Остров пасхи и пацифида. Тайны забытых цивилизаций

Между Евразией и Австралией на севере и Южной и Северной Америками на юге расположен Тихий океан — самый большой и глубокий на Земле. Именно здесь, предполагают ученые и мистики, нужно искать древний затонувший континент — Пацифиду .

Остров Пасхи со всех сторон окружен океаном. До Чили, к которому относится территория острова, — 3703 километра, а до Таити — 4500 километров. Остров очень маленький, его площадь — всего 163,6 квадратных километра.

В 1578 году испанский мореплаватель Хуан Фернандес отправился на поиски неведомой Южной Земли. Из-за шторма корабль сбился с курса и прибыл к странному острову, населенному белыми, богато одетыми людьми, совершенно не похожими ни на жителей Перу, ни на обитателей Чили.

Моряки решили, что цель достигнута, и вернулись в Чили, чтобы подготовиться к серьезной экспедиции на неведомую землю. Подготовка держалась в тайне, поэтому, когда Хуан Фернандес внезапно скончался, продолжить его дело никто не смог. На долгие годы загадочная земля была забыта.

В 1687 году английский пират Эдуард Дэвис обнаружил к югу от Чили низкий песчаный берег, а в нескольких десятках километров западнее — длинную полоску суши. Однако на берег пират сходить не стал.

В 1772 году с кораблей эскадры голландского адмирала Якоба Роггевена заметили маленький скалистый островок. Поскольку день был праздничный, Пасха, это имя было дано вновь открытой земле.

Все мореплаватели, похоже, видели разные земли. Но, может быть, все же это был изначально большой участок суши, который постепенно затапливался и изменял свои очертания в течение десятков лет? Возможно, эта земля была ничем иным, как Пацифидой, доживавшей свои последние дни?

Гипотеза о том, что остров Пасха ранее являлся частью обширной суши, на которой проживали представители высокоразвитой цивилизации, имеет ряд косвенных доказательств. Следом погибшей культуры может быть самобытная система письма — до сих пор не расшифрованные иероглифы кохау ронго-ронго.

Множество споров вызывают различные найденные деревянные статуэтки, петроглифы, мелкая пластика в камне и, конечно, знаменитые гигантские каменные скульптуры моаи.

«Во всех домах есть деревянные дещечки или палки, покрытые какими-то иероглифическими знаками. Это фигуры неизвестных на острове животных; туземцы чертят их с помощью острых камней (обсидиан). Каждая фигура имеет свое название; но так как они делают такие дощечки в редких случаях, это заставляет меня думать, что знаки — остатки древнего письма — сохранились у них по обычаю, которому они следуют, не ища в нем смысла».
Эжен Эйра, первый миссионер, прибывший на остров Пасхи

Кроме того, у островитян есть обряды (например, обряд выбора «человека-птицы»), не практикующиеся больше ни одним тихоокеанским народом.

Полинезийцы именуют остров Пасхи «Рапа-Нуи», то есть «Большой Рапа», в противовес «Рапа-Ити», то есть «Малому Рапа» — острову, расположенному на юго-западе от Пасхи. Британский путешественник Джеймс Кук зафиксировал название «Ваиху», но, скорее всего, этим словом назывался не весь остров, а только его часть.

Аборигены также называли свой остров «Мата-ки-те-Ранги» (Глаз Неба) и «Хити-Аи-Ранги» (Край Неба). Но чаще всего употреблялось название «Те-Пито-о-те-Хенуа», что переводится как «Пуп Земли». Тур Хейердал полагал, что самоназвание острова отражало его истинное положение. Здесь проживал высокоразвитый народ. Именно отсюда культура и научные знания распространялись среди других племен островов Океании.

Так, может быть, и в самом деле на первый взгляд фантастическая теория подтверждается? Неужели крошечный островок был когда-то центром огромного материка, сердцем высокоразвитой древней цивилизации?

Если бы остров Пасхи был частью Пацифиды, ушедшей некогда под воду, память об этом, как и о грандиозной катастрофе, обязательно бы сохранилась в мифах, легендах, преданиях. И такие легенды действительно существуют.

Правда, необходимо оговориться: скорее всего, эти сказания имеют мало общего с древними легендами — в XIX веке на остров напали перуанские работорговцы и вывезли оттуда всех мужчин, чтобы продать в рабство; по требованию правительств Англии и Франции оставшиеся в живых островитяне были возвращены на родину, однако на корабле разразилась эпидемия оспы, и в живых осталось всего 15 человек; они завезли болезнь на остров Пасхи, и вскоре из всего населения осталось лишь 111 человек.

А их, в свою очередь, очень быстро и очень ловко обратили в христианство, так что последние ниточки, связывавшие островитян с их древней культурой, оказались оборванными. Даже древние таблички с письменами были сожжены как «языческие» или надежно спрятаны от посторонних глаз.

Позже к епископу Таити Жоссану попало несколько чудом сохранившихся деревянных табличек. Однако он «не увидел на них письмен, которые бы связывали отдельные понятия между собой». Ничего похожего на «неизвестных на острове животных» там тоже не было.

Жоссан не нашел никаких убедительных доказательств того, что таблички и система письма относились к глубокой древности. Епископ писал:

«Если они и существовали, на что как будто указывает сообщение брата Эйро, можно лишь предполагать, что все они стали жертвой пламени. Сколь прискорбно, что до нас не дошла ни одна из древних дощечек! Те, которые я спас, явно относятся к более позднему времени, и я почти уверен, что они представляют собой лишь остатки письменности былой поры, ведь мы видим на них только то, что есть в природе этого маленького острова».

На сегодняшний день попытки расшифровать письменность острова Пасхи не приносят результатов. По крайней мере, подобного рода исследования не помогают ответить на главный вопрос: был ли остров Пасхи частью большого тихоокеанского континента?

Один из знаков Жоссан трактовал как изображение крысы. Тур Хейердал в том же самом иероглифе увидел животное семейства кошачьих, похожего на ягуара: «Круглая голова со свирепо разинутой пастью, тонкая шея и сильно выгнутое туловище, опирающееся на длинные согнутые ноги». Однако на острове Пасхи никогда не водились кошачьи, поэтому Хейердал предположил, что письменность островитян имеет южноамериканское происхождение. Исследователь фон Хевеши «прочитал» тот же самый знак как «обезьяну», что дало ему основания связать письменность острова Пасхи с древнейшей цивилизацией, существовавшей около 5000 лет назад в долине реки Инд. Существует также мнение, что этот иероглиф обозначает человека.

За долгие годы наука так и не пришла к согласию по поводу правильной трактовки этого знака.

Впрочем, сам факт наличия письменности свидетельствует о многом.

Возникновение письменности — верный признак зарождения государства. Единое некогда племя расслаивается на классы, возникает необходимость регулярно и точно фиксировать факты, описывать происходящие события. Следовательно, если на острове Пасхи существовало письмо, значит, было и государство — хотя бы примитивное и зарождающееся.

В 1913 году Макмиллан Браун, исследуя острова Тихого океана, встретился с племенем, проживающим на небольшом атолле Волеаи, в Микронезии, в противоположном от Пасхи конце Океании. Племя насчитывало всего 600 человек. Пятеро членов этого племени владели уникальной письменностью, ни похожей ни на одну из существующих. Странно было бы предположить, что создателем этого письма является кто-то из тех пяти человек.

Конечно, бывали случаи, когда аборигены Северной и Западной Африки, а также Аляски изобретали свою письменность, но лишь после знакомства с европейским буквенным письмом, причем в новых значках угадывались элементы латиницы либо очертания предметов купли-продажи. Письмена же народа Волеаи были уникальными.

Браун был убежден: эту письменность создали представители большой, хорошо организованной общины, жители крупного государства, которое некогда существовало в этой части Тихого океана.

Получалось, что на противоположных концах Океании жили два малочисленных народа, обладавшие самобытной письменностью, что указывает на существование у них цивилизации и государства. Может быть, Микронезия и остров Пасхи — последние оазисы, где сохранились остатки погибшей высокоразвитой цивилизации — Пацифиды? Может быть, они ведут свою историю от этого погибшего континента?

Исполинские каменные статуи моаи — знаменитый символ острова Пасхи — являются одной из величайших загадок нашей планеты. Моаи (головы и тела без ног) монолитны, вытесаны из единого камня (из цельного куска спрессованного вулканического пепла). Все они имеют похожие черты: тяжелые квадратные подбородки, вытянутые мочки ушей и высокие лбы.

Однако каждая моаи обладает особой, уникальной внешностью, как будто скульпторы пытались передать портретное сходство. Сейчас у статуй пустые глазницы, но ученые доказали, что когда-то у моаи были глаза, сделанные из кораллов.

Большинство статуй стоят на побережье и смотрят вглубь острова, но семь моаи повернуты лицом к морю и находятся достаточно далеко от воды.

Ученые ведут жаркие споры, являются ли моаи изображениями людей или пришельцев из космоса.

Высота моаи колеблется от 3 до 21 метра, а вес — от 10 до 90 тонн. На острове нашли неоконченную статую — высотой 20 метров и весом 270 тонн. Всего на острове 997 моаи, 394 из которых не окончены и брошены в каменоломнях.

Некоторые статуи были установлены на аху — специальные каменные площадки, вероятно предназначенные для неких ритуалов. Каменные блоки не скреплены никаким раствором, однако настолько точно подогнаны, что в щель между ними невозможно вставить даже тонкое лезвие ножа. Головы статуй увенчаны пукау — цилиндрическими шапками из красных камней.

Моаи изготавливались в каменоломнях, расположенных в глубине острова, в кратерах вулканов, а потом доставлялись к месту установки. Часть статуй так и остались лежать в каменоломнях. Создается такое впечатление, что работы по возведению моаи были спешно остановлены, а статуи брошены на произвол судьбы.

Возможно, виной тому была природная катастрофа, стихийное бедствие, после которого некому стало продолжать работу. А может быть, на остров явились незваные гости, опять-таки, люди или пришельцы, уничтожившие большую часть коренного населения.

На острове Пасхи нет ни рек, ни ручьев, ни озер. Источником пресной воды служат кратеры вулканов, расположенные по краям острова. В них есть несколько озер с дождевой водой.

По официальной версии, статуи-исполины создавались по приказу правящей верхушки острова — так называемых длинноухих (именно у них были те самые вытянутые мочки ушей — аристократы носили массивные украшения, которые растягивали мочки). Короткоухость была признаком принадлежности к бедным слоям, к черни — именно эта самая чернь и создавала моаи по приказу правителей. В XVI веке короткоухие подняли восстание, закончившееся победой, и прекратили создавать моаи.

Однако каким образом островитяне, не знавшие железа, вытесывали многотонные статуи и как умудрялись доставлять их к месту установки? Аборигены утверждали, что моаи двигались сами. Возможно, древние жители Пасхи обладали телекинетическими способностями и могли усилием мысли заставлять статуи перемещаться?

Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попросил последних представителей клана длинноухих воспроизвести все этапы создания моаи. Группа туземцев отправилась в каменоломню, где с помощью каменных молотков вытесала статую. Молотки, быстро приходившие в негодность, тут же заменялись новыми.

Затем аборигены переместили 12-тонное изваяние к месту установки. Статую тащили волоком, в горизонтальном положении, мобилизовав для этого большую группу помощников, затем подняли в вертикальное положение с помощью приспособления из камней и бревен — камни подкладывали под основание статуи, три бревна использовали в качестве рычага.

Островитяне, участвовавшие в эксперименте, рассказали Хейердалу, что, хотя моаи давно уже не строятся, секреты их создания передаются из уст в уста, от старших к младшим, причем старики заставляют молодежь повторять услышанное снова и снова, пока не убедятся, что знания твердо усвоены.

В 1986 году Хейердал совместно с чешским инженером и экспериментальным археологом Павлом Павлом поставил еще один эксперимент. Оказалось, что группа из семнадцати человек в состоянии перетащить вертикально поставленную 20-тонную статую, обвязанную веревками, перекантовывая ее.

Существует также мнение, что островитяне «привозили» моаи к месту установки на подстилке из перекатывающихся круглых бревен.

Итак, чтобы переместить моаи, не нужно обладать экстраординарными способностями, такая задача вполне под силу обычным людям, причем даже не знающим технического прогресса.

В XVIII — начале XIX века, по словам европейских путешественников, посещавших Пасху, большинство статуй моаи стояли в вертикальном положении. Но что-то или кто-то низвергнул каменных исполинов с их постаментов. И опять напрашивается очевидный, с первого взгляда, ответ. Статуи упали вследствие разразившейся природной катастрофы или нашествия завоевателей, то есть по тем же причинам, по которым туземцы бросили работы в каменоломнях.

По свидетельствам мореплавателей, посещавших остров Пасхи в течение XVIII—XIX веков, статуи падали постепенно. Год от года оставалось все меньше статуй, сохранявших вертикальное положение. В 1838 году адмирал Дюпети-Туар сообщал о девяти стоящих моаи, а вскоре все каменные гиганты острова Пасхи оказались на земле. Эта участь минула лишь статуи, врытые в грунт возле каменоломни Рано-Рараку.

Так кого же изображают каменные исполины? И зачем в течение десятилетий, а то и веков их создавали и ставили на берегу моря?

Первый ответ, который возникает: моаи — это фигуры богов. Вполне разумная гипотеза. Правда, есть одно «но». Сегодня на маленьком островке проживает всего 4888 человек. Вряд ли в давние времена население Пасхи было существенно больше. Получается, что примерно на каждые десять человек приходилось по одной статуе. Не слишком ли много священных изображений?

Существует версия, что каменные моаи — предки аборигенов Пасхи. Эта гипотеза объясняет, почему статуи имеют разную высоту: якобы размеры моаи отражают заслуги того или иного древнего островитянина.

Есть также мнение, что моаи должны были защитить остров от надвигающегося моря: то ли в качестве волнорезов, то ли в качестве магических стражей.

Наконец, некоторые исследователи полагают, что остров Пасхи некогда служил гостям из параллельной Вселенной храмом, где они исполняли культовые обряды, и каменные статуи служили именно для этих целей. Когда в силу неизвестных причин окно в параллельную Вселенную захлопнулось, работы по созданию новых статуй прекратились.

"Воскресить" и расшифровать ДНК древних жителей острова Пасхи впервые удалось палеогенетикам. Это открытие дало ученым из университета Калифорнии в Санта-Крузе (США) возможность сделать вывод, что население острова было сородичами полинезийцев.

Однако до первого появления на этом загадочном острове европейцев, его жители никогда не контактировали с другими группами людей, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Current Biology. По их словам, никаких следов, подтверждающих контакты жителей острова Пасхи и индейцев Южной Америки найдено не было. Однако намеков на такие контакты найдено немало.

На полном загадок острове Пасхи примерно два тысячелетия назад существовала причудливая цивилизация полинезийцев. После себя они оставили многочисленные следы в виде гигантских истуканов-моаи. Вероятнее всего, истуканы — это обожествленные фигуры предков и родичей древних жителей острова. Исчезла эта цивилизация еще до прибытия первых колонизаторов. Причины, как предполагают ученые, две: истощение ресурсов в результате хищнического истребления лесов и животных полинезийцами, и связанная с этим война между разными племенами аборигенов.

Закончились эти войны тем, что культура моаи почти исчезла, а ее место заняла более примитивная культура "птицечеловеков". Из-за уничтожения в 19 веке остатков былой цивилизации до сих никто так и не смог расшифровать уникальную систему письменности древних жителей острова.

Но самые загадочное — это происхождение жителей: отсутствие "чистых" линий островитян не позволяло генетикам и историкам понять, являются ли обитатели острова чистокровными полинезийцами, мигрировавшими на "Рапа"нуи" cо стороны Австралии и Новой Гвинеи, или же они являются потомками смешанных браков древних индейцев и мигрантов из Океании.

Большинство ученых поддерживают вторую теорию. А в целом среди исследователей не прекращались ожесточенные споры на эту тему.

Получается, что генетики из университета Калифорнии эти споры смогли разрешить при помощи полученного из костей пяти древних жителей острова ДНК. Трое из них, как отмечают ученые, жили до пришествия европейцев на остров Пасхи, в 1445-1624 годах нашей эры, а двое других — незадолго до или уже во времена владычества рабовладельцев, в начале 19 и 20 веков.

Восстановив и сравнив их ДНК, генетики надеялись понять, какая из двух гипотез верна, и найти, если это возможно, родину цивилизации острова Пасхи. Конечно, задача была непростой, рассказывает один из американских исследователей, Ларс Ферен-Шмитц.

Тем не менее, ему и его коллегам удалось восстановить полную версию митохондриальной ДНК у всех этих людей и получить некоторую информацию по 30 тысячам мутаций в остальной части их генома, чего хватило для поиска их генетических корней. Выводы их были однозначны: жители острова Пасхи жили в изоляции несколько тысяч лет после своего прибытия на эту землю, и не контактировали с индейцами или другими народами планеты до начала 18 века, когда остров был открыт мореплавателями из Европы.

На вопрос о том, где искать родину загадочных людей с острова Пасхи однозначного ответа сегодня нет. Ферен-Шмитц и его коллеги очень надеются, что детальное изучение генома жителей южной части Полинезии поможет найти ответ на этот вопрос.

Между Евразией и Австралией на севере и Южной и Северной Америками на юге расположен Тихий океан - самый большой и глубокий на Земле. Именно здесь, предполагают ученые и мистики, нужно искать древний затонувший континент - Пацифиду.

Остров Пасхи со всех сторон окружен океаном. До Чили, к которому относится территория острова, - 3703 километра, а до Таити - 4500 километров. Остров очень маленький, его площадь - всего 163,6 квадратных километра.

В 1578 году испанский мореплаватель Хуан Фернандес отправился на поиски неведомой Южной Земли. Из-за шторма корабль сбился с курса и прибыл к странному острову, населенному белыми, богато одетыми людьми, совершенно не похожими ни на жителей Перу, ни на обитателей Чили.

Моряки решили, что цель достигнута, и вернулись в Чили, чтобы подготовиться к серьезной экспедиции на неведомую землю. Подготовка держалась в тайне, поэтому, когда Хуан Фернандес внезапно скончался, продолжить его дело никто не смог. На долгие годы загадочная земля была забыта.

В 1687 году английский пират Эдуард Дэвис обнаружил к югу от Чили низкий песчаный берег, а в нескольких десятках километров западнее - длинную полоску суши. Однако на берег пират сходить не стал.

В 1772 году с кораблей эскадры голландского адмирала Якоба Роггевена заметили маленький скалистый островок. Поскольку день был праздничный, Пасха, это имя было дано вновь открытой земле.

Все мореплаватели, похоже, видели разные земли. Но, может быть, все же это был изначально большой участок суши, который постепенно затапливался и изменял свои очертания в течение десятков лет? Возможно, эта земля была ничем иным, как Пацифидой, доживавшей свои последние дни?

Гипотеза о том, что остров Пасха ранее являлся частью обширной суши, на которой проживали представители высокоразвитой цивилизации, имеет ряд косвенных доказательств. Следом погибшей культуры может быть самобытная система письма - до сих пор не расшифрованные иероглифы кохау ронго-ронго.

Множество споров вызывают различные найденные деревянные статуэтки, петроглифы, мелкая пластика в камне и, конечно, знаменитые гигантские каменные скульптуры моаи.

«Во всех домах есть деревянные дещечки или палки, покрытые какими-то иероглифическими знаками. Это фигуры неизвестных на острове животных; туземцы чертят их с помощью острых камней (обсидиан). Каждая фигура имеет свое название; но так как они делают такие дощечки в редких случаях, это заставляет меня думать, что знаки - остатки древнего письма - сохранились у них по обычаю, которому они следуют, не ища в нем смысла».

Эжен Эйра, первый миссионер, прибывший на остров Пасхи

Кроме того, у островитян есть обряды (например, обряд выбора «человека-птицы»), не практикующиеся больше ни одним тихоокеанским народом.

Полинезийцы именуют остров Пасхи «Рапа-Нуи», то есть «Большой Рапа», в противовес «Рапа-Ити», то есть «Малому Рапа» - острову, расположенному на юго-западе от Пасхи. Британский путешественник Джеймс Кук зафиксировал название «Ваиху», но, скорее всего, этим словом назывался не весь остров, а только его часть.

Аборигены также называли свой остров «Мата-ки-те-Ранги» (Глаз Неба) и «Хити-Аи-Ранги» (Край Неба). Но чаще всего употреблялось название «Те-Пито-о-те-Хенуа», что переводится как «Пуп Земли». Тур Хейердал полагал, что самоназвание острова отражало его истинное положение. Здесь проживал высокоразвитый народ. Именно отсюда культура и научные знания распространялись среди других племен островов Океании.

Так, может быть, и в самом деле на первый взгляд фантастическая теория подтверждается? Неужели крошечный островок был когда-то центром огромного материка, сердцем высокоразвитой древней цивилизации?

Если бы остров Пасхи был частью Пацифиды, ушедшей некогда под воду, память об этом, как и о грандиозной катастрофе, обязательно бы сохранилась в мифах, легендах, преданиях. И такие легенды действительно существуют.

Правда, необходимо оговориться: скорее всего, эти сказания имеют мало общего с древними легендами - в XIX веке на остров напали перуанские работорговцы и вывезли оттуда всех мужчин, чтобы продать в рабство; по требованию правительств Англии и Франции оставшиеся в живых островитяне были возвращены на родину, однако на корабле разразилась эпидемия оспы, и в живых осталось всего 15 человек; они завезли болезнь на остров Пасхи, и вскоре из всего населения осталось лишь 111 человек.

А их, в свою очередь, очень быстро и очень ловко обратили в христианство, так что последние ниточки, связывавшие островитян с их древней культурой, оказались оборванными. Даже древние таблички с письменами были сожжены как «языческие» или надежно спрятаны от посторонних глаз.

Позже к епископу Таити Жоссану попало несколько чудом сохранившихся деревянных табличек. Однако он «не увидел на них письмен, которые бы связывали отдельные понятия между собой». Ничего похожего на «неизвестных на острове животных» там тоже не было.

Жоссан не нашел никаких убедительных доказательств того, что таблички и система письма относились к глубокой древности. Епископ писал:

«Если они и существовали, на что как будто указывает сообщение брата Эйро, можно лишь предполагать, что все они стали жертвой пламени. Сколь прискорбно, что до нас не дошла ни одна из древних дощечек! Те, которые я спас, явно относятся к более позднему времени, и я почти уверен, что они представляют собой лишь остатки письменности былой поры, ведь мы видим на них только то, что есть в природе этого маленького острова».

На сегодняшний день попытки расшифровать письменность острова Пасхи не приносят результатов. По крайней мере, подобного рода исследования не помогают ответить на главный вопрос: был ли остров Пасхи частью большого тихоокеанского континента?

Один из знаков Жоссан трактовал как изображение крысы. Тур Хейердал в том же самом иероглифе увидел животное семейства кошачьих, похожего на ягуара: «Круглая голова со свирепо разинутой пастью, тонкая шея и сильно выгнутое туловище, опирающееся на длинные согнутые ноги». Однако на острове Пасхи никогда не водились кошачьи, поэтому Хейердал предположил, что письменность островитян имеет южноамериканское происхождение. Исследователь фон Хевеши «прочитал» тот же самый знак как «обезьяну», что дало ему основания связать письменность острова Пасхи с древнейшей цивилизацией, существовавшей около 5000 лет назад в долине реки Инд. Существует также мнение, что этот иероглиф обозначает человека.

За долгие годы наука так и не пришла к согласию по поводу правильной трактовки этого знака.

Впрочем, сам факт наличия письменности свидетельствует о многом.

Возникновение письменности - верный признак зарождения государства. Единое некогда племя расслаивается на классы, возникает необходимость регулярно и точно фиксировать факты, описывать происходящие события. Следовательно, если на острове Пасхи существовало письмо, значит, было и государство - хотя бы примитивное и зарождающееся.

В 1913 году Макмиллан Браун, исследуя острова Тихого океана, встретился с племенем, проживающим на небольшом атолле Волеаи, в Микронезии, в противоположном от Пасхи конце Океании. Племя насчитывало всего 600 человек. Пятеро членов этого племени владели уникальной письменностью, ни похожей ни на одну из существующих. Странно было бы предположить, что создателем этого письма является кто-то из тех пяти человек.

Конечно, бывали случаи, когда аборигены Северной и Западной Африки, а также Аляски изобретали свою письменность, но лишь после знакомства с европейским буквенным письмом, причем в новых значках угадывались элементы латиницы либо очертания предметов купли-продажи. Письмена же народа Волеаи были уникальными.

Браун был убежден: эту письменность создали представители большой, хорошо организованной общины, жители крупного государства, которое некогда существовало в этой части Тихого океана.

Получалось, что на противоположных концах Океании жили два малочисленных народа, обладавшие самобытной письменностью, что указывает на существование у них цивилизации и государства. Может быть, Микронезия и остров Пасхи - последние оазисы, где сохранились остатки погибшей высокоразвитой цивилизации - Пацифиды? Может быть, они ведут свою историю от этого погибшего континента?

Исполинские каменные статуи моаи - знаменитый символ острова Пасхи - являются одной из величайших загадок нашей планеты. Моаи (головы и тела без ног) монолитны, вытесаны из единого камня (из цельного куска спрессованного вулканического пепла). Все они имеют похожие черты: тяжелые квадратные подбородки, вытянутые мочки ушей и высокие лбы.

Однако каждая моаи обладает особой, уникальной внешностью, как будто скульпторы пытались передать портретное сходство. Сейчас у статуй пустые глазницы, но ученые доказали, что когда-то у моаи были глаза, сделанные из кораллов.

Большинство статуй стоят на побережье и смотрят вглубь острова, но семь моаи повернуты лицом к морю и находятся достаточно далеко от воды.

Ученые ведут жаркие споры, являются ли моаи изображениями людей или пришельцев из космоса.

Высота моаи колеблется от 3 до 21 метра, а вес - от 10 до 90 тонн. На острове нашли неоконченную статую - высотой 20 метров и весом 270 тонн. Всего на острове 997 моаи, 394 из которых не окончены и брошены в каменоломнях.

Некоторые статуи были установлены на аху - специальные каменные площадки, вероятно предназначенные для неких ритуалов. Каменные блоки не скреплены никаким раствором, однако настолько точно подогнаны, что в щель между ними невозможно вставить даже тонкое лезвие ножа. Головы статуй увенчаны пукау - цилиндрическими шапками из красных камней.

Моаи изготавливались в каменоломнях, расположенных в глубине острова, в кратерах вулканов, а потом доставлялись к месту установки. Часть статуй так и остались лежать в каменоломнях. Создается такое впечатление, что работы по возведению моаи были спешно остановлены, а статуи брошены на произвол судьбы.

Возможно, виной тому была природная катастрофа, стихийное бедствие, после которого некому стало продолжать работу. А может быть, на остров явились незваные гости, опять-таки, люди или пришельцы, уничтожившие большую часть коренного населения.

На острове Пасхи нет ни рек, ни ручьев, ни озер. Источником пресной воды служат кратеры вулканов, расположенные по краям острова. В них есть несколько озер с дождевой водой.

По официальной версии, статуи-исполины создавались по приказу правящей верхушки острова - так называемых длинноухих (именно у них были те самые вытянутые мочки ушей - аристократы носили массивные украшения, которые растягивали мочки). Короткоухость была признаком принадлежности к бедным слоям, к черни - именно эта самая чернь и создавала моаи по приказу правителей. В XVI веке короткоухие подняли восстание, закончившееся победой, и прекратили создавать моаи.

Однако каким образом островитяне, не знавшие железа, вытесывали многотонные статуи и как умудрялись доставлять их к месту установки? Аборигены утверждали, что моаи двигались сами. Возможно, древние жители Пасхи обладали телекинетическими способностями и могли усилием мысли заставлять статуи перемещаться?

Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попросил последних представителей клана длинноухих воспроизвести все этапы создания моаи. Группа туземцев отправилась в каменоломню, где с помощью каменных молотков вытесала статую. Молотки, быстро приходившие в негодность, тут же заменялись новыми.

Затем аборигены переместили 12-тонное изваяние к месту установки. Статую тащили волоком, в горизонтальном положении, мобилизовав для этого большую группу помощников, затем подняли в вертикальное положение с помощью приспособления из камней и бревен - камни подкладывали под основание статуи, три бревна использовали в качестве рычага.

Островитяне, участвовавшие в эксперименте, рассказали Хейердалу, что, хотя моаи давно уже не строятся, секреты их создания передаются из уст в уста, от старших к младшим, причем старики заставляют молодежь повторять услышанное снова и снова, пока не убедятся, что знания твердо усвоены.

В 1986 году Хейердал совместно с чешским инженером и экспериментальным археологом Павлом Павлом поставил еще один эксперимент. Оказалось, что группа из семнадцати человек в состоянии перетащить вертикально поставленную 20-тонную статую, обвязанную веревками, перекантовывая ее.

Существует также мнение, что островитяне «привозили» моаи к месту установки на подстилке из перекатывающихся круглых бревен.

Итак, чтобы переместить моаи, не нужно обладать экстраординарными способностями, такая задача вполне под силу обычным людям, причем даже не знающим технического прогресса.

В XVIII - начале XIX века, по словам европейских путешественников, посещавших Пасху, большинство статуй моаи стояли в вертикальном положении. Но что-то или кто-то низвергнул каменных исполинов с их постаментов. И опять напрашивается очевидный, с первого взгляда, ответ. Статуи упали вследствие разразившейся природной катастрофы или нашествия завоевателей, то есть по тем же причинам, по которым туземцы бросили работы в каменоломнях.

По свидетельствам мореплавателей, посещавших остров Пасхи в течение XVIII-XIX веков, статуи падали постепенно. Год от года оставалось все меньше статуй, сохранявших вертикальное положение. В 1838 году адмирал Дюпети-Туар сообщал о девяти стоящих моаи, а вскоре все каменные гиганты острова Пасхи оказались на земле. Эта участь минула лишь статуи, врытые в грунт возле каменоломни Рано-Рараку.

Так кого же изображают каменные исполины? И зачем в течение десятилетий, а то и веков их создавали и ставили на берегу моря?

Первый ответ, который возникает: моаи - это фигуры богов. Вполне разумная гипотеза. Правда, есть одно «но». Сегодня на маленьком островке проживает всего 4888 человек. Вряд ли в давние времена население Пасхи было существенно больше. Получается, что примерно на каждые десять человек приходилось по одной статуе. Не слишком ли много священных изображений?

Существует версия, что каменные моаи - предки аборигенов Пасхи. Эта гипотеза объясняет, почему статуи имеют разную высоту: якобы размеры моаи отражают заслуги того или иного древнего островитянина.

Есть также мнение, что моаи должны были защитить остров от надвигающегося моря: то ли в качестве волнорезов, то ли в качестве магических стражей.

Наконец, некоторые исследователи полагают, что остров Пасхи некогда служил гостям из параллельной Вселенной храмом, где они исполняли культовые обряды, и каменные статуи служили именно для этих целей. Когда в силу неизвестных причин окно в параллельную Вселенную захлопнулось, работы по созданию новых статуй прекратились.

Эта трагедия напоминает: если человечество не изменит своего отношения к природе, ему грозит такая же участь

Причина гибели некогда цветущих цивилизаций — одна из самых жгучих тайн истории, а среди погибших древних культур, возможно, самая загадочная — цивилизация острова Пасхи.

Этот остров площадью всего 165 квадратных километров — один из наиболее уединенных обитаемых островов. Он лежит в Тихом океане примерно в 3500 километрах к западу от ближайшего материка — Южной Америки. На острове субтропический климат, плодородная вулканическая почва. Он мог бы быть райским уголком. Почему же сейчас это пустынный клочок суши, на котором живут лишь несколько сотен человек, хотя, судя по гигантским каменным статуям, здесь некогда существовала достаточно развитая цивилизация?


Этот вопрос рассматривает американский биолог Дж.Дайамонд, используя данные новейших исследований, проведенных археологами и палеонтологами. Предлагаем вашему вниманию сокращенный реферат его статьи в научно-популярном журнале «Дискавер».


Остров был открыт голландским мореплавателем Якобом Роггевеном весной 1722 года. Этот клочок суши напомнил путешественнику скорее пустыню, чем рай: «С большого расстояния остров сначала показался нам песчаным; но оказалось, что то, что мы приняли за песок, на самом деле было высохшей травой, сеном или другой выгоревшей растительностью. Общий пустынный вид производил впечатление крайней бедности и бесплодности».


Остров был покрыт травой, без единого дерева или куста высотою более трех метров. Сейчас ботаники находят на острове Пасхи только 47 видов незавезенных растений, большинство — папоротники, травы и осоки. Известно лишь два вида невысоких деревьев и два вида кустов. С такой флорой островитяне не имели источника хорошего топлива. Из животных на острове встречались только насекомые. Не было ящериц, ни летучих мышей, ни птиц, ни даже улиток или слизняков. Из домашних животных имелись только куры.


европейские путешественники, посещавшие остров в XVIII — начале XIX века, оценивали число его жителей примерно в 2000. Как установил капитан Кук, ненадолго приставший к острову в 1774 году, его обитатели имели полинезийское происхождение (таитянин, сопровождавший Кука, смог поговорить с ними). Но, несмотря на заслуженную славу полинезийцев как народа мореплавателей, пасхальцы смогли выплыть навстречу кораблям Роггевена только вплавь или на очень хрупких лодочках типа каноэ.



Островитяне были полностью изолированы от остального мира и не знали, что где-либо еще существуют люди. В последующие годы эта изолированность была доказана: на острове Пасхи не нашли ни одного предмета, не завезенного сюда первопоселенцами или приплывшими позже европейцами, и, в свою очередь, ни в одном из уголков мира не нашлось никаких изделий, типичных для острова. Между тем островитяне хранили память о том, что их предки когда-то посещали необитаемый островок Сала-и-Гомес в 260 морских милях от их острова (ближайшая к острову Пасхи суша).


Остров Пасхи знаменит своими огромными каменными статуями. Более двухсот таких истуканов стояло когда-то на массивных каменных платформах вдоль берега. Не менее семисот других, на разных стадиях изготовления брошены в каменоломнях или вдоль древних дорог, ведущих от этих каменоломен к берегу. Большинство статуй вырублено в одной каменоломне, и оттуда их сумели переместить на расстояние до десяти километров к океану. А весили они до 82 тонн при высоте до 10 метров. Постаменты для них имеют длину до 150 метров, высоту более трех метров, а составляющие их каменные плиты весят до 10 тонн. «Эти каменные изображения поразили нас, так как мы не могли понять, — писал Роггевен, — каким образом этот народ, не имеющий ни толстых прочных бревен для изготовления каких-либо машин, ни прочных канатов, смог все же воздвигнуть такие статуи». Наличие статуй говорит о совсем другом обществе, чем то, которое застал на острове Роггевен. Во-первых, чтобы создавать такие ряды огромных статуй, население острова должно было значительно превышать 2000 человек. Во-вторых, для этого необходимо было сложно организованное общество. Ресурсы острова сильно разбросаны: лучший камень для статуй добывался на северо-востоке, красный камень для «корон», увенчивающих некоторые статуи, — на юго-западе, орудия для скульпторов вырабатывались из камня, добывавшегося в основном на северо-западе острова. Самые плодородные почвы лежали на юге и востоке, а лучшие места для ловли рыбы находились у северного и западного берегов. Для добычи и распределения всех этих ресурсов требовалась сложная социальная организация. Как она могла возникнуть на этом пустынном острове и почему исчезла?


Многие европейцы считали невероятным, чтобы полинезийцы с их «низкой» культурой могли создать такие памятники. В 60-х годах швейцарский писатель Эрик фон Дэникен, горячо верящий в посещение Земли инопланетными космонавтами, даже предположил, что статуи острова Пасхи — творение инопланетян.


Что происходило на острове после заселения его человеком? Об этом рассказали новейшие исследования археологов и палеонтологов.


Радиоуглеродное датирование показало, что первые следы деятельности человека на острове появились около 400 — 700 года, что неплохо совпадает с данными лингвистов о времени возникновения языка, на котором говорили пасхальцы. Пик сооружения статуй пришелся на 1200 — 1500 годы, позже их почти не возводили. По археологическим находкам можно оценить размеры населения: наиболее распространена оценка в 7000, хотя некоторые говорят и о 20 тысячах человек, что при размерах острова и плодородии его почв не кажется невероятным.


С участием ныне живущих островитян проведены археологические эксперименты, показывающие, каким образом могли вырубиться и перевозиться каменные статуи. Оказалось, что за год двадцать человек, используя только каменные долота, могут изготовить даже самую крупную статую из найденных на острове. При наличии достаточного количества бревен и канатов бригады в несколько сот человек могли грузить статуи на деревянные волокушки, тянуть их по деревянным «рельсам» или по бревенчатым каткам, а затем поднимать в вертикальное положение с помощью рычагов из бревен. Канаты могли вить из волокон небольшого местного дерева пау-пау, родственного липе, из которой и у нас делали мочало. Но пау-пау сейчас весьма редко встречается на острове, а для перевозки одной статуи потребовались бы сотни метров каната. Может быть, раньше здесь хватало деревьев?


На этот вопрос может ответить палинология — наука, изучающая древнюю пыльцу, захороненную в пластах осадков в болотах и прудах. Возраст каждого слоя можно определить с помощью радиоуглеродного анализа. Изучая под микроскопом пыльцу, найденную в этих пластах, можно узнать, какие растения цвели здесь в прежние века. Эту работу недавно выполнили новозеландец Джон Флендли и англичанка Сара Кинг.


Оказалось, что когда-то остров Пасхи выглядел совсем иначе. В первое время после появления здесь полинезийцев остров был покрыт мощным субтропическим лесом с разнообразными видами деревьев, кустов и трав. Среди прочих видов здесь росли пау-пау и дерево торомиро, дававшие отличные дрова. Преобладал в этом лесу особый вид пальм, которого сейчас на острове нет совсем. Нижние слои отложений прямо-таки набиты его пыльцой. Этот вид родственен живущей и посейчас на американском материке чилийской винной пальме, достигающей в высоту 25 метров, а в диаметре 180 сантиметров.


Чем, кроме пальмовых продуктов, могли питаться жители острова? Раскопки, недавно проведенные американским археологом Дэвидом Стедманом, показали, что животный мир острова был не менее разнообразным, чем растительный. Стедман изучал так называемые кухонные кучи — помойки, накапливавшиеся вблизи мест разделки добычи, приготовления и потребления пищи. В Полинезии эти куча на 90 процентов состоит из рыбьих костей. Но воды вокруг острова Пасхи не очень богаты рыбой. В период с 900 до 1300 года менее четверти массы кухонных куч составляют рыбьи кости, и более трети костей принадлежат дельфинам (в Полинезии — менее процента). Жители острова Пасхи охотились с гарпунами на дельфинов, но распространенный здесь вид дельфинов живет вдали от берегов. Значит, пасхальцы имели лодки, пригодные для выхода в океан.


Кроме дельфинов, как обнаружил Стедман, первопоселенцы питались морскими птицами. В кучах найдены кости альбатросов, фрегатов, олушей, глупышей, буревестников, крачек и других птиц. На острове гнездилось не менее 25 видов птиц, возможно, это был крупнейший птичий базар во всем Тихом океане.


Итак около 1600 лет назад, ступив на берег после долгого плавания, полинезийцы нашли здесь нетронутый рай, в котором было все необходимое для нормальной жизни. Что же произошло потом?


Пыльца из отложений показала, что уже через четыре века после высадки людей уничтожение леса зашло довольно далеко. В колонках отложений появился древесный уголь — свидетель выжигания леса, а количество пыльцы пальм и других деревьев стало снижаться, пока ее почти полностью не заменила пыльца трав. Вскоре после 1400 года пальма вымерла полностью, и не только потому, что ее вырубали люди, но и потому, что крысы не давали ей размножаться. В пещерах на острове найдены десятки разгрызенных крысами орехов. Вырубалось и дерево пау-пау, так что в конце концов исчез материал для канатов. Ко времени прибытия на остров Тура Хейердала на деревянном плоту (ученый хотел этим плаванием, совершенным в 1947 году, доказать, что предки пасхальцев приплыли сюда из Америки) на острове оставалось одно-единственное, почти засохшее дерево торомиро, а теперь нет и его. К счастью, экземпляры этого вида сохранились в разных ботанических садах мира.


В XV веке погиб и сам лес. Люди вырубали деревья на дрова, для строительства пирог и возведения статуй, для сооружения домов и просто чтобы расчистить место для своих полей. Видимо, исчезли местные птицы, разносившие пыльцу и семена растений. Не только погиб лес, но и вымерло большинство видов растений, его составлявших.


Не легче пришлось и животным. Исчезли все местные лесные виды птиц. Даже крупных улиток у берегов острова всех выловили, пришлось перейти на сбор мелких видов. Кости дельфинов резко исчезли из кухонных куч, начиная примерно с 1500 года: не стало материала для строительства больших океанских пирог, прекратилась и охота с гарпуном. Были уничтожены полностью колонии более половины видов морских птиц, гнездившихся на острове Пасхи.


Чтобы сохранить в рационе мясо, пасхальцы усилили разведение кур, которые до того были немногочисленными. И в кухонных кучах стали нередко встречаться человеческие кости. В сохранившихся устных преданиях говорится о людоедстве. Имевшиеся продукты готовили на кострах из выжимок сахарного тростника, из травы и осок — другого топлива уже не было.


Все эти факты складываются в цельную картину упадка и вымирания общества.


Через несколько веков после прибытия на остров потомки первопоселенцев начали сооружать огромные каменные статуи на платформах, по стилю похожие на меньшую размерами скульптуру их полинезийских предков. Годы шли, и их постаменты все увеличивались, на головах монументов появились десятитонные «шапки» из красного камня. По-видимому, шло негласное соревнование между семьями или кланами, кто поставит более крупную скульптуру, которая прославит богатство и мощь создателей.


Постепенно оказалось, что растущее население сводит лес быстрее, чем тот может восстанавливаться. И вскоре островитянам стало не хватать не только древесины и канатов, но и воды: дождевая вода, не задерживаемая лесом, стала быстро стекать в океан. Иссякли родники и ручьи. Почва утратила былое плодородие. Из пищевых ресурсов фактически остались корешки трав, куры и… люди.


Остров не мог больше прокормить вождей, чиновников и жрецов, необходимых для функционирования сложного общества. Оставшиеся в живых островитяне рассказали первым европейским пришельцам, как централизованное правительство сменилось хаотичным правлением глав отдельных мелких кланов. Наконец, главенство захватили те, у кого была сила, — каста воинов. Остров и сейчас усеян каменными наконечниками копий и кинжалами, потерянными в боях XVII — XVIII веков. Около 1700 года началось резкое падение численности населения…


Вот так погибла высокоразвитая цивилизация на острове Пасхи. Но ведь этот остров — уменьшенная модель нашей планеты. У нас тоже растет население и уменьшаются запасы необходимых для жизни природных ресурсов. Мы тоже часто возводим гигантские сооружения или осуществляем проекты, рассчитанные в основном на то, чтобы пустить пыль в глаза. Если развитие человечества будет продолжаться прежним курсом, уже наши дети увидят, как перестанет ловиться рыба в океанах, как иссякнут сокровища недр, исчезнут леса и плодородные почвы. Нам тоже некуда переселиться — вблизи нет пригодных для жизни «островов».


Но есть одно, зато очень важное отличие нашей большой цивилизации от малой островной. если весь «банк информации» жителей острова Пасхи состоял из деревянных дощечек с записанными на них молитвами и преданиями, а науки у них совсем не было, у человечества имеются библиотеки, архивы, научные институты. Есть и достаточно знаний о том, как функционируют механизмы, позволяющие нам существовать на Земле. Неужели у нас не хватит ума не ломать эти механизмы? Неужели гибель цивилизации пасхальцев не станет для нас уроком?