«Юля, ты можешь быстрее?» Эксклюзивное интервью Юлии Высоцкой. Юлия Высоцкая. Интервью

0 31 июля 2016, 12:35

Актриса, бизнесвумен и кулинарный писатель, супруга режиссера Андрея Кончаловского Юлия Высоцкая стала гостьей программы Натальи Синдеевой, поделившись в интервью ведущей отношением к современному театру и кино, политике, агрессии в соцсетях, воспитанию нового поколения и самоопределению.

О самоопределении:

У меня нет какого-то разделения. Просто в тот момент, когда больше работы, выпускается спектакль, например, естественно, больше времени проводишь в театре. Снимается передача ― больше времени проводишь в студии или на кухне. Выпускается книжка ― больше времени занимаешься этой работой. Редко бывает, что весь аврал сходится на один период. Все равно это как-то само по себе распределяется во времени и пространстве.

О работе и жизни с Андреем Кончаловским:

Андрей Сергеевич, во-первых, просто очень хороший человек, с ним очень легко в принципе работать и жить тоже. Жить - бывает по-разному, а что касается работы, его все обожают на площадке и он обожает всех. Такая атмосфера любви, я говорю безо всякого пафоса. Там нет никакого сюсюканья, просто для него настолько важно, что он делает, что я знаю про себя, что я рядом с ним другой человек. Я даже вижу это на своих друзьях: когда его нет, они по-другому разговаривают. Все становятся лучше, он действительно пробуждает в людях все хорошее.

Ему интересно раскрыть человека. Перед спектаклем он нам всегда говорит: "Я надеюсь, что у вас сегодня произойдет встреча с вашей индивидуальностью". Я думаю, что ему самому интересно, потому что он настоящий творец.

О семейных отношениях:

Я считаю, что отношения только тогда гармоничны, когда они по горизонтали. Отношения по вертикали, когда ты мой бог, а я твоя раба, или наоборот, ты мне должен служить…

О современном театре:

Каму Гинкаса я просила взять меня в театр, он отказал. Может быть, даже слава богу, потому что тогда не было бы того Чехова, который сейчас есть в театре Моссовета. У меня были какие-то мечтания, метания. Но так складывается судьба, значит, так должно быть.

Честно говоря, к современному театру я отношусь несколько настороженно, потому что он мне кажется очень заумным. Я люблю театр чувственный и не очень люблю театр рациональный. Я люблю театр пронзительный, не люблю шокирующий. У Ларса фон Триера есть такое замечательное умение ― он манипулирует зрителем, заставляет плакать, именно нажимая на какие-то кнопки.

Мне очень нравится Саймон Макберни, вот это лучшее проявление европейского психологического театра в его современном виде. Мне очень нравится, как он работает с материалом, с актерами, что он сам может делать на сцене. Завораживает. Я не могу сказать, что на меня что-то произвело такое впечатление в русском театре. Когда-то я ходила в "Табакерку", я помню, что смеялась так, что меня хотели из зала вывести. Бабушка говорила: "Успокойтесь, девушка, успокойтесь". Так это было весело. Точно так же было грустно. Сейчас все как-то очень головно, и поэтому я хожу, смотрю, чтобы понимать, что сейчас происходит.

О современном кино:

Я вообще давно перестала мечтать о ролях и как-то на эту тему отправлять посылы куда-то в космос. Мне кажется, что все работает иначе, надо расслабиться, что-нибудь будет случаться само.

Режиссеры не особо зовут, а если зовут, то это не настолько интересно. Тут очень простая и понятная ситуация. Именно поэтому у меня и возникла вся остальная деятельность. Энергию куда-то девать нужно, хочется что-то делать.

О страсти к кулинарии:

Я кулинар-любитель, домашний-телевизионный кулинар. Я абсолютный дилетант, но со знаком "плюс", потому что действительно это очень люблю. Я очень люблю есть и люблю еду, я в ней понимаю и разбираюсь. Я могу понять, как оно должно выглядеть, могу оценить чье-то усилие, могу сказать, что талантливо сделано, что бездарно и так далее. Это тоже способность. Кто-то может стать музыкальным критиком, а я могу вот так в еде разбираться. Я понимаю, где правильные блюда, а где нет. В Москве ем или дома, или у себя в ресторанах. Очень мало ресторанов в Москве, которые про еду. Их просто очень мало.

Два дня назад мне повезло, я оказалась на кулинарном спектакле, который Владимир Мухин делает сам. У него кухонная лаборатория, в которой стоят все эти космические аппараты. Он устроил нам спектакль "Алиса в стране чудес", было тринадцать подач. Это было очень вкусно, у меня было эмоциональное потрясение.

Вообще много интересных молодых ребят, за всеми не уследишь. Но мне кажется, что, к сожалению, многим по-прежнему не хватает кругозора, образования и широты видения мира. Я не хочу брюзжать, но те повара, с которыми я встречаюсь, которых я отсматриваю, потому что все время должна быть в поиске каких-то кадров на кухню, - у них мне просто не хватает любопытства, желания накопить денег и поехать учиться во Францию или попутешествовать по миру.

О политике:

Можно сказать, я аполитичный человек. У меня достаточно моих собственных дел, проблем, забот. Это совершенно не то, на что я могу позволить тратить время, энергию, эмоции.

Я в соцсетях вообще не присутствую, ни в каком виде, у меня нет ни фейсбука, ни инстаграма. Я даже не понимаю, для чего создаются все эти фейковые аккаунты. Никогда не было твиттера. А если есть что-то, с чем я не согласна, я думаю иначе, и я это слышу от человека, которого люблю, я не перестаю любить этого человека. Я считаю, что каждый имеет право заблуждаться, с моей точки зрения. А может быть, заблуждаюсь я. Я действительно стараюсь относиться к этому как можно более ― отвратительное слово, я не люблю его ― толерантно, терпимо (так лучше сказать). Когда я смотрю, как люди говорят про политику, ближайшие друзья и подруги вдруг перестают разговаривать друг с другом, мне кажется, жизнь слишком коротка. Если бы этими разговорами можно было бы что-то изменить, тогда, может быть, и стоило бы это делать. Но я не верю, что этим можно что-то изменить.

О воспитании нового поколения:

У нас не учат работать, у нас вообще нет культа труда. Если бы каждый из нас уважал свой труд и любил свою работу, не только такую замечательную работу, которая есть у меня или у вас, но любую, если бы человек мог гордиться тем, как он печет хлеб, шьет ботинки или учит детей, то, наверно, у нас в этом смысле было бы все гораздо лучше. Мы бы росли и развивались как люди в том направлении, в котором мне бы хотелось, чтобы этот мир развивался.

Мы все ленивые животные. Ребенок, конечно, не хочет учиться музыке, не хочет садиться и читать книжку. Но если он видит, что работают мама и папа, если он слышит разговоры о том, как хорошо и здорово прошла операция, как хорошо, что вовремя поставили диагноз, или как хорошо, что этот мальчик не остался на второй год, его вытянули, он взялся за голову…

Если мы не будем оставлять так, что работа с девяти до пяти, а потом начинается жизнь… Вот это ужасно, что жизнь начинается после работы. Эта установка мне кажется катастрофической.

Фото Кадры из видео

Последняя работа в кино российской актрисы Юлии Высоцкий, супруги Андрея Кончаловского, - в его фильме "Рай". Картина была только что удостоена "Серебряного льва" Венецианского кинофестиваля, на котором состоялась премьера. Черно-белая лента повествует о судьбах трех людей в последний год Второй мировой войны: русской эмигрантки во Франции Ольги, участвовавшей в Сопротивлении и арестованной за укрывательство еврейских детей; француза-коллаборациониста Жюля и немецкого офицера СС Хельмута. Большая часть действия картины происходит в нацистском концлагере, куда попадает Ольга. По признанию режиссера, его фильм не о холокосте, а о "природе зла". О том, как проходили съемки, о Кончаловском и о том, как Высоцкая покорила Венецию, она рассказала в интервью ТАСС.

- Юлия, это самая сложная роль в вашей карьере?

Нет. Это не самая сложная роль в моей карьере. Она непростая, конечно, но, я думаю, что театр от тебя требует больше. Возможно, кино и театр в моей работе взаимно дополняют друг друга, но не могу сказать, что эта роль была сложнее, чем в "Вишневом саду" или "Дяде Ване". Конечно, как любой "последний ребенок", эта роль кажется самой любимой на данный момент.

Что было самым сложным, не считая стрижки волос (режиссер распорядился остричь Юле волосы "под ноль", и для нее, по собственному признанию, это было неожиданностью на съемках)?

Многие моменты в этой картине требовали нервного напряжения. Тяжело было находиться в ней все это время. Даже когда я спала ночью или пила утренний кофе, я была там (в роли). Это был бесконечный процесс, и, наверное, его продолжительность и стала самым сложным. Я подозреваю, что люди, которые находились вокруг меня, не очень понимали, что происходит. Тогда я не отдавала себе отчет, но сейчас мне ясно, что все это время со мной было непросто. Но это был единственный способ добиться правдоподобия. Если бы я полностью превратилась в свой персонаж, то сейчас находилась бы, наверное, в сумасшедшем доме. Нет, я была сама собой, но эта история позволила вытащить из глубин души на поверхность что-то очень личное, глубоко запрятанное во мне, и, возможно, я бы предпочла, чтобы это что-то оставалось там, но по-другому этот фильм делать было нельзя.

- Вы что-то поняли о себе в процессе работы?

Да. Я очень слабая. Я не знаю, как я повела бы себя в той ситуации (в которой оказалась героиня). И я не знаю, пошла бы я в газовую камеру и смогла ли я признать, что делаю это не для тех детей, не для той женщины (вместо которой отправляется на смерть. - Прим. ТАСС) , но делаю это, потому что потеряла смысл жизни. А она (Ольга) признается: нет любви, нет жизни. Отчаяние. Проблема в том, что человек обладает невероятной способностью приспосабливаться к любой ситуации. Ты в концлагере - и через два месяца уже не представляешь другой жизни. Это как дети. Родители могут быть жестокими с ребенком, а он говорит, что его мама самая лучшая на свете, и переубедить его невозможно. Потому что только так, с этим убеждением он может выжить. То же самое, когда мы вырастаем. Если только представить себе и осознать весь кошмар ситуации в концлагере, я думаю, большинство умерли бы от разрыва сердца. Но люди продолжали там жить. Я открыла страшные вещи в этой жизни: там была своя иерархия, не всех брили налысо, процветала торговля сигаретами, там был черный рынок. Они жили в этих условиях и выстраивали там свой мир. И я не знаю, на что я была бы там способна. Хотя нам всем хочется думать о себе - "я хороший". Ольга там выживала, особо не задумываясь. Она оказалась без ботинок и в первый удобный момент, когда смогла, она сняла их с другой (только что умершей соседки).

Вы всегда или почти всегда работаете вместе (с Кончаловским). Было ли в этом фильме что-то от вас, какая-то идея? Вы как-то повлияли, добавили какой-то штрих или это только актерская работа?

О, это вы должны спросить у него (режиссера). От каждого человека, которого он встречает, он готов взять что-то. Как все великие люди. Без зазнайства, мол, это только мое. Все, что делается, основано на наблюдениях, на "заимствованиях", взаимопроникновении. Так что все участвуют в процессе. Я думаю, любая работа должна основываться на обсуждении. Сложно создать что-то, если один из участников все время только соглашается: "Конечно, маэстро, только так, как вы говорите". Нет. Нужно спорить. И надо даже ошибаться при этом. Важно и для тебя, и для твоих партнеров найти способ убедить. Важно, чтобы кто-то тебе сказал, что ты ошибаешься. Только тогда приходишь к истине. Нам нравится эта игра, это касается и театральной сцены.

- Как Ольга относится к Хельмуту - ненавидит?

Хельмут - самый страшный человек, потому что он привлекателен. И дело не во внешности, он - хороший. Он все делает правильно: хорошо обходится со своей прислугой, помогает избежать ареста женщине, которая только на четверть еврейка (потому что его об этом просит сосед - она заботится о больном брате, который без нее не выживет. - Прим. ТАСС) , он благородно ведет себя с Ольгой и своим другом детства (который в ужасе войны становится горьким пьяницей. - Прим. ТАСС) , он добросовестно относится к своей задаче раскрыть хищения руководства лагеря и карает начальника лагеря (отпетого мерзавца и душегуба. - Прим. ТАСС) . Он хороший, но он зло, и Ольга видит это. Но она не любит его не потому, что он зло, а просто не любит и все. Она просто пытается спастись. Но он для нее ничего не значит, как ничего не значила одна их ночь во Флоренции (после которой Хельмут долгие годы сохраняет чувство влюбленности). Он ее не интересует. А он романтик-идеалист, влюблен в эту сумасшедшую русскую. Но она никогда не была влюблена в него.

- У вас будет роль в новом фильме о Микеланджело (следующая картина, которую планирует снимать Кончаловский с участием итальянских продюсеров, одним из которых готов стать Микеле Плачидо. - Прим. ТАСС) ?

Нет, боюсь нет. Он (Кончаловский) не хочет актеров в этом фильме. Сценарий замечательный! Будем надеяться, что фильм будет сделан. Но уже сценарий - это произведение. Если вы когда-нибудь читали сценарии Бергмана, это само по себе хорошая литература. Уже сценарий создает образ внутри тебя и ты сам создаешь собственный фильм. Я могу говорить о нем (Кончаловском) без конца. Я бы могла быть его лучшим критиком. Для того чтобы анализировать персонаж, режиссеру нужно его любить. То же самое с критиком. Нужно видеть как недостатки, так и сильные стороны. Если вы не любите то, что оцениваете, результата не будет никакого.

- Значит, вы любите своих персонажей?

Конечно. В русской драматической школе учат, что при подходе к персонажу ты должен выбрать, быть его обвинителем или адвокатом. Я считаю, что всегда надо быть на стороне твоего персонажа. Нужно быть убежденным в его правоте.

- В фильме все кажется очень правдивым, как это достигалось?

А у нас на съемках не было бутафории, все было настоящим: шампанское, серебряная посуда; в сцене, где Хельмут пьет горячий шоколад с круассаном, был настоящий горячий шоколад, а герой Якоба пил настоящий бренди. Мы очень много сняли, не все сцены вошли.

- Где проходили съемки?

По большей части в Москве. "Французские" сцены - в Нюрнберге. В Крыму снимали Тоскану. Концлагерь тоже снимали в Москве. Нашли заброшенный барак, и почти шесть недель там работали декораторы.

- А как снимались монологи (каждый из героев сам от первого лица рассказывает свою историю, и эти монологи, снятые статичной камерой, органично дополняют действие. - Прим. ТАСС) ? Они были потом смонтированы из отдельных отрывков?

В один день на это уходило четыре часа, в другой - шесть. Нам задавалось множество вопросов, самых простых, о детстве, и хотя был текст, мы очень много импровизировали и знали, что должны были импровизировать, рассказывая о своем персонаже. И никогда не звучало: "Стоп. Снято". Мы не останавливались, мы продолжали снимать сцену и никогда не знали, когда будет конец.

Беседовала Вера Щербакова

154 715

PSYCHOLOGIES №13

Коллеги говорят о ней: целеустремленная, требовательная к себе и другим, решительная. Но есть и другая Юлия Высоцкая. Глубокая, переживающая, иногда - неуверенная, говорящая «Я не знаю», но готовая искать ответы. Увидеть ее такой удавалось немногим. Но теперь и у нас есть такая возможность. В нашем интервью актриса рассказала, что такое счастье, почему она перестала мечтать и чем сложна роль в новом фильме «Рай».

ФОТО Данил Головкин

В фильме «Рай» мы увидим, как Юлия Высоцкая проживает - с другими актерами и один на один с камерой - вымышленную жизнь русской аристократки и героини французского Сопротивления Ольги Каменской. И образ этот оказывается настолько убедительным, что возникает ясное чувство: теперь мы знаем эту актрису лучше, знаем про нее то, что раньше было скрыто...

Psychologies:

Вам было трудно работать на этом фильме?

Нет, я не могу так сказать. Для меня тяжелая работа - это работа, которая не получается. Когда не можешь найти верный тон, когда с партнерами нет общего языка, когда слова в сценарии или пьесе - чужие для тебя. Вот это тяжело. А тут все очень правильной дорогой шло, весь фильм. То, что воспринимается зрителем как серьезная тема, необязательно оказывается тяжелой работой для актера.

Чем выше творческий настрой - простите мне такую высокопарность, - чем люди лучше друг к другу относятся, чем лучше понимают, какое общее дело они делают, тем легче. И неважно, получается в итоге комедия, трагедия или мелодрама. А с «Раем» все было просто идеально, все очень здорово сложилось.

С мужем Андреем Кончаловским и сыном Петром на закрытии кинофестиваля в Венеции

Нет, речь не о трудностях в работе, а об эмоциональной стороне. Вы ведь наверняка готовились, вживались в образ.

Ю. В.:

Конечно, готовилась. Андрей Сергеевич (Кончаловский. - Прим. ред.) дал огромные списки книг и мне, и остальным артистам. Литература была для каждого своя. Я, например, читала много воспоминаний русских эмигрантов, книг о концлагерях, в том числе и «Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла. Очень большое впечатление на меня она произвела. И конечно, все это заложило основу для роли.

Ужас трагедий ХХ века в том, что нормальная жизнь может в мгновение ока стать ненормальной - и никто из нас не знает, как мы себя поведем

А эмоции… Я, когда несколько лет назад прочла роман Джонатана Литтелла «Благоволительницы», думала, что вообще никогда больше не улыбнусь ни одной шутке про евреев… Наверное, год назад я бы совсем по-другому отвечала на ваши вопросы. Но съемки фильма закончились уже давно. И сейчас моя главная эмоция по поводу тех съемок: какое же это было счастье!

В финале ваша героиня совершает невероятный, неожиданный поступок. И все же он выглядит по-своему логичным...

Ю. В.:

Абсолютно. И если для вас он выглядит логичным, то я знаю его логику изнутри, знаю намного больше, чем зритель. У меня одних только монологов на съемках было три дня по 6 часов. (Примерно половину фильма составляют эпизоды, в которых главные герои рассказывают о себе, глядя в камеру. - Прим. ред.) Это была черная коробка, в которой ты никого не видишь. Время от времени заходит режиссер. А ты сидишь и рассказываешь свою жизнь.

Каждый человек выбрасывает в космос свои желания, когда ему мучительно чего-то не хватает. Я ничего не выбрасываю

Жизнь героини, конечно, но она и правда уже становится твоей, потому что через какое-то время ты забываешь про камеру. И вот я в общей сложности 18 часов про себя рассказывала. Про детство, семью - ничего из этого вообще в фильм не вошло, там все начинается с Парижа, с Сопротивления. Но я-то все знала с самого рождения героини. Это жизнь, которая была полностью придумана, создана и которую я всю в этих разговорах и пересказала.

В фильм в результате вошло, наверное, процентов 15 от того, что я проговорила. Но прожила-то я все 100. И логика финального поступка для меня вытекала и из этих трех дней тоже. Но я в этой логике уверена абсолютно.

Кадр из фильма «Рай»

А вы не задумывались, как сами бы поступили? На грани жизни и смерти, когда спасение предлагает человек, который…

Ю. В.:

Ох, да мы же ничего о себе не знаем! Главный ужас всех трагедий ХХ века и тех, что происходят и сейчас, в том, что любая нормальная жизнь может в мгновение ока стать ненормальной - и никто из нас не знает, как мы себя поведем. Хочется верить, что я смогла бы потом хотя бы не ненавидеть себя.

Ваша предыдущая кинороль была в «Щелкунчике». Прошло 6 лет, это большой срок.

Ю. В.:

Наверное, так бывает, наверное, я актриса одного режиссера. Возможно, никто в меня так не верит, как Кончаловский. Ну и тот материал, который мне время от времени все-таки предлагают… Вот правду скажу: за эти годы ничего особенно интересного я не встречала. С другой стороны, у меня серьезная работа в театре. Сложных актерских задач мне достаточно - на днях отыграла два подряд «Вишневых сада». А это совсем нешуточная работа.

Я вряд ли была бы востребована как ведущая кулинарной программы, если бы была плохой актрисой

Знаете, каждый человек, как говорится, выбрасывает в космос какие-то свои желания, когда ему мучительно чего-то не хватает. А у меня не тот случай, я ничего не выбрасываю. Наверное, поэтому ничего и не приходит. И потом, любая роль для меня - это маленькая жизнь. «Дядя Ваня», «Три сестры», тот же «Вишневый сад», или такое кино, как «Рай». А у меня есть, наверное, какой-то лимит этих жизней. Я что-то накапливаю - и потом выдаю. И вряд ли могла бы делать это чаще.

Получается, что как актриса вы напоминаете о себе редко. И для массовой аудитории все больше становитесь медийной персоной, телеведущей, кулинаром. Вас это не смущает?

Ю. В.:

Нет, я этим горжусь. Я вряд ли была бы востребована как ведущая кулинарной программы, если бы была плохой актрисой. Есть множество людей, которые точно умеют резать лук лучше, чем я. Но вот сделать из резки лука процесс, за которым интересно наблюдать, - здесь нужны актерские данные. Нужно заинтересовать зрителя, увлечь его, сделать легко, весело. Так, чтобы все поверили, что я готовлю лучше всех на свете. Я действительно готовлю хорошо - ну, нормально я готовлю. Я вообще люблю все, что имеет отношение к еде. Но, повторяю, одной любви недостаточно, чтобы сделать хорошее шоу.

То есть вы играете большого кулинара?

Ю. В.:

Нет, не так. Конечно, это роль. Но для меня роль - это способность делать что-то лучше других с точки зрения именно заразительности. И я знаю, что так рассказать про самые простые оладьи или пельмени, как могу я, мало кто может. Я отдаю себе в этом отчет, я делаю это профессионально: я вас - зрителя - заражаю своей любовью к еде. В конце концов, меня же никто не заставлял становиться к плите перед камерой… А к оценкам я уже довольно давно научилась относиться равнодушно. И к критике, и к похвале, кстати.

С мужем Андреем Кончаловским и сыном Петром на показе фильма «Рай» в Венеции

Совсем равнодушно?

Ю. В.:

Без всякого лукавства и лицемерия это говорю. Раньше, на третьем курсе, я могла три ночи не спать, узнав, что какой-то режиссер видит во мне подающую надежды. Сердце билось так, что ни спать, ни есть была не в состоянии. А сейчас впечатления от такой фразы хватает ровно на столько, сколько эта фраза длится. «Ты сегодня замечательно сыграла». - «Спасибо». Наверное, я теперь намного лучше знаю свои возможности и проблемы. И объективнее оцениваю профессию. Знаете, однажды замечательная актриса Ирен Папас сказала мне удивительную фразу. Она снималась в «Одиссее» у Кончаловского, а я там работала на съемках как stand-in. Это такая смешная должность - человек, по которому выставляют свет. Чтобы, когда актеры пришли на площадку, все уже было готово. После одного из дублей я подошла к ней, не в силах сдержать восторга, а она шепнула мне на ухо: «Ну вот, я еще раз всех обманула!» Понимаете?

Я в смысле работы неуверенный и, не боюсь этого слова, трусливый человек

Мы все, люди этой профессии, что-то про себя знаем. Если я услышала, что сегодня сделала что-то хорошо, то понимаю: это не значит, что я смогу то же самое сделать хорошо завтра. Я вообще в этом смысле неуверенный и, не боюсь этого слова, трусливый человек.

Вы не уверены в себе?

Ю. В.:

Да, для меня каждый раз - как первый. Я, наверное, храбрая, но это именно храбрость человека, которому очень-очень страшно. Который закрывает глаза и прыгает в пропасть, потому что боится высоты. Я специально с детства выключала у себя в комнате свет на ночь - потому что боялась остаться в темноте. Это преодоление до сих пор во мне есть. Желание доказать себе то, в чем у меня самой есть сомнения. Помню, как в первый раз пробежала 10 километров - мне было 14 лет. Все уже давно домой ушли, а я все бегала круги по стадиону…

Ю. В.:

Что нет больше восторженности, ожидания, великих перспектив? Да, наверное, грустно. Но это неизбежно приходит с возрастом, я думаю. Ты понимаешь, что какие-то роли не сыграешь никогда. И какие-то прекрасные авантюры тебя уже не затянут, потому что ты отлично знаешь, чем в итоге все кончится.

Конечно, эта трезвость не прибавляет восторга. Но что тут сделать? Думаю, последний «кризис жанра», если говорить о мечтаниях и порывах, был в моей жизни лет в 26–27. После этого я закончила с великими ожиданиями. Мне кажется, важно вовремя перестать ожидать. Иначе ты не живешь, а занимаешься тем, что ожидаешь, когда начнешь жить той удивительной жизнью, которую сам себе придумал. Жить ожиданиями - это не очень счастливая жизнь.

Психологи говорят, что нам важно иметь какие-то планы, мечты, ожидания, проекты. Причем чем мы старше, тем это важнее. Иначе, как только мы начинаем жить интересами детей и внуков, наша жизнь заканчивается, превращается в эпилог.

Ю. В.:

Я, конечно, не призываю жить чужими интересами. Но если кто-то счастлив тем, что живет интересами детей и внуков, и реализует себя в этом, то ничего плохого тут нет. Если у этого человека самый теплый и уютный дом, если его внуки одеты в самые красивые вязаные свитера и у них лучшие подарки под елкой, если вся семья торопится домой, где с кухни пахнет ванилью, а в спальнях на кроватях самое чистое и свежее белье, то это тоже талант и тоже самореализация. Но это не про меня история.

Я всегда хотела быть артисткой одного режиссера. Что хотела, то и получила

Я люблю свой дом, очень. Но мне нравится активная жизнь, которая происходит и за стенами дома. Мне нравится театр, я люблю свои кулинарные студии, свои рестораны. А про ожидания в другом смысле говорила. Во-первых, не ждать, что оно придет само, а что-то делать. А во-вторых... Я еще и суеверный человек и побаиваюсь этих высоких ожиданий.

Наверное, если бы я все время мечтала сыграть Джульетту или Анну Каренину, то сейчас только и делала бы, что кусала локти. Потому что вместо Джульетты сыграла Галю из Ростова-на-Дону в «Глянце», а вместо Карениной - ну, наверное, Ольгу Каменскую в «Рае». И я искренне считаю, что это замечательные картины.

Вы счастливы?

Ю. В.:

Счастье - очень кратковременное состояние. Петр Ершов, замечательный теоретик театра и психолог, сказал, что момент счастья - это когда поставленная задача реализована, а новая еще не возникла. Мне как раз кажется, что я все время что-то делаю, не бездельничаю. Знаете, я часто слышу - даже от молодых, - как они, находясь в каком-то процессе, его ругают. Все им плохо, долго, неинтересно. Проходит два месяца, они встречаются и - «А помнишь, как было круто?». Я совсем этого не понимаю. Я не помню, как было круто, я чувствую сейчас, что круто. И воспринимаю это как абсолютное счастье.

Вы сказали: «бойся своих желаний». Можете подтвердить на собственном опыте?

Ю. В.:

Я всегда хотела быть артисткой одного режиссера. Я всегда хотела быть тем, чем была Джульетта Мазина для Феллини, чем были бергмановские женщины для Бергмана, хотела быть - музой, да, ни больше ни меньше. Ну вот, что хотела, то и получила. Наверное, на ваш вопрос, почему я снимаюсь редко, одной этой фразой и можно было ответить.

Обретенный рай

Юлия Высоцкая родилась в Новочеркасске. Как актриса дебютировала в Минске. Известна как ведущая кулинарных телешоу, автор кулинарных книг, ресторатор, а также как жена режиссера Андрея Кончаловского. Список ее киноролей пополнился еще одной ролью - русской эмигрантки Ольги Каменской, попавшей в концлагерь во время Второй мировой. Этот новый фильм Андрея Кончаловского «Рай» в 2016 году получил «Серебряного льва» за режиссуру на фестивале в Венеции, вошел в шорт-лист претендентов на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», собрал множество лестных отзывов авторитетных критиков.

Действие фильма происходит во Франции в годы Второй мировой войны и рассказывает о сложном выборе в непростых жизненных условиях. Картина еще раз напоминает всем нам о том, что Юлия Высоцкая не только талантливая телеведущая, но и большая актриса.

«Рай» - в прокате с 19 января.
В остальных ролях: Кристиан Клаусс, Филипп Дюкень, Виктор Сухоруков.

6 апреля 2013, 10:16

Жизнь актрисы и телеведущей Юлии Высоцкой пестрит событиями, её энергии и энтузиазму можно только позавидовать!

В своих многочисленных интервью Юлия всегда подчеркивала и не устает повторять, что главное в её жизни - семья, а работа, карьера - вещи второстепенные. Однако её неуемной энергии хватает, чтобы быть не только образцовой хранительницей «домашнего очага», но и предприимчивой бизнес-леди. Телевизионный проект «Едим дома!» с её участием превратился за 10 лет своего существования в настоящую кулинарную корпорацию. Под эгидой проекта открыта «Кулинарная студия Юлии Высоцкой», развивается направление гастрономического туризма, два года назад Юлия решилась на открытие собственного ресторана с оригинальным названием «Ёрник» и не менее оригинальной кухней.

В перерывах между своими многочисленными деловыми поездками и путешествиями по миру Юлия с удовольствием проводит время дома - в особняке на Николиной горе, где живет со своим мужем, известным кинорежиссером Андреем Кончаловским, и двумя детьми, 14-летней дочерью Машей и 10-летним сыном Петей. Юлия любит принимать гостей, веселые застолья, а, лучшим способом снять напряжение, для неё является... тщательная уборка собственной кухни.

Юлия, в Вашей семье с детства присутствовал культ вкусной еды?

Я родом с юга, а на юге люди вообще к еде относятся несколько иначе, чем в более северных странах. Для них еда - это удовольствие, которое они могут себе позволить практически круглый год, особую роль играет сезонность продуктов, так как все своё из сада-огорода-дачи: клубника, помидоры, картофель, укроп, петрушка... В таких условиях трудно не вырасти гедонистом. Эта среда и сформировала во мне любовь к вкусной пище!

Вы упомянули о преимуществах наличия свежих продуктов с грядки... Однако, мало кто из жителей столицы может позволить себе такую роскошь. Как и где Вы приобретаете продукты, например, для занятий в кулинарной студии?

Если говорить о кулинарной студии, там мы работаем с поставщиками, людьми, которые занимаются этим профессионально. В России сейчас история с фермерскими хозяйствами довольно слабая, и, к сожалению, мало делается для того, чтобы поддерживать агропромышленный комплекс. Скорее наоборот, много делается, чтобы все начинания рухнули, как можно быстрее в тартарары. Поэтому с хорошими продуктами в России достаточно сложно. Но есть достойные партнеры-поставщики, с которыми мы и стараемся работать. Мы ищем партнеров, ориентируясь на качество товара, а партнеры ищут нас, так как мы можем дать им большую узнаваемость. Когда мы находим друг друга, и остаемся довольны - это перерастает в долгосрочное сотрудничество.

Дело в том, что приготовление пищи - это не только талант повара, умение, изобретательность и особое искусство. Самое главное, как говорят итальянцы «materia prima» , это продукт, а потом уже все манипуляции. Если у тебя нет продукта, то ничего не получится.

В России кулинарному делу сложно развиваться не потому, что нет талантливых поваров или люди не хотят учиться. С этим как раз все отлично, есть и таланты, и желание, но проблема именно с самым главным - сложно достать качественный продукт.

А как с этим главным обстоит дело в ресторане «Ёрник»?

В «Ёрнике» мы очень следим за сезонностью, меню меняется минимум 6 раз в году, а то и чаще, поскольку приглашенный нами шеф-повар Дэниель Фиппард, который играет главную роль на кухне, вообще не понимает, как можно клубнику или вишню есть в январе. Если летом «Ё-мартини» в ресторане делается с вишней, то зимой только с яблоком. Соблюдение сезонности продуктов - одно из важных правил хорошей кухни.

А какие продукты обычно покупаете домой?

Честно говоря, дома мы едим очень простую еду. Только когда собираем гостей, тогда выдумываю что-нибудь эдакое. Ежедневно есть то, что показывается раз в неделю в программе «Едим дома», естественно нельзя - недаром эта программа и выходит раз в неделю. Необходим особый случай, требующий приготовления трех-четырех блюд. А каждый день мы едим салаты, винегреты, каши - гречневую, овсянку, йогурты. Продукты могут быть куплены в обычном московском супермаркете. Плюс много продуктов привозится мною из моих зарубежных поездок - я совершенно сумасшедший в этом плане человек: привожу сыр, ветчину, колбасы, даже хлеб умудряюсь привозить из-за границы (смеётся).

А Ваши дети и муж готовят дома?

Из детей готовит Маруся, и у неё это хорошо получается, есть уже несколько своих коронных рецептов. Петя и Андрей Сергеевич имеют, скорее, потребительский подход к еде. Андрей Сергеевич вообще считает, что он прекрасно знает как и что должно быть приготовлено, но заниматься этим ему не очень интересно. Иногда он все-таки готовит, но случается такое крайне редко.

В 2011-м году Вы открыли в Москве гастрономический ресторан «Ёрник» и основали кулинарную студию «Julia Vysotskaya». Оправдались ли уже те цели, что изначально ставились перед данными проектами? Какие новые цели ставите?

Что касается кулинарной студии, результаты не только оправдали, но и превзошли все ожидания. Я никогда не думала, что из этой идеи получится такой интересный, современный и даже авангардный проект. Я очень благодарна команде, которая над этим проектом работала и, в первую очередь, Евгению Степанову, генеральному директору фонда Кончаловского, который убедил меня проект запустить. Я не могла себе представить, что в Москве столько людей, которые любят готовить, и которым будет нужна эта площадка. То, как удалось оформить нашу студию эстетически, когда наши партнеры прислушивались к каждому нашему слову и пожеланию - от цвета стен до качества поверхностей. Компания Nolte сделала нам потрясающие интерьеры, компания Bosch предоставила первоклассную технику - у нас получился такой настоящий альянс, и продвинутая, и вместе с тем уютная атмосфера, что неслучайно, что люди, которые к нам приходят, возвращаются снова и снова. Я очень горжусь этим проектом и нашей командой! По поводу дальнейших целей, есть мысли о создании целой сети кулинарных студий. Интересно было бы превратиться в социальные клубы, такой формат, когда родители могут заниматься, например, кулинарией, а в это время дети заняты рисованием или каким-либо другим творчеством. Не случайно считается, что кухня - это сердце дома, там всегда все собираются, общаются, запахи, которые там рождаются, наполняют дом и делают его уютным. Задачу таких семейных центров я вижу в том, чтобы люди могли обменяться там опытом, зарядиться энергией, и потом привнести это в свой дом, отчего он стал бы уютнее и добрее.

Когда я задумала открыть ресторан «Ёрник» меня отговаривали все, включая знакомых рестораторов, в числе которых Аркадий Новиков, и поваров. Особенно, учитывая, что я хотела ресторан современной и новой кухни. Говорили: «Не лезь ты в это дело, это кошмар и кроме убытков ничего не будет. Всем нужна паста и пицца, а не нововведения. Открывай итальянскую пиццерию и все у тебя будет хорошо!». Но теперь я рада, что не свернула с пути, несмотря ни на что. Мне повезло найти замечательного повара Дэниеля Фиппарда, очень талантливого и креативного, могу с уверенностью сказать, что он мой единомышленник и так же, как и я, экспериментирует, не боится набивать шишки, и даже в наших сложных условиях продолжает делать свою кухню, свою кулинарию, которая мне очень близка.

На какую публику рассчитан ресторан? Каким Вы представляете себе завсегдатая заведения?

Наши постоянные посетители - это люди, которые не имеют каких-то устоявшихся консервативных взглядов на еду, которые хотят попробовать что-то новое, которых эстетика привлекает также, как и содержание блюд, и для которых поход в ресторан, в первую очередь, способ получить удовольствие. Иногда в критике на наш ресторан пишут, что к нам надо ходить с девушками, которые ничего не едят, так как очень маленькие порции. Для меня это, скорее, комплимент, так как я не считаю, что из ресторана нужно уходить с чувством переполненного желудка. Точно также и дома, никогда не стремлюсь, чтобы от меня гости уходили больными, переевшими, и проклинали меня последующие три дня, что никак не могут переварить мое угощение. Ресторан «Ёрник» изначально задумывался, как место «про еду», место для тех, кто в еде разбирается и хочет открыть для себя что-то новое.


Насколько нам известно, один из Ваших основных проектов сейчас - Кулинарные туры в Италию с Юлией Высоцкой. Поделитесь подробностями - в чем суть туров, сколько они длятся, где проживают участники, что необходимо, чтобы принять в них участие?

Да, это направление сейчас мы активно развиваем, и я вижу в этом большие перспективы. Мы с Вами уже говорили о сезонности многих блюд. Для того, чтобы в моей кулинарной студии мне приготовить суфле из фенхеля, то необходимо либо привозить сюда пять килограммом фенхеля и многое другое из Италии, либо, что намного лучше, готовить такие блюда в самой Италии, где все необходимое доступно и при этом наилучшего качества. Когда многие подобные продукты попадают к нам, они проходят множество необходимых служб и контролей и оказываются на прилавке магазина по цене слитка золота. А на самом деле, в Италии фенхель стоит не дороже луковицы. Поэтому у многих русских, попадающих на рынок или супермаркет в другой стране, просто сносит голову. Я сама во время заграничных поездок, если останавливаюсь не в гостинице, а в апартаментах или дома у друзей, всегда первым делом бегу на рынок и начинаю готовить. Такое изобилие продуктов превосходного качества и по таким смешным ценам - удержаться просто невозможно!

Какова сверхзадача туров?

Сверхзадача - провести вкусную, интересную, увлекательную неделю вместе с единомышленниками. Не только отдохнуть, перепробовать все на вкус, на запах, но и поучиться - научиться готовить, научиться разбираться в вине, сыре, оливковом масле, посмотреть Италию не туристическую, а настоящую, живую, посетить скрытые сокровища Тосканы, Венеции и не только. Наша идеология «постичь искусство жизни», art de vivre - как говорят французы.

Какие направления сейчас развиваете в рамках проекта?

Самое активное направление - это Тоскана, область Италии. У нас есть туры в Венецию. Венеция оказалась волшебной не только с точки зрения архитектуры и особой магии этого места, она оказалась невероятно богатой в отношении гастрономии, поваров, секретных ресторанов, баров, спрятанных от обычного туриста, энотек. Да один рынок чего только стоит в 6 утра - особенно, если ваш проводник правильный повар!

Сейчас мы разрабатываем Прованс, Бордо, Бургундию - это тоже очень интересные направления, в которых можно сочетать познавательные винные туры с кулинарными направлениями. Вообще, Европа, не только Средиземноморье, но и Северная, если говорить о Голландии, Швеции и Дании, очень богата кулинарными традициями. Я убеждена, что такие вот «путешествия вкуса» обогащают, приносят большое количество позитивных эмоций, это альтернативный отдых, каникулы, когда ты постигаешь миры, которые до этого были для тебя закрыты.

Гастротуризм в мире давно существует и пользуется популярностью, а у нас только начинает развиваться и это очень интересно, и, мне кажется, перспективно!

Предполагается обязательным Ваше участие в каждом туре, общение с участниками каждой группы? Или в ближайшей перспективе туры планируется поставить «на поток»?

Мне кажется, смысл этих туров - общение. Мне самой хочется общаться с каждой группой. Более того, когда выходило так, что я проводила не столько времени с группой, сколько мне бы хотелось, я умирала от зависти и ревности. Представьте себе, они там столько интересного видят, готовят, пробуют, узнают, а я должна в Москве спектакль играть! Хотелось скорее вернуться обратно в Италию.

Я шучу, конечно. Спектакли - это другая и неотъемлемая часть моей жизни. Но сейчас я организовала поездки так, чтобы с каждой группой я могла проводить большое количество времени.

К тому же, учитывая, что люди приезжают ко мне в гости, естественно, мне, как хозяйке, хочется, чтобы все было хорошо организовано. А я в этом смысле абсолютный фрик, у меня все должно быть под личным контролем. Что касается ведения всех мастер-классов, вот тут уж совсем не обязательно, чтобы я их вела. Я сама получаю кайф, когда учусь у итальянцев. Я считаю, что могут быть два-три моих мастер-класса за тур, но все остальное должно исходить из первых рук. Когда я делаю свои уроки, то знакомлю со своей домашней кухней. Но считаю, что правильно, когда итальянец-красавец показывает, как правильно приготовить лазанью, как сделать домашнюю пасту.

Назовите Ваши главные принципы, как кулинара? Можно ли вообще говорить о понятии принципов и незыблемых правил в кулинарии?

Мы уже затронули в начале разговора эту тему: для меня главное - это продукт, его качество! Второй принцип - не быть зашоренным, экспериментировать, быть готовым к новому. Как только человек говорит, что, допустим, борщ - это только этот набор продуктов и никак иначе, то значит он уже не кулинар, у него просто застолбленные навыки, которые не ведут к развитию. А мне кажется, кулинария, как и любая другая область творчества, включает в себя готовность измениться, сломать старые рамки, привычные формы и попробовать что-то новое. Ещё я считаю очень важно готовить только тогда, когда хочется. Во всяком случае, я не повар, я не шеф, это не моя работа, у меня нет обязанности ежедневно выходить в 7 утра и становиться к плите. Поэтому я могу себе позволить такой кайф - готовить только по желанию. А если его нет, я иду в ресторан или вообще не ем. Я считаю, что настроение и вдохновение тоже неотъемлемое условие правильного процесса!

Вы образец успешной и предприимчивой женщины! Какие жизненные принципы, которые помогают Вам добиваться успеха, достигать поставленных целей?

Успех - очень относительное понятие и можно очень долго рассуждать о том, кто его на самом деле в жизни добился. В отношении себя, я считаю, что не реализовала еще много проектов и идей, которые очень хочется воплотить в жизнь и увидеть результат. Даже если какие-то идеи окажутся ошибочными, то хочется убедиться в этом, пока ты полон сил, чтобы не вспоминать потом: «Эх, не попробовал, а ведь могло бы из этого что-то получиться!». Мне кажется, что помогают в движении вперед две вещи. Первое, энергия заблуждения - то есть, независимо от того ошибочна твоя вера в то, что ты делаешь, или нет, ты все равно движешься вперед и пытаешься добиться в этом движении успеха на полную катушку. Чтобы не вспоминать потом: эх, не попробовал, а ведь могло бы из этого что-то получиться. А второе - здоровое сомнение в себе. Как только человек абсолютно уверен, что он лучше всех и делает что-либо лучше всех, это неправильное и тупиковое состояние. Всегда есть кто-то, кто делает что-то лучше тебя. И мне, например, это дает стимул к развитию. А еще здоровое смирение перед достоинствами и превосходством других людей. Такое смирение - необходимое качество во всех областях жизни, в любви, в семье, с детьми.

Вы любите еду, умеете вкусно готовить... А были ли в жизни моменты, когда Вы были недовольны своей формой?

Я постоянно, то довольна, то недовольна своей формой - это нормальное состояние женщины (смеется)! Напозволяешься себя в течение трех-четырех дней, потом не доволен, начинаешь держать себя какое-то время в узде. Но на диетах я давно не сижу. Вообще считаю, что диета - это грустное слово, которое означает, что рано или поздно она закончиться, а дальше что? Снова гулять по буфету? И получается замкнутый круг! Гораздо разумнее понимать, что можно все понемножку, но не всегда. Важно, чтобы забота о фигуре не превращалась в загон, во всем важно соблюдение нормы и здоровья. Как говорят французы: во всем должно быть чувство меры и в чувстве меры тоже.

Сейчас Вы, в основном, живете в Италии. А кто занимается Вашим московским домом на Николиной горе?

Вообще, домом должна заниматься женщина - это органично, это логично. Естественно, я сама полы не драю, у меня есть помощница, которую я стараюсь абсолютно всему научить. Это совсем молодая девушка, когда она пришла к нам работать, она мало что умела. И вот мы с ней вместе учимся: я учусь обучать, а она учится мне помогать. Но с другой стороны, я сама очень люблю все, что связано с домом. Мне, например, очень прочищает мозги, когда я занимаюсь уборкой. Конечно, я не делаю это каждый день, на это физически нет времени. Но когда у меня бывает такое состояние, что на душе тяжело, я очень устала, или мне грустно, помимо любой другой физической нагрузки, помогает элементарно навести порядок везде - на письменном столе, в бумагах, на кухне, выдраить полы, шкафы, протереть чашки, бокалы, банки, склянки. Иногда случается, что я мою кухню до четырех-пяти утра, каждый уголок, каждую баночку. И не потому, что это очень грязно, а потому, что меня это успокаивает и помогает настроиться на правильный лад. Конечно, если это не делаю я, есть, кому этим заняться в моё отсутствие. И это очень здорово, что есть возможность сейчас таких помощников иметь. Поскольку если делать все, что делаю я, плюс приходить домой и там еще наводить порядок, драить раковины и душевые кабины - можно сойти с ума!

Как часто вы встречаетесь с друзьями, родственниками, живущими по соседству?

Встречаемся по возможности часто, в основном, это происходит дома. Дома лучше, уютнее, встречи и общение проходят теплее. Когда мы в Москве, у нас довольно часто бывают гости. Дома хорошо тем, что можно сидеть долго, не думая, что нужно еще куда-то добираться, ехать, и потом дома все равно вкуснее.

А какие излюбленные места есть поблизости?

Одно время мы ходили на «Веранду у дачи»... Последнее время редко где-то бываю. Кстати, совсем недавно открыла для себя неподалеку превосходный ресторан «La Colline». Там готовит француз и там очень вкусно! Очень приятная атмосфера, интерьер, камин, пахнет дровами. Ресторан похож на французский дом, с огромными окнами французскими в пол. Там пекут свой хлеб, очень хорошая винная карта. Мы приехали туда после спектакля, попали часов в 11 вечера и попали на прекрасный ужин. Я была впечатлена, для меня это такое открытие отличного заведения в рамках вообще Москвы, не только Рублевки. Очень достойный европейский уровень!

Ваши сайты подписаны - Продюсерский центр А. Кончаловского. Какая его роль в Ваших занятиях, это часть семейного бизнеса? Кто управляет Кулинарной студией, рестораном?

Когда все только начиналось, у Андрея Сергеевича уже был свой продюсерский центр, он занимался документальным кино и всякими другими проектами - театральными постановками, кино. Программа «Едим дома» стала маленьким телевизионным добавлением ко всей этой бурной деятельности. Постепенно мы очень разрослись и теперь уже полноценно поддерживаем друг друга. У нас один генеральный директор Евгений Степанов, он занимается курированием всех проектов.

Обновлено 06/04/13 10:27 :

Послесловие.

Уважаемая редакция!

Пожалуйста, будьте милосердны и сделайте хоть что-нибудь с функцией написания постов! Потому что в настоящее время делать что-либо приличное просто невозможно. Все отваливается, исчезает и публикуется, когда не нужно! Редактировать шрифт посте или скопировать его и подогнать под весь шрифт в тексте, чтобы все было читаемо, и глаза не выкатывались - не представляется возможным!

Сделайте, прошу вас, так, как было раньше! В противном случае постов будет все меньше и меньше, а потом не будет вовсе. Очень многие жалуются на проблемы с опубликованием постов.

Пишу это после того, как я пыталась редактировать превью, а у меня опубликовался пост, когда его НЕ просили! Это у меня уже во второй раз происходит.

Мне давно хотелось взять интервью у этой удивительной женщины, которая сочетает в себе разные таланты.

Фотография: Ольга Тупоногова-Волкова

Но так получилось, что Юлия Высоцкая меня опередила - пригласила в гости в свою утреннюю программу на канале НТВ. Высоцкая-журналист вызвала у меня восхищение, и с этой высокой ноты я решил начать наш с ней разговор для ОК!

В кадре, Юля, вы такая вдумчивая, заинтересованная и очень позитивная. Это приятно.

Благодарю, Вадим, за ваши добрые слова. На самом деле вы лучше меня знаете, что всё зависит от собеседника. В идеале это должна быть взаимная история, а не просто вопрос-ответ.

Давайте сегодня именно так и поговорим. Вас всё время окружают атрибуты кухни: утреннюю передачу вы записываете в «Кулинарной студии Юлии Высоцкой», а сейчас мы находимся в одном из ваших ресторанов. Мне всегда было интересно, откуда у вас такая, извините, маниакальная любовь ко всему съестному?

Так я же с юга. Там очень серьезно относятся к своим овощам, фруктам, к своей рыбе, мясу. И еще есть такое выражение: «Он из хорошей детской».

Да-да.

Так вот я из хорошей кухни. Из той кухни, где внимательно относятся к пище не только те, кто готовит, но и те, кто ест. У нас все женщины в роду готовили хорошо и вкусно: мама, бабушка, двоюродные тетки и бабки, которые жили на хуторе. Бабушка через день в пять утра ходила на рынок. Меня никто не заставлял готовить, но если я хотела лепить вареники, то мне давали «испортить» сколько угодно теста!

Ты вообще росла свободной, без рамок? Извините, что вдруг сказал «ты».

Можем перейти на ты.

С удовольствием!

Я росла как все нормальные советские дети: ключ на шею - и вперед. Сама себе разогревала еду, за сестрой ходила в детский садик, а когда она пошла в школу, делала вместе с ней уроки. Я была надежной и ответственной, на меня можно было положиться.

А как насчет кружков по интересам?

Поскольку отчим был военным, мы часто переезжали. Я походила в Тбилиси два года в музыкальную школу, и на этом всё закончилось: в Баку рядом с домом такой школы не оказалось.

У тебя были иные варианты, кроме актерского пути?

Нет, я хотела быть именно актрисой, и еще четко знала, что хочу работать в театре. Ехать в Москву побоялась. Остановилась на Минске. Правда, когда уже окончила институт и начала работать в Театре имени Янки Купалы, поняла, что надо двигаться дальше. Мы пришли в театр с двумя своими институтскими спектаклями, но оказались там никому особо не нужны. А мне всегда хотелось быть рядом с сильным режиссером. Я стала думать о том, что поеду в Литву к Някрошюсу, пусть даже сначала придется в его театре мыть полы, или буду проситься к Льву Додину: сяду у входа в Малый драматический театр в Питере и стану ждать, пока он согласится меня прослушать, могу я быть его актрисой или нет.

Но мечты так и остались мечтами. Почему?

Я не успела никуда поехать, действительно не успела. Возник Андрей Сергеевич.

То есть «сильный режиссер» пришел с неожиданной стороны.

Да, мы встретились на «Кинотавре». Там были три фильма с моим участием: один в конкурсной программе и два вне конкурса. Наверное, это была судьба.

Возрастная разница остро ощущалась поначалу?

Вообще не ощущалась. Это, Вадим, удивительно. Были люди гораздо моложе, чем Андрей Сергеевич, и с ними я очень чувствовала возрастную дистанцию. А с ним с первого момента вообще было отсутствие тормозов - такое, наверное, случилось впервые в моей жизни.

То есть?

Ну что «то есть»? Мы познакомились и через три дня улетели вместе в Турцию. Мне все говорили: «Не страшно было? Чужой мужчина...» Нет, не было страшно. У меня просто снесло крышу. Глядя на него, я всё забыла, у меня не было никаких табу. Я часто думаю, что у людей возникают новые возможности, когда отрезано всё остальное. В тот момент я как раз только вышла из серьезных отношений.

Ты ведь уже успела побывать замужем.

Замужем я была фиктивно, за своим однокурсником Толей Котом, сейчас он успешно снимается и играет в Театре Армена Джигарханяна. Поскольку я работала в Минске, мне нужно было белорусское гражданство. Помню, в загс мы пришли с воблой вместо цветов.

Эффектно!

А разводились знаешь как? Я прилетела из Лондона, положила в паспорт сто долларов и протянула служительнице загса со словами: «Мы больше не любим друг друга». Она ответила: «Бывает» - и сразу без суда нас развела.

А с Кончаловским как быстро вы дошли до загса?

Сначала постановка вопроса была такая: «Мы свободные люди. Ты мне можешь сказать «Чао», я тебе - «Лети, птичка». Давай посмотрим, как оно будет». И тогда меня это устраивало, потому что поначалу я не хотела серьезных отношений. Потом случился момент, когда он мне сказал: «Ты что, не понимаешь? Я же тебя люблю». И только через полтора года, в декабре 97-го, он сделал мне предложение.

Мама не была против твоих отношений с таким взрослым мужчиной?

Мама ничего не знала. Я уехала из Баку, когда мне было шестнадцать лет. Мама меня как-то поддерживала финансово до восемнадцати, а потом у нее всё рухнуло, она осталась одна и вынуждена была вернуться в Новочеркасск к своим родителям. А я уже жила своей самостоятельной жизнью.

Понятно. У тебя двое прекрасных мужчин - Андрей Сергеевич и сын. Сколько Пете сейчас?

Двенадцать.

Характер у него чей?

Как сказать?.. Ну допустим, еще лет пятнадцать назад у меня было какое-то детское упрямство. В конфликтной ситуации я могла залезть в бутылку и сидеть там три дня, ни с кем не разговаривая. Это такой шлейф с детства. А Петя в этом отношении абсолютный Кончаловский. Вот сегодня я говорю ему: «Ты меня страшно расстроил: сказал, что у тебя нет одного урока, а пропустил два. Ты опять опоздал в школу. Извини, я с тобой разговаривать не буду». Проходит три часа. Звонит Петя: «Привет, мам. Как дела? Как прошел день?» Как будто ничего не случилось. Я до сих пор переживаю каждое слово, сказанное на повышенных тонах, не понимаю, как с этим жить дальше. Для меня это всё слои, как на картине Уильяма Тёрнера, когда возникает какое-то сияние, мерцание. А у Пети всё смылось, чистый лист, погнали дальше! И это прекрасное качество. Это порода Кончаловских и Михалковых - они легкие в энергии. Ты когда-нибудь видел, как разговаривают Никита Сергеевич с Андреем Сергеевичем?

Это фейерверк! Ощущение, что одному шестнадцать лет, а другому десять: «Старик, а ты знаешь?..» И все, кто находится в этот момент дома, часа на два просто замирают. Это такой обмен энергией, любовью.

Отлично. Юля, однажды с тобой в самолете летел мой брат Игорь. Он с восторгом мне рассказывал, что ты всю дорогу читала книгу, не замечая ничего вокруг.

Ну да, я много читаю. Когда попадается интересная книжка, читаю запоем. Мне кажется, нельзя жить только на накопленном материале и отработанных приемах. Я знаю, что произвела впечатление на Андрея Сергеевича, когда мы обсуждали театральных режиссеров и литературу. Кончаловский всё время работает над собой, и этому я у него бесконечно учусь. Книжки, которые я прочла двадцать лет назад, сейчас меня вряд ли могут заинтересовать, возникают другие темы, другие авторы. Наверное, в данный момент жизни мне интересна литература, в которой есть что-то, что мне хотелось бы сформулировать самой, но не получается. Я вот сейчас читаю Мураками и, как бы поздно я ни вернулась домой, обязательно читаю хоть несколько страниц, специально стараюсь читать медленно, чтобы книга подольше не заканчивалась.

Юля, хочу сказать, какое сильное впечатление на меня произвела твоя новая роль - в премьере спектакля «Вишнёвый сад» в Театре Моссовета. Твоя Раневская как комок нервов - резкая, неуправляемая и при этом невероятно трогательная и беззащитная. Ты счастливая актриса: сыграла на сцене почти всех чеховских героинь. У вас в этом отношении замечательный тандем с режиссером Кончаловским.

Спасибо, Вадим. Но ты сам знаешь, спектакль может состояться только после десятого представления, это как минимум. Андрей Сергеевич всегда очень интересно выстраивает образ. Он может предложить какие-то вещи, выбивающиеся из привычной стилистики. Для него очень важно, чтобы везде была живая струна.

Вот ради такой, как ты говоришь, живой струны в новом фильме «Рай» Кончаловский заставил тебя побриться наголо. Мне лично нравится твой новый имидж. Стильно, лаконично и тебе идет.

А я жду не дождусь, когда волосы вновь отрастут! Не люблю давления. Для меня важно, чтобы инициатива была моя. Если бы я подстриглась по своей воле, то сразу бы забыла об этом и пошла дальше, не обращая внимания, как я выгляжу. Когда мы репетировали «Дядю Ваню», мне самой казалось, что длинные волосы мешают: у Сони должна быть короткая стрижка. А сейчас... Понимаю, что это нужно для фильма, но до сих пор переживаю насилие над собой. (Улыбается .)

Вот интересно, а когда ты постоянно дегустируешь пищу, это не насилие над собой?

Нет, конечно. Это удовольствие.

Тогда я не понимаю, как тебе удается оставаться такой худой и стройной?

Я каждый день занимаюсь спортом. Это плавание, это бег, это йога.

Завидую тебе! Я никак не могу заставить себя хотя бы плавать начать.

Ты в такой отличной форме! Это я должна начать тебе завидовать, если ты не занимаешься спортом и так выглядишь. Между прочим, когда я познакомилась с Кончаловским, то была плюс десять килограммов.

Как удалось сбросить вес?

Очень просто. Андрей Сергеевич открыл мне, что такое здоровый образ жизни. Он меня подсадил на бег и вообще на информацию о том, что это такое. Другое дело, что я в этом смысле подготовленный сектант. Я тот человек, который может пойти за идеей, за лидером. Я, наверное, могла бы быть монашкой или уйти с головой в буддизм, если бы кто-то убедил меня, что это необходимо. (Улыбается .)

Кстати, дома ты готовишь или только на съемках?

Конечно, готовлю. Во-первых, я не могу отказать Пете. Когда слышу «Мам, я хочу», что бы в этот момент ни происходило, всё останавливается и я ему готовлю. Андрей Сергеевич говорит: «Балуешь его» - а я не могу отказать. Мне кажется, только я могу так вкусно приготовить для сына.

А для Андрея Сергеевича таких поблажек нет?

Почему же? Например, во время съемок фильма «Рай», когда мы приезжали домой, я могла начать варить макароны - и в час ночи, и в два.

Макароны ночью?! О каком здоровом образе жизни тогда вообще может идти речь?

Честно тебе скажу: я больше всего люблю есть по ночам. Наутро пробежишь десять километров - и опять в форме.

Не могу не отметить твой потрясающий цвет лица - кожа идеальная!

Ну, в современном мире, я считаю, это просто распущенность - не ухаживать за собой. Потому что это элементарно: три дня детокса в месяц - и кожа уже по-другому чувствует себя. Наверное, генетика тоже влияет. Но в принципе на том, как ты выглядишь, не надо особо зацикливаться. Мы же всегда знали, что нужна гигиена, и точно так же сегодня надо знать, что необходимо пить чистую воду и так далее. Если ты элементарно не следишь за своим внешним видом, то ты просто воруешь у себя качество жизни, вот и всё.

Точно сказано. А мода - твоя стихия?

Моду я воспринимаю достаточно отстраненно. Я люблю удобную одежду и очень внимательно слежу за тем, чтобы вещь не была в тренде - чтобы не была узнаваема. Например, я начала носить тяжелые ботинки с того момента, как познакомилась с Кончаловским. Он привел меня в магазин и купил мне мужские ботинки. Это был 1996 год. Эти ботинки я ношу до сих пор. Для меня стиль - возможность надеть какую-то вещь и сегодня, и через двадцать лет. Вообще, для того чтобы делать модные покупки, необходимо определенное настроение. Ты не представляешь, какой кайф ходить в магазин с Андреем Сергеевичем! У него идеальный вкус. Он очень хитро умеет компоновать вещи, это видно и по тому, как он сам одевается. И я всегда знаю, что буду лучше всего выглядеть в той одежде, которую он мне выбирает.

Скоро наступит Восьмое марта. Доверяя вкусу мужа, ты ждешь от него особого подарка?

Сразу скажу, что для нас не существует деление праздников по календарным дням: Восьмое марта, День влюблённых... Праздник у нас может наступить в любой день, когда мы сами этого захотим. И знаки внимания неформальные. Каждый подарок с определенным отношением, поэтому еще более ценен.

Я смотрю на тебя, Юля, и понимаю, насколько глаза отражают душу человека. У тебя удивительно светлые глаза, такой ясный взгляд.

Мои глаза, может, и кажутся светлыми, а там, на дне, могут быть очень темными. Еще Лев Толстой сказал: «Какое заблуждение отождествлять красоту с добром». Это он, вероятно, полемизировал с Достоевским...

Который сказал: «Красота спасет мир». Вот ты сейчас улыбнулась, и с улыбкой твои глаза еще красивее. Улыбайся, пожалуйста, почаще!

Спасибо, Вадим. Вообще необходимость улыбаться - это не пустые слова. Это бывает непросто, но это нужно делать в любом состоянии. Это как необходимость постоянного движения. Вот я, например, точно знаю, что если не смогу бежать, то буду идти. Если не смогу идти, то буду ползти. Если не смогу ползти, то как-то буду делать зарядку пальцами. Точно так же и улыбка. Растянул рот в улыбке, а потом над собой посмеялся, что растянул, и организм откликается, а значит, откликается судьба... Как-то пафосно это прозвучало.

Совсем не пафосно, Юля. Это отличный финал для нашей беседы. Живой и настоящий.

Ну хорошо, если так. (Улыбается .)

Стиль: Анна Андреевна

Макияж и прически: Надежда Князева