Расстояние гибралтарского пролива. Гибралтарский пролив - "последняя точка земли"

Большинству путешественников еще из школьного курса географии известно, что Гибралтарский пролив отделяет побережье Испании от Марокко. Он связывает между собой южную часть Пиренейского полуострова и северо-западный берег «черного» континента. При изучении расположения Гибралтарского пролива на карте мира четко видно, что он соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном.

Туристов часто интересует, в честь кого назван практически единственный водный путь между материками. Гибралтар представляет собой испаноязычную версию арабского наименования «Джебель Тарик», что означает «вершина Тарика». Под Тариком подразумевается прославленный мавританский полководец Тарик ибн Зияд, некогда осуществивший успешную экспансию арабов на Пиренейский полуостров.

География Гибралтарского пролива

Длина пролива составляет более 60 км, а ширина на разных участках варьируется от 14 до 40 км. В наиболее узких местах с мачты судна можно увидеть побережье обоих континентов. В судоходной части этого водного пути глубина достигает почти 340 м, однако капитанам судов, курсирующих здесь, следует проявлять определенную осторожность: в некоторых местах глубина превышает 1 км. Однако в целом при минимальном знании правил мореходства Гибралтар можно пересечь на современной яхте не более чем за 3 часа.

Пролив образовался около 5 миллионов лет назад и, согласно одной из версий, является остатком древнего океана Тетис, площадь которого постепенно уменьшалась вследствие перемещения плит земной коры.

Знание географических координат Гибралтара, равных 35°58′18″ с. ш. 5°29′09″ з. д., позволяет значительно сократить путешествие между континентами. Его отличительной особенностью является наличие множества подводных течений, которые на разной глубине часто направлены строго противоположно друг другу. Интенсивное перемещение потоков приводит к тому, что из Атлантического океана в Средиземное море и обратно ежегодно переносится не менее 55000 км 3 воды.

Пролив не просто соединяет Европу с Африкой, но и считается одной из самых известных мировых достопримечательностей благодаря Геркулесовым столбам. Знаменитые «ворота» между континентами, которые раньше называли в честь легендарного древнегреческого героя, неоднократно упоминаются в мифах. Они представляют собой гигантские скалы с достаточно крутыми склонами, расположенные по обеим сторонами Гибралтара. Южная вершина в наше время известна под именем Джебель-Муса, а северная - Гибралтарская скала.

Экскурсии по Гибралтару

Многие неопытные путешественники стремятся узнать, где находится мост через Гибралтарский пролив. На самом деле его пока не существует. В ХХ веке архитекторы и ученые предлагали несколько проектов подобного сооружения.

Наиболее экзотическим считается проект немецкого исследователя Зёргеля, представленный им на рассмотрение в 1920-х годах. Согласно нему, Гибралтар и Дарданеллы предполагалось перекрыть гидроэлектрическими дамбами для искусственной подачи опресненных морских вод и электроэнергии в Сахару. Это позволило бы объединить Европу и Африку в единый материк - Атлантропу. В наше время также рассматривается несколько вариантов возведения моста (его высота окажется не менее 900 м, а длина превысит 15 км) или подземного железнодорожного либо автомобильного туннеля.

Но даже без моста путешествие по Гибралтару окажется довольно занимательным. Отправившись сюда, вы сможете сделать следующее:

    Понаблюдать за китами и дельфинами в естественных условиях обитания, для чего организуются специальные круизы (преимущественно с апреля по октябрь). В конце летнего сезона у побережья Танжера также часто резвятся касатки. Заодно в самом узком месте пролива вы сможете полюбоваться побережьем Африки: здесь хорошо просматриваются Марокканские горы, а также крупные населенные пункты типа Сеуты и Танжера.

    Посетить военно-морскую базу Гибралтар , являющуюся автономной от Испании территорией под юрисдикцией Великобритании. Небольшой город располагается на скале высотой 400 м в стратегически важной точке Пиренейского полуострова. Чтобы попасть сюда, вам понадобится стандартная британская туристическая виза сроком на 6 месяцев или шенгенская мультивиза. На юге и западе Гибралтар омывается одноименным проливом, на востоке - Средиземным морем, а на севере граничит с испанским населенным пунктом Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон. Здесь также можно понаблюдать за полудикими макаками маготами, проживающими в естественных условиях обитания в заповеднике Эйпс-Дэн. При посещении логова обезьян обязательно следите за вещами, поскольку хвостатые приматы будут пытаться ими завладеть. Также не стоит кормить обезьян: за это полагается штраф в 500 GBP. Любителям природы стоит заглянуть в заповедник Аппер-Рок, где разводят исчезающие виды пернатых, включая берберскую куропатку. Гибралтар известен и своими культурными достопримечательностями. Наибольшей популярностью среди них пользуется Мавританский замок XIV века с его Башней памяти и Надвратной башней, считающийся замечательным образцом арабской архитектуры. Заслуживают внимания и древние подземные галереи протяженностью более 50 км, а также Музей Гибралтара. Его экспозиции повествуют об истории региона, начиная с древних финикийцев и греков, некогда облюбовавших берега пролива, и заканчивая современными отношениями Гибралтара и Испании. Музей работает с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00, а в субботу - с 10.00 до 14.00. Стоимость билета для взрослого составляет 2 GBP, для ребенка старше 5 лет - 1 GBP.

    Навестить марокканский Танжер , основной достопримечательностью которого считаются Геркулесовы пещеры. Они распложены неподалеку от мыса Спартель. Отличительной особенностью гротов является наличие двух выходов: со стороны материка и со стороны моря. Ученые считают, что туннель к морю мог быть прорублен древними финикийцами. Посещение пещер обойдется в 5 AED.

    Отправиться на экскурсию в Сеуту - небольшой испанский полуанклав на марокканском побережье. Город известен выдающимися памятниками архитектуры, среди которых Арабские бани, центральный собор, Дом Драконов, храм св. Марии Африканской, Морская деревня и многие другие.

Согласно легенде, Гибралтар останется под владычеством Британии до тех пор, пока жив хотя бы один магот.

Групповые экскурсии в Гибралтар с гидом, который подробно расскажет обо всех достопримечательностях, чаще всего можно заказать в Малаге. Стоимость билета на одного человека варьируется от 60 EUR до 100 EUR. Морские круизы по Гибралтару преимущественно входят в экскурсионные туры по Европе, которые в среднем обойдутся от 1250 USD до 1800 USD на человека.

Как добраться до пролива

Доехать до Гибралтара можно следующими способами:

  • На самолете. Аэропорт Гибралтара обслуживается всего лишь 3 британскими авиакомпаниями и принимает рейсы только из Лондона. Поэтому удобнее приобрести билеты на рейс Москва-Малага. Стоимость билетов составляет 11000 RUB - 12000 RUB, продолжительность перелета немного превышает 5 часов. В Малаге вы легко арендуете автомобиль и доберетесь до Гибралтара, находящегося под управлением Великобритании.
  • На поезде. Теоретически из Москвы до Альхесираса, расположенного всего лишь в 20 км от Гибралтара, можно доехать с двумя пересадками в Париже и Мадриде, однако это довольно долго и утомительно. Ведь путешествие займет более 70 часов.
  • На автобусе. Альхесирас связан автобусным сообщением с Кадисом, Севильей и Малагой.
  • На пароме. В Альхесирасе или Тарифе вы сможете купить билеты на судно, следующее в Танжер, за 35 EUR - 40 EUR и по пути оценить все красоты самого пролива.

Гибралтарский пролив - достаточно оживленный водный путь, связывающий два самых крупных материка на планете и позволяющий во время путешествия ближе познакомиться с европейской и африканской культурой.

Местоположение и назначение Гибралтарского пролива

Географические координаты:
Широта 36° 11′ с. ш., Долгота 5°22′ з. д.
Назначение объекта:
Судоходная связь Атлантики и Средиземного моря для обеспечения морского маневра. Гибралтарский пролив важный объект морского пространства, имеющий огромное стратегическое и экономическое значение. Недаром в районе пролива расположены испанские и марокканский порты и даже Английская крепость (военная база Великобритании).

Легенды и история Гибралтарского пролива

Легенды:
В древности о проливе существовало множество мифов. Считалось что он является вратами между миром людей и миром полной неизведанности, краем земли. И скалистые берега, наводящие страх тому подтверждение. Берега называли Геркулесовыми столбами.
История возникновения и географические особенности:
Первая (научная) гипотеза-Средиземное море это остатки единого (Атлантики и Средиземного моря) океана Тетис, который уменьшался в результате движения тектонических плит и в результате образовался узкий перешеек.
Вторая (околонаучная) гипотеза-5 миллионов лет назад, в результате некоего воздействия воды Атлантики «протаранили» себе пролив и образовали Средиземное море.
В проливе существуют два противоположных течения. Поверхностное течение из Атлантики в Средиземное море. Глубинное течение в Атлантический океан из Средиземного моря.

Проезд,визовый режим, связь

Наиболее предпочтительное место для туристов культурный город Гибралтар (территория Великобритании)- Надо иметь действующую шенгенскую мультивизу , либо стандартную 6-месячную британскую визу.
Связь
Отличный уровень сигнала всех операторов связи.

Отели Гибралтара

Sunborn Gibraltar
Rock Hotel
Callaghan Eliott Hotel
Marina Bay Gibraltar
Jasmine Coral Jay
Continental Hotel

Справочная информация о городе Гибралтар

Площадь 6,5 км²
Население 30 001 чел.
Валюта Фунт стерлингов
Гибралтарский фунт
Телефонный код 9567 (для Испании), 350
Национальный домен gi
Английский язык

У Геркулесовых столбов
Лежит моя дорога,
У Геркулесовых столбов,
Где плавал Одиссей...

А. Городницкий


Г ибралтарский пролив - это этакая форточка, поэтому ветер тут серьезный...
Есть и такая территория - Гибралтар. Она, как ни странно, принадлежит Великобритании, которая отжала военным путем и без всяких референдумов эти территории у Испании и Испания до сих пор их не признает и хочет вернуть))) Это место имеет стратегическую позицию, ведь пролив соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Кто контролирует пролив - тот контролирует морскую торговлю стран имеющих выход в Средиземное море...

Здесь военно-морская база НАТО. А девиз Гибралтара - «Враг не изгонит нас». Поживем, увидим. Это виды из ресторана.

2.

За кормой еще Средиземное море, но скоро будет уже Атлантика.

3.

Стол для пенсионеров))

4.

5.

6.

Тортик... вполне съедобный оказался.

7.

Ресторанные скульптуры)))

8.

9.

10.

11.

Немного поплескался, но вода хоть горячая, но с какой-то химией. Так что я в джакузи залез в первый и последний раз.

12.

Пролив из космоса. Фото (С) https://upload.wikimedia.org/

13.

Вид на Гибралтар и Гибралтарскую скалу высотой 426 метра. Она со стороны Пиренейского полуострова. В древности скала была известна как один из Геркулесовых столбов, о чём свидетельствует памятник в южной части скалы. "Геркулесовы столбы" — это край света, предел мира))) но Геркулес плохо знал географию. По одной версии Геркулес пробил канал. А по другой наоборот сузил его, чтобы морские чудовища не проникали в Средиземное море.

14.

Не все знают, что значок доллара ($ ) представляет собой стилизованное изображение Геркулесовых столбов, обвитых мифическим змеем Пифоном. Если верить Платону, мифическая Атлантида располагалась в аккурат за Геркулесовыми столбами. Так может мы над ней проходили...)))

Скалу также называют горой Тарика, Джебель-эт-Тарик (Djebel al-Tarik) в честь арабского полководца Тарик ибн Зияда, от имени которого произошло название Гибралтара. На горе в верхней части проживает около 250 берберийских макак — единственного вида диких приматов в Европе. Там заповедник. К скале приезжают посмотреть на обезьян и лабиринт тоннелей.

На северной части скалы стоит крепость «Джабаль-ат-Тарик». Крепость была хорошо укреплена, и алжирские пираты не смогли её взять.

Уникальной особенностью скалы является система подземных тоннелей, длина которых превышает 50 км. В 1704 году в ходе войны за испанское наследство английские войска под предводительством адмирала Джорджа Рука захватили Гибралтар, после чего в 1713 году был подписан Утрехтский договор, признающий полуостров владением английской короны. Впоследствии испанцы множество раз пытались вернуть себе полуостров, штурмуя крепость. В четырнадцатую по счету осаду, получившую название Великой осады Гибралтара и длившейся с 1779 по 1783 год, в скале был выкопан первый туннель. Командующий гарнизоном Джордж Август Элиотт решил вести огонь по испанским батареям, стоящим на равнине перед северной частью скалы. Для сообщения батареи Виллиса с выемкой на северном фасаде скалы (где планировалось установить орудия) был прорыт тоннель, который поначалу не имел амбразур, но отверстия для вентиляции отлично подходили для ведения огня.

15.

Галереи которые показывают туристам закончили в 1797 году. Англичане прорыли 304 метра тоннелей и сделали несколько залов. Из амбразур открывается уникальный вид на Гибралтарский залив, перешеек и территорию Испании.

16.
.

Длина пролива 65 км, ширина 14 - 44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м). В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны.

17.

18.

19.

Волны нет, а ветер очень сильный.

20.

21.

Вид с последней 12 палубы.

22.

23.

24.

25.

Народ достал шубки))

26.

Ветерок даже с ног сносит)))

27.

А волны нет, волну ветер сдувает))

28.

29.

Вичку спасает пледик)))

30.

Ветер радовал свежестью... мы мокрые после бассеина, но ничего)) Хорошо есть защитные экраны.

31.

32.

Два берега...

33.

Кепку надел на самые уши, а то два раза сдувало)) чуть не улетела))

34.

35.

36.

37.

Как люди открывали свою землю Томилин Анатолий Николаевич

Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив

Если, огибая Пиренейский полуостров, двигаться сначала вдоль испанского, а затем португальского берега, примерно до 37 градусов северной широты, а потом повернуть на восток, то судно скоро окажется перед воротами Средиземноморья - Гибралтарским проливом.

Глубокая сбросовая впадина разделяет здесь Европу с Африкой. Расстояние между двумя континентами всего километров двадцать. А в наиболее узком месте с капитанского мостика можно разглядеть оба берега.

Сам Гибралтар - военно-морская и авиационная база и крепость. Полуостров образован массивной скалой, господствующей над проливом и соединенной с материком низким песчаным перешейком. Принадлежит Гибралтар по сей день Великобритании. Причем англичане весьма гордятся своими владениями на юге Пиренейского полуострова.

В старой лоции Гибралтарского пролива и Средиземного моря, составленной гидрографом английского флота Джоном Парди, переведенной лейтенантом И. Шестаковым и изданной у нас в городе Николаеве в 1846 году, написано:

«Громадная скала Гибралтарская, в 1400 фут вышиною, встает внезапно из бездны вод и гордо возвышается над Испаниею и Африкою… Укрепления и просторные галереи, высеченные в известковой скале, поражают удивлением. Место, по мнению самых искусных стратегиков, решительно неприступно».

В древности народы, жившие по берегам Средиземного моря, называли скалы у Гибралтарского пролива (согласно римским мифам) Геркулесовыми столбами и считали краем света, за пределы которого мореплавателям выходить нельзя, потому что там их ждет неминуемая гибель. Древние греки и римляне хорошо знали знаменитую скалу и называли ее Кальпе. А вот важность ее стратегического значения первыми оценили арабы примерно в VIII веке, когда вторглись из Африки в Испанию. Они основали на ее крутых склонах крепость, которую назвали по имени своего полководца Тарик-Ибн-Сеида Джебель-ат-Тарик, то есть Гора Тарика. Со временем это название исказилось и превратилось в Гибралтар…

Гибралтарский пролив - немалое препятствие для тех, кто желает с Европейского континента переехать в Африку. Каждый год паромы переправляют через него до 3,7 миллиона человек и около 370 тысяч автомашин. Летом, в сезон отпусков, на паромы и катера постоянно стоят длинные очереди.

В 1981 году 500 специалистов из 20 стран мира собрались в городе Танжере, расположенном на северо-западе Марокко у Гибралтарского пролива, чтобы обсудить проект прямого сообщения из Европы в Африку.

Английские специалисты, имеющие опыт строительства мостов со сверхдлинными пролетами, предложили соорудить через пролив подвесное сооружение. У себя на родине британцы уже построили мост через эстуарий (от латинского «aestuarium» - затопляемое устье) реки Хамбер с центральным пролетом в 1410 метров длиной. Между двумя опорными мачтами на высоте 155 метров натянуты два троса толщиной с железнодорожную цистерну. Они и держат гигантский пролет. Но как поставить опоры? Глубина Гибралтарского пролива, сильные ветры и мощные течения делают осуществление предложенного решения очень трудным.

А вот что придумали японские инженеры. В этой стране уже давно ведутся работы по прокладке тоннеля длиной в 54 километра между островами Хоккайдо и Хонсю. Понятно, что японские фирмы стоят за тоннель между Европой и Африкой, им это привычнее.

Постройка моста сотрудничества и братства - так думают назвать его политические деятели обоих континентов - состоится, если удастся собрать 2,5 миллиарда долларов. Такова предположительная стоимость сооружения. Если средства отыщутся, то строительные работы, возможно, начнутся после 1985 года. Окончание же их планируется на 2000-й, а то и 2050 год…

Первая осада Гибралтара была осуществлена кастильскими войсками в 1309 году. В то время на земле Пиренейского полуострова шла реконкиста - отвоевание народами, населяющими полуостров, своих земель, захваченных арабами и берберами, которых местное население называло маврами. Испанский военачальник взял крепость. По приказу короля в ней поселили преступников, освобожденных из тюрем.

Несколько раз крепость переходила из рук в руки. Испанцев сменяли арабы. Потом она снова оказывалась у испанцев. Как-то раз алжирские пираты обложили крепость, но она выдержала осаду.

Значение Гибралтара росло. Ведь он стоял в самом узле морских дорог эпохи первоначальных колониальных завоеваний.

В 1704 году во время войны за испанское наследство соединенная англо-голландская эскадра под командованием английского адмирала Рока захватила Гибралтар. Сколько ни старались испанцы отбить крепость, попытки им не удавались. А девять лет спустя по Утрехтскому мирному договору Гибралтар окончательно закрепили за англичанами. С той поры он стал опорной базой Великобритании для ее колониальных захватов в Африке, на Ближнем Востоке и даже в Индии.

В течение всего XVIII века испанцы пытались либо отобрать силой, либо выменять Гибралтар у англичан. Но их попытки ни к чему не привели. В Великобритании прекрасно понимали значение неприступной скалы в горле Средиземного моря.

Особенно возрос интерес к Гибралтару, когда построили Суэцкий канал. В то время в Африке усилились позиции Франции. В 1904 году англичане подписали с французами декларацию, по которой оба правительства соглашались не допускать возведения укреплений или стратегических сооружений в испанской зоне на марокканском побережье. Испании пришлось присоединиться к этой декларации. Европейские державы договорились о постоянном поддерживании в Гибралтарском проливе достигнутого положения. На юридическом языке в международном праве такое состояние называется «статус-кво».

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ. Часть Средиземного моря между Балканским и Апеннинским полуостровами и островами Крит и Сицилия. Глубина его в южной части - до 5121 метра. Площадь - 169 тысяч квадратных километров. Крупные заливы: Скуиллаче, Катания, Таранто, Патраикос, Кипарисиакос, Месиниакос. Главные порты: Патры, Керкира, Таранто, Катания.

Названо по имени одного из главных древнегреческих племен - ионийцев, населявших Аттику, часть Эвбеи, острова Хиос, Самос и другие. В XI–IX веках до нашей эры эти племена колонизировали часть побережья Малой Азии (область Иония), а также берега Мраморного и Черного морей.

И в первой, и во второй мировых войнах Гибралтар являлся английской военной базой. Казалось бы, чайке не пролететь, чтобы ее не заметили дозорные. И тем не менее фашистские подводные лодки хозяйничали по обе стороны Геркулесовых столбов. Как это могло быть…

Еще в прошлом веке русский адмирал и ученый Степан Осипович Макаров обнаружил, что из-за жаркого климата с поверхности Средиземного моря испаряется очень много воды. А рек в море впадает мало. И уровень Средиземного моря все время оказывается по этой причине ниже уровня Атлантического океана. Естественно, что воды из Атлантики непрерывным потоком идут через Гибралтарский пролив, создавая довольно мощное течение.

Но еще удивительнее оказалось то, что на глубине, под этим течением, оказалось противотечение, которое шло из моря в океан.

Во время второй мировой войны обоими этими течениями весьма ловко пользовались фашистские подводные лодки. В Атлантическом океане, у входа в пролив, они ночью погружались на малую глубину и выключали двигатели. Течение бесшумно переносило их в море мимо ничего не подозревающих английских акустиков. Точно так же действовали подводные рейдеры и при выходе из моря в океан. Только погружались они глубже и использовали не течение, а противотечение.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

11. 10. Пролив Святого Георгия в Англии Сделаем здесь дополнение к нашей работе по истории Англии , том. 2. В ней мы выдвинули и обосновали гипотезу, что первоначально в X-XII веках н.э. Константинополь назывался в некоторых хрониках Лондоном. Затем, после падения

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

10. Пролив Святого Георгия в Англии Напомним о нашем исследовании истории Англии, изложенном в книге «Новая хронология Руси, Англии и Рима». Там мы выдвинули и обосновали предположение, что в XI–XII веках город Троя = Царь-Град = Иерусалим Босфоре назывался в некоторых

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Полководец автора Карпов Владимир Васильевич

Бросок через пролив Итак, в течение июля – августа 1943 года Красная Армия нанесла сокрушительное поражение гитлеровцам на Курской дуге. В конце сентября наши войска вышли к Днепру и форсировали его на широком фронте, захватив большие плацдармы на той стороне.В первой

автора Янг Эдвард

Глава 14 МАЛАККСКИЙ ПРОЛИВ На базе царила суматоха. В проходе между штабом и кабинетом командира сновали командиры субмарин и штурманы, офицеры плавбазы и посыльные из радиобюро. Я почти налетел на Вершойл-Кемпбелла, который командовал «Морским львом», когда я учился на

Из книги Крадущиеся на глубине. Боевые действия английских подводников во Второй мировой войне. 1940–1945 гг. автора Янг Эдвард

Глава 21 ЧЕРЕЗ ЛОМБОКСКИЙ ПРОЛИВ 8-я подводная флотилия была первым подразделением Королевского ВМФ, базировавшимся в Западной Австралии. Население Перта, Фримантла и других окрестных городков встретило нас очень радушно. Люди открыли нам свои сердца, двери домов и

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

11.10. Пролив святого Георгия в Англии Напомним здесь наш анализ истории Англии, см. «Тайна русской истории», гл. 6:9. Мы выдвинули и обосновали гипотезу, что первоначально, в XI–XIII веках город Троя = Царь-Град назывался в некоторых хрониках также и ЛОНДОНОМ. Затем, после падения

Из книги Атлантиды моря Тетис автора Кондратов Александр Михайлович

Гибралтарский прорыв Во времена Платона Геракловыми столпами, вне всякого сомнения, считался Гибралтарский пролив. Основав город-крепость Гадес, или Гадир, финикийцы, прибывшие в Испанию из города Тир, воздвигли в честь своего верховного бога Мелькарта (название

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

Керчь и Керченский пролив Керченский пролив и Керчь могли бы рассказать о появлении в 1699 году у керченских берегов первого русского военного корабля «Крепость» и сопровождавшей его эскадры, о сражениях русского и турецкого флотов в период русско-турецкой войны 1768–1774

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Бунт подавлен, пролив найден Однажды, когда в апреле 1520 года корабли вошли в маленькую бухту, начался бунт. Тридцать человек с корабля «Консепсион» захватили корабль «Сан-Антонио», убили часть оставшихся верными Магеллану моряков, остальных заковали. Ночью они

автора Низовский Андрей Юрьевич

К Атлантике через Берингов пролив В 1825 г. капитан Фредерик Уильям Бичи получил от брит анского Адмиралтейства задание отправиться на поиски Северо-Западного прохода со стороны Тихого океана и, отыскав его, пройти возможно дальше по нему, а затем вдоль северного

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Через Берингов пролив Задача отыскать Северо-Восточный проход была поставлена русским правительством перед экспедицией М.Н. Васильева, отправившейся в начале июля 1819 г. вокруг Африки в Тихий океан на двух шлюпах – «Открытие» и «Благонамеренный». В середине мая 1820

Из книги Десант на Эльтиген автора Гладков Василий Федорович

Бросок через пролив Было это 25 сентября 1943 года. Я получил телефонограмму из штаба фронта: прибыть к генералу армии И. Е. Петрову. Первая встреча с командующим фронтом волновала. От товарищей я слышал о генерале много хорошего. Говорили, что это человек не только обширных

Из книги Пролив в огне автора

О книге «Пролив в огне» и ее авторах Документальная повесть «Пролив в огне», написанная ветеранами Черноморского флота В. А. Мартыновым и С. Ф. Спаховым, рассказывает о боевых действиях советских воинов в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа в 1941-1944 годах. Те

Из книги Пролив в огне автора Мартынов Валериан Андреевич

Керченский пролив - наш! Сто шестьдесят пять суток действовала переправа, и все это время артбатареи 163-го и 167-го дивизионов Керченской ВМБ вместе с артиллерией Приморской армии поддерживали артогнем боевые действия войск на керченском плацдарме, прикрывали переправу,

Находящийся между берегами Европы и Африки Гибралтарский пролив на протяжении веков был одним из важнейших транспортных узлов. Эти ворота в Средиземное море были необходимы всем крупным державам Старого Света для проникновения вглубь континентов. Потому прилегающие к нему земли и воды были ареной ожесточенных сражений. Сегодня контроль над проливом остается у британской заморской территории.

Овеянный мифами и легендами Гибралтарский пролив является единственным местом континентальной Европы, откуда можноувидеть берега Африки.

КЛЮЧ ОТ АТЛАНТИКИ

Гибралтарский пролив дает выход из Средиземного моря в Атлантический океан - недаромзаморскую территорию Гибралтар символизирует изображение ключей: выход к океану, а значит, и вся власть над нуждающимися в нем соседями у того, кто владеет проливом. Кто только не добивался этого «ключа», долгое время считавшегося еще и ключом от иного мира.

О Гибралтарском проливе знали еще самые древние мореплаватели, но тогда его считали самым настоящим географическим концом земли и символической границей между миром людей и неизведанным миром. Некоторые полагали, что, если здесь споткнуться, то можно свалиться с Земли, упав за ее край.

Этот породивший множество мифов пролив разъединяет Европу и Африку и соединяет Средиземное море с Атлантикой. Он находится со стороны Европы у южной оконечности Пиренейского полуострова, а со стороны Африки - у ее северо-западных берегов. В самом узком месте пролив достигает всего 14 км, так что берега двух континентов можно видеть одновременно.

Берега пролива скалисты: Европа возвышается над океаном в виде находящейся на территории Испании монолитной известняковой Гибралтарской скалы (426 м), а Африка - марокканской горой Джебель-Муса. Эти возвышенности в древности воспринимались «последними точками материка», и сам пролив ассоциировался у моряков с проходом между скалами. Так в культуре появилось переходившее от народа к народу понятие гибралтарских «столпов». По имени своего бога - покровителя мореплавания - финикийцы обозначали это место «Столпы Мелькарта». Греки его же называли «Столпами Геракла» и считали, что таким образом их герой отметил края Ойкумены (т е. части мира, освоенной человечеством). Римляне прозвали скалы «Столпами Геркулеса». Легенда гласит, что по краям пролива вершины скал венчали две колоссальные статуи, стоявшие на колоннах-стелах - отсюда и слово «столпы». Статуи обозначали переход в мир неизведанного.

Современное же название появилось примерно в VIII в. и связано с именем предводителя арабских войск, вторгшихся сюда в 711 г., Тарика-ибн-Зияда (670-720 гг.). Арабам приписывается разрушение легендарных статуй. Они построили крепость, которой дали имя предводителя - «Гора Тарика», что по-арабски звучало как «Джебель-ат-Тарик». Со временем это название упростилось до варианта «Джибрал-тар», от которого перешло к привычному нам «Гибралтар». Теперь так называют пролив, гору и город.

Арабы удерживали свою власть над проливом вплоть до 1309 г., когда испанцам ненадолго удалось освободить эти земли. После поражения испанцев в 1333 г крепость опять попала в руки мавров. Вплоть до 1462 г испанцы не могли изменить ситуацию, и европейцы попали в зависимость: арабские и берберские (африканские) пираты основали порт Тарифа и требовали дань со всех проходивших через пролив. По одной из версий, от названия этого городка и произошло слово «тариф».

В 1469 г брак Изабеллы I Кастильской (1451-1504 гг.) и Фердинанда II Арагонского (1452-1516 гг.) положил начало последующему объединению испанских провинций в единое государство, арабы постепенно были вытеснены с Пиренеев, а оставшееся мусульманское население подверглось насильственной христианизации. Тогда королева Изабелла и даровала городу Гибралтару, который вырос вокруг крепости, герб с символическим изображением золотого ключа, завещав своим потомкам удерживать Гибралтар любой ценой. Карл V (1500-1558 гг.) исполнил завещание Изабеллы и действительно превратил Гибралтарскую крепость в неприступный бастион, что и позволило испанцам удерживать ее вплоть до начала XVIII в. Предполагают, что с того времени во многих языках осталас поговорка «Неприступный, как скала», в которой под «скалой» подразумевают именно эту крепость.

Между Европой и Африкой существовал огромный палеоокеан Тетис, остаток которого - Средиземное море. По Гибралтарскому проливу проходит Азоро-Гибралтарская тектоническая зона - разлом, разделивший Иберийскую и Африканскую тектонические плиты. Так что весь этот регион потенциально сейсмически опасен. Ну а пока через пролив смело проходит около 100 тыс. судов в год.

ГОРОДА-СТРАНЫ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Важность Гибралтарского пролива отразилась на судьбе прилегающих к нему территорий. С обеих сторон пролива расположены города, которые на протяжении веков были предметом споров и вооруженных столкновений.

Учитывая значение Гибралтара для испанцев, есть и другая версия происхождения его названия. Слово делится на две части: «Хибер», т е. Иберия (будущая Испания) и «алтар», означающий «жертвенник», «альтарь». В этом варианте значение названия приобретает иную символику: «Иберийский (т е. испанский) жертвенник».

Но в 1704 г крепость захватывают англичане - в ходе войны за испанское наследство (1701-1714 гг.). По подписанному в 1713 г Утрехтскому миру Гибралтарская крепость отошла Великобритании. Четырнадцать раз Испания пыталась вернуть крепость, но это не удалось. Самой же громкой британской победой стала битва в 1805 г у мыса Трафальгар при входе в Гибралтарский пролив. Тогда получивший в битве смертельное ранение адмирал Горацио Нельсон (1758-1805 гг.)привел британские войска к победе над объединенным Наполеоном I (1769-1821 гг.) франко-испанским флотом.

О важности этой победы для англичан можно судить по многим фактам: легендарный адмирал как истинный герой нации похоронен в Вестминстерском аббатстве, центральная площадь Лондона названа «Трафальгарской».

Из-за этого многовекового территориального спора отношения Англии и Испании не раз осложнялись и даже прерывались. В 1985 г вступило соглашение о равенстве прав гибралтарцев в Испании и испанцев в Гибралтаре и тогда же была открыта граница между этими государствами.

У британцев есть примета: пока на Гибралтарской скале обитают редкие обезьяны породы магот, владычеству Англии тут не придет конец. После замечания британского премьера Уинстона Черчилля (1874-1965 гг.) об опасном уменьшении популяции обезьян учредили должность «офицера, отвечающего за обезьян».

Именно с воздушной базы Гибралтара 8 ноября 1942 г началась операция англо-американских войск по высадке на побережье Северной Африки под названием «Торч», т е. «Факел». Правда, гитлеровцам удалось сдержать этот напор.

Сегодня англичане позиционируют свою базу как общеевропейскую, которая просто находится на содержании Англии. Здесь размещается западное звено цепи средиземноморских военно-морских баз НАТО.

Столица скалы-государства - город Гибралтар, похожий на типичный средиземноморский порт, живущий смешением разных культур; в архитектуре здания в георгианском и викторианском стилях перебивают постройки с чертами испано-португальских, генуэзских и мавританских влияний, а свой язык местные жители иронично называют «спэнглиш». Гибралтар офшорная зона. О британском присутствии напоминают названия улиц и разных заведений, обилие пабов, полицейские в английской униформе и валюта - гибралтарский фунт.

На противоположной от британского Гибралтара стороне - территория Марокко. Наиболее значимое поселение в этой части страны - это, безусловно Танжер. У города не менее примечательная история, чем у соседей по ту сторону пролива. В течение полувека он составлял международную зону Танжер. Территория с особым статусом, которая в 1912-1956 гг управлялась несколькими европейскими государствами (Францией, Испанией и Великобританией). Но в ходе Второй мировой войны расстановка сил поменялась. Оккупированная немцами Франция не могла более контролировать свой участок Танжера, его оккупировала Испания. А по окончании войны арабское население «зоны» начинало приобретать вес и проявляло недовольство присутствием европейцев.

В итоге в 1956 г марокканцы аннексировали Танжер. Сейчас это крупный портовый город, сохранивший за собой автономию и стратегическое значение. Он остается наиболее европеизированным в стране - в нем постоянно проживают французы, испанцы, немцы, итальянцы, англичане и другие европейцы (в том числе и небольшой русскоязычный анклав). На городском силуэте заметны не только мечети, но и католические, протестантские (англиканские и лютеранские) церкви, синагоги и другие культовые сооружения.

За свою историю Гибралтарский пролив закрывался и открывался не менее 11 раз. Так произошло, например, 6 млн лет назад - закрытие пролива привело к увеличению солености в Средиземном море и обра-зованию слоя эвапоритов (п родукт испарения соленой воды) толщиной в 2 км. Примерно 5,3 млн лет назад пролив вновь открылся, это позволило Средиземному морю «ожить». Движение литосферных плит приведет к очередному закрытию пролива через несколько млн лет.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Периодически возникает идея создания либо тоннеля под проливом, либо моста через него - и тогда подобный мост стал бы самым длинным 15 км) и самым высоким (более 900 м) в мире.

■ Геракловыми (или Геркулесовыми) столбами скалы Гибралтарского пролива прозвали за то, что в разных вариантах мифа о подвиге, связанном с его путешествием за чудесными коровами великана Гериона, Гераклу приписывается либо создание этих столбов, либо их обнаружение на краю западного мира.

■ Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.

■ По преданию, бутылочную почту изобрел в III в. до н. э. греческий философ Теофраст, бросив ради опыта несколько запечатанных сосудов с посланиями за Гибралтарским проливом. Так этот естествоиспытатель убедился, что вода в Средиземное море попадает из Атлантики: месяцы спустя один из сосудов был обнаружен на Сицилии.

■ Еще одно название пролива, арабское Баб-эль-Закат, означает «Ворота милосердия».

■ Под одной из версий, Геркулесовы столбы стали прототипом двух вертикальных черт в символическом изображении доллара, а обвивавший их мифологический змей Пифон мог превратиться в извилистую «Б»-о6разную линию.

■ Во время Второй мировой войны все немецкие подводные лодки, вошедшие в Средиземное море через этот пролив, были подорваны там. Кроме одной - U-26.

■ Еще во времена путешествий финикийцев Гибралтарская скала стала как бы обширным алтарем под открытым небом: здесь совершались жертвоприношения перед выходом в воды Атлантики.

■ Один амбициозный проект энергетиков XX в. предлагал искусственным образом понизить уровень Средиземного моря на 200 м для установки в проливе плотин с несколькими электростанциями.

■ В Гибралтарском проливе течения направлены в разные стороны: поверхностное - на восток, а глубинное - на запад.

■ В Гибралтаре на площади Казематов до сих пор проводится церемония передачи ключей, ведь раньше ворота крепости действительно запирались на ключ.

■ Последний мировой рекорд в женских заплывах принадлежит 49-летней Пенни Палфи, которая в 2010 г переплыла Гибралтарский пролив за 3 часа и 3 минуты.

■ Гибралтарский пролив открыт для гражданских и военных судов всех стран. А также для пролета всех гражданских летательных аппаратов

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Природный парк Гибралтарского залива (Тарифа, Испания); искусственные тоннели разных времен в Гибралтарской скале и смотровая площадка на ней же; пещера Святого Михаила (Гибралтар);
■ г. Гибралтар: мавританский замок (с XI в.), храм Богоматери Европы (сер. XV в.), католический собор Святой Марии Коронованной, англиканский собор Святой Троицы (1825 г.), Андреевская церковь (1854 г.). Большая синагога (1724 г.); музей Гибралтара;
■ г. Танжер: Старый город, дворец Дар-эль-Махзен (XVII в.). здание американской миссии, Гран Сокко и Пти Сокко (большая и малая площади), большая мечеть Танжира, мечеть Касба. англиканский собор св. Андрея, отель «Континенталь».
■ Ландшафт: гроты Геракла (в пещерах у мыса Спартель), пляжи от мыса Спартель (протяженностью 47), парк Ремилла, терраса Слукья.

Атлас. Целый мир в твоих руках № 141