Гибралтарский пролив разделяет испанию от. Гибралтарский пролив - "последняя точка земли"

Находясь на самом юге Испании нельзя себе позволить не съездить в такое географически и исторически значимое место как Гибралтар. Еще недавно гражданам России туда было не так просто попасть. Туда не пускали даже с британской визой, нужна была виза для заморских территорий соединенного королевства. Но с этого года на срок до 30 дней в Гибралтар стали пускать по шенгенским мультивизам. Когда мы это узнали, нас было уже не остановить.

Как обычно, сначала мы всё проспали, потом долго собирались и в итоге приехали к Гибралтарской границе к 10 утра. Еще полтора часа мы простояли в очереди, планы на споттинг в аэропорту Гибралтара растворились. Последний нормальный борт ушел в сторону Соединенного Королевства как раз в тот момент, когда мы получали штампики в паспорт.

Гибралтар, как страна, как город, и как полуостров представляет собой одну большую скалу и перешеек соединяющий ее с материком. Прямо поперек этого перешейка, от берега до берега расположена взлетно-посадочная полоса гибралтарского аэропорта. Чтобы попасть в страну нужно сначала пройти границу, а потом пересечь эту полосу.

Перешеек соединяющий полуостров Гибралтар с континентальной Испанией. Обратите внимание, на перешейке нет никаких капитальных строений, да и плотность застройки сильно отличается от основной части Гибралтара. Об этом ниже.

Сегодня Гибралтар — это заморская территория Великобритании. Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании. На Гибралтар не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому в Гибралтаре нет НДС. C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Все ~30 тыс. граждан Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору в 1713 году.

Перешеек, на котором находится аэропорт и часть Гибралтара до сих пор является спорной территорией. Дело в том, что Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по своему интерпретировать его.

Граница крупным планом. Вид со скалы. Основная часть людей, в том числе и туристы, пересекают границу пешком. Это быстрее.

Переход через ВПП гибралтарского аэропорта закрыли. Готовится к вылету частный самолет. На заднем плане местный автобусный парк.

Борт ушел. Один-два раза в день из аэропорта Гибралтара регулярные рейсы выполняет авиакомпании British Airways. Обычно это Airbus A319/A320 или Boeing 737. Также, в сезон летает easyJet.

Переход открыли. Помимо регулярных рейсов, в сезон может выполнятся до десяти чартерных рейсов в день. Это Monarch, Thomas Cook и т.п.

Испания не признает британского суверенитета над Гибралтаром, полагая, что Великобритании принадлежит только укреплённый периметр города, а на остальные территории договор не распространяется. Таким образом, с точки зрения Мадрида эта область была незаконно оккупирована Великобританией в 1815 году, когда на перешейке начали возводить британские казармы, что «противоречит принципам международного права». Позднее, в 1938 году, в то время как в Испании шла гражданская война Британия построила на спорных территориях аэропорт. Так как Испания считает Гибралтарский перешеек незаконно оккупированным, то в испанской официальной документации всегда используется термин «заграждение» вместо слова «граница».

Тем не менее, спор не особо мешает соседству. Каждый день границу пересекают тысячи испанцев работающих в Гибралтаре. Не смотря на официальный английский, в Гибралтаре основным разговорным считается местный диалект испанского андалусийского.

Основные жилые районы и порт расположены на западном побережье полуострова, здесь скала имеет более пологий склон а рельеф морского дня позволяет намывать берег. На восточном берегу скала так резко обрывается в море, что там местами не поместилась даже дорога. Она проходит в тоннеле. Тем не менее, некоторое количество домиков там есть.

Первым делом после прохождения границы мы двинулись к самой южной точке полуострова, посмотреть на Гибралтарский пролив. По приезду мы выяснили, что это место называется «Europa Point” и это вполне себе туристический аттракцион.

Минарет и береговая артиллерийская батарея (O’Harra’s Battery). Вид с «Europa Point».

С южной стороны скала не такая крутая. На ней есть что рассматривать.

Что-то действующее, что-то уже давно музей.

В «Europa Point» есть отличная детская площадка. Ребенка оттуда пришлось вытаскивать за ногу.

«Europa Point» — единственное место в Гибралтаре, где нам без проблем удалось припарковать машину. Перемещаться по Гибралтару без машины затруднительно, далеко не везде есть пешеходная инфраструктура, да и расстояния немаленькие. А машину припарковать крайне проблематично, независимо от того, какую сумму вы готов выложить.

Мы потратили огромное количество времени в поисках парковки. Чтобы найти свободное место на платной парковке, нам пришлось несколько раз пересечь всю страну:)

Поездки по Гибралтару. Ускорено в 10 раз.

Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.

Регулируемый пешеходный переход.

Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.

Оказалось, что «Europa Point» — не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.

Порт Гибралтара. Все что за «водой» — Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.

Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).

На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.

Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.

В сухих доках работа кипит.

Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.

Гибралтарская скала является национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.

После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.

Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара:)

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.

Гибралтар - пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Длина - 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м).

В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение, в среднем, приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре 17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре 13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3 312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря.

По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами: Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар.

В 1920-х годах немецкий архитектор Герман Зёргель предложил проект «Атлантропа» - перегородить Гибралтарский пролив гидроэлектрической дамбой, а второй дамбой поменьше — перекрыть Дарданеллы. Был также вариант, где вторая дамба соединяла Сицилию с Африкой. В результате уровень воды в Средиземном море понизился бы приблизительно на 100 метров. Таким образом предполагалось не только получать электроэнергию в изобилии, но и подавать опреснённую морскую воду в Сахару, чтобы она стала пригодна для сельского хозяйства. Европа и Африка стали бы одним континентом — Атлантропой, а вместо Средиземного моря появилось бы искусственное море — Сахарское.

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш.

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала возможность построения моста через пролив. Такой мост должен был стать самым высоким (свыше 900 метров). Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая».

Берега пролива скалисты: Европа возвышается над океаном в виде находящейся на территории Испании монолитной известняковой Гибралтарской скалы (426 м), а Африка - марокканской горой Джебель-Муса. Эти возвышенности в древности воспринимались последними точками материка, и сам пролив ассоциировался у моряков с проходом между скалами.

Так в культуре появилось переходившее от народа к народу понятие гибралтарских столпов. По имени своего бога покровителя мореплавания финикийцы обозначали это место Столпы Мелькарта. Греки его же называли Столпами Геракла и считали, что таким образом их герой отметил края Ойкумены (т е. части мира, освоенной человечеством). Римляне прозвали скалы Столпами Геркулеса. Легенда гласит, что по краям пролива вершины скал венчали две колоссальные статуи, стоявшие на колоннах-стелах отсюда и слово столпы. Статуи обозначали переход в мир неизведанного.

Современное же название появилось примерно в VIII в. и связано с именем предводителя арабских войск, вторгшихся сюда в 711 г., Тарика-ибн-Зияда (670−720 гг.). Арабам приписывается разрушение легендарных статуй. Они построили крепость, которой дали имя предводителя Гора Тарика, что по-арабски звучало как Джебель-ат-Тарик. Со временем это название упростилось до варианта Джибралтар, от которого перешло к привычному нам Гибралтар. Теперь так называют пролив, гору и город.

Арабы удерживали свою власть над проливом вплоть до 1309 г., когда испанцам ненадолго удалось освободить эти земли. После поражения испанцев в 1333 г крепость опять попала в руки мавров. Вплоть до 1462 г испанцы не могли изменить ситуацию, и европейцы попали в зависимость: арабские и берберские (африканские) пираты основали порт Тарифа и требовали дань со всех проходивших через пролив. По одной из версий, от названия этого городка и произошло слово тариф.

Учитывая значение Гибралтара для испанцев, есть и другая версия происхождения его названия. Слово делится на две части: Хибер, т е. Иберия (будущая Испания) и алтар, означающий жертвенник, алтарь. В этом варианте значение названия приобретает иную символику: Иберийский (т е. испанский) жертвенник.

В 1704 г крепость Гибралтар захватывают англичане в ходе войны за испанское наследство (1701—1714 гг.). По подписанному в 1713 г. Утрехтскому миру Гибралтарская крепость отошла Великобритании. Четырнадцать раз Испания пыталась вернуть крепость, но это не удалось. Самой же громкой британской победой стала битва в 1805 г у мыса Трафальгар при входе в Гибралтарский пролив. Тогда получивший в битве смертельное ранение адмирал Горацио Нельсон (1758—1805 гг.) привел британские войска к победе над объединенным Наполеоном I (1769—1821 гг.) франко-испанским флотом.

О важности этой победы для англичан можно судить по многим фактам: легендарный адмирал как истинный герой нации похоронен в Вестминстерском аббатстве, центральная площадь Лондона названа Трафальгарской.

У британцев есть примета: пока на Гибралтарской скале обитают редкие обезьяны породы магот, владычеству Англии тут не придет конец. После замечания британского премьера Уинстона Черчилля (1874—1965 гг.) об опасном уменьшении популяции обезьян учредили должность офицера, отвечающего за безопасность обезьян.

Сегодня англичане позиционируют свою базу как общеевропейскую, которая просто находится на содержании Англии. Здесь размещается западное звено цепи средиземноморских военно-морских баз НАТО.

Столица скалы-государства город Гибралтар, похожий на типичный средиземноморский порт, живущий смешением разных культур: в архитектуре здания в георгианском и викторианском стилях перебивают постройки с чертами испано-португальских, генуэзских и мавританских влияний, а свой язык местные жители иронично называют спэнглиш. Гибралтар - офшорная зона. О британском присутствии напоминают названия улиц и разных заведений, обилие пабов, полицейские в английской униформе и валюта - гибралтарский фунт.

На противоположной от британского Гибралтара стороне - территория Марокко. Наиболее значимое поселение в этой части страны это, безусловно, Танжер. У города не менее примечательная история, чем у соседей по ту сторону пролива. В течение полувека он составлял международную зону Танжер. Территория с особым статусом, которая в 1912—1956 гг. управлялась несколькими европейскими государствами (Францией, Испанией и Великобританией). Но в ходе Второй мировой войны расстановка сил поменялась. Оккупированная немцами Франция не могла более контролировать свой участок Танжера, его оккупировала Испания. А по окончании войны арабское население зоны начинало приобретать вес и проявляло недовольство присутствием европейцев.

В итоге, в 1956 г. марокканцы аннексировали Танжер. Сейчас это крупный портовый город, сохранивший за собой автономию и стратегическое значение. Он остается наиболее европеизированным в стране, в нем постоянно проживают французы, испанцы, немцы, итальянцы, англичане и другие европейцы (в том числе и небольшой русскоязычный анклав). На городском силуэте заметны не только мечети, но и католические, протестантские (англиканские и лютеранские) церкви, синагоги и другие культовые сооружения.

За свою историю Гибралтарский пролив закрывался и открывался не менее 11 раз. Так произошло, например, 6 млн лет назад. Закрытие пролива привело к увеличению солености в Средиземном море и образованию слоя эвапоритов (продукт испарения соленой воды) толщиной в 2 км. Примерно 5,3 млн лет назад пролив вновь открылся, это позволило Средиземному морю ожить. Движение литосферных плит приведет к очередному закрытию пролива через несколько млн лет.

Общие сведения о проливе Гибралтар

Страны: Испания, Марокко и Гибралтар (заморская территория Великобритании).

Крайние точки: мысы Трафальгар и Карнеро (Европа), мыс Спартель и г.Джебель-Муса (Африка).

Языки: Гибралтар - английский (а также янито или лья-нито/жанито андалусский диалект испанского в сочетании с английским и элементами итальянского, мальтийского, арабского и иврита); Испания - испанский; Марокко - марокканский диалект арабского и берберский.

Этнический состав: Гибралтар -англичане 27%, испанцы 24%, генуэзцы и другие итальянцы около 20%, португальцы 10%, мальтийцы 8%, евреи 3%, прочие (марокканцы, французы, австрийцы, китайцы, японцы, поляки, датчане и нелегальные мигранты индийцы, пакистанцы) 8%. Гибралтарцами себя считают более 83% населения; Испания- преимущественно испанцы; Марокко- марокканцы (арабы и берберы) и европейцы (французы, испанцы, португальцы).

Религии: Гибралтар- католицизм 70%, ислам 8%, англиканство 8%, прочие (в т. ч. иудаизм, атеизм) 11%; Испания - преимущественно католицизм; Марокко - ислам (суннизм).

Денежные единицы: гибралтарский фунт (Гибралтар), евро (Испания), марокканский дирхам (Марокко).

Важнейшие порты: Гибралтар (Великобритания), Ла-Линеа, Сеута, Альхесирас (Испания), Танжер (Марокко).

Аэропорты: международный аэропорт Гибралтар (Гибралтар), международный аэропорт Ибн-Батута (Танжер).

От Европы до Африки через Гибралтарский пролив ходит паром (35 мин).

Средняя температура января: + 13С.
Средняя температура июля: +24С.
Среднегодовое количество осадков: 767 мм.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Природный парк Гибралтарского залива (Тарифа, Испания), искусственные тоннели разных времен в Гибралтарской скале и смотровая площадка на ней ж, пещера Святого Михаила (Гибралтар);
■ Город Гибралтар: мавританский замок (с XI в.), храм Богоматери Европы (сер. XV е.), католический собор Святой Марии Коронованной, англиканский собор Святой Троицы (1825 г.). Андреевская церковь (1854 г.), Большая синагога (1724 г.), музей Гибралтара;

■ Город Танжер: Старый город, дворец Дар-эль-Махзен (XVII в.), здание американской миссии, Гран Сокко и Пти Сокко (большая и малая площади), большая мечеть Танжира, мечеть Касба, англиканский собор св. Андрея, отель Континенталь.
■ Ландшафт: гроты Геракла (в пещерах у мыса Спартель), пляжи от мыса Спартель (протяженностью 47), парк Ремилла, терраса Слукья.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ По одной из версий Геркулесовы столбы стали прототипом двух вертикальных черт в символическом изображении доллара, а обвивавший их мифологический змей Пифон мог превратиться в извилистую S-образную линию.
■ Во время Второй мировой войны все немецкие подводные лодки, вошедшие в Средиземное море через этот пролив, были подорваны там. Кроме одной- U-26.
■ Еще во времена путешествий финикийцев Гибралтарская скала стала как бы обширным алтарем под открытым небом: здесь совершались жертвоприношения перед выходом в воды Атлантики.
■ Один амбициозный проект энергетиков XX в. предлагал искусственным образом понизить уровень Средиземного моря на 200 м для установки в проливе плотин с несколькими электростанциями.
■ В Гибралтарском проливе течения направлены в разные стороны: поверхностное на восток, а глубинное на запад.
■ В Гибралтаре на площади Казематов до сих пор проводится церемония передачи ключей, ведь раньше ворота крепости действительно запирались на ключ.
■ Последний мировой рекорд в женских заплывах принадлежит 49-летней Пенни Палфи, которая в 2010 г. переплыла Гибралтарский пролив за 3 часа и 3 минуты.
■ Гибралтарский пролив открыт для гражданских и военных судов всех стран. А также для пролета всех гражданских летательных аппаратов.
■ Периодически возникает идея создания либо тоннеля под проливом, либо моста через него и тогда подобный мост стал бы самым высоким (более 900 м) в мире.
■ Геракловыми (или Геркулесовыми) столбами скалы Гибралтарского пролива прозвали за то, что в разных вариантах мифа о подвиге, связанном с его путешествием за чудесными коровами великана Гериона, Гераклу приписывается либо создание этих столбов, либо их обнаружение на краю западного мира.
■ Воды Средиземного моря и Атлантического океана не смешиваются. Они сохраняют свои различающиеся свойства. Причем об этом было известно еще в древние времена, а современные ученые просто сумели объяснить этот факт наличием поверхностного натяжения воды.

■ По преданию бутылочную почту изобрел в III в. до н э. греческий философ Теофраст, бросив ради опыта несколько запечатанных сосудов с посланиями за Гибралтарским проливом. Так этот естествоиспытатель убедился, что вода в Средиземное море попадает из Атлантики: месяцы спустя один из сосудов был обнаружен на Сицилии.
■ Еще одно название пролива: арабское Баб-эль-Закат, означает Ворота милосердия.

Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании (в 1973 году Великобритания присоединилась к ЕС вместе с Гибралтаром (но без Нормандских островов и Острова Мэн) в соответствии со статьёй 299 (4) Договора о Европейском сообществе. После ратификации и вступления в силу Лиссабонского договора 2007 года данный Договор стал именоваться Договором о функционировании Европейского союза). На него не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому здесь нет НДС.

C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Граждане Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС.

С 2011 года в Гибралтаре прекратили свое существование освобождённые компании (exempt companies). Действующая ставка корпоративного налога с 1 июля 2009 года снижена до 10 %, что вполне позволяет ему конкурировать с Ирландией, а возможно и с Кипром, в отличие от которого у Гибралтара нет обязательств перед Россией в сфере налогового сотрудничества.

Местоположение и назначение Гибралтарского пролива

Географические координаты:
Широта 36° 11′ с. ш., Долгота 5°22′ з. д.
Назначение объекта:
Судоходная связь Атлантики и Средиземного моря для обеспечения морского маневра. Гибралтарский пролив важный объект морского пространства, имеющий огромное стратегическое и экономическое значение. Недаром в районе пролива расположены испанские и марокканский порты и даже Английская крепость (военная база Великобритании).

Легенды и история Гибралтарского пролива

Легенды:
В древности о проливе существовало множество мифов. Считалось что он является вратами между миром людей и миром полной неизведанности, краем земли. И скалистые берега, наводящие страх тому подтверждение. Берега называли Геркулесовыми столбами.
История возникновения и географические особенности:
Первая (научная) гипотеза-Средиземное море это остатки единого (Атлантики и Средиземного моря) океана Тетис, который уменьшался в результате движения тектонических плит и в результате образовался узкий перешеек.
Вторая (околонаучная) гипотеза-5 миллионов лет назад, в результате некоего воздействия воды Атлантики «протаранили» себе пролив и образовали Средиземное море.
В проливе существуют два противоположных течения. Поверхностное течение из Атлантики в Средиземное море. Глубинное течение в Атлантический океан из Средиземного моря.

Проезд,визовый режим, связь

Наиболее предпочтительное место для туристов культурный город Гибралтар (территория Великобритании)- Надо иметь действующую шенгенскую мультивизу , либо стандартную 6-месячную британскую визу.
Связь
Отличный уровень сигнала всех операторов связи.

Отели Гибралтара

Sunborn Gibraltar
Rock Hotel
Callaghan Eliott Hotel
Marina Bay Gibraltar
Jasmine Coral Jay
Continental Hotel

Справочная информация о городе Гибралтар

Площадь 6,5 км²
Население 30 001 чел.
Валюта Фунт стерлингов
Гибралтарский фунт
Телефонный код 9567 (для Испании), 350
Национальный домен gi
Английский язык

Международный пролив, разделяющий Африку и Европу и дающий выход от Средиземного моря к Атлантике, сегодня, как и сотни лет назад остается стратегическим пунктом. Длина естественного образования составляет 65 км, глубина на фарватере от 338 м, а ширина - 14-44 км. Гибралтарский пролив служит также Меккой для туристов, предпочитающих сказочным Пиренеям с архитектурой и широчайшими возможностями отдых на побережье пролива в компании дефилирующих морских млекопитающих, привыкших к постоянному вниманию. Посетите обязательно .

От Геракловых столпов до Гибралтарского пролива

Морской пролив в античности именовали не иначе как Геракловыми столпами. Хотите узнать почему? Дело в том, что направляясь к острову Эрифия западнее родной Греции, сын Зевса достиг пролива, за которым, как он считал, был конец человеческого мира. Чтобы отметить это место, силач возвел по обе стороны от пролива Стеллы - так называемые столпы Геракла.

Самые смелые историки предполагают, что до появления здесь знаменитого героя Греции никакого пролива вовсе не существовало. Будто бы Геракл прорубил канал, раздвинув скалы, таким образом дав направление воде. Прочие любители древнегреческих легенд и мифов, напротив, уверяют, что Геркулес сузил существовавший пролив, дабы обезопасить Грецию от чудовищ Посейдона, которыми кишела Атлантика. Тем не менее, киты часто наведываются сюда, развенчивая этот миф.

Достопримечательности Гибралтарского пролива

В районе пролива расположены курортные города: с испанской стороны - Альхесирас, Линеа, Сеута, с марокканской - Танжер, а также военно-морская база Ее Величества королевы Англии, старинная британская крепость и, собственно, город Гибралтар.

Местная пещера Св. Михаила - скальное образование из нескольких залов на глубине до 65 м. Сталактиты и сталагмиты, согласно заявлениям ученых, сформировались 200 млн лет назад. Говорят, что в Африку попасть можно аккурат по этой пещере, но проверять эту версию никто не решается. В уникальной природной системе можно встретить грот, подземное озеро. В них ранее располагался военный госпиталь, а сегодня - концертный зал.

Гибралтар - единственное место в мире, где водятся бесхвостые макаки (варварийские обезьяны). Если верить легенде, обезьяны появились здесь из Африки, причем пришли они сюда самовольно, по подземным тоннелям.

Как люди открывали свою землю Томилин Анатолий Николаевич

Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив

Если, огибая Пиренейский полуостров, двигаться сначала вдоль испанского, а затем португальского берега, примерно до 37 градусов северной широты, а потом повернуть на восток, то судно скоро окажется перед воротами Средиземноморья - Гибралтарским проливом.

Глубокая сбросовая впадина разделяет здесь Европу с Африкой. Расстояние между двумя континентами всего километров двадцать. А в наиболее узком месте с капитанского мостика можно разглядеть оба берега.

Сам Гибралтар - военно-морская и авиационная база и крепость. Полуостров образован массивной скалой, господствующей над проливом и соединенной с материком низким песчаным перешейком. Принадлежит Гибралтар по сей день Великобритании. Причем англичане весьма гордятся своими владениями на юге Пиренейского полуострова.

В старой лоции Гибралтарского пролива и Средиземного моря, составленной гидрографом английского флота Джоном Парди, переведенной лейтенантом И. Шестаковым и изданной у нас в городе Николаеве в 1846 году, написано:

«Громадная скала Гибралтарская, в 1400 фут вышиною, встает внезапно из бездны вод и гордо возвышается над Испаниею и Африкою… Укрепления и просторные галереи, высеченные в известковой скале, поражают удивлением. Место, по мнению самых искусных стратегиков, решительно неприступно».

В древности народы, жившие по берегам Средиземного моря, называли скалы у Гибралтарского пролива (согласно римским мифам) Геркулесовыми столбами и считали краем света, за пределы которого мореплавателям выходить нельзя, потому что там их ждет неминуемая гибель. Древние греки и римляне хорошо знали знаменитую скалу и называли ее Кальпе. А вот важность ее стратегического значения первыми оценили арабы примерно в VIII веке, когда вторглись из Африки в Испанию. Они основали на ее крутых склонах крепость, которую назвали по имени своего полководца Тарик-Ибн-Сеида Джебель-ат-Тарик, то есть Гора Тарика. Со временем это название исказилось и превратилось в Гибралтар…

Гибралтарский пролив - немалое препятствие для тех, кто желает с Европейского континента переехать в Африку. Каждый год паромы переправляют через него до 3,7 миллиона человек и около 370 тысяч автомашин. Летом, в сезон отпусков, на паромы и катера постоянно стоят длинные очереди.

В 1981 году 500 специалистов из 20 стран мира собрались в городе Танжере, расположенном на северо-западе Марокко у Гибралтарского пролива, чтобы обсудить проект прямого сообщения из Европы в Африку.

Английские специалисты, имеющие опыт строительства мостов со сверхдлинными пролетами, предложили соорудить через пролив подвесное сооружение. У себя на родине британцы уже построили мост через эстуарий (от латинского «aestuarium» - затопляемое устье) реки Хамбер с центральным пролетом в 1410 метров длиной. Между двумя опорными мачтами на высоте 155 метров натянуты два троса толщиной с железнодорожную цистерну. Они и держат гигантский пролет. Но как поставить опоры? Глубина Гибралтарского пролива, сильные ветры и мощные течения делают осуществление предложенного решения очень трудным.

А вот что придумали японские инженеры. В этой стране уже давно ведутся работы по прокладке тоннеля длиной в 54 километра между островами Хоккайдо и Хонсю. Понятно, что японские фирмы стоят за тоннель между Европой и Африкой, им это привычнее.

Постройка моста сотрудничества и братства - так думают назвать его политические деятели обоих континентов - состоится, если удастся собрать 2,5 миллиарда долларов. Такова предположительная стоимость сооружения. Если средства отыщутся, то строительные работы, возможно, начнутся после 1985 года. Окончание же их планируется на 2000-й, а то и 2050 год…

Первая осада Гибралтара была осуществлена кастильскими войсками в 1309 году. В то время на земле Пиренейского полуострова шла реконкиста - отвоевание народами, населяющими полуостров, своих земель, захваченных арабами и берберами, которых местное население называло маврами. Испанский военачальник взял крепость. По приказу короля в ней поселили преступников, освобожденных из тюрем.

Несколько раз крепость переходила из рук в руки. Испанцев сменяли арабы. Потом она снова оказывалась у испанцев. Как-то раз алжирские пираты обложили крепость, но она выдержала осаду.

Значение Гибралтара росло. Ведь он стоял в самом узле морских дорог эпохи первоначальных колониальных завоеваний.

В 1704 году во время войны за испанское наследство соединенная англо-голландская эскадра под командованием английского адмирала Рока захватила Гибралтар. Сколько ни старались испанцы отбить крепость, попытки им не удавались. А девять лет спустя по Утрехтскому мирному договору Гибралтар окончательно закрепили за англичанами. С той поры он стал опорной базой Великобритании для ее колониальных захватов в Африке, на Ближнем Востоке и даже в Индии.

В течение всего XVIII века испанцы пытались либо отобрать силой, либо выменять Гибралтар у англичан. Но их попытки ни к чему не привели. В Великобритании прекрасно понимали значение неприступной скалы в горле Средиземного моря.

Особенно возрос интерес к Гибралтару, когда построили Суэцкий канал. В то время в Африке усилились позиции Франции. В 1904 году англичане подписали с французами декларацию, по которой оба правительства соглашались не допускать возведения укреплений или стратегических сооружений в испанской зоне на марокканском побережье. Испании пришлось присоединиться к этой декларации. Европейские державы договорились о постоянном поддерживании в Гибралтарском проливе достигнутого положения. На юридическом языке в международном праве такое состояние называется «статус-кво».

ИОНИЧЕСКОЕ МОРЕ. Часть Средиземного моря между Балканским и Апеннинским полуостровами и островами Крит и Сицилия. Глубина его в южной части - до 5121 метра. Площадь - 169 тысяч квадратных километров. Крупные заливы: Скуиллаче, Катания, Таранто, Патраикос, Кипарисиакос, Месиниакос. Главные порты: Патры, Керкира, Таранто, Катания.

Названо по имени одного из главных древнегреческих племен - ионийцев, населявших Аттику, часть Эвбеи, острова Хиос, Самос и другие. В XI–IX веках до нашей эры эти племена колонизировали часть побережья Малой Азии (область Иония), а также берега Мраморного и Черного морей.

И в первой, и во второй мировых войнах Гибралтар являлся английской военной базой. Казалось бы, чайке не пролететь, чтобы ее не заметили дозорные. И тем не менее фашистские подводные лодки хозяйничали по обе стороны Геркулесовых столбов. Как это могло быть…

Еще в прошлом веке русский адмирал и ученый Степан Осипович Макаров обнаружил, что из-за жаркого климата с поверхности Средиземного моря испаряется очень много воды. А рек в море впадает мало. И уровень Средиземного моря все время оказывается по этой причине ниже уровня Атлантического океана. Естественно, что воды из Атлантики непрерывным потоком идут через Гибралтарский пролив, создавая довольно мощное течение.

Но еще удивительнее оказалось то, что на глубине, под этим течением, оказалось противотечение, которое шло из моря в океан.

Во время второй мировой войны обоими этими течениями весьма ловко пользовались фашистские подводные лодки. В Атлантическом океане, у входа в пролив, они ночью погружались на малую глубину и выключали двигатели. Течение бесшумно переносило их в море мимо ничего не подозревающих английских акустиков. Точно так же действовали подводные рейдеры и при выходе из моря в океан. Только погружались они глубже и использовали не течение, а противотечение.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

11. 10. Пролив Святого Георгия в Англии Сделаем здесь дополнение к нашей работе по истории Англии , том. 2. В ней мы выдвинули и обосновали гипотезу, что первоначально в X-XII веках н.э. Константинополь назывался в некоторых хрониках Лондоном. Затем, после падения

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

10. Пролив Святого Георгия в Англии Напомним о нашем исследовании истории Англии, изложенном в книге «Новая хронология Руси, Англии и Рима». Там мы выдвинули и обосновали предположение, что в XI–XII веках город Троя = Царь-Град = Иерусалим Босфоре назывался в некоторых

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Полководец автора Карпов Владимир Васильевич

Бросок через пролив Итак, в течение июля – августа 1943 года Красная Армия нанесла сокрушительное поражение гитлеровцам на Курской дуге. В конце сентября наши войска вышли к Днепру и форсировали его на широком фронте, захватив большие плацдармы на той стороне.В первой

автора Янг Эдвард

Глава 14 МАЛАККСКИЙ ПРОЛИВ На базе царила суматоха. В проходе между штабом и кабинетом командира сновали командиры субмарин и штурманы, офицеры плавбазы и посыльные из радиобюро. Я почти налетел на Вершойл-Кемпбелла, который командовал «Морским львом», когда я учился на

Из книги Крадущиеся на глубине. Боевые действия английских подводников во Второй мировой войне. 1940–1945 гг. автора Янг Эдвард

Глава 21 ЧЕРЕЗ ЛОМБОКСКИЙ ПРОЛИВ 8-я подводная флотилия была первым подразделением Королевского ВМФ, базировавшимся в Западной Австралии. Население Перта, Фримантла и других окрестных городков встретило нас очень радушно. Люди открыли нам свои сердца, двери домов и

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

11.10. Пролив святого Георгия в Англии Напомним здесь наш анализ истории Англии, см. «Тайна русской истории», гл. 6:9. Мы выдвинули и обосновали гипотезу, что первоначально, в XI–XIII веках город Троя = Царь-Град назывался в некоторых хрониках также и ЛОНДОНОМ. Затем, после падения

Из книги Атлантиды моря Тетис автора Кондратов Александр Михайлович

Гибралтарский прорыв Во времена Платона Геракловыми столпами, вне всякого сомнения, считался Гибралтарский пролив. Основав город-крепость Гадес, или Гадир, финикийцы, прибывшие в Испанию из города Тир, воздвигли в честь своего верховного бога Мелькарта (название

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

Керчь и Керченский пролив Керченский пролив и Керчь могли бы рассказать о появлении в 1699 году у керченских берегов первого русского военного корабля «Крепость» и сопровождавшей его эскадры, о сражениях русского и турецкого флотов в период русско-турецкой войны 1768–1774

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Бунт подавлен, пролив найден Однажды, когда в апреле 1520 года корабли вошли в маленькую бухту, начался бунт. Тридцать человек с корабля «Консепсион» захватили корабль «Сан-Антонио», убили часть оставшихся верными Магеллану моряков, остальных заковали. Ночью они

автора Низовский Андрей Юрьевич

К Атлантике через Берингов пролив В 1825 г. капитан Фредерик Уильям Бичи получил от брит анского Адмиралтейства задание отправиться на поиски Северо-Западного прохода со стороны Тихого океана и, отыскав его, пройти возможно дальше по нему, а затем вдоль северного

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Через Берингов пролив Задача отыскать Северо-Восточный проход была поставлена русским правительством перед экспедицией М.Н. Васильева, отправившейся в начале июля 1819 г. вокруг Африки в Тихий океан на двух шлюпах – «Открытие» и «Благонамеренный». В середине мая 1820

Из книги Десант на Эльтиген автора Гладков Василий Федорович

Бросок через пролив Было это 25 сентября 1943 года. Я получил телефонограмму из штаба фронта: прибыть к генералу армии И. Е. Петрову. Первая встреча с командующим фронтом волновала. От товарищей я слышал о генерале много хорошего. Говорили, что это человек не только обширных

Из книги Пролив в огне автора

О книге «Пролив в огне» и ее авторах Документальная повесть «Пролив в огне», написанная ветеранами Черноморского флота В. А. Мартыновым и С. Ф. Спаховым, рассказывает о боевых действиях советских воинов в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа в 1941-1944 годах. Те

Из книги Пролив в огне автора Мартынов Валериан Андреевич

Керченский пролив - наш! Сто шестьдесят пять суток действовала переправа, и все это время артбатареи 163-го и 167-го дивизионов Керченской ВМБ вместе с артиллерией Приморской армии поддерживали артогнем боевые действия войск на керченском плацдарме, прикрывали переправу,