблагополучно, и турки постфактум жаловались на постоянные притеснения, как от соседей, так и от властей, без всякой компенсации и уведомлений отбиравших землю под строительство дорог и казарм, причем только у турков, пресекавших попытки продать недвижимость туркам, за все преступления и грабежи никого не наказали и не намеревались и даже с амвонов проповедовали, “что отобрано через кровь, возврату не подлежит”. Уже с 1961 началась ремобилизация и ЕОКА и ТМТ. 21 декабря 1963 года в Никосии полыхнуло: греческий патруль остановил для проверки тугаментов турецкую пару, собралась огромная толпа в защиту единоверцев, началась пальба, погибло двое турок и полисмен. Обе коммуны немедленно прибегли к насилию против оппонентов. Только благодаря грозным предупреждениям СССР и откровенным угрозам Линдона Джонсона, сообщившего, что в случае конфликта НАТО не намерено автоматически вступаться за Турцию, и не даст согласия на использование техники и военного снаряжения, поставленного альянсом, в акции против Кипра, Инону отменил намеченное вторжение. По официальной версии, погибло 133 грека и 41 пропал без вести, для турок цифры были соответственно 191 и 173; по неофициальным данным убитых примерно 200 и 350. После событий 1963 год масса турок перебралась с традиционных мест обитания в анклавы или в турецкую зону. Фактически, с 194 года турки не участвовали в работе правительства.

В 1967 последовало новое обострение; греческие националисты, ведомые Гривасом, взялись патрулировать турецкие деревни и анклавы, 26 убитых, а в ответ Турция начала концентрировать армию во Фракии и амфибийную группу на юге, вслед за чем предъявила ультиматум – удаление Гриваса с острова, выплата компенсаций пострадавшим от «патрулей», роспуск Национальной гвардии, вывод греческих войск с острова, прекращение преследований турецкой коммуны. В ноябре война наблюдателям казалась почти неизбежной, но в итоге удалось обойтись без крайностей: Греция урезала свой контингент до заявленных в соглашениях 1960 года размеров, Гриваса по требованию турок сместили и удалили с острова, однако Макариос отказался распустить национальную гвардию. Спустя 7 лет он об том очень, наверное, пожалел. Турецкая публицистика обвиняла его в склонности к эносису, поскольку иначе ему бы лучше кооперироваться с нежелающими эносиса турками, однако, судя по его политике, независимость он считал лучшим выходом и политически самым выгодным для себя. Увеличение ВНП вдвое за 1958-67 годы и учетверение ВНП на душу населения в 1967-73, улучшение условий жизни, плюсы системы политического плюрализма и основанной на оном администрации по сравнению с режимом полковников в Греции, угроза турецкого вторжения, от которого надежных средств защиты не было видно, в случае обострения панэллинизма – все это ослабляло позиции любителей эносиса, каковых уже в 1965 насчитывалось только 18%. Политически эносисты тоже не очень преуспевали. В начале 70-х с деятельной помощью греческого “режима полковников” возникла ЕОКА-В в качестве противовеса вменяемого Макариосу предательству идей эносиса, которую до самой своей смерти в январе 1974 года курировал в очередной раз переправленный на Кипр Гривас. С поддержкой пришедшего к власти в Греции хардлайнера генерала Иоаннидиса, который служил на Кипре в 60-х и считал Макариоса опасным типом, склонным к союзу с коммунистами, антикоммунисты на острове стали консолидировать свои позиции, завладев всеми организациями эносистов.

2 июля 1974 Макариос потребовал отзыва 650 греческих офицеров, прикомандированных к кипрской армии, на том основании, что они ведут подрывные действия. Ответом стал переворот, во главе организаторов которого стоял Никос Сэмпсон, известный своими делами в борьбе против британцев, 15 июля. ЕОКА-В начала аресты неблагонадежных, расправа с коммунистами из АКЕЛ и сторонниками Макариоса повлекла около 2000 покойников, Макариос с трудом избежал убийства, и бежал в Пафос, оттуда на базу в Акротири и в Лондон. Эксцессы славной своими ультра-националистическими взглядами ЕОКА в отношении турок и просто сведение счетов под шумок повлекли естественную реакцию. Хотя Сэмпсон официально заявил, что туркам нечего опасаться, сам переворот направлен только на смещение Макариоса и вскоре состоятся выборы, Анкара, имея, по-видимому, в виду репутацию нового лидера как врага турок, немедленно осудила путч, присовокупив, что такие действия греческого правительства, видимо, свидетельствуют о желании аннексировать Кипр в нарушение соглашений 1960 года, и турецкое руководство намерено принять на сей счет меры. Великобритания пробовала дипломатическим путем инсталлировать какое-либо не такое одиозное правительство на Кипре, но твердо высказалась, что договор не дает ей права на военную интервенцию; США не выразили своей позиции точно и внятно, хотя на них турки оглядывались, вспоминая Суэц-56 , и в СБ ООН наложили вето на советское предложение осудить «действия Греции»; прочие союзники по НАТО «призывали к спокойствию», «выражали озабоченность» и т.д. Помимо помощи соплеменникам, каковой мотив обычно в политической жизни сам по себе никогда не играет никакой роли, с точки зрения Турции попытки эносиса при попустительстве Британии означала возможность будущей ирреденты в отношении Фракии и Малой Азии – а греческий Кипр означал постоянную стратегическую угрозу. Действия в соответствии с согласованными еще в 1960 году планами и статьей 4 договора о гарантиях статуса Кипра начались 20 июля. Официально Турция квалифицировала происходящее как «bariş harekâti» (=«миротворческие операции»). В 8:30 19 июля турецкий флот в составе 5 эсминцев и 31 десантного корабля с 3000 десантников на борту отбыл в сторону Кипра, намереваясь прибыть к его берегам следующим утром, и хотя было полно тревожных признаков, таких, как раннее закрытие министерств, информационный блэкаут в прибрежной зоне и наложение ограничений на движение туристов, в Греции на сообщение об этом отреагировали спокойно, предположив, что это обыкновенные учения, и 6-й флот США не получил указания вмешиваться. Происходящее зато вызвало интерес у другого игрока мировой политики: неподалеку от Кирении силам вторжения встретился советский тральщик, который затем постоянно находился поблизости, но вне зоны проведения десанта.
Ночью в разных точках острова были высажены подразделения вдвшников. В 6:30 отправились проводить реконгсцировку фрогмэны, не нашедшие препятствий, и в 8:30 началась крупная высадка, в процессе которой два десантных судна сели на мели, но никакого сопротивления оказано не было. Взятие соседней с местом десанта Кирении на следующий день обошлось туркам всего в 21 убитого, и далее турецкая армия довольно уверенно развивала первый успех, попутно наращивая группировку: к 27 июля на острове пребывало около 30 тыс. турецких солдат, 240 танков, 400 единиц бронетехники при поддержке авиации и флота. К моменту пролоббированного ООН перемирия турки занимали фрагмент территории вдоль 20-километровой дороги Никосия-Кирения примерно до 30 км шириной.

В промежутке между перемирием и началом переговоров (30.7, Женева) турки продолжали усиливать свои позиции. Греки в ходе дискуссии предлагали общий Кипр с федеральной системой, а турки автономию на севере и пять малых по острову, которые должны были охватить в общей сложности 34% территории, 70% промышленности и полезных ископаемых, 80% туристских объектов, 65% возделываемой земли. Спустя часы после неудачного окончания переговоров, 1 августа, турки начали наступление, пользуясь наличием авиации и танков, которым греческие киприоты противопоставить ничего не могли; в рядах защитников царил разброд: участники боев жаловались, что пока они воюют, в Лимассоле народ продолжает ходить на пляж и вести беззаботную жизнь, пеняли на бездействие и США и СССР, на конфликты между социалистами и ЕОКА прямо в ходе боевых действий с турками, так что одни других пристреливали по ходу дела, на слабую подготовку кадров («ну какой толк может быть от солдат, которые 11 лет назад получили двухмесячный курс подготовки?!»), на пассивность, глупость или вообще отсутствие в нужный момент командированных греческих офицеров, вопрошали, почему высадка в Кирении прошла легко и спокойно. На второй день наступления турки заняли 37% территории острова, к северу от «линии Аттилы», почти точно повторявшей границу, предложенную в 1965 году для разделения коммун, пролегавшей от бухты Морфу до Фамагусты\Газимагусты. На следующий день военных действий руководитель кипрских греков Клеридес принял турецкое предложение, заключавшееся в разделе территории по линии Лефка – Фамагуста. Предполагалось, что две коммуны станут составляющими федерации, но ничего похожего не произошло.

В ходе конфликта погибло до 4500 греков-киприотов и 300 турецких военнослужащих (из них 50 на судне, потопленном по ошибке своим же самолетом). Раздел Кипра сделал треть населения острова (200 из 600 тыс.) беженцами, но обе стороны отрицали какие-либо эксцессы со своей стороны и пеняли на бесчинства оппонентов. При разделе 50 тыс. турков перебралось на север и порядка 180 тыс. граждан вынуждены были переехать из турецкой зоны на юг, в их выдворении заметную роль сыграли турецкие экстремисты из «серых волков». Всего с места сдвинулось 29% греков острова и 44% турок. Любопытно, что в турецкую часть острова попало 80% туриндустрии, а ныне обслуживающая потребности туристов греческая часть никогда не считалась в этом плане перспективной. Тем не менее греческая половина острова экономически выглядит более преуспевающей: в 1981 году греческая половина имела $4400 на душу населения, а турецкая $1100, в 1991 соотношение было 12000 и 4000.

Кипр, входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость 16 августа 1960 года . Юридическим оформлением предоставления независимости стали цюрихско-лондонские соглашения 1959 года, значительно ограничившие суверенитет республики. По этим соглашениям Великобритания, Греция и Турция объявлялись гарантами "независимости, территориальной целостности и безопасности" Кипра, что предоставило этим государствам возможность вмешательства в его внутренние дела ("Договор о гарантиях"). Кроме того, Греция и Турция получили право держать на острове свои военные контингенты — соответственно 950 и 650 человек. ("Договор о союзе"). Англия сохранила на Кипре под своим полным суверенитетом территорию площадью 99 квадратных миль, на которой расположены две крупные военные базы — Декелия и Акротири. Также она обеспечила себе право использовать другие "небольшие участки" и инфраструктуру в связи с деятельностью баз и объектов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

July 13th, 2017

В свете вчерашних требований Кипра о выводе турецких войск, а так же вчерашнего же прозрачного намёка премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма грекам-киприотам о нежелательности одностороннего использования углеводородных ресурсов, залегающих вокруг острова, - интересно проследить историю греко-турецкого, «кипрского конфликта».

Кипр, входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость 16 августа 1960 года. Юридическим оформлением предоставления независимости стали цюрихско-лондонские соглашения 1959 года, значительно ограничившие суверенитет республики. По этим соглашениям Великобритания, Греция и Турция объявлялись гарантами "независимости, территориальной целостности и безопасности" Кипра, что предоставило этим государствам возможность вмешательства в его внутренние дела ("Договор о гарантиях"). Кроме того, Греция и Турция получили право держать на острове свои военные контингенты — соответственно 950 и 650 человек. ("Договор о союзе"). Англия сохранила на Кипре под своим полным суверенитетом территорию площадью 99 квадратных миль, на которой расположены две крупные военные базы — Декелия и Акротири. Также она обеспечила себе право использовать другие "небольшие участки" и инфраструктуру в связи с деятельностью баз и объектов.

Сразу после освобождения на Кипре были созданы все предпосылки для неразрешимого конфликта. По новой конституции, в тексте которой легко угадывалось влияние Лондона, две основные этнические общины острова - греческая и турецкая - получали права, пропорциональные числу представителей. А поскольку большинство населения - около 80% - составляли греки-киприоты, то 18 -процентная община турок-киприотов получала весьма урезанные возможности. Естественно, с первых же дней существования независимой республики на Кипре турки категорически отказывались мириться с положением дел.

В течение нескольких лет отношения между греками-киприотами и турками-киприотами обострились настолько, что стороны едва удерживались от прямых столкновений.

Первое серьезное обострение отношений между турками и греками на Кипре произошло в конце 1963 года, когда в результате беспорядков, спровоцированных попыткой греческого патруля проверить документы у двух турок, началась стрельба. В итоге, по неофициальным данным, с обеих сторон погибли около 500 человек и несколько сотен пропали без вести. Столкновения едва не привели к началу военной операции Турции на острове. Остановило Анкару лишь прямое вмешательство СССР и США: Москва весьма жестко повела себя в ООН, а Вашингтон прямо предупредила турок, что не будет поддерживать их в случае агрессии одного члена НАТО против другого.

К началу 1964 -го напряжение несколько ослабло, но с этого момента турецкая община Кипра перешла к прямому игнорированию участия в политическом урегулировании. В ответ на движение энозиса (воссоединение под эгидой Афин всех греческих земель) турки-киприоты при недвусмысленной поддержке из Анкары начали движение таксима, то есть всемерную поддержку идеи разделения острова на две части по этническому принципу. В отстаивании интересов обе общины не гнушались самыми жесткими методами убеждения, и в итоге к 1967 году турецкое население Кипра было почти полностью сосредоточено в анклавах на севере острова и в прилегающих районах.

Это, увы, самым негативным образом сказалось на развитии ситуации: почувствовав возможность додавить противника, греческие националисты перешли к откровенно агрессивным действиям. Так был спровоцирован второй кипрский кризис, вновь едва не приведший к войне. Избежать ее удалось только за счет того, что греческую сторону вынудили сократить военное присутствие на острове, удалить оттуда наиболее одиозных политиков-националистов и подтвердить приверженность договоренностям, на которых киприотам предоставлялась независимость.

Но этих мер хватило ненадолго. В том же 1967 -м к власти в Афинах пришла военная хунта , опиравшаяся на антикоммунистические настроения, а наибольший вес на кипрской политической сцене имели именно коммунисты из АКЕЛ , то есть Прогрессивной партии трудового народа Кипра. Формировавшееся под ее влиянием кипрское правительство быстро потеряло поддержку с материка, а его основной оппонент - националистическое подполье ЭОКА-Б, сформированное в 1971 году террористическое крыло Национальной организации освобождения Кипра, - напротив, обрело полную свободу действий. Настолько полную, что 15 июля 1974 -го организовало переворот при поддержке Нацгвардии, отстранив от власти президента Кипра архиепископа Макариоса и поставив на его место националиста Никоса Георгадиса по прозвищу Самсон , представителя греческой подпольной организации EOKA-B, выступавшей за присоединение Кипра к Греции - энозис. Путчисты захватили столичный аэропорт, радиостанцию, президентский дворец, ряд административных учреждений в Никосии и установили свою власть.

Лучшего повода для начала турецкой агрессии и придумать было нельзя, и Анкара , где давно и пристально следили за все более выгодным для нее развитием событий на острове, немедленно этим воспользовалась:
- под предлогом невозможности мирного урегулирования конфликта и защиты турецкой общины, турецкое правительство ввело на Кипр свои войска.

Турецкая армия в день вторжения на север Кипра. Фото: AP

На рассвете 20 июля около 30 турецких десантных кораблей и катеров, совершив переход из турецкого порта Мерсин, начали высадку морского десанта в районе 5-7 км западнее города Кирения, а в районах южнее Кирении были высажены турецкие воздушные десанты. К исходу дня на Кипр было переброшено до шести тысяч военнослужащих, а в последующие несколько дней численность турецкого корпуса была доведена до 40 тысяч человек. На вооружении у них было 300 танков, тысяча БТР и много другой боевой техники. Развивая наступление на Кирению и Никосию, турецкие войска вели напряженные бои с частями национальной гвардии Кипра, широко применяли танки, артиллерию и авиацию. Корабли ВМС Турции блокировали южные порты острова - Лимасол и Пафос, воспрещая переброску морем греческих войск. Греческие корабли, десантные и транспортные суда 21 июля в районе Пафоса были атакованы турецкой авиацией и кораблями и в ходе морского боя понесли тяжелые потери. К исходу 21 июля турецкие войска овладели Киренией, установили контроль над дорогой Кирения - Никосия, захватили столичный аэропорт и начали боевые действия на северной окраине Никосии.

20 июля Совет Безопасности ООН потребовал восстановить суверенитет и территориальную целостность Кипра, конституционное устройство и законное правительство республики, прекратить огонь сторон и вывести с острова иностранные войска, призвал Грецию, Турцию и Великобританию начать мирные переговоры по Кипру.

22 июля 1974 года положение о прекращении огня вступило в силу. В Женеве 25-30 июля и 8-14 августа безрезультатно прошли две конференции по Кипру. 14 августа турецкие войска в целях расширения захваченной территории возобновили наступление из района Никосии на восток и запад, авиация нанесла удары по войскам, радиостанции и другим важным объектам греков-киприотов в столице. К исходу 16 августа турецкие войска вышли на так называемую линию "Аттила", предложенную турецким правительством в качестве границы между турецкой и греческой частями острова. Они взяли под контроль города Фамагуста, Богаз, Морфу и др.

В результате этих событий турецкие войска оккупировали около 37% территории острова, что привело к его фактическому расколу на две обособленные части, сохраняющемуся до настоящего времени. Была дезорганизована экономика страны, полностью нарушены связи между общинами. По данным ООН, общее число перемещенных греков-киприотов составило 198 тыся ч человек, турок-киприотов - 37 тысяч человек. В 1974-1975 годах состоялся "обмен" населением: турки-киприоты практически полностью переселились на оккупированную турецкими войсками часть Кипра, а греки-киприоты - на юг острова.

13 февраля 1975 года руководство турецкой общины провозгласило в одностороннем порядке в северной части острова так называемое "Турецкое федеративное государство Кипр", "первым президентом" которого был избран .

15 ноября 1983 года законодательная ассамблея "Турецкого федеративного государства Кипр" провозгласила в одностороннем порядке так называемое независимое турецко-кипрское государство, которое называется "Турецкая республика Северного Кипра" (ТСРК). ТСРК до сих пор не признана никем, кроме Турции. ТРСК отделена от остальной части Кипра буферной зоной. Линию, разделяющую остров на два сектора (так называемая "Зеленая линия" - Green Line), охраняет контингент Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). "Зеленая линия" проходит и через исторический центр островной столицы Никосии — туристическую и торговую улицу Ледра.

Совет Безопасности ООН в резолюции 541 (1983) осудил данный шаг и призвал все страны-члены ООН "уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность Республики Кипр", "не признавать никакое кипрское государство, кроме Республики Кипр". Эта позиция была подтверждена в резолюции СБ ООН 550 (1984), содержавшей призыв "не содействовать и не оказывать каким-либо образом помощи сепаратистскому образованию" на севере острова Кипр.

С 1975 года Генеральный секретарь ООН осуществляет возложенную на него Советом Безопасности миссию "добрых услуг" по Кипру, имеющую целью оказание содействия греческой и турецкой общинам острова в интересах мирного урегулирования кипрской проблемы.

P.S.
Последнее предложение по решению проблемы было провалено на референдуме, который прошёл на острове под эгидой ООН 24 апреля 2004 года:

Recent Posts from This Journal


  • БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА В СССР?

    Самое яркое политическое шоу 2019 года! Первые клубные дебаты SVTV. Тема: «Был ли геноцид русского народа в Советском Союзе?» Дебатируют русский…


  • М.В ПОПОВ VS Б.В. ЮЛИН - Фашизм на экспорт

    Дебаты на тему "Фашизм на экспорт" между профессором Поповым и военным историком Юлиным Проголосовать о том кто победил по вашему…


  • Маленькая девочка плачет по СССР: В Советском Союзе все было настоящее


  • Тупики капиталистической экономики

    Кризис - самое время избавляться от иллюзий, рожденных в период стабильности, когда казалось, что все действительное разумно, а все…